Критериями истины являются практика руководство

Проверочная работа по теме «Знание и познание»   с ответами     10 класс

1. И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения  3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

2. Понятие – это форма мысли, которая

1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

органы чувств  2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

и явлений     3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения

4. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1)      представлениями  2)  ощущениями  3)  гипотезами 4)  понятиями

5. Рациональное — это познание:   1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта                                                3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

6. Отражение общих и существенных признаков называется:

1)    сознанием 2)   суждением 3)   понятием 4)   ощущением

7. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:      1) обыденного знания  2) мифологического знания  3)  эмпирического знания   4) научного знания 

8. Обобщение является составной частью                                                                                                                  1) производственной деятельности  2) чувственного познания                                                                             3) рационального мышления  4) игровой деятельности

9. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

деятельность учёного:                                                                                                                                                           1) основывается на использовании эксперимента  2) основывается на творческом подходе к работе                                                                                                                                  3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

10. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом                     1)        паранаучного знания    2)        обобщения жизненного опыта                        3)        художественного вымысла   4)        экспериментальной проверки

11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали

на органы чувств человека, называются:                                                                                                                                  1)   гипотезами  2) понятиями 3)  представлениями 4) мнениями

12. Критериями истины являются:  1)  опыт, практика  2)  мнение руководства

3)   соответствие господствующему в обществе учению 4)   соответствие законам логики

13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1)  ощущение, восприятие, представление  2)        понятие, представление, умозаключение

3)   понятие, суждение, умозаключение  4)        представление, суждение, ощущение

14. Укажите, что из перечисленного не является формой

чувственного познания:  1)  суждение  2) представление   3)  ощущение  4)  восприятие

В1.    Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

В2. Установите соответствие между психическими процессами,

участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и

их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ  И ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

1)анализ

А) установление сходства или различия предметов

2)синтез

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

В4. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции

(А), а какие – к индукции (В)?

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.

Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.

Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор

также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным

и другим растениям для нормального роста и развития необходим

полив, то есть регулярное естественное или искусственное

внесение в почву определённого количества влаги.

Ответы:

1

1

2

2

3

4

4

1

5

4

6

3

7

4

8

3

9

4

10

2

11

3

12

1

13

3

14

1

В1

АВББА

В2

ВЕДБАГ

В3

БЕАДВГ

В4

А-1; 2-В

1. Критерием (ями) истины является (ются) 1) Соответствие господствующему в обществе учению 2) Практика 3) Мнение руководства 4) Все указанное выше 2.

Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. В социальном познание его субъект и объект совпадают.

Б. В социальном поздно они активно используется эксперимент.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 3.

Верны ли следующие суждения о паранаучном знании?

А. Паранаучное знание отличается объективностью и истинностью.

Б. Паранаучное знание совместимо с имеющимся научным знанием.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 4.

Утверждение : «Соответствие правового образования учащихся современным потребности личности, общества, государства может быть достигнуто, если осуществлять его системно, на основе гуманистических идей и принципов» является примером 1) Интуитивной догадки 2) Гипотезы 3) Экспериментально утверждённого факта 4) Закона 5.

Верны ли следующие суждения о создании теории?

А. При создании теории используются формы чувственного познания.

Б. При создании теории используются форма рационального познания.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 6.

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

Б. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны.

Вы находитесь на странице вопроса 1. Критерием (ями) истины является (ются) 1) Соответствие господствующему в обществе учению 2) Практика 3) Мнение руководства 4) Все указанное выше 2? из категории Обществознание.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.

Поскольку
истина предполагает определенное
познавательное отношение субъекта к
объекту и в этом смысле «истина относится
не только к субъекту, а также к объекту»
(Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3,
1957, с. 501), постольку критерий И. должен
представлять собой определенное
отношение, отличное от процесса познания,
но вместе с тем органически связанное
с ним. Таким отношением, материальным
процессом является обществ. практика,
которая и образует критерий И. В
рамках ДСТ и МСТ «истина проверяется
на истинность» на основе различных
аспектов
практики,
а также других критериев.

Практика
определяется как чувственно-рациональная,
предметно-теоретическая деятельность
человека по преобразованию материальных
и идеальных систем. Именно практика
рассматривается в качестве ведущего
критерия истины. Если знание истинно,
то основанная на нем практическая
деятельность будет успешной. Напротив,
если практическая деятельность признается
неудачной, то лежащее в ее основе знание
с большой вероятностью является ложным.

Связь
познания и практики

имеет тройственное проявление:

— Познание как
источник развития практики.

— Практика как
источник развития познания.

— Практика как
критерий истины.

Практика
в качестве критерия истины различно
понимается в рамках диалектики и
метафизики
.
Диалектика предполагает единство
(диалектическое противоречие) чувственного
и рационального в рамках практики.
Следовательно практика – это единство
чувственного и рационального освоения
мира. В таком случае, практика в единстве
двух этих аспектов выступает как
критерий истины. Знание должно быть
подтверждено в практическом и теоретическом
«погружении» в объект в процессе
практики. Например, чтобы удостовериться
в истинности утверждения «квадрат имеет
четыре угла» необходимо обратить
внимание на рационально обоснованную
ясность, логичность этого утверждения.
А затем – проверить это на конкретном
примере эмпирически.

Рациональный
аспект практики раскрывается в единстве
логического и исторического, абстрактного
и конкретного

Принципы
развития объективного мира должны
рассматриваться в том их виде, в котором
они протекали в действительности. Любой
предмет, любое явление могут быть поняты
и правильно оценены только при условии
рассмотрения их в конкретных исторических
условиях, в исторических логических
связях с другими явлениями и предметами.
Из этого выводятся два взаимосвязанных
метода воспроизведения исторических
процессов развития объекта: логический
метод, с помощью которого развитие
объекта воспроизводиться в форме теории
системы, и исторический метод, с помощью
которого развитие объекта воспроизводиться
в форме истории системы.

Диалектика
абстрактного и конкретного – это
типичный случай диалектического
единства, взаимоперехода противоположностей.
Абстракция в мышлении представляет
собой лишь исчезающий момент в процессе
отражения конкретной действительности
в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе
достижения конкретной истины. Абстрактное
рассмотрение предмета выступает здесь
как ступень, как момент конкретного
рассмотрения. Абстракция тем самым
толкуется не как цель, а лишь как средство
мышления, восходящего от абстрактного
к конкретному.

В
метафизике

практика понимается в зависимости от
версии в рамках данной системы
теоретизирования.

В
неореализме

практика – это процесс материального
восполнения схем-паттернов (репрезентантов),
направленный на подтверждения их
абсолютной значимости. Абсолютизируется
рациональный аспект практики.

В рамках неореализма используются
другие критерии истины, раскрывающие
рациональный аспект практики: логическая
непротиворечивость, когерентность
(системность), эвристичность, красота,.

  Критерий
непротиворечивости
предполагает, что истинное знание должно
выражаться в логически непротиворечивых
формах. Логическое противоречие
свидетельствует либо о заблуждении,
либо о лжи [Поппер
К., 1980].
          Когерентность
(системность) предполагает, что новое
знание должно быть хорошо согласовано
с теми результатами, которые уже
оцениваются как истинные. Критерий
когерентности позволяет выбрать между
двумя теориями, которые не могут быть
проверены на практике и обе являются
логически непротиворечивыми. Из двух
теорий истинной признается та, которая
более совместима с фундаментальным
знанием.
          Критерий
эвристичности
вступает в силу, когда перечисленные
выше способы отграничения истинного
знания от неистинного не позволяют
принять решение. Из двух теорий более
эвристичной, а, следовательно, истинной,
является та, в которой теоретический
рост опережает эмпирический. Т.е. более
эвристична та теория, которая помогает
предсказывать новые факты, обеспечивает
прирост знания, а не просто систематизирует
уже известные факты
(philos.msu.ru/library/).
            Красота
еще более субъективный критерий,
выражающий личностную удовлетворенность
результатами познания. Английский
ученый — физик П.
Дирак
утверждал, что красивая, внутренне
согласованная теория не может быть
неверной. Суть принципа красоты в том,
что хорошая теория отличается особой
эстетической гармонией, элегантностью,
ясностью и стройностью. Как считает
Т.Кун,
значение эстетических оценок может
иногда оказываться решающим. Хотя эти
оценки привлекают к новой теории только
немногих ученых, бывает так, что это
именно те ученые, от которых зависит
окончательный триумф новой концепции
[Кун Т., 1973]. Т.е. несмотря на неопределенность,
критерий красоты вполне функционален.

В
неономинализме

практика чисто материальна. Она предстаёт
как процесс-сущность, который так или
иначе можно описать, репрезентировать.
В рамках МСТ
применяются
иные критерии истины – экспериментальная
достоверность, простота, полезность,
интуиция. Абсолютизируется чувственный
аспект практики.

Экспериментальная
достоверность
.
Истинно то, что подтверждается в опыте,
эксперименте. Это – основные идеи
эмпиризма и сенсуализма. Понятия
«сенсуализм» и «эмпиризм» обозначают
теоретико-познавательное и психологическое
направление, выводящее все познание из
чувственных восприятий, изображающее
все явления духовной жизни как более
или менее связанные комплексы ощущений,
причиной которых являются внутренние
или внешние раздражения. В древнем мире
представителями сенсуализма были
киренаики и эпикурейцы, в средние века
сенсуализм был мало распространен. В
Новое время основу сенсуализма заложил
Д. Локк, который выдвинул положение, что
нет ничего в интеллекте, чего ранее не
было бы в чувстве. Это положение разделяли
Т. Гоббс и Д. Беркли. Систематическое
обоснование сенсуализм получил у
французских просветителей, в частности,
Э. Кондильяк утверждал, что восприятие
охватывает все духовные способности.
Д. Юм добавил к «внешнему опыту»,
из которого исходили все прежние
представители сенсуализма, «внутренний
опыт». Согласно его утверждению, все
творческие силы души есть не более чем
способность связывать, переставлять и
увеличивать материю, данную при помощи
чувств и опыта. На позициях эмпиризма
и сенсуализма стояли Ф. Бэкон и Л.
Фейербах. Близкими к сенсуализму
направлениями являются эмпириокритицизм
и позитивизм.

Суть
критерия простоты
в следующем: из двух теорий предпочтение
следует отдать той, которая объясняет
действительность, опираясь на меньшее
количество независимых допущений, т.е.
более просто. Критерий простоты восходит
к таким принципам, сформулированным в
истории философии, как требование
минимизации допущений при объяснении
Аристотеля,
«бритва Оккама» (не умножай сущности
без необходимости), требование простоты
знания Г.
Лейбница
(www.philosophy.ru).
Человеку свойственно искать простейшее
решение. Но свойство простоты знания
трудно описать однозначно. В оценке
самого критерия простоты нет единства,
одни философы считают его действенным,
другие теоретической химерой, которую
следует убрать из науки и философии.

В
качестве неклассического дополнительного
критерия истины может также использоваться
полезность:
знание, которое обеспечивает деятельность,
ведущую к успеху, следует рассматривать
как истинное независимо от его содержания
(philos.msu.ru/library/).
Интуиция
— это непосредственное неосознанно
полученное знание. Интуитивное знание
может быть как чувственным, так и
рациональным.

16

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

4. ПРАКТИКА — КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

Правильность отражения внешнего мира в мозгу человека проверяется практикой, Практика подтверждает данные органов чувств и мышления, передаваемые людьми друг другу с помощью языка.

МАРКСИСТСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАКТИКИ. Марксистский философский материализм понимает под практикой прежде всего общественно-производственную деятельность людей. Эксперимент в лаборатории учёного или в заводской лаборатории, проводимый при помощи научной аппаратуры, являющейся показателем и выражением успехов производства и наук, также является частью общественно-производственной практики. В практику, служащую критерием истины, включается также практика астрономических наблюдений, географических открытий и т. д.

Нельзя сводить практику только к отношению людей к природе. Материальные, т. е. складывающиеся независимо от воли людей, производственные отношения общества являются важной стороной общественно-производственной деятельности. Поэтому в содержание практики марксизм-ленинизм включает и опыт классовой борьбы, практику борьбы за социализм и коммунизм,

Если мы действуем на основе правильного представления о предметах, закономерностях объективного мира, то мы достигнем заранее намеченных результатов. Таким образом, успехи практической деятельности людей являются проверкой применяемых в ней теоретических представлений. Ошибки и неудачи в практической деятельности свидетельствуют о неполноте наших знаний и тем толкают к преодолению этих ошибок, т. е. к дальнейшему, всё более глубокому познанию мира и его закономерностей.

Практическая деятельность людей есть в конечном счёте решающий способ проверки достоверности наших знаний. Практика проверяет правильность отражения явлений природы, правильность познания сущности этих явлений. Практика проверяет правильность наших выводов об этих явлениях и о законах, управляющих ими. Практика выступает основой и критерием истинности наших знаний об объективной реальности.

Важнейшим условием развития науки является умение деятелей науки чутко прислушиваться к голосу жизни, практики.

Вне практики в её марксистском понимании нельзя разрешить вопрос о правильности или неправильности человеческих представлений о внешнем мире. Больше того, попытка оторвать вопрос о познаваемости мира от практики ведёт неизбежно к схоластике.

«Вопрос о том, — писал Маркс, — обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления» [10].

Введение марксистским философским материализмом общественно-производственной практики в теорию познания диалектического материализма нанесло смертельный удар по агностицизму, философский идеализм был разоблачён в той сфере, где он считал себя неуязвимым.

Энгельс указывал, что самым решительным опровержением агностицизма является практика, а именно эксперимент и индустрия. «Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем; что мы сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец» [11].

История науки и техники подтверждает положение марксистского материализма о познаваемости мира, о роли практики как критерия истины.

История естествознания и современная наука неопровержимо свидетельствуют о том, что человек с каждым научным открытием всё глубже и полнее познаёт объективный материальный мир и закономерности его развития и подтверждает правильность своих знаний практикой. Познавая объективные законы природы и общества, люди используют их для достижения своих практических целей, овладевают стихийными силами природы и создают в процессе производства такие предметы и явления, которые без них природа на Земле не создавала (например, химические элементы тяжелее урана, пластмассы, новые сорта растений и породы животных и т. д. Создание в лаборатории и в промышленности предметов и явлений, которые без человека создаются природой, а также создание по заранее намеченным планам, опираясь на познание законов природы, таких предметов и явлений, которые до этого не встречались человеку и условиях Земли, являются неопровержимым доказательством познаваемости мира и его объективных закономерностей.

Диалектический материализм полностью разоблачил агностические утверждении относительно «непознаваемости» законов развития общества. И здесь решающим критерием истины является практика.

Пролетариат — революционный класс, практическая деятельность и жизненные интересы которого требуют изучения объективных законов развития и изменения общественной жизни. Учители и вожди рабочего класса Маркс и Энгельс создали точную науку об обществе — исторический материализм, марксистскую политическую экономию, теорию научного коммунизма.

Маркс и Энгельс на основе познания ими объективных экономических законов капиталистического способа производства впервые смогли научно предвидеть неизбежность гибели капитализма, неизбежность победы пролетариата, творца и строителя коммунизма. Наука об обществе была творчески развита дальше в решениях съездов КПСС и Центрального Комитета Коммунистической партии, в трудах Ленина, его продолжателя И. В. Сталина, их выдающихся учеников и соратников. Практика классовой борьбы пролетариата, победа Великой Октябрьской социалистической революции и победоносное строительство коммунизма в СССР неопровержимо доказывают истинность и силу марксистско-ленинской теории. Всемирно-исторические успехи социалистического строительства в СССР, успехи стран народной демократии, практика борьбы всех прогрессивных сил во главе с коммунистическими партиями против лагеря империализма являются доказательством великой мобилизующей, организующей и преобразующей силы идей марксизма-ленинизма, точно отображающих действительное развитие мира, вооружающих практическую деятельность передовых сил общества.

КРИТИКА ПРАГМАТИЗМА. Практика решительно опровергает идеализм и агностицизм в теории познания. Не удивительны поэтому отчаянные попытки современных философов империалистической буржуазии фальсифицировать понятие практики с целью спасения идеализма. Одной из таких попыток является модная и поныне в американской буржуазной философии «школа» так называемого прагматизма, разоблачённая ещё В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм».

Прагматисты (Джемс, Дьюи и др.) утверждают, что основой их философии тоже будто бы является практика. Однако под практикой прагматисты понимают лишь то что полезно, выгодно. Полезность они объявляют единственным критерием истинности. Так как, по мнения прагматистов, каждый человек преследует свою выгоду, то истин столько же, сколько людей. На деле прагматисты объявляют «истинным» лишь то, что полезно капиталу и приносит ему успех, прибыль. С точки зрения прагматистов, религия, например, является «истиной», потому что она «полезна» эксплуататорский классам, идеализм оказывается «истинным» на том же основании. Прагматисты объявляют «истиной» любую ложь, если эта ложь выгодна империалистической буржуазии. Прагматисты выступают как философские оруженосцы современной воинствующей империалистической реакции в США. Они отвергают существование внешнего материального мира и его объективных закономерностей, отвергают понимание практики как критерия объективной истины, выступают как субъективисты.

О прагматистах В. И. Ленин писал: «Едва ли не «последней модой» самоновейшей американской философии является «прагматизм» (от греческого pragma — дело, действие; философия действия). О прагматизме говорят философские журналы едва ли не более всего. Прагматизм высмеивает метафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опит, признает единственным критерием практику… и… преблагополучно выводит изо всего этого бога и целях практических, только для практики…» [12].

Марксистский философский материализм разоблачает и другие попытки идеалистов извратить вопрос о практике и её роли в познании.

Так, например, махист А. Богданов идеалистически понимал практику как «коллективный опыт», т. е. ощущения многих лиц, и утверждал, будто бы подобным образом понимаемая человеческая практика есть единственный объект познания. Богданов отрицал материю как предмет познания.

В противоположность этому марксистский философский материализм утверждает, что объектом научного познания является материальный мир, существующий вне и независимо от сознания и существовавший ещё тогда, когда не было общества и общественно-производственной деятельности людей. Марксистский философский материализм органически связывает вопрос о роли практики в теории познания с материалистическим решением основного вопроса философии, с признанием существования материи вне сознания, с принципом познаваемости объективного мира.

КРИТИКА МАХИСТСКОГО ТОЛКОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ОПЫТ». Одним из характерных приёмов идеалистов в их борьбе против науки является извращённое толкование ими понятия «опыт», которое широко применяет реакционная философия для прикрытия антинаучного содержания своих теорий.

Махисты, жонглируя понятием «опыт», отвергли объективное содержание опыта, рассматривали «опыт» идеалистически, только как ощущение, переживание человека. На махистскую удочку попался Плеханов, согласившийся с одним из махистских толкований понятия «опыт».

В труде «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин показал, что различные трактовки понятия «опыт», вроде трактовки его как «средства познания» или «предмета познания», сами по себе ещё не раскрывают основных гносеологических расхождений между материализмом и идеализмом. Суть дела заключается в том, чтобы раскрыть объективное содержание в опыте: объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания.

В противоположность махизму марксистский философский материализм определяет опыт как часть общественно-производственной деятельности людей, направленной на раскрытие объективных законов материального мира, на его преобразование. Уже в самом простом научном эксперименте большую роль играет активное отношение к природе. Наука воспроизводит явления природы в опыте с целью раскрытия её законов, с целью овладения её тайнами.

Таким образом, марксизм-ленинизм разоблачает все идеалистические извращения в понимании практики и впервые вводит в теорию познания практическую деятельность людей, их общественно-производственную деятельность.

Введение практики в теорию познания характеризует марксизм как действенное мировоззрение в противоположность созерцательному характеру старого, домарксовского материализма.

ПРАКТИКА — ОСНОВА ЕДИНСТВА ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ И АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ. Для устранения ошибок в мышлении и для использования выводов теории в жизни необходимо идти от практики к мышлению и от мышления к практике, проверяя ею правильность результатов абстрактного мышления. Следовательно, практика выступает не только основой познания и критерием истины, но и целью познания объективного мира. Практика лежит в основе, всех этапов познания объективной реальности. Живое созерцание человеком природы, как и абстрактное мышление людей исторически могли возникнуть и развиваться лишь в процессе практического воздействия человека на природу и общество, в ходе общественно-производственной деятельности людей.

Подлинно научное познание мира имеет целью активное преобразование природы, коммунистическое преобразование общества, внедрение результатов теории в жизнь.

Практика подтверждает единство живого созерцания и абстрактного мышления. Всякая попытка свести процесс познания только к одному из этих моментов познания противоречит реальным фактам действительности, ведёт к извращению марксистско-ленинской теории отражения. Ограничение процесса познании внешнего мира только лишь одними чувственными данными, недооценка роли абстрактного мышлении ведет к слепому накоплению фактов без раскрытия их внутренней связи. В свою очередь ограничение познания природы только абстрактным мышлением, игнорирование данных органов чувств и практики прямо ведут к схоластике. Практика, рассматриваемая вне связи с теорией, ведёт к делячеству, к работе ощупью, вслепую. Анализ любого вида человеческой деятельности подтверждает правильность этого вывода.

В результате развитии промышленности и науки на помощь органам чувств и мышлению человека и ходе его познания внешнего мира приходит вся современная научная и технической аппаратура. Чтобы изготовить современные телескопы, световые и электронные микроскопы, сейсмографы, радиопередатчики, телевизоры, конденсационную камеру, бетатрон, циклотрон, радиолокатор, электроинтегратор и другую научную и промышленную аппаратуру, нужен высокий уровень развития производства, огромный запас наблюдений, высокий уровень развития научного мышления.

Приведём пример такого единства всех форм отражения внешнего мира.

Изобретение и усовершенствование светового микроскопа было в своё время огромным достижением науки и техники. Человек стал видеть недоступные невооружённому глазу мельчайшие предметы. Однако световой микроскоп не позволяет различать предметы меньшие, чем длина световой волны.

Буржуазные философы-идеалисты поспешили и здесь заявить, что наступил будто бы предел познания человеком микропроцессов. Однако в 20-х годах XX в. были обнаружены волновые свойства электронов. Оказалось, что при известных условиях можно получить электронную волну такой длины, что становятся видимыми частицы, которых нельзя было видеть в оптический микроскоп.

Используя это открытие, учёные получили возможность построить особые электронные микроскопы. Электронный микроскоп во много раз сильнее самого сильного светового микроскопа. При помощи электронного микроскопа можно, например, видеть вирус гриппа, размеры которого составляют величину порядка нескольких молекул. И это ещё не предел возможностей совершенствования современной микроскопии.

Советские астрофизики сумели, несмотря на мощные облака тёмной межзвёздной материи, сфотографировать при помощи инфракрасных лучей считавшийся принципиально недоступным для научного исследования центр Млечного пути (нашей Галактики). Они сумели обнаружить тяжёлый углерод в составе звёзд-гигантов, сумели показать, что в составе Млечного пути звёзды не возникли одновременно, как об этом писали буржуазные астрофизики, что в нём и сейчас идёт процесс звездообразования.

Мы можем сегодня видеть следы таких явлений, которые невозможно увидеть непосредственно даже при помощи самого сильного электронного микроскопа. В конденсационной камере можно наблюдать движение отдельного электрона, фотографировать полёт позитрона и т. п. Учёные сконструировали приборы, которые дают возможность наблюдать явления и процессы, протекающие за одну миллионную и даже меньшую долю секунды.

Убедительные примеры превращения «вещей в себе» в «вещи для нас» даёт нам практика использования в промышленности достижений современной синтетической химии.

Люди раньше не умели производить искусственный каучук. Структура молекулы естественного каучука не была достаточно известна химикам. В этом отношений каучук оставался для науки «вещью в себе». Коммунистическая партия поставила перед советскими химиками задачу в короткий срок разгадать тайну химического строения молекулы каучука и научиться самим в лабораториях и в промышленности производить то, что без нас, в виде сока особых растений, производит природа.

Ещё до Великой Октябрьской социалистической революции выдающийся русский химик С. В. Лебедев вплотную подошёл к решению проблемы искусственного синтеза каучука. Но только в условиях советского строя советские химики во главе с С. В. Лебедевым раскрыли тайны строения каучука и разработали технологию производства синтетического каучука. Таким образом, и в этой области химических знаний на практике была доказана познаваемость мира. Эти примеры из истории астрономических открытий, физики и химии являются подтверждением положения марксистского философского материализма о том, что пот вещей непознаваемых, а ость только вещи, пока ещё не познанные, которые, однако, рано или поздно будут пополнены силами науки и практики.

Так, единство живого созерцания, абстрактной научной мысли и практики позволяет всё глубже и глубже отражать природу. Наука и практика доказали правильность положений марксистского философского материализма, утверждающего, что возможности человеческого познания беспредельны. От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него — к практике — таков путь познания истины.

Итак, практика доказывает познаваемость мира. Проверенные практикой знания о законах природы являются объективными истинами.

Как же понимает марксистский философский материализм истину?

Читайте также

Учение об истине. Практика – критерий истины

Учение об истине.
Практика – критерий истины
Для науки XVIII в., находившейся под влиянием метафизической методологии, было типичным понимание истины как только абсолютной, а тем самым и вечной. Это понимание унаследовал и Дюринг: «Всеобъемлющая, раз навсегда законченная

Относительность философской истины и абсолютность истины христианской

Относительность философской истины и абсолютность истины христианской
Каждый христианин знает, что философские истины, размышления и теории ни в коей мере не могут заменить истины христианской, ибо истины, которые открывает нам философия, относительны, а истина,

IV. Критерий апостола Иоанна

IV. Критерий апостола Иоанна
Последствия греха, отделяющего нас от Бога, в области сознания, мысли совершенно те же, как и во всей нашей жизни. И там и здесь грех является началом полного внутреннего распада.Раздвоение между чувственностью и мыслью – дуализм отвлеченного

1. Первый критерий — символическое

1. Первый критерий — символическое
Для нас является привычным, почти что безусловным, некоторое различие, или корреляция, между реальным и воображаемым. Вся наша мысль поддерживает диалектическую игру между этими двумя понятиями. Даже когда классическая философия

5. Пятый критерий: серийное

5. Пятый критерий: серийное
Все это, однако, кажется еще неспособным функционировать. Дело в том, что мы смогли определить структуру только наполовину. Она начнет двигаться, оживляться, лишь если мы воспроизведем ее вторую половину. Действительно, определенные нами выше

IV. Философский критерий.

IV. Философский критерий.
Все виды литературы хороши, кроме скучной, говорил Вольтер. Прав он? Конечно, прав, никто спорить не станет. Сказать, что литературное произведение скучно, значит признать, что оно никуда не годится. Ну, а как быть с мировоззрениями? Вправе мы

А. УДОВОЛЬСТВИЕ КАК КРИТЕРИЙ ЦЕННОСТИ

А. УДОВОЛЬСТВИЕ КАК КРИТЕРИЙ ЦЕННОСТИ
Авторитарная этика обладает преимуществом простоты; ее критерии добра и зла продиктованы авторитетом, и добродетель человека состоит в том, чтоб подчиняться этому диктату. Гуманистическая же этика вынуждена справляться с уже

6. КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

6. КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
Мы видели, что Маркс в 1845 году, Энгельс в 1888 и 1892 гг. вводят критерий практики в основу теории познания материализма.[122] Вне практики ставить вопрос о том, «соответствует ли человеческому мышлению предметная» (т.е. объективная)

Критерий эффективности

Критерий эффективности
Мы видели, что требованием милосердия предписывается оказание заботы и помощи каждому нуждающемуся, тем более просящему о помощи. Не отказать в просьбе о воспомоществовании, подать милостыню — есть всего лишь учтивость, говорил Толстой.

6.12. Новый критерий

6.12. Новый критерий
В этом параграфе я сформулирую новый критерий{82} гравитационной редукции вектора состояния, существенно отличный от того, что был предложен в НРК, но близкий к некоторым идеям, высказанным в последнее время Диози и другими учеными. Причины, побудившие

а. Удовольствие как критерий ценности

а. Удовольствие как критерий ценности
Авторитарная этика обладает преимуществом простоты; ее критерии добра и зла определяются диктатом авторитета, добродетель человека заключается в повиновении им. Гуманистической этике приходится справляться с трудностью, о

13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины)

13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины)
Следующим вечером Враджанатх вновь пришел к святому Шри Рагхунатхе и сел под дерево бакула лицом к дому Шривасы. У пожилого бабаджи в сердце уже родилась отцовская любовь к

На этой странице вы узнаете

  • Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?
  • Чем отличается заблуждение от лжи?
  • Как мы можем доказать истинность знания?

«Вещь не перестает быть истиной от того, что она не признана многими». В этой цитате Бенедикта Спинозы отражается одна из характеристик истины — объективность, то есть независимость от личных предпочтений, убеждений, притязаний отдельных людей. Этому и будет посвящена наша сегодняшняя статья. 

Понятие истины

Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.

Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта. 

Свойства истины:

  • Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта. 
  • Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу. 
  • Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?

Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей. 

Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей.

Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение. 

Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?

Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины. 

Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.

Виды истины

Ученые выделяют абсолютную и относительную истину. Рассмотрим их подробнее.  

Абсолютная истина — это полное знание человека о предмете, которое не может быть опровергнуто или дополнено со временем благодаря развитию науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина — это знание, которое дополняется с развитием науки, так как оно неполное, не до конца раскрывает смысл явления, предмета и т.д. 

Почему существует относительная истина? Ответ прост — наука недостаточно развита. Именно поэтому человечество попросту не может объяснить действительность максимально полно. 

Пример: Сначала люди доказали, что вещества состоят из молекул, потом — из атомов, затем — из электронов и т.д. 

Абсолютная истина изначально была относительной. Относительная истина может стать абсолютной с совершенствованием науки, ведь, получив ответы на одни вопросы, человек стремится узнать ответы на другие.

Пример: Теория гелиоцентризма, согласно которой Солнце — центр, вокруг которого вращаются все планеты. Эту концепцию высказывал еще греческий ученый Аристарх Самосский, на тот момент (IV—III вв. до н.э.) она была относительной истиной. То есть Аристарх Самосский вывел неполное знание, которое требовало дальнейшей корректировки. Научное подтверждение теория гелиоцентризма получила впервые только в XVI в. в работах Николая Коперника, став абсолютной истиной.

Заблуждение и ложь

Все мы когда-либо заблуждались. 

Например, многие из нас полагали, что у человека всего пять чувств, с помощью которых мы осязаем, видим, слышим, чувствуем запахи и вкусы. Но оказывается, этот список далеко не исчерпывающий. 

Выделяют, например, проприоцепцию — способность докоснуться до носа с закрытыми глазами, ноцицепцию  — способность чувствовать боль, и другие чувства. Поэтому, можно сказать, что мы действительно были в заблуждении.

Что представляет собой заблуждение? Это явление, противоположное истине.

Заблуждение — это знание, которое не соответствует предмету познания, но принимается за истинное. Ученый искренне верит в то, что его знания о предмете являются истиной, хотя на самом деле он заблуждается.

Пример: Люди, живущие в СССР, свято верили, что смогут построить коммунизм. Коммунизм — это утопия, которую нереально осуществить и реализовать. Однако люди искренне считали, что это возможно, то есть они заблуждались

Чем отличается заблуждение от лжи? 

Ложь это категория морали, подразумевающая под собой сознательное искажение действительности с какой-либо целью — корыстной или благородной. При лжи истина известна, но специально скрывается. 

Заблуждение — это не специальное искажение действительности, а искренняя вера в то, что знание соответствует действительности.

Критерии истины

Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.

Как мы можем доказать истинность знания?

Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся? 

Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной.

Выделяют следующие критерии истины:

  1. Соответствие законам логики.
  2. Соответствие ранее открытым законам науки.
  3. Соответствие фундаментальным законам науки.
  4. Простота, экономичность формы.
  5. Практика.

Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. 

Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.

Функции практики:

  1. Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей. 
  2. Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
  3. Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
  4. Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.

Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».

Фактчек

  • Истина объективна, она не может зависеть от человека и человечества.
  • Заблуждение — это ненамеренное искажение действительности, а ложь — сознательное сокрытие истинного знания. 
  • Практика — важнейший критерий истины
  • Истина бывает относительной и абсолютной.
  • Истинное знание всегда конкретно, оно учитывает условия места и времени.

Проверь себя

Задание 1.
Что не является характеристикой истины?

  1. объективность
  2. конкретность
  3. субъективность

Задание 2.
Чем не может выступать практика?

  1. критерием истины
  2. целью познания
  3. основой познания
  4. критерием стратификации

Задание 3.
Противоположностью истины выступает:

  1. полуложь
  2. обман
  3. заблуждение
  4. искажение информации

Задание 4.
Какого критерия истины не существует? 

  1. соответствие законам логики
  2. соответствие внутренним убеждениям ученого
  3. практика
  4. соответствие ранее открытым научным законам

Ответы: 1. — 3; 2. — 4; 3. — 3; 4. — 2. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Роботы цифры трансформеры инструкция по сборке в большого робота
  • Мебель стиль руководство
  • Видеорегистратор hiseeu hsy a1004ns инструкция на русском
  • Dairy plan c21 инструкция на русском
  • Taskalfa 181 руководство по эксплуатации комплекта для сетевого сканера