Кризис в кпсс. Правление Черненко и Андропова.
КПСС – коммунистическая
партия Советского союза, основанная
В.И.Лениным в 1903 г., пришедшая к власти
в России в октябре 1917 года для того, что
бы построить коммунизм в стране. К 1970
году из боевой энергичной партии она
превратилась в дряхлеющую, возглавляемую
стареющими и больными Генеральными
секретарями. Ни они сами, ни рядовые
коммунисты, ни простой народ уже не
верили в возможность построения
коммунизма, но ВСЕ делали вид, что дела
в СССР идут хорошо, в то время как
экономика СССР была тяжело больна:
падали темпы развития народного
хозяйства, рушилось старое производство,
не вводились новые, передовые современные
технологии. Попытки Ю.Андропова и
К.Черненко что то изменить к лучшему
успеха не имели. Партия, а за ней и вся
страна, катилась к гибели! В 1991 г. после
попытки высших руководителей партии
совершить государственный переворот
президент РСФСР Ельцин Б.Н. издал Указ
о запрете КПСС!
Апрельский (1985) Пленум цк кпсс. Причины и необходимость начала «перестройки».
После смерти К. Черненко в 1985 г. на пост
Генерального секретаря ЦК КПСС был
избран М.С. Горбачев. На Апрельском
пленуме ЦК КПСС он выступил с докладом
о необходимости проведения изменений
во всех сферах жизни СССР: экономики,
внутренней и внешней политики, культуре
и т.д.
Причины и необходимость «перестройки»:
-
Резкое снижение темпов экономического
развития страны и крайнее обнищание
народа. -
Неспособность КПСС, возглавляемую
«кремлёвскими старцами», руководить
страной и партией -
Резкое отставание СССР в развитии от
других стран….
Предложения по выходу из «застоя»:
-
Развитие в стране ДЕМОКРАТИИ и «гласности»
-
Разрешить и развивать индивидуальный,
частный сектор экономики.
Принятые решения Пленума ЦК КПСС с 1985
года стали претворять в жизнь!
Распад ссср: причины и последствия. Становление российской государственности
Могучее государство СССР экономически
и политически слабело и подходило к
своему распаду. Причинами крушения
СССР стало:
-
Экономический кризис в СССР
-
Усиление желания союзных республик к
выходу из состава Союза. -
Начавшиеся изменения в СССР: демократия,
появление частного сектора экономики… -
Усилия США и стран Запада на развал
СССР.
В итоге: 12 июня 1990 года Верховный
Совет РСФСР во главе с Б.Н.Ельциным
принял решение о суверенитете РСФСР.
19 августа 1991 года после попытки
государственного переворота и создания
ГКЧП М.С. Горбачев теряет реальную
власть как президент СССР. Президент
РСФСР Б.Ельцин становится наиболее
авторитетным лидером демократических
сил. 8-21 декабря 1991 г. Россия, Украина,
Белоруссия и Казахстан объявили о
роспуске СССР. На осколках СССР появились
новые независимые государства: РСФСР,
Украина, Белоруссия, Эстония, Казахстан
и т.д.
История России на современном этапе (1990-2009)
«Перестройка» в1985-1991 гг. явилась толчком
к распаду Советского Союза.
В декабре 1991 года в ходе распада СССР
появились новые независимые государства:
Украина, Белоруссия, Молдавия, Эстония,
Латвия, Литва, государства Кавказа и
Средней Азии.…С этого времени на карте
мира появилось новое молодое государство
– Россия (Российская Федерация).
В отличие от СССР в России: вместо
социализма — капитализм, вместо
тоталитаризма – демократия, вместо
одной партии коммунистов (КПСС) — много
партий (ЛДПР, КПРФ, Демократическая
партия…), территория нового государства
стала меньше, чем территория СССР…В
период правления президента России Б.
Ельцина перед Россией встала главная
задача –вывести страну из кризиса,
вызванного «перестройкой». Для этого:
-
Продолжался курс на развитие ДЕМОКРАТИИ:
(выборы депутатов, свобода слова, печати,
идеологическое многообразие…) -
Россия решительно перешла к рыночным
отношениям («шоковая терапия») —
продолжалась приватизация предприятий,
началось свободное ценообразование
(цену устанавливает производитель, а
не государство), свободная внешняя и
внутренняя торговля. В итоге – резкое
обнищание народа, расслоение на бедных
и богатых. Но появившаяся частная
собственность стала более эффективна
в сравнении с государственной. Медленными
темпами Россия стала выходить из кризиса
(изобилие товаров, появление в производстве
новых технологий…).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В 2021 г. мы отметили тридцатилетнюю годовщину распада Советского Союза. До сих пор не прекращается споры о том, что стало главной причиной столь стремительного исчезновения могущественной «советской империи». Не вдаваясь в подробности этого глобального дискурса, отметим один аспект. Советский Союз был демонтирован всего через 3,5 месяца после ликвидации КПСС – партии, которая, может быть, уже не являлась «руководящей и направляющей силой советского общества», но, тем не менее, оставалась «последней скрепой», удерживавшей огромное многонациональное государство от окончательного распада. Неудивительно, что после того, как «становой хребет» СССР оказался окончательно сломан, все последующие попытки М.С. Горбачева сохранить советскую федерацию оказались тщетны. Однако если распад СССР как «геополитическая катастрофа века» вызывает огромный интерес исследователей, то кризис КПСС как правящей политической силы советского государства, фактически инициировавшей «перестройку», едва ли рассматривается как самостоятельная проблема в рамках позднесоветской истории. Между тем, обращение к «печальному опыту КПСС» во многом дает ключ к пониманию многих процессов не только в «позднем» СССР, но и в современной России.
Материалы
Объявления
Лекция № 4 (занятие 8.03) «Ельцинский кризис (1987)» //
https://disk.yandex.ru/i/4_fpYgmpyOKxfg
06 марта 2023
1. Введение. Правящая партия накануне «перестройки» (конец 1970-х — нач. 1980-х гг.).
https://disk.yandex.ru/i/-sT8fBRn0DE4aA
06 апреля 2023
2. КПСС и проблема осуществления новой социалистической модернизации в СССР (1985 — нач. 1987 гг.).
https://disk.yandex.ru/i/-sT8fBRn0DE4aA
06 апреля 2023
3. Руководство КПСС и задачи проведения партийно-политической реформы (1988 г.).
https://disk.yandex.ru/i/KAyIiKxl16zZnA
06 апреля 2023
Лекция 5. Правящая партия в условиях политической реформы //
https://disk.yandex.ru/i/ALsrLXCkXAnjJQ
21 апреля 2023
Лекция 6. КПСС и проблема обострения межнациональных отношений в СССР в годы «перестройки» // https://disk.yandex.ru/i/UUi-jSHs1E-dug
21 апреля 2023
Лекция 7. Политическая дезинтеграция КПСС в нач. 1990-х гг.: https://disk.yandex.ru/i/V6rXWs0ArBw6Nw
21 апреля 2023
Лекция 8. Последний съезд партии и его решения:
https://disk.yandex.ru/i/8yhBklIR-PXADQ
21 апреля 2023
Лекция № 9. Начало российской департизации: https://disk.yandex.ru/i/CXsaL4X2FkHcyA
27 апреля 2023
Лекция № 10. Кризис 1991 года и политический крах КПСС: https://disk.yandex.ru/i/ZiNPHdmgLdJcWQ
27 апреля 2023
Зачет состоится 10 мая в ауд. Е-621 (начало в 15-10).
27 апреля 2023
Факультет
Исторический факультет
Преподаватели
Преподаватели
Волгин Евгений Игоревич
Где
Шуваловский корпус, ауд. Е-621
Когда
Среда 15:10–16:40
Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12
Семестр
Весенний семестр 2022/2023 учебного года
Записалось / всего мест
28 / 90
Кризис в руководстве КПСС разрешился 5 марта 1953 г. смертью Сталина. В последние часы его жизни в стране были произведены изменения, сопоставимые с государственным переворотом. Предварительное распределение должностей осуществили Маленков и Берия 4 марта.
Первое место в сложившейся иерархии занял Г. М. Маленков, который получил пост Председателя Совета Министров. Одновременно он возглавил и Секретариат ЦК. В Совмине у Маленкова оказалось 4 заместителя: Л. П. Берия, вновь ставший первым человеком в объединенном МВД и МГБ; В. М. Молотов, вернувшийся на должность министра иностранных дел; а также Л. М. Каганович и Н. А. Булганин. Единственным, кто не получил первоначально никакого государственного поста, стал Н. С. Хрущев. Он, правда, оказался вторым по значимости лицом в Секретариате ЦК. В конечном счете глава правительства Маленков был поставлен перед дилеммой: руководить Совмином или Секретариатом ЦК. Выбрав первое, «пятый премьер» уступил Секретариат Хрущеву, который у своих коллег вызывал столь же мало подозрений, как и Сталин в 1922 г., когда встал во главе этого ключевого поста.
Вскоре после похорон новое руководство предприняло ряд шагов, направленных на ликвидацию злоупотреблений прошлых лет. Уже 27 марта 1953 г. по предложению Л. Берии Верховным Советом СССР была объявлена амнистия для заключенных, чей срок не превышал 5 лет. Из мест заключения подлежало освобождению свыше 1 млн человек. Однако амнистия практически не коснулась политзаключенных. На свободе оказалось большое число уголовных элементов, которые создали в ряде городов напряженную криминогенную обстановку. Одновременно с «ворошиловской» амнистией марта 1953 г. проходила реабилитация врачей, осужденных по делу о «врачах-убийцах». Инициатором этого шага также стал Берия. Для него появилась замечательная возможность свалить всю вину за это «дело» на тогдашнее руководство МГБ и МВД. Со второй половины марта началась всесторонняя проверка следствия. 31 марта 1953 г. Берия утвердил постановление о прекращении уголовного дела и освобождении из-под стражи арестованных врачей. 3 апреля по инициативе нового министра внутренних дел Президиум ЦК КПСС принял решение о реабилитации проходивших по делу о врачах-вредителях.
В целом количество заключенных, освобожденных из тюрем и лагерей в первой половине 50-х гг., оставалось незначительным. Большинство репрессированных за «контрреволюционные преступления» были амнистированы лишь после XX съезда КПСС.
В течение нескольких месяцев после смерти Сталина (вплоть до своего ареста 26 июня 1953 г.) одним из главных «преобразователей» в стране оставался Л. Берия. По его инициативе в марте 1953 г. из состава МВД были выделены и переданы в другие ведомства 18 структурных подразделений МВД СССР — Дальстрой, Спецстрой и др. Волевым решением Берии аппарат уполномоченного МВД СССР по Германии был сокращен в 7 раз. Более того, в мае 1953 г. он предложил считать курс на построение социализма в ГДР ошибочным, отмечая, что объединенная Германия (пусть даже объединенная на буржуазных началах) будет серьезным противовесом американскому влиянию в Западной Европе. Незадолго до этого он подготовил предложение Совету Министров и Президиуму ЦК о ликвидации сложившейся системы принудительного труда (ГУЛАГ), ввиду ее экономической неэффективности и бесперспективности.
Любое начинание Берии не без оснований трактовалось сталинским окружением как попытка к захвату единоличной власти. В результате 26 июня 1953 г. в ходе заседания Президиума ЦК Берия был арестован.
После ареста Берии началось «перетягивание каната» между государственными (Маленков) и партийными (Хрущёв) органами власти. Вплоть до конца 1953 г. Маленков председательствовал на заседаниях Президиума ЦК КПСС. Но позиции Хрущева значительно окрепли в сентябре 1953 г., когда на Пленуме ЦК КПСС его избирают Первым секретарём ЦК КПСС.
8 февраля 1955 г. Маленков был освобождён с поста Председателя Совмина, на который был назначен Николай Александрович Булганин, а его пост министра обороны переходит Г.К. Жукову. Тем не менее, Маленков остался членом Президиума ЦК КПСС и был назначен (с понижением) заместителем Председателя Совета Министров и министром энергетики и электрификации. Он был подвергнут критике за: 1) невнимание к зерновой проблеме (Хрущёв обошёл его прожектёрской идеей освоения целины); 2) участие в «Ленинградском деле», репрессиях; 3) пренебрежение тяжёлой промышленностью, ВПК; 4) идею о катастрофических последствиях возможной ядерной войны.
Без преувеличения звездным часом руководителя партии Н. С. Хрущева стал XX съезд КПСС, открывшийся 14 февраля 1956 г. В его докладе подтверждалось наметившееся после смерти Сталина изменение политического курса как во внутренней политике, так и на международной арене. Развивая вопрос об экономической стратегии государства, Хрущев предлагал первостепенное внимание уделить сельскому хозяйству и жилищному строительству, изложив при этом основные направления шестого пятилетнего плана. Центральным событием съезда, несомненно, стал знаменитый доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях», прочитанный на закрытом заседании 25 февраля. В основе доклада лежали материалы комиссии П. Н. Поспелова. Все преступления 30-х — начала 50-х гг. приписывались исключительно Сталину и его личным качествам. Разоблачение сталинизма Хрущевым послужило толчком к сплочению так называемых «твердых» сталинцев. Воспользовавшись визитом Хрущева в Финляндию, они созвали Президиум ЦК. На заседании 18 июня 1957 г. 7 из 11 его членов (Булганин, Ворошилов, Каганович, Молотов, Маленков, Первухин и Сабуров) потребовали отставки Хрущева. Неожиданно для противников Хрущева в зале заседания появилась группа членов ЦК во главе с военными, потребовавшая созвать Пленум ЦК КПСС. Под давлением военных противники Хрущева были вынуждены дать согласие на созыв Пленума, на котором собрались ставленники Хрущева. Его поддержали Жуков, заявивший, что «ни один танк не двинется без моего приказа» и председатель КГБ Серов. Таким образом, Июньский пленум превратился в разгром противников Хрущева, объявленных «Антипартийной группой Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова».
Н. С. Хрущев в начале 1958 г. совместил посты первого секретаря и главы правительства, оттеснив с должности председателя Совмина Н. А. Булганина.
Хрущев победил в борьбе за власть, т.к. 1) добился поддержки партаппарата, руководства армии и КГБ; 2) его имя ассоциировалось с процессом десталинизации, преобразованиями, «оттепелью», переменами; 3) по первости пользовался симпатией народа, много ездил по стране, выступал с ярким зажигательными речами; 4) хрущёвские оппоненты в основном ассоциировались со сталинской эпохой, репрессиями, кроме критики практически ничего не предлагали.
Идеологическое отступление и кризис КПСС
Социальный и экономический кризис конца 1980-х гг. в СССР, а также кризис в национальных отношениях были тесно связаны с кризисом самой партии и ее идеологическим отступлением. Партия не смогла найти адекватный ответ на многообразные вызовы времени, она не смогла перестроить свои ряды и модернизировать свою идеологию, политику и структуру. Это и привело ее к потере влияния, а затем и власти.
Уже в 60 – 70-е гг. КПСС как политическая и идеологическая организация находилась в состоянии глухой обороны, избегая любых нововведений, в том числе и в своей экономической политике. Эта оборона сменилась отступлением, которое происходило все более неорганизованно и поспешно, а затем перешло в распад и разрушение, которые происходили очень быстро и сразу на многих направлениях. При этом не было почти никакого сопротивления ни со стороны руководства КПСС, ни со стороны партийного актива, ни со стороны идеологических служб партии. Это был хаотический и почти стихийный процесс, лишенный ясной логики. Мало что понимали и те, кто отступал, и те, кто наступал. Это было начало всего того, что мы называем теперь «смутным временем», хотя тогда в середине 80-х гг. многие из нас говорили о нем как о «перестройке». Бесчисленное количество документов, заявлений, резолюций, критических публикаций 1987 – 1991 гг., которые хранятся в моем архиве, мало что могут прояснить в событиях тех критических лет, так как процессы в реальной действительности мало соответствовали всему тому, что публиковалось в газетах и журналах. Приходится поэтому в большей мере руководствоваться собственными наблюдениями и впечатлениями.
Еще весной 1988 г. я получил возможность сотрудничать со многими газетами и журналами в Москве, в провинции и в союзных республиках СССР. Политика «гласности» набирала обороты, и она была направлена главным образом на критику режима и преступлений сталинизма. Я выступал с лекциями и докладами во многих институтах, в военных академиях, на предприятиях, в школах, издательствах и в некоторых союзных министерствах. Стирались «белые пятна» в истории СССР и КПСС, и интерес к правдивой и неискаженной истории был огромен. Однако уже тогда критика недостатков, ошибок и преступлений прошлого нередко перерастала в критику всего советского прошлого и всей политики СССР и КПСС – во все периоды их истории.
Весной 1989 г. я был избран народным депутатом СССР, а затем и депутатом Верховного Совета СССР от Ворошиловского избирательного округа г. Москвы. Избирательная кампания была необычной и очень поучительной. Почти сразу же после этих выборов я был восстановлен в рядах КПСС, из которой меня исключили еще в 1969 г. как автора книги «К суду истории. Генезис и последствия сталинизма». Летом 1990 г. на XXVIII съезде партии я был избран членом ЦК КПСС, пополнив состав Идеологической комиссии ЦК. В течение двух лет я активно сотрудничал со всеми главными газетами и журналами КПСС, выступал на партийных собраниях, совещаниях секретарей первичных организаций, на партийных активах в Москве и в провинции, в министерствах и ведомствах, включая Управление внешней разведки в Ясеневе. В 1990 – 1991 гг. я получал много писем от членов КПСС как с выражением поддержки, так и явного неодобрения. Я участвовал в работе Идеологического аппарата и пленумов ЦК КПСС, беседовал с многими видными членами партийного руководства. И мог, таким образом, наблюдать за жизнью КПСС не со стороны. Это было время глубокого кризиса партии, ее явного идеологического отступления. Однако никто из лидеров партии не понимал остроты кризиса и не имел ясного плана по его преодолению. Концепция «нового мышления» была провозглашена, однако никакого «нового мышления» не появилось. Мы слышали только общие декларации и сентенции: «так жить нельзя» или «давайте жить дружно, помогая друг другу». Не было ни ясной политической цели, ни твердой политической воли. Позднее один из ближайших соратников М. Горбачева, Анатолий Лукьянов, писал: «…70 лет монополии на власть и на идеологию отучили партию и ее актив на местах и в центре вести серьезную политическую борьбу. Партийные идеологи зачастую пасовали перед беспардонным натиском младших и старших научных сотрудников. И это несмотря на то, что за плечами атакующих не было ни понимания нашей истории, ни соприкосновения с народными нуждами, ни подлинного знания капиталистической действительности, воспринимаемой ими лишь по ярким витринам магазинов да туристическим впечатлениям. Таким образом, налицо была не стратегическая, выверенная и взятая на вооружение всей партией программа перестройки, а дилетантские шатания. Причем они сопровождались настоящей эрозией, размыванием социалистических устоев. Этот губительный процесс, естественно, встречал сопротивление – и в партийных организациях и в ЦК КПСС»[145].
В этой констатации есть доля истины, но доля не слишком большая. Почему вдруг восстали против партийных идеологов «младшие и старшие научные сотрудники», которые в своем большинстве были также членами КПСС и потратили много времени и сил на изучение марксизма-ленинизма? Почему именно эти люди получили массовую поддержку, в том числе и в рядах КПСС, а также на выборах? В чем состояло сопротивление со стороны руководства ЦК КПСС «процессам эрозии социализма»? Эту эрозию мы все видели, но никакого серьезного сопротивления ей не было видно. «Дилетантские шатания» демонстрировали нам не какие-то анонимные «партийные идеологи», а все главные фигуры в руководстве ЦК КПСС. Нельзя согласиться и с фразой о «беспардонном натиске младших и старших научных сотрудников». В идеологических нападках на партию, на ее идеологию и историю принимали участие видные ученые, популярные публицисты, известные писатели и даже такие крупные политики, как Борис Ельцин. В рядах критиков КПСС можно было видеть как недавних диссидентов, так и недавних работников идеологического аппарата ЦК КПСС. А самое главное – их критика в очень многих случаях была совершенно справедливой и убедительной и отвечать на нее было просто нечем.
Критика в адрес ЦК КПСС и в адрес партийной идеологии нарастала как снежный ком, и отвечать на нее было нечем. Журналы «Коммунист» или «Партийная жизнь» не могли противостоять журналам «Огонек» или «Новый мир», газеты «Правда» и «Советская Россия» не могли конкурировать с «Комсомольской правдой» или «Литературной газетой». Идеологические процессы в обществе вышли из-под контроля партийных лидеров, а к открытой борьбе с оппонентами КПСС была не готова. Да и что можно было ответить тем, кто сообщал публике неизвестные ранее факты о фальсифицированных судебных процессах 1936 – 1938 гг., о расстреле 22 тысяч польских офицеров и военнопленных в 1940 г. или о физическом уничтожении почти всех членов Антифашистского комитета советских евреев в 1952 г.?! Мы узнавали страшные подробности голода на Украине и на Кубани в 1933 г., уничтожения части донского казачества в 1919 г., подавления крестьянских восстаний и восстания в Кронштадте в 1921 г.
Осмыслить и оценить огромный объем обрушившейся на наше сознание негативной информации было просто невозможно. Воздвигавшиеся десятилетиями идеологические плотины были прорваны, и остановить мощные потоки критики никто не мог. Нет ничего удивительного в том, что все увеличивающаяся критика сталинизма или эпохи «застоя» стала быстро перерастать в критику политической практики и взглядов Ленина и большевиков в целом. Еще осенью 1989 г. журнал «Новый мир», тираж которого приближался тогда к двум миллионам экземпляров, начал публикацию знаменитой книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Самое резкое осуждение всех страшных форм террора и репрессий 30 – 40-х гг. автор адресовал не Сталину, который «точно шел стопой в указанную стопу» и который казался Солженицыну «лишь слепой и поверхностной исполнительной силой», а Ленину и всей партии большевиков. Но критика Ленина и ленинизма шла также и почти во всех других массовых изданиях параллельно и независимо от Солженицына.
Общие масштабы критики Ленина и большевиков оказались не только очень значительными, но и неожиданными для КПСС и ее идеологов. В 1990 г. еще проводился учет статей и других материалов, опубликованных в основных газетах и журналах, включая главные республиканские и региональные органы печати. На основании этого учета составлялись летописи журнальных и газетных статей. По данным этих летописей, в 1990 г. было опубликовано около 10 тысяч статей и материалов с критикой Ленина и ленинизма. По данным Госкомстата, только за первую половину следующего, 1991 г. в СССР было опубликовано не менее 17 тысяч материалов, обвиняющих Ленина в широком спектре политических и уголовных преступлений – от измены Родине до распространения венерических заболеваний»[146].
В дальнейшем подобный учет стал невозможен, но можно с уверенностью сказать, что число подобного рода материалов лишь возросло, так как именно в 1991 и в 1992 гг. повсеместно началось издание большого числа новых журналов и газет, которые с самого начала заявляли о своей антикоммунистической позиции.
В критике Ленина и большевиков было много справедливого. Но удивляло и обилие крайне тенденциозных и лживых материалов, а также предельная ярость многих авторов. Публика готова была поверить в любую клевету о Ленине. Многие из авторов снова начали утверждать, что Ленин был немецким или британским шпионом, что он, конечно же, получил от Генерального штаба кайзеровской Германии 50 миллионов золотых рублей на организацию революции в России. По утверждению некоторых авторов, даже покушение эсерки Фани Каплан на Ленина в 1918 г., послужившее поводом для объявления большевиками «красного террора», было сознательной и даже не слишком хорошо организованной инсценировкой. Со страниц разных газет неслись требования убрать имя Ленина из названия городов СССР, из названий улиц и площадей, снести памятники Ленину и ликвидировать в Москве Мавзолей В.И. Ленина, захоронив тело Ленина на Волковом кладбище в Ленинграде рядом с могилой его матери.
Одним из первых поручений, которое мне пришлось выполнять как члену ЦК КПСС, был анализ и обобщение многочисленных писем и резолюций с протестами против демонтажа памятников Ленину, а также переименования улиц, площадей, предприятий и городов, которые носили имя Ленина. Эти письма и резолюции шли со всей страны, но особенно много их было из Прибалтики и Западной Украины.
В Москве и в некоторых других городах эта волна антиленинских и антисоветских публикаций встречала все же некоторое сопротивление. В столице был закрыт Музей Ленина, но продолжал работать и принимать посетителей Мавзолей В.И. Ленина. Был в 1991 г. снесен памятник Феликсу Дзержинскому, но остались на своих местах все памятники Ленину, включая и памятник на Октябрьской площади. Сохранили свои названия Ленинский и Ленинградский проспекты, Ленинградское шоссе, главную библиотеку страны все продолжали называть «Ленинка». На референдуме в Ленинграде небольшим большинством голосов было принято решение возвратить этому городу название Санкт-Петербург. Однако мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку не удалось провести решение о сносе многочисленных памятников Ленину, которых в этом городе имелось около 200. Население Ленинградской области не захотело следовать примеру Ленинграда, и область сохранила прежнее название. То же самое произошло и в Свердловской области, где только главный город области вернул себе прежнее наименование – Екатеринбург. Не пожелали менять свое название ни Ульяновская область, ни город Ульяновск. На карте России сохранились города Ленинск, Лениногорск, Калининград, Дзержинск, Киров и некоторые другие.
Атака на Ленина и ленинизм не сразу переросла в атаку на взгляды и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса, т.е. на марксизм. Впрочем, уже в самом начале 1990 г. в статье «Новые вехи» С. Чернышев писал: «Мы накануне суда над Марксом. …Судебный процесс еще не начался, обвинение не предъявлено. Покуда Маркс всего лишь выходит из моды. Говорить о нем, ссылаться на него становится дурным тоном. Он окружен стеной молчания. Общественное мнение в классическом сталинском стиле исподволь готовится санкционировать расправу над своим былым кумиром. Естественно, аргументы по существу дела никого не интересуют»[147].
Однако уже в середине 1990 г. и в 1991 г. в нашей печати появилось немало статей, в которых взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса подвергались самой решительной критике. Эта кампания носила все же не столь острый и массовый характер, как выступления против Ленина и ленинизма, хотя она и затронула все главные составные части марксизма. Под сомнение ставилась философская концепция марксизма – материалистическая диалектика, а также важнейшие положения исторического материализма. Очень много критических замечаний высказывалось по поводу марксистской политической экономии. Однако острие критики было направлено против учения Маркса и Энгельса об исторической роли пролетариата, о диктатуре пролетариата и о социализме.
Журнал «Вопросы истории КПСС» открыл на своих страницах дискуссию «Нужен ли сегодня К. Маркс?». Журнал «Общественные науки» ввел с весны 1990 г. рубрику «Переживет ли марксизм перестройку?». В новосибирском журнале «ЭКО» заголовки были более определенными: «Снимем шляпу Маркса с нашей головы». Литературный критик Ю. Буртин и ректор Историко-архивного института Ю. Афанасьев называли марксизм «деспотической и антигуманной утопией». Ответственный работник ЦК КПСС и автор апологетических книг о социализме А.С. Ципко писал теперь о марксизме как об «изначально порочной» теории общественного развития, «порождении экспансионистской европейской культуры». Экономист Лариса Пияшева призывала советских теоретиков последовать примеру западных социал-демократов и «вырвать свой марксистский корень». Очень трудно было найти в этой полемической кампании элементы научной дискуссии. Не та была атмосфера полемики, не те были цели, преследуемые нашими доморощенными антимарксистами. Как справедливо писали В. Выгодский и Н. Федоровский: «Дискуссия, развернувшаяся вокруг марксизма, выступает чаще всего в наши дни как фактор политической, а не научной жизни. Политический же спор развивается по своим жестким правилам, многие из которых науке абсолютно противопоказаны. Особенно если он ведется в условиях низкой политической культуры, характерной для идейной борьбы, развернувшейся в нашей стране. В обстановке митинговой стихии, преобладающей как на улицах и площадях, так и на заседаниях представительных учреждений, при известной озлобленности и элементах массовой истерии, не только при неумении, но и нежелании слышать оппонента обоснованность научных доводов и добросовестность в их использовании часто теряют свою весомость и слабо воспринимаются аудиторией. На первый план выдвигаются не логика, а броскость и запоминаемость аргумента, их способность воздействовать не на разум, а на эмоции»[148].
Но кто еще, кроме самой КПСС и ее идеологов, был повинен в той действительно очень низкой политической культуре и в той озлобленности, которые в 1988 – 1991 гг. демонстрировало наше общество. Приверженцы Маркса и Ленина предпочитали в эти годы просто молчать, а на критику пытались отвечать лишь приверженцы Сталина, хотя и их голос в защиту сталинизма звучал в годы перестройки не так уж громко. В любом случае можно было констатировать, что КПСС полностью проиграла развернувшийся в стране идеологический спор.
Е.И. Волгин, канд. полит. наук, доцент кафедры истории общественных движений и политических партий исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
СКАЧАТЬ В PDF
КПСС явилась одним из основных субъектов августовского кризиса власти, ставшего высшей точкой противоборства между дезинтеграционными и сдерживающими силами в СССР. Компартия, руководствуясь программной стратегией сохранения государственной целостности, объективно выступала на стороне союзного Центра. Однако в среде значительно обновленной в годы перестройки партийной элиты не было четкого представления о том, какими именно методами следует отстаивать единство союзного государства. Специфика тогдашнего политического процесса предоставляла КПСС следующую альтернативу: либо участие в политике силовой нейтрализации сепаратистских устремлений, либо использование ненасильственных (политических) механизмов предотвращения государственной дезинтеграции. Принимая во внимание объективную логику трансформации КПСС, можно сделать вывод, что наиболее приемлемым для партии казался именно второй вариант. Тем более что демонтаж КПСС как государственно-императивной структуры фактически лишал ее многих рычагов, столь необходимых для реализации “решительных мер”. Таким образом, основная инициатива в борьбе за сохранение союзной целостности принадлежала государственным силовым структурам, руководство которых, объявив 19 августа 1991 г. о радикальном изменении правил “политической игры”, безусловно, рассчитывало на определенную поддержку со стороны компартии. Однако далеко не вся партийная элита в центре и на местах, радикально обновленная в ходе демократических выборов, была готова к столь резкому повороту событий. Августовский кризис, ставший для партийных лидеров настоящей “точкой бифуркации”, наглядно продемонстрировал крайне противоречивый спектр их поведения в условиях экстремальной политической ситуации: от резкого неприятия до всемерного одобрения и поддержки. Тем не менее даже самые решительные сторонники “непопулярных мер”, учитывая кризисно-трансформационное состояние КПСС, вряд ли могли содействовать ГКЧП в последовательной реализации его программы. Данное обстоятельство во многом предопределило пассивно-выжидательное участие КПСС в событиях 19—21 августа 1991 г. Поставленная перед свершившимся фактом, лишенная единого руководства, внутренне разобщенная, компартия была вынуждена послушно следовать в фарватере, намеченном сначала ГКЧП, а затем — российским руководством, вышедшим абсолютным победителем из того кризиса.
Политический кризис 19—21 августа, предрешивший судьбу не только коммунистической партии, но и союзного государства, получил противоречивые оценки современников. В общественном сознании сложилось устойчивое представление о том, что именно КПСС явилась подлинным организатором и исполнителем нелегитимных действий, проводимых Государственным комитетом по чрезвычайному положению. Поэтому наказание, которое понесла партия после провала “коммунистического путча”, вполне заслуженное. Однако в ходе последующих судебных разбирательств представителям Президента РФ так и не удалось доказать сопричастность компартии к организации “антиконституционного заговора”. Конституционный Суд РФ установил лишь поддержку действий ГКЧП со стороны определенной части партийной элиты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. № 9-ПЕ).
Однако, несмотря на относительно четкую “судебно-следственную картину”, нам вновь хотелось бы взглянуть на августовский политический кризис именно “через призму” КПСС. При этом мы вовсе не собираемся проводить еще одно “независимое расследование” с тем, чтобы вновь обвинять или же, напротив, оправдывать компартию. Конституционный Суд РФ, досконально изучив многочисленные свидетельские показания и проанализировав соответствующие документы, расставил все точки над “и”. Нам в свою очередь хотелось бы не столько установить степень участия (или же, напротив, неучастия) КПСС в известных событиях, сколько попытаться увязать политическое поведение коммунистической элиты в условиях кризисной ситуации исходя из противоречивого характера внутрипартийной трансформации начала 1990-х гг.
События 19—21 августа 1991 г. носили отнюдь не спонтанный характер, а были предопределены логикой советского внутриполитического процесса, суть которого состояла в антагонистическом противоборстве союзного Центра, отстаивавшего приоритеты единой государственности, и части республиканского руководства, использовавшего массовое общественное (национальное) движение в целях радикального пересмотра отношений с Москвой. В авангарде движения за республиканскую суверенизацию стояла российская элита как наиболее влиятельная (в силу краеугольного положения РСФСР в конструкции союзного государства) и политически институализированная. Однако российское руководство, взяв в начале 1990-х гг. уверенный курс на демонтаж СССР, должно было позаботиться о своевременной нейтрализации все еще достаточно влиятельной общесоюзной интеграционной силы в лице КПСС.
Сама же компартия, выступая на стороне союзного Центра, не имела ясного представления о том, какие именно средства следует противопоставить дезинтеграционным процессам. Программные установки КПСС, принятые незадолго до августовских событий (Программное заявление XXVIII съезда КПСС “К гуманному, демократическому социализму”, а также Проект Программы КПСС к XXIX съезду), полностью исключали какие-либо экстраординарные действия компартии, стараясь направить политическую энергию коммунистов всецело в русло законопослушной парламентской деятельности. Однако далеко не все партийные лидеры были готовы в полной мере согласиться с подобным сценарием трансформации КПСС в безвластную парламентскую ассоциацию, “мирно взирающую” на распад единого государства. Ибо демонтаж КПСС как государствообразующей основы, протекавший в начале 1990-х гг. вследствие политической реформы, сообщал дополнительные импульсы распаду СССР.
Одним из наиболее последовательных сторонников “непопулярных мер” в среде тогдашнего партийного руководства явился О.С. Шенин: член Политбюро, секретарь ЦК КПСС, курировавший вопросы партийного строительства и кадровой работы. Выдвиженец М.С. Горбачева, он уже успел испытать некоторое разочарование в его политике [1]. Вместе с тем приверженцы “сильной КПСС”, учитывая тогдашнее состояние компартии, находящейся, как и СССР, в стадии фактического “полураспада”, прекрасно понимали, что достаточно ослабленная и децентрализованная политическая ассоциация, при этом стремительно теряющая остатки властных полномочий, вряд ли сможет самостоятельно обуздать центробежные тенденции. Поэтому, с их точки зрения, основная инициатива в разрешении известной проблемы должна была принадлежать общесоюзным силовым ведомствам, способным инициировать ряд чрезвычайных стабилизационных мероприятий. Партия же со своей стороны вполне могла бы оказать государственным структурам заметное содействие в реализации их “решительной программы”. Надо сказать, что план осуществления “непопулярных мер” имел своих сторонников не только в партийной, но и в государственной сфере. Так, в начале 1991 г. в ЦК КПСС (по личной инициативе О.С. Шенина) состоялась встреча с руководителями общесоюзных министерств и ведомств, которые, пытаясь подчеркнуть стабилизирующее значение КПСС в условиях кризиса советской государственности, пришли, казалось бы, к единому заключению. “…Ситуация, — подчеркивали министры, — требует более решительных действий партии (курсив наш. — Е.В.)” (РГАНИ. Ф. 89. Оп. 33. Д. 1. Л. 1—4). Однако представители государственных общесоюзных структур, как это видно из стенограммы заседания, высказываясь в пользу решительных действий, не спешили при этом брать инициативу в свои руки. Ситуацию во многом “прояснили” драматические события в Литве и Латвии (январь 1991 г.), когда союзный Центр, дабы нейтрализовать предельно обострившиеся дезинтеграционные тенденции, был вынужден использовать силовой ресурс. Республиканские комитеты КПСС, действуя в тесном сотрудничестве с союзными силовыми ведомствами, играли явно вспомогательную роль в деле преодоления того “локального кризиса” советской государственности (РГАНИ. Ф. 89. Оп. 12. Д. 32. Л. 1—8). Драматическая развязка в Прибалтике подтвердила два основных тезиса: во-первых, региональные институты КПСС остаются серьезным препятствием на пути союзной дезинтеграции; во-вторых, главенствующая роль в возможном сценарии “наведения порядка” в СССР будет принадлежать именно государственным силовым структурам, пока что обладавшим реальными властными механизмами.
Российское руководство, понимая, что “прибалтийский вариант” вполне может быть опробован в масштабах как отдельной республики, так и всего СССР, в спешном порядке пыталось лишить союзный Центр опоры на своего “стратегического партнера”. 20 июля 1991 г. Б.Н. Ельцин подписал известный указ “О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР” (Ведомости…, 1991). И хотя формально этот указ распространялся на “филиалы” всех политических объединений, сформированных по производственному признаку, его острие было четко направлено именно на структуры КП РСФСР, обладавшей широкой сетью первичных организаций в государственной сфере. Указ стал главным предметом обсуждения на заседании Секретариата ЦК КПСС 13 августа. Отметив его “деструктивное влияние”, Секретариат в свою очередь предложил ряд адекватных контрмер [2].
Что же касалось Генерального секретаря ЦК КПСС, то он не спешил дезавуировать указ своего главного политического оппонента. М.С. Горбачев, являясь последовательным противником применения силовых действий во имя сохранения союзной целостности, всецело уповал на силу общественного мнения. В этой связи он решил обратиться к процедуре всесоюзного референдума по вопросу сохранения СССР, требуя от партийного и государственного руководства мобилизовать все силы вокруг предстоящего плебисцита. Действительно, результаты того референдума, когда более 76% населения страны сказали “да” единому государству, становились веским морально-политическим аргументом в руках союзного лидера. Однако далее произошли довольно странные события: М.С. Горбачев, всегда решительно отвергавший политику “непопулярных мер”, все чаще начал ставить перед своими партийно-государственными коллегами вопрос о возможности их скорого применения (Шенин, 1994, с. 21; Болдин, 1995, с. 427).
Что могло повлиять на столь резкое изменение в настроениях М.С. Горбачева? Можно предположить, что подобный демарш вполне мог быть продиктован чрезмерной активностью отдельных представителей республиканской элиты, развернувшей за спиной Президента СССР “альтернативный процесс” подготовки нового союзного договора. Поэтому в ходе грядущих переговоров по подписанию этого документа, получивших название “ново-огаревский процесс”, генсек-президент считал целесообразным “на всякий случай” заручиться поддержкой партийных и государственных институтов, способных инициировать, поддержать и реализовать чрезвычайную программу стабилизационных мер Центра в случае, если республиканские лидеры вдруг проявят склонность к определенной неуступчивости.
Известно, что сам ново-огаревский процесс протекал крайне сложно, непоследовательно, несколько раз оказываясь буквально на грани срыва. Проект нового союзного соглашения, выработанный Президентом СССР и лидерами республик в ходе тех встреч, закреплял уже даже не конфедеративное государственное объединение, а некое аморфное геополитическое образование. Таким образом, вариант нового союзного договора в корне противоречил результатам референдума, когда большинство граждан высказалось за сохранение СССР именно как обновленной федерации. Сам же М.С. Горбачев, очевидно, был согласен с вариантом известной конвенции, так как проект все-таки предусматривал сохранение общесоюзных президентских структур, пусть даже наделенных весьма эфемерными полномочиями. Вместе с тем, понимая, что проект договора вызовет явные нарекания со стороны многих его партийно-советских коллег, М.С. Горбачев предпочел хранить содержание известного документа в строжайшей тайне.
Но “таинственное молчание” внезапно было прервано: 15 августа “Московские новости” опубликовали сенсационный материал — проект нового союзного договора, который всего через пять дней (20 августа) предстояло подписать представителям основных союзных республик. Каким образом журналистам удалось заполучить эту “сверхсекретную” информацию — неизвестно, но абсолютно ясно, что ни М.С. Горбачев, ни его ближайшее окружение не были заинтересованы в разглашении текста этой “тайной конвенции”. Мы же, со своей стороны, попытаемся предположить, что утечка информации могла быть инспирирована людьми из ближайшего окружения Б.Н. Ельцина (исходя из непосредственной инициативы последнего). Действия российского президента, если таковые действительно имели место, не были лишены определенной логики, а являлись вполне просчитанным ходом сложной политической игры, итогом которой должна была стать полная делегитимация союзных силовых ведомств. Ведь именно эти органы в лице их непосредственного руководства (как было отмечено выше) являлись главной помехой на пути союзной дезинтеграции. Неудивительно, что во время “секретной” встречи М.С. Горбачева с Б.Н. Ельциным и Н.А. Назарбаевым, состоявшейся в Ново-Огарево в самом конце июля, представители республиканской элиты настаивали на замене руководителей союзных силовых министерств (Горбачев, 1995, с. 556). М.С. Горбачев, судя по всему, принял тогда условия Б.Н. Ельцина и Н.А. Назарбаева, но, очевидно, российскому президенту одних лишь устных заверений показалось явно недостаточно. Учитывая известную склонность своего бывшего шефа к постоянному лавированию, Б.Н. Ельцин решил сам несколько форсировать процесс удаления руководителей силовых ведомств СССР из политической игры. Однако, не обладая достаточными легитимными полномочиями, позволявшими самостоятельно решать важные кадровые вопросы, он искал лишь удобный повод. А таким поводом для отставки В.А. Крючкова, Д.Т. Язова и Б.К. Пуго могли стать чрезвычайные, а главное — непрофессиональные, заранее обреченные на провал действия, самостоятельно предпринятые этими людьми как реакция на очередной демарш “деструктивных сил”. Однако мог ли Б.Н. Ельцин и его ближайшее окружение заранее предугадать, что союзных силовиков вновь ожидает неудача? В какой-то степени — да, их крайне непрофессиональные действия в Прибалтике в начале года — яркое тому подтверждение. Кроме того, заманчивая перспектива раз и навсегда покончить со своими политическими оппонентами в лице не только союзного, но и партийного Центра, придавала Б.Н. Ельцину дополнительные силы. Ведь попытка департизации, предпринятая им за месяц до августовского кризиса, по сути, стала последним козырем, извлеченным из колоды политических действий, предпринятых Президентом РСФСР в рамках его непосредственной компетенции. Ибо указ от 20 июля 1991 г. даже в случае его успешной реализации, ликвидируя структурные подразделения КПСС в производственной сфере, упирался (в буквальном смысле этого слова) в стены сотен территориальных парткомов, сокрушить которые республиканское руководство в условиях относительно стабильного политического процесса не имело веских юридических оснований. Поэтому для подъема новой волны “сплошной департизации” российскому лидеру опять же был нужен удобный предлог, позволявший раз и навсегда покончить со своим главным политическим антагонистом. Учитывая весьма агрессивную риторику последних пленумов ЦК КПСС, когда отдельные ораторы настойчиво требовали от М.С. Горбачева “решительных действий”, Б.Н. Ельцин и его ближайшее окружение прекрасно понимали, что какая-то часть партийной элиты обязательно поддержит жесткий курс, что в свою очередь может повлечь адекватные меры российского руководства, защищающего суверенитет республики.
Тезис о, скажем так, “превентивном” характере действий российских властей является всего лишь гипотезой, требующей гораздо более тщательной проверки и обоснования. Мы же исходя из имеющихся в нашем распоряжении материалов, а также руководствуясь объективной логикой тогдашнего политического процесса, лишь попытались гипотетически обнаружить скрытые пружины августовского кризиса 1991 г.
Как бы то ни было, но уже 19 августа в Москве был создан ГКЧП. Этот экстраординарный политический орган являлся, казалось бы, по своей сути исключительно государственным, но никак не партийным образованием. Об этом свидетельствовали два основных аспекта. Во-первых, все распоряжения ГКЧП касались сугубо общесоюзных, но никак не внутрипартийных проблем. Во-вторых, исключительно “государственное происхождение” ГКЧП подтверждал его состав: здесь, как и ожидалось, были в основном представлены руководители силовых ведомств, т. е. те люди, которые открыто высказывались в пользу “решительных действий”. Вместе с тем семь из восьми участников ГКЧП одновременно являлись еще и членами ЦК КПСС. Но как отнеслись сами работники партаппарата к учреждению в стране чрезвычайного органа государственной власти и соответственно к перспективе деятельного участия компартии в его политике? Этот вопрос достаточно сложен, чтобы дать на него однозначный ответ. Сторонники Б.Н. Ельцина, дабы доказать соучастие центральных органов КПСС в “антиконституционном заговоре”, впоследствии ссылались на шифрограмму № 215-III, отправленную со Старой площади 19 августа в 10.50 утра: “Первым секретарям ЦК компартий союзных республик, рескомов, крайкомов, обкомов партии. В связи с введением чрезвычайного положения примите меры по участию коммунистов в содействии ГКЧП в СССР. В практической деятельности руководствоваться Конституцией Союза ССР. О пленуме ЦК и других мероприятиях сообщим дополнительно. Секретариат ЦК КПСС” (цит. по: Лужков, 1991, с. 3).
Но не будем спешить с выводами. Под телеграммой стоит подпись “Секретариат ЦК КПСС”. Действительно, появлению этого документа предшествовало длительное заседание этого партийного органа, где было принято следующее решение: руководство КПСС не должно подавать ни малейшего повода к тому, чтобы партию заподозрили в поддержке ГКЧП. Однако такая позиция явно не устраивала некоторых участников совещания — в первую очередь О.С. Шенина, который даже пытался собрать весь аппарат ЦК, чтобы тот мог определить свою позицию относительно ГКЧП. Однако, встретившись с упорным сопротивлением своих коллег, секретарь ЦК был вынужден отступить. Единственное, что мог сделать в сложившейся ситуации О.С. Шенин, — это отправить от имени Секретариата ЦК известную шифрограмму, над текстом которой он работал вместе с сотрудниками Орготдела (Материалы дела о проверке конституционности.. , 1996, с. 25).
Получилось так, что О.С. Шенин в силу своих убеждений, используя приоритет занимаемой должности, проявил, что называется, личную инициативу. Хотя, безусловно, отправляя документ столь важного содержания, он понимал, какая громадная ответственность ложилась на его плечи. Ведь тогда, утром 19 августа, еще никто не обладал объективной информацией относительно реакции миллионов советских граждан на действия ГКЧП и тем более не мог предугадать, как будут развиваться дальнейшие события. Эти обстоятельства заметно повлияли на стиль известной шифрограммы, которая не содержала конкретных указаний и поручений, не нацеливала региональные партийные комитеты на осуществление каких-либо радикальных действий. Кроме того, телеграмма была направлена О.С. Шениным в адрес не конкретных партийных комитетов на местах, чтобы те в свою очередь организовали дальнейшую передачу ее содержания в нижестоящие звенья, а лично первым секретарям. Шифрограмма, таким образом, носила характер личной просьбы-обращения, адресованной региональным партфункционерам.
Итак, О.С. Шенин явился представителем той немногочисленной группы лиц из числа работников ЦК, которые незамедлительно откликнулись на призывы ГКЧП, всецело поддержав его распоряжения. Однако подавляющее большинство обитателей Старой площади, ничего не ведая о позиции лидера партии, колебались. Практически весь аппарат ЦК КПСС, в работе которого тогда воцарился хаос, находился в абсолютной политической прострации, смятении и подавленности. С наибольшей полнотой подобные настроения отразились в обращении Политбюро ЦК КПСС к региональным партийным комитетам, которое появилось лишь на вторые сутки августовского кризиса. “Политбюро ЦК КПСС, — говорилось в том документе, — констатирует, что введение чрезвычайного положения в <…> СССР явилось крайне нежелательным, но вынужденным шагом государственных (курсив наш. — Е.В.) руководителей, в ответ на кризисную ситуацию…”. И далее: “Свое отношение к ГКЧП партия будет (курсив наш. — Е.В.) строить на основе реальных действий, их соответствия интересам народа” (Заявление Политбюро ЦК КПСС от 20.08.1991, исх. № 218; цит. по: Белоусова, Лебедев, 1992, с. 39). Получилось так, что политический кризис длился вот уже вторые сутки, а Политбюро все еще никак не определило своего отношения к ГКЧП. “Политическая расплывчатость”, присущая стилю известного обращения, неслучайна. Ведь малейшая симпатия, официально проявленная членами Политбюро ЦК в отношении силовых действий ГКЧП, окончательно дискредитировала бы КПСС как политический институт, способный к качественному обновлению. Уклончивая позиция центральных партийных органов предопределила отказ от проведения экстренного пленума ЦК КПСС.
Что же касается адаптации региональных партийных руководителей к условиям кризисной ситуации, то здесь можно выделить несколько основных типов их политического поведения. Первая модель характеризовалась констатацией факта создания ГКЧП с оттенком положительной оценки. Вторая схема поведения, в принципе, мало чем отличалась от предыдущей, однако здесь благосклонная реакция обычно дополнялась призывами, обращенными к членам ГКЧП, к более решительным действиям. Следующая модель характеризовалась уклончиво-выжидательной позицией, занятой теми или иными партийными работниками, часто при этом апеллировавшими к государственным институтам, способным, по их мнению, дать объективную правовую оценку происходящим в стране событиям. И, наконец, последняя модель характеризовалась резким неприятием действий ГКЧП буквально с первых часов его существования.
К сожалению, мы не располагаем точными сводно-статистическими данными, позволяющими четко обозначить политическую географию тех регионов, где парткомы выразили сочувствие ГКЧП или, наоборот, неприятие. Обобщенный анализ различных источников позволяет сделать вывод о том, что в числе активных сторонников ГКЧП оказались партийные комитеты Киргизии, Украины, а также Адыгейской, Львовской, Липецкой, Тамбовской, Саратовской, Оренбургской, Ульяновской, Иркутской, Горно-Алтайской, Севе-ро-Осетинской республиканских, краевых и областных организаций. Кроме того, к активным действиям ГКЧП призывали А. Рубикс, первый секретарь КП Латвии (на платформе КПСС), руководители КП Литвы (на платформе КПСС), а также партактив Самарского обкома, Краснодарского крайкома, Удмуртского и Марийского рескомов. Уклончивую позицию заняли С. Ниязов, первый секретарь ЦК КП Туркменистана, а также лидеры Ставропольского краевого комитета КПСС. К разрешению кризиса в рамках существовавшего законодательства взывали руководители Тюменского, Челябинского, Крымского, Калужского обкомов, а также Обнинский горком КПСС. Наконец, резко осудили действия ГКЧП Э. Силлари (компартия Эстонии), А. Анипкин, первый секретарь Волгоградского обкома, а также Н. Назарбаев, лидер КП Казахстана.
Отсутствие необходимых материалов не позволяет нам в точности определить, какой именно тип поведения был доминирующим. Попытаемся лишь предположить, что партийные структуры выстраивали свое отношение к ГКЧП в рамках, главным образом, первых двух моделей. Об этом свидетельствует тот факт, что уже в ходе слушания “дела КПСС” в Конституционном Суде РФ было представлено 160 копий документов, ответных шифрограмм от секретарей обкомов, крайкомов, где действия ГКЧП оценивались ими весьма благосклонно. Но вряд ли такое отношение к Комитету всецело диктовалось какими-то корыстными интересами тех или иных партруководителей, пытавшихся посредством чрезвычайно созданного органа власти восстановить былой статус КПСС. Следует помнить, что региональные партийные организации продолжали в начале 1990-х гг. играть существенную роль в разрешении множества социально-бытовых проблем. Поэтому апелляция представителей местной “партийной администрации” к ГКЧП была не в последнюю очередь продиктована стремлением нормализовать функционирование хозяйственного механизма СССР, в работе которого в годы перестройки обнаружились серьезные сбои.
21 августа открылась экстренная сессия Верховного Совета РСФСР, отменившая чрезвычайное положение на территории республики. В тот же день состоялось заседание Президиума Верховного Совета СССР, который признал незаконным отстранение М.С. Горбачева от власти. Через час после этого ГКЧП заявил о самороспуске и признании всех своих актов недействительными. Крах ГКЧП наконец-таки помог центральным структурам КПСС определить их политическую позицию. Уже на следующий день появилось заявление Секретариата ЦК КПСС, где отмечалось, что в действиях, связанных с попыткой государственного переворота (именно так теперь классифицировалась политика ГКЧП), приняли участие ряд членов КПСС, в том числе членов ЦК. Их поступки, совершавшиеся втайне от руководства КПСС, поставили под угрозу развитие демократических процессов и нанесли огромный ущерб стране и партии. В этой связи Секретариат “решительно осудил авантюристов” и предложил незамедлительно рассмотреть вопрос о партийной ответственности членов КПСС, участвовавших в антиконституционных действиях (Правда. 1991. 23 авг.). В тот же день Секретариат ЦК специальным постановлением признал недействительными положения шифрограммы № 215-III.
Безусловно, подобные заявления являлись демаршем центральных партийных структур, продиктованным изменившейся политической конъюнктурой. Однако, говоря об активности, с какой представители коммунистической элиты принялись доказывать непричастность партии к политике ГКЧП, не следует сбрасывать со счетов угрозу куда более жестких мер, нежели последующие “антикоммунистические указы” российского президента. Вместе с тем, анализируя заявления высших партийных инстанций, спешивших всячески дистанцироваться от действий ГКЧП, не стоит всецело объяснять это поведение исходя только лишь из “инстинкта политического самосохранения”. Тем более что и в самих этих заявлениях порой обнаруживались серьезные разночтения. Если тот же Секретариат ЦК КПСС высказывался категорически против каких-либо чрезвычайных мер, то заявление аналогичного органа российской компартии было выдержано в несколько ином ключе. Также решительно выступая за созыв высших представительных органов СССР, Секретариат ЦК РКП одновременно констатировал: “Наша Родина оказалась у края пропасти. В этой обстановке необходимы экстраординарные меры” (цит. по: Рудинский, 1999, с. 193). Эти слова почти в точности воспроизводили фразы из обращения ГКЧП к советскому народу.
Такая “разноголосица” может объясняться лишь отсутствием у многомиллионной политической силы единой стратегии преодоления общенационального кризиса. Август 1991-го, предельно обострив противоречия внутрипартийной трансформации, окончательно переломил ситуацию неопределенности, радикально отвергнув государственно-императивную модель КПСС. Таким образом, эволюционные процессы, ненадолго “замороженные” кризисом 19—21 августа 1991 г., получали, казалось бы, новый достаточно мощный импульс. Данное обстоятельство прекрасно понимало российское руководство, которое, извлекая максимальные дивиденды из недавних событий и одновременно пользуясь всеобщей сумятицей тех дней, не оставляло ни единого шанса своему главному оппоненту.
Подведем основные итоги. КПСС явилась важным субъектом августовского кризиса власти, ставшего высшей точкой противоборства между дезинтеграционными и сдерживающими силами СССР. Компартия, руководствуясь своей программной стратегией сохранения государственной целостности, объективно выступала на стороне союзных властей. Вместе с тем в среде партийной элиты не было четкого представления о том, каким образом следует отстаивать единство Советского государства. Специфика внутриполитической ситуации предоставляла КПСС альтернативу: либо участие в силовой нейтрализации республиканского сепаратизма, либо использование сугубо ненасильственных механизмов политического убеждения общественности в пагубности союзной дезинтеграции. Исходя из общей логики тогдашней трансформации КПСС очевидно, что наиболее приемлемым для компартии казался именно второй вариант. Тем более что демонтаж КПСС как всемогущей императивной структуры фактически лишал партийную элиту необходимых рычагов для осуществления “решительного сценария”. Таким образом, основная инициатива в борьбе за “наведение порядка” в стране принадлежала государственным силовым ведомствам, руководство которых, объявив 19 августа 1991 г. о радикальном изменении правил “политической игры”, рассчитывало на безусловное принятие КПСС этих новых условий.
Однако далеко не все представители партактива в Центре и на местах, многие из которых принимали деятельное участие в демократических преобразованиях, были согласны со столь резким поворотом. Августовский кризис, став для многих партийных функционеров подлинным “политическим тестом”, обусловил предельно дифференцированный стиль их поведения: от всемерного одобрения и поддержки до резкого неприятия. Тем не менее даже самые ярые сторонники “решительных действий”, учитывая тогдашнее внутреннее состояние КПСС, партии, находящейся на стадии глубокой дезинтеграции, вряд ли могли содействовать последовательной реализации жесткого курса ГКЧП [3]. Именно это обстоятельство предопределило пассивно-выжидательное участие КПСС в событиях 19—21 августа 1991 г. Поставленная перед свершившимся фактом, лишенная единого руководства, внутренне разобщенная, компартия была вынуждена послушно следовать в фарватере, установленном сначала ГКЧП, а затем российским руководством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоусова Г.А., Лебедев В.А. Партократия и путч. М., 1992.
2. Болдин В.И. Крушение пьедестала. Штрихи к портрету М.С. Горбачева. М., 1995.
3. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 31. Ст. 1035.
4. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 2. М., 1995.
5. Лужков Ю.М. 72 часа агонии. Август 1991-го. Начало и конец коммунистического путча в России. М., 1991.
6. Материалы дела о проверке конституционности указов Президента РФ, касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР. Т. 1. М., 1996.
7. Московские новости. 2006. 18—24 августа.
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации от 23 августа 1991 г. № 79 “О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР”, от 25 августа 1991 г. № 90 “Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР” и от 6 ноября 1991 г. № 169 “О деятельности КПСС и КП РСФСР”, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 14. Ст. 400.
9. Правда. 1991. 23 авг.
10. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 12. Д. 32. Л. 1—8.
11. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 21. Д. 72. Л. 2—5.
12. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 23. Д. 2. Л. 3—17.
13. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 33. Д. 1. Л. 1—4.
14. Рудинский Ф.М. “Дело КПСС” в Конституционном Суде: Записки участника процесса. М., 1999.
15. Шенин О.С. Родину не продавал, и меня обвинили в измене. М., 1994.
1
В самом начале 1991 г. О.С. Шенин подготовил “Проект выступления на совещании первых секретарей ЦК КП союзных республик, краевых, областных комитетов КПСС”, где изложил свое видение деятельности компартии в кризисной ситуации. Основные усилия, считал он, компартия должна направить на бескомпромиссную борьбу с процессами внутригосударственной и внутрипартийной дезинтеграции. Вместе с тем, несмотря на довольно решительный тон документа, О.С. Шенин призывал своих партийных коллег действовать на основе общественного согласия, бороться за гражданский мир, искать политический компромисс с представителями оппозиционных сил (РГАНИ. Ф. 89. Оп. 23. Д. 2. Л. 3—17).
2
Однако, опять же, противостоять “деструктивным действиям” российских властей компартия намеревалась, не выходя за рамки сугубо политических методов (РГАНИ. Ф. 89. Оп. 21. Д. 72. Л. 2—5).
3
В этой связи слова Г.А. Зюганова о том, что в августе 1991 г. он бы “самым энергичным образом поддержал ГКЧП, арестовал Горбачева и Ельцина как предателей” и “отдал бы их под трибунал”, сказанные им спустя 15 лет с момента тех событий, отражают, опять же, исключительно личную позицию лидера КПРФ (Московские новости. 2006. 18—24 августа).
Источник: «Вестник Московского университета», Серия 12, Политические науки, 2009, №2.