Кто автор руководства по физическому образованию детей школьного возраста

Библиографическое описание:

Симонкина, Ю. С. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования / Ю. С. Симонкина, В. М. Иохвидов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1333/ (дата обращения: 21.05.2023).

В истории
развития отечественной науки, в частности педагогической теории, П.Ф.
Лесгафту принадлежит особое место. Ему удалось создать всеобъемлющую
стройную систему физического воспитания, в которой центральное место
занимает воспитание детей школьного возраста. Одной из ведущих идей
его самой значительной научной работы «Руководство по
физическому образованию детей школьного возраста» состоит в
том, что основной задачей школы является образование человека, его
формирование как личности. Он писал: «задачей школы считать
выяснение значения личности человека и ограничение произвола в его
действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период
в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине,
когда образуется человек» [4, с. 25].

В основе педагогической
системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного
развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как
средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного
и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал
важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и
физического воспитания. «Необходимо, – писал автор, –
чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы
нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без
упражнения»[2, с. 15].

Так же, как и И.М. Сеченов,
он считал, что движения, физические упражнения являются средством
развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его
мнению, школа не могла существовать без физического образования;
физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном
соотношении с умственными занятиями. Используя при этом термин
«образование», Лесгафт понимал его шире, чем мы это
делаем сегодня. По сути дела, образование у него – это
воспитание, формирование личности человека, а физическое
образование – целенаправленное формирование организма и
личности под воздействием как естественных, так и специально
подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом
постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой
самостоятельности и волевых проявлений человека.

Учебно-воспитательный
процесс физического воспитания П.Ф. Лесгафт определял как объект
социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории
физического образования. Он считал важной целью физического
образования умение сознательно управлять своими движениями,
«приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток
времени сознательно производить наибольшую работу или действовать
изящно и энергично»
[5, с. 22-23].

Говоря о единстве духовного
и физического развития личности, Лесгафт считал, что гармоническое
развитие возможно лишь при соблюдении принципа постепенности и
последовательности напряжений с учетом возрастных, половых и
индивидуальных особенностей каждого школьника. В третьей части работы
«Семейное воспитание ребенка и его значение» он уделил
особое внимание психологической и анатомо-физиологической
характеристикам «периода возмужалости» (от 13 до 16 лет).
Этот возраст, кстати, считают трудным и в школе, и в семье по
настоящее время. Интересна его характеристика шести типов
представителей данного возраста (добродушный и честолюбивый, мягко
забитый и злостно забитый, лицемерный и угнетенный), которые
необходимо учитывать при организации и проведении игр, особенно при
назначении подростков руководителями самодеятельных занятий.

С позиций естественного
материализма П.Ф. Лесгафт объяснял влияние наследственности,
среды и воспитания на формирование личности школьника. Особое место в
рассматриваемой работе он уделял первому году жизни ребенка, когда
начинается формирование опорнодвигательного аппарата. Разработанная
им теория дошкольного воспитания определила главные основы:
последовательность слова и дела, движение и гуманность в образовании.

Впервые в России он научно
обосновал необходимость использования методов слова и показа.
Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не
отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда,
когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики
должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно
при четком и кратком объяснении упражнения.

В предисловии ко второму
изданию второй части «Руководства по физическому образованию
детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт отмечал, что
неблагоприятные явления в школе, наблюдаемые между учениками, могут
быть уничтожены не полицейскими мерами, а строго проводимыми
физическими упражнениями и играми. Выдержанный и хорошо владеющий
собой образованный руководитель всегда справится со своим учеником
при помощи убедительных слов, никогда не прибегая ни к каким мерам
преследования и наказания, совершенно недопустимым в нормальной
школе, в основание которой положены психологический анализ ребенка и
выяснение его природы. При посредстве физического образования, писал
он, необходимо приучить молодого человека владеть собой, познакомить
его с пространственными отношениями, распределением своей работы по
времени, возвысить энергию его деятельности [4,
с. 58-59].

В педагогической
деятельности Лесгафт добивался от учителей отличного знания своего
предмета на основе научных достижений в анатомии, физиологии,
психологии. Хороший педагог, по его мнению, – это отменная
дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями,
любовь к детям, внешняя опрятность и изящность в движениях.

Повышенные требования П.Ф.
Лесгафт предъявлял к гигиене питания занимающихся физическими
упражнениями. Он не признавал никаких «прибавочных
раздражителей»: горчицы, перца и других пряностей, в которых не
нуждаются доброкачественные и разнообразные продукты. Особенно
осуждал алкогольные напитки.

Большое внимание Лесгафт
обращал на содержание физического образования, на использование
упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические
упражнения по четырем основным группам:

1) простые
упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные
упражнения с разновидностями движений и метаний;

2)
упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях
с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках,
борьбе, лазании, удержании равновесия;

3)
упражнения, связанные с изучением пространственных и временных
отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное
расстояние и метании в цель;

4)
систематические упражнения в процессе простых и сложных игр,
плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в
единоборствах.

Интересно
определение игры: «Игра есть упражнение, при посредстве
которого ребенок готовится к жизни»[5, с. 45]. При этом он
раскрывал различие между играми для детей дошкольного возраста и
играми для учащихся школы. Первые – игры в творческом
повторении того, что дети видели и заметили в окружающей
действительности. Вторые – игры, организованные педагогом
для развития самостоятельной двигательной деятельности с целым рядом
методических положений. Примечательно также, что и дошкольник, и
школьник, согласно его теории, в игровых ситуациях – активно
действующие личности во всех своих проявлениях, во взаимоотношениях с
окружающей средой.

Ценны и по-современному
актуальны требования Лесгафта к играм: постепенность в подборе игр и
соответствие их развитию ребенка; обязательность постановки целей и
задач каждой игры; безусловное выполнение участниками игр
установленных правил; настойчивое введение самоуправления в игре;
систематичность влияния игр на детей с постепенным их усложнением;
исключение из обихода игр, вызывающих проявление у детей
отрицательных качеств – жестокости и пр.

Заслуживает внимания и
предложенная им классификация игр, в основу которой положены
организация коллектива играющих и формирование характера
взаимоотношений между ними с учетом возрастных особенностей. На этой
основе выделены две группы игр: простые и сложные. В каждой из этих
групп он подразделяет игры по сложности и продолжительности отдельных
двигательных действий на игры с бегом, метанием, борьбой. Эти
подгруппы, в свою очередь, подразделяются по видам упражнений с
усложнением требований. Например, в играх с бегом можно применять бег
в прямом направлении, по кругу, в наклонном положении, вдвоем, цепью,
коллективные двигательные действия.

Человек, по мнению П.Ф.
Лесгафта, хорошо и сознательно владеющий своими двигательными
действиями, правильно выбирает наиболее целесообразные формы и темп
движения, что является важнейшей целью физического образования
школьника. Об этой целевой установке нельзя забывать и в современной
школе: необходимо учить детей рационально пользоваться накопленными
знаниями, умениями и навыками, готовить человека к наилучшему их
применению в жизни [1,
с. 21-24].

Справедливо отстаивая ту
позицию, что детская творческая игра не должна навязываться взрослыми
и что ребенок всем своим существом должен предаваться ей сам, П.Ф.
Лесгафт, однако, преувеличивал возможности детей. По его мнению,
ребенок, «несколько утомившись физически, рассуждает над
значением того, что он сделал и как сделал»
[3, с. 211].
На практике же известно, что и взрослому человеку для анализа игровых
ситуаций очень часто необходима помощь педагога тренера, а уж ребенку
особенно трудно самостоятельно осмыслить «значение того, что он
сделал и как сделал»
[3, с. 212].

В то же время в
рассуждениях Лесгафта по данным воспитательным проблемам ценна мысль
о том, что учитель обязан развивать инициативу детей в процессе игр,
изучать своих учеников и максимально учитывать в педагогической
деятельности характерные особенности каждого для целенаправленного и
конкретного воздействия на них. В соответствии с этим методическим
положением учителю надо совместно с детьми анализировать игровые
ситуации, особенно внимательно наблюдать за поведением играющих,
использовать в интересах коллектива их взаимные влияния друг на
друга.

Велик его вклад в
разработку закономерностей воспитания детей в семье, формирования их
как личностей с позиций учения о типах, темпераменте и характере
человека с учетом роли общественной среды и сфер воспитания.
Последовательно боролся он за равноправное и равноценное физическое
образование, как мальчиков, так и девочек.

Его научно педагогическое
наследие далеко выходит за рамки какого-то определенного
исторического периода и может рассматриваться как один из важнейших
источников педагогической науки, содержащих идеи, богатство которых
еще не полностью исчерпано. Важнейшие научные положения, изложенные в
трудах Петра Францевича по анатомии, антропологии, биологии, истории
и методике физического образования, по настоящее время не утратили
своего значения. Прогрессивная научная, педагогическая, общественная
деятельность Лесгафта позволяет отнести его к числу выдающихся
представителей отечественной науки и культуры.

Литература:
  1. Дмитриев С.В.
    Двигательная задача как объект теоретико-методологического анализа
    // Теория и практика физ. культуры. 1988, № 2.

  2. Запесоцкий
    А.С.
    Образование: философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2002.

  3. Лесгафт
    П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.З.: Семейное воспитание
    ребенка и его значение.- М.: Физкультура и спорт, 1956.

  4. Лесгафт П.Ф.
    Руководство по физическому образованию детей школьного возраста //
    Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н.Решетень. — М.: ФиC, 1987.

  5. Новиков
    А.Д.
    Физическое воспитание. — М.: ФиC, 1949.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое образование, игра, ребенок, физическое воспитание, упражнение, школьный возраст, особое место, отечественная наука, педагогическая деятельность, физическое образование детей.

Книжные памятники Свет

Обратная связь
Версия для слабовидящих

Войти

НЭБ

  • Коллекции и спецпроекты

  • Новости

  • Электронные читальные залы

  • Информация для библиотек

  • Вопросы и ответы

  • Обратная связь

Наши продукты

  • Книжные памятники

  • Свет

  • Мы в соцсетях

    Версия для слепых

    Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Лесгафт Ч. 1

    Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Лесгафт Ч. 1

    Читать

    Скачать pdf

    Скачать
    marc21-запись

    Лесгафт, Петр Францевич (1837-1909)

    Читать

    Скачать pdf

    Скачать marc21 -запись

    1912

    Год издания

    О произведении

    Входит в состав

    Руководство по физическому образованию детей школьного возраста

    Другие издания

    • с онлайн-версией

    • по всем записям

    Издание 1912 года

    Российская государственная библиотека (РГБ)

    Открыть

    Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Лесгафт Ч. 1», автора Лесгафт, Петр Францевич (1837-1909). Книга была издана в 1912 году.

    Пожалуйста, авторизуйтесь

    Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
    авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
    зарегистрируйтесь.

    »

    Реферат

    по теме:

    «Учение П.Ф. Лесгафта о физическом воспитании и его педагогическая
    деятельность»

    Содержание

    Введение …………………………………………………………………… 3

    1. Биография П.Ф. Лесгафта……………………………………………….
    4

    2. Учение П.Ф. Легафта о физическом
    воспитании………………………  6

    3. Педагогическая деятельность
    П.Ф.Лесгафта…………………………. 10

    Заключение…………………………………………………………………
    13

    Литература………………………………………………………………….
    14

    Введение

    В истории развития отечественной науки, в частности
    педагогической теории, П.Ф. Лесгафту принадлежит особое место. Ему удалось
    создать всеобъемлющую стройную систему физического воспитания, в которой
    центральное место занимает воспитание детей школьного возраста. Одной из
    ведущих идей его самой значительной научной работы «Руководство по физическому
    образованию детей школьного возраста» состоит в том, что основной задачей школы
    является образование человека, его формирование как личности. Он писал:
    «задачей школы считать выяснение значения личности человека и ограничение
    произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный
    период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине,
    когда образуется человек» [3, с. 25].

             В основе педагогической
    системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития
    личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только
    физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития
    человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания,
    взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, – писал автор,
    – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим
    правильный ход развития в тех органах, которые  останутся без упражнения».

    Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывает
    влияние среда и упражнения: «Всё,
    что упражняется — развивается и совершенствуется, что не упражняется –
    распадается»
    .

    Целью данной работы является изучение основных фактов биографии
    П.Ф.Лесгафта, знакомство с основными положениями и тезисами его
    научно-педагогического наследия.

    Биография П.Ф.Лесгафта

    Выдающийся анатом —
    основоположник теоретической анатомии в России, замечательный педагог,
    зачинатель и теоретик физического образования, биолог-мыслитель и
    целеустремленный общественный деятель — вот далеко не полный перечень
    направлений, в сфере которых промчалась кипучая жизнь П. Ф. Лесгафта.

    Петр Францевич Лесгафт
    родился в 1837 г. в Петербурге. В 1856
    г. поступил учиться в Медико-хирургическую (Военно-медицинскую) академию,
    которую закончил в 1861 г. Работал ординатором госпиталя и приватным
    преподавателем анатомии в Медико-хирургической академии. В 1865
    г. получил ученую степень доктора медицины на основании защиты диссертации
    «Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки…» В 1868
    г. прибавил к ней еще степень доктора хирургии, которая была присуждена ему
    после представления анатомо-хирургической диссертации «Colotomia»
    (искусственный проход для кала) в левой поясничной области с анатомической
    точки зрения. Степень была присуждена без публичной защиты диссертации.

    В том же году П. Ф. Лесгафт
    был избран заведующим кафедрой анатомии Казанского университета, но в 1871
    г. отстранен от преподавания по решению царя Александра II. Основанием
    послужила статья П. Ф. Лесгафта в газете «С.- Петербургские
    ведомости» от 23 сентября 1871 г. с разоблачением злоупотреблений в
    Университете. С 1872 по 1893 г. П. Ф. Лесгафт проводил занятия с
    вольнослушательницами на курсах (1872 — 1874), был занят преподаванием анатомии
    в Медико-хирургической академии, чтением приват-доцентского курса в
    Петербургском университете (1875 — 1893). С 1893
    г. его деятельность была сосредоточена в созданной им в Петербурге
    Биологической лаборатории. За подписание протеста против избиения студентов на
    демонстрации он подвергся репрессии, в 1902
    г. был выслан из Петербурга.

    Независимость суждений и
    непреклонная политическая позиция ученого были причиной огромных симпатий к
    нему в революционных кругах Петербурга. Когда в 1895
    г. образовалось общество «Помощь в чтении больным и бедным», он
    встал в ряды его руководителей. Членами общества были сестра В. И. Ленина Анна
    Ильинична и ее муж М. Т. Елизаров. В 1905
    г. с разрешения П. Ф. Лесгафта в помещениях руководимой им Биологической
    лаборатории заседал Совет рабочих депутатов, собиралось Правление профсоюза
    рабочих печатников.

     Важным событием в жизни П. Ф. Лесгафта было
    изучение методов физического воспитания. В 1874
    г. ему было поручено Управлением военно-учебными заведениями военного
    ведомства ознакомиться с занятиями гимнастикой в западноевропейских странах.
    Имелось в виду внедрение этого опыта в русские офицерские школы. Программа,
    предоставленная П. Ф. Лесгафтом после возвращения в Петербург, не была принята,
    тем не менее он серьезно увлекся проблемой физического воспитания, и это
    наложило отпечаток на его взгляды как морфолога. С 1877 до 1882
    г. он проверял свои выводы в процессе преподавания на учебно-гимнастических
    курсах для офицеров.

     В
    1905 г. он организовал на базе курсов руководителей физического воспитания так
    называемую Вольную Высшую школу, запрещенную правительством в 1907
    г. П. Ф. Лесгафт умер в 1909 г. Выдающиеся достижения П. Ф. Лесгафта в
    анатомии оказались возможными благодаря его энциклопедической образованности.
    Он хорошо знал математику, изучал в течение 3 лет химию у проф. Н. Н. Зинина,
    имел глубокие познания в прикладной физике, в частности в теории сопротивления
    материалов. Самостоятельно овладел законами строительной техники. Его эрудиция
    по всем актуальным проблемам естествознания была поразительной.

    Учение
    П.Ф.Лесгафта о физическом воспитании.

    На заслугах П. Ф. Лесгафта в
    разработке научных основ физического воспитания следует остановиться подробнее.
    Отправным положением для него служил постулат Ламарка о роли упражнений
    (функций) в развитии организма. Увлечение Ламарком было присуще П. Ф. Лесгафту
    на протяжении всей его жизни. Гипноз идей великого французского ученого был
    значительным, несмотря на то, что Лесгафт брал из учения Ламарка только тот его
    раздел, в котором доказывалось воздействие функций на органогенез. Ни о какой
    передаче по наследству приобретенных признаков в трудах Лесгафта речи не идет.

    Целенаправленные физические
    упражнения, как думал Лесгафт, могут быть привиты людям в процессе физического
    воспитания. Но физическое воспитание прерогатива тех, кто воспитывает, обучает.
    Задача же должна заключаться в реализации широкой программы физического
    совершенствования людей. Так Лесгафт пришел к девизу физического образования.
    Это понятие предложено им. Физическое воспитание рассматривалось Лесгафтом как
    часть физического образования, как его предпосылка.

    Главными принципами
    физического образования были предложены следующие:

    1. Принцип всесторонности,
    многоканальности физического образования.

    2. Принцип взаимосвязи,
    взаимообогащения физического, умственного и нравственного воспитания как
    условие гармонического развития человека.

    3. Принцип научности
    физического образования, предполагающий:

    а) взаимообусловленность
    формы и функций;

    б) признание возрастных,
    половых, конституцио нальных особенностей;

    в) исключение прирожденной
    обреченности (предопределения) физического облика человека;

    г) преодоление диктата
    наследственности.

      Свой капитальный труд о
    физическом воспитании он называет «Руководство по физическому образованию детей
    школьного возраста». В современной науке это понятие сохранилось и отражает ту
    сущность, которую вложил в него Лесгафт.

      Физическое образование
    рассматривается как системное состояние человеком рациональных способов управления
    своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда
    двигательных навыков.

       Не отказываясь от такого
    смысла рассматриваемого понятия в современном научном знании, обратим внимание
    на гораздо более глубокий подход к его сущности, обнаруживаемый у П.Ф.Лесгафта.

       Одна из главных идей,
    лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного
    возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование
    человека, т.е. формирование его как личность, о чем совершенно определенно
    говорит Лесгафт: «…задачей школы считать выявление значения личности человека и
    ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот
    единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и
    понятие об истине, когда образуется
    человек».

      Понятие «образование»
    появилось впервые в работах Н.И.Новикова (1744-1818гг.), однако представителей
    прогрессивной русской педагогики, как синоним воспитания – «образование сердца»
    и как синоним просвещения – «образование разума».

      Во второй половине ХIХ в.
    отдельные авторы весь процесс развития личности обозначают термином
    «образование». Полагаем, что на такой позиции стоял и П.Ф.Лесгафт. И когда он
    пишет об образовании, то имеет в виду формирование человека как личность.
    Поэтому целевой установкой физического образования детей школьного возраста
    является стремление научить их сознательно управлять всеми своими движениями,
    руководствуясь при этом нравственными началами, точно различать
    пространственные и временные отношения и в результате приобрести умение
    действовать сообразно окружающей обстановке. В этой целевой установке сливаются
    воедино задачи образовательные и воспитательные.

    П.Ф.
    Лесгафт впервые в мире разработал основы физического образования, создал учение
    о физическом образовании и наконец определил содержание понятия
    «физическое образование». Согласно определению П.Ф. Лесгафта, суть
    физического образования состоит в том, чтобы научиться «изолировать
    отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и
    приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью и
    настойчивостью, иначе говоря, приучаться с наименьшим трудом в возможно меньший
    промежуток времени сознательно проводить наибольшую физическую работу» .

    Следовательно,
    П.Ф. Лесгафт наиболее полно определил содержание физического образования для
    своего времени в основном как процесса обучения двигательным действиям. В
    качестве итога физического образования, как явствует из его определения,
    выступает состояние физической подготовленности человека к жизни и трудовой
    деятельности. Одновременно в содержание физического образования по Лесгафту,
    как нам кажется, были включены и методы обучения физическим упражнениям, в
    частности речь идет о современном практическом методе обучения — строго
    регламентированном, т.е. обучении по частям и в целом, о чем свидетельствует
    фраза: «Изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой». Более того, П.Ф. Лесгафт
    сделал попытку определить структуру обучения двигательным действиям, обозначая
    специальный этап обучения как этап совершенствования двигательных умений, ибо
    только
    достигший
    двигательного совершенства человек обеспечивает экономичное выполнение трудовых
    двигательных действий.

    Лесгафт обращал большое внимание на содержание
    физического образования — использование
    упражнений и игр как метода познания
    . Ученый  классифицировал физические
    упражнения по четырем основным группам:

    1. Простые упражнения в движениях головой, туловищем,
    конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний.

    2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями при
    двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных
    шаров, прыжках, лазании, борьбе и удержании равновесия.

    3. Упражнения с изучением пространственных и временных
    отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и
    метании в цель.

    4. Систематические упражнения в процессе простых и
    сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в
    единоборствах.

    В учебном плане общеобразовательных учреждений имеется
    учебный предмет «физическая культура», основная задача которого —
    достижение соответствующего уровня общего образования по этой дисциплине как
    составной части общего образования учащихся. Образование по физкультуре как
    социальная практика имеет свои этапы развития.

    Во времена П.Ф. Лесгафта школьное физическое воспитание было
    примитивным и решало более узкие задачи — научить овладевать движениями,
    развивать двигательные качества с целью подготовки к трудовой деятельности.
    Разумеется, тогда не стояло задачи содействия формированию физической культуры
    школьников. Однако постепенно статус школьного предмета «физическая культура»
    изменялся и роль образования по физической культуре в обществе к настоящему
    времени значительно возросла.

    Педагогическая деятельность П.Ф.Лесгафта

    В предисловии ко второму изданию второй части «Руководства по
    физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт отмечал, что
    неблагоприятные явления в школе, наблюдаемые между учениками, могут быть
    уничтожены не полицейскими мерами, а строго проводимыми физическими
    упражнениями и играми. Выдержанный и хорошо владеющий собой образованный
    руководитель всегда справится со своим учеником при помощи убедительных слов,
    никогда не прибегая ни к каким мерам преследования и наказания, совершенно
    недопустимым в нормальной школе, в основание которой положены психологический
    анализ ребенка и выяснение его природы.

    При посредстве физического образования, писал он, необходимо
    приучить молодого человека владеть собой, познакомить его с пространственными
    отношениями, распределением своей работы по времени, возвысить энергию его
    деятельности. В педагогической деятельности Лесгафт добивался от учителей
    отличного знания своего предмета на основе научных достижений в анатомии,
    физиологии, психологии. Хороший педагог, по его мнению, – это отменная
    дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями, любовь к детям,
    внешняя опрятность и изящность в движениях.

    Повышенные требования П.Ф. Лесгафт предъявлял к гигиене
    питания занимающихся физическими упражнениями. Он не признавал никаких
    «прибавочных раздражителей»: горчицы, перца и других пряностей, в которых не нуждаются
    доброкачественные и разнообразные продукты. Особенно осуждал алкогольные
    напитки.

    Большое внимание Лесгафт обращал на содержание физического
    образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он
    классифицировал физические упражнения по четырем основным группам: 1) простые
    упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с
    разновидностями движений и метаний; 2) упражнения с увеличивающимися
    напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании
    деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия; 3)
    упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при
    беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель; 4)
    систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на
    коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах. Интересно
    определение игры: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок
    готовится к жизни».

    При этом он раскрывал различие между играми для детей
    дошкольного возраста и играми для учащихся школы. Первые – игры в творческом
    повторении того, что дети видели и заметили в окружающей действительности.
    Вторые – игры, организованные педагогом для развития самостоятельной двигательной
    деятельности с целым рядом методических положений.

    Примечательно также, что и дошкольник, и школьник, согласно
    его теории, в игровых ситуациях – активно действующие личности во всех своих
    проявлениях, во взаимоотношениях с окружающей средой. Ценны и по-современному
    актуальны требования Лесгафта к играм: постепенность в подборе игр и
    соответствие их развитию ребенка; обязательность постановки целей и задач
    каждой игры; безусловное выполнение участниками игр установленных правил;
    настойчивое введение самоуправления в игре; систематичность влияния игр на
    детей с постепенным их усложнением; исключение из обихода игр, вызывающих
    проявление у детей отрицательных качеств – жестокости и пр.

    Заслуживает внимания и предложенная им классификация игр, в
    основу которой положены организация коллектива играющих и формирование
    характера взаимоотношений между ними с учетом возрастных особенностей. На этой
    основе выделены две группы игр: простые и сложные. В каждой из этих групп он
    подразделяет игры по сложности и продолжительности отдельных двигательных
    действий на игры с бегом, метанием, борьбой. Эти подгруппы, в свою очередь,
    подразделяются по видам упражнений с усложнением требований. Например, в играх
    с бегом можно применять бег в прямом направлении, по кругу, в наклонном
    положении, вдвоем, цепью, коллективные двигательные действия.

    Человек, по мнению П.Ф. Лесгафта, хорошо и сознательно
    владеющий своими двигательными действиями, правильно выбирает наиболее
    целесообразные формы и темп движения, что является важнейшей целью физического
    образования школьника. Об этой целевой установке нельзя забывать и в
    современной школе: необходимо учить детей рационально пользоваться накопленными
    знаниями, умениями и навыками, готовить человека к наилучшему их применению в
    жизни [2, с. 21-24].

    Справедливо отстаивая ту позицию, что детская творческая игра
    не должна навязываться взрослыми и что ребенок всем своим существом должен
    предаваться ей сам, П.Ф. Лесгафт, однако, преувеличивал возможности детей. По
    его мнению, ребенок, «несколько утомившись физически, рассуждает над значением
    того, что он сделал и как сделал» . На практике же известно, что и взрослому
    человеку для анализа игровых ситуаций очень часто необходима помощь педагога
    тренера, а уж ребенку особенно трудно самостоятельно осмыслить «значение того,
    что он сделал и как сделал».

    В то же время в рассуждениях Лесгафта по данным
    воспитательным проблемам ценна мысль о том, что учитель обязан развивать
    инициативу детей в процессе игр, изучать своих учеников и максимально учитывать
    в педагогической деятельности характерные особенности каждого для
    целенаправленного и конкретного воздействия на них. В соответствии с этим
    методическим положением учителю надо совместно с детьми анализировать игровые
    ситуации, особенно внимательно наблюдать за поведением играющих, использовать в
    интересах коллектива их взаимные влияния друг на друга.

    Велик его вклад в разработку закономерностей воспитания детей
    в семье, формирования их как личностей с позиций учения о типах, темпераменте и
    характере человека с учетом роли общественной среды и сфер воспитания.
    Последовательно боролся он за равноправное и равноценное физическое
    образование, как мальчиков, так и девочек.

    Заключение

    Научно
    педагогическое наследие П.Ф.Гесгафта далеко выходит за рамки какого-то
    определенного исторического периода и может рассматриваться как один из
    важнейших источников педагогической науки, содержащих идеи, богатство которых
    еще не полностью исчерпано. Важнейшие научные положения, изложенные в трудах
    Петра Францевича по анатомии, антропологии, биологии, истории и методике
    физического образования, по настоящее время не утратили своего значения.
    Прогрессивная научная, педагогическая, общественная деятельность Лесгафта
    позволяет отнести его к числу выдающихся представителей

    отечественной
    науки и культуры.

    Как никто до него, он понял,
    что физическое воспитание должно быть организовано на строго научной почве. Эту
    научную основу П. Ф. Лесгафт увидел в анатомии и физиологии, которые позволяют
    наметить правильную программу физических упражнений и выяснить степень влияния
    этих упражнений на организм. Функция, по Лесгафту, определяет форму, и
    следовательно, совершенная форма (здоровый организм) находится в прямой
    зависимости от активного воздействия на нее упражнений.

    П. Ф. Лесгафт из указанного
    положения делал практические выводы. Если обычные функции органов дополнить
    специальными упражнениями, если разработать комплекс разумных тренировочных
    нагрузок для лучшего развития органов, то можно добиться более совершенной
    формы. Следуя в этом направлении, П. Ф. Лесгафт впервые проложил мост между
    анатомией и физической культурой и создал научно обоснованную теорию
    физического воспитания людей.

    Успехи Лесгафта в пропаганде
    и распространении физического образования в России общепризнаны и отмечены
    присвоением его имени старейшему институту физической культуры —
    Ленинградскому.

    Литература

    1.    
    Голощапов Б.Р. История физической культуры
    и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и
    доп. М., 2008.

    2.    
    Дмитриев С.В.
    Двигательная задача как объект теоретико-методологического анализа // Теория и
    практика физ. культуры. 1988, № 2.

    3. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому
    образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Сост. И.
    Н.Решетень. — М.: ФиC, 1987.

    4.
    Симонкина Ю. С., Иохвидов В. М. Петр
    Францевич Лесгафт – основоположник физического образования [Текст] //
    Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь
    2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 55-57.

    Интернет – источники

    1. Петр Францевич Лесгафт –
    основоположник физического образования. http://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1333/

    2. П.Ф.Лесгафт – основоположник
    теоретической анатомии в России. http://anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st057.shtml

    3. Физическое образование
    http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/2002n3/p25-26,39.htm

    Продолжение. Начало
    см. в № 1/2008

    Читая Лесгафта

    П.Ф. Лесгафт. Руководство
    по физическому образованию детей школьного
    возраста.
    – СПб., 1901.

    Как и обещали, мы начинаем печатать главы из
    книги Петра Францевича Лесгафта. Начало книги
    посвящено общему анализу физического
    воспитания, роли игры для детей школьного
    возраста.
    Читаешь, и невольно думаешь: неужели эти мысли
    были опубликованы более века назад?! Сегодня они
    актуальны ничуть не меньше!
    А потом удивляешься: почему же идеи человека,
    признанные и во всем мире, и в России, так сильно
    (и так часто!) искажаются? Школе нужны новые идеи,
    новые программы – с этим никто не спорит. Но
    обращение к опыту прошлого бывает очень
    полезно…

    Применение систематических
    упражнений в виде сложных действий

    Все упражнения и действия, изученные в
    систематическом курсе, должны применяться в виде
    сложных действий, чтобы таким образом
    подготовить учащегося ко всякой работе, которую
    он мог бы производить на основании общих приемов
    по слову, избегая по возможности имитации, т.е. он
    должен приучиться к возможно большей
    самостоятельности в действиях и к волевым
    проявлениям.

    Применения эти могут производиться либо
    исключительно с педагогической целью, либо с
    целью санитарной. В первом случае они
    назначаются для ограничения произвола в
    действиях, во втором случае – для развития сил и
    поддержки здоровья молодого человека.

    Применение их с педагогической целью может
    быть только в виде игр, прогулок и фехтования,
    между тем как с санитарной целью могут
    применяться плавание, бег на коньках, гребля,
    верховая езда, езда на велосипеде и ручной труд.
    Следовательно, как средства, применяемые с целью
    физического образования, мы должны рассмотреть
    только игры и прогулки и лишь вкратце коснуться
    тех занятий, которые имеют значение для
    физического развития молодого организма, но по
    своей утилитарности непригодны для школ и вообще
    для применения с педагогической целью.

    Игры

    Игры составляют самое выгодное занятие для
    ребенка, при посредстве которого он обыкновенно
    приучается к тем действиям, которые ложатся в
    основание его привычек и обычаев, причем эти
    занятия обыкновенно связаны с возвышающим
    чувством удовольствия. Первые игры ребенка
    всегда имитационны: он повторяет то, что сам
    подмечает в окружающей его среде, и разнообразит
    эти наблюдения по степени своей
    впечатлительности, развития физических сил и
    умения ими пользоваться. Так, например, игры в
    лошадки, в солдатики, в куклы, в пожарные, в воры, в
    музыканты, в школу, в доктора и т.д. составляют
    исключительно повторение того, что ребенок видит
    в окружающей обстановке; при этом очень важно,
    чтобы эта игра не назначалась ребенку взрослым,
    но чтобы он сам со своими товарищами повторял то,
    что сам видел и на что сам натыкался. При такой
    форме занятий нет никакой утилитарности,
    материальной выгоды для ребенка, которой он
    пользовался бы. Нет ничего навязанного, что было
    бы ему не по силам; он обыкновенно всем своим
    существом предается такой игре и, несколько
    утомившись физически, рассуждает над значением
    того, что он делал и как делал. Он приобретает
    таким образом известное умение распоряжаться
    своими силами, рассуждать над своими действиями
    и при помощи полученной таким образом опытности
    справляться с теми препятствиями, которые он
    встречает в жизни. При этом он обычно действует с
    такою бойкостью, живостью, непосредственностью,
    что этим возвышает свою жизнедеятельность и
    становится все более впечатлительным ко всему
    окружающему.

    Если при посредстве имитационных игр ребенок
    приучается к известным действиям, которые им
    усваиваются наблюдением над окружающей средой,
    то этим он собирает материал и приобретает навык
    в действиях; это происходит в продолжение всей
    жизни ребенка в семье. В период школьного
    образования являются иные цели: необходимо из
    имитационного периода перейти к самостоятельной
    деятельности, развить личные качества и
    приучиться к действиям по собственной
    инициативе. Если при посредстве школьного
    образования развивается отвлеченное мышление и
    молодой человек начинает действовать,
    руководствуясь выработанными им идеями, то
    необходимо, чтобы соответственно этому он был в
    состоянии действовать, работать с той
    напряженностью и настойчивостью, которые
    требуются как для выработки и проверки данных
    идей, так и в тех случаях, когда ему придется
    руководствоваться ими. Для цельности проявления
    личности человека необходимо, чтобы его мысли и
    действия были в полном соответствии; только при
    таких условиях у него утвердится понятие о
    правде, он усвоит все значение истины и научится
    служить ей. Следовательно, только при таких
    условиях установится его характер, при
    проявлении которого все мысли и действия
    человека направляются усвоенными им понятиями о
    правде и истине.

    Соответственно намеченным задачам игры с
    образовательной целью должны проводиться
    следующими способами:

    1. Форма игры должна быть всегда вполне
    определенной и иметь конкретную цель.

    2. Производимые ребенком действия должны вполне
    соответствовать его умению управлять собой, а
    также уровню его силы и ловкости (здесь нужны
    быстрота и целесообразность в действиях), т.е. они
    должны быть связаны с возвышающим чувством
    удовольствия.

    3. Эти действия должны быть усвоены в
    систематическом курсе; они должны производиться
    при соблюдении постепенно усложняющихся правил.

    4. Распределение игры, выбор сторон, а также
    надзор за строгим и точным исполнением правил
    должны принадлежать всецело занимающимся,
    причем они должны приучаться относиться к
    правилу, как к закону.

    5. В играх совершенно исключаются состязание,
    отличия, награды, а также какое бы то ни было
    преследование или наказание.

    Рассмотрим теперь все эти отдельные положения
    в частности.

    1. В отличие от домашних игр ребенка школьные
    игры не должны иметь имитационного характера,
    поэтому они не являются результатом наблюдения
    занимающегося над окружающей средой, а их форма
    зависит от общей цели, которую преследуют все
    участвующие и которая требует умения управлять
    собою, чтобы с помощью более целесообразных
    действий достичь выполнения общей задачи. В
    каждой школьной игре члены маленького общества,
    активно участвующие в ней, забывают о своих
    личных целях и заняты исключительно решением
    общих задач, придерживаясь при этом, однако же,
    всеми признанных положений и законов,
    направленных к ограждению прав каждого
    отдельного лица; поэтому форма игры должна быть
    определенной и иметь точно намеченную цель. При
    переходе от игр имитационных, в которые ребенок
    играет дома, к школьным играм необходимо
    соблюдать возможно большую постепенность и
    последовательность, и при этом нельзя совершать
    ту ошибку, которую обыкновенно совершают при
    применении фребелевской системы воспитания, т.е.
    не следует предупреждать ребенка об игре и
    забрасывать его частными указаниями, мешая ему
    таким образом действовать самостоятельно.

    Выше было сказано, что во время жизни в семье (до
    7–8летнего возраста) ребенок приучается при
    помощи игры к привычным и обычным действиям,
    причем он сам устраивает эти игры, повторяя в них
    то, что подмечает в окружающей среде. По
    фребелевской системе в процесс воспитания
    вводятся имитационные игры, которые организуют
    не сами дети, а няня. Следовательно, по этой
    системе дети лишены возможности непосредственно
    наблюдать окружающий мир, и их действия являются
    грубыми внешними приемами, не связанными с
    каким­либо проявлением инициативы. Если ребенок
    сам наблюдает дождь, игру музыканта, визит
    доктора и т.д. и повторяет в виде игры главные
    черты, подмеченные им, в особенности то, что
    соответствует его силам и умению, то эта игра
    резко отличается от повторения детьми
    искусственного и шаблонного воспроизведения
    всего этого няней. Кроме того, незабитый и живой
    ребенок всегда рассуждает и старается выяснить
    для себя значение повторяемых им действий. Этого
    явления при «стадных играх» Фребеля совершенно
    не замечается; между тем такие рассуждения имеют
    большое образовательное значение и являются
    единственным способом перехода ребенка из
    «стадного», имитационного состояния к
    проявлениям самостоятельности. Только при
    помощи рассуждения, при развитии мысли ребенок
    становится человеком, только таким образом он
    будет способен индивидуально развиться; все это
    совершенно невозможно при применении системы
    Фребеля, которая вся состоит из одних шаблонных
    форм и в основании которой нет теории, нет мысли.

    Если поэтому ребенок в семье приучился к ряду
    действий, усвоенных им из наблюдений за
    окружающим, развил этим силу и ловкость, то когда
    он поступает в школу, необходимо начинать с таких
    игр, которые ему уже знакомы; затем переходить к
    играм одиночным, в которых применяется то, что
    пройдено в систематическом курсе, как, например,
    различные виды пятнашек, перебежки, догонялки,
    метание рядами, в кругу и т.д. Во всех этих играх
    упражнения состоят, главным образом, в беге и
    метании; цель каждого занимающегося – исполнить
    с возможно большей быстротой и
    целесообразностью те требования, которые
    предъявляются при выполнении данного вида
    упражнений. В этих играх еще нет общей цели,
    поэтому нет и команд. Цель, непосредственная для
    каждого отдельного лица, достигается им по мере
    возможности независимо от действий других
    играющих.

    После некоторого знакомства и умения
    справляться с одиночными играми, которые
    являются следующим этапом после освоения
    имитационных игр, переходят к командным, или
    сложным, играм, которые применяются главным
    образом в школьном возрасте. В этих играх
    преследуется точно намеченная цель; эти игры
    постепенно усложняются; в них применяются все те
    движения, которые пройдены в систематическом
    курсе.

    2. Упражнения, применяемые во время игры, должны
    всегда соответствовать степени физического
    развития ребенка и его умению управлять собою;
    сама по себе игра должна доставлять ему
    удовольствие. Когда во время жизни в семье
    ребенок в игре повторяет то, что видит вокруг, то
    он при этом производит только то, что ему более
    доступно, поэтому все эти действия доставляют
    ему удовольствие. В школе в играх применяется то,
    что уже усвоено ребенком, причем участие
    товарищей подстрекает его и доставляет ему
    удовольствие. Чувство удовольствия является во
    всех тех случаях, когда трата, связанная с
    производимым действием, вполне соответствует
    накопившемуся материалу; в этом случае
    появляется так называемое положительное
    удовольствие, которое отличается от
    отрицательного удовольствия: последнее
    появляется при восстановлении сил после
    напряженной работы и связано с отдыхом. Принимая
    во внимание условия, при которых появляется
    чувство удовольствия, необходимо при назначении
    игр ограничиваться всегда такими требованиями,
    которые могут быть легко исполнены ребенком, на
    что необходимо всегда обращать особенное
    внимание, так как только при исполнении этих
    условий игры получают свое настоящее значение.

    3. При играх, как уже говорилось, применяется все
    то, что усвоено при систематическом знакомстве с
    физическими упражнениями. Для постепенного и
    последовательного осложнения применяемых игр, а
    также для большего их разнообразия в каждой игре
    применяются правила, которые изменяются по мере
    того, как игра усвоена участвующими. Правила эти
    имеют значение общих положений, руководствуясь
    которыми, каждый занимающийся приучается
    производить требуемые от него действия.
    Образовательное значение приведенных условий
    игры очень существенно: в начале каждой игры
    занимающимся объясняют ее главную задачу игры,
    способ и точно формулируют правила, которые в
    этой игре следует соблюдать. Следовательно, сама
    игра производится не по показанному, по слову, а
    по заранее составленному умственному образу.
    Этим школьные игры резко отличаются от домашних:
    занимающиеся приучаются действовать не по
    показанному, а на основании общих положений,
    которые будут для них иметь значение закона, не
    допускающего никакого исключения. С этой целью
    правила осложняются постепенно и
    последовательно, что требует от занимающихся
    усиления внимания при совершении действий и
    совершенствования в приемах, требующих большей
    целесообразности, быстроты и разнообразия. Одна
    из самых сложных игр, существующих в настоящее
    время, – английская лапта, или крикет, –
    требует исполнения наибольшего числа правил,
    которые только применяются в играх; существует
    целый комитет или клуб, который видоизменяет эти
    правила. Создаваемое этими правилами
    разнообразие поддерживает бодрость участников и
    дальнейшее желание играть. При правильном
    проведении занятий играющие часто предлагают
    свои усложнения и видоизменения правил; эти
    предложения никогда не нужно отвергать, а
    следует применять их, если только они
    соответствуют смыслу игры. Такое участие
    занимающихся в постановке дела показывает их
    понимание этого дела и подстрекает к более
    живому участию в играх. Если установленные
    правила пропускаются или не исполняются
    кем­либо из участвующих, то он должен выходить из
    игры.

    Цель этого положения состоит в том, чтобы дать
    возможность такому занимающемуся успокоиться,
    подумать о требованиях, которые необходимо
    исполнить; так как такие правила применяются ко
    всем занимающимся без всякого исключения и за их
    точным исполнением следят, как мы сейчас увидим,
    лица, избранные самими участниками, то
    требование это на самом деле никогда не получает
    значения меры преследования, а является только
    моментом, необходимым для исполнения и для
    самоорганизации. Необходимо, однако же, чтобы
    занимающийся возможно меньшее время оставался
    вне игры и чтобы продолжительность этого
    промежутка времени была строго установлена до
    начала игры; особенно коротки должны быть такие
    промежутки для начинающих, чтобы не вызвать у них
    неудовольствия или скуки продолжительным
    бездействием.

    4. Чтобы с помощью игры приучить занимающихся к
    самостоятельной деятельности и привить им
    чувство товарищества, руководимого правдой,
    необходимо, чтобы они сами направляли ход игры и
    следили за точным исполнением принятых правил. В
    таких условиях игра оказывает влияние на
    нравственное образование занимающегося; он
    научается дорожить правдой и служить правде, так
    как среда, в которой он находится,
    руководствуется в своих действиях только
    правдой.

    Соответственно этому при играх занимающиеся
    всегда приступают к выбору старосты или судьи, а
    затем двух предводителей – по одному для каждой
    команды. Затем предводители под наблюдением
    старосты набирают свою команду, вызывая по
    очереди отдельных лиц из участвующих в игре;
    когда команды составлены, староста вкратце
    приводит все правила игры; жребием между
    предводителями определяется, какая команда
    должна начинать, и каждый из предводителей
    устанавливает очередь между участниками
    команды, если игра того требует; староста
    устанавливает также продолжительность срока, на
    который каждый из участвующих выходит из игры
    при неисполнении каких­либо правил. Вообще, при
    игре не допускаются никакие произвольные
    действия, ни предпочтение одного другому, ни
    преследование коголибо из участников. За
    последовательностью и порядком деятельности в
    каждой команде следят предводители, а за общим
    ходом игры, точным исполнением правил следит
    староста, который, кроме того, решает все
    возникающие недоразумения, споры и разногласия.
    Решения старосты принимаются безапелляционно,
    они могут обсуждаться преподавателем и
    участвующими только в конце игры, а никак не в
    ходе ее. Преподаватель во время игры может
    обращаться только к старосте и указывать ему на
    какие­либо упущения с его стороны или
    несправедливость. После трех замечаний
    преподавателя, если эти замечания имеют значение
    по существу и указывают на извращение смысла
    игры, в особенности если допускаются
    какие­нибудь произвольные действия,
    преподаватель может остановить игру и
    предложить выбор нового старосты. Делать
    замечания во время хода игры комулибо из
    участников преподаватель не имеет права. Тотчас
    описанные способы ведения игр принадлежат
    английским играм, и ими достигается тот
    результат, которым отличаются данные игры. При
    применении этого способа в школе действительно
    можно было наглядно наблюдать его значение в
    целом: первоначально участники игры выбирают из
    своей среды старостами и предводителями тех,
    которые чем­либо выделяются – ласковым,
    предупредительным отношением к товарищам,
    успехами в учении, физической силой, ростом и т.п.
    Поэтому первоначально чаще всего выбирают детей
    лицемерного типа, а затем – честолюбивого. Скоро,
    однако же, выясняется, что первые не умеют быть
    справедливыми, чем вызывают недовольство
    товарищей.

    Выбор детей честолюбивого типа тоже
    оказывается вскоре неудобным для играющих: такие
    дети справедливы только до тех пор, пока дело не
    коснется ограничения их первенства или власти.
    Игра идет успешнее и приобретает истинное
    значение, если между участвующими есть
    добродушные дети; выбор обычно останавливается
    на них, и они хоть и относятся к своим товарищам
    слишком мягко и терпимо, но никогда не отступают
    в своих решениях от правды; в таких случаях можно
    лучше всего изучать такой тип детей и их
    серьезное влияние на товарищей.

    Значение товарищества выражается еще при
    наборе предводителями команд. Каждый
    предводитель в интересах своей команды
    старается выбрать более опытных участников;
    кроме того, преимущество отдается еще и тем,
    которые вообще ценятся как хорошие товарищи или
    отличаются успехами в учении. Для сохранения
    порядка и более равномерного распределения
    участников по командам всегда требуется, чтобы
    предводители набирали в свою команду играющих
    непременно по очереди по одному. При этом
    обыкновенно наблюдается, что участники очень
    ценят, если их избирают раньше других, и всегда
    очень огорчаются, если они остаются в числе
    последних и присоединяются к остальным только в
    конце игры. Дети должны быть уже очень
    апатичными, чтобы на них не повлияло такое
    присоединение. Обыкновенно это влияет на них
    довольно сильно, они стараются изменить
    отношение к себе товарищей и выйти из своего
    неловкого и неприятного положения. Смотря по
    причине, вызывающей подобное отношение
    товарищей, эти присоединенные большим вниманием,
    большей ловкостью или большим участием при игре
    стараются быть полезными своей команде либо
    становятся более осторожными в своих действиях и
    отношениях к товарищам и к тем правилам, которых
    они придерживаются; причем ученики, оставленные
    товарищами в стороне, стремятся не подделываться
    к последним, а совершенствованием своих качеств
    и своим внимательным отношением к другим
    подняться до их уровня и пользоваться
    одинаковыми с ними правами.

    5. Наконец, в играх должно исключаться всякое
    состязание между занимающимися, точно так же как
    и отличая и преследования, так как действительно
    образованные молодые люди должны стремиться к
    какой­либо деятельности не ради личной выгоды
    или изза боязни преследования, а из искреннего
    желания совершенствоваться и приближаться к
    тому идеалу человека, который они для себя
    выбрали. Как при умственных занятиях подобные
    стремления совершенно уничтожаются влиянием
    отметок, так то же самое получится при
    неправильной постановке игр, при допущении
    спорта и вообще всякого поощрения и наказания.
    При знакомстве с природой ребенка действительно
    оказывается, что он постоянно стремится
    определить свою производительность труда и свои
    личные качества путем сравнения с окружающими.
    Стоит только в этот период его развития начать
    поощрять его искусственными мерами, отметками
    или наградами, отличать его от других, как у него
    начнет развиваться стремление к лидерству, и
    вскоре все его стремления направляются к
    удовлетворению тех чувствований, которые
    связаны с этим желанием. Чувствование это
    разгорается до страсти: молодой человек знает
    только себя и делает все для удовлетворения
    своих личных ощущений. Если это не удается ему, то
    он становится вялым, апатичным, недовольным
    жизнью; он подвергается всевозможным
    искусственным возбуждениям, чтобы переменой
    впечатлений вывести себя из угнетенного
    состояния, в которое он так легко впадает. Точно
    так же неблагоприятно действуют на молодого
    человека преследования и наказания, равно как и
    отметки, определяющие его личные качества. Как в
    первом случае поощрения демонстрируют его
    превосходство над товарищами, так и постоянные
    преследования и плохие отметки унижают его перед
    товарищами, постоянно угнетают и даже
    оскорбляют, так как часто он находит их
    несправедливыми, когда предъявляемые ему
    требования не соответствуют его способностям,
    его умению справляться с трудностями и вообще
    уровню его подготовки для решения подобного рода
    задач. Нельзя оставлять ребенка без внимания,
    если он находится в школе в угнетенном состоянии,
    так как для того чтобы справиться с ним и
    заставить себя при этом внимательно работать
    умственно, ребенок теряет так много сил, что
    совершенно не в состоянии исполнить все те
    требования, которые ему предъявлены, поэтому он
    находит совершенно несправедливыми все
    взыскания и плохие отметки. Это необходимо
    помнить при руководстве играми в школе, чтобы
    устанавливаемые правила ни в коем случае не
    допускали какоголибо соревнования, поощрения
    или наказания. Если правила равны для всех и если
    все приучены к тому, что должны выходить из игры
    только для того, чтобы иметь возможность
    опомниться и собраться с силами, то это не может
    действовать ни поощряющим, ни угнетающим образом
    на занимающихся. Вообще, руководство играми –
    очень трудная задача, так как дети сами управляют
    ими, а преподаватель остается в стороне, не
    принимая участия в их проведении. Но на самом
    деле он постановкой дела, постоянными
    разъяснениями должен направлять эти занятия
    именно так, чтобы они вполне соответствовали
    поставленным целям и чтобы играющие приучились
    относиться к этим занятиям только в нужном
    направлении. Для этого он должен сам хорошо
    понимать смысл и значение приведенных правил и
    не допускать со своей стороны ни малейшего
    произвола в размышлениях и действиях, а также
    уметь всегда при любых обстоятельствах
    оставаться объективным по отношению к ученикам.

    Начинать занятия следует с такой игры, которая
    знакома детям, а затем не нагружать их новыми
    играми, так как при поступлении в школу ребенок
    встречается с новой для него обстановкой и
    новыми условиями занятий, а следовательно,
    получает много новых впечатлений; вместе с тем,
    необходимо помнить, что если игра достаточно
    усвоена детьми, то не следует проводить ее долгое
    время на одном и том же уровне, а нужно стараться
    каждый раз последовательно усложнять ее, вносить
    в нее что­нибудь новое для поддержания интереса
    занимающихся. Наибольшее удовольствие
    доставляют детям те игры, в которых все участвуют
    одновременно.

    Игры могут быть разделены на следующие группы:

    1) игры простые, в которых каждый участник
    преследует свои цели без отношения к другим
    играющим;

    2) командные игры, где каждый участник своими
    действиями стремится поддержать интересы своей
    команды.

    Первая группа

    Простые игры

    Во всех играх первой части этой группы
    упражнения состоят, главным образом, в беге,
    причем каждый играющий старается с возможно
    большей быстротой и ловкостью исполнить свою
    задачу: один старается догнать и запятнать, а
    другой – уйти от догоняющего. Таким образом,
    легко появляются условия для соревнования, чему
    руководитель, однако же, должен
    противодействовать, никого не поощряя и не
    подстрекая, чтобы не превратить игру в
    спортивное соревнование, которого на данном
    этапе нельзя допустить, как и всего того, что
    связано с сильными ощущениями.

    В игре занимающийся должен сам себя
    подбадривать без подстрекательства извне, чтобы
    приучаться всегда и все делать по собственному
    побуждению с целью самосовершенствования, без
    всякого соревнования и первенства над другими.
    Это зависит от степени объективности
    руководителя и от отсутствия поощрений и похвал;
    он только подтверждает факт, как явление
    естественное, не допуская ни в коем случае
    какоголибо восхваления догоняющего. Во всех
    простых играх каждый участвующий следит за
    своими действиями и изменяет их по знаку учителя,
    не руководствуясь

    при этом какимилибо общими положениями и не
    сообразуясь с интересами других.

    Во второй части этой группы игр занимающиеся
    упражняются, главным образом, в метании мячей
    различной величины и плотности: это может быть
    как катание деревянных шаров по полу в
    направлении определенной цели, так и метание
    мячей в подвижную цель.

    Можно также различать игры с бегом и прыжками,
    игры с метанием, игры с борьбой.

    Вторая группа

    Игры сложные, или командные

    Игры этой группы сложнее предыдущих: они
    ведутся с большей продолжительностью, требуют
    большего напряжения и постоянно возрастающего
    внимания. При помощи этих игр занимающиеся
    приучаются сами управлять своими действиями,
    соблюдая общие правила; они убеждаются в том,
    насколько такое соблюдение важно при достижении
    общей цели и как это упрощает взаимоотношения
    между людьми.

    В этой группе игр применяются упражнения,
    связанные с постепенным нарастанием напряжения
    и увеличением продолжительности занятий; вообще,
    здесь следует применять все то, что было пройдено
    в систематическом курсе, и следить за
    соответствием нагрузки уровню сил и умений
    занимающихся. Кроме того, благодаря этим играм
    между учениками устанавливаются более серьезные
    товарищеские отношения, создаются условия,
    способствующие их нравственному развитию. Дети
    сами руководят играми.

    Продолжение следует

    Опосредованная
    связь

    состоит в том, что укрепление здоровья,
    развитие физических сил в процессе
    физического воспитания составляют
    необходимое условие для нормального
    умственного раз­вития детей. Это
    отмечал еще выдающийся ученый П.Ф.Лесгафт.В
    своем фундаментальном труде «Руководство
    по физическому образованию детей
    школьного возраста» он писал: «Между
    умствен­ным и физическим развитием
    человека существует тесная связь, вполне
    выясняющаяся при изучении человеческого
    организма и его отправлений. Умственный
    рост и развитие требуют соответ­ствующего
    развития физического».тиях постоянно
    возникают познавательные ситуации,
    связанные с овладением техникой
    физических упражнений.

    13.Фк как органическая часть культуры общества и личности. Формирование фк личности.

    Физическая
    культура –
    Органическая
    часть культуры общества и личности;
    рациональное использование человеком
    двигательной деятельности в качестве
    фактора оптимизации своего состояния
    и развития, физической подготовки к
    жизненной практике.

    Физическая
    культура личности –
    Часть
    культуры, усвоенная человеком, органическое
    единство потребности в физических или
    спортивных занятиях, необходимых для
    удовлетворения знаний, умений, навыков,
    активной физкультурной или спортивной
    деятельности, направленное на физическое
    и связанное с ней духовное совершенствование,
    профессионально-прикладную физическую
    подготовку, укрепление здоровья,
    повышение физической и умственной
    работоспособности, психофизическую
    реабилитацию и рекреацию в процессе
    деятельности..

    15 Методы исследования физического воспитания.

    Наиболее
    действенными
    методами ф воспитания

    являются:

    — традиционно
    принятые — убеждение, упражнение,
    поощ­рение, принуждение и пример;

    — инновационно-деятельностные
    (обусловлены внедрениями новых
    воспитательных технологий) —
    модельно-целевой подход, проектирование,
    алгоритмизация, творческая инвариантность
    и др.;

    — неформально-межличностные
    (осуществляются через личностно значимых
    людей, авторитетных из числа друзей и
    близ­ких);

    — тренингово-игровые
    (обеспечивают овладение индивидуаль­ным
    и групповым опытом, а также коррекцию
    поведения и дей­ствий в специально
    заданных условиях) — социально-психологи­ческие
    тренинги, деловые игры и др.;

    — рефлексивные
    (основаны на индивидуальном переживании,
    самоанализе и осознании собственной
    ценности в реальной дей­ствительности).

    Метод
    наказания (принуждения).

    Под методом наказания (при­нуждения)
    понимается система средств и приемов
    воздействия на занимающихся, нарушающих
    законы, нормы морали, с целью исправить
    их поведение и побудить добросовестно
    исполнять свои обязанностиМетод
    поощрения.

    Поощрение представляет собой специфичес­кую
    упорядоченную совокупность приемов и
    средств морального и материального
    стимулирования. Моральное и материальное
    по-ощрение активно помогает человеку
    осознать степень труда в до­стижении
    общей задачи, осмыслить свое поведение,
    закрепить положительные черты характера,
    полезные привычки

    Наглядный
    пример.

    Суть этого метода состоит в целенаправлен­ном
    и систематическом воздействии
    преподавателя (тренера) на занимающихся
    личным примером, а также всеми другими
    вида­ми положительных примеров,
    призванных служить образцом для
    подражания, основой для формирования
    идеала поведения и сред­ством
    самовоспитанияМетод
    упражнения (метод практического
    приучения).

    Позволяет каждому преподавателю
    (тренеру) и самому занимающемуся бы­стрее
    достичь желанной цели; слить воедино
    слово и дело, сфор­мировать устойчивые
    качества и черты характераорганизации
    повседневной жизни и деятельнос­ти,
    которая укрепляет их сознание, закаляет
    волюМетод
    убеждения

    заключается в том, чтобы разъяснить
    зани­мающимся нормы поведения,
    установленные, сложившиеся тра­диции,
    а при совершении каких-либо проступков

    их
    амораль­ную сторону с целью осознания
    ее провинившимся и предупре­ждения
    проступка в последующее время.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Спасатель универсальный 3 в 1 инструкция по применению в ампулах
  • Асер ноутбук руководство по эксплуатации
  • Флемоклав солютаб 250 инструкция по применению взрослым
  • Руководства по ремонту тойота харриер
  • Фертика кристалон огуречный инструкция по применению