Кто контролирует наличие инструкций по охране труда в подразделениях организации

Состав работ:

а) осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях посредством:

беспрепятственного посещения в любое время суток структурных подразделений работодателя и осмотра производственных, служебных и бытовых помещений, находящиеся в ведении работодателя, ознакомления с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;

предъявления руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда согласно приведенной в приложении N 2 к Рекомендациям рекомендуемой форме предписания, а также контроля за выполнением выданных предписаний;

привлечения по согласованию с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений занятых в этих подразделениях специалистов к проведению проверок состояния условий и охраны труда;

запроса и получения от руководителей структурных подразделений работодателя необходимых сведений, информации, документов для осуществления полномочий;

запроса и получения письменных объяснений от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

б) осуществление контроля за наличием в структурных подразделениях работодателя инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, а также своевременным их пересмотром;

в) осуществление контроля за своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

г) осуществление контроля за своевременностью, полнотой выдачи работникам средств индивидуальной защиты и правильностью их применения работниками в соответствии с правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не использующих выданные в установленном порядке средства индивидуальной защиты;

д) осуществление контроля за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательными требованиями;

е) осуществление контроля за доведением до сведения работников вводимых в действие новых государственных нормативных требований охраны труда, в том числе в локальных нормативных актах;

ж) участие в переработке локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;

з) принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям Службы, а также обращениям работников, в том числе, посредством:

приостановления работы производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;

направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда;

направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

и) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию (консервацией) производственных объектов, в части их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.

Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.3 представлена в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендуемая нормативная численность работников

по контролю за соблюдением законодательных и иных

нормативных правовых актов по охране труда

у работодателя и в его структурных подразделениях

N п/п

Среднесписочная численность работников у работодателя

Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда

до 100

101 — 350

351 — 500

501 — 1000

1001 — 3500

3501 и свыше

Рекомендуемая нормативная численность, человек

1

до 500

0,06

0,07

0,08

2

501 — 750

0,07

0,08

0,09

3

751 — 1000

0,08

0,09

0,10

4

1001 — 1500

0,10

0,12

0,14

0,17

5

1501 — 3000

0,14

0,17

0,20

0,24

0,28

6

3001 — 5000

0,20

0,24

0,29

0,35

0,42

0,48

7

5001 — 7500

0,28

0,32

0,38

0,45

0,56

0,70

8

7501 — 10000

0,35

0,41

0,48

0,57

0,68

0,82

9

10001 — 20000

0,65

0,72

0,79

0,93

1,07

1,23

10

20001 и свыше

0,80

0,87

0,94

1,01

1,11

1,26

!

I.

Важно!  В случае если у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников  превышает 50 человек, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением:

  • должна быть создана  служба охраны труда или,
  • введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Их квалификация должна соответствовать требованиям профстандарта  «Специалист в области  охраны труда».

Нарушение требований ч. 1 ст. 223 ТК РФ может послужить основанием для привлечения работодателя  к административной ответственности, предусмотренной ч.1  ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Если численность работников  не превышает 50 человек,  работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Важно! При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять:

  • ­работодатель — индивидуальный предприниматель (лично),
  • ­руководитель организации, 
  • ­другой уполномоченный работодателем работник,
  • ­специалист или организация, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. 

При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. 

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

!

II.

Важно! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.

Согласно рекомендациям службу охраны труда  (далее – Служба) рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • ­организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • ­контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • ­организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
  • ­информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • ­изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Численность работников Службы определяется руководителем организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (утвержденных Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37).

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями. 

Они осуществляют контроль за:

  • ­соблюдением сторонами трудового договора требований законодательства об охране труда, локальных нормативных правовых актов работодателя;
  • ­обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • ­выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • ­наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • ­проведением специальной оценки условий труда;
  • ­своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • ­состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств и систем;
  • ­своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охран ы труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • ­организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • ­своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • ­санитарно-бытовым и медицинским обслуживанием работников.

Важно! Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы охраны труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) может быть предусмотрен  кабинет по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

Важно! Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации.

Содержание статьи:

  • 1 Обязанности работодателя по осуществлению контроля
  • 2 Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?
  • 3 Кто осуществляет контроль?
  • 4 Основные виды контроля условий труда на рабочих местах
    • 4.1 Административно-общественный контроль
    • 4.2 Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля
    • 4.3 Ведомственный контроль
    • 4.4 Государственный контроль
    • 4.5 Общественный контроль
  • 5 Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда
  • 6 Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

Обязанности работодателя по осуществлению контроля

Согласно статье 214 Трудового кодекса РФ руководитель организации обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Работодатель обязан обеспечить:

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?

Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.

Контроль на рабочих местах направлен на:

  • выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
  • выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
  • соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
  • обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
  • определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.

Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:

  • лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
  • уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
  • виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
  • периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
  • формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.

Кто осуществляет контроль?

В организации в обязательном порядке приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за контроль на рабочих местах.

Форма Приказа о 3-х ступенчатом контроле

Пример Приказа о 3-х ступенчатом контроле

Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:

  • руководители и специалисты, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности;
  • специалист по охране труда/служба охраны труда;
  • комиссия по охране труда;
  • уполномоченный по охране труда от трудового коллектива.

Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.

Основные виды контроля условий труда на рабочих местах

К основным видам контроля на рабочих местах относят:

  • административно-общественный контроль;
  • ведомственный контроль;
  • государственный контроль;
  • общественный контроль.

Рассмотрим особенности каждого вида контроля условий труда на рабочих местах более подробно.

Административно-общественный контроль

Административно-общественный контроль условий труда на рабочих местах бывает двух видов:

  • 2-х ступенчатый контроль;
  • 3-х ступенчатый (в отдельных случая 4-х или 5-и).

В таблице ниже приведен пример организации 3-х ступенчатого контроля. Кол-во ступеней, частота проведения и формат проведения контрольных мероприятий зависит от кол-ва сотрудников в организации и сферы деятельности.

Ступень Кто проводит? Частота проведения Что проверяется Результаты
1-я Непосредственный руководитель работ или сам работник Ежедневно перед началом смены и в течение смены — состояние рабочих мест;

— исправность оборудования, инструмента и приспособлений;

— работа вентиляционных установок;

— состояние санитарно-бытовых помещений;

— наличие инструкций и плакатов по охране труда;

— обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.

При обнаружении нарушений принимаются меры к их устранению, производится запись в журнале.
2-я Руководитель структурного подразделения с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда Не реже 1 раза в месяц,

в соответствии с графиком проведения проверок

— выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при I ступени контроля;

— исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;

— своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;
— выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
— выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;

Обнаруженные недостатки устраняются, производится запись в журнале.
3-я Комиссия по охране труда, с участием руководителя организации Не реже одного раза в квартал — выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;

— выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;

— организация обучения по охране труда руководителей и специалистов организации;

— организация медосмотров и других лечебно-профилактических мероприятий.

Результаты обследования (проверки) оформляются соответствующим актом

Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля

Результаты 1-ой и 2-ой ступеней контроля состояния и условий охраны труда регистрируются в журналах установленной формы.

Форма Журнала 1-ой ступени контроля

Форма журнала 1-ой ступени контроля
Форма журнала 2-ой ступени контроля
Форма журнала 2-ой ступени контроля

Результаты проверки состояния условий труда на 3-й ступени контроля оформляются соответствующим актом. Рассмотрим основные особенности оформления данного документа.

Основные разделы акта:

  1. Замечания и выявленные нарушения в ходе проверки. В данном разделе прописываются выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.
  2. Рекомендации по устранению нарушений. В данном разделе прописываются конкретные меры, которые должны быть приняты исполнителем для устранения нарушений.
  3. Срок устранения нарушений.
  4. Ответственный за устранение нарушений.
  5. Оценка результатов проверки. В данном разделе комиссия дает общую оценку итогов проведенной проверки, а также работе руководителя по вопросам обеспечения безопасных условий на рабочих местах.

Правила оформления акта:

  • акт подписывают все участники комиссии, проводившей проверку;
  • акт в обязательно порядке должен быть утвержден руководителем организации;
  • в акте обязательно должна быть указана дата его утверждения и присвоена нумерация;
  • с актом должны быть ознакомлены (под подпись) все ответственные и заинтересованные лица;
  • к акту можно прикладывать материалы фото- и видеофиксации по результатам проверки.

Форма акта 3-й ступени контроля

Форма акта 3-й ступени контроля

Внимание! Для крупных производственных организаций, связанных с эксплуатацией оборудования, транспорта, инструментов и т.п. рекомендуется проводить 3-х или 4-х ступенчатый контроль. Для малых и средних предприятий (до 200 человек) применим 2-х ступенчатый контроль.

Ведомственный контроль

Ведомственный контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляет вышестоящая организация.

Данный вид контроля осуществляется при комплексных проверках на подведомственных организациях, при целевых проверках состояния охраны труда, а также по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль

Государственный контроль состояния и условий охраны труда осуществляют:

  • Федеральная инспекция труда;
  • федеральные органы исполнительной власти (Ростехнадзор, Роспотребнадзор и т.д.).

Надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Прокуратура РФ.

Общественный контроль

Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем требований трудового законодательства.

Для осуществления контроля профессиональный союз на собрании избирает уполномоченного по охране труда от трудового коллектива.

Данное лицо осуществляет регулярные проверки условий труда на рабочих местах. По итогам проверки уполномоченный составляет Представление уполномоченного лица по охране труда – документ, в котором указываются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Форма представления уполномоченного по охране труда

Форма представления уполномоченного по охране труда

Работодатель должен в недельный срок устранить нарушения и сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Уполномоченный по охране труда, как правило, входит в состав комиссии по охране труда.

Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда

В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.

Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.

Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда

Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда

Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.

Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.

Форма акта-предписания целевой/внеплановой проверки состояния условий труда

Форма акта-предписания целевой/внеплановой проверки состояния условий труда

Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.

В организации должны быть разработаны и утверждены работодателем Положение об организации контроля состояния условий труда и график проводимых проверок. Скачать пример документа можно по ссылке >> Положение об организации проведения ступенчатого контроля за состоянием условий охраны труда в организации.

Форма графика контроля состояния и условий охраны труда

Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

Советуем также почитать:

  • Производственный контроль: ответы на вопросы
  • Создание службы охраны труда в организации
  • Формы и порядок информирования работников об их трудовых правах
  • Оценка профессиональных рисков в организации

Локальные документы по охране труда — это внутренние документы организации, которые регулируют охрану труда в этой организации (ЛНА по охране труда).

Пакет документов по охране труда

Содержание

  • 1 1. Общие документы по охране труда
  • 2 2. Документы службы охраны труда
  • 3 3. Документы по системе управления ОТ (СУОТ)
  • 4 4. Документы по обучению охране труда
  • 5 5. Документы по медицинским осмотрам
  • 6 6. Бесплатное профилактическое питание
  • 7 7. Документы по СИЗ
  • 8 8. Документы по СОУТ
  • 9 9. Расследование несчастных случаев
  • 10 10. Документы «Мероприятия по охране труда»
  • 11 11. Эксплуатация электроустановок
  • 12 Охрана труда на предприятии: документы для работы специалиста по ОТ
  • 13 Проверка охраны труда: какие локальные документы проверяют?

Все работы, которые выполняют службы охраны труда в любой организации, отображаются в документации. Работники, которые трудятся в крупных или маленьких, государственных или частных организациях, а также у ИП, имеют одинаковые права на безопасный труд. Поэтому основной комплект документов по охране труда (список) един для всех предприятий.

В зависимости от специфики деятельности, одни направления будут проработаны более подробно, другие – менее. Например, в школе инструкций по ведению особо опасных работ будет гораздо меньше, чем на заводе.

Из чего состоит комплект документов по охране труда?

Документы по охране труда на предприятии – это приказы, журналы, инструкции, карточки, положения, программы, протоколы, списки и др.

В них указывается:  организация всех видов обучения по ОТ, допуска персонала к выполнению работ, контроля состояния оборудования, медосмотров, паспортизации условий труда, работы службы ОТ предприятия, снабжения спецодеждой, СИЗ, обеспечения коллективной защитой, сотрудничества с подрядчиками.

1. Общие документы по охране труда

  • Положение о системе управления охраной труда — Статья 209 ТК РФ
  • Раздел «Охрана труда» в коллективном договоре или соглашении (при наличии) — Глава 7 ТК РФ.
  • Акт проверки выполнения соглашения по охране труда Статья 224 ТК РФ.
  • Положение о комитете (комиссии) по охране труда Статья 224 ТК РФ, приказ Минтруда от 22.09.2021 № 650н.

2. Документы службы охраны труда

  • Положение о службе охраны труда — Постановление Минтруда от 31.01.2022 № 37.
  • Приказ о назначении специалиста по охране труда — статья 223 ТК.
  • Приказ о возложении обязанностей специалиста по охране труда на одного из специалистов организации или договор о привлечении и специалистов (организации), оказывающих услуги в области охраны труда — статья 223 ТК.
  • Акты проверки состояния охраны труда — Постановление Минтруда от 31.01.2022 № 37.
  • Предписание специалиста службы охраны труда — Постановление Минтруда от 31.01.2022 № 37.

3. Документы по системе управления ОТ (СУОТ)

  • Приказ об утверждении Положения о системе управления охраной труда — Приказ 77 от 21.03.2019 г. «Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».
  • Положение о системе управления охраной труда Приказ Минтруда 776н от 29.10.2021 г. «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда».
  • Приказ об утверждении Политики в области охраны труда — Приказ 77.
  • Политика в области охраны труда — Приказ 77.
  • Программа действий по улучшению условий и охраны труда — Приказ 77.
  • Комплект нормативно-правовых актов с требованиями ОТ — Приказ 77.
  • Приказ о проведении внутреннего аудита СУОТ— Приказ 77.
  • План проведения внутреннего аудита СУОТ— Приказ 77.
  • Отчет о результатах внутреннего аудита— Приказ 77.
  • Журнал регистрации отчетов по внутренним аудитам— Приказ 77.

4. Документы по обучению охране труда

  • Программа вводного инструктажа по охране труда для работников, которые не освобождены от первичного инструктажа на рабочем месте — пункт 11 постановления Правительства 2464 от 24.12.2021 г. «Обучение по охране труда».
  • Программа вводного инструктажа по охране труда для работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте — пункт 11 правил 2464.
  • Журнал регистрации вводного инструктажа — пункт 86 правил 2464.
  • Инструкции по охране труда для работников по должностям, профессиям и видам работ — абз. 23 ч. 3 статьи 214 ТК, Требования к порядку разработки и содержанию инструкций по охране труда, утвержденные приказом Минтруда от 29.10.2021 № 772н.
  • Приказ об утверждении инструкций по охране труда  — Требования к порядку разработки и содержанию инструкций по охране труда, утвержденные приказом Минтруда от 29.10.2021 № 772н.
  • Приказ об отмене действия инструкции по охране труда — Требования к порядку разработки и содержанию инструкций по охране труда, утвержденные приказом Минтруда от 29.10.2021 № 772н.
  • Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте — пункт 13 правил 2464.
  • Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте — Пункт 87 правил 2464.
  • Программа стажировки на рабочем месте — пункт 27 правил 2464.
  • Положение о проведении стажировки на рабочем месте и Перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте — пункт 26 правил 2464.
  • Распоряжение о допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки)  — пункт 90 правил 2464.
  • Приказ руководителя организации о создании комиссии по проверке знания требований охраны труда — пункт 72 правил 2464.
  • Протокол проверки знания требований охраны труда — пункт 91 правил 2464.
  • Программа обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда — пункт 45 правил 2464.
  • Программа обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков — пункт 45 правил 2464.
  • Программа обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда — пункт 45 правил 2464.
  • Программа обучения работников организации оказанию первой помощи пострадавшим на производстве — пункт 34 правил 2464.
  • Программа обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты — пункт 39 правил 2464.
  • Перечень СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков — пункт 38 правил 2464.

5. Документы по медицинским осмотрам

  • Список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам — пункт 9 приказа Минздрава от 28.01.2021 № 29н.
  • Список работников, подлежащих периодическим медосмотрам — пункт 21 приказа Минздрава 29н.
  • Поименные списки лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру  — пункт 23 приказа Минздрава 29н.
  • Журнал учета выдачи направлений на предварительный медицинский осмотр — пункт 9 приказа Минздрава 29н.
  • Приказ о проведении предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников — Приказ Минздрава от 15.12.2014 № 835н, абзац 6 пункта 1 статьи 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
  • Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров, журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров — письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32.
  • Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств — письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32.

6. Бесплатное профилактическое питание

  • Перечень должностей и профессий работников, которым по условиям труда выдается бесплатное ЛПП, молоко — статья 222 ТК Рф, постановление Правительства РФ от 13.03.2008 № 168, приказ Минтруда от 12.05.2022 № 291н, приказ Минтруда от 16.05.2022 № 298н.
  • Приказ о замене выдачи молока денежной компенсацией — статья 222 ТК РФ, приложение № 2 к приказу Минтруда от 12.05.2022 № 291н.
  • Заявление о замене выдачи молока денежной компенсацией — статья 222 ТК РФ, приложение № 2 к приказу Минтруда от 12.05.2022 № 291н.
  • Заявление о согласии на замену выдачи молока выдачей равноценных пищевых продуктов — статья 222 ТК РФ, приложение № 2 к приказу Минтруда от 12.05.2022 № 291н.

7. Документы по СИЗ

  • Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты — Приказ Минтруда от 29.10.2021 г. N 766н «Об утверждении правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами».
  • Приказ об утверждении норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты — Приказ Минтруда 766н.
  • Приказ об утверждении перечня профессий и должностей, которые применяют СИЗ, требующие практических навыков — Приказ Минтруда 766н.
  • Перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда — Приказ Минтруда 766н.
  • Заверенные копии сертификатов и деклараций соответствия на СИЗ — Приказ Минтруда 766н.
  • Заявки на приобретение СИЗ — Приказ Минтруда 766н.
  • Акт о списании СИЗ, акт о продлении срока носки СИЗ — Приказ Минтруда 766н.
  • Акт производственных испытаний СИЗ — Приказ Минтруда 766н.
  • Акт об отстранении от работы сотрудника, не применяющего СИЗ — Приказ Минтруда 766н.
  • Приказ о списании СИЗ — Приказ Минтруда 766н.
  • Программа обучения по СИЗ — Приказ Минтруда 766н.
  • Положение о проведении тренировок по применению СИЗ — Приказ Минтруда 766н.
  • Журнал (ведомость) учета поступающих и обработанных СИЗ — Приказ Минтруда 766н.
  • Личная карточка учета выдачи СИЗ — Приказ Минтруда 766н.

8. Документы по СОУТ

  • Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ — статья 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ,  Приказ Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда — Закон 426-ФЗ, Приказ 33н.
  • Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов — Закон 426-ФЗ, Приказ 33н.
  • Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда — Закон 426-ФЗ, Приказ 33н.
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда — Закон 426-ФЗ, Приказ 33н.
  • Акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда в связи с переименованием должности — Закон 426-ФЗ, Приказ 33н.

9. Расследование несчастных случаев

  • Запрос в лечебное учреждение о тяжести травмы — Приказ Минтруда от 20.04.2022 № 223н.
  • Извещение о несчастном случае на производстве (групповом, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом) — Приказ Минтруда 223н.
  • Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 — Приказ Минтруда 223н.
  • Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1ПС — Приказ Минтруда 223н.
  • Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1Ч — Приказ Минтруда 223н.
  • Акт о расследовании группового несчастного случая (легкого несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) по форме 5 — Приказ Минтруда 223н.
  • Акт о расследовании обстоятельств происшествия, предполагающего гибель работника в результате несчастного случая по форме 6 — Приказ Минтруда 223н.
  • Заключение государственного инспектора труда — Приказ Минтруда 223н.
  • Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица) — Приказ Минтруда 223н.
  • Протокол осмотра места несчастного случая — Приказ Минтруда 223н.
  • Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах — Приказ Минтруда 223н.
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве — Приказ Минтруда 223н.
  • Приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая, а также о внесении изменений в ее состав (при наличии) — Приказ Минтруда 223н.
  • Протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших — Приказ Минтруда 223н.
  • Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести — Приказ Минтруда 223н.
  • Медицинское заключение о возможном нахождении пострадавшего при его поступлении в медицинскую организацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (отравления), выданное по запросу работодателя (его представителя) — Приказ Минтруда 223н.
  • Протокол осмотра места происшествия — Приказ Минтруда 223н.
  • Планы, эскизы, схемы, а при необходимости фото- и видеоматериалы — Приказ Минтруда 223н.
  • Документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и (или) вредных производственных факторов — Приказ Минтруда 223н.
  • Выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда — Приказ Минтруда 223н.
  • Экспертные заключения, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний — Приказ Минтруда 223н.
  • Копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами — Приказ Минтруда 223н.
  • Выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда, выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда — Приказ Минтруда 223н.
  • Решение о продлении срока расследования несчастного случая (при наличии) — Приказ Минтруда 223н.

10. Документы «Мероприятия по охране труда»

  • Программа действий по улучшению условий и охраны труда — статья 225 ТК РФ.
  • Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда — статья 225 ТК РФ.

11. Эксплуатация электроустановок

Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности — пункт 1.4.4 Правил от 13.01.2003 № 6.

Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу — пункт 1.4.4 Правил от 13.01.2003 № 6.

Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности — пункт 1.4.4 Правил от 13.01.2003 № 6.

Охрана труда на предприятии: документы для работы специалиста по ОТ

Пакет документов, который должен быть в любой организации (ЛНА по охране труда):

Посмотрите 7-ми минутное видео Анатолия Терентьева, в котором он объясняет, какие основные документы должны быть на любом предприятии.

Требования к форме хранения документов по охране труда:

Анатолий Терентьев отвечает на самый часто задаваемый вопрос: «Можно ли хранить документацию по ОТ только в электронном виде?»

Документы для работы специалиста по ОТ:

Чтобы организовать работу службы ОТ предприятия, нужны ЛНА по охране труда:

1. Приказы о:
• создании службы ОТ. Эти обязанности могут исполнять: 1 профильный специалист, коллектив профильных специалистов, обученный сотрудник из числа ИТР или сторонний специалист;
• назначении ответственных лиц;
• утверждении перечня инструкций по ОТ, их вводе в действие;
•формировании комиссии по ОТ.

2. Положения о:
• бирочной системе;
• организации особо опасных работ;
• ступенчатом контроле состояния ОТ;
• работе уполномоченных трудового коллектива;
• разработке инструкций по ОТ;
• системе управления охраной труда.

3. Инструкции по ОТ во время выполнения разных работ и для профессий, которые предусмотрены в штатном расписании;

4. Журналы:
• выдачи инструкций;
• регистрации инструкций, нарядов-допусков, проверок контролирующих органов, вышестоящих организаций;
• учета несчастных случаев (НС): связанных, не связанных с производством, бытовых;
• учета профессиональных заболеваний (ПЗ);

5. Перечень работ, связанных с повышенной опасностью;

6. Планы:
• проверок по подразделениям предприятия;
• работы службы ОТ на отчетный период (месяц, квартал, год);

7.  Акты расследования всех НС и ПЗ.

Проверка охраны труда: какие локальные документы проверяют?

Какие ЛНА по охране труда проверяют при проверках охраны труда, зависит от цели проверки. Вполне вероятно, что инспектор по труду сосредоточиться на журналах учета несчастных случаев, актах расследования, карточках выдачи спецодежды, паспортизации условий труда и инструктажах. Специалисты по электрохозяйству, грузоподъемному оборудованию или котлонадзору будут проверять «свои» документы. Поэтому лучший способ обезопасить работников, защитить работодателя и себя от ответственности – это правильно организовать документооборот службы ОТ и ежедневно работать строго по требованиям отечественного законодательства. Если так получилось, что проверка на носу, а новоназначенный специалист только начинает организовывать охрану труда, лучше начинать с оформления документации непосредственно по работе службы ОТ, обучения и выдачи спецодежды, СИЗ.

В этой статье приведен базовый (основной) перечень документов для специалиста по ОТ, который занимается медосмотрами, контролирует состояние условий труда, исправность оборудования, работает с подрядчиками — ЛНА по охране труда.

Связанная статья: Нормативные документы по охране труда

Оцените пожалуйста сайт или материал!

Понятие

Контроль охраны труда – это комплекс мероприятий, регулярно проводимых для проверки условий работы, подготовки рабочих мест, выполнения требований ТБ и санитарии. Наиболее эффективным является ступенчатый надзор, то есть многоуровневая проверка состояния ОТ с участием представителей рабочего коллектива, руководства предприятия и сторонних специалистов.

Назначение

Постоянный надзор за выполнением требований ОТ проводится для того, чтобы:

  • предупредить возникновение аварий на производстве;
  • снизить вероятность получения травм и развития профзаболеваний;
  • избежать нарушения правил безопасной работы;
  • повысить производственную дисциплину и ответственность персонала за соблюдение нормативов и стандартов безопасного труда;
  • обеспечить эффективность системы управления ОТ.

Виды

Методы и виды контроля за состоянием охраны труда описываются в ГОСТ Р 12.0.006-2002 и ГОСТ Р 12-0-007-2007.

Проверки ОТ классифицируются по нескольким признакам (назначению, срокам проведения, исполнителям надзорных мероприятий).

Контроль бывает:

  • внутренний (силами работников предприятия);
  • внешний (проводится сторонними организациями).
     

Контроль ОТ подразделяется также на:

  1. Государственный (со стороны профильных госорганов).
  2. Внутриведомственный (осуществляется руководящими организациями, принадлежащими тому же ведомству, например, входящими в ОАО).
  3. Общественный (проводится общественными или профсоюзными деятелями, представителями медиа).
     

Учитывая принадлежность инспекторов ОТ, различают следующие виды контроля:

  1. Административно-общественный (осуществляет руководство предприятия).
  2. Оперативный (проводят специалисты по ОТ, руководители рабочих подразделений, уполномоченные должностные лица).
  3. Государственный аудит (так называется контроль со стороны представителей государственных надзорных органов).
  4. Общественный (работу СУОТ контролирует комиссия, в которую входят представители профсоюза, выборных рабочих органов и работодателя).
     

На предприятиях осуществляется следующий надзор ОТ:

  • текущий (повседневный);
  • постоянный (в процессе производственной деятельности);
  • многоуровневый (многоступенчатый) – последовательная проверка соблюдения требований безопасности.
     

Законодательные указания по количеству ступеней надзора ОТ отсутствуют. В ТК (ст. 212) говорится лишь о том, что любой работодатель должен обеспечить эффективное функционирование СУОТ.

На практике применяется 2-х, 3-х, 4-х-ступенчатый контроль. При выборе количества ступеней учитывается характер деятельности предприятия, численность работников, структура и местоположение подразделений, условия труда.

В небольших организациях с количеством сотрудников менее 200 (например, в школах, медицинских учреждениях) чаще всего используется двухступенчатая система проверок состояния ОТ.

На предприятиях, состоящих из различных подразделений, расположенных на общей территории, а также в строительных фирмах, как правило, используется 3-х и 4-х-ступенчатый контроль.

4-х-уровневая система особенно удобна для крупных организаций с многочисленным персоналом, разветвленной структурой, наличием региональных филиалов и удаленных рабочих объектов (железнодорожных подразделений, МЧС).

Частота контроля

В зависимости от частоты проверок различают следующие виды контроля ОТ:

  • постоянный – ежедневная проверка соблюдения требований охраны труда в процессе производства (контролируется состояние оборудования, систем защиты, проверяется наличие спецодежды, ИСЗ, средств огнетушения);
  • оперативный – периодический контроль рабочих условий, проводимый руководящими работниками и представителями профсоюзов (оценивается сангигиеническое состояние рабочих мест, оснащенность инструментами);
  • выборочный – осуществляется раз в месяц специалистом по охране труда вместе с начальником подразделения (изучается соблюдение нормативов и инструкций по ОТ).

Трехступенчатый контроль по охране труда

Наиболее распространенным в промышленной сфере, в строительстве, экономике и на транспорте является 3-ступенчатый надзор СУОТ.

Трехступенчатый контроль по охране труда на предприятии – это вид административно-общественного надзора, совокупность последовательных проверок безопасности труда в отдельных подразделениях. Его цель состоит в оценке соблюдения норм ОТ, отраслевых и ведомственных стандартов безопасной работы.

Задачи

Основными задачами 3-х-ступенчатого контроля ОТ являются:

  • проверка выполнения мероприятий по безопасности труда на всех производственных участках;
  • оценка эффективности работы специалистов СУОТ;
  • обнаружение и устранение нарушений ТБ, ликвидация недостатков в обустройстве рабочих мест, улучшение условий труда.

Что включено в понятие

О сути и необходимости многоуровневого контроля говорится в Типовом положении о СУОТ (п. 55), утвержденном Приказом 438н Минтруда от 19.08.2016. Под 3-х-ступенчатым контролем  подразумевается мониторинг охраны труда, осуществляемый администрацией компании и членами рабочего коллектива.

Проверка проводится на 3 уровнях:

  • в бригадах и рабочих сменах;
  • во всех цехах и отделах;
  • на предприятии в целом.

1-я ступень

Проводится мониторинг условий работы и выполнения требований ОТ непосредственно на рабочих местах. Проверку ежедневно осуществляет начальник цеха или смены, бригадир (руководство 1 уровня). Обнаруженные отклонения немедленно устраняются, результаты проверок заносятся в журнал.

2-я ступень

Контроль ОТ на отдельных производствах проводит комиссия, в которую входят руководители 2 уровня – начальники подразделений, лица, возглавляющие технические службы, а также профсоюзные деятели. Проверки осуществляются не реже двух раз в месяц. Оценивается эффективность мониторинга 1 ступени, выполнение действий, рекомендованных ранее.

Результаты фиксируются в журналах. Определяются действия, необходимые для устранения недостатков, назначаются сроки и ответственные лица.

3-я ступень

Ведется проверка состояния СУОТ по всей организации. В контрольной комиссии работают руководители 3 уровня (директор предприятия, начальник производственного отдела, руководящий специалист по ОТ). Состояние ОТ контролируется ежемесячно или ежеквартально. Анализируются результаты надзора 1–2 ступени, выполнение мероприятий, а также предписаний вышестоящих и надзорных организаций.

Итоги заносятся в журнал, оформляется акт контроля ОТ.

Правовое регулирование

Предписания по многоуровневому контролю приводятся в ГОСТ Р 12.0.007-2009.

О требованиях к обеспечению безопасности работ говорится в ТК Российской Федерации (ст. 214), а также в Приказе 776н Минтруда России, в Положении об обеспечении СУОТ (Приказ 438н).  

Методика контроля СУОТ законами не регламентируется, способы надзора выбираются работодателями с учетом разработок специалистов по ОТ.

В компаниях формируется Положение о порядке проведения контроля, количестве уровней, формах журналов, порядке заполнения. При разработке используется ведомственная и отраслевая нормативная документация по ОТ, например, Приказы Минтруда:

  • 883н от 21.12.2020 – в строительстве;
  • 652н от 25.09.2020 – по эксплуатации железнодорожного транспорта;
  • 721н от 13.10.2020 – по обслуживанию вагонного парка в метро;
  • 1101н от 23.12.2014 – по осуществлению электро-, газосварочных работ.

На заметку. Положение о порядке контроля ОТ является внутренним правовым документом. Исполнение утвержденной методики является обязательным. Для выполнения контроля на всех уровнях назначаются ответственные специалисты.

Организация

Для организации контроля ОТ необходимо определиться с количеством, а также содержанием, частотой и периодичностью проверок. Требуется учитывать:

  • характер производственной деятельности;
  • людские ресурсы компании;
  • виды подразделений;
  • возможности осуществления контроля различных типов.

Замечание. Необоснованно сложная структура контроля может снизить его качество из-за формального выполнения проверок, отсутствия материальных ресурсов для выполнения разрозненных мероприятий.

При небольшом штате сотрудников (например, 50–70 человек) может подойти 2-х-ступенчатый вариант. При этом:  

  1. Директор каждый день проверяет состояние рабочих мест, выявляет нарушения, отдает распоряжения по исправлению недочетов.
  2. Комиссия по ОТ (руководство компании и представители профсоюза) раз в месяц тщательно проверяют условия труда. Делают выводы о выполнении предыдущих предписаний, ставят новые задачи по устранению недоработок, намечают сроки, назначают ответственных за исполнение.
     

Все результаты и планы мероприятий заносятся в проверочные журналы.

Возможен и трехступенчатый вариант:

  1. Бригадир (работник с наибольшим разрядом) ежедневно проверяет готовность к выполнению работ с соблюдением норм по ОТ. При необходимости устраняет недочеты.
  2. Начальник подразделения (смены, отделения) понедельно или дважды в месяц контролирует состояние всех рабочих мест.
  3. Комиссия по ОТ осуществляет ежемесячный надзор безопасности работ в данном подразделении.
     

Для проведения контроля потребуется:

  • разработать местное Положение на основании ГОСТов и соответствующих отраслевых директив;
  • издать Приказ о ведении проверок и создании специальной комиссии;
  • завести журнал контроля ОТ с выбранными вариантами мониторинга;
  • оформить бланк итогового Акта.

Кого назначить ответственным

За процедуру надзора отвечает сотрудник, прошедший специальное обучение по программе для специалистов ОТ высшей категории.

Такой человек должен разбираться в структуре службы ОТ, иметь достаточный опыт работы на данном предприятии.  

Важно, чтобы он был хорошо знаком с производственными технологиями, компьютерной техникой, законодательством по охране труда.

Основными ошибками работодателей являются:

  • возложение ответственности за контроль ОТ на лиц, не имеющих опыта работы на данном производстве и в области ОТ;
  • назначение ответственных за контроль без учета разницы в специфике отдельных подразделений и необходимости распределения задач между несколькими специалистами;
  • слабая мотивация сотрудников в качественном проведении контроля охраны труда.

Что необходимо проверять

Для того чтобы контроль ОТ был эффективным, необходимо четко обозначить круг задач, решаемых на каждом уровне.

В систематической проверке нуждаются:

  • техническое состояние рабочих мест и техники;
  • наличие сертифицированных инструментов и аппаратуры;
  • использование спецодежды, спецобуви, защитных приспособлений;
  • соблюдение производственных технологий, правил ТБ;
  • выполнение законодательных требований по ОТ;
  • устранение нарушений, исполнение приказов и распоряжений по улучшению неудовлетворительных условий труда, снижению риска травматизма и профзаболеваний;
  • решение спорных вопросов, касающихся безопасной работы.

По первой ступени

В начале каждого трудового дня старший менеджер, бригадир, начальник смены проверяет:

  • условия деятельности персонала, устранение прошлых недостатков;
  • состояние рабочих и хозяйственных территорий (освещение, возможность свободного перемещения, хранения опасных веществ на складе);
  • наличие ИСЗ, защитных ограждений, сигнализации;
  • исправность оборудования, грузоподъемной техники, транспорта;
  • наличие необходимого инструментария;
  • соблюдение норм и правил складирования сырья и готовой продукции;
  • выполнение требований по работе с электрооборудованием, горючими материалами;
  • наличие допусков на проведение опасных работ.
     

Проверяющий заполняет журнал 1 ступени, вносит сведения о выявленных недостатках. О результатах докладывает руководителю подразделения. Если обнаруживаются грубые нарушения, которые невозможно устранить немедленно, работы приостанавливаются, чтобы не допустить аварий.

По второй ступени

Процедура проводится не реже 2 раз в месяц. Начальник цеха, стройобъекта, подразделения РЖД:

  • контролирует наличие инструкций по охране труда в подразделениях организации;
  • изучает результаты проверок 1 ступени;
  • анализирует записи в журнале, исполнение предписанных мероприятий, распоряжений руководства и надзорных комиссий;
  • оценивает эффективность действий, намеченных при анализе аварийных случаев;
  • убеждается в исправности оборудования, соблюдении технологических регламентов, а также графиков ремонта и профилактического осмотра техники;
  • проверяет наличие сигнальной разметки, предупредительных знаков, противопожарного оснащения, КИП и А;
  • обследует бытовки и санпомещения;
  • анализирует соблюдение трудового режима, состояние дисциплины.
     

Контролер заносит в журнал замечания о недостатках, составляет отчет для комиссии по надзору ОТ.

По третьей ступени

Не реже 1 раза в квартал комиссия, включающая директора, главного инженера, специалиста по ОТ, руководство техслужб, а также профсоюзного деятеля, проверяет:

  • организацию текущего контроля предыдущих уровней;
  • заполнение журналов;
  • осуществление мер, предпринятых по итогам расследования аварий и несчастных случаев;
  • выполнение ранее намеченных действий по улучшению условий труда;
  • техническое состояние помещений, зданий, территории предприятия;
  • соблюдение предписаний, изложенных в приказах, а также требований ГОСТ и других законодательных документов;
  • периодичность инструктажей;
  • организацию очного или заочного обучения работников правилам безопасного труда (к примеру, на интернет-платформе системы дистанционного обучения СДО).
     

Результаты проверки заносятся в журнал контроля, оформляется акт. Вопросы охраны труда обсуждаются с руководством различных подразделений, разрабатывается программа действий по ликвидации выявленных недостатков, наказанию виновных в нарушениях.

Издаются приказы о наказании или поощрении отдельных лиц.

Оформление документов для трехступенчатого контроля по охране труда

Разработкой и оформлением документации для 3-х-ступенчатого надзора (положения, приказа, акта и журнала проверок), занимается:

  • руководитель предприятия;
  • сотрудник, возглавляющий СУОТ;
  • председатель профкома или иного представительного органа работников компании.

Положение о трехступенчатом контроле

В этом документе кратко описывается структура контроля, обязанности ответственных за проверку. Здесь уточняются основные мероприятия, контролируемые характеристики (например, загазованность воздуха, освещенность рабочих мест). Фиксируется схема трехуровневого контроля, меры административной или уголовной ответственности за нарушение требований.

Разработка Положения возложена на специалистов ОТ и других технических служб. Содержание согласуется с представителями рабочего коллектива.

Бесплатно скачать типовой образец такого Положения можно на сайте.

Приказ о трехступенчатом контроле по ОТ

Форма Приказа законодательно не устанавливается. Примерный образец можно скачать на сайте.

Основные сведения, которые необходимо внести в этот документ:

  • цели проведения контроля за охраной труда на предприятии;
  • состав комиссии, осуществляющей проверку ОТ на третьем уровне (включая представителей дирекции и рабочих специалистов);
  • данные о председателе комиссии (ФИО, должность);
  • график проведения контрольных мероприятий;
  • срок действия приказа;
  • данные ответственного за исполнение.

Журнал трехступенчатого контроля

Это документ для фиксации результатов контроля 1, 2, 3 уровня. Заводится отдельно в каждом подразделении. В журнал трехступенчатого контроля по охране труда записываются данные текущих проверок, выявленные недостатки, планируемые мероприятия. Бланк выглядит примерно так:

Дата проверки ОТ

Ступень

Недостатки, нарушения

Устранение недостатков

Ответственный за мероприятия по устранению

Контролер

Меры

Сроки

Дата

ФИО

Подпись

ФИО

Подпись

  • Правила 

На первой ступени в журнале трехступенчатого контроля регистрируются итоги мониторинга, проводимого непосредственным организатором работ. Сведения вносятся в начале рабочей смены или дня.

Фиксируется отсутствие работников по причине болезни, их появление на службе в нетрезвом виде. Проверяется состояние рабочих мест, наличие инструментов, ИСЗ, аптечек и пр.

На второй ступени начальник цеха (отдела) ежемесячно заносит в журнал характеристики рабочих помещений (уровень шума, качество вентиляции, освещенность рабочих мест), делает записи о наличии спецодежды, исправности оборудования.

На третьей ступени журнал заполняет председатель контрольной комиссии (ежеквартально). Изучаются:

  • итоги контроля 1–2 ступеней;
  • выполнение норм (пожарных, технологических, санитарных, ТБ);
  • соблюдение регламентированных режимов труда/отдыха;
  • соответствие работ требованиям инструкции.
     

Полностью заполненный журнал хранится 10 лет. Он может быть использован при выяснении причин возникновения аварийных ситуаций. Документ предоставляется Гострудинспекции для проверки состояния ОТ, выявления нарушений, выдачи рекомендаций.

  • Образец заполнения  

Журнал заполняется от руки, без исправлений.

На первом листе указывается название организации, конкретное подразделение, период заполнения.

В таблицу вносится:

  • порядковый номер и дата записи;
  • номер ступени римской цифрой (I, II, III),
    краткое содержание выявленных нарушений, данные об устранении;
  • подписи проверяющего и ответственного за решение проблем.

Акт  

Составляется на последней ступени контроля ОТ. Здесь содержатся итоги проверки. Отмечаются участки, на которых выявлены нарушения, предписываются меры и сроки исправления недостатков, назначаются ответственные лица. 

Контроль эффективности СУОТ имеет большое значение для оптимальной, безаварийной работы предприятий. В организациях с большой численностью работников наиболее приемлемой является 3-х-ступенчатая схема проверок состояния ОТ (повседневных, ежемесячных, ежеквартальных).

Контроль ведется в соответствии с заранее разработанным положением, в котором отражаются параметры, методы и порядок проверки. Результаты фиксируются в специальном журнале. По итогам третьей ступени контроля составляется Акт с рекомендациями по улучшению состояния охраны труда на предприятии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Имунорикс 400 инструкция по применению взрослым
  • Атероклефит с диоскореей инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Инструкция к наушникам stn 28 на русском
  • Уточнила у руководство
  • Альбендазол инструкция по применению цена для человека взрослым таблетки отзывы