Кто осуществляет общее руководство администрацией президента

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 6 апреля 2004 г. N 490

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2004 N 726,

от 01.08.2005 N 903, от 20.03.2007 N 370, от 21.10.2008 N 1510,

от 12.01.2010 N 59, от 14.01.2011 N 38, от 11.02.2013 N 128,

от 03.12.2013 N 878, от 25.07.2014 N 529, от 31.12.2014 N 837,

от 25.08.2016 N 430, от 14.06.2018 N 335, от 24.01.2020 N 57,

от 07.03.2020 N 173, от 25.04.2022 N 232)

1. Администрация Президента Российской Федерации (далее — Администрация) является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.

2. Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. В состав Администрации входят:

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (далее — Руководитель Администрации), два первых заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (далее — первые заместители Руководителя Администрации), три заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (далее — заместители Руководителя Администрации), заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации — пресс-секретарь Президента Российской Федерации (далее — заместитель Руководителя Администрации — пресс-секретарь Президента Российской Федерации), помощники Президента Российской Федерации, включая помощника Президента Российской Федерации — начальника Референтуры Президента Российской Федерации, помощников Президента Российской Федерации — начальников управлений Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, советники Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, специальный представитель Президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной, старшие референты, референты Президента Российской Федерации и иные должностные лица Администрации;

(в ред. Указов Президента РФ от 11.02.2013 N 128, от 31.12.2014 N 837, от 25.08.2016 N 430, от 14.06.2018 N 335, от 24.01.2020 N 57)

(см. текст в предыдущей редакции)

управления Президента Российской Федерации;

иные самостоятельные подразделения Администрации.

Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов.

Предельная численность работников Администрации и ее смета утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Администрация формируется в целях:

обеспечения реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы государства;

осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской Федерации;

подготовки предложений Президенту Российской Федерации о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

содействия Президенту Российской Федерации в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;

разработки общей стратегии внешней политики Российской Федерации, обеспечения реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации;

разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;

обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации;

содействия Президенту Российской Федерации в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

содействия Президенту Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

обеспечения реализации Президентом Российской Федерации иных возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий.

5. Администрация в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации осуществляет следующие функции:

организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

организация подготовки поправок к законопроектам, принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

подготовка предложений о подписании Президентом Российской Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов либо об их отклонении;

подготовка, согласование и представление Президенту Российской Федерации проектов указов, распоряжений, поручений (перечней поручений) и обращений Президента Российской Федерации;

обеспечение обнародования федеральных конституционных законов и федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также иных документов, подписанных Президентом Российской Федерации;

осуществление контроля за исполнением федеральных конституционных законов и федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений, других решений Президента Российской Федерации;

обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных конституционных законов и федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по осуществлению помилования;

обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;

подготовка проектов обращений Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

подготовка материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов;

содействие развитию местного самоуправления, совершенствованию общих принципов организации местного самоуправления;

обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, торгово-промышленными палатами, организациями предпринимателей и иными организациями;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению основных направлений государственной молодежной политики и государственной политики в области патриотического воспитания;

обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий в области противодействия коррупции;

содействие развитию цифровой инфраструктуры, применению информационно-коммуникационных технологий в государственном и муниципальном управлении;

учет и анализ обращений граждан, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц, представление соответствующих докладов Президенту Российской Федерации;

сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

подготовка, согласование и представление Президенту Российской Федерации аналитических докладов, справок и иных необходимых документов.

(п. 5 в ред. Указа Президента РФ от 14.06.2018 N 335)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Администрация при реализации возложенных на нее функций:

взаимодействует с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, иными судами Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики и государственной политики в области патриотического воспитания;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области местного самоуправления;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в отношении средств массовой информации, а также по вопросам предоставления гражданам Российской Федерации объективной информации о внутренней и внешней политике Российской Федерации;

осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции учредителя средств массовой информации;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области развития цифровой инфраструктуры, по применению информационно-коммуникационных технологий в государственном и муниципальном управлении;

осуществляет учет лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации, учет лиц, кандидатуры которых представлены для назначения на эти должности, учет высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и других лиц в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ведет базы персональных данных указанных лиц;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, по урегулированию конфликта интересов, реформированию и развитию государственной и муниципальной службы;

принимает меры по профилактике коррупции, осуществляет проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, должностей высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, должностей государственной службы и руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими указанные должности, а также другие проверки в соответствии с указами Президента Российской Федерации;

исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента Российской Федерации;

запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

пользуется государственными банками данных, использует государственные, в том числе правительственные, системы связи;

координирует функционирование государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон» и использует содержащуюся в ней информацию;

(абзац введен Указом Президента РФ от 25.04.2022 N 232)

организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов;

осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ведении;

осуществляет во взаимодействии с Управлением делами Президента Российской Федерации финансовое, материально-техническое, организационное и иное обеспечение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях), лиц, замещающих в Администрации должности федеральной государственной гражданской службы, и их социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение деятельности Администрации, в том числе единого порядка документооборота в Администрации и комплектования архивного фонда.

(п. 6 в ред. Указа Президента РФ от 14.06.2018 N 335)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент Российской Федерации.

Президенту Российской Федерации в Администрации непосредственно подчиняются:

Руководитель Администрации, первые заместители Руководителя Администрации, заместители Руководителя Администрации, заместитель Руководителя Администрации — пресс-секретарь Президента Российской Федерации, помощники Президента Российской Федерации, включая помощника Президента Российской Федерации — начальника Референтуры Президента Российской Федерации, помощников Президента Российской Федерации — начальников управлений Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, советники Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, специальный представитель Президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной, старшие референты и референты Президента Российской Федерации;

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59, от 11.02.2013 N 128, от 25.08.2016 N 430, от 14.06.2018 N 335)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 07.03.2020 N 173)

(см. текст в предыдущей редакции)

Президент Российской Федерации:

КонсультантПлюс: примечание.

Об отдельных вопросах прохождения федеральной государственной гражданской службы лицами, назначаемыми на должность Президентом РФ, см. Указ Президента РФ от 30.04.2008 N 634.

назначает на должность и освобождает от должности в Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, начальников управлений Президента Российской Федерации, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, первого заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, руководителя секретариата Заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации, заместителей Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, помощников Заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации и помощников Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 07.03.2020 N 173)

(см. текст в предыдущей редакции)

определяет иных лиц в Администрации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности им непосредственно и подчиняющихся ему;

утверждает положения об управлениях Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделениях Администрации.

8. Руководитель Администрации:

представляет Администрацию в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также в российских, международных и иностранных организациях;

осуществляет общее руководство деятельностью начальников управлений Президента Российской Федерации, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации;

распределяет обязанности между первыми заместителями Руководителя Администрации и заместителями Руководителя Администрации;

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59, от 11.02.2013 N 128)

(см. текст в предыдущей редакции)

координирует деятельность помощников и советников Президента Российской Федерации, распределяет вопросы, относящиеся к их ведению;

координирует деятельность полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

по поручению Президента Российской Федерации и при реализации функций, возложенных на Администрацию, вносит в Правительство Российской Федерации предложения о подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также о принятии постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

представляет Президенту Российской Федерации на утверждение проекты положений об управлениях Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделениях Администрации;

представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность и вносит Президенту Российской Федерации предложения об освобождении от должности должностных лиц в соответствии с настоящим Положением;

утверждает по представлению первых заместителей Руководителя Администрации, заместителей Руководителя Администрации, заместителя Руководителя Администрации — пресс-секретаря Президента Российской Федерации и помощников Президента Российской Федерации структуру и штатную численность управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации, оперативное руководство которыми на них возложено и (или) которые они возглавляют;

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59, от 11.02.2013 N 128)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает по представлению Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации структуру и штатную численность аппарата Совета Безопасности Российской Федерации;

утверждает по представлению полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах структуру и штатную численность их аппаратов;

утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Администрации;

назначает на должность и освобождает от должности в Администрации руководителя Секретариата Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и его заместителей, заместителей начальников управлений Президента Российской Федерации и заместителей руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, иных работников самостоятельных подразделений Администрации;

определяет полномочия первых заместителей Руководителя Администрации и заместителей Руководителя Администрации по назначению на должность и освобождению от должности иных должностных лиц, их поощрению и применению к ним мер дисциплинарного взыскания;

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59, от 11.02.2013 N 128)

(см. текст в предыдущей редакции)

издает распоряжения по вопросам деятельности Администрации, отнесенным к его компетенции;

определяет должностных лиц Администрации, уполномоченных подписывать от имени представителя нанимателя служебные контракты о прохождении федеральной государственной гражданской службы и замещении должностей федеральной государственной гражданской службы с гражданами, поступающими на федеральную государственную гражданскую службу в Администрацию, а также утверждать должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 01.08.2005 N 903)

обеспечивает проведение в Администрации конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, аттестации работников Администрации и сдачу ими квалификационных экзаменов, организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки работников Администрации, присваивает классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам Администрации, кроме тех работников, которым указанные классные чины присваиваются Президентом Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 12.01.2010 N 59)

(см. текст в предыдущей редакции)

организует исполнение поручений Президента Российской Федерации;

запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций;

организует подготовку и осуществляет представление в установленном порядке бюджетной заявки по вопросам обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, содержания Администрации, содержания и обеспечения деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и содержания их заместителей;

(в ред. Указа Президента РФ от 20.03.2007 N 370)

(см. текст в предыдущей редакции)

распоряжается бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации;

имеет право по поручению Президента Российской Федерации вносить в смету Администрации отдельные изменения, которые не должны приводить к превышению расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год;

имеет право поручить одному из первых заместителей Руководителя Администрации или одному из заместителей Руководителя Администрации распоряжаться бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации.

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59, от 11.02.2013 N 128)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Первые заместители Руководителя Администрации и заместители Руководителя Администрации издают распоряжения Администрации по вопросам ее деятельности в соответствии с распределением обязанностей и в порядке, установленном Руководителем Администрации.

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59, от 11.02.2013 N 128)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Непосредственное обеспечение деятельности Руководителя Администрации, первых заместителей Руководителя Администрации, заместителей Руководителя Администрации, заместителя Руководителя Администрации — пресс-секретаря Президента Российской Федерации, помощников Президента Российской Федерации (кроме случаев, устанавливаемых Руководителем Администрации) и советников Президента Российской Федерации осуществляет Секретариат Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

(п. 10 в ред. Указа Президента РФ от 11.02.2013 N 128)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Помощники Президента Российской Федерации:

подготавливают предложения Президенту Российской Федерации по реализации его полномочий;

подготавливают с участием управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации аналитические, справочные, информационные материалы для Президента Российской Федерации;

подготавливают предложения по перспективным и текущим планам работы Президента Российской Федерации;

участвуют совместно с управлениями Президента Российской Федерации, иными самостоятельными подразделениями Администрации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в подготовке государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, его встреч с гражданами, представителями политических партий и иных общественных объединений;

обеспечивают по решению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации деятельность Государственного совета Российской Федерации, иных совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

подготавливают проекты поручений Президента Российской Федерации и исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

Помощники Президента Российской Федерации при реализации возложенных на них функций:

взаимодействуют с управлениями Президента Российской Федерации, иными самостоятельными подразделениями Администрации;

направляют по поручению Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации на рассмотрение управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации поступившие на имя Президента Российской Федерации обращения и другие материалы для подготовки проектов решений;

обращаются к федеральным министрам и иным членам Правительства Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, не входящим в состав Правительства Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к компетенции помощников Президента Российской Федерации, и получают от них соответствующую информацию;

представляют предложения по поступившим на рассмотрение Президента Российской Федерации проектам федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

подписывают служебные документы в пределах своей компетенции;

возглавляют по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации рабочие группы, создаваемые для подготовки мероприятий с участием Президента Российской Федерации;

пользуются банками данных Администрации, Правительства Российской Федерации;

представляют Руководителю Администрации, а также одному из первых заместителей Руководителя Администрации или одному из заместителей Руководителя Администрации в соответствии с распределением обязанностей кандидатуры для назначения на должность и вносят им предложения об освобождении от должности работников, обеспечивающих деятельность помощников Президента Российской Федерации.

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59, от 11.02.2013 N 128)

(см. текст в предыдущей редакции)

Помощники Президента Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации могут возглавлять самостоятельные подразделения Администрации.

Число помощников Президента Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

Для целей настоящего Положения руководитель протокола Президента Российской Федерации имеет статус помощника Президента Российской Федерации. По решению Руководителя Администрации на него может быть возложено руководство Управлением протокола Президента Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 11.02.2013 N 128)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Советники Президента Российской Федерации:

подготавливают для Президента Российской Федерации аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с распределением обязанностей;

обеспечивают по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

Советники Президента Российской Федерации при реализации возложенных на них функций:

взаимодействуют с управлениями Президента Российской Федерации, иными самостоятельными подразделениями Администрации;

подписывают служебные документы в пределах своей компетенции;

возглавляют по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации рабочие группы, создаваемые для подготовки мероприятий с участием Президента Российской Федерации;

пользуются банками данных Администрации, Правительства Российской Федерации.

Число советников Президента Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

13. Старшие референты и референты Президента Российской Федерации осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента Российской Федерации, аналитических справок и записок, ведут информационно-консультативную работу, исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации.

Число старших референтов и референтов Президента Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

14. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации.

Абзацы второй — пятый утратили силу с 7 марта 2020 года. — Указ Президента РФ от 07.03.2020 N 173.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Полномочные представители Президента Российской Федерации представляют интересы Президента Российской Федерации в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обеспечение деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации осуществляют их аппараты.

16. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах представляют Руководителю Администрации кандидатуры для назначения на должность и вносят ему предложения об освобождении от должности своих заместителей, а также помощников полномочных представителей Президента Российской Федерации. Другие работники аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности полномочными представителями Президента Российской Федерации по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров.

(в ред. Указа Президента РФ от 12.01.2010 N 59)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Администрация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, наименованием «Администрация Президента Российской Федерации», расчетные и текущие счета в банках и других кредитных организациях.


Администрация Президента РФ — едва ли не один из самых слабо изученных государственных органов, своего рода «тайный орден», который, однако, постоянно находится в центре внимания СМИ, общественности, политологов (но не юристов). Однако об этой структуре, призванной обеспечивать деятельность Президента РФ по реализации того обширнейшего спектра полномочий, который возложен на него Конституцией РФ и законами, сегодня гораздо больше мифов и субъективных суждений, нежели объективных сведений и взвешенных исследований.

Администрация российского Президента фактически получила свое рождение 19 июля 1991 г. Таким образом, Администрация Президента стала в одночасье из ничего буквально всем. У Администрации появились свои «и делопроизводство, и юридическая служба, и хозяйственная. Правда, на вопрос, зачем нужна такая мощная Администрация российскому Президенту, у которого есть еще и Правительство, никто в тот момент ничего определенного ответить не мог»

Администрация президента продолжает интенсивно формироваться и расширяться. Если на начальном этапе в нее входили тринадцать подразделений, то Положение зафиксировало уже, не считая аппаратов комиссий и комитетов при Президенте РФ, двадцать девять различных подразделений:

— Служба помощников Президента РФ;

— Канцелярия Президента РФ; Пресс-служба Президента РФ;

— Служба протокола Администрации Президента РФ;

— Секретариат Вице-президента РФ; Аппарат Совета Безопасности РФ; Секретариат Руководителя Администрации и его заместителей;

-Управление по работе с территориями, представителями Президента РФ, связям с Верховным Советом;

— Контрольное управление; Государственно-правовое управление Президента РФ; Аналитический центр по общей политике;

— Аналитический центр по социально-экономической политике; Аналитический центр по специальным президентским программам;

— Отдел по вопросам гражданства; Отдел по вопросам помилования;

— Отдел по государственным наградам;

— Отдел по вопросам реабилитации жертв политических репрессий;

— Управление кадров;

— Управление делопроизводства;

— Организационный отдел; рабочий аппарат Экспертного совета при Президенте РФ;

— Управление планирования и реализации специальных программ;

— Главное социально-производственное управление;

— Центр оперативной информации;

— Управление информационных ресурсов;

— издательство «Юридическая литература»;

— Библиотека;

— Архив Президента РФ;

— Отдел писем и приема граждан.

Говоря о структуре Администрации Президента, стоит отметить, что она рождалась в жутких муках и строжайшей тайне — по крайней мере, от прессы. Фактически Администрация ранее осталась как канцелярия порядка 400 человек. Первое, что было, сделано все структуры объединились в Администрацию, и выведено было из-под прямого подчинения Президенту.

В результате в окончательном тексте Указа Администрация и Аппарат Правительства оказались «разведены». Но в числе основных задач Администрации значились: организационное обеспечение деятельности Правительства РФ, а также обеспечение взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти и организация информационного и правового обеспечения Правительства, а к функциям Администрации относилось, в том числе обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти РФ и материально-техническое, финансовое и социально-бытовое обеспечение высших должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, сотрудников Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ.

С принятием Конституции РФ в 1993 г. Администрация Президента РФ получила закрепление на конституционном уровне. Согласно п. «и» ст. 83 Конституции РФ Президент наделен правом формирования своей Администрации. Вместе с тем какого-либо существенного фактического изменения статуса Администрации не произошло. Конституция лишь упомянула этот орган, легитимировав его, но определение его задач и функций, состава и структуры осталось на усмотрение Президента РФ. Как следствие, роль Администрации (особенно в период руководства государством первым Президентом РФ Б.Н. Ельциным) постепенно становилась все более значимой. Структура Администрации, если исходить из количества и частоты соответствующих президентских указов и распоряжений, продолжала стремительно видоизменяться и корректироваться, причем, как представляется, во многом скорее «на ощупь» и под влиянием сиюминутных интересов, нежели в соответствии с каким-то стратегическим планом и общим видением. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации», согласно которому Администрация Президента РФ определялась как государственный орган, формируемый в целях обеспечения деятельности Президента РФ как главы государства по осуществлению им государственной власти в РФ.

Главное управление специальных программ Президента РФ преобразовано из государственного органа в федеральный орган исполнительной власти.

С момента прихода к руководству Администрацией Президента РФ А.Б.Чубайса ее структура преобразована направлена, как утверждалось, на сокращение численности сотрудников Администрации, упразднение дублирующих структур и максимальное использование кадрового состава.

В структуру неоднократно вносились изменения, но в основном направленные на укрупнение и упорядочивание подразделений Администрации Президента, что весьма положительно сказалось на эффективности управления.

Стоит отметить, что роль Администрации Президента на политико-правовой «арене» и ее реальные функции всегда во многом зависели от личности ее Руководителя.

Президент вправе подбирать свой личный кабинет. Ни перед кем, кроме Президента, не ответственный аппарат обретает колоссальную власть. Он готовит документы и проводит решения, против которых возражают известные политики из Госсовета.

Он регулирует доступ людей и информации к Президенту, во многом предопределяющий его решения.

Администрация — это государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента и осуществляющий контроль за исполнением решений Президента РФ.

Согласно в состав Администрации вошли:

— Руководитель Администрации Президента;

— два заместителя Руководителя Администрации Президента — помощника Президента;

— помощники Президента;

— пресс-секретарь Президента;

— руководитель протокола Президента;

-полномочные представители Президента в федеральных округах;

-советники Президента, полномочные представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде;

— старшие референты;

— референты Президента и иные должностные лица Администрации. Ключевая роль в деле осуществления руководства и формирования данного органа, безусловно, принадлежит Президенту.

Он осуществляет общее руководство Администрацией. Вместе с тем определен круг должностных лиц Администрации, которые непосредственно подчинены главе государства.

Если говорить о структуре самостоятельных подразделений, то их на данный момент в Администрации пятнадцать, включая Референтуру. Вполне логичным выглядит не только укрупнение подразделений, но и их постепенно складывавшаяся и выверявшаяся оптимальная «специализация».

Если условно разделить конституционные полномочия Президента РФ на шесть блоков:

— «идеологический» блок (определение основных направлений внутренней и внешней политики; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства);

— государственно-правовой блок (гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; решение вопросов гражданства; награждение государственными наградами, присвоение почетных званий; осуществление помилования; внесение законопроектов в Государственную Думу, подписание и обнародование федеральных законов; приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ; издание указов и распоряжений);

— внутриполитический блок (обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ в Государственной Думе, Совете Федерации, Конституционном Суде; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; представление РФ внутри страны;

— использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ);

— внешнеполитический блок (представление России в международных отношениях; осуществление руководства внешней политикой страны; ведение переговоров и подписание ратификационных грамот; принятие верительных и отзывных грамот; назначение и отзыв дипломатических представителей Президента РФ в иностранных государствах и международных организациях); — кадровый блок (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принятие решения об отставке Правительства РФ; представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ; внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;

— назначение судей других федеральных судов;

-присвоение высших специальных званий; формирование Администрации Президента РФ;

— «силовой» блок (Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ; охрана суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ; формирование Совета Безопасности РФ и руководство им; утверждение военной доктрины РФ; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ; введение военного положения, введение чрезвычайного положения, присвоение высших воинских званий), то каждому из этих блоков будут соответствовать те или иные подразделения Администрации Президента, «специализирующиеся» на определенных полномочиях Президента.

Так, 1-му блоку соответствует Управление по внутренней политике, Управление по внешней политике, Референтура Президента;

2-му — Управление по работе с обращениями граждан, Управление по обеспечению конституционных прав граждан, Государственно-правовое управление;

3-му — полномочные представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе и Конституционном Суде, полномочные представители Президента в федеральных округах, Управление по внутренней политике, Управление по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации;

4-му — Управление по внешней политике, Управление Президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами;

5-му — Управление по кадровым вопросам и государственным наградам, Управление по вопросам государственной службы;

6-му — опять же Управление по кадровым вопросам и государственным наградам, а также Аппарат Совета Безопасности РФ и не входящий в состав Администрации сам Совет.

Особняком стоят Контрольное управление (контроль исполнения решений), Управление протокола (организационное обеспечение), Управление информационного и документационного обеспечения, Управление пресс-службы и информации (информационное обеспечение), Экспертное управление (экспертное обеспечение).

Отдельно и особо стоит сказать о важной конституционной норме, предоставляющей Президенту право назначать и освобождать своих полномочных представителей (п. «к» ст. 83 Конституции РФ). Как отмечалось выше, в Администрации Президента введены соответствующие должности полномочных представителей Президента в Совете Федерации, в Государственной Думе, в Конституционном Суде. Кроме того, имеются и полномочные представители Президента в семи федеральных округах.

Институт полномочных представителей Президента в федеральных округах вряд ли носит временный характер, так как, помимо всего прочего, он позволяет иметь «государево око» на местах, оперативно реагировать на те или иные события и его всегда можно активно задействовать в любой реформе, инициируемой федеральной властью. Но и необходимость существования отдельного подразделения Администрации Президента, занимающегося «работой с регионами», видимо, уже доказана годами.

Подытоживая вышесказанное, стоит отметить, что на сегодняшний день в России существуют две параллельные структуры — президентская и правительственная. Первой из них, по образцу Политбюро и ЦК КПСС, отведена роль «теневого», но реального центра власти, а второй — весьма своеобразная роль проводника той политики, которая будет формироваться в недрах президентской Администрации. Действительно, в нашей стране Администрация, в отличие от западных аналогов, обладает несравнимо большим объемом властных полномочий, но это вполне объяснимо.

Аппарат главы государства есть не что иное, как производная от его полномочий. То есть объем полномочий такого органа не может быть больше объема полномочий самого главы государства, деятельность которого он обеспечивает. Поэтому при той конструкции президентских полномочий, которую заложила Конституция 1993 г., Администрация Президента просто не может быть незаметным вспомогательным образованием. Кроме того, надо понимать, что осуществление всех президентских полномочий одним лицом просто физически невозможно. Президенту с этой «нагрузкой» как раз и помогает справляться его Администрация.

Однако сказанное отнюдь не означает, что Администрация должна быть полностью предоставлена сама себе, желаниям и интересам Президента РФ. Такое положение дел практически с неизбежностью ведет к развитию «атрофии» легитимных институтов власти и, как это ни парадоксально, таит угрозу, прежде всего именно институту президентства. Во избежание ситуации, когда «тень» от «теневого» кабинета накроет все государственные и негосударственные структуры, представляется своевременным вновь и всерьез задуматься о законодательной регламентации основ правового статуса, как Администрации Президента, так и самого Президента РФ.

Безуспешные попытки на законодательном уровне регламентировать деятельность Администрации Президента предпринимались неоднократно.

Администрации Президента исполнять функции Правительства РФ и не допускающих вмешательства Администрации и ее должностных лиц в деятельность политических партий, других некоммерческих организаций и средств массовой информации. Такой подход позволит, с одной стороны, задать некую модель и границы допустимой деятельности Администрации, с другой — не ограничивать каждого вновь избранного Президента в возможности сформировать свою команду и удобный аппарат.

Таким образом, Администрация Президента постепенно не просто сформировалась и стала самым весомым политическим «игроком», но и из штаба или вспомогательного аппарата при Президенте превратилась в олицетворение института президентства. Она является рабочим аппаратом, созданным для обеспечения деятельности Президента РФ и Вице-президента РФ, реализации конституционных полномочий Президента РФ.

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • How to Make the World a Better Place
  • Известные рестораторы прошлого и современности, их достижения и заслуги
  • Финансовый контроль
  • Правовая характеристика государственных ценных бумаг
  • Особенности конкуренции в сфере услуг
  • Классификация, назначение и возможности банковских ИС
  • Корпоративная культура организации, как мотивирующий фактор
  • Формы и методы лоббистской деятельности – персональный и групповой лоббизм
  • Экономическая эффективность системы товародвижения
  • Коммуникационные стратегии в канале сбыта
  • Характеристика метода «воронка продаж», его роль в управлении продажами (внимания к предложению товара)
  • Нематериальные блага и способы их защиты

Конституционный исполнительный аппарат, обеспечивающий деятельность Президента РФ, т. е. рабочий орган, посредством которого глава государства реализует свои конституционные полномочия. В соответствии с ст. 83 Конституции РФ формирование А. (следовательно, и ее структуры и состава) относится к полномочиям Президента РФ.

Обеспечивая деятельность Президента РФ, А. осуществляет следующие функции: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в ГД в порядке законодательной инициативы; подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые ГД в первом чтении; подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ; выпуск указов и распоряжений Президента РФ и иных документов, подписанных им; обеспечение обнародования федеральных законов, официального опубликования международных договоров РФ, указов и распоряжений Президента РФ; подготовка проектов ежегодных посланий Президента РФ ФС РФ; обеспечение деятельности Совета Безопасности, Совета обороны, совещательных и консультативных органов при Президенте РФ; подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ; обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными объединениями, федеральными органами власти; обеспечение реализации государственной политики в области кадров и государственной службы; сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и за рубежом; обеспечение систематизации нормативно-правовых актов РФ; обеспечение единства информационного и правового пространства РФ и др.

Общее руководство А. осуществляет Президент РФ. Ему непосредственно подчиняются Руководитель Администрации Президента РФ, его заместители, заведующий канцелярией, начальники управлений, Секретарь Совета Безопасности, помощники Президента РФ, пресс-секретарь, референты и советники Президента РФ. Указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

А. является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ, наименованием «Администрация Президента Российской Федерации», расчетные и текущие счета в банках и др. кредитных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <15>;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

———————————

<15> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).

Образование Администрации Президента
и института полномочных представителей
Президента предусмотрено статьей 83
Конституции. При этом, институт полномочных
представителей не ограничивается
представителями в федеральных округах
или субъектах РФ.

Положение об Администрации Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 6 апреля 2004 г. № 490) (с изменениями от 7 июня 2004 г., 1 августа 2005 г., 20 марта 2007 г.)

1. АдминистрацияПрезидента Российской
Федерации (далее — Администрация)является
государственным органом
, сформированным
в соответствии с пунктом «и» статьи
83 Конституции Российской Федерации,
которыйобеспечивает деятельность
Президента Российской Федерации и
осуществляет контроль за исполнением
решений
Президента Российской
Федерации.

3. В состав Администрации входят:

Руководитель АдминистрацииПрезидента
Российской Федерации (далее — Руководитель
Администрации),два заместителяРуководителя Администрации Президента
Российской Федерации — помощника
Президента Российской Федерации (далее
— заместители Руководителя Администрации),помощникиПрезидента Российской
Федерации, пресс-секретарь Президента
Российской Федерации,руководитель
протокола
Президента Российской
Федерации,полномочные представители
Президента
Российской Федерациив
федеральных округах
,советники
Президента
Российской Федерации,
полномочныепредставители ПрезидентаРоссийской Федерациив Совете ФедерацииФедерального Собрания Российской
Федерации,Государственной ДумеФедерального Собрания Российской
Федерации,Конституционном СудеРоссийской Федерации,старшие референты,
референты
Президента Российской
Федерации ииные должностные лица
Администрации;

управления Президента Российской
Федерации;

иные самостоятельные подразделения
Администрации.

Самостоятельные подразделения
Администрации состоят из департаментов.

Предельная численность работников
Администрации и ее смета утверждаются
Президентом Российской Федерации.

4. Администрация формируется в целях:

обеспечения реализации Президентом
Российской Федерации полномочий главы
государства;

осуществления контроля за исполнением
решений
Президента Российской
Федерации;

подготовки предложений ПрезидентуРоссийской Федерации о мерах, направленных
на охрану суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и
государственной целостности;

содействия Президенту Российской
Федерации в определении основных
направлений внутренней и внешней
политики государства
;

разработки общей стратегии внешней
политики
Российской Федерации,
обеспечения реализации Президентом
Российской Федерации его полномочий
по руководству внешней политикой
Российской Федерации;

разработкисовместно с соответствующими
федеральными органами исполнительной
власти и организациямиобщенациональных
проектов и контроля за их реализацией
;

обеспечения деятельности ПрезидентаРоссийской Федерациипо решению
кадровых вопросов
, относящихся к его
ведению, вопросов о награждении
государственными наградами Российской
Федерации и присвоении почетных званий
Российской Федерации;

содействия Президенту Российской
Федерации в решении вопросов, касающихся
обеспечения прав и свобод человека и
гражданина;

содействия ПрезидентуРоссийской
Федерациив обеспечении согласованного
функционирования и взаимодействия
органов государственной власти
;

обеспечения реализации Президентом
Российской Федерации иных возложенных
на него Конституцией Российской Федерации
и федеральными законами полномочий.

5. Администрация в целях обеспечения
деятельности Президента Российской
Федерации осуществляет следующие
функции:

организация подготовки законопроектов
для внесения их Президентом Российской
Федерации в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской
Федерации в порядке законодательной
инициативы;

подготовка проектов заключений на
законопроекты, принятые Государственной
Думой Федерального Собрания Российской
Федерации;

подготовка предложений о подписании
Президентом Российской Федерации
федеральных законов либо об их отклонении;

подготовка, согласование и представление
Президенту Российской Федерации проектов
указов, распоряжений, поручений и
обращений Президента Российской
Федерации, а также аналитических
докладов, справок и иных необходимых
Президенту Российской Федерации
документов;

обеспечение обнародования федеральных
законов, выпуск указов и распоряжений
Президента Российской Федерации, а
также иных документов, подписанных
Президентом Российской Федерации;

подготовка материалов для ежегодных
посланий Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской
Федерации и для его программных
выступлений;

обеспечение деятельности Совета
Безопасности Российской Федерации,
Государственного совета Российской
Федерации и других совещательных и
консультативных органов при Президенте
Российской Федерации;

осуществление контроля за исполнением
федеральных законов (в части, касающейся
полномочий Президента Российской
Федерации, в том числе по обеспечению
прав и свобод человека и гражданина),
указов, других решений Президента
Российской Федерации;

подготовка проектов обращений
Президента Российской Федерации в
Конституционный Суд Российской Федерации;

подготовка предложений Президенту
Российской Федерации об обеспечении
согласованного функционирования и
взаимодействия органов государственной
власти;

обеспечение взаимодействия Президента
Российской Федерации с политическими
партиями, общественными и религиозными
объединениями, профессиональными
союзами, организациями предпринимателей
и торгово-промышленными палатами;

обеспечение диалога со структурами
гражданского общества, содействие их
развитию и укреплению;

обеспечение взаимодействия Президента
Российской Федерации с государственными
органами иностранных государств и их
должностными лицами, с российскими и
зарубежными политическими и общественными
деятелями, с международными и иностранными
организациями;

содействие Президенту Российской
Федерации в реализации его полномочий
по кадровым вопросам;

обеспечение реализации Президентом
Российской Федерации его полномочий
по решению вопросов гражданства
Российской Федерации;

организационное обеспечение реализации
Президентом Российской Федерации его
полномочий по осуществлению актов
помилования;

сбор, обработка и анализ информации
о социально-экономических и политических
процессах в стране и за рубежом;

учет и анализ обращений граждан,
предложений общественных объединений
и органов местного самоуправления,
представление соответствующих докладов
Президенту Российской Федерации;

обеспечение хранения официальных
текстов (оригиналов) федеральных законов,
указов и распоряжений Президента
Российской Федерации.

6. Администрация при реализации
возложенных на нее функций:

взаимодействует с Советом Федерации
Федерального Собрания Российской
Федерации, Государственной Думой
Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительством Российской
Федерации, Конституционным Судом
Российской Федерации, Верховным Судом
Российской Федерации, Высшим Арбитражным
Судом Российской Федерации, иными судами
Российской Федерации, Генеральной
прокуратурой Российской Федерации,
федеральными органами исполнительной
власти и их территориальными органами,
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и их
аппаратами, органами местного
самоуправления, а также с государственными
органами иностранных государств и их
должностными лицами, с российскими,
международными и иностранными
организациями;

подготавливает предложения Президенту
Российской Федерации по реализации
государственной политики в области
обеспечения прав и свобод человека и
гражданина;

подготавливает предложения Президенту
Российской Федерации по реализации
государственной политики в отношении
средств массовой информации, а также
по обеспечению граждан Российской
Федерации объективной информацией о
внутренней и внешней политике Российской
Федерации;

осуществляет совместно с федеральными
органами исполнительной власти в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, функции учредителя
средств массовой информации;

подготавливает предложения Президенту
Российской Федерации по реализации
государственной политики в сфере борьбы
с коррупцией в органах государственной
власти и органах местного самоуправления,
урегулирования конфликта интересов и
реформирования государственной и
муниципальной службы;

подготавливает предложения Президенту
Российской Федерации по реализации
государственной политики в области
местного самоуправления;

ведет учет лиц, замещающих государственные
должности Российской Федерации, и лиц,
назначаемых на государственные должности
федеральной государственной службы и
освобождаемых от указанных должностей
Президентом Российской Федерации;

запрашивает и получает необходимую
информацию от федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, а также от организаций;

пользуется государственными банками
данных, использует государственные, в
том числе правительственные, системы
связи;

осуществляет руководство организациями,
находящимися в ее ведении;

организует проведение научных и
исследовательских работ, в том числе с
привлечением на договорной основе
научных организаций, ученых и экспертов;

исполняет поручения и контролирует
исполнение поручений Президента
Российской Федерации;

осуществляет во взаимодействии с
Управлением делами Президента Российской
Федерации финансовое, материально-техническое,
организационное и иное обеспечение
лиц, замещающих государственные должности
категории «А», лиц, замещающих в
Администрации государственные должности
категории «Б» и «В», и их
социально-бытовое обслуживание, а также
обеспечение деятельности Администрации,
в том числе единого порядка документооборота
в Администрации и комплектования
архивного фонда.

7. Общее руководство Администрацией
осуществляет Президент
Российской
Федерации.

Президенту Российской Федерации в
Администрации
непосредственно
подчиняются
:

Руководитель Администрации, заместители
Руководителя Администрации, помощники
Президента Российской Федерации,
пресс-секретарь Президента Российской
Федерации, руководитель протокола
Президента Российской Федерации,
полномочные представители Президента
Российской Федерации в федеральных
округах, советники Президента Российской
Федерации, полномочные представители
Президента Российской Федерации в
Совете Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, Государственной
Думе Федерального Собрания Российской
Федерации, Конституционном Суде
Российской Федерации, старшие референты
и референты Президента Российской
Федерации;

Секретарь Совета Безопасности
Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

назначает на должность и освобождает
от должности в Администрации должностных
лиц, непосредственно ему подчиненных,
а также начальников управлений Президента
Российской Федерации, руководителей
иных самостоятельных подразделений
Администрации, заместителей Секретаря
Совета Безопасности Российской Федерации
и помощников Секретаря Совета Безопасности
Российской Федерации;

определяет иных лиц в Администрации,
назначаемых на должность и освобождаемых
от должности им непосредственно и
подчиняющихся ему;

утверждает положения об управлениях
Президента Российской Федерации, иных
самостоятельных подразделениях
Администрации.

8. Руководитель Администрации:

представляет Администрацию в федеральных
органах государственной власти, органах
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органах местного
самоуправления, а также в российских,
международных и иностранных организациях;

осуществляет общее руководство
деятельностью начальников управлений
Президента Российской Федерации,
руководителей иных самостоятельных
подразделений Администрации;

распределяет обязанности между
заместителями Руководителя Администрации;

координирует деятельность помощников
и советников Президента Российской
Федерации, распределяет вопросы,
относящиеся к их ведению;

координирует деятельность полномочных
представителей Президента Российской
Федерации в федеральных округах;

по поручению Президента Российской
Федерации и при реализации функций,
возложенных на Администрацию, вносит
в Правительство Российской Федерации
предложения о подготовке проектов
федеральных законов, указов и распоряжений
Президента Российской Федерации, а
также о принятии постановлений и
распоряжений Правительства Российской
Федерации;

представляет Президенту Российской
Федерации на утверждение проекты
положений об управлениях Президента
Российской Федерации, иных самостоятельных
подразделениях Администрации;

представляет Президенту Российской
Федерации кандидатуры для назначения
на должность и вносит Президенту
Российской Федерации предложения об
освобождении от должности должностных
лиц в соответствии с настоящим Положением;

утверждает по представлению заместителей
Руководителя Администрации и помощников
Президента Российской Федерации
структуру и штатную численность
управлений Президента Российской
Федерации, иных самостоятельных
подразделений Администрации, оперативное
руководство которыми на них возложено
и (или) которые они возглавляют;

утверждает по представлению Секретаря
Совета Безопасности Российской Федерации
структуру и штатную численность аппарата
Совета Безопасности Российской Федерации;

утверждает по представлению полномочных
представителей Президента Российской
Федерации в федеральных округах структуру
и штатную численность их аппаратов;

утверждает перечень сведений, подлежащих
засекречиванию в Администрации;

назначает на должность и освобождает
от должности в Администрации руководителя
Секретариата Руководителя Администрации
Президента Российской Федерации и его
заместителей, заместителей начальников
управлений Президента Российской
Федерации и заместителей руководителей
иных самостоятельных подразделений
Администрации, заместителей полномочных
представителей Президента Российской
Федерации в федеральных округах, иных
работников самостоятельных подразделений
Администрации;

определяет полномочия заместителей
Руководителя Администрации по назначению
на должность и освобождению от должности
иных должностных лиц, их поощрению и
применению к ним мер дисциплинарного
взыскания;

издает распоряжения по вопросам
деятельности Администрации, отнесенным
к его компетенции;

обеспечивает проведение аттестации
работников Администрации, присваивает
квалификационные разряды работникам
Администрации, кроме тех работников,
квалификационные разряды которым
присваиваются Президентом Российской
Федерации;

организует исполнение поручений
Президента Российской Федерации;

запрашивает и получает необходимую
информацию от федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, а также от организаций;

организует подготовку и осуществляет
представление в установленном порядке
бюджетной заявки по вопросам обеспечения
деятельности Президента Российской
Федерации, содержания Администрации,
содержания и обеспечения деятельности
полномочных представителей Президента
Российской Федерации в федеральных
округах и содержания их заместителей,
а также содержания Уполномоченного
Российской Федерации при Европейском
Суде по правам человека;

распоряжается бюджетными средствами
в соответствии со сметой Администрации;

имеет право по поручению Президента
Российской Федерации вносить в смету
Администрации отдельные изменения,
которые не должны приводить к превышению
расходования средств, выделяемых из
федерального бюджета на соответствующий
год;

имеет право поручить одному из
заместителей Руководителя Администрации
распоряжаться бюджетными средствами
в соответствии со сметой Администрации.

11. Помощники Президента Российской
Федерации:

подготавливают предложения Президенту
Российской Федерации по реализации его
полномочий;

подготавливают с участием управлений
Президента Российской Федерации, иных
самостоятельных подразделений
Администрации аналитические, справочные,
информационные материалы для Президента
Российской Федерации;

подготавливают предложения по
перспективным и текущим планам работы
Президента Российской Федерации;

участвуют совместно с управлениями
Президента Российской Федерации, иными
самостоятельными подразделениями
Администрации, федеральными органами
исполнительной власти, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации в подготовке
государственных, официальных и иных
визитов, официальных встреч, бесед,
переговоров, рабочих поездок Президента
Российской Федерации, его встреч с
гражданами, представителями политических
партий и иных общественных объединений;

обеспечивают по решению Президента
Российской Федерации или Руководителя
Администрации деятельность Государственного
совета Российской Федерации, иных
совещательных и консультативных органов
при Президенте Российской Федерации;

подготавливают проекты поручений
Президента Российской Федерации и
исполняют отдельные поручения Президента
Российской Федерации.

Помощники Президента Российской
Федерации при реализации возложенных
на них функций:

взаимодействуют с управлениями
Президента Российской Федерации, иными
самостоятельными подразделениями
Администрации;

направляют по поручению Президента
Российской Федерации и Руководителя
Администрации на рассмотрение управлений
Президента Российской Федерации, иных
самостоятельных подразделений
Администрации поступившие на имя
Президента Российской Федерации
обращения и другие материалы для
подготовки проектов решений;

обращаются к федеральным министрам
и иным членам Правительства Российской
Федерации, руководителям федеральных
органов исполнительной власти, не
входящим в состав Правительства
Российской Федерации, по вопросам,
отнесенным к компетенции помощников
Президента Российской Федерации, и
получают от них соответствующую
информацию;

представляют предложения по поступившим
на рассмотрение Президента Российской
Федерации проектам федеральных законов,
указов и распоряжений Президента
Российской Федерации;

подписывают служебные документы в
пределах своей компетенции;

возглавляют по поручению Президента
Российской Федерации или Руководителя
Администрации рабочие группы, создаваемые
для подготовки мероприятий с участием
Президента Российской Федерации;

пользуются банками данных Администрации,
Правительства Российской Федерации;

представляют Руководителю Администрации,
а также одному из заместителей Руководителя
Администрации в соответствии с
распределением обязанностей кандидатуры
для назначения на должность и вносят
им предложения об освобождении от
должности работников, обеспечивающих
деятельность помощников Президента
Российской Федерации.

Помощники Президента Российской
Федерации по решению Президента
Российской Федерации могут возглавлять
самостоятельные подразделения
Администрации.

Число помощников Президента Российской
Федерации определяется Президентом
Российской Федерации.

Для целей настоящего Положения
пресс-секретарь Президента Российской
Федерации и руководитель протокола
Президента Российской Федерации имеют
статус помощника Президента Российской
Федерации. …

12. Советники Президента Российской
Федерации:

подготавливают для Президента
Российской Федерации аналитические,
справочные, информационные материалы
и рекомендации по вопросам, отнесенным
к их ведению в соответствии с распределением
обязанностей;

обеспечивают по поручению Президента
Российской Федерации или Руководителя
Администрации деятельность совещательных
и консультативных органов при Президенте
Российской Федерации;

исполняют отдельные поручения
Президента Российской Федерации.

Советники Президента Российской
Федерации при реализации возложенных
на них функций:

взаимодействуют с управлениями
Президента Российской Федерации, иными
самостоятельными подразделениями
Администрации;

подписывают служебные документы в
пределах своей компетенции;

возглавляют по поручению Президента
Российской Федерации или Руководителя
Администрации рабочие группы, создаваемые
для подготовки мероприятий с участием
Президента Российской Федерации;

пользуются банками данных Администрации,
Правительства Российской Федерации.

Число советников Президента Российской
Федерации определяется Президентом
Российской Федерации.

13. Старшие референты и референты
Президента Российской Федерации
осуществляют подготовку тезисов
выступлений и обращений Президента
Российской Федерации, аналитических
справок и записок, ведут
информационно-консультативную работу,
исполняют отдельные поручения Президента
Российской Федерации и Руководителя
Администрации.

Число старших референтов и референтов
Президента Российской Федерации
определяется Президентом Российской
Федерации.

14. Аппарат Совета Безопасности
Российской Федерации осуществляет
организационно-техническое и информационное
обеспечение деятельности Совета
Безопасности Российской Федерации.

Секретарь Совета Безопасности
Российской Федерации:

возглавляет аппарат Совета Безопасности
Российской Федерации;

представляет Президенту Российской
Федерации кандидатуры для назначения
на должность и вносит Президенту
Российской Федерации предложения об
освобождении от должности заместителей
Секретаря Совета Безопасности Российской
Федерации и помощников Секретаря Совета
Безопасности Российской Федерации;

представляет Руководителю Администрации,
а также одному из заместителей Руководителя
Администрации в соответствии с
распределением обязанностей кандидатуры
для назначения на должность и вносит
им предложения об освобождении от
должности работников аппарата Совета
Безопасности Российской Федерации.

15. Полномочные представители Президента
Российской Федерации представляют
интересы Президента Российской Федерации
в федеральных органах государственной
власти и органах государственной власти
субъектов Российской Федерации.

Обеспечение деятельности полномочных
представителей Президента Российской
Федерации осуществляют их аппараты.

Таким образом, Администрация представляет
собой орган, призванный оказывать
содействие Президенту в реализации
всех его конституционных полномочий
.

В этой связи многие функции администрации,
которая непосредственно подчинена
Президенту, и несет ответственность
только перед ним, дублируются с функциями
Правительства и конкретных министерств
и ведомств, которые несут ответственность
за результаты своей работы и перед
Президентом и перед Федеральным
собранием: подготовка предложений по
вопросам внутренней, внешней политики,
проектов нормативных актов, общенациональных
проектов, контроль за исполнением
законодательства и решений Президента.

Данное обстоятельство провоцирует
конфликт между администрацией,
правительством, его аппаратом и
министерствами (Пример, отставка Э.
Панфиловой с поста Министра социальной
защиты в результате невозможности
выполнения своих функций в силу
вмешательства со стороны администрации
Президента). Администрация имеет
возможность преодолеть данный конфликт
в свою пользу благодаря своим полномочиям
и подчинению непосредственно Президенту.

С другой стороны, Президент в лице
Администрации имеет аппарат, способный
обеспечить непрерывное функционирование
исполнительных органов в условиях
правительственного кризиса

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скачать мануал ниссан датсун
  • Амиклон инструкция по применению цена отзывы
  • Генферон свечи инструкция по применению взрослым мужчиной
  • Инструкция по эксплуатации швейной машинки astralux 541
  • Сальбутамол ингалятор инструкция по применению цена отзывы взрослым пожилым