Кто осуществляет руководство деятельности министерства юстиции

1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет:

1) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:

исполнения уголовных наказаний;

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

адвокатуры;

нотариата;

государственной регистрации актов гражданского состояния;

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств (за исключением: деятельности физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем 50 тыс. рублей, кроме случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии); деятельности по возврату просроченной задолженности, осуществляемой в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности; правоотношений, связанных с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникших из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности; правоотношений по взысканию долгов заемщиков по обязательствам перед банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, в отношении которых Национальным банком Украины было принято решение о прекращении их деятельности (закрытии их обособленных подразделений) на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, регулируемых Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 422-ФЗ «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя»);

территориального устройства Российской Федерации;

организации местного самоуправления;

разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;

4) функции по контролю и надзору в сфере:

адвокатуры;

нотариата;

государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) утратил силу с 5 июля 2021 года. — Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 402;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) функции по государственному контролю за деятельностью иностранных агентов.

(пп. 6 введен Указом Президента РФ от 04.11.2022 N 799)

(п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

3(1)) — 4) утратили силу с 5 июля 2021 года. — Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 402;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

(пп. 5 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

(пп. 6 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

4. Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

5. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.

(в ред. Указов Президента РФ от 29.12.2012 N 1716, от 21.12.2013 N 940, от 05.07.2021 N 402)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

6(1). Утратил силу с 5 июля 2021 года. — Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 402.

(см. текст в предыдущей редакции)

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19  века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности. 
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов. 
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития. 
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина. 
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

13.01.2023

Указ Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»

Утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. В Министерстве юстиции Российской Федерации разрешено иметь девять заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра и одного статс-секретаря заместителя Министра, а также до 19 департаментов и до двух самостоятельных отделов. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП России). Основными задачами Минюста России являются: 1) защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, а также обеспечение верховенства закона; 2) выработка и реализация государственной политики в установленной сфере деятельности; 3) нормативно-правовое регулирование и правоприменение в установленной сфере деятельности; 4) осуществление деятельности, направленной на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Данный Указ вступает в силу со дня его подписания.

Полное название: 
Указ Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»

Возврат к списку

Министерство
юстиции РФ

— федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в установленной сфере
деятельности, а также в сфере деятельности
подведомственных ему федеральных служб.
Руководство деятельностью Министерства
юстиции РФ осуществляет Президент РФ.
Министерство
контролирует и координирует деятельность
подведомственных ему Федеральной службы
исполнения наказания, Федеральной
службы судебных приставов и Федеральной
регистрационной службы

Основными
функциями Минюста России 
являются:
1)
разработка общей стратегии государственной
политики в установленной сфере
деятельности;
2) нормативно-правовое
регулирование в установленной сфере
деятельности;
3) обеспечение в пределах
своих полномочий защиты прав и свобод
человека и гражданина.
Минюст России
осуществляет свою деятельность
непосредственно и (или) через свои
территориальные органы, а также руководит
деятельностью федеральных государственных
учреждений, выполняющих задачи в
установленной сфере деятельности.

Минюст
России осуществляет следующие основные
полномочия:

  • вносит
    Президенту и в Правительство РФ проекты
    законодательных и иных нормативных
    актов по вопросам, относящимся к
    компетенции Минюста России и
    подведомственных ему федеральных служб

  • обобщает
    практику законодательства России и
    разрабатывает предложения о приоритетных
    направлениях законопроектной деятельности
    Правительства Российской Федерации,
    проводит юридическую экспертизу
    проектов законодательных и иных
    нормативных актов, вносимых на
    рассмотрение Президента и Правительства
    России, участвует в организации работы 
    по систематизации законодательства и
    подготовки Свода законов Российской
    Федерации;

  • осуществляет
    юридическую экспертизу и государственный
    учет нормативно-правовых актов субъектов
    Российской Федерации и организует
    государственную регистрацию уставов
    муниципальных образований;

  • проводит
    государственную регистрацию актов
    федеральных органов исполнительной
    власти, затрагивающих права, свободы
    и обязанности граждан или имеющих
    межведомственный характер;

Минюст России
осуществляет и иные функции, если они
предусмотрены федеральными законами,
актами Президента и Правительства
Российской Федерации.

Возглавляет
– министр юстиции(руководство
деятельностью).

Система
органов 
Министерства
юстиции включает
:

  1. Минюст
    России

    центральный
    аппарат
    ;

  2. Управления
    Минюста России по федеральным округам
    ;

  3. Органы
    Минюста России в субъектах Российской
    Федерации;

  4. Федеральные
    и региональные учреждения юстиции

Центральный
аппарат 
Минюста
России состоит из 9 департаментов:

государственной политики в сфере
юстиции;
— конституционного
законодательства и законодательства
о безопасности;
— экономического
законодательства;
— бюджетного
законодательства;
— гражданского и
социального законодательства;

управления и государственной службы;

правового регулирования, анализа и
контроля деятельности  подведомственных
федеральных служб;
— организации,
координации и контроля;
— международного
права и сотрудничества;
— ресурсного
обеспечения.

В Министерстве
юстиции образуется коллегия 
в
составе Председателя – Министра юстиции,
заместителей министра (по должности),
руководителей подведомственных
Федеральных служб, а также других лиц.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в
ее состав по должности, утверждаются
Президентом Российской Федерации по
представлению Министра юстиции.
Коллегия
рассматривает наиболее важные вопросы
деятельности Министерства юстиции.
Решения коллегии реализуются приказами
и указаниями Министра. В случае разногласий
между Министром и коллегией Министр
реализует свое решение и о возникших
разногласиях информирует Президента
или Правительство Российской Федерации.
Такая процедура обсуждения и принятия
решений по наиболее важным вопросам
деятельности органов юстиции имеет еще
и то значение, что Министерство юстиции
вправе издавать постановления, приказы,
распоряжения, правила, инструкции и
положения, являющиеся обязательными
для государственных и муниципальных
органов, организаций, должностных лиц
и граждан.
При Министерстве юстиции
состоит Российский федеральный центр
судебной экспертизы, Научный центр
правовой информации, Российская правовая
академия, а также образуются
научно-консультативные советы, состав
которых и положения о них утверждаются
Министром.

Управления
Министерства юстиции по федеральному
округу
 являются
окружными территориальными органами
Министерства юстиции РФ , основные
задачи которых включают организацию
работы и контроль за деятельностью
органов и учреждений юстиции на территории
округа по вопросам, отнесенным к ведению
Министерства юстиции
.
В их число, в частности, входит исполнение
обязательств Министерства по международным
договорам о правовой помощи; контроль
за выполнением соглашений между
Министерством юстиции и органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации о взаимодействии
в сфере юстиции; оказание содействия в
обеспечении деятельности судебно-экспертных
учреждений; контроль за исполнением
актов по вопросам помилования; контроль
за финансово-экономической и хозяйственной 
деятельностью территориальных органов
юстиции и ряд других.
Положением
определены должностные права и обязанности
руководителей управления, их участие
в работе полномочного представителя
Президента РФ в округе. Предусматривается
создание Совета при Управлении –
консультативного органа, действующего
в рамках упомянутого Положения.

Федеральные
территориальные органы Министерства
юстиции Российской Федерации
 включают
министерства юстиции республик в составе
Российской Федерации, управления
(отделы) юстиции в краях, областях,
городах Москве и Санкт-Петербурге, в
автономных округах и автономной
области.
Органы юстиции в субъектах
Российской Федерации реализуют
государственную политику в сфере
юстиции, координируют деятельность
федеральных специализированных
учреждений юстиции на территории
соответствующего субъекта Федерации,
взаимодействуют с органами государственной
власти субъекта Российской Федерации,
которые по соглашению с Министерством
юстиции могут передавать им осуществление
своих полномочий.

Территориальные
органы создаются Министерством юстиции,
которое утверждает положение о них,
штатную численность и фонд оплаты труда.
Руководители территориальных органов
юстиции назначаются и освобождаются
от должности Министром юстиции.
Руководители
органов юстиции в субъектах Российской
Федерации принимают и увольняют
работников аппарата, распределяют
обязанности между ними. Работа аппарата
территориальных органов юстиции строится
в соответствии с основными направлениями
деятельности (функциями) Министерства
юстиции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Швейная машинка фэмили 312 инструкция по применению
  • Руководство по каркасным домам
  • Йодинол инструкция по применению от грибка молочницы
  • Небутамол для ингаляций инструкция для детей
  • Препарат пантенол показания к применению инструкция