IV. Рекомендации по организации работы кабинета охраны
труда или уголка охраны труда у работодателя
и в его структурных подразделениях
13. Кабинет охраны труда или уголок охраны труда рекомендуется создавать в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, информирования работников о требованиях охраны труда, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе в рамках функционирования системы управления охраной труда у работодателя и в его структурных подразделениях. Необходимость организации кабинета охраны труда или уголка охраны труда в своих структурных подразделениях работодатель определяет самостоятельно.
14. При принятии работодателем решения об организации кабинета охраны труда под него рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов) с оснащением необходимыми техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.
При принятии работодателем решения об организации уголка охраны труда его оформление рекомендуется осуществлять в зависимости от площади, выделяемой для его размещения, и может представлять собой стенд, витрину (проектор) или телевизионную панель с видеосвязью, компьютер со встроенной программой (системой).
15. Решение о создании кабинета охраны труда или уголка охраны труда и его оснащении работодателю (его представителю) рекомендуется принимать при организации у него службы охраны труда или специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.
16. У работодателей, осуществляющих производственную деятельность, со штатной численностью 50 и более работников, а также у работодателей, специфика деятельности которых связана с большим объемом работы по обеспечению соблюдения требований охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; у работодателей со штатной численностью менее 50 работников, а также в отдельных структурных и иных обособленных подразделениях работодателей — уголка охраны труда. Количество таких уголков охраны труда определяется работодателем самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.
У работодателей, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), рекомендуется оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда.
17. Работу кабинета охраны труда и уголка охраны труда рекомендуется обеспечивать в рамках функционирования системы управления охраной труда.
Организацию и руководство работой кабинета охраны труда и уголка охраны труда, в том числе контроль за их работой, рекомендуется возлагать на службу охраны труда у работодателя или специалиста по охране труда, в том числе привлекаемого работодателем по гражданско-правовому договору.
18. При участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда допускается создание базовых кабинетов охраны труда при научно-исследовательских институтах и центрах охраны труда в целях оказания методической помощи работодателям в организации и обеспечении функционирования кабинетов охраны труда и уголков охраны труда.
19. При осуществлении деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда обеспечивается:
а) оказание помощи руководителям структурных подразделений работодателя и работникам в обеспечении выполнения требований охраны труда;
б) информирование работников об их трудовых правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда у работодателя, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах и локальных нормативных актах работодателя по охране труда;
в) пропаганда вопросов охраны труда.
20. Деятельность кабинета охраны труда обеспечивает реализацию следующих мероприятий по охране труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда у работодателя, а также организуемых совместными действиями руководства и иных должностных лиц работодателя, комитета (комиссии) по охране труда, службы охраны труда или специалиста по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов:
а) проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда, в том числе в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда;
б) обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, правильному применению средств коллективной и индивидуальной защиты, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
в) проведение инструктажей по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются дополнительные требования по обеспечению охраны труда, соблюдению норм промышленной безопасности и санитарных норм, проверки знаний требований охраны труда;
г) организацию выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации и пропаганды передового опыта по обеспечению безопасных условий труда;
д) проведение аналитических исследований состояния условий и охраны труда на рабочих местах и у работодателя в целом и их влияния на безопасность и здоровье работников при осуществлении ими трудовой деятельности.
21. Деятельность уголка охраны труда обеспечивает в зависимости от уровня оснащенности выполнение отдельных или всех мероприятий, предусмотренных пунктом 20 для кабинета охраны труда.
22. Деятельность уголка охраны труда структурного подразделения (участка) работодателя обеспечивает доведение до работников информации о:
а) трудовых правах работников, включая право на безопасные условия и охрану труда;
б) планах работы кабинета охраны труда (при наличии у работодателя);
в) графиках проведения инструктажей по охране труда и расписаниях учебных занятий по охране труда;
г) приказах и распоряжениях по вопросам охраны труда у работодателя, планах мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
д) выявленных вредных и опасных производственных факторах и имеющихся средствах индивидуальной и коллективной защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка);
е) выявленных нарушениях требований законодательства об охране труда и принятых мерах по их устранению;
ж) случаях производственного травматизма и профзаболеваний у работодателя и в его структурных подразделениях и принятых мерах по устранению их причин;
з) новых поступлениях документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и других документов и материалов в кабинет охраны труда.
Заведующий кабинетом охраны труда
<p>
Должностные обязанности. Проводит вводный инструктаж по безопасности труда вновь принимаемых на работу работников, а также студентов, учащихся профессионально-технических училищ в период прохождения практики и трудового обучения. Организует пропаганду и изучение работниками правил по охране труда. Оказывает подразделениям организации методическую помощь в организации, оформлении и работе кабинетов и уголков охраны труда. Организует проведение консультаций, лекций, бесед, просмотр кинофильмов по вопросам охраны труда. Организует выпуск бюллетеней, фотовитрин, фотогазет, выставок, пропагандирующих передовой опыт работы по охране труда, а также показывающих нарушения правил по охране труда и причины несчастных случаев, аварий. Организует оснащение кабинета охраны труда техническими и наглядными средствами обучения и пропаганды, нормативно-технической документацией по охране труда, натурными образцами предохранительных и защитных средств.
</p>
<p>
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по охране труда; методы изучения условий труда на рабочих местах; организацию работы по охране труда; отечественный и зарубежный опыт по охране труда; методы и формы пропаганды и информации по охране труда; основы экономики, организации труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.
</p>
<p>
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях специалистов не менее 3 лет.
</p>
Возврат к списку
Когда необходимо создавать службу охраны труда в организации или вводить должность специалиста по охране труда?
Какие требования предъявляются к работникам этой службы?
Какие документы необходимо оформить, создавая службу охраны труда?
Когда необходимо создавать службу охраны труда?
Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.
Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):
- численность работников превышает 50 человек;
- работодатель ведет производственную деятельность.
К сведению
Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).
Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем работник;
- сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.
Обратите внимание!
Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.
Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.
Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!
Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.
Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).
Структура и численность службы охраны труда
При определении структуры службы охраны труда и численности ее работников работодателю следует руководствоваться:
- Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации);
- Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы).
На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, с учетом специфики их организационно-правовых форм (письма Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698, от 30.01.2017 № 15-2/ООГ-222).
Как оформить создание службы охраны труда?
Решение о создании службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения или введении в штат должности специалиста по охране труда необходимо оформить документально.
В первую очередь необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание работодателя. Для этого издают приказ (распоряжение) по основной деятельности (примеры приказов о создании службы охраны труда и внесении изменений в штатное расписание и о введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда см. далее).
Какие требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?
Функции службы охраны труда (разделы II–III Рекомендаций):
- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
- помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
- организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
- проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
- согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
- разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
- помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
- организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
- составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
- разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
- организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
- оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
- обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
- организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
- организация совещаний по охране труда;
- ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;
- доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;
- рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;
- осуществление контроля за:
– соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
– обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
– расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
– выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
– наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
– проведением специальной оценки условий труда;
– своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
– эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
– состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
– своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
– организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
– санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
– организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
– правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
– своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
– использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
- анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Чтобы организовать деятельность службы охраны труда, работодатель может разработать и утвердить локальный нормативный акт — Положение о службе охраны труда.
На практике в структуру службы охраны труда входят:
- руководитель службы охраны труда;
- специалисты по охране труда.
На должность специалиста по охране труда работодатель вправе назначить работника, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).
При этом следует учитывать квалификационные требования, установленные разделом «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов (далее — ЕКСД), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н (см. письма Роструда от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5, от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5).
К сведению
С 1 июля 2016 г. работодатели вправе применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).
Квалификационные требования:
- к должности «руководитель службы охраны труда»:
– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;
– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;
- к должности «специалист по охране труда»:
– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;
– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;
– либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда и стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.
Помимо квалификационных требований в ЕКСД содержатся должностные обязанности, а также требования к знаниям таких работников. Их можно использовать при составлении трудовых договоров и должностных инструкций работников службы охраны труда.
Оформить работников на соответствующие должности в службе охраны труда можно посредством:
- приема на работу (ст. 68 ТК РФ);
- перевода на другую работу (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ);
- поручения работникам дополнительной работы в порядке совмещения должностей (ст. 60.2 ТК РФ) или по совместительству (ст. 60.1, 282 ТК РФ).
Обратите внимание: дополнительные обязанности и функции в рамках совмещения или работы по совместительству должны возлагаться только на основании добровольного решения работника (письмо Роструда от 24.06.2015 № ПГ/32250-3-2).
Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 1, 2018.
Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
Примерное положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
!
I.
Важно! В случае если у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников превышает 50 человек, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением:
- должна быть создана служба охраны труда или,
- введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Их квалификация должна соответствовать требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда».
Нарушение требований ч. 1 ст. 223 ТК РФ может послужить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
Важно! При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично),
- руководитель организации,
- другой уполномоченный работодателем работник,
- специалист или организация, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда.
Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.
!
II.
Важно! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.
Согласно рекомендациям службу охраны труда (далее – Служба) рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.
Основными задачами службы охраны труда являются:
- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Численность работников Службы определяется руководителем организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (утвержденных Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37).
Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.
Они осуществляют контроль за:
- соблюдением сторонами трудового договора требований законодательства об охране труда, локальных нормативных правовых актов работодателя;
- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
- расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
- выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля;
- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
- проведением специальной оценки условий труда;
- своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
- состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств и систем;
- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охран ы труда и всех видов инструктажа по охране труда;
- организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
- организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
- своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
- санитарно-бытовым и медицинским обслуживанием работников.
Важно! Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы охраны труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.
Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.
Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.
Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) может быть предусмотрен кабинет по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.
Важно! Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации.