Кто осуществляет руководство всмк

Всероссийская
служба медицины катастроф является
функциональной подсистемой единой
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Задачи:

1. быстрое
реагирование, мобилизация
материально-технических средств и
личного состава при ЧС в целях спасения
жизни и сохранения здоровья наибольшего
числа людей путём оказания им всех видов
мед. помощи своевременно и в полном
объёме

2. ликвидация
эпидемических очагов

3. создание резерва
материальных запасов

4. обучению оказанию
мед. помощи гражданам, в том числе мед.
эвакуации, при ЧС

Полномочия:

1. организация
ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС, организация и оказание мед. помощи
+ мед. эвакуация

2. сбор, обработка
и предоставление информации
медико-санитарного характера в области
защиты населения и территорий от ЧС

3. прогнозирование
и оценка медико-санитарных последствий
от ЧС

4. информирование
населения о медико-санитарной обстановке
в зоне ЧС и принимаемых мерах

5. обеспечение
реализации мероприятий, направленных
на спасение жизни и сохранения здоровья
людей, при ЧС

6.организация
системы дистанционных консилиумов
врачей с использованием телемедицинских
технологий. в том числе для оказания
мед. помощи при ЧС

7. организация
взаимодействия с экстренными оперативными
службами по привлечению сил и средств
ВСМК для оказания мед. помощи при ЧС

8. организация
обеспечения связи и информационного
взаимодействия органов управления и
сил ВСМК в повседневной деятельности
и при ЧС

Объединяет:

А. службу мед.
катастроф Министерства здравоохранения
РФ

Б. службу мед.
катастроф Министерства обороны РФ

В. сила и средства
Министерства РФ по делам гражданской
обороны, ЧС и ликвидации последствий
стихийных бедствий, Министерство
внутренних дел РФ, Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, иных федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти РФ, органов
местного самоуправления, Российской
академии мед. наук и других организаций,
в полномочия которых входят решения
вопросов в области защиты населения и
территорий от ЧС, ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС и
решение проблем медицины катастроф

Руководство ВСМК
осуществляет Министр здравоохранения
РФ. Организационно-методическое
руководство деятельностью ВСМК
осуществляет Министерство здравоохранения
РФ

Органы управления
ВСМК

А) на федеральном
уровне

Координационным
органом — комиссией по предупреждению
и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
безопасности Министерства здравоохранения
РФ;

постоянно действующим
органом управления соответствующим
подразделением Министерства здравоохранения
РФ (Отдел организации всмк и скорой мед.
помощи Департамента организации
экстренной мед. помощи и экстренной
деятельности) ;

органом повседневного
управления – федеральным государственным
бюджетным учреждением Всероссийский
центр медицины катастроф «Защита»
Министерства здравоохранения Российской
Федерации (далее Всероссийский центр
медицины катастроф «Защита»)

Б) на межрегиональном
уровне (в пределах территории федерального
округа):

Органами повседневного
управления- межрегиональными центрами
медицины катастроф, функции которых
осуществляют территориальные центры
медицины катастроф в гг. Екатеринбурге,
Санкт-Петербурге, Нальчике, Нижнем
Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону,
Хабаровске, а также в Москве – Всероссийским
центром медицины катастроф «Защита»)

В) на региональном
уровне (в пределах территории субъекта
РФ)

Координационными
органами – комиссиями по предупреждению
и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
безопасности органов исполнительной
власти субъектов РФ;

постоянно
действующими органами управления –
органами исполнительной власти субъектов
РФ в сфере охраны здоровья граждан;

органами повседневного
управления –территориальными центрами
медицины катастроф

Г) на муниципальном
уровне (в пределах территории муниципального
образования)

Координационными
органами-комиссиями по предупреждению
и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
безопасности органов местного
самоуправления;

Постоянно
действующими органами управления-органами
местного самоуправления, осуществляющими
управления в сфере охраны здоровья
граждан;

Органами повседневного
управления- дежурно-диспетчерскими
службами органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере
охраны здоровья граждан

2. Силы с средства ВСМК. Порядок
привлечения сил и средств при невозможности
решения задач собственными силами. ФБГУ
«ВЦМК» «Защита» Минздрава России,
руководитель, задачи, структурные
подразделения. Штаб ВСМК и ЦУКС, задачи.
Перспективы и направления развития
ЦУКС.

Силы и средства
ВСМК на федеральном, межрегиональном,
региональном, муниципальном и объектовом
уровнях представлены штатными и
межштатными формированиями (госпитали,
отряды, бригады, группы) МЗ РФ ( в том
числе ФМБА), МО РФ, МЧС РФ, МВД РФ,
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека, иных федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, РАМН
и других организаций, в полномочия
которых входит решение вопросов в
области защиты населения и территорий
от ЧС, ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС и решения проблем медицины
катастроф.

При недостаточности
сил и средств на муниципальном и(или)
региональном уровнях для ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС на
соответствующей территории могут быть
привлечены силы и средства федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ и
организаций, функционально объединённых
в ВСМК, по согласованию с соответствующими
органами исполнительной власти и
организациями.

По решению
руководителя ВСМК для ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС с
учётом её масштаба, степени потенциальной
опасности, медико-санитарных последствий
могут привлекаться все находящиеся в
зоне ЧС силы и средства ВСМК независимо
от их уровня.

Федеральное
государственно бюджетное учреждение
Всероссийский центр медицины катастроф
«Защита» Министерства здравоохранения
РФ- головное учреждение по проблемам
медицины катастроф в России.

Руководитель
ВЦМК «Защита»

Директор ФГБУ ВЦМК
«Защита» Минздрава России- Гончаров
Сергей Фёдорович- главный внештатный
специалист по медицине катастроф
Минздрава России, действительный член
РАН, доктор мед. наук, профессор.
Заслуженный врач РФ, начальник штаба
ВСМК, главный редактор журнала «медицина
катастроф» и информационного сборника
«медицина катастроф, служба медицины
катастроф».

Задачи ВЦМК
«Защита»

1. организация и
оказание медицинской помощи поражённым
в ЧС, вызванных стихийными бедствиями,
авариями, катастрофами, террористическими
актами и другими ЧС

2. координация
взаимодействия органов управления, а
также использования сил и средств Службы
медицины катастроф Минздрава России

3. разработка
научно-методических принципов деятельности
Службы

4. повышение
квалификации и аттестации специалистов
Службы

5. разработка
предложений по подготовке населения и
оказанию помощи в ЧС

6. участие в
разработке предложений по государственной
политике на территории РФ в области
защиты жизни и сохранения здоровья
населения при ЧС, по предупреждению и
ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС, в выполнении программ по совершенствованию
деятельности Всероссийской службы
медицины катастроф

7. оперативное
руководство деятельностью Службы,
координация подготовки органов управления
здравоохранения, медицинских организаций
к действиям в условиях ЧС

8. разработка
методологии медицинской реабилитации,
экспертизы и профилактики основных
соматических и психических заболеваний
у лиц опасных профессий

Структурные
подразделения ВЦМК «Защита»
:

Штаб ВСМК в составе
которого создан ЦУКС; полевой
многопрофильный госпиталь; отделы
организации медицинской помощи при
радиационных и химических авариях;
центр медицинской эвакуации.

Штаб Всероссийской
службы медицины катастроф

является исполнительным органом
управления Комиссии по предупреждению
и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
безопасности Минздрава России и
осуществляет организационно-техническое
обеспечение её работы.

Задачи Штаба
ВСМК:

1. планирование
медико-санитарного обеспечения населения
в ЧС

2. оперативно-тактическое
руководство(координация) деятельности
ВСМК при подготовке и в ходе ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС

3. обеспечение
готовности органов управления, системы
связи и оповещения, формирований и
учреждений ВСМК и действиям в ЧС

4. прогнозирование
и оценку медико-санитарных последствий
в ЧС

5. сбор, обработку,
обмен и предоставление информации
медико-санитарного характера в области
защиты населения и территорий в условиях
ЧС

6. разработку и
совершенствование единой системы
медико-санитарного обеспечения населения
в ЧС и мирное время и военное

7. информационное
взаимодействие с федеральными органами
исполнительной власти, НЦУКС МЧС России

8. развитие
автоматизированной геоинформационной
системы ВСМК, интегрированной с РСЧС

9. совершенствование
структуры и организационно-методическое
руководство гражданской обороной
здравоохранения

10. поддержание
непрерывного управления и взаимодействия
с органами управления, силами и средствами
Службы и ВСМК, совершенствование их
деятельности, мониторинг и ведение баз
данных

11. организацию и
поддержание постоянного взаимодействия
с министерствами и ведомствами,
участвующими в ликвидации последствий
ЧС

12. участие в
научно-исследовательской работе по
развитию и совершенствованию структуры
и деятельности ВСМК

13. международное
сотрудничество в области медицины
катастроф

Особое влияние в
Службе уделяется проведению
тактико-специальных и командно-штабных
учений, а также командно-штабным
тренировкам как одной из наиболее
эффективных форм оперативной подготовки,
обеспечивающей повышение готовности
органов управления здравоохранением,
медицинских формирований и организаций
к эффективным действиям в ЧС.

ЦУКС Штаба ВСМК

Центр управления
в кризисных ситуациях Штаба Всероссийской
службы медицины катастроф был создан
в 2009 г.

Цели создания ЦУКС
Штаба ВСМК:

1. повышение
эффективности управления силами и
средствами ВСМК

2. постоянное
взаимодействие с МЧС России и другими
ведомствами при угрозе ЧС и ликвидации
их последствий

3. сокращение
времени принятия согласованных решений
по оказанию помощи, пострадавшим в ЧС
и их эвакуации

Для обмена служебной
информацией используются защищённые
каналы связи. Плановые и экстренные
селекторные совещания с участием
оперативных служб МЧС и Минздрава России
позволяют за несколько минут визуально
оценить обстановку в районе ЧС, получить
актуальную информацию и согласовать
совместных действий.

ЦУКС Штаба ВСМК
обеспечивает функционирование
видеотерминальной сети Минздрава
России, объединяющей руководителей
медицинских организаций и органов
управления здравоохранением на территории
России и включающей свыше 1 тыс. абонентов.

Спутниковая сеть
связи с ТЦМК и мобильными пунктами
управления позволяет независимо от
масштаба ЧС, даже при повреждении
наземных линий связи в районе катастрофы,
сохранить управление медицинскими
силами и средствами. Эта сеть работает
автономно, мобильные комплексы управления,
связи и телемедицины позволяют передавать
информацию непосредственно с места ЧС.

Перспективы и
направления развития ЦУКС:

1. создание
объединённой с МЧС России защищённой
системы видеоконференцсвязи и передачи
данных, охватывающей учреждение Службы
медицины катастроф и органы управления
здравоохранения на всей территории
России

2. создание и
поддержание в актуальном состоянии баз
данных с геоинформационным отображением
по силам средствам ВСМК для оперативного
использования в РСЧС

3. оснащение
средствами видеоконференцсвязи,
телемедицины, высокоскоростными каналами
передачи данных и системами спутниковой
связи травмоцентров 1 уровня в субъектах
РФ и медицинских центров федерального
уровня для сокращения сроков оказания
специализированной помощи пострадавшим
в ЧС

ВСМК

Краткая история развития, определение, задачи и основные принципы  организации ВСМК

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) — функциональ­ная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медици­ны катастроф Минздрава России, МО России, а также силы и средст­ва МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет со­бой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направлен­ные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катаст­рофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение пораже­ний (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Самым «молодым» разделом медицинской науки и отраслью системы здраво­охранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катаст­роф — как теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.94 № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ли­квидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» сохранение жизни и здоровья населения России в услови­ях ЧС признано важнейшей государственной задачей федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Этим же постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

Задачи ВСМК :

  • организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных кон­фликтах и террористических актах;
  • создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений5 службы к действиям в ЧС;
  • создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация; разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
  • научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в облас­ти медицины катастроф.

Основные     принципы организации ВСМК

  1. Государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствую­щими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Фе­дерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  2. Территориально-производственный принцип. Служба медицины катастроф организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономиче­ских, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохране­ния, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.
  3. Централизация и децентрализация управления. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляю­щей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уров­ни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.
  4. 4. Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и по­вышение квалификации личного состава службы (руководителей, медицинского пер­сонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).
  5. Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации.
  6. Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использо­ваны для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение — для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом. С учетом особенностей тех или иных ЧС в составе службы должны быть различные формирования.
  7. Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных по­следствий ЧС организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.
  8. Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного со­става формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Реализация этого принципа может быть осу­ществлена различными мерами поощрения.
  9. Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и уч­реждений к работе в ЧС достигаются наличием подвижных медицинских формиро­ваний, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно; регу­лярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; ис­пользованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации поражен­ных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечиваю­щей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся об­становке и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф.
  10. Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специа­листов службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государствен­ной Думой 14.07.95. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликви­дации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).
  11. Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышен­ного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС. Этот принцип реализуется соз­данием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также соз­данием учебно-методической базы.
  1. Организация ВСМК

 ВСМК объединяет службы медицины катастроф Минздравсоцразвития, Минобороны России, а также предназначенные для ликвидации медико-сани­тарных последствий ЧС силы и средства МВД и МГТС России, других федеральных органов исполнительной власти. Служба организована на федеральном, региональ­ном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба име­ет свои органы управления, формирования и учреждения.

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «За­щита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями, Департа­мент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализиро­ванными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем», Всеармейский центр медицины катастроф и медицин­ские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России; учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, МПС России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Кроме того, в интересах ВСМК используются нештат­ные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ве­домств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной ме­дицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

  • филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формиро­ваниями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Цен­тральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);
  • межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;
  • формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС Рос­сии, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Р.Ф.- республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт- Петер­бурга) представлен:

  • территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штат­ными формированиями;
  • центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;
  • нештатными формированиями ВСМК;
  • формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, рас­положенными на данной территории и предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС;
  • клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
  • клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает: центры медицины катастроф (там, где они создаются) или стан­ции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемы­ми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управлении службы медицины катастроф; центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, фор­мирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки; формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие фе­деральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложен­ными на них обязанностями в ликвидации ЧС; лечебно-профилактические учрежде­ния, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает: должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС; медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора; лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется террито­риальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспече­ния населения в различных ЧС. Следует отметить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.

Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федераль­ной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях — председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.

  1. Служба медицины катастроф Минздрава России.

Является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохранения РФ. Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения РФ. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения РФ. Начальником службы МК на региональном уровне является представитель Министра здравоохранения в федеральном округе; на территориальном и местном уровнях- руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом- руководители объектовых учреждений здравоохранения.

Формирования службы медицины катастроф Минздравсоцразвития представ­лены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами, организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счёт средств, выделяемых службе МК данного уровня.

Основным мобильным лечебно-диагностическим формированием службы меди­цины катастроф является Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ). Он предназначен для выдвижения в зону ЧС, приема поражен­ных, их сортировки, оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным, подготовки их к эвакуации, временной госпита­лизации нетранспортабельных, а также амбулаторной помощи населению. При пол­ном развертывании госпиталь может за сутки принять до 250 пораженных. Для гос­питализации нетранспортабельных пораженных госпиталь может развернуть до 150 коек. К штатным подразделениям госпиталя относятся: управление, основные отде­ления (приемно-диагностическое, хирургическое, реанимационно-анестезиологиче­ское, госпитальное, эвакуационное), подразделения обеспечения (аптека, инженерно-техническое отделение, отдел материально-технического обеспечения). Нештатными подразделениями госпиталя являются  17 бригад (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования,  общехирургическая, хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанима­ционная, экстракорпоральной детоксикации, терапевтическая, психиатрическая, ин­фекционная, радиологическая, токсикологическая и эвакуационная). Бригады форми­руются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.

Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. В зависимо­сти от характера ЧС госпиталь специализируется бригадами различного профиля и раз­вертывается как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтиче­ский, педиатрический, туберкулезный или многопрофильный.

Бригады специализированной медицинской помощи являются мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактиче­ских учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Основными задачами БСМП являются: медицинская сортировка пораженных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи; оказание специализиро­ванной медицинской помощи пораженным и лечение нетранспортабельных поражен­ных; подготовка пораженных к эвакуации в специализированные ЛПУ; оказание кон­сультативно-методической помощи пораженным в ЛПУ.

В режиме повседневной деятельности и повышенной готовности БСМП подчиняются руководителю учреждения-формирователя и находятся в оперативном подчинении руководителю соответствующего центра медицины катастроф. В ЧС руководство деятельностью бригады возлагается на руководителя центра медицины катастроф.

Сроки выезда (вылета) БСМП с имуществом в район ЧС определяются исходя из местных условий, но не позднее 6 ч после получения распоряжения. Режим рабо­ты бригады в ЧС — в среднем 12 ч в сутки.

Снабжение БСМП медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуще­ством осуществляется учреждением-формирователем по принципу приоритетного обес­печения согласно табелю оснащения. Имущество бригады комплектуется и хранится в учреждении-формирователе в специальных укладках, готовых к быстрой выдаче. Доставка БСМП к месту работы при возникновении ЧС осуществляется в приоритетном порядке решением соответствующей комиссии по ЧС.

Руководитель бригады назначается приказом руководителя учреждения-формирователя. Специалисты бригады подчиняются руководителю бригады.

В бригадах специализированной меди­цинской помощи службы медицины катастроф имеется 21 тип бригад. Наиболее час­то привлекаются для работы при ликвидации ЧС хирургические, травматологиче­ские, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско-гинекологическне,  трансфузиологические, токсико-терапевтические, психиатрические и инфекционные БСМП.

Хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и спе­циализированной медицинской помощи пораженным хирургического профиля.

Состав бригады: руководитель (врач-хирург), 2 врача-хирурга, врач-анестезиолог-реаниматолог, 2 операционных медицинских сестры, медицинская сестра-анесте­зист и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) — всего 8 чел.

За 12 ч работы бригада может выполнить до 10 оперативных вмешательств.

Травматологическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с механическими поврежде­ниями, главным образом опорно-двигательного аппарата, и их лечения.

Состав бригады: руководитель (врач-травматолог), врач-травматолог, врач-ане­стезиолог-реаниматолог, 2 операционных медицинских сестры, медицинская сестра-анестезист и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) — всего 7 чел.

За 12 ч работы бригада может выполнить до 10 оперативных вмешательств.

Нейрохирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с травмами черепа, ушиба­ми головного мозга и позвоночника, нуждающимся в хирургической помощи.

Состав бригады: руководитель (врач-нейрохирург), врач-нейрохирург, врач-ане­стезиолог-реаниматолог, 2 операционных сестры и медицинская сестра-анестезист — всего 6 чел.

В течение 12 ч работы бригада проводит до 6 оперативных вмешательств.

Ожоговая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с термическими поражениями.

Состав бригады: руководитель бригады (врач-хирург-комбустиолог), врач-хи­рург-комбустиолог, врач-анестезиолог-реаниматолог, 2 операционных медицинских сестры и медицинская сестра-анестезист — всего 6 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 30 пораженным.

Детская хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицирован­ной и специализированной хирургической помощи детям и их лечения. Эти бригады создаются на базе детских клиник медицинских ВУЗов, НИИ, институтов усовершен­ствования врачей, областных, городских детских больниц, имеющих отделения хи­рургического профиля.

Необходимость иметь в службе медицины катастроф такие БСМП обусловлена тем, что среди пораженных а ЧС в среднем 25% составляют дети.

Объем медицинской помощи бригады включает: клинико-инструментальное об­следование пораженных; комплексную противошоковую терапию; хирургическую об­работку ран; все виды оперативных вмешательств при повреждении органов грудкой, брюшной полостей и малого таза; хирургическую помощь при переломах костей, син­дроме длительного сдавления, термических повреждениях; трансфузионную и антибак- . термальную терапию; анестезиологические и реанимационные мероприятия и др.

Состав бригады: руководитель (врач-хирург детский), врач-хирург-травматолог-ортопед детский, врач-анестезиолог-реаниматолог, 2 операционные медицинские се­стры, 2 медицинские сестры-ансстезистки и медицинская сестра перевязочная (гип­совая) — всего 8чел.

За 12 ч работы бригада может провести до 10 оперативных вмешательств.

Акушерско-гинекологическая БСМП предназначена для организации и оказа­ния квалифицированной и специализированной акушерско-гинекологической помо­щи пораженным и больным, нуждающимся в ней, и их лечения.

Состав бригады: руководитель (врач-акущер-гинеколог), врач-акушер-гинеко­лог, врач-анестезиолог-реаниматолог, акушерка, старшая операционная сестра, 2 ме­дицинские сестры (анестезист и детская) — всего 7 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Трансфузиологическая БСМП предназначена для проведения инфузионно-трансфузионной интенсивной терапии, лечебного плазмафереза, гемодиализа и гемо-сорбции пораженным. Бригада создается на базе институтов (станций) переливания крови, гематологических центров.

Состав бригады: руководитель (врач-реаниматолог), врач-хирург-трансфузнолог, врач-терапевт-организатор по заготовке крови доноров, врач-нефролог, врач-ла­борант, старшая медицинская сестра (гемодиализ, заготовка крови, плазмаферез), ме­дицинская сестра-анестезист и фельдшер-лаборант — всего 8 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50 пораженным.

      Токсико-терапевтическая БСМП предназначена для организации и оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения пора­женных аварийноопасными химическим веществами и отравляющими веществами. Создастся на базе токсикологических центров, токсикологических отделений и отде­лений интенсивной терапии больниц.

Лечебные учреждения, закрепленные за химически опасными объектами и имеющие в своем составе токсикологическое отделение или отделение интенсивной терапии, формируют бригады из своего состава. При отсутствии таких отделений БСМП закрепляются за соответствующими объектами решением территориальных или местных органов здравоохранения.

Состав бригады: руководитель (врач-анестезиолог-раниматолог-токсиколог). врач-терапевт-токсиколог, медицинская сестра (анестезист) и фельдшер (медицин­ская сестра) — всего 5 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 30 пораженным.           Психиатрическая БСМП предназначена для организации и оказания квалифи­цированной и специализированной медицинской помощи пораженным с острыми ре активными психозами и другими психическими расстройствами в ЧС. Она создается на базе психиатрических больниц и диспансеров.

Состав бригады; руководитель (врач-психиатр), 2 врача (психиатр и психофизиолог), 2 медицинские сестры — всего 5 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50-100 пораженным.

Инфекционная БСМП предназначена для оказания специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных. Создается на базе ЛПУ инфекционного профиля и ЛПУ, имеющих инфекционные отделения.

Состав бригады: руководитель (врач-инфекционист), 2 врача (терапевт-инфек­ционист и педиатр), 3 медицинские сестры — всего 6 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50-100 больным.

Лечебные учреждения, участвующие в ликвидации последствий ЧС, при необ­ходимости могут усиливаться и другими БСМП: анестезиологическими, реанимато­логическими, офтальмологическими, оториноларингологическими, челюстно-лицевой хирургии, терапевтическими, педиатрическими, лабораторно-диагностическими. Все эти бригады возглавляются врачами соответствующих специальностей, имеют еще 2-3 врачей и 3-5 средних медицинских работников.

В состав санитарно-токсикологической БСМП входят: руководитель (врач-ги­гиенист), врач-токсиколог, 2 химика-аналитика, инженер по электронной технике -всего 5 чел.

Радиологическая БСМП включает: руководителя (врача-гигиениста), 2 врачей-специалистов по радиационной медицине, врача-лаборанта-гематолога, 2 физиков-дозиметристов, физика-спектрометриста — всего 7 чел.

К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания пораженным первой врачебной помощи, относятся врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи и врачебно-сестринские бригады.

Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи. Основными задачами бригады являются: медицинская сортировка пораженных, оказание первой врачебной помощи в установленном объеме и эвакуация пораженных из очага (зоны) ЧС.

Состав бригады: руководитель — врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медицин­ская сестра-анестезистка), санитар и водитель — всего 4 чел. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Врачебно-сестринские бригады являются нештатными мобильными формиро­ваниями службы медицины катастроф, предназначенными для оказания первой вра­чебной помощи, организации и проведения медицинской сортировки и подготовки к эвакуации пораженных из очага. Они создаются на базе городских, центральных рай­онных, межрайонных, участковых больниц, а также поликлинических учреждений и здравпунктов.

Состав бригады: руководитель — врач, старшая медицинская сестра, 2 медицин­ские сестры, санитар, водитель-санитар — всего 6 чел.

За 6 ч работы бригада обеспечивает оказание врачебной помощи 50 пораженным.

Основными формированиями, предназначенными для оказания доврачебной помощи, являются бригады доврачебной помощи и фельдшерские линейные бригады :корой медицинской помощи.

Бригады доврачебной помощи являются подвижными медицинскими формированиями здравоохранения, предназначенными для медицинской сортировки пораженных, оказания им доврачебной помощи и подготовки к эвакуации.

На объектах бригады могут создаваться по решению руководителя объекта за счет персонала медико-санитарной части (здравпункта).

Состав бригады: руководитель — фельдшер (медицинская сестра), 1-2 медицин­ские сестры, водитель-санитар — всего 3-4 чел.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи.

Состав бригады: 2 фельдшера (один из них — руководитель), санитар и водитель — всего 4 чел. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Учреждениями службы медицины катастроф Минздрава России являются центры медицины катастроф, больницы и базы снабжения, выполняющие свои зада­чи на местах постоянной дислокации.

4 . Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиоло­гической службы в условиях работы в чрезвычайных ситуациях

В перечень сил постоянной готовности госсанэпидслужбы России регионально­го и территориального уровня включены 89 центров Госсанэпиднадзора на террито­риях субъектов Российской Федерации, .5 противочумных институтов, противочум­ный Центр в Москве и 11 противочумных станций. Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС 70 санитарно-эпидемиологических отрядов и 19 санитарно-эпидемиологических бригад, а также 15 специализированных противоэпи­демических бригад (СПЭБ) на базе противочумных учреждений.

Санитарно-эпидемиологические отряды является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (бригад). Состав СЭО, количество и численный состав бригад определяются руково­дством учреждения-формирователя.

Ответственность за готовность СЭО к действиям в ЧС возлагается на главного врача центра Госсанэпиднадзора, формирующего отряд.

Готовность СЭО к работе в ЧС в отрыве от базы формирования — 24 ч (бригад -12 ч). Для работы бригад на месте этот срок не должен превышать 2-4 ч. В составе СЭО (типовом) предусматриваются: начальник СЭО (заместитель главного врача центра Госсанэпиднадзора), врач по радиационной гигиене, инженер-радиолог, 2 вра­ча по общей гигиене, врач-эпидемиолог (паразитолог, энтомолог), 2 врача-дезинфек­циониста, 2 врача-лаборанта, 2 врача-бактериолога (вирусолога), 2 техника-дозимет­риста, помощник санитарного врача (фельдшер), помощник эпидемиолога, лаборант-химик (средней квалификации), лаборант-микробиолог (средней квалификации), ин­структор-дезинфектор, 2 водителя автотранспорта-всего 21 чел.

Состав санитарно-эпидемиологических бригад:

  • эпидемиологическая — начальник (врач), врач-эпидемиолог, помощник эпи­демиолога (фельдшер), инструктор-дезинфектор, водитель автотранспорта -всего 5 чел.;
  • радиологическая — начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощник санитарного врача (фельдшер), техник-дозиметрист, водитель автотранспорта-всего 5 чел.;
  • санитарно-гигиеническая (токсикологическая) — начальник (врач), санитарный
    врач-то кс и коло г, помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант), лабо­рант-химик (средней квалификации), водитель автотранспорта — всего 5 чел.

Задачи СЭО в режиме чрезвычайной ситуации в мирное время:

  • развертывание и осуществление мероприятий санитарно-эпидемиологиче­ского характера, проводимых при возникновении ЧС;
  • выдвижение оперативных групп (ГЭР) и формирований в район ЧС;
  • организация и проведение противоэпидемических мероприятий;
  • отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований;
  • оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития;
  • определение объема и реализация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС;
  • обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
  • экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и выдача за­ключений о возможности их использования для нужд населения;
  • санитарно-эпидемиологические неотложные мероприятия по жизнеобеспече­нию населения и личного состава других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
  • информирование населения о степени риска для здоровья и жизнедеятельности в результате ЧС; систематическое информирование руководства зоны ЧС об изменении санитарно-эпидемической ситуации и мерах по стабилизации обстановки;
  • оперативная работа со средствами массовой информации.

Специализированная противоэпидемическая бригада является подвижным ав­тономным формированием постоянной готовности, предназначенным для проведе­ния противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычай­ных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения.

Подчиняются СПЭБ непосредственно Департаменту Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития и являются его представителями в зонах деятельности.

Бригады формируются на базе противочумных учреждений.

Начальник СПЭБ назначается приказом руководителя учреждения, на базе кото­рого она формируется.

Основными задачами СПЭБ являются:

  • участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпиде­мических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации карантин­ных и других инфекционных заболеваний, в том числе в случаях их завоза из-за рубежа;
  • участие в организации и проведении комплекса профилактических и проти­воэпидемических мероприятий в зонах ЧС, направленных на предупрежде­ние и снижение инфекционной заболеваемости населения, а также оценку и прогнозирование санитарно-эпидемической ситуации;
  • участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпиде­мических мероприятий при активизации природных очагов инфекционных заболеваний;
  • диагностика заболеваний неясной этиологии и индикация возбудителей инфекционных болезней бактериальной природы в объектах окружающей среды.

В режиме чрезвычайной ситуации:

  • передислокация СПЭЕ в зону ЧС при возникновении эпидемического очага особо опасных инфекций;
  • развертывание подразделений СПЭБ в помещениях или палатках с учетом требований биологической безопасности;
  • организация круглосуточной работы бригады;
  • проведение эпидемиологического обследования, эпидемиологического анализа и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки в очагах инфекционных заболеваний в зоне ЧС;
  • лабораторная диагностика инфекционных заболеваний бактериальной природы, индикация их возбудителей в объектах окружающей среды, лабораторный контроль за зараженностью пищевых продуктов и воды;
  • идентификация культур возбудителей инфекционных заболеваний, определение их биологических, свойств (вирулентность, чувствительность к антибиотикам и пр.);
  • серологическая диагностика вирусных инфекций, сбор и направление материала для вирусологических исследований в специализированную стационарную лабораторию;
  • участие в разработке комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС;
  • участие в организации и проведении санитарно-эпидемиологической разведки, эпидемиологическом наблюдении и эпизоотологическом обследовании;
  • участие в организации выявления инфекционных больных, экстренной и спе­цифической профилактики;
  • участие в организации карантинных и обсервационных мероприятий;
  • контроль за проведением дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий;
  • оказание консультативно-методической и практической помощи ЛПУ в раз­вертывании и перепрофилировании инфекционных стационаров, бактериоло­гических лабораторий, а также в специальной подготовке персонала;
  • участие в контроле за соблюдением режима биологической безопасности в лечебно-профилактических учреждениях и бактериологических лабораториях;
  • участие в проведении санитарно-просветительной работы.

Готовность СПЭБ к работе в ЧС в отрыве от базы формирования — 12 ч, для ра­боты на месте формирования — 2-4 ч.

Организация работы СПЭБ в зоне ЧС осуществляется во взаимодействии с учре­ждениями Минздрава, МЧС России, других министерств и ведомств.

Снабжение СПЭБ расходными материалами по мере их использования осущест­вляет руководство противочумного учреждения и (или) центр Госсанэпиднадзора, на территории которого действует СПЭБ, за счет целевого финансирования из средств федерального бюджета.

Организационно-штатная структура СПЭБ: управление (2 чел.) — начальник (врач), помощник начальника; эпидемиологическое отделение с зоопаразитологиче­ской группой (12 чел.) — начальник (заместитель начальника СПЭБ), санитарный врач. 3 врача-эпидемиолога, врач-инфекционист, зоолог, паразитолог, 3 помощника эпиде­миолога (лаборанта), дезинфектор; бактериологическое отделение с вирусологической группой (26 чел.) — начальник, 6 врачей-бактериологов, 9 лаборантов (фельдшеров-ла­борантов), лаборант-средовар, 4 санитара, 2 автоклавщика, инженер-механик, врач-ви­русолог, лаборант-вирусолог — всего 40 чел.

На базе НИИ гигиенического и эпидемиологического профилей, кроме специа­лизированных бригад, могут быть сформированы группы экспертов и профильные зональные центры индикации и идентификации.

Группы эпидемиологической разведки создаются на базе областных (краевых), городских и районных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ГЭР могут входить в состав СЭО. Группа состоит из трех человек: руково­дитель — врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), водитель. При не­обходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль. В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспер­тиза продовольствия, контроль за качеством воды.

  1. Служба медицины катастроф Минобороны России МПС и МВД

Служба медицины катастроф Минобороны России МПС и МВД на федеральном уровне в своем составе имеет:

  • медицинский отряд специального назначения центрального подчинения;
  • нештатные бригады специализированной медицинской помощи;
  • врачебно-сестринские бригады, подвижные группы специалистов лечебно-профилактических учреждений центрального подчинения, военных учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы;
  • резервные койки клиник Военно-медицинской академии, Главного и цен­тральных военных клинических госпиталей;
  • запасы текущего медицинского имущества центральных медицинских складов;
  • воздушные (операционно-реанимационные самолеты и вертолеты), наземные (санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учрежде­ний центрального подчинения), эвакуационные средства, используемые в ин­тересах службы.

На региональном и территориальном уровнях (на уровне округа, вида Воору­женных Сил, флота) служба представлена:

  • медицинскими отрядами специального назначения округов (флотов), отдельными автомобильными санитарными взводами округов;
  • нештатными бригадами специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно- профилактических, санитарно-профилактических учреждений округов (ви­дов Вооруженных Сил, флотов), медицинских военных учебных заведений;
  • резервными койками военных госпиталей округов (видов Вооруженных Сил, флотов);
  • запасами текущего медицинского имущества на медицинских складах округов (видов Вооруженных Сил, флотов);
  • воздушными (операционно-реанимационные самолеты и вертолеты), морскими (госпитальные суда флотов) медицинскими эвакуационными средства­ми, наземными санитарно-транспортными средствами медицинских воинских частей и учреждений, используемыми в интересах службы.

На местном уровне (на уровне гарнизона) служба представлена: дежурными си­лами и средствами медицинской службы; нештатными бригадами специализирован­ной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группа­ми специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учрежде­ний гарнизонов, военно-учебных заведений медицинской службы; запасами текуще­го медицинского имущества медицинских складов; медицинскими эвакуационными средствами (штатными санитарно-транспортными средствами медицинских воин­ских частей и учреждений, транспортными средствами, выделяемыми начальником гарнизона).

Основным формированием службы медицины катастроф Минобороны России, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЧС, является медицинский отряд специального назначения (МОСН). По своей сути МОСН — это многопрофильный, мобильный полевой госпиталь, способный принять и оказать медицинскую помощь 300 пораженным за сутки, в течение 16 ч работы может быть выполнено до 60 сложных хирургических вмешательств. При автономном режиме работы в течение 5 суток отряд обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи 1200 пораженным.

На всех уровнях службы медицины катастроф Минобороны России на базе ле­чебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учеб­ных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы созда­ются следующие нештатные формирования.

Врачебно- сестринские бригады предназначены для оказания первой врачебной помощи; создаются в военных госпиталях, санаториях из расчета: при мощности уч­реждения до 200 коек — одна бригада, от 200 до 400 коек — две; более 400 — две и на каждые 100 штатных коек свыше 400 — еще одна бригада. В составе бригады 5-7 ме­дицинских работников (2 врача, 3-5 медицинских сестер). Для обеспечения бригады выделяется санитарный автомобиль.

Бригады специализированной медицинской помощи предназначены для усиле­ния МОСН и военных лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием по­раженных, создаются в военных госпиталях мощностью 500 и более коек, а также в клиниках медицинских военных учебных заведений. В составе каждой бригады — 3-5 медицинских работников (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры).

Подвижные группы специалистов создаются в санитарно-профилактических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС радиационного и химического характера, по пре­дупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск. В учреждениях центрального подчинения они состоят из 10-12 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских работников), в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) — из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-6 средних медицинских работников), а в санитарно-эпидемиологических отрядах гар­низонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах — из 4-6 специали­стов (1-2 врача, 3-4 средних медицинских работника). Для обеспечения работы груп­пам выделяется необходимое медицинское имущество и специальная техника.

В медицинской службе МВД России на базе главного военно-клинического госпиталя внутренних войск создан медицинский отряд специального назначения, предназначенный для оказания квалифицированной и специализированной медицин­ской помощи.

В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД России в 15 субъектах Российской Федерации развернуты отделения экстренной медицинской помощи, ко­торые в случае необходимости могут быть задействованы и включены в общую сис­тему медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на конкретной территории.

В системе МПС России на каждой железной дороге в особых условиях предусмотрены развертывание и ра­бота в очагах санитарных потерь соответствующих формирований, комплектуемых на базе центральных, дорожных и отделенческих лечебно-профилактических учреждений.

Выездные врачебные бригады постоянной готовности (медицинская аварийная, хирургическая, реанимационная) формируются на базе лечебно-профилактических учреждений железных дорог. Профиль бригад обусловлен характером и особенностя­ми железнодорожной травмы.

На сети железных дорог созданы и функционируют около 90 подвижных фор­мирований (вагон-амбулатория, вагон-перевязочная, санитарная летучка, блок ско­рой помощи, вагон-радиологическая лаборатория и т.д.).

Кроме перечисленных формирований, входящих в состав ВСМК, в ряде мини­стерств и ведомств имеются специальные достаточно многочисленные подразделе­ния, которые предназначены для проведения аварийно-спасательных работ в особых условиях (в шахтах, на воде, в горах и т.д.). В составе этих подразделений имеется ме­дицинский персонал, который в тесном взаимодействии со службой медицины ката­строф решает задачи по оказанию экстренной медицинской помощи.

Всероссийская служба медицины катастроф

  • Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) — организационно-функциональное подразделение Единой государственной

    системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Российской Федерации, объединяющее органы управления, учреждения и формирования здравоохранения федеральных органов исполнительной власти (МПС России, МВД России и др.), органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных органов, предназначенных для медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных конфликтах. Образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 468 от 20 апреля 1993 года «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации № 420 от 3 мая 1994 года «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» и № 195 от 28 февраля 1996 года «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф».

    Организационно-методическое руководство и координацию деятельности ВСМК осуществляет Минздрав России через штаб Всероссийской службы медицины катастроф, а также через межведомственные координационные и совещательные органы в установленном порядке. Руководителем ВСМК является Министр здравоохранения РФ, штабом ВСМК — Всероссийский центр медицины катастроф «Защита».

Источник: Википедия

Связанные понятия

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России. Осуществляет социально-гигиенический мониторинг, санитарно-гигиенический, санитарно-эпидемиологический государственный надзор и контроль, организацию и проведение противоэпидемических мероприятий, а также надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей.

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП) — федеральный орган исполнительной власти (федеральное агентство), осуществляющий функции по обеспечению исполнения президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. Образован указом Президента Российской Федерации от 5 января 1994 г. Ранее, согласно указу Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г. № 1413 — федеральный государственный орган при…

Федера́льная слу́жба безопа́сности Росси́йской Федера́ции (ФСБ России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Сове́т безопа́сности Росси́йской Федера́ции — конституционный совещательный орган при Президенте Российской Федерации, осуществляющий подготовку решений президента по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.

Федера́льное аге́нтство по дела́м молодёжи (Росмолодёжь) — федеральный орган исполнительной власти в России, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, реализации (во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодёжи) мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодёжи, нравственного и патриотического воспитания и на содействие реализации…

Федеральная миграционная служба (ФМС России) — федеральный орган исполнительной власти, реализовывавший государственную политику в сфере миграции и осуществлявший правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, существовавший в период 2004—2016 годов. Была подведомственна Правительству Российской Федерации.

Комитет национальной безопасности Республики Казахстан (КНБ РК) (каз. Қазақстан Республикасы Ұлттық Қауіпсіздік Комитеті) — специальный государственный орган, непосредственно подчинённый народу Казахстана в лице его избранных представителей и подотчётный Президенту (верховному главнокомандующему) Республики Казахстан, являющийся составной частью системы обеспечения безопасности и суверенитета Республики Казахстан.

Федера́льная слу́жба — общее название федерального органа государственного управления (исполнительной власти) в Российской Федерации — России.

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере обеспечения и развития международных отношений Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, другими иностранными…

Подробнее: Россотрудничество

Совет безопасности СССР образован на основании Закона СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления».

Министерство национальной безопасности Туркмении (туркм. Türkmenistanyň Milli howpsuzlyk ministrilgi; до сентября 2002 года — Комитет национальной безопасности Туркмении) — разведывательная служба Туркмения, является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим установленные законодательством Туркмении полномочия в области разведывательной и контрразведывательной деятельности, охраны государственной тайны, раскрытия, предупреждения и предотвращения преступлений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.

Гражданская оборона (ГО) — система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) — федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Было создано 9 марта 2004 года, осуществляло функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных…

Гражданская оборона в России — система мер по защите людей и материальных ценностей в стране в случае военных действий, стихийных бедствий или техногенных катастроф, а также подготовка таких мер. Эти меры включают размещение в убежищах, эвакуацию, маскировку объектов, оказание первой помощи и обеспечение базовых потребностей жителей.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) — орган исполнительной власти Российской Федерации, созданный на основании указа президента РФ от 12 мая 2008 № 724 путём преобразования ранее существовавшего Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству.

Слу́жба вне́шней разве́дки Российской Федерации (СВР России) — федеральная служба, основной орган внешней разведки Российской Федерации, спецслужба. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.

Госуда́рственная авиа́ция (в Российской Федерации) — авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, полицейской, таможенной и другой государственной функции, а также для выполнения мобилизационно-оборонных и оборонно-спортивных задач.

Межреспубликанский экономический комитет СССР — орган государственного управления СССР, образованный на паритетных началах союзными республиками в соответствии с Законом СССР от 5 сентября 1991 № 2392-I «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». Занимался координацией управления народным хозяйством, согласованным проведением экономических реформ и социальной политикой союзных республик. Комитет был подотчётен в своей деятельности Президенту СССР, Государственному…

Военно-научное общество — общественная организация при Центральном доме офицеров Вооружённых сил Республики Беларусь. Является добровольным любительским военно — научным объединением офицеров, находящихся в запасе(отставке), без образования юридического лица, предназначенным для изучения и обобщения опыта Великой отечественной войны и локальных конфликтов, а также участия в воспитании граждан Республики Беларусь в духе патриотизма.

Государственная техническая комиссия СССР (Гостехкомиссия СССР, ГТК СССР) — специальный орган, созданный с целью противодействия иностранным техническим средствам разведки, предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале, организации межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.

Санитарное законодательство (санитарно-эпидемиологическое законодательство) — это система нормативно-правовых актов, принятых законодательной властью Российской Федерации относительно соблюдения санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности граждан России. Санитарное законодательство базируется на основных положениях конституции РФ, в которых фиксируется право человека на охрану здоровья (статья 41.1), а также декларируется необходимость направленной государственной деятельности по достижению…

Федеральное агентство воздушного транспорта (сокращенное наименование — Росавиация) — федеральный орган исполнительной власти, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Муниципальная служба спасения — профессиональная аварийно-спасательная служба или профессиональное аварийно-спасательные формирование, созданные по решению органов местного самоуправления. В соответствие с российским федеральным законодательством на руководителей органов местного самоуправления возложено создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органов управления для решения задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, организация аварийно-спасательных и других неотложных…

Консультативно-совещательный орган – это коллегиальное учреждение или орган, созданные при органе публичной власти на постоянной или временной основе в целях обеспечения участия граждан в управлении государственными и общественными делами путем проведения консультаций с общественностью, предварительного обсуждения вопросов, отнесенных к компетенции органа публичной власти и осуществление общественного контроля за его деятельностью.

Федеральные органы исполнительной власти — органы государственной власти (управления), выполняющие исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Образован 30 июня 2004 года в результате реорганизации «Государственной ветеринарной службы России», «Государственной службы по карантину растений (Госкарантин)», имеет свой флаг Россельхознадзора.

Служба государственной безопасности Азербайджана (азерб. Azərbaycan Respublikasının Dövlət Təhlükəsizliyi Xidməti) — государственный орган исполнительной власти Азербайджанской Республики, созданный на базе Министерства национальной безопасности Азербайджана. Начальник генерал-полковник Мадат Гулиев.

День создания информационных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации — профессиональный праздник сотрудников и служащих Главного информационно-аналитического центра МВД России, информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УТ МВД России по ФО, ЛУВД. Отмечается ежегодно. День создания информационных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации — 23 сентября.

Академия МЧС Азербайджанской Республики является государственным образовательным учреждением специального назначения. Является частью структуры Министерства по Чрезвычайным Ситуациям Азербайджанской Республики.

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) — федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации. Создано указом Президента России № 1453 от 18 ноября 2004 года.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, её загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические…

Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация) — существовавшая в 2005—2009 гг. федеральная служба, осуществлявшая государственное управление в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации. После расформирования функции переданы в Ространснадзор и Росавиацию.

Министр здравоохранения Великобритании (англ. Secretary of State for Health) — министерский пост в правительстве Соединенного королевства, в ведении которого находится министерство здравоохранения Великобритании, возглавляет Национальную службу здравоохранения, министерский пост в составе Кабинета. Этот пост был создан в 1988 году в качестве преемника должности министра здравоохранения (1919-1968) и министра здравоохранения и социальных служб (1968—1988).

Чрезвыча́йное положе́ние, или ЧП — особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, вводимый в стране или отдельных её районах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка.

Всероссийская служба медицины катастрофВсероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) – это функциональная подсистема РСЧС, объединяющая органы управления, учреждения и формирования здравоохранения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных органов, предназначенных для медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных конфликтах. Организационно-методическое руководство и координацию деятельности ВСМК осуществляет Минздравсоцразвития России через штаб Всероссийской службы медицины катастроф, а также через межведомственные координационные и совещательные органы в установленном порядке. Руководителем ВСМК является Министр здравоохранения и социального развития РФ.

Побудительным мотивом к созданию службы явилось то, что в конце 90-х XX столетия на территории страны произошло несколько крупных чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся многочисленными человеческими жертвами, что обусловило к началу 90-х гг. прошлого столетия необходимость развития в стране нового научного направления в отечественной медицине – медицины катастроф – и создания новой отрасли здравоохранения – службы медицины катастроф.

Постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1990 года № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» было положено начало создания службы экстренной медицинской помощи (ЭМП). Постановлением определялось:

  • Минздраву СССР организовать в 1990 шесть центров экстренной медицинской помощи (два – в Москве и в городах Новосибирске, Ташкенте, Хабаровске, Киеве), возложив на них подготовку службы к действиям в чрезвычайных ситуациях, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий;
  • создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и др. ресурсов;
  • Минобороны СССР сформировать в 1990 четыре многофункциональных отряда специального назначения;
  • организовать в союзных и автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицинской помощи;
  • осуществить в течение 1990–1991 годов на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.

В развитие этого постановления приказом Минздрава СССР от 14.05.1990 № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в чрезвычайных ситуациях и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в район чрезвычайных ситуаций. В структуре службы предлагалось иметь центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности, станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и плановоконсультативной медицинской помощи (санитарной авиации). Министром здравоохранения СССР 8 февраля 1991 года было утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В Положении указывалось, что служба экстренной медицинской помощи создается по территориальному принципу. Главной задачей службы является оказание экстренной высококвалифицированной медицинской помощи населению в районах чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура и регламент функционирования вновь созданной службы не были оптимальны, что заставило искать пути ее совершенствования и обусловили необходимость принятия Минздравом России решения о создании иной структуры. В связи с этим служба экстренной медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 года № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» была преобразована во ВСМК. Этим же постановлением был определен комплекс мероприятий по реализации положений данного программного документа, в т.ч. и по созданию на базе Специализированного научно-практического центра экстренной медицинской помощи «Защита» Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»),

Дальнейшее развитие система спасения жизни, сохранения здоровья и защиты населения в чрезвычайных ситуациях получила после выхода в свет постановления Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф», которым было утверждено «Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» и «Положение о межведомственных координационных комиссиях Всероссийской службы медицины катастроф».

ВСМК создана на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (см. табл.).

Всероссийская служба медицины катастроф

Федеральный уровень: Минздравсоцразвития России, Росздрав, ВЦМК «Защита» – штаб ВСМК ВЦМК и МОСН Минобороны России; Учреждения и формирования Минздравсоцразвития, Росздрава, Роспотребнадзора, МВД России, Минтранса России и других министерств и ведомств; Клинические и научные базы.
Межрегиональный уровень: РЦМК – филиалы ВЦМК «Защита» – 7:1. Северо-Западный;

2. Центральный;

3. Южный;

4. Приволжский;

5. Уральский;

6. Сибирский;

7. Дальневосточный.

Региональный уровень: ЛПУ и санитарная авиация субъектов РФ МОСН военных округов, формирования регионального подчинения МВД России, Минтранса России и др. ведомств ТЦМК-82.
Муниципальный уровень: Органы управления здравоохранением местной администрации, центры СМК, станции СМП, лечебные учреждения и формирования, в т.ч. ведомственные.
Объектовый уровень: Руководители здравоохранения объекта, медицинские силы и средства организации или объекта (поликлиника, медсанчасть, медпункт и т.п.).

На федеральном уровне в здравоохранении страны головным учреждением по проблемам медицины катастроф является ВЦМК «Защита» (см. Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»).

К учреждениям здравоохранения ВСМК относятся учреждения здравоохранения, имеющие задание на выделение профильных и развертывание дополнительных больничных коек, и создающие медицинские формирования. К штатным и нештатным формированиям ВСМК относятся: полевые госпитали, мобильные медицинские отряды, специализированной медицинской помощи; экстренного реагирования, врачебно-сестринские бригады, бригады доврачебной помощи; санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки. Профиль, количество и сроки готовности медицинских учреждений, штатных и нештатных формирований, а также учреждения-формирователи, на базе которых они создаются, определяются органами исполнительной власти соответствующего уровня, исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных действиях. Функционирование ВСМК осуществляется в трех режимах — повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальные органы.

Органы управления ВСМК создаются в мирное время по решению соответствующих органов исполнительной власти. Они образуют единую систему, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, обеспечивающую надлежащее решение вопросов предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий, террористических актов и военных действий. Финансирование ВСМК катастроф осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организацией с учетом федеральных, региональных целевых программ.

Опыт работы ВСМК по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций убедительно доказал необходимость такой службы в системе здравоохранения страны, ее эффективность в деле спасения жизни и сохранения здоровья пострадавшим при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах и в вооруженных конфликтах. Ее функционирование и практическая деятельность на протяжении многих лет позволяют утверждать, что служба медицины катастроф является общепризнанной на всех уровнях. Она стала надежным элементом системы безопасности страны.

Источники: Всероссийская служба медицины катастроф: создание, задачи, организация и режимы функционирования. Гончаров С.Ф. и др. —М., 2000; Всероссийская служба медицины катастроф – подсистема единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отрасль здравоохранения России. Безопасность России: Правовые, социально-экономические, научно-технические аспекты: Медицина катастроф и реабилитация. Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П. —М., 1999. Гл. 1 С.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство росинкас россии
  • Love sculpture гипсовый 3d слепок инструкция
  • Эдас 119 инструкция по применению цена отзывы
  • Левофлоксацин для внутривенного введения инструкция по применению
  • Глаукома глазные капли инструкция по применению цена отзывы аналоги