Кто осуществлял руководство кодификационной деятельностью

  • период
    правления Петра I действовали три
    комиссии.

  • 1700 г. была учреждена Палата об
    Уложении
    первая комиссия
    по пересмотру и исправлению Соборного
    уложения 1649 г. Была составлена
    Новоуложенная книга (Уложение и новые
    законы), но не была обнародована, т.к.
    много законов было пропущено.

Указ 1714 г. предписывал судьям все дела
решать только по Соборному

уложению 1649 г.; новые законы применялись
только в случае, если дело не было
предусмотрено в Уложении. Этим же указом
учреждалась вторая кодификационная
комиссия Сената
, но деятельность
ее также была безрезультатна.

Указом 1718 г. учреждалась третья
комиссия
. Но ее задача была
совершенно другой: основой нового
Уложения должны были стать шведские
кодексы
. Были составлены 4 книги
Уложения, но не получили санкции.

Вся последующая история кодификации
будет связана с борьбой указанных двух
идей:

либо систематизировать, обновить
действующее право
;

либо создать новый кодекс,
имеющий в основе европейское
законодательство.

Правительство будет постоянно колебаться
между этими двумя путями кодификации,
но предпочтительнее будет первый
путь – систематизация, а не кодификация.

При Екатерине I продолжалась
деятельность третьей петровской
комиссии.

Петр II в 1728 г. организовал четвертую
комиссию
, состоявшую из дворян.
Задачей ее было составить Свод русских
законов.

После смерти Петра II Анна Ивановна
сначала пыталась демократизировать
состав четвертной комиссии: помимо
дворян, ввела духовенство и купечество,
но впоследствии учредила новую – пятую
комиссию
, которая, как и все петровские
комиссии, была лишена выборного
начала – состояла из чиновников.
Основой нового Уложения должны были
стать иностранные источники. Были
составлены «вотчинная» и «судная» главы
Уложения, но и они не стали действующим
законом.

При Елизавете Петровне в 1741 г. была
учреждена шестая общая комиссия,
а также губернские комиссии и 35
ведомственных комиссий.

Заседания общей комиссии начались в
1754 г., вновь ставилась задача переработки
старой и создания новой системы права.
В 1761 г. комиссия высказалась за созыв
всесословного Земского собора, и по
указу Сената были проведены выборы
среди дворян и купцов. Депутаты участвовали
в работе комиссии до 1763 г., хотя формально
комиссия существовала до 1767 г. Планировалось
создать 4 части нового Уложения (о
судоустройстве и судопроизводстве; о
правах состояния; об имущественных
правах; уголовное право). Результатом
работы комиссии были завершенные проекты
3-х из 4-х запланированных частей: «о
суде» (судоустройство и судопроизводство);
«о розыскных делах» (уголовный кодекс);
«о состоянии подданных вообще» (правовой
статус сословий, семейное право).

Однако и данные части нового Уложения,
созданные с участием народных
представителей, не получили законодательной
силы.

Важным этапом кодификации стала
деятельность Уложенной комиссии
Екатерины II (седьмой кодификационной
комиссии)
, которая начала
работу в 1767 г. и также являлась
представительным учреждением. По
Манифесту 1766 г. в ее состав входили:
дворяне (по 1 от каждого уезда), горожане
(по 1 от каждого города), казаки и
государственные крестьяне (по 1 из
провинции). Для дворян и горожан выборы
были одно степенными, для казаков и
крестьян – трех степенными. Духовенство
не вошло в состав комиссии.

Маршалом Уложенной комиссии стал
А.И.Бибиков.

Для комиссии Екатерина написала в 1766
г. «Наказ», т. е. инструкцию для
составления нового Уложения.

«Наказ» не стал действующим законом,
однако являлся важнейшим памятником
«просвещенной» идеологии Екатерины
II.

Источники «Наказа»: трактат
Ш.Монтескье «О духе законов», трактат

Ч.Беккариа «О преступлениях и наказаниях»,
работы Гельвеция «О разуме» и «О
человеке», «Энциклопедия» Д.Дидро и
д’Аламбера.

Структура. «Наказ» состоял из
655 статей. 4 отдела: государственное
право, гражданское право, уголовное
право, судопроизводство. 5 отдел –
статьи, не вошедшие в 4 основных (например,
о воспитании).

Содержание Наказа.

  • «Наказе», в первую очередь говорилось,
    что благополучие государства – главная
    цель гражданина, доказывалось, что
    Россия – европейское государство.

  1. В области государственного права
    развивалась идея Ш.Монтескье о соотношении
    между формой правления и территорией
    государства:

— республика возможна только в
территориально малых государствах;

— в средних по территории государствах
возможна ограниченная монархия;

— в больших государствах должна быть
только абсолютная монархия: «чтобы
быстрота решений восполняла здесь
дальность расстояния».

Таким образом, для России наилучшей
формой правления полагалась монархия
– абсолютная. Монарх объединяет,
консолидирует общество. Для лучшего
исполнения власти в обществе, учреждаются
«власти средние, подчиненные и зависящие
от верховной».

Опять же, заимствуется учение Монтескье
о 4-х властях в государстве: королевская
власть, стоя над законодательной,
исполнительной и судебной властями,
должна надзирать за ними и умерять.
Назначение государя – не в непосредственном
управлении государством, а в надзоре
за действиями посредствующих властей,
в руках которых и должно находиться
управление.

Цель всех действий верховной власти –
обеспечение безопасности каждого
гражданина, поскольку «власть сотворена
для народа
». Монарх призван проявлять
«кротость и снисходительность», стремясь
обеспечить в обществе «блаженство
каждого и всех
» (это стало девизом
Уложенной комиссии). Вместе с тем,
рассматривается вопрос о причинах
падения государства:

«Повреждение
правления начинается с повреждения
начальных своих оснований – когда
равенство развивается до крайности,
когда каждый стремится быть равным
тому, кто самим законом поставлен ему
в начальники».

Если перестают оказывать почтение
государю, правительству и начальникам
– государство начинает падать. Исчезает
и любовь к отечеству.

Монархия призвана содействовать
непрерывному совершенствованию общества.
Для достижения этих целей необходимо
установление в государстве «наилучших
законов
».

Хорошие законы охраняют безопасность
каждого. Декларируется принцип
равенства всех перед законом.
Законы
должны быть кратки, просты

  • понятны для всех. Законы делятся на 3
    категории: постоянного действия,
    временного действия, изданные для
    отдельного случая.

Поднимается вопрос о веротерпимости –
каждому дозволяется верить по своему
закону. Цель законов – достижение
наибольшего спокойствия и пользы
гражданам. Так как условия жизни народов
различны, должны быть различны и законы
каждого народа. При издании законов
необходимо учитывать религию, обычаи,
нравы, физические и географические
условия жизни народа. Прежде чем издать
новый закон, нужно подготовить умы
граждан («народное умствование»).

Два определения свободы из Монтескье:

«Свобода есть право
делать все, что дозволено законом».

«Свобода есть
спокойствие духа каждого гражданина,
вследствие сознания им своей безопасности,
гарантированной ему законом».

«Наказ» декларировал общую для всех
граждан свободу
(вольность) и равную
обязанность всех перед лицом
государственной власти. Вместе с тем,
он обосновывал неравное положение
сословий
перед властью и законом.

Дается четкое деление общества на три
сословные группы
, которое связывалось
с естественными законами рождения,
происхождения и способностей.

Дворянству отводилось особое место,
учитывая его добродетели и особую
важность его функций: военная и гражданская
служба объявлялись главным способом
получения дворянства (измена, воровство,
лжесвидетельство и т.п. – всякий обман
– лишали дворянства).

Мещане – «средний род людей» — лица,
живущие в городах и занимающиеся
ремеслами, торговлей, художествами,
науками. В основании этой группы –
добронравие и трудолюбие. Мещане делились
на несколько групп с разными правами и
обязанностями.

Земледельцы. «Наказ» рекомендовал
избегать случаев отдачи людей в неволю,
установить частную собственность
крепостных, принимать строгие меры
против господ, обращающихся жестоко с
крепостными.

Данные идеи «Наказа» о сословных правах
стали основанием для разработки важнейших
законов Екатерины II — Жалованных грамот
дворянству и городам 1785 г., а также
создания сословных судов в ходе губернской
реформы 1775 г.

  1. Гражданскому праву «Наказ» не
    уделяет много внимания (западные
    философы почти не касались этой отрасли,
    в основном их интересовали государственное
    и уголовное право). В «Наказе» речь идет
    о наследовании (гл. XVIII – из исследований
    Монтескье): осуждается неограниченная
    свобода завещания (запрет разделения
    деревень на части), дозволяется отказ
    от наследства, неограниченное (как в
    римском праве) наследование жен и
    дочерей.

Рассматривается институт опеки над
несовершеннолетними, умалишенными,
расточителями.

3. В области уголовного права
«Наказ» был первым в российской истории
памятником, декларировавшим гуманное
отношение к преступникам
(идеи Беккариа
и Монтескье).

Если преступления еще существуют, то в
этом виновны не преступники, а само
общество, не устранившее условий,
порождающих преступления.

Поэтому главное – предупреждать
преступление, чему способствуют хорошие
законы, просвещение, воспитание.

  • «Наказе» дается формально-материальная
    точка зрения на преступление: это
    деяние, запрещенное законом и противное
    обществу и частному благу.

  • отличие от Воинского артикула, голый
    умысел не наказуем. покушение наказывается
    мягче, чем совершенное преступление.
    Пособники наказываются легче, чем
    главные виновники.

Преступления делятся на 4 категории:

1. Преступления против веры.

2. Преступления против нравственности.

3. Преступления против тишины и спокойствия.

Первые три категории – это «мелкие»
преступления, которые должны наказываться
мерами нравственного характера.

  1. Преступления против общественной
    безопасности – «важные» преступления,
    которые делились на два разряда:
    оскорбление величества и преступления
    против частных лиц (убийство, грабеж,
    разбой (воровство с насилием), кража
    (воровство без насилия), личная обида,
    поединок и злостное банкротство).
    «Важные» преступления наказывались
    уголовными наказаниями.

Цель наказания – не устрашение, не
возмездие, а исправление – для мелких
преступлений, и воспрепятствование
преступникам причинять вред обществу
– для важных преступлений. «Наказание
должно быть непреложно

  • неизбежно. Самое надежное обуздание
    от преступлений есть не строгость
    наказания, а его неизбежность. «Наказ»
    отвергает жестокость как

необходимый признак наказания, поскольку
жестокость оказывает деморализующее
влияние на общество.

Виды наказаний:

Смертная казнь не отрицается в принципе,
но нет уверенности в ее необходимости.
Она может существовать в условиях
анархии, когда преступники могут выйти
из тюрем. В стабильном обществе смертная
казнь излишня (ст. 210 Наказа).

Тюремное заключение более эффективно,
чем смертная казнь. Самым тяжким
наказанием должно стать вечное тюремное
заключение с принудительными работами.

Телесные наказания допускаются, но
только болезненные. Все членовредительные
наказания отменяются.

Допускаются лишение чести и имущественные
наказания, хотя «Наказ» отрицательно
относится к конфискации имущества.

  1. В области судопроизводства
    также устанавливаются совершенно
    новые, гуманные принципы.

Судьям запрещается толковать законы о
наказаниях.

Устанавливается «суд равных», т.е.
равенство судьи и ответчика (обвиняемого)
по гражданскому чину.

Указано не только право отвода судей,
но и право подсудимого самому выбирать
себе судей.

Вводится гласность процесса –
«чтобы всяк из граждан мог сказать, что
он живет под защитою законов».

Отрицается пытка – «человека нельзя
наказать прежде его осуждения
».

Сословное и должностное положение
свидетеля не является аргументом к
большему доверию к его показаниям. Для
обвинения требуется не менее 2-х свидетелей
(если только 1 свидетель виновности
подсудимого, не признавшего себя
виновным, то верить нужно подсудимому).

Таковы основные идеи «Наказа» Екатерины
II Уложенной комиссии Однако в 1768 г. в
связи с русско-турецкой войной комиссия
была

временно распущена, но после окончания
войны так и не была созвана вновь, хотя
формально считалась существующей до
80-х гг. XVIII века.

Причины неудачи комиссии указывались
разные. Маршал комиссии А.И. Бибиков
видел причину в неспособности ее членов
к созданию нового Уложения. Английский
посол в России Ширлей назвал Уложенную
комиссию фарсом императрицы, средством
завоевать популярность в Европе.

М.М.Сперанский причиной неудач всех
комиссий XVIII века считал отсутствие
профессиональных юристов
в их составе.

Кодификация продолжалась и при Павле
I
: в 1796 г. была создана восьмая
по счету комиссия, но после
смерти Павла прекратила существование).

Свод законов Российской Империи. Попытка кодификации

Соборное Уложение, о котором шла речь ранее, во второй половине XVII века вполне отвечало требованиям времени. Но проведение реформ в последующий период, связываемых с именем первого императора России Петра (не случайно его имени сопутствует определение «Великий»), сопровождалось столь активным законотворчеством, что потребовалось навести решительный порядок в правовой системе государства.

Неоднократные попытки, предпринимаемые самим императором, а впоследствии и преемниками Петра I, не возымели ожидаемого эффекта. Изо всех комиссий, которые были созданы в России в XVIII веке, возможно выделить, пожалуй, «Комиссию о сочинении проекта нового Уложения» (её деятельность непосредственно связана с пребыванием на троне Екатерины II и была начата в 1767 году). Однако обстоятельность, сопровождавшая подготовительные работы, и на этот раз не принесла желаемого успеха.

Приблизиться к достижению поставленных целей сколько-нибудь существенно удалось лишь при императоре Александре I, который поручил руководство работами своему приближённому — реформатору М. М. Сперанскому. Новое дыхание процесс обрёл с преобразованием в 1810 году Комиссии составления законов в учреждение при Государственном совете и назначением Сперанского её директором и государственным секретарём.

Рассмотрение частей проекта гражданского уложения было начато Государственным советом в начале 1812 года, проекта уголовного уложения — в 1814 году. Дальнейшая деятельность комиссии связана с подготовкой и публикацией в 1815 — 1822 годах «Систематического свода существующих законов Российской империи с основаниями права, из оных извлечёнными».

Ощутимый импульс процесс получил с восшествием на престол Николая I, который видел своей главной задачей упрочение государственного строя и наведение порядка в государственной администрации. Самодержец прислушался к мнению М. М. Сперанского, предлагавшего разработать проекты гражданских, уголовных, полицейских и хозяйственных законов, а также осуществить издание полного собрания имевшихся законов в хронологическом порядке и приступить к составлению гражданского и уголовного уложений.

Николай I уделил первостепенное внимание собиранию и приведению в порядок существовавших на ту пору законов. Именно такая задача была поставлена перед созданным для этой цели Вторым отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Руководить этой структурой был поставлен действительный статский советник М. А. Балугьянский. Фактическое же руководство кодификационными работами осуществлял М. М. Сперанский. Он-то и обозначил два главных направления деятельности — разработку Свода законов и создание Полного собрания законов.

Обилие правовых актов и их рассредоточенность по многим ведомственным архивам, как и отсутствии полных реестров изданных законов, существенно осложняло работу. Однако к 1 марта 1830 года эта, без преувеличения — эпохальная, деятельность увенчалась долгожданным результатом. Полное собрание законов Российской империи было выпущено двумя собраниями. В первое из них были включены изданные до 12 декабря 1825 года (дня вступления на престол Николая I) акты, а во второе — те акты, что изданы после названной даты.

Параллельно с подготовкой Полного собрания законов осуществлялась и деятельность, необходимая для последующего составления Свода. Поистине титанические усилия, приложенные к созданию исторических сводов (гражданских и других законов), явились предисловием к работе над систематическим сводом законов.

Показательны приёмы, применённые при работе над Сводом. Так, его составление представляло собой распределение разного рода узаконений по предметам правового регулирования. И они представляли собой статьи, составившие в совокупности каждый из томов Свода. Правда, статьи не всегда были дословным изложением положений нормативных актов, а подчас содержали дополнения из иных актов, но по той же проблематике. Это отличало приведённый в Своде текст от текстов оригинальных документов.

Другое отличие состояло в проведении редакторской правки первоначальных текстов: неясность или устаревший характер терминологии при этом устранялись, но смысл, главным образом, сохранялся. При этом работа кодификаторов заключалась не столько в воспроизведении источников, сколько в толковании действующего права. Осовременивание текстов нередко имело результатом даже формулирование правовых норм на основе малопонятных устаревших текстов.

Особо следует сказать о ревизии подготовленных частей Свода. Потребность в ней возникала в связи с необходимостью убедиться в полноте и точности изложения переработанного материала. Естественно, отменённые законы не должны были попасть в Свод. Из примерно 2000 замечаний М. М. Сперанский принял около 500, после чего в течение 1832 года было осуществлено полиграфическое исполнение документа.

Вступление в силу Свода законов состоялось 1 января 1835 года.

Говоря о разработанной М. М. Сперанским системе построения Свода законов, нужно подчеркнуть: принцип деления права на публичное и частное (отправной точкой можно считать римское право) позволил разделить законодательство на государственные и гражданские законы. В свою очередь, гражданские законы подразделялись Сперанским на определительные и охранительные законы. Определительные законы были составлены из норм, в которых отражалось существо «государственного союза» и вытекающих из них прав. Соответственно, законы были категорированы: были выделены основные законы, учреждения государственные и губернские, законы сил государственных и, наконец, законы о состояниях. Вторую группу государственных законов составили те правовые акты, которые охраняли «союз государственный и гражданский» (т.е. это предохранительные законы и уголовные законы).

Градация гражданских законов по Сперанскому предполагала деление этих правовых актов на определительные и охранительные. Ими были объединены нормы материального и процессуального права. Первую группу составили законы, в которых определялись права и обязанности в области семейных отношений, общие и особенные законы об имуществах. А вторую — законы о порядке взысканий по бесспорным делам, судопроизводстве и о мерах гражданских взысканий.

Целям обеспечения доступности законодательства, как их понимал М. М. Сперанский, служило упрощение поиска нормативного материала в сочетании с модернизацией и совершенствованием законодательства. Было произведено укрупнение основных подразделений систематического собрания законов. Полученные в результате такого подхода основные отделы практически полностью соотносились с отраслями права — государственным, административным, гражданским, уголовным и т. д. Более того, принятая при работе над Сводом законов система позволила распределить законодательство в соответствии с отраслями управления и экономики. Государственные и гражданские законы были разделены на восемь книг, которые в свою очередь состояли из 15 томов.

Так, «Книга I. Учреждения» имела в своей структуре три тома: «Основные законы и учреждения государственные», «Учреждения губернские» и «Уставы о службе гражданской». «Книга II. Уставы о повинностях» представлена одним томом, именовавшимся «Свод уставов о повинностях рекрутской и земских». Озаглавленная «Уставы казённого управления» книга III включала в свой состав четыре тома: «Уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и акцизе», «Учреждения и уставы таможенные», «Уставы горный, монетный и о соли» и «Уставы лесной, оброчных статей, арендных и старостинских имений». «Книга IV. Законы о состояниях» представлена томом «Свод законов о состоянии людей в государстве». В структуре книги V «Законы гражданские и межевые» имелся один том, именовавшийся «Свод законов гражданских и межевых». Книгу VI «Уставы государственного благоустройства» составили два тома — «Учреждения и уставы кредитных установлений, учреждения и уставы торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности» и «Учреждения и уставы путей сообщения, устав строительный и устав пожарный, постановления о благоустройстве в городах и селениях». Озаглавленная как «Уставы благочиния» книга VII объединяла два тома — «Устав об обеспечении народного продовольствия, устав об общественном призрении, учреждения и уставы врачебные» и «Уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей и о ссыльных». Свод законов завершался книгой VIII, имевшей название «Законы уголовные» и включавшей в свою структуру единственный том «Свод законов уголовных».

В общей сложности, Свод законов состоял из 36 тысяч статей, а если учесть ещё и приложения, то количество статей составляет более 42 тысяч. Но, несмотря на свою масштабность, этот эпохальный труд (речь идёт об издании 1832 года) нельзя полагать полным, поскольку в него не были включены действовавшие в некоторых национальных окраинах узаконения местного характера, а также ряд ведомственных нормативных актов. Отчасти такие «пробелы» были устранены впоследствии.

Несмотря на некоторые «недоработки», Свод законов Российской империи имел чрезвычайно большое значение. Впору говорить о новом этапе в развитии права: выстроенная система действующего законодательства имела не только чёткую и продуманную теоретическую и практическую основу, но и содержала обилие указателей, справочных материалов, что облегчало понимание и применение юридических норм. Некоторые историки права характеризуют работу над Сводом законов как крупную политико-правовую реформу.

По сути, можно говорить о внедрении начал законности в российской действительности. Впервые в практике законотворчества обобщены и систематизированы многие правовые понятия, описана организация и существо верховной российской власти, определён правовой статус сословий, расшифрованы ключевые понятия в юриспруденции («закон», «право собственности», «преступление» и др.). Основой сборника законодательных актов явилась научная система разделения и расположения законов. По сути, можно говорить о формировании основ правовой системы Российской империи.

Проведённая работа убедила в том, что назрела кодификация законодательства, ликвидация пробелов и противоречий между законами. Ещё одним выводом стали практические шаги по развитию юридического образования в России (уже в 1835 году открыто Императорское училище правоведения, а отделения «нравственных и политических наук» в университетах преобразованы в юридические факультеты).

При всех позитивных сторонах Свода законов документ не был лишён достаточно существенных недостатков, одним из которых исследователи полагают неоднородность законодательного материала, а также ведут речь о громоздкости, противоречивости и разбросанности. «Простая» инкорпорация не получила в полной мере дополнения в виде кодификации, что явилось существенным отличием Свода законов Российской империи от целого ряда кодексов той эпохи, принятых в странах Европы.

Неполнота Свода была видна и М. М. Сперанскому и обусловлена тем, что в законодательстве не были урегулированы многие сферы общественных отношений, а целый ряд правовых норм не вошёл в Полное собрание законов. Целый ряд узаконений последнего оказался вне томов Свода (это церковные законы, законы о народном просвещении, о государственном контроле и др.). Недостаточно проработанным оказался раздел гражданского законодательства (в том числе — о завещаниях, об опеке и попечительстве, о правоотношениях между супругами и по целому ряду других вопросов). Не вполне понятно было, как выстраивать правоотношения, порождённые полицейскими и финансовыми нарушениями, и некоторые иные.

Не были разграничены в Своде законов понятия нормативного и ненормативного правового акта, в него были включены некоторые технические правила, не относимые к правовым нормам. Юридический язык документа страдал неопределённостью, а некоторые статьи — излишней многословностью.

Перечисленные выше и другие недостатки позволили некоторым исследователям позднейшего времени весьма критически охарактеризовать Свод законов — даже как «убивший» кодификационное творчество и более резко. По крайней мере, подобный документ не имеет аналогов в мире. Насколько это хорошо или плохо — это уже отдельная тема разговора.

Кодификация законодательства при Николае I — это систематизация всех действующих законодательных актов на территории Российской империи с последующим их изданием под названием «Свод законов Российской империи», начиная с 1832 года.

  1. 1 Суть понятия «кодификация законодательства»
  2. 2 Предыстория вопроса
  3. 3 Работа над созданием Свода законов при Николае I
    1. 3.1 Задачи, поставленные императором
    2. 3.2 Создание II Отделения
    3. 3.3 Издание Полного собрания российских законов
    4. 3.4 Правила Бэкона
    5. 3.5 Составление Свода законов
  4. 4 Введение в действие Свода законов
  5. 5 Краткая характеристика Свода законов
  6. 6 Историческое значение проделанной работы

Суть понятия «кодификация законодательства»

С момента принятия Соборного уложения (1649 г.) в Российской империи принималось множество правовых актов, которые порой взаимоисключали друг друга. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. С этой целью в 1826 году было создано II Отделение Собственной Его Величества канцелярии, которым фактически руководил М. Сперанский.

Итогом работы стал манифест 1833 года, провозгласивший принятие Свода законов, отменившего Соборное уложение.

Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.

Предыстория вопроса

Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.

В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие – это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией (1768 г.).

Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.

С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.

Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно.

Задачи, поставленные императором

М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства:

  • В двухлетний срок подготовить проекты сводов всех законов: гражданских, хозяйственных, уголовных и т.д.
  • Издать полное собрание законодательных актов в хронологическом порядке, исключив недействующие правила.

Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства –  разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии.

Создание II Отделения

Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник. М. Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации.

Издание Полного собрания российских законов

Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов. Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го.

Правила Бэкона

Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф. Бэкона, состоящие из 8 пунктов:

  1. Исключить из Свода те законы, которые были отменены в дальнейшем на законодательном уровне.
  2. Не включать в Свод повторяющиеся правовые акты, сделав выбор в пользу наиболее полного варианта.
  3. Максимально сохранять текст закона в том варианте, в котором он был написан изначально.
  4. Сократить обширные и многосложные правовые акты.
  5. Из двух противоречащих законодательных актов выбирать более поздний.
  6. Проверять компетенцию органов, принимавших те или иные законы.
  7. Выделить отдельно Свод общих правовых актов и Свод иных статусов (для Остзейского края, западных губерний России).
  8. Новые законы вносить в продолжение Свода.

Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.

Составление Свода законов

Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Бэкона. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М. Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.

Введение в действие Свода законов

Свод был подвергнут ревизии, для чего был создан комитет из числа представителей Министерства юстиции и Сената. За период с апреля 1828 по 1832 гг. было сделано более 2 тысяч замечаний, после чего книги были направлены в печать. 1200 экземпляров были представлены в Госсовет уже к концу 1832-го.

М. Сперанский сопроводил Свод пояснительной запиской и «Обозрением исторических сведений», представив результат усилий на заседании в январе следующего года. Николай I прямо на слушании надел на чиновника высшую награду – орден Андрея Первозванного.

31 января был подписан Манифест о введение Свода в законную силу с первого дня 1835 года.

Краткая характеристика Свода законов

Он состоял из 15 томов и был разделён на 8 разделов.

Раздел I. Учреждения

Тома I–III. Основные государственные учреждения и законы.

Раздел II. О повинностях

Том IV. Уставы о рекрутских и земских повинностях.

Раздел III. Казённое управление

Тома V–VIII. Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей.

Раздел IV. Законодательные акты о состояниях

Том IX. О состоянии людей в государстве.

Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые

Том X. Свод законов межевых и гражданских.

Раздел VI. Государственное благоустройство

Тома XI–XII. Уставы и учреждения кредитных установлений, торговые, постановления о промышленности, путей сообщения, строительный и пожарный, постановления о благоустройстве в селениях и городах.

Раздел VII. Уставы благочиния

Тома XIII–XIV. Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей.

Раздел VIII. Законы уголовные

Том XV. Свод уголовных законов.

Историческое значение проделанной работы

Кодификация законодательства Российской империи явилась значительным шагом к прогрессу. Она пришла на смену запутанному, разрозненному и противоречивому праву. Чёткая система изложения законодательных актов, выработанная М. Сперанским, сделала доступным к использованию и систематизировала обширный материал, включая новые понятия.

Это способствовало повышению правовой культуры населения России и укреплению государственности.


Использованная литература:

  1. Галимзянова Е. Как создавали Свод законов Российской империи. / Электрон. текстовые дан. – Российское военно-историческое общество, 2913-2019.
  2. Латкин В.М. Кодификация при Николае I – Свод Законов. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.) (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). – М.:2004.

Кодификация российских законов при Николае I началась в 1826 году. В результате длительной работы большого количества юристов был подготовлен Свод, куда попали все акты и нормы, действовавшие на территории империи. Это собрание законов с приложениями и объяснениями было издано в 1833 году.

Проблема громоздкого законодательства

К моменту вступления на престол Николая I кодификация законов стала одной из самых насущных задач, вставших перед российской властью. Проблема заключалась в том, что на протяжении многих десятилетий в стране появлялись новые своды, уложения и указы, которые порой противоречили друг другу. Кодификация нужна была для того, чтобы систематизировать законы, привести их в единый понятный порядок.

За эту проблему брались еще предшественники Николая I, в том числе его бабушка Екатерина Великая и старший брат Александр I. Новый правитель взялся за кодификацию сразу после того, как только оказался на престоле. Николай пришел к власти на фоне Декабристского восстания, устроенного сторонниками политических преобразований в стране. Николай всю оставшуюся жизнь принимал решения, оглядываясь на события 1825 года. Для него кодификация законов была одним из способов упрочить государственный строй.

кодификация законов

Неэффективность правовой системы

То, что властный аппарат был неэффективным и перегруженным пережитками прошлого, ни для кого не было секретом. Часто действия разных органов или чиновников противоречили друг другу из-за юридических лазеек и дырок в законах, регламентировавших их работу. Кроме того, эта ненормальная ситуация стала плодородной почвой для роста коррупции.

Кодификация законов была поручена Михаилу Сперанскому. Он некоторое время был приближенным Александра I и являлся автором многих его либеральных проектов и реформ. Накануне войны 1812 года Сперанский был в опале и оказался в почетной ссылке. Теперь Николай I вернул его в строй, надеясь на опыт и глубокие знания реформатора. Сперанский тут же стал слать императору докладные записки, в которых обрисовывал деятельность прежних комиссий по преобразованию законодательства и планы предстоящей кодификации.

Учреждение Второго отделения

Николай I одобрил идеи Михаила Сперанского. В апреле 1826 года специально для предстоящей работы по анализу законодательства было создано Второе отделение императорской канцелярии. Перед новым органом была поставлена четкая цель – составить Свод законов Российской империи. Кодификация проводилась множеством редакторов. Им были предоставлены все необходимые ресурсы. Юристам пришлось проверить колоссальную массу документов. Сперанский и его подчиненные пользовались плодами работы прежней Комиссии составления законов времен Александра I, так и не успевшей завершить свою работу.

Во Втором отделении стали работать юристы, правоведы, историки, статистики и важные государственные деятели. Вот только неполный список имен: Константин Арсеньев, Валериан Клоков, Петр Хавский, Дмитрий Замятин, Дмитрий Эристов, Александр Куницын и т. д. Все эти люди представляли собой интеллектуальную элиту страны. Они были лучшими в своих областях, а объединив усилия, смогли сделать, казалось бы, невозможное. Кодификация законов до того считалась невероятной. Достаточно сказать, что специалистам пришлось включать в будущий Свод документы, датированные XVII веком и все еще действовавшие на территории России.

кодификация законов при николае 1

Сбор документов

Оригинальные бумаги хранились в разных архивах, разбросанных по всей стране. Некоторые документы пришлось искать в зданиях упраздненных учреждений. Такими органами были: Коллегия иностранных дел, Вотчинный департамент, закрытые приказы и т. д. Кодификация российских законов осложнялась и тем, что все еще не существовало единого реестра, по которому могли бы сверяться составители Свода. Второму отделению пришлось создавать его с нуля, ориентируясь на московские, сенатские и министерские архивы. Когда реестр, наконец, был готов, оказалось, что в него попало более 53 тысяч актов, принятых в разных столетиях.

В Санкт-Петербурге требовали редкие книги, которые могли отыскиваться и доставляться неделями. Кодификация законов Российской империи заключалась еще и в ревизии текста. Специалисты сравнивали несколько редакций, анализировали старые источники, проверяли их правомочность, вносили и вычеркивали из реестра. Многие акты фактически дублировали друг друга, хотя могли быть приняты в разное время и по разным поводам. В таких случаях, как правило, ориентировались на более ранний документ, оставляя его для черновика Свода.

Анализ исторически актов

Точкой отсчета для Второго отделения стало Соборное уложение, принятое в 1649 году при царе Алексее Михайловиче. Юристы включили в Свод этот сборник и все последующие законы. Туда попали даже отмененные и недействующие документы (в качестве приложения в Полном собрании). При этом специальная комиссия параллельно занялась анализом сохранившихся источников, датированных ранее 1649 года. Они были изданы отдельно в виде самостоятельной публикации под названием «Акты исторические».

Кодификация законов при Николае 1 проходила по следующему принципу. Бралась определенная область (например, гражданская). Ее исследовали отдельно от других. При этом то же гражданское законодательство было поделено на несколько исторических периодов. Это облегчало процесс систематизации, хотя он все равно был сложным. Особенно мучительной стала работа над уголовным законодательством. Обозрение его исторического развития составлялось несколько месяцев. В июле 1827 года результат данной работы был в качестве «пробы пера» предоставлен императору. Он остался доволен. Кодификация законов при Николае 1 проходила медленно, но верно.

свод законов российской империи кодификация

Правила составления Свода

Организуя работу Второго отделения, Михаил Сперанский решил не рисковать, а взять за основу былой зарубежный опыт в подобных предприятиях. Искать долго не пришлось. В качестве ориентира были выбраны рекомендации Фрэнсиса Бэкона. Этот английский философ в начале XVII века исследовал юридическую теорию и оставил после себя богатое книжное наследие. Опираясь на его рассуждения, Михаил Сперанский сформулировал несколько правил, по которым в итоге стал составляться Свод российских законов.

Исключались повторения. Слишком длинные формулировки законов сокращались, при этом Второе отделение не имело права касаться их сущности. Делалось это для будущего упрощения работы государственных органов, судов и т. д. Законы распределялись по предметам регулирования, после чего они излагались в форме статей, которые и попадали в Свод. В итоговом издании каждый фрагмент имел свой номер. Человек, пользовавшийся Сводом, мог быстро и легко найти интересующий его акт. Именно этого и хотел достичь Николай 1. Кодификация законов, кратко говоря, стала одним из самых важных начинаний его правления. Предварительная подготовка Свода была закончена.

кодификация законов российской империи

Значение деятельности Сперанского

Можно с уверенностью сказать, что без Сперанского не была бы проведена кодификация законов российской империи. Он руководил всей работой, раздавал рекомендации подчиненным, разрешал затруднения и, наконец, докладывал царю о достижениях Второго отделения. Михаил Сперанский был председателем итоговой комиссии, которая анализировала и перепроверяла черновики частей будущего издания. Именно его настойчивость и энергия позволили управиться с огромной работой сравнительно быстро.

Однако были и причины, по которым кодификация законов Российской империи при Николае 1 затягивалась. Это происходило, потому что проекты часто возвращались обратно к составителям из-за замечаний ревизоров. Сам Сперанский вычитал каждую строчку в 15 томах Свода. На черновиках, которые ему не нравились, он оставлял свои замечания. Так проект мог курсировать между составителями и комиссией по несколько раз, пока, наконец, его не отшлифовывали до блеска.

Толкование устаревшего права

Согласно требованиям, которые выдвинул Николай 1, кодификация законов не была просто механической работой по переписыванию документов. Давние акты и уложения составлялись на устаревшем варианте русского языка. Составителям Свода приходилось избавляться от таких формулировок и писать их заново. Это была колоссальная работа по толкованию права. Прежние нормы и понятия нужно было перенести на тогдашние условия российской действительности XIX века.

Каждый закон сопровождался массой примечаний и ссылок на источники. Так статьи становились достоверными, а читатели могли при желании проверить подлинность законов. Особенно много пояснений и дополнений было к старым актам, появившимся в XVII-XVIII вв. Если составители отступали от оригинального текста или использовали его модификацию, то это обязательно указывалось в приложении.

проведена кодификация законов российской империи

Ревизия

Окончательная проверка Свода проводилась в специальном ревизионном комитете. В него вошли представители сената и министерства юстиции. В первую очередь проверялись уголовные и основные законы государства.

Ревизоры внесли множество поправок. Они настояли на том, что в Свод должны были быть добавлены нормы, имевшиеся в распоряжениях и циркулярных предписаниях различных министерств. Например, этого добивался глава финансового ведомства Егор Канкрин. В Российской империи все таможенное дело основывалось на разрозненных предписаниях его министерства.

Издание Свода

Непосредственная работа над составлением и ревизией издания проводилась с 1826 по 1832 гг. В апреле 1832-го появился первый пробный том. Манифест о полном издании Свода был подписан императором Николаем I 31 января 1833 года. В знак признательности царь наградил всех причастных к огромной работе званиями, пенсиями и т. д. Для монарха издание свода стало вопросом чести, так как он с самого начала своего правления озаботился этой задачей. Руководитель Второго отделения Михаил Сперанский получил высшую государственную награду – орден Андрея Первозванного. Кроме того, незадолго до смерти, в 1839 году, он стал графом.

Перед своим изданием Свод прошел проверку в Государственном совете, которой руководил председатель этого органа Виктор Кочубей. На заседаниях присутствовал и император. Так завершилась кодификация законов при Николае 1. Дата этого события (31 января 1833 года) была навсегда вписана в историю российского правоведения и юриспруденции. При этом в манифесте предусматривался подготовительный срок, в течение которого государственные органы должны были ознакомиться со Сводом и подготовиться к началу его использования. Это издание вступало в силу 1 января 1835 года. Действие его норм распространялось на всю территорию Российской империи.

николай 1 кодификация законов кратко

Недостатки

Хотя Свод обладал стройной внешней формой, она не соответствовала характеру внутреннего содержания. Законы исходили из разных принципов и были неоднородными. В отличие от западноевропейских сборников, Свод составлялся по принципу инкорпорации. Он заключался в том, что законы не менялись, даже если противоречили друг другу. Второе отделение имело право лишь сокращать формулировки.

Николай не стал затрагивать суть законодательства, потому как видел в этом начинании опасную реформу. Все свое правление он старался сохранить прежний порядок, державшийся на самодержавном строе. Это его отношение к действительности повлияло и на кодификацию.

Структура Свода

Сперанский предложил составить Свод согласно принципу римского права. Его система основывалась на двух основных частях. Это было частное право и право публичное. Сперанский разрабатывал свою систему для того, чтобы упростить работу со Сводом.

В итоге весь материал был разделен на восемь отделов. Каждый из них соответствовал определенной отрасли права – государственной, административной, уголовной, гражданской и т. д. В свою очередь восемь книг вмещали в себя 15 томов.

кодификация законов при николае 1 дата

Значение кодификации

Появление Свода ознаменовало новый этап в развитии отечественного права. Граждане страны впервые получили систематическое и простое в обращении издание, с помощью которого можно было свериться с действующими законами. До того система права была противоречива и состояла из эклектичных частей. Теперь период бессистемности остался в прошлом.

Началось бурное развитие российской правовой культуры. Теперь чиновникам стало сложнее злоупотреблять своими полномочиями. Их действия можно было легко проверить, сверившись со Сводом. Народ наконец узнал, что такое закон и как он применяется. Для России издание Свода фактически оказалось крупной политической и правовой реформой. В дальнейшем издание несколько раз редактировалось, согласно нововведениям, появившимся в законодательстве при преемниках Николая I.

Автор статьи

Александр Андреевич Майер

Эксперт по предмету «История России»

Задать вопрос автору статьи

Планы по систематизации законодательства

Николай I полагал своей задачей укрепление государственного строя и наведение порядка в администрации. Функционирование государственного аппарата невозможно было обеспечить без устранения нестабильности и противоречивости законодательства, из которых проистекали коррупция и невысокий уровень законности. Поэтому Николай обратил внимание на работу Комиссии составления законов: ее главноуправляющий П.В. Лопухин представил отчет о деятельности, а фактический руководитель М. Сперанский в январе 1826 года подал две записки — «Краткое историческое обозрение Комиссии составления законов» и «Предположения к окончательному составлению законов».

В первой записке Сперанский обрисовал деятельность законодательных комиссий XVIII — начала XIX веков, а вторая содержала план работы по систематизации законодательства. Сперанский полагал, что на комиссию следует возложить обязанность разработать в течение двух лет проекты сводов уголовных, гражданских, полицейских и хозяйственных законов (Сперанский понимал под сводом соединение законов в установленном порядке), а также издать полное собрание законов в хронологическом порядке. Следовало одновременно приступить к составлению уголовного и гражданского уложений. В свод входили бы существующие законы без дополнений и изменений, но с исключением недействующих правил, а уложение распространялось на уголовное и гражданское законодательство, предполагая переработку нормативно-правового материала с дополнением новыми нормами.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Ознакомившись с записками, Николай решил изменить порядок систематизации. Не отказываясь от составления уложений, подразумевающих разработку новых норм, император посчитал необходимым собрать существующие законы. Так первоочередной задачей стала разработка свода законов. Император решил дело составления сводов взять в непосредственное ведение. С этой целью в структуру Собственной Его Императорского Величества канцелярии было создано подразделение, ставшее известным в качестве Второго отделения.

Полное собрание законов Российской империи

Деятельность Второго отделения по составлению Полного собрания законов Российской империи была связана с трудностями, заключавшимися в количестве законов в разных архивах, и в отсутствии реестров изданных законов. Изданные до 1711 года узаконения хранились в архивах приказов, Коллегии иностранных дел и Вотчинного департамента; узаконения позднего времени — в архиве Правительствующего Сената, архиве старых дел, Московском губернском архиве, архивах, Военного министерства, Департамента уделов, Морского министерства и прочих ведомств. Подобная рассредоточенность затрудняла работу по сбору документов.

«Кодификация законов во время правления Николая I» 👇

Кодификаторы прежде всего начали составление реестров узаконений. В основу лег реестр упраздненной Комиссии составления законов, который насчитывал 23 433 акта. К нему прибавлялись реестры сенатского, московских архивов, архивов министерств и ведомств. Число актов по всем реестрам достигло 53 239. Затем Второе отделение сделало запрос на копии текстов законов, направляя в ряде случаев в архивы сотрудников, которые на местах переписывали текст; всего было просмотрено или доставлено 3596 книг с текстами узаконений. Затем проведена ревизия текстов, заключавшаяся в сличении с подлинниками и выявлении дублирующих актов (было принято оставлять ранний акт).

В Полное собрание законов Российской империи решено было включить узаконения, изданные верховной властью, причем как действующие, так и утратившие силу. Подлежали публикации законы с Соборного уложения 1649 года, отменившего раннее законодательство; впоследствии предыдущие правовые акты изданы в составе Актов исторических. Судебные решения, в Полное собрание не помещались; исключением стали решения, распространенные на подобные случаи, впоследствии ставшие примером для судебных решений, изъясняющих смысл узаконений, а также решения, вынесенные по делам о государственных преступлениях. Акты располагались в хронологическом порядке с присвоением сплошной нумерации, начиная с первого тома.

Замечание 1

Полное собрание не было по-настоящему полным — составители не обнаружили ряд актов.

Некоторые были найдены позже и опубликованы в дополнении. В собрание не вошел ряд секретных узаконений, а также узаконения частного характера (об определении на службу, награждениях, внутреннем распорядке учреждений).

Работа над составлением Полного собрания законов Российской империи была окончена 1 марта 1830 года. Оно вышло двумя собраниями. В Первое Собрание включались изданные до 12 декабря 1825 года акты, Второе Собрание составили акты, изданные позже.

Составление Свода законов

Одновременно Второе отделение вело подготовительную деятельность по составлению Свода. Эта деятельность состояла из двух стадий: построение верных выписок на каждую область законодательства и составление исторического изложения законов по главным предметам. Например, все гражданское право разделялось на пять отделов — о правах состояний, о правах личных и вещественных вообще, о правах личных и вещественных в особенности, о порядке составления и совершения актов, о тяжебном судопроизводстве. Эти отделы подразделялись на четыре периода: с Соборного уложения до Петра I, с Петра I до Екатерины II, время Екатерины II, от Екатерины до Николая I.

После завершения исторических сводов начались работы над систематическим Сводом. Опираясь на рекомендации Фрэнсиса Бэкона, Сперанский сформулировал правила:

  • Исключить все вышедшие из употребления законы;
  • Исключить повторения, и принять полнейшее постановление;
  • Сохранить слова закона, извлекая из самого текста;
  • Законы обширные и многословные должны быть сокращены;
  • Из противоречащих законов избирать лучше других;
  • По составлении свода, сей Состав должен быть утвержден властью.

В силу поставленной Николаем задачи, Сперанский отступил от пятого правила, выбирая не лучший закон, а последний по времени.

Свод составлялся в процессе распределения узаконений по предметам регулирования и изложения в виде статей. Внешней Свод выглядел как один закон, где фрагменты имели вид статьи со своим номером. Статьи при этом представляли дословное изложение нормативных актов.

Под статьями указывались источники, то есть узаконения и сведения, из которых они были извлечены; эти источники помещались, чтобы придать достоверность статье и предоставить возможность проверки правильности изложения.

Работа по составлению Свода была распределена между чиновниками Второго отделения по мере знаний и способностей. Сперанский непосредственно руководил работами, давал советы сотрудникам, разрешал затруднения, докладывал императору. Составленные проекты представлялись на рассмотрение особым присутствием под председательством Сперанского. В результате проекты исправлялись и переделывались.

Энергия Сперанского способствовала быстрой работе. В июле 1826 года Сперанский работал над первыми главами Свода, а 14 января 1828 года представил Николаю I Свод законов гражданских с пояснительной записки, излагавшей подробный план действий по составлению Свода. Деление на тома было введено позже. Все своды были закончены к 1 января 1830 года.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Глазные капли лафракс показания к применению инструкция
  • Бисептол инструкция по применению для детей таблетки 3 года
  • Icpsh24 10eu il 1 инструкция по применению
  • Calcium magnesium zinc sundown инструкция по применению на русском
  • Karcher k5 premium full control plus инструкция на русском