Кто придумал руководство

Первый человек менеджмента: история Кароля Адамецкого

Время на прочтение
7 мин

Количество просмотров 4.4K

Диаграммы Ганта преследуют каждого, чья работа так или иначе связана с проектной деятельностью. Причём под понятие «проект» попадают любые задачи, которые предполагают более одного этапа действий с запланированными результатами и сроками. Уолтер Уайт и Джесси Пинкманн, например, тоже занимались проектной деятельностью, только вразрез с законодательством.

Примитивные диаграммы Ганта использовались когда-то и в моих рабочих проектах. Слева — столбец с перечнем этапов, справа — временная шкала с дедлайнами. Иногда на этапы вешали имена людей, ответственных за их выполнение. Но каждый раз выстраивая эту таблицу, в глубине души мы считали её бессмысленной и беспощадной обязательной программой: приоритет этапов менялся на ходу, вместо ответственных лямку тянули совсем другие люди, сроки срывались настолько часто, что сдвигать и перекрашивать ячейки таблицы где-то в середине проекта уже всем надоедало.

Диаграммы PERT, составлявшие компанию диаграммам Ганта, выглядели сублимацией тех, кто рисовать так и не научился, и тоже дело не спасали.

Попытки понять, что с творением Ганта не так, и есть ли альтернативы, открыли новое имя — Кароль Адамецкий, человек, который не просто опередил и Ганта, и своё время, но придумал менеджмент, каким мы его знаем, когда абстрактное управление проектами идёт параллельно с работой с людьми. К сожалению, все его разработки конца 19 — начала 20 века были известны в пределах Российской империи, и тогда не до менеджмента было. Поэтому первенство в открытии проектных диаграмм осталось за Гантом, а первые попытки описать менеджмент как современную дисциплину стали достижением Тэйлора. А Адамецкий вошёл в историю почти никому не известным гением. Дальше — просто его история, интересные находки и озарения. И попытка их сравнения с уже известными методами управления. 

Совсем немного истории

Адамецкий родился в 1866 году в городке Домброва-Гурнича в Южной Польше, закончил Санкт-Петербургский технологический институт и отправился работать на сталепрокатное производство. Сначала в родном Домброва-Гурнича, потом на сталелитейном заводе Гартмана в Луганске. 

Когда Адамецкого повысили до помощника руководителя завода, он смог участвовать в собраниях топ-менеджмента, на которых в том числе обсуждали проблемы высоких издержек производства. Большинство специалистов были иностранцами, и они традиционно связывали низкие результаты работы с нерадивостью местных рабочих. Тогда (как и сейчас) первой причиной неудач эффективного менеджмента была «ну они же все лентяи и просто не хотят работать».

Менеджеры и рабочие Луганского сталелитейного завода

Менеджеры и рабочие Луганского сталелитейного завода

Кароль Адамецкий не поддался стереотипам и решил самостоятельно разобраться с проблемой производительности. Скрупулёзно, тайком, он замерял время, которое тратилось на каждом этапе работ: начальство могло не одобрить инициативу, а рабочие могли посчитать, что он просто шпионит за ними. Собрав результаты своих наблюдений в виде графика, он обнаружил то, что сегодня многим покажется очевидным — несогласованность отдельных операций, бессмысленные потери времени из-за простоя оборудования и работников. А обнаружив разрывы в этапах и их несогласованность, начал искать способы их устранения.

К 1896 году относится первая попытка сформулировать идею, как установить взаимосвязь процессов в проектной деятельности, как управлять этими процессами и их связями. Адамецкий придумал сразу два инструмента: гармонограмму — для ведения проектной деятельности и гармонограф — устройство для создания гармонограмм. Идеи Адамецкого произвели впечатление на российское инженерное сообщество после того как в 1903 году он выступил с докладом «Принципы коллективной работы» в Русском техническом обществе в Екатеринославе. Идеей восхищались, идею стали применять на практике.

До нас дошли свидетельства, что использование гармонограммы позволяло повысить производительность труда сразу на 100% — 400%. Было несколько статей на русском и польском языках для «локальных» специалистов, ограниченных знанием этих языков.

График работы листопрокатного цеха

График работы листопрокатного цеха

Первая широко известная публикация об изобретении Адамецкого датирована 1931 годом, и это произошло за два года до его смерти. В тот момент в англоцентричном мире менеджмента безоговорочно царил Гант со своей диаграммой. Хотя находки Адамецкого сложнее, тоньше и предполагают не просто управленческий инструмент, но целое направление в теории и практике менеджмента. Кроме того, Адамецкий, в отличие от Ганта, понимал, что люди — не ленивые функции, да и вообще не обезличенные функции, а активные участники осмысленного процесса.

Но об открытиях Адамецкого позже, сначала надо разобраться с Гантом.

Так всё-таки что не так и что так с Гантом

Как дипломатично отмечают эксперты в многочисленных руководствах, основное преимущество диаграммы Ганта — её простота. Первые описания своей проектной системы Генри Лоуренс Гант сформулировал в статьях, опубликованных в 1910 и 1915 годах: гистограммы, показывающие даты начала и окончания этапов, и элементы проекта, такие как ресурсы, планирование и зависимости. Более чем на десять лет позже Адамецкого.

Одна из первых диаграмм Ганта

Одна из первых диаграмм Ганта

Главное заблуждение, которое со временем превращалось в главную проблему того, кто работал с диаграммами Ганта, — в том, что в них видели инструмент управления проектами. На самом деле это инструмент планирования, который позволяет увидеть масштаб предстоящих действий, но никак не волшебная палочка, которая будет двигать проект сам по себе. Движущая сила проекта — люди, но с точки зрения Ганта, они какой-то посторонний, если не побочный, эффект в проектной работе. 

Диаграмма Ганта — снимок проекта, жёсткий каркас, застывший статус, он не сможет ничего «двигать» и «осуществлять». При всей наглядности и изначальной простоте диаграмма Ганта требует постоянного обновления актуальных статусов и при усложнении проекта может посыпаться. Это её функциональный недостаток. Но главная проблема заложена в саму концепцию: Гант не предполагал «критического пути», в его диаграммах не предусматривались критически значимые операции, торможение которых могло обрушить весь проект.

С развитием менеджмента каркас диаграммы Ганта дополнили развесистой диаграммой PERT. Если идея Ганта состояла в упорядочивании этапов проекта и сроков, то PERT давала возможность построить дорожную карту проекта. Это система была сложнее и позволяла оценивать зависимости между этими этапами. То есть выводила на «критический путь», который так важно предусмотреть в любом проекте. PERT предусматривал налаживание «отношений со временем»: можно было создавать разные оценки времени реализации проекта — наименьшее, наибольшее и вероятное. Но в чём PERT близок к идее Адамецкого: помимо самой диаграммы он предусматривал метод, Program Evaluation Review Technique. Правда, PERT появился в 50-х годах 20 столетия, или на 50 лет позже открытий Адамецкого.

Руководство по использованию метода PERT

Руководство по использованию метода PERT

Гармонограф для построения гармонии

Чем же мне симпатична концепция Адамецкого? Во-первых, гуманизмом. Он не собирал комбайн по освоению проектов с людьми-винтиками. Он выстраивал свою систему управления с точки зрения философии гармонии. Во времена Адамецкого гармония была тем самым «бояном», её искали все мыслители: от европейского марксизма до русской религиозной философии. 

Проектная система Адамецкого основывалась на переполненной идеализмом концепции гармонизации. Адамецкий был уверен, что методы научной организации труда должны опираться на законы, имеющие всеобщий характер. Он представлял, что по этим законам действует всё в живой природе:

— закон разделения труда;

— закон концентрации и интеграции;

— закон гармонии.

Создавая свою систему менеджмента, он старался сделать нечто, поднимающееся над простым «снимком» проекта, над таблицей статусов и задач, некое воплощение этой вселенской гармонии в виде организации/предприятия, работы людей и — самое невероятное — «духовной гармонии, которая должна связывать все человеческие личности, сотрудничающие в одном сложном организме, каким является каждое производственное предприятие».

Но не стоит воспринимать Адамецкого оторванным от реальности романтиком. Всё-таки управление сталелитейным производством требует прагматизма. Гармония Адамецкого была рабочей моделью, очень реальной моделью. 

Говоря о гармонии выбора, он подразумевал ответственность менеджмента, который должен отдавать себе отчёт, какие рабочие инструменты он выбирает. Говоря о гармонии действий, он имел в виду координацию рабочих этапов и их эффективность для достижения результата. Говоря о гармонии духа, он мечтал о командной работе и осознанном вкладе каждого. Ни Гант, ни Фредерик Тэйлор даже помыслить не могли, чтобы заглянуть за край таблиц и увидеть в работниках живых людей.   

Как и идея вселенской гармонии, идея гармонографа в конце 19 века была достаточно популярна. История отдаёт первенство в изобретении Блэкберну. Или Лиссажу. Но Адамецки придумал свой гармонограф, который помогал ему выстраивать гармонограммы. 

Гармонограф от компании Newton & Co, 1909 год

Гармонограф от компании Newton & Co, 1909 год

Гармонограмма Адамецкого состояла из набора съёмных бумажных полосок, которые крепились на каркас. Каждому этапу проекта соответствовала одна полоса. То есть рабочие процессы планировались не на застывшем листе бумаги, а при помощи множества мобильных полосок. На каждую наносилась шкала времени. Полоски крепились зажимами к специальной доске таким образом, чтобы каждый этап проекта мог жить своей жизнью и перемещаться относительно других. На левом краю каждой полоски был прикреплён узкий язычок из тонкого металла или цветного целлулоида, обозначавший отрезок времени. Язычок скользил по полоске и отмерял пройденное время. «Нарисовать» рабочий проект было достаточно просто, причём очередность этапов и время, необходимое для их реализации, могли «плавать», но при этом заметно плыл и двигался весь процесс. И этими сдвигами и отклонениями можно было управлять — и на бумаге, и в жизни.

Простейшая схема, объясняющая принцип построения гармонограмм

Простейшая схема, объясняющая принцип построения гармонограмм

Мне встречались высказывания, что Адамецкий не просто придумал современный менеджмент и инструменты управления, но и сконструировал в виде своего гармонографа первый «механический компьютер» (то есть лет за тридцать до разработки Массачусетского технологического института). 

Так могла выглядеть гармонограмма

Так могла выглядеть гармонограмма

После революции Адамецкий работал в Польше, был профессором Варшавского политехнического института и первым директором созданного им Института научной организации труда. В 20-х годах прошлого века ему удалось опубликовать свои идеи в работах «Принципы науки управления» и «Себестоимость и её исчисление», но Вторая мировая война уничтожила и публикации, и рукописи. По сути, статья 1931 года в журнале «Обозрение организации» — чуть ли не единственное свидетельство гениальности Адамецкого. 

История Питера Друкера — это история менеджмента как такового. Без него представить себе появление и становление разветвленных компаний просто невозможно. Он придумал и развил современный менеджмент. В начале 50-х никто не мог предложить механизм управления вышедшими из-под контроля невероятно сложными корпоративными процессами. Его мысли — основа основ работы любого думающего руководителя. Но это еще и история все более глубокого разочарования Друкера в капитализме конца XX века.

Автор:

Тимоти Батлер (Timothy Butler), руководитель программы организации и планирования карьеры в программах МБА Гарвардской школы бизнеса. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Я сидел в гостиной скромного дома Питера Друкера в Клэрмонте (Калифорния). Свои вопросы мне приходилось громко выкрикивать буквально ему в правое ухо (Друкер еще им слышал), а вместо ответов он часто переспрашивал: «Что?» Зато когда мои слова все-таки долетали до него, становилось ясно, что, хотя тело отказывает, ум его ясен и бодр.

Он частенько любил повторять, что в его возрасте «человек молит не о долгой жизни, а о легкой смерти». На него навалились болезни и напасти — рак желудка, перелом бедра, невероятных размеров слуховые аппараты в оба уха, кардиостимулятор и специальные ходунки, чтобы передвигаться по дому. За 20 с лишним лет работы я не раз встречался и беседовал с Друкером, готовя публикации о бизнесе и менеджменте.

Тогда, апрельским утром, Друкер в черных шлепанцах и едва закрывавших лодыжки носках выглядел более уставшим и хрупким, чем обычно, и был совершенно не в настроении обсуждать итоги своих трудов. «Не люблю разговоры о прошлом, — заметил он знакомым глухим баритоном со все столь различимым австрийским акцентом. — Не знаю, что говорить. Могу только сказать, что помог некоторым хорошим людям делать хорошие вещи — и эффективно».

Так пусть теперь другие скажут за Друкера, который 11 ноября 2005, за восемь дней до своего дня рождения, мирно скончался во сне на 96-м году жизни.

«Всему миру он известен как величайший мыслитель прошлого века в области менеджмента», — так отреагировал на его смерть Джек Уэлч, бывший председатель совета директоров General Electric Co.

«Он придумал и развил современный менеджмент, — говорит гуру менеджмента Том Питерс. — В начале 50-х никто не мог предложить механизм управления вышедшими из-под контроля невероятно сложными корпоративными процессами. Друкер же вложил инструкцию прямо нам в руки».

Питерсу вторит сооснователь Intel Corp. Эндрю Гроув: «Как и многие философы, он изъяснялся просто, и его хорошо понимали рядовые менеджеры. Его идеями они руководствовались, принимая каждый день бесконечное множество решений. Так не один десяток лет делал и я».

История Питера Друкера — это история менеджмента как такового. Это история развития современных корпораций. Без него просто невозможно представить себе появление и становление разветвленных мировых компаний.

Но это еще и история все более глубокого разочарования Друкера в капитализме конца XX века, когда казалось, что алчность вознаграждается так же, как отличная работа. Друкера ужасно раздражало то, что посредственные топ-менеджеры получали баснословные деньги, даже безжалостно сокращая простых служащих. А когда он разменял десятый десяток, то в корпоративной и научной среде нашлось немало тех, кто громко утверждал, будто его время минуло. Тем временем на смену пришли новые поколения гуру и экспертов менеджмента, многие из которых разбогатели на издании книг и лекционных турах. Разочаровавшись в бизнесе, о чем он открыто говорил в последние годы, Друкер от него отвернулся и консультировал некоммерческий сектор. Это выглядело как свидетельство того, что бизнес и менеджмент его предали.

Однако Друкер — это не только история. Признаем мы это или нет, но организация и практика сегодняшнего менеджмента в значительной степени построены именно на его идеях. Его мысли — основа основ работы любого думающего руководителя. В мире быстрых решений и благовидных предлогов, скоротечных тенденций и простеньких презентации PowerPoint он понял, что руководить людьми и организациями — дело сложное. Он учил многие поколения управляющих правильно отбирать лучших, концентрироваться на возможностях, а не на проблемах, понимать клиента, видеть свои конкурентные преимущества и использовать их. Он считал, что одаренные люди — непременная составляющая любого успешного предприятия.

Человек Возрождения

Друкер, конечно, стал легендой задолго до смерти, до того, как восторги в его адрес стали почти обязательными. Он плавно переходил из одной роли в другую и обратно: журналист, преподаватель, историк, экономический комментатор и рассказчик. За свои 95 насыщенных лет он был поистине человеком Возрождения — наставником в религии, философии, политологии и искусстве Востока, даже романистом. Однако самый глубокий след он оставил в бизнесе. То, что Джон Мейнард Кейнс сделал для экономической науки или Эдвардс Деминг — для управления качеством, Друкер сделал для менеджмента.

Став свидетелем гнета нацистского режима, он связал свои надежды с современными корпорациями, их способностью служить градообразующими центрами и наполнять содержанием жизнь работающих в них людей. В последующие 50 лет он постоянно оттачивал интеллект, чтобы своими советами помогать бизнесу реализовывать эти возможности. Он всегда отличался способностью распознавать тенденции — иногда за 20 с лишним лет до того, как их увидят другие:

  • Именно Друкер еще в 40-е годы предложил идею децентрализации, ставшую основополагающим принципом практически всех крупных организаций мира.
  • В 50-е он первым пришел к выводу, что рабочих и служащих следует считать активом компании, а не бременем, от которого надо поскорее избавиться.
  • Опять-таки в 50-е он первым представил себе корпорацию как сообщество людей, строящееся на доверии и уважении к сотрудникам, а не как машину для добычи прибыли. За что снискал поклонение японцев.
  • Снова в 50-е он первым показал, что «без клиента нет бизнеса» — простой вывод, давший толчок рождению нового мышления в маркетинге.
  • В 60-х, гораздо раньше всех остальных, он утверждал приоритет сущностного перед внешним, системного подхода перед ролью харизматичных культовых лидеров.
  • В 70-е снова именно Друкер написал о роли так называемых knowledge workers — задолго до того, как всем стало ясно, что главное в «новой экономике» — это знания.

«Просто поразительно: нельзя привести практически ни одной более или менее серьезной концепции в менеджменте, которую первым не сформулировал бы Друкер, — говорит Джеймс О’Тул, автор книг о менеджменте, профессор Университета Южной Калифорнии. — Я говорю об этом одновременно с благоговением и изумлением». За свою долгую карьеру Друкер консультировал самых известных руководителей бизнеса своего времени — от Альфреда Слоуна-мл. из General Motors Corp. до Гроува из Intel.

Все свою жизнь Питер Друкер наблюдал, и из этих наблюдений рождались обманчиво простые идеи, которые часто оказывались исключительно плодотворны. Например, вскоре после того, как в 1981 году Джек Уэлч стал гендиректором General Electric, он встретился с Друкером в нью-йоркской штаб-квартире компании. Друкер задал ему два вопроса, которые, может быть, и заставили Уэлча изменить вектор развития компании: «Если бы вы уже не работали в бизнесе, стали бы вы сейчас работать в нем? И если нет, то что бы вы делали?»

В поисках ответов на эти вопросы Уэлч пришел к идее первой крупной трансформации GE: все компании «под зонтиком» GE должны среди себе подобных быть на первом или втором месте. Если нет, то Уэлч требовал привести все дела в порядок, а потом продать или вообще ликвидировать бизнес. Так появилась стратегия, которая помогла ему превратить GE в одну из самых успешных американских корпораций за последние 25 лет.

Он родился в Австрии в 1909 году в семье очень образованных людей. Сама судьба, казалось, готовила его к будущему величию. Та Вена, которую знал Друкер, была культурным и экономическим центром, а его родители варились в самой его гуще. Друкеры обедали в том же ресторане, что и Зигмунд Фрейд, отдыхали на том же альпийском озере. Когда восьмилетним мальчиком Друкер впервые встретил Фрейда, отец сказал ему: «Запомни, сегодня ты познакомился с самым значительным человеком в Австрии и даже в Европе». Часто по вечерам в венской гостиной его родителей, Адольфа и Каролины, собиралась интеллектуальная элита, живо обсуждались самые разнообразные темы — от медицины и музыки до политики. Питер впитывал не только смысл бесед, но и сами слова, а также то, с каким выражением они произносились.

Когда в 1927 году Гитлер собрал в Берлине первый съезд нацистов, Друкер, протестант по вере, учился на юридическом факультете Франкфуртского университета. Он ходил на лекции Кейнса и Йозефа Шумпетера. Его учеба, работа клерком в гамбургской экспортной фирме и аналитиком по ценным бумагам во франкфуртском торговом банке пришлись на время становления Гитлера, и он рано понял опасность централизованной власти. Его опубликованное в 1933 году эссе о Фридрихе Юлиусе Штале, ведущем немецком консервативном философе, так разозлило нацистов, что статью запретили и сожгли. Вторую работу Друкера,

Die Judenfrage in Deutschland («Еврейский вопрос в Германии»), вышедшую четырьмя годами позже, ждала та же участь. Единственный уцелевший экземпляр хранится в Государственном архиве Австрии в папке со свастикой.

Вскоре после прихода Гитлера к власти Друкер эмигрировал в Лондон. Здесь он поступил в банк и продолжал писать и изучать экономику. Как корреспондент нескольких английских газет в 1937-м он прибыл в Америку вместе с женой Дорис, с которой познакомился во Франкфурте. «Жизнь в Америке оказалась необычайно захватывающей, — вспоминал Друкер. — В Европе хотели достичь уровня 1913 года, а в этой стране все смотрели вперед».

Друкер преподавал в Беннигтоне политологию и философию, когда в 1945 году ему представилась возможность изучить General Motors — впервые взглянуть на корпорацию изнутри. В результате появились революционная книга Concept of the Corporation и решение в 1950 году перейти в бизнес-аспирантуру Университета Нью-Йорка. Как раз в это время Друкер услышал высказывание Шумпетера, читавшего тогда лекции в Гарварде: «Недостаточно, чтобы тебя помнили за книги и теории. Ты не сделал ничего особенного, если из-за тебя не изменилась жизнь людей».

Создание науки

Друке воспринял слова Шумпетера всем сердцем. Он занялся консалтингом, оставаясь преподавателем и писателем. В самой известной книге Друкера,

The Practice of Management, вышедшей в 1954 году, американская корпорация разложена, как лабораторная лягушка после вскрытия. Названия глав говорят сами за себя: «Что такое бизнес?», «Управление ростом». Это была первая популяризаторская книга о менеджменте. В ней утверждалось, что это не наука и не искусство, а профессия, как медицина или юриспруденция. Автор писал, как создать условия, чтобы люди проявляли свои самые хорошие качества. Как говорил сам Друкер, «я написал

The Practice of Management, потому что книг о менеджменте не было. Я десять лет занимался консалтингом и преподаванием, и ничего или почти ничего не было. Поэтому получилось, что я сел и написал, прекрасно сознавая, что закладываю основу целой науки».

Друкер преподавал в Нью-Йоркском университете 21 год, и его авторские лекции стали настолько популярны, что он читал их даже в соседнем спортивном клубе: там слили воду в бассейне и установили несколько сотен складных стульев. В 1971 году Друкер перебрался в Калифорнию, где вел социологию и менеджмент в аспирантуре при Университете Клэрмонта.

Но в этой среде его всегда считали чужим — писателем, а не ученым, и бизнес-школы его игнорировали. Том Питерс говорит, что получил две научные степени, включая докторскую по бизнесу, ни разу не ознакомившись с теорией Друкера и не прочитав ни одной его книги. Даже некоторые коллеги по Нью-Йоркскому университету были против того, чтобы Друкер там преподавал, потому что его идеи не были плодом масштабных научных исследований. Много лет профессора элитарных бизнес-школ повторяли, что не читали работ Друкера, поскольку считают его идеи надуманными. И задолго до смерти мыслителя даже декан аспирантуры менеджмента имени Питера Ф. Друкера в Клэрмонте сказал: «Этот бренд закатывается».

В 80-х Друкер стал серьезно сомневаться в бизнесе и самом капитализме. Он уже больше не считал корпорацию идеальной ячейкой общества, а видел в ней практически прямо противоположное: место, где личный интерес взял верх над принципами равенства, которые он так долго проповедовал. В своих статьях и выступлениях Друкер предстал одним из самых серьезных критиков корпоративной Америки. Он не признавал безоглядные слияния и поглощения. Когда топ-менеджеры увлекались строительством империй, он выступал против раздувания штатов и критиковал институт многочисленных «помощников по…» как неэффективный. В эссе 1984 года Друкер ясно показывал, что зарплата топ-менеджеров взлетела до космических высот и вышла из-под контроля, а вознаграждение гендиректоров в двадцать с лишним раз больше средней зарплаты рядовых сотрудников. Особенно его выводило из себя, когда огромные суммы экономились за счет увольнения тысяч сотрудников. «Это непростительно с моральной точки зрения и в социальном отношении, — писал Друкер. — И мы дорого за это заплатим».

Период жестких недружественных поглощении и слияний 80-х, который кое-кто считает сегодня важнейшим для повышения эффективности и производительности американской экономики, по Друкеру, был «окончательным крахом корпоративного капитализма». Он тогда сравнивал трейдеров с Уолл-стрит с «балканскими крестьянами, ворующими овец друг у друга» или со «свиньями, отпихивающими друг друга от кормушки». Он настаивал, что многомиллионные выплаты топ-менеджерам (зарплата + бонусы + опционы и т.п.) развратили их и лишили способности думать о ком-либо, кроме самих себя. На каком-то этапе Друкер так разочаровался в американских корпоративных ценностях, что даже заявил: «Хотя я верю в рынок, у меня возникли серьезные сомнения в капитализме».

Внешне Друкер никогда не соответствовал расхожему представлению о консультанте по менеджменту — этакий застегнутый на все пуговицы сухарь. Ему нравилась яркая одежда: рубашка цвета зеленого бутылочного стекла, трикотажный галстук, темно-синий пиджак с синей-синей сорочкой или просто шерстяная фланелевая рубашка и желто-коричневые брюки. Друкер всегда работал в домашнем кабинете, забитом книгами и записями классики на стонущих под их весом полках. Ученый не держал секретаря и сам принимал факсы и отвечал на звонки — он был своего рода телефонным наркоманом, по его собственному выражению.

Почему идеи Друкера по-прежнему актуальны

Вот лишь некоторые из множества его «идей на все времена»

О лидерстве. Никогда не думайте и не говорите «я». Думайте и говорите «мы». Эффективный лидер знает, что его авторитет — это доверие организации. Он понимает, что потребности и возможности организации выше его нужд.

О таланте. Привлечение и удержание талантливых специалистов стали основными задачами менеджмента. У knowledge workers всегда есть куда пойти работать, так что обращаться с ними следует не как с наемниками, а как с добровольцами. Они заинтересованы в личных достижениях и личной ответственности. Им нужны профессиональный рост и совершенствование. Они хотят уважения и авторитета. Дайте их им.

О работе. Концентрируйте внимание на возможностях, а не на проблемах. Решение проблем позволяет избежать потерь, а реализация возможностей дает результаты. В условиях реального кризиса на совещаниях менеджмента проблемы даже не стоит обсуждать, пока не проанализированы возможности и не решено, как их использовать. Относитесь к переменам как к новому шансу и не бойтесь их.

О принятии решений. Любое решение рискованно: это использование ресурсов при неизвестном заранее результате. Риск можно сократить до минимума, когда вы понимаете, что решение необходимо, знаете, как четко определить проблему и что вам в конце концов придется пойти на компромиссы. Решение не принято, пока вы не представляете, как его выполнить.

Об организациях. Людям свойственно не думать о других. Но эффективные организации существуют, чтобы удовлетворить не вас, а клиента. Руководители обязаны строить работу так, чтобы сотрудники постоянно решали все новые задачи, стремясь наиболее полно отвечать всем вновь возникающим нуждам клиентов.

При обучении по индивидуальной программе вы можете включить в свой учебный план десятки курсов по менеджменту из нашего каталога самого разного уровня: от «Теории управления» и «Теории организации» до операционного или стратегического менеджмента. При обучении вы также получаете доступ к полнотекстовому архиву всех основных книг и статей Питеру Друкера как на русском, так и на английском языке в оригинале.

История возникновения и развития менеджмента начинается со времён до нашей эры и продолжается сейчас. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале:

  • I. Древний период.
  • II. Индустриальный период.
  • III. Период систематизации.

история развития менеджмента

Также выделяются несколько школ управления с различными концепциями:

  • научная;
  • классическая;
  • человеческих отношений;
  • поведенческих наук;
  • управленческих наук.

Древний период

история развития менеджмента кратко

История развития менеджмента, кратко о которой мы постараемся рассказать ниже, начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке.

Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми.

Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента.

Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему.

Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему:

  • Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи.
  • Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества.
  • Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам.

В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.

Индустриальный период

На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным.

Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих.

Период систематизации

Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на всё общество.

На рубеже XIX–XX веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством.

На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее.

Школа научного управления

история развития управления менеджмента

Основное внимание в данной концепции уделено лучшей эффективности управления производства и труда.

Главные причины системы научного менеджмента:

  • попытка крупного бизнеса воспользоваться преимуществами техники;
  • желание людей достичь наиболее эффективных способов выполнения работы.

Основные принципы данной системы управления:

  • отбор рабочих согласно специально разработанным тестам;
  • изучение временных затрат рабочего;
  • разделение работы на специализации;
  • экономическое стимулирование труда;
  • разделение ответственности между сотрудниками и менеджерами.

Классическая школа

История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей.

В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества:

  • разделение труда;
  • передача целей от руководства к рабочим;
  • единство распределения;
  • ограниченное число сотрудников.

Школа человеческих отношений

история развития школ менеджмента

Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления.

Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность.

Главные принципы школы человеческих отношений:

  • взаимное общение между руководителем и рабочими;
  • беседы сотрудников с психологами;
  • организация мероприятий;
  • приветствие неформальных групп.

К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем.

Школа поведенческих наук

Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы.

Основные задачи данной концепции:

  • исследование поведения человека;
  • улучшение межличностных отношений;
  • разработка проблем социальных коммуникаций;
  • поддержание авторитета в коллективе;
  • стереотипы в поведении;
  • изменение рабочих задач и уровня труда.

Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный.

Школа науки управления

В понимании данной школы управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. Математические науки составляют данную концепцию.

У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности.

Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций. Алгоритм такого способа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Разработка модели ситуации.
  3. Замена словесного анализа количественными значениями.

Ситуационный подход

Такая система позволяет определить ситуации, влияющие на предприятие в определённый временной промежуток. Школа науки управления открыла главные факторы, мешающие эффективной работе организаций.

Различные школы управления выделяли только внутренние проблемы, причём каждая концепция свои. Однако множество предприятий зависит от внешних переменных. Необходимость принимать во внимание и внешнюю среду обозначилась в конце 50-х годов.

Заслуга школы науки управления в ситуационном подходе в том, что она установила взаимосвязь как внешних, так и внутренних перемен.

Системный подход

Согласно данной методике, любая организация есть не что иное, как сочетание взаимосвязанных элементов, направленных на выполнение одной цели.

Изначально такой подход использовался только в точных науках. В менеджмент же эту систему ввели в конце 50-х годов, и она значительно повысила успех школы науки управления.

Системный анализ

Основная задача системного анализа заключается в построении общей модели, показывающей взаимоотношения реальных ситуаций.

Первоначально такой подход составлялся для военных действий, но в 50-х годах его стали использовать и в менеджменте.

Успех школы науки управления был гораздо меньшим по сравнению со школой поведенческих наук. Частично из-за того, что большинство проблем были связаны с человеческими отношениями, отчасти и по той причине, что малое количество предпринимателей понимали сложные методы научно-управленческой школы.

История развития менеджмента кратко описывает, как возникали цивилизации и города, показывает приход общества от первобытного строя к современному.

Но это в общих чертах, а теперь более подробно о его возникновении на родине – США.

Развитие менеджмента в США

в истории развития менеджмента содержание функций управления

История развития менеджмента в США до XX века не особо отличается от других стран. Поэтому в данном разделе раннее время рассмотрено не будет.

На начало XX в. выпало развитие производства. Все цели предпринимателей заключались в улучшении механизма массового производства.

Чёткое ограничение отраслей давало хорошие возможности роста. Внимание менеджеров сосредотачивалось только на работе механизма. Из-за этого появился производственный стереотип.

Однако в 30-х годах потребитель перестал довольствоваться только основными потребностями. И тогда задачей управления стало воздействие на покупателя.

Теперь конкуренция внутри одной организации превратилась в весьма распространённое явление. Но даже и без борьбы менеджеры пытались сопротивляться переменам из-за обязательного получения новых навыков.

В 50-х годах на смену индустриальной пришла постиндустриальная эпоха, продолжающаяся и сейчас. Но на этом не заканчивается история развития управления. Менеджмент востребован ещё больше.

Развитие менеджмента в России

Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания. Однако мы постараемся описать, как зарождалась история развития менеджмента кратко и в доступной форме.

Дореволюционный период

 история развития менеджмента в россии

Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.

Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.

Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.

Постреволюционный период

история развития теории менеджмента

После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:

  • демократический централизм;
  • единство политических и хозяйственных руководителей;
  • ведение хозяйства по плану;
  • стимулирование труда материальным поощрением;
  • научность управления;
  • ответственность;
  • правильный подбор и расстановка кадров;
  • экономичность и эффективность;
  • наилучшее сочетание отраслевого и территориального управления;
  • преемственность хозяйственных решений.

История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.

Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.

Период с 30-х годов до распада СССР

В 30-х годах выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность – инженер-экономист. Но колоссальный урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы.

Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства.

В конце 50-х годов тема исследований менеджмента стала расширяться. В начале 60-х годов появился новый раздел экономики – кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента.

В 70-е годы начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны.

В конце 70-х — начале 80-х были открыты лаборатории по проблемам управления. В их обязанности входили:

  • сбор и систематизация результатов во всемирной науке управления;
  • формирование и реализация научно-исследовательских планов;
  • внедрение консультирования по вопросам менеджмента.

90-е годы XX века

история возникновения и развития менеджмента

Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.

Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам.

Современный период

Главными принципами нынешней системы управления являются:

  • системный и ситуационный подход в управлении;
  • инновации;
  • ответственность менеджмента перед обществом;
  • ориентация на человеческие возможности.

В последние годы системе российского управления для нормальной работы требуются многие радикальные перемены.

В этом и состоит вся российская история управления менеджмента. Кратко говоря, все переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, а из-за государственных переворотов.

РУКОВОДСТВО

РУКОВОДСТВО

англ. guideness/ leadership/management; нем. Fuhrung. Деятельность по определению целей и путей их достижения; стратегия развития и управления.

Энциклопедия социологии,
2009

Синонимы:

Смотреть что такое «РУКОВОДСТВО» в других словарях:

  • Руководство — см. «Высшее руководство». Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • РУКОВОДСТВО — РУКОВОДСТВО, руководства, ср. 1. только ед. Действие по гл. руководить, деятельность руководителя. «Искусство руководства есть серьезное дело.» Сталин. «Только руководство коммунистической партии обеспечило победу пролетарской революции и… …   Толковый словарь Ушакова

  • руководство — управление, заведование; учебник, инструкция, справочник, описание; начальник, руководитель, администратор, вождь, лидер, глава, шеф, заведующий, директор, патрон, управляющий, босс; авторуководство, шефмонтаж, президенство, директорство,… …   Словарь синонимов

  • Руководство — Бизнес * Банкротство * Бедность * Благополучие * Богатство * Воровство * Выгода * Деньги * Долги * Скупость * Золото * Игра * Идея * Конкуренция * Планирование * Прибыль * …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • руководство — Обеспечивает то, чтобы политики и стратегия действительно были внедрены, и чтобы требуемые процессы выполнялись корректно. Руководство включает в себя определение ролей и ответственностей, измерение и отчётность, выполнение действий для решения… …   Справочник технического переводчика

  • Руководство — производственно практическое издание детально инструктивного характера. См. также Практическое руководство …   Издательский словарь-справочник

  • РУКОВОДСТВО — РУКОВОДСТВО, а, ср. 1. см. руководить. 2. То, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности. Принять постановление к руководству. План р. к действию. 3. Учебное пособие по какому н. предмету, специальности. Р. по фотографии. 4. собир.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Руководство — осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе, организации, на предприятии. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • руководство — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? руководства, чему? руководству, (вижу) что? руководство, чем? руководством, о чём? о руководстве; мн. что? руководства, (нет) чего? руководств, чему? руководствам, (вижу) что? руководства,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • руководство — Вопрос Как правильно: написать на брошюре «Руководство по…» или «Руководство о…»?      Слово руководство в значении «пособие, справочник, учебник» требует дат. п. с предлогом по: руководство по руководство по математике, руководство по биологии,… …   Словарь трудностей русского языка

Написана она в 1911 году, но и в 2016 читается с большим интересом. Автор настолько силён как менеджер, что дал бы фору многим современным управленцам. Автор является не собственником фабрики, а наемным служащим, а также консультантом.

Фредерик Уинслоу Тэйлор

Его не назвать

жадным капиталюгой

. Его книга пропитана человеколюбием и честностью.

Тем не менее, на страницах описана ожесточенная война с рабочим коллективом, и Тэйлору удалось перевернуть всю сложившуюся годами систему взаимоотношений на подконтрольной ему территории.

А ни прочесть ли мне это?

Книга очень простая и маленькая, поэтому если вы еще ничего особенно не читали, то начать с этой книги — хороший выбор.

Сей труд был написан на заре времён, когда менеджеры начали понимать, что нужно переходить от ремесла к

технологии

и что урочная оплата труда — гораздо эффективнее, чем сдельная.

О чем пишет?

Автор критикует «работу с прохладцей», то есть то явление, когда сотрудники предприятий прохлаждаются на работе. В этом он видит главное несчастье и причину низкой эффективности производства. Производит сравнение между занятием спортом, при котором человек проявляет максимальное напряжение сил, и занятием работой, при котором тот же самый человек, к великому сожалению автора, прикладывает всего лишь треть своих возможных усилий.

Существуют три причины, которые вкратце сводятся к следующему:

  • во-первых, — опасение того, что реальное повышение выработки, в данной отрасли промышленности, приведет в конечном результате к лишению работы значительного числа занятых в ней рабочих;
  • во-вторых, — обычно применяемая ошибочная система организации управления предприятиями, которая принуждает каждого рабочего «прохлаждаться» или работать медленно, защищая этим свои собственные насущные интересы;
  • в-третьих, — непроизводительные, грубо-практические методы производства, которые до настоящего времени почти повсеместно господствуют во всех отраслях промышленности и, применяя которые, наши рабочие затрачивают даром значительную долю своих усилий.

Почему сдельная оплата труда неэффективна??

Потому что если расценки не менять, то в перспективе (с ростом производительности) это ведет к раздуванию фонда оплаты труда.

Но с ростом фонда оплаты труда при сдельной оплате усиленно боролись, и вот как это происходило: просто срезали расценки за каждую изготовленную единицу, если общая сумма выходила слишком большой. Естественно, это вызывало ответную реакцию со стороны рабочих: чтобы не допустить дальнейшего снижения расценок, они тщательнейшим образом контролировали свою производительность и старались выполнять работу как можно более неэффективно и медленно, т.к. зачем производить больше, если это потом будет принято как новый, более высокий, норматив, но за те же деньги?

Цитата из книги:

Настоящее развитие искусства систематического замедления темпа работы получило именно при господстве системы сдельной оплаты. После того, как рабочему в результате повышения им производительности и увеличения размера выработки, в два или три раза понизили ставку платы за выработанную штуку, он способен окончательно утратить всякое понимание точки зрения своего хозяина (?!) и проникнуться мрачной решимостью не допустить никакого дальнейшего понижения платы, если только замедление темпа работы может оказаться годным для этого средством.

Тот же самый парадокс, но немного под другим углом, был описан и в книге «

Русская модель управления

«.

Однако, в гораздо более значительном масштабе это систематическое замедление темпа работы осуществляется рабочими, с сознательным намерением оставить своих предпринимателей в неведении относительно того, с какой скоростью в действительности может производиться данная работа.

Немедленно продолжаю мысль автора. О какой оптимизации производства в такой среде может идти речь? Если все рабочие горой стоят против любой оптимизации, т.к. считают, что все это против их интересов?

Что еще критикует автор?

Времена были мохнатые, и работа на предприятиях выстраивалась по принципу «

инициатива и поощрение

«: руководство предприятия выдавало информацию о том, что именно нужно сделать, но на вопрос «как это сделать?» должен был себе ответить сам рабочий. Не было технологии, не было

производственного инструктажа

. Рабочие учились выполнять производственные операции путем наблюдения за ближайшими соседями. Поэтому работа выполнялась по принципу «кто во что горазд». Руководство рассчитывало, что если кто-то сильнее напряжется, и выполнит работы больше нормы (инициатива), то тогда он получит премию (поощрение).
Оплату обычно выдавали в целом на всю бригаду, поэтому работать больше других рабочему тоже смысла не было. При такой организации труда больших прибылей ждать не приходится, поэтому и оплата труда была такой, что рабочий большую часть времени ходил босиком из соображений экономии.

Что предлагает?

  1. Подбирать для каждой конкретной работы наиболее подходящих для этого людей;
  2. Провести исследование наиболее эффективного выполнения каждого вида работы (обязательно в таком объеме, при котором данная работа может выполняться годами. Спринтер, пробежав 100-метровку не может сказать марафонцу бежать таким образом все 40 километров);
  3. Обучить данному методу каждого рабочего, занятого данной деятельностью (Внимание! Не одни только письменные инструкции! Живой инструктор!);
  4. При достижении установленной планки производительности выплачивать рабочему зарплату выше, чем в среднем по другим предприятиям (+60% к ЗП при повышении производительности в 3,6 раза. Это Тейлор вывел экспериментально. Ни больше, ни меньше). Игнорирование этого пункта приводило к забастовкам.
  5. Тех, кто не справляется с нормой — перевести на другие работы или уволить;
  6. Продолжать совершенствование метода, принимать рационализаторские предложения от рабочих.

Прошу заметить, что «исследование наиболее эффективного выполнения» — это не то же самое, что «

заставлять рабочего делать все точно так же, как он и делал, но как можно быстрее

«.

Метод Тэйлора по поиску эффективного метода — полноценное исследование, достойное восхищения.

Исследование №1 — погрузка чугунных болванок в железнодорожный вагон

Оптимизация, прогресс

Тэйлору удалось добиться того, что рабочая артель из 75 носильщиков чугуна с производительностью 12,5 тонн на человека в день вышла на такую производительность, при которой каждый человек начал переносить по 47 тонн в день на каждого отдельного человека.

Зарплата каждого из рабочих до начала исследований составляла 1 доллар 15 центов в день.

Тэйлор вместе со своим помощником отобрали для себя подходящего рабочего для проведения испытаний и пообещали платить ему по 1 доллару 85 центов в день если он будет в точности выполнять все их приказы.

«Завтра будете в точности делать то, что Вам скажет этот человек, с утра и до ночи. Когда он прикажет Вам поднять болванку и пойти, Вы поднимете ее и пойдете, а когда он скажет, чтобы Вы сели и отдохнули, Вы сядете и отдохнете. И Вы будете это делать в течение всего дня. И затем еще одно: не болтать зря! Человек, который дорого стоит, делает в точности то, что ему скажут, и не болтает зря.»

Каковы были бы ответы рабочего, если бы с ним разговаривали так, как это является обычным при системе «инициативы и поощрения»? Например, в следующих выражениях: «Ну вот, Шмидт, Вы первоклассный носильщик чугуна и хорошо знаете свое дело. Вы работали со скоростью в 12,5 тонн в день. Я очень основательно изучил вопрос о переноске чугуна и убежден, что Вы в состоянии сделать гораздо большую работу в течение дня, чем Вы теперь делаете. Скажите, не думаете ли Вы, что если бы Вы очень постарались, Вы могли бы перенести в день 47 тонн чугуна, вместо 12,5 тонн»?

Что, Вы думаете, ответил бы на это рабочий?

Если бы ему позволили взяться за кучу в 47 тонн чугуна без указаний и руководства со стороны человека, изучившего искусство или науку переноски чугунных болванок, то в своем стремлении заработать повышенную плату он, по всей вероятности, утомил бы себя до полного изнеможения к 11 или 12 часам дня. Он работал бы столь непрерывно, что мускулы его не имели бы достаточного времени отдыха, абсолютно необходимого для их восстановления. Напротив, после того, как человек, знакомый с законом, управляющим данным видом труда, день за днем стоял над ним и руководил его работой, пока он не приобрел привычку отдыхать так часто, как это нужно было, он мог затем работать ровным темпом в течение всего дня, не утомляя себя чрезмерно.

После этого они оставили на работе по переноске чугуна только каждого восьмого, наиболее приспособленного для этого рабочего, а остальных от данной работы отстранили и перевели на другие виды работ. Тэйлор со своим помощником обучили переноске чугуна всех оставшихся рабочих и установили им дневную ставку 1 доллар 86 центов в день.

Исследование №2 — работа лопатой

Тэйлор продолжил свои эксперименты. На предприятии, где он работал, было 600 человек, работающих лопатой. Все они были объединены в бригады с одним надсмотрщиком на бригаду.

Тэйлор или его помощники хронометрировали работу лопатой и пытались установить, при какой нагрузке на лопату достигается максимальная суточная производительность. Исходя из этого, он разработал свой вид лопаты под каждый вид сырья: на железную руду самая маленькая лопата, т.к. плотность данного вещества была самой высокой. На уголь или золу лопаты были разработаны очень большие, т.к. этот материал очень легкий. В общей сложности было разработано 10 типов лопат.

Были проведены тысячи экспериментов с секундомером: если рабочий собирает уголь лопатой с земли, если втыкает лопату в середину кучи, если куча лежит на деревянном полу, если куча лежит на железном полу и т.д.

Инструментарий и обучение людей было выполнено таким образом, чтобы средняя нагрузка на один швырок лопатой стремилась к 21 фунту (8,6 кг). При такой нагрузке рабочий не приходил в усталость раньше времени и в то же время его назрузка не была смехотворно мала.

Каждое утро каждый рабочий получал листочек, в котором было написано, какие виды лопат он должен получить у кладовщика, куда ему идти работать и сколько тонн материала там следует перекидать. Если рабочий укладывался в норматив, ему выплачивали 1 доллар 85 центов, а если нет — то 1 доллар 15 центов и отправляли к инструктору по обучению работе с лопатой.

Тэйлор установил, что скорость работы каждого рабочего в бригаде снижается до скорости самого медленного рабочего, а то и ниже, т.к. если оплаты выдают в равной степени на всех, то никто не хочет работать быстрее остальных. Поэтому он запретил рабочим объединяться в бригады и ввел такую политику, при которой каждый рабочий получал свое собственное индивидуальное задание и свою собственную индивидуальную оплату.

Этот надзор за каждым рабочим в отдельности повлек за собой необходимость в постройке специального помещения конторы для заведующего и клерков, ведению которых была поручена эта отрасль труда. В этой конторе вырабатывался план работы для каждого отдельного рабочего, и служащие переводили рабочих с места на место, имея перед глазами подробные диаграммы и карты двора, схожие с тем, как передвигаются шахматы по шахматной доске. Для этой же цели была организованна система телефонов посыльных-курьеров. Таким путем значительная потеря времени, вызываемая наличием слишком большого количества людей в одном месте и слишком малого в другом, а также затратой непроизводительных промежутков времени между выполнением отдельных работ, была почти совершенно сведена на нет.
Также, эта организация состояла из нескольких человек, занятых развитием науки о данной отрасли труда, путем изучения надлежащей продолжительности рабочего времени, как это было описано выше; затем, из других людей, по большей части бывших самыми искусными рабочими, которые выполняли функции инструкторов: помогали рабочим и руководили ими в их работе; далее, — из людей, хранивших на складе инструменты, на обязанности которых лежало выдавать рабочим надлежащие инструменты и содержать их в полном порядке.

В результате всех оптимизаций он оставил на работе только 140 из 600 рабочих с лопатой, а остальных перевел на другие должности.

Тэйлор предвидел, что будет обвинен в том, что изображено на этой картинке:

Рационализация рабочей силы

То есть в том, что он сократил количество людей, создающих ценность и многократно увеличил количество тех, кто «кушает эту ценность».

Поэтому он немедленно приводит все денежные показатели, которые свидетельствуют о том, что предприятие получило огромную финансовую выгоду. Кроме того, финансовую выгоду получили также и сами рабочие, за что были ему очень благодарны.

Среднее число тонн выработки на человека в день было 16 тонн, стало 59 тонн.

Средняя себестоимость переработки одной тонны была 0,072 доллара стала 0,033 доллара.

При расчете себестоимости в 0,033 доллара на тонну включены издержки на постройку конторы и склада инструментов и на вознаграждение всех агентов по организации труда, надсмотрщиков, клерков, счетчиков рабочего времени и т.д.

В течение этого года общая сумма экономии при новой системе, по сравнению со старой, составила 38 417,69 долларов, а в течение следующих шести месяцев, когда вся работа на заводском дворе была целиком переведена на урочную систему, сбережение выразилось в размере 80 000 долларов в год.

Причем, он сделал все это даже не находять в должности генерального директора. Насколько я понял, он был главным механиком. Где мы учились, он преподавал.

Небольшое отступление от темы: мало вещей в трудовой деятельности бесят меня настолько, как если менеджер начинает оценивать эффективность производственной системы по процентному соотношению количества персонала, приносящего ценность и «вспомогательного» персонала. Их взгляды опровергнуты еще в 1911 году. Предприятие следует оценивать по другим критериям.

Конкуренты

Конкурирующему заводу не хватало рабочих для выгрузки той же самой руды из тех же самых вагонов. Также, они узнали о том, под руководством Тэйлора работает превосходный комплект рабочих, поэтому они объявили о том, что предлагают 4,9 цента с тонны против 3,2 цента, которые они получали у Тэйлора.

Тэйлор посчитал, что поднимать ставку вслед за конкурентами — неразумно и спокойно отпустил тех рабочих, которые пожелали уволиться.
Не прошло и 6 недель как большинство из них вернулось обратно грузить руду за 3,2 цента на тонну.

Автор имел следующий разговор с одним из этих людей после его возвращения:

«Патрик, что Вы здесь опять делаете? Я думал, что Вы окончательно ушли от нас».

«Да, сэр, я Вам расскажу, как это было. Когда мы туда пришли, Джимми и я, нас поставили разгружать вагон вместе с восемью другими рабочими. Мы начали сбрасывать руду лопатой таким же манером, как мы делаем здесь. Не прошло получаса, как я заметил, что какой-то маленький дьявол рядом со мной совсем почти не работает. Я сказал ему: «Отчего Вы ничего не делаете? Если мы не выгрузим руды из вагона, то нам не заплатят денег в день расчета». Он обернулся ко мне и спросил: «Кто Вы такой, черт возьми?» — «Ладно», сказал я, «это не Ваше Дело». Тогда маленький дьявол встал прямо передо мной и сказал: «Вы не вмешивайтесь не в свое дело, или я сброшу Вас с этого вагона»! Ну, конечно, я мог плюнуть на него и утопить его в своем плевке, но остальные рабочие опустили свои лопаты и сделали такой вид, что станут на его сторону. Тогда я обернулся к Джимми, и сказал так, чтобы слышала вся партия рабочих: «Ладно, Джимми, Вы и я, мы будем сбрасывать полную лопату каждый раз, когда этот маленький дьявол сбрасывает свою, а больше ни одной лопаты!» Так мы за ним и следили, и работали, только когда, он работал. Когда пришел день расчета, оказалось, что мы заработали меньше денег, чем здесь. После этого Джимми и я отправились к надсмотрщику и попросили его, чтобы он дал нам двоим разгружать отдельный вагон, подобно тому, как мы это делали здесь. Но он ответил нам, чтоб мы не вмешивались не в свое дело. Когда еще раз пришел день расчета, мы опять получили меньше денег, чем здесь. Тогда Джимми и я собрали всю нашу партию и привели их сюда назад, на работу».

Исследование №3 — кладка кирпича

Данное исследование выполнил не Тэйлор, а Франк Б. Джильбрет. Он приводит все детали своего анализа этой отрасли труда в главе, озаглавленной «Изучение движений», своей книги под названием «Система кирпичной кладки». Тэйлор ссылается на него в своей книге.

Он произвел путем специальных экспериментов учет каждого отдельного, даже самого незначительного элемента, оказывающего в каком бы то ни было отношении влияние на скорость и утомление рабочего-каменщика. Он установил точное положение, которое каждая из ног каменщика должна занимать по отношению к возводимой стене, шайке с цементом и куче кирпичей, и освободил его, таким образом, от необходимости делать шаг или два шага по направлению к куче кирпичей и обратно каждый раз, как он укладывает один кирпич.

Он выяснил наиболее удобную высоту для шайки с цементом и кучи кирпичей и вычертил на основании этого план передвижной платформы с поставленным на нее столом, на котором расположены под рукой у рабочего все необходимые ему материалы и который, таким образом, позволяет постоянно сохранять надлежащее относительное расположение кирпичей, цемента и самого рабочего. Такие платформы устанавливаются по мере того, как стена растет вверх, для всех отдельных каменщиков специально предназначенным для этой цели рабочим, и, таким образом, каменщик освобождается от излишней необходимости нагибаться до уровня своих ног за каждым кирпичом и за каждой лопаткой цемента, а затем выпрямляться вновь.

В результате дальнейшего изучения вопроса было установлено, что немедленно после выгрузки кирпича из телег и перед тем, как доставить его каменщикам, должна производиться тщательная сортировка его специальным рабочим. После этого, кирпичи кладутся своей наиболее гладкой поверхностью на простую деревянную доску, устроенную так, чтобы позволить каменщику брать каждый отдельный кирпич с наибольшей скоростью и наиболее удобным для себя образом. Таким образом, каменщик избавляется от необходимости поворачивать кирпич перед глазами каждой стороной и каждым концом для того, чтобы рассмотреть его перед тем, как уложить. Он сберегает тем самым время, затрачиваемое им на то, чтобы решить, каким краем и каким концом лучше всего положить кирпич так, чтобы он приходился с внешней стороны стены. В большинстве случаев, он сберегает также и время, затрачиваемое на то, чтобы доставать отдельные кирпичи из беспорядочной кучи, лежащей на лесах. Упорядоченные «стопки» кирпичей устанавливаются подручным рабочим в надлежащем положении на передвижной платформе в непосредственной близости к шайке с раствором цемента.

Мы все привыкли видеть, как каменщики по несколько раз постукивают по каждому кирпичу, положив его предварительно на его цементное ложе, концом ручки кельма для того, чтобы установить надлежащую толщину цементной прослойки. М-р Джильбрет выяснил, что путем соответствующего регулирования густоты раствора кирпичи могут быть легко укладываемы надлежащем образом, путем простого надавливания вниз рукой, которая их укладывает. Он добился того, что его месильщики цемента обращали особое внимание на установление надлежащей густоты раствора и, таким образом сберегали время, затрачиваемое обычно каменщиком на прилаживание кирпича, путем постукивания по нему ручкой кельма.

В результате он увеличил производительность с 120 кирпичей на человека в час до 350 кирпичей на человека в час.

Исследование №4 — сортировка велосипедных подшипников

Тут Тэйлор уже приехал на другое предприятие как консультант.

Вот, что он увидел: 120 девушек занимались техническим контролем шариков для подшипников. Их рабочий день составлял 10,5 часов и еще половину субботы.

Работали они так: они клали несколько шариков на ладонь, пристально их рассматривали под сильным освещением, катая туда-сюда. Бракованные выбирали магнитом.

Дефекты на шариках были настолько мелкими, что неподготовленному человеку были совершенно не видны. Поэтому работа требовала самого сосредоточенного внимания и быстро утомляла.

Тэйлор приступил к работе:

Первым делом он заметил, что большую часть 10,5-часового рабочего дня девушки занимались болтовней, потому что рабочий день был слишком длинным и они сильно уставали.

Болтовня, телефон, Александр Бэлл

Он предоставил им право проголосовать, согласны ли они сократить рабочий день на пол часа с сохранением той же оплаты труда и той же нормы выработки. К своему шоку он получил единогласный отказ что-либо менять. Тогда он «ударил кулаком по столу» отменил это голосование и приказал сократить рабочий день до 10 часов, потом до 9,5; до 9 и после этого до 8,5.

Оказалось, что все девушки продолжали успевать справляться с дневной нормой выработки.

Вторым шагом он решил произвести подбор наиболее способных работниц: он провел исследование на скорость реакции распознавания каждой из работниц. Как только в поле зрения работницы вводился знакомый ей символ (буква), она должна была нажать на кнопку. Таким образом он замерил скорость распознавания и реакции каждой из работниц и уволил наименее способных.

Так как свободного места стало побольше, третьим шагом он рассадил работниц как можно дальше друг от друга, чтобы затруднить им болтовню.

Четвертым шагом пришло время поработать над производительностью. Но он не спешил этого делать до тех пор пока не был уверен в том, что сможет контролировать качество. Поэтому четвертым шагом он решил лишить их возможности работать небрежно. Для этого он сделал вторую линию контроля шариков, которая состояла из наиболее добросовестных работниц. Вторая линия, состоявшая всего из 4 человек, перепроверяла шарики после первой линии, причем нумерация ящиков была выполнена таким образом, чтобы работницы второй линии не знали, за кем именно из первой линии они проверяют каждый из конкретных ящиков.

После этого Тэйлор создал третью линию перепроверки, состоящую из главной контролерши. Она выборочно перепроверяла некоторые ящики.

Неэффективный менеджер

Пятым шагом Тэйлор придумал метод проверки эффективности разработанной системы:
Каждые два или три дня главный мастер специально набирал комплект шариков, отсчитывая определенное количество совершенно свободных от недостатков шариков и прибавляя к нему по известному числу бракованных шариков. Ни обыкновенные работницы, ни поверочные контролерши не имели никакой возможности отличить этот специально набранный комплект от других обычных комплектов. Таким образом, у поверочного персонала в корне пресекалось всякое искушение к небрежной работе или к ложным отчетам.

Теперь, в качестве шестого шага, можно было переходить и к увеличению выработки. Был введен точный ежедневный учет, как количества, так и качества произведенной работы. В сравнительно короткое время результаты этой отчетности позволили главному мастеру поощрять рвение каждой отдельной работницы, путем повышения оплаты тем из них, которые давали выработку в большем количестве и лучшего качества, понижая в то же время плату тем, кто не обнаруживал достаточного рвения в работе, и увольняя тех, кто показал себя неисправимо медлительным и небрежным.

Далее, было проделано тщательное исследование использования времени каждой отдельной работницей и был произведен точный учет рабочего времени при посредстве секундомера и учетных карточек, для определения скорости, с какой должен нормально производиться каждый отдельный акт этой сортировочной работы, и для установления точных условий, при которых каждая работница может давать наиболее быструю работу, и при этом наивысшего качества. Если работница показывала низкий результат, к ней отправляли инструктора, чтобы выяснить, что у нее неблагополучно, чтобы повысить ее умение и поднять до нужного уровня.

Седьмым шагом он установил обязательные 10-минутные перерывы 4 раза за смену для устранения переутомления.

Восьмым шагом Тэйлор решил, что оставшиеся работницы заслужили 100%-ной прибавки к заработной плате, но она, тем не менее, сильно зависела от количества и качества проделанной работы.

В итоге 35 девушек стали выполнять работу, для которой раньше требовалось 120. Процент брака был снижен, снижены расходы предприятия, отношения между администрацией и работницами наладились.

Исследование №5 — работа на токарном станке

Здесь Тэйлор снова выступает в роли консультанта на каком-то заводе по производству паровозов.

Он увидел парк токарных станков, на которых уже 15 лет вытачиваются одни и те же детали машин. На этом заводе работали 300 прекрасных работников.

Он, со своей командой, взял для исследований один из типов станков (самый распространенный) и стал выполнять эксперименты. Исследования продолжались пол года. По итогам полугода они уже выявили некоторые эффективные методы, которые были введены в работу, и это повысило производительность токарных работ в 2 раза. Это окупило затраты на уже произведенные исследования.

Далее они вывели 12 переменных, которые влияли на скорость произведения работы:

(А) Качество металла подлежащего обработке, т.е. твердость его и иные свойства, влияющие на скорость резания. Отношение составляет 1, для полутвердой стали, к 100, для очень мягкой малоуглероднстой стали.

(Б) Химический состав стали, из которой сделан резец и закалка резца. Отношение составляет 1, для резцов из твердой углеродистой стали, к 7, для наилучших быстрорежущих резцов.

(В) Толщина стружки, т.е. спиральной полосы или ленты металла, снимаемой резцом. Отношение составляет 1, при толщине стружки в 3/16 дюйма, к 31/2, при толщине стружки в 1/64 дюйма.

(Г) Форма или контур режущего лезвия резца. Отношение составляет 1, для прямого, к 6, для круглого лезвия резца.

(Д) Способ охлаждения резца при помощи обильной струи воды или же иного охлаждающего средства. Отношение составляет 1, для резца, работающего всухую, к 1,41, для резца, охлаждаемого обильной струёй воды.

(Е) Глубина резания. Отношение составляет 1, при глубине в 1/2, дюйма, к 1,36, при глубине в 1/8 дюйма.

(Ж) Продолжительность резания, т.е. промежуток времени работы резца от одной заточки до другой. Отношение составляет 1, при заточке через каждые полтора часа, к 1,20, при заточке через каждые 20 минут.

(3) Углы резания. Отношение составляет 1, под углом резания в 68 градусов, к 1,023, под углом резания в 61 градус.

(И) Эластичность обрабатываемого изделия и резца в отношении дрожания при работе. Отношение составляет 1, при дрожании резца, к 1,15, при гладкой работе резца.

(К) Диаметр отливки или поковки, подвергаемой обработке.

(Л) Давление стружки на режущую поверхность резца.

(М) Изменения движущей силы и величин скорости и подачи станка.

После этого они стали выявлять зависимость одной переменной от другой для того, чтобы найти наиболее эффективный метод производства работ. Исследования продолжались 26 лет. Это было настолько долго потому что самым трудным было выполнить эксперимент так, чтобы только 1 из 12 переменных была изменена, а остальные 11 сохранить неизменными.

По истечении 26 лет у них собралась куча данных по десяти видам станков, однако теперь они не знали, как применять эти данные.

Для каждого конкретного изделия нужно было решить формулу с 12-ю переменными, и на решение данной формулы у них уходило от 2 до 6 часов, что, конечно же, было более долгим занятием, чем затраты времени на выполнение самой работы. Поэтому они обратились за помощью ко всем самым выдающимся математикам современности с просьбой за вознаграждение разработать метод быстрого решения. Данная просьба не увенчалась успехом, поэтому следующие 15 лет они самостоятельно разрабатывали таблицу, по которой нужный режим станка можно было рассчитать за 30 секунд.

По окончании всех исследований они выпустили книгу «Искусство резать металлы» и выступили с докладом на Американском Обществе инженеров-механиков, под заглавием «Счетные линейки для заводов машиностроительной промышленности, как элемент Тэйлоровской системы управления».

Их методами стали пользоваться рабочие на токарных станках. Он принудил их всё тем же способом: установил нормативы и выдавал ежедневную оплату только по достижении ежедневного норматива. Этого норматива можно было достигнуть только используя его методы. Старыми методами за Тэйлором было не угнаться.

Я не нашел в книге, насколько сильно была увеличена производительность, но насколько я могу судить по косвенным данным, она повысилась для разных видов станков минимум в 2,5 раза и максимум в 9 раз.

Тэйлор правильно делал, что сразу включал в работу то, что удавалось узнать, чтобы как можно раньше повысить производительность там, где это возможно, а не ждал 26+15 лет перед тем, как разом внедрить всё. К тому времени и предприятие может обанкротиться и станки устареть и быть снятыми с производства и мало ли, что еще может случиться.

ТЕЙЛОР В СТРАНЕ БОЛЬШЕВИКОВ

Ленин внимательно изучал труды ученого. В статье 1918 года «Очередные задачи Советской власти» он писал: «Русский человек — плохой работник по сравнению с передовыми нациями… Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее».

Однако советская система, которая прямо исключала возможность индивидуального подбора каждого работника на соответствующее место и не позволяла реализовывать политику нетерпимости к плохо работающим сотрудникам, была непригодна к применению методов Тейлора.

Вместо этого возникло кривое зеркало тейлоризма, так называемое стахановское движение — установка одноразовых искусственных рекордов производительности с дальнейшим превращением таких рекордов в норму. В точном соответствии с теорией Тейлора это вызывало у рабочих естественную негативную реакцию. Установившаяся система «уравниловки» окончательно похоронила перспективу применения системы Тейлора в СССР.

Подробнее:

«Основы рационализации производства», 3-е издание, 1934 г. И.М. Бурдянский

Травля Фредерика Тейлора

Генерал Уильям Круазъе пришел к выводу, что методы научного менеджмента могут быть использованы и на армейских складах. Своими действиями довел до забастовки…

Слушания начались в октябре 1911 г. и закончились в феврале 1912 г. В течение четырех дней Тейлор давал показания, на что у него ушло в общей сложности двенадцать часов. Атмосфера была достаточно тяжелой и враждебной; «затравленный и оскорбленный Тейлор закончил давать свои показания и, пошатываясь, спустился с кафедры, чувствуя, что комитет Конгресса втоптал в грязь дело всей его жизни».

Хокси (адъюнкт-профессор политической экономии Чикагского университета), от лица американской Комисии по трудовым взаимоотношениям:

«Полная реализация научного менеджмента неизбежно приведет к обесцениванию существующих навыков и ремесел, к постепенному снижению потребности в квалифицированном труде. Если формулируемый ныне идеал научного менеджмента будет воплощен в жизнь, любой прохожий сможет смело претендовать на любую рабочую вакансию. Это неизбежно приведет к краху основ главенствующих форм современного юнионизма и сделает невозможным ведение переговоров о заключении коллективного договора по ряду жизненно важных пунктов. Если мы попутно вспомним о дополнительных выгодах, которые дает работодателям прогрессивный сбор данных и их систематизация, об упразднении института ученичества, а вместе с тем и об обессмысливании понятия мастерства, и о прочих деструктивных тенденциях, присущих научному менеджменту, то подобное заключение представится несомненным».

Вывод

Главная мысль, которую Тэйлор пытается донести до читателя это то, что нельзя оставлять рабочего один-на-один со своей работой в надежде, что он сам разберется, как ему справиться с ней. А еще хуже будет, если вы объедините много рабочих в одну артель и дадите им общую работу на всех. Тэйлор пишет о том, что администрация предприятия должна в полной мере участвовать в вырабатывании наиболее эффективных методов выполнения работы.

В конце книги Тэйлор подробно описывает типичные ошибки при внедрении научного метода организации производства, и к чему это приводило.

Оценки:

Повышение общего кругозора: 4/5

Практическая польза: 5/5

Драйв при прочтении: 5/5




Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как открыть скупку золота пошаговая инструкция
  • Как открыть скупку золота пошаговая инструкция
  • Бакси луна комфорт 3 мануал
  • Бакси луна комфорт 3 мануал
  • Ринофлуимуцил 600 мг инструкция по применению цена