Кто разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию

Главная » Raznoe » Кто разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию

Кто разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию

Глава II. Из истории методики развития речи § 1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592–1672), которого называют отцом научной педагогики. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава (восьмая). Ко-менски|1 писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Примечательно, что рекомендации по формированию речи Я. А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах – на основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит. Коменский своеобразно характеризует общение с ребенком до трех лет, рассматривая обучение пониманию жестов, мимики как основу риторического действия. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом.

Большое внимание Коменский уделяет наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.

Названные принципы легли в основу учебных книг по обучению детей латинскому языку: «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков».

Близкими трудам Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746– 1827).

Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род.

В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи: обучение звуку, или средству развития органов речи; обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.

В книге «Как Гертруда учит своих детей» (письмо седьмое) Песталоцци подробно излагает методику обучения: упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последующим обучением чтению.

В основе обучения слову лежит принцип наглядности. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок.

В обучении связной речи Песталоцци устанавливал такую последовательность: познание внешнего вида предметов, его отличительных признаков на основе восприятия, подбор ряда слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление и распространение предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов. Разработанные Песталоцци упражнения одновременно развивали познавательные способности.

Песталоцци заложил основы частных методик начального образования. Многое из его педагогического наследия развито другими педагогами. Однако следует иметь в виду, что Песталоцци переоценивал возможности детей, на практике его упражнения носили утомительный, механический, формальный характер.

Идеи Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и русскую педагогику.

В первой половине XX века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель (1782–1852), которого считают основателем общественного дошкольного воспитания. В 1840 г. им было создано учебное заведение в помощь матери, названное «Детский сад».

Язык Фребель рассматривал как откровение духа Божьего. Задача воспитания – способствовать развитию заложенных в ребенке качеств.

Фребель считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Задачу воспитателя Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу.

Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой. Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала, так называемых даров, которые способствовали накоплению содержания речи. Вместе с тем эти занятия отличались необычайным дидактизмом, чрезвычайной регламентацией, сухостью, однообразием. У педантичных педагогов они превращались в дрессировку. Представители прогрессивной русской педагогики – П. Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, Е. И. Тихеева критически относились к системе Фребеля, отмечая, что такая методика не может развить яркого народного языка. Однако, по мнению К.Д. Ушинского, отдельные занятия и игры в руках творческих педагогов могли быть использованы без переделки.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870–1952), итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.). Упражнения, предлагаемые Монтессори, включали:

1.      Сенсорное восприятие предмета и его признаков.

2.      Распознавание предмета по названию.

3.      Запоминание названий предмета

(СНОСКА: Метод научной педагогики Марии Монтессори – Киев, 1993 – С 107-108).

На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.

Отечественные педагоги оценивали этот метод неоднозначно. В России метод Монтессори пропагандировала в начале этого века Ю. И. Фаусек.

Е. И. Тихеева, посетившая в 1913 г. дома ребенка в Италии, весьма критически относилась к этому методу за его дидактизм, формализм, отсутствие внимания к родному языку, к роли языка как средства социального воспитания, к влиянию речи окружающих, противопоставляя ему метод воспитания, развития речи и мышления на естественном материале, на ознакомлении с природой и окружающей жизнью. Методы развития речи по системе Монтессори Тихеева считала искусственными, далекими от интересов детей.

В настоящее время в связи с поисками новых путей организации дошкольных учреждений, содержания и методов работы с детьми возрос интерес к системе Монтессори.

Мнение такого образованного педагога, как Е. И. Тихеева, хорошо знакомого со всеми системами дошкольного воспитания тех лет, будет несомненно полезно при адаптации метода Монтессори в России.

studfiles.net

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 48Следующая ⇒

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592–1672), которого называют отцом научной педагогики. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава (восьмая). Ко-менски|1 писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Примечательно, что рекомендации по формированию речи Я. А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах – на основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит. Коменский своеобразно характеризует общение с ребенком до трех лет, рассматривая обучение пониманию жестов, мимики как основу риторического действия. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом.

Большое внимание Коменский уделяет наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.

Названные принципы легли в основу учебных книг по обучению детей латинскому языку: «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков».

Близкими трудам Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746– 1827).

Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род.

В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи: обучение звуку, или средству развития органов речи; обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.

В книге «Как Гертруда учит своих детей» (письмо седьмое) Песталоцци подробно излагает методику обучения: упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последующим обучением чтению.

В основе обучения слову лежит принцип наглядности. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок.

В обучении связной речи Песталоцци устанавливал такую последовательность: познание внешнего вида предметов, его отличительных признаков на основе восприятия, подбор ряда слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление и распространение предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов. Разработанные Песталоцци упражнения одновременно развивали познавательные способности.

Песталоцци заложил основы частных методик начального образования. Многое из его педагогического наследия развито другими педагогами. Однако следует иметь в виду, что Песталоцци переоценивал возможности детей, на практике его упражнения носили утомительный, механический, формальный характер.

Идеи Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и русскую педагогику.

В первой половине XX века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель (1782–1852), которого считают основателем общественного дошкольного воспитания. В 1840 г. им было создано учебное заведение в помощь матери, названное «Детский сад».

Язык Фребель рассматривал как откровение духа Божьего. Задача воспитания – способствовать развитию заложенных в ребенке качеств.

Фребель считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Задачу воспитателя Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу.

Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой. Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала, так называемых даров, которые способствовали накоплению содержания речи. Вместе с тем эти занятия отличались необычайным дидактизмом, чрезвычайной регламентацией, сухостью, однообразием. У педантичных педагогов они превращались в дрессировку. Представители прогрессивной русской педагогики – П. Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, Е. И. Тихеева критически относились к системе Фребеля, отмечая, что такая методика не может развить яркого народного языка. Однако, по мнению К.Д. Ушинского, отдельные занятия и игры в руках творческих педагогов могли быть использованы без переделки.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870–1952), итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.). Упражнения, предлагаемые Монтессори, включали:

1. Сенсорное восприятие предмета и его признаков.

2. Распознавание предмета по названию.

3. Запоминание названий предмета

(СНОСКА: Метод научной педагогики Марии Монтессори – Киев, 1993 – С 107-108).

На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.

Отечественные педагоги оценивали этот метод неоднозначно. В России метод Монтессори пропагандировала в начале этого века Ю. И. Фаусек.

Е. И. Тихеева, посетившая в 1913 г. дома ребенка в Италии, весьма критически относилась к этому методу за его дидактизм, формализм, отсутствие внимания к родному языку, к роли языка как средства социального воспитания, к влиянию речи окружающих, противопоставляя ему метод воспитания, развития речи и мышления на естественном материале, на ознакомлении с природой и окружающей жизнью. Методы развития речи по системе Монтессори Тихеева считала искусственными, далекими от интересов детей.

В настоящее время в связи с поисками новых путей организации дошкольных учреждений, содержания и методов работы с детьми возрос интерес к системе Монтессори.

Мнение такого образованного педагога, как Е. И. Тихеева, хорошо знакомого со всеми системами дошкольного воспитания тех лет, будет несомненно полезно при адаптации метода Монтессори в России.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

mykonspekts.ru

Глава II. Из истории методики развития речи

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592–1672), которого называют отцом научной педагогики. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава (восьмая). Ко-менски|1 писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Примечательно, что рекомендации по формированию речи Я. А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах – на основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит. Коменский своеобразно характеризует общение с ребенком до трех лет, рассматривая обучение пониманию жестов, мимики как основу риторического действия. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом.

Большое внимание Коменский уделяет наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.

Названные принципы легли в основу учебных книг по обучению детей латинскому языку: «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков».

Близкими трудам Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746– 1827).

Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род.

В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи: обучение звуку, или средству развития органов речи; обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.

В книге «Как Гертруда учит своих детей» (письмо седьмое) Песталоцци подробно излагает методику обучения: упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последующим обучением чтению.

В основе обучения слову лежит принцип наглядности. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок.

В обучении связной речи Песталоцци устанавливал такую последовательность: познание внешнего вида предметов, его отличительных признаков на основе восприятия, подбор ряда слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление и распространение предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов. Разработанные Песталоцци упражнения одновременно развивали познавательные способности.

Песталоцци заложил основы частных методик начального образования. Многое из его педагогического наследия развито другими педагогами. Однако следует иметь в виду, что Песталоцци переоценивал возможности детей, на практике его упражнения носили утомительный, механический, формальный характер.

Идеи Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и русскую педагогику.

В первой половине XX века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель (1782–1852), которого считают основателем общественного дошкольного воспитания. В 1840 г. им было создано учебное заведение в помощь матери, названное «Детский сад».

Язык Фребель рассматривал как откровение духа Божьего. Задача воспитания – способствовать развитию заложенных в ребенке качеств.

Фребель считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Задачу воспитателя Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу.

Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой. Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала, так называемых даров, которые способствовали накоплению содержания речи. Вместе с тем эти занятия отличались необычайным дидактизмом, чрезвычайной регламентацией, сухостью, однообразием. У педантичных педагогов они превращались в дрессировку. Представители прогрессивной русской педагогики – П. Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, Е. И. Тихеева критически относились к системе Фребеля, отмечая, что такая методика не может развить яркого народного языка. Однако, по мнению К.Д. Ушинского, отдельные занятия и игры в руках творческих педагогов могли быть использованы без переделки.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870–1952), итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.). Упражнения, предлагаемые Монтессори, включали:

1. Сенсорное восприятие предмета и его признаков.

2. Распознавание предмета по названию.

3. Запоминание названий предмета

(СНОСКА: Метод научной педагогики Марии Монтессори – Киев, 1993 – С 107-108).

На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.

Отечественные педагоги оценивали этот метод неоднозначно. В России метод Монтессори пропагандировала в начале этого века Ю. И. Фаусек.

Е. И. Тихеева, посетившая в 1913 г. дома ребенка в Италии, весьма критически относилась к этому методу за его дидактизм, формализм, отсутствие внимания к родному языку, к роли языка как средства социального воспитания, к влиянию речи окружающих, противопоставляя ему метод воспитания, развития речи и мышления на естественном материале, на ознакомлении с природой и окружающей жизнью. Методы развития речи по системе Монтессори Тихеева считала искусственными, далекими от интересов детей.

В настоящее время в связи с поисками новых путей организации дошкольных учреждений, содержания и методов работы с детьми возрос интерес к системе Монтессори.

Мнение такого образованного педагога, как Е. И. Тихеева, хорошо знакомого со всеми системами дошкольного воспитания тех лет, будет несомненно полезно при адаптации метода Монтессори в России.

megaobuchalka.ru

Становление дошкольной педагогики как науки

Былда Л. М. Становление дошкольной педагогики как науки [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1422/ (дата обращения: 25.10.2018).

Советская дошкольная педагогика сформировалась как самостоятельная наука уже в первые годы советской власти. Рост общественного дошкольного воспитания и его совершенствования, достижения в исследовании проблем раннего и дошкольного детства послужили основанием для разделения ее на ряд более частных областей. Некоторые из них действуют самостоятельно, например, методики (методика физического воспитания детей дошкольного возраста, методика развития речи, методика руководства изобразительной деятельности и т.д.) организация и руководство дошкольного воспитания. Возникновение других вызвано потребностью в более глубоком отражении специфики педагогической работы и закономерностей воспитания и обучения детей разного возраста, например, педагогика раннего возраста. Третьи еще находятся в стадии определения предмета своей научной отрасли, например, организация и методика руководства педагогическим процессом в дошкольном учреждении. Таким образом складывается система педагогических наук о закономерностях воспитания ребенка с раннего детства и подготовка его к школе.

Предметом дошкольной педагогики является изучение закономерностей воспитания детей от рождения до перехода в школу. Она разрабатывает задачи, принципы, содержание, методы, формы, и организацию воспитательно-образовательной работы в условиях общественного дошкольного воспитания, обеспечивая единство воспитательного воздействия дошкольных учреждений и семьи, преемственность в работе детского сада и школы, подготовку детей к обучению в школе.

Успешно разрабатываются вопросы физического и умственного воспитания и обучения детей. Значительные успехи достигнуты в исследовательском направлении на совершенствование эстетического воспитания детей, на разработку содержания и методов формирования у них нравственных представлений и чувств. Продолжается изучение важнейших проблем детской деятельности (игра, труд, учение) и руководства ими. Достижения дошкольной педагогики способствуют постоянному совершенствованию работы детских учреждений. Дошкольная педагогика разрабатывает общетеоретические и методические проблемы воспитания детей, на которые опираются остальные педагогические науки о ребенке.

Задачи дошкольной педагогики

— дать характеристику нравственных качеств личности, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства; обосновать методы и приемы воспитательной деятельности и показатели ее результативности.

— раскрыть возможности творческой деятельности педагога, воспитателя в условиях реализации различных образовательных программ.

— разрабатывать содержание и методы личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в школе, семье.

— обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду.

— разработка содержания и методов развития экологической культуры у дошкольников, обеспечения последовательности, преемственности и систематичности этой работы.

— обосновать новый подход к организации, содержанию и методам образования и воспитания детей, начиная с трех-четырехлетнего возраста ребенка.

— обоснование закономерностей воспитания образования и развития ребенка.

— на основе изученных закономерностей разработать педагогические технологии, методы и приемы педагогического воздействия на детей в учебной и внеучебной деятельности. [1]

Основные понятия дошкольной педагогики:

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленность, планомерную и систематическую передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков, специальный отбор содержания, средств и методов формирования всесторонне развитого человека. Оно включает: образование, обучение и воспитание в узком смысле слова, т.е развитие всех сторон личности человека, которое осуществляется через различные системы учебно-воспитательных, культурных, общественных учреждений и семью. В воспитательном процессе каждый воспитанник выступает не только как объект, но и как субъект воспитания. Воспитание осуществляется в процессе деятельности педагога и самих воспитанников, их воздействия друг на друга, воздействия учителей и учащихся. Большое значение имеет самовоспитание.

Самовоспитание — есть процесс самоусовершенствования личности, ее личностных качеств. Это сознательное стремление личности стать на уровень требований современного общества.

Исправление – освобождение от отрицательных качеств, а иногда и переориентация личности.

Перевоспитание – корректировка, изменение, освобождение от отрицательных и формирование положительных качеств благодаря воспитанию.

Образование – процесс и результат усвоения человеком системой знаний, умений и навыков, обобщенных в науках о природе, обществе и человеческом мышлении. Образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, его подготовку к практической деятельности. Результатом образования является формирование мировоззрения.

Самообразование – самостоятельное овладение человеком знаниями, умениями и навыками, совершенствование уровня своего образования. Образование является результатом обучения.

Обучение – процесс передачи и усвоение знаний, навыков, умений воздействие на сознание и поведение, развитие познавательной активности мировоззрения учащихся. Это основное средство воспитания, подготовки человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания. Обучение включает: 1) преподавание – деятельность педагога, которая представляет передачу знаний, умений и навыков учащихся и руководство познавательной и практической деятельностью. 2) учение – деятельность учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками. Оно обеспечивает всестороннее развитие обучающихся.

Развитие человека – это процесс количественного и качественного изменения, исчезновение старого и возникновение нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности. [1]

Становление дошкольной педагогики как науки

а) в трудах зарубежных классиков педагогики

Ян Амос Каменский (1592-1670) – чешский мыслитель заложил основы прогрессивной педагогической системы и первые в мире научные основы воспитания детей дошкольного возраста. («Великая дидактика», «Материнская школа»). Мысли Я.А. Каменского о необходимости воспитания маленьких детей в семье, разработка им принципов, методов и форм работы с ними явились большим вкладом в развитие теории воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Идеи Я.А. Каменского о «природосообразности» воспитания, необходимости элементарного образования и всестороннего развития маленьких детей были продолжены и развиты Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.

Ф. Фребель – немецкий педагог, основатель детских садов. Организовал новый тип учебно-воспительного учреждения, назвав его детским садом, разработал вопросы содержания, методы и формы работы в нем с детьми дошкольного возраста. Ф. Фребель более глубоко раскрыл фунданментальные проблемы теории дошкольного воспитания – проблемы дидактики и роль игры в этом процессе. Он первый начал разрабатывать специальные пособия и дидактические материалы для сенсорного и умственного развития детей. Деятельность ребенка в раннем возрасте – это игра. Фребель руководил игрой, он придавал ей образовательное значение. Сам он изобрел немало полезных игр. Вначале он играл с детьми в мяч, тот был окрашен во все цвета радуги. Затем с кубиками и валиками, шарами. Дети складывают из всевозможных деревяшек десятки интереснейших фигур и в ходе игры учатся понимать основные мировоззрения и понятия. Ф. Фребель был не просто отцом детского сада, и «другом детей». Фребель окружен счастливыми и радостными детьми. Он заботится не только об их образовании, приобретении навыков, а также и о «формировании характера». Потому что формирование характера, права сильно зависит от того радостен ли ребенок, счастлив ли он. Фребель рассматривал детский сад как дополнение семьи. [2]

б) в трудах русских педагогов, в работах исследователей дошкольного образования в советский период.

Евгения Александровна Флёрина

(1889-1952) – выдающийся теоретик и педагог.

Е.А. Флёрина положила начало нескольким направлениям исследований в области дошкольного детства, среди которых центральное место занимают проблемы эстетического воспитания детей средствами искусства, изобразительной деятельности, художественного слова, игры и игрушки. Заслуга Е.А. Флёриной – сумела разработать общие основы эстетического воспитания детей. Эстетическое воспитание детей рассматривали как формирование у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в создании прекрасного; как приобщение к художественной деятельности и развитие художественных способностей. Разработанная ею оригинальная система эстетического воспитания дошкольников послужила основной теорией эстетического воспитания отечественной дошкольной педагогики. [3] Труды Флёриной это ее позиция в понимании детского изобразительного творчества, это пути и программно – методические средства развития творчества, это содержание и методы использования живого слова в дошкольном учреждении. Она выдвигает положение о взаимосвязи процессов развития, воспитания и обучения. Она была сторонником обучения уже в детском саду, однако выступала против заимствования школьных программ, форм и методов работы, подчеркивая: детский сад должен обеспечит полноту детской жизни в соответствии с возрастными особенностями воспитания. Е.А. Флёрина рассматривала обучение в детском саду как организацию содержательной, радостной жизни, насыщенной положительными эмоциями. «Это не уроки», — отмечала она, — «это в первую очередь жизнь ребенка». Ее мнение: подготовка к школе – это всестороннее развитие ребенка, заботливое воспитание в стенах детского сада, не только на специальных занятиях, но и во всем содержании и всех формах работы – тех качеств, которые обеспечат в школе успешное систематическое обучение. Узкое решение проблемы обучения может дать лишь отрицательные результаты. Сегодня особенно актуальны ее мысли трех формах обучения.

1. Учебно-воспитательная работа в повседневной жизни. Дети учатся непосредственно общаясь с жизнью.

2. Организованные групповые занятия по выбору детей, где они могут заниматься любым материалом, специально подобранным и представлены педагогом. Приоритет за индивидуальной работой, в ходе которой ребенок реализует свои замыслы.

3. обязательные занятия, когда учебно-воспитательные задачи, определенный материал воспитатель выдвигает перед всей группой.

В научных публикациях Флёриной прослеживается мысль – о необходимости создания в детском саду радостной атмосферы общения, доброго, активного обращения взрослого с каждым ребенком (т. е. речь о личностно – ориентированной педагогике). Большая часть работ Флёриной посвящена детскому рисованию. В ее трудах показаны истоки детского изобразительного творчества. Ею разработан методически обоснованный путь эстетического воспитания детей. Созданная ею система обучения рисованию и лепке легла в основу программ детского сада. В педагогическом наследии Флёриной внимание привлечет труд «живое слово в дошкольном учреждении». Основные виды речевой работы педагога с детьми видит в художественном чтении, беседах, пересказах, наблюдениях и .т.д. К художественному чтению и пересказу Е.А. Флёрина подходит с позиции разработанной ею концепции, а именно:

— эстетическое воспитание средствами художественного слова – важнейшая часть всестороннего воспитания детей.

— искусство слова — средство развития творческих способностей, творческих стремлений и возможностей детей.

— художественное слово, как и другие виды искусства – средство общения и взаимопонимания детей, обеспечение и объединения в ходе совместных переживаний «действенно и убедительно» как по содержанию так и по форме и технике подачи; овладение искусством выразительного чтения – профессиональная обязанность воспитателя.

— воспитывая посредством слова, педагог должен овладеть искусством выразительного чтения, стремиться к единству эмоционального и познавательного, к единству восприятия содержания и формы. [4] Научная и педагогическая деятельность Е.А. Флёриной более тесно связана с практикой. Темы ее исследований, разработки подсказал ей сама жизнь. Сегодня сохранили актуальность ее работы по детской игре и игрушке. Ее идеи оказали существенное влияние на дальнейшие исследования отечественной дошкольной педагогики. Материалы исследований широко используются в теории и практике дошкольного образования.

Литература:

  1. Болотина Л.Р. Комарова Т.С. Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд. – М, : Издательский центр «Академия,» 1997. – 240 с. – ISBN 5 – 7695-01 37-5

  2. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В. И. Ядэшко, Ф.А. Сохина – 2-е изд. Испр. и доп. – М,: Просвещение ,1986. – 415 с.

  3. Жизнь и научно педагогическая деятельность Е.А. Флёриной // Эстетическое воспитание дошкольника/ Е.А. Флёрина. – М.; Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 5-40.

  4. Флёрина Е.А. О руководстве восприятия дошкольника в процессе обучения // Советская педагогика. 1952. – 12, с. 74-78

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольная педагогика, эстетическое воспитание детей, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, дошкольное детство, форма работы, художественное слово, школа.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика. Опубликовано в.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста – предмет устойчивого внимания специалистов в области педагогики искусства. Динамика теоретических взглядов исследователей, изменения возрастных особенностей подрастающего поколения…

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, художественно-эстетическое воспитание, дошкольная педагогика, развитие, формирование. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие…

Эстетическое воспитание дошкольников. Автор: Мосина Наталья Владимировна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эстетическое воспитание, детское творчество, детский сад, художественная деятельность…

дошкольный возраст, художественно-эстетическое развитие, художественно-эстетическое развитие детей среднего, способность, художественная

ребенок, эстетическое воспитание, детское творчество, детский сад, художественная деятельность, изобразительная…

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна. Рубрика: Воспитание и развитие. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста. Период дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара).

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Ключевые слова: изобразительное искусство, творческое развитие, эстетика, нравственное воспитание, умения и навыки.

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей.

moluch.ru


Смотрите также

Статья на тему:

ФРИДРИХ ФРЕБЕЛЬ- НЕМЕЦКИЙ ПЕДАГОГ ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОГО «ДЕТСКОГО САДА» В МИРЕ

Статья подготовлена педагогом ГБДОУ№81 Красногвардейского района г С-Пб

Громовой Галиной Васильевной

Фридрих Фребель впервые в истории дошкольной педагогики – дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями, систему общественного дошкольного воспитания.

Его учение способствовало выделению дошкольного воспитания в отдельную отрасль педагогической науки. В этом учении исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности.

Немецкий педагог пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию природных данных ребёнка; организовал подготовку воспитательниц; создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи; раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте.

Педагогика Фридриха Вильгельма Августа Фребеля основывается на:

  • признании уникальности каждого ребенка;
  • признании целостности детства во всех его проявлениях;
  • выявлении индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для их проявления в окружающей среде – в природе и социуме;
  • создании условий для развития внутреннего потенциала ребенка;
  • признании ребенка как части семьи и общества;
  • целостном взгляде на развитие каждого ребенка;
  • единстве воспитания и образования, социума и природы, следовании природе ребенка, его внутренним законам. 

Именно Фрёбель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа.  Фрёбель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, т. н. «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами – шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек».

 Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.

Всего Фребель разработал шесть «даров».

Первый «дар» – цветные мячики (цветов радуги и белый) – помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления.

Второй «дар» – шар, куб и цилиндр. Диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы – знакомит с геометрическими телами.

Мяч – первая игрушка – выражает покой и движение, способствует познанию ребенком единства всего существующего.

Куб – символ единства и многообразия. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, деленный на части).

Остальные четыре «дара» – куб, деленный на мелкие части (кубики, 3- и 4-гранные призмы) – дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования. Заимствованная у Песталоцци идея «даров» окутана Фрёбелем мистической символикой: через «дары» ребенок, по мнению Фрёбеля, подводится к пониманию единства и многообразия мира, к его основе – божественному началу.

Однако жизнь не стоит на месте, и идеи Фрёбель-педагогики получили свое развитие в различных авторских педагогических системах:

(М. Монтессори, Р. Штейнера, Селестер  Френе, Л. Малагуцци, развивающей системе Никитиных, теории развивающего обучения Б.Д. Эльконина–В.В. Давыдова). Последователи идей Фрёбель-педагогики по всему миру развивали и продолжают развивать систему элементов его «даров».

В это название он вкладывал двоякий смысл:

«1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения;

2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».

Жаль, что потерялось это ласковое слово – «садовница». «Воспитательница дошкольного учреждения» – совсем иначе звучит, сухо и казённо.

А вот «детский сад» – прижилось, мы произносим эти слова, не задумываясь об их происхождении.

Детский сад – первая в жизни ребёнка школа общественных отношений.

И тут Фридрих Фребель был безусловно прав: этот бесценный жизненный опыт ничем не заменишь.

В 2015 году музеем Фридриха Фребеля в городе Бад-Бланкенбург была организована международная конференция, посвященная 175-летию со дня открытия первого в мире детского сада. Продолжатели традиций со всего мира: Финляндии, Германии, Греции, Эстонии, Японии, Великобритании и многих других стран собрались здесь для обмена опытом. В программе были выступления и доклады о практической работе с детьми, представлены интересные методики. Большое удивление у собравшихся вызвало то, что наборы являются уникальными и не имеющими аналогов, с национальным колоритом и интересными играми для детей.

Современная Германия является для всех настоящим образцом для подражания в деле внедрения идей фребель-педагогики. Многие годы здесь успешно работают по его системе десятки детских садов, а это значит, что все больше детей действительно развиваются и растут в атмосфере творчества. Никто не принуждает родителей отдавать своих отпрысков в эти фребелевские детские сады, наоборот, зачастую пребывание в них платное. Но родители с радостью пользуются такой возможностью, поскольку уверены, что их дети более открыты, успешены, не зашоренны различными табу, и это в дальнейшем очень пригодится им и в школе и в жизни.

Местные жители города Обервайсбаха очень гордятся знаменитым земляком и называют свой город «Фребельштадт». В самом деле, здесь расположен и мемориальный музей, с любовью воссоздаваемый с 1982 года, и Башня  «Фребельтурм» и знаменитая «Тропа Фребеля», ведущая путников из города по полям и  лесным горным тропинкам.

Список используемой литературы

  • Фребель Ф. Будем жить ради своих детей (Педагогика детства). – М., 2005;
  •  Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. — М., 1955;
  •  Красногорская Л.И. Очерки развития дошкольного воспитания. — М., 1938;
  •  История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для пед ин-тов / Под ред. Л.Н. Литвина. — М.: Просвещение, 1989;
  •  Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

Система
воспитания Фридриха Фребеля

Фридрих Вильгельм
Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в
мире детского сада для детей дошкольного возраста.

 Первоначально
«детский сад» (как общественный институт) задумывался Фребелем  как учебное
заведение, дающее соответствующее образование родителям (в первую очередь
мамам), поддержка и дополнение семейного воспитания дошкольников.        

  Детский сад
должен был не освободить матерей от тягот воспитания, а, наоборот, помочь им
стать настоящими, правильными воспитателями. Фребель считал, что для наилучшего
результата требуется воспитательское партнерство родителей и воспитателей.
Детский сад был призван предоставить родителям широкое поле для содействия, в
качестве места встреч, где родители и дети могли бы глубже познавать друг
друга.

 По мнению
Фребеля, ребенок от природы наделен  четырьмя инстинктами: деятельности,
познания, художественным и религиозным.

Инстинкт
деятельности, или активности,— проявление в ребенке единого творческого
божественного начала; инстинкт познания—заложенное в человеке стремление
познать внутреннюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки бога. Фребель дал
религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и
обучения в развитии ребенка, истолковал представление швейцарского
педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребенке
божественного начала.

Фребель считал
целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание, писал он,
должно руководить самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних
воздействий, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие
внутренних тенденций, влечений. В детском саду следует воспитывать детей,
вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние
чувства, знакомить их с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах
готовить их к школе, помогая им развиваться, как растениям в саду.

Детский сад должен
осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического
развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед
за Песталоцци, с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития
всех членов и органов ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу
движении, умеренное и подходящее питание, удобную одежду. Огромное значение для
физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды
деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные
несложные работы на участке, прогулки.

Ядром педагогики
детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность,  он доказывал, что
игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в
которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой
внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход
матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к
себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Фребель широко
использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в
коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в  правилах
и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению,
содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского
творчества.

Система
дидактических игр Фридриха Фребеля

Фребель первым оценил
всю важность игры для маленького ребенка. Он уделил внимание разработке игр и
собственно игрушек, отдавая предпочтение более простым и примитивным игрушкам
(кубики, глина, мячи, кусочки дерева и пр.) – в целях тренировки творчества и
фантазии у ребенка. Каждая игра должна, по мысли автора педагогической теории,
сопровождаться песенкой или стишком (иногда в них диктовались правила
поведения). Взрослый воспитатель непременно должен принимать участие в играх
детей (руководство и поддержание игры).

Фребель первым
разработал последователь развивающих игр для ребенка и указал, какой навык они
тренируют, таким образом, он следил за гармоничностью и целостностью развития
ребенка. Взрослый воспитатель брал игрушку, пел песенку и показывал, как с ней
можно играть, а окружающие дети повторяли его действия.

Минус данной
системы
: в результате слишком четкой и хорошо
прописанной автором схемы игр и их последовательности игры становятся слишком
формальными. Многие педагоги просто демонстрируют детям действия с игрушкой, не
проявляя при этом собственного нестандартного подхода к игре и не обучая этому
детей, – а без такого важного фактора будет искажена теория Ф. Фребеля. Дети
смотрят и слушают песни воспитателя, при этом выступая только пассивными
наблюдателями. Чтобы данный метод работал так, как задумал его автор,
воспитатель должен проявить немалую фантазию. Также нарекания вызывали песенки
воспитателя, точнее их содержание, которое часто являлось излишне
морализаторским.

В настоящее время
число чисто «фребелевских» садиков очень мало, хотя на фундаменте его теории
работают все детские сады. Иногда его теорию, адаптировав к современности,
интегрируют в одну из одобренных Департаментом образования общепринятых
программ.

Дары Ф.Фребеля
– самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного
возраста в мире, который известен и используется до сих пор.

Для
развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть “даров”.

Первым
даром является мяч
.

 Мячи должны быть
небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный,
оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый.
Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета,
развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные
стороны и соответственно приговаривая “вперед-назад”, “вверх-вниз”,
“вправо-влево”, мать знакомит ребенка с пространственными представлениями.
Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом “Есть мячик — нет
мячика”, она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.

Обосновывая,
почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель
правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной,
неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но
наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, надуманных
доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является
“единством в единстве”, шар — символ движения, шар— символ бесконечности.

Вторым
даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара,
основание цилиндра и сторона кубика одинаковые).

 С помощью их
ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей
устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как
символ движения, кубик же — как символ покоя и символ “единства в многообразии
(куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору:
ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства
кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и
т. д.

Третий
дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина
— на четыре части)

.
Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом
и составляющих его частях (“сложное единство”, “единство и многообразие”); с
его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков,
различно их комбинируя.

 Четвертый
дар—тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам,
а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна
стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Возможность
строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением
каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не
изымаются.

Пятый
дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из
них разделены на более мелкие части.

Шестой
дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых
разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара
дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для
строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под
влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы.

Использование
этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно
создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях,
числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям
дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними
занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

Дары
Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей
дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.

Фребель
рассматривал игру как средство обучения и воспитания маленьких детей. Игра и
учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в
единую деятельность. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, он
внес существенные изменения в бытовавшие детские игры и разработал свои
авторские игры. Изменения и разработки Фребеля касались материала для игр,
самого процесса игр и их систематики. Рассмотрим эти изменения.

Материалом для
детских игр (или игрушками) у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики с
ружьями и барабанами, а в высшей степени простые и недорогие предметы, за
которыми даже не всегда нужно идти в магазин: мячики, кубики, куски дерева,
бумага, глина, лучинки, спички и др. Игрушки Фребеля — это самый обыденный
материал, который можно найти в любой ситуации. Он исходил из того, что свобода
детского творчества во многом обусловливается игрушкой. Чем игрушка
определеннее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного
творчества ребенка. Сложные и завершенные игрушки ограничивают свободу
творчества, предопределяя игру и как бы приковывая ребенка к известным стереотипным
действиям. Более простые и менее определенные игрушки не диктуют характера игры
с ними и допускают широкий спектр возможных игровых действий. Чем проще
игрушка, тем больший простор остается для самодеятельности ребенка.

Фребелевские
игрушки отличаются не только простотой, но и разнообразием. Они отвечают самым
различным особенностям детского ума и творчества, а также индивидуальным
склонностям отдельных детей. С ними можно производить разные действия: строить,
клеить, лепить, рисовать, вырезать и т. д. Разные игрушки предусматривались для
детей разного возраста: самым маленьким детям предлагались простые предметы, с
которыми нетрудно справиться; детям постарше — игрушки, требующие большей
самостоятельности и умелости.

  1. История создания программных документов по дошкольному воспитанию

Корни
воспитания и обучения детей берут начало
в древнегреческой философии, представителями
которой были Демокрит (460-370 гг. до н. э.),
Сократ (470-399 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг.
до н. э.), Аристотель (384-322 гг до н.э.).

В
17 веке педагогика выделилась в
самостоятельную науку, в связи с выходом
в свет работы Я.А.Коменского «Великая
дидактика»(1632), посвященной актуальным
педагогическим проблемам того времени.
В книге «Материнская школа» чешский
педагог детально изложил свои взгляды
на семейное воспитание детей.

Существенный
вклад в разработку содержания работы
с детьми внесли французские материалисты
и просветители 18 века Дени Дидро
(1713-1784), Клод Гельвеций (1715-1771), Ж.-Ж.Руссо
(1712-1778) и др.

Швейцарский
педагог И.Г.Песталоцци (1746-1827) предложил
прогрессивную теорию обучения и
нравственного воспитания детей.

К.Д.Ушинский
(1824-1870) работал над содержанием и формами
обучения детей дошкольного возраста.

Значительный
интерес вызывают труды итальянского
педагога М.Монтессори (1870-1952). Она
разработала методику работы с детьми,
отличительными признаками которой
являлись развитие природных дарований
ребенка, предоставление свободы выбора
занятий. Высокая активность детей.

Первые
детские сады были созданы в Германии в
1837 году, основал которые Фридрих Фребель.
В дореволюционной России первый детский
сад был создан в 1914 году и насчитывал
150 детей.

До
возникновения первых детских учреждений
были опубликованы работы о воспитании
дошкольников: «Материнская школа», «Мир
чувственных вещей в картинках»
Я.А.Коменского, «Некоторые мысли о
воспитании» Джона Локка, «Как Гертруда
учит своих детей», «Книга матерей»
И.Г.Песталоцци, «Детский сад» Ф.Фребеля.
Данные работы послужили основой
дошкольной педагогики.

Первым
программным документом для воспитателей
и родителей стала «Инструкция
по ведению очага и детского сада» (1919).

В ней подчеркивалась небольшая
наполняемость групп – 15-25 детей,
подчеркивалось, что все занятия в детском
саду должны объединяться идеей
индивидуализации, общественности,
самостоятельности. Творческого начала,
общения с природой.

Позднее
педагогами, психологами и методистами
по дошкольному воспитанию были
разработаны:

«Программа
для дошкольных учреждений, включающая
программу навыков и организующих
моментов»(1932);

«Программа
и внутренний распорядок детского
сада»(1934);

«Руководство
для воспитателя детского сада»(1938, 1945,
1959).

Отрицательную
роль в развитии дошкольного общественного
воспитания сыграло постановление 1938
г. «О
педологических извращениях в системе

Наркомпроса».
В соответствии с этим постановлением
педология как наука была ликвидирована.

Существенный
вклад в разработку содержания обучения
в детском саду внесли исследования,
проведенные под руководством А.П.Усовой.
Были определены особенности содержания
образовательной работы с дошкольниками,
методы и формы организации учебного
процесса. В 1953 году в практику работы
детских садов были введены обязательные
занятия.

Единая
«Программа воспитания в детском саду»
1962
года
явилась первым в истории программно-методическим
документом, в котором содержание работы
воспитателя с детьми было отделено от
методических указаний и рассчитано на
воспитание ребенка на протяжении всего
дошкольного возраста. Данная программа
была существенно доработана и переиздана
в 1969 г. Она охватывала возраст детей от
2 месяцев до 7 лет. Содержание работы
было изложено по возрастам и данной
программой педагоги руководствовались
в течение 16 лет.

В
соответствии с новыми социальными
условиями , переходом на обучение с 6
лет в 1984 году
вышла «Типовая программа воспитания и
обучения в детском саду» под редакцией
Р.А.Курбатовой и Н.Н.Подьякова
.

Данная
программа явилась основой для создания
национальных программ. При разработке
содержания программы в Беларуси
учитывались национальные и культурные
особенности республики. Были разработаны
программы с русским и белорусским языком
обучения.

На
процесс создания новых программ
существенное влияние оказала «Концепция
дошкольного воспитания» (
В.В.Давыдов,
В.А.Петровский и др.). Важные идеи
концепции – гуманизация дошкольного
воспитания, приоритет воспитания
общечеловеческих ценностей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Дается исторический анализ трудов зарубежных педагогов о роли родного языка в развитии ребенка дошкольного возраста

Раздел II. Становление методики развития речи – 4 часа лекций

Лекция 1. Вопросы руководства речевым развитием детей в работах педагогов прошлого (А. Я. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж Ж. Руссо и др.)

План.

1. А. Я. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж Ж. Руссо и др. о происхождении языка и сущности развития речи, роли родного языка в развитии и воспитании детей.

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592–1672), которого называют отцом научной педагогики. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава (восьмая). Ко-менски|1 писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Примечательно, что рекомендации по формированию речи Я. А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах – на основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит. Коменский своеобразно характеризует общение с ребенком до трех лет, рассматривая обучение пониманию жестов, мимики как основу риторического действия. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом.

Большое внимание Коменский уделяет наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.

Названные принципы легли в основу учебных книг по обучению детей латинскому языку: «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков».

Близкими трудам Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746– 1827).

Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род.

В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи: обучение звуку, или средству развития органов речи; обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.

В книге «Как Гертруда учит своих детей» (письмо седьмое) Песталоцци подробно излагает методику обучения: упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последующим обучением чтению.

В основе обучения слову лежит принцип наглядности. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок.

В обучении связной речи Песталоцци устанавливал такую последовательность: познание внешнего вида предметов, его отличительных признаков на основе восприятия, подбор ряда слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление и распространение предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов.

Разработанные Песталоцци упражнения одновременно развивали познавательные способности.

Песталоцци заложил основы частных методик начального образования.

Многое из его педагогического наследия развито другими педагогами. Однако следует иметь в виду, что Песталоцци переоценивал возможности детей, на практике его упражнения носили утомительный, механический, формальный характер.

Идеи Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и русскую педагогику.

В первой половине XX века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель (1782–1852), которого считают основателем общественного дошкольного воспитания. В 1840 г. им было создано учебное заведение в помощь матери, названное «Детский сад».

Язык Фребель рассматривал как откровение духа Божьего. Задача воспитания – способствовать развитию заложенных в ребенке качеств.

Фребель считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Задачу воспитателя Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу.

Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой. Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала, так называемых даров, которые способствовали накоплению содержания речи. Вместе с тем эти занятия отличались необычайным дидактизмом, чрезвычайной регламентацией, сухостью, однообразием. У педантичных педагогов они превращались в дрессировку. Представители прогрессивной русской педагогики – П. Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, Е. И. Тихеева критически относились к системе Фребеля, отмечая, что такая методика не может развить яркого народного языка. Однако, по мнению К.Д. Ушинского, отдельные занятия и игры в руках творческих педагогов могли быть использованы без переделки.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870–1952), итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.). Упражнения, предлагаемые Монтессори, включали:

1.      Сенсорное восприятие предмета и его признаков.

2.      Распознавание предмета по названию.

3.      Запоминание названий предмета

На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.

Отечественные педагоги оценивали этот метод неоднозначно. В России метод Монтессори пропагандировала в начале этого века Ю. И. Фаусек.

Е. И. Тихеева, посетившая в 1913 г. дома ребенка в Италии, весьма критически относилась к этому методу за его дидактизм, формализм, отсутствие внимания к родному языку, к роли языка как средства социального воспитания, к влиянию речи окружающих, противопоставляя ему метод воспитания, развития речи и мышления на естественном материале, на ознакомлении с природой и окружающей жизнью. Методы развития речи по системе Монтессори Тихеева считала искусственными, далекими от интересов детей.

В настоящее время в связи с поисками новых путей организации дошкольных учреждений, содержания и методов работы с детьми возрос интерес к системе Монтессори.

Мнение такого образованного педагога, как Е. И. Тихеева, хорошо знакомого со всеми системами дошкольного воспитания тех лет, будет несомненно полезно при адаптации метода Монтессори в России.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Термиста инструкция по применению при каком давлении как принимать
  • Как открыть свой продуктовый магазин с нуля пошаговая инструкция
  • Инструкция по эксплуатации духового шкафа gorenje classico
  • Осельтамивир противовирусное лекарство инструкция по применению взрослым при коронавирусе аналоги
  • Инструкция по эксплуатации лазерного дальномера sndway sw m50