Кто является автором руководства к образованию немецких учителей которое используется в качестве

Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег
(1790—1866)

    
Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866)
является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической
педагогики середины
XIX века.

    
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег родился 29 октября 1790 года в городе
Зинген, Вестфалия. Как говорил сам учёный, ещё во время своего обучения в школе
он был противником догматического обучения. Поступив в Герборнский университет
в 1808 году, Дистервег стал изучать историю, математику и философию. Затем он
перевёлся в университет в Тюбингене, где позже и получил степень доктора теологии.

     
Тем не менее, карьера в области богословия не привлекала Дистервега. Хотя он
был человеком религиозным, Дистервег высказывал достаточно вольные мнения
относительно определённых догматических проблем.

     
Будучи студентом, Адольф Дистервег изучил педагогические идеи Ж. Ж. Руссо и
Песталоцци, став затем их последователем. Годы работы в образцовой школе города
Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци,
оказали сильное влияние на формирование прогрессивных педагогических убеждений
учёного.

    
Дистервег поддерживал педагогические убеждения Песталоцци, и решил посвятить
свою жизнь и карьеру образованию народа. На протяжении длительного времени он
возглавлял учительские семинарии в Мерсе и в Берлине, где преподавал математику,
немецкий язык и педагогику,а так же являлся учителем в опытных начальных школах
при этих семинариях.

     
Среди посмертных бумаг учёного была обнаружена заметка, которая позволила
судить об отношении Дистервега к собственной деятельности: «Я учитель,
учитель всей душой и рад, что могу образовать учителей же. Удастся мне сделать
что-либо из семинаристов (хоть и не в смысле чего угодно), мне нечего
заботиться о том, что они станут делать в жизни. Что человек делает, зависит от
того, что он есть. Из кого ничего не вышло, по собственной ли вине, в силу ли
обстоятельств, тот многого никогда не сделает. Но невозможно, чтобы тот, кто
делен, искусен, ловок, мыслящий, чувствующий человек, словом тот, кто есть
что-либо, не сделал ничего или сделал только бесполезное, сомнительное,
дурное».

     Адольф
Дистервег является автором более двадцати учебников и учебных пособий по таким
наукам, как география, естествознание, математика, немецкий язык и популярная
астрономия. Он является признанным педагогом-практиком, и пользуется
авторитетом среди учёных по всему миру.

Такие
его работы, как «Руководство к математической географии» (1840) и «Элементарная
геометрия…»
(1860) были пе­реведены на русский язык и получили широкую
известность. Результатами трудов учёного стали «Практический курс немецкого
языка»,

«Педагогическая
Германия», «Педагогическое путешествие по Дании», «Спорные вопросы из области
педагогики», «Письма о воспитании и обучении», «Методическое руководство к
классному обучению счету»
(в сотрудничестве с
Гейзером),

«Учебник
к классному обучению счету», «Учебник космографии», «Хрестоматия для обучения и
чтения»
.

В
1835 была опубликована одна из наиболее значительных работ — «Руководство к
образованию немецких учителей».

Дистервег ставил
во главу угла «развивающе-воспитательное и образовательное
обучение».
Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе
человека, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Дистервег
говорил: «Развитие — всеобщий признак, основной закон жизни, как вообще
свободное развитие — лозунг нашего времени. Всякая тварь, человек, народ,
могущие развиваться без помехи — счастливы, свободны. По мере сил содействовать
всеобщему развитию — вот обязанность каждого отдельного человека».
Также
он подчёркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может
обеспечить гармоничное развитие детей. Как и Песталоцци, он полагал, что
человек обладает врождёнными задатками, которым свойственно стремление к
развитию.

Задача
воспитания

— возбудить задатки, чтобы они могли самодеятельно развиваться.

      Он полагал,
что школьное обучение должно опираться на естественные силы, заключенные в
ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммой определенных способностей,
которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом — могут
заглохнуть. Чтобы способности ребенка не заглохли, учитель должен постоянно
заботиться об их развитии, предоставляя детям возможность применять свои силы,
знания и умения на практике.

      Требование
Дистервега относительно учета индивидуальных особенностей детей в процессе
воспитания и обучения тесно связано с требованием одновременного изучения этого
процесса.

      В работе «Принцип
современной педагогики»
он писал:

«Ничто не
совершается против природы вещей, то же самое в мире детей. Поэтому современная
педагогика старается понять законы естественного развития ребенка, чтобы
помогать этому развитию с самого начала, пусть даже эта помощь будет состоять
только в устранении препятствий. Так как природа вещей не может быть выдумана
из головы, может быть понята только эмпирическим, а не спекулятивным путем, то
стремящаяся к разумности педагогика обращается к опыту и наблюдению, к людям,
которые показали себя в этом деле мастерами».

«Руководство
к образованию немецких учителей»
является
наиболее важным из работ Адольфа Дистервега. В данном труде им были описаны
принципы обучения и воспитания, тесно связанные между собой: принципы
природосообразности, культуросообразности и самостоятельности. Важнейшим
моментом в воспитании детей Адольф Дистервег считал развивающее обучение и
саморазвитие учащихся. Им были предложены пути воспитания и обучения,
основанные на природных способностях человека. По мнению Дистервега, принцип
культуросообразности подразумевал организацию процесса обучения и воспитания с
учетом культуры внешней, внутренней и общественной.

     
Адольф Дистервег делал акцент на расширении естественных наук в образовании.
Основным методом, используемым им в обучении детей, являлся элементарный метод.
Его дидактические положения относительно самостоятельности в обучении, а так же
наглядности, четкости и последовательности, стали особенно важными для обучения
в школе.

     
На своей родине Адольф Дистервег давно признан педагогами, его идеи развиваются
его последователями. Работы Дистервега в области педагогики высоко ценятся по
всему миру, а в самой Германии была учреждена медаль имени Адольфа
Дистервега – ей награждаются заслуженные педагоги.

В
«Руководство к образованию немецких учителей» учёный изложил свои
прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения. Первая часть
данного сочинения включает его идеи, касающиеся общих вопросов педагогики и
дидактики,

        
вторая часть в основном затрагивает преподавание отдельных
предметов, и написана в соавторстве с другими педагогами.

Правила обучения, относящиеся к
ученику, к субъекту.

1.Обучай
природосообразно!

2.
Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!

3.
Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его
последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

4.
Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно, и не учи тому,
что для ученика впоследствии не будет более нужно!

5.
Обучай наглядно!

6.
Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному, от более лёгкого к
более трудному, от известного к неизвестному!

7.
Веди обучение не научным, а элементарным способом!

8.
Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную

9.
Никогда не учи тому, чего ученик ещё не в состоянии усвоить!

10.
Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

11.
Не муштровать, не воспитывать и образовывать ad hoc, а заложить общие основы
человеческого, гражданского и национального образования!

12.
Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с
ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

13.
Считайся с индивидуальностью твоих учеников!

Правила обучения, касающиеся учебного
материала, объекта.

1.
Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем
развития и (вышеуказанными) законами развития ученика!

2.
Задерживайся главным образом на изучении основ!

3.
При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным
основным понятиям и выводи первые из последних!

4.
Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!

5.
Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не
допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы
возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя её, однако, в полной мере!

6.
Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на
следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!

7.
Связывай родственные по содержанию предметы!

8.
Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

9.
Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

10.
Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а
всегда рассматривай его всесторонне!

11.
Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из
природы предмета!

12.
Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки

Правила обучения в соответствии с
внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

1.
Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!

2.
Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!

3.
Обучай культуросообразно!

Правила обучения, касающиеся учителя.

1.
Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!

2.
Обучай энергично!

3.
Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за
хорошим выговором, отчётливым ударением, ясным изложением и логическим
построением речи!

4.
Никогда не останавливайся!

Учащийся
«… всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает
в себе, тем он не станет и того он не будет иметь»
А следовательно,
главная задача воспитывающего «… состоит в стимулировании воспитанника к
выражению собственного “Я”».

    
Дистервег трактует непрерывное обучение, как обучение, «… которое делает
ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности,
какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты
общие цели обучения: развитие самодеятельности и полное знание предмета».

      Дистервег
горячо популяризировал профессию учителя и признавал, что учитель играет
решающую роль в воспитании и обучении детей. Его девиз: «Покажи мне своих
учеников, и я увижу тебя!»

       Истинное
преподавание, «касающееся самых глубоких корней духовной жизни ученика,
действует на образование воли и характера»
. Одним из важнейших
источников дидактической силы учителя является твердость его воли, энергия и
решительность, сила его педагогического характера.

«…Только
человек решительный, энергичный, с твердым характером, знающий чего он хочет,
почему он хочет и какие средства ведут к исполнению его воли,- только такой
человек может воспитать решительных, энергичных, сильных характером людей».
Дистервег
справедливо указывал, что это свойство учителя делает излишними всякие
ухищрения и специальные дисциплинарные средства.

Дистервег выдвинул
три ступени возрастного развития детей школьного возраста и
наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени. 

  • первой
    возрастной ступени
    (6 – 9 лет) характерны повышенная
    физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное
    восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует
    уделять чувственному познанию и упражнению чувств.
  • второй
    возрастной ступени
    (школьники)(9 – 14 лет) отличаются
    развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот
    период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать
    выводы, сравнивать. Анализировать.
  • Третья
    ступень
    охватывала школьников в возрасте от 14 до 16
    лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые
    нравственные принципы, которые со временем превратятся в убеждения.

Ведущие принципы воспитания и обучения

  • Природосообразности
    (под
    природосообразностью Дистервег понимал следование в 
    воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем природой
    хороших задатков и учет его возрастных и индивидуальных особенностей).
  • культуросообразности (принцип
    культуросообразности означал учет в содержании воспитания
    исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала
    общества. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во
    внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит
    ему жить, одним словом, — всю современную культуру в широком и
    всеобъемлющем смысле слова…».
    Культура, по мнению Дистервега,
    подразделяется на внешнюю, внутреннюю и общественную. Внешняя
    культура это нормы морали, правила поведения в быту. Внутренняя культура –
    это духовная жизнь индивида. Общественная культура подразумевает
    общественные отношения и национальную культуру.)
  • самодеятельности.
    амодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность
    личности в процессе обучения и воспитания. По мнению великого немецкого
    педагога, развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и
    добру есть конечная цель воспитания.

4 группы дидактических правил:

  • К первой
    отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику,
    предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в
    соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными
    особенностями.
  • Вторая
    группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли
    порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие
    разделы, установление связи, между школьными предметами, близкими по
    содержанию.
  • Третья
    группа
    правил связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они
    касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся,
    окружающей их социокультурной средой.
  • Четвертая
    группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным
    качествам, необходимым для успешного преподавания.

Особое
значение Дистервег придавал следующим дидактическим правилам
:

обучать
природосообразно, учитывать особенности детского восприятия, идти от простого к
сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, широко
использовать наглядность, сознательно усваивать учебный материал, закреплять
пройденный материал на практике и др.

      Немецкий
педагог настоятельно рекомендовал, не торопится при усвоении наук. В этой связи
он советовал усваивать материал основательно, не торопясь, «а всякая
поверхностность и легкомысленное отношение к действительным основам предмета
неминуемо мстят за себя»
, — писал Дистервег.

А. Дистервег — учитель немецких учителей

Адольф
Дистервег (1790-1866) требовал, чтобы
воспитание было природосообразным.
Ребенок от рождения обладает определенными
задатками, которым присуще стремление
к развитию. Сущность воспитания состоит
в возбуждении этих задатков в соответствии
с естественным ходом развития ребенка.

Кроме
того, он выдвинул требование, чтобы
воспитание носило культуросообразный
характер. «При воспитании должно
принимать во внимание условия места и
времени, при которых родился человек и
предстоит ему жить, одним словом, всю
современную культуру, в особенности
культуру страны, являющейся родиной
ученика в широком и всеобъемлющем смысле
слова».

Общую
цель воспитания он определял как
«самодеятельность на служении истине,
красоте и добру».

Свои
основные дидактические требования он
изложил в виде 33-х законов и правил
обучения. Обучение должно идти в
соответствии с особенностями детского
восприятия, основываться на началах
наглядности. От примеров необходимо
идти к правилам, от предметов и конкретных
представлений — к понятиям.

В
наглядности Дистервег видит основу
элементарного обучения. Наглядное
обучение реализуется через правила «от
близкого к далекому», «от простого к
сложному», «от легкого к трудному», «от
известного к неизвестному».

Большое
значение придается сознательному
усвоению материала, показателем которого
является умение ясно и четко излагать
сущность предмета. Непременным условием
успешного овладения материалом является
его доступность. Необходимым представляется
учет уровня развития учащихся и их
индивидуальных способностей.

Обучение
должно носить воспитывающий характер.
Оно не только развивает умственные силы
ребенка, но и формирует волю, чувства и
поведение. Средством такого обучения
он считает дисциплину: «кто хорошо
преподает, тот хорошо и дисциплинирует».

Эффективность
того или иного метода обучения определяется
тем, на сколько он содействует возбуждению
умственных сил учащихся. Для начального
обучения Дистервег рекомендует
«элементарный» или развивающий метод;
для университетов — «научный» или
сообщающий метод.

Развитие
детской самодеятельности в процессе
обучения Дистервег мыслит лишь при
руководящей роли учителя. «Учитель для
школы — это тоже, что солнце для вселенной,
он — источник той силы, которая приводит
в движение всю машину. Последняя заржавеет
в мертвом оцепенении, если он не сумеет
вдохнуть в нее жизнь и движение».

Конечный
успех всего школьного дела определяется
учителем, который должен обладать
высоким интеллектуальным уровнем и в
совершенстве владеть своим предметом.
«Невозможно дать другому того, что не
имеешь сам; и невозможно развивать,
воспитывать и образовывать других, не
будучи самому развитым, воспитанным и
образованным». Педагог должен быть
энтузиастом своего дела и увлекать
учащихся своим преподаванием.

Хороший
учитель твердо и неуклонно проводит
свои воспитательные принципы, никогда
не отступая от своих требований. Только
при этом условии он выработает в детях
упорство в овладении знаниями и разовьет
в них умение преодолевать возникающие
трудности. «Дидактическая способность
учителя есть сила твердого характера».
Строгий и требовательный учитель обязан
быть и справедливым. Он может завоевать
авторитет у своих учеников только в том
случае, если они будут твердо уверены
в его справедливом отношении к ним.

Важным
воспитательным фактором Дистервег
считает личный пример. Поведение
педагога, как в школе, так и вне ее, должно
быть образцом организованности, точности,
добросовестного отношения к делу.
Учитель не мыслится Дистервегом без
твердых убеждений и гражданского
мужества. Он требовал постоянной работы
над собой: «Ты лишь до тех пор способен
содействовать образованию других, пока
продолжаешь работать над собственным
образованием».

Помимо
овладения своим предметом, педагог
должен знать историю, литературу, следить
за вновь выходящими работами по
педагогике, психологии и методике.

Большую
роль он придавал вооружению учителей
практическими педагогическими умениями
и навыками. Учащиеся семинарий, которые
возглавлял Дистервег, проходили
длительную практику в образцовых школах,
овладевая в совершенстве педагогическим
мастерством.

Автор
«Руководства для немецких учителей»
хотел, чтобы деятельность учителя носила
подлинно творческий характер и приводила
к максимальному возбуждению умственных
сил учащихся. Разработанная им дидактика
развивающего обучения оказала большое
влияние на дальнейшее развитие
педагогической мысли.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Психология»

Задать вопрос автору статьи

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, немецкий педаго. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (29 октября 1790 – 7 июля 1866), немецкий педагог

Краткие биографические данные

Дистервег родился в 1790 году в немецком городе Зиген, его отцом был судебный служащий. Народная школа и латинская школа, которые окончил Дистервег, не способствовали получению полноценного образования, что послужило основой интереса будущего педагога к обучению в народных школах.

В 1808 году начал обучение в Гернборнском университете, спустя год продолжил обучение университете в городе Тюбинген, по окончании которого в 1811 году была защищена докторская диссертация.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

В 1811 году начал осуществлять практическую педагогическую деятельность в качестве домашнего учителя, а затем получил должность учителя гимназии.

В ходе осуществления педагогической работы в городе Франкфурт на Майне, Дистервег познакомился с несколькими педагогами, которые следовали в своей педагогической деятельности идеям Песталоцци. Данное знакомство сыграло большую роль в его дальнейшей педагогической деятельности, Дистервег начинает разрабатывать идею функционирования народной школы как школы, направленной на развитие у детей активности и самостоятельности мышления, кроме того, педагога занимал вопрос об осуществлении подготовки педагогического коллектива для таких школ.

Дистервег в течение тридцати лет занимался преподавательской работой (был учителем педагогики, математики, немецкого языка), кроме того, принимал активное участие в работе учительских семинаров в Мерее, в Берлине.

Замечание 1

Кроме педагогической работы, с 1827 года занимался редактирование педагогического журнала «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе», а в 1851 году издал свой собственный журнал, который назвал «Педагогический ежегодник».

«Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, немецкий педагог» 👇

В 1848 году прусское правительство обвинило Дистервега в «опасном вольнодумстве», отправило его в отставку, после чего педагог занялся литературной и общественно-политической деятельностью, которую продолжал до самой смерти.
Умер в 1866 году от холеры.

Вклад в науку

Дистервег внёс огромный вклад в педагогическую науку. Педагогом подробно рассматривались вопросы воспитания, данную проблематику отражают статьи, посвящённые принципам воспитания. Кроме того, автором обосновывается необходимость реализации обучения, носящего воспитывающий и развивающий характер. В большинстве статей также затронуты вопросы личностных и профессиональных качеств учителя, требованиях к учителю.

Большинство педагогических идей Дистервега опирались на исследования Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. Наиважнейшими принципами воспитания педагог считал принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. Данные принципы не потеряли своей актуальности и в современной школе.

На основе данных принципов была сформулирована целостная система дидактических правил, которая была представлена в труде «Руководство к образованию немецких учителей». В работе представлены важные советы и рекомендации, предназначенные учителям, на основе которых происходило самообразование педагогов, самосовершенствование педагогической деятельности. В данном труде значительное место отведено описанию четырёх групп дидактических правил, которыми может определяться воспитательная деятельность школы. Группы правил касались организации обучения учеников, содержания учебного материала, планирования обучения в соответствии с различными условиями, а также профессиональных качеств учителя и организации педагогической профессиональной деятельности.

Значительным вкладом Дистервега в педагогическую науку также является возрастная периодизация детей школьного возраста, в которой представлено описание трёх ступеней возрастного развития школьников с опорой на ведущую деятельность и характерные особенности данного периода.

Педагогическая деятельность и педагогические труды Дистервега представляли интерес не только для немецких учителей, но и для зарубежных коллег.

Основные труды

Замечание 2

Педагогические исследования Дистервега отражены в большом количестве статей и трудов, они посвящены общей педагогике, теории воспитания, дидактике, кроме того, был выпущен ряд учебников и методических рекомендаций для учителей по преподаванию математики, астрономии, естествознания, географии, родного языка.

В качестве наиболее интересных трудов Дистервега можно назвать следующие:

  • О природосообразности и культуросообразности в обучении;
  • Руководство к образованию немецких учителей.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Образование в Университете Херборна и Тюбингена в 1808-1811 годах, Дистервег начал преподавать в 1811 году. Он преподавал около двух лет в Мангейме и Вормсе, прежде чем перешел в модельную школу во Франкфурте-на-Майне. Позже он стал ректором латинской школы в Эльберфельде. В 1820 году он был назначен ректором нового учительского семинара в Море, где применял методы Песталоцци. В 1832 году он был призван в Берлин, чтобы возглавить новую общественную школьную семинарию в этом городе. Здесь он доказал, что является убежденным сторонником несектантского религиозного учения. В 1846 году он основал Институт Песталоцци в Панькове и общества Песталоцци для поддержки вдов и сирот учителей. Из-за разногласий с властями по поводу важных шагов высшего образования он попал в постоянные трения и в 1847 году покинул семинарию. В 1850 году он получил государственную пенсию. Затем он продолжал активно пропагандировать свои просветительские идеи в периодических изданиях. В 1858 году он был избран в Палату представителей Берлином и проголосовал за либеральную оппозицию.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, немецкий педагог - Философия

Философия

Дистервег считал, что важнейшие факультеты и ответственность в обучении важны, и стремился реформировать социальные, экономические и моральные аспекты образования, публикуя влиятельную «Pädagogisch Wollen und Sollen». Он основывал свою программу на том, что он называл «основными принципами борьбы за жизнь», которые он видел в конфликте между католичеством и протестантством. По его мнению, в конфликте существует несколько «противоположностей» (различных вариантов), которые можно свести к одной «власти или свободе, католицизму или протестантизму».

Дистервежская статуя.

В своих усилиях по реформированию школ Дистервег хотел устранить политическое и религиозное влияние из самого класса и вместо этого в большей степени учитывать социальный фактор. Он верил в доступность образования: «Обучайте людей прежде, чем беспокоиться об их профессиональной подготовке или классе, [ибо] и пролетарий, и крестьянин должны получить образование, чтобы стать мужчинами»; он также верил в помощь бедным через образование. Он хотел профессионализации государственных учителей и боролся за относительную автономию школ; он также оказывал влияние на учителей того времени через свою газету «Rheinische Blätter».

Очерки

Дистервег был плодовитым писателем на образовательную тематику и автором нескольких учебников. Он был автором 50 книг и опубликовал около 400 статей; ему приписывают заслуги в том, что он нарисовал термин «учиться делать, делая» из одного источника. В 1851 году он основал в Берлине «Пядагогический Ярбух». К его публикациям относятся:

  1. Руководство по образованию для учителей немецкого языка (2 тома, 1834; 6-е изд., 1 том, 1890).
  2. Das pädagogische Deutschland (1836).
  3. Споры в области педагогики (1837).
  4. Руководство по преподаванию формы (1845 г.)
  5. Учебник математической географии (1840; 18-е издание, как Популярная небесная наука, 1891).
  6. Обучение в младенческой школе (5-е изд., 1852 г.)

Краткая биографическая информация

Дистервег родился в немецком городе Зиген в 1790 году, его отец был судебным клерком. Государственная школа и латинская школа, которую посещал Дистервег, не способствовали получению полноценного образования, что вызвало у будущего педагога интерес к преподаванию в государственных школах.

В 1808 году он начал учебу в университете Хернборна, а через год продолжил ее в университете Тюбингена, где в 1811 году получил докторскую степень с диссертацией.

В 1811 г. он начал свою практическую педагогическую деятельность в качестве репетитора, а затем учителя в гимназии.

Во время своей педагогической деятельности во Франкфурте он познакомился с несколькими педагогами, которые ориентировались в своей педагогической работе на идеи Песталоцци. Этот знакомый сыграл важную роль в его дальнейшей педагогической деятельности. Он начал развивать идею начальной школы как школы для развития активности и самостоятельности мышления у детей.

Дистервег в течение тридцати лет занимался преподавательской деятельностью (был учителем педагогики, математики, немецкого языка), кроме того, он активно участвовал в семинарах по подготовке учителей в г. Мере, Берлин.

Кроме педагогической работы, с 1827 года он занимался изданием педагогического журнала «Rheinisches Blatt für das Schulwesen mit besonderer Berücksichtigung der öffentlichen Schule», а в 1851 году выпустил свой собственный журнал, который назвал «Pädagogisches Jahrbuch».

В 1848 году прусское правительство обвинило Дистервега в «опасном вольнодумстве» и отправило его в отставку, после чего учитель стал активно заниматься литературной и общественно-политической деятельностью, которую он продолжал до самой смерти. Он умер от холеры в 1866 году.

Вклад в науку

Компания «Дистервег» внесла большой вклад в развитие образовательной науки. Педагог углубленно занимался вопросами образования, и в статьях, посвященных принципам образования, отражена эта проблема. Кроме того, автор обосновывает необходимость образования и обучения в целях развития. В большинстве статей также затрагиваются личные и профессиональные качества преподавателя, требования к нему.

Большая часть образовательных идей Дистервега была основана на исследованиях Й.-Я. Руссо и И.Г. Песталоцци. По его мнению, такие принципы образования, как естественная адаптация, культурная адекватность и автономия, имеют очень большое значение. Эти принципы не утратили своей актуальности в современных школах.

На основе этих принципов он сформулировал всеобъемлющую систему дидактических правил, которая была представлена в его работе «Учебное пособие для учителей Германии». В работе содержались важные советы и рекомендации для учителей, которые использовались в качестве основы для самообразования педагогов и самосовершенствования педагогической деятельности. Важное место в этой работе отводится описанию четырех групп дидактических правил, которые могли бы определить педагогическую деятельность школы. Группы правил касались организации обучения студентов, содержания учебных материалов, планирования преподавания в различных условиях, профессиональных характеристик преподавателя и организации профессионально-педагогической деятельности.

Значительным вкладом компании Disterweg в развитие педагогической науки является также возрастная периодизация школьников, которая представляет собой описание трех этапов возрастного развития школьников, основанное на руководящей деятельности и характерных особенностях этого периода.

Педагогическая деятельность и педагогические труды Disterweg представляли интерес не только для немецких учителей, но и для зарубежных коллег.

Его основные произведения

Педагогические исследования Disterweg нашли свое отражение в большом количестве статей и работ, они посвящены общей педагогике, педагогике, дидактике. Кроме того, был издан ряд учебников и руководств для учителей по преподаванию математики, астрономии, естественной истории, географии, родного языка.

Некоторые из наиболее интересных работ Дистервега являются следующими:

  • О естественности и культурной адекватности в преподавании;
  • Руководство по подготовке учителей немецкого языка.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Нетрадиционные формы работы в коррекции речевых нарушений — Пересказ и его характеристики
  2. Особенности переживания одиночества людьми с разным уровнем жизнестойкости
  3. Социальная ситуация развития в психологии по Выготскому
  4. Дистанционное психологическое консультирование и диагностика
  5. Защитная организация личности в норме и патологии
  6. Перцептивная функция коммуникации
  7. Способности, одаренность и талант
  8. Понятие национального характера
  9. Психологические основы маркетинга в организации
  10. Проектный метод обучения

Слайд 1

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866)

Слайд 3

Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту. Обучай природосообразно, 2.Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно! 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно. 5. Обучай наглядно. 6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному. 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом.

Слайд 4

Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта. 1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика. 2. Задерживайся, главным образом, на изучении основ. 3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних. 4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части. 5.Связывай родственные по содержанию предметы. 6. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.

Слайд 5

Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно. 2. Считайся с (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника. 3. Обучай культуросообразно .

Слайд 6

Правила обучения, касающиеся учителя. 1.Старайся сделать обучение увлекательным (интересным). 2. Обучай энергично. 3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи. 4. Никогда не останавливайся.

Слайд 7

Цитаты, афоризмы, выссказывания А.Дистервега «…ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать». Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Неправильное знание хуже, чем незнание. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует. .

Слайд 8

Дистервег Адольф «Руководство к образованию немецких учителей» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Презентацию подготовил воспитатель: Доронин Александр Олегович 2019 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по ремонту усилителя электроника 50у 017с
  • Инструкция по ремонту усилителя электроника 50у 017с
  • Норокарп для собак инструкция по применению дозировка
  • Норокарп для собак инструкция по применению дозировка
  • Менопейс инструкция по применению цена отзывы цена аналоги цена в