|
|
|
Специалисты хозяйства автоматики и телемеханики внедряют многофункциональные комплексы технических средств контроля нагрева букс подвижного состава нового поколения.
Перегревы буксовых узлов возникают при движении вагонов по разным причинам. Наиболее частые – повреждение или разрушение подшипников, недостаточное количество или отсутствие смазки в буксе, а также её загрязнение. Если вовремя не остановить состав, это может привести к излому шейки оси колёсной пары в том месте, где она входит в буксу. Сход вагонов в такой ситуации неизбежен. Поэтому работа по оборудованию перегонов аппаратурой теплового контроля на ходу поезда является одним из приоритетных направлений деятельности сразу для двух служб Приволжской магистрали – вагонного хозяйства и СЦБ.
Очередным объектом планового внедрения диагностической аппаратуры стал двухпутный перегон Примыкание – Багаевка Саратовского региона. Здесь был включён самый современный КТСМ-03.
– Данный комплекс первый в нашей дистанции, – сообщил главный инженер Саратовской дистанции СЦБ Андрей Погодин. – У него есть принципиальные отличия от предшественников КТСМ-01 и КТСМ-02, уже много лет эксплуатируемых нами. Его перегонная аппаратура состоит из отдельных малогабаритных электронных блоков, установленных в антивандальном шкафу. Этот термостатированный шкаф оснащён системой регулирования и поддержания внутри него рабочей температуры.
Как пояснил старший электромеханик КТСМ Олег Марин, в предыдущих моделях устройства перегонная аппаратура представляла собой стойку значительных размеров, для размещения которой устанавливали большой бетонный или металлический модуль.
– В комплексе КТСМ-03 применяются две модернизированные напольные камеры КНМ-90, – продолжает Олег Марин. – Они устанавливаются на уровне подошвы рельса с обеих сторон железнодорожного пути и диагностируют состояние буксовых узлов вагонов в обоих направлениях движения поездов. Эти камеры со специальной оптикой, имеющей угол ориентации к пути и к горизонту 90 градусов, позволят при контроле букс исключить ложное срабатывание аппаратуры под влиянием прямого и отражённого солнечного излучения и избежать ложных остановок поездов.
– Конструкция новой камеры КНМ-90 позволила максимально приблизить приёмник инфракрасного излучения к наиболее информативным зонам контроля подвижного состава. Благодаря этому неисправные подшипники теперь можно выявить на ранней стадии их разрушения, – отметил Андрей Погодин.
Станционное оборудование системы контроля КТСМ-03 по обоим перегонным путям АРМ-ЛПК находится в помещении дежурного по станции Примыкание. В новом устройстве основная часть информации, принимаемой от контролируемого подвижного состава, обрабатывается на почтовом уровне. В качестве канала связи для передачи данных с перегона на станцию теперь применяется волоконно-оптическая линия связи ВОЛС. Ранее для этих целей использовали подземный кабель с медными жилами. Для подключения КТСМ-03 к ВОЛС на перегоне поставлен дополнительный шкаф со специальной цифровой аппаратурой.
Микропроцессорный комплекс КТСМ-03 в автоматическом режиме производит диагностику входящих в его состав узлов и подсистем. Вся информация о выявленных неисправностях передаётся на автоматизированное рабочее место линейного поста контроля для принятия мер электромеханиками КТСМ. В целом КТСМ-03 является малообслуживаемым, однако, по словам Олега Марина, электромеханикам необходимо будет регулярно проверять состояние самих напольных камер, закреплённых на подошве рельса, очищать их от снега и других посторонних предметов, которые могут стать препятствием инфракрасному излучению.
– Для организации надёжного электроснабжения аппаратуры КТСМ-03 и защиты её от перенапряжений приборы электропитания на перегоне размещены в собственном шкафу типа ШРУ-М2, – подчеркнул Андрей Погодин.
Эксплуатационники выявили и недостаток новинки. Напольные камеры КТСМ-03, как и предыдущего КТСМ-02, не обеспечивают контроль уровня нагрева букс самого локомотива из-за отличительных особенностей конструкции ходовой части локомотива и вагона. Несмотря на это, высокий уровень безопасности движения поездов достигается действующими на перегонах Приволжской железной дороги совмещёнными пунктами контроля локомотивов ПКЛ на основе двух систем КТСМ-02 и КТСМ-01.
Денис Селивёров
Комплект термометров сопротивления Теплоприбор КТСМ-03 с компактной соединительной головкой из алюминиевого сплава. Предназначены для измерения температуры и разности температуры воды в прямом и обратном трубопроводах водяных систем теплоснабжения в составе теплосчетчиков.
Номинальная статическая характеристика по ГОСТ 6651
- Для ТСП: 100П (W100 = 1,391)
- Для ТСМ: 100М (W100 = 1,4280)
Малогабаритные датчики. Защитная арматура — прямая труба 12Х18Н10Т с приварным штуцером М20 х 1,5; Ø6 мм; материал клеммной головки — алюминиевый сплав.
Микропроцессорные технологииНапольные устройства СЦБ
КТСМ — микропроцессорный комплекс технических средств многофункциональный
Комплекс технических средств многофункциональный КТСМ — аппаратура мониторинга и диагностики, основное предназначение которой заключается в модернизации систем ПОНАБ-3, отслеживающих аварийную ситуацию перегрева букс. Микропроцессорный модуль КТСМ на железной дороге стал применяться в 1999 году. Частично заменяя перегонное оборудование, и, вместе с тем, проводя всеобъемлющую замену всех без исключения стационарных приборов, проходил процесс модернизации.
КТСМ-01 применяется и в сочетании с новым контрольным пультом (линейным). Примечательно, что к одному автоматизированному рабочему месту (АРМ) можно подключить до 4-х комплексов.
Принцип действия КТСМ
Принцип действия КТСМ заключается в преобразовании и дальнейшей обработке электрических сигналов, что вырабатываются напольным оборудованием приборов ДИСК-Б или ПОНАБ-3. Информация о результатах подобного контроля, а также при срабатывании КТСМ, передаётся на пульт-табло дежурного по станции или поездного диспетчера (при диспетчерской централизации).
Структура КТСМ-01 имеет 3 уровня. На первом (нижнем) уровне происходит формирование подробной информации, в деталях отражающей техническое состояние подвижного состава (ПС). При этом задействуется перегонное (как напольное, так и постовое) оборудование.
Напольные устройства включают в себя:
- 2 напольные камеры (НКЛ и НКП — левая и правая);
- 3 датчика прохода колес Д1–ДЗ;
- РЦН (рельсовая цепь наложения);
- 2 муфты кабельные.
В состав постового оборудования, которое располагается непосредственно в помещении перегонного поста, входят:
- силовой щит от ПОНАБ-3;
- аппаратура KTCM-01 — блок сопряжения и управления БСУ-П;
- периферийный контроллер ПК;
- технологический пульт ПТ;
- датчик для измерения температуры воздуха снаружи — ДТНВ.
Установленный периферийный контроллер в КТСМ отвечает за реализацию всех алгоритмов, касающихся правильного функционирования постовых приборов. Блок сопряжения и управления дает возможность согласовывать между собой цепи напольного, а также силового оборудования с цепями периферийного контроллера и обеспечивает электропитание всех приборов напольного оборудования.
В свою очередь, технологический пульт применяется для того, чтобы выполнять проверки и последующие регулировки всей аппаратуры КТСМ, что на практике осуществляется силами персонала.
На среднем уровне системы КТСМ находится станционное оборудование, регистрирующее и сигнализирующее. В состав первой категории включены концентратор информации и АРМ оператора, который находится на линейном посту контроля. Сигнальное оборудование включает в себя сигнализационные устройства внутри рабочего помещения ДСП, световой индикатор и систему речевого оповещения.
Элементом, относящимся к верхнему уровню КТСМ, является АРМ оператора ЦПК, расположенного в ПТО или ПКТО. Устройство объединяет всю информацию, что поступает с линейных ПК. Сеть, используемая для передачи данных СПД, реализовывается на базе концентратора информации (КИ). Примечательно, что централизация данных осуществляется в пределах участка движения поездов без остановки, а линейные ПК должны быть расположены на расстоянии длиной в 25–35 км.
Работа КТСМ
Устройства КТСМ на железной дороге выявляют перегретые буксовые узлы в более 90% случаев при температуре шеек оси свыше 70°С, и в более 95% случаев — свыше 40°С. Вместе с тем, КТСМ на ЖД — это:
- помощь в обнаружении заклиненных колес;
- определение числа вагонов и осей в них;
- вычисление уровня квантования теплового сигнала;
- возможность дополнительного подключения до 12 подсистем.
Работа КТСМ незначительно уступает возможностям КТСМ-02. Если модуль КТСМ имеет 12, то КТСМ-02 — 15 подсистем. Структура данного комплекса предполагает, что КТСМ на ЖД обеспечивает осмотр как нижней, так и задней (частично) стенки корпуса буксового узла. Актуальность использования подобного рода систем обусловлена наличием движения поездов, отличающихся пониженным уровнем пола.
ООО “ПРОМСЦБСТРОЙ” реализует по ценам завода-изготовителя КТСМ-01, КТСМ-01Д, КТСМ-02, КТСМ-03: +7 (812) 500-97-98. По заказу установим комплекс КТСМ на месте эксплуатации.