Профессор психологии университета штата Орегон Сэмюель Коос в 1920 году разработал невербальный тест The Block Design Tests, что дословно переводится как «Тесты узоров из кубиков».
Данная методика позволяет оценить уровень развития интеллекта человека независимо от его образования, а также практическое и наглядно-действенное мышление. Тест применяется психологами, учителями и специалистами по подбору персонала для определения подходящей сферы деятельности кандидата. Методика входит в комплект теста Векслера, одного из самых популярных тестов для оценки уровня развития интеллекта.
Кубики Кооса также используются для изучения умственных способностей детей, у которых наблюдаются задержки в развитии. Более того, это отличная зарядка для мозга и прекрасный тренажер для развития логики, мышления, внимательности, пространственного воображения, эвристических способностей как для детей, так и для взрослых.
Что собой представляет данная методика, как ее правильно проводить и интерпретировать, расскажем в нашей статье.
Из чего состоят кубики?
В оригинале методика состоит из 16 равных по размеру кубиков желто-синего и красно-белого цветов. Упрощенный вариант состоит из кубиков красного, белого и красно-белого цветов. Для работы с детьми можно использовать 9 кубиков, а начинать следует с 4 кубиков. К тесту прилагается 17 карточек с заданиями разного уровня сложности, инструкция и бланки для фиксирования ответов.
Кубики можно приобрести в магазине, а можно сделать самому. Мы подготовили для вас макет упрощенной версии тестирования, который состоит из 7 кубиков:
В чем суть методики?
Главная задача испытуемого – сложить узоры из кубиков так, как это указано в карточке с заданием. Узор должен располагаться на верхней грани кубиков. Карточки имеют разный уровень сложности, поэтому важно использовать их в последовательности от простого задания к сложному. Также стоит обращать внимание на время прохождения задания, но не забывайте, что цель тестирования – оценить уровень интеллекта, а не скорость выполнения упражнения.
Уровни сложности задания:
- Для составления узора необходимо использовать стороны одного цвета.
- Вместе с одноцветными гранями нужно применить несколько двухцветных.
- Требуется собрать узор только из двухцветных граней.
- Задание, где нужно поставить элементы на ребро.
- Упражнение, где требуется использовать как можно больше элементов.
- При составлении картинки нужно использовать меньше симметричных фигур.
- Необходимо составить разноцветные узоры (относится к оригинальному варианту тестирования).
Для более точного понимания, как правильно применять методику на практике, давайте разберем несколько упражнений для детей, но для начала ознакомьтесь с рекомендациями по проведению исследования.
Несколько рекомендаций перед тем, как приступить к упражнениям
Чтобы тестирование прошло максимально эффективно, рекомендуем придерживаться следующих советов:
- Занятия должны проходить в игровой форме, легко и непринужденно.
- Предварительно познакомьте ребенка с кубиками. Дайте ему их потрогать, разглядеть с разных сторон. Он должен понять, что все они разные по цвету и рисунку.
- Покажите карточки с заданиями и скажите, что сейчас вы будете собирать такие же разноцветные картинки, как изображены на них.
- Если ребенок еще до окончания разбора задания спешит собрать картинку, не препятствуйте. Если у него возникли трудности, подскажите ему, как нужно сделать.
- Хвалите малыша, если ему удалось собрать картинку, и подбадривайте его, если вдруг что-то пошло не так.
- Вы можете делать упражнение до тех пор, пока у ребенка не получится собрать картинку.
- Разговаривайте с малышом в процессе выполнения заданий. Пусть он расскажет, что собирается сделать, какие кубики ему для этого необходимы.
Важно следить за поведением и реакцией ребенка от начала до конца тестирования: как он реагирует на задания, волнуется ли он или становится напряженным? Оцените количество движений ребенка при работе с кубиками: если их много, то, скорее всего, ему сложно дается выполнение задания. Понаблюдайте, утомляется ли он или энергично подходит к выполнению упражнений.
Задания для детей
Ниже представлены упражнения 1-3 для детей старше 8 лет, у которых предположительно наблюдается низкий уровень интеллекта. Отметим, что в заданиях используются 9 кубиков белого, красного и красно-белого цветов.
Упражнение 1
Сначала картинку по образцу складывает взрослый, но при этом не показывает ребенку карточку с примером. Весь процесс сборки происходит при ребенке. В данном упражнении используются 4 элемента. Ребенок собирает рисунок по готовому образцу. Если ребенку сложно выполнить задачу, взрослый демонстрирует, как нужно сделать, на кубиках малыша, а после снова перемешивает части картинки. Результат оценивается следующим образом: если ребенок выполнил задание с первого раза, он получает 2 балла, если со второго – 1 балл.
Упражнение 2
Немного усложняем задачу: теперь взрослый складывает картинку не при ребенке, а показывает ему уже конечный результат вместе с изначальной схемой на карточке. Ребенок пробует сложить рисунок самостоятельно и если ему это не удается, взрослый уже на примере кубиков малыша показывает, как нужно сделать. В упражнении используются 4 кубика. Оценка результата: ребенок собрал с первой попытки – 2 балла, ребенок собрал со второй попытки – 1 балл.
Данное задание можно выполнять независимо от результатов выполнения первого упражнения.
Упражнение 3
Взрослый демонстрирует карточку с картинкой, которую необходимо собрать из кубиков и показывает на своем примере, как это нужно сделать, после чего перемешивает детали. Если у ребенка не получается собрать рисунок с первого раза, то необходимо вновь показать, как это делается, и снова перемешать все детали. Если малыш справился с первого раза, ему присваивается 2 балла, со второго – 1 балл.
Если ребенку удалось выполнить задание, то вы можете смело переходить к упражнению 4 для детей с нормальным уровнем интеллекта.
Упражнение 4
Выполняем задание по схеме упражнения 3, но при этом необходимо заранее разобрать цвета с малышом. Если малыш справился с заданием, то автоматически ему зачисляются баллы за первые два упражнения.
Далее приступаем к составлению картинок из кубиков по более сложным схемам и постепенно переходим к заданиям, где необходимо задействовать все 9 кубиков.
Интересный факт: ребенок может использовать различные стратегии при выполнении упражнений. О них и о том, на что следует обратить внимание, поговорим в следующем разделе.
Итоговая оценка выполнения заданий
Конечно, главным результатом является то, справился ли ребенок с выполнением заданий или нет, но помимо этого есть еще несколько показательных моментов. Во-первых, проанализируйте, как малыш реагирует на подсказки и следует ли примеру, который вы ему показали. Это говорит о его обучаемости.
Стоит обратить внимание на количество заданий и уровень их сложности, с которыми справился испытуемый. Помните, что нет строгих нормативов, сколько именно упражнений из предложенных должно быть выполнено.
Для справки: дети до 4 лет, как правило, справляются со сбором легких картинок, а школьники и взрослые выполняют все упражнения успешно.
Благодаря тесту кубиков Кооса можно определить стратегию работы тестируемого:
- Стратегия проб и ошибок. В этом случае ребенок пытается сам справиться с заданием, несколько раз перекладывая и комбинируя части картинки. Это указывает на предметно-действенный тип мышления, что характерно для детей раннего возраста.
- Целенаправленная стратегия: тестируемый в уме комбинирует кубики и только после этого переходит к действиям, т.е. не пытается собрать фигуру несколько раз наглядно, как это было в предыдущем случае. Это указывает на наглядно-образный тип мышления, когда человек руководствуется своими представлениями. Как правило, данный тип характерен для дошкольников.
- Смешанная стратегия, когда используются и активные действия, и образное восприятие. Этот тип мышления встречается чаще всего.
Не забывайте, что данный тест актуален и полезен не только детям в качестве способа оценки умственных способностей и отличного метода развития интеллекта, но и взрослым любого возраста.
Если вы решите потренироваться с помощью методики Кооса, рекомендуем также заглянуть на нашу онлайн-программу «Когнитивистика». С помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в жизни более 20 техник мышления, которые помогут вам логично и последовательно подходить к решению нестандартных вопросов.
Помните, уделять время развитию интеллекта необходимо с детства и не прекращать ни на минуту во взрослой жизни. Главное – делайте это с удовольствием, тогда все самые сложные задачи будут по плечу!
Желаем удачи вам и вашим детям!
04.12.2016
Методическое пособие «Кубики Кооса»
Эта оригинальная игра-головоломка нередко используется для тестирования детей в детсадах и школах. Как могут простые кубики диагностировать умственные способности? В чем уникальность этой методики? Ответы на эти и другие вопросы ищите в данном пособии…
Оценить
7149
Содержимое разработки
Эта оригинальная игра-головоломка нередко используется для тестирования детей в детсадах и школах. Как могут простые кубики диагностировать умственные способности? В чем уникальность этой методики? Ответы на эти и другие вопросы ищите в данном пособии…
КУБИКИ КООСА
Методическое пособие
Ольга Лупу
Кубики Кооса – это специальная методика, которая была разработана в 1920 году американским психологом и педагогом С. Коосом с целью выявления умственных способностей детей старше 5 лет и взрослых. Эта методика в большинстве случаев используется в качестве невербального теста интеллекта, результаты которого впоследствии могут быть переведены в систему оценки IQ.
Цель методики: определение уровня сформированности конструктивного (наглядно-образного) мышления, зрительно-пространственного анализа и синтеза, особенностей внимания и работоспособности, способности действовать соответственно цели и условиям задания и обучаемости.
Материал: 9-16 одинаковых кубиков, одна сторона которых окрашена в синий и желтый цвет, другая в белый и красный, третья в синий, четвертая в красный, пятая в желтый, шестая в белый; десять пронумерованных карточек с различными комбинациями узоров, прозрачная накладка (сетка) на карточки с узорами, которая расчленяет узор на части, соответствующие количеству кубиков. Для диагностики детей используется 9 одинаковых кубиков, стороны у них — красные, некоторые — белые, некоторые — наполовину белые и наполовину красные
Кубики Кооса перед началом исследования перемешивают. Работа проводится за столом. Демонстрируется одна из карточек с картинкой, которую в точности необходимо собрать, не пытаясь прикладывать кубики к схеме, тем самым подбирая нужный узор. Если это тестирование, а не просто занятие, оценивается время, за которое испытуемый справляется с заданием. На составление правильного варианта картинки дается 5 попыток. Если испытуемый не справляется с пятой попытки, тестирование прекращается.
Работа с кубиками Кооса предполагает последовательное возрастание сложности заданий.
Уровни сложности:
использовать только одноцветные стороны;
задействовать вместе с одноцветными гранями несколько двухцветных;
составить картинку только из двухцветных граней;
выполнить задания, в которых необходимо поставить один или несколько элементов на ребро;
задействовать еще больше элементов;
использовать для работы менее симметричные схемы; составлять картинки с бо́льшим количеством цветов.
Техника проведения: ребенку демонстрируют кубики, уточняют знание и способность к соотнесению цветов и предлагают сложить узор из кубиков по лежащей перед ним карточке-образцу: «Посмотри на карточке нарисован узор. Сложи такой же узор из кубиков». Если ребенок складывает узор, накладывая кубики на образец, ему предлагают складывать рядом с карточкой. Задания предлагают в определенной последовательности: от легкого к трудному.
В случаях затруднений ребенку оказываются различные меры помощи. Организующая — в виде организации процесса выполнения («Посмотри из каких кубиков должен состоять узор?» «Какого цвета сторону нужно найти?», «Какие кубики должны быть внизу? вверху?» и т.д.). Если оказание этих мер помощи было неэффективным, ребенку предлагают направляющую помощь в виде частичного или полного расчленения конструкции с наложением прозрачной сетки. Следующей мерой помощи является обучающая, представляющая собой совместное выполнение с ребенком задания с последующей проверкой умения самостоятельно сложить узор. В качестве последней меры помощи используется способ складывания узоров с объемного образца, т.е. перед ребенком складывается узор из кубиков и предлагается сделать такой же из других кубиков.
Данная методика позволяет выявить возможности ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операций, как анализ и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятельности. Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему речи или по каким-либо другим причинам отказывается от вербального контакта со взрослыми. Методика также позволяет выявить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого задания почти у всех детей вызывает особое отношение, заинтересованность, что дает возможность выявлять их реакции на успех и неуспех, и позволяет использовать методику в качестве материала при исследовании уровня притязаний.
Общие правила:
Испытуемый должен сидеть прямо перед столом.
Задания «A», «B», «C», №№ 1-4 выполнять из 4-х кубиков, задания №№ 5-7 – из 9 кубиков.
Перед каждым заданием перемешать кубики таким образом, чтобы при выполнении из 4-х кубиков только один, а при выполнении из 9-ти кубиков только два кубика имели красную или красно-белую поверхность.
Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в снижении умственного развития:
Объяснить и показать окраску кубиков («все кубики окрашены одинаково»).
Начинать с фигуры «А».
При испытуемом сложить кубики, как показано на картинке. Карточку испытуемому не показывать. Оставить сложенную из кубиков фигуру «A» как модель.
Предложить сложить их 4-х кубиков то же, что и на модели, расположив эти кубики между испытуемым и моделью. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, разрушив, снова предложить собрать по модели. Независимо от результата перейти к фигуре «B».
Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.
Фигура «B»
За ширмой сложить фигуру «B». Показать испытуемому в готовом виде и оставить как модель. Предложить сложить из 4-х других кубиков аналогичную фигуру по модели. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, и, разрушив, снова предложить собрать по модели. При второй неудаче – прекратить. Переходить к фигуре «C», если задание «B» выполнено на 1 или 2 балла.
Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.
Фигура «C»
Положить перед испытуемым карточку «C», сказав: «Сейчас я сделал точно также, как на этой картинке. Смотри…» Сложить из четырех кубиков фигуру «C».
Разрушить фигуру из кубиков. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение, и, разрушив, снова предложить собрать по картинке. При второй неудаче – прекратить. Переходить к фигуре №1, если задание «C» выполнено на 1 или 2 балла.
Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.
Предложить задание №1. Прекратить при 2-х неудачах подряд (начиная с задания №1).
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в снижении умственного развития:
Объяснить и показать окраску кубиков.
Начинать с фигуры «C» (см. выше).
При выполнении задания «C» с 1-й или 2-й попытки:
дать аванс за «A» и «B» (4 балла);
перейти к заданию № 1.
При невыполнении задания «C» со второй попытки – вернуться к «A» и «B» и прекратить.
Прекратить при двух неудачах подряд.
Оценки за задания №№ 1-7 зависят от времени выполнения.
Анализ результатов выполнения:
Дети с нормальным умственным развитием охотно принимают задание и довольно успешно справляются с его выполнением. Дети 7 8 лет при выполнении более сложных заданий могут действовать способом проб и ошибок; им необходимо оказание организующей, реже, направляющей помощи. Испытуемые 9 лет действуют быстро и рационально.
Дети с задержкой психического развития 8-го года жизни испытывают большие трудности при выполнении заданий 3 10. Для них характерны медленное вхождение в задание и быстрая утомляемость. Дети нуждаются в оказании всех видов помощи, но часто бывает достаточным оказание направляющей помощи (наложение сетки). Оказание помощи способствует улучшению способа действия.
Умственно отсталые дети 7-9 лет испытывают большие трудности, часто не понимают инструкции, начинают строить прямо на образце, путаются в подборе цветов, не могут проанализировать конструкцию. Оказываемая помощь чаще всего малоэффективна. Усвоение способа сложения простых узоров возможно в ходе неоднократного обучения, в том числе на объемном образце, однако логический перенос усвоенного способа на аналогичное задание формируется с трудом.
Детям с умственной отсталостью в степени легкой имбецильности в возрасте 7-10 лет данная методика практически недоступна.
О ценки и временные лимиты.
Стимульный материал:
К арточки с заданиями
Развёртка кубика Кооса
Список источников:
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.
http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/2193-test-lkubiki-kosar-diagnostika-neverbalnogo-intellekta?start=1
http://lyuboznat.ru/kubiki-koosa-polzujushheesja-populjarnostju.html
http://pedlib.ru/Books/3/0011/3_0011-74.shtml#book_page_top
http://womanadvice.ru/metodika-kubiki-koosa
http://my-sunshine.ru/metodika-%C2%ABkubiki-koosa%C2%BB
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/230973-metodicheskoe-posobie-kubiki-koosa
Также вас может заинтересовать
- Коррекционное воспитательное занятие «Путешествие со снежинкой».
- Портфолио ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ
- Открытый урок по русскому языку в 4 классе Предложение
- Слухо-зрительное восприятие фраз по теме:Здоровье. Дифференциация звуков с-ш.
- Урок Знаний, проведенный в 3 классе 1 сентября — День Знаний.
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Кубики Кооса: легкий способ оценить умственные способности ребенка
В чем уникальность этой методики?
Эта оригинальная игра-головоломка нередко используется для тестирования детей в детсадах и школах. Как могут простые кубики диагностировать умственные способности?
Немного истории
К сожалению, о создателе уникальных кубиков нам известно немногое. Всю информацию можно уложить в пару строк: Сэмюэль Кос — американец, специалист по детской психологии и автор тестов интеллектуального развития. Между тем разработанная им в 1920-х годах методика вот уже почти сто лет используется во всем мире, а разноцветные фигурки-кубики по праву считаются символом психологической диагностики интеллекта.
Что такое кубики Кооса
Кубики Кооса (или кубики Коса) — это 16 небольших кубиков, окрашенных в разные цвета. Некоторые стороны фигурок монохромные, остальные — двухцветные. То есть в наборе содержатся кубики, каждая сторона которых окрашена следующим образом:
-
белый,
-
красный,
-
бело-красный,
-
синий,
-
желтый,
-
сине-желтый.
Таков оригинальный состав кубиков, придуманных Косом. К ним прилагаются 17 карточек с чертежами-заданиями разной степени сложности. При продаже вместе с этим комплектом обычно идет инструкция, в которой объясняется процедура проведения и указывается расшифровка результатов.
Сейчас существует несколько разновидностей оригинального набора — с меньшим количеством фигурок — например, с девятью, а также с расширенным спектром заданий. Именно методика Кооса легла в основу развивающей методики Никитиных, поэтому в магазинах можно встретить также кубики Никитина или кубики «Сложи узор» (на фото ниже).
Тестирование кубиками Кооса можно проводить и детям, и взрослым. У детей эта методика обычно используется с 4-5 лет.
Как проводится тестирование кубиками Кооса
Ребенку выдаются фигурки и карточка с заданием. Малыш должен сложить кубики так, чтобы рисунок на верхней части фигур полностью совпадал с рисунком (узором) на карточке.
Необходимый принцип тестирования: задания должны быть упорядочены в порядке возрастающей сложности.
Для этого очень важно следовать правилам:
-
сначала ребенок составляет рисунок только из одноцветных граней кубиков,
-
затем мы добавляем пару-тройку кубиков с двухцветными гранями,
-
после чего убираем простые кубики и оставляем только двухцветные,
-
с каждым следующим упражнением должно быть задействовано все больше фигур.
Тестирование проходит либо в течение 15-20 минут, либо завершается после того, как малыш неудачно выполнил уже пятое по счету задание. При расшифровке результатов учитывается время, за которое тестируемый смог правильно выложить узор.
Занятия нужно проводить в легкой игровой форме с хорошим настроением у ребенка и родителя. Сначала познакомьте ребенка с кубиками, покажите как они окрашены на разных сторонах. А затем покажите карточку с заданием, объяснив, что нужно составить такой же узор из кубиков.
Что можно оценить с помощью кубиков Кооса
Обычно и дети, и взрослые с удовольствием проходят тестирование, потому что задание можно расценивать как занимательную головоломку. Для специалистов же это возможность оценить мыслительные операции: способность к сравнению, анализу, синтезу. Кос считал, что при тестировании задействуются все мыслительные способности человека. Чтобы выполнить задания, нужно проявить такие свойства восприятия, как моторика, моторно-зрительная координация, пространственное мышление и др.
Многообразие применения
Легендарные кубики, которые используются психологами, педагогами и даже психиатрами, вот уже несколько десятков лет помогают в диагностике и в развитии детей разных возрастов.
Первоначально они использовались все-таки у ребят с проблемами в развитии или интеллектуальным отставанием, а также у пациентов с шизофренией и неврозами. Дело в том, что таким образом можно оценить степень развития интеллекта у детей, имеющих проблемы с речью, а также оценить нарушения при повреждении мозга (например, в случае травм, опухолей и других заболеваний).
Постепенно кубики Кооса вышли за пределы кабинета врача и нашли свое место в школах и детских садах. Такая диагностика помогает не только выявить неуспевающих и установить причину проблем в школе, но и определяет детей с интеллектуальной одаренностью.
Не только для детей
Еще одна область применения этой игры-головоломки — это определение профпригодности. С этой целью тестируют даже взрослых. Считается, что выполненные задания помогают психологу понять, к какой сфере деятельности ближе человек — лучше ли ему работать руками или ему больше подходит работа, требующая серьезного умственного напряжения.
Кубики Кооса своими руками
Игрушку несложно сделать своими руками. Для этого нужно скачать в интернете раскладку или нарисовать ее с помощью графического редактора. Она может выглядеть примерно таким образом:
Затем распечатать нужное количество разверток, вырезать их и склеить. Довольно просто и незамысловато, но при этом не очень практично для использования у детей, особенно маленьких.
Поэтому можно пойти чуть более сложным путем, но зато гораздо более надежным и долговечным. Для этого нужно сделать все то же самое — распечатать развертки и вырезать их, но не склеить между собой, а наклеить на любые деревянные кубики.
Некоторые мамы приобретают простые (чистые, без рисунка) деревянные кубики и экологическую краску и раскрашивают их в соответствии со схемой.
Где купить кубики Кооса
Если же нет ни времени, ни желания самостоятельно изготавливать головоломку, то кубики Кооса можно приобрести в книжных или учебных магазинах, а также в интернет-магазинах.
Больше полезных материалов о детском развитии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Кубики Коса Методическое Руководство
Векслера шкалы), в методический арсенал нейропсихологии (особенно полезны (В рос. литературе эту методику называли также « Кубики Кооса » и.
Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 9. Кубики Косса
Кубики Косса Перед каждым заданием перемешать кубики таким образом, чтобы при выполнении из 4-х кубиков только один, а при При испытуемом сложить кубики, как показано на картинке. Карточку. Описание Psylab.info.
«Иматон» предлагает тест « Кубики Коса » в модификации и адаптации А.А. Надуваева. Тест имеет детскую и взрослую формы и позволяет работать с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно- методическое пособие Кубики Кооса. Это одна из широко и давно используемых методик.
Тест «Кубики Кооса» Диагностические методики, тесты, опросники в виде карточек, содержащих информацию об изучаемых психологических характеристиках, возрастные особенности испытуемых, включают описание методик и рекомендации по их использованию, содержат рецензии ведущих специалистов, описание преимущества или недостатков тех или иных диагностических методик, отражают области применения, а также перечень рекомендованной научной литературы Выходные данные: Иматон Возраст: Дошкольный 5-7 лет Предмет диагностики: Диагностика невербального интеллекта (входит в комплект теста Векслера) Для работы с детьми старше 5 лет и взрослыми Области применения: На практике тест «Кубики Кооса» наиболее часто используется для: прогнозирования успешности профессиональной деятельности в сфере «человек – техника», выявления лиц, имеющих потенциал «мастера – золотые руки», оценки интеллектуального потенциала детей и выявления причин неуспеваемости, выявления детей с интеллектуальной одаренностью, диагностики степени и характера умственной патологии Общее описание: Тест «Кубики Кооса» был предложен американским психологом К. Коосом в 1927 году и с тех пор завоевал особое место в мировой психодиагностической практике – яркие, запоминающиеся, не имеющие аналогов кубики сегодня по праву могут считаться символом психологической диагностики интеллекта. Выполнение заданий теста требует проявления комплекса качеств восприятия, моторики, зрительно-моторной координации, пространственных представлений и эвристических способностей. Такая комплексная природа заданий позволяет оценить способность к выполнению основных мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез), получить интегральную характеристику наглядно-действенного мышления , выявить невербальную одаренность. Методическое руководство содержит описание теста, процедуры тестирования и анализа результатов, а также нормативные таблицы. Время проведения – 15-20 мин . Тест предназначен для работы с детьми старше 5 лет и взрослыми . Комплектация: Методическое руководство; 9 кубиков; 10 карточек с заданиями для взрослых; 10 карточек с заданиями для детей; Бланки фиксации результатов для взрослых; Бланки фиксации результатов для детей; Блистерная упаковка.
Поделиться Общие правила: Испытуемый должен сидеть прямо перед столом. Задания «A», «B», «C», №№ 1-4 выполнять из 4-х кубиков, задания №№ 5-7 – из 9 кубиков. Перед каждым заданием перемешать кубики таким образом, чтобы при выполнении из 4-х кубиков только один, а при выполнении из 9-ти кубиков только два кубика имели красную или красно-белую поверхность. Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном развитии: Объяснить и показать окраску кубиков («все кубики окрашены одинаково»).
На практике тест « Кубики Кооса » наиболее часто используется для: Комплектация: Методическое руководство; 9 кубиков; 10 карточек с заданиями.
Кубики Коса (англ. Kohs Block Design Test) — специальная методика для диагностирования наглядно-действенного интеллекта, иными словами.
Комментарии (0)Просмотров (593)
Цель:
выявление
уровня развития регулятивных действий
при выполнении задания выкладывания
узора по образцу.
Оцениваемые УУД:
целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция,
оценка,
саморегуляция.
Возраст:
11 – 15 лет (5 — 9 класс).
Форма:
индивидуальная работа
Стимульный
материал: кубики
и изображения узоров (приложение
1).
Задание:
ребенку предлагается выложить фигуру
по образцу с использованием 16 квадратов,
каждая сторона которого может быть
раскрашена в красный, белый и красно-белый
(по диагонали квадрата) цвета, состоящую
из 4 и 9 конструктивных элементов.
Конструктивный элемент не совпадает с
перцептивным элементом.
Общие правила:
Испытуемый должен сидеть прямо перед
столом. Задания «A», «B», «C», №№ 1-4
выполнять из 4-х кубиков, задания №№
5-7 – из 9 кубиков. Перед каждым заданием
перемешать кубики таким образом, чтобы
при выполнении из 4-х кубиков только
один, а при выполнении из 9-ти кубиков
только два кубика имели красную или
красно-белую поверхность.
Оценки: за выполнение
с первой попытки – 2 балла, со второй –
1 балл.
Для детей, не
подозреваемых в умственном снижении:
1. Объяснить и
показать окраску кубиков.
2. Начинать с фигуры
«C».
3. При выполнении
задания «C» с 1-й или 2-й попытки: дать
аванс за «A» и «B» (4 балла);
4. Перейти к
выполнению заданий № 1-7 (за выполнение
с первой попытки – 2 балла, со второй –
1 балл).
5. Прекратить
тестирование при двух неудачах подряд.
Феномены:
-
трудности выполнения
2 задания или еще хуже — невозможность
выполнения после экспериментатора —
явная патология зрительно-моторной
координации; -
феномен «первого
кубика» — интересно проследить, как
начинает работу испытуемый, с какого
угла рисунка (сверху или снизу), как
долго он изучает кубик, держа его в
руках, берет ли второй кубик для изучения -
все эти моменты
в какой-то степени отражают личность
испытуемого — замешательство,
невнимательность при прослушивании
инструкции, нестандартность работы
для взрослого; -
движения — следует
точно фиксировать количество движений,
совершаемых испытуемым при работе с
одним заданием. Чем меньше количество
движений и чем ближе оно к количеству
стыков между кубиками, тем эффективнее
моторно-зрительная координация
испытуемого, его конструктивные
способности; -
критические
задания — это задания, при которых
испытуемый испытывает наибольшие
трудности, поскольку ему приходится
переходить от легких форм имитации
более сложным, где необходимо повысить
уровень абстрагирования; -
инверсия рисунка
— испытуемый совершает двойной поворот
рисунка в целом на 90 градусов; втречается
чаще при психоорганике; -
ротация — поворот
рисунка на 90 градусов; -
конфузии — изменение
структуры рисунка и некритическое
отношение к своей работе — при явно
выраженной психоорганике; -
игнорирование —
этот феномен включает в себя следующие
моменты: а) игнорирование цвета — вместо
красного цвета кладут белый и наоборот;
б) формы — вместо квадрата начинают
кубики раскладывает в полоску.
Критерии
оценивания и уровни развития регулятивных
действий
1. Целеполагание
— как
постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и
того, что еще неизвестно:
1
балл – задача не принята, принята
неадекватно, не сохранена;
2
балла – задача принята, сохранена, нет
адекватной мотивации (интереса к заданию,
желания выполнить), после безуспешных
попыток ребенок теряет к ней интерес;
3
балла – задача принята, сохранена,
вызывает интерес, мотивационно обеспечена.
2.
Планирование
— определение
последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата;
составление
плана и последовательности действий:
1
балл – нет планирования;
2
балла – план есть, но не совсем адекватен
или не адекватно используется;
3
балла – план есть, адекватно используется.
3.
Прогнозирование
— предвосхищение
результата и уровня
усвоения знаний,
его временных характеристик:
1
балл — хаотичные
пробы и ошибки без учета и анализа
результата и соотнесения с условиями
выполнения действия;
2
балла — опора на план и средства, но не
всегда адекватная, есть импульсивные
реакции;
3
балла — произвольное выполнение действие
в соответствие с планом.
4.
Контроль
в
форме сличения
способа действия и его результата
с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона:
1
балл — нет контроля, контроль только по
результату и ошибочен;
2
балла — есть адекватный контроль по
результату, эпизодический предвосхищающий;
3
балла — адекватный контроль по результату,
эпизодический по способу.
5.
Коррекция
— внесение
необходимых дополнений и корректив
в план и способ действия
в случае расхождения эталона,
реального действия и его результата:
1
балл — нет коррекции, коррекция по
подсказке или по результату не происходит,
повторяет ошибку либо допускает очередную
ошибку.
2
балла — коррекция запаздывающая, в
основном с помощью, не всегда адекватная;
3
балла — коррекция иногда запаздывающая,
иногда с помощью, но чаще самостоятельная,
адекватная.
6. Оценка
— выделение
и осознание учащимся того, что уже
усвоено и что еще нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения (констатация
достижения поставленной цели или меры
приближения к ней и причин неудачи,
отношение успеху и неудаче):
1 балл – оценка
либо отсутствует, либо ошибочна;
2 балла — оценивается
только достижение/недостижение
результата; причины не всегда называются,
часто — неадекватно называются;
3 балла – адекватная
оценка результата, эпизодически – меры
приближения к цели, называются причины,
но не всегда адекватно.
7.
Саморегуляция
как способность
к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию (к выбору в ситуации мотивационного
конфликта) и к преодолению препятствий:
1
балл — хаотичные пробы и ошибки без учета
и анализа результата и соотнесения с
условиями выполнения действия;
2
балла – опора на план и средства, но не
всегда адекватная, есть импульсивные
реакции;
3
балла — произвольное выполнение действие
в соответствие с планом.
ВНИМАНИЕ!
Общий уровень развития регулятивных
УУД определяется общей суммой баллов
по всем 7-ми регулятивным УУД:
7-11
баллов – низкий уровень развития
регулятивных УУД;
12-17 баллов – средний
уровень развития регулятивных УУД;
18-21
балл – высокий уровень развития
регулятивных УУД.
ПРИМЕЧАНИЕ.
В сводную таблицу в раздел «Регулятивные
УУД» вносим следующие уровни:
Н
(низкий уровень) — 1 балл — если у ребёнка
низкий уровень развития регулятивных
УУД (соответствует 7-11 баллам по методике);
С
(средний уровень) — 2 балла — если у ребёнка
средний уровень развития регулятивных
УУД (соответствует 12-17 баллам по
методике);
В
(высокий уровень) — 3 балла — если у ребёнка
высокий уровень развития регулятивных
УУД (соответствует 18-21 балла по методике).
Соседние файлы в папке УУД
- #
- #
- #
- #