Курсовая педагогическое руководство

Значительная часть времени школьника, его учебной, трудовой и творческой деятельности, его общения и отношений складываются и протекают в условиях классного коллектива, поэтому исключительную роль в формировании взрослеющего человека играет школьный коллектив.

Нравственности напрямую связана с формированием и развитием коллектива. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе. Является основной социальной средой, в которой формируется личность. Это обусловливает актуальность выбранной темы.

Основная система нравственных отношений личности, по мнению А. С. Макаренко, формируется в условиях коллектива. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А. С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания — она не объект воспитательного влияния, а его носитель — субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» [4].

  • А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. По мнению В. А. Сухомлинского, духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей [14].

П. П. Блонский писал, отмечая влияние коллектива на формирование личности: «Детский коллектив является огромной воспитывающей силой по отношению к отдельным своим членам. Он регулирует не только общественно-моральное поведение своих членов: он доходит иногда до регламентаций мелочей, вплоть до способа выражаться, носить шапку и т. п.» [2, 325]. Члены коллектива восхищаются своими лидерами, напротив, ребенок, который ведет себя «неподобающе» для коллектива становится мишенью насмешек и подвергается очень сильным мерам воздействия вплоть до издевательств, побоев и изгнания.

Проблема нравственного развития в коллективе нашла свое отражение в работах Т. Е. Конниковой. По её мнению, коллектив воздействует на личность в меру активности самого ребенка, и прежде всего в меру его нравственно ценной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного облика [17].

В современном мире главной задачей образования является всестороннее развитие личности, потенциал которой определяется не только ее профессиональными способностями и знаниями, но и общей культурой, высокой нравственностью, коммуникабельностью, ответственностью, толерантностью, в целом жизнеспособность и конкурентоспособность. Развития этих качеств у современных школьников можно достичь только при целенаправленной воспитательной работе в школе.

Проблема педагогического руководства процессом формирования ученического коллектива обширна, разрабатывается отечественной педагогикой давно и связана с именами таких известных педагогов как А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский и др., чьи труды составили методологическую основу исследования.

Коллектив класса — это наиболее стабильное звено в структуре школьного коллектива, именно в нем, во время общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Задача педагога — формирование ученического коллектива. Эффективность последнего зависит от правильного выбранных форм и методов воздействия на членов коллектива.

Объект исследования: процесс формирования коллектива обучающихся.

Предмет исследования: педагогическое руководство процессом формирования коллектива.

Цель: выявить условия эффективности педагогического руководства процессом формирования коллектива Задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать понятия: «коллектив», «управление формированием коллектива».
  2. Выделить формы и методы формирования коллектива, используемые педагогом.
  3. Изучить опыт педагогического руководства процессом формирования коллектива.
  4. Дать методические рекомендации по обеспечению выявленных условий эффективности педагогического руководства.

Методы исследования:

  • теоретические — анализ и систематизация психолого-педагогической литературы;
  • практические — изучение педагогического опыта и анкетирование;
  • статистические — обработка результатов анкетирования и интерпретация результатов.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы объект, предмет, цели и задачи работы, методы исследования.

В теоретической главе изложены теоретические аспекты педагогического руководства процессом формирования коллективом, вторая глаза посвящена условиям эффективности педагогического руководства процессом формирования коллектива. В заключении подведены итоги.

Список используемой литературы содержит 20 источников.

1. Теоретические аспекты педагогического руководства процессом формирования коллектива

1.1. Теоретическое обоснование воспитательного коллектива как психолого-педагогической категории

Слово коллектив происходит от латинского collectivus, которое можно перевести как: сборище, собрание людей, объединение, группа. Это приводит нас к первому и самому простому определению: коллектив — это группа людей.

Любой коллектив — это группа, но не любая группа будет являться коллективом. В обычной жизни под коллективом чаще всего понимают любую организованную группу людей (например, группа рабочих составляет коллектив предприятия). В педагогике коллективом называют объединение воспитанников (учеников), выделяя ряд отличительных признаков.

Например: ученический коллектив должен обладать общей целью, для достижения которой каждый член коллектива выполняет свою часть работы, в ходе которой складываются отношения ответственной зависимости, и общая организация совместной деятельности с общим руководящим органом, в лице старосты и лидеров класса. Именно это отличает коллектив от группы формально сотрудничающих людей, которая может спокойно существовать без данных признаков.

Другие особенности отражают психологический климат и атмосферу внутри коллектива. Например сплоченность, которая характеризует взаимопонимание, «чувство локтя» и ощущение причастности членов коллектива. В правильно организованном коллективе проявляются взаимопомощь, взаимоответственность, здоровая критика и самокритика, доброжелательность, бескорыстие и соревновательных дух.

В таком случае формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностями. Присутствует разумное сочетание личных и общественных (коллективных) интересов, члены коллектива отличаются умением подчинять личное общественному. Всё это формирует уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, способного преодолевать различные препятствия.

Коллектив способен выполнять ряд важных функций, в первую очередь, воспитательных. В. А. Сластенин и И. Ф. Исаев выделяют три воспитательные функции коллектива [16]:

  1. Организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;
  2. Воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
  3. Стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Важно, чтобы коллектив постоянно развивался и двигался вперед, иначе коллектив умрет. А. С. Макаренко опытным путем вывел закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти [10].

По мнению А. В. Петровского, коллектив — это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития [19].

Д. А. Ефремов, анализируя и сравнивая словарные определения, утверждает, что «под коллективом понимается группа людей, объединенных общими интересами, целями, деятельностью» [3].

Детально определял сущность коллектива А. С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, – писал он, – если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [18].

Коллектив класса — это наиболее стабильное звено в структуре школьного коллектива. В классе протекает основная деятельность школьников — учение. В социальном плане класс — это, малая группа, чаще всего детей, обладающая характерными социально-психологическими феноменами. Наиболее значимы для класса как коллектива: групповая сплоченность, ведущие социальные ценности, лидерство, социальные роли. От уровня развития коллектива зависит преобладающий стиль взаимоотношений обучающихся: товарищество, взаимопомощь, конкуренция, враждебность, изоляция и т. п.

Сеть связей и отношений между школьниками образуется именно в классном коллективе. Он становится своеобразным фундаментом для детей, на котором строятся различные школьные коллективы. Учитывая ранее перечисленные признаки коллектива, мы придем к следующему определению.

Ученический коллектив — это малая группа обучающихся, объединённых общей социально значимой целью, деятельностью и организацией этой деятельности. Такая группа имеет общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях [10].

Как система ученический коллектив — это:

  • часть более сложного объединения — воспитательного коллектива, в котором помимо детского, включен и педагогический коллектив;
  • относительно автономная система со свойственными ей процессами самоорганизации, саморегуляции и самоуправления;
  • носитель общей атмосферы, характеризующей коллектив как целостное образование, выделяющее его среди других;
  • сочетание двух структур: неофициальной, складывающейся главным образом в процессе общения обучающихся друг с другом и официальной, складывающейся под влиянием взрослых, которые определяют деятельность и организационное строение коллектива;
  • субъект воспитания по отношению к личности каждого члена коллектива.

Учитывая все вышеперечисленное, ученический коллектив — это постоянно изменяющаяся, динамическая система, влияющая на личностные характеристики и систему отношения складывающуюся между облучающимися. Ввиду постоянных изменений внутреннего мира и жизни обучающихся в целом, коллектив развивается в результате борьбы противоречий, возникающих между планируем и достигнутым, потребностями обучающихся и возможностями коллектива, интересами отдельного члена и интересами всего коллектива.

Педагог должен понимать, что начиная с начальной школы в классном коллективе происходят крайне важные для ребенка процессы:

  • социализация — ребенок знакомится с со своими будущими товарищами-одноклассниками и первым учителем;
  • определяется новый социальный статус ребенка, формирующийся на основе его достижений в учебной деятельности и личностных качеств;
  • происходит формирование таких качеств, как коллективизм, стремление прийти на помощь, доброта по отношению к другим, ранее незнакомым людям.

Формирование ученического коллектива — это педагогически управляемый процесс, эффективность которого зависит от педагога, того, насколько хорошо он определяет и реагирует на различные ситуации, его способности правильно выбирать эффективные формы и методы воздействия на членов коллектива.

Ученический коллектив по своей сути является воспитательным коллективом.

«Воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности» [18, 326].

Из этого определения становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.

Особенности педагогического руководства детским художественным коллективом

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива

.1 Особенности организации детского художественно-творческого коллектива

.2 Особенности организации художественно-творческого коллектива

Глава 2. Особенности педагогического руководства детским художественным коллективом

.1 Педагогическое руководство как педагогический феномен

.2 Стили руководства в детском художественном коллективе

Заключение

Список литературы

Введение

актуальность выбранной темы.

Тема, исследованная мной в данной курсовой работе, по моему мнению, наиболее актуальна в наше время. Так как прививание детям народных традиции и культуры былого времени является одним из основных аспектов современной педагогики. Сейчас воспитание подрастающего поколения требует особого внимания в связи с большим ростом преступности! А вот как раз сохранение и изучение народной культуры воспитывает в детях нравственность и гуманное восприятие мира.

Я считаю, что детский художественный коллектив является в какой-то мере воспитательным процессом.

Поэтому выбранная тема важна тем, что народные традиции (народное пение) являются фундаментом, на котором строится духовная жизнь каждого человека и усваиваются общечеловеческие ценности.

какие ученые работают над этой проблемой.

Психолог Л. Ф. Обухова; Л. С. Выготский; Л.В.Шамина ; Г.М.Науменко и другие.

цель исследования.

Цель исследования:

. Вывести наиболее эффективные педагогические методы в организации и в работе с детским народным художественным коллективом.

. Дать обзорное представление о процессе управления детским народным художественным коллективом.

объект исследования.

Организация и руководство детским народным коллективом.

предмет исследования.

Предмет исследования- педагогическое руководство детским народным коллективом ( народное пение ).

задачи исследования.

. Исследовать организационные особенности детского творческого коллектива.

. Исследовать психологию педагогического руководства в работе с детьми 10-12 лет.

. Дать психолого-педагогическую характеристику детскому творческому коллективу.

методы исследования.

Методом исследования является наблюдение, изучение, анализирование литературы, сбор информации.

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива

.1 Особенности организации детского творческого коллектива

Вообще мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения (например, колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления.

Организация детского творческого коллектива — в данное время является очень сложным процессом. Особенно из детей подросткового возраста. Сейчас очень мало людей, которых интересует культура народных традиций, народного пения. Очень мало взрослых людей, ну а что тогда говорить о детях.

Деятельность хорового коллектива складывается из двух основных организационных моментов. Это учебно — воспитательная работа внутри хорового коллектива, и концертно — исполнительская деятельность хора.

Ставя перед собой задачу создать хоровой коллектив, следует, прежде всего, определить какой контингент в возрастном и количественном отношении он будет охватывать, и конечно же какое у хора будет репертуарное направление.

Руководитель хора, осуществив набор, должен сделать все от него зависящее для создания коллектива перспективного, прогрессивного, интенсивно развивающегося как в области непосредственно хоровой и общемузыкальной, так и в области нравственной, эстетической, воспитательной деятельности. Это очень важно в педагогической деятельности.

Именно в первые дни существования хора закладывается фундамент его прочности, стабильности. На первом организационном собрании руководитель должен увлекательно рассказать о хоровом искусстве (в нашем случае — народное пение), о том, чем будет заниматься хор, о его будущих концертах, встречах со слушателями.

Совсем не обязательно организовывать большой хор. Важно удержать его основной состав- ядро хора.

Каждый педагог, прежде чем приступить к работе с детьми, должен составить подробный план занятий; определить методику, по которой он будет обучать детей народному пению; подобрать песенный фольклорный материал для исполнения его детьми (репертуар), с учетом их возраста и вокальных возможностей.

В организации детского коллектива играет большое значение общение. В педагогической литературе еще не достаточно определены формы организации детских коллективов. Макаренко в своих исканиях форм строения коллектива нашел правильные основы. Он обратил внимание на то, что детский коллектив не хочет быть явлением только педагогическим, он хочет, как и каждый другой советский коллектив, быть полноправным явлением общественной жизни. Каждый воспитанник, впервые попавший в коллектив, становится прежде всего гражданином, и естественно его желание принять посильное участие в общей коллективной борьбе. Так как в этом начало политического воспитания, то и надо найти такие формы организации детского коллектива, при которых каждому воспитаннику обеспечено было бы участие в общественной жизни его учреждения, а следовательно, и правильное политическое воспитание.

Приступая к организации единого коллектива, руководство должно отнестись с особым вниманием к первоначальным своим шагам. От этого во многом зависит успех воспитательной работы в целом. Внимательно надо относиться и к тому, что порой называют «пустяком», «мелочью». «Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора», а потому в ней не может быть ни мелочей, ни пустяков. «Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев» Налаженность жизни детского коллектива может быть достигнута только при его четкой организации. Она не придет самотеком. Наоборот, от всего педагогического коллектива потребуется самое вдумчивое разрешение любого организационного вопроса. Но не всегда четкая организация отвечает по своему существу и форме требованиям нашей эпохи. Правильность существа и формы будет только там, где каждый воспитанник поставлен перед необходимостью участвовать в общественной жизни коллектива. И не только нужно участие ребят в общественной жизни своего коллектива. Необходимо расширить рамки общественных переживаний детей, сблизить школу с общественной жизнью. В период организации коллектива чрезвычайно важным является процесс образования актива из числа наиболее деятельных и передовых воспитанников.

Вообще само по себе коллективное пение является прекрасной психологической, нравственной и эстетической средой для формирования лучших качеств личности.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:

творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации,

запись основных правил пения на плакатах,

организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям,

юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях,

различные индивидуальные задания и рисунки на темы исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку,

одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям,

использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиций, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность,

формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.

При обучении детей народному пению для педагога большое значение имеет значение основ психологии музыкального мышления детей. Эти знания помогают определить критерии музыкальной одаренности ребенка. Уже с четырехлетнего возраста начинают выявляться предвестники тех или иных музыкальных способностей. Позже они могут либо угасать, либо бурно развиваться.

В практике отбора детей для обучения пению важно оценить ребенка не по его музыкальным способностям, а по задаткам к этим способностям.

.2 Особенности организации художественного творческого коллектива

Утрата народом своего искусства,

своих художественных ценностей — это

национальная трагедия и угроза самому

существованию нации.

М.П. Мусоргский.

Народная песня исключительно ценный материал в эстетическом воспитании. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям.

Художественные коллективы направлены не столько на создание новых художественных ценностей, сколько на создание «культуры для себя», культуры, отвечающей насущенным потребностям конкретной личности, группы.

Исторически сложившееся искусство хорового пения, как любое другое искусство, имеет свои, выработанные веками закономерности.

Ясное представление о художественно- творческом направлении деятельности своего художественного творческого коллектива дает возможность руководителю, верно, наметить пути, формы и методы работы с ним.

Каждый специалист должен приложить всяческие усилия по возрождению славных хоровых традиций нашего народа, стремясь как можно шире показать тенденции развития хорового творчества, создавая на местах художественные творческие коллективы и привлекая к нему широкие массы.

Приступая к созданию хорового коллектива, хормейстер обязан прежде всего определить основную задачу, поставив перед собой ряд практических вопросов: какой коллектив он предполагает создать, какую манеру будет осваивать, какие объективные предпосылки для этого имеются? Затем руководитель должен составить точную характеристику коллектива, которая складывается из:

количественного состава:

вокальный ансамбль, малый, средний или большой хор.

состав хора по голосам:

количество хоровых партий голосов:

пение коллектива в один, два, три и более голосов.

тембровое звучание голосов и певческая манера участников:

академический или народный.

Ясное представление о художественно- творческом направлении деятельности своего коллектива дает возможность руководителю, верно, наметить пути, формы и методы работы с ним.

Прежде чем организовать хоровой коллектив, важно создать благожелательную для этого атмосферу. Развернуть широкую пропаганду самой идеи создания хора, для этого необходимо использовать местную и стенную печать, афиши и объявления. Очень эффективными будут личные беседы с потенциальными участниками будущего коллектива. В итоге обнаружится или выделится группа энтузиастов- ядро будущего коллектива.

Первоначальной задачей является привлечение в коллектив как можно больше заинтересованных участников.

Процесс создания коллектива может длиться до года и больше, в зависимости от реальных местных условий.

В состав хорового кружка можно принимать всех желающих. Задача руководителя- заинтересовать занятиями всех. Лично я считаю, что успех работы зависит от умения руководителя увлечь детей.

Не стоит завлекать детей в хор обещаниями успешной концертной деятельности, гастрольными поездками. Правильным методом будет убеждение детей принять участие в работе коллектива. Если любители пения ставят своей целью достижение определенных художественных результатов и имеют возможности осуществить ее, может вырасти крепкий хоровой коллектив.

При принятии детей в коллектив необходимо также проверить музыкальные данные. Выявить наличие голоса. Установить особенности голоса ( тембр, сила, диапазон, манера звукообразования ). А также элементарные музыкальные способности — музыкальный слух, память, чувства ритма.

Чтобы снять с участников стеснительность, скованность, первые занятия нужно посвятить знакомству с коллективом, дать возможность хористам поближе узнать друг друга. Можно также спеть вместе в один голос известные массовые и народные песни. Необходимо провести беседу с участниками коллектива, чтобы понять мотивы их участия в хоре и завязать с ними более тесные контакты.

После индивидуального прослушивания каждого участника, каждому из них предлагается повторить на а или ля сыгранный на инструменте или спетый руководителем звук. Для женских голосов он берется в пределах первой октавы, а для мужских — в малой октаве. Если участник свободно и чисто поет задаваемые звуки, ему предлагается спеть мажорное трезвучие снизу вверх и обратно. Начинать нужно с До- мажорного трезвучия, а дальше двигаться вверх по полутонам, слушая насколько свободно и легко звучит голос, определяя верхнюю границу его диапазона. То же самое упражнение исполнять по полутонам вниз, при этом фиксируется нижняя граница диапазона голоса. Затем необходимо попросить певца проинтонировать минорное трезвучие; затем коротенькую попевку со словами или на какой-нибудь заданный слог. По чистоте интонирования определяется наличие музыкального слуха певца. При проверке ритма можно задавать несложный короткий ритмический рисунок, выстукивая ритм рукой.

На основании выполнения всех заданных упражнений складывается предварительное мнение о музыкальных и вокальных данных певца.

Вообще основой при формировании эстетического сознания детей должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры, народов, источником и фундаментом которого является фольклор.

Роль руководителя хора в создании коллектива, а также обеспечении его творческого роста огромна. Большое значение имеет общая музыкальная подготовка дирижера, природные данные, способности к дирижированию. Важно также присутствие у хормейстера (руководителя)качеств, необходимых для руководителя коллектива, для руководителя группы людей, объединенных для достижения определенной цели.

Руководитель детского народного коллектива должен быть педагогом- хормейстером, организатором, находчивым, инициативным человеком.

Ситуация, при которых руководитель начинает свою творческую деятельность, могут быть различны. В одном случае хормейстер приступает к работе с уже сложившимся коллективом, который лишился по какой-либо причине своего предыдущего руководителя. Здесь хормейстер должен хорошо осмыслить и понять старые традиции коллектива, взять за основу накопленный участниками коллектива положительный опыт.

В другом случае — когда хормейстер является создателем нового хорового коллектива. Он самостоятельно решает вопросы комплектования состава хора, определяет его художественно — творческое направление. На его плечи ложатся все организационные и творческие задачи, которые встают в момент создания хора, чтобы заинтересовать людей в работе коллектива, требуется большое терпение и настойчивость.

Работа с детским голосом накладывает на педагога особую ответственность, так как он имеет дело с еще неокрепшим, растущим организмом. Очень хрупким и нежным голосовым аппаратом.

Руководитель должен знать причины некоторых возможных случаев фальшивого пения. Оно может быть связано:

1.С недостаточно развитым слухом.

2.С неправильным дыханием.

.Со слуховой невнимательностью.

.Плохой памятью.

.С отсутствием навыков координации между слухом и голосовыми связками.

Хочется также отметить что хороводные песни, как никакой другой жанр молодежного, взрослого фольклора, подходят для детей. Ведь многие песни близки по содержанию и форме музыкальным песенным припевом детских игр.

Песню детям нужно подать, чтобы увлечь их. Без интереса детей к песне, разучивание ее, работа над ней не ладиться. Дети должны привыкнуть к новой песне, сдружиться с ней, тогда появляется слаженность и желание спеть ее как можно лучше. Нельзя торопить песню, если она не идет. Всегда нужны терпение и лад в работе.

Постичь, понять песню помогает ее смысл, сюжет содержания, а также подсказка, объяснение руководителя. Всегда следует рассказать о предыстории: зачем песня, кто ее пел, когда пел…Если дети разучили песню, а потом еще в игре исполняли и почувствовали или в обряде, праздничном действе обыграли, то она во многом становится им интереснее и привлекательнее. Дети с большим удовольствием исполняют то, что с движением: будь то хоровод, пляска, игра или даже самое обычное хореографическое движение.

Специфика проведения занятий в детском народно- хоровом коллективе должна заключаться и в том, что в процессе группового освоения материала широкое применение находил принцип индивидуального подхода к детям. Суть его — в создании оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Постоянно держа в поле зрения каждого обучаемого, руководитель мог своевременно определить, какое именно задание необходимо выполнить с тем, чтобы оно было полезно всем и каждому.

Глава 2. Особенности педагогического руководства детским художественным коллективом

.1 Педагогическое руководство как педагогический феномен

Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, нравственными, политическими, эстетическими, и культурными целями.

Педагогическое руководство представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него.

Педагогическая деятельность, вооруженная осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношения с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям.

Педагогическая деятельность всегда носит конкретно- исторический характер.

Начальным компонентом педагогической деятельности является знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых человеку. Этот компонент определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности. Вторым ее компонентом являются многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни — мировоззрение. Третьим компонентом являются собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

Для того, чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения.

Педагогическая деятельность как общественное явление существует в системе сложных зависимостей и отношений с другими явлениями общественной жизни. Она содержится за счет общества, выполняет его социальный заказ, призвана обеспечивать охрану и умножение его собственности, трудовую и общекультурную подготовку подрастающего поколения. Педагогическая деятельность направлена также на решение задач развития в ребенке человеческой личности.

Педагогическая деятельность как общественное явление неразрывно связана с идеологической надстройкой. В ее задачу входит формирование индивидуального сознания детей в духе требований гуманного, демократического общественного сознания, Включение детей в культуру общественной жизни.

Педагогическая деятельность органично связана с языком. Язык — основное орудие педагогической деятельности, с его помощью осуществляется педагогическое взаимодействие, взаимодействие и организация всей детской жизни.

Руководитель детского художественного коллектива в первую очередь должен быть интересным в своем деле. Должен уметь заинтересовать ребят .

Необходимым условием педагогического руководства детским художественным коллективом выступает вхождение педагога в доверительные и контактные отношения с членами группы. Так как наладить подобные отношения непросто, для повышения эффективности взаимодействия следует применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц) ; необходимо контактировать в первую очередь с участниками, занимающими антагонистические позиции в группе ( с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценностных ориентаций и т.п.).

Педагог должен знать принципы работы с детьми или заповеди учителя:

.Люби детей, защити их любовью и правдой.

.Не вреди.

.Ищи в детях хорошее.

.Научи детей думать и любить.

.Все обучение без принуждения.

.Ни дня без новизны.

.Учитель друг и помощник ученика.

.Воспитывай, опираясь на природу ученика.

.Учитель-автор своей программы, системы и методов.

.Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

педагогический детский обучение пение

2.2 Стили руководства в детском художественном коллективе (народное пение)

Обучение пению — это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности.

Сейчас открываются широкие возможности педагогическому творчеству для новых поисков методов обучения подрастающего поколения. На современном этапе главная задача художественно — эстетического воспитания подрастающего поколения — повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются умения, навыки, способности. Народную песню нельзя ничем заменить, особенно в начальном этапе воспитания ребенка.

Родная речь и народная песня должна присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового возраста. Только в этом случае ребенок вырастает нравственно здоровым.

Педагогу необходимо знать и понимать, что каждый ребенок уникален, и поэтому знания, заложенные в раннем возрасте, дают ребенку в дальнейшем большее развитие в культурном плане. Однако при этом каждый ребенок может петь: лучше или хуже, в зависимости от природных данных, от физиологии, психики, способности к духовному развитию, умению целесообразно и экономно расходовать их, для достижения наибольшего эффекта голосовых связок, запаса дыхания и др.

Основные принципы работы с детским коллективом.

Методы и принципы вокального воспитания детей сложны и многообразны. Они объединяют познавательные процессы с практическими умениями. Методика, связанная с вокальным исполнительством, опирается на процессы мышления, хотя и относится главным образом к автоматизированным видам деятельности.

Известно большое количество методов и приемов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффективной представляется та работа, которая основывается на каком-либо одном методе. Педагог должен владеть различными методами и приемами вокально-хоровой работы, и применять их в соответствии с ситуацией, на занятии.

В вокальной педагогике сложились свои правила, отражающие специфику певческой деятельности так как выделяет следующие формы работы: фонетический, объяснительно — иллюстрированный в сочетании с репродуктивным, методом внутреннего пения (пения на основе представления), сравнительного анализа и др. По названию метода можно судить о его сущности.

Концентрический.

Основоположником этого метода является вокальный педагог Г.М.Глинка.

Этот метод можно назвать универсальным, так как он лежит в основе методических систем разных авторов и используется для работы с детскими голосами.

М.Г.Глинка рекомендовал «…сперва усовершенствовать натуральные тоны, т.е. без всякого усилия берущиеся… Упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса».

Концентрический метод основан на ряде положений:

плавное пение без дыхания,

непринужденное пение, свобода голосообразования,

при пении рот открывать умеренно,

не делать никаких гримас и усилий,

петь не громко и не тихо,

уметь долго тянуть ноту ровным по силе звуком,

без некрасивых «подъемов», прямо попадать в ноту,

соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнение строится на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап — тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим постепенным заполнением,

нельзя допускать чтобы дети уставали. Петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа без него.

Суть метода — постепенное расширение звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра. В работе с детьми, с невыявленными вокальными способностями он не подходит.

Этот метод можно использовать тогда, когда налажена координация между слухом и голосом, сформированы навыки управления регистрами своего голоса и резонированием звука.

Фонетический.

Этим методом пользуются все педагоги, однако по разному. Фонетический метод в работе с детьми является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания.

Каждая фонема, слог или слово организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Изменения артикуляционного уклада, создают новые акустические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса.

Фонетический метод необходим для настройки певческого голоса на правильное звукообразование, и для исправления различных недостатков, для чего используются определенные сочетания фонем. При этом необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которое зависит от места их образования. Согласные могут быть звонкие и глухие. Внимание требуют глухие согласные. Они тянут голосовой аппарат к речевой, а не певческой установке.

Фонетический метод применяется не только в упражнениях, но и на этапах разучивания и дальнейшей работы над песенным материалом. Для этого используется вокализация мелодии песни на различных гласных, чаще всего у, о, а, с целью выработки кантилены и выравнивания тембрового звучания голоса.

Объяснительно — иллюстративный в сочетании с репродуктивным.

Значительное место в работе с детьми занимает метод вокальной иллюстрации голоса педагога, и воспроизведение услышанного детьми по принципу подражания. Показ мелодии голосом педагога должен сочетать с объяснением технологий способов звукообразования, вовлекая детей в обсуждение характера звучания. Не следует допускать, чтобы пение по принципу подражания сводилось к простым внешним повторениям, а было осознанным процессом.

На первом этапе вокальной работы иллюстрированный метод должен преобладать, а в дальнейшем — использоваться минимально.

В вокально — технической работе репродуктивный метод неизбежен, хотя и в меру необходим. Его применение не повредит, если голоса учителя и ученика однородны. В противном случае злоупотреблять вокальным показом недопустимо.

Объяснительно — иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным — путь творческого развития учащихся. Их вокальное мышление постепенно будет преобразовываться: от подражания, на уровне подсознания к осмыслению художественного образа и способа исполнения.

Мысленное пение.

Принцип мысленного пения (на основе внутрислухового представления) — один из самых эффективных в работе с детьми.

Использование мысленного пения имеет смысл даже на первом этапе обучения, так как оно активизирует слуховое внимание и запоминание звукового эталона для подражания. Мысленное пение подготавливает почву для успешного обучения.

Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение.

При прослушивании трудного фрагмента дети должны мысленно пропевать, чтобы добиться качества в последующем исполнении. На занятиях необходимо ввести правило: когда педагог демонстрирует голосом или на музыкальном инструменте образец исполнения, дети должны смотреть на него, слушать и мысленно петь одновременно с ним.

Мысленное пение — это эффективный метод формирования вокально — слуховых представлений, лежащих в основе вокального воспроизведения, способом обучения, ускоряющим процесс разучивания нового репертуара, усвоения вокальных навыков, а также формой самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса.

Сравнительный анализ.

Этот метод следует вводить с первых уроков, педагог демонстрирует два образа одного и того же звука, просит детей сравнить и сказать, какой им больше понравился.

Метод сравнительного анализа можно использовать также при оценке и анализе пения других учеников, или обсуждении различных записей.

При помощи анализа дети учатся не только слушать разных певцов, но и оценивать собственное исполнение, что формирует навык самоконтроля, необходимый для успешного обучения.

Все перечисленные методы, используемые в вокальной практике, не исключают, а дополняют друг друга.

В вокальной педагогике используются и общедедактические методы.

Среди них такие как:

.наглядный пример (слуховой и зрительный)

.словесные методы:

беседа, обсуждение характера произведения;

введение новых понятий, специальной терминологии;

образные сравнения, вызывающие ассоциации в поисках нужных мышечных ощущений при пении;

словесная оценка исполнения, анализ недостатков;

вопросы, поощрения, указания, уточнения и прочее.

.методы повторения и закрепления при пении вокальных упражнений заучивания песенного материала (индивидуальные, групповые).

.движение под музыку. Удовлетворяет потребность в двигательной активности детей после статистического положения во время пения, позволяет разнообразить виды деятельности на занятии (драматизации пения, музыкальные игры, моделирование движения ритма и высоты звуков, изобразительные моменты в процессе исполнения песни и пр.), что вызывает у детей интерес к работе.

Заключение

В своей работе я попыталась раскрыть основные принципы и методы организации детского народного коллектива и работы с ним.

Важно, чтобы процесс обучения носил творческий характер, дети получали бы удовольствие от исполнения народных песен, незаметно для самих себя певчески росли, расширяли репертуарный багаж, представления о глубине и красочности русского песенного фольклора и как результат — формировали ценностные ориентации в огромном потоке современной музыкальной информации.

Процесс работы с детьми живой и интересный. Приходится неотрывно следить за психикой и общим состоянием певца, чувствовать и разгадывать все, что происходит внутри его организма. Исходя из этого, находить нужные рекомендации, приемы, тон и формы обращения. Необходимо оживлять процесс обучения образными сравнениями, шуткой. Овладевать их творческой волей, направляя ее на достижение поставленной цели.

Организация коллектива достаточно сложный процесс, к этому нужно приложить много упорства, труда, терпения. Труд во имя искусства всегда приносит результаты. Любое достижение коллектива для педагога огромное счастье.

Народно-хоровые коллективы необходимы детям. Они помогают ребятам раскрыть свои творческие способности, воспитывают в них доброту, любовь к своей земле, знание коренных традиций.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Занимаясь народным пением, дети приобретают навык разучивания и исполнения песен «на слух», что развивает свободу вокального интонирования. Вырабатывается четкая, ясная дикция.

Из всего изложенного следует сделать вывод о том, что в каждом народно-хоровом коллективе должна проводиться учебно-воспитательная работа. От того, как она построена и какие методы и приемы используются в занятиях с детьми зависит конечный результат, то есть приобретение перечисленных навыков.

Список литературы

. Учебное пособие для ВУЗов «Психология и педагогика». Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. Издательство ЦЕНТР. Москва 1996.

. «Социальное воспитание в учреждениях дополнительного обра зования детей». Под редакцией А. В. Мудрика. Москва 2004.

.Науменко Г. М. «Фольклорная азбука». Учебное пособие для начальной школы. Москва 1996..

. Шакурова М. В. «Методика и технология работы социального педагога». Москва 2004.

. Лихачев Б. «Педагогика. Курс лекций». Москва 1998.

. Аникин В. «Детский фольклор».-Л., 1983.

. Виноградов Г.С. «Русский детский фольклор». Иркутск, 1930.

. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики»-Новосибирск,1987.

. Мешко Н.К. «Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения»-Москва, 1996.

. Шамина Л.В. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом».-Москва, 1983.

   Содержание 

   Введение 

1.Педагогическое
управление ученическим коллективом
 

    1. Педагогическое 
      руководство коллективом
    2. Педагогическая
      характеристика коллектива

 

  1. Ученическое
    самоуправление в системе воспитательной
    работы

 

    1. Сущность 
      ученического самоуправления
    2. Принципы
      построения и развития ученического самоуправления
    3. Основные
      модели организации ученического самоуправления
    4. Создание
      и развитие самоуправления в ученическом
      коллективе

 

Заключение 

Список 
использованной литературы
 

   1.Педагогическое
управление ученическим коллективом
 

    1. Педагогическое 
      руководство коллективом

 

   Коллектив
непрерывно меняется, потому что непрерывно
меняются люди, его образующие. Изменяется
и характер влияния коллектива на
личность. В школьных коллективах 
процессы развиваются так интенсивно
и быстро,  что даже специалисты 
не успевают  за ходом событий. Однако,
вглядевшись повнимательнее, видим 
– процесс развития коллектива отнюдь
не стихийным, а педагогически управляемый.
Эффективность управления зависит 
от того, в какой мере исследованы 
закономерности его развития, насколько 
правильно воспитатель диагностирует 
ситуацию и выбирает средства педагогического 
воздействия.

   Управлять
ученическим коллективом – это,
значит, управлять процессом его 
функционирования, использовать коллектив 
в качестве инструмента воспитания
школьников с учетом той стадии развития,
на которой он находится. Управление
будет тем эффективнее, чем полнее
учитываются особенности коллектива
и его возможности самоуправления.
Управление ученическим коллективом 
осуществляется как два взаимосвязанных 
и взаимообусловленных процесса:
1) сбора информации об ученическом 
коллективе и входящих в него школьниках;
2) организации адекватных его состоянию 
воздействий, имеющих целью совершенствовать
сам коллектив и оптимизировать
влияние его на личность каждого 
отдельного ученика (А.Т. Куракин).

   Важнейшие
условия оптимизации – интеграция
оказываемых на коллектив воспитательных
воздействий в единую систему, обеспечивающую
непрерывность этих процессов. Такая 
интеграция  достигается путём: 1)
использование комплекса педагогических
воздействий на коллектив; 2) постоянной
и многосторонней заботы членов коллектива
друг о друге в повседневной жизни;
3) создание таких ситуаций в жизни 
коллектива, которые способствуют его 
положительному влиянию на отдельных 
членов; 4) расширение функций  ученического
самоуправления; 5) объединение усилий
всех тех, кто участвует в работе
с коллективом.[1,c17]

   Важнейшими 
признаками коллектива являются сплочённость,
общая организация деятельности,
высокая личная ответственность 
за результаты совместных усилий. Педагогически 
эффективный ученический коллектив,
кроме названных признаков, обладает
и другими очень важными особенностями,
отражающими внутриколлективную атмосферу,
психологический климат, отношения 
между членами коллектива. В хорошо
организованных коллективах проявляются 
взаимопомощь и взаимоответственность,
доброжелательность и бескорыстие,
здоровая критика и самокритика,
соревнование.

   Развитие 
коллектива связано с преодолением
противоречий между коллективом 
и отдельными учениками, опережающими
в своем развитии требования коллектива
или, наоборот, отстающими от этих требований.
Однако эти противоречия при умелом
педагогическом управлении становятся
движущей силой процесса развития личности,
её воспитания и социализации. В результате
разрешения противоречий возникают некоторые
объективные условия (сформировавшееся
общественное мнение, общая доброжелательная
атмосфера, развитие чувства «мы – коллектив»
и др.) для развития и проявления творческой
индивидуальности, активно используются
знания и опыт каждого ребенка в жизнедеятельности
коллектива, что очень ценно для обоих
субъектов взаимодействия: как индивида,
так и коллектива.

   Управление 
ученическим коллективом – это 
управление процессом его развития,
использование возможностей коллектива
для воспитания школьников. Анализ
работ И.П. Иванова, Ф.Я. Шапиро, Ю.М. Цейтлина,
Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой 
и др., позволяет сформулировать
следующие правила педагогического 
управления процессом воспитания в 
коллективе. [2 c.31]

   1.
Зависимость стиля педагогического 
руководства от степени развития 
ученического коллектива. На первой 
стадии формирования коллектива 
отношения «учитель – ученики» 
имеют субъект-объектный характер,
по мере развития коллектива 
ученики становятся более активными, 
отношения между педагогом и 
воспитанниками постепенно приобретают 
субъект-субъектный, сотрудничающий 
характер.

   2.
Всестороннее воздействие на 
коллектив. На коллектив оказывается 
воздействие не только самим 
воспитателем (классным руководителем),
но и его коллегами, другими 
коллективами, общественностью, семьями 
учащихся.

   3.
Внимание личностным потребностям 
членов коллектива. Личность не 
должна цениться ниже интересов 
коллектива.

   4.
Сочетание контроля (педагогом) и 
самоконтроля (активом и членами 
коллектива) в коллективе.

   5.
Сочетание руководства со следованием 
естественным потребностям воспитанников.
(«Не подавлять, а направлять!»).

   6.
Формирование общих взглядов, интересов, 
переживаний. В коллективе каждым 
воспитанником должен актуализироваться 
не только свой опыт, но и 
опыт товарищей. 

   7.    
Слияние персональных (межличностных) 
отношений (отношений друг к 
другу) с отношениями партнёрскими
(к совместной деятельности) и 
мотивационными (к предмету деятельности)
в дружеское единение членов 
коллектива. («Я охотно берусь 
за это дело, потому что со 
вместе мной им заняты мои 
лучшие друзья».)

   8.
Избегание формализма. Дело не 
должно быть «для галочки», «потому 
что так надо непонятно, кому 
и для чего». Оно должно быть 
осознано воспитанниками как 
личностно и общественно значимое.

   9.
Учёт и контроль факторов, определяющих 
положение личности в коллективе.
Для этого педагогу необходимо 
постоянно изучать коллектив 
и личность воспитанников. 

   10.
Гибкость и своевременность разрешения 
конфликтов внутри коллектива. Педагог 
должен обеспечить всем чувство 
защищённости, не допустить появления 
в коллективе «изгоев», «людей 
второго сорта», «козлов отпущения».

   11.
Постоянные и временные поручения 
внутри коллектива.

   12.
Учёба актива. Актив необходимо 
готовить к соуправлению коллективом, 
учить, как осуществлять планирование 
и анализ, как создать идею 
и разработать проект, как сделать 
деятельность привлекательной для 
членов коллектива и т.д. 

   13.
Коллективные планирование, выбор 
и анализ деятельности.

   

14.
Смена характера деятельности. Деятельность 
не должнанадоедать. Если она 
превращается в скучную рутину,
необходимо либо по-другому распределить 
поручения внутри коллектива, либо 
освоить новый вид деятельности,
либо придать знакомой деятельность 
новую направленность (умножить 
её количественно, направить на 
новые объекты).[3 c.56]

   1.2
Педагогическая характеристика 
коллектива

      
Коллектив выступает как важная форма
организации воспитания, как мощный педагогический
инструмент.

   Развитие 
и формирование личности можно успешно 
осуществлять только в коллективе и 
через коллектив, что является одной 
из важнейших закономерностей воспитания.
Осмысливая важность этой закономерности,
следует иметь в виду два следующих 
положения.

   Первое 
из них состоит в том, что важной
целью воспитания является формирование
личности в духе коллективизма, развития
у нее товарищеских черт и качеств.
Указанная цель может быть достигнута
только при условии, что личность
будет воспитываться в хорошо
организованном и здоровом в социальном
и духовном отношениях коллективе.

   Второе 
положение связано с тем, что 
воспитание не может быть ограничено
лишь личным влиянием педагога на каждого 
воспитанника. Оно обязательно должно
подкрепляться разносторонним влиянием
коллектива, который не только обеспечивает
свободу и защищенность личности,
но и выступает как носитель здоровой
морали и аккумулирует в себе богатство 
нравственных и художественно- эстетических
отношений. Поэтому в процессе педагогической
работы необходимо создавать здоровый
и сплоченный воспитательный коллектив 
и умело использовать его для 
разностороннего развития личности.
Без такого коллектива трудно рассчитывать
на высокую эффективность воспитания.
[1 c.31]

   Слово
“коллектив” происходит от латинского
colligo, что в переводе на русский 
означает “объединяю”, а латинское
collectivus- собирательный. Таким образом,
понятие коллектива указывает на
объединение людей, на существование 
между ними связующих отношений.
В этом смысле в каждом людском 
объединении можно выделить отношения 
деловые и отношения личные. Деловые 
отношения основываются на совместной
деятельности по решению социально-
значимых задач, на соблюдении установленных 
в том или ином объединении 
организационных зависимостей, правил
и порядков. Личные же отношения 
основаны на личных привязанностях, симпатиях 
и антипатиях и охватывают главным 
образом сферу узколичной деятельности.

   Личные 
отношения могут существовать параллельно 
с деловыми отношениями. Деловые 
отношения также не исключают 
личных симпатий.

   Главным
признаком коллектива является налаженность,
прочность и действенность деловых 
отношений и ответственных зависимостей
между учащимися. Круговая порука и 
всепрощение, в основе которых чаще
всего лежат личные, узкогрупповые 
симпатии и антипатии, считаются 
антиподом коллектива и коллективизма.[2
c.52,56]

   Детально 
определял сущность коллектива А.С.Макаренко.
“Нельзя представить себе коллектив,
— писал он, — если взять попросту
сумму отдельных лиц. Коллектив-
это социальный живой организм, который 
потому и организм, что он имеет 
органы, что там есть полномочия,
ответственность, соотношения частей,
взаимозависимость, а если ничего этого 
нет, то нет и коллектива, а есть
просто толпа или сборище”. [8 c.229]

   Таким
образом, воспитательный коллектив- это 
такое объединение учащихся, жизнь 
и деятельность которого мотивируется
здоровыми социальными устремлениями,
в котором хорошо функционируют 
органы самоуправления, а межличностные 
отношения характеризуются высокой 
организованностью, ответственной 
зависимостью, стремлением к общему
успеху, богатством духовных отношений 
и интересов, что обеспечивает свободу 
и защищенность каждой личности.

   Создать
такой коллектив сразу невозможно,
для этого требуется длительное
время. В связи с этим обычно выделяют
три стадии в развитии коллектива.
Критерием этого развития считается 
отношение коллектива к предъявляемым 
педагогическим требованиям.

   Первая 
стадия в развитии коллектива характеризуется 
тем, что в качестве сплачивающего 
средства выступают требования педагога
к учащимся. “Требование, высказанное 
в форме, не допускающей возражений,
необходимо на первых порах в каждом
коллективе.

   Вторая 
стадия развития этого требования,
когда на вашу сторону перешли 
первый, второй, третий, четвертый активисты,
когда около вас организуется
группа мальчиков и девочек, которые 
сознательно хотят поддерживать
дисциплину.

   И
наконец, третья стадия развития этого 
требования, когда требует коллектив.
Это- тот результат, который вознаграждает 
вас за нервный труд первого периода.
Когда требует коллектив, когда 
коллектив сбился в известном 
тоне и стиле, работа воспитателя 
становится математически точной, организованной
работой” [8 c.152].

   В
школе обычно все учащиеся объединяются
в единый общешкольный коллектив. Организация 
и действенное функционирование
общешкольного ученического коллектива
имеет весьма важное педагогическое
значение.

   В
общешкольный коллектив входят первичные 
коллективы (классы). Для выполнения
работ на непродолжительное время 
могут создаваться временные 
коллективы (различные кружки, коллективы
художественной самодеятельности и 
т.д.).

   В
структуре воспитательного коллектива
большую роль играют органы ученического
самоуправления (ученический комитет,
старосты в классах и т.д.).

   Эти
органы в ученических коллективах 
принято считать формальными. Кроме 
этих формальных структур в коллективах 
существуют еще структуры неформальные,
которые официально не избираются и 
не назначаются, но реально влияют на
коллективную деятельность и общественное
мнение.

   Если 
формальные структуры коллектива базируются
на деловых, социальных отношениях, то
в основе неформальных групп лежат 
отношения психологические- личная
симпатия и антипатия, узкогрупповые 
интересы и стремления.

   А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинский и другие педагоги
подчеркивали, что в органы самоуправления
коллектива должны входить авторитетные
и уважаемые школьники. Появление 
так называемого неформального 
лидера возможно только в тех случаях,
когда это педагогическое условие 
не соблюдается.

   Методика 
создания и воспитания ученического
коллектива базируется на двух вещах:
во- первых, нужно вовлекать всех
учащихся в разнообразную и содержательную
совместную деятельность и, во- вторых,
необходимо организовывать и стимулировать 
эту деятельность таким образом,
чтобы она сплачивала и объединяла
учащихся в дружный и работоспособный 
коллектив.

   В
качестве важнейших средств воспитания
ученического коллектива выступают: учебная 
и разнообразная внеклассная 
работа, трудовая, общественная и культурно-
массовая деятельность учащихся.

   В
процессе организации деятельности
нужно применять специальную 
методику, направленную на создание и 
воспитание сплоченного коллектива.

   Педагогическую 
основу этой методики составляют:

   умелое 
предъявление требований к учащимся;

   воспитание 
ученического актива;

   организация
увлекательных перспектив в учебной,
трудовой, художественно- эстетической
и спортивно- оздоровительной деятельности;

   формирование 
здорового общественного мнения;

   создание 
и развитие положительных традиций
коллективной жизни.

   Успешность 
протекания в коллективе воспитательной
работы во многом зависит от первоначальных
вкладов в его организацию. Создание
коллектива нужно начинать с умелого 
предъявления педагогических требований
к воспитанникам. Правильное предъявление
педагогических требований в самом 
начале воспитательной работы со школьниками 
организует их поведение, способствует
улучшению их работы и таким образом 
вносит в жизнь и деятельность
коллектива элементы сплоченности и 
единства стремлений. Так закладываются 
основы для дальнейшего развития
и воспитания коллектива.

   Для
того, чтобы педагогические требования
поддерживались всеми учащимися, необходимо
стремиться к тому, чтобы их поддерживала
более сознательная часть учащихся.
Поэтому в воспитательной работе
с коллективом большое значение
имеет воспитание ученического актива,
развитие его самостоятельности 
и принципиальности.

   Развитие 
коллектива во многом зависит от содержательности
и динамики его деятельности. А.С.Макаренко 
сформулировал закон движения коллектива,
суть которого состоит в том, что 
коллектив должен постоянно двигаться 
вперед, добиваться все новых  и 
новых успехов и оказывать 
все более сильное влияние на
развитие и личностное формирование своих
членов. Остановка в развитии коллектива
ведет к его ослаблению и распаду. Вот
почему в системе коллективного воспитания
большое значение имеет организация перспективных
устремлений учащихся, постановка перед
ними постоянно усложняющихся целей и
увлекательных перспектив.

   В
условиях школы перед учащимися 
может выдвигаться большое разнообразие
перспектив. Прежде всего они должны
охватывать учебную работу учащихся.
В качестве перспектив в системе 
учебной работы могут выступать 
подготовка и проведение предметных
вечеров, олимпиад и т.д.

   Большое
значение имеет положение о том,
что перспективы в школе должны
носить не только празднично- красочный,
но главным образом деловой характер.[4
c.78]

   Существенным 
фактором развития зрелости коллектива
является формирование здорового общественного 
мнения. Благодаря здоровому общественному 
мнению в коллективе реализуется 
положение А.С.Макаренко о педагогике
“параллельного действия”. Суть его 
заключается в том, что при 
наличии принципиальных и здоровых
отношений между учащимися всякое
воздействие на коллектив оказывает 
воспитательное влияние на отдельных 
его членов и, наоборот, воздействие 
на отдельного ученика влияет на весь
коллектив. Иначе говоря, достигается 
такая зрелость коллектива, когда 
он по- настоящему выступает как 
субъект воспитания, когда исчезает
всякая почва для круговой поруки
и замыкания в узкогрупповых 
интересах. Коллектив начинает функционировать 
как хорошо организованная и социально-здоровая
ячейка нашего общества.

   В
организации и воспитании коллектива
большую роль играют традиции. “Ничто
так не скрепляет коллектив, -говорил 
А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать 
традиции, сохранить их- чрезвычайно 
важная задача в воспитательной работе.
Школа, в которой нет традиций…
не может быть хорошей школой, и 
лучшие школы, которые я наблюдал…-
это школы, которые накопили традиции”[
5 c.49].

   Большое
значение в воспитании придавал традициям 
и В.А.Сухомлинский.

   Для
воспитания коллектива нужны как 
тожественно- праздничные традиции,
так и будничные, побуждающие 
учащихся к трудовой деятельности,
улучшению дисциплины и культуры
поведения.

   Традиции 
развивают коллектив, повышают содержательность
его жизни, расширяют границы 
деятельности трудящихся, что оказывает 
на них большое воспитательное влияние,
укрепляет их сплоченность, поддерживает
чувство гордости за свой коллектив.

   При
правильной и целенаправленной организации 
воспитательной работы с коллективом,
всемерном развитии его самодеятельности,
внутришкольной демократии и здорового 
общественного мнения в нем формируется 
определенный стиль и тон жизни,
которые способствуют эффективному
формированию чувства коллективизма 
у трудящихся. Наиболее существенными 
психологическими и нравственными 
чертами этого стиля и тона
являются: оптимизм и бодрость коллективной
жизни и деятельности; развитое чувство 
собственного достоинства и гордости
за свой коллектив; чувства товарищества,
дружбы, ответственной зависимости 
и высокая активность всех учащихся
в решении совместно поставленных задач;
чувство защищенности каждого члена коллектива.
Если такой стиль и тон складываются, тогда
в полной мере проявляются такие важные
воспитательные функции коллектива, как:

   -организаторская,
когда коллектив становится подлинным
субъектом воспитания и управления своей
деятельностью,

   -нравственно-
воспитательная и личностно- развивающая,
когда коллектив способствует формированию
правильных взаимоотношений, гуманизма,
чуткости и культуры поведения учащихся,

   

-стимулирующая,
когда коллектив выступает как возбудитель
активности и самодеятельности всех членов
в повышении содержательности и здоровой
целенаправленности своей жизни.

   2.
Ученическое самоуправлениев системе 
воспитательной работы
 

   2.1Сущность 
ученического самоуправления
 

   Управление 
любым процессом призвано выполнять 
следующие основные функции: анализ
ситуации и результатов деятельности,
целеполагание, планирование и организация 
деятельности, контроль и регулирование 
управляемого процесса.

   Под
самоуправлением вообще понимается
процесс осуществления управленческих
функций «изнутри» коллектива. Однако
по отношению к ученическому самоуправлению
это не совсем точно. Фактически ученическое 
самоуправление – это соуправление,
при котором управленческие функции 
осуществляются совместно школьниками 
и педагогами. Таким образом, при 
ученическом самоуправлении хотя бы
некоторые из управленческих функций
(анализ, целеполагание, планирование,
организация, контроль, регулирование)
осуществляются «изнутри» ученического
коллектива (лидером, активом, общим 
собранием).

   С.
А. Шмаков отмечает, что самоуправление
в детском коллективе подразумевает 
реализацию на практике следующих прав
детей:

   
право самим воспитанником планировать 
деятельность;

   
право самим реализовывать свои 
планы;

   
право регулярно обсуждать и 
самостоятельно оценивать результаты 
деятельности;

   
право самим выбирать лидеров 
и давать поручения друг другу;

   
право критики в любой адрес.

   Участие
детей в самоуправлении – это 
своеобразная школа приобретения социального 
опыта. Участие в самоуправлении
способствует социализации личности школьников:

   
повышает социальную активность;

   
развивает самостоятельность, инициативу,
творчество, ответственность;

   
формирует навыки коллективного 
взаимодействия: лидерства, поиска 
согласия в группе, выработки 
коллективных целей и путей 
их достижения, чёткого выполнения 
своей части общего дела, анализа 
и самоанализа;

   
способствует формированию гуманных 
отношений, терпимости к чужому 
мнению, адекватной самооценки и 
оценки окружающих;

   
способствует формированию бережного 
отношения к общественному достоянию;

   
создаёт условия для приобретения 
опыта общественно полезной деятельности.

   Ученическое
самоуправление придаёт педагогическому 
общению сотрудничающий характер, помогает
педагогу в работе, а именно:

   
повышает интерес к школе, активизирует 
инициативу и творчество (ученик 
чувствует свою значимость, поскольку 
его мнение и деятельность 
общественно важны, способны заметно 
повлиять на школьную жизнь);

   
укрепляет положительные эмоциональные 
связи в ученическом коллективе,
а также между педагогом и 
учениками, улучшает взаимопонимание 
между детьми и взрослыми в 
школе;

   
«включает» психологические механизмы 
самовоспитания и взаимовоспитания
(воспитанник даёт себе установку 
«я должен стать лучше», потому 
что не только педагог, но 
и товарищи оценивают его, руководствуясь 
одинаковыми (или очень похожими)
критериями);

   
расширяет возможности организации 
обучения и воспитания в коллективе
(деятельность планирует, организует,
контролирует и анализирует не 
только педагог, но и каждый 
член коллектива);

   
повышает интерес педагога к 
своей работе (педагог лучше узнаёт 
своих учеников, стремится сделать 
их пребывание в школе интересней 
и полезней, его отношения с 
учащимися приобретают более 
доверительный характер, он получает 
больше возможностей получить 
удовлетворение от работы).

   Кроме
перечисленных выше воспитательно-организационных 
возможностей, самоуправление обеспечивает
саморазвитие ученического коллектива,
выполняя следующие функции:

   
самоактивизация (вовлечение в 
самоуправление всё большего 
числа учащихся, привлечение всего 
коллектива к решению управленческих 
проблем, включение в управление 
новой деятельностью);

   
организационное саморегулирование 
(способность коллектива из-менять 
свою структуру для более успешного 
решения организационных задач);

   
коллективный самоконтроль (постоянный 
анализ органами само-управления 
и отдельными организаторами 
своей деятельности и поиск 
более эффективных задач и 
путей их решения)[3c.63,65].
 

   2.2
Принципы построения и развития 
ученического самоуправления
 

   Ученическое
самоуправление занимает важное место 
в современных концепциях внутришкольного 
управления. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков 
и Н. П. Капустин формулируют следующие 
принципы построения и развития школьного 
самоуправления2:

   1.
Принцип педагогического руководства 
применительно к практике означает,
что ученическое самоуправление 
формируется и развивается, если 
им руководит педагог.

Педагогическое руководство и самоуправление в ученическом коллективе

  • 1
  • 2
  • 3
  • . . .
  • последняя »

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

ОглавлениеВведение

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива

.1 Особенности организации детского художественно-творческого коллектива

.2 Особенности организации художественно-творческого коллектива

Глава 2. Особенности педагогического руководства детским художественным коллективом

.1 Педагогическое руководство как педагогический феномен

.2 Стили руководства в детском художественном коллективе

Заключение

Список литературы Введение актуальность выбранной темы.

Тема, исследованная мной в данной курсовой работе, по моему мнению, наиболее актуальна в наше время. Так как прививание детям народных традиции и культуры былого времени является одним из основных аспектов современной педагогики. Сейчас воспитание подрастающего поколения требует особого внимания в связи с большим ростом преступности! А вот как раз сохранение и изучение народной культуры воспитывает в детях нравственность и гуманное восприятие мира.

Я считаю, что детский художественный коллектив является в какой-то мере воспитательным процессом.

Поэтому выбранная тема важна тем, что народные традиции (народное пение) являются фундаментом, на котором строится духовная жизнь каждого человека и усваиваются общечеловеческие ценности.

какие ученые работают над этой проблемой.

Психолог Л. Ф. Обухова; Л. С. Выготский; Л.В.Шамина ; Г.М.Науменко и другие.

цель исследования.

Цель исследования:

. Вывести наиболее эффективные педагогические методы в организации и в работе с детским народным художественным коллективом.

. Дать обзорное представление о процессе управления детским народным художественным коллективом.

объект исследования.

Организация и руководство детским народным коллективом.

предмет исследования.

Предмет исследования- педагогическое руководство детским народным коллективом ( народное пение ).

задачи исследования.

. Исследовать организационные особенности детского творческого коллектива.

. Исследовать психологию педагогического руководства в работе с детьми 10-12 лет.

. Дать психолого-педагогическую характеристику детскому творческому коллективу.

методы исследования.

Методом исследования является наблюдение, изучение, анализирование литературы, сбор информации. Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива .1 Особенности организации детского творческого коллектива Вообще мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения (например, колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления.

Организация детского творческого коллектива — в данное время является очень сложным процессом. Особенно из детей подросткового возраста. Сейчас очень мало людей, которых интересует культура народных традиций, народного пения. Очень мало взрослых людей, ну а что тогда говорить о детях.

Деятельность хорового коллектива складывается из двух основных организационных моментов. Это учебно — воспитательная работа внутри хорового коллектива, и концертно — исполнительская деятельность хора.

Ставя перед собой задачу создать хоровой коллектив, следует, прежде всего, определить какой контингент в возрастном и количественном отношении он будет охватывать, и конечно же

  • 1
  • 2
  • 3
  • . . .
  • последняя »

Интересная статья: Основы написания курсовой работы

метки: Коллектив, Педагогический, Развитие, Руководство, Отношение, Деятельность, Личность, Стадий

Педагогическое управление ученическим коллективом

Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим – процесс развития коллектива отнюдь не стихийным, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Управлять ученическим коллективом – это, значит, управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшие условия оптимизации – интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путём: 1) использование комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни; 3) создание таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширение функций ученического самоуправления; 5) объединение усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.[1,c17]

Важнейшими признаками коллектива являются сплочённость, общая организация деятельности, высокая личная ответственность за результаты совместных усилий. Педагогически эффективный ученический коллектив, кроме названных признаков, обладает и другими очень важными особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

8 стр., 3936 слов

Личность и коллектив как объекты управления

… оптимизации взаимодействия личности и данных ролей начинается с профориентационной работы и профессионального отбора. Далее – это управление процессами производственной адаптации личности, включая не … особенно подчеркнуть значение ответственности как свойства личности, определяющего ее отношение к своим функциональным обязанностям в производственном коллективе. «Ответственность служит здесь …

Развитие коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований. Однако эти противоречия при умелом педагогическом управлении становятся движущей силой процесса развития личности, её воспитания и социализации. В результате разрешения противоречий возникают некоторые объективные условия (сформировавшееся общественное мнение, общая доброжелательная атмосфера, развитие чувства «мы – коллектив» и др.) для развития и проявления творческой индивидуальности, активно используются знания и опыт каждого ребенка в жизнедеятельности коллектива, что очень ценно для обоих субъектов взаимодействия: как индивида, так и коллектива.

Управление ученическим коллективом – это управление процессом его развития, использование возможностей коллектива для воспитания школьников. Анализ работ И.П. Иванова, Ф.Я. Шапиро, Ю.М. Цейтлина, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой и др., позволяет сформулировать следующие правила педагогического управления процессом воспитания в коллективе. [2 c.31]

1. Зависимость стиля педагогического руководства от степени развития ученического коллектива. На первой стадии формирования коллектива отношения «учитель – ученики» имеют субъект-объектный характер, по мере развития коллектива ученики становятся более активными, отношения между педагогом и воспитанниками постепенно приобретают субъект-субъектный, сотрудничающий характер.

2. Всестороннее воздействие на коллектив. На коллектив оказывается воздействие не только самим воспитателем (классным руководителем), но и его коллегами, другими коллективами, общественностью, семьями учащихся.

3. Внимание личностным потребностям членов коллектива. Личность не должна цениться ниже интересов коллектива.

4. Сочетание контроля (педагогом) и самоконтроля (активом и членами коллектива) в коллективе.

5. Сочетание руководства со следованием естественным потребностям воспитанников. («Не подавлять, а направлять!»).

6. Формирование общих взглядов, интересов, переживаний. В коллективе каждым воспитанником должен актуализироваться не только свой опыт, но и опыт товарищей.

7. Слияние персональных (межличностных) отношений (отношений друг к другу) с отношениями партнёрскими (к совместной деятельности) и мотивационными (к предмету деятельности) в дружеское единение членов коллектива. («Я охотно берусь за это дело, потому что со вместе мной им заняты мои лучшие друзья».)

8. Избегание формализма. Дело не должно быть «для галочки», «потому что так надо непонятно, кому и для чего». Оно должно быть осознано воспитанниками как личностно и общественно значимое.

8 стр., 3668 слов

«Развитие личности в школьном коллективе»

… личности осуществляется в основном в семье, которая, в зависимости от установленной в ней стратегии воспитания, либо выступает как просоциальная объединение или коллектив (при преобладании стратегии «семейного сотрудничества»), или искривляет развитие личности … в подростковом возрасте и выражается в проявлении способности и стремления понимать собственные мотивы, осуществлять интенсивную работу …

9. Учёт и контроль факторов, определяющих положение личности в коллективе. Для этого педагогу необходимо постоянно изучать коллектив и личность воспитанников.

10. Гибкость и своевременность разрешения конфликтов внутри коллектива. Педагог должен обеспечить всем чувство защищённости, не допустить появления в коллективе «изгоев», «людей второго сорта», «козлов отпущения».

11. Постоянные и временные поручения внутри коллектива.

12. Учёба актива. Актив необходимо готовить к соуправлению коллективом, учить, как осуществлять планирование и анализ, как создать идею и разработать проект, как сделать деятельность привлекательной для членов коллектива и т.д.

13. Коллективные планирование, выбор и анализ деятельности.

14. Смена характера деятельности. Деятельность не должнанадоедать. Если она превращается в скучную рутину, необходимо либо по-другому распределить поручения внутри коллектива, либо освоить новый вид деятельности, либо придать знакомой деятельность новую направленность (умножить её количественно, направить на новые объекты).[3 c.56]

1.2 Педагогическая характеристика коллектива, Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. [1 c.31]

Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально- значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

45 стр., 22162 слов

Межличностные отношения и развитие личности младших школьников

… выпускной квалификационной работы: каково влияние межличностных отношений со сверстниками на развитие личности младшего школьника? Цель выпускной квалификационной работы — решение данной проблемы. Объект исследования — межличностные отношения младших школьников. Предмет исследования – влияние межличностных отношений на развитие личности детей младшего школьного …

Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий.

Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма.[2 c.52,56]

Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, — писал он, — если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”. [8 c.229]

Таким образом, воспитательный коллектив- это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. “Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.

И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это- тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой” [8 c.152].

В школе обычно все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.

В общешкольный коллектив входят первичные коллективы (классы).

Для выполнения работ на непродолжительное время могут создаваться временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности и т.д.).

53 стр., 26349 слов

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие …

… отношений, проводится диагностика психологического развития детей по методикам контрольного этапа опытно-экспериментальной работы, … отношения в литературе практически нет. Вообще под понятием «отношение» в психологии … отношений. В самом общем подходе к классификации были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительская позиция. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям …

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пользоваться мультиметром подробная инструкция дт830в для начинающих видео
  • Heyner capsula multifix ergo 3d инструкция
  • Омега 3 с витамином д инструкция по применению цена отзывы
  • Keyless entry push start system инструкция на русском схема подключения
  • Управление кадров мвд россии руководство