Кушманова ивченко руководство к лабораторным занятиям по биологической химии

background image

МИНИСТЕРСТВО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ» 

КАФЕДРА  БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ 

В.В. Лелевич 

А.А. Масловская  

И.О. Леднёва 

Н.Э. Петушок 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ  

ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА  

Гродно — 2011 г. 


background image

2

УДК 612.015(072)   
ББК 28.902я73-9 
М54   
 

Рекомендовано Центральным научно-методическим Советом УО «ГрГМУ» 
(протокол №          от        20    г.) 
 

Авторы: зав. каф. биологической химии, профессор В. В. Лелевич;  
 

     доцент, к.м.н. А.А. Масловская; 

               доцент, к.б.н. И.О. Леднёва;  
 

     доцент, к.б.н. Н.Э. Петушок             

 

  Рецензент: зав. каф. общей и биоорганической химии, к.м.н. О.А. Балбатун 

   Методические рекомендации по биологической химии: издание для студентов 
педиатрического факультета / В.В. Лелевич, А.А. Масловская, И.О. Леднёва, 
Н.Э. Петушок. – Гродно: ГрГМУ, 2011. – 68 с.  

Методические  рекомендации  составлены  в  соответствии  с  действующей 

типовой  учебной  программой  по  биологической  химии  для  педиатрического 
факультета.  Данное  издание  необходимо  для  эффективного  методического 
обеспечения учебного процесса по дисциплине. В методических рекомендациях 
представлены:  темы  лабораторных  занятий;  вопросы  по  теоретическому 
разделу,  вопросы  лабораторного  практикума  и  список  рекомендуемой 
литературы 

к 

каждому 

занятию; 

референтные 

величины 

основных 

биохимических  показателей  в  биологических  жидкостях  взрослого  и  ребенка; 
перечень  основных  навыков  и  умений,  которые  должны  приобрести  студенты 
на кафедре биологической химии. 
 

Данное 

издание 

предназначено 

для 

студентов 

педиатрического 

Ответственный за выпуск: первый проректор В.В. Воробьев 


background image

3

ВВЕДЕНИЕ 

Преподавание  биохимии  на  педиатрических  факультетах 

медицинских  вузов  требует  учета  специфических  особенностей 
детского 

организма. 

Действующая 

учебная 

программа 

по 

биологической  химии  для  студентов  педиатрического  факультета 
была разработана и утверждена МЗ РБ в 2009 году. В соответствии с 
конечными  целями  подготовки  специалистов  на  педиатрическом 
факультете  данная  программа  включает  в  себя  профильные  вопросы 
о специфических особенностях обмена веществ у здорового ребенка, 
что  помогает  понять  некоторые  закономерности  патогенеза  и 
отличительные  черты  симптоматики  заболеваний  детского  возраста. 
В    предлагаемых  методических  рекомендациях  указаны  все  темы 
практических занятий, лабораторные работы, вопросы теоретических 
разделов, включающие профильные вопросы для данного факультета, 
рекомендуемая  учебная  литература.  Это  позволит  студентам  создать 
цельное  представление  об  учебной  программе  по  предмету, 
унифицировать  их  подготовку,  освободить  от  переписывания 
вопросов к каждому занятию. 
 

Подготовку  теоретического  раздела  занятия  необходимо 

начинать 

с 

ознакомления 

с 

контрольными  вопросами 

для 

самоподготовки. 

Изучение 

теоретического 

материала 

должно 

основываться  на  исходном  уровне  знаний  к  теме  или  разделу  (из 
биологии,  биоорганической  химии  или  уже  пройденных  тем 
биохимии).  Необходимая  учебная  информация  содержится  в 
рекомендуемых  разделах  учебников  «Биологическая  химия»  В.К. 
Кухты  и  соавторов  (М.,  2008),  Т.Т.  Березова,  Б.Ф.  Коровкина  (М., 
1990  и  2004  г.),  учебного  пособия  «Биохимические  особенности 
детского организма» В.В. Лелевича, А.А. Масловской, Н.К. Лукашика 
(Гродно, 2001), лекционном курсе. 
 

При  подготовке  к  лабораторной  работе  рекомендуется  изучить 

контрольные  вопросы по  данному  занятию,  материал,  изложенный  в 
«Практикуме  по  биологической  химии»  В.В.  Лелевича  и  соавторов, 
«Руководствах  к  практическим  занятиям  по  биологической  химии» 
Т.Л. Алейниковой, Г.В. Рубцовой (М., 1988), О.Д. Кушмановой, Г.М. 
Ивченко (М., 1983). В протоколе отражены разделы, содержащиеся в 
«Практикуме 

по 

биологической 

химии 

для 

студентов 

педиатрического факультета»:  

1.

Номер занятия. 


background image

4

2.

Название лабораторной работы. 

3.

Принцип метода и химический механизм реакций. 

4.

Схема выполнения (ход) работы. 

5.

Результаты. 

6.

Выводы. 

Для  показателей,  определяемых  количественно,  в  протоколе 

указаны  референтные  величины  и  клинико-диагностическое 
значение.  

Изучение 

отдельных 

разделов 

биохимии 

заканчивается 

проведением  контрольных  занятий,  на  которых  обобщается  весь 
материал  по данной части учебной программы. 

Надеемся,  что    данные  методические  рекомендации  помогут 

студентам 

педиатрического 

факультета 

успешно 

овладеть 

программными 

знаниями 

по 

биологической 

химии,  

необходимыми  врачу-педиатру. 


background image

5

З А Н Я Т И Е № 1 

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ 

 ЦЕЛЬ:  Сформировать  у  студентов  представление  о  предмете  и 
задачах 

биологической 

химии, 

специфике 

биохимических 

лабораторий 

и 

особенностях 

работы 

с 

биологическим 

материалом. 
 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 

 
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

1.

Правила  работы  в  биохимических  лабораториях.  Техника 
безопасности. 

2.

Колориметрия,  общий  принцип.  Устройство  и  особенности 
эксплуатации фотоэлектроколориметра. 

3.

Пипетки, предназначение, типы. 

4.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: 
4.1.

Отработка 

практических 

навыков 

использования 

пипеток. 

4.2.

Работа 

на 

фотоэлектроколориметре. 

Построение 

калибровочного графика. 

5.

Контроль выполнения лабораторной работы. 

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

1.

Кушманова  О.Д.,  Ивченко  Г.М.  Руководство  к  лабораторным 
занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983.

– С. 80. 

2.

Лелевич  В.В.,  Масловская  А.А.,  Климович  В.В.  и  др. 
Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического 
факультета. – Гродно: ГрГМУ. – Занятие № 1. 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  

1.

Предмет и задачи биологической химии. 

2.

Этапы истории биохимии, основные разделы и направления. 

3.

Объекты биохимических исследований и методы биохимии. 

4.

Медицинская биохимия, теоретические и практические аспекты. 


Теоретический раздел

  1. Биологически
    активные пептиды, классификация,
    представители, биологические функции
    в организме.

  2. Многообразие
    белков и их функции. Лиганды и
    функционирование белков.

  3. Изменение белкового
    состава в онтогенезе, при болезнях.
    Иммуноглобулины у детей.

  4. Простые белки,
    представители, характеристика,
    биологические функции.

  5. Сложные
    белки, представители, характеристика,
    биологические функции.

Л
И Т Е Р А Т У Р А :

  1. Березов
    Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия.
    – 3-е изд. – М.: Медицина, 1998. – С. 20-22,
    71-95.

  2. Березов Т. Т.,
    Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. –
    2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – С. 17-18, 60-76.

  3. Николаев А. Я.
    Биологическая химия. – М.: Высш. шк.,
    1989. – С. 29-30, 31-32, 42-45, 52-53.

  4. Лелевич В. В.,
    Масловская А. А., Лукашик Н. К. Биохимические
    особенности детского организма: Учебное
    пособие по биологической химии для
    студентов педиатрического факультета.
    – Гродно, 2001. — С. 8-11.

  5. Конспект лекций.

З
А Н Я Т И Е № 5

ТЕМА:
Ф Е Р М Е Н Т Ы —
Ι

ЦЕЛЬ:
Сформировать знания о природе, свойствах
и механизмах действия ферментов.
Отработать методические подходы к
определению активности и изучению
свойств ферментов.

Лабораторный практикум

СОДЕРЖАНИЕ
ЗАНЯТИЯ
:

  1. Разбор вопросов
    теоретического раздела.

  2. Контрольные
    вопросы к лабораторной работе:

  1. Химическая природа
    ферментов, представление об активном
    центре.

  2. Особенности
    ферментативного катализа и этапы
    ферментативной реакции.

  3. Реакция,
    катализируемая амилазой. Принцип метода
    определения активности фермента.

  4. Факторы, влияющие
    на активность амилазы (температура,
    активаторы, ингибиторы).

  5. Принцип метода
    определения активности диастазы
    (амилазы) мочи по Вольгемуту. Единицы
    амилазной активности.

  6. Диагностическое
    значение определения активности
    диастазы мочи.

  1. ЛАБОРАТОРНАЯ
    РАБОТА:

  1. Влияние температуры
    на активность амилазы.

  2. Влияние активаторов
    и ингибиторов на активность амилазы
    слюны.

  3. Определение
    активности амилазы (диастазы) мочи по
    Вольгемуту. (Методика прилагается).

  1. Контроль выполнения
    лабораторной работы.

  2. Письменная
    контрольная работа по теоретическому
    разделу.

Л
И Т Е Р А Т У Р А :

  1. Алейникова Т. Л.,
    Рубцова Г. В. – Биохимия, руководство.
    М., Высш. шк., 1988 — С. 60-61, 79-80. Работы 31 и
    45.

  2. Кушманова О. Д.,
    Ивченко Г. М. Руководство к лабораторным
    занятиям по биологической химии. М.,
    1983. С. 64-66.

  3. Лукашик Н. К.,
    Климович В. В. Руководство к лабораторным
    занятиям

по биологической
химии. – Гродно, 2000. – С. 21- 24. Работы 7,
8, 9.

Лабораторная работа: определение амилазы (диастазы) мочи по вольгемуту

Принцип метода:
Определение активности амилазы в
биологических жидкостях (моча, сыворотка
крови, слюна) основано на нахождении
наименьшего количества фермента,
необходимого для полного расщепления
добавленного крахмала в стандартных
условиях.

Амилазная активность
мочи выражается количеством миллилитров
0,1% раствора крахмала, которое расщепляется
ферментом, содержащимся в 1 мл неразведенной
мочи, при температуре 450С за 15
минут.

В норме моча
человека содержит мало амилазы,
происходящей из поджелудочной
железы. Активность
амилазы (диастазы)
мочи обозначается

А450 (или
d450).
В норме активность амилазы мочи равна
16-64 ед.

  1. 15

Определение
активности амилазы в моче и сыворотке
крови широко используется в клинической
практике с целью диагностики заболеваний
поджелудочной железы. При острых
панкреатитах амилазная активность мочи
и сыворотки крови увеличивается в
десятки раз, особенно в первые сутки
заболевания, а затем постепенно
возвращается к норме. При почечной
недостаточности амилаза в моче
отсутствует.

В детском возрасте
увеличение активности амилазы наблюдается
при эпидемическом паротите, что указывает
на одновременное поражение поджелудочной
железы вирусом паротита.

Ход работы:
Берут 10 пронумерованных пробирок,
приливают в каждую по 1 мл 0,85% раствора
хлорида натрия. Затем в первую пробирку
добавляют 1 мл исследуемой мочи. Содержимое
этой пробирки перемешивают, несколько
раз втягивая и выпуская жидкость из
пипетки. Набирают в пипетку 1 мл смеси
и переносят ее во 2-ю пробирку и т.д. до
10-й пробирки. Из 10-й пробирки отбирают
1 мл смеси и выливают. В каждую пробирку
добавляют по 1 мл 0,85% раствора хлорида
натрия, по 2 мл 0,1% раствора крахмала и,
перемешав, все пробирки помещают в
термостат на 15 мин. при 45оС. После
инкубации пробирки охлаждают водопроводной
водой и ставят по порядку в штатив.
Прибавляют в каждую пробирку по 2 капли
раствора йода и перемешивают. При реакции
с йодом жидкость в пробирках окрашивается
в желтоватый, розовый и фиолетовый цвет.
Отмечают пробирку с наибольшим разведением
мочи, при котором произошло полное
расщепление крахмала (желтая окраска
с йодом). Полученные данные заносят в
таблицу.

пробирки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Разведение мочи

1:2

1:4

1:8

1:16

1:32

1:64

1:128

1:256

1:512

1:1024

Гидролиз крахмала
(полный, частичный, отсутствует)

Окраска с йодом

Расчёт:
Предположим, что полное расщепление
крахмала произошло в первых четырёх
пробирках. В четвёртой пробирке
разведение мочи 1 : 16. Следовательно:

1/16 мл
мочи расщепила 2 мл 0,1% раствора крахмала

1 мл неразведенной
мочи расщепит Х мл 0,1% раствора крахмала

2
· 1 ·
16

X
= ———— =
32 мл 0,1 % раствора
крахмала.

1

Следовательно,
активность амилазы (диастазы) мочи равна
32 ед.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Кушманова, Ольга Даниловна — Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии

Карточка

Кушманова, Ольга Даниловна.

Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии / О. Д. Кушманова, Г. М. Ивченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Медицина, 1983. — 272 с. : ил.; 21 см. — (Учеб. лит.).

(Учеб. лит.)

Загл. 2-го изд.: Руководство к практическим занятиям по биологической химии

Биохимия — Практические работы учащихся

Шифр хранения:

FB Б 83-17/237

FB Б 83-17/238

Описание

Автор
Заглавие Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии
Дата поступления в ЭК 27.02.2002
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственности О. Д. Кушманова, Г. М. Ивченко
Издание 3-е изд., перераб. и доп.
Выходные данные Москва : Медицина, 1983
Физическое описание 272 с. : ил.; 21 см
Серия (Учеб. лит.)
Примечание Загл. 2-го изд.: Руководство к практическим занятиям по биологической химии
Тема Биохимия — Практические работы учащихся
Язык Русский
Места хранения FB Б 83-17/237
FB Б 83-17/238

Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии/Кушманова, О. Д.

577.1(035)
К 96

Кушманова, О. Д.
    Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии : учебное пособие / О. Д. Кушманова, Г. М. Ивченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Медицина, 1983. — 272 с. : ил. — 55 коп

Рубрики: Химия—Учебное пособие

Кл.слова (ненормированные):
ВИТАМИНЫ — ГОРМОНЫ — ОБМЕН БЕЛКОВ — КРОВЬ

Доп.точки доступа:
Ивченко, Г. М.

Экземпляры всего: 332
УА (330), ЧЗ (2)
Свободны: УА (330), ЧЗ (2)

Информация / Заказ

2023. 496 с. Твердый переплет. 659 р.

«Русская трагедия» (2002) – последний социологический роман классика русской литературы, всемирно известного писателя Александра Александровича Зиновьева (1922–2006). В книге рассматривается один из самых трагических периодов новейшей отечественной истории, когда «поголовное предательство правящего… (Подробнее)


Информация / Заказ

2023. 160 с. Твердый переплет. 869 р.

Эта книга — трогательная история для взрослых о поиске себя. Большая Панда и Маленький Дракон отправляются в путешествие по временам года. Они часто теряются, как и многие из нас. Но, заблудившись, делают для себя множество прекрасных открытий. (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 799 р.

В 2001 г. за разработку новой технологии производства посадочного материала методом зеленого черенкования Михаилу Трофимовичу Тарасенко была присуждена Государственная премия Российской Федерации в области науки и техники.

В настоящей книге обобщены результаты полувековых исследований автора… (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 312 с. Мягкая обложка. 879 р.

Вниманию читателей предлагается книга одного из наиболее выдающихся экономистов XX века Йозефа Шумпетера, в которую вошли биографические и одновременно теоретико-экономические статьи о жизни и творчестве ученых, ставших классиками экономической науки. Автор обобщает колоссальный объем знаний… (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 448 с. Мягкая обложка. 969 р.

Вниманию читателей предлагается книга, в которой собраны наиболее значительные произведения Фридриха Энгельса по военным вопросам. В книге содержатся статьи и извлечения из работ Энгельса, посвященные общетеоретическим проблемам военного дела, оперативно-стратегическим и военно-техническим… (Подробнее)


Информация / Заказ

2023. 672 с. Твердый переплет. 999 р.

Примерно половина населения мира разговаривает на языках, ведущих свое происхождение от общего предка — праиндоевропейского языка. Но кем были носители этого древнего наречия и как им удалось расселиться по земному шару? До недавнего времени их идентичность оставалась загадкой для лингвистов и археологов…. (Подробнее)


Информация / Заказ

2023. 476 с. Интегральный переплет. 539 р.

Книга выпущена в рамках издательской программы Института системно-стратегических исследований (рук. А.И. Фурсов). 2022 год во всех смыслах стал переломным. Военная фаза длительного украинского конфликта стала продолжением деструкции политического, социально-экономического и культурного (в самом… (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 208 с. Мягкая обложка. 539 р.

Вниманию читателей предлагается книга советского историка и публициста М.П.Павловича. цель которой — облегчить читателям изучение некоторых вопросов, затронутых В.И.Лениным в работах, статьях или речах, посвященных этим вопросам. С этой точки зрения рассматриваются ленинская критика воззрений… (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 512 с. Мягкая обложка. 1139 р.

Широкое внедрение алгебраических методов в теоретическую физику не является новостью. Калибровочные поля и их интерпретация на языке расслоенных пространств, суперсимметричные расширения полевых теорий, возникновение теорий Великого объединения, струнных моделей, квантовой петлевой гравитации —… (Подробнее)


Информация / Заказ

2023. 1896 с. Твердый переплет. 3499 р.

Стивен Коткин, всемирно известный историк, профессор Принстонского университета (США), предпринял успешную попытку написать тотальную историю сталинского режима и его воздействия на Евразию и остальной мир. В первом томе — «Парадоксы власти» — изучается история жизни и деятельности Сталина от рождения… (Подробнее)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стиральная машина electrolux ews 1105 инструкция
  • Свэл руководство по эксплуатации сухих трансформаторов
  • Индапамид состав препарата инструкция по применению
  • Счетчик рядов sxh5136 инструкция по применению
  • Дезосепт инструкция по применению как разводить