Летчик действовал согласно инструкций полученных от главного диспетчера аэропорта ошибка

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)  Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.

2)  Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме.

3)  М. Горький иронично замечал, что «человек в конце концов захрюкает, если всё время ему говорить, что он свинья».

4)  Главное, чему необходимо уделить внимание,  — это художественная сторона произведений.

Предложение с ошибкой: Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 7 (Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления).

Теория: 7 задание ЕГЭ по русскому языку

Разберемся, какая ошибка допущена в предложении и как ее исправить.

Предложение:

Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.

В предложении есть существительное «инструкции» с производным предлогом «согласно», которое стоит в родительном падеже (чего? инструкций). А оно должно быть в дательном падеже (согласно чему? инструкциям). С новой формой существительного нужно также согласовать форму причастия из причастного оборота.

Тип ошибки: Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Верный вариант:

Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

Задание № 1575

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Все ученики разобрались в сложной теме, пришедшие на факультативное занятие 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Находясь в пути, всегда вспоминается дом. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Художественные средства, которые были использованы в стихотворении «Деревне», тяготеют к классицистической традиции. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Показать ответ

Комментарий:

Ответ: 65321

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Употребление предлогов в русском языке

Нередко упо­треб­ле­ние пред­ло­гов в речи вызы­ва­ет неко­то­рые затруд­не­ния. Рассмотрим, как сле­ду­ет пра­виль­но стро­ить свою речь с пред­ло­га­ми. Укажем наи­бо­лее типич­ные ошиб­ки в упо­треб­ле­нии пред­ло­гов рус­ско­го язы­ка.

Употребление предлогов «в» — «на», «из» — «с»

Чаще все­го пред­ло­ги «в», «на», «из», «с» исполь­зу­ют­ся для выра­же­ния про­стран­ствен­ных отношений.

Понаблюдаем:

  • рабо­тать в поле;
  • учить­ся в пятом классе;
  • тру­дит­ся на заводе;
  • холод­но на улице.

Как выбрать предлог «в» или «на»?

Предлог «в» обо­зна­ча­ет направ­ле­ние дви­же­ния внутрь, место­на­хож­де­ние внут­ри чего-либо или рас­по­ло­же­ние в огра­ни­чен­ном пространстве:

  • лежит в шкафу;
  • учить­ся в колледже;
  • уви­деть в театре;
  • сидеть в самолете.

Предлог «на» обо­зна­ча­ет нахож­де­ние чего-либо на поверх­но­сти или направ­ле­ние дви­же­ния на поверхность:

  • поло­жить на полку;
  • лежать на диване;
  • ехать на санях.

Предлог «на» упо­треб­ля­ет­ся, если огра­ни­че­ние про­стран­ства отсутствует:

  • рабо­тать на поле;
  • на поле­вом стане.

Традиционно в речи упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «на» в выра­же­ни­ях, в кото­рых изна­чаль­но у суще­стви­тель­но­го отсут­ство­ва­ло поня­тие об огра­ни­чен­ном поме­ще­нии или участке:

  • тру­дит­ся на заводе;
  • полу­чить на почте;
  • рабо­та­ла на фабрике.

В назва­ни­ях средств пере­дви­же­ния упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «на»:

  • ехать на трамвае;
  • доби­рать­ся на такси;
  • при­еду на поезде;
  • быст­рее доедем на метро.

Если же име­ет­ся в виду нахож­де­ние внут­ри транс­порт­но­го сред­ства, то вос­тре­бо­ван пред­лог «в»:

  • ехать в трамвае;
  • купе в поезде;
  • пили чай в самолете;
  • сидит в автомобиле.

С назва­ни­я­ми гор­ных мест­но­стей, где идет речь о поверх­но­сти гор без рез­ко очер­чен­ных гра­ниц, исполь­зу­ем пред­лог «на»:

  • завод на Урале;
  • рас­тет на Алтае;
  • отды­ха­ли на Кавказе.

С назва­ни­ем «Крым» упо­тре­бим пред­лог «в»в Крыму. В этом соче­та­нии пред­ло­га с име­нем соб­ствен­ным обо­зна­ча­ет­ся степ­ное про­стран­ство, огра­ни­чен­ное горами.

Употребление предлогов «из» и «с»

Нередко затруд­не­ния вызы­ва­ет упо­треб­ле­ние пред­ло­гов «из» и «с». Как пра­виль­но говорить:

  • вер­нул­ся из Петербурга или с Петербурга;
  • при­шел из шко­лы или со школы?

В пра­виль­ном выбо­ре сле­ду­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся на анто­ни­мию пред­ло­гов. Предлоги «в» — «из» и «на»- «с» обра­зу­ют анто­ни­мич­ные пары, то есть обла­да­ют зна­че­ни­ем противоположности.

Сравним:

  • поехал в Петербург — вер­нул­ся из Петербурга;
  • пошел в шко­лу — при­шёл из школы;
  • отды­ха­ли на Байкале — при­вез с Байкала рыбу;
  • завод на Урале — при­вет с Урала.

Если при отве­те на вопрос куда? исполь­зу­ет­ся пред­лог «в», то в отве­те на вопрос отку­да? упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «из»:

  • ехать (куда?) в Литвупри­вез­ти (отку­да?) из Литвы;
  • соби­рать­ся (куда?) в Крымдоби­рать­ся (отку­да?) из Крыма.

Если при отве­те на вопрос куда? име­ет­ся пред­лог «на» у суще­стви­тель­но­го, то при отве­те на вопрос отку­да? вос­поль­зу­ем­ся соче­та­ни­ем сло­ва с пред­ло­гом «с»:

  • запла­ни­ро­ва­ли поезд­ку (куда?) на Кавказпри­вез­ли суве­ни­ры (отку­да?) с Кавказа;
  • отпра­вить­ся (куда?) на Памирвер­ну­лись (отку­да?) с Памира.

Употребление предлогов «благодаря», вопреки», «согласно», «наперекор»

Иногда допус­ка­ют ошиб­ки, упо­треб­ляя пред­ло­ги «бла­го­да­ря», «вопре­ки», «соглас­но», «напе­ре­кор» с суще­стви­тель­ны­ми или место­име­ни­я­ми в фор­ме роди­тель­но­го падежа.

Как пра­виль­но:

  • соглас­но дого­во­ра (р. п. ) или соглас­но дого­во­ру (д. п.);
  • вопре­ки уста­ва или вопре­ки уста­ву?

Нормой рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка явля­ет­ся упо­треб­ле­ние пере­чис­лен­ных пред­ло­гов толь­ко с суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми) в фор­ме датель­но­го паде­жа.

Правильно ска­жем и напишем:

  • соглас­но дого­во­ру, пись­му, условию;
  • вопре­ки уста­ву, рас­по­ря­же­нию, инструкции;
  • напе­ре­кор воле, интуиции;
  • бла­го­да­ря све­ту, насту­пив­ше­му теп­лу.

Согласно договору

В про­из­вод­ном пред­ло­ге «бла­го­да­ря» еще чув­ству­ет­ся семан­ти­че­ская связь с исход­ным гла­го­лом «бла­го­да­рить». Этот пред­лог упо­треб­ля­ем в кон­струк­ци­ях с поло­жи­тель­ным смыслом:

  • бла­го­да­ря отзыв­чи­во­сти и вниманию;
  • бла­го­да­ря про­фес­си­о­на­лиз­му хирурга;
  • бла­го­да­ря мастер­ству худож­ни­ка и пр.

Неправильно:

  • бла­го­да­ря халатности;
  • бла­го­да­ря опозданию;
  • бла­го­да­ря лени;
  • бла­го­да­ря зазнай­ству и пр.

В этих кон­струк­ци­ях мож­но упо­тре­бить пред­лог «из-за» со зна­че­ни­ем причинности.

Пойти по воду или за водой?

Часто сомне­ва­ют­ся, как пра­виль­но сказать:

  • пой­ти п о воду;
  • пой­ти за водой.

Предлог «за» выра­жа­ет целе­вые отношения:

пой­ти (за чем?) за водой, за гри­ба­ми, за яго­да­ми, за хлебом.

Предлог «по» выра­жа­ет про­стран­ствен­ное отно­ше­ние. Он исполь­зу­ет­ся в пере­да­че дви­же­ния по поверх­но­сти чего-либо:

  • идти по полю, по лугу, по лесу;
  • плыть по реке, по озе­ру, по морю;
  • под­ни­мать­ся по лестнице.

Следуя нор­мам совре­мен­ной лите­ра­тур­ной речи, пра­во­мер­но упо­тре­бить пред­лог «за» в сло­во­со­че­та­нии «пой­ти за водой».

Выражение «пой­ти по воду» харак­тер­но для раз­го­вор­ной и народно-поэтической речи.

Нормы употребления предлогов с существительными

учительучительучительучитель

предлог

«Предлог»

Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов (существительного, числительного и местоимения) от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги могут выражать различные отношения. Наиболее распространенные:

  • пространственные: жить в городе, недалеко от дома, встреча около театра;
  • временные: прогулка перед сном, отдых на каникулах, пришёл около полудня;
  • причинные: пропустил из-за болезни, побледнел от страха;
  • целевые:лекарство от головной боли.

Некоторые предлоги могут употребляться с различными падежами, другие — только с одним. Предлоги с и по могут употребляться с тремя падежами каждый ( сбежал с лестницы — р.п., размером с орех — в.п., пришёл с другом — т.п.; ошибся по невнимательности — д.п., вошёл в воду по пояс — в.п., сделал по истечении срока — п.п.).

Предлоги могут быть простыми (состоят из одного слова: к, у, около) и составными (состоят из двух и более слов: несмотря на, в течение, в связи с). Предлоги, образованные от двух других предлогов , считаются простыми, так как пишутся через дефис (из-за, из-под, по-над, по-за).

В употреблении предлогов есть особенности: некоторые из них сочетаются только с определёнными падежами или участвуют в управлении существительными, требующем постановки их в определённом падеже. Например, ПРАВИЛЬНО: Студенты занимались согласно расписанию тренировок. НЕЛЬЗЯ: Студенты занимались согласно расписания тренировок.

предлог

Производные и непроизводные предлоги

Предлоги делятся на производные и непроизводные. Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи, при этом самостоятельные части речи утрачивают своё лексическое значение и морфологические признаки.

Образование производных предлогов:

От наречия От существительного От деепричастия
Впереди, вдоль, внутри, мимо, напротив, около, посреди, после, навстречу, прежде, подобно, согласно, рядом с и др. Путём, вследствие, в течение, в продолжение, во время, за исключением, ввиду, в виде, насчёт, наподобие, по причине Благодаря, включая, исключая, спустя, судя по, начиная с, несмотря на, невзирая на, не считая и др.

Непроизводные предлоги не образованы от самостоятельных частей речи: без, в, до, для, над, о, при, про, с, у, через и др.

Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами. Производные предлоги употребляются обычно с каким-то одним падежом. Например, предлог благодаря употребляется только с дательным падежом и выражает только причинные отношения: справился благодаря друзьям .

Следует запомнить!

  • Нельзя употреблять предлог благодаря, если речь идёт о причинах, вызвавших отрицательные последствия. Вместо Благодаря дождю праздник не состоялся нужно сказать Из-за дождя праздник не состоялся.
  • В сочетаниях с предлогом по (= после) употребляется существительное в предложном падеже: по окончании, по прибытии, по приезде, по истечении, по предъявлении.
  • Некоторые предлоги имеют антонимы: из — в (из школы — в школу), с — на (взять с полки — поставить на полку). Другие предлоги могут быть синонимичны друг другу. Например, предлоги в и на, выражающие пространственные отношения в сочетаниях с предложным падежом: жить в Сибири — жить на Урале, ехать в поезде — ехать на трамвае, отдыхать в лесу — отдыхать на озере, учиться в школе — учиться на курса х.

Презентация «Грамматические нормы употребления падежной формы существительного с предлогом»

«Сто баллов для Победы» (Мастер-класс) Тема: «Грамматические нормы употреблен

1 слайд

«Сто баллов для Победы» (Мастер-класс) Тема: «Грамматические нормы употребления падежной формы существительного с предлогом» Шальнева Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с углублённым изучением английского языка

Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

2 слайд

Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пять ПИХТ задача более лёгкая согласно приказа испечём пирог рота солдат Ответ: ___________________________.

Задание 7 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложени

3 слайд

Задание 7 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное употребление существительного с предлогом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Задачи: Выучить производные предлоги Уметь находить предлоги 3. Установить со

4 слайд

Задачи: Выучить производные предлоги Уметь находить предлоги 3. Установить сочетание «сущ.+предлог», проверить управление, найти ошибку

5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд

Как найти предлог в предложении 1. Предлоги всегда находятся перед существите

10 слайд

Как найти предлог в предложении 1. Предлоги всегда находятся перед существительными (местоимениями – существительными). 2. Если задать падежный вопрос к существительному, предлог будет употребляться вместе с вопросом: Согласно приказу прошли учения. Прошли (согласно чему?) согласно приказу 3. К предлогу можно подобрать синоним предлог: Вместе с вопросм

11 слайд

ПРИМЕР 1 Предложение: Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от гл

12 слайд

ПРИМЕР 1 Предложение: Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта. Существительное «инструкций» стоит в родительном падеже, а должно быть в дательном (согласно чему? инструкциям). Верный вариант: Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

ПРИМЕР 2 Предложение: По приезду в город мы остановились в маленькой уютной г

13 слайд

ПРИМЕР 2 Предложение: По приезду в город мы остановились в маленькой уютной гостинице. Существительное «приезду» с предлогом «по» в значении «после приезда» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном. Верный вариант: По приезде в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.

ПРИМЕР 3 Предложение: Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала. Су

14 слайд

ПРИМЕР 3 Предложение: Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала. Существительное «дождям» стоит в дательном падеже, а должно быть в родительном (вследствие чего? дождей). Верный вариант: Вследствие сильных дождей вода в реке всё прибывала.

ПРИМЕР 4 Предложение: По окончанию праздника участники начинают мастерить но

15 слайд

ПРИМЕР 4 Предложение: По окончанию праздника участники начинают мастерить новые фонари на будущий год. Существительное «окончанию» с предлогом «по» в значении «после окончания» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном. Верный вариант: По окончании праздника участники начинают мастерить новые фонари на будущий год.

ПРИМЕР 5 Предложение: Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезде из Петер

16 слайд

ПРИМЕР 5 Предложение: Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя. Существительное «дружбы» стоит в родительном падеже, а должно быть в дательном (благодаря чему? дружбе). Верный вариант: Благодаря дружбе с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.

ПРИМЕР 6 Предложение: Заведующий поликлиники принял нас быстро. Существитель

17 слайд

ПРИМЕР 6 Предложение: Заведующий поликлиники принял нас быстро. Существительное «поликлиники» стоит в родительном падеже, а должно быть в творительном (заведующий чем? поликлиникой). Верный вариант: Заведующий поликлиникой принял нас быстро.

Успешной сдачи экзамена!

18 слайд

Успешной сдачи экзамена!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Презентация «Грамматические нормы употребления падежной формы существительного с предлогом» была подготовлена для мастер-класса по русскому языку. Предложенный материал содержит алгоритм правильного употребления и написания производных предлогов. Презентация может быть использована на уроках русского языка в основной школе при изучении темы «Правописание производных предлогов и их употребление», а также позволит старшеклассникам актуализировать знания при подготовке к ЕГЭ.

  • Шальнева Елена Анатольевна
  • Написать
  • 1030
  • 14.05.2019

Номер материала: ДБ-587460

  • Русский язык
  • 11 класс
  • Презентации
  • 14.05.2019
  • 660
  • 13.05.2019
  • 133
  • 12.05.2019
  • 216
  • 12.05.2019
  • 1403
  • 04.04.2019
  • 128
  • 23.01.2019
  • 493
  • 09.12.2018
  • 3574
  • 15.11.2018
  • 205

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Минпросвещения и ЦБ разработали курс финансовой грамотности для школ

Время чтения: 1 минута

Россияне назвали самые важные школьные предметы

Время чтения: 1 минута

Объявлены направления для тем итогового сочинения в 2021/22 учебном году

Время чтения: 1 минута

Российский бизнес ограничит вредный для детей контент в Интернете

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения запустило конкурс «Директор года России»

Время чтения: 1 минута

Педагоги Петербурга получат единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

  • Курсы «Инфоурок»
  • Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/upotreblenie-predlogov-v-pechi.html

https://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B3/

https://infourok.ru/prezentaciya-grammaticheskie-normi-upotrebleniya-padezhnoy-formi-suschestvitelnogo-s-predlogom-3732655.html

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 8. (3 БАЛЛА!) Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.Ищи ошибки в предложениях:

1) с однородными членами; (ищи однородные сказуемые с союзом И.Задай вопрос от глагола к однородным членам предложения. Вопрос должен быть один и тот же, если нет, то ошибка! Это будет правильный ответ. (Я вижу ? (пропущен член предложения) и горжусь природой? Вижу что?, горжусь чем?)

2) с причастными оборотами; ( смотри на окончание причастия, помни, что с определяемым словом должно быть согласование в роде, числе, падеже.)

3)с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названием газет, журналов, книг, картин, фильмов;

4) с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки и непроизводным предлогом по, употреблённом в оборотах речи по окончании, по приезде, по завершении, по прибытии;

5) с двойными союзами не только…но и; как…так и;

6) с использованием цитат;

7) начинающихся со слов: все, кто…; те, кто…; никто из тех, кто…

Виды ошибок в 8 задании ЕГЭ по русскому языку

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает число подлежащего и сказуемого; не совпадает род подлежащего и сказуемого. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила: Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения. Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского. Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания. Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде. Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого. Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

Пример 1: Те, кто придут позже, займут свободные места.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.

Верный вариант: Те, кто придет позже, займут свободные места.

Пример 2:Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.

Верный вариант: Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

  • Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;

Приложение – это определение (признак предмета, отвечающий на вопрос: какой?), выраженное существительным. Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении приложение, а также знать, что приложение всегда должно быть согласовано с определяемым словом.

Пример 1: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

Определяемое слово: очерке. Приложение: Постскриптуме (в очерке каком?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (очерке «Постскриптум») либо убрать определяемое слово, и тогда форма слова «Постскриптум» будет зависеть от глагола «написал».

Верный вариант 1: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

Верный вариант 2: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в «Постскриптуме».

Пример 2: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».

Определяемое слово: базе. Приложение: Радуге (на базе какой?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (базе «Радуга»).

Верный вариант: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуга».

Пример 3: Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

Определяемое слово: города. Приложение: Сочей (от города какого?). Название города Сочи не склоняется, поэтому в предложении нужно исправить Сочей на Сочи.

Верный вариант: Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

  • Ошибка в построении предложения с однородными членами;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия. Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения». Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов. Не должно быть избыточного использования союзов.

Пример 1: Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант: Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

Пример 2: Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант: Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

  • Нарушение в построении предложения с обособленным определением;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении определение, обособленное запятыми

Пример 1: Тургенев был писателем, необыкновенно чуткий к красоте слова.

Обособленное определение «чуткий» относится к определяемому слову «писателем», поэтому оно должно быть согласовано с ним (писателем каким? чутким – творительный падеж).

Верный вариант: Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.

Пример 2: Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известным широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.

Обособленное определение «известным» относится к определяемому слову «Корнее Ивановиче Чуковском», поэтому оно должно быть согласовано с ним (Корнее Ивановиче Чуковском каком? известном – предложный падеж).

Верный вариант: Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известном широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.

  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:

  • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
  • Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
  • Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.

Пример 1: Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.

Верный вариант: Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

Пример 2: Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов. Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1: Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.

Верный вариант 2: Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

  • Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать, что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу

Пример 1: Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».

Верный вариант: Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

Пример 2: Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант: Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

  • Нарушение согласования;

Пример 1: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.

Верный вариант: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.

Пример 2: Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.

Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.

Верный вариант: Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.

  • Нарушение управления;

Пример 1: В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

Верный вариант: В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.

Пример 2: Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.

Верный вариант: Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.

  • Ошибка в построении сложного предложения (сложносочиненного и сложноподчиненного);

Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения. Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

  • Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода; Составные союзы не должны быть искаженными;
  • В предложении нельзя употреблять лишние союзы.

Пример 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

Верный вариант 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Верный вариант 2: Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Пример 2: Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».

Верный вариант: Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять прямую и косвенную речь в предложении и не смешивать их.

Пример 1: Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.

В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.

Верный вариант: Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична судьба России.

Пример 2: Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.

Верный вариант 1: Как сказал журналист, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

  • Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм;

Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает вид глаголов; не совпадает время глаголов. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении.

ПРИМЕР 1: Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

В предложении 2 глагола «вяжет» и «подарила» используются как однородные члены, хотя «вяжет» – глагол настоящего времени несовершенного вида (бабушка что делает?), а «подарила» – глагол прошедшего времени совершенного вида (бабушка что сделала?). Получается, что бабушка вяжет шарф сейчас, но она уже подарила его внуку. Нужно, чтобы оба глагола были одного вида и времени, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «вяжет» на «связала».

Верный вариант: Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.

ПРИМЕР 2: Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

В предложении 2 глагола: разбредались и подошли. «Разбредались» – глагол несовершенного вида (что делали?), а «подошли» – глагол совершенного вида (что сделали?). Нужно, чтобы оба глагола были одного вида, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «подошли» на «подходили».

Верный вариант: Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подходили к рассказчику.

  • Неправильное употребление падежной формы существительного;

Ошибка встречается в двух вариантах: неправильное употребление падежной формы существительного; неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить существительное в правильный падеж, а также знать правила: Если предлог «по» имеет значение «после чего-нибудь», то существительное после него должно стоять не в дательном падеже, а в предложном (по приезде, по прибытии, по завершении, по окончании и др.).

Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются только с дательным падежом. Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «по окончании выступления»

ПРИМЕР 1: Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.

Существительное «инструкций» стоит в родительном падеже, а должно быть в дательном (согласно чему? инструкциям).

Верный вариант: Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

ПРИМЕР 2: По приезду в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.

Существительное «приезду» с предлогом «по» в значении «после приезда» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном.

Верный вариант: По приезде в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.

  • Неправильное употребление местоимения;

Варианты ошибки: неправильное употребление местоимения с предлогом; неправильное употребление падежной формы местоимения; неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом. Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить местоимение в правильный падеж и с правильным предлогом.

ПРИМЕР 1: Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись даже самые серьезные.

Местоимение «них» в предложении используется не с тем предлогом и не в том падеже (смеялись над кем? над ними).

Верный вариант: Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: над ними смеялись даже самые серьезные.

ПРИМЕР 2: Хотелось бы уделить ваше внимание на то, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.

Местоимение «то» в предложении используется с предлогом и не в том падеже (уделить внимание чему? тому).

Верный вариант: Хотелось бы уделить ваше внимание тому, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.

  • Неправильное употребление имени числительного.

Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных: У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово; Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа; Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.

ПРИМЕР 1: Трое спортсменок выступили очень удачно.

Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как существительное «спортсменки» женского рода.

Верный вариант: Три спортсменки выступили очень удачно.

ПРИМЕР 2: Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как существительное «сутки» сочетается только с ним.

  • Верный вариант: Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

Зависимость существительного (местоимения) от управляющего слова может выражаться не просто формой того или иного косвенного падежа, но падежной формой в сочетании с предлогом, или предложно-падежной формой. Система русских предлогов богата и разнообразна, она позволяет выразить тончайшие оттенки значений. Неудивительно, что многие словосочетания, которые имеют одно и то же управляющее слово и различаются только предложно-падежной формой зависимого, весьма близки по значению и потому нередко смешиваются. Ниже приводятся примеры, сгруппированные по характеру различий между сходными словосочетаниями с одним и тем же управляющим словом.

Устаревший вариант Нейтральный вариант  
заискивать в ком-либо заискивать перед кем-нибудь  
стол о трех ножках стол на трех ножках  
Разговорный или просторечный вариант Нейтральный вариант  
замечание в адрес кого-либо замечание по адресу кого-либо  
говорит за то говорит о том  
идти по грибы идти за грибами  
пройти с километр пройти около километра  
гостей набралось до сотни гостей набралось около сотни  
эта игра по мне эта игра для меня  
на что вам эти билеты для чего вам эти билеты  
чуть не умер с голоду чуть не умер от голода  
разговор насчет аванса разговор об авансе  
разговор про аванс разговор относительно аванса  
  Официально-деловой
(канцелярский) вариант
справка за подписью и печатью
документ в подтверждение
Нейтральный вариант

справка с подписью и печатью
документ для подтверждения

         

Отдельного разговора заслуживают две пары предлогов: визи нас. В просторечии довольно часто встречаются недопустимые с точки зрения литературной нормы словосочетания *прийти со школы, *звонитъ с института, *вернуться с магазина и т. п. Общее правило, регулирующее выбор предлога в подобных случаях, заключается в следующем. Две пары предлогов визи насне могут пересекаться, т. е. противоположные по смыслу словосочетания (с одним и тем же зависимым словом) образуются только с предлогами одной и той же пары: если мы говорим пошла в магазин, то при образовании антонимичного словосочетания должен быть использован предлог этой же пары, поэтому верно пришла из магазина. Точно так же, поскольку мы не говорим *отправился на университет, * пошел на школу, постольку правильными антонимичными словосочетаниями являются вернулся из университета, пришел из школы. По тем же причинам мы возвращаемся, выходим, приходим, звоним, приезжаем, прибегаем, сбегаем не «с», а из кафе, из ресторана, из бара, из клуба, из парикмахерской, из булочной, из универмага, из дворца бракосочетаний, из бюро, из класса, из аудитории, из мастерской, из цеха, из трамвая, из автобуса, из машины, из метро, из троллейбуса и т. д.

С другой стороны, мы отправляемся, уходим, приходим, переходим на почту, на завод, на фабрику, на комбинат, на шахту, на турнир, на соревнования, на факультет, на следующий курс, на отделение и т. п., и потому в антонимичных: с завода, с фабрики, с комбината, с шахты, с турнира, с соревнований, с факультета, с курса, с отделения и т. п.

В то же время нужно учитывать, что при названиях видов транспорта (автобус, автомобиль, поезд, самолет, катер и т. п.), когда речь идет о них как о средствах передвижения (а не о нахождении внутри них), используется предлог на: добираться до работы на автобусе, поехать за город на машине, лететь на самолете и т. п. В подобных словосочетаниях предложно-падежные формы с предлогом на синонимичны форме творительного падежа без предлога (поехать на поездепоехать поездом), но вариант с предлогом более универсален, так как не все существительные, обозначающие виды транспорта, допускают образование словосочетаний типа ехать поездом, лететь самолетом: нельзя, например, сказать * добираюсь до дома дрезиной или лодкой.

С существительными, которые представляют собой административно-географические наименования, обычно употребляются предлоги виз: в городе, в районе, в области, в поселке, в селе, в деревне, в Сибири, вКарелии; в город, в деревню, в Карелию, в Сибирь; из города, из района, из Сибири и т. п. В то же время некоторые административно-географические названия традиционно употребляются с предлогами нас: на Украине, на Волыни; свежие вести с Украины. Однако такие сочетания единичны; их наличие объясняется влиянием украинского языка (ср. также характерные украинские сочетания на Полтавщине, на Черниговщине, на Львовщине), а устойчивость сочетания на Украине поддерживается общностью названия Украина и однокоренных слов край, окраина, образующих сочетания с предлогом на: на краю, на окраине.

В последние годы некоторые политики пытаются внедрить в русский язык сочетания в Украине, из Украины – стремясь, по-видимому, таким образом подчеркнуть свое уважение к новому независимому государству. Эту попытку следует оценить как неудачную.

С некоторыми существительными – названиями горных областей, находящихся на территории России, также употребляются предлоги нас: на Урале с Урала, на Кавказе с Кавказа, на Алтае – с Алтая. Но: в Хибины из Хибин.

Особого внимания требует использование так называемых производных предлогов, т. е. предлогов, образованных от других частей речи: благодаря, вопреки, ввиду, вследствие, за счет и др. Все эти предлоги характерны для книжно-письменной разновидности литературной речи, и овладевать ими человек начинает, как правило, в довольно зрелом возрасте (между тем системой основных предлогов русского языка мы овладеваем еще в дошкольном возрасте). Поэтому ошибки, связанные с неудачным употреблением таких предлогов, встречаются в письменной речи особенно часто.

Особенность производных предлогов заключается в том, что, несмотря на их служебную роль, они сохраняют смысловую связь со словами, от которых образованы, и это ограничивает их употребление. Предлог благодаря, например, сохраняет связь с глаголом благодарить, и потому его желательно употреблять в тех случаях, когда речь идет о причинах, вызвавших желательный результат (то есть как бы «есть за что благодарить»): благодаря разумному графику подготовки студенты успешно сдали экзамен; лишь благодаря мастерству водителя не произошло катастрофы и т. п. Напротив, крайне неудачны такие конструкции: (?) благодаря сильному паводку жизнь в поселке парализована; (?) столкновение произошло благодаря преступной халатности водителей автобуса и трамвая; и уж категорически неприемлема фраза: *«не пришел на работу благодаря смерти матери».

Слова ввидуи вследствие, как и благодаря, относятся к группе причинных предлогов. Различие между ними заключается во временной отнесенности: предлог ввидувводит в предложение обстоятельство ожидаемой причины, которая еще только должна наступить и ожиданием которой мотивируется некоторое действие, решение и т. п. (например: ввиду ожидаемой грозы полеты отменяются; ввиду необходимости представить по окончании испытаний новой техники письменный отчет, прошу личный состав тщательно фиксировать данные всех измерений). Предлог вследствие, наоборот, вводит в предложение обстоятельство уже наступившей причины: вследствие болезни мною были пропущены занятия. В силу этих особенностей следует признать неудачной такую, например, конструкцию: (?) прошу предоставить мне отпуск ввиду болезни (получается, что болезнь еще только должна наступить; следовало написать просто по болезни).

Предлог за счеттакже имеет причинное значение, но сохраняет оттенки, вытекающие из его буквального смысла:

Оттенки смысла предлога за счет Примеры
а) Выигрыш в одном отношении становится возможным в силу проигрыша в другом Гостиную увеличили за счет спальни: перенесли стену
б) Выигрыш в каком-либо отношении становится возможным благодаря использованию какого-то резерва, источника Мощность двигателя можно увеличить за счет использования более качественного топлива
в) Выигрыш в каком-либо отношении становится возможным благодаря использованию или, наоборот, исключению каких-либо элементов целого Условия бытовых задач, как правило, существенно упрощаются за счет отбрасывания второстепенных деталей, которые только кажутся важными

Ясно, что употребление этого предлога требует большой осторожности: небрежное его использование может привести к смысловым эффектам, вступающим в противоречие с намерениями пишущего. Часто встречаются, например, фразы типа: *Победа в матче была достигнута за счет точных передач и метких ударов по воротам (можно подумать, что футболисты выигравшей команды добились победы, уменьшив число точных передач и метких ударов по воротам); *Повысить сопротивляемость организма инфекциям можно за счет закаливания (получается, что закаляться не надо) и т. п.

Нередко случаются затруднения в выборе предложно-падежной формы существительного при глаголах, называющих эмоциональные переживания человека (скучать, горевать, плакать, тосковать и др.). Колебания здесь возникают из-за того, что при этих глаголах возможны два предлога ои по,– требующие разных падежей: предлог отребует предложного падежа (горевать о потерянном кошельке), а предлог по– дательного (горевать по кошельку). Современное правило гласит: при предлоге ов таких конструкциях– предложный падеж, при предлоге по– дательный. И только для личных местоимений – исключение: местоимения 1-го и 2-го лица мн. ч. употребляются с предлогом по не в дательном, а в предложном падеже (они, должно быть, скучают по нас;мы тоскуем по вас),хотя местоимения 3-го лица мн. ч. употребляются с тем же предлогом в дательном падеже (вы, конечно, уже соскучились по ним?). А личные местоимения единственного числа допускают употребление в обоих падежах: скучаю по немускучаю по нём.

Представим сказанное в таблице (курсивом выделены сочетания, не допускающие вариантов):

о + предл. п. по + дат. п. по + предл. п.
Скучать о доме скучать по дому  
  скучаю по тебе  
  скучаю по нему скучаю по нём
    скучают по нас
    скучаю по вас

Особую трудность составляют конструкции, в которых предложно-падежная форма существительного оказывается в двойной зависимости.Возьмем для примера словосочетание свыше (более) тридцати человек. Если оно выступает в предложении в роли подлежащего, сказуемого или прямого дополнения, то трудностей нет:

Свыше тридцати человек подали заявления в магистратуру: Ректор поблагодарил в своем приказе более тридцати человек: Состав академической группы должен быть не свыше тридцати человек.

Но когда это же словосочетание используется в роли косвенного дополнения, возникают непреодолимые препятствия. Как правильно написать: *Выдвижение кандидатуры Иванова было поддержано свыше тридцати человек или * …свыше тридцатью человеками? Неверно ни первое, ни второе. Сказуемое было поддержано требует творительного падежа (кем?), а предлог свыше (более) – родительного (чего?). «Примирить» их невозможно. Для решения проблемы в подобных случаях используется следующий прием: после предлога вставляется союз чем. Как только появляется этот союз, требование род. п., исходящее от предлога свыше (более), нейтрализуется (ср.: Более тридцати человек подали заявления… Более чем тридцать человек подали заявления…). Правильный вариант фразы о выдвижении кандидатуры Иванова выглядит так: Выдвижение кандидатуры Иванова было поддержано более чем(свыше чем)тридцатью человеками.

Однако даже этот прием не срабатывает, если в словосочетании использован не предлог свыше (более), а предлог около. В трудных случаях от сочетания с этим предлогом приходится отказываться, заменяя его сочетанием со словом приблизительно. Как легко заметить, это слово не требует после себя косвенного падежа, что позволяет ликвидировать конфликтную ситуацию, ср.: около двух лет (род. п.) – приблизительно два года (им. п.). Например, в предложении Ваш. реферат должен быть объемом около шестнадцати страниц затруднений в выборе предложно-падежной формы зависимого слова не возникает; однако, если мы изберем формулу типа Ввиду недостатка места вам придется ограничиться…, то сочетание около шестнадцати страниц, которое в данной конструкции использовать без нарушения нормы невозможно (*… ограничиться около шестнадцати страниц *… ограничиться около шестнадцатью страницами), мы должны будем заменить сочетанием приблизительно шестнадцать страниц: Ввиду недостатка места вам придется ограничиться приблизительно шестнадцатью страницами.

Итак, в случаях, когда глагол и предлог требуют разных косвенных падежей управляемого слова, необходима замена предлога близким по смыслу словом или вставка союза, так чтобы требование косвенного падежа, исходящее от предлога, было нейтрализовано.

В последние десятилетия широко распространились – и, к сожалению, часто в речи лиц, имеющих высшее образование, – ошибочные предложно-падежные сочетания типа *доказывать о том, *убеждать о том, *рассмотреть о том, *понять о том и т. п. (например: Этот аргумент доказывает о том, что…).

Возникновение таких конструкций объясняется влиянием наиболее употребительной модели говорить, думать + о + предл. п. (говорить о том, думать о том): в самом деле, в основе значений глаголов доказывать, убеждать, рассматривать и им подобных лежит сочетание идей говорения и мышления. Однако эта смысловая близость не оправдывает искажения существующих моделей управления (доказывать что, убеждать в чем, рассмотреть что, понять что). В случаях затруднений необходимо обращаться к справочникам – в частности, к словарю-справочнику Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке».

Смешением разных устойчивых словосочетаний объясняется и появление печально известного выражения *игратъ значение. На самом деле в русском языке существуют выражения иметь значениеи играть роль. Несмотря на смысловую близость, эти выражения отнюдь не тождественны: первое употребляется тогда, когда нужно подчеркнуть важность, значимость (или, наоборот, отсутствие значимости) чего-либо; второе мы используем, говоря о функции чего-либо. Сравним: Ирригация имеет большое значение для развития земледелия в засушливых районах (т. е. важна); Это обстоятельство в нашей ситуации не имеет никакого значения (т. е. неважно). С другой стороны: Какая-нибудь мелочь, которая даже не содержит в себе ничего оскорбительного, может сыграть роль пускового механизма в развитии конфликта (т. е. выполнить функцию пускового механизма).

Таким образом, смешение этих выражений недопустимо уже по той причине, что они не могут полноценно заменять друг друга. Кроме того, за выражением играть рольлегко угадывается стертое сравнение с ролью на сцене, которую и в самом деле играют. Но * играть значение – вещь абсолютно немыслимая.

Следует избегать смешивания и других близких по смыслу, но не тождественных выражений. Например, не должны смешиваться сочетания играть роль и выполнять функцию (т. е. недопустимы варианты *выполнять роль, *играть функцию). Причины те же: несмотря на свою устойчивость, эти выражения сохраняют связь с теми сферами, в которых они возникли; как актер на сцене играет, но ни в коем случае не «выполняет» роль, так и функция – в самых различных областях – может выполняться, но ни в коем случае не «играться» кем-либо или чем-либо.

Приведем перечень некоторых распространенных пар конструкций, которые близки по смыслу (часто они включают однокоренные слова), но требуют разного управления – с предлогами или без них:

  обидеться / обижаться НА ЧТО
обиделся на эти слова
обижен (-а, -ы) ЧЕМ
обижена невежливым обращением
  (об)радоваться ЧЕМУ
радовались возвращению учителя
обрадован (-а, -ы) ЧЕМ
обрадованы разрешением приехать
  обращать / обратить вниманиеНА ЧТО
всегда обращает внимание на оформление
уделять / уделить внимание
ЧЕМУ всегда уделяла внимание мелочам
опираться НА ЧТО
вывод опирается на данные эксперимента
базироваться НА ЧЕМ вывод базируется на данных эксперимента  
основываться НА ЧЕМ
выводы не основываются ни на чем
обоснов(ыв)ать ЧЕМ
выводы ничем не обоснованы
 
отозваться / отзываться / дать отзыв О ЧЕМ
отзыв о диссертации
дать рецензию НА ЧТО
рецензия на спектакль
 
полный / (пре)исполненный ЧЕГО исполненный восхищения отзыв наполненный ЧЕМ
наполненный водой кувшин
 
превосходство НАД КЕМ (ЧЕМ) превосходство Базарова над Павлом Петровичем Кирсановым преимущество ПЕРЕД КЕМ
(ЧЕМ) преимущества взглядов Сони перед «теорией» Раскольникова
 
(вос)препятствовать ЧЕМУ
препятствовал уходу на пенсию
тормозить ЧТО
тормозили развитие производства
 
различать ЧТО И ЧТО
различать общее и индивидуальное
отличать ЧТО ОТ ЧЕГО
отличать индивидуальное от общего
 
различия МЕЖДУ ЧЕМ И ЧЕМ
различия между старым и новым
отличие ЧЕГО ОТ ЧЕГО
отличие нового от старого
 
(рас)сердиться НА КОГО (ЧТО) рассердилась на глупую шутку рассержен (-а, -ы) ЧЕМ
рассержена глупой шуткой
 
быть уверенным / уверенность В ЧЕМ
сохраняли уверенность в победе
верить / вера ВО ЧТО
верить / хранить веру в победу
 
удивляться / удивиться ЧЕМУ
удивляемся вашему мужеству
удивлен (-а, -ы) ЧЕМ
удивлены вашим мужеством
 
платить / уплатить ЗА ЧТО
уплатить за проезд
оплатить ЧТО
оплатить проезд
 
плата / уплата ЗА ЧТО
плата за телефонные переговоры
оплата ЧЕГО оплата телефонных, переговоров  
         

Примечание.Глаголы различать отличать имеют и другие формы управления: различатьКОГО (ЧТО) СРЕДИ КОГО (ЧЕГО) – с трудом различил организованные музыкальные звуки среди хаоса, отличатьКОГО ПЕРЕД КЕМ – Командир явно отличал юного, но способного лейтенанта перед другими молодыми офицерами – и др.; но эти формы управления дальше отстоят друг от друга по смыслу, а потому реже смешиваются. Вторая из приведенных моделей имеет, кроме того, оттенок устарелости (ср. в «Евгении Онегине»: «Иных он очень отличал и вчуже чувство уважал», – где подразумевается «отличал перед всеми остальными»).

Немалое число русских глаголов имеет разные значения (или оттенки значений), для выражения которых используется разное управление – с предлогами и без них. Приведем некоторые примеры (более полные сведения можно получить, обратившись к упомянутым выше справочникам):

  Модель I Значение (оттенок значения) глагола в модели I Модель II Значение (оттенок значения) глагола в модели II
 
  вершить ЧТО
вершить правое дело
решать, совершать вершить ЧЕМ
вершить судьбами
распоряжаться
  винить В ЧЕМ
винить близких в своих бедах
«вина» мыслится отдельно от «обвиняемого» и приписывается ему винить
ЗА ЧТО
винить ученика за опоздание
«вина» неотъемлема от «обвиняемого»
  воздать ЧТО
воздать юбиляру должное
отдать, выразить, оказать воздать ЧЕМ
воздать добром за зло
отплатить
  воплотить
В ЧЕМ воплотить идею в готовом проекте
выразить в конкретной форме воплотить
ВО ЧТО
воплотить замысел в реальность
осуществить
  гарантировать
КОМУ ЧТО гарантировать покупателю конфиденциальность сделки
обеспечить гарантировать
КОГО ОТ ЧЕГО
гарантировать хозяина от случайностей
оградить, защитить
  говорить ЧТО
говорить правду
в полном объеме говорить
О ЧЕМ говорить о литературе
в общем виде или, наоборот, о частностях
  (по)жертвовать ЧТО
жертвовать деньги на строительство храма
приносить в дар материальные ценности (по)жертвоватьЧЕМ
пожертвовать личными интересами
поступаться чем-либо, отказываться от чего-либо
заплатить
ЗА ЧТО
заплатить за покупку
отдать деньги за что-либо заплатить
ЧТО
заплатить налоги
возместить что-либо  
заслужить
ЧТО
заслужить уважение
добиться чего-либо заслуживать
ЧЕГО
заслуживает порицания
быть достойным чего-либо  
искать ЧТО
искать книгу на полках
стараться найти спрятанное, потерянное искать ЧЕГО
искать защиты, поддержки
добиваться чего-либо, стараться получить что-л.  
обеспечить
КОГО ЧЕМ обеспечить рабочих материалами
снабдить чём-л. в необходимом количестве обеспечить
КОМУ ЧТО обеспечить детям возможность учиться
гарантировать что-л., создать необходимые условия для чего-л.  
ограничи(ва)ть КОГО (ЧТО) ЧЕМ ограничить срок двумя сутками поставить предел ограничи(ва)тьКОГО (ЧТО) В ЧЕМ
ограничить себя в еде
стеснить в каком-л. отношении  
перемежаться
ЧЕМ
лес перемежается просеками
сменяться чём-л. другим, идти вперемежку перемежаться
С ЧЕМ
пение перемежалось с чтением стихов
чередоваться  
придать ЧТО
придать отряду артиллерию
дать в дополнение, прибавить придать ЧЕГО придать бодрости и сил усилить какое-л. качество, свойство  
принадлежать
КОМУ участок принадлежит одной семье
составлять собственность принадлежать
К КОМУ все они принадлежат к одной семье
входить в состав  
удовлетворять ЧТО
удовлетворить просьбу
исполнять требования удовлетворять
ЧЕМУ работа удовлетворяет всем требованиям заказчика
быть в соответствии с чём-л.  
  удостоить ЧЕГО удостоить награды признав достойным, на градить чём-л. удостоить ЧЕМ удостоить взглядом сделать что-л. в знак внимания  
  указать ЧТО
указать необходимые книги
показать, перечислить Указать НА ЧТО указать на важнейшее обстоятельство дела обратить внимание  
                           

Иногда возникают колебания при выборе варианта предлогов вво, ссо, кко, передпередо (предпредо), наднадои т. п. В самом деле, как правильно написать: Газета выходит с второго марта или со второго марта?

Общее правило состоит в том, что вариант предлога с добавлением гласного о предпочтительнее в следующих случаях:

1) перед односложным словом, которое начинается со стечения согласных, особенно если в корне этого слова имеется беглый гласный (во сне, во рту, изо рта, ко мне);

2) перед словом, начинающимся с согласных вили с, за которыми также следуют согласные (во вторник, во время, со страху, со словами, во власти; это правило относится к употреблению предлогов вои со);

3) в контекстах, имеющих явный оттенок торжественности (Во дни суровых испытаний…; ср. у И. С. Тургенева: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины. ..);

4) в контекстах официального стиля – перед словом, начинающимся с гласного (во избежание, во исполнение, во имя).

Кроме того, варианты предлогов с гласным на конце устойчиво используются в некоторых фразеологических выражениях (во главе, изо всех сил, во сто крат и др.).

Помимо общего правила, следует иметь в виду: на выбор варианта предлога влияет характер группы согласных. В тех случаях, когда слово начинается двумя глухими согласными, особенно если первый из них совпадает с согласным предлога (с + ста, в + второй)*, предпочтительнее варианты со, во. Иначе образуются сочетания из трех глухих согласных: [сст, фст, ффт, сфт], – в которых первый согласный звук становится почти непроизносимым / неразличимым. Во избежание этого и избирается вариант предлога с гласным на конце. Сравним:

* Речь идет о звуках, а не о буквах. В начале слова второй произносится глухой согласный звук [ф]. Предлог в, оказавшись перед словом, которое начинается глухим согласным звуком, также оглушается и произносится как [ф].

с семисот метров со ста метров;

с восьмого класса со второго класса;

в восьмом классе во втором классе.

Поэтому и в случае, приведенном выше, предпочтительным является вариант: Газета выходит со второго марта.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Атропин инструкция по применению в ампулах для животных
  • Какие инструкции по охране труда необходимы в учреждении культуры
  • Ксерокс самсунг м2070 инструкция по применению
  • Фитнес браслет мфт 01 мобилити инструкция
  • Квасцы от стоматита у ребенка инструкция по применению