Лиаз 529221 руководство по эксплуатации

Городской автобус ЛиАЗ-5292 Low floor. Фото ГАЗ

ЛиАЗ-5292 — российский городской низкопольный автобус большого класса производства Ликинского автобусного завода. Первый полностью низкопольный автобус российского производства. Предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. Серийно выпускается с 2004 года.

Содержание

  • Подробное описание салона и не только, что такое, схемы
    • Кабина
  • Популярные модификации и фото
    • ЛиАЗ-5292: устройство и основные технические характеристики
      • Салон
      • Двигатель
      • Руководство по эксплуатации
    • Дизельный низкопольный ЛиАЗ-529260/5292.60
    • ЛиАЗ-5292.21/529221
    • ЛиАЗ-5292.22/529222
    • Газовый ЛИАЗ-5292.71/529271/52927 EEV
    • ЛиАЗ-5292.67/529267
  • Другие модификации: ЛиАЗ-529265, 529267
  • Годы выпуска
  • Основные сведения, характеристики
  • Базовые характеристики: вместимость, габариты и не только
  • Технические характеристики
  • Характеристики шасси: задний мост и не только
  • Дополнительные характеристики
  • Характеристики двигателя/силового агрегата
  • Дополнительные опции
  • Особенности/преимущества
  • Видео, обзор салона, органов управления, панели приборов и не только
  • Где купить, арендовать, переоборудовать

Подробное описание салона и не только, что такое, схемы

Производитель и поставщики предлагают автобусы ЛиАЗ-5292 двух типов, с дополнением к названию 1) «Низкопольные/Low Floor» и 2) «Рестайлинг». У техники двух видов имеются как одинаковые, так и отличные друг к другу характеристики. Оба вида представляют собой автобусы большого класса, предназначен для работы на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком.

1) Оснащен системой кузова «книлинг» (наклон кузова в сторону дверей на 7°), большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров. Капсуляция моторного отсека и защита двигателя позволяют уменьшить количество шума внутри и снаружи салона.

Городской автобус ЛиАЗ-5292 Рестайлинг. Фото ГАЗ

2) Новые стекловолоконные маски придают модели современный вид. Материал не подвергается коррозии, отличается легкостью и низкой стоимостью. Маска состоит из отдельных составных элементов, что повышает ремонтопригодность и позволяет сэкономить при необходимости замены деталей экстерьера.

Отсутствие ступеней обеспечивает высокую скорость пассажирообмена, что сокращает время прохождения маршрута на 15%.

Оснащены системой наклона кузова «книлинг», большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров.

Подробное описание автобусов предоставляют электросхемы.

Кабина

Устройство кабины автобусов (общую информацию про все кабины автобусов см. по ссылке) ЛиАЗ-5292 отличается в зависимости от модификации. Базовая модель имела кабину закрытого типа с дверью для водителя и специальным окошком. Значительная площадь остекления обеспечивала водителя отличный обзор салона. О особенностях водительской кабины некоторых других модификациях информация представлена далее.

Популярные модификации и фото

ЛиАЗ-5292: устройство и основные технические характеристики

ЛиАЗ-5292 – автобус большого класса для эксплуатации в крупных городах с большим пассажиропотоком. Эта низкопольная техника, имеющая множество модификаций, удобна и безопасна для всех групп пассажиров. Автобус выпускается «Ликинским автобусным заводом», расположенным в Орехово-Зуевском районе Московской области.

Первый экземпляр ЛиАЗ-5292.00 или ЛиАЗ-5292 был построен и продемонстрирован широкой публике на Московском автосалоне в 2003 году. Модель была запущена в серийное производство и стала поступать в мелком количестве в автобусные парки Москвы, Курска, Воронежа, Иваново и других городов. В тот момент он был «сырой» и нуждался в доработке, поскольку в наследство модели достались дизель и запчасти Caterpillar 3116, идентичный предшественнику ЛиАЗ-5256.25, размещенный поперечно салону, КПП-автомат компании Voith серии Diwa D 854.3E, а также рулевой аппарат марки Csepel A-500.73-3520-00.

В процессе проектирования машины были упущены некоторые конструктивные особенности работы, что в результате ухудшило эксплуатационные характеристики. Среди них – потребность в размещении системы АСКП, что в связи с несовпадением компоновки с панелью водительской кабины загромождало свободное пространство, уменьшало при этом максимальную вместительность, снижало производительность, экономичность и рациональность эксплуатации автобуса. Главные габариты несущего кузова вагонного типа (длина – 11,48, ширина – 2,47 и высота – 3,00 м.) не изменялись со времени первоначальной высокопольной марки ЛиАЗ-5256. В результате модель ЛиАЗ-5292 первое время была переходным экономичным вариантом в модельном ряду низкопольной техники ЛиАЗ. В результате автобусы были малопригодными к эксплуатации и производились с 2004 по 2006 год.

Салон

Автобус относился к городскому виду транспорта, широко эксплуатируемому в мегаполисах с активным потоком пассажиров. Общая вместимость пассажиров составляла 112 человек. Из них мест для сидения лишь 20, в том числе 2 сиденья для инвалидов. Дизайнерский облик в полной мере соответствовал требованиям современного автомобильного дизайна. Низко расположенный пол (автобус приподнят над поверхностью проезжей части на 34 см.) и просторный проход в дверях способствовали комфортной посадке и размещению пассажиров, что существенно уменьшало продолжительность движения по маршруту.

Двигатель

Двигатель был 6-рядным с турбонаддувом и предварительным охлаждением турбонаддувочного воздуха, обладал мощностью в 230 л.с. и соответствовал нормам Eвро-3, расход топлива составлял 29 л/100 км.

Руководство по эксплуатации

Руководство по эксплуатации отдельных модификаций ЛиАЗ-5292 возможно найти и скачать в открытом доступе. Руководства современных моделей, сходящих с конвейера в настоящее время, поставляются в комплекте с машиной.

Дизельный низкопольный ЛиАЗ-529260/5292.60

ЛиАЗ-529260 — низкопольный автобус среднего класса, предназначенный для работы на пригородных маршрутах со средним и интенсивным пассажиропотоком. Впервые эта модель была продемонстрирована в сентябре 2014-го на международном форуме в Нижнем Новгороде, в том же году было запущено ее серийное производство.

Габаритная длина составляет 10500 мм, ширина — 2500 мм (без учета наружных зеркал), высота — 2880 мм (с кондиционером – 2938 мм), межосевое расстояние — 4390 мм. Автобус весит 9280 кг, полная масса — 16200 кг (нагрузка на фронтальную ось не превышает 5580, на заднюю – 10620 кг).

Рабочее место водителя имеет сплошную перегородку (с форточкой и входной дверью), отделяющую его от пассажирского отсека.

Салон оснащен 26 сиденьями, общая вместимость равняется 75 пассажирам.

На модель устанавливается рядный шестицилиндровый дизель ЯМЗ-536111 объемом 6.65 литра (Евро-4) с турбокомпрессором, прямой системой впрыска, 12-ю клапанами, жидкостным охлаждением и интеркулером, 275 л.с. при 2300 об/минуту и 1250 Нм крутящего момента при 1300-1600 об/минуту. Двигатель работает совместно с 6-ступенчатым «автоматом» ZF 6AP-1400B и ведущими задними колесами.

Максимальная скорость 90 км/ч, потребление горючего составляет порядка 35 л. Обладает несущим цельнометаллическим кузовом вагонной компоновки. На обоих мостах установлены зависимые пневматические подвески с телескопическими амортизаторами: спереди – на двух упругих элементах с парой электронноуправляемых регуляторов положения кузова, сзади – на четырех упругих элементах с двумя механическими регуляторами положения кузова. Оснащен рулевой системой типа «винт — шариковая гайка — рейка — сектор» с гидравлическим усилителем управления, электронноуправляемым тормозным комплексом с дисковыми устройствами на всех колесах и ABS, топливным баком объемом 248 л.

5292.60-60. Укороченная до 10,5 метров версия ЛиАЗ-5292.60. Существует как в городском (три двери, 22 сидячих места), так и в пригородном (две двери, 26 сидячих мест) вариантах. Данные модификации были разработаны по заказу ГУП МО Мострансавто и их поставка в количестве 122 единиц была летом 2014 года. Особенности проектирования укороченного варианта ЛиАЗ-5292 послужила базовой основой для создания в будущем совершенно нового автобуса средней вместимости — ЛиАЗ-4292.

ЛиАЗ-5292.21/529221

Дальнейшее развитие ЛиАЗ-5292.20. Основным отличием от предшественника является двигатель MAN D0836 LOH56, отвечающий экологическим нормам Евро-4. Другими отличиями являются другая приборная панель, аналогичная московским ЛиАЗ-6213.20 2010 года выпуска и новый потолок салона, разработанный фирмой КОРА, а также схема окраски экстерьера, аналогичная ЛиАЗ-6213.20 поставки конца 2010 года. Машины, закупаемые ГУП «Мосгортранс», также оснащены точечной головной оптикой фирмы Hella и системой кондиционирования воздуха (на первых экземплярах марки Spheros, затем — Konvekta) в пассажирском салоне и кабине водителя (в автобусах, поставляемых в регионы России, кондиционер и принудительная вентиляция отсутствует).

ЛиАЗ-5292.22/529222

Модификация с двигателем MAN D0836 LOH65, отвечающим нормам Евро-5. Первый экземпляр данного типа был показан на выставке «Комтранс-2011» в сентябре 2011 года и затем отправлен на доработку. Уже в раскраске САС первый ЛиАЗ-5292.22 был отправлен в 14-й автобусный парк. Отличается новой панелью приборов, новым интерьером кабины водителя, обновлённой водительской перегородкой, и пластиковыми подиумами и кожухами колесных арок разработки фирмы КОРА.

Модификация была запущена в серийное производство в ноябре 2011 года. Первые серийные автобусы имели стандартную заводскую эмблему и салон, идентичный технике модификации ЛиАЗ-5292.21. Более поздние модели имеют обновлённую заводскую эмблему и модернизированный салон с пластиковыми подиумами разработки фирмы КОРА. Автобусы, выпускаемые с лета 2012 года, имеют салон с поручнями жёлтого цвета, цельное лобовое стекло, обрамление лобового маршрутоуказателя чёрного цвета, светодиодное освещение салона и изменённую корму — стало больше прорезей для вентиляции двигателя, также поменялся кондиционер марки Konvekta — он стал мощнее. На нескольких первых новых «чернолобых» автобусах установлены кондиционеры Konvekta старого образца. Более новые ЛиАЗ-5292.22 комплектуются сиденьями Pilot и стеклянными заглушками в нижней половине поручней.

В конце 2013 года был начат выпуск обновлённой версии автобуса 5292.22 с передней и задней масками, аналогичными ЛиАЗ-5292.30 и цельностеклянными дверями.

Начиная с конца 2017 года на заводе ЛиАЗ в следствии массового полного выхода из строя двигателей на данной модификации, на заводе ЛиАЗ автобусы модификации ЛиАЗ-5292.22 проходят замену двигателя с MAN D0836 LOH65, на ЯМЗ-53633, идентичному технике модификации 5292.65.

Газовый ЛИАЗ-5292.71/529271/52927 EEV

Модификация с газовым двигателем MAN E0836 LOH01 (6R, вертикальное, рабочий объем — 6,871 л., мощность, кВт (л.с.) — 206 (280) при 2200, максимальный крутящий момент, Нм — 1000 при 900…1900), отвечающим нормам EEV (Евро-5+) и автоматической трансмиссией нового поколения ZF EcoLife 6 AP 1200B. Первый экземпляр данной модификации был впервые показан на выставке Busworld-2010 в июле 2010 года. На нём были продемонстрированы новый салон и новый дизайн передней маски кузова.

В 2012 году запущен в серийное производство. Был установлен кондиционер Konvekta нового образца, а газовые баллоны смещены вперёд. С апреля 2012 года автобусы этой модификации оснащаются кондиционерами. В 2014 году после замены производителем автобусов баллонов типа КПГ/CNG-2 на баллоны КПГ/CNG-3 и устранения конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, эксплуатация данной модели в Москве было поэтапно полностью восстановлена.

Основные технические характеристики: 

  • Низкопольный, несущий, цельнометаллический кузов вагонной компоновки
  • Передний мост ZFRL-85A — портальный, с дисковыми тормозами
  • Задний мост ZF, AV-132/87/6,5 — портальный с центральным коническим редуктором, с дисковыми тормозами
  • Колёсная формула — 4х2
  • Длина / Ширина / Высота, мм. 11990/2500/3139
  • База, мм. 5960.
  • Количество дверей — 3
  • Минимальный радиус разворота, м. 11
  • Масса полная и снаряженная, кг. 18000 и 10350
  • Нагрузка на переднюю / заднюю ось, кг. 6500/ 11500
  • Общее количество мест (в т.ч. посадочных). 114 (28+1 инв), 112 (26+1 инв).
  • Емкость газовых баллонов, л. 918 (9х102)
  • Рулевой механизм. ZF, Servocom 8098, с гидроусилителем руля
  • Тормозная система. Пневматическая, двухконтурная, ABS, ASR
  • Вентиляция естественная и принудительная
  • Система отопления. Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя
  • Шины, колеса. 275/70 R22,5

ЛиАЗ-5292.67/529267

Модификация с газовой версией дизельного двигателя ЯМЗ-53624-40. Устанавливается коробка передач Voith Diwa 864 или ZF 6AP-1200B. В автобусах с коробкой передач Voith, устанавливаются портальные мосты китайского производства, а именно — ведущие портальные мосты типа Hande Axle HDZ13P и передние мосты Hande Axle HDZ75P. Первоначально планировалось автобусу присвоить индекс ЛиАЗ-5292.90, но в последние месяцы индекс был перенумерован. За время испытаний были выявлены недостатки, главные из которых относятся к новому на тот момент двигателю ЯМЗ: повышенный уровень шума при разгоне и возможность замены свечей только при снятии клапанной крышки.

Другие модификации: ЛиАЗ-529265, 529267

5292.20 (52922). ЛиАЗ-5292.20 был впервые продемонстрирован на Московском мотор-шоу 2007 года. Модификация была создана с помощью немецкой компании IVM Automotive с учётом требований ГУП «Мосгортранс». Автобусы этой модификации комплектуются двигателями MAN D0836 LOH41 (Евро-3), расположенным продольно, ведущими портальными («низкопольными») мостами ZF типа AV-132/87, передними портальными мостами ZF RL-85A и АКПП ZF 6 HP 504C типа Ecomat.

С 2008 года салоны ЛиАЗов для Москвы собирались на заводе Тушино-Авто. С середины 2011 года ЛиАЗ-5292.20 выпускается только для регионов России.

5292.22-01. Модификация с учебной кабиной и вентиляционными люками, аналогичными применяемым на пассажирском транспорте  МАЗ. Остальное совпадает с ЛиАЗ-5292.22.

Автобус ЛиАЗ-52922 с двигателем MAN. Фото Википедия

5292.22-02. Пригородная версия ЛиАЗ-5292.22. Данная модификация не имеет задней двери, а количество посадочных мест доведено до 32 штук.

5292.22-77. Усовершенствованная версия модели ЛиАЗ-5292.22 с увеличением прохода в хвостовой части и добавлением дополнительного третьего сидения перед шахтой двигателя, увеличенная шахта двигателя и новая оптика передка и задка автобуса. Партия из данных автобусов массово закупается ГУП «Мосгортранс» начиная с осени 2015 года. Начиная с января-февраля 2016 года поступают автобусы с новыми сиденьями и кондиционерами марки Spheros, модификация которой была установлена на первые образцы ЛиАЗ-5292.21, а также кондиционерами марки Konvekta, установленные на последние модели ЛиАЗ-5292.22.

5292.30. Модификация с двигателем Scania DC09 91A, отвечающим нормам Евро-4. Первый экземпляр с полностью обновлённым дизайном был показан на выставке «Мир автобусов 2013». На выставке Комтранс-2013 был показан серийный вариант данной модификации.

5292.56. Модификация с двигателями Cummins, отвечающие нормам Euro-6 (первые дизельные двигатели, отвечающее столь высоким стандартам). Комплектуются кондиционерами Konvekta, которые намного мощнее своих предшественников.

5292.65. Модификация с двигателем ЯМЗ-53633, отвечающий нормам Euro-5. Устанавливается коробка передач Voith Diwa 864 или ZF 6AP-1400B. Автобус данной модификации выпускается в нескольких вариантах — двухдверный полунизкопольник, имеющий 33 сидячих места, задний мост высокопольный Raba—718, идентичный моделям ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293, предназначенный для пригородных перевозок, а также стандартный полностью низкопольный автобус, идентичный остальным образцам семейства ЛиАЗ-5292 с задней шахтой и стандартные немного укороченные автобусы.

В полностью низкопольных автобусах с коробкой передач ZF устанавливаются стандартные портальные мосты типа ZF, а в автобусах с коробкой передач Voith устанавливаются портальные мосты китайского производства, а именно — ведущие портальные мосты типа Hande Axle HDZ13P и передние мосты Hande Axle HDZ75P. Первый опытный автобус данной модификации в полунизкопольном исполнении выпущен в сентябре 2015 года, серийное производство стартовало в апреле 2016 года (только производство полностью низкопольных автобусов).

В 2018 году выпущена обновлённая версия модификации ЛиАЗ-5292.65 для расширения автобусной сети, работающих по программе «Новой модели транспортного обслуживания Москвы». Светотехника и внешний вид идентичны автобусам 2016 года выпуска, исключение составляют лишь электронные маршрутоуказатели, получившие светло-зелёный, оранжевый и красный цвета. Изменения коснулись и салона — в дополнение к обычным табло установлены мониторы, три сидения перед шахтой двигателя и новая перегородка кабины водителя, унаследованная от модели ЛиАЗ-5292.22 и более поздних её модификаций. Сидения идентичны установленным в модификациях ЛиАЗ-5292.65-77.

5292.65-77. Усовершенствованная версия модификации ЛиАЗ-5292 с увеличенным задком автобуса, огромной шахтой и добавлением третьего места у шахты двигателя. Модификация по внешнему виду схожа с ЛиАЗ-5292.22-77. От ЛиАЗ-5292.22-77 отличается двигателем марки ЯМЗ-53633, устанавливаемого взамен двигателя MAN, установкой кондиционера отечественного производства марки Август.

5292.65-79. Отличительной особенностью стала установка двух мониторов в салоне, наличие трех USB-зарядок для смартфонов, установка новой приборной панели с электрорегулировкой рулевого колеса, нового бортового компьютера, наличие системы кругового видеообзора, отсутствие вентиляционных люков в потолке, установка дополнительного светового указателя. Маршрутный указатель приподнят вверх, внизу во время остановок высвечивается надпись: STOP и пассажир на лестнице, которая раньше гасла при отъезде от остановок (после перепрограммирования заменена на надпись «СПАСИБО»). Вследствие установки дополнительного указателя в области заднего стекла, установлен пластмассовый заменитель окна. Кроме этого, добавлены кнопки открытия дверей пассажирами так и снаружи, так и внутри автобуса. Кнопки включаются в работу по усмотрению водителя. В целях повышения удобства пассажиров было решено отказаться от установки трех сидений перед шахтой двигателя. Модификация 2018 года выпуска также претерпела ряд некоторых изменений — помимо вышеупомянутых изменений, теперь кондиционеры окрашиваются вместе с кузовом в голубой цвет.

5292.65-80. Оборудованы учебной кабиной, дизайн перегородки которой аналогичен обычной, но имеет несколько «сплющенный» облик вследствие расположения относительно оси кузова. Помимо этого, учебная кабина стала немного больше, чем на предыдущих учебный автобусах ЛиАЗ-5292.22-01. Вследствие установки кабины инструктора, пришлось изменить в салоне расположение некоторых сидений. Всё остальное совпадает с модификацией ЛиАЗ-5292.65-79. Автобусы данной модификации стартовали в серийное производство в конце 2017 года.

5292.67-79. Рестайлинговая версия модификации ЛиАЗ-5292.67 для Москвы с увеличенной шахтой двигателя в новом кузове. Серийный выпуск планировалось начать в 2018—2019 годах, но из-за низкой надёжности двигателя ЯМЗ53624-10 и его высокой трудоёмкости технического обслуживания, в ГУП «Мосгортранс» было решено закупать автобусы модификации ЛиАЗ-5292.71-79.

5292.70 (52927). Газовая модификация ЛиАЗ-5292.00. Вместо двигателя Caterpillar 3116 установлен двигатель Cummins CGe 250 30. Всего было выпущено два автобуса данной модификации, и один выставочный автобус ЛиАЗ-5292.20 в 2010 году был переоборудован на заводе в данную модификацию. Один автобус ЛиАЗ-52927 эксплуатировался в филиале 11-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» с 2006 года, списан в 2015 году из-за низкой надежности, износа оборудования, экономической нецелесообразности замены и доработки газового оборудования после приостановки эксплуатации газовых автобусов в Москве в 2013 году. Автобус имел поперечное расположение двигателя Cummins CGe250 и автоматическую коробку передач Voith с угловым редуктором.

5292.71-79. Рестайлинговая версия модификации ЛиАЗ-5292.71 для Москвы с увеличенной шахтой двигателя в новом кузове. Серийный выпуск данных автобусов стартовал в 2019 году.

5292.71-80. Модификация автобуса на базе ЛиАЗ-5292.71-79 с учебной кабиной инструктора, выпускаемой для Москвы.

Гибридная модель ЛиАЗ-5292Х. В сентябре 2009 года на московской выставке «Интеравто-2009» была представлена гибридная версия автобуса ЛиАЗ-5292 — ЛиАЗ-5292Х.

В данной модели используется последовательная схема гибридной силовой установки: двигатель внутреннего сгорания используется только как мотор-генератор для выработки электроэнергии и заряда накопителя, а двигает транспортное средство электромотор, непосредственно связанный с трансмиссией.

В автобусе установлен асинхронный тяговый двигатель ТАД 225-380 мощностью 132,5 кВт и максимальной кратковременной мощностью 250 кВт. В качестве ДВС установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель Cummins ISBe4+ 185 мощностью 185 л.с., соответствующий экостандарту Евро-4, работающий вкупе с асинхронным мотор-генератором ТАГ 225-280 такой же мощности. На крыше установлено 12 суперконденсаторов суммарной ёмкостью 21 Ф. Планировалось, что после завершения испытаний первая опытно-промышленная партия будет выпущена в 2009 году, однако автобус так и не был запущен в производство.

Электробус ЛиАЗ-6274. В июне 2012 года на выставке «Busworld Russia-2012» был представлен опытный электробус ЛиАЗ-6274. Автобус оснащён литий-ионными батареями производства компании «Лиотех». Расчётный максимальный запас хода составляет 200 км.

Неудачные испытания модели поставила под вопрос запуск электробусов ЛиАЗ-6274 в серийное производство, однако взамен этого него был выпущен усовершенствованный электробус ЛиАЗ-6274, на базе автобуса ЛиАЗ-5292.22. Данный электробус успешно прошёл двойные испытания.

Серийное производство электробусов на базе автобуса ЛиАЗ-5292.22 должно было начаться в декабре 2017 года. В феврале 2018 года был представлен улучшенный вариант электробуса с ультрабыстрой зарядкой. За счет удаления шахты двигателя, а также размещения полноценного заднего окна и дополнительных сидячих мест электробус получил горб на крыше, в который переместились электрооборудование и аккумуляторы. Данный вариант электробуса успешно прошел тендер и в июне 2018 года начато его серийное производство, однако его дизайн был изменён и получил оптику схожую с КамАЗ-6282.

Годы выпуска

2004 — настоящее время.

Основные сведения, характеристики

Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) — советское и российское предприятие, производитель автобусов среднего, большого и особо большого класса, расположенный в Ликино-Дулёво Московской области.

Назначение. Городской.

Класс. Большой.

Тип кузова. Низкопольный, несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки.

Ресурс кузова. 12 лет.

Базовые характеристики: вместимость, габариты и не только

1)

Параметры ЛиАЗ-529265 ЛиАЗ-529267 (CNG)
Длина/Ширина/Высота, мм 11990 / 2500 / 2880 (2938 по кондиционеру) 11990 / 2500 / 2938 (по кожуху газовых баллонов)
Количество/ширина дверей, мм 2 / 1325 + 1 / 1225 2 / 1325+1 / 1225
Высота потолка в салоне, мм 2200…2300 2100…2300
Общее количество мест (в том числе посадочных) 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.) 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.)
Тип сидений Раздельные, пластиковые с мягкими вставками и поручнем Раздельные, пластиковые с мягкими вставками и поручнем

2)

Параметры ЛиАЗ-5292 Рестайлинг
Длина/Ширина/Высота, мм 12410 / 2500 / 2880 (2938 по кондиционеру)
Количество/ширина дверей, мм 3 / 1325
Высота потолка в салоне, мм 2200…2300
Общее количество мест (в том числе посадочных) 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.)
Тип сидений Раздельные, пластиковые с мягкими вставками и поручнем

Технические характеристики

1)

Параметры ЛиАЗ-529265 ЛиАЗ-529267 (CNG)
Тип топлива Дизель Газ
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л. 220 220
Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 10500 / 18000 10500 / 18000
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 6500 / 11500 6500 / 11500
Минимальный радиус разворота, м. 10,7 10,7
Рулевой механизм  С гидравлическим усилителем руля С гидравлическим усилителем руля
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR

2)

Параметры ЛиАЗ-5292 Рестайлинг ЛиАЗ-5292 Рестайлинг (CNG)
Тип топлива Дизель Газ
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л. 297 (220+77) 297 (220+77)
Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 10500 / 18000 10500 / 18000
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 6500 / 11500 6500 / 11500
Минимальный радиус разворота, м. 11,5 11,5
Рулевой механизм RB Servocom 8098 с гидравлическим усилителем руля RB Servocom 8098 с гидравлическим усилителем руля
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR

Характеристики шасси: задний мост и не только

Параметры ЛиАЗ-529265 / ЛиАЗ-529267 (CNG) ЛиАЗ-5292 Рестайлинг / ЛиАЗ-5292 Рестайлинг (CNG)
Марка ZF
Тип Передний мост: Зависимый, портальный с дисковыми тормозами, задний мост: Портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами Передний мост: ZF RL-85A зависимый, портальный с дисковыми тормозами, Задний мост: ZF AV-132/870/6.50 портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами
Ведущий мост Задний Задний
Колесная формула 4х2 4х2
Колесная база, мм. 5960 5960
Шины 275/70 R 22,5 275/70 R 22,5
Антиблокировочная система тормозов (ABS) Присутствует Присутствует

Дополнительные характеристики

Вентиляция. Естественная и принудительная.

Система отопления. Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя.

Характеристики двигателя/силового агрегата

1)

Параметры ЯМЗ-53633 ЯМЗ-53624-40 CNG
Тип Дизельный двигатель Газовый двигатель
Количество и расположение цилиндров 6-цилиндровый, рядный, вертикальное 6-цилиндровый, рядный, вертикальное
Нормы экологической безопасности Евро-5 Евро-5
Система выпуска и нейтрализации газов 1 глушитель со встроенным нейтрализатором и системой SCR 1 глушитель со встроенным нейтрализатором и системой SCR
Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин 203 (276) при 2300 мин-1 210 (285,6) при 2300 мин -1
Макс. крутящий момент, Нм/мин 1250 при 1300…1750 мин-1 1130 при 1100…1600 мин-1
Расположение двигателя Заднее, продольное Заднее, продольное
КПП АКПП: Voith D 854 АКПП: Voith D 854
Максимальная скорость, км/ч 80 80
Гарантия на автобус 1,5 года или 150 тыс. км пробега 1,5 года или 150 тыс. км пробега

2)

Параметры ЯМЗ-53633 ЯМЗ-53624 CNG
Тип Дизельный двигатель Газовый двигатель
Количество и расположение цилиндров 6-цилиндровый, рядный, вертикальное 6-цилиндровый, рядный, вертикальное
Нормы экологической безопасности Евро-5 Евро-5
Система выпуска и нейтрализации газов Один глушитель со встроенным нейтрализатором и системой SCR Один глушитель со встроенным нейтрализатором и системой SCR
Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин 203 (276) при 2300 мин-1 210 (285,6) при 2300 мин-1
Макс. крутящий момент, Нм/мин 1250 при 1300…1750 мин-1 1130 при 1100…1600 мин-1
Расположение двигателя Заднее, продольное Заднее, продольное
КПП АКПП: ZF 6AP-1400B (Ecolife) АКПП: ZF 6AP-1400B (Ecolife)
Максимальная скорость, км/ч 80 80
Гарантия на автобус 1,5 года или 150 тыс. км пробега 1,5 года или 150 тыс. км пробега

Дополнительные опции

  • Кондиционер
  • Аудиосистема
  • Тонированные стеклопакеты
  • Электронные рейсоуказатели
  • Доступность для всех категорий пассажиров (механическая аппарель)
  • Система наклона кузова «книлинг»
  • Видеорегистратор наружного и внутреннего наблюдения
  • Цифровой тахограф
  • ГЛОНАСС/GPS
  • Противотуманные фары
  • Система пожаротушения (Для ЛиАЗ Низкопольные)

Особенности/преимущества

  • Надежность:
    • Высокая надежность узлов и ресурс агрегатной базы (более 1 млн. км)
    • Межсервисный интервал обслуживания ‒ 30 тыс. км.

Показатели эффективности для Низкопольных модификаций:

  • Высокая остаточная стоимость
  • Высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров
  • Увеличение пассажиропотока за счет сокращения простоев на остановках и максимальной вместимости
  • Унификация с другими моделями ЛиАЗ
  • Доступная цена

Показатели эффективности для рестайлинговых модификаций:

  • Увеличенная пассажировместимость до 114 человек
  • Высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров
  • Доступная цена

Видео, обзор салона, органов управления, панели приборов и не только

Где купить, арендовать, переоборудовать

Потенциальным клиентам предоставляется возможность приобрести автобусы ЛиАЗ модели 5292, а также многие другие. Производством и продажей пассажирского транспорта занимаются предприятия, представленные в разделе «Где купить автобусы ЛиАЗ». У заказчиков востребованы услуги аренды, лизинга и переоборудования автобусов.

Рубрики: Бескапотные автобусы, Большие автобусы, Городские автобусы, ЛИАЗ, Низкопольные автобусы, Одиночные автобусы

Руководство по эксплуатации автобуса ЛиАЗ-529222

27,8 Мб

Руководство по эксплуатации автобуса ЛиАЗ-529222

Формат: pdf

  • Год:

    2012

  • Страниц:

    130

  • Язык:

    русский

  • Размер:

    27,8 Мб

  • Категории:

    ЛиАЗ-5292

Скидки от справочной

При упоминании АСС вы можете получить скидки на запчасти и услуги

Автомобильная Справочная Служба: автоновости, запчасти в Красноярске для иномарок и отечественных автомобилей, машины в разборках, ремонт автомобилей, адреса и телефоны фирм, доска объявлений, каталоги запчастей, руководства по обслуживанию и ремонту.

Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Источник

Низкопольный автобус большого класса для городских перевозок

ЛИАЗ- 5292 -автобус большого класса предназначен для городских перевозок в городах — миллионниках с интенсивным пассажиропотоком. Автобус оснащен системой наклона кузова «книлинг», большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров. При установке газового двигателя газовые баллоны располагаются на крыше автобуса.

В 2013 году в производство запущена новая модификация – ЛИАЗ 5292 с двигателем Scania. Автобус отличает высокая надежность и ресурс агрегатной базы; увеличенная пассажировместимость – до 112 человек, включая 27 посадочных мест. Высокая скорость пассажирообмена обеспечивается удобным входом/выходом, низким уровнем пола, применением пассажирских дверей прислонно – откатного типа. Это сокращает срок прохождения маршрута автобусом на 15%..

Преимущества:

  • Высокая надежность узлов, агрегатов и кузова;
  • Удобство посадки – высадки для всех категорий пассажиров;
  • Увеличение пассажиропотока за счет сокращения простоев на остановках и максимальной пассажировместимости;
  • Экологический стандарт Euro-4, 5, EEV;
  • Высокая остаточная стоимость;
  • Унификация с другими моделями ЛИАЗ

Гарантийный срок: 18 месяцев или 150 000 км пробега

Базовые характеристики ЛиАЗ-529221/529222 ЛиАЗ-52927 (CNG)
Тип кузова Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки
Ресурс кузова, лет 12
Колёсная формула 4х2 / задние
Длина / Ширина / Высота, мм 11990 / 2500 / 2880 11990 / 2500 / 3139
База, мм 5960
Высота потолка в салоне, мм 2200…2280
Высота пола над уровнем дороги, мм 360
Количество / ширина дверей, мм 2 / 1325+1 / 1225
Мин. радиус разворота, м 11,5
Масса снаряженная / полная, кг 9950 / 17700 10350 / 18000
Нагрузка на переднюю / заднюю ось, кг 6500 / 11200 6500 / 11500
Общее количество мест (в т.ч. посадочных) 105(20+1 для инв.)
Емкость топливного бака, л 220 9 баллонов по 97л. (873)
Передний мост ZF RL-85A Портальная с дисковыми тормозами
Задний мост ZF AV-132/87/6,5 портальный с центральным коническим редуктором. С дисковыми тормозами; передаточное отношение i=6,21
Рулевой механизм ZF Servokom 8098 с гидроусилителем руля
Рулевая колонка Регулируемая по высоте и углу наклона
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная, с ABS
Вентиляция Естественная и принудительная
Система отопления Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя
Шины 275/70 R 22,5″
Агрегатные характеристики ЛиАЗ-529221/529222 ЛиАЗ-52927 (CNG)
Двигатель (дизельный / газовый) MAN D0836LOH56 / MAN D0836LOH65 MAN E0836LOH01
Количество и расположение цилиндров 6R вертикальное
Нормы экологической безопасности ЕURO-4,5 ЕURO-5
Рабочий объем, л 6.871 6.871
Мощность двигателя, кВт (л.с.)/мин. 176 (240) /184 (250) при 2300 мин-1 206 (280) при 2200 мин-1
Макс. крутящий момент, Нм 925 при 1200…1800 мин-1 / 1000 при 1200…1750 мин-1 1000 при 900…1900 мин-1
Расположение Заднее, продольное
Максимальная скорость, км/ч 65
КПП АКПП: ZF 6HP504C АКПП: ZF 6HP504C или ZF 6AP-1200B АКПП: ZF 6HP504C или ZF 6AP-1200B

Руководство по ремонту лиаз 5292

ЛиАЗ-529222. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Техническое обслуживание (ТО) автобуса подразделяется на два этапа:

— ТО в начальный период эксплуатации;

— ТО в основной период эксплуатации.

В начальный период эксплуатации автобуса выполняются следующие виды обслуживание

— ежедневное обслуживание (ЕО);

— первое техническое обслуживание (ТО-1);

— второе техническое обслуживание (ТО-2);

Техническое обслуживание в основной период эксплуатации подразделяется на следующие виды:

— ежедневное обслуживание (ЕО);

— первое техническое обслуживание (ТО-1);

— второе техническое обслуживание (ТО-2);

— сезонное техническое обслуживание (СТО).

Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими. Они могут включать операции ремонта,технологически связанного с выполнением операций технического обслуживания (сопутствующий ремонт), состав которых определяется технологией выполнения регламентных работ. Прочие ремонтные работы выполняются отдельно и не входят в состав технического обслуживания.

Основным назначением ЕО является общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения и поддержание надлежащего внешнего вида.

Основным назначением Т0-1000 и Т0-5000 является своевременное выявление и устранение дефектов, возникающих в начальный период эксплуатации в результате интенсивной приработки и изменения взаимоположения элементов конструкции.

Основным назначением первого, второго и сезонного ТО является обеспечение безотказной работы механизмов и деталей, т. е. предупреждение, выявление и устранение неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.

При проведении технического обслуживания допускается выполнение как отдельных видов ТО (ТО-1, Т0-2 или СТО), так и нескольких видов ТО одновременно (Т0-1 и ТО-2 и СТО, Т0-1 и СТО, ТО-2 и СТО).

Схема двигателя автобуса лиаз

ЛиАЗ-5256. УПРАВЛЕНИЕ ПУСКОМ ДВИГАТЕЛЯ
Система пуска двигателя

(рис. 16-7 — для автобуса ЛиАЗ-525625 механической коробкой передач, рис. 16-8 — для автобуса ЛиАЗ-5256 ГМП) состоит из стартера, установленного на двигателе, приборе управления, коммутации и защиты.

Стартер 5 двигателя питается от двух аккумуляторных батарей 3 и системы электроснабжения автобуса напряжением 24 В. В случае, если разряженные аккумуляторы не обеспечивают пуск двигателя, предусмотрено подключение внешнего источника питания через специальную розетку 2, расположенную в отсеке аккумуляторов.

Стартер включается поворотом ключа выключателя 7 приборов стартера («замок») в нефиксированное положение «II» или нажатие кнопки выключателя 13, расположенной на щитке мотоотсека. Включение стартера из кабины возможно лишь при закрытой крышке мотоотсека. Данная блокировка обеспечивается специальным выключателе 14, установленным под крышкой.

Пуск двигателя возможен только при включенной нейтрали в механической коробке передач или в ГМП. Это достигается с помощью блокировочного реле К4 в блоке 16, которое запитывается: для автобусов с механической коробкой передач — через датчик 17 (рис. 16-7 размещенный на механизме переключения передач коробки переда для автобусов с ГМП — от реле управления 20 (рис. 16-8), связанного кнопочным контроллером ГМП. При включении любой передачи, кроме нейтрали, датчик или реле управления разрывает цепь питания реле К4, которое в свою очередь разрывает цепь управления стартером.

Подачу тока непосредственно на тяговое реле стартера осуществляет контактор (промежуточное реле) 10 (см. рис. 16-7, 16-8).

Реле 19 (рис. 16-8) блокировки стартера по частоте вращения двигателя применяется на автобусах с двигателем КамАЗ-7408.10. Когда двигатель начинает работать и частота вращения якоря генератора достигнет определенной величины, обмотка реле окажется под напряжением генератора, что повлечет за собой размыкание контактов реле и выключение стартера.

Система пуска двигателя для автобуса ЛиАЗ-5256

с механической коробкой передач выполнена аналогично: системе пуска автобуса ЛиАЗ-525 с ГМП (рис. 16-8) — в части наличия реле блокировки стартера по частоте вращения двигателя и подключения через него стартера; системе пуска автобуса ЛиАЗ-525625 с механической коробкой переда (рис. 16-7) — в части блокировки стартера по нейтрали коробки передач

Система пуска двигателя для автобуса ЛиАЗ-525625 с ГМП

, напротив, выполнена: в части подключения реле блокировки стартера аналогично системе пуска автобуса ЛиАЗ-525625 с механической коробкой передач (рис. 16-7), а в части блокировки стартера по нейтрали ГМП — аналогично системе автобуса ЛиАЗ-5256 с ГМП (рис. 16-8).

ВНИМАНИЕ: Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 10 с. Допустимое число последовательных попыток пуска двигателя не должно превышать трех. Если двигатель после этого не запускается, необходимо найти и устранить неисправность или, по меньшей мере, выдержать двухминутную паузу перед следующим включением стартера.

Рис. 16-7. Схема системы пуска двигателя Cat 3116 (для автобуса ЛиАЗ-525625 с механической коробкой передач): 1 — дистанционный выключатель 1420 3737 или ВК860-Б аккумуляторных батарей («массы») (в отсеке аккумуляторов);

2 —розетка ПС315-100 внешнего пуска (в отсеке аккумуляторов);

3, 4 — аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР;

5.2 — втягивающая обмотка,

5.3 — удерживающая обмотка,

5.4 — электродвигатель стартера

6 — шунт амперметра 75ШС-50-0,5 (на заднем распределительном щите);

7 — выключатель приборов и стартера 2101-3704000-10 («замок»);

8 — блок 11.3722 плавких предохранителей (на щитке мотоотсека);

9 — термобиметаллический предохранитель 292.3722 (на панели предохранителей в кабине, кнопочный, задний),

10 — контактор КТ 127 (промежуточное реле стартера, на заднем распределительном щите);

11 — термобиметаллический предохранитель 292.3722 (на щитке мотоотсека, кнопочный);

12 — выключатель 4602.3710 приборов (на щитке мотоотсека);

13 — выключатель В КЗ 22 пуска двигателя (на щитке мотоотсека, кнопочный);

14 — выключатель ВК322 блокировки стартера по дверке мотоотсека;

15 — фонарь 124.3803 контрольной лампы включения приборов (на щитке мотоотсека);

16 — блок 554.3747 управления двигателем (на заднем распределительном щите, задний блок)’ К4 — реле 11.3747.010-11,

17 — датчик включения нейтрали в коробке передач (в механизме переключения передач коробки передач)

18 — блок ПР112 плавких предохранителей (на панели предохранителей в кабине): предохранитель «датчики коробки передач» (8 А);

Рис. 16-8. Схема системы пуска двигателя КамАЗ-7408.10 (для автобуса ЛиАЗ-5256 с ГМП):

1 — дистанционный выключатель 1420.3737 или ВК860-Б аккумуляторных батарей (в отсеке аккумуляторов);

2 —розетка ПС315-100 внешнего пуска (в отсеке аккумуляторов);

3, 4 — аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР;

5 — стартер СТ142Б:

5.2 — втягивающая обмотка,

5.3 — удерживающая обмотка,

5.4 — электродвигатель стартера-,

6 — шунт амперметра 75ШС-50-0.5 (на заднем распределительном щите);

7 — выключатель приборов и стартера 2101-3704000-10 («замок»);

8 — блок 11.3722 плавких предохранителей (на щитке мотоотсека);

9 — термобиметаллический предохранитель 292.3722 (на панели предохранителей в кабине, кнопочный, задний);

10 — промежуточное реле 738.3747-20 стартера (на заднем распределительном щите);

11 — термобиметаллический предохранитель 292.3722 (на щитке мотоотсека, кнопочный);

12 — выключатель 4602.3710 приборов (на щитке мотоотсека);

Руководство по ремонту лиаз 5292

ЛиАЗ-529222. УПРАВЛЕНИЕ АВТОБУСОМ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Ниже на рисунках показаны и описаны органы управления и контрольные приборы автобуса. Общий вид органов управления и щитка приборов в кабине водителя показан на рисунке 1.9.

Позициями на рис. 1.9 обозначены:

1 — щиток управления слева от водителя (см. рис. 1.13);

2 — комбинированный переключатель (см. рис. 1.16,1.17,1.18);

3 — микрофон. Микрофон работает при включенном автоинформаторе (см. рис. 1.32).

Для речевого сообщения через микрофон нужно нажать кнопку на его корпусе;

4 — центральный щиток контрольных приборов и переключателей (см. рис. 1.10);

5 — щиток дополнительного оборудования справа от водителя;

6 — педаль управления подачей топлива(педаль акселератора);

7 — педаль тормоза. Используется для штатного торможения автобуса, как с помощью рабочего пневматического тормоза, так и с помощью вспомогательного тормоза — гидрозамедлителя автоматической коробки передач;

8 — клавиша разблокировки механизма регулировки положения рулевого

колеса. При нажатии на клавишу механизм установки положения рулевого колеса разблокируется (при условии, что в пневмоприводе автобуса имеется давление воздуха). Разблокированный механизм позволяет изменять высоту положения рулевого колеса и угол наклона рулевой колонки. После выполнения регулировки положение рулевого колеса фиксируется повторным нажатием клавиши;

9 — замок включения приборов и стартера (замок «зажигания», подробнее см. рис. 1.15). Ключом замка также выполняется штатный останов двигателя.

Источник

Технические характеристики

Модель на сегодняшний день комплектуется в зависимости от модификации тремя 6-цилиндровыми силовыми агрегатами, два из которых дизельные, а третий – газовый. Все моторы отвечают минимум экологическому стандарту Евро-4.

  1. Модификация ЛиАЗ-5293.54 имеет в своем арсенале дизельный мотор Cummins ISB6.7e4345B, объем которого составляет 6.7 литров. Мощность составляет 231 лошадиную силу, а крутящий момент 925 Нм, который доступен в таком количестве уже при 1400 об/мин.
  2. Модификация 5293.60 также приводится в движение дизельной силовой установкой, но уже от ЯМЗ с индексом 5362. Объем этой установки составляет 6.65 литра, она так же, как и прежняя оснащается турбонаддувом. Максимальная мощность составляет 245 л.с., а крутящий момент – 897 Нм.
  3. 5293.70 скрывает под капотом газовую установку Cummins CG8.3E4250, рабочий объем которой составляет 8.23 литра. Максимальная мощность – 255 л.с., а крутящий момент, достигаемый при тех же 1400 об/мин составляет 1020 Нм.

Такая мощность передается посредством автоматических коробок передач ZF и Allison на заднюю ось позволяет разгоняться автобусу ЛиАЗ-5293 до 90 км/ч. Подвеска зависимая, пневматическая, имеющая два упругих элемента спереди и четыре сзади.

Рулевое управление дополняется гидроусилителем, а тормоза представлены двухконтурной системой, ABS и полностью барабанным строением.

Оригинальные запчасти на автобусы ЛиАЗ, НЕФАЗ, ПАЗ и  ЛАЗ — продажа оптом с доставкой от компании «Автобус-Комплект».

ООО «Автобус-комплект» — автобусные запчасти (4964) 29-00-86; 8(999)000-5256; 8(999)000-5292

Внимание: Все фотографии, опубликованные на сайте, являются собственностью ООО «Автобус-комплект». Любое копирование разрешено только с одобрения владельца

Политика конфиденциальности

Низкопольный автобус ЛиАЗ-529222.

Низкопольный автобус ЛиАЗ-529222.

Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автобуса ЛиАЗ-529222.

  • Автор:
  • Издательство:
  • Год издания:
  • Страниц: 130
  • Формат: PDF
  • Размер: 25,5 Mb

Руководство по ремонту и ТО двигателей Cummins ISBe4.5/ISBe6.7.

Руководство по ремонту и ТО двигателей Cummins ISBe4.5/ISBe6.7.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту + каталог расходных запчастей двигателей Cummins ISB4.5 и ISB6.7 устанавливавшихся на автомобили Камаз, НефАЗ, МАЗ и др.

  • Автор:
  • Издательство: Легион-Автодата
  • Год издания:
  • Страниц: 198
  • Формат:
  • Размер:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Окз вакцина для крс инструкция по применению в ветеринарии
  • Клей т 8000 инструкция по применению
  • Хофитол для печени инструкция по применению таблетки
  • Bl1204 зарядное устройство инструкция по применению
  • Аквамарис беби средство для промывания носа инструкция