Ликвидация кредитного кооператива по решению суда пошаговая инструкция

1. Кредитный кооператив может быть ликвидирован:

1) по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков);

2) по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Ликвидация кредитного кооператива и удовлетворение требований его кредиторов осуществляются в порядке, определенном федеральными законами.

3. В случае, если в течение шести месяцев число членов кредитного кооператива (пайщиков) меньше минимального числа, установленного частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, кредитный кооператив должен принять решение о ликвидации и ликвидироваться в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке. В случае невыполнения данного требования кредитным кооперативом его ликвидация осуществляется по решению суда.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При принятии решения о ликвидации кредитного кооператива назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кредитного кооператива, проводится обязательная оценка рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Ликвидационная комиссия по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества такого кредитного кооператива.

5. После принятия решения о ликвидации кредитного кооператива этот кредитный кооператив не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы. Члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом в сроки, установленные общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков), а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда — в срок, установленный судом.

6. В случае неисполнения членом кредитного кооператива (пайщиком) своих обязательств перед кредитным кооперативом в установленный в соответствии с настоящей статьей срок кредитный кооператив (ликвидационная комиссия) вправе в судебном порядке потребовать исполнения указанных обязательств.

7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество кредитного кооператива подлежит распределению между его членами (пайщиками) пропорционально сумме их паенакоплений (паев).

8. Промежуточный ликвидационный баланс и окончательный ликвидационный баланс ликвидируемого кредитного кооператива утверждаются общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) или органом, принявшим решение о ликвидации кредитного кооператива.

9. Ликвидация кредитного кооператива считается завершенной, а кредитный кооператив — прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

10. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных кооперативов, регулируются законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Ликвидация – это прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Порядок ликвидации некоммерческой организации определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

В настоящей статье мы поговорим о порядке добровольной ликвидации потребительского кооператива.

Различают 2 вида ликвидации потребительского кооператива:

  • Добровольная ликвидация потребительского кооператива (так называемая «официальная ликвидация») — это прекращение деятельности юридического лица по инициативе его учредителей
  • Принудительная ликвидация потребительского кооператива осуществляется на основании решения суда в определенных законом случаях (например, в случае грубого нарушения закона при создании некоммерческой организации).

Законодательством предусмотрено специальное основание возможной ликвидации потребительского кооператива в судебном порядке — невыполнение обязанности по покрытию образовавшихся убытков путем внесения дополнительных взносов в течение 3 месяцев после утверждения ежегодного баланса.

Пошаговая инструкция «Как ликвидировать потребительский кооператив добровольно?»

Шаг 1. Примите решение о ликвидации потребительского кооператива и сформируйте ликвидационную комиссию (утвердите кандидатуру ликвидатора)

  • Решение о ликвидации потребительского кооператива принимает общее собрание членов кооператива.

Протокол общего собрания о ликвидации потребительского кооператива должен содержать решение по следующим вопросам:

  • о ликвидации некоммерческой организации
  • о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии (вместе с тем, решение о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора может быть принято отдельно)
  • об определении порядка и сроков ликвидации (срок ликвидации не может превышать 1 год).

В каких случаях назначается ликвидатор, а когда ликвидационная комиссия?

  • По общему правилу учредители (члены) НКО сами решают, кто будет заниматься процессом ликвидации юрлица: ликвидатор или ликвидационная комиссия.
  • Однако, если в составе учредителей (членов) НКО есть РФ, субъект или муниципальное образование, то назначать можно только ликвидационную комиссию, в состав которой обязательно включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.

Ликвидатором или членом ликвидационной комиссии может быть любое физическое лицо. При этом члены потребительского кооператива могут сменить ликвидатора или состав комиссии, приняв соответствующее решение. О принятом решении об избрании нового ликвидатора (состава ликвидационной комиссии) вносятся изменения в ЕГРЮЛ.

Рекомендуем при принятии решения о ликвидации и определении срока исходить из объема имущества и обязательств потребительского кооператив. Если вы не успеете ликвидировать некоммерческую организацию в течение года, то продлить данный срок можно только в судебном порядке и не более чем на 6 месяцев. Если кооператив в течение установленного срока не будет ликвидирована, то принять повторно решение о ликвидации можно только через полгода после внесения записи в ЕГРЮЛ об истечении срока ликвидации потребительского кооператив. При этом, если вы хотите ликвидировать некоммерческую организацию быстрее, то необходимо ориентироваться на срок не менее 3 месяцев, так как примерно такой срок занимают все формальные процедуры при ликвидации.

Что делать, если срок для добровольной ликвидации потребительского кооператив истекает, а процедура еще не завершена?
Обратитесь в арбитражный суд по месту нахождения потребительского кооператива с заявлением о продлении срока ликвидации. При этом учтите, что нормативный порядок рассмотрения таких вопросов судом не установлен.

Шаг 2. Уведомите регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации


Для уведомления регистрирующего органа о ликвидации потребительского кооператива используйте форму № Р15016 (при принятии решения о ликвидации, содержащем решение вопроса о составе ликвидационной комиссии/утверждении кандидатуры ликвидатора на титульном листе (п. 2) укажите значение 3; если же принято решение только о ликвидации, а комиссия не сформирована, ликвидатор не утвержден, укажите значение 1).

Заявление по форме Р15016 о начале ликвидации потребительского кооператива

Шаг 3. Уведомите кредиторов о принятии решения о ликвидации потребительского кооператива

Для того чтобы уведомить кредиторов о ликвидации потребительского кооператива, разместите в сообщение об этом в «Вестнике государственной регистрации» и подготовьте письменное уведомление для всех известных кредиторов потребительского кооператив (рекомендуем направлять уведомления ценными письмами с описью вложения).

Шаг 4. Внесите сведения о ликвидации потребительского кооператива в ЕФРСФДЮЛ

В течение 3 рабочих дней после принятия решения о ликвидации необходимо внести уведомление о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ. В уведомлении должны быть указаны, в частности, сведения о принятом решении о ликвидации юрлица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе). За невнесение сведений или нарушение срока их внесения установлена ответственность.

Шаг 5. Составьте промежуточный ликвидационный баланс, утвердите его и уведомите об этом регистрирующий орган

Промежуточный ликвидационный баланс потребительского кооператива составляется после истечения срока предъявления требований кредиторами, то есть не менее чем через 2 месяца с момента опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации».

Утвержденной формы промежуточного ликвидационного баланса нет. При его составлении можно руководствоваться рекомендованными ФНС России форматами и машиночитаемыми формами (Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе:

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Кроме того, рекомендуем, хоть Гражданский кодекс РФ и не обязывает, указать в промежуточном ликвидационном балансе информацию о кредиторах, которые не предъявили требования ни ликвидатору, ни в суд. Это позволит в случае возникновения спора с такими кредиторами подтвердить, что ликвидатор подавал в регистрирующий орган достоверную информацию и не нарушал порядок ликвидации, предусмотренный законодательством.

После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, в первую очередь необходимо убедиться, что денежных средств и иного имущества потребительского кооператив достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности имущества подайте в суд заявление о признании ее банкротом.

Если денег и иного имущества достаточно, то утвердите промежуточный ликвидационный баланс в общем порядке и подайте уведомление о его составлении в регистрирующий орган по форме № Р15016 (на титульном листе в качестве причины обращения укажите значение 4).

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в срок ранее:

  • истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами
  • вступления в законную силу судебного акта по делу о рассмотрении требования, предъявленного к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации
  • окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в случае проведения в отношении ликвидируемой организации выездной налоговой проверки
  • завершения таможенной проверки в отношении ликвидируемой организации, составления акта такой проверки и принятия по ее результатам решения

Шаг 6. Рассчитайтесь с кредиторами

Расчеты с кредиторами осуществляются денежными средствами. Если их не хватает, то имущество потребительского кооператив продается (при цене имущества более 100 тыс. руб. согласно промежуточному ликвидационному балансу должны быть проведены торги).

При ликвидации некоммерческих организаций имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между ее членами, а направляется на цели, предусмотренные учредительными документами потребительского кооператива.

Шаг 7. Подайте сведения о работниках в Социальный фонд в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса

Сведения в Социальный фонд нужно подать в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Непредоставление большей части этих сведений в Социальный фонд является основанием для отказа в регистрации ликвидации.

Обратите внимание: расчет по страховым взносам надо подать в налоговую до составления промежуточного ликвидационного баланса за период с начала расчетного периода по день представления этого расчета включительно.

Шаг 8. Составьте окончательный ликвидационный баланс и утвердите его 

Данный ликвидационный баланс составляется после расчетов с кредиторами. Окончательный ликвидационный баланс потребительского кооператива утверждается в таком же порядке, как и промежуточный баланс.

Форма такого баланса законодательно не утверждена. При его составлении можно руководствоваться рекомендованными ФНС России форматами и машиночитаемыми формами.

Шаг 9. Оплатите госпошлину за ликвидацию некоммерческой организации

Размер пошлины за регистрацию ликвидации потребительского кооператива составляет 800 рублей.

Шаг 10. Подайте в регистрирующий орган заявление о завершении ликвидации потребительского кооператива по форме № 15016

Ликвидация потребительского кооператива будет завершена, когда в ЕГРЮЛ будет внесена запись об этом. 

Для регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган подаются следующие документы

  • заявление по форме № Р15016 (причины обращения — значение 7), подписанное председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором)
  • ликвидационный баланс
  • документ, подтверждающий представление в Социальный сведений о застрахованных лицах (предоставляется по желанию)
  • документ об уплате государственной пошлины (предоставляется по желанию)
  • доверенность (если с заявлением обращается представитель)

При ликвидации организации законченные делопроизводством дела включаются в ее архивный фонд. При ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.

Нет времени заниматься ликвидацией потребительского кооператива? Юридическая фирма “Двитекс” оказывает комплексные услуги по ликвидации коммерческих и некоммерческих юридических лиц: оценка рисков и разработка механизма их минимизации, ликвидация юридического лица «под ключ». Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная.

Бесплатная консультация юриста  

Услуги юристов по ликвидации компаний

Мы предлагаем комплексные услуги юристов по ликвидации юридических лиц. Готовим и подаем документы, сопровождаем сделки, консультируем предпринимателей по возникающим в ходе ликвидации правовым вопросам и решаем другие юридические задачи до завершения процедуры ликвидации.

  • Ликвидация ООО
  • Ликвидация НКО
  • Закрытие ИП
  • Закрытие филиала иностранной компании

Требуется помощь юриста по ликвидации компании?

Вы можете заказать комплексные услуги опытных юристов в Юридической фирме «Двитекс».

Для заказа услуг позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91
или оставьте заявку на сайте

Заказать звонок

Рекомендуемые статьи этой категории:

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

  • Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Настоящей Политикой конфиденциальности;
  • Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года;
  • Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года;
  • Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
  • Положениями Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 1995 год), ратифицированной РФ 11.08.1998 года;
  • Положениями Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22.07.2000 года;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 года № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 года № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Иными нормативными и ненормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обработки персональных данных.

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

  • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
  • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2008 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2008 г. № 149/54-144.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

от 10 декабря 2015 г. N 516-П

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ КРЕДИТНОГО

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ЛИКВИДАЦИОННОЙ КОМИССИИ В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

О ЛИКВИДАЦИИ КРЕДИТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА

В ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Настоящее Положение на основании пункта 4 статьи 183.10 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 18, ст. 46; N 44, ст. 4471; 2006, N 30, ст. 3292; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; N 18, ст. 2117; N 30, ст. 3754; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 4, ст. 14; N 18, ст. 2153; N 29, ст. 3632; N 51, ст. 6160; N 52, ст. 6450; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4188, ст. 4196; 2011, N 1, ст. 41; N 7, ст. 905; N 19, ст. 2708; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4301; N 30, ст. 4576; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7015, ст. 7024, ст. 7040, ст. 7061, ст. 7068; N 50, ст. 7351, ст. 7357; 2012, N 31, ст. 4333; N 53, ст. 7607, ст. 7619; 2013, N 23, ст. 2871; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477, ст. 3481; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6975, ст. 6984; 2014, N 11, ст. 1095, ст. 1098; N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6914; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 10, ст. 29, ст. 35; N 27, ст. 3945, ст. 3958, ст. 3967, ст. 3977; N 29, ст. 4355, ст. 4362) (далее — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)») устанавливает порядок осуществления временной администрацией кредитного потребительского кооператива (далее — кредитный кооператив) контроля за деятельностью ликвидационной комиссии в случае принятия решения о ликвидации кредитного кооператива в период деятельности временной администрации.

Глава 1. Общие положения

1.1. Временная администрация ликвидируемого кредитного кооператива (далее — временная администрация) осуществляет контроль за деятельностью ликвидационной комиссии кредитного кооператива (далее — ликвидационная комиссия) непрерывно со дня назначения ликвидационной комиссии и до внесения записи о ликвидации кредитного кооператива в Единый государственный реестр юридических лиц либо до прекращения деятельности временной администрации в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

1.2. Временная администрация осуществляет контроль за принимаемыми ликвидационной комиссией решениями, а также соблюдением ликвидационной комиссией порядка и сроков ликвидации кредитного кооператива, в том числе в части:

размещения в органах печати, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщения о ликвидации кредитного кооператива и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами;

письменного уведомления кредиторов о ликвидации кредитного кооператива;

соблюдения запрета по приему новых членов, а также привлечению денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлению займов;

принятия мер по выявлению кредиторов кредитного кооператива и получению дебиторской задолженности кредитного кооператива;

предоставления для ознакомления отчета об оценке имущества кредитного кооператива по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива;

составления промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого кредитного кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения — после окончания срока для предъявления требований кредиторами;

обращения ликвидационной комиссии кредитного кооператива в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитного кооператива при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов;

соблюдения требований пункта 3 статьи 189.1 и пункта 3 статьи 189.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;

выплаты денежных сумм кредиторам ликвидируемого кредитного кооператива;

соблюдения особенностей удовлетворения требований кредиторов кредитного кооператива и членов кредитного кооператива (пайщиков);

составления ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами;

распределения между членами кредитного кооператива (пайщиками) оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества пропорционально сумме их паенакоплений (паев).

1.3. Для осуществления контроля за деятельностью ликвидационной комиссии временная администрация использует следующие формы контроля:

истребование документов и сведений о ликвидации кредитного кооператива;

проведение проверок деятельности ликвидационной комиссии с выходом в кредитный кооператив;

иные формы контроля, позволяющие анализировать информацию о деятельности ликвидационной комиссии.

1.4. При осуществлении контроля за деятельностью ликвидационной комиссии временная администрация вправе:

запрашивать у ликвидационной комиссии документы и сведения по вопросам ликвидации кредитного кооператива;

проводить проверку с выходом в кредитный кооператив;

осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в целях контроля деятельности ликвидационной комиссии.

1.5. Ликвидационная комиссия представляет запрашиваемые временной администрацией документы и сведения в установленный временной администрацией срок.

1.6. При осуществлении контроля за деятельностью ликвидационной комиссии временная администрация обязана:

осуществлять контроль за принимаемыми ликвидационной комиссией решениями, а также соблюдением ликвидационной комиссией порядка и сроков ликвидации кредитного кооператива в порядке, установленном настоящим Положением;

обеспечить документальное фиксирование результатов контроля, в том числе информации о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией;

принимать меры, указанные в пункте 2.9 настоящего Положения при наличии соответствующих оснований;

обеспечить мониторинг устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией;

составлять и направлять акт о воспрепятствовании осуществлению функций временной администрации (далее — акт о воспрепятствовании) в соответствии с главой 3 настоящего Положения;

вести досье о деятельности ликвидационной комиссии и представлять его в Банк России в соответствии с главой 4 настоящего Положения.

Глава 2. Порядок осуществления контроля

2.1. Временная администрация не реже одного раза в 15 дней запрашивает у ликвидационной комиссии документы и сведения, содержащие:

информацию о проведенной ликвидационной комиссией работе;

сведения о требованиях кредиторов;

информацию о проведенных расчетах с кредиторами;

сведения о поступлении денежных средств, их источниках и расходовании денежных средств;

сведения о случаях обращения ликвидационной комиссии в суд.

Временная администрация запрашивает у ликвидационной комиссии следующие документы (в случае их отсутствия у временной администрации):

копии решения о ликвидации кредитного кооператива и документа, устанавливающего порядок и сроки ликвидации кредитного кооператива;

копию отчета об обязательной оценке рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива (при его наличии на дату получения запроса);

промежуточный ликвидационный баланс (при его наличии на дату получения запроса).

2.2. Временная администрация вправе запросить у ликвидационной комиссии дополнительные документы и сведения по вопросам ликвидации кредитного кооператива.

2.3. В запросах временной администрации о представлении документов и сведений указываются сроки их представления, которые не должны превышать семи календарных дней со дня получения запроса.

2.4. Запросы направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручаются руководителю ликвидационной комиссии нарочным.

В случае вручения запроса временной администрации руководителю ликвидационной комиссии нарочным факт его получения удостоверяется на копии запроса подписью руководителя ликвидационной комиссии с указанием даты вручения.

2.5. Временная администрация в течение 10 рабочих дней со дня представления ликвидационной комиссией запрошенных документов и сведений осуществляет их рассмотрение, в том числе в части соответствия деятельности ликвидационной комиссии требованиям законодательства Российской Федерации, и документально фиксирует результаты контроля.

2.6. Временная администрация вправе провести проверку с выходом в кредитный кооператив в следующих случаях:

наличия у временной администрации сведений, дающих основания предполагать нарушение ликвидационной комиссией при осуществлении своей деятельности требований законодательства Российской Федерации;

поступления в адрес временной администрации жалоб кредиторов и (или) членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) на действия (бездействие) ликвидационной комиссии;

наличия у временной администрации сведений, дающих основания предполагать, что представляемые ликвидационной комиссией документы и сведения недостоверны.

Временная администрация уведомляет ликвидационную комиссию о проведении проверки не позднее трех рабочих дней до дня начала проверки. Факт получения ликвидационной комиссией уведомления о проведении проверки должен быть документально подтвержден.

2.7. Проверки деятельности ликвидационной комиссии с выходом в кредитный кооператив проводятся руководителем и (или) членами временной администрации. Лица, не входящие в состав временной администрации, не могут быть привлечены к участию в указанных проверках.

В ходе проверки временная администрация вправе запросить любые документы (в том числе составленные третьими лицами), необходимые для проверки деятельности ликвидационной комиссии.

2.8. Временная администрация не позднее пяти рабочих дней со дня завершения проверки деятельности ликвидационной комиссии с выходом в кредитный кооператив документально фиксирует результаты проверки.

2.9. В случае несоблюдения ликвидационной комиссией порядка и сроков ликвидации кредитного кооператива, выявления временной администрацией фактов нарушения законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией, руководитель временной администрации направляет ликвидационной комиссии распоряжение об устранении выявленных нарушений.

При наличии оснований для привлечения членов ликвидационной комиссии к административной или уголовной ответственности временная администрация принимает меры к передаче материалов лицу, к компетенции которого отнесено принятие решения о возбуждении административного производства, либо в правоохранительные органы.

О выявленных временной администрацией фактах нарушения законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией, и принятых мерах временная администрация уведомляет Банк России не позднее пяти рабочих дней со дня их выявления.

Глава 3. Воспрепятствование осуществлению функций временной администрации

3.1. Если ликвидационной комиссией путем совершения неправомерных действий или бездействия создаются условия, при которых временная администрация не может полностью или частично осуществлять функции, возложенные на нее законодательством Российской Федерации, временная администрация обязана составить акт о воспрепятствовании.

3.2. Акт о воспрепятствовании составляется в день выявления факта воспрепятствования, подписывается руководителем временной администрации с указанием, в том числе, даты и места его составления, полного наименования ликвидируемого кредитного кооператива, обстоятельств, при которых произошло нарушение, действий (бездействия), являющихся нарушением, наименований нормативных правовых актов и номеров статей (пунктов), которые были нарушены.

3.3. Временная администрация не позднее дня составления акта о воспрепятствовании обязана:

направить акт о воспрепятствовании лицу, к компетенции которого отнесено принятие решения о возбуждении административного производства;

направить копию акта о воспрепятствовании в Банк России.

Глава 4. Досье о деятельности ликвидационной комиссии

4.1. Временная администрация ведет досье о деятельности ликвидационной комиссии.

Досье о деятельности ликвидационной комиссии включает в себя следующие сведения:

сведения о решении о ликвидации кредитного кооператива;

сведения об обязательной оценке рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива;

сведения о деятельности ликвидационной комиссии и об исполнении ликвидационной комиссией обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

сведения о порядке и сроках ликвидации кредитного кооператива и их соблюдении ликвидационной комиссией;

сведения о результатах контроля временной администрацией деятельности ликвидационной комиссии, включая сведения о результатах проверок;

сведения о результатах рассмотрения жалоб (обращений) членов (пайщиков) и кредиторов ликвидируемого кредитного кооператива на действия ликвидационной комиссии;

сведения об участии временной администрации в общих собраниях членов кредитного кооператива;

заключения (справки, аналитические записки) о финансовом положении кредитного кооператива (при наличии);

сведения о случаях воспрепятствования ликвидационной комиссией осуществлению функций временной администрации, а также о выявленных временной администрацией фактах нарушения законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией;

сведения о принятых временной администрацией мерах, направленных на устранение нарушений в деятельности ликвидационной комиссии.

Временная администрация вправе включать в досье иные сведения (документы), полученные в ходе исполнения возложенных на нее функций.

4.2. Временная администрация представляет в Банк России досье о деятельности ликвидационной комиссии кредитного кооператива не позднее пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса Банка России.

Глава 5. Заключительные положения

5.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Председатель Центрального банка

Российской Федерации

Э.С.НАБИУЛЛИНА

Коммерческие организации создаются с целью заработка денежных средств путем оказания услуг. Одной из форм таких организаций является кооператив, занимающийся хозяйственной деятельности. Как и любая другая организация, кооператив тоже может быть ликвидирован или же реорганизован. Как это оформляется, какие этапы включает ликвидация и какого порядка требуется придерживаться, рассмотрим далее.

Законодательство РФ о процедуре ликвидации кооператива

Законы страны не запрещают гражданам самостоятельно создавать объединения коммерческого типа, если они желают заниматься предпринимательской деятельностью и извлекать из этого прибыль. Достаточно всего несколько граждан, выступающих в качестве учредителей, чтобы организацию могли считать кооперативом.

Такая регистрация обладает некоторыми преимуществами. Например, на них практически не оказывается налоговая нагрузка. Причиной этому служит малый размер вознаграждения участников. Поскольку он, как правило, соответствует размеру паевого взноса, эти вознаграждения не облагаются налогами.

На сегодняшний день достаточно соответствия трем условиям для того, чтобы граждане могли создать собственный кооператив.

  1. Количество членов кооператива – не менее пяти человек.
  2. Число людей, не занимающихся любым видом трудовой деятельности, не должно быть больше 25% от общего количества членов кооператива.
  3. Количество наемных работников – не более 30% от числа членов объединения.

Пример. Сельскохозяйственные формирования образовываются членами семьи, желающие заработать на продаже овощей и фруктов совместными усилиями.

Закон не предусматривает ограничений по виду деятельности, а потому существуют самые разные кооперативы:

  • кредитные;
  • потребительские;
  • производственные;
  • газовые.

Кооперативы могут быть ликвидированы или реорганизованы. Как правило, такое наступает при самостоятельно принятом решении учредителей или в результате неблагоприятных обстоятельств. 

«Процедуры ликвидации/реорганизации проводятся в соответствии с положениями следующих федеральных законов №41, 190, 193, 215, 3085-1». Юрист Андрей Звягинцев

Права и обязанности участников кооператива

Кооператив – одна из самых простых в плане образования организаций. Работники могут объединиться в одну структуру, вкладывая в неё не только финансы, но и труд.

Важно! Доля вложений – не более 25% от общего числа. Больший процент вклада предполагает участие в другой форме организации.

Что может делать член кооператива:

  • голосовать за реализацию конкретных задач;
  • получать доступ к необходимой информации касательно деятельности кооператива;
  • избираться председателем посредством голосования;
  • получать долю от прибыли;
  • распоряжаться паем по своему усмотрению.

Важно! Все действия должны проходить в рамках Устава кооператива.

Что должен делать участник кооператива:

  • регулярно вносить паевые и прочие взносы, как и подобает каждому члену кооператива;
  • принимать участие в производственной, трудовой и прочих формах деятельности общества.

Важно! При необходимости каждый член организации должен быть готов к компенсации долга общества путем дачи части личного имущества.

Теперь о запретах. Самое главное – один человек не может входить в состав нескольких кооперативов сразу, в ином случае он будет исключен из них. Также он может быть исключен из состава по решению остальных членов, если деятельность конкретного человека слишком мала и её вовсе не было.

Правила и особенности ликвидации кооперативов

Ликвидация организации проходит в соответствии с законами, относящимися к конкретному виду кооператива. Основанием для этого служит, как правило, собственное решение учредителей. По их решению ликвидировать кооператив можно либо по истечении срока службы, установленного для той или иной формы кооператива, либо по достижении установленных им целей.

Также кооператив может быть ликвидирован судом. Это возможно при соблюдении хотя бы одного из условий:

  • нет лицензии или разрешения для проведения деятельности
  • выявлены нарушения закона, которые невозможно устранить;
  • осуществлялась запрещенная законодательно деятельность;
  • организация признала себя банкротом.

Важно! Организация, погасив все свои кредитные обязательства, распределяет между участниками оставшееся имущество. Условия распределения определены соглашением или Уставом кооператива.

Порядок ликвидации производственного кооператива

Особенности ликвидирования производственного кооператива устанавливаются в главе 8 Федерального закона №41-ФЗ от 08.05.1996.

В статье 27 утверждается, что кооператив подлежит ликвидации не только после принятия решения общего собрания членов, но и на основе решения суда.

В случае ликвидации по причине банкротства к процессу подключается арбитражный суд, который должен подтвердить ликвидацию, признав организацию несостоятельной.

Пункт 5 статьи 27 закона №41-ФЗ предусматривает возможность членами кооператива назначить ликвидационную комиссию, а пункт 6 дает обязует распределить имущество после закрытия кооператива в порядке, которое установлено в соглашении или Уставе.

Порядок ликвидации потребительского кооператива 

Сельскохозяйственный кооператив ликвидируется по правилам, установленным в главе 8 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Пунктом 1 статьи 42 предусмотрена невозможность передачи обязанностей другим лицам при прекращении деятельности кооператива. В остальном правила ликвидации примерно такие же, как и при ликвидации производственного кооператива.

Отдельного внимания заслуживает процесс ликвидации по причине банкротства. В первую очередь руководящая часть кооператива должна выявить признаки наступления этапа, когда организация становится несостоятельной. При их выявлении руководство выполняет следующие шаги:

  1. Оформляет запрос на осуществление ревизии.
  2. Направляет его в ревизионный союз.
  3. Знакомит наблюдательный совет кооператива с итогами проведенной ревизионным союзом ревизии.
  4. Вырабатывает ряд мероприятий, направленных на объявление кооператива банкротом.
  5. Созывает общее собрание членов кооператива.

В ходе собрания правление кооператива должно сделать следующее:

  • уведомить участников об итогах ревизии и причинах ликвидации;
  • избрать представителя, который будет защищать интересы кооператива;
  • определиться с планом мероприятий, цель которых – защитить права участников.

После того, как кооператив ликвидирован, а все требования кредиторов удовлетворены, его члены могут распределить между собой оставшееся имущество.

Важно! Исключением из правил считается недостаточность имущества у кооператива. Тогда для оплаты кредиторам члены кооператива должны внести дополнительные средства, причем сумма определяется на основании Устава кооператива.

Ликвидация ГСК

Закрытие ГСК на сегодняшний день производится на основе главы 2 №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах».

Правила и особенности ликвидаций ГСК схожи с прочими видами кооператива. Причиной этому служит тождественность организаций. Члены ГСК также, как и члены других видов кооператива, вносят деньги, а также другие необходимые ресурсы для улучшения условий работы и достижения поставленных целей.

Решение о закрытии гаражного кооператива принимают либо добровольно (в ходе собрания участники сами голосуют), либо в результате судебных мероприятий (это уже значительно сложнее, поскольку потребует больших денежных затрат).

Отличия реорганизации от ликвидации

Рассмотрим основные отличия реорганизации и ликвидации.

№ п/п Реорганизация Ликвидация
1 Наличие правопреемников Правопреемников нет.
2 При реорганизации создается договор или же передаточный акт. В процессе ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс.
3 Учредитель реорганизованного и/или новосозданного юрлица не может передать свои полномочия какому-либо органу, который бы вёл хозяйственную деятельность. Директор ликвидируемого коллектива передает свои полномочия ликвидационной комиссии.
4 Работодатель не может увольнять сотрудников при изменении формы организации. Работодатель способен расторгать с персоналом трудовые соглашения.
5 Нет необходимости в передаче документации в архив. Обязательная передача документов в архив при ликвидации.

Особенности реорганизации кооператива в форме присоединения

Реорганизация – отличный от ликвидации вариант, когда происходит смена руководства, формата.  Это может произойти в том числе путем присоединения к другой организации на законодательной основе.

Что происходит при реорганизации в форме присоединении:

  1. Учредители принимают окончательное решение о присоединении.
  2. Уполномоченные органы власти получают уведомление.
  3. Составляется передаточный акт.
  4. Назначается новый или остается старый адрес регистрации нового юрлица.
  5. Запускается процесс подготовки реорганизации.
  6. Подаются в уполномоченные органы необходимые документы.
  7. Регистрируется новый кооператив.

Всего необходимо четыре документа для проведения реорганизации:

  • заявления юридических лиц, которые готовы к слиянию;
  • учредительные документы;
  • договор о присоединении;
  • передаточный акт.

Также требуется решение собрания каждого члена кооператива.

Принятие решения о реорганизации кооператива общим собранием

Для преобразования юрлица есть одно, но важное условие – решение в ходе общего собрания о реорганизации должно быть единогласным, если другое не указано в законе или в Уставе. Факт того, что реорганизация кооператива уже произошла, вносится в протокол заседания. Это требуется для доказательства в случае возникновения претензий в суде.

Согласно закону, каждый участник кооператива, проходящего стадию реорганизации, обладает правом принятия решения.

Важно! Реорганизация может проводиться при условии, что больше половины участников (в некоторых случаях требуется единогласное решение) согласно на это. Если же проголосовала ровно половина участников или меньше, то тогда реорганизация не будет проведена.

Окончание ликвидации кооператива

Финальным этапом такой процедуры является выплата кредиторам денег ликвидационной комиссией. Согласно законодательству, выплачивают им деньги в порядке очереди. Средства для оплаты берутся из промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ), утвержденного в начале ликвидации.

Важно! Исключением выступают кредиторы пятой очереди. Они получают выплату спустя месяц с момента утверждения ПЛБ.

По окончанию дачи денежных средств кредиторам комиссия производит перерасчет и утверждает окончательный ликвидационный баланс, утвержденный посредством голосования на собрании.

Основываясь на законах, ликвидируемый кооператив производит выплату средств по конкретной схеме. Сначала стоимость пая распределяется между всеми ассоциированными членами. А вот оставшиеся деньги и различное имущество равномерно разделяют между всеми, кто состоит в ликвидируемом кооперативе в соотношении 1:1 (вместе с их паями).

Когда все выплаты были произведены и каждый получил положенную долю, учредители должны обратиться в ЕГРЮЛ, где вносится запись о том, что кооператив полностью ликвидирован. Только после этого кооператив может считаться ликвидированным окончательно. Вся документация передается в госархив, где хранится определенный срок .

Заключение

Реорганизация и ликвидация – два процесса, которым может подвергнуться любой кооператив. Они происходят, если его члены приняли единогласное решение о роспуске или присоединении. Их процесс на первый взгляд кажется очень непростым и тягостным, однако при правильных и быстрых действиях времени уйдет не слишком много.

Всякому руководителю действительно важно знать как проводить эти операции, чтобы в дальнейшем избежать каких-либо сложностей.

В соответствии со статьей 123.1. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса. Некоммерческие корпоративные организации могут создаваться и осуществлять свою деятельность в организационно-правовых формах потребительских кооперативов.

Ликвидация является способом прекращения деятельности юридического лица, в том числе некоммерческой организации в организационно-правовой форме Потребительского Кооператива. Пункт 1 ст. 61 ГК РФ говорит о двух видах ликвидации юридического лица добровольной и принудительной (по решению суда) — и последствиях такой ликвидации. В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В ч. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ содержится примерный перечень отдельных оснований для ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников, членов) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так, юридическое лицо может быть ликвидировано: во исполнение положений устава, в котором существование юридического лица поставлено в зависимость от наступления определенного юридического факта — истечения срока, на который создано юридическое лицо, достижения цели, ради которой оно создано.

Порядок ликвидации потребительского кооператива как некоммерческой организации регламентируется статьями 61 — 65 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 N 3085-1, а также в случаях определенных соответствующими законами – учредительными документами юридических лиц.

  • Особенности проведения
  • Формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;
  • Публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;
  • Уведомление кредиторов о ликвидации Кооператива;
  • Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
  • Осуществление расчетов с кредиторами;
  • Составление ликвидационного баланса;
  • Государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Ликвидация кооператива происходит в порядке, установленном законодательством. Основанием для прекращения деятельности кооперативов служит решение Общего собрания.

Ликвидация Потребительского Кооператива может быть запущена по разным причинам:

  • Банкротство Кооператива;
  • уменьшение количества членов до недопустимого для деятельности кооператива числа;
  • решение Общего собрания Кооператива о прекращении деятельности;
  • решение суда о ликвидации Кооператива.

Для ликвидации Кооператива по решению суда требуется наличие одного из указанных условий:

  • в случае выявления неустранимых нарушений законодательства;
  • при отсутствии требуемой для его функционирования лицензии (разрешения);
  • кооператив осуществлял запрещенную законом деятельность;

После погашения кредитных обязательств, оставшееся имущество подлежит распределению между его участниками на условиях, указанных в Уставе или по соглашению.

Решение о прекращении деятельности и закрытии юридического лица должно приниматься на Общем собрании членов Кооператива.

Если речь идет о прекращении работы потребительского кооператива, органом, ответственным за назначение ликвидационной комиссии, выступает общее собрание членов кооператива. Указанное собрание должно не только определить состав членов комиссии, но и выбрать ее председателя, являющегося основным лицом, которое должно проконтролировать выполнение членами комиссии своих обязанностей и осуществить основные этапы прекращения работы потребительского кооператива.

На общем собрании должно быть создано 2 Протокола, желательно сделать их в нескольких экземплярах, поскольку часть из них потребуется для подачи пакета документов в государственные органы.

  • Протокол, фиксирующий решение членов о ликвидации потребительского кооператива.
  • Протокол о создании ликвидационной комиссии, в которую включаются лица, состоящие в управляющем органе кооператива, а также тот, кто занимается бухгалтерией. Иногда в эту комиссию входит всего одно ответственное лицо.

На общем собрании участников объединения происходит назначение комиссии или ликвидаторов, ответственных за дальнейшие шаги. Протокол собрания содержит информацию о комиссии по ликвидации, ее полномочиям управлять делами объединения и представлять его в суде.

За 3 дня после собрания участников кооператива члены ликвидационной комиссии должны уведомить регистрирующий орган и ФНС о намерении запустить процедуру закрытия организации — обязательно в письменном виде.

Размещение информации о намерении ликвидировать объединение в печатном органе, отвечающем за публикацию данных о госрегистрации организаций. В сообщении указывают срок и правила приема претензий по платежам. Минимальный срок получения требований – два месяца после опубликования официальной информации.

Уведомление кредиторов о ликвидации – один из наиболее существенных элементов самой процедуры ликвидации юридического лица, поскольку последняя влечет за собой изменения во взаимоотношениях не только с государством, но и с лицами, с которыми ликвидируемое юридическое лицо связано долговыми обязательствами.

Понятие кредитора в процессе ликвидации намного шире, чем собственно понятие кредитные отношения, так как юридическое лицо может быть связано обязательствами с:

  • договорными контрагентами;
  • с собственными работниками, которым оно обязано выплатить заработную плату;
  • пайщиками Кооператива;
  • государственными органами.

Соответственно, при инициировании процедуры ликвидации все кредиторы должны быть выявлены в соответствии с имеющейся документацией, подтверждающей факт наличия долговых обязательств.

Дело в том, что в соответствии со ст. 61 ГК РФ принятие решения о ликвидации юридического лица аннулирует все сроки, даже если они были установлены договорами. При этом сроком погашения долгов является именно день начала процедуры ликвидации.

Одним из основных действий, которые должна предпринять ликвидационная комиссия, является составление ликвидационного баланса. Этот документ представляет собой сводный объем информации о наличии активов на балансе организации, которые могут быть использованы для погашения различного рода задолженностей, которые могут наличествовать у нее на момент прекращения своей деятельности.

Кроме того, членам ликвидационной комиссии во главе с председателем следует иметь в виду, что процедура составления ими ликвидационного баланса будет состоять из двух этапов. Первый из них — формирование так называемого промежуточного ликвидационного баланса. Указанный документ будет отражать объем и состояние активов предприятия на дату принятия решения об остановке его работы. Фактически он представляет собой сведения, фиксирующие состояние дел в кооперативе на момент начала процедуры ликвидации. После того как промежуточный баланс составлен, членам ликвидационной комиссии следует выяснить, какие непогашенные долговые обязательства имеются у предприятия. Это необходимо сделать для того, чтобы осуществить их своевременное погашение, поскольку это действие является обязательным условием завершения процедуры прекращения работы кооператива.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Общим собранием членов кооператива по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого кооператива.

Если имеющихся у ликвидируемого кооператива денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата кредиторам ликвидируемого кооператива денежных сумм производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, предусмотренном статьей 64 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно статье 64 Гражданского кодекса РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3. в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

4. в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5. в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества кооператива.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества кооператива, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества кооператива, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием членов кооператива по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001) представляемых в государственные органы для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № MMВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Подпись заявителя на уведомлении и заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

Исходя из вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что потребительскому кооперативу, отнесенному ГК РФ к некоммерческой организации, свойственны некоторые признаки, а также порядок осуществления процедуры ликвидации, характерные для юридических лиц других организационно-правовых форм. Поэтому, как и любое иное юридическое лицо по завершении деятельности потребительский кооператив следует ликвидировать согласно действующему законодательству и правилам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Препарат димексид показания к применению инструкция к применению
  • Ниволумаб инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Амосин 500 мг инструкция по применению цена таблетки взрослым
  • Камин своими руками из досок пошаговая инструкция
  • Гонка из бумаги своими руками пошаговая инструкция