Ликвидация ооо в минске пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция ликвидации ООО гражданином Беларуси по собственному желанию

Наталья Лаптёнок, адвокат, партнер адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»

Валентина Завадская, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»

Многих интересует вопрос, как закрыть организацию в добровольном порядке. В настоящей статье мы подробно расскажем об этапах ликвидации гражданином Республики Беларусь ООО по собственному желанию.

1. Подготовиться к ликвидации.

До начала ликвидации рекомендуем:
– по возможности уволить работников, так как увольнение в связи с ликвидацией влечет за собой значительные расходы, о которых будет сказано ниже;
– бухгалтеру подготовить необходимые отчеты в связи с ликвидацией, а также подготовиться к проведению проверок в связи с ликвидацией;
– максимально поработать с дебиторской и кредиторской задолженностью, чтобы в последующем не затянуть процесс ликвидации.

2. Принять решение о ликвидации, назначить ликвидатора.

Учредителям необходимо:
– принять решение о ликвидации;
– назначить ликвидатора. Обращаем внимание, что руководитель, учредители ликвидируемой организации не могут быть ликвидатором, если у организации есть кредиторская задолженность. В таком случае ликвидатором назначается иное лицо, соответствующее требованиям законодательства. Ликвидатором также можно назначить юридическое лицо;
– установить порядок ликвидации;
– установить сроки ликвидации. Срок ликвидации не может быть более 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Если понадобится, его можно продлить, но не более чем до 12 месяцев.

Со дня назначения ликвидатора к нему переходят полномочия по управлению организацией. На период ликвидации запрещается осуществление операций по банковским счетам организации и совершение сделок, не связанных с ликвидацией.

3. Заключить договор оказания аудиторских услуг (необязательно).

Вместо проверок, проводимых налоговыми, таможенными органами, Белгосстрахом, можно обратится к аудиторам за проведением независимой оценки деятельности ликвидируемой организации.

Однако, несмотря на наличие аудиторского заключения и отчета, контролирующие органы вправе провести проверки, например, в случае, если имеется информация, не соответствующая данным, содержащимся в аудиторском заключении и (или) отчете.

С учетом изложенного, большинство организаций предпочитают не проводить аудит, а проходить проверки налоговых, таможенных органов и Белгосстраха.

4. Представить документы в регистрирующий орган.

Срок – 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации.
Документы представляются в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемой организации. Документы предоставляет лично ликвидатор либо его представитель, уполномоченный доверенностью.

В регистрирующий орган нужно предоставить:
– заявление о ликвидации;
– решение о ликвидации;
– документ об оплате услуг по размещению сведений о ликвидации, за исключением случая оплаты посредством использования системы «Расчет» (ЕРИП). Реквизиты размещены на сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси»: https://justbel.info/pages/likvidaciya-po-sobstvennomu-resheniyu.

На сегодняшний день стоимость объявления – 32,00 бел. руб.

Проверить, опубликовано ли объявление, можно на 2-й рабочий день (после 18.00) после подачи документов в регистрирующий орган на этом же сайте: https://justbel.info/Liquidation/FindMyRequest.

Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляет сведения о том, что организация находится в процессе ликвидации, в Министерство юстиции для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР), налоговым, таможенным органам, органам ФСЗН, Белгосстраху и архиву, а также в учреждение «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

5. Пройти проверки в связи с ликвидацией.

В течение тридцати рабочих дней со дня получения уведомления регистрирующего органа о ликвидации организации налоговые, таможенные органы, органы ФСЗН, Белгосстрах представляют в регистрирующий орган справки об отсутствии (наличии) у организации задолженности перед бюджетом (задолженности по обязательному страхованию).

Для этого вышеуказанные государственные органы (организации) при необходимости запрашивают у организации документы для проведения проверки.

В случае, если был заключен договор оказания аудиторских услуг в связи с ликвидацией, необходимо в течение 20 рабочих дней со дня подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации представить аудиторское заключение и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке налоговому, таможенному органам и Белгосстраху.

6. Переоформить банковскую карточку с образцами подписей и оттиском печати на ликвидатора.

Срок – 1 месяц с даты назначения ликвидатора.

Документы, которые необходимо представить в банк, можно узнать в обслуживающем банке.

7. Уведомить работников о предстоящем увольнении, уволить работников.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации необходимо письменно уведомить работников не менее чем за два месяца до увольнения, если больший срок не предусмотрен в коллективном договоре, соглашении.

Можно с согласия работника заменить предупреждение об увольнении выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. Если работнику предлагается выплатить компенсацию уже после предупреждения его об увольнении, она выплачивается пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока предупреждения.

При увольнении в связи с ликвидацией организации работникам (за исключением совместителей) выплачивается выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка.

По истечении срока предупреждения необходимо уволить работников и произвести соответствующие выплаты.

8. Уведомить кредиторов.

Ликвидатор должен принять все возможные меры к выявлению кредиторов и письменно уведомить их о ликвидации.

9. Уведомить гос. органы, организации.

О принятии решения о ликвидации (для организаций, зарегистрированных до 1 февраля 2009 года) уведомить:
– ИМНС – не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации. Форма сообщения установлена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 96;
– ФСЗН – не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации. Форма уведомления не установлена;
– Белгосстрах – не позднее десяти дней со дня принятия решения о ликвидации. Форма уведомления не установлена. К уведомлению необходимо приложить копию решения о ликвидации.

О предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией организации необходимо уведомить органы по труду, занятости и социальной защите в срок не менее чем за два месяца до высвобождения работников.

10. Представить документы в ИМНС, Белгосстрах и ФСЗН.

Налоговая декларация (расчет) при ликвидации организации представляется в ИМНС:
– в течение пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации за истекший налоговый период и (или) за период с начала текущего налогового периода по день подачи заявления о ликвидации включительно, если иное не установлено Налоговым кодексом. Налоговое обязательство исполняется и причитающиеся к уплате пени уплачиваются не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем представления такой налоговой декларации (расчета);
– не позднее чем за десять рабочих дней до дня представления ликвидируемой организацией в регистрирующий орган ликвидационного баланса, уведомления о завершении процесса ликвидации (при наличии объектов налогообложения в процессе ликвидации организации). Налоговое обязательство исполняется и причитающиеся к уплате пени уплачиваются в течение пяти рабочих дней со дня представления такой налоговой декларации (расчета).

Отчет по ликвидации представляется в Белгосстрах не позднее 15 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации.

Формы ПУ–2, ПУ–3, ПУ–6 представляются в ФСЗН:
– в течение 30 рабочих дней со дня подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации (для организаций, зарегистрированных с 1 февраля 2009 года);
– не позднее дня подачи в ФСЗН уведомления о ликвидации (для организаций, зарегистрированных до 1 февраля 2009 года).

11. Провести инвентаризацию, составить промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы, рассчитаться с кредиторами, передать имущество учредителям. 

Проводится инвентаризация активов и обязательств. По результатам инвентаризации и после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается решением учредителей.

Расчеты с кредиторами производятся в очередности, установленной законодательством, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами повторно проводится инвентаризация активов и обязательств, в том числе инвентаризация неиспользованных бланков документов с определенной степенью защиты.

По результатам инвентаризации неиспользованных бланков составляется акт по установленной форме, который утверждается ликвидатором и не позднее рабочего дня, следующего за днем утверждения, представляется в ИМНС.

По результатам инвентаризации составляется ликвидационный баланс, который утверждается решением учредителей.

Имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между учредителями.

Копии промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, заверенные подписью ликвидатора и скрепленные печатью организации, необходимо представить в ИМНС в течение двух рабочих дней со дня их утверждения.

12. Сдать документы в архив.

В архив сдаются документы о создании и ликвидации организации, годовая бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность, решения учредителей, приказы по основной деятельности, документы по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда работников и др.

Документы сдаются в архив по месту нахождения организации.

Факт сдачи документов подтверждается справкой, которая передается архивом в регистрирующий орган.

 13. Представить документы для исключения организации из ЕГР.

Документы можно представить в регистрирующий орган не ранее 2–х месячного срока с даты публикации сведений о ликвидации, после сдачи документов в архив и после получения регистрирующим органом справок об отсутствии задолженности у организации перед бюджетом.

Документы представляются в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемой организации лично ликвидатором.

В регистрирующий орган нужно предоставить:
– ликвидационный баланс, подписанный ликвидатором и утвержденный учредителями;
– оригинал свидетельства о государственной регистрации организации или заявление учредителей о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

После получения указанных документов регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него организации. На практике это происходит в течение 2–3 недель.

Организация считается ликвидированной с даты принятия регистрирующим органом указанного решения.

Опубликовано, июнь 2019

Внимание! Существует возможность представления электронных документов для начала процесса ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей посредством веб-портала ЕГР (egr.gov.by).

При ликвидации коммерческой организации по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этой организации, уполномоченного на то уставом (учредительным договорам — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) либо лица, уполномоченного в соответствии с доверенностью действовать от имени председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), представляются:

  • заявление о ликвидации, по форме утвержденной Министерством юстиции (документ MS Word, 39,9Кб). Бланк заявления регистрирующим органом не предоставляется.
  • решение о ликвидации. При этом решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).
     

    • Обращаем внимание, что до обращения в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации (прекращении деятельности) субъект хозяйствования обязан оплатить услуги по опубликованию сведений о ликвидации (прекращении деятельности) https://www.justbel.info/claim/liquidation
       
    • Платежный документ предъявляется уполномоченному сотруднику регистрирующего органа, за исключением случая оплаты посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (далее – система ЕРИП). Данные платежного документа в случае оплаты посредством использования системы ЕРИП указываются при их наличии. В случае оплаты посредством ЕРИП услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» за размещение в сети Интернет информации о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, в заявлениях о ликвидации юридического лица и о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, представляемых в регистрирующий орган, должен быть указан учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП и дата осуществления такой операции.
       

    При назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) необходимо учесть, что при наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)») и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица. В случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица.

    Срок ликвидации не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации о ликвидации организации в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси», но окончательный срок ликвидации не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен, но не более чем до двенадцати месяцев.

  • легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями.

Сведения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу http://justbel.info/pages/liquidation-info

Для исключения из ЕГР ликвидационной комиссией (ликвидатором) согласно пункту 13 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 представляются

При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется:

  • заявление по форме, установленной Министерством юстиции документ MS Word, 44,0Кб. Бланк заявления регистрирующим органом не предоставляется.
  • Обращаем внимание, что до обращения в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации (прекращении деятельности) субъект хозяйствования обязан оплатить услуги по опубликованию сведений о ликвидации (прекращении деятельности) https://www.justbel.info/claim/liquidation

    Платежный документ предъявляется уполномоченному сотруднику регистрирующего органа, за исключением случая оплаты посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (далее – система ЕРИП). Данные платежного документа в случае оплаты посредством использования системы ЕРИП указываются при их наличии. В случае оплаты посредством ЕРИП услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» за размещение в сети Интернет информации о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, в заявлениях о ликвидации юридического лица и о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, представляемых в регистрирующий орган, должен быть указан учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП и дата осуществления такой операции.

Для исключения из ЕГР индивидуальным предпринимателем согласно пункту 13 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 представляются

Рекомендации

При ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято до 1 февраля 2009 г., в регистрирующий орган представляются

РЕЖИМ РАБОТЫ ОТДЕЛА ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

В настоящее время тема закрытия бизнеса актуальна как никогда. Ликвидация является одним из способов легального завершения хозяйственной деятельности компании в Республике Беларусь.

В данном материале речь пойдет о добровольной ликвидации. Это означает, что решение о ликвидации принимает собственник компании.

  1. А теперь рассмотрим некоторые особенности принятия решения о ликвидации:
    • решение о ликвидации принимается в виде протокола общего собрания участников или решения единственного участника;
    • в решении о ликвидации указывается причина ликвидации (например, в связи с экономической нецелесообразностью дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности);
    • в решении о ликвидации назначается ликвидатор/ликвидационная комиссия (важно, если имеется кредиторская задолженность, то собственник или директор компании не могут быть ликвидаторами);
    • в решении о ликвидации устанавливается срок ликвидации (не может превышать 9 месяцев, в отельных случаях срок может быть продлен до 12 месяцев).
  2. После того как решение о ликвидации принято, необходимо оплатить услуги по опубликованию сведений о ликвидации в Редакции журнала «Юстиция Беларуси». С порядком оплаты Вы можете ознакомиться, перейдя по данной ссылке https://justbel.info/pages/likvidaciya-po-sobstvennomu-resheniyu.
  3. В 10-дненый срок после принятия решения о ликвидации в регистрирующий орган необходимо представить:
    • заявление о ликвидации;
    • оригинал протокола/решения о ликвидации;
    • квитанцию об оплате услуг по опубликованию сведений в журнале «Юстиция Беларуси»;
    • паспорт лица, которое будет подавать документы (например, это может быть ликвидатор или лицо, которому ликвидатор выдал доверенность);
    • доверенность.
  4. Следующим шагом необходимо переоформить банковский счет компании на ликвидатора. Данная процедура регулируется внутренними документами банка, в котором открыт счет. Необходимо связаться с представителями Вашего банка для получения подробной информации.
  5. Уведомление кредиторов. Ликвидатор предпринимает следующие действия:
    • направляет кредиторам письменные уведомления о начале процедуры ликвидации;
    • составляет реестр требований кредиторов. Кредиторы вправе заявлять свои требования в течение 2 месяцев со дня опубликования сведений о ликвидации.
  6. Выявление дебиторов. Ликвидатор предпринимает следующие действия по выявлению дебиторов:
    • составить и направить претензию;
    • обратиться в экономический суд в рамках приказного производства;
    • составить и подать исковое заявление в суд.
  7. При ликвидации компании проводится проверка на предмет задолженности по платежам в бюджет. К проверяющим органам относятся: (налоговые органы, ФСЗН, Белгосстрах, таможенные органы). Срок проверки – 30 дней с момента уведомления регистрирующим органом, может быть продлен до 6 месяцев.
  8. После выявления всех кредиторов и дебиторов необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс. Заверенную копию промежуточного ликвидационного баланса необходимо представить в налоговый орган в течение 2 рабочих дней со дня его утверждения.
  9. После расчетов с кредиторами составить ликвидационный баланс. Заверенную копию ликвидационного баланса также необходимо представить в налоговый орган в течение 2 рабочих дней со дня утверждения.
  10. Закрыть банковский расчетный счет. Как правило, закрытие р/с происходит после полного погашения задолженности перед кредиторами (р/с не обязательно закрывать на данной стадии. Ваш банк сделает это самостоятельно после исключения компании из ЕГР).
  11. Сдать документы в архив. В архив сдаются документы постоянного хранения и документы по личному составу.
  12. Представить документы в регистрирующий орган (оригинал свидетельства о гос. регистрации, справка из архива, ликвидационный баланс);
  13. Исключение компании из ЕГР. Компания считается ликвидированной с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении ее из этого регистра.

Таким образом, стоит отметить, что, если придерживаться этого простого плана действий, вы сможете беспроблемно, а главное юридически правильно закрыть Ваш бизнес.

Ликвидация ООО. Полная инструкция

14278

Принятие решения о ликвидации юридического лица

 До момента принятия решения о ликвидации целесообразно провести определенные подготовительные мероприятия: 

— проверить включено ли юридическое лицо в план выборочных проверок (сделать это можно на сайте КГК). Если включено, то до завершения проверки ликвидировать такое лицо не представляется возможным; 

— установить размеры кредиторской задолженности, с целью исключения процедуры банкротства; 

— определиться с кадровым составом, чтобы примерно определить размер компенсаций за увольнение в связи с ликвидацией. 

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

— по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом. В ЧУП такое решение принимает единственный собственник (физическое или юридическое лицо). Если ООО состоит из одного участника, то такое решение принимается единственным участником, если из двух и более, то такое решение общего собрания участников хозобщества оформляется в виде протокола. В решении о ликвидации необходимо указать сведения о: назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), распределении обязанностей между председателем и членами ликвидационной комиссии (при ее назначении), порядке и сроках ликвидации.

— по решению суда, рассматривающего экономические дела. 

— по решению регистрирующего органа. 

Размещение сведений о ликвидации юридического лица в соответствующем печатном издании и в глобальной сети Интернет

Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.

Оплатить размещение объявления можно в любом банке или почтовом отделении по следующим реквизитам:

Учреждение «Редакция журнала «Юстиция Беларуси», УНП 101473130
220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 1-1, комн. 703
Р/с BY97AKBB30150000008730000000 в ОАО «АСБ Беларусбанк», БИК AKBBBY2X
220089, г. Минск, пр-т Дзержинского, 18

Стоимость объявления – 32,00 белорусских рубля без НДС*.

Объявление можно оплатить через систему «Расчет» (ЕРИП):

1. Выбрать пункт: Cистема «Расчет» ЕРИП > СМИ > Юстиция Беларуси > Объявление о ликвидации. 2. Ввести учетный номер плательщика (УНП) и фамилию, имя и отчество. 3. Проверить корректность информации. 4. Оплатить.

Квитанция об оплате подается в регистрирующий орган и все необходимые данные для объявления будут направлены регистрирующим органом в редакцию автоматически.

Объявление о ликвидации будет размещено на сайте журнала «Юстиция Беларуси» на 2-й рабочий день (после 18:00) после подачи заявления о ликвидации в регистрирующий орган.

Уведомление регистрирующего органа о ликвидации организации

 В течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации ликвидатор обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица. Документы в регистрирующий орган можно подать лично либо через веб-портал ЕГР. 

При личной подаче предоставляются следующие документы: 

— заявление;

— решение о ликвидации;

— легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (ее нотариально заверенная копия) — для иностранных участников. Документы на иностранном языке предоставляются вместе с переводом на белорусский или русский язык. Подпись переводчика должна быть нотариально удостоверена;

— документ, подтверждающий оплату обьявления о ликвидации в журнале «Юстиция Беларуси»;

— представитель, подающий документы, должен иметь с собой докуметны, удостоверяющие личность и подтверждающие его полномочияя как ликвидатора (решение, протокол). 

При подаче документов через веб-портал ЕГР предоставляется аналогичный пакет документов, что и при личной подаче. В этом случае все документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП), выработанной с использованием личного ключа ЭЦП.  

Уведомление обслуживающего банка о переходе прав руководителя организации к ликвидатору и переоформление обслуживающим банком карточки с образцами подписи и оттиска печати на ликвидатора

Ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) обязан уведомить банк о том, что теперь права руководителя переходят к нему. Для этого в банк направляется заказное письмо, содержащее следующие документы: письменное уведомление банка о переходе прав руководителя к ликвидатору; копия решения о ликвидации организации; выписка из ЕГР о том, что данная организация находится в процессе ликвидации. Также ликвидатору необходимо лично обратиться в обслуживающий банк со следующими документами: заявление на переоформление счета в банке; выписку из ЕГР о том, что организация находится в процессе ликвидации; оформить в банке карточку с образцами подписей (своей, главного бухгалтера, иных уполномоченных лиц, если это нужно). На практике же в каждом банке набор документов может включать дополнительные документы, о чем лучше уточнять в том конкретном банке, где у вас открыт расчетный счет.

Проведение ликвидатором либо председателем ликвидационной комиссии инвентаризации имущества и финансовых обязательств ликвидируемого юридического лица, выявление кредиторов

 Инвентаризация имущества и денежных активов является обязательным этапом проведения процедуры ликвидации. При ее проведении Высчитывается объем и характер активов и имущества, просчитывается явная и возможная дебиторская задолженность, долги перед кредиторами и возможность их погашения, в целом определяется ликвидность ликвидируемого предприятия. Основная же суть проведения инвентаризации – выяснить реальное положение ликвидируемого юридического лица. 

Уведомление кредиторов юридического лица о его ликвидации

Когда решение о ликвидации принято, нужно уведомить своих кредиторов о том, что организация ликвидируется. Законодательством не установлен порядок и срок направления кредиторам письменных уведомлений. Такие уведомления целесообразно направлять почтой заказными письмами с уведомлениями о получении. Это позволит при необходимости подтвердить факт надлежащего уведомления соответствующего кредитора. В случае, если кредитор ликвидируемого юридического лица не предъявил свое требование по причине того, что не был письменно уведомлен, исключение из ЕГР такого юридического лица может быть признано недействительным, поскольку в таком случае суд может посчитать, что ликвидация юридического лица была проведена в нарушение норм законодательства. 

Составление ликвидатором либо председателем ликвидационной комиссии промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс составляется в дату истечения срока требования для кредиторов. В нем учитываются оставшиеся активы, требования, результаты рассмотрения требований. Важная деталь: если вы составили промежуточный ликвидационный баланс, никакой коммерческой деятельности вести вы не должны. Единственная возможная деятельность – выплата задолженностей разных типов, расчет с кредиторами, получение дебиторских выплат, продажа активов. Словом, такая деятельность, которая проводится сугубо для ликвидации этой организации. В таком промежуточном балансе идет подсчет величин, характеризующих общее имущественно-денежное положение компании. Такой баланс не требует специальной формы и составляется согласно общей формы бухгалтерского баланса. Такой баланс учитывает активы и пассивы, дебиторские сведения, источники обеспечения, наличие имущества и тому подобное. Составляет такой промежуточный ликвидационный баланс обычно бухгалтер или главный бухгалтер организации.

Прекращение трудовых отношений с работниками юридического лица

 Работники ликвидируемого юридического лица  подлежат увольнению по истечении срока, указанного в письменном предупреждении о предстоящем увольнении, но не ранее 2 месяцев с момента получения ими этого предупреждения.  За эти два месяца наниматель сообщает органам занятости населения о том, что предстоит увольнение и указывает профессию, специальность, размер оплаты тех работников, которых увольняют. В период срока предупреждения работник все также работает, выполняя свои обязанности и получая заработную плату. Наниматель также может давать один день в неделю на поиск нового места работы за свой счет или с оплатой (по договоренности). После увольнения наниматель обязан уплатить работникам пособие в размере не менее чем трехмесячный средний заработок. Стоит упомянуть, что дата увольнения работников необязательно должна быть равна дате принятия решения о ликвидации. Ликвидатор сам решает сроки привлечения работников к ликвидации компании. Но практика подсказывает, что документально удобно уволить всех работников в течение месяца, следующим за ликвидационным решением. 

Составление и утверждение собственником имущества либо уполномоченным органом окончательного ликвидационного баланса

После проведения расчетов со всеми кредиторами, а также с участниками ликвидируемого юридического лица проводится повторная инвентаризация, на основании которой ликвидатор составляет окончательный ликвидационный баланс. Баланс может быть нулевым, если в организации отсутствуют имущество и средства для оплаты долгов перед кредиторами. Если же долги оплачены, а имущество есть, то оно распределяется между собственниками, если их несколько, или переходит к единственному собственнику.     

Закрытие расчетных счетов в обслуживающем банке

Договор на открытие банковского счета (банковское обслуживание), по общему правилу, является бессрочным. Но, как и любой договор, он может быть расторгнут.  Для этого необходимо обратиться в обслуживающий банк с заявлением о расторжении договора.

Подача документов в  архив

Все документы ликвидируемого юридического лица подлежат сдаче территориальный архив местного исполнительного и распорядительного органа. В обязательном порядке должны быть сданы документы по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда  работников. 

Подача документов в регистрирующий орган

 Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:

— ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками); 

— оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате; 

— справка из архива. 

Юридическое лицо считается ликвидированным с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из этого регистра.

Понравилась статья?

Подпишитесь на наши обновления и получайте все полезные материалы для предпринимателей прямо на почту! Не пропустите очередные изменения в законодательстве и обновления документаций. Будьте в курсе последних новостей мира бизнеса.

В белорусском праве выделяются 5 самостоятельных ликвидационных процедур юрлиц (речь, прежде всего, идет о коммерческих организациях и некоммерческих организациях, подпадающих под действие Положения о ликвидации). Рассмотрим эти процедуры.

1. Первая процедура — «общая процедура ликвидации» юрлица, предусмотренная гражданским законодательством Республики Беларусь, которая реализуется:

(а) как в добровольном порядке: по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юрлица, уполномоченного уставом (подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации),

(б) так и в принудительном порядке: по решению суда, рассматривающего экономические дела (подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).

Характеристиками указанной общей процедуры ликвидации являются:

(а) проведение данной процедуры «специальным органом» юрлица, образуемым органом (лицом), принявшим решение о ликвидации, а именно ликвидационной комиссией (ликвидатором);

(б) осуществление расчета ликвидируемого юрлица по своим обязательствам (долгам) со своими кредиторами. Причем указанный расчет либо является полным, либо в процессе ликвидации юрлица существует возможность указанного полного расчета, которая никем не оспаривается, и «отсутствие полного расчета» вызвано, прежде всего, действиями (бездействием) кредитора юрлица, а не самого ликвидируемого юрлица.

2. Вторая процедураликвидационное производство в рамках процедуры банкротства юрлица.

Базовой характеристикой данной процедуры ликвидации является то, что ликвидация юрлица происходит в связи с его неплатежеспособностью, имеющей или приобретающей устойчивый характер, который приводит к признанию решением суда банкротства такого юрлица с его ликвидацией.

Ликвидационное производство в рамках рассматриваемой процедуры ликвидации юрлица открывается принятием решения суда по данному вопросу и проводится в особом порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, управляющим под полным контролем суда.

3. Третья процедура — «упрощенная ликвидация».

Характеристиками указанной процедуры ликвидации являются:

(а) осуществление ее по решению регистрирующего органа;

(б) необразование «особого органа ликвидации юрлица», а именно ликвидационной комиссии (ликвидатора).

В белорусском праве данная процедура ликвидации:

(а) применяется лишь по отношению к коммерческим организациям и некоммерческим организациям, подпадающим под действие Положения о ликвидации;

(б) присутствует при принятии решения регистрирующим органом по следующим трем основаниям (подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации):

(ба) неосуществление коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд;

(бб) непринятие собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в двухмесячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет;

(бв) осуществление некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации.

Особенностью рассматриваемой процедуры ликвидации является то, что юрлицо ликвидируется без выявления дебиторов и кредиторов и хотя бы «какой-либо попытки» расчета с ними.

Исключение составляет бюджет и государственные бюджетные фонды (то есть государство), так как без расчета по налогам, сборам и иным платежам в пользу государства данная процедура ликвидации не применяется.

В результате подобного подхода юрлицо «прощает тех, кому оно само было должно».

Таким образом, интересы государства при такой процедуре ликвидации могут быть не затронуты, однако данная процедура нарушает интересы иных кредиторов юрлица, ликвидируемого в упрощенном порядке, так как даже гипотетически не рассматривается возможность каким-либо образом вернуть им долги со стороны ликвидируемого юрлица.

4. Четвертая процедура«мгновенная ликвидация» юрлица.

Суть данной процедуры заключается:

(а) в отсутствии «особых ликвидационных процедур»;

(б) в необразовании ликвидационной комиссии (неназначении ликвидатора);

(в) в неосуществлении ликвидируемым юрлицом сбора никаких документов и несовершении вообще никаких действий, направленных на ликвидацию юрлица.

Рассматриваемая процедура ликвидации юрлица применяется исключительно по отношению к коммерческим организациям при наличии следующего (единственного) основания: внесение налоговым органом представления (предложения) о ликвидации юрлица в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием (абз. 3 ч. 1 подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации).

Справочно
Правовая конструкция «признание задолженности безнадежным долгом и ее списание» была введена в правовую систему Республики Беларусь Указом N 329.
В рамках Указа N 329 белорусский законодатель предусмотрел основания, в силу которых задолженность юрлиц (а также ИП) по:
(а) налогам,
(б) сборам,
(в) пошлинам,
(г) отчислениям в государственные целевые бюджетные фонды,
(д) арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности,
(е) обязательным страховым взносам и иным платежам в ФСЗН, признается безнадежным долгом и списывается.
Таким образом, когда речь идет о признании задолженности безнадежным долгом, белорусский законодатель говорит лишь о «задолженности перед государством», другими словами, «бюджетом в широком смысле этого слова».
Иная задолженность безнадежным долгом признана быть не может в соответствии с пониманием данного явления Указом N 329.

Введение подобной особой процедуры «мгновенной ликвидации» юрлица в белорусскую правовую систему объясняется тем, что такая процедура распространяется на те юрлица, в отношении которых законодатель считает, что никакая задолженность взыскана быть не может, а следовательно, нет смысла в совершении каких-либо ликвидационных процедур.

Правда, нельзя не отметить, что оценку создавшейся ситуации (с подобными юрлицами) законодатель Республики Беларусь осуществляет исключительно на основе «задолженности перед «бюджетом в широком смысле этого слова», без учета задолженности юрлица перед физлицами и иными юрлицами.

«Мгновенная ликвидация» юрлица включает в себя восемь этапов.

Этап 1 «Признание уполномоченными государственными органами задолженности юрлица безнадежным долгом» (ч. 1 подп. 1.6 п. 1 Указа N 329).

Этап 2 «Направление налоговым органом представления о ликвидации юрлица в регистрирующий орган».

Этап 3 «Принятие решения регистрирующим органом о ликвидации юрлица без проведения ликвидационных процедур».

Этап 4 «Представление регистрирующим органом сведений о ликвидации юрлица в Минюст для их включения в ЕГР».

Суть данного этапа заключается в обязанности регистрирующего органа в течение трех рабочих дней со дня принятия этим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него юрлица представить сведения об этом в Минюст для их включения в ЕГР (ч. 1 п. 21 Положения о ликвидации).

Этап 5 «Сообщение регистрирующим органом сведений о ликвидации юрлица в уполномоченные государственные органы (организацию)».

Данный этап представляет собой обязанность регистрирующего органа в течение трех рабочих дней со дня принятия данным органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него юрлица сообщить сведения об этом в:

(а) налоговый орган,

(б) орган ФСЗН,

(в) орган государственной статистики,

(г) обособленное подразделение БРУСП «Белгосстрах» (ч. 1 п. 21 Положения о ликвидации).

Этап 6 «Исключение Минюстом юрлица из ЕГР».

В рамках данного этапа Минюст исключает юрлицо из ЕГР датой принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него юрлица (ч. 2 п. 21 Положения о ликвидации).

Таким образом, юрлицо считается ликвидированным именно с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении его из ЕГР (п. 22 Положения о ликвидации).

Этап 7 (не связанный напрямую с ликвидацией) «Включение МНС ликвидированного юрлица в перечень юрлиц (ИП), исключенных из ЕГР в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием».

Данный этап представляет собой действие, не связанное напрямую с ликвидацией юрлица, предусматривающее «дополнительное информирование» участников имущественного оборота и государственных органов о ликвидации юрлица в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

Такое «дополнительное информирование» осуществляется путем включения МНС ликвидированного юрлица в перечень юрлиц (ИП), исключенных из ЕГР в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием. Указанный перечень размещается в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте МНС (ч. 4 п. 17 Положения о ликвидации).

Этап 8 (может отсутствовать) «Обжалование решения регистрирующего органа о ликвидации юрлица».

В рамках рассматриваемого этапа заинтересованные лица могут в течение трех лет с даты принятия решения о ликвидации юрлица обратиться в суд за обжалованием указанного решения.

В связи с приведенными этапами «мгновенной ликвидации» юрлица отмечаем, что Положение о ликвидации (п. 17) исходит из того, что если представление, указанное в рамках этапа 2, поступило в регистрирующий орган в процессе ликвидации юрлица, в том числе и его добровольной ликвидации, то регистрирующий орган все равно имеет право принять решение о ликвидации в рамках рассматриваемой процедуры «мгновенной ликвидации» с прекращением фактически и юридически начатой процедуры ликвидации.

5. Пятая процедура«молниеносная ликвидация» юрлица.

Суть данной процедуры, аналогично как и четвертой процедуры, заключается:

(а) в несовершении «никаких особых ликвидационных процедур»;

(б) в необразовании ликвидационной комиссии (неназначении ликвидатора);

(в) в неосуществлении ликвидируемым юрлицом сбора никаких документов и несовершении вообще никаких действий, направленных на ликвидацию юрлица;

при этом (г) и само решение о ликвидации как таковое не принимается.

Рассматриваемая процедура ликвидации юрлица применяется при наличии следующего (единственного) основания: неполучение юрлицом (до 1 февраля 2009 г.) свидетельства о госрегистрации (п. 18 Положения о ликвидации).

«Молниеносная ликвидация» юрлица включает в себя два этапа:

Этап 1 «Заявление юрлица в регистрирующий орган о неполучении юрлицом свидетельства о госрегистрации».

Этап 2 «Внесение записи об исключении юрлица из ЕГР». 

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Арбидол максимум инструкция по применению таблетки взрослым 200 мг цена
  • Инструкции по использованию по для сдачи егэ распечатываются для кого
  • Chevrolet lacetti руководство по ремонту купить
  • Инструкция по от для матроса спасателя
  • Инструкция по применению омеза в таблетках взрослым