Неговорящий ребенок, Инструкция по применению, Лынская М.И., 2015.
Книга написана автором в формате беседы с родителями, воспитывающими ребенка, не заговорившего в положенные сроки по разным причинам. За более чем 10 летний опыт работы к автору обратились сотни подобных семей, большинство из них задавали вопросы | ответы на которые и даны в данном пособии. Бели и вы задаетесь вопросами: «Почему мой ребенок не говорит»? «Как общаться «малышом, чтобы он заговорил?», «Как реагировать на проявления негативизма и истерики, ведь он меня не понимает?», «Во что играть с ребенком?», «Какие игрушки лучше купить?», то вам стоит прочитать эту книгу.
Правила общения с неговорящим ребенком.
1. Сопровождайте собственные действия, а также действия других и самого ребенка, происходящие явления речевым комментарием. Все режимные моменты и деятельность неговорящего ребенка требуют пояснений, например: «Доброе утро, ты проснулся. Идем в ванную. Будем умываться» или «Слышишь? Это звук молотка. Соседи делают ремонт. Стучат».
2. Речевой комментарий не должен перегружать внимание ребенка, строго дозируйте речевой материал, направленный к ребенку. Представьте, что Вам необходимо повесить напоминание на холодильник о каком-либо действии. Вы не будете писать много слов, Вы напишите отдельные слова — суть явления. Другой аналогией может служить вычитывание учебника для конспектирования, когда из всего текста, Вы отмечаете только самое важное. Вспоминайте об этих аналогиях, когда Вы формулируете речевой комментарий. Например: «Вот дерево (недлительная пауза). Высокое дерево (снова короткая пауза). Вон гнездо (снова пауза). Там птичка (снова пауза). Где птичка? Покажи! А вот низкое дерево. На нем нет птички. Тут есть птичка? Нет, нет птички». Для ребенка с нарушением понимания речи комментарий должен быть еще короче. Например, во время вечернего купания: «Вода. Вода течет. Утка. Пищит. Резиновая». Таким образом, речевой комментарий — это не развернутая связная речь взрослого со сложноподчиненными предложениями, а речевые «метки» для окружающей действительности.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Неговорящий ребенок, Инструкция по применению, Лынская М.И., 2015 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.
Дата публикации: 19.01.2019 06:30 UTC
Теги:
учебник по педагогике :: педагогика :: Лынская
Следующие учебники и книги:
- Коррекционная работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, Селиванова Ю.В., Щетинина Е.Б., 2012
- Программа испытания на звание скаута 3 разряда
- Как играть с ребенком, Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., 1990
- За пределами заикания, Дейв МакГвайер
Предыдущие статьи:
- Развитие эмоционального интеллекта у лиц с интеллектуальной недостаточностью, Методические рекомендации, Лауткина С.В., Курносова Н.А., 2018
- Воспитание социальной ответственности подростков в организации дополнительного образования, Ларионова С.О., Булычева Н.М., 2018
- Логопедия, Краузе Е., 2003
- Самостоятельная работа студентов, Проектный подход, Котова С.С., Хасанова И.И., 2018
Государственное
бюджетное учреждение социального развития населения
«Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних Миллеровского района»
Утверждаю;_____________
и.о.
директора ГБУСОН РО
«СРЦ
Миллеровского района»
С. Д
.Денежкина
КОРРЕКЦИОННАЯ
ПРОГРАММА
«Говоруша»
для запуска
неговорящих детей
(на основе
разработок М.Н. Лынской)
Разработала:
учитель-логопед
Костенко
И.А.
Миллерово
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Тяжелое недоразвитие
речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, про- извольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следо-
вательно, вызывает нарушение социализации ребенка. Элиминация видов речевой деятель-
ности перестраивает все поведение ребенка.
Достоверных статистических сведений о распространенности тяжелых речевых нару-
шений в детской популяции нет. Однако запрос родителей и педагогов
показывает значи- тельную частоту
встречаемости безречевых, неговорящих детей в возрасте
от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией,
анартрией, ранним детским
аутизмом, интеллекту- альной недостаточностью. Однако, для всех
этих детей характерны отсутствие мотивации к
речевой деятельности, недостаточность базовых представлений (концептов) о
значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникатив- ной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой
деятельности. Таким образом,
на начальных этапах
работы с неговорящими детьми цели и задачи
ее будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения. Наиболее часто в группе
неговорящих детей встречаются дети с задержкой
речевого развития и алалией, именно об этих речевых нарушениях пойдет
речь в нашей работе. Несмотря на
многочисленные исследования, эти системные речевые нарушения остаются малоизученными, особенно в
аспекте специальных технологий на первоначаль-
ных этапах работы.
Однако многие приведенные в книге игры и игровые
упражнения могут быть использованы с любыми детьми,
в том числе и без речевых нарушений, начиная с ран- него возраста.
Комплексная система
работы при алалии
и временной задержке
речевого развития на начальных этапах направлена на
формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного,
сенсомоторного уровней
Логопедическая работа с неговорящими детьми
предусматривает коррекционное воз- действие, как на речевую
деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмо-
ционально-личностную сторону
развития ребенка.
Содержание
программы направлено на создание системы комплексной помощи детям раннего
возраста (3 — 5 лет) с задержкой речевого развития и предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые коррекционные
потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и
дифференциации коррекционного процесса.
Цели и задачи реализации
Программы
Целью реализации программы для детей с задержкой речевого развития является
построение системы коррекционно-развивающего воздействия, направленного на
устранение речевого дефекта, выравнивание психофизического развития детей и
обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи
реализации программы:
1.
Стимуляция речевой и психической активности.
2.
Развитие эмоционального общения
со взрослым.
3.
Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию — эхолалии).
4.
Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого
дыхания, артикуляционных навыков
и т. д.
5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой
деятельности.
6. Профилактика возникновения вторичных
речевых нарушений.
Принципы и подходы к
формированию Программы
Достижение
поставленной цели и решение задач обеспечивается реализацией следующих принципов:
1.
Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение данного
принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний
день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания
благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных
возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть
сформулированы как система задач трех уровней:
• коррекционного
(исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
• профилактического;
• развивающего
(оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Принцип
комплексности.
Речь — процесс
сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и
других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога)
Возрастная категория : 3-5 лет, неговорящие
дети
Сроки программы: бессрочная ( по степени
сложности дефекта)
Методы коррекции:
Специфические
Двигательно-кинестетический метод предполагает
установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением.
Использование
слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей
между восприятием звука на слух, зрительным образом
артикуляционного
уклада и двигательным ощущением при его произношении.
Дидактические
наглядные;
словесные методы с опорой на наглядность;
словесные методы без опоры на наглядность;
практические методы, которые должны носить игровой характер.
Формы и режим занятий
Данная
программа предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных
занятий.
Количество
занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения,
возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей и может
меняться по усмотрению учителя-логопеда.
Содержание
программы.
Логопедическое
обследование
Коррекционно-развивающая работа организуется на диагностической основе,
что предполагает проведение мониторинга речевого развития воспитанников. На основе анализа результатов обследования осуществляется планирование
индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.
Обследование
уровня развития речи проводится по методике Е.А.Стребелевой «Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» по следующим
параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей
детей, имеющих нарушения в речевом развитии:
• понимание речи;
• сформированность
слухоречевого восприятия;
• предметный и
глагольный словарь;
• уровень развития
активной речи;
СЕРИЯ 1
Задания направлены
на понимание ребенком обращенной к нему речи.
1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ.
Выясняется умение
ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из 3), выполнять
действия по словесной инструкции.
Оборудование:
игрушки — машинка, матрешка, мишка, зайчик.
Методика
обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем логопед
предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь
матрешку в машинку».
Фиксируются: выбор
ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.
2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.
Выясняется
понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на
картинках.
Оборудование:
картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки,
иголка с ниткой, зонт, ножницы.
Методика
обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую
инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок.
Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания
и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки
замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что
нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на
улицу, если пойдет дождь?»
Фиксируется: выбор
ребенком картинки в соответствии с инструкцией.
3. НАЙДИ КАРТИНКУ.
Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени
существительного.
Оборудование:
картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Методика
обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают:
«Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы.
Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и
карандаши».
Фиксируется: показ
картинок в соответствии с инструкцией.
СЕРИЯ 2
Задания направлены
на проверку уровня сформированности слухоречевого восприятия.
1. ПОКАЖИ, КТО КАК
ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию
звукоподражаний.
Оборудование:
картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.
Методика
обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто
кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи,
как мычит корова. Покажи, где корова» и т.д.
Фиксируются: показ
картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.
СЕРИЯ 3
Задания этой серии
направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.
1. НАЗОВИ, ЧТО
ПОКАЖУ.
Выясняется
состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело».
Оборудование:
игрушки — кукла, машина, пирамидка, матрешка;
картинки: одежда —
куртка, рубашка, платье;
части тела и лица —
голова, рука, нос, глаза.
Методика
обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и
предметы одежды.
Фиксируется: умение
называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать
жестом.
2. СКАЖИ, ЧТО
ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.
Оборудование:
картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует,
поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.
Методика
обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных
действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что
делает мама? Что делают дети?»
Фиксируется: умение
ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом
СЕРИЯ 4
Задания направлены
на проверку уровня развития активной речи.
1. ЧТО ИЛИ КТО ЭТО?
Проверяется уровень развития активной речи.
Оборудование:
игрушки или картинки, знакомые детям, и простые по слоговой структуре для
произношения.
Методика
обследования: логопед предлагает ребенку поиграть с игрушками или рассмотреть
картинки. Затем логопед, демонстрируя ребенку игрушку или картинку, просит его
назвать кто это, или что это.
Фиксируются:
высказывания ребенка — звукоподражания, лепет, слова.
Результаты
проведенного обследования оцениваются в баллах
1 балл — ребенок не
понимает задание; не стремится к цели; не начинает сотрудничать.
2 балла — ребенок
не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет
соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно
задание не выполняет.
3 балл а — ребенок
сразу принимает задание, но возникают трудности при выполнении; после обучения
задание выполняет.
4 балла — ребенок
сразу понимает задание; выполняет его; заинтересован и конечном результате.
Взаимодействие
с родителями (законными представителями)
Взаимодействие
с родителями как участниками образовательного процесса
значительно
повышает результативность коррекционно-развивающей работы.
Основные
задачи взаимодействия с родителями воспитанников:
1. создание единого
коррекционно-развивающего пространства;
2. формирование у
родителей представлений об особенностях развития
детей с нарушениями
речи;
3. развитие позиции
родитель — эксперт по оценке динамики коррекционной
работы с детьми;
4. освоение
родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с
целью преодоления
нарушений речи.
Методическое и материально-техническое обеспечение
Коррекционно-развивающая
деятельность осуществляется в специально оборудованном кабинете, в котором
размещается три центра: речевого развития, сенсорного развития, моторного и
конструктивного развития. Методическое
обеспечение периодически пополняется, ориентируясь на потребности детей и
новинки в коррекционной педагогике.
Методическое
и материально-техническое обеспечение включает
·
Зеркало.
·
Стол, 2 стульчика для занятий у
зеркала.
·
Одноразовые шпатели, вата,
ватные палочки.
·
Дыхательные тренажеры, игрушки,
пособия для развития дыхания.
·
Шумовые, музыкальные
инструменты для развития фонетического слуха.
·
Материал для обследования речи
(речевые карты логопедического обследования, альбомы с наглядным материалом
для логопедического обследования).
·
Пособия Информационно-коммуникативные
средства – подборка компьютерных игр по развитию речи.
·
Зрительные символы гласных и
согласных звуков.
·
Предметные и сюжетные картинки
для вызывания звукоподражаний, первых форм слов, автоматизации звуков.
·
Предметные и сюжетные картинки
для развития понимания речи.
·
Различные настольные игры для
развития мелкой моторики пальцев рук (трафареты; твердые и мягкие конструкторы,
шнуровки, мозаика, пальчиковый театр, массажные мячи, сухие пальчиковые
бассейны и т.д.).
·
Дидактические игры для
совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия,
логического мышления (разрезные
картинки, пазлы, разборные игрушки: матрешка, пирамидка, муляжи овощей,
фруктов, счетные палочки для выкладывания фигур и т.д.).
Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в
несколько этапов.
№ |
Назначение этапа |
Цель этапа |
Содержание |
I |
Диагностический |
Выявление |
— обследование речи детей; — |
II |
Подготовительный |
Подготовка |
— Преодоление речевого и неречевого негативизма. — Установление контакта с ребенком, включение его в совместную — Формирование интереса к игровой деятельности и умения участвовать в — Развитие слухового восприятия. — Развитие мелкой моторики. — Развитие функции голоса и дыхания. |
III |
Основной |
Коррекция |
— — — |
Основное содержание :
1. Формирование устойчивого эмоционального контакта
ребенка с учителем-логопедом, развитие положительного
эмоционального отношения к занятиям.
Задачи:
— вызвать у ребенка доверие и добиться
положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям;
— развивать потребность в общении и формировать
элементарные коммуникативные умения, способность взаимодействовать с
окружающими;
— развивать интерес к окружающей
действительности и стимулировать познавательную активность.
Примерное содержание работы.
Развитие эмоционального общения ребенка со
взрослым, налаживание контакта проводится в форме эмоциональных игр, в
следующей последовательности:
§
знакомство;
§
игры с использованием игрушек и предметов;
§
контакт «глазами», руками, телесный контакт.
Игры
«Привет, пока!», «Дай ручку», «Хлопаем в
ладошки», «Ку-ку», «Лови мячик», «Петрушка», «Котенок», «Шарик», «Солнечный
зайчик», «Платочек», «Хлопушки», «Качели», «Часики», «Ладушки», «Коза рогатая»
и др.
2. Развитие общего подражания.
Задачи:
— развивать способность ребенка
подражать движениям и действиям.
Примерное содержание работы.
Последовательность развития общего подражания:
§
повторение отдельных простых движений по показу
взрослого;
§
выполнение действий с предметами и игрушками;
§
выполнение движений по стихотворному тексту (можно
с использованием икт);
§
выполнение движений по картинке.
Стимулирование выполнения отраженных действий.
Задание 1.
— Сделай, как я.
— Покажи, как зайчик прыгает.
— Уложим кукол спать.
— Оденем Катю на прогулку.
— Построй ворота
— Построй башню.
— Опусти шарик в коробку.
— Спрячь шарик в ладошках.
— Почтовый ящик.
Задание 2. Поиграем на гармошке (дудочке,
барабане и т. п.).
Задание 3. Куда упал мячик.
Задание 4. Поймай зайку. Зайка прячется.
Задание 5. Катание мяча по показу взрослого.
Задание 6. Бросание мяча по показу взрослого.
Задание 7. Подражание движениям рук, ног,
головы, плеч.
Задание 8. Нанизывание колец (4 — 5 крупных)
пирамиды.
Задание 9. Бросание мелких предметов в
жестяную коробку.
Задание 10. Чудесный мешочек. Складывание
парных предметов, игрушек.
Задание 11. Солнце или дождик? (С бубном)
Задание 12. Чей одуванчик дальше улетит?
Задание 13. Угадай, на чем играю.
Игры
«Котята», «Мишка косолапый», «Совушка-Сова»,
«Ладошки», «Водичка», «Мы ногами топ-топ-топ!», «Делаем зарядку!», «Потанцуй со
мной!», «Птички», «Игры с кубиками», ««Игры с мячом», «Игры с машинками», «Игры
с куклами».
3. Развитие слухового восприятия.
Задачи:
— расширять рамки слухового восприятия;
— развивать слуховую функцию, направленность
слухового внимания, память;
— формировать основы слуховой дифференциации,
регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых
и речевых звуков;
— развивать способность дифференцировать
неречевые и речевые звуки.
Примерное содержание работы.
§
привлечение внимания к звучащему предмету;
§
действия в соответствии со звуковым сигналом;
§
определение местонахождения и направленности звука;
ознакомление с характером звучащих предметов;
§
различение звучания шумов и простейших музыкальных
инструментов;
§
запоминание последовательности звучаний (шумов
предметов); различение голосов;
§
реагирование на громкость звучания; узнавание и
различение гласных звуков;
§
выделение слов из речевого потока; развитие
подражания неречевым и речевым звукам;
§
различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
Последовательность развития слухового
восприятия
§
развитие неречевого слуха:
ð
звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев,
журчание воды и др.;
ð
звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки,
мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание
лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;
ð
звуки, которые издают предметы и материалы: стук
молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание
пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.;
ð
транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес
поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;
ð
звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик,
погремушка ,барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Игры
«Постучим, погремим», «Кто кричит», «Тук-Тук»,
«Найди коробочку», «Веселый Петрушка», «Маленький музыкант», «Мишка и зайчик»,
«Кто там?», «Покажи игрушку», «Найди картинку», «Слушай и выполняй», «Топаем и
хлопаем», «Правильно — неправильно?».
4. Развитие функций голоса и дыхания.
Задачи:
— способствовать увеличению объёма дыхания,
нормализации ритма;
— развивать координированную деятельность
дыхания, фонации и артикуляции;
— развивать высоту, тембр и интонацию;
— стимулировать работу мышц гортани;
— активизировать целенаправленный ротовой выдох;
— познакомить с некоторыми характеристиками
силы голоса, формировать диапазон голоса на основе упражнений в использовании
звукоподражаний различной громкости.
Примерное содержание работы.
§
упражнения на расслабление шейной мускулатуры;
§
активизация движений мягкого нёба, имитация
жевания;
§
тренировка носового выдоха;
§
развитие произвольного речевого выдоха;
§
выработка произвольного контроля за объемом и
темпом выполнения движений;
§
упражнения на контролирование силы воздушной струи
и ротовою выдоха;
§
различение холодной и тёплой струй выдыхаемого
воздуха;
§
выработка умения повышать и понижать голос в
доступных пределах.
Игры
Дыхательные упражнения (вдох и выдох через
нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос; вдох и
выдох через рот):
«Цветочек», «Свеча», «Костер», «Чей пароход
(паровоз) дольше гудит?», «Погрей руки», «Султанчик», «Листья шелестят»,
«Флажок», «Пускание мыльных пузырей», «Снежинки летят», «Бабочки», «Кто забьет
больше голов?», «Вертушки», «Музыкальные инструменты».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на
материале гласных звуков:
«Эхо», «Вьюга», «В лесу» и т.д.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на
материале согласных звуков:
«Трубач», «Дует ветер» , «Ежик», «Гуси шипят»,
«Шар лопнул», «Насос» и т.д.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале
слов:
«Позови», «Позовем животных» и т.д.
5. Развитие мелкой моторики.
Задачи:
— нормализовать тонус мелких мышц рук;
— развивать координированные движения рук и
тонкие движения пальцев, увеличивать объем и амплитуду движений;
— стимулировать тактильные ощущения;
Совершенствовать действия рук в соответствии
со стихотворным текстом.
Примерное содержание работы.
Развитие мелкой моторики проводится по
следующим направлениям:
§
развитие тактильного восприятия. Самомассаж;
§
пальчиковые игры;
§
игры с предметами;
§
игры на выкладывание, нанизывание.
Игры и упражнения
•
собирание пирамидок, матрешек,
коробочек;
•
катание мяча, шариков;
•
закручивание ленты на
деревянную палочку (упражнение «цветные ленточки»);
•
упражнение «Перебираем крупу»
(используя фасоль, горох);
•
упражнение «Заборчик»,
«Столик», «Скамеечка» (используя несколько столбиков, кубиков, пластинок,
кирпичиков);
•
упражнение «Волшебный мешочек»
(узнать на ощупь кубик, шарик, колечко);
•
упражнение «Снежный ком»
(скомкать лист бумаги);
•
упражнение «Снег летит»
(порвать бумагу на мелкие кусочки и подбросить).
•
тренировка мускулатуры кисти руки
(выжимание пористых губок);
•
упражнение «Бусы для мамы»
(нанизывание крупных бусин);
•
составление разрезных картинок
(из 2-3 частей);
•
составление фигурок из счетных
палочек по образцу (из 2-3 штук);
•
упражнения: «Очки», «Флажок»,
«Коза» и т.д.
•
«Игры-потешки».
6. Развитие импрессивной речи.
Задачи:
— развить у детей понимание отдельных простых
просьб, обращений к нему;
— учить предметным действиям, пониманию речи, сопровождающей
эти действия;
— учить соотносить предметы и действия с их
словесным обозначением;
— расширить пассивный словарь за счет слов
названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или
близкими взрослыми;
Примерное содержание работы.
Развитие у детей
понимания отдельных простых просьб и обращений
взрослого:
Задание 1. Показать предметы из ближайшей
окружающей обстановки по просьбе взрослого.
Задание 2. Показать знакомых близких людей по
просьбе взрослого.
Задание 3. Показать по просьбе взрослого
простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).
Задание 4. Показать по словесной инструкции
действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.
Задание 5. Научить понимать вопросы Что? Кого?,
которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?
Задание 6. Научить понимать вопросы Кто это?
Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что
лежит?
Задание 7. Научить понимать вопросы. Где?
Куда? Откуда? На чем?, выясняющие
местонахождение предметов.
Задание 8. Научить понимать вопрос Чем?
Задание 9. Разложить предметы, игрушки в
заданной последовательности (3 штуки).
Задание 10. Разложить картинки в нужной
последовательности.
Задание 11. Понимать вопросы к простой
сюжетной картине.
Задание 12. Совершать действия с отобранными
предметами по инструкции педагога.
Игры
«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик»,
«Хоровод с куклой», «Догонялки»,
«Идите ко мне — бегом ко мне», «Возьми,
положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка
спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».
Обучение предметным действиям и пониманию речи,
сопровождающей эти действия:
Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом,
лицо, руки)
Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем,
лицо, руки)
Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой,
мячом, на гармошке, дудочке)
Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой,
суп, кашу, картошку)
Задание 5. Чем рисует? Что рисует?
(карандашом, дом, машину)
Задание 6. Чем приколачивает? Что
приколачивает? (молотком, картину и др.)
Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб,
сыр)
Игры
«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками»,
«Переложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим
грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку»,
«Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой
стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».
Формирование у детей связей между
предметами, действиями и их словесным
обозначением:
Задание 1. Научить детей узнавать игрушки по
их описанию.
Задание 2. Учить определять предметы по их
словесному описанию и назначению
Задание 3. Учить узнавать животных на
картинке, по словесному описанию, по
звукоподражанию.
Задание 4. Учить узнавать предметы по
назначению.
— Покажи, чем будешь есть суп.
— Покажи, чем будешь рисовать.
— Чем будешь чистить зубы?
— Что наденешь, когда пойдешь гулять?
— Чем будешь мыть руки? и т. п.
Задание 5. Где что лежало. Кто с кем
поменялся. Кого (чего) нет.
Задание 6 Сличение и сортировка предметов по
цвету, форме, величине.
Расширение пассивного словарного запаса:
Задание 1. Различение количества предметов
(много — мало — один).
Задание 2. Различение величины предметов
(большой — маленький).
Задание 3. Различение вкуса (сладкий —
соленый).
Задание 4. Различение пространственного
расположения предметов.
Задание 5. Различение предметов по их
назначению (ложка, щетка, расческа, мочалка, мыло, карандаши и т. п.).
Задание 6. Узнавание предметов по их описанию
(«У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы, острые коготки»).
Задание 7. Выполнение действий по словесной
инструкции взрослого.
Задание 8. Переключение с одного действия на
другое по словесной инструкции.
а) без предмета:
иди — стой
беги — иди
ложись — садись
беги — стой
сиди — лежи
прыгай — беги
б) с предметом (мяч, обруч, гимнастическая
палка): возьми мяч, подними его вверх,
опусти вниз, отдай Ане;
возьми обруч, подними его над головой, опусти,
пролезь в него, положи на пол.
Задание 9. Различение утверждения и отрицания:
иди — не ходи, закрой глаза — не закрывай,
пей — не пей, дыши — не дыши.
Задание 10. Различение формы единственного и
множественного числа существительных.
Возьми: шар — шары, мяч — мячи, цветок —
цветы; книгу — книги, кубик — кубики;
лист — листья; стул — стулья.
7. Формирование экспрессивной речи
Задачи:
— развивать у детей подражательную речевую
деятельность на основе звуков, звукоподражаний;
— формировать
первые формы слов;
— активизировать
словарный запас;
— формировать фразовую речь;
Примерное содержание работы.
Развитие подражательной речевой деятельность
на основе звукоподражаний:
§
звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки,
мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание
лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;
§
звуки, которые издают предметы и материалы: стук
молотка, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, и
т.п.;
§
транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес
поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;
§
звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик,
погремушка, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Развитие подражательной речевой
деятельность на основе звуков:
§
вызывание гласных и согласных звуков раннего онтогенеза
по методике Н. Шишкиной;
§
закрепление правильного произношения гласных и
согласных звуков раннего онтогенеза по методике Н. Шишкиной
Формирование первых форм слов:
§
обучение воспроизведению по подражанию логопеда двухсложных
слов, название предмета или действия словом, а не звукоподражанием;
§
отрабатывание произношения названий близких ребенку
лиц (мама, папа, баба, дядя, тетя, деда) и имен кукол (Тата, Катя, Ляля, Нина),
а также просьбы (на, дай);
§
работа над расширением глагольного словаря, начиная
с глаголов повелительного наклонения и неопределенной формы (иди, сиди, беги;
пить, играть, гулять и т. д.).
Активизация словарного
запаса:
§ предметный словарь
а) Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама,
Тата, дядя.
б) Двусложные слова из разных слогов с ударением на
первом слоге: Вова, Тома, Таня.
в) Односложные слова: дом, дым, мак, суп.
г) Двусложные слова с ударением на втором слоге:
нога, рука, лиса.
д) Трехсложные слова с ударением на среднем слоге:
машина, собака, корова.
е) Трехсложные слова с ударением на первом слоге:
кубики, дерево.
ж) Трехсложные слова с ударением на последнем
слоге: молоко, голова.
§ закреплять употребление в активной речи глаголов
повелительного наклонения и неопределенной формы.
Формирование фразовой речи:
§
фразы — просьбы (Мама, иди. Папа, дай!);
§
предложения сотрудничества или желания (Хочу пить.
Давай играть. И т. п.);
§
двухсловные предложения:
а) вопросительное слово + именительный падеж
существительного (Где Тата? Где мяч?);
б) указательное слово + именительный падеж
существительного (Это Миша? Тут Ляля.);
в) составление двухсловных предложений по
методике Т.Новиковой-Иванцовой.
г) работать над формированием навыка
употребления простых повествовательных предложений из 2-3 слов (по
демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам).
Календарно-тематическое планирование индивидуальных
занятий
№ п/п |
Тема занятия |
К-во часов |
Сроки выполнения |
|
план |
факт |
|||
1 |
Обследование |
0,5 |
||
2 |
Обследование |
0,5 |
||
Развитие понимания речи |
0,5 |
|||
Развитие понимания речи, подражания |
0,5 |
|||
Развитие активной подражательной деятельности |
0,5 |
|||
Развитие активной подражательной деятельности |
0,5 |
|||
Работа над звукоподражаниями. Глагольная лексика «идет» |
0,5 |
|||
Работа над звукоподражаниями. Глагольная лексика «идет» |
0,5 |
|||
Работа над звукоподражаниями. Глагольная лексика «бежит» |
0,5 |
|||
Работа над звукоподражаниями. Глагольная лексика «бежит» |
0,5 |
|||
Работа над звукоподражаниями. Глагольная лексика «сидит» |
0,5 |
|||
Работа над звукоподражаниями. Глагольная лексика «сидит» |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «идет-бежит», «бежит-идет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «идет-сидит», «сидит-идет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «сидит-бежит», «бежит-сидит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «идет-бежит-сидит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «идет-бежит-сидит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глагол «спит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глагол «спит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «идет-спит», «спит-идет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «спит-бежит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «спит-бежит», «бежит-спит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «спит-сидит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Различение глаголов «спит-сидит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Различение глаголов «бежит-сидит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Различение глаголов «бежит-сидит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глагол «едет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глагол «едет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «едет – идет», «идет-едет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «едет – бежит», «бежит-едет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «едет – идет – бежит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «едет – идет – бежит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «едет – сидит», «сидит-едет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «едет – спит», «спит-едет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «едет – сидит – спит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «едет – сидит – спит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глагол «плывет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глагол «плывет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «плывет – идет», |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «плывет – бежит», |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «плывет – сидит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «плывет – сидит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «плывет-сидит», |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «плывёт – идет – бежит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «плывёт – идет – бежит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «плывет-спит», «спит-плывет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «плывет – едет», |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «плывет – спит – едет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «плывет – спит – едет». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глагол «летит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глагол «летит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «летит – идет», «идет-летит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «летит-идет-сидит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «летит-идет-сидит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «летит-бежит», «бежит-летит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «бежит – летит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «летит-сидит», «сидит – |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «летит-спит», «спит – летит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «летит-едет», «едет – летит». |
0,5 |
|||
Глагольная лексика. Глаголы «летит-плывет», «плывет |
0,5 |
|||
Действия: киса… |
0,5 |
|||
Действия: миша… |
0,5 |
|||
Действия: Таня… |
0,5 |
|||
Действия: Петя… |
0,5 |
|||
Действия: зая… |
0,5 |
|||
Действия: хрюша… |
0,5 |
|||
Обследование |
0,5 |
|||
Обследование |
0,5 |
Заключение
Содержание
программы направлено на создание системы комплексной помощи детям раннего
возраста (3 — 5 лет) с задержкой речевого развития и предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с нарушениями речи посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Результаты по работе с неговорящими детьми в рамках
программы.
Дети с тяжёлой степенью нарушения
речи, имеют индивидуальную динамику развития, благодаря чётко, грамотно и
профессионально спланированной педагогической деятельности.
Вся работа была направлена
на овладение детьми элементарной разговорно-бытовой речью, т. е. речь в итоге
приобретает коммуникативную функцию.
Обогащается пассивный и активный
словарный запас детей.
Литература
§
Лынская М.И. Формирование деятельности у
неговорящих детей с использованием инновационных технологий – Москва:
Парадигма, 2012г.
§
Лынская М.И. Неговорящий ребенок. Инструкция по
применению — Москва: Парадигма,2015г
§
Лынская М.И. Метод активации и развития речи у детей
с нарушениями в развитии- Москва: Парадигма, 2018г
§
Е.А. Стребелева. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей разных возрастов — Москва; Просвещение, 2004г
Скачать книгу (размер 646 Kb , формат fb2, страниц 128)
Жанр : Методическая литература, программы, каталоги
Издательство : Парадигма
Год издания : 2012
Аннотация:
В практикоориентированном пособии, отражающем опыт работы автора с безречевыми детьми (страдающими алалией, задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью), представлен комплексный подход к формированию структурных компонентов речевой деятельности средствами инновационных технологий, а также содержатся традиционные и авторские логопедические игры и упражнения, структурированные по направлениям коррекционно-развивающей работы. Методическое пособие ориентировано на широкий круг читателей: логопедов, студентов дефектологических профилей и родителей, имеющих безречевых детей, в т.ч. детей раннего возраста с нормальным речевым развитием.
Марианна Лынская. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению
Книга написана автором в формате беседы с родителями, воспитывающими ребенка, не заговорившего в положенные сроки по разным причинам. Ответы на часто задаваемые вопросы: почему ребенок не говорит? во что играть, чтобы заговорил? как выбрать логопеда, сколько заниматься? и пр.
Описание
За более чем 10 летний опыт работы к автору обратились сотни подобных семей, большинство из них задавали вопросы, ответы на которые и даны в данном пособии. Если и вы задаетесь вопросами: «Почему мой ребенок не говорит»? «Как общаться с малышом, чтобы он заговорил?», «Как реагировать на проявления негативизма и истерики, ведь он меня не понимает?», «Во что играть с ребенком?», «Какие игрушки лучше купить?», то вам стоит прочитать эту книгу.
Отзывов еще никто не оставлял
Написать отзыв
Отмена