Мануал методик это определение

Психологический практикум ↓

Схема описания психодиагностической методики (Мануал)

Мануал психодиагностической методики (теста)

  1. Автор-разработчик теста
  2. Год разработки, стандартизации
  3. Направленность
  4. Возраст испытуемых
  5. Выборка стандартизации
  6. Сведения о валидности, надежности
  7. Имеющиеся модификации
  8. Описание процедуры проведения теста
  9. Инструкция
  10. Стимульный материал
  11. Обработка результатов
  12. Ключи, шкалы
  13. Тестовые нормы, половые различия, если есть
  14. Интерпретация результатов, описание факторов (если имеются)

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Гиссенский опросник (Giesener Beschwerdebogen, GBB)
  • Ориентировочная анкета (ОА) В. Смекалова и М. Кучера
  • Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
  • Типы тестов
  • Тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»
  • Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра
  • Исследование личности биографическим методом
  • Методика «Цепочка действии» диагностика самоконтроля и произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста
  • Методика «Проигрышная лотерея» (Мария Тереза Бурке-Бельтран)
  • Недостатки метода «наблюдения»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя *

Email *

Сайт

Комментарий *

Психодиагностика, метод, методика

Психодиагностика — это область психологической науки и одновременно важная форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. От других видов диагностики (технической, медицинской, педагогической, профессиональной) психодиагностика отличается объектом, предметом и используемыми методами.

Метод — широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой2.

Методика — конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования)3.

Классификация методов психодиагностики

В классификации методов исследования в психологии, предложенной Б. Г. Ананьевым, психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, связанных с получением научных данных, накоплением данных.

 
Классификация методов психологии Б. Г Ананьева.

Существуют и другие классификации методов психологии, где методы психодиагностики выделяются в отдельную группу, т. е. не относятся к методам исследования (Н. Б. Гриншпун и др.).

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить психологу выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация должна отражать связь методов с «диагностируемыми психическими свойствами и практическими задачами. Но полного соответствия между задачами и методиками не существует. Наиболее ценные методики обладают универсальностью и могут применяться для решения разных задач. В способах овладения этими методиками и процедурах их использования имеются технологические признаки, по которым методики и группируются в операционально-технологические классификации.

Во-первых, одним из оснований такой классификации является ответ на задания методик. По этому основанию различают два вида диагностических методик:

  • методики, основанные на заданиях, которые правильного ответа не имеют; эти методики характеризуются лишь частотой и направленностью ответов (большинство личностных опросников);
  • методики, основанные на заданиях, предполагающих правильный ответ (тесты интеллекта, специальных способностей).

Во-вторых, различают вербальные и невербальные психодиагностические методики:

  • вербальные методики опосредованы речевой активностью обследуемых; задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме;
  • невербальные методики включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций; выполнение задания опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные).

В-третьих, фундаментом классификации психодиагностических инструментов может служить основной методический принцип.

Классификация методик по методическому принципу.

В данной классификации не рассматриваются психофизиологические аппаратурные методики, предполагающие психологическую интерпретацию физиологических или аппаратурно зарегистрированных поведенческих показателей.

Еще одно основание классификации методик — мера вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики. Все методы можно расположить на шкале, полюса которой образованы объективными тестами и диалогическими методами.

Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста, его опытности на результаты обследования. Диалогические техники, напротив, характеризуются максимальной вовлеченностью психодиагноста в процесс психодиагностики. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может как создать оптимальные условия для получения диагностически важной информации, так и полностью исказить ее смысл.

Характеристика основных методов психодиагностики

К основным методам психодиагностики относятся тесты, опросники, проективные методы.

Тесты

Тест — стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий. Это основной инструмент психодиагностического обследования.

Различают следующие виды тестов:

  1. вербальные и невербальные (по речевому признаку);
  2. групповые и индивидуальные (по форме процедуры);
  3. интеллектуальные и личностные (по направленности);
  4. тесты скорости и тесты результативности (по временным ограничениям).

Характеристика основных тестов

Тесты аппаратурные — тип методик, требующих применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Используются для оценки психофизиологических свойств. Достоинства этих тестов — высокая точность и объективность результатов, возможность автоматизации сбора данных, высокая валидность; недостатки — высокая стоимость оборудования, ограниченные возможности качественного анализа, отсутствие контакта с испытуемым. Аппаратурные тесты часто используются в школьной и групповой психодиагностике при групповых обследованиях уровня подготовки, достижений, профессиональных навыков, знаний.

Примеры: 
1) приборы для измерения времени реакции (реактометры и рефлексометры);
2) приборы для измерения типологических особенностей высшей нервной деятельности (прибор Хильченко).

Тестовая батарея — совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

Примеры: 
1) тест интеллекта Векслера;

2)тест структуры интеллекта Амтхауэра;

3)батарея тестов общих способностей.

Тесты бланковые («тесты карандаша и бумаги») — тип методик, предусматривающих самостоятельную работу испытуемых. Структура бланковой методики: инструкция, пример решения задачи, рабочие задания, ответный лист. Бланковая процедура используется также в тестах достижений, тестах способностей, тестах интересов. Практически все личностные опросники, диагностические анкеты, большинство групповых тестов являются бланковыми методиками.

Примеры: 
1) корректурная проба;
2)тодика незаконченных предложений;
3)следование самооценки.

Тесты вербальные — тип методик, в которых материал заданий представлен в вербальной, т. е. языковой форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Результаты вербальных тестов зависят от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, профессиональной деятельности.

Примеры: 
1) тесты интеллекта;
2)тесты специальных способностей;
3)тесты достижений.

Тесты групповые — тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы, испытуемых. Их нельзя смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп. Групповые тесты в основном бланковые. Особенности применения:

  1. жесткая регламентация процедуры;
  2. краткая инструкция, не требующая дополнительного объяснения;
  3. строгое соблюдение самостоятельности работы испытуемого;
  4. количество испытуемых — 20-25 человек.

Достоинства групповых тестов: простота применения; необязательна профессиональная подготовка человека, который проводит обследование. К числу недостатков относятся отсутствие контакта с испытуемым, невозможность качественного анализа информации, низкие надежность и валидность. В связи с этим групповые тесты относятся к разряду вспомогательных средств.

Примеры: 
1) общих способностей батарея тестов;
2) тесты интеллекта;
3) тесты достижений;
4) личностные тесты.

Тесты достижений — тип методик, направленных на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний.

Отличия от тестов интеллекта:

  1. отражают влияние специальных программ обучения, а не уровня общих способностей;
  2. измеряют достижения на момент обследования, а не прогнозируют будущее развитие.

Это самая многочисленная группа тестов, так как достижения могут проявляться в различных видах деятельности, при изучении разных дисциплин и разных программ.

Примеры: 
1) тест понимания научных принципов;
2) тест достижения в математике (или чтениии т. д.);
3) тест восприятия литературы.

Тесты интеллекта. Интеллект — это интегральная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира. Интеллект — те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Тесты интеллекта строятся в зависимости от теории интеллекта.

Примеры: 
1) тест Векслера,
2) тест Амтхауэра,
3) тестРавена,
4) школьный тест умственного развития(ШТУР).

Тесты креативности — группа методик для измерения творческих способностей личности.

Примеры: 
1) тест креативности Дж. Гилфорда;
2) тест креативности Е. Торранса;
3) методика «креативного поля» Д. Б. Богоявленской.

Тесты критериалъноориентированные — тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия, в качестве которого рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для решения той или иной задачи. Это отличие от традиционных психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму).

Тесты личности — группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности.

Примеры: 
1) личностные опросники,
2) любые другие методики, направленные на диагностику эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида.

Тесты практические — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен невербальными заданиями.

Пример: прогрессивные матрицы Равена.

Тесты результативности (power-tests) — тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. Скорость не учитывается либо имеет вспомогательный характер.

Примеры: методики исследования личности.

Тесты скорости (speed-tests) — тип методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач.

Примеры: 
1) корректурная проба;
2) большинство тестов интеллекта, тестов достижений.

Тесты специальных способностей — группа методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Используются при профотборе и профориентации.

Примеры: тесты музыкальных, математических, психомоторных способностей.

Опросники

Опросники — это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью.

Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты — группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям.

Примеры: 
1) мичиганский скрининг — тест алкоголизма; 
2) биографические опросники — группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека (уровень и характер образования, специальные навыки и другие относительно объективные показатели). Валидны для предсказания результатов деятельности в разнообразных сферах. Позволяют получить информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей и черт личности. Разработаны в рамках субъективного диагностического подхода. Недостатки личностных опросников — возможность фальсификации ответов; низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемых; различия в понимании вопросов.

Данные, полученные с помощью личностных опросников, имеют вероятностно-ориентировочное значение. Поэтому опросники применяются совместно с объективными методами.

Характеристика опросников

Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт личности. Производится группировка личностных признаков, а не обследуемых. Диагностика осуществляется по степени выраженности черт.

Пример: 16-факторный опросник Е Кеттелла 16PF.

Опросники типологические разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным) типом личности.

Примеры: 
1) личностные опросники Айзенка;
2) MMPI — Миннесотский многофакторный личностный опросник.

Опросники мотивов предназначены для диагностики мотивационно — потребностей сферы личности. Позволяют установить, на что направлена активность человека и как осуществляется регуляция динамики поведения. Недостаток данного типа опросников заключается в возможном влиянии фактора «социальной желательности». Отмечается высокая надежность данных опросников, но при этом данные о валидности противоречивы.

Примеры: 
1) «список личностных предпочтений» А. Эдвардса;
2)опросники А. Мехрабиана;
3)опросник Марлоу — Крауна для измерения мотивации одобрения, адаптированный Ю. Л. Ханиным.

Опросники интересов. Разработка первых опросников была связана с решением узких задач — определением профессиональных интересов. Отмечается их высокая надежность и валидность.

Примеры: 
1) бланк профессиональных интересов Э.Стронга (1938, США); 
2) опросник интересов Стронга — Кемпбелла.

Опросники ценностей близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов. Они характеризуются высокой надежностью и валидностью.

Пример: 
1) опросник ценности специальностей Д. Сьюпера; 
2) опросник Олпорта — Вернона — Линдсея.

Опросники установок предназначены для измерения относительной ориентировки человека в структуре установок. Недостатком данного типа опросников является наличие влияния собственных установок диагноста на вопросы или утверждения опросника. Используются в основном в социально-психологических и социологических исследованиях.

Пример: опросник «Измерение установок» Л. Терстоуна.

Проективные методики

Их существенный признак — использование неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Проективная гипотеза: каждое эмоциональное проявление человека, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток его личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации — стимулы, побуждающие ее к активности.

Характеристика проективных методик

Конститутивные методики — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла.

Пример: тест Роршаха.

Конструктивные методики — создание из оформленных деталей осмысленного целого.

Пример: тест мира — 232 модели предметов, из которых составляется уменьшенный вариант материального мира человека.

Интерпретативные методики — истолкование какого-либо события, ситуации.

Пример: тест тематической апперцепции (ТАТ).

Катартические методики (катарсис — состояние наивысшего духовного переживания) — осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама.

Экспрессивные методики (экспрессия — выражение) — рисование на свободную или заданную тему

Пример: «Дом — дерево — человек».

Импрессивные методики (импрессия — впечатление) — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Пример: цветовой тест Люшера.

Аддитивные методики (add — добавлять) — завершение предложения, рассказа, истории.

Пример: методика незаконченных предложений.

Необходимо соотнесение «проективного материала» с результатами, полученными в других исследованиях, информацией о жизненном пути обследуемого. Слепое следование различным интерпретационным схемам безотносительно личности обследуемого ведет к ложным диагностическим результатам и к дискредитации методик. Для того чтобы успешно пользоваться проективными методами, необходимо знать теоретическое обоснование той или иной методики.

Резюме

Психодиагностические методики могут классифицироваться по различным основаниям: ответу (предполагающие правильный ответ и не предполагающие такового); речевому признаку (вербальные и невербальные); направленности; форме процедуры; методическому принципу, лежащему в основе методики; степени вовлеченности психодиагноста в диагностическую процедуру

К числу основных методов психодиагностики относятся тесты, опросники и проективные техники. Тест — основной инструмент психодиагностического обследования — это стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. В этом понятии объединяется множество методик, которые также можно классифицировать по ряду признаков. Основная характеристика, объединяющая различные опросники, — отсутствие правильного ответа, здесь играют роль лишь частота и направленность ответа. Существенный признак проективных методик — использование слабоструктурированного материала, с которым работает испытуемый.

Каждая группа методик, имея свои достоинства и недостатки, применяется в определенных условиях и с определенными целями. Для получения объективной психологической информации необходимо знание теоретической основы используемой методики.

Введение

Научно-исследовательская деятельность представляет собой познавательный процесс, предполагающий глубокое индивидуальное включение ученого или специалиста во все тонкости и детали научной работы.

Проведение научно-исследовательских работ заключается в целенаправленном поиске ответов на поставленные вопросы. Заниматься исследовательской деятельностью означает на практике осуществлять поиск и получение новой информации, исследование взаимных связей, проводить классификацию закономерностей и систематизацию данных, и т.п. В науке особенно важны научно-обоснованные факты и истины.

Научные исследования строятся на самых различных гипотезах и проводятся в широком спектре научных областей, но все они имеют ряд характерных особенностей, которые заключается в построении самой структуры исследования. Вне зависимости от тематики научной работы, любое исследование должно заключать в себе четко обозначенную цель и корректно сформулированные задачи; описание процесса исследования и достигнутых результатов; обоснованно доказанные, правдивые результаты и выводы.

Самой важной отличительной особенностью научного исследования от других процессов является то, что проводятся они всегда только при помощи использования научных методов и строятся на четких правилах. Это нужно для того, чтобы весь исследовательский процесс имел простую, удобную и понятную форму, позволяющую добиться поставленной цели, привести готовый материал в единую и удобную для восприятия форму. В связи с этим, методы исследования имеют важное значение и в научном сообществе существует постоянная потребность в их изучении: доработке и расширении имеющихся, разработке и постановке новых методов.

Метод, методика и методология научного исследования

Не имея определенного навыка в проведении исследований, когда вы стоите в начале научного пути, может возникнуть затруднение с пониманием того, что же такое метод исследования.

К тому же кроме «метода» существуют такие термины как «методика» и «методология», которые, зачастую, еще больше способствуют путанице из-за возможности случайной подмены одного понятия другим.

Методика – является вашим помощником на всем протяжении исследования. Она служит как бы готовой схемой, следуя которой шаг за шагом реализуется научная работа. Методика представляет из себя совокупность действий, некий алгоритм или набор определенных шагов, направленных на решение конкретных задач того или иного этапа или стадии исследования.

Метод представляет собой более широкое понятие по отношению к методике. Методы исследования, по сути, являются способами достижения цели в научной работе. Ход выполнения научно-исследовательской работы зависит от изучаемого объекта и предмета, от средств и способов, которые были выбраны для ее реализации. Все это в сумме и составляет сущность метода.

Наука, которая изучает исследовательские методы, их свойства и назначение – называется «Методология». Это узкое понятие. Более широкий смысл этого термина, заключается в следующем:

Методология (от греч. – учение о способах; от др.-греч. «метод» – «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. «логос» – мысль, причина) учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Иными словами, это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (Википедия).

Методология включает в себя: характеристику исследования (его основные особенности и принципы, подходы в его проведении); отражает логическую структуру научного проекта (объекты, предметы, цели, задачи, методы, результаты, выводы); показывает планируемую схему исследования (этапы, стадии, разделы и т.п.). То есть методология значительно более широкое понятие, чем метод и методика, и включает в себя оба этих понятия.

Например, определенная программа, выбранная вами для обработки данных будет являться одним из методов исследования, так как вы проводите расчеты при помощи данной программы. А вот набор параметров, подходящих именно под ваши цели, которые вы будете использовать в этой программе – будет являться методикой (в данном примере это может быть «методика обработки данных»).

Проведение отдельно взятой исследовательской работы может включать в себя несколько методов одновременно, которые будут применяться для разных задач на разных этапах по-отдельности или совместно.

Научный метод

Научный метод представляет из себя определенный набор техник, которые позволяют применять различные приемы для выполнения научно-исследовательской работы. Например, они могут быть применимы для выполнения сбора актуальных данных, проведения экспериментов, обработки данных и полученных результатов и так далее. Научный метод применяется учеными и исследователями с целью подтверждения или опровержения существовавших гипотез и теорий, получения предварительных или окончательных выводов, их обсуждения, изменения или улучшения характеристик изучаемых предметов и прочее.

Хороший научный метод обладает тремя основными свойствами:

  1. Должен быть легко воспроизводим: то есть применим для других исследователей, работающих в одной области научных исследований. Использование такого метода позволяет с его помощью провести аналогичное исследование и получить подобные или очень близкие по смыслу и сути результаты любым отдельно взятым ученым.
  2. Должен обладать исключительной точностью: все термины и понятия, используемые в описании метода, должны быть достоверны, выражены точно и описаны предельно понятно, чтобы исключить их двоякое понимание. При таких условиях метод может быть легко использован другими учеными без дополнительной проверки используемой терминологии.
  3. Должен быть проверяемым или опровержимым. Научным методом называется только тот метод, который основан на научных законах или теориях, и может быть легко проверен, доказан или опровергнут. Научные идеи или методы, которые не могут быть доказаны – не являются научными. Например, многие исследователи не признают теологию как науку, а ее методы – научными, так как никто не может доказать существование бога или иных доказательств его присутствия в нашей жизни.

Как уже говорилось выше, научный метод может состоять из совершенно разных научных и исследовательских инструментов. Например, метод может заключатся в проведении качественного или количественного анализа, статистической обработки результатов, анализе данных, проведении экспериментальных работ, экспериментов при различных условиях (например, по виду, характеру, свойству предмета), специальные исследования различной направленности и тематики, и т.д.

В первую очередь, применение научного метода направлено на помощь исследователям в определении порядка и понимании правил проведения научных исследований и экспериментов, получению необходимых данных, анализу и интерпретации результатов работы.

Методы исследования являются обязательной составляющей любой научной работы, такой как магистерская или кандидатская (докторская) диссертация, в научно-исследовательских работах, направляемых на различные конкурсы для талантливой молодежи, в тои числе и Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке».

Раздел «методы исследования» – является одним из основных разделов большинства видов научных публикаций. В таком разделе приводится подробное описание всех используемых методик, способы их реализации, ход выполнения исследования и иные применяемые в нем научные инструменты, способствующие решению выдвинутых научных задач и составляющие в сумме метод исследования, применяемый в научной работе.

Виды методов исследования

Существуют целый ряд основных методов исследования, выбор которых зависит от специфики научно-исследовательской работы.

Также необходимо обратить внимание, что научные методы подразделяются на те, которые рекомендуются к использованию в теоретической и практической части научного исследования.

В теоретической части научного исследования необходимо провести качественный литературный обзор, определить и описать объект и предмет исследования, сформировать гипотезу, описать цели и задачи исследования. На данном этапе можно использовать следующие методы исследований:

  • Метод анализа – применяется с целью подробного изучения объекта или явления – полностью или выборочно на основе его определенных свойств.
  • Метод систематизации – способ изучения объекта или явления как единой системы, путем объединения отдельных его частей в целое по характерным признакам каждого или в общем.
  • Метод индукции – это описание объекта или явления, и других составляющих исследования путем «от частного к общему». Этот метод помогает путем сбора и изучения отдельных известных составляющих исследования сделать выводы о главном принципе или законе, который необходимо было установить/определить/исследовать.
  • Метод дедукции – это метод, противоположный методу индукции, работающий по обратному принципу «от общего к частному». Метод заключается в логическом описании всех составляющих исследования начиная с более общих высказываний, теорий, основанных на выдвинутой гипотезе, и постепенно переходя к деталям и точным, доказанным и неопровержимым выводам.
  • Метод классификации – применяется в соответствии со своим названием – для классификации объекта или явления по определенным группам в зависимости от его характерных признаков или других специфических особенностей.
  • Метод абстрагирования – может быть использован в случае необходимости исследования конкретного свойства объекта или явления. При этом другие его свойства, характеристики и прочие особенности, а также их взаимное влияние друг на друга или на сам изучаемый предмет не учитываются (абстрагируемся от них).

В практической части научной работы можно использовать:

  • Метод наблюдения – наблюдение за объектом или явлением, или их отдельных частей с целью изучения или фиксирования происходящих с ним изменений при различных условиях (например, при изменении условий проведения эксперимента).
  • Метод сравнения – используется для сравнения или сопоставления (противопоставления) друг с другом двух и более объектов или явлений, изучаемых в исследовании. При этом делается акцент на определенных свойствах, выбранных для сравнения.
  • Метод измерения – определение или установление количественных характеристик (чаще всего, экспериментальным путем, в ходе проведения лабораторных исследований и т.д.).
  • Метод эксперимента – проведение исследования или наблюдения за объектом или явлением при создании определенных условий. Данный метод часто используется для проверки или подтверждения гипотезы научного исследования.

Выше приведены самые основные, общие методы исследования. Существует еще большое количество различных методов, которые применяются при специальных условиях, в зависимости от конкретных условий и направлений исследования.

Это могут быть методы моделирования, опроса, методы с использованием различных видов анализа, экспериментов, тестирований, интервью и прочие.

В одной работе не могут использоваться сразу все причисленные методы, но как правило, используется одновременно несколько методов в разных частях исследования с разной целью. Окончательный перечень вида и количества применяемых методов исследования формируется в процессе детальной проработки плана научно-исследовательской работы.

Принципы формирования методов исследования

Общий процесс формирования научных методов исследования хорошо известен и достаточно прост, понятен и состоит из вполне определенных этапов. Особенности каждого этапа могут меняться в зависимости от характерных особенностей исследования.

  1. Наблюдаем за объектом, предметом или явлением. Проводите наблюдения: наблюдайте за тем, что является целью вашего исследования и задавайте вопросы, ответы на которые помогут вам до нее дойти. Вопросы могут быть как общего, так и конкретного характера. Например, так: «Я отмечаю (наблюдаю за процессом и вижу), что общая численность населения уменьшается с каждым годом. Какие шаги может предпринять государство для стимулирования молодых семей к рождению детей? (для наблюдения используем метод наблюдения, соответственно, также сюда можно добавить метод сравнения и анализа). Помните, что правильно поставленные вопросы существенно помогут продвинуться вам на всех дальнейших этапах исследования.
  2. Собираем справочную информацию. Изначально данный этап включает в себя поиск информации в литературных опубликованных источниках. Далее, когда будут сформулированы вопросы к исследованию – можно собирать справочную информацию для поиска ответов на вопросы и их анализа (опять же выбираем необходимые нам методы исследования).
  3. Создаем гипотезу. Гипотеза – это предварительно заявленное объяснение нашего вопроса, которое делается исходя из имеющихся навыков и знаний в области исследования. Смотрим применительно к нашему примеру. Гипотеза, выдвинутая в ходе ответа на поставленный вопрос при помощи метода: «Доходы молодых семей не позволяют им создать достойные условия для рождения и воспитания детей»
  4. Создаем прогноз и выполняем тест. Проверьте свою гипотезу методом проведения анализа, наблюдения, сравнения или подходящим вам специфическим методом (например, методом опроса обычных людей или заведомо установленной контрольной группы). Здесь необходимо установить изменения, которые можно измерить или наблюдать при помощи выбранного метода исследования.
  5. Проанализируйте результаты и сделайте вывод. Используйте метод сравнения, чтобы оценить разницу между гипотезой (прогнозом) и результатом исследования.
  6. Оформите отчет или сформируйте публикацию по результатам исследования, чтобы довести их до научного сообщества. Иными словами, необходимо поделиться результатом с коллегами, другими учеными и т.д. Это поможет вам получить оценку своей научной работы и, возможно, получить новые интересные вопросы, что позволит взглянуть на исследование по-другому и провести более детальные, дополнительные исследовательские работы (возможно, что ваша гипотеза будет опровергнута или покажется недостаточно доказанной).

Важно:

При помощи научного метода может быть исследовано только проверяемое явление. Ни в коем случае нельзя допустить в работе фальсификации данных или информации. Все должно быть проверено, измерено и поддаваться наблюдениям, быть «прозрачным».

В качестве подтверждения могут выступать доказательство или опровержение гипотезы: и то, и другое является прямым признаком проведения проверки на достоверность. Данные, противоречащие гипотезе, не следует сбрасывать со счетов, они могут подойти для ее логичного опровержения.

Во время исследования необходимо установить наблюдение и за другими важными переменными и факторами, которые могут оказать любое влияние на конечный результат научной работы.

Научный метод может применяться во многих областях науки. Можно анализировать и тестировать показатели мероприятий по охране труда на производстве, изучать финансовые показатели банков или достижения научных организаций, оценивать эффективность нового метода лечения в системе здравоохранения или продуктивность сельскохозяйственной реформы т.д. Этот список может быть бесконечным. Важно применить правильные, подходящие для вашего исследования, методы и по окончании научной работы сформировать четкие однозначные выводы на основе полученных результатов.

Научная работа

Любой научный труд должен привнести в жизнь общества что-то новое. Как достичь успеха и совершить открытие? Чтобы покорить новые вершины, принести пользу в ходе написания научной работы используется определенная методологическая основа.

В переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо», способ достижения поставленной цели. Методология – это целая система всех возможных вариантов, которые способны привести к желаемому результату, достижению цели.

Методологическая основа научных исследований выполняет следующие функции:

— определяет направление и способ достижения поставленной цели, решения проблемы;

— обеспечивает полноценный поиск и изучение, сортировку и систематизацию информации в рамках рассматриваемой темы;

— создает целую систему данных, которые опираются на достоверные и обоснованные источники;

— определяет способы анализа информации.

Методологическая основа научной работы как часть введения

Если рассматривать методологические основы проекта как отдельную часть введения, то она представляет собой краткую характеристику тех методов, которые автор использовал в ходе проведения исследования. Как правило, они выражаются в 1-2 предложениях. Указываются эксперты и труды, на которые опирался автор при написании научной работы, а также отмечаются все методы обработки информации, анализа и прочих действий (например, методика анализа показателей финансово-экономической деятельности по Савицкой, дедуктивный метод и пр.).

На выбранной методологии фактически строится вся работа: этапы изучения темы, тезисы, механизмы определения нюансов и проблем, анализ деятельности объекта исследования, теоретические аспекты в рамках рассматриваемой темы и пр.

В этой части важно отразить ключевые труды, которые составляют основу теоретической главы. Эти постулаты показывают историю развития, недостатки ранее выдвинутых теорий, проявившиеся с течением времени и пр.

Методологический анализ поставленной проблемы и выдвинутой гипотезы позволяет автору тщательно обдумать, как обобщить и правильно изложить собранный материал, выделить главную мысль, описать свою точку зрения и доказать ее.

Выделяют следующие виды (уровни) методологии:

  • Всеобщая. Она может применяться ко всем наукам без исключения. В рамках этого способа обработки и систематизации информации используются общенаучные методы: сравнение, анализ, обращение к историческим или архивным данным, дедукция и индукция, и пр.
  • Частная. Она применима в отдельных отраслях имеет свою специфику в зависимости от вида деятельности. Например, в экономике существуют свои способы определения результата предлагаемых мероприятий: расчет прибыли или убытков, анализ коэффициентов банкротства, финансовой устойчивости и пр.
  • Общенаучные. Эти методы действуют в конкретных областях, направлениях на всех этапах изучения сведений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Формулировка методологической основы в научном исследовании

Методологическая основа является обязательной частью введения любого проекта. Без этого подраздела ВКР, диссертация или иной научный труд не будет допущен к защите.

В этом небольшом сегменте автору необходимо отразить те источники, которые послужили основой теоретической и практической частью: труды, источники информации, которые пригодились исследователю в ходе проведения «научного расследования» и обоснования своей позиции.  Важно, чтобы все сведения были актуальными, а срок их публикации не превышал 3-5-летней давности.

Помимо этого, методологическая база предполагает указание использованных в работе методов обработки данных. Они могут быть как самыми распространенными (общими), так и специфическими (используемыми в конкретной отрасли или деятельности предприятия).

Такой подход позволит обосновать правильность и справедливость выводов автора, обеспечить полноценное и глубокое изучение темы, аргументировать позицию студента или аспиранта.

Фактически, методологическая база демонстрирует экзаменационной комиссии и читателям, какими средствами и способами пользовался исследователь при создании научной работы, его профессионализм и компетентность, аналитические и иные способности.

Лучше всего выбирать методологическую основу проекта после постановки проблемы, цели и задач. Такой способ гарантирует выбор наиболее подходящих способов обработки информации, подбор более качественной и соответствующей теме исследования литературы, методов достижения цели.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Крем кумкумади индия инструкция по применению отзывы
  • Руководство по применению требования к содержание
  • Препарат простакор в ампулах инструкция по применению цена
  • Инструкция по эксплуатации кофеварки редмонд 1503
  • Завивка paul mitchell инструкция по применению