Мануал на датчик детонации

Главная » ВИКИ » Датчик детонации — назначение, типы, конструкция, где находится, как проверить

На чтение 8 мин Просмотров 17.2к. Опубликовано 31.08.2020
Обновлено 01.09.2020

В этой статье описано всё, что необходимо знать о типах, принципе работы, функциях, методах диагностики и тестирования датчиков детонации. Мы разберём симптомы неисправных датчиков и расскажем подробные шаги и методы их обнаружения.

Что такое детонация?

В бензиновых двигателях для воспламенения топливовоздушной смеси используются свечи зажигания. Пламя непрерывно распространяется в топливовоздушной смеси.

схема возникновения детонации

Во время распространения пламени, если давление повышается ненормально, смесь в некоторых случаях будет возгораться самостоятельно, не дожидаясь достижения пламени, вызывая мгновенное взрывное возгорание. Это явление называется детонацией.

В то время как нормальная скорость распространения фронта пламени составляет около 30 м/с, при детонации пламя распространяется в десятки раз быстрее — до 2000 м/с.

Детона́ция (от фр. détoner — «взрываться» и лат. detonare — «греметь») — режим горения, при котором по веществу распространяется ударная волна.

Сгорание в двигателе — сложный процесс, поэтому требует довольно точной конструкции и контроля. Небольшая ошибка управления или отклонение от нормы вызовут ненормальное сгорание. Детонация — ненормальное сгорание.

Проще говоря, детонация — воспламенение смеси в ненужный момент времени (как правило раньше положенного) в неправильном месте.

Для чего нужен датчик детонации

Проще говоря, датчики детонации (ДД) — это датчики вибрации, которые хорошо подходят для обнаружения структурных акустических колебаний. Это может происходить при преждевременном зажигании или непреднамеренном возгорании смеси.

датчик детонации резистивного типа

ДД это своеобразный микрофон, с помощью которого блок управления (ЭБУ) «слушает» двигатель. Датчик преобразует детонацию двигателя в электрический сигнал. Контроллер использует этот сигнал для противодействия детонации с помощью регулировки угла опережения зажигания.

Как только детонация обнаружена, ЭБУ будет постепенно задерживать зажигание до тех пор, пока детонация не будет устранена. После того, как детонация устраняется и не возникает снова, ЭБУ будет постепенно восстанавливать исходную синхронизацию зажигания. Это называется управление с замкнутым контуром и обратной связью.

Таким образом, датчик детонации — это специальный «микрофон» для ЭБУ, который выполняет роль обратной связи при регулировании момента зажигания.

Когда есть неисправность в ДД, вышеупомянутое управление с обратной связью не работает. Чтобы избежать повреждений, вызванных детонацией двигателя, ЭБУ сохранит соответствующий код неисправности и задержит опережение зажигания каждого цилиндра на определенное значение (Toyota задерживает на 8 °, Volkswagen — на 15 °). В это время снизятся мощность и экономичность двигателя.

Типы датчиков, конструкция

Датчики детонации бывают двух типов.

Узкополосные или резонансные

датчик детонации в разрезе

Такой тип датчика рассчитан на генерацию напряжения при колебаниях определенного диапазона частот. Т. е. пластина (ее вес, размер, крепление и т. д.) — обеспечивает требуемый уровень напряжения только в определенном диапазоне частот.

Всё это рассчитано под поршневую группу двигателя. Отсюда и разные номера датчиков на разных моторах — диаметр поршней отличается — датчики детонации тоже будут разные.

Широкополосные

Данные датчики регистрируют колебания в более широком диапазоне. Они дешевле, надёжнее, но обработка их сигнала более сложная.

ДД нерезонансного типа

Внутри ДД находится тороидальный пьезокерамический элемент с прикрепленной массой. Корпус реагирует на вибрацию, вызванную детонацией двигателя, в свою очередь вызывая движение в пьезокерамическом элементе, который генерирует электрический сигнал. Этот сигнал используется модулем управления двигателя.

присоединение дд

Где находится датчик детонации

Датчик детонации установлен на блоке цилиндров или головке цилиндров (как показано на рисунке) ниже впускного коллектора.

расположение датчика детонации на двигателе

В зависимости от конструкции ДД крепиться болтом к двигателю или вкручивается в него. Например, на 4-цилиндровом двигателе датчик обычно установлен между 2 и 3 цилиндром.

датчик детонации расположение

На четырехцилиндровых двигателях используется один датчик детонации, так как он может легко контролировать работу всех цилиндров. По мере увеличения количества цилиндров требуется больше датчиков.

Чаще всего датчики детонации разбиты на группы. Например, на шестицилиндровом двигателе датчик 1 может соответствовать цилиндрам 1–3, а датчик 2 — цилиндрам 4–6.

два датчика детонации

Читайте подробнее: Что такое Банк 1 и Банк 2, Датчик 1 и Датчик 2 (Bank 1, Bank 2, Sensor 1, Sensor 2)

Признаки неисправности

Вот некоторые из наиболее распространенных признаков неисправности датчика детонации, на которые следует обратить внимание.

Контрольная лампа Check Engine

Один из первых симптомов, который вы можете заметить, — это загорание контрольной лампы Check Engine на приборной панели. Вы должны серьезно отнестись к этому раннему предупреждению и осмотреть свой автомобиль, прежде чем проблема усугубится.

Конечно, есть много причин, по которым может загореться Check Engine, и неисправный ДД — одна из них. Независимо от причины, вы не должны игнорировать её слишком долго, иначе это может иметь плачевные последствия для двигателя.

Громкие звуки из двигателя

Когда датчик детонации начинает работать со сбоями, вы слышите громкие звуки, исходящие от двигателя, которые напоминают стук. Чем дольше вы не решите эту проблему, тем громче будут эти звуки.

Этот шум возникает из-за неправильного воспламенения топливно-воздушной смеси внутри цилиндра.

Высокий расход топлива

Если вы заметили, что проезжаете меньше километров за 1 л, то причиной этому может быть неисправный датчик детонации. Опять же, есть много причин, по которым у вас может быть высокий расход топлива.

Но если есть другие симптомы в сочетании с увеличившемся расходом топлива, то это ещё один повод полагать, что ДД неисправен.

Плохое ускорение

Когда вы нажимаете на педаль газа, а автомобиль не ускоряется так же быстро, как раньше — возможно, неисправный датчик детонации мешает эффективному ускорению. Вы можете быть уверены в этом, если у вас уже проявляются три предыдущих симптома.

Машина дёргается

Худшие симптомы неисправного датчика проявляются при повреждении внутренних деталей двигателя. Если вы позволите этой проблеме обостриться, не заменив неисправный датчик детонации, ваш автомобиль начнет все больше дёргаться.

Может даже появиться запах гари, исходящий от двигателя и попадающий в салон. Любое дальнейшее использование автомобиля в таком состоянии может привести к выходу из строя всего двигателя.

Как проверить датчик детонации, пошаговое руководство

Если ДД выходит из строя, генерируется код неисправности P0324 (неисправность системы контроля детонации) и P0325 (неисправность датчика детонации). Ошибки можно считать самостоятельно с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque.

Сигнал обратной связи от датчика детонации к ЭБУ обеспечивает наиболее оптимальное регулирование угла опережения зажигания, наилучшую производительность системы зажигания, а также предотвращает повреждение двигателя в результате детонации.

Напряжение сигнала переменного тока, генерируемое датчиком, изменяется в зависимости от уровня вибрации двигателя во время работы.

Если датчик детонации неисправен, выполните следующие действия для диагностики.

Шаг 1 — базовая проверка

  1. Проверьте, не поврежден ли датчик физически.повреждение дд
  2. Проверьте, правильно ли установлен датчик. Если момент затяжки крепления слишком сильный или слишком слабый, будет установлен диагностический код.
  3. Проверьте, нет ли на поверхности датчика заусенцев, повреждений и посторонних предметов.
  4. Датчик детонации следует держать вдали от шлангов, кронштейнов и проводки двигателя.
  5. Если что-то из этого не в порядке, разберитесь с неисправной деталью и переходите к седьмому шагу. Если всё нормально — переходите к следующему шагу.

Шаг 2 — посмотрите обороты двигателя сканером

  1. Подключите диагностический прибор к разъёму OBD-2.
  2. Поверните ключ зажигания в положение «ON».
  3. Выберите «Двигатель» / «Чтение потока данных» / «Сигнал датчика детонации 1».
  4. Запустите двигатель и доведите его до нормальной рабочей температуры.
  5. Диагностический прибор должен считывать нормальные обороты двигателя.

Шаг 3 — проверьте сопротивление внутреннего резистора

Данный шаг предназначен для датчиков с внутренним резистором. Зависит от модели автомобиля.

  1. Поверните ключ зажигания в положение «OFF».
  2. Отсоедините разъём проводов от датчика.
  3. Измерьте значение сопротивления внутреннего резистора (стандартное значение сопротивления: 49–100 кОм).
  4. Подсоедините разъем жгута проводов датчика.

Если значение сопротивления ненормальное, замените датчик детонации и перейдите к шагу 7. Если с сопротивлением всё нормально, переходите к следующему шагу.

Шаг 4 — проверьте напряжение от датчика

  1. Отключите зажигание.
  2. Отсоедините разъем от датчика.
  3. Открутите болт крепления, снимите датчик с двигателя.
  4. Возьмите электронный мультиметр и переведите его на измерение постоянного напряжения (DC), на минимальный предел измерения (200 mV).
  5. Подключите мультиметр к датчику, лучше использовать зажимы типа «крокодил».
  6. Возьмите гаечный ключ. Несильно постукивая по датчику, наблюдайте за изменением напряжения на мультиметре. Так же ДД можно зажать в тиски и ударять по ним, не боясь повредить датчик.

проверка напряжения дд

Если напряжение на мультиметре не изменяется, скорее всего датчик неисправен и требует замены.

Шаг 5 — проверьте проводку от датчика до ЭБУ

  1. Отключите зажигание.
  2. Отсоедините разъем от датчика.
  3. Отсоедините разъем жгута проводов ЭБУ.
  4. На монтажной схеме для своего автомобиля найдите контакты ДД на колодке проводов контроллера. схема подключения дд резистивного типа
  5. Измерьте сопротивление 1 провода.
  6. Измерьте сопротивление 2 провода.

Сопротивление должно быть менее 0,5 Ом. Если прибор показывает «OL», значит в цепи есть обрыв, который нужно устранить.

Шаг 6 — проверьте цепь питания ЭБУ

  1. Проверьте цепь питания ЭБУ.
  2. Проверьте цепь заземления ЭБУ.

Шаг 7 — сбросьте ошибку OBD-2

  1. Подключите диагностический сканер.
  2. Поверните ключ зажигания в положение «ON».
  3. Удалите код неисправности.
  4. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу не менее 5 минут.
  5. Покатайтесь не менее 10 минут.
  6. Считайте ошибки с блока управления ещё раз, чтобы убедится, что неисправность не возвращается.

Видео о том, как проверить датчик детонации.

Вывод

ДД используется для определения состояния детонации в двигателе. ЭБУ использует этот сигнал для управления моментом зажигания.

Датчик детонации обычно устанавливают на блоке или головке блока цилиндров. Датчики бывают узкополосные (резонансные) и широкополосные.

Проверка датчика детонации обычно включает в себя: считывание данных обратной связи датчика, проверку рабочего напряжения, проверку проводки между датчиком и ЭБУ, измерение сопротивления датчика и т. д.

И так, если я кого то еще не замучил своими ДД…решил, пообщавшись и с субароводами, не много собрать всю инфу в кучу.

Что такое датчик детонации и как он влияет на работу мотора.
Датчик детонации для себя легче представить, как микрофон. При колебательных движениях вырабатываться напряжение на выводах датчика.

Сигнал приходящий от датчика детонации(при ее проявлении) заставляет ЭБУ сильно заподзднять зажигание и увеличивает подачу топлива, от сюда тупость в динамике и повышенный расход топлива. Но зато сохраненный ресурс ДВС.

Виды датчиков детонации
Все существующие датчики детонации делятся на два типа — резонансные(одноконтактные в виде бочонка) и широкополосные(в виде кольца-шайбы с фишкой на 2 контакта). На 4runner стоит «старого» типа, те резонансный(в виде бочонка).

Фото в бортжурнале Toyota 4Runner (II)

Каждый тип датчиков имеет совершенно разный принцип работы и они не могут быть взаимозаменяемыми (между видами):
— Датчик широкополосного типа фиксирует и передает весь спектр шумов электронному блоку управления, который, в свою очередь, обрабатывает полученный сигнал и самостоятельно выявляет соответствующий детонации шум.
— Датчик же резонансного типа(как на Ранере) настроен на частоту микровзрывов, соответственно посылает сигнал контролеру только в случае его обнаружения.

Широкополосный датчик

Фото в бортжурнале Toyota 4Runner (II)

Резонансный датчик

Фото в бортжурнале Toyota 4Runner (II)

Как работает датчик детонации
При возникновении детонации, на слух — металлические удары, на выводах датчика образуется сигнал, который в последствии обрабатывается в ЭБУ и на основе своих внутренних программ фильтруется.
Резонансные датчики настроены на определенную частоту звука детонации мотора, и у каждого мотора он разный и зависит от диаметра поршня. Частота эта рассчитывается по формуле:

f(кГц)=900/(Pi * r), где r — радиус поршня.
Т.е. допустим для диаметр поршня 84мм:
f=900/(3.14*42) = 6.8кГц.
При переходе допустим на ремонтный размер 85мм получаем:
f=900/(3.14*42,5) = 6.7кГц.

Датчик детонации должен иметь определенное сопротивление, по которому блок управления ДВС делает вывод о состоянии цепи этого датчика. Либо цепь разорвана, либо замкнута на коротко. Из того что удалось найти в иннете — сопротивление датчика детонации ВАЗ — «бесконечность», Subaru, Nissan, Mazda, Fiat — 560Ком, Hyundai и Тойота(«старые»)-1МОм…5МОм(?!).

Для экспериментов можно припасти несколько 560КОм-ных резисторов.

Как проверить датчик детонации
Проверить снятый датчик можно следующим образом:
1-проверить на сопротивление.
Мультиметр, включенный в режим омметра должен показывать определенное для вашего авто сопротивление.
Таким же образом, но отключив разъем эбу, можно прозвонить и всю проводку датчика, не снимая последнего.

Фото в бортжурнале Toyota 4Runner (II)

2-проверить на вольтаж.
Мультиметр, включенный в режим вольтметра с пределом измерений до 200 мВ. при простукивании датчика вольтаж должен изменяться.

Фото в бортжурнале Toyota 4Runner (II)

Относительно Тойоты не уверен, НО..
ЭБУ выдает на ДД опорное напряжение 5 В. Резистор, расположенный внутри датчика детонации, понижает напряжение до 2,5 В(резистивный делитель напряжения). Сопротивление резистора от 330 до 450 Ом. Во время нормальной (без детонации) работы двигателя напряжение на выходе датчика остается постоянным на уровне 2,5 В. При появлении детонации ДД генерирует сигнал переменного тока, который поступает в контроллер по той же цепи, по которой подается опорный сигнал 5 В. Это возможно потому, что опорный сигнал 5 В является напряжением постоянного тока, а обратный сигнал детонации — напряжением переменного тока. Амплитуда и частота сигнала переменного тока ДД зависят от уровня детонации.
Если обрыв цепи — должно быть +5В, если короткое замыкание 0В.(Кое где это носит название — резистор регистрации обрыва/короткого замыкания двигателя Toyota)

Касаемо 4Runner…
По принципиальной схеме видно что ДД, представлен в виде резистора.

Фото в бортжурнале Toyota 4Runner (II)

Если в самом датчике резистор R1 выйдет из строя — то это воспримется ЭБУ, как обрыв цепи или КЗ.
Восстановить обрыв цепи можно(с условием работы пьезоэлемента) подпайкой возле эбу резистора того же номинала, что и у исправного датчика. Одной ногой припаять к сигнальной жиле, другой к «массе».

Фото в бортжурнале Toyota 4Runner (II)

Как установить датчик от другого авто
Таким же образом, многие устанавливают на свои иномарки датчики от ВАЗ, подпайкой нужного сопротивления.(Если изначально в авто предусмотрен широкополосный ДД, те двухконтактный, в виде шайбы-кольца)

Фото в бортжурнале Toyota 4Runner (II)

Далее у многих часто возникает ошибка детонации связанная с различными факторами, при которых детонация, как таковая не проявляется, но чек выскакивает. Повышенная шумность работы ДВС, наводки на сигнальный кабель ДД и т.д. В таком случаи можно установить фильтр, те конденсатор емкостью от 2500 до 4700пФ. Одной ногой конденсатор нужно припаять к сигнальной жиле, другой к «массе». При возникновении посторонних шумов, конденсатор будет сглаживать эти шумы.

PS Вообщем, друзья, я постарался собрать все во едино, тк однозначного ответа и в одном месте найти мне лично не удалось. Надеюсь такая информация станет для кого то полезной и он сэкономит время для поиска и устранения неисправности по датчику детонации.

Оглавление

  • 1 Почему появляется детонация
  • 2 Где располагается ДД
  • 3 Принцип действия датчика детонации
  • 4 Типы датчика
  • 5 Неисправности датчика детонации и их признаки
  • 6 Проверка работоспособности
    • 6.1 Другие способы проверки работоспособности ДД
  • 7 Замена ДД

Речь идет об устройстве, предназначенным для реагирование на появление детонации в двигателе. При возникновении подобного процесса датчик посылает электрический импульс в блок управления авто, который в автоматическом режиме корректирует угол опережения зажигания, что приводит к прекращению детонации.

По внешнему виду это монолитная конструкция с пьезоэлементом, размещенным внутри корпуса. Датчик детонации (или ДД) монтируется на мотор, оснащенный электронной системой впрыска топлива (инжектор). Данный прибор регистрирует факт детонации и отправляет полученные данные на ЭБУ (электронный блок управления). Полученную информацию обрабатывает компьютер и выдает команду на корректировку угла зажигания: в итоге детонации, которая отрицательно воздействует на функционирование двигателя, удается избежать.

Датчик детонации

Почему появляется детонация

Здесь можно выделить три основных причины, из-за которых двигатель начинает работать неустойчиво:

  • октановое число топлива: чем оно выше, тем меньше вероятность возникновения этого неприятного явления (качество горючего тоже важно);
  • конструктивные особенности мотора: агрегаты, имеющие большую степень сжатия, более склонны к детонации, и поэтому в них нужно применять горючее с октановым числом не меньше того, что указано в инструкции;
  • условия эксплуатации двигателя: неправильно выбранная передача, чрезмерная нагрузка на двигатель, неверный состав рабочей смеси — все это тоже приводит к детонации.

Где располагается ДД

На моторном блоке между 3-м и 2-м цилиндрами. Такой выбор не случаен: это наиболее горячее место двигателя и самое маленькое расстояние одновременно к двум цилиндрам. Место фиксации датчика обязательно ровное – чтобы исключить акустическое сопротивление.

Расположение датчика детонации

Принцип действия датчика детонации

По сути, это неразборный круглый корпус, имеющий отверстие для фиксации на блоке цилиндров, а также клеммы, служащие для подсоединения к бортовой сети автомобиля. Главная часть датчика – пьезоэлемент, находящийся внутри и вырабатывающий небольшие электрические импульсы при механическом воздействии. При возникновении детонации формируются звуковые волны частотой 25-75 Гц. Они распространяются по блоку цилиндров и достигают пьезокристалла, заставляя его вибрировать в унисон с «пришедшим» звуком. Причем, чем больше амплитуда, тем сильнее вырабатываемое напряжение. Сформированные импульсы поступают в бортовой компьютер.

Типы датчика

Различают два варианта прибора. Первый из них – широкополосный. Характеризуется тем, что воспринимает одновременно несколько частот, на основании которых формирует уровень напряжения, передаваемый в ЭБУ. Вторая разновидность датчика настраивается строго на конкретную частоту. Электрический сигнал такой ДД вырабатывает при совпадении резонанса (либо его возникновении) с акустическими волнами, формируемыми детонацией в воздушно-топливной смеси, когда последняя уже воспламенилась.

Неисправности датчика детонации и их признаки

Не отвечать ЭБУ ДД может по целому ряду причин. Первый признак – загорание лампочки Check на панели приборов. При этом она не обязательно будет светиться постоянно: возможно ее кратковременное загорание при высоких нагрузках. Однако Check может сигнализировать и при иных неисправностях двигателя. Второй признак – потеря мощности, сопровождающаяся повышенным расходом горючего. Однако здесь та же ситуация: подобные симптомы могут проявляться и при других неисправных элементах мотора. Но все же лучше всего — перейти к тестированию самого датчика.

Неисправности датчика детонации

Проверка работоспособности

В большинстве случаев применяют один из трех нижеописанных методов.

  1. Понадобится тестер, чтобы измерить сопротивление ДД. Выставьте предел измерения на мультиметре до 2 кОм и присоедините щупы прибора к клеммам датчика детонации. В спокойном состоянии тестер покажет «0». Теперь возьмите, например, гаечный ключ и легонько постучите по корпусу ДД. Если стрелка мультиметра отклонится, показывая увеличение сопротивления, то значит, датчик исправен. Отсутствие реакции тестера говорит о том, что пьезоэлемент внутри ДД не функционирует и нужно покупать новую деталь.
  2. Также можно использовать вольтметр. Нужно выставить предел измерения напряжения до 200 мВ. Минусовый щуп мультиметра присоединяйте к массе и плюсовый – к выводу датчика. Постучите слегка по ДД: если деталь исправная, то должно высветиться напряжение примерно 10-15 мВ.
  3. Этот способ более простой, однако позволяет провести диагностику точнее. Запустите двигатель, установив обороты вращения коленвала по тахометру в пределах 1500-2000 об/мин. При этом мотор должен быть прогретым, и работать устойчиво. Найдите местоположение вашего датчика детонации и несильно постучите по нему тем же гаечным ключом. Если ДД исправен, то он пошлет импульс напряжения в ЭБУ, который, восприняв команду, откорректирует угол зажигания. На слух это можно определить по снижению числа оборотов двигателя. Если перестать воздействовать на датчик, то обороты восстановятся до начального значения.
  4. Возьмите заведомо исправный ДД и поставьте на свою машину.

Проверка работоспособности

Другие способы проверки работоспособности ДД

Разгоните авто до скорости 30-35 км/ч и включите повышенную передачу и резко надавите на педаль акселератора. Если датчик исправен, то вы услышите детонационные стуки, которые очень быстро исчезнут, т. к. в дело вступит электроника, которая изменит опережение зажигания. Отсутствие детонации служит косвенным признаком неисправности ДД. Также к дополнительным симптомам поломки датчика можно отнести:

  • перегрев мотора при сравнительно низкой температуре окружающего воздуха;
  • «троение» двигателя (калильное зажигание);
  • появление нагара на свечах, что обусловлено чрезмерно богатой топливо-воздушной смесью.

Замена ДД

Сначала снимите с аккумулятора плюсовую клемму и отсоедините от ДД электрические провода. Теперь нужно открутить гайку ключом на «22» (возможно, понадобится ключ на «13» — все зависит от модели ДД) и снять деталь. Устанавливать необходимо в обратной последовательности. При этом проверьте, чтобы посадочное место было чистым. Усилие при затяжке (если у вас имеется динамометрический ключ) – 10-25 Н*м.

В процессе работы силовой установки может возникнуть детонация. Она негативно влияет на мотор, вызывая паразитные разрушающие нагрузки.

Для своевременного выявления неоптимального сгорания топливовоздушной смеси служит датчик детонации. Издаваемый им сигнал поступает в блок управления, который корректирует работу мотора так, чтобы не было детонации.

Последствия работы силового агрегата с детонацией

Описание датчика детонации

Содержание

  • Описание датчика детонации
  • Принцип работы ДД
  • Назначение датчика детонации
  • Расположение ДД
  • Определение неисправности датчика по поведению автомобиля
  • Бортовой компьютер
  • Определение неисправности с помощью мультиметра
  • Признаки неисправности, выявляемые омметром
  • Проверка датчика заменой его на новый
  • Требуемые инструменты
  • Замена датчика детонации

Детонацией является серьезное отклонение от нормы в работе силового агрегата, которая выражается во взрывообразном характере поджига рабочей смеси в камере сгорания. Это нежелательное явление, которое оказывает ударное воздействие на поршни, цилиндры, элементы ГБЦ и прочие узлы силовой установки. Для своевременного обнаружения данного явления используется специальный измеритель. Он получил название датчика детонации.

Широкополосный и резонансный датчики детонации

Принцип работы ДД

Принцип работы большинства датчиков детонации основан на использовании пьезоэлектрического эффекта. Рабочий элемент измерителя обладает способностью образовывать разность потенциалов при воздействии на него внешних сил. Устройство ДД разных конструкций представлено на изображении ниже.

Конструкция ДД

Датчик детонации устроен таким образом, чтобы чувствительно воспринимать внешнее воздействие. Благодаря этому он улавливает малейшее изменение в работе мотора. Детонация всегда сопровождается вибрацией, которую и улавливает ДД.

Назначение датчика детонации

Основным назначением ДД является своевременное обнаружение детонации и, как результат, максимальное продление срока службы мотора. Ресурс двигателя — это первое на что влияет измеритель.

Возникновение детонации

Давление при детонации

Во время работы двигателя есть вибрация. Она постоянно преобразуется в сигнал определенной амплитуды и частоты. Как только появляется детонация, вибрация силового агрегата становится намного сильнее. Пьезоэлектрический элемент улавливает это и в электронный блок управления мотором начинает приходить соответствующий сигнал. По заранее заложенным алгоритмам ЭБУ устраняет детонацию, о чем и сообщает ДД.

Во время детонации падает мощность силового агрегата, а по кузову бежит неприятная вибрация. Это ухудшает комфорт езды. Своевременное обнаружение датчиком зарождающейся детонации в результате не только увеличивает ресурс ДВС, но и делает вождение авто более приятным.

Расположение ДД

Чтобы увидеть, где находится датчик детонации, требуется посмотреть на блок цилиндров. ДД располагается на том месте, где его чувствительность к детонации наивысшая. На большинстве моторов измеритель установлен между вторым и третьим цилиндрами.

Расположение ДД

Датчик детонации стоит на ровной площадке. Он плотно прижимается к поверхности силового агрегата.

Установленный датчик детонации

Датчик детонации располагается таким образом, чтобы не контактировать с антифризом и прочими техническими жидкостями. Часть измерителей имеют резьбу на корпусе, с помощью которой они закручиваются в посадочное отверстие. Большинство ДД фиксируются с помощью отдельного болта, проходящего через их центр. При этом крайне важно соблюдение момента затяжки для правильной работы сенсора.

Схематическое изображение размещения датчика

Определение неисправности датчика по поведению автомобиля

В первую очередь о неисправности ДД говорят изменения в поведении автомобиля. Владелец может обнаружить один или несколько симптомов:

  • увеличение потребления горючего;
  • загорание индикатора неисправности силовой установки;
  • снижение мощности мотора;
  • выхлопные газы стали более дымными;
  • машина потеряла динамику и плохо реагирует на педаль газа;
  • при езде постоянно возникает звук детонации;
  • мотор работает с частыми перегревами.

Бортовой компьютер

О наличии проблем с датчиком детонации водителю сообщает бортовой компьютер. В некоторых случаях выводится только код ошибки. Расшифровав его, автовладелец может понять о происхождении неисправности ДД.

Сообщение об неполадке с датчиком детонации

Определение неисправности с помощью мультиметра

Проверить работоспособность датчика детонации можно мультиметром или любым другим тестером, в котором есть вольтметр. Для этого следует придерживаться нижеизложенной инструкции.

  • Снять датчик с авто.
  • К клеммам подключить щупы прибора.
  • По рабочей части датчика нанести небольшие удары металлическим предметом.
  • Проконтролировать показания прибора. Если на клеммах датчика не появляется напряжение, то он негоден к дальнейшей эксплуатации.

Проверка мультиметром

На части авто стоит одноконтактный резонансный датчик. В таком случае один из контактов следует подключить к его корпусу.

Проверка одноконтактного датчика

Признаки неисправности, выявляемые омметром

Проверка сопротивления позволяет косвенно определить поломку ДД. Значение должно находиться в пределах от 1 до 10 МОм.

Проверка омметром

Проверка датчика заменой его на новый

При наличии явных признаков неисправности ДД, его следует заменить на заведомо исправный и проследить за работой мотора. Если прежние симптомы прошли, то это значит, что старый измеритель вышел из строя.

Новый и старый датчики

Требуемые инструменты

Для замены датчика детонации требуется инструменты из таблицы ниже.

Таблица — Инструменты и материалы необходимые для замены датчика детонации

Название Примечание
Накидной ключ или головка Размер зависит от применяемого ДД и его крепления. Обычно это ключи от «на 13» до «на 21». На некоторых авто доступ к датчику затруднен, поэтому потребуется демонтаж некоторых узлов и деталей. В таком случае лучше заранее подготовить комплект ключей.
Вороток В случае работы в стесненных условиях желательно иметь трещотку. На некоторых авто необходимо использовать удлинитель к воротку.
Динамометрический ключ От соблюдения момента затяжки зависит правильность работы ДД

Трещотка и головка

Замена датчика детонации

Ремонт датчика детонации в большинстве случаев невозможен, поэтому требуется его замена. Цена ДД редко превышает 300-350 рублей, поэтому затягивать с установкой нового измерителя не стоит.

  • Разблокировать фиксатор клеммной колодки.

Нажатие на фиксатор

  • Отсоединить разъем, который отвечает за связь с электронным блоком управления двигателем.

Разъединение разъема

  • Открутить болт, который фиксирует ДД.

Откручивание крепления датчика

  • Установить новый датчик, строго соблюдая момент затяжки.

Монтаж нового датчика

  • Подключить клеммную колодку.

Датчик детонации (ДД, датчик стука) – это устройство, которое измеряет силу детонации при сжигании топлива в работающем моторе. Его устанавливают на блок цилиндров двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Датчик детонации помогает топливу максимально сгореть, поддерживает работу ДВС на максимальной мощности. Датчик помогает экономично расходовать горючее.

Детонация — это отклонение в работе двигателя, проявляющееся взрывным характером воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах мотора. В норме распространение обеспечивается со скоростью не более 30 м в секунду, а при детонации оно способно достигать 2000 метров и более за 1 секунду. Поэтому и был разработан датчик детонации, который работает вместе с электроникой и помогает предотвращать подобные явления.

признаки неисправности датчика детонации

Что такое датчик детонации

Датчик детонации передает информацию на электронный блок системы управления. Если устройство неисправно, то на приборной панели автомобиля горит лампочка, что позволяет диагностировать его неисправность.

Такое нарушение опасно не самим взрывом. Повышенная скорость распространения пламени приводит к ускоренному износу ремня ГРМ, поршней, цилиндров и даже выходу из строя сердца машины – двигателя. Это может произойти уже через 5 тыс. км пробега и даже раньше.

Интересно, что в бензиновом моторе иногда появляется металлический стук, а в народе это явление называют «пальцы стучат». Этот звук не что иное, как детонация.

В статье – всё про датчик детонации, для чего нужен, устройство и принцип работы, виды, где находится, признаки неисправностей, как проверить и предотвратить детонацию.

Детонация — что это такое?

Детонационное сгорание возникает, когда удаленные от свечей зажигания части топливно-воздушной смеси (ТВС) из-за поджатия пламенем нагреваются и самовоспламеняются с образованием небольшого взрыва. Такое явление является ощутимым для водителя. В момент движения проявляется характерный акустический признак – металлический стук в кривошипно-шатунном механизме. Степень детонации определяется в частном порядке и зависит от объема ТВС, сгорающей с нарушениями. Детонация – это ненормальное сгорание ТВС.

Слово детонация происходит от французского слова détoner (взрываться) и латинского слова detonare (греметь).

Основное последствие мини-взрыва – это увеличение теплоотдачи элементов кривошипно-шатунного механизма с активизацией их износа. Это приводит к серьезным поломкам. То, насколько часто проявляется проблема, оказывает ключевое действие на ее исход. Отдельные модули машины могут быстро выйти из строя без возможности восстановления, будет показана их замена.

на что влияет датчик детонации

Как выглядит детонация

Детонация — это режим горения, при котором по используемой ТВС распространяется ударная волна. Сам процесс сгорания очень сложный, потому здесь требуется постоянный конструктивный контроль. Любое нарушение способно привести к ненормальному сгоранию – ТВС воспламенится в ненужный момент или в неположенном месте.

В идеальных условиях топливо должно воспламеняться до того, как поршень достигнет верхнего положения, причём угол опережения зажигания в этот момент равен 2-3°. А когда поршень возвращается в исходное положение, этап воспламенения завершается. При детонации происходит самовозгорание ТВС в середине такта сжатия, до того момента, когда появится искра на свече зажигания. Получается, что поршень оказывает противовес, мотор теряет мощность, а расход топлива возрастает.

Если двигатель небольшого объёма с повышенной мощностью и крутящим моментом, то детонация появляется на небольших оборотах и довольно скоро исчезает. А в форсированных моторах детонация появляется при высоких нагрузках и может ухудшить состояние силового агрегата на пару секунд.

Чем опасно детонационное сгорание и что его может вызвать

Детонация в моторе представляет собой неконтролируемое сгорание топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Такое нарушение способно провоцировать «мини-взрывы». Ещё раз повторюсь: если топливо в камерах перерабатывается правильно, скорость распространения пламени не превышает 30 м/с. При детонации показатель заметно увеличивается в отдельных, буквально критических ситуациях достигает 2500 м/с. Такие нагрузки на цилиндры и поршневую группу приводят к серьезной поломке через 5-6 тыс. км. Именно предотвращение таких ситуаций и обеспечивает датчик.

Частота и риски возникновения детонации при работе ДВС находятся в прямой зависимости от трех основных факторов:

  1. Состав бензина. Первый и самый главный показатель. Современные двигатели особенно чувствительны к октановому числу топлива и это можно легко объяснить. Именно этот показатель прямо отображает способность жидкости не провоцировать детонацию. Качественное топливо заметно продлевает срок службы мотора и отдельных его модулей. Хороший бензин не будет расходовать ресурс используемых фильтров слишком интенсивно, что приведет к меньшему негативному влиянию на металлические части двигателя.
    неисправность датчика детонации
    Некачественный бензин может вызвать детонацию
  2. Условия работы ДВС. Часто детонация случается, когда мотор работает под определенными нагрузками на отдельных передачах, когда при сгорании образуется ТВС с неправильными пропорциями.
  3. Некорректные параметры зажигания (угол опережения и момент подачи топливной смеси).
  4. Экстремальные нагрузки при малых оборотах мотора.
  5. Нарушения работы системы охлаждения. В этом случае происходит сильный нагрев деталей мотора и воспламенение от нагара.
  6. Конструктивные особенности ДВС. Часто машины могут ездить только на 95 или 98 бензине. Это объясняется тем, что двигатели имеют максимальную способность к сжатию. При применении некачественной ТВС возрастает вероятность детонации. Не менее важна форма камеры сгорания и днища поршней, расположение свечей зажигания. Чтобы не провоцировать поломки, стоит использовать горючее с указанным производителем октановым числом. Эта информация есть на лючке топливного бака. При этом опасно заливать не только 92 вместо рекомендуемого 95, но и 98.

Соизмерить все риски, возникающие при использовании транспортного средства – просто невозможно. Именно поэтому на помощь приходят датчики. Отдельный модуль оценивает риск детонации и контролирует работоспособность мотора. Чтобы суметь своевременно обнаружить проблему, стоит внимательно рассмотреть его конструкцию и разобраться с принципом работы.

Влияет ли датчик детонации на расход топлива? Однозначно, да. При выходе из строя интенсивность затрат горючего возрастает.

Удар волны принимают стенки камер цилиндра, которые не могут полностью снизить силу детонации и защитить другие элементы от массированной ударной волны, соответственно энергия выйдет за их пределы, оставив разрушающий след. Что будет, если не работает датчик детонации? Все ближайшие элементы получат серьёзную нагрузку, связанную с нисходящей волной.

как влияет датчик детонации на работу двигателя

Последствия детонации двигателя

Со временем детонационные взрывы приводят к оплавлению дна поршня и прогоранию клапанов. В моторе могут проявляться стуки, шумы, увеличится его рабочая температура. Это связано с многократной ударной деформацией и перегревом. Не исключено появление неисправностей во всех узлах, находящихся в непосредственной близости от ударной волны. Подобным воздействием система расшатывается, ускоряется ее износ.

Если появились признаки выхода из строя датчика, следует провести проверку. Если она подтвердит неисправность, показана замена модуля. В этом случае придётся потратиться на дорогой и сложный ремонт.

Самая главная опасность неисправности датчика детонации в том, что даже его полный выход из строя не повлияет на остановку ДВС. Мотор продолжит свою работу, это быстро приведёт к его износу, как будто он работает дольше, чем в действительности.

Для чего нужен датчик детонации

В карбюраторных двигателях для профилактики детонации в ручном режиме проворачивают трамблер, это позволяет отвести момент зажигания мотора на более позднее время. В современных бензиновых агрегатах, контролировать это действие вручную – невозможно, поскольку ответственность за положение угла опережения производит электроника.

С целью профилактики детонации между вторым и третьим цилиндром на блоках располагают специальный датчик-контроллер, принцип действия которого основе пьезоэффекта. Чтобы предупредить образование ложных сигналов используют широкий диапазон значений, со значением от 25 до 75 Гц.

что делает датчик детонации

Датчик детонации превращает механические колебания в электрический импульс

Что делает датчик детонации? Он принимает и преобразует энергию механических колебаний блоков цилиндров в электрический импульс. Устройство постоянно отправляет значения в ЭБУ мотора, а электроника регулирует изменение состава топливно-воздушной смеси и угла опережения зажигания. Если детонация происходит постоянно, то динамика авто снижается, расход топлива увеличивается, но зато сохраняется ресурс мотора.

Устройство и принцип работы

Если посмотреть на датчик детонации в разрезе, можно заметить следующие элементы:

  • внешний и внутренний корпус с отверстием под крепёжный болт;
  • пружины;
  • пьезоэлектрическая пластина;
  • сигнальный провод;
  • стальной грузик;
  • тонкая оплетка;
  • резистор.

Размеры датчика сравним с размерами спичечного коробка.

принцип работы датчика детонации двигателя

Схема датчика детонации

Как работает датчик детонации? После появления больших механических колебаний на моторе, на концах пружин начинают действовать напряжения. В блоке управления фиксируются значения безопасного нагнетания, передаваемые датчику по ходу работы двигателя без риска детонации. После превышения порога, основной блок детали передает команду, что надо произвести коррекцию угла опережения зажигания.

Роль датчика детонации в двигателе – значительная, несмотря на то, что устройство представлено в форме простого электрического модуля. Оно не оказывает никакого действия на внешнее воздействие. Уровень сигнала детонации может меняться, в зависимости от того, в какой части ДВС установлен элемент: в передней или задней.

Вот как работает датчик детонации:

  • Механические импульсы создают напряжение в датчике детонации на пьезоэлектрическом элементе. Напряжение растет по мере увеличения интенсивности колебаний.
  • После превышения безопасного и допустимого порога, датчик посылает сигнал о необходимости коррекции угла опережения.
  • Датчик обеспечивает преобразование механического воздействия в постоянный электрический сигнал, передаваемый в блок управления.
  • Система корректирует впрыск топлива и угол опережения.
  • При выполнении перечисленных условий, мотор работает максимально эффективно при минимальном расходе топлива. Мощность ДВС достигает заложенного максимума.

Получается, что датчик детонации необходим для предотвращения возникновения детонации. Его основная функция – своевременное обнаружение воспламенения и передача данных об изменениях на блок.

устройство датчика детонации

Без датчика детонации ресурс мотора бы значительно сократился

Простыми словами: устройство работает как датчик вибрации, который способен обнаруживать акустические металлические колебания, которые возникают при раннем зажигании или случайном возгоранием топлива. Датчик детонации работает как «микрофон», благодаря которому блок управления «прослушивает» мотор. Если произошла детонация, то электронный блок управления будет сдерживать зажигание каждого цилиндра, пока мини-взрывы не прекратятся. В этот момент уменьшится мощность и экономичность ДВС. Когда детонация исчезнет и не будет возникать вновь, то блок управления со временем восстановит исходную синхронизацию зажигания. Такое управление называется с замкнутым контуром и обратной связью.

Виды датчиков детонации

Для работы системы используют одну из особенностей процесса. Появление детонации по своему принципу схоже с ударными нагрузками, провоцирует звонкий металлический стук и сильную вибрацию. На все эти изменения реагирует прибор. В его основе находится пьезоэффект, суть которого преобразование механического действия в электрический импульс.

Чтобы исключить вероятность появления детонации в конструкции автомобиля присутствует специальный датчик. Он имеет одно назначение – обнаружение детонаций в цилиндрах, и подача сигнала об этом нарушении на электронный блок системы управления (ЭБУ) транспортным средством. Эта цепь просто уменьшает угол опережения и детонационное сгорание пропадает.

Датчики детонации бывают двух видов: широкополосный и резонансный (одноконтактный). В чём их разница?

адаптация датчика детонации

Типы датчиков детонации

Широкополосные

Широкополосный датчик улавливает колебания в различном числовом диапазоне, то есть он более чувствительный. Их считают принципиально простыми, они сравнительно недорогие и надёжные. Внутри такого датчика содержится тороидальный пьезокерамический механизм, к которому подведено электричество.

Широкополосный датчик выглядит в виде большой шайбы с 2 выводами для подключения проводов. Он крепится на моторе при помощи резьбового штуцера. Этот тип устройств применяется, например, на автомобилях марки Тойота с инжекторным двигателем. На карбюраторные моторы датчик детонации таким образом не устанавливается.

Узкополосные или резонансные

Датчики такого плана рассчитаны на генерацию напряжения при колебаниях, совершаемых в определенном диапазоне. По сути, пластина обеспечивает необходимый уровень напряжения только при установленной частоте. То есть датчик уже изначально настроен на частоты детонации. Это все работает с поправкой на поршневую группу двигателя. Именно из-за этого на разных моторах устанавливают отличающиеся датчики с разным устройством.

Среди автомобилистов резонансный датчик называют «бочонком». Это устаревший тип устройства.

Из-за чего срабатывает датчик детонации? Основная причина – неправильное воспламенение топлива в цилиндрах.

Где находится

Мы изучили, какую функцию выполняет датчик детонации. Осталось разобраться, где находится этот элемент, значимый для нормальной работоспособности двигателя. В большинстве случаях, когда конструкцией автомобиля не предусмотрено другое, он размещается на блоке или головке цилиндров. Где расположен элемент можно понять по фото, но он всегда будет находиться немного ниже впускного коллектора.

какую роль играет датчик детонации

Где находится датчик детонации

Чаще всего его устанавливают в середине группы цилиндров, чтобы обеспечивать точную отладку их работы. Место для них устанавливается в соответствии с размещением самой разогреваемой камеры сгорания. При двигателе поперечного и продольного сечения контроллер устанавливают чуть ниже впускного коллектора.

Где стоит элемент зависит от его исходной конструкции. Чаще всего он прикрепляется болтом к мотору и вкручивается в него. На ДВС с 4 цилиндрами, датчик будет установлен между вторым и третьим по счету.

где стоит датчик детонации

Датчик детонации чаще всего устанавливают в срединном положении

При 4-цилиндровом ДВС целесообразно применять единственный датчик детонации, потому что он сможет в полной мере контролировать работу всех цилиндров. Если исходное число элементов больше, контроллеры внедряют дополнительно. Заметим, что для ДВС с 6 цилиндрами уже надо 2 датчика.

Признаки неисправности

Слаженное взаимодействие всех систем в автомобиле оказывает действие на бесперебойную работу двигателя и отдельных модулей. Датчики отвечают за мониторинг функций системы и передают информацию на бортовой компьютер. Неисправность приборов часто выявляется в ходе диагностики с использованием профессионального оборудования в сервисных центрах.

Но, стоит заметить, что диагностировать часть проблем может и сам водитель, знающий совсем немного об устройстве транспорта. Изначально нужно узнать, как проверить датчик детонации мультиметром на сопротивление. Подобные знания позволят, как минимум заподозрить неполадки и вовремя обратиться к мастеру.

Если на проблему с детонацией ТВС не обращать внимание, то детали кривошипно-шатунного механизма износятся очень быстро, как будто автомобиль использовали больше, чем в действительности.

признаки неисправного датчика детонации

Обрыв датчика детонации

Как определить неисправность датчика детонации? Неисправности может спровоцировать:

  • само устройство;
  • нарушение проводки;
  • обрыв оплетки в отдельных местах;
  • неисправность отдельного блока двигателя.

Понять, что проблема имеется, можно по таким признакам:

  • снижение интенсивности разгона автомобиля;
  • нестабильность оборотов на холостом ходу;
  • мотор начинает троить, слышится характерный шум;
  • увеличивается расход топлива на 1 км;
  • на приборной панели загорается определенная лампочка;
  • из выхлопной трубы идет сизый или практически черный дым.

Это характерные признаки неисправного датчика детонации, но они могут свидетельствовать и об других проблемах.

Контрольная лампа Check Engine

Первый признак, по которому можно заподозрить неисправность — это загорание специальной лампочки на приборной панели, причём мотор при этом работает. К этому предупреждению, подаваемому системой управления, стоит относиться внимательно, иначе проблема рискует усугубиться в самые короткие сроки.

диагностика датчика детонации

Контрольная лампа Check Engine может указывать на неисправность датчика детонации

Безусловно, выход датчика из строя – не единственное нарушение, провоцирующее загорание элемента. Поломка датчика детонации, всего лишь одна из возможных проблем. Но действовать надо сразу, чтобы потом не утруждать себя дорогостоящим и длительным ремонтом двигателя.

Рассчитывать на то, что лампочка обязательно загорится – не следует. Лампочка загорается чаще всего только при обрыве цепи, даже если датчик детонации неисправен. Поэтому, чтобы выявить, в каком узле появилась неисправность, нужно подключать сканер, чтобы узнать код ошибки.

Вот коды ошибок, связанные с детонацией: P0325, P0326, P0327, P0328. Эти ошибки можно считать самому при помощи диагностического сканера, либо адаптера ELM327, используя программу Torque.

Если горит датчик детонации, то это может быть связано также с обрывом датчика детонации.

Когда электронный блок управления «увидит», что датчик детонации некорректно работает, то он перейдёт в аварийный режим. То есть выставится позднее зажигание, чтобы предотвратить риск появления детонации.

Громкие звуки из мотора

Если возникает сбой в работе датчика детонации, он начинает издавать непонятные громкие звуки. Водитель будет казаться, что они идут от двигателя внутреннего сгорания и по своей сути напоминают стук. Если эту проблему игнорировать, со временем шумы станут сильнее. Нарушение говорит о том, что ТВС внутри цилиндра ДВС воспламеняется не совсем верно или в неподходящий момент.

Повышенный расход топлива

Если расход на 1 км заметно увеличился, то причиной этого может являться неисправность датчика детонации, но проблема не является единственной. Машина начинает «есть» топлива намного больше и при других нарушениях. Следовательно, этот признак не является однозначным, но может выступать маркером при рассмотрении в совокупности с другими изменениями.

Слабое ускорение

Ускорение может происходить не так быстро при выжимании педали газа – то есть снижается динамика. Этот симптом также выступает классическим, но лишь подчеркивает проблему, а не является диагностическим критерием.

Автомобиль дёргается

Этот симптом проявляется при игнорировании описанных ранее признаков. Вначале машина начинает дергаться только при трогании, а затем проблема возникает даже в процессе движения на различных передачах.

Главное запомнить, что эксплуатировать машину при подобной неисправности – категорически нельзя. Дальнейшее использование способно повлечь за собой выход из строя важных элементов двигателя. Единственное, что можно сделать – отправиться в сервисный центр и попросить об осмотре. Если проблема подтвердится, датчик детонации подлежит срочной замене.

Иные симптомы

Есть и другие признаки, указывающие о том, что датчик вышел из строя:

  • повышенные шумы при работе силового агрегата («стучат пальцы»);
  • снижение мощности и приёмистости;
  • в выхлопных газах возникает чёрный дым;
  • перегрев мотора даже при прохладной погоде;
  • появление калильного зажигания;
  • постоянное троение на низких оборотах;
  • ухудшение динамики разгона;
  • нагар на свечах зажигания;
  • уменьшение тяговой мощности.

Появление одной из перечисленных проблем не позволяет подозревать в поломке именно этот элемент ДВС. Выявить проблему можно при совокупном появлении нескольких изменений. Какую роль играет датчик детонации в автомобиле – становится понятно после его поломки. Без него ДВС не может работать в полную силу.

Как проверить

Как проверить исправность датчика детонации? Это зависит от модели марки автомобиля, но общий алгоритм работ следующий:

  1. Чтобы добраться к месту расположения прибора, машину загоняют на смотровую яму. Включив фонарик или другой прибор, находят элемент и откручивают крепление к цилиндру. Модуль снимают со шпильки и вытаскивают.
  2. Отсоединяют его провода от машины, зажимая фиксатор.
  3. Для начала устройство просто осматривают на наличие повреждений и заусенцев. Далее проверяют оплетку и тестируют розетку на наличие в ней тока и прочности крепления.
  4. Если датчик установлен неправильно, с сильной или слабой затяжкой, то на это укажет диагностический код.
  5. Присоединяют элемент к вольтметру или цифровому мультиметру с обязательным соблюдением полярности.
  6. Мультиметр надо настроить на милливольты (200 mV). Плюсовой щуп надо зафиксировать на управляющий контакт, а минус – на массу датчика. По центру проверяемого устройству надо слегка постучать металлическим предметом. Должны появиться значения в пределах от 40 до 150 мВ. Если разности потенциалов нет, то датчик следует заменить.
  7. При применении вольтметра действия следующие. Имитировать детонацию двигателя можно при помощи легкого постукивания по корпусу датчика. На вольтметре должно появиться сопротивление датчика. У работающего устройства значение при ударе повышается и моментально возвращается к нормальному состоянию. Если сброса значения сопротивления не происходит, то датчик детонации — неработающий.
  8. В иномарках элемент находится в охлаждающем контуре двигателя, потому перед тем как снять его придется слить жидкость. После проведения подготовки элемент скручивают и отсоединяют аккумулятор.

Перечисленных тестов будет достаточно, чтобы обнаружить поломку самостоятельно. При ее выявлении стоит искать подходящий модуль на замену или подбирать качественный аналог.

Посмотрите интересное видео о проверке датчика детонации , не снимая его с авто:

Второй способ проверки более надёжный, потому что мы его будем проверять на работающем моторе. Заведите двигатель и выставите 1500—2000 оборотов в минуту, обороты держим стабильные. Затем надо несильно постучать по датчику детонации. Если устройство в порядке, то оно «подумает», что это детонация и произойдёт корректировка угла, что приведёт к снижению оборотов двигателя. После того, как постукивания прекратятся, обороты вернутся в исходное положение.

Самое сложное – это подобраться к датчику, особенно у моторов на 16 клапанов. Заменить устройство – просто. Надо отсоединить фишку датчика детонации с проводами и выкрутить болт крепления (или сам датчик, всё зависит от конструкции). Затем надо установить новый датчик детонации и подключить его к проводке.

Можно попытаться сбросить ошибку OBD-2:

  1. Подсоедините диагностический сканер.
  2. Поверните ключ зажигания в положение ВКЛ или ON.
  3. Сбросьте код неисправности.
  4. Заведите мотор и дайте ему поработать вхолостую хотя бы 5 минут, затем проедьтесь 10-15 минут.
  5. Считайте ошибку снова, чтобы убедиться, что они не появились снова.

Как прозвонить датчик детонации? Это можно сделать для устройств с внутренним резистором. Необходимо повернуть ключ зажигания в положение OFF. Отцепите разъём проводов от датчика детонации. Далее надо измерить показатель сопротивления внутреннего резистора, оно должно быть в диапазоне 49-100 кОм. Подключите разъём проводов датчика. Если показатель сопротивления нестандартный, то надо менять датчик детонации.

Как правильно установить (поменять) датчик детонации? Самостоятельно проводить эту работу не стоит, лучше доверить автомобиль специалистам из сервисного центра.

Способы предотвратить детонацию

В ряде случаев детонация происходит под влиянием причин, не связанных с работоспособностью датчика. Надо знать о некоторых способах профилактики детонации:

  1. Если детонация мотора при езде на дизеле или бензине начинается после заправки на конкретной АЗС, пользоваться ее услугами – не следует.
  2. Регулярное удаление нагара в цилиндрах позволяет минимизировать степень сжатия и значительно улучшить отвод тепла. В большинстве случаях моторы справляются с этой функцией самостоятельно за счет самоочистки. Но, помочь силовому агрегату может и сам водитель. Машину следует прогнать на максимальной мощности пустой дороге в течение 2-5 минут.
  3. Регулярно надо мониторить состояние системы охлаждения: радиатора и вентилятора. Эти элементы чистят от естественных загрязнений минимум 1 раз в год, но лучше почаще.
    как определить неисправность датчика детонации
    Как выглядит загрязненный основной радиатор
  4. Проверьте состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов.
  5. Проводить регулировку угла опережения зажигания. Для этого на дороге разгоняют скорость в 40-50 км/час и нажимают на газ.
  6. В бензин можно добавить присадку (например, Castrol TBE). Это немного улучшит детонационную стойкость топлива. Авто заводиться будет лучше, но стуки из-под капота не исчезнут.

От рядовых автолюбителей можно услышать о специальных присадках, которые следует добавлять в бензин. Эти компоненты в ряде случаев улучшают детонационную стойкость. Но, стоит ли их использовать? Однозначно, нет, потому что это – дополнительные расходы. Лучше регулярно проверять работоспособность контролирующего модуля и заправлять машину на проверенных сетевых АЗС.

Как выбрать датчик детонации

Как влияет датчик детонации на работу двигателя, становится понятно при его неисправности. Многие автомобилисты жалуются, что с выходом из строя этого элемента, транспортное средство утрачивает свою исходную мощность, хуже набирает разгон и теряет тягу. Ко всему прочему добавляются дополнительные расходы – мотор начинает в больших объёмах «поглощать» топливо.

К покупке и выбору нового датчика стоит отнестись максимально серьезно. Надо понимать, что это одна из основных деталей, отвечающих за долговечность и продуктивность ДВС. Следует покупать только приборы, полностью соответствующие по всем параметрам.

Не следует экономить на детали. Некачественные элементы крайне быстро выходят из строя. Лучше отдать предпочтение производителям из США и Германии.

Лучше всего искать датчик для своей машины и проверять его на совместимость по VIN-коду. Благодаря этому оригинальный элемент сможет выполнять все свои функции. Если невозможно подобрать датчик по ВИН-коду по каким-либо причинам, то надо смотреть на технические параметры транспортного средства: марка, модель, год производства, устройство мотора. Покупку лучше осуществлять в проверенных магазинах.

К перечню лучших брендов можно отнести:

  • ОЕМ;
  • Bosch;
  • SWAG;
    как поменять датчик детонации
    Датчик детонации SWAG
  • Hella;
  • Behr;
  • Срок службы датчиков детонации от этих производителей – максимально долгий. При исправности системы охлаждения и соблюдении других условий, конструктивный элемент может и вовсе не выходить из строя.

Вот список дешёвых аналогов, которые хуже по качеству:

  • Amulet;
  • Meyle;
  • Febi;
  • FAE.

Подведём итоги.

Детонация представляет собой нарушение в работе двигателя, характеризующееся повышенным воспламенением топливной смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания автомобиля. В норме распространение потоков должно происходить со скоростью равной или не превышающей 30 м/с, но при нарушениях в работе устройства, показатель стремительно возрастает.

Чрезмерное воспламенение опасно взрывом только в критических случаях. Чаще всего неисправность блока детонации грозит дорогостоящим ремонтом двигателя из-за ускоренного износа поршней и цилиндров. А после замены датчика можно увидеть заметную экономию топлива.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Автомобильный холодильник альпикол инструкция по применению
  • Скдф рф инструкция по работе в личном кабинете
  • Таблетки изжогофф цена инструкция по применению
  • Шевроле aveo руководство по эксплуатации
  • Помощь руководству клуба