Мануал по двигателю 4b12

Инструменты:

  • Гаечный ключ рожковый на 10 мм
  • Гаечный ключ рожковый на 19 мм (при необходимости)
  • Гаечный ключ накидной прямой на 12 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой на 14 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой на 17 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой на 19 мм
  • Гаечный ключ накидной изогнутый на 16 мм
  • Ключ трещоточный
  • Удлинитель (с карданчиком)
  • Головка на 10 мм
  • Головка на 12 мм
  • Головка на 14 мм
  • Головка на 17 мм
  • Головка на 18 мм
  • Головка-бита 12-гранная на 8 мм
  • Свечной ключ (или высокая головка на 16 мм)
  • Головка Torx T10
  • Вороток под торцевую насадку
  • Насадка на вороток на 18 мм
  • Насадка на вороток на 22 мм
  • Динамометрический ключ
  • Отвертка плоская средняя
  • Отвертка крестовая средняя
  • Плоскогубцы
  • Приспособление для сжатия пружин клапанов (комплект из деталей с к.н. MD998735 и МВ992089)
  • Специальные плоскогубцы МВ992085
  • Специальный инструмент с угловым индикатором МВ991614
  • Инструмент для фиксации шкива коленчатого вала (вильчатый держатель MB990767 и спецболты и MD998719)
  • Опора регулируемая с винтовым домкратом (или подъемное устройство)
  • Молоток средний
  • Молоток пластиковый (при необходимости)
  • Шестигранный спецключ для фиксации храповика натяжителя (или штифт)
  • Шестигранный спецключ для фиксации натяжного механизма (или штифт)
  • Оправка MB991448 (при необходимости)
  • Оправка MD998737
  • Приспособление для притирки клапанов (ручной держатель или реверсивная дрель, при необходимости)
  • Съемник масляного поддона MD998727
  • Пресс со специнструментом (или выколотка)
  • Набор для сборки и разборки поршневых комплектов MD998780
  • Направляющая для снятия поршневого пальца MB991659
  • Экспандер для компрессионных колец
  • Приспособление для сжатия поршневых колец
  • Штангенциркуль
  • Компрессор
  • Пневмопистолет для обдувки
  • Пинцет
  • Маркер
  • Нож (или скребок)
  • Противооткатный упор (башмак)
  • Кисть флейцевая
  • Щетка металлическая
  • Измерительная головка часового типа с штативом
  • Штангенциркуль
  • Щуп плоский
  • Шприц для технических жидкостей (при необходимости)

Детали и расходники:

  • Прокладка крышки головки блока цилиндров 0249.F9

Прокладка 0249.F9 крышки головки блока цилиндров двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Прокладка головки блока цилиндров 0209.FN

Прокладка 0209.FN головки блока цилиндров двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Вкладыши подшипников распределительных валов 0803.12/0803.13/0803.14 (при необходимости)
  • Прокладка выпускного коллектора 0349.N1

Прокладка 0349.N1 выпускного коллектора двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Уплотнительное кольцо приемной трубы и коллектора 1712.C6 (при необходимости)
  • Уплотнительная прокладка приемной трубы 1709.42 (при необходимости)
  • Гайка крепления выпускного коллектора 0341.N4 — 5 шт.

Гайка 0341.N4 крепления выпускного коллектора двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Шайба 0341.N3 — 5 шт.

Шайба 0341.N3 крепления выпускного коллектора двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Уплотнительное кольцо дроссельного узла 0348.V3 (при необходимости)
  • Уплотнительное кольцо кронштейна сервопривода клапана рециркуляции ОГ 0348.V2 (при необходимости)
  • Уплотнительное кольцо пробки поддона двигателя 0313.41

Уплотнительное кольцо 0313.41 пробки поддона двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Уплотнительная прокладка корпуса термостата 1390.94

Уплотнительная прокладка 1390.94 корпуса термостата двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Уплотнительная прокладка подводящей трубы системы охлаждения 1206.F5

Уплотнительная прокладка 1206.F5 подводящей трубы системы охлаждения двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Уплотнительное кольцо подводящей трубы системы охлаждения 1342.12

Уплотнительное кольцо 1342.12 подводящей трубы системы охлаждения двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Уплотнительная прокладка насоса охлаждающей жидкости 1206.F4

Уплотнительная прокладка 1206.F4 насоса охлаждающей жидкости двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Болт 0204.Е3 — 8 шт.
  • Болт 0204.Е2 — 8 шт.
  • Шайба 0205.56 — 2 шт.

Болты 0204.Е2 и шайбы 0205.56 крепления головки блока цилиндров двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Сальник коленчатого вала передний 0127.52 (при необходимости)
  • Маслосъемный колпачок 0956.61 – 16 шт.

Маслосъемный колпачок 0956.61 клапанного механизма головки блока цилиндров двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Клапан впускной 0948.F2 — 8 шт. (при необходимости)
  • Клапан выпускной 0949.E7 — 8 шт. (при необходимости)
  • Клапанная пружина 0952.С9 — 16 шт. (при необходимости)
  • Направляющая втулка клапана 0220.А5 — 16 шт. (при необходимости)
  • Седло впускного клапана 0226.G6 — 8 шт. (при необходимости)
  • Седло выпускного клапана 0227.F1 — 8 шт. (при необходимости)
  • Коленчатый вал 0501.L8 (при необходимости)
  • Упорное полукольцо 0118.G0 — 2 шт. (при необходимости)
  • Верхний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала 0113.Y3 — 5 шт. (при необходимости)
  • Нижний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала 0113.X9 — 5 шт. (при необходимости)
  • Вкладыш шатунного подшипника коленчатого вала 0606.Y6 — 8 шт. (при необходимости)
  • Маховик двигателя 0532.S2 (при необходимости)
  • Пластина привода гидротрансформатора 0535.A9 (при необходимости)
  • Переходная пластина 0535.A7 (при необходимости)
  • Задний сальник коленчатого вала 0127.51 (при необходимости)
  • Блок цилиндров двигателя 1050A750 (при необходимости)
  • Шатун в сборе 0603.A5 — 4 шт. (при необходимости)
  • Поршень с поршневым пальцем 0627.63/0627.64/0627.65/0627.62 — 4 шт. (при необходимости)
  • Комплект поршневых колец 0627.66/0627.67 — 4 шт. (при необходимости)
  • Болт 0132.72 — 10 шт. (при необходимости)
  • Болт 0132.73 — 6 шт. (при необходимости)
  • Болт 0250.C0 — 4 шт. (при необходимости)
  • Болт 0607.66 — 8 шт. (при необходимости)
  • Аэрозольная смазка типа WD-40
  • Герметик Loctite 5900 или 5970, Three Bond 1217G (1000А923)

Герметик Three Bond 1217G для герметизации соединений двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

  • Водяная ванна
  • Жидкий азот (при необходимости)
  • Обезжириватель
  • Очиститель (или растворитель)
  • Паста притирочная (или белила)
  • Графитовая смазка (при необходимости)
  • Слабая пружина (по наружному диаметру проходящая в отверстие седла клапана, при необходимости)
  • Керосин 
  • Краска
  • Шланг
  • Моторное масло
  • Охлаждающая жидкость
  • Блок V-образный деревянный — 2 шт.
  • Деревянный брусок
  • Ветошь

Примечания:

Ниже приведен порядок сборки двигателя 4B12 Ситроен С-Кроссер. Сборка подразделяется на сборку узлов и общую. К узлам предъявляются те же требования, что и при производстве их на автомобильных заводах. 
Перед установкой нанесите немного чистого моторного масла на все движущиеся детали и поверхности скольжения.

1. Соберите головку блока цилиндров, как описано здесь.

Собранная головка блока цилиндров двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

2. Продуйте сжатым воздухом каналы охлаждения, смазочные каналы, цилиндры и картер и удалите из них посторонние частицы.

3. Подберите поршень, метка на верхней части которого соответствует размерной метке цилиндра на блоке цилиндров по приведенной таблице.

Размещение размерной метки на верхней части поршня двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Размещение меток диаметров цилиндров на блоке двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Размерные метки диаметров поршня и цилиндра двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Если блок цилиндров был заменен, то подберите поршни в соответствии с приведенной здесь процедурой.
Подбор поршня по метка на блоке цилиндра необходим для выдержки зазора между поршнем и цилиндром.
Новый поршень идет вместе с поршневым пальцем.

4. Если вкладыш нуждается в замене, то выберите и установите вкладыш требуемого размера. Определите символьные идентификационные метки на блоке цилиндров (размерные группы диаметров отверстий под верхние вкладыши коренных подшипников), которые выштампованы в месте, показанном на рисунке.

Размещение на блоке цилиндров меток диаметров отверстий под верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

5. Верхний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала идентифицируется по символьной метке, которая расположена в месте, показанном на рисунке.

Размещение идентификационной метки на верхнем вкладыше коренного подшипника коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

6. В соответствии с определенными в п.4 метками на блоке цилиндров подберите правильные верхние вкладыши коренных подшипников по приведенной таблице.

Подбор верхнего вкладыша коренного подшипника коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

7. Определите идентификационные символьные метки коренных шеек коленчатого вала, которые выштампованы в месте, показанном на рисунке. Если идентификация коленчатого вала по меткам невозможна (метки отсутствуют), то измерьте диаметр каждой коренной шейки коленчатого вала.

Размещение идентификационных символьных меток коренных шеек на коленчатом валу двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

8. Нижний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала идентифицируется по символьной метке, которая расположена в месте, показанном на рисунке.

Размещение идентификационной метки на нижнем вкладыше коренного подшипника коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

9. В соответствии с определенными в п.7 метками на коленчатом валу (или результатами измерений коренных шеек вала), подберите правильные нижние вкладыши коренных подшипников по приведенной таблице.

Подбор нижнего вкладыша коренного подшипника коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

10. Нанесите моторное масло на резьбу винтов крепления ротора датчика положения коленчатого вала.

11. Затяните винты крепления ротора датчика положения коленчатого вала номинальным моментом 11 ±1 Н·м в последовательности, указанной на рисунке.

Последовательность затяжки винтов крепления ротора датчика положения коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Затянутые винты крепления ротора датчика положения коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

12. Установите верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала в блок цилиндров, совместив выступ на вкладыше с выемкой на блоке.

Установленные верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала в блок цилиндров двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

В верхнем вкладыше коренного подшипника имеется канавка для подвода смазки.

13. Установите нижние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала в крышки, совместив выступ на вкладыше с выемкой на крышке.

Нижние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Установленные вкладыши в крыши коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

14. Установите упорные полукольца на обе стороны коренного подшипника №3 канавками наружу (к щеке противовеса).

Размещение канавок на упорном полукольце коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Для облегчения установки упорных полуколец нанесите на поверхность, контактирующую с коренным подшипником, немного моторного масла, это позволит упорным полукольцам удерживаться в необходимом положении и облегчить установку коленчатого вала.

15. Нанесите немного чистого моторного масла на рабочую поверхность вкладышей коренных подшипников коленчатого вала, затем установите вал на блок цилиндров.

Коленчатый вал двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

16. Перед установкой болтов крепления проверте, что длина «А» стержня для каждого болта не привышает номинальное значение. Если номинальное значение превышено, то замените болт.

Длина стержня болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Номинальное значение – 75,5 — 76,5 мм.

17. Установите крышки коренных подшипников коленчатого вала на блок цилиндров в соответствии с идентификационной меткой (номером коренного подшипника), нанесенной на крышке, как показано на рисунке.

Размещение нумерации крышек коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Нумерация крышек коренных подшипников производится от носка коленчатого вала.

18. Нанесите моторное масло на резьбу болтов и под их головку.

19. В несколько приемов затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала указанным моментом затяжки 26,5 ± 2 Н·м и в последовательности, указанной на рисунке ниже.

Последовательность затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

20. С помощью специального инструмента (углового индикатора, к.н. МВ991614) доверните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала на угол 45° в указанной выше последовательности.

Затяжка специальным инструментом с индикатором МВ991614 болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Затянутые болты крепления коренных крышек коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Если болт довернут на угол менее 45°, то крепление крышек коренных подшипников коленчатого вала будет недостаточным.
Если болт довернут на угол более 45°, то отверните все болты в обратной последовательности, и затем повторите процедуру затяжки с п.15.

21. Убедитесь, что коленчатый вал вращается плавно.

22. Проверьте осевой зазор коленчатого вала, как показано на рисунке.

Измерение осевого зазора коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Осевой зазор коленчатого вала: номинальный – 0,05 — 0,25 мм; предельно допустимый – 0,40 мм.

23. Наденьте на шток-толкатель поршневой палец и наверните направляющую втулку «А» на конец штока. 

Набор для сборки и разборки поршневых комплектов MD998780 с направляющими для сборки поршневого пальца с поршнем двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Номинальный диаметр поршневого пальца: наружный (D) – 21 мм; внутренний (d1) – 12 мм; внутренний (d2) – 10,5 мм.
Длина поршневого пальца (h) – 58 мм.

Геометрические параметры поршневого пальца двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

24. Уложите вместе поршень и шатун метками «передней части» вверх.

25. Нанесите моторное масло на поверхность поршневого пальца.

26. Вставьте узел (шток-толкатель с поршневым пальцем и направляющей втулкой «А» в сборе) втулкой в совмещенное отверстие поршня и шатуна со стороны метки «передней части».

27. Вверните направляющую втулку «В» в направляющую втулку «А» так, чтобы между этими направляющими втулками образовалось расстояние «L», равное номинальному значению.

Расстояние между направляющими втулками приспособления для запрессовки поршневого пальца в поршень двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Номинальное значение «L» – 3 мм.

28. Уложите вместе поршень и шатун метками «передней части» вверх на основание приспособления.

Установка на специальное приспособление для запрессовки поршневого пальца в поршень двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

29. Прессом надавите на шток-толкатель для установки поршневого пальца. Если развиваемое при запрессовке усилие меньше номинального значения, то замените поршень с поршневым пальцем в сборе и/или шатун.

Примечание:

Номинальное усилие запрессовки – 7500 — 17500 Н.
Запрессовка поршневого пальца производится при комнатной температуре.

30. Проверьте, что поршень перемещается плавно, без заедания.

Проверка перемещения поршня в поршневом пальце двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

31. Установите расширитель маслосъемного кольца в канавку под кольцо в поршне.

Примечание:

Убедитесь, что зазоры в замках скребков и расширителя расположены, как показано на рисунке.

Размещение зазоров в замках скребков и расширителе маслосъемного кольца поршня двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

32. Для установки верхнего скребка, сначала установите один конец скребка в поршневую канавку, затем заведите остальную часть скребка пальцем, как показано на рисунке.

Установка верхнего скребка маслосъемного кольца на поршень двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Не используйте экспандер поршневых колец. В отличие от других частей поршневых колец скребок маслосъемного кольца может сломаться при его расширении экспандером.

33. Установите нижний скребок маслосъемного кольца таким же образом, как и верхний.

34. Проверьте правильность установки маслосъемного кольца, состоящего из трех деталей. При правильной установке маслосъемного кольца, оно должно плавно вращаться в любом направлении.

Установленное маслосъемное кольцо на поршень двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

35. Экспандером для компрессионных колец установите компрессионные кольца №1 и №2 идентификационной меткой вверх.

Установка с помощью экспандера компрессионного кольца на поршень двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Каждое компрессионное кольцо имеет размерную и идентификационную метки, выполненные штамповкой на концах кольца.
При установке расположите кольцо так, чтобы метка была сверху.
Идентификационная метка: кольцо №1 – 1Т; кольцо №2 – 2Т.

Размещение идентификационных меток на компрессионных кольцах поршня двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

36. При замене вкладышей шатунного подшипника подбирайте их по приведенной таблице в соответствии с размерной группой (символьными метками) коленчатого вала и размерной группой (символьными или цветовыми метками) вкладышей шатунного подшипника. Если идентификация коленчатого вала по меткам невозможна (метки отсутствуют), то измерьте диаметр каждой шатунной шейки коленчатого вала.

Размещение идентификационных символьных меток шатунных шеек на коленчатом валу двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Размещение идентификационной метки на вкладыше шатунного подшипника коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Подбор вкладышей шатунных подшипников коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Диаметр отверстия нижней головки шатуна – 51 мм.
Ширина вкладыша шатунного подшипника – 17 мм.

37. Нанесите немного чистого моторного масла на поверхность поршня по всей окружности, в канавки компрессионных колец и маслосъемного кольца.

38. Расположите замки компрессионных колец и маслосъемного кольца (расширителя и скребков), как показано на рисунке.

Правильность установки поршневых колец на поршне двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

39. Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы шатунная шейка вала встала посередине отверстия цилиндра (в положении НМТ).

40. Установите верхний вкладыш шатунного подшипника в шатун, совместив выступ на вкладыше с пазом на шатуне. Нанесите немного чистого моторного масла на рабочую поверхность вкладыша.

Примечание:

Убедитесь, что вкладыши шатунных подшипников имеют соответствующие метки (см. пункт 36).

41. С помощью специального приспособления для сжатия поршневых колец, надежно зафиксируйте кольца на поршне, затем установите поршень с шатуном в сборе в отверстие цилиндра блока.

Установка поршня с шатуном в сборе в отверстие цилиндра двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Поршень с шатуном в сборе должен быть установлен в блок цилиндров так, чтобы метка «передней части» на поршне (в виде стрелки) была направлена к передней части двигателя (к цепи привода ГРМ).

Метка ориентации поршня к передней части двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

42. Легкими постукиваниями заведите поршень в цилиндр. 

Примечание:

Не применяйте силу, так как могут быть повреждены поршневые кольца.

43. Установите нижние вкладыши шатунных подшипников в крышки шатунов, совместив выступ на вкладыше с пазом на крышке шатуна. Нанесите немного чистого моторного масла на рабочую поверхность вкладыша.

Установленный нижний вкладыш в шатунную крышку коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

На двигателе применяются шатуны, нижняя крышка которых получена путем разлома. Шатун выполнен как единая кованая деталь и имеет на нижней головке заданную линию излома, по которой он разламывается. Такая технология изготовления позволяет улучшить точность соединения и немного уменьшить вес шатуна в сборе.
В случае, если снятие крышки с нового шатуна затруднено, то попеременно нанесите удар по головкам болтов крепления пластиковым молотком, когда болты крепления крышки слегка ослаблены, или слегка нанесите удар по центру крышки шатуна со стороны отверстия под шатунную шейку наружу (в направлении отсоединения крышки).
Убедитесь, что вкладыши шатунных подшипников имеют соответствующие метки (см. пункт 36).

44. Установите крышку шатуна.

Место для установки крышки шатуна на шатунную шейку коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

При установке крышки шатуна убедитесь, что метки номера цилиндра (сделанные при разборке) на шатуне и крышке шатуна совпали (расположены с одной стороны).
При установке нового шатуна без установочных меток убедитесь, что фиксирующие пазы вкладышей в крышке шатуна и на шатуне расположены с одной стороны.

Правильность установки нижней крышки шатуна двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

45. Проверьте все ранее использовавшиеся болты крепления крышки шатуна по следующим параметрам: измерьте наружный диаметр болта крепления крышки шатуна в местах «А» и «В» указанной области, как показано на рисунке.

Геометрические параметры болта крепления крышки шатуна двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Если разница между измеренными диаметрами болта выходит за границы номинального значения 0 — 0.1 мм, то замените болт крепления.

46. Перед установкой болта смажьте небольшим количеством моторного масла резьбовую часть болта и фланец головки болта, контактирующей с крышкой шатуна.

47. Наверните болты на соответствующие шатуны вручную. Затем затяните от руки каждый болт индивидуально, чтобы убедиться, что крышка шатуна села правильно.

48. Попеременно, в несколько приемов, затяните болты крепления крышек до достижения указанного момента затяжки 5 Н·м.

Затягивание болтов крепления крышки шатунного подшипника двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

49. Попеременно, в несколько приемов, затяните болты крепления крышек до достижения указанного момента затяжки 20 Н·м.

Затянутые болты крепления крышек шатунных подшипников коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

50. Нанесите краской метку на головку болта крепления крышки шатуна, как показано на левой части рисунка. Также нанесите краской другую метку на крышку шатуна, расположенную под углом 90° по часовой стрелке от метки, нанесенной на головку болта.

Нанесение краской метки на головку болта крепления крышки шатуна двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Допускается использовать вместо нанесения меток краской специальный угловой индикатор.

51. Доверните болты крепления крышек на угол 90° до совмещения нанесенных меток краской (см. правую часть рисунка п.50).

Примечание:

Если болт довернут на угол менее 90°, то затяжка болтов крепления крышки шатуна будет недостаточной.
Если болт довернут на угол более 90° то отверните болт и повторите процедуру затяжки, начиная с пункта 45.

52. С помощью плоского щупа проверьте осевой зазор нижней головки шатуна.

Измерение осевого зазора нижней головки шатуна двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Осевой зазор: номинальный – 0,10 — 0,25 мм; предельно допустимый – 0,40 мм.
Если значение бокового зазора выход за верхнюю границу указанного диапазона значений, то замените шатун с крышкой на новые.
Если после замены шатуна с крышкой значение бокового зазора по-прежнему превышает предельно допустимое значение, то замените коленчатый вал.

53. Аналогично затяните болты остальных крышек шатунных шеек коленчатого вала.

54. Перед тем, как установить картер, очистите привалочные поверхности блока цилиндров и картера от остатков старого герметика.

Примечание:

Не допускайте попадание остатков герметика в отверстия под болты крепления картера.

55. Обезжирьте поверхность для нанесения герметика на картере, а также привалочную поверхность на блоке цилиндров.

Примечание: 

Убедитесь, что остатки старого герметика удалены с отверстий под болты крепления картера. При необходимости, продуйте сжатым воздухом.
После обезжиривания убедитесь в отсутствии масла на поверхности для нанесения герметика на картере и привалочной поверхности блока цилиндров.
После обезжиривания не прикасайтесь пальцами к обезжиренной поверхности.

56. Нанесите герметик непрерывной полоской диаметром 2,5 ± 0,5 мм на картер, как показано на рисунке.

Правильность нанесения герметика на картер двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Не наносите избыточное количество герметика, поскольку при затягивании болтов герметик может быть выдавлен за указанные области.

57. Установите и затяните в несколько приемов болты крепления картера в последовательности, указанной на рисунке.

Последовательность затяжки болтов крепления картера к блоку цилиндров двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Установленный картер на двигатель 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Момент затяжки – 26 ± 1 Н·м.

58. Очистите или очистите и обезжирьте звездочку коленчатого вала и коленчатый вал в местах, указанных на рисунке.

Места очистки и обезжиривания звездочки и коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Примечание:

Обезжиривание необходимо для улучшения сопряжения деталей.
Если выполняется установка нового масляного насоса в сборе с балансирным механизмом, то сначала необходимо залить масло в насос и подшипники уравновешивающих валов и лишь затем установить его на двигатель Кроссер.

Заливание масла в балансировочный механизм в сборе с масляным насосом двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

59. Установите звездочку на коленчатый вал.

Установленная звездочка на коленчатый вал двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

60. Совместите установочную метку на звездочке уравновешивающего вала с установочной меткой на корпусе масляного насоса в сборе с балансирным механизмом (см. рисунок ниже).

Правильность установки цепи на звездочку балансирного механизма двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

61. Установите цепь привода масляного насоса и балансирного механизма на звездочку уравновешивающего вала и звездочку коленчатого вала, совместив установочную метку на каждой звездочке с отмеченным (окрашенным) звеном цепи.

Примечание:

Убедитесь, что коленчатый вал правильно сориентирован (шпоночный паз на звездочке, служащий для выставления коленчатого вала, должен быть расположен строго горизонтально, см. рисунок).

Правильность установки цепи привода балансирного механизма и звездочки коленчатого вала двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

62. Установите масляный насос в сборе с балансирным механизмом на картер.

Примечание:

Убедитесь в надежности контакта корпуса масляного насоса в сборе с балансирным механизмом с картером двигателя.
Убедитесь, что установочные отверстия под болты на корпусе масляного насоса в сборе с балансирным механизмом совмещены с отверстиями на картере.

Установка балансирного механизма в сборе с масляным насосом на картер двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

63. Смажьте небольшим количеством чистого моторного масла фланец головки болта крепления и резьбу болта крепления масляного насоса в сборе с балансирным механизмом.

Места для смазки болта крепления балансирного механизма двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

64. Установите и затяните болты крепления моментом 20 Н·м в последовательности, указанной на рисунке.

Последовательность затяжки болтов крепления балансирного механизма в сборе с масляным насосом к картеру двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

65. Затяните болты крепления моментом 44 Н·м в последовательности, указанной на рисунке выше.

66. Полностью ослабьте болты крепления масляного насоса в сборе с балансирным механизмом в последовательности, обратной указанной на рисунке выше.

67. Снова затяните болты крепления моментом 20 Н·м в последовательности, указанной на рисунке выше.

68. С помощью специального инструмента (угловой индикатор, к.н. МВ991614) доверните болты крепления на 135° в последовательности, указанной на рисунке выше.

Доворачивание специальным инструментом болтов крепления балансирного механизма в сборе с масляным насосом двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

69. Установите успокоитель и башмак натяжителя цепи, затянув болты их крепления номинальным моментом 8-12 Н·м.

Установка успокоителя цепи привода балансирного механизма в сборе с масляным насосом двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Размещение болтов крепления успокоителя и башмака натяжителя цепи привода балансирного механизма и масляного насоса двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

70. Установите натяжитель цепи привода масляного насоса и балансирного механизма на блок цилиндров, затяните болты крепления номинальным моментом 10 ± 2 Н·м.

Размещение болтов крепления натяжителя цепи привода балансирного механизма и масляного насоса двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

71. Извлеките шестигранный спецключ из натяжителя для освобождения штока. Цепь привода масляного насоса и балансирного механизма должна быть натянута посредством башмака натяжителя.

Размещение штифта фиксатора храповика натяжителя цепи привода балансирного механизма и масляного насоса двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

72. Установите цепь привода ГРМ, насос охлаждающей жидкости и все остальные снятые детали в последовательности, обратной описанной здесь.

Размещение болтов крепления успокоителя и башмака натяжителя цепи привода газораспределительного механизма двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Собранный двигатель 4B12 Citroen C-Crosser

73. После сборки двигателя рекомендуется провести его обкатку на стенде. Поскольку вне специальных ремонтных предприятий сделать это невозможно, после установки двигателя на автомобиль обкатайте его по упрощенному циклу в следующем порядке. Как установить двигатель на Ситроен С-Кроссер, а также какие инструменты при этом используются, смотрите здесь.

Установка двигателя 4B12 на Citroen C-Crosser

74. Убедитесь в правильности регулировки привода дроссельной заслонки, залейте масло и охлаждающую жидкость, проверьте герметичность всех соединений.

Размещение маслозаливной горловины двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

Заливание охлаждающей жидкости в систему охлаждения двигателя 4B12 Citroen C-Crosser

75. Пустите двигатель и дайте ему поработать без нагрузки.

Примечание:

Не доводите работу двигателя до максимальных режимов.

76. Во время работы проверьте герметичность двигателя и его систем, давление масла, обратите внимание на наличие посторонних шумов.

77. Если обнаружены посторонние шумы или другие неисправности, остановите двигатель и устраните их причину.

В статье не хватает:

  • Фото инструмента
  • Фото деталей и расходников

Источник: carpedia.club

Двигатель с искровым зажиганием 4B12 появился в производственной гамме компании Mitsubishi в 2007 г. Мотор создавался при участии автомобильных концернов из Южной Кореи и США (альянс Global Engine Alliance LLC). В зависимости от рынка сбыта и модели машины силовой агрегат имеет разные обозначения. Также существует несколько разновидностей с меньшим рабочим объемом, унифицированных по конструкции и ряду деталей с 4B12.

Описание двигателя 4B12 Mitsubishi

Мотор 4B12 из глобальной линейки World Gasoline Engine рядного типа рассчитан на использование масла вязкостью 0W-20 для снижения расхода топлива. Разработчики оптимизировали форму каналов подачи воздуха и отвода выхлопных газов, использовали помпу охлаждающей жидкости с пластиковым ротором.

Изначально была внедрена система изменения фаз газораспределения MIVEC на обоих валах (с 2011 года на конвейере остались модификации с регулятором только для клапанов впуска), а для изготовления блока и коллектора впуска применили алюминиевый сплав. Мероприятия были направлены на снижение шумности при работе. Балансировочный вал 4B12 совместили с приводом масляного насоса.

Модели, выпускавшиеся концернами Chrysler и Hyundai-Kia (партнеры по разработке), получили обозначения ED3 и G4KC/G4KE соответственно. В семейство 4B1 входят двигатели 4B11 (атмосферный) и 4B11T (Turbo), отличающиеся уменьшенным диаметром цилиндров при идентичной высоте блока. Компания Mitsubishi выпускала еще одну модификацию под обозначением 4B10.

Двигатель Mitsubishi 4B12
Двигатель Mitsubishi 4B12

Особенности конструкции

Тип двигателя – рядный 4 цилиндровый DOHC (с 16-клапанной схемой газораспределения) без гидравлических компенсаторов. В блоке установлены чугунные гильзы, внешняя часть которых омывается потоком антифриза.

Система впрыска топлива на 4B12 оснащена форсунками с распылителями, способными создавать микроскопические капли бензина для лучшего приготовления смеси. Распределительные валы имеют малошумный цепной привод с регулятором натяжения.

На блоке 4B12 предусмотрены площадки для установки компрессора кондиционера и насоса для гидравлического усилителя руля. Номер наносится в заводских условиях на плоскость, расположенную около линии стыка блока с масляным поддоном.

Использование каталитического нейтрализатора и дополнительных систем позволили снизить токсичность выхлопа до норматива Евро-4 (позднее – Евро-5). Система смазки лишена форсунок для подачи масла на днища поршней (стали ставиться с 2012 г. на корейскую модификацию G4KE).

Японский производитель Mitsubishi в 2013 г. прекратил сборку большей части моторов линейки 4B1, оставив на конвейере только версию 4B12.

Другие члены альянса продолжили производство и совершенствование конструкции. Например, Hyundai-Kia начал использовать систему прямого впрыска топлива GDI. Американский концерн Chrysler создал новое поколение моторов Tigershark с регулировкой фаз газораспределения и высоты подъема клапанов впуска, позаимствованной у FIAT.

Конструкция двигателя 4B12
Конструкция двигателя 4B12

Технические характеристики

Двигатель оснащен 4-цилиндровым блоком с диаметром цилиндра 86 мм и ходом поршня 97 мм. Рабочий объем – 2360 см³ (на автомобилях с моторами 4B12 обычно указывается округленное значение 2,4 л). Максимальная мощность 4B12 – 168 или 170 сил при частоте вращения 6000 об/мин. Крутящий момент – 226 Н*м при 4100 об/мин (существовали версии, развивавшие 232 Н*м при 4200 об/мин).

За счет использования алюминия и пластика удалось снизить вес двигателя (с заправкой маслом и установкой навесного оборудования) до 136 кг. Степень сжатия составляла 10,5 единицы и не менялась на протяжении всего жизненного цикла мотора.

Американская версия от Chrysler имела мощность 172 л. с., а для спортивной модификации Dodge Caliber была создана 285-сильная модель с наддувом и промежуточным охладителем воздуха.

Расход топлива

Одним из косвенных признаков, определяющих совершенство мотора, является топливная экономичность. Производителям за счет использования MIVEC при объеме двигателя 2,36 л удалось уложиться в 9,3 л на 100 км пути (данные указаны для кроссовера Mitsubishi Outlander с системой полного привода). В городских условиях двигатель сжигал уже 12,6 л бензина А-95 (использование А-92 не допускалось из-за высокой степени сжатия).

Седан Mitsubishi Lancer X поколения, предлагавшийся в США с мотором 4B12 и бесступенчатой трансмиссией с приводом на передние колеса, расходовал в смешанном цикле 9,4 л топлива. В городе автомобиль укладывался в 10,7 л, а на трассе при скорости около 90-100 км/ч заявленный заводом расход составлял 7,6 л на 100 км пути.

Топливная экономичность 4B12 зависит от ряда факторов (например, дорожных условий, квалификации водителя и технического состояния машины).

Mitsubishi Lancer X
Mitsubishi Lancer X

Тюнинг двигателя

Базовая доработка 4B12 – перепрограммирование блока управления. Прирост мощности не превысит 3-5%, но несколько стабилизируется работа под нагрузкой в зоне низких оборотов. Существуют прошивки от разных авторов, обеспечивающие разные алгоритмы работы двигателя. Для дальнейшего повышения характеристик требуется замена выпускного коллектора и установка выхлопной системы с пониженным сопротивлением потоку.

Возможна установка на 4B12 распределительных валов с иным профилем клапанов и расточка каналов впуска для применения этих же деталей с увеличенным размером тарелок. Также практикуется замена поршневой группы, «поджатие» головки блока для роста степени сжатия.

Потенциал повышения мощности 4B12, в отличие от моторов с турбиной, невелик. Лучшие экземпляры развивают не более 200-210 л. с.

Список моделей авто в которых устанавливался

Краткий перечень автомобилей, которые приводятся в движение двигателями 4B12:

  • Mitsubishi Delica (с 2007 г.) и Outlander XL (с 2008 г.);
  • Citroen C-Crosser и построенный на унифицированной платформе Peugeot 4007;
  • Mitsubishi Lancer Sportback GTS с кузовом X серии для американского рынка;
  • Mitsubishi Galant.

Mitsubishi Delica

Mitsubishi Delica
Citroen C-Crosser
Citroen C-Crosser

Моторы использовались и на автомобилях южнокорейского концерна Hyundai-KIA Motor Manufacturing (линейки двигателей Theta и Theta II). Первая генерация развивала 165 сил и ставилась на Kia Optima (кузов серии MG) и Hyundai Sonata (поколение NF). Модификация Theta II шла на легковые машины и кроссоверы (последними представителем стал Kia Sportage IV поколения, который собирался до 2021 г.)

Иногда встречаются сведения, что 4B12 использовался на Citroen C4, что является ошибкой. На машинах ставились бензиновые двигатели объемом до 1,6 л и 2-литровый дизель. В США использовались двигатели Chrysler World Engine. Они ставились на Chrysler Sebring, Dodge Avenger, Dodge Journey, Jeep Compass и Patriot до 2017-2020 гг.

Большой разницы между моторами из США и Юго-Восточной Азии нет, но есть отличия в местах выпуска комплектующих.

Плюсы и минусы, ресурс

Преимущества двигателя 4B12:

отсутствие в конструкции сложных решений;

распространенность;

ресурс до капитального ремонта не менее 300 тыс. км;

возможность расточки чугунных гильз при ремонте.

Привод ГРМ на 4B12 оснащен шестернями и цепью с метками, упрощающими выставление фаз
Привод ГРМ на 4B12 оснащен шестернями и цепью с метками, упрощающими выставление фаз

Владельцы машин с 4B12 в отзывах иногда критикуют надежность двигателя, который имеет тенденцию к повышенному расходу масла после пробега 180-200 тыс. км. Вызывает нарекания и необходимость периодической ручной настройки зазоров в ГБЦ DOHC.

Несмотря на стремление разработчиков снизить уровень шума, двигатель нельзя назвать тихим. Еще одна проблема 4B12 – выпускной коллектор, который иногда трескается из-за вибраций и перепадов температуры.

Регламент обслуживания ДВС 4B12

Изначально производители закладывали интервал замены масла через каждые 15 тыс. км, но в нормальных условиях эксплуатации целесообразно сократить пробег до обслуживания до 8-10 тыс. км. Из картера мотора сливается не более 4,6 л (с учетом корпуса фильтра).

Для двигателей 4B12 подходят моторные масла с вязкостью 5W-20, 5W-30, 10W-30 или 5W-40 (допуски указываются заводами в документации к автомобилям).

Производитель не установил ресурс цепного привода распределительных валов. Но стоит следить за состоянием ГРМ. В противном случае происходит загибание стержней клапанов. Для подстраховки следует менять цепь при пробеге 150 тыс. км.

Частая регулировка клапанов 4B12 не требуется. Достаточно проводить процедуру через 90 тыс. км (тепловые зазоры указываются в мануалах на двигатель). Свечи зажигания выдерживают 30 тыс. км, а ремень навесного оборудования меняют через 60 тыс. км.

Регулировка клапанов 4B12
Регулировка клапанов 4B12

Какое масло использовать

Заявленный заводом для двигателя 4B12 допустимый расход масла на 1000 км – не более 0,6 л. Для заправки системы смазки можно использовать синтетические масла, соответствующие климатическим условиям эксплуатации (в диапазоне от 0W-30 до 20W-50). Они должны удовлетворять требованиям ACEA A5/B и иметь API не ниже SL (для версий с GDI от Hyundai-Kia допускается заправка масла с API SN).

Полная емкость системы смазки – 5,2 л.

Toyota 5W-30

Toyota 5W-30
Масло Liqu Moly 5w20
Масло Liqu Moly 5w20
Zic x7 ls 10w-30
Zic x7 ls 10w-30
Масло моторное LUKOIL GENESIS N 5w40
Масло моторное LUKOIL GENESIS N 5w40

Недостатки поломки и проблемы мотора 4B12

Двигатель 4B12 (4-цилиндровый DOHC 16V MIVEC объемом 2,36 л) не лишен ряда недостатков:

Постоянный цокот при работе от работающих форсунок впрыска. Дефект не указывает на поломку. Является следствием специфической конструкции распылителей.

Высокая требовательность к качеству масла и регулярности обслуживания. В противном случае в картере 4B12 образуются отложения, способствующие росту расхода масла. Отложения забивают каналы, ухудшают работу насоса и увеличивают риск раннего растяжения цепи. Также возможна течь масла по прокладкам в свечных колодцах.

Форсунка
Форсунка

Способы ремонта силовой установки 4B12

Двигатель 4B12 выдерживает капитальный ремонт с расточкой гильз. При восстановлении используют поршни и кольца от сторонних производителей, поскольку Mitsubishi не выпускает такие детали.

Также возможна расточка коренных и шатунных шеек коленчатого вала с применением комплектующих от сторонних поставщиков.

В видео показан процесс капитального ремонта с устранением задиров на зеркалах цилиндров.

Свап 4B12 на другие авто

Некоторые владельцы машин с моторами 4B10 пробуют установить версию 4B12, имеющую большую мощность. Поскольку силовые агрегаты имеют унифицированные блоки, то доработка моторного отсека не требуется. Для сборки автомобиля понадобятся только технологические жидкости. Возможно, потребуется замена ряда деталей (например, текущих сальников).

Процедура свапа двигателя 4B12 на Mitsubishi Lancer X поколения показана в ролике.

Двигатель 4B12 широко использовался на автомобилях концернов Mitsubishi и PSMA, которые поставлялись и на российский рынок. Мотор требователен к качеству обслуживания и чистоте моторного масла. Рекомендованный разработчиками интервал 15 тыс. км просто убивает двигатель. Для увеличения ресурса рекомендуется проводить обслуживание через 8-10 тыс. км и следить за состоянием цепи, при обрыве которой поршни загибают клапана.

А как часто вы меняете масло в моторе? Поделитесь своим личным опытом в комментариях с другими автовладельцами. Сохраните полезный материал в закладках, чтобы в любой момент быстро получить к нему доступ.

Приветствую, моменты затяжек и тд одинаковые 4b10 u 4b11?

Я езжу на Mitsubishi Lancer X

А почему не заморочился?и не сделал 2.3 ?

Скидка — 1,613%… Ребята там знают толк в подгонке )))

Ремонт 4B10 ‘это что-то из разряда экзотики (или извращений) :).

Кому как, кому то поехал и через час привез готовый блок, а кому найти продажу в другом регионе, потом отправка ТК, пока привезут… На 3 недели не иначе… А тут нужна машина, самый быстрый вариант…

Я не про это, а про то, что 1.8 мотор чинить нет никакого смысла во всех смыслах.

Бестолковый, очень дешевый на вторичке мотор, а так все норм.

1.6 сейчас пользуются огромным спросом :).

дык я знал что брал )) за 550 продам за неделю )) жаба пока давит

Я думаю, имелся ввиду мотор отдельно,
а вместе с машиной спросом не пользуется 8)

вот не надо только )) у нас на авито их 1 страница )) это те не салярис фик продашь ))


veti-k

Я думаю, имелся ввиду мотор отдельно,
а вместе с машиной спросом не пользуется 8)

Ес-сно речь про мотор :).


LancerZ

1.6 сейчас пользуются огромным спросом :).

ничего, через 1-2 года и 1.8 пойдут в расход, срок то подходит уже им…

Содержание

  1. Двигатель Mitsubishi 4b12
  2. Описание двигателя, его основные особенности
  3. Технические характеристики двигателя 4b12
  4. Надежность мотора
  5. Ремонтопригодность, ресурс работы газораспределительного механизма
  6. Какое масло использовать для двигателя 4b12
  7. Свап 4b12 на другие авто
  8. Чип-тюнинг
  9. Список автомобилей на которые устанавливался данный двигатель
  10. Разборка двигателя 4B12 Peugeot 4007 2007 — 2012

Двигатель Mitsubishi 4b12

Рядный четырехцилиндровый ДВС 4b12 объемом 2.4 литра разработан совместными усилиями компании Mitsubishi и Kia-Hyundai. Этот двигатель имеет и другое обозначение – g4ke. Устанавливался в автомобили Mitsubishi Outlander, а также многие другие машины. Обладает отличными эксплуатационными характеристиками.

Описание двигателя, его основные особенности

Агрегат от производителя Mitsubishi маркируется как 4b12. Нередко можно встретить обозначение g4ke – эти два различных мотора почти идентичны по своим характеристиками и взаимозаменяемы. Потому возможна замена g4ke на 4b12. Но важно помнить о особенностях свап 4b12. Оба агрегата относятся к семейству Theta II.

В данную серию Mitsubishi входит также и 4b1. Рассматриваемый мотор 4b12 является прямым наследником двигателя 4G69. Потому унаследовал многие его особенности, в том числе некоторые важные минусы. Также данные моторы используются в автомобилях Chrysler World. Фактически рассматриваемый мотор 4b12 является увеличенной версией моделей g4kd/4b11std.

Само увеличение мотора происходит за счет большего размера коленвала – ход поршня в таковом составит 97 мм вместо 86 на меньшей версии. Рабочий объем которой равен 2 литрам. Основные сходства конструкции двигателя 4b12 с меньшими моделями g4kd и аналогами:

  • аналогичная система изменения фаз газораспределения – на обоих валах;
  • отсутствие гидрокомпенсаторов (что несколько упрощает капремонт мотора – если необходимость в таковом возникает).

Несмотря на определенные минусы двигателя — он обладает многими преимуществами. Необходимо внимательно следить за уровнем масла. Так как 4b12 отличается некоторой «прожорливостью». Производитель рекомендует осуществлять замену каждые 15 тыс. км, но оптимальным решением будет смена каждые 10 тыс. км – это позволит отсрочить необходимость капитального ремонта на максимальный срок.

Двигателя 4b12 и g4ke являются точными копиями друг друга. Так как таковые разрабатывались по специальной программе «World Engine». Данные моторы монтировались:

  • Аутлендер;
  • Peugeot 4007;
  • Citroen C-crosser.

Технические характеристики двигателя 4b12

Отдельно нужно отметить устройство ГРМ – он снабжается не ремнем, а цепью. Что существенно увеличивает ресурс работы самого механизма. Цепь ГРМ должна меняться каждые 150 тыс. км. Важно точно установить момент затяжки. Благодаря техническим характеристикам многие автолюбители готовы закрыть глаза на ряд минусов двигателя 4b12 – таковой «ест» масло, присутствует определенная вибрация при работе (причем проявляется таковая зачастую спонтанно).

Заявленный производителем ресурс составляет 250 тыс. км. Но на практике подобные моторы выхаживают на порядок больше – по 300 тыс. км и более того. Что делает приобретение и установку контрактного двигателя выгодным решением. На ресурс конкретного мотора влияют следующие факторы:

  • как часто меняются свечи, масляные фильтры и само масло;
  • качество используемого топлива;
  • режим эксплуатации – необходимо своевременно осуществлять ремонт по необходимости, выполнять регулировку клапанов;
  • прогрев перед пуском мотора – особенно это важно при работе в зимний период времени.

Прежде чем приобрести автомобиль с двигателем 4b12 – необходимо провести диагностику. Основные технические характеристики мотора:

Характеристика Значение
Производитель Hyundai Motor Manufacturing Alabama / Mitsubishi Shiga plant
Марка, обозначение двигателя G4KE / 4B12
Годы выпуска мотора C 2005 года и по настоящее время
Материал изготовления блока цилиндров Алюминий
Устройство подачи топлива Инжектор
Тип мотора Рядный
Количество цилиндров, шт. 4
Количество клапанов на 1 цилиндр 4
Ход поршня, мм 97 мм
Диаметр цилиндра, мм 88
Степень сжатия 10.05.2018
Рабочий объем двигателя, куб. см 2359
Мощность двигателя, л.с./об.мин 176/6 000
Крутящий момент Н×м/об.мин. 228/4 000
Топливо 95ый
Соответствие экологическим нормам Евро 4
Вес двигателя н.д.
Расход топлива на 100 км. пути город – 11.4 л
трасса – 7.1 л
смешанный – 8.7 л
Какой тип масла рекомендуется 5W-30
Объем масла, л. 04.06.2018
Замена масла, как часто Каждые 15 тыс. км (рекомендуется сервисными центрами каждые 7.5-10 тыс. км)
Зазоры клапанов Выпускные – 0.26-0.33 (стандартный – 0.30)
Впускные – 0.17-0.23 (по умолчанию – 0.20)

Надежность мотора

Отзывы о работе двигателя в целом положительные. Но имеется ряд минусов, особенностей двигателя – которые при эксплуатации важно обязательно учесть. Это позволит увеличить ресурс работы мотора, а также избежать проблем в дороге. Если предусмотреть все возможные неисправности заблаговременно. Особенно это касается двигателей 4b12 устанавливаемых на машины Митсубиши Лансер 10.

Чаще всего встречаются неисправности следующего рода:

  • выход из строя масляного насоса – важно следить за давлением масла, при наличии подозрений на проблемы необходимо заглушить двигатель;
  • подшипники компрессора кондиционера – важно периодически осуществлять замену;
  • стрекотание форсунок – требуется отрегулировать работу инжектора;
  • повышенная вибрация – обычно связана с необходимостью заменить свечи.

Важно уделять внимание блоку цилиндров. Коленвал обычно замены не требует, но необходимо следить за состоянием шатунных вкладышей.

Поломки, требующие снять двигатель для их устранения, случаются относительно нечасто. Важно следить за состоянием ремня генератора и своевременно осуществлять его замену. Процесс этот не сложен, возможно осуществить его в гаражных условиях – как и многие другие ремонтные работы.

Некоторые трудности порой возникают при снятии ГБЦ – головки блока цилиндров. Подобные процедуры при отсутствии опыта и соответствующих инструментов лучше осуществлять в специализированном сервисе. При проведении ремонтных работ желательно приобретать только оригинальные детали. Приводной ремень – от Bosch, вкладыши — Taiho, других именитых фирм. Это позволит свести к минимуму вероятность приобрести бракованную продукцию, приводящую в дальнейшем к поломке двигателя.

Покупка ремня, а также масла и других расходных материалов обойдется не дорого. Но такие комплектующие, как датчик коленвала, распредвал и клапан egr обойдутся в несколько тысяч рублей и более. 4b12 снабжается надежным вариатором на некоторых моделях автомобилей, также существует множество комплектаций с механической коробкой переключения передач. При ремонте важно точно замерить размер коленвала – это упростит подбор деталей.

Ремонтопригодность, ресурс работы газораспределительного механизма

Важно своевременно осуществлять ревизию ГРМ. В противном случае при поломке составляющих данного механизма может потребоваться ремонт целиком всего двигателя. Стоит отметить, что разборка двигателя для ремонта ГРМ проста, но требует навыков и специального инструмента. В противном случае можно повредить важные детали конструкции. Например, успокоитель ремня ГРМ. В разобранном виде во время ремонта 4b12 выглядит следующим образом:

Данный двигатель начинает потреблять масло более лимита, установленного на заводе автопроизводителем. Но при этом лишь на отметке пробега в 180 тыс. км. После разборки необходимо будет отмыть все покрытые отработкой, нагаром детали. Используются для этого средство Deca либо Dimer.

Чаще всего при ремонте возникают следующие сложности:

  • демонтаж шатунов и поршней;
  • съем нижней плиты двигателя.

Для этих операций понадобится специализированный инструмент. Ресурс цепи ГРМ составляет 200 тыс. км. Но на данный показатель существенное влияние оказывает как раз качество используемого масла. Важно периодически осуществлять проверку растяжения цепи, её длина будет увеличиваться. При замене необходимо помнить, что существует два различных образца данной детали – цепи старого и нового типа. Они являются взаимозаменяемыми.

Основные признаки того, что цепь ГРМ необходимо заменить:

  • присутствуют «брякающие» звуки на «холодную»;
  • присутствует потеря мощности;
  • провис цепи – его видно при снятой крышке.

Как и в иных автомобилях, двигателях подобного типа важно осуществлять монтаж цепи по специальным меткам в ГРМ. В противном случае двигатель не заведется либо будет работать с перебоями.

Важно помнить: новая цепь ГРМ может попросту не иметь окрашенных звеньев упрощающих установку.

Потому перед снятием старой нужно таковые метки обозначить самостоятельно. Отметки на звездочках распределительных валов отмечены специальными пометками на картинке:

Какое масло использовать для двигателя 4b12

Выбор масла для данного мотора – серьезный вопрос. От качества смазочного материала зависит ресурс работы ГРМ, а также остальных важных механизмов и систем двигателя. Согласно рекомендации производителя необходимо использовать в зависимости от климатических условий и режима эксплуатации масла вязкостью от 0W-20 до 10W-30.

Имеется спецификация касательно двигателя 4b12:

  • API SN, SM;
  • ILSAC GF-5;
  • ACEA A1/A5 – возможно использовать масло без данной спецификации, так как это обозначение европейское.

Оптимальное решение при выборе масла для автомобилей с двигателем 4b12 в случае эксплуатации в РФ – Моби 1 X1 5W-30. Но важно заранее ознакомиться с признаками поддельных масел. Использование контрафактного товара может стать причиной поломки. Например, при повышенной вязкости масла при минусовой температуре возможно его выдавливание через сальник коленвала, другие повреждения – следствием станет необходимость капитального ремонта.

Свап 4b12 на другие авто

Двигатель 4b12 имеет стандартные размеры и может быть заменять другой аналогичный по своим габаритным и иным параметрам мотор. Подобные замены имеют место, например, в автомобилях Mitsubishi lancer GTs 4WD. В таких моделях осуществляется свап двигателя 4b11 на 4b12. Объем первого составит 2 л, второго же – 2.4 л. Процесс достаточно прост:

  • демонтаж старого двигателя из кузова;
  • установка навесного оборудования, впуска и проводки на новый мотор;
  • монтаж нового двигателя со всем оборудованием в кузов автомобиля на посадочное место.

Лучшее решение – осуществить обмен моторов в специальных сервисах. Процесс в таковых налажен, нет необходимости снимать целиком все оборудование. Причем коробку демонтировать при свапе нет необходимости. Достаточно отодвинуть часть отсоединенного навесного оборудования в сторону.

Последствия таковой переустановки:

  • автомобиль становится более динамичным;
  • 4b11 лучше держит низкие обороты.

Чип-тюнинг

Чип-тюнинг – прошивка блока управления двигателем. При изменении программного обеспечения ЭБУ возможно получить преимущества:

  • двигатель может работать на топливе с октановым числом от 85 до 100;
  • прирост момент крутящего момента на 10%;
  • повышение мощности мотора без физических доработок.

Не требуется вскрывать двигатель, вести какие-либо механические доработки. Данный тюнинг у официального производителя обойдется примерно в 600 долларов. Причем гарантия будет сохранена. По замерам программы в зависимости от прошивки прирост мощности может составить до 20 л.с. Замеры до и после тюнинга представлены на графике ниже:

Список автомобилей на которые устанавливался данный двигатель

Двигатель 4b12 устанавливался на множество моделей автомобилей – в силу его универсальности и практичности:

  • Mitsubishi Delica D:5 (01.2007 — н.в.);
  • Mitsubishi Outlander 24G DBA-CW5W – причем в модель второго рестайлинга, suv, 3 поколение устанавливается такой двигатель до сих пор;
  • Citroen С-Crosser4;
  • Peugeot 4007.

Двигатель 4b12 — надежный мотор, требующий минимального внимания со стороны владельца в первые 200 тыс. км. Потому до сих пор устанавливается в некоторые модели автомобилей. Ремонтопригоден, неприхотлив к качеству топлива и масла.

Разборка двигателя 4B12 Peugeot 4007 2007 — 2012

Инструменты:

  • Ключ трещоточный
  • Удлинитель (с карданчиком)
  • Головка на 10 мм
  • Головка на 12 мм
  • Головка на 14 мм
  • Головка на 16 мм
  • Головка на 17 мм
  • Головка на 18 мм
  • Головка-бита 12-гранная на 8 мм
  • Свечной ключ (или высокая головка на 16 мм)
  • Головка Torx T10
  • Вороток под торцевую насадку
  • Насадка на вороток на 18 мм
  • Насадка на вороток на 22 мм
  • Гаечный ключ рожковый на 10 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой на 12 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой на 14 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой на 17 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой на 19 мм
  • Гаечный ключ накидной изогнутый на 16 мм
  • Шестигранный ключ на 6мм
  • Отвертка плоская средняя
  • Отвертка крестовая средняя
  • Домкрат винтовой
  • Подъемное устройство
  • Траверса MB991527
  • Балонный ключ
  • Шестигранный спецключ для фиксации натяжного механизма (или штифт)
  • Инструмент для фиксации шкива коленчатого вала (вильчатый держатель MB990767 и спецболты и MD998719)
  • Инструмент (стопор) для фиксации маховика или пластины привода гидротрансформатора МВ991883
  • Съемник масляного поддона MD998727
  • Опора регулируемая с винтовым домкратом (или подъемное устройство)
  • Шестигранный спецключ для фиксации храповика натяжителя (или штифт) — 2 шт.
  • Съемник масляного фильтра MB991396
  • Набор для сборки и разборки поршневых комплектов MD998780
  • Направляющая для снятия поршневого пальца MB991659
  • Приспособление для сжатия пружин клапанов (комплект из деталей с к.н. MD998735 и МВ992089)
  • Съемник седел клапанов
  • Специальные плоскогубцы МВ992085
  • Пресс со специнструментом (или выколотка)
  • Молоток средний
  • Плоскогубцы
  • Пинцет
  • Маркер
  • Противооткатный упор (башмак)
  • Нож (или скребок)
  • ​Щетка металлическая
  • Кисть флейцевая
  • Стенд для ремонта двигателей

Детали и расходники:

  • Веревка или проволока
  • Емкость техническая — 4 шт.
  • Шланг
  • Аэрозольная смазка типа WD-40
  • Водяная ванна
  • Очиститель (или растворитель)
  • Обезжириватель
  • Деревянный брусок
  • Блок V-образный деревянный — 2 шт.
  • Краска
  • Ветошь

Примечания:

При капитальном ремонте необходимо знать, как правильно разобрать и собрать двигатель.
Перед разборкой двигатель необходимо тщательно очистить от загрязнений, установить на стенд или подставку, при этом двигатель должен стоять очень устойчиво. При сборке не подвергавшиеся ремонту или замене детали надо устанавливать на свои места, где они приработались. Для этого при разборке их необходимо маркировать любым способом, который не портит детали. При ремонте запрещается разукомплектовывать крышки шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, так как эти детали обрабатывают в сборе. Коленчатый вал и маховик (диск гидротрансформатора) можно разукомплектовать, поскольку эти детали балансируют в отдельности.

Если есть возможность, работайте на специальном поворотном стенде, обеспечивающем доступ к двигателю со всех сторон, так как двигатель очень тяжело фиксировать от перемещения при отворачивании деталей крепления, затянутых большим моментом.

1. Снимите двигатель Пежо 4007 с автомобиля, как описано здесь (выполните все работы раздела «Снятие двигателя»).

2. Снимите стартер, отвернув два болта его крепления.

3. Отверните болт и гайку крепления генератора и снимите его.

4. Отверните болты крепления и снимите два кронштейна крепления генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления.

5. Снимите шкив коленчатого вала и извлеките передний сальник вала, как описано в этой статье.

6. Затем снимите маховик / пластину привода гидротрансформатора и извлеките задний сальник коленчатого вала, как описано здесь.

7. Снимите крышку головки блока цилиндров, как описано здесь.

8. Снимите масляный поддон картера двигателя, как описано здесь.

9. Снимите цепь привода ГРМ, как описано в этой статье.

10. Снимите головку блока цилиндров, как описано здесь.

11. Снимите насос системы охлаждения с прокладкой, отвернув пять болтов его крепления.

12. Перед тем, как снять картер двигателя, необходимо снять масляный насос в сборе с балансирным механизмом. Нажмите на башмак натяжителя в направлении натяжителя цепи привода масляного насоса и балансирного механизма, утопите шток натяжителя и вставьте шестигранный спецключ (в форме «L», 1,5 мм) для фиксации штока в указанное на рисунке отверстие.

Примечание:

Вместо шестигранного спецключа допускается использование штифта или проволоки, которая должна быть достаточно жесткой.

13. Снимите натяжитель цепи привода масляного насоса и балансирного механизма.

14. Отверните болты крепления башмака натяжителя, успокоителя цепи и снимите их с блока двигателя.

15. Снимите масляный насос в сборе с балансирным механизмом, отвернув болты его крепления.

16. Затем снимите цепь привода масляного насоса и балансирного механизма.

17. Снимите с помощью двух отверток звездочку с коленчатого вала.

18. Отверните болт крепления трубки указателя уровня масла к блоку цилиндров и снимите щуп в сборе.

Примечание:

Не потеряйте уплотнительное кольцо, размещенное в нижней части соединения трубки щупа с картером двигателя.

19. Снимите с помощью специального ключа масляной фильтр.

20. В несколько приемов и в последовательности, указанной на рисунке, отверните болты крепления картера.

21. Вставьте плоскую отвертку в паз между блоком цилиндров и картером, как показано на рисунке. Работая отверткой, как рычагом, отделите картер от блока цилиндров.

Примечание:

Можно использовать другой способ отделения картера от блока цилиндров: наносите легкие удары рукояткой молотка по приливу на картере, и отделите картер от блока цилиндров.

22. Если отделить картер не удается одним из приведенных выше способов, то вставьте плоскую отвертку между картером и крышкой коренного подшипника коленчатого вала, как показано на рисунке, и слегка покачивая отвертку вверх-вниз (работая отверткой, как рычагом) отделите картер.

23. Маркером нанесите номер цилиндра на боковую поверхность шатуна для облегчения последующей сборки.

24. Отверните болты, снимите крышку шатуна и извлеките поршень и шатун в сборе из цилиндра, протолкнув шатун ручкой молотка внутрь цилиндра.

Примечание:

Будьте осторожны при снятии поршня с шатуном в сборе, не заденьте шатуном за поверхность цилиндра и шейку коленчатого вала.

25. Проворачивая коленчатый вал для доступа к болтам крышек шатунов, аналогично извлеките остальные поршни с шатунами.

26. Снимите вкладыши со всех шатунов и с их крышек.

27. Снять поршневое кольцо можно руками. Разожмите верхнее компрессионное кольцо и снимите его. Аналогично снимите второе(нижнее) компрессионное кольцо.

28. Разожмите и снимите верхнее кольцо-расширитель и нижнее кольцо составного маслосъемного кольца.

29. Вставьте шток-толкатель в поршень со стороны метки «передней части» (в виде стрелки), нанесенной на днище поршня, затем наверните направляющую втулку «D» на конец штока.

30. Установите поршень и шатун на основание метками «передней части» вверх, как показано на рисунке ниже.

31. При помощи пресса извлеките поршневой палец.

Примечание:

Для облегчения дальнейшей сборки держите разобранные детали отдельно от других аналогичных деталей.

32. Разложите снятые детали (шатуны, поршни, вкладыши и др.) в порядке их соответствия номерам цилиндров.

33. Также необходимо знать, как снять коленчатый вал, не повредив его. Для этого, отверните болты крепления крышек коренных подшипников в несколько приемов и в последовательности, указанной на рисунке, затем снимите крышки.

34. Снимите нижние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

35. Снимите коленчатый вал в сборе с ротором датчика положения коленчатого вала и, во избежание повреждения зубьев ротора, положите его на два V-образных блока.

Примечание:

В случае повреждения зубьев ротора датчика положения коленчатого вала, ротор необходимо заменить.

36. Затем снимите верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

37. Снимите два упорные полукольца.

Примечание:

Разложите снятые детали (вкладыши коренных подшипников и упорные полукольца) в порядке их соответствия номеру шейки и направлению установки.

38. Отверните четыре болта и снимите ротор датчика положения коленчатого вала.

39. Как разобрать головку блока цилиндров, смотрите здесь.

40. Как провести очистку деталей механизмов двигателя и их дефектовку, а также какие инструменты и расходники при этом используются, смотрите здесь, здесь и здесь.

В статье не хватает:

  • Фото инструмента
  • Фото деталей и расходников

В руководстве приведена подробная спецификация по ремонту двигателей 4B11 / 4B12 / DW12MTED4 устанавливаемых на автомобили Ситроен Си-Кроссер и Пежо 4007 (первое поколение). Подойдет для ознакомления с устройством и проведения самостоятельного ремонта силового агрегата автомобиля.

Характеристики автомобиля

Годы выпуска: 

2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014

Двигатель: 

4B11 / 4B12 / HDi DW12MTED4

Продавец

Оплата

Загрузка

Возврат

Магазин автолитературы КрутилВертел

РФ, Белгородская обл, Белгородская р-н, пгт Разумное, ул. Королева 17а
Украина, г. Харьков, пер. Симферопольский, 6

Банковской картой (Visa, MasterCard, МИР и т.д.)

YooMoney (с кошельков YooMoney и QIWI Wallet, через терминалы оплаты)

Portmone (с аккаунта Portmone)

WebMoney (с кошелька WebMoney)

PayPal (с аккаунта PayPal)

После совершения платежа и возращения в магазин с сайта платежной системы Вы окажитесь на странице успешной оплаты.

На данной странице необходимо указать контактный e-mail, на который будет выслана ссылка для скачивания PDF мануала.

Возврат денежных средств возможен за любые покупки в магазине.

Продавец вернет деньги, если заявка на возврат была оформлена через форму не позднее 14 дней с момента совершения покупки и если в личном кабинете не была нажата кнопка «Скачать».

Содержание руководства
Механическая часть бензинового двигателя
1 Блок цилиндров в сборе
2 Головка блока цилиндров
3 Силовой агрегат в сборе
Механическая часть дизельного двигателя
1 Блок цилиндров в сборе
2 Головка блока цилиндров
3 Силовой агрегат в сборе
Система смазки
1 Масляный насос
2 Масляный фильтр
3 Питающая магистраль системы смазки
Система питания
1 Бак с присадкой
2 Гибкая емкость для присадки
3 Проверка утечки топлива из топливного бака
4 Прокачка и обслуживания (наличие воды)
5 Прокачка системы питания
6 Сервисные данные и спецификация
7 Топливный бак
8 Топливный насос
9 Топливный насос высокого давления
10 Топливный фильтр
11 Топливозаливная горловина
Система управления двигателем
1 Датчики контроля отработавших газов
2 Система распределенного впрыска топлива
3 Система рециркуляции отработавших газов
4 Система управления дроссельной заслонкой
Магазин Тип Цена Купить
KrutilVertel Мануал 8.54 $ В магазин

Книги по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тобис капли глазные инструкция по применению
  • Лего техник 42030 инструкция по сборке
  • Лего техник 42030 инструкция по сборке
  • Диклофенак таблетки 100 мг инструкция как принимать
  • Тизин классик инструкция по применению для детей спрей в нос