Мануал рулевой рейки тойота

Главный элемент рулевого управления современных легковых авто – рулевая рейка, и именно в ней часто возникают различные неисправности, из-за которых появляется характерный звонкий стук при наезде даже на мелкие неровности, закусывание руля, люфт рулевых тяг. Часто проблемы рулевой рейки «Тойота Королла» можно решить с помощью регулировки (подтягивания) реечного механизма. Такую процедуру способен выполнить своими силами даже малоопытный водитель.

Главный элемент рулевого управления современных легковых авто – рулевая рейка, и именно в ней часто возникают различные неисправности, из-за которых появляется характерный звонкий стук при наезде даже на мелкие неровности, закусывание руля, люфт рулевых тяг. Часто проблемы рулевой рейки «Тойота Королла» можно решить с помощью регулировки (подтягивания) реечного механизма. Такую процедуру способен выполнить своими силами даже малоопытный водитель.

Для чего нужна рулевая рейка

Функция рулевой рейки – передача вращения руля, который крутит водитель, на поворотные механизмы ведущих колес, для поворота автомобиля. Рейка расположена горизонтально и перпендикулярно расположенному по вертикали рулевому валу.

На верхнем конце рулевого вала закреплена рулевая колонка и руль, а нижний конец вала снабжен шестерней. Вал руля уходит из салона в подкапотное пространство  автомобиля, где соединяется с рулевой рейкой. Это круглый, стальной, шлифованный прут, с продольным рядом зубьев, помещенный в металлический корпус (картер), который горизонтально прикручен к подрамнику машины.

Рулевая рейка Тойта Королла

Рулевая рейка Тойта Королла

Конструкционно шестерня рулевого вала находится в зацеплении с зубчатым сектором рулевой рейки. Когда водитель крутит руль, чтобы сделать маневр или повернуть машину, шестерня, при помощи зубьев, передвигает, во время вращения руля, в сторону рейку, которая через рулевые тяги смещает под определенным углом ведущие колеса. Дополнительно реечный механизм оснащают гидравлическим или электрическим усилителем руля, для облегчения вращения рулевого колеса.

Рулевая рейка на «Тойота Королла»: история

«Тойота Королла» – чрезвычайно обширное семейство автомобилей. Начиная с середины 70-х годов прошлого века, помимо седанов, эта линейка пополнялась хэтчбэками, универсалами, компакт-вэнами. Модели первого поколения оснащали рулевым механизмом с винт-шариковой гайкой, без усилителя руля.

Начиная с пятой генерации, стартовавшей в 1987 году, систему рулевого управления всех новых машин семейства «Королла» перевели на реечно-шестеренчатый механизм. Первые модели с рейкой также не оснащались усилителем руля.

Так продолжалось до 1989 года, в котором на рынок начали поступать модели шестого поколения. Машины шестой генерации, наконец, получили усилитель руля гидравлического типа (ГУР), значительно облегчающий управление автомобилем.

Постепенно, с развитием технологий, популярность набрал электрический усилитель руля, как более совершенный механизм. Японцы не отставали, и с началом производства в 2002 году 9 поколения все последующие модели, включая последнее на сегодня 12-е поколение, оснащают рулевой рейкой с безальтернативным электрическим усилителем.

Как устроен реечный механизм

Реечный рулевой механизм состоит из следующих элементов:

  • Рулевой вал. Первичный вал рулевого колеса. Выполняет функцию передачи вращения руля на карданный вал.
  • Карданный вал. Промежуточный вал, соединяющий верхний вал, находящийся в салоне, на котором крепится колонка и руль, с нижним валом-шестерней, входящим в зацепление с рейкой.
  • Рулевой редуктор. Это пара рейка-шестерня, которая преобразует вращение руля в поворотные движения ведущих колес.
  • Рулевые тяги. Элементы рулевого управления, в виде металлических стержней, вкрученные с двух концов рейки и передающие через специальные наконечники вращательное усилие руля на поворотные рычаги колес.
  • Рулевые наконечники. Предназначены для соединения рейки со ступицами колес. Они прикручены к внешним концам рулевых тяг и соединены с поворотными кулаками, которые через шаровые опоры закреплены на ступицах колес.
Схема рулевой рейки

Схема рулевой рейки

Теперь, чтобы было понятнее, рассмотрим, как работает рулевой механизм в сборе. При вращении руля, ведущая шестерня рулевого вала, передвигает вал-рейку. Когда рейка движется в сторону, она передвигает рулевые тяги, которые, в свою очередь, перемещают поворотные кулаки, соединенные со ступицами колес. Соответственно, под воздействием рулевых тяг поворотные кулаки поворачивают колеса.

Что влияет на состояние и износ рейки

На износ рейки влияет масса различных факторов. Все же главная причина ее ускоренного износа – плачевное состояние нашей дорожной инфраструктуры. Учитывая, что “Королла” сделана для хороших ровных дорог, убивают рейку наши разбитые дороги. Губительные для нее факторы можно разделить на тяжелые – те, при которых регулировка не поможет восстановить нормальную работу рулевого механизма, и более легкие причины, решаемые путем подтягивания.

Основные причины, при которых подтяжка рейки окажется бесполезной, – выработка зубьев какого-либо элемента рулевого редуктора, повреждение корпуса рейки, рулевых тяг либо их наконечников. Если износ серьезный, рулить машиной будет весьма затруднительно или вовсе невозможно. В случае целостности упомянутых узлов вполне вероятно, что подтяжка рейки поможет устранить характерны стуки, люфты и закусывание руля, а также предотвратит дальнейшее разрушение элементов реечного механизма.

Что дает подтяжка

Чтобы лучше понять, для чего необходимо подтянуть рулевую рейку на “Тойоте Королле”, давайте снова вернемся к ее механизму. Находящуюся внутри своего картера рейку придавливает к шестерне рулевого вала специальная прижимная втулка. Эта деталь цилиндрической формы с выемкой под форму реечного вала, которая находится со стороны прижима. Саму втулку подпирает пружина, которая обратной стороной упирается в регулировочный винт. Длительная эксплуатация или агрессивное руление, особенно по плохим дорогам, приводят к ослаблению пружины прижимной втулки. Соответственно, между рейкой и шестерней рулевого вала возникает зазор.

Такой зазор приводит к появлению звонких металлических стуков в рулевом механизме и люфту руля.

По мере увеличения зазора усиливаются стуки, вибрации, быстрее вырабатываются зубья рейки, а в дальнейшем, если люфт рулевого колеса (свободный ход) превысит 10 градусов, может просто заклинить руль.

Следовательно, чтобы избежать аварийных ситуаций и максимально продлить жизнь реечного механизма, при обнаружении малейших стуков во время езды в рулевой системе следует сразу загнать машину в гараж и провести диагностику причин этих стуков.

Подтяжка рулевой рейки

Подтяжка рулевой рейки

Помимо наличия зазора между парой рейка-шестерня, причиной стуков может быть износ самой шестерни или ее подшипника, тяг либо пальцев рулевых наконечников. Для решения проблемы, связанной с одним из вышеперечисленных аспектов, придется снимать колеса, полностью демонтировать корпус с рейкой и менять неисправные элементы. Если механизм стучит из-за ослабления прижимной пружины, а остальные  детали исправны, чтобы устранить люфты и стуки, достаточно подтянуть рейку без ее демонтажа.

Такую процедуру называют подтяжкой, поскольку при помощи регулировочной гайки мы через прижимную втулку прижимаем рейку к шестерне, чтобы устранить образовавшийся зазор. Подтяжка должна помочь устранить стуки или люфты рулевых тяг, если, конечно, рейка не изношена, а  причиной подобных проблем является исключительно ослабление прижимной пружины.

Как подтянуть рейку на различных моделях «Короллы»

Рулевой механизм реечного типа на машинах семейства “Тойота Королла” практически ничем не отличается, да и местоположение картера рейки одинаково. Поэтому процедуру подтяжки рейки следует выполнять по схожему пошаговому алгоритму. Далее рассмотрим поэтапный процесс регулировки рейки на примере модели “Тойота Королла Филдер”

  1. Чтобы подтянуть рулевую рейку “Тойоты Королла Филдер”, сначала поставьте автомобиль над смотровой ямой, подложите под задние колеса блокировочные элементы и с помощью домкрата вывесьте передние колеса.
  2. Залезьте под машину, снимите пластиковую защиту с переднего подрамника, открутите крепление проводки, датчика кислорода, которая прикручена к элементу рамы, находящейся под рейкой.

Рейка прикручена к внутренней стороне подрамника. Обнаружить ее легко, по идущим к ней рулевым тягам, в местах соединений которых надеты пыльники. Регулировочный болт с граненым отверстием расположен сверху металлического корпуса, возле входящего в картер рейки рулевого вала.

После обнаружения регулировочного болта можно приступать к подтяжке рейки. Однако, для затяжки прижимного винта, бывает сложно подобрать ключ. Чтобы решить задачу на месте, можно изготовить ключ самостоятельно. Понадобится всего лишь взять гайку на 24 и приварить ее к концу обрезка металлического прута или рожковому ключу. После изготовления инструмента продолжайте процедуру.

  1. Вставьте гайку самодельного ключа во внутреннюю часть прижимного винта.
  2. Взявшись за рукоять ключа, потихоньку затягивайте прижимной винт.
  3. Начинайте затягивать регулировочный винт, но не закручивайте слишком туго.
  4. Затяните рейку почти до упора, подцепите обратно лямбда-зонд, выкатите машину с ямы и в движении попробуйте повернуть руль в сторону, затем отпустите. Если стука нет и руль сам возвращается, значит регулировка прошла успешно.
  5. Если стук во время движения отсутствует, но руль после отпускания не возвращается в исходное положения, значит рейка перетянута. Заедьте снова на яму, снимите провода, немного отпустите гайку и снова тестируйте рулевое управление в движении.

Балансируйте подтяжку, пока не добьетесь оптимального результата — отсутствие стука, возврат руля.

Если попытки регулировки не увенчаются успехом, то есть при любой подтяжке стук рейки останется, а руль не будет возвращаться, значит узел требует полного демонтажа и разборки, для диагностики и устранения неисправностей рейки либо полной замены механизма.

Подтягивать рейку следует каждые 150-200 тыс. км пробега. Вдобавок, учитывая повышенную нагрузку на рулевой редуктор, во время регулировки рекомендуется смазывать рейку. Для этого нужно снять пыльник в месте соединения рейки с рулевой тягой, повернуть колесо до упора, чтобы рейка вышла из корпуса, обработать зубчатый сектор специальной ступичной смазкой, потом надеть защитный кожух на место и зафиксировать хомутом. Такая регулярная регулировка со смазкой обеспечит долгую жизнь реечному механизму.

Всем здрасти.Сегодня ещё одному очередному клиенту на 120-й королле перебрали рулевую рейку с заменой втулки.Машинка 2006 года, автомат, двиг.1,6л. турецкая сборка.В инете конечно есть пара отчётов по данной процедуре, но захотелось накидать свой, может кому и пригодится.Вобщем поехали ))).
Обязательно фиксируем руль в положении (колёса прямо)иначе рискуем оборвать шлейф на airbag, отцепляем аккумулятор. Лезим под руль, снимаем панель, снимаем пыльник.

Снимаем панель и пыльник

Откручиваем два болта на 12 крепящих карданчик к валам(лучше открутить оба, будет легче скинуть карданчик), скидываем карданчик и отцепляем защёлки пыльника.После этого руль не крутим, чтоб ненароком не оборвать шлейф SRS Airbag.

Скидываем карданчик, отцепляем пыльник

Поднимаем машину, скидываем колёса.Далее разшплинтовываем гайку крепящую рулевой наконечник к поворотному кулаку, выкручиваем её, для отсоединения наконечника бъём молотком по уху поворотного кулака(не в коем случае не по наконечнику))) проделываем тоже самое с другой стороны.

Отсоединяем рулевой наконечник

Затем откручиваем четыре болта крепящие кронштейн подрамника(балки).с одной а затем и с другой стороны.

Откручиваем кронштейн

Да кстати на послерестайлинговых японках и англичанках, этого кронштейна нет, там просто два болта, по одному с каждой стороны.

Японки, англичанки

Теперь нужно открутить на подрамнике(балке) два болта на 14, один болт на 17 и три гайки на 14, две из них скрыты в подрамнике(балке)

Болты, гайки на 14 и на 17

Дальше откручиваем четыре гайки крепящие рейку к подрамнику(балке), для этого необходимо сверху рейки держать ключём на 14 болты а с низу другим ключём на 14 откручивать гайки, их конечно можно открутить и позже на опущенном подрамнике(балке), но лично мне удобней так. Да кстати на послерестайлинговых японках и англичанках этих гаек тоже нет, там просто сверху рейки выкручиваются болты, а гайки уже приваренны внутри подрамника(балки), в этом случае их какраз удобней открутить позже на уже опущенном подрамнике(балке).

Гайки крепления рейки

Продолжаем)) Откручиваем две последние гайки крепящие подрамник(балку), по одной с каждой стороны.Да кстати)) на послерестайлинговых японках и англичанках, вместо них будут болты.

Последние гайки)

Аккуратно опускаем подрамник(балку) и вытаскиваем рейку.

Опскаем подрамник(балку)

Ну что же, первый этап позади, дальше интересней).
Ложим рейку на верстак и начинаем разбирать, снимаем пыльник и вал рулевой колонки.

Снимаем пыльник и вал

Затем сдёргиваем пыльники и откручиваем рулевые тяги.

Сняли пыльники, открутили тяги

Аккуратно ватаскиваем сальник и спецключём выкручиваем гайку с внутренним восьмигранником

Вытащили сальник, открутили гайку

Откручиваем контрогайку прижимной гайки и саму прижимную гайку

Открутили контрогайку и прижимную гайку

Вытаскиваем вал с подшипником

Вытащили вал

Вытаскиваем рейку из корпуса

Рейка разобрана

Вынимаем из корпуса рейки старую втулку с правой стороны.

Вытаскиваем больной зуб )

Вставляем новую втулку, изготовленную из чёрного фторопласта

Ставим новый зуб)

Приложив не дюжие усилия впихиваем рейку в корпус с правой стороны(там где новая втулка)

Впихиваем обратно, придётся повозиться)

И собираем всё в обратной последовательности.
Вставляем вал с подшипником, закручиваем восьмигранную гайку, запрессовываем сальник, до упора затягиваем прижимную гайку и отпускаем её примерно на 45 градусов, затем закручиваем контрогайку.Окончательную регулировку будем делать после пробной поездки, либо оставим так, либо чутка отпустим если руль не будет возращаться в поворотах.

Собираем всё обратно

Обязательно керним восьмигранную гайку, прикручиваем рулевые тяги(не забываем про резьбовой клей), ставим обратно вал и одеваем пыльник

Обратная сборка

Всё, рейка готова для установки на машину, сборка также в обратной последовательности.После окончательной сборки едем проверять, чтобы руль возращался при поворотах, если не возращается снова лезим под машину и чуть ослабляем прижимную гайку, не забываем её затем законтрогаить.После этого едем на регулировку схода.
Вот вобщем то и всё.Если что обращайтесь… ))

Такой сложный технический механизм, как автомобиль, для стабильной работы требует постоянного ухода. В машине все узлы важны. И поломка того или иного агрегата в лучшем случае приведет к дискомфорту во время эксплуатации, в худшем – к дорогостоящему ремонту. Выход из строя системы управления в автомобилях Тойота как раз относится к разряду дорогих ремонтов. Поэтому важно не допускать поломки и предотвращать потенциальные проблемы, которые могут привести к выходу из строя системы. Но если уж управление вышло из строя, его все-таки можно попытаться отремонтировать самостоятельно.

Содержание

  1. Что такое рулевая рейка
  2. Составляющие рулевой рейки
  3. Принцип работы рулевой рейки
  4. Возможные неисправности рулевой рейки
  5. Демонтаж рулевой рейки
  6. Ремонт рулевой рейки

Что такое рулевая рейка

Если представить колеса и руль в виде плоскостей, то они будут лежать перпендикулярно друг другу. И, чтобы заставить их взаимодействовать, необходима система, соединяющая узлы. Для это и служит рулевая рейка, которая не только заставляет колёса поворачиваться по вертикальной оси за счет передачи усилия с руля, но и смягчает его ход.

Рулевая рейка

Система заставляет синхронно отклонять передние колеса от нулевой точки (то есть положения, когда колеса стоят строго параллельно кузову автомобиля).

Статья по теме: Toyota Succeed

Составляющие рулевой рейки

Под воздействием усилия руля колеса отклоняются за счет системы шестеренок и балки с насечками. Поскольку все современные автомобили марки Тойота оснащены усилителем руля (гидравлическим или электрическим), рассматривается система с соответствующими технологии деталями. Таким образом, рулевая рейка состоит из следующих частей:

  • приводной вал;
  • шестеренка;
  • распределитель;
  • зубчатая балка;
  • корпус с гидроцилиндрами;
  • напорные трубопроводы;
  • защитные пыльники;
  • внутренняя тяга.

В агрегате все перечисленные выше детали взаимосвязаны между собой. Выход из строя одной или нескольких частей приведет к серьезным трудностям в управлении. В первую очередь это касается резиновых пыльников и манжет, что защищают механизм от влаги, песка и грязи, летящих с дороги.

Схема рулевой рейки

Тем не менее все резиновые детали – расходный материал. Они, как правило, меняются при плановом ремонте тяг и наконечников. Однако куда сложнее обстоят дела, если изнашивается шестеренка основного вала или зубчатая рейка. В этом случае без полной переборки узла или даже замены на новый не обойтись.

Принцип работы рулевой рейки

От поворотного механизма в салоне идет усилие, которое заставляет вращаться промежуточный вал рулевого управления. Он непосредственно заканчивается насечкой, которая соединена с зубцами зубчатой балки.

При усилии на шестерню передается потенциал и на зубчатую балку, расположенную перпендикулярно промежуточному валу. Затем усилие передается на тяги, которые в свою очередь заставляют перемещаться в вертикальной оси колеса.

Возможные неисправности рулевой рейки

Соединение между промежуточным валом и зубчатой балки является самым нагружающим звеном. На него приходится больше всего усилия и также чаще, чем в остальных узлах, в нем происходит движение. Поэтому, с технической точки зрения, это основательный узел, выполненный из толстой высококачественной стали с большим запасом прочности и износостойкости.

Зубчатые соединения выверены инженерами с такой точностью, чтобы усилие распределялось максимально равномерно при соприкосновении плоскости зубца шестеренки с плоскостью насечки рейки. В современных автомобилях это позволяет сохранять подвижность механизма даже после миллиона вращений.

Неисправности рулевой рейки

Тем не менее износ металла все равно происходит, и рано или поздно можно столкнуться со следующими исходами:

  • истирание зубцов шестеренки;
  • деформация трущихся деталей;
  • трещины, сколы, обрывы элементов вращения.

При выявлении подобных неисправностей на первоначальном этапе можно попробовать скорректировать зазор между плоскостями зубцов в соединении. Для этого предусмотрен специальный регулировочный винт.

ВАЖНО! Регулировку расстояния между зубцами в рулевой рейке лучше всего доверить опытным специалистам. Без определенных знаний, инструмента и условий работы выставить правильное значение не получится. Как не получится и определить степень износа.

Однако износ вращающегося звена – явление довольно редкое. Особенно в условиях нормальной эксплуатации транспортного средства, регулярного ухода и проведения технического осмотра.

Износ зубцов рулевой рейки

Намного чаще выходят из строя рулевые тяги и их наконечники. Это происходит из-за постоянной нагрузки, возникающей из-за неровностей на дороге. Данные детали несут в себе также амортизирующую функцию. Впрочем, их замена является плановой и не составляет особых сложностей при ремонте.

Статья: Гидравлическая система ГУР – прокачка. Колесные шпильки снятие и установка

Демонтаж рулевой рейки

Для проведения ремонта данной системы в автомобилях Тойота своими руками в первую очередь следует позаботиться о необходимом наборе инструментов и условиях работы. Лежа под машиной во дворе, это сделать очень трудно, если вообще возможно. Что необходимо сделать:

  • Из бачка гидроусилителя руля сливается специальная жидкость.
  • Откручиваются гайки крепления тяг.
  • Выпрессовываются наконечники тяг. Для этого потребуется специальный инструмент, который позволяет быстро и без особых усилий снять этот узел управления.
  • От корпуса открепляется передний мост. В распространенных моделях Тойота, например, в Вангуард, Ими, Премио и Виш, это десять болтов с размером шляпки «19» и пять гаек на «17».
  • Чтобы полностью демонтировать рейку, необходимо отсоединить коллектор. Для этого откручивается два болта на «12».
  • Демонтируется защитный щит рулевого управления, который защищает устройство от механических повреждений во время движения.
  • От рулевой рейки отсоединяется рулевая крестовина.
  • Отсоединяются трубопроводы гидроусилителя. Важно пометить, какой из них вводной, а какой отводной, чтобы не перепутать во время обратной сборки. Лучше всего сначала открутить верхнее крепление этих шлангов.
  • Рейка освобождена, и теперь ее необходимо извлечь. Для этого она сначала сдвигается влево, что позволяет вывести рулевую тягу вниз. Затем весь узел сдвигается вправо и извлекается со своего посадочного места. Для полного демонтажа механизм опускается вниз.

Расположение рулевой рейки

Ремонт рулевой рейки

После того как узел сняли с автомобиля, можно приступить к его переборке. Для этого уже не требуются какие-то особые условия для работы. Достаточно свободного пространства на столе и набор гаечных ключей и съёмников. Порядок действий:

  • Снимаем хомуты, которые держат пыльники, и извлекаем резиновые защитные гофры.
  • На основании рулевой тяги отгибаем стопорные шайбы. Придерживая тягу ключом на «22», выкручиваем ее из рейки. Повторяем то же самое с другой стороны.
  • Откручиваем трубопроводы, предварительно пометив их расположение.

Снятие трубопроводов

  • В районе мест прикрепления тяг извлекаем стопорное кольцо.
  • После небольшого сдвига вправо извлекаем ограничительную втулку.
  • Откручиваем фиксирующую гайку и извлекаем пружину, шайбу, втулку клапана, направляющую и уплотнительную прокладки.
  • Извлекаем стопорное кольцо и выколачиваем клапан управления.
  • Фиксируем всю деталь. Лучше всего зажать ее в тисках. Это позволит беспрепятственно извлечь рейку, а с помощью проставки можно выбить сальник из трубы.
  • Весь механизм переворачиваем на 90 градусов для извлечения подшипника скольжения и нижнего сальника, а также управляющего клапана.
  • Все детали, которые еще пригодны для повторной эксплуатации, очищаем и промываем.
  • На свои места устанавливаем новый сальник и подшипник скольжения. Их необходимо запрессовать. Для этого нелишним будет воспользоваться специальным прессом. Однако если такого устройства нет под рукой, детали можно аккуратно установить с помощью постукивания молотком.
  • Чтобы не началась течь верхнего сальника редуктора, необходимо установить тефлоновые кольца. Для ремонта рулевых реек в магазинах автозапчастей продаются специализированные ремкомплекты.
  • На зубчатую балку одеваем резиновую прокладку. Важно этот сальник не повредить, поэтому на зубчатую часть одеваем защитный колпачок из пластмассы, по которому и будет скользить прокладка за пределы зубьев. После этого балку вставляем в корпус и постукиванием запрессовываем. Так устанавливается внутренний сальник.

Установка сальника на зубчатую рейку

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Лучше всего поменять все резиновые и тефлоновые кольца. Перед установкой предварительно нужно смазать их гидравлической жидкостью.

  • Когда балка находится внутри корпуса, устанавливается второй сальник.
  • Устанавливается втулка и заколачивается стопорное кольцо. Оно должно быть новым.
  • Запрессовывается управляющий клапан и нижний подшипник. Затягивается гайка, обильно смазывается герметиком и устанавливается картер рейки.
  • В месте прикрепления тяги устанавливается новый сальник, подшипник и стопорное кольцо.
  • На седло направляющей рейки наносится достаточное количество густого смазывающего материала. Механизм вставляется в корпус, и на резьбу крышки направляющей рейки наносится несколько капель герметика. После этого монтируется пружина, и крышка закручивается до упора. Далее необходимо начать отпускать крепеж до тех пор, пока управляющий клапан не начнет вращаться от руки с незначительным усилием. После этого можно затянуть контргайку.
  • На свои места устанавливаются рулевые тяги и затягиваются с установленным моментом затяжки. Детали смазываются, надеваются защитные гофры и затягиваются хомуты.
  • Прикрепляются трубопроводы и устанавливаются на автомобиль в обратном порядке.

После установки механизма на машину рулевую систему необходимо прокачать и залить необходимое количество гидравлической жидкости. После этого обязательно проводится регулировка колес на развал и схождение.

Лейблы, надписи, обозначения.

Проверяем люфты горизонтального вала с водительской и пассажирской стороны.

Откручиваем регулировочную пробку.

Вынимаем пружинку. Пытаемся вынуть поджимную втулку.

Пыльник (сальник) сверлим в месте стыка с корпусом. После этого он легко вынимается. Выдергиваем подходящим крючком.

Вынули. Видим гайку под шестигранник.

А еще видим несколько точек кернения.

Высверливаем кернение на глубину 1.5-2 мм.

Тут вспоминаем, что можно и нужно проверить на люфт рулевой вал. Проверять его следует только, когда Вы ослабили или извлекли поджимную регулировочную втулку (со стороны водителя).

Из гайки с подходящим наружным шестигранником изготавливаем вот такой инструмент.

Рулевой вал вынимается рукой.

Вытаскиваем рулевой вал. Пытаемся вытолкнуть поджимную втулку изнутри. Не получилось.

Вышли из положения как с пыльником (сальником). Стронули втулку внутрь…

… и смогли вытащить немного вращая.

Вставляем нашу любимую приспособу для выпрессовки стопорящих колец (смотри её здесь).

Вставляем горизонтальный вал, упираем в приспособу. Киянкой стучим.

Вот оно стопорящее колечко.

Втулка пассажирской стороны.

Переворачиваем рейку вверх ногами. Размечаем и сверлим так, чтобы попасть в обойму игольчатого подшипника. Если промахнулись – не переживайте, поработайте сверлом как фрезой в нужном направлении.

Выбиваем подшипник. Метод варварский, но лучше не придумали пока.

Все разобрали и разложили.

Поджимная втулка, спиральная пружинка, регулировочная пробка.

Опорная втулка, стопорящее кольцо.

Игольчатый подшипник рулевого вала.

Рулевой вал, фиксирующая пробка, пыльник (сальник).

Старый игольчатый подшипник и его заменитель – втулка.

Запрессовываем втулку на место игольчатого подшипника.

Вставляем рулевой вал, фиксируем пробкой.

Проверяем как он крутится. Крутиться он должен от руки.

Проверяем люфт. Нету! Снова все разбираем.

Старая и новая опорная втулка.

Если сломалась втулка не беда! Она будет работать также, как и цельная. Просто установите её в своё посадочное место. 

Ссылка на видео

Одеваем два резиновых кольца. Не стоит сразу одевать больше! Это может привести к чрезмерному обжатию горизонтального вала и его приклиниванию во втулке. Если горизонтальный вал пришлось прошлифовывать от ржавчины, то возможно потребуется установка трёх-четырех колец.

Тщательно очищаем посадочное место под опорную втулку в корпусе рейки.

Смазываем посадочное место. Вставляем опорную втулку. Смазываем рабочую поверхность втулки.

Внимание! Вал необходимо шлифовать только в том случае, если есть коррозия или существенные вмятины или царапины. Прошлифовываем наждачной бумагой с обозначением 400 по классификации марки 3М. Более мелкой наждачной бумагой или полировальной пастой обрабатывать не стоит. Нам необходима определенная шероховатость для удержания смазки. Более гладкая поверхность смазку не держит!

В опорную втулку конусом во внутрь устанавливаем вставку – она разожмёт втулку (необходимо для более удобной установки вала в рулевой рейке)

Вставляем горизонтальный вал, выталкивая вставку наружу.

Без опыта может не сразу получиться – втулка стремиться вылезти наружу. Не торопитесь, и у Вас получится! Главное не применять грубую избыточную силу и не сломать втулку. (Это фото ремонта другой рейки).

Проверяем вытянутой рукой усилие страгивания горизонтального вала. Оцениваем на сколько плотно втулка обжимает вал. Усилие должно быть. Если оно мало, то вынимаем втулку и …

….добавляем в паз сначала одно, а при необходимости ещё одно резиновое колечко.

Смазываем горизонтальный вал. Смазку смотрим здесь.

Левой рукой придерживаем левый конец горизонтального вала. Правой рукой проверяем отсутствие люфтов.

Когда со втулкой разобрались, вал вставили, теперь можно запрессовывать стопорящее кольцо.

Смазываем и вставляем рулевой вал.

Фиксируем его пробкой. Затягиваем до упора.

Старая и новая поджимные втулки.

Собираем механизм поджимной втулки. Смазываем поджимную втулку и ставим её на посадочное место.

Закручиваем гайку и одновременно качаем за горизонтальный вал от себя-к себе. После того как уйдет зазор, затяните еще на 5-10 минут (как стрелка на часах). (Это фото ремонта другой рейки).

Можно по другому затягивать поджимную втулку  – крутить  вертикальный рулевой вал и затягивать регулировочную пробку до изменения усилия вращения. 

Проверяем. Тянем на себя. Сильно тянем. Можете упереться в тисы. Отжиматься вал не должен.

Качаем вверх – вниз. Нет зазора – хорошо.

Пластиковая поджимная втулка через некоторое время притрется, осядет вглубь и потребует подтяжки. Поэтому мы рекомендуем произвести окончательную регулировку на автомобиле через 1000 км пробега или при возникновении стука. Признак правильной регулировки после притирки – это отсутствие стуков и одновременно возврат руля в ноль при движении.

Запрессовываем сальник (пыльник). Не забудьте замазать герметиком отверстие.

Замазываем также отверстие снизу рейки.

Если у Вас стоят защитные пыльники из пластика, то мы рекомендуем купить велосипедную камеру. Отрезать кольцо соответствующей ширины. И надеть на посадочное место рулевой рейки для лучшей герметизации.

ВСЁ!!! Прикручиваем рулевые тяги, ставим рейку на место.

Если в процессе установки втулок возникли трудности, то читайте раздел “Спасаем ремонт”.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
Симптомы: стуки в рулевой рейке, проявляющиеся при проезде мелких неровностей (болезнь всех короллоподобных с электроусилителями руля).
Диагноз сервисменов – замена рейки (на практике выручает ненадолго и стоит немало).
Решение: замена в рейке всего, что может стучать. А стучит в таких рейках всего два места – регулировочный узел и в районе втулки, расположенной в противоположном конце рейки (в случае праворульных авто — левая сторона рейки). А так как в регулировочном узле ничего менять не нужно, весь ремонт сводится к замене заводской втулки на изготовленную под заказ.

Пациенты: Will VS 2002 1,5 л (электроусилитель руля!)

Лезем в педальный узел и снимаем защиту с рулевого вала, откручивается руками, снимается легко:

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
Выкручиваем полностью болт, крепящий промежуточный вал к крестовине:

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
ВАЖНО! Колеса поставить прямо, ключ из замка зажигания вынимаем, руль блокируем. Это делается для того, чтобы предотвратить после снятия рейки проворачивание рулевого колеса на количество оборотов, большее, чем положено. В противном случае неизбежен обрыв проводов «улитки» подушки безопасности и появившаяся неисправность последней.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

Вывешиваем перед машины и скидываем колеса (достаточно передних).

Далее идет снятие рулевой рейки. На собственном опыте доказано, что открутить крепления рейки без дополнительной разборки можно, а вот вытянуть рейку – очень трудоёмко. Не теряйте время, скручивайте подрамник – сбережете кучу времени и сил.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

Но сначала – рулевые наконечники: вынимаем шплинт, откручиваем гайку, резким хлестким ударом молотка бьем по указанному ниже месту, и палец выпадает сам (проделываем с обеими сторонами

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

Откручиваем подрамник, 4 болта к кузову, 3 болта в районе задней подушки двигателя и 3 гайки там же.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
После этого подрамник вместе с рейкой мягко (если вы спланировали откручивание последнего болта правильно) опускается и повисает на рычагах и стабилизаторе поперечной устойчивости. Все – рейка как на ладони: откручиваем:

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

Снимаем и несем на верстак

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

Приступаем к её разборке:
1) Снимаем резиновый пыльник.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

2) Берём ключ на 12 и выкручиваем болт, указанный на фото.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

3) Снимаем промежуточный вал.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

4) Откручиваем контргайку (использовали газовый ключ)

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

5) Выкручиваем прижимной стакан вала рейки.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

6) Затем снова надеваем и закрепляем промежуточный вал, затем легким ударом медным молотком по нему вынимаем весь вал с подшипником.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

7) Перевернув рейку, разбираем регулировочный узел: ключом на 41 откручиваем контргайку

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

8) Затем выкручиваем регулировочный стакан с помощью любого плоского предмета, вынимаем пружину и прижимной поршень.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
9) Снимаем левый пыльник, очень аккуратно, чтоб не порвать (проводим внутри по окружности пыльника неострым предметом)

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

10) Откручиваем левую тягу от рейки с помощью ключей на 29 и 22.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

11) С обратной стороны расслабляем большой хомут и открепляем пыльник.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

12) Вынимаем скалку из рейки, откладываем в сторону.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

13) Смотрим на рейку с левого торца – видим алюминиевую прижимную шайбу, за ней – пресловутую втулку.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

14) Крючком зацепляем шайбу и выбиваем ее, следом вынимаем втулку.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

Вот она – втулка, из-за которой все недуги. )
Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VSДля левого руля

Дорабатываем заранее изготовленную втулку из фторопласта по приложенному чертежу.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

15) На новой втулке делаем продольный распил, необходимый для ее обжатия и постановки на место. Распил ориентируем в сторону направления движения автомобиля – в этом направлении рейка испытывает наименьшие нагрузки.

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS

16) Смазываем втулку и аккуратно расправляем втулку, свободным концом скалки проверяем посадку втулки.

17) Подходящей головкой запрессовываем алюминиевую шайбу. Вставляем скалку на место. Вставляем вал на место, для этого ключом на 22 покачиваем скалку вокруг своей оси и одновременно проталкиваем вал – в определенный момент шестерни совмещаются и вал проваливается. Закручиваем прижимной стакан вала до упора, контрим контргайкой. Собираем регулировочный узел, затягиваем регулировочный стакан до упора и отпускаем на 90 градусов, контрим контргайкой. В последующем момент затяжки можно будет отрегулировать на машине после пробной поездки при наличии определенной сноровки, механизм должен быть затянут до состояния, когда при выходе из поворота руль сам возвращается в прямое положение. Тягу на место, пыльники на место, затянуть. Рейку на подрамник, подрамник к авто. Возле задних (по отношению к заду авто) креплений подрамника к кузову есть отверстия на кузове и на подрамнике, совмещение которых исключает увод кастера. (отверстия на фото)

Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VS
Фото инструкция по ремонту рулевой рейки на Toyota Will VSНаконечники к рычагам, колеса выставить прямо, руль с самого начала стоит прямо. Все притягиваем и лезем в салон. Там ослабеваем верхнюю крестовину, перемещаем вал между крестовинами вверх и накидываем нижнюю крестовину на промежуточный вал. Все затягиваем. В последующем аналогично можно выровнять руль, если при езде прямо руль смотрит чуть в сторону.

Автор фотоотчета:  x800ep

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Технологии руководства объекта управления
  • Скачать методическое руководство для 1 класса
  • Конфодерм инструкция по применению для детей
  • Руководство по эксплуатации акб 6тстс 100а
  • Asrock b550m pro4 инструкция на русском