- 1. Когда необходимо менять масло в АКПП
- 2. Подготовка
- 3. Как слить масло с АКПП
- 3.1. Слив масла через пробку
- 3.2. Откачка масла через щуп
- 3.3. Снятие поддона коробки
- 4. Способы замены масла
- 4.1. Частичная замена масла в АКПП: инструкция
- 5. Полная замена масла в АКПП: инструкция
- 5.1. Способ №1
- 5.2. Способ №2
- 5.3. Способ №3
- 6. Замена на станции техобслуживания
- 7. Как залить масло в АКПП
- 7.1. Заливаем масло через щуп
- 7.2. Через сапун
- 7.3. Закачка масла снизу через контрольку
Несвоевременная замена масла в коробке автомат значительно сокращает ресурс узла. Рассмотрим, когда необходимо ее обслуживать, способы замены масла в АКПП, а также плюсы и минусы имеющихся вариантов.
Когда необходимо менять масло в АКПП
Некоторые производители автомобилей позиционируют автоматические коробки в своих моделях как необслуживаемые. Это означает, что замена технической трансмиссионной жидкости не предусмотрена по регламенту и коробка прослужит 150 тыс. км, после чего потребуется ее капитальный ремонт, в процессе которого и будет залито новое масло. Но из сервисной практики видно, что замена масла в АКПП через 50–80 тыс. км продлевает ресурс агрегата до 200 000–250 000 км пробега.
Состояние технической жидкости, если ее не менять
Другие автопроизводители прямо указывают в инструкции по эксплуатации, что менять трансмиссионную жидкость нужно каждые 60 тыс. км. Указать на необходимость внеплановой замены могут следующие признаки при езде:
- коробка «пинается» при переключении;
- есть существенные задержки при переходе на повышенную или пониженную передачу;
- от АКПП раздается посторонний шум (вой, стук, гул);
- невозможно включить заднюю передачу.
Для дальнейшего определения состояния масла понадобится диагностика, проверяющая его уровень и температуру, а также давление в коробке. Уровень отмечается по щупу или контрольному отверстию, а другие параметры специальными приборами.
Если цвет смазки темный, непрозрачный и отдает запахом гари (горят фрикционные диски), то потребуется внеплановая замена масла в коробке автомат, независимо от пройденного пути.
Если продолжить эксплуатацию со старой ATF‐жидкостью, то имеющаяся стружка в поддоне способна застрять в каналах гидроблока и вывести из строя гидротрансформатор. Это нарушит работу АКПП и коробка перейдет в аварийный режим. Движение получится продолжить только на низкой скорости или вообще придется вызывать эвакуатор. Капитальный ремонт АКПП потребует много средств. Как вариант, придется заменить агрегат в сборе. Лучше не доводить авто до такого состояния и вовремя выполнять обслуживание.
Подготовка
Поменять масло можно на СТО или своими руками. Чтобы заменить масло в автоматической коробке самостоятельно, понадобится смотровая яма или эстакада. Можно попроситься к знакомому в гараж. Эстакады есть часто рядом с гаражными кооперативами, где охранник за небольшую плату позволит ей воспользоваться.
Замена масла в АКПП происходит со снятием поддона и фильтра. Некоторые моют старый фильтр в бензине или керосине и используют его повторно, но так делать не стоит.
Пониженная пропускная способность фильтра может привести к проблемам в работе коробки. Подобрать правильно новый фильтр можно по году выпуска и марке автомобиля. Еще на сайте производителя есть информация о самой АКПП (серия, номер), что облегчит задачу (некоторые коробки японского или немецкого производства ставятся на разные марки авто, поэтому можно найти фильтр, подходящий вашему АКПП, хотя он предназначен для другой машины).
Нужен новый фильтр и прокладка
При подготовке купите прокладку поддона. Наверняка, старая уже огрубела или имеет трещины. При демонтаже поддона нередко она рвется. Новая прокладка обеспечит герметичность корпуса и устранит течь АТФ‐жидкости, приведя к падению уровня. У сливной пробки есть медная шайба, которая нередко деформируется и стачивается в процессе эксплуатации. Ее тоже нужно купить для замены. На официальном сайте производителя авто есть рекомендации, какое масло по вязкости SAE лить в коробку и в каком объеме. Еще позаботьтесь о ключах для выкручивания пробки поддона, демонтажа фильтра, снятия самого поддона и патрубков радиатора охлаждения АКПП (последнее нужно, если выбран способ полной замены).
Как слить масло с АКПП
Основная сложность при смене ATF‐жидкости в АКПП — это слив отработки. В отличие от МКПП, здесь действует сложный гидравлический блок с гидротрансформатором, содержащий внутри множество узких каналов для циркуляции масла.
При большинстве способов слить отработку получится лишь частично, и только полная замена аппаратным путем удалит старую трансмиссионную жидкость без остатка.
Но, независимо от выбранного способа, потребуется слить отработку из поддона. Рассмотрим порядок действий и существующие варианты.
Слив масла через пробку
Самый простой способ. Если в машине на корпусе АКПП предусмотрена сливная пробка, то:
- Проедьте на авто 5 км, чтобы разогреть двигатель и коробку.
- Установите автомобиль на яме, эстакаде или подъемнике.
- Подготовьте ведро или обрезанную канистру с емкостью не менее 5 л.
- Отверните ключом (чаще всего четырехгранник) сливную пробку. Выкручивайте ее дальше руками, держась сбоку, а не снизу.
- Резко уберите руку с пробкой, подставив тару.
- Когда отработка закончит капать, старое масло считается почти слитым — понадобится еще демонтировать поддон и фильтр.
Слив отработанного масла через сливное отверстие
Откачка масла через щуп
Есть автомобили, где сливная пробка конструкций не предусмотрена. Смена масла в коробке автомат возможна здесь путем откачивания старой АТФ через канал с щупом. Для этого используют прозрачную трубку от капельницы, приобретаемую в аптеке. Удалите щуп и вставьте на его место трубку. Опустите ее до самого дна поддона. Свободный конец снаружи присоедините к шприцу. Чем больше емкость последнего, тем лучше.
Откачка масла шприцем
Путем выдвижения штока создается вакуум и ATF откачивается из поддона. Действовать нужно размеренно, поскольку отработка густая и движется медленно. Для откачивания 4 л процесс потребуется повторить около 30 раз. Для облегчения процедуры сторонние производители разработали вакуумный насос. Он подключается к клеммам аккумулятора и перекачивает старую АТФ из поддона через отверстие щупа в подставленную емкость. Все происходит быстро и просто, но придется потратиться на оборудование.
Откачивание отработанного масла насосом
Снятие поддона коробки
Еще один способ поменять масло в АКПП — удалить старое, демонтировав сразу поддон с фильтром. Это грязная работа, но она экономит время. Прогретая машина устанавливается на яме и выкручиваются болты, удерживающие поддон АКПП. На дно ямы понадобится установить большой таз. Сперва создается щель с одной стороны корпуса и из нее сливается отработка. Когда она не капает, выкручиваются болты полностью и поддон с остатками жижи отставляется в сторону. В нем предусмотрен фильтр и магнит, накапливающий частички стружки. Магнит моется, а фильтр меняется на новый. Менять масло в АКПП таким способом проще, поскольку не понадобится возиться со шприцем и трубкой или покупать вакуумный насос, но не испачкаться невозможно.
Снятие поддона и фильтра
Способы замены масла
Рассмотрим, как правильно поменять масло в АКПП частично или полностью, в каком порядке выполняются действия и куда заливать новую жидкость. Понимая особенность процесса, будет легче решить, выполнять работу самостоятельно или обратиться в автосервис.
Частичная замена масла в АКПП: инструкция
В современные автоматические коробки входит 6-8 литров ATF, в зависимости от марки и модели. Частичная замена считается «освежением» состава, поскольку при таком способе удается добавить только 30-40% новой трансмиссионной жидкости. Это более доступно по деньгам, чем полная замена, и требует около 60 минут времени. Но эффекта хватает ненадолго — процедуру нужно повторять каждые 15–20 тыс. км.
Рассмотрим порядок замены масла в АКПП в пошаговой инструкции:
- Заводится двигатель, и на автомобиле проезжают 10–20 минут, чтобы ДВС и коробка вышли на рабочую температуру. Это посодействует повышению текучести смазки.
- Машина заезжает на яму.
- Демонтируется защита днища.
- Выкручивается ключом‐квадратом пробка в поддоне.
- Подставляется емкость и сливается старая смазка.
- Демонтируется поддон и в нем снимается старый фильтр. Магнит чистится.
- Устанавливается новый фильтр и прокладка. Поддон возвращается на место.
- Через отверстие для щупа или сапун для поддержания атмосферного давления заливается новая ATF‐жидкость. Уровень выставляется между минимальной и максимальной отметкой.
После снятия поддон нужно почистить
Рекомендации автолюбителю. Чтобы правильно выставить уровень, нужно «погонять» коробку по всем передачам. Это заполнит муфты АТФ‐жидкостью и выгонит воздух.
Плюсы такого способа: все можно сделать самостоятельно, потребуется 1 час времени, объем трансмиссионной жидкости 3–4 л для АКПП стоит недорого. К минусам относится: необходимость повторять процесс после 15 000 км, могут остаться задержки при переключении, гул, ресурс коробки продлевается, но незначительно.
Полная замена масла в АКПП: инструкция
Заменить трансмиссионную жидкость можно и полностью, но это более дорогостоящий процесс. Зато он дает значительное улучшение в работе коробки. Рассмотрим, как меняется АТФ аппаратным и ручным методом, чтобы выбрать подходящий вариант.
Способ №1
Этот способ подходит для самостоятельной замены в условиях гаража с ямой. Все делается, как и в вышеописанной ситуации: сливается старая смазка, чистится поддон, устанавливается новый фильтр и прокладка, заливается свежая АТФ по уровню. Проехав в обычной эксплуатации около 200 км, процедура повторяется (фильтр и прокладку уже можно не менять, а только промыть и почистить).
Поскольку при сливе самотеком или высасывании шприцем удается извлечь из АКПП около 40% смазки, то добавление до уровня свежей трансмиссионной жидкости лишь разбавляет состав. При первой замене получается соотношение нового и старого масла в коробке 40/60%. При повторной замене — примерно 70/30%. При третьей — 85-90/15-10%. Больше трех раз подряд замену не выполняют — нецелесообразно финансово.
К плюсам способа относится:
- возможность выполнить все в гаражных условиях самому;
- не требуется дорогостоящее оборудование;
- платить нужно только за АТФ (фильтр и уплотнитель поддона покупаются один раз при первой замене).
Но такой способ затратен по времени — каждые 200 км придется снимать защиту днища, сливать отработанную смазку, заливать новую. Не у всех есть время каждую неделю проводить такое обслуживание. Не возможно 100% замещение. Поэтому рассмотрим другие способы.
Способ №2
Полная замена масла в АКПП своими руками возможна, если использовать давление в коробке для выкачивания отработки. Для этого выполняются все действия, как в случае частичной замены (сливание, замена фильтра и чистка поддона). Затем в коробку заливается свежая ATF до самого верха (пока не польется из заливного отверстия). От радиатора охлаждения трансмиссии отсоединяются подача и обратка и концы шланг опускаются в емкость (таз на 12 л, ведро и пр.).
Схема подключения АКПП к радиатору охлаждения
Заводится мотор и начинается накачивание давления в коробке и циркуляция трансмиссионной жидкости. При таком способе отработка вытесняется из гидротрансформатора и гидроблока естественным путем. Когда сольется около 4 л, двигатель глушат и доливают еще свежей АТФ. Мотор снова запускается и продолжается прокачивание системы. Заметив светлый цвет смазки на выходе, процесс останавливается. Остается присоединить шланги к патрубкам радиатора, выставить уровень и проехать на автомобиле в разных режимах для теста.
При таком способе естественная циркуляция в агрегате используется для прокачивания системы без помощи дополнительного оборудования. Платить придется только за расходники и объем технической жидкости — 7–9 л. Вся процедура проводится за один раз — нет необходимости становится на ремонт каждую неделю. Но есть и минусы: операция довольно сложная и пугающая для новичка — можно что‐то сделать неправильно и повредить узел.
Самой распространенной ошибкой является слишком низкое опущение уровня ATF в поддоне, что приводит к всасыванию воздуха и работе «всухую».
Так можно повредить пакет фрикционов, планетарную передачу или гидротрансформатор. Ремонт обойдется дорого.
Способ №3
Самым эффективным способом является аппаратная замена. Это вытеснение старой смазки путем прокачивания по системе новой под давлением от специальной станции. Схема замены масла в АКПП при помощи современного оборудования выглядит так:
- Автомобиль заезжает на подъемник, где демонтируется защита и сливается отработка.
- Снимается поддон, выполняется чистка и установка новой прокладки с фильтром. Все возвращается на место.
- Откручиваются патрубки подачи и обратки радиатора коробки.
- К ним присоединяются шланги от станции, в которой уже залито 10–12 л новой АТФ.
- Запускается двигатель и аппарат начинает подавать свежую трансмиссионную жидкость в коробку. Гидроблок перекачивает ее и она выходит через патрубок, но вместо радиатора оказывается снаружи и сливается в приемную тару.
- Через прозрачную трубку видно, какой цвет у жидкости. Когда он становится идентичен новой смазке, процесс останавливают и выставляют уровень.
Аппаратная замена масла в АКПП
Способ хорош тем, что обеспечивает 100% замену путем вымещения. Промывается гидротрансформатор и гидроблок. Качество обслуживания видно сразу по цвету выливающейся смазки. Работа трансмиссии улучшается: становится тише, резвее переключение, повышается плавность хода. Водители отмечают сокращение расхода топлива. Но есть и минусы: понадобится большой объем 11–12 литров трансмиссионной жидкости, половина из которой тратится просто на промывку. Аппарат для замены дорогой и имеется не в каждом СТО, не говоря уже о гаражных мастерских. В некоторых недобросовестных автосервисах могут взять 12 л техжидкости, но залить только 6 л, присвоив остальное себе. Иногда забывают поставить фильтр или заменить прокладку.
Рекомендации автолюбителю. Чтобы проверить качество полной замены — проситесь присутствовать при обслуживании — в нормальных СТО в таком не откажут. Еще капните с щупа на бумагу немного ATF — новая будет красного цвета, а старая — черного или мутного.
Замена на станции техобслуживания
Станции техобслуживания практикуют частичную смену и полное обновление состава трансмиссионной АТФ‐жидкости, что выбирает сам клиент. Как правило, качественная смазка разной вязкости есть уже в наличие, поэтому нужно привезти только фильтр к своей модели автомобиля. Но некоторые сервисы имеют на складе и расходные материалы к популярным маркам авто, чтобы максимально сэкономить время владельцам машин.
Если клиент выбирает частичный способ, то отработка удаляется через сливное отверстие (если оно предусмотрено производителем авто) или откачивается через щуп.
При полном обновлении состава с промывкой используются современные аппараты. Они универсальные и подходят для всех моделей автомобилей. Некоторые оснащены совсем простым управлением с кнопками пуска и остановки. Качество промывки определяется по фрагменту прозрачной трубки, закрепленному на фронтальной панели стенда.
Другие версии сервисного оборудования оснащены экраном и программами под каждую марку и модель авто. В них запрограммирован объем смазки и другие параметры работы, обеспечивающие максимально качественное замещение техжидкости в коробке. Стендовое вытеснение отработки считается лучшим на сегодня для обслуживания АКПП. С ним ресурс узла продлевается до 200–250 тыс. км. Процедура занимает 2–3 часа, но ее потребуется сделать раз в 50 000–60 000 км.
Как залить масло в АКПП
Долить свежую АТФ‐жидкость при частичной смене или для достижения нужной отметки после полного обновления можно несколькими способами, в зависимости от конструктивных особенностей автоматической коробки.
Заливаем масло через щуп
Самый простой метод, поскольку щуп предусмотрен в большинстве автомобилей с автоматической трансмиссией. Понадобится гибкий шланг от медицинской капельницы и воронка, присоединяемая к его второму концу. Все действия выполняются сверху в подкапотном пространстве.
Через сапун
Клапан для регулировки давления тоже можно использовать для подачи техжидкости в АКПП. Понадобится гибкая шланга диаметром 8–10 мм и воронка. Напрямую залить не получится, поскольку мешают провода и другие части в моторном отсеке.
Сапун АКПП
Закачка масла снизу через контрольку
Сбоку на корпусе АКПП есть болт, глушащий контрольное отверстие. Это один из способов установки уровня в моделях, где нет щупа. Открутив его, большим шприцем через шланг подается ATF‐жидкость. Работа ведется снизу из смотровой ямы.
Замена масла в АКПП продлевает ресурс ключевого узла автомобиля. Если нет времени и средств, выполняется частичное обновление состава. Но лучше произвести аппаратное покачивание с промывкой, чтобы избежать дорогостоящего ремонта автоматической коробки в будущем.
Замена трансмиссионного масла: механика и автомат [пошаговая инструкция]
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Роль своевременной замены масла в коробке передач
- Периодичность замены трансмиссионного масла
- Виды трансмиссионных масел
- Как проверить уровень трансмиссионного масла
- Замена трансмиссионного масла в механике: инструменты и порядок действий
- Пошаговая замена трансмиссионного масла на АКПП
- Что говорят автолюбители о целесообразности замены трансмиссионного масла после обкатки
Замена трансмиссионного масла – очень важный момент в эксплуатации любого автомобиля. Именно этот специфический состав позволяет механизмам выдерживать сильные нагрузки при их взаимодействии между собой.
Поэтому если вы не хотите иметь проблем со своей коробкой (например, деформацию деталей), важно следить за наличием и качеством трансмиссионного масла, а значит – вовремя его менять. О том, как это делать правильно и что стоит учитывать для механической и автоматической коробки, читайте далее.
Роль своевременной замены масла в коробке передач
Общеизвестно, что коробка испытывает значительные нагрузки. Следовательно, все соприкасающиеся детали и поверхности должны быть обработаны смазкой высокого качества с эффективным действием. Значит, главная функция масла, находящегося в КПП, заключается в защите от трения.
Если говорить о КПП механического типа, то смазочная жидкость в этой трансмиссии, в отличие от двигателя, не особенно сильно нагревается. Большая часть деталей не испытывает существенных нагрузок, так как постоянно омывается маслом. Прочие же элементы получают смазку способом разбрызгивания.
Сравнение цен актуально на 19.05.2023
Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!
Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 528.78 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 582.38 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 906.86 ₽
Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!
Другой важной функцией смазочного состава является отведение излишков тепла и смыв загрязнений, образующихся во время эксплуатации трансмиссии. Кроме того, он служит защитой элементов коробки от коррозии.
Важный момент: для автоматической коробки передач масло более значимо, чем для механической. Ведь в АКПП заливают специальную трансмиссионную жидкость (ATF), существенно отличающуюся по качеству и характеристикам от предназначенных для МКПП.
Основными функциями трансмиссионного раствора являются смазка, защита и очистка поверхностей. Кроме того, эта жидкость – еще и рабочее тело гидромеханической коробки-автомата. Крутящий момент передается на коробку от двигателя именно в ГДТ (гидротрансформатор), являющийся, по сути, гидромуфтой. Во время этого процесса происходит сильный нагрев масла (до 90 ͦи больше).
Под давлением трансмиссионное масло доставляется по каналам гидроблока на исполнительные механизмы, тем самым обеспечивая управление АКПП в виде автоматического переключения передач.
Периодичность замены трансмиссионного масла
Замена трансмиссионного масла производится, когда пакет присадок теряет свои эксплуатационные характеристики и работоспособность. В результате компоненты не обеспечивают необходимую защиту функционирующим поверхностям. На субстанции начинает образовываться пена, в некоторых случаях случается задир главной передачи. Все это может привести к появлению неприятного гула шестеренок в дифференциале КПП. Гудение со временем усиливается и, в конце концов, после пробега около 500 км начинается разрушение зубьев шестерен. Результат – заклинивает КПП. Как правило, это касается полноприводных и переднеприводных автомобилей.
Модели с задним приводом и КПП механического типа позволяют эксплуатировать трансмиссионное масло без проблем на 10–20 тыс. км дольше. При этом оно сохраняет свои свойства, так как на коробку передач не оказывается значительных температурных нагрузок. Меняют масло одновременно с заменой его в редукторе. Эта процедура нужна, чтобы устранить загрязнения, которые образуются в процессе функционирования шестеренок. Вместе со смазочным веществом во время слива из картера КПП удаляются стружки и другой мусор.
Интервал замены трансмиссионного масла составляет один раз за 60 тыс. км. Если стиль вождения интенсивный (то есть стремительный разгон и резкое торможение), то смазку необходимо менять через каждые 40 тысяч километров. Причем данных рекомендаций следует придерживаться вне зависимости от общего километража пробега.
Есть такие модели автомобилей, картер КПП которых не оборудован сливной пробкой. Поэтому смазка в них заливается на весь эксплуатационный срок.
В современной автомобильной промышленности большой популярностью стали пользоваться вариаторные коробки передач. Несмотря на их принадлежность к автоматическому типу, внутреннее устройство отличается. Функционируют вариаторные КПП в условиях жестких температурных режимов, поэтому вместо обычного смазочного вещества, используемого для трансмиссий-автоматов, в них заливают специальный.
Замена трансмиссионной жидкости в вариаторах производится через 50 тыс. км. Если предполагается агрессивная езда, срок уменьшается до 30 тыс. км. Следует строго придерживаться рекомендаций по замене вариаторной жидкости, потому что присадки теряют свои свойства очень быстро. Это происходит из-за того, что ремень вариатора постоянно испытывает сильные нагрузки и работает в жестких температурных режимах.
Виды трансмиссионных масел
Выпускаются различные типы трансмиссионных масел. На их вязкость оказывают влияние содержащиеся в составе присадки и добавки. В зависимости от сырья масла бывают:
- минеральными, изготавливаемыми из нефтепродуктов;
- синтетическими, которые получают в процессе синтеза, они отлично функционируют с различными присадками и другими добавками;
- полусинтетическими, которые изготавливаются путем смешивания двух основ (минеральной и синтетической) и добавления дополнительных компонентов.
Согласно международной классификации SAE, уровни вязкости подразделяются на:
- SAE 70W – используется в странах Севера (при рабочей температуре -55 ͦС);
- SAE 75W – для трансмиссий, функционирующих при температуре -40 °C;
- SAE 80W – предназначено для использования в зимнее время при температурах от минус 26 градусов;
- SAE 85W – смазочная жидкость, используемая в зимнее время (от -12 ͦС);
- SAE 90 – трансмиссионное масло для лета;
- SAE 140, SAE 250 – специальная смазка для применения летом;
- SAE 75W-90, SAE 75W-140, SAE 80W-90 – для всесезонного использования;
- SAE 85W-140 – подойдут в качестве всесезонных и летних трансмиссионных масел.
Как проверить уровень трансмиссионного масла
Техника нуждается в постоянном контроле ее состояния (во избежание неприятных моментов). За уровнем трансмиссионной смазки нужно следить очень тщательно, так как работа коробки передач может существенно ухудшиться, если жидкости будет мало. Чтобы исправить подобную ситуацию, необходимо долить смазку до нормы объема.
Проверку уровня производят специальным щупом, который находится под капотом автомобиля. Как правило, инструмент для контроля объема бывает красного цвета.
Перед проверкой необходимо проехать примерно 10 км, чтобы АКПП хорошо прогрелась. Затем выбрать ровную площадку и остановиться. Не заглушая мотор, установить рычаг в положение «Паркинг» и дать двигателю поработать еще около 4 минут вхолостую.
Процедура проверки уровня при помощи щупа:
- достать инструмент при заведенном моторе;
- протереть поверхность щупа с целью удаления ворса, ниток;
- вернуть инструмент на прежнее место, после чего оставить его на 5 секунд;
- достать щуп и посмотреть на метку Hot.
Если уровень в норме, то на щупе он будет между отметками «максимум» и «минимум».
Есть модели автомобилей, в которых процедура проверки выполняется по-другому:
- щуп отсутствует, а уровень виден в смотровом окошке;
- прежде чем начать проверку, выставляют положение «N»;
- контроль производят, когда двигатель заглушен.
Замена трансмиссионного масла в механике: инструменты и порядок действий
Перед работой нужно приготовить:
- ключ или головку (размер 17 мм);
- бутыль или канистру объемом 5 л;
- пластиковую бутылку (1,5 л);
- рабочую одежду, включая пару перчаток;
- нож;
- домкрат;
- страховочную подставку под автомобиль;
- трансмиссионное масло (не менее 3,5 л);
- тряпки;
- металлические щетки.
Если в гараже пол из бетона или стали, следует застелить его листом фанеры.
Рекомендуемые товары
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 366.76 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 582.38 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 193 ₽
Обязательно наличие подъемника. Большинство собственников автомобилей не имеют в гараже подъемного механизма, поэтому для замены трансмиссионного масла подойдет обычная смотровая яма либо эстакада.
Необходимы инструменты (стандартный ремкомплект), посуда, чтобы сливать в нее отработанную субстанцию, автошприц для заливки трансмиссионного масла в емкость.
Этапы работ по замене трансмиссионного масла, когда подошел срок
Прежде чем менять масло в трансмиссии, необходимо его нагреть, чтобы оно стало более текучим. Для этого нужно проехать около 20 километров. Далее, не позже чем через 15 минут, надо начинать работы по замене:
- Установить автомобиль на яму (эстакаду) или на подъемник.
- Вывернуть пробку, находящуюся на маслоналивной горловине. Это необходимо для беспрепятственного оттока масляной жидкости. Рекомендуем осмотреть уплотнительное кольцо на крышке и оценить его состояние: если требуется, заменить.
- Открутить пробку на сливном отверстии и слить жидкость в заранее приготовленную емкость.
- Закрутить крышку.
- При помощи автошприца влить трансмиссионную жидкость в маслоналивной отсек до нижней метки.
- Завернуть пробку на маслоналивном отверстии.
Пошаговая замена трансмиссионного масла на АКПП
Существует два вида автомобилей с автоматической коробкой передач. К первой группе относятся агрегаты, нуждающиеся в периодической замене смазки в трансмиссии. Вторая группа включает автомобили с АКПП, в которую смазывающее вещество залито на весь эксплуатационный период.
Как правило, к первому виду относятся модели, выпущенные давно (более 20 лет назад). Согласно графику ТО, срок замены трансмиссионного масла для них – каждые 30–40 тысяч километров.
Большинство современных автомобилей не нуждается в замене масла, так как в них залита специальная синтетическая жидкость, сохраняющая свойства на протяжении всего эксплуатационного периода. Загвоздка в том, что производители не указывают сроки. Если пробег в год в среднем составляет около 30 тыс. км, то период эксплуатации синтетического состава не может превышать 6 лет. Из этого легко сделать вывод, что менять масло все-таки нужно.
Смазку можно обновить частично или полностью.
- Если производится частичная замена, времени и материала на это уйдет меньше. Однако старый и новый состав смешаются, поэтому результат не будет идеальным.
- При полной замене трансмиссионной жидкости нужно будет потратить больше времени. Но зато она сохранит свои свойства на более длительный период (30–50 тыс. км). Надо сказать, что при полной замене в каналах все равно остается масло в небольших количествах. Кроме того, не всегда в устройствах есть сливной клапан.
Сначала прогрейте двигатель (проехав 10–15 км) и подготовьте материалы и инструменты. Вам понадобятся:
- мерная емкость, чтобы замерять количество отработанной жидкости;
- воронка;
- герметик;
- прокладка для установки в поддон коробки;
- уплотнитель для сливной пробки;
- тара для промывки деталей, немного бензина, ацетона и кисточка;
- новый фильтр (при необходимости);
- набор ключей.
Этапы работы
1. Слить отработку:
- установить селектор в нейтральный режим, поднять ручник, поставить машину на яму или поднять на подъемник;
- непосредственно под сливной пробкой поставить посуду для приема старого масла;
- демонтировать поддон и удалить герметик и остатки масла;
- снять фильтр, предварительно поставив под него емкость под отработку.
2. Обработать поверхность поддона:
- поддон вместе с магнитами промыть бензином, используя кисточку;
- вытереть тряпкой без ворса;
- при необходимости замены фильтра, ее можно осуществить на этом этапе;
- если деталь остается, то ее нужно обработать бензином.
3. Поставить поддон:
- место, на которое будет установлен поддон, обезжирить;
- поменять прокладку, нанести герметизирующий состав на стыковые участки;
- установить поддон и завернуть болты.
4. Залить масло (используя воронку, влить жидкость в том же количестве, что была слита).
5. Продавить и долить смазочную жидкость (на этом этапе потребуется помощь):
- шланг, который расположен слева (по ходу движения) и служит для охлаждения масла, отсоединить;
- один конец поместить в подготовленную тару;
- поставить нейтральную передачу, поднять ручной тормоз, завести двигатель;
- новое масло вытеснит старое (когда появится свежая трансмиссионная жидкость, нужно замерить слитый объем для последующего долива в систему).
6. Проверить уровень масла (это нужно делать, ориентируясь на горячие и холодные метки, правильнее будет немножко не долить, чем перелить).
Что говорят автолюбители о целесообразности замены трансмиссионного масла после обкатки
- В принудительном порядке заменили масло в МКПП на 30 тыс. км
«У меня «Тойота» с механической КПП. Официальный представитель, ссылаясь на фактор обкатки, принудительно залил новое масло при пробеге 30 тыс. Я потребовал, чтобы выдали бюллетень от Toyota».
- После обкатки там столько стружки скапливается
«Нужно после обкатки менять, так как скапливается очень много стружки, которая влияет на шарикоподшипники».
- У BMW масло меняют в КПП каждые 100 000 км или через 4 года
«В автомобиле BMW нужно менять либо раз в 100 тыс. км, либо раз в 4 года. Если BMW 330d, то каждые 40 тысяч в раздаточной коробке, а в КПП – через 100 тысяч. В «Хонде-Фит» менять в РК раз в 40 тыс. км. Конечно, можно этого и не делать. Как говорится, дело ваше. «Кашкай» требует замены тормозной жидкости уже на 30 тыс.».
Замена масла в МКПП — легкий процесс. Конечно, при желании, автовладелец может обратиться в автосервис для проведения данного вида работ, на что придется потратиться. Но, провести обновление смазочных материалов в коробке передач можно и самостоятельно.
Процесс замены смазочной жидкости в МКПП не представляет каких-либо сложных манипуляций. Автовладельцу понадобится пошаговая инструкция, 1-2 часа свободного времени и гараж.
Назначение масла в МКПП
Механическая коробка передач состоит из различных шестерен, технических узлов, которые подвержены сильному износу в ходе своей работы. Для уменьшения их износа, повышения их эксплуатационного ресурса используется смазочный материал. Он обволакивает все внутренние трущиеся детали коробки передач, а также охлаждает их.
Любой автовладелец должен знать следующее:
- Масла имеют различную маркировку, которая указывает на их вязкость и возможность применения в определенной коробке передач.
- Все смазочные материалы имеют различный состав, который влияет на их эксплуатационный период.
Приобретать жидкость следует, учитывая эти 2 важных нюанса.
Как определить необходимость замены?
Своевременная замена смазочного материала — это залог стабильной работы коробки передач, а также отсутствия в ее работе неисправностей.
На необходимость замены смазочного материала в коробке передач указывает ряд фактов:
- уровень смазочной жидкости в МКПП;
- техническое состояние смазочного материала;
- плавность работы коробки передач;
- шумы во время ее работы;
- синхронность работы МКПП и двигателя;
- скорость переключения передач.
Самый простой способ определения необходимости замены масла в МКПП — проверка уровня смазочной жидкости.
Для проверки уровня масла, автовладельцу следует выполнить следующее:
- Завести двигатель и дать ему проработать около 3 минут, после чего загнать автомобиль на эстакаду или подъемник.
- Снять защиту картера автомобиля.
- Открутить крышку контрольного заливного отверстия коробки передач, вынуть масляный щуп.
- По меткам на щупе определяется уровень смазочного материала, его техническое состояние. Следует учесть, что оптимальный уровень будет на отметках между минимальным и максимальным уровнем масла.
Необходимо также принять во внимание следующий факт: в зависимости от конструкции МКПП, в ней может отсутствовать масляный щуп.
Изучив выше указанную информацию, автовладелец сможет избежать поломок коробки передач и своевременно выполнить обновление масла в ней.
Замена масла в МКПП: инструкция, нюансы
Для смены смазочного материала в МКПП можно воспользоваться смотровой ямой в гараже. Если автовладельцу необходимо провести замену масла в дороге, можно воспользоваться эстакадой.
При себе необходимо иметь минимальный ремонтный комплект инструментов. Обычно он включает в себя следующее:
- набор накидных ключей;
- трещотка со сменными головками;
- набор отверток;
- ветошь или полотенце;
- шприц для заливки смазочного материала.
Убедившись в наличие всего необходимого можно приступать к работе.
Пошаговая инструкция выглядит следующим образом:
- Первым делом прогреваем автомобиль, после чего паркуем его в гараж.
- Затем снимаем защиту картера. Тут стоит учесть, что болты, крепящие защиту, изготовлены из алюминия, поэтому выкручивать их стоит аккуратно, чтобы не сорвать на них резьбу.
- Подставляем емкость для слива отработанного масла под коробку передач.
- Откручиваем крышку заливного клапана — это позволит быстрее слить масло из МКПП.
- Выкручиваем пробку сливного клапана, сливаем отработанный смазочный материал.
- Протираем ветошью крышки масляный клапан и масляный щуп.
- Закручиваем сливной клапан масляной системы коробки передач.
- Заливаем новое масло.
- Закрываем заливной клапан, возвращаем на место защиту картера.
На этом процесс замены отработанного масла окончен.
Автовладельцам стоит учесть ряд нюансов, которые встречаются во время проведения данных работ в некоторых машинах:
- В ряде автомобилей, заливку нового масла нужно выполнять в два этапа:
- залить часть масла, завести автомобиль на 1-2 минуты;
- проверить уровень масла, долить его при необходимости.
- Иногда вместе с заменой смазочного материала в МКПП требуется сменить и масляный фильтр.
В заключении хотелось бы отметить, что при соблюдении всех рекомендаций и пошаговой инструкции, у автовладельца не должно возникнуть никаких сложностей при замене масла МКПП.
После покупки автомобиля водитель обретает комфорт, а также некоторые обязанности. Чтобы машина исправно служила и долго не ломалась, автовладелец должен обслуживать ее согласно рекомендациям завода. Ясно, что в автоматическую трансмиссию нужно обязательно заливать смазку, а нужна ли замена масла в механической коробке передач, знают не все. Эта тема имеет много вопросов, особенно у начинающих водителей. В обзоре узнаем, какое масло заливается в механическую коробку, необходимости и периодичности этой процедуры, дадим пошаговую инструкцию по замене.
Для чего меняют масло в механической коробке
В коробке-автомат специальная смазывающая жидкость играет роль рабочего органа. Она передает вращающий момент на ходовую часть от двигателя с помощью гидравлического трансформатора. В механической трансмиссии нет гидротрансформатора и маслонасоса. Но масло в ней необходимо.
Смазка в МКПП решает следующие задачи:
- Смазывание деталей. Шестерни механизма между собой находятся в постоянном контакте. Если есть смазка, то зацепление происходит мягко, а значит, не так быстро изнашиваются детали из-за снижения трения.
- Отведение продуктов износа от деталей.
- Защита. Смазка создает защитную пленку, которая не позволяет образоваться коррозии, защищает от трения, окисления. Это увеличивает срок эксплуатации узла.
- Отведение тепла. Когда машина едет, то температура смазки в коробке передач может достигать до 150 градусов. В местах касания зубьев шестерен температура еще больше. Поэтому масло охлаждает такие места.
Даже небольшой объем масла в МКПП позволяет намного увеличить ее срок службы. Многие изготовители агрегатов утверждают, что в их узле масло можно не менять до окончания эксплуатации машины. Но никто и нигде не указывает, сколько должен служить автомобиль. Даже при покупке новой машине в салоне менеджеры не ответят вам, или будут доказывать, что на ней еще поездят внуки.
По американским и европейским нормам автомобиль должен быть утилизирован через 7 лет при условии, что каждый год пробег составлял более 35 000 км. Но для россиянина такие нормы не подходят, ведь для него это практически новая машина. Поэтому стандарты по времени эксплуатации автомобилей в разных странах намного отличаются.
Причины замены смазки в МКПП
Назовем основные причины замены масла в механической коробке:
- На многих современных машинах шестерни изготовлены из материала высокой прочности, однако износ все равно есть. Через некоторое время смазка насыщается частицами износа. А в механической коробке нет фильтрующего элемента для масла, поэтому продукты износа всегда находятся в нем. Разве что, иногда устанавливают магниты, которые притягивают металлическую пыль. Со временем износ повышается.
- Масло постепенно снижает эффективность смазывания. Конечно, для этого потребуется большой пробег, но в конце концов оно станет темным и будет содержать много стальных опилок.
- Во время работы при большом нагреве и трении масло начинает пениться. А это не позволяет выполнять смазывающие, охлаждающие и защитные функции. В итоге может случиться поломка шестерен и других деталей. Чтобы этого не произошло, используют специальные присадки, которые также постепенно приходят в негодность.
- Когда появится сильный износ, водитель услышит шум из МКПП, который особенно заметен при переключении передач. В таком случае нужно принимать меры к ремонту и замене масла.
- После этого работа становится плавная, мягкая, а стуков не слышно.
Масло требует обязательной замены, а периодичность этой процедуры и порядок действий рассмотрим в следующих разделах.
Как часто нужна замена
При производстве автомобилей завод-изготовитель указывает требования по техническому обслуживанию для каждой марки. Эту информацию можно прочитать в руководстве к машине. Там указан срок замены смазки в коробке.
Сегодня для любой модели автомобиля во всемирной сети можно найти техническую документацию. Там определен точный пробег или временной промежуток, при котором нужно менять масло в МКПП. Но существуют средние величины для любых автомобилей, когда нужно заменять смазку по регламенту. По времени это нужно делать через каждые 5 лет или 100 тысяч км.
Часто у русских машин, произведенных до 2000 года, по документам срок замены масла предусмотрен через пробег 200 тысяч км. Но современные автомобили российского или зарубежного изготовления имеют одни и те же рекомендации на весь срок службы. Это значит, что машину нужно утилизировать после окончания срока. Но так никто не поступает, ее стараются продать. Поэтому, чтобы автомобиль продолжал ездить, менять смазку в коробке нужно чаще.
Когда менять масло?
Общепринятые рекомендации – каждые 80 000 км пробега или через 5 лет. Если условия эксплуатации тяжелые – через 50 000 км.
Иногда приходится менять смазку с отступлением от регламента. Это делается в следующих случаях:
- Покупка машины. Замена необходима, так как никакой гарантии нет, что техобслуживание проводилось вовремя.
- Замена МКПП. В новый агрегат лучше залить свежее масло. Но, если в старом узле оно менялось по регламенту, то в новом смазку можно использовать повторно.
- Ремонт коробки. После переборки узла применяется только свежая смазка.
- Шум или рывки при переключении скоростей. Для устранения указанных причин вначале можно заменить масло, а затем пытаться ремонтировать.
Тяжелые условия
Чаще необходимо заменять смазку в МКПП при тяжелых условиях:
- Транспортировка тяжелых грузов.
- Плохая дорога.
- Частая буксировка.
- Большие перепады температуры.
- Городская езда.
- Движение по льду, глине или грязи.
- Агрессивное вождение.
Также нужно периодически осматривать днище машины на предмет появления течи. Если такой факт есть, то проверьте маслозаливную пробку, сальники КПП.
Тип масла
Рекомендации по периодичности замены смазки в коробке зависят также от ее типа:
- Минеральное – через 40 000 км.
- Полусинтетика – 50 000 км.
- Синтетика – 70 000 км.
Если водитель ездит спокойно и аккуратно, то срок замены можно продлить на 20 000 км.
Какое масло заливать в МКПП
Использование определенной марки предотвращает капитальный ремонт КПП. По техническим параметрам и назначению трансмиссионная смазка аналогична моторным. Поэтому раньше в переднеприводные автомобили заливали в коробку моторное масло. Но сегодня для них разработаны специальные трансмиссионные жидкости.
Основное их отличие – вязкость, которая видна даже визуально. Трансмиссионное масло намного гуще. Перед заливкой в коробку моторного масла, нужно определить, допускается ли такая замена, и как это повлияет на технические параметры автомобиля в общем. По стоимости моторная смазка дешевле, но, если заливать его в КПП без правильного подбора, то узел может выйти из строя.
Трансмиссионная смазка классифицируется по вязкости системы SAE, которая показывает густоту. Масла для МКПП могут быть всесезонными, летними или зимними. По нагрузке на шестерни смазка классифицируется на виды GL-4, GL-5. Наиболее популярными стали первые из них, которые подходят для высоких скоростей и тяжелых нагрузок. Второй тип применяется в основном для заливки в корпусы ведущих мостов.
Как заменить масло своими руками
Любая машина требует замены смазки в коробке передач. Если возможно, то лучше обратиться к услугам мастеров для проведения этой работы. При этом не потребуется готовить инструменты и выбирать масло, обо всем позаботятся специалисты. Важно, чтобы соблюдался порядок работы и уровень жидкости. Но все можно сделать своими руками при наличии опыта и знания конструкции автомобиля.
Для этого понадобится эстакада, смотровая яма в гараже или специальный автоподъемник. Если автомобиль имеет большой дорожный просвет, то процедуру замены масла можно произвести без подъемных механизмов и ям. Для этого достаточно залезть под кузов машины.
Необходимые инструменты
Прежде всего, нужно приготовить инструменты:
- Набор гаечных ключей.
- Емкость для отработки.
- Большой шприц с тонким шлангом.
- Воронка.
- Уплотнительная прокладка для заливной пробки, если у автомобиля большой пробег, либо он эксплуатировался в тяжелых условиях.
- Канистра с трансмиссионным маслом нужного объема.
- Ветошь.
Пошаговая инструкция
Перед началом работы масло в коробке рекомендуется разогреть, проехав на машине несколько километров. Это нужно, чтобы горячее масло лучше сливалось.
Процедуру замены масла в МКПП рекомендуется проводить в следующем порядке:
- Вытяните рукоятку ручного тормоза, или поставьте под колеса упоры.
- Установите автомобиль на яму или поднимите на подъемнике, сливное отверстие расположено внизу.
- Больше 10 минут тянуть время не стоит, так как масло остынет и станет слишком густым.
- При необходимости снимите защитное приспособление КПП и двигателя.
- Установите под отверстие для слива приготовленную емкость.
- Открутите заливную крышку или вытащите щуп для проверки уровня, чтобы ускорить слив.
- Осмотрите прокладку на крышке, если нужно, то замените.
- Выкрутите сливную пробку, расположенную на картере МКПП и слейте масло. Оно должно быть прозрачным, не иметь посторонних включений. Иначе нужна диагностика агрегата для установления причин.
- Дождитесь, когда жидкость полностью сольется и не будет капать. Закрутите пробку на место.
- Возьмите шприц и залейте новое масло через заливное отверстие до его края. Перелив нежелателен, так как могут возникнуть потеки по сальнику. В некоторых конструкциях предусмотрен щуп, которым определяется уровень жидкости с минимальной и максимальной отметками.
- Установите пробку и щуп на место.
Выполнив указанные шаги, можно быстро заменить масло в КПП. Водитель должен своевременно обслуживать коробку передач, в том числе менять масло. В процессе эксплуатации нужно через 10 тысяч км проверять уровень смазки, а если замечены посторонние стуки, то обращаться в мастерскую. Не стоит экономить на качестве трансмиссионного масла, так как его заливка производится редко.
Ошибки при замене масла в МКПП
Начинающие водители иногда ошибаются при проведении процедуры замены масла. Приведем несколько таких примеров.
- Сразу начинают откручивать сливную пробку, не очистив ее от грязи. Она может помешать надеванию ключа и срыву граней.
- При отвинчивании сливной пробки делают резкие рывки ключом, что часто приводит к повреждениям поддона или граней.
- Не очищают магнит от продуктов износа, которые вредят работе узла.
- При выезде в поле забывают взять новое масло. После слива отработки заливать оказывается нечего.
- Ставят автомобиль под наклоном и заливают лишний объем. После этого могут наблюдаться течи через сальники.
Вовремя меняйте смазку в коробке передач, используйте качественные материалы, тогда автомобиль прослужит долго.
Автомобиль с МКПП пользуется большой популярностью, особенно среди водителей со стажем и любителей агрессивной езды. Большая надежность коробки и простота ее обслуживания, дешевый ремонт, полный контроль над автомобилем – одни из преимуществ механической коробки.
Содержание статьи:
- 1 Нужно ли менять масло в МКПП
- 2 Классификация трансмиссионных масел
- 2.1 Минералка
- 2.2 Полусинтетика
- 2.3 Синтетика
- 3 Периодичность замены масла в МКПП
- 4 Как поменять масло в механической коробке передач
Для обеспечения ее долговременной работы необходимо регулярно проверять уровень жидкости в МКПП и своевременно ее заменять, подбирая масло, соответствующее условиям работы.
Нужно ли менять масло в МКПП
МКПП – важный и сложный агрегат автомобиля, изредка нуждающийся в обслуживании для обеспечения нормального функционирования и долговременности работы без ремонта.
Причины, по которым необходимо менять масло в механической коробке:
- через достаточно большой промежуток времени образовывается стружка, а в МКПП фильтр не предусмотрен;
- со временем из-за температурных и механических воздействий трансмиссионная жидкость теряет свои полезные свойства (вспенивается, изменяется вязкость, снижается эффективность смазывания, присадки выпадают в осадок);
- стружка в масле и/или снижение полезных свойств приводят повышенному износу деталей и преждевременному ремонту.
Классификация трансмиссионных масел
Трансмиссионное масло – смазочная жидкость для коробок передач, созданная из нефтепродуктов или синтезированных химических веществ с добавлением специальных функциональных присадок (антизадирных, антикоррозийных и антиизносных), обеспечивающая защиту деталей от износа и перегрева.
Принцип действия трансмиссионной жидкости основывается на создании специальной пленки, которая защищает детали, покрывая их, и оберегает от воздействия вредоносных факторов сложных параметров эксплуатации.
Читайте также: Полная и Частичная замена масла в Автоматической Коробке Передач
Классификация масел по основе и вязкости:
- минеральное;
- полусинтетическое;
- синтетическое.
Для эксплуатирования автомобиля с МКПП летом или в климатических условиях с положительной температурой большую часть времени (отрицательные температуры или отсутствуют, или изредка опускаются чуть ниже нуля) можно использовать минеральное масло.
На зимнее время (при опускании столбика термометра ниже -10) или при значительных перепадах температуры (от очень низких до очень высоких) необходимо использовать трансмиссионное синтетическое или полусинтетическое масло.
Универсальным и недорогим вариантом является полусинтетическая жидкость.
Минералка
Минеральное масло (85W-90) – самый дешевый вариант трансмиссионной жидкости, созданной на основе переработанных нефтяных продуктов с добавлением присадок на основе серы.
Такое масло создает плотную и прочную пленку на деталях независимо от условий эксплуатации, в автомобилях со значительным пробегом как бы герметизирует разрушающиеся сальники и прокладки, защищая от вытекания.
Минеральная трансмиссионная жидкость обладает меньшей текучестью, большей плотностью и густеет при отрицательных температурах, что приводит к увеличенному расходу бензина и повышенному износу коробки до прогревания жидкости в МКПП.
Читайте также: Как научиться ездить на МКПП — советы для начинающих водителей
Имеет склонность к окислению и требуется более частая замена из-за снижения рабочих характеристик.
В основном используется в автомобилях старше 10-15 лет. Является экологически чистой продукцией, что влияет на цену, делая ее привлекательной и доступной.
Полусинтетика
Полусинтетическое трансмиссионное масло (80W-90) создано на основе нефтепродуктов с добавлением присадок и является «золотой серединой» между дешевым минеральным и дорогим синтетическим, включающим идеальную комбинацию качества и цены.
Характеристики такого масла приближены к параметрам синтетики при более доступной цене.
Синтетика
Синтетические трансмиссионные жидкости (75W-80, 75W-90) получают путем синтеза химических веществ, они обладают большей текучестью и меньшей зависимостью от температурного диапазона окружающей среды, что делает их всесезонными.
Данный продукт имеет отличные защитные и моющие характеристики, усиленные дополнительными присадками.
Помимо дороговизны, к минусам этого типа масла относится вероятность протекания через сальники и прокладки в МКПП со значительным пробегом. Синтетическая жидкость меняется через больший пробег, чем полусинтетика, а уж тем более минералка.
Читайте также: Как правильно ездить на коробке автомат — советы по вождению машины с АКПП
Синтетика является наиболее приемлемый вариантом для умеренного климата, позволяющим эксплуатировать автомобиль с механической коробкой круглый год без риска повышенного износа или сезонной замены жидкости в коробке. Идеально подходит для новых автомобилей.
Периодичность замены масла в МКПП
Автомобильные производители и официальные СТО единогласно утверждают о необходимости более частой замены жидкостей в МКПП при тяжелых режимах эксплуатирования машины.
В России режимы работы автомобиля и КПП в основном относятся к тяжелым.
Тяжелые режимы работы:
- перевозка значительного веса (тяжелые грузы или большое число людей);
- некачественное, разбитое дорожное покрытие;
- буксировка транспортных средств;
- значительные температурные перепады в окружающей среде (слишком низкие или слишком высокие);
- движение в городском режиме (пробки, постоянные остановки);
- пробуксовывание колес при движении по грязи, глине, льду;
- агрессивная манера движения (быстрые старты, высокие обороты, резкие и быстрые смены передач).
Объем масла для МКПП небольшой, по сравнению с АКПП, и для замены в среднем нужно меньше 3,5 литров, поэтому для продления ресурса коробки не так уж трудно более часто заменять жидкости в МКПП.
Стоимость трансмиссионных жидкостей заметно ниже ремонта такого сложного агрегата, поэтому лучше предотвратить ремонт регулярным обновлением масла в МКПП.
Читайте также: Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости
Необходимо регулярно (каждые 10 тыс. км.) проверять уровень жидкости, периодически заглядывать под днище для контроля над появлением масляных пятен. При их появлении необходимо проверить на герметичность сальники МКПП, прокладку маслозаливной горловины.
Рекомендации по срокам замены жидкости в коробке, эксплуатирующейся в трудных условиях, в зависимости от ее типа:
- минералка, стоит заменить не позже чем через 35-40 тыс. км.
- полусинтетика, следует менять через каждые 45-50 тыс. км.
- синтетика, желательно заменить через 65-70 тыс.км.
При аккуратной, спокойно манере вождения в обычных условиях жидкость в коробке можно заменить на 20-30 тыс. км. позже, но не больше чем через 100 тыс. км. или 6 лет (смотря что наступит раньше).
Как поменять масло в механической коробке передач
Замена жидкости в МКПП — несложная процедура, вполне выполнимая самостоятельно.
Для самостоятельной замены трансмиссионной жидкости в МКПП потребуется подъемник или смотровая яма, на крайний случай эстакада.
У некоторых автомобилей с высоким клиренсом замену можно выполнить на ровной поверхности, просто забравшись под автомобиль.
Из инструментов и материалов понадобятся:
- емкость для слива отработанной жидкости;
- большой шприц;
- воронка;
- ключи гаечные или головки с трещоткой под диаметр сливной и маслозаливной пробки, болтов защиты двигателя или МКПП;
- уплотнительное кольцо для маслозаливной горловины (если у транспортного средства значительный пробег или эксплуатация проводилась в трудных условиях);
- трансмиссионная жидкость в объеме не меньшем, чем указано производителем.
Читайте также: Механическая Коробка Передач (МКПП) устройство и принцип работы для чайников
Основные этапы замены рабочей жидкости в МКПП:
1) Необходимо проехать 10-20 километров для разогрева жидкости в коробке. После прогрева она станет более жидкой, легче и быстрее сольется.
2) Установить автомобиль на подъемник или смотровую яму, зафиксировать его ручным тормозом или противооткатными устройствами. Замену жидкости необходимо начинать не позднее чем через 10 минут после выключения двигателя для сохранения более жидкой текстуры масла.
3) Если будет мешать – снять защиту двигателя/коробки. Подставить под сливное отверстие емкость для отработанной жидкости. Открутить пробку маслозаливного отверстия или вытащить контрольный щуп (смотря что имеется) для облегчения слива. Проверить состояние прокладки и при необходимости заменить.
4) Открутить сливную пробку на картере коробки и слить масло в емкость. Жидкость должна быть прозрачной и без примесей, в противном случае необходима диагностика МКПП для выяснения причин (повышенный износ, перегрев и другое). После того, как жидкость перестанет капать со сливного отверстия необходимо закрутить пробку.
5) При наличии щупа через воронку заливается жидкость в маслозаливную горловину. Уровень масла должен контролироваться по щупу (находится между min или max, или посередине между другими надписями).
При других конструкциях МКПП большим шприцом Жанне заливается жидкость в горловину, контролируя, чтобы ее уровень был не выше нижней кромки. Заливание жидкости следует прекратить, когда она начнет капать.
6) Вставить щуп на место или закрутить маслозаливную крышку. Установить защиту на место. Завести автомобиль и проехать некоторое количество километров на разных передачах для заполнения механизмов и распределения жидкости по МКПП.
7) Проверить уровень рабочей жидкости в МКПП, при необходимости долить.
МКПП – надежный агрегат, несмотря на сложность устройства. Существенно продлить срок его эксплуатации возможно своевременной заменой подходящего под условия работы трансмиссионного масла с контролем над его цветом и наличием вкраплений.
Необходимо регулярно проверять уровень жидкости в МКПП, так как работа агрегата при недостаточном уровне трансмиссионного масла заметно сократит эксплуатационный период и приблизит ремонт коробки.