Мастер класс по классному руководству

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»

Мастер – класс «Секрет успешности современного классного руководителя».

Подготовила: Канавченко М.С.,

учитель начальных классов

2020 г.

Цель мастер-класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Задачи мастер-класса:

— передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

— совместная отработка методических форм и методов работы учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

— рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

— оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования;

— выявление с педагогами наиболее эффективных методов и форм работ с детьми для создания наибольшей ситуации успеха и для правильного формирования личности школьника.

Ход занятия

I. Мотивационный этап.

— Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю Вам обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас тему.

Своё выступление хотела бы начать с эпиграфа: «Если ты можешь это представить – ты можешь этого достичь». Джон Рон

1.Установление контакта с участниками мастер-класса.

Тренинговое упражнение «Комплименты»:

Цель: создание доброжелательной атмосферы; повышение внутригруппового доверия.

Каждому приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас мы встанем в круг, и будем говорить друг другу комплименты, поворачиваясь к человеку, который справа от вас. Не забывайте говорить за комплименты «спасибо».

  • Вам понравилось это упражнение?

  • Почему?

  • Одинаковыми были комплименты или разными?

  • Почему разные?

Действительно, каждый человек неповторимый, это индивидуальность.

2. Деление на группы для работы (методика «Солнышко»)

У меня на столе лежат лучики солнца, они разного цвета, они, как и вы индивидуальны и неповторимы.

Вы берёте лучик и садитесь за тот стол, где солнышко такого же цвета.

Посмотрите, какое лучистое и улыбающееся солнышко. Вы – такие же, как солнышко, улыбнитесь друг другу. Посмотрите, от ваших улыбок стало светлее.

II.Определение темы и целей мастер-класса.

Я предлагаю вспомнить всем нам первый день в своей школе. Вспомнить каким он был. Какие чувства, и ощущения вы испытывали и чего хотели. Наверняка каждый из вас одушевился и захотел стать частью, частью огромного, школьного организма, и не простого организма, а успешного. Так действительно, давайте же разберёмся, как создать этот успех. Успех для нашего огромного «школьного организма», успех для нас, педагогов, и успех для наших учеников. 

— Самый захватывающий и интересный путь в жизни каждого человека — это путь к успеху. 

-«Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». Сегодня мы с вами попробуем определить шаги, которые должны сделать наши ученики, чтобы добиться успеха.

III. Практическая часть.

1. Работа над формированием понятия (методика «составление кластера»)

— А что такое успех?

— Ваша задача составить кластер к слову успех и оформить его на листах бумаги, которые есть у вас на столах. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

— Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у вас получилось. (Каждая группа озвучивает кластер)

— Вот видите, как много значений имеет понятие «успех».

Посмотрите на экран, как объясняется слово «УСПЕХ» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

УСПЕХ —

1. Удача в достижении чего-нибудь.

2. Общественное признание.

3. Хорошие результаты в работе, учебе.

— Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя — т. е. развить мотив достижения успеха.

2.Сейчас я предлагаю вам послушать притчу и задуматься над её смыслом.

Притча о лягушке, которая дошла до цели».
Собрались несколько лягушек и разговорились…
— Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте!
– Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! – проквакала одна лягушка.
– А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, — мечтательно проквакала вторая лягушка.
– А вам то что с этого? – огрызнулась большая жаба. – Всё равно вам туда никогда не добраться!
– Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? – сказала лягушка-мечтатель.
и добавила – давайте же докажем этой вредной жабе, что мы сможем перебраться в горы!
– Давайте, давайте! Переберёмся в большой чистый пруд!! – заквакали все лягушки на разные голоса.
Так они все стали собираться в дорогу. А старая жаба рассказала всем жителям болота о глупой затее лягушек.
И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали:
– Куда вы, лягушки! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте!
Но лягушки не послушались, и двинулись в путь. Несколько дней они шли.
Многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото.
Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи.
И так их компания становилась всё меньше и меньше. И только одна лягушка не свернула с пути.
Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём.
Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других?
Как потом оказалось, эта лягушка не была сильнее и настойчивее других. Просто она была глухая!
Она не слышала, что это «невозможно». Не слышала, как её отговаривали.
И поэтому она легко добралась до своей цели.

— В чём вы увидели смысл этой притчи? Наверное, вы со мной согласитесь, она отражает основную проблему многих взрослых людей, в том числе и учителей, которые изначально проектируют ребёнка на неудачу.
Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия — залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания.

— Я предлагаю Вам записать фразы успеха…

— Каждый ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

3. «Ситуация успеха».

Каждая группа должна создать ситуацию успеха одному из этих детей:

а) ребенок, испытывающий трудности в чтении;

б) ребенок, неуспевающий в учебе;

в) ребенок с низкой самооценкой.

-Затем группа должна защитить свою работу. Остальные могут внести дополнения.

-Защита проектов слушателей.

  • Ребенок, испытывающий трудности в чтении:

— совместное чтение

— ролевые игры

— похвала

— наизусть

— иллюстрированные книжки

— упражнения по проговариванию звуков

— короткие тексты

— творческие задания (на развитие мелкой моторики)

— выступление перед классом.

  • Ребенок, неуспевающий в учебе:

— работа с семьей (поддержка, похвала, контроль, режим дня, условие)

— здоровье (витаминизация, режим питания, занятие спортом)

— самооценка (похвала, занятие по интересу, работа с учителями-предметниками)

— мотивация (педдиагностика способностей и интересов, участие в познавательных мероприятиях)

— взаимоотношения со сверстниками (совместные игры, походы, поддержка друзей).

  • Ребенок с низкой самооценкой:

— поощрение

— подбор кружков по интересам

— выявление способностей и интересов

— поручение

— похвала

— выявление причины

— шефство

— психологическое сопровождение

— ситуация успеха

— привлечение семьи

— привлечение к участию в мероприятиях.
4. Составление синквейна.
— Продолжаем работу в группах. Составим синквейн. Напоминаю, что синквейн — это пятистрочная стихотворная форма, в которой человек выражает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.
Порядок написания Синквейна:
• Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.
• Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
• Третья строка – три глагола, описывающих действие понятия.
• Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выражают свое отношение к описываемому предмету.
• Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
-Каждая группа читает, какой синквейн у них получился.
-А вот что получилось у меня:
Успех.
Желательный, долгожданный.
Развивает, окрыляет, вдохновляет.
Успех делает человека счастливым.
Радость.

IV.Рефлексия.

— Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя — т.е. развить мотив достижения успеха.

— Закончить мастер – класс хотела бы игрой «Клубочек». Члены группы по очереди говорят : «Я стану успешным, потому что…». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг успешности. Этот круг очень прочный, помните, что успешным можно стать только при поддержке других людей.

Мастер-класс «Воспитательная работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС»

Ф.И.О., учителя:  Медведева Е.Н., классный руководитель 8 «А» класса.

Цель:  исследование деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Основные идеи плана проведения мастер-класса 

1. Эффективность воспитательной работы классного руководителя (сущность понятия)

2. Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС (цель, направления деятельности, результат)

Ход мастера класса

Добрый день, уважаемые коллеги я рада вас приветствовать на нашем мастер классе, который посвящен воспитательной работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

От любой деятельности мы всегда что-то ожидаем. Хотелось бы узнать, чего ожидаете вы от нашей встречи. На ваших столах лежат разноцветные листочки с вариантами ожиданий. Предлагаю вам прикрепить к «Листу ожидания» тот вариант, который вам ближе. Если у вас имеется свой вариант, я попрошу вас его записать на пустой листочек!

«Лист ожидания» (на доске )

1. Профессиональное общение с коллегами;

2. Конструктивный разговор;

3. Бесполезная трата времени.

Прикрепляют стикер на листе ожидания.

Анализируя ваш выбор можно сделать вывод, что вы уверенны в своих профессиональных навыках и готовы к работе.

1.Психологический настрой.

— Нашу работу я хотела бы начать с одной притчи!

Итальянская притча

Некогда в Палермо жил принц, который хвастался, что может весь свет переделать по-своему. И правда, во дворце его творились диковинные вещи. Лошадь он научил есть мясо, собака у него жевала сено, а осёл плясал тарантеллу, колотя по бубну копытом.

Но больше всего гордился принц своим котом. Десять учёных в пышных париках и чёрных мантиях потратили десять лет, чтобы обучить принца всем наукам, приличествующим его высокому званию. А принц положил ещё больше труда, чем десять учёных за десять лет, чтобы кот позабыл о том, что он кот. Когда принц, наконец, достиг, чего хотел, он сказал своим друзьям:

— Приходите ко мне завтра на ужин, и вы убедитесь, что, если очень постараться, можно превозмочь природу. Это докажет вам мой учёный кот.

Друзья приняли приглашение. Один из них, человек умный и догадливый, подумал так: «Если речь идёт о коте, то не плохо на всякий случай запастись мышкой!» Так он и сделал.

На следующий день все собрались в парадном зале дворца. Там был накрыт пышный стол. А посреди стола неподвижно, как деревянная статуя, стоял на задних лапах учёный кот и держал зажжённую свечу.

Когда гости уселись за стол, слуги начали вносить на золочёных блюдах кушанья, приготовленные из мяса, дичи и рыбы. От блюд поднимался такой вкусный запах, что у приглашённых потекли слюнки. А кот даже усом не повёл. Не шелохнувшись, он продолжал держать горящую свечу.

Принц обвёл всех торжествующим взглядом.

— Ну, что я вам говорил! — воскликнул он. — Не правда ли, искусство выше природы!

— Конечно, конечно! — закричали восхищённые гости.

Только один из них промолчал. Он положил рядом с собой широкополую шляпу, украшенную перьями, и незаметно пустил под неё мышку.

Мышка, почувствовав себя на свободе, живо высунула из-под шляпы свою мордочку. Едва кот завидел мышку, как забыл разом всё, чему обучил его принц с таким трудом. Свеча полетела в сторону, зазвенели разбитые бокалы, а кот схватил мышку и убежал с ней, задрав хвост.

Так принцу и не удалось не то что весь свет, а даже кошачью природу переделать на свой лад.

Данная история еще раз подтвержает, что нужно направлять ребенка в то творческое русло, к которому у него имеются природные задатки. Воспитывать и обучать, опираясь на его возможности.

— Процесс воспитания с древних времен был трудоемким, требующим много усилий и умений. По мнению президента РАО (Российской академии образования ) Ю.П.Зинченко, «Доучить что-то можно быстро, а довоспитать невозможно. Перевоспитание в любом случае требует больше времени. То, что воспитание не менее значимо, учителя должны понимать».

Многие согласятся, что Воспитание – это неотъемлемая часть всего педагогического процесса. Изменения, происходящие в обществе, стране приводят к изменениям и в образовательной системе. Поэтому введение новых образовательных стандартов в образовании – привели к изменению взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны не только с постановкой новой педагогической цели воспитания, первоочередными стали задачи духовно-нравственного развития личности, в связи с этим определены новые направления, содержание воспитания, даны критерии оценки воспитательной деятельности. Эти изменения связаны в первую очередь с личностью самого учителя, изменением его взглядов на само понятие «воспитание» с восприятием этого понятия не как сопутствующего процессу обучения, а приоритетного.

Знаковым является само наличие воспитательного компонента в стандартах. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском демократическом обществе, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта – развернуть школу на воспитание.

Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у учащихся ряд компетентностей и в частности, социальную компетентность, которая содействует развитию каждого школьника.

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства.

При введении ФГОС нового поколения изменились цели  воспитательного процесса в школе: сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности – жизнеспособную личность!!!

В этих условиях классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.

Главное предназначение классного руководителя – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни.

В современных условия, Настоящий классный руководитель — это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

 Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

 В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах.

 Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

 Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий.

 Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.

    Как видим, содержание деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС усложняется, наполняется новыми формами работы с учащимися. Классный руководитель получает всестороннюю информацию о каждом своем подопечном, что позволяет вовремя реагировать на все, что происходит в классном коллективе. Деятельность учеников также более организованна, системна.

Мы познакомились с некоторыми особенностями воспитательной деятельности кл. руководителя в условиях реалиазации ФГОС, а далее мы с вами посмотрим, выясним в чем же отличия традиционной системы воспитания от воспитания по ФГОС

2. Целеполагание.

-Сформулируйте тему нашего занятия……

— Следовательно, тема: «Воспитательная работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС».

— Попробуйте сформулировать цель нашего мастер класса исследование деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

-Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели? (Определить роль кл. руководит. в условияхФГОС; основные направления воспитательной работы; определить отличия характеристик изменений в деятельности кл. руководителя, работающего по ФГОС от традиционной системы воспитания.

Мы с вами немного утомились, и поэтому я предлагаю продолжить нашу работу немного в необычной форме. Я вас приглашаю в ресторан, где уже на каждого заказан столик. За столик № 1 приглашаю тех, кто рожден в летние месяцы года. За №2 – тех, чьё имя начинается на букву Л и Н. За №3 тех, кто является кл. руководителем. За №4 – все остальные.

 И предлагаю вам следующее меню. Меню:

1.Техноголическая карта традиционного блюда «Классный час в условиях реализации ФГОС»

2.«Альтернатива»

 3.«Кластер»

Блюдо «Кл. час в условиях реализациии ФГОС»

Кл. час по современной системе воспитания должен состоять из нескольких этапов, которые я предлагаю вашему вниманию (мотивационный, ориентирующий, деятельностный, рефлексионный).

Ваша задача расставить в технологической карте кл. часа данные этапы по мере их выполнения и расписать, как вы думаете, каковы же будут действия кл. руководителя, учеников на каждом из этих этапов.

Тема кл. часа «Вместе мы сделаем толерантным наш мир»

Время выполнения задания – 5 минут.

-364490331470Работаем в группах

-1930403155315

На второе я вам предлагаю Блюдо «Альтернатива»

Каждой группе я раздам раздаточный материал. Ваша задача из предложенного списка выбрать то, что относится к традиционной системе воспитания, а что к системе воспитания по ФГОС. (таблица)

1 лист: Таблица: Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС

Предмет изменения

Традиционная система

ФГОС

1 Подготовка Конспект мероприятия Технологическая карта (классного часа, внеклассного мероприятия и т.д.)

2 Основные этапы мероприятия Объяснение и закрепление материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся.

3 Главная цель учителя Успеть выполнить все, что запланировано. Организовать деятельность детей:

по поиску и обработке информации;

обобщению способов действия;

постановке задачи внеклассного мероприятия и т. д.

4 Форма мероприятия Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная

5 Предмет изменения Традиционная система ФГОС

6 Нестандартное ведение мероприятия — Классный руководитель проводит классный час в параллельном классе, мероприятие проводят 2 руководителя и др.

7 Внеклассная

 досугово-развивающая среда Создается классным руководителем. Создается учащимися (дети сами готовят материал, проводят презентации).

8 Результаты мероприятия образовательные

развивающие

воспитательные + личностные

+ метапредметные

Нет портфолио учащегося Создание портфолио

Основной вывод – вывод учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

2 лист: «Формы воспитательной работы ?»

Проведите стрелки от форм воспитательной работы к соответствующей системе воспитания!

Традиционная система

Формы и методы воспитательной работы ФГОС

Туристические подходы Классные огоньки Соц. проекты Тренинг Видеопроекты Портфолио Викторины Социально — патриотические акции Конкурсы прикладного творчества  Идейные акции  Дискуссионные клубы Экскурсии  Флеш-моб  Квест  Идейные акции Т ворческие лаборатории Ролевые игры Поисковые, научные исследования

Задание №2 «Роли классного руководителя»

Запишите роли кл. руководителя, которые он выполняет в услових реализации ФГОС.

Ответы: учитель – тьютор, ТЬЮТОР — наставник, воспитатель, советчик, помощник Информатор-эксперт, Консультант, собеседник, Организатор-фасилитатор – это образ мудрого, духовного, доброго и здорового человека, стремящегося к самосовершенствованию и творчеству. Другими словами: это личностный и профессиональный идеал.

Цель фасилитатора — поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу) он же учитель-помощник. Я приглашаю одного представителя каждой группы, и узнаем, какие же различия существуют в деятельности кл. руководителя традиционной системы воспитания и воспитания в условиях реализации ФГОС

(Выступление участников. Подведение итогов)

 Справка: Что же еще является отличительной особенностью ФГОСов?

Это, прежде всего, системно -деятельностный характер, ставщий главной целью развития личности учащегося. Принципиальное отличие новых стандартов заключается еще и в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Это значит, что необходимо использовать такие формы и методы работы, которые учитывают личностные особенности каждого школьника в отдельности. Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. Базисный образовательный план включает в себя программы воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность ОУ.). На десерт я предлагаю вам блюдо под названием «Кластер»

-Мы с вами увидели, что отличительной особенностью ФГОСов является прежде всего, системно — деятельностный характер, ставящий главной целью развития личности учащегося.

В условиях реализации ФГОС кл. руководители имеют возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью.

А какая эта ЛИЧНОСТЬ? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»? Предлагаю вам всем вместе составить кластер.

Вам необходимо назвать асоциации к слову ЛИЧНОСТЬ, ваша ассоциация может быть в виде слова, предложения, словосочетания и т.п., но обязательное условие она должна начинаться с каждой буквы слова.

Л- личностный рост…

И-индивидуальность…

Ч- человечность…

Н-новаторство…

О-образрваность…

С-саморазвитие, самообразование…Т-творчество… —

Вот каков портрет выпускника школы по ФГОСам мы получим: сознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества Умеющий учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный Социально активный, уважающий закон и правопорядок, умеющий вести конструктивный диалог, Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека

Рефлексия.

1 вариант. Иммануил Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звезды». Каждый по — разному воспринимает услышанное, увиденное.

Итак, вы попробовали все предложенные блюда нашего ресторана. Каждый воспринял информацию по своему. Что-то вам понравилось и показалось вкусным, что-то нет.

Чтобы улучшить работу нашего ресторана мы хотели бы, чтобы вы оставили нам свои отзывы и предложения. Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. 

Всем спасибо за внимание!!!

Конкурс «Учитель года-2019»

Номинация «Воспитать человека»

Тема семинара: «Использование
воспитательных технологий

в работе классного руководителя»

Старковская
Анна Николаевна

        Народная мудрость гласит: У одного человека есть яблоко и
у другого человека есть яблоко. Если они поменяются яблоками, то у каждого так
и останется только одно яблоко. Но если у одного есть идея и у другого есть
идея, то после обмена у каждого становится хотя бы по две идеи. Поэтому желаю
вам, чтобы сегодняшний день был плодотворным.
Услышанное постараюсь применить на практике, надеюсь, что мой
опыт вам пригодится.

Сегодня в условиях
модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа», 
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, реализации Федеральных государственных 
образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции
школы.

        На первый план выходит 
задача воспитания дать первичный и успешный опыт жизни.
Использование 
воспитательных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным
содержанием,  и   обогащают профессиональное сознание 
классного руководителя.

Что
же такое  воспитательная  технология?

В ее основе лежит идея
управляемости  воспитательным процессом, от  проектирования до анализа
путём поэтапного воспроизведения.

В педагогической практике
различают следующие воспитательные технологии.

Зеленым цветом я выделила
те технологии, которые использую чаще всего.

Красным – приоритетная
технология в моей работе.

Синим – технологии,
которые всегда актуальны в воспитательной деятельности

Черным – технологии,
которыми я апробирую в настоящий момент.

Жирным шрифтом —
технология, которая меня заинтересовала, я занимаюсь ее изучением  и  пытаюсь
внедрить их в воспитательную работу.

Современные воспитательные технологии

·        
технология проектного
обучения воспитания ;

·        
личностно-ориентированная
технология;

·        
технология
здоровьесберегающая;

·        
технология развития
критического мышления;

·        
технология КТД И. П.
Иванова;

·        
Тьюторство – технология
педагогической поддержки;

·        
технология создания
ситуации успеха;

·        
шоу-технологии

·        
Игровые технологии

·        
Технология проведения «Дискуссий»

·        
Кейс-технологии

Идя в ногу со
временем, нам приходится  много говорить  об использовании технологий  в
воспитательной работе, которая находится в триединстве Я-РОДИТЕЛЬ-ПЕДАГОГ.

 Причин
для этого я вижу несколько:

1.     Как
поддержать интерес учащихся  к классным часам?

2.     Как
повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?

3.     В
какой форме  проводить родительские собрания,  чтобы родители не потеряли
желание посещать школу?

4.     Как
остаться педагогически грамотным специалистом, способным научить и воспитать
чему-то ребёнка, когда  современные дети понимают в компьютерных технологиях
лучше, чем классные руководители?

       Наверное,  одна
из первых технологий,  которой пользуется каждый классный руководитель, это
ситуативные технологии. 

Представьте себе, 5 класс
– адаптация, дети еще не воспринимают нового классного руководителя. Они словно
едут на броненосце, не замечая ничего вокруг.
Нам каждый день приходится
сталкиваться с непредвиденными ситуациями. И чем дети становятся старше, тем
разобраться с проблемной ситуацией становится все сложнее.

Видеоролик

Что делать в этой
ситуации? как поступить, как правильно отреагировать, когда тебе открыто
говорят: «Это мое личное дело?» Во-первых, проанализировать ситуацию. Ведь
может случится, что обе стороны правы или не правы. Выслушать обе стороны, дать
понять, что ты понимаешь эту ситуацию и найти вместе пути решения.

В воспитательной  работе
с коррекционным классом эффективным средством воспитания  оказались тренинги
общения.
Это форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят
средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного
опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях.

         Порой ученики обращаются к классному руководителю с вопросами
сложными и неприятными, связанными с парадоксами нашей действительности или же
есть такие вопросы, которые не задашь с глазу на глаз. Классный руководитель
должен, во-первых, не уходить от ответа и, во-вторых, искать его вместе.
Поэтому  появилась коробка
«Спрашивали? Отвечаем!». Например,  самым трудным вопросом для меня
оказался вопрос: «А почему меня все время обижают?»

Вопрос, который завел в
тупик
: «Почему папа врет, если
постоянно говорит, что этого делать нельзя?»

Технология
проектного обучения

В воспитательной работе на первом месте, конечно,
творческий проект, который предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть
театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или
декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Мои выпускники специализировались
на создании видеофильмов, причем самостоятельно!!! Например, мы
успешно
выступили на муниципальном конкурсе видеотворчества по БДД, где заняли 2 место
.

С нынешними учащимися вся работа ведется под моим
контролем и с моей помощью. Составление плакатов, оформление окон или
кабинета
к празднику, поделки, каждый этап проекта делаем вместе.

Трудности, которые испытываю в
технологии проектного обучения:

 — сложно проводить
исследовательские проекты, т.к. учащиеся имеют статус ОВЗ, поэтому мы воплощаем
в жизнь только творческие проекты.

      — не все
творческие проекты получаются выполнить аккуратно, поэтому всегда на помощь
приходит классный руководитель

      — учащиеся не
всегда правильно и адекватно могут принять решение о том, какой творческий
проект можно воплотить в жизнь в данном случае

— учащиеся не
владеют достаточным навыком работы с информационно-коммуникативными
технологиями.

            Цели современного образования,
обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить
учиться». А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие
приемы и технологии использовать? Как использовать
технологию критического мышления в воспитательной работе?

     Я заинтересовалась этой темой, перечитала
массу литературы и наткнулась на один из популярных приемов технологии
критического мышления, разработанных американским ученым и психологом
Бенджамином Блумом. Прием называется
«Кубик Блума». Стала пробовать применять его на уроках, а затем и в воспитательной работе.
Например, на классном часе по изучению правил дорожного движения.

Можно менять грани кубика в соответствии с целями
и задачами. На открытом внеклассном занятии я применяла этот метод и меняла
грани кубика, таким образом, прошла рефлексия. Кстати, для начальной школы,
грани немного другие.  При работе с Кубиком Блума развивается речь, мышление,
учащиеся учатся самостоятельно ставить вопрос.

        Знакомясь с работами ученого и психолога
Бенджамина Блума, я узнала об еще одной методике, которая называется «Ромашка
Блума».
Сейчас я работаю над ее изучением  и планирую использовать ее как
на уроках, так и во внеклассной работе.

С методом сфокусированного неформального общения 
«Мировое кафе» (метод фасилитации) познакомилась совсем недавно.

 Его можно использовать как для сбора идей, так и для
объединения накопительного опыта.

Учащиеся делятся на 3  — 4 группы и
распределяются по столикам. За каждым столиком сидит «хозяин» — модератор, а
остальные участники – «гости» перемещаются от столика к столику каждый раз,
когда объявляется новый круг смены темы и стола. Раунд обсуждения – 5 – 8
минут. Когда круг замкнулся и гости вернулись к своему первому столу,
проводится «сбор урожая» – анализ и подведение итогов круглого стола.
Происходит рефлексия, обозначение перспектив совместной работы. На «скатерти»
(листы А4, ватман) гости, с помощью хозяина, размещают основные идеи и мысли,
рожденные в ходе работы кафе по их теме всеми участниками кафе.

Я не могу обойти
стороной  здоровьесберегающие технологии, т.к. являюсь классным
руководителем особых детей. В мои обязанности входит не только контроль за
питанием, соблюдением предписаний врача, но и  своевременным прохождением
комиссии ПМПК. В какой-то мере, я думаю, что мне повезло. С классом коррекции
со мной работают специалисты сопровождения.

На занятиях в
рамках программы  внеурочной деятельности классного руководителя «Тайна текста»
(по общеинтеллектуальному направлению) применяла следующие технологии и
методики, которые, на мой взгляд, будут не лишними и в работе с обычным
классом.

Например, в начале занятия делали упражнения на
развитие межполушарного взаимодействия. Применяла Су-джок терапию для
стимуляции умственного и физического развития. Психолог вела курс по песочной
терапии.

Можно выделить
один недостаток среди всех используемых мною технологий.  Приходится выбирать
такие методы и приемы работы, которые уместно и возможно использовать в
малочисленном классе с учащимися с ОВЗ. Причем на каждом этапе работы
необходима помощь со стороны классного руководителя.

Сегодняшние
дети это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает
так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому на
сегодняшний день учитель не является единственным источником информации для
своего ребенка.

   
На конкурсном испытании «Визитка», я сравнивала своих подопечных с песчинками.
А вы знаете, как выглядит песок под микроскопом? Он цветной! То есть, нам,
педагогам, классным руководителям, необходимо разглядеть в любом из своих
подопечных то неповторимое сочетание интеллектуальных и душевных качеств
личности, которое отличает данного человека от других и делает его интересным и
нужным классу, семье, школе, обществу.

Словами своего педагогического кредо:

Думала: главное – формировать, делать, ваять, лепить.

Думала: верный маршрут показать, править, лечить, учить.

Думала: рваться, бороться, рубить, мчаться, коль сила несет,

А оказалось – всего лишь любить.

Только любить! – вот и все.

(С.В.Белова)

Мастер-класс для классных руководителей

«Это познавательно и увлекательно, или Игровые технологии — средство формирования   интеллектуального воспитания учащихся»

Мастер-класс для педагогов рассчитан на неограниченное количество участников. Продолжительность — 15-20 минут.

Занятие для учителей  включает в себя две части: теоретическую и практическую.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, коллеги! Я хотела бы начать свое выступление со слов Сухомлинского:

«Без знания ребенка, его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей,  задатков, наклонностей, нет воспитания».  (В.А. Сухомлинский)

 На классного руководителя возложена одна из сложнейших задач, связанная с изучением и формированием личности ребенка. Ученик и его интеллектуальные возможности — одно  из важных направлений воспитательной работы.

Главная цель воспитательной работы  в данном направлении сформировать у учащихся осознанное представление того, что для успешного будущего и личностного самоутверждения учащемуся необходимо развивать свой интеллект.

Что наша жизнь? Игра! А что же значит игра для ребёнка? Важна и нужна ли она ему? Об этом и многом другом мы сегодня с вами поговорим и, конечно же, поиграем.

В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в Интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Сегодня ценностью является не то, где мир воспринимается по схеме:  знаю — не знаю, умею — не умею, а где есть тезис:

«Ищу — и нахожу, думаю — и узнаю, тренируюсь – и делаю»

 Подвести  к этим действиям как раз и помогает интеллектуальное воспитание учащихся в целом   и игровые технологии  в частности. Ведь главные качества игры – это свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность,  общение, коммуникативность. У игры несколько функций: обучающая, развивающая, коммуникативная, рефлексивная, даже психотерапевтическая. Доказано, что с ее помощью развиваются универсальные учебные действия(личностные, регулятивные и познавательные) Сегодня во всем мире очень популярны интеллектуальные игры — это вид игры, основанный на применении игроками своего интеллекта или эрудиции.

Для проведения практической части мне нужна помощь 8 добровольцев.

Уважаемые коллеги, получите и наденьте бейджики.

2.Практическая часть:  Упражнение «Десять секунд».

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.  Время:3- 5минут

Ведущий: 

Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по классу. Началом к движению будет музыка. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

— Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью.

Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос.

 И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве.  Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.   Распределиться на группы:

·         по наличию часов на руках;

·         по цвету обуви;

·         по длине волос

·         по цвету яблочка на бейджике.

Таким образом, мы с вами разбились на 2 группы. Прошу группы занять свои места за столами. Табличка с яблочком на столе, укажет вам нужное место.

Я люблю яблоки, сладкие яблоки,
Жёлтые яблоки, красные яблоки.
Правда, ведь, здорово грызть эти яблоки? —
Вкусные яблоки, сочные яблоки.
Вот бы попасть мне туда, где на яблонях
Выросли яблоки, спелые яблоки.
Чтобы, вдыхая забытые запахи,
С веток срывать долгожданные яблоки.
И, задыхаясь в немом вожделении,
С хрустом смыкать возбуждённые челюсти.
Долгой зимой я скучаю по яблокам,
И, в магазин заходя продовольственный,
С тайной надеждой и мятым полтинником,
Сразу смотрю: продаются ли яблоки —
Красные яблоки, жёлтые яблоки,
Вкусные яблоки, сочные яблоки…
Больше всего среди фруктов, признаюсь вам,
Я люблю яблоки, сладкие яблоки…

Может быть, вы догадались, на какую тему будет наша игра?

Тема игры: « Яблочко на тарелочке»

А так как яблоко в народе называют «плод познания», то, надеюсь, и мы с вами познаем много нового и интересного. Ведь  новое и интересное — это и есть интеллектуальное развитие.

Время на выполнение каждого задания 2 минуты.

Задание номер 1 «А где же яблоки?»

Как эти изображения связаны с яблоком? (глазное яблоко, смартфон, Нью-Йорк — большое яблоко, держава — державное яблоко)

Держава – державное яблоко – плод познания добра и зла, память о Державе т.е. Русско-Ордынской империи. Откуда такие ассоциации? Сегодня мы воспринимаем этот символ как данность, а где его истоки и в чем смысл? Державное от русского слова держать, отсюда и Держава. Но это на современный взгляд. В старину слово имело смысл – крепость, сила. Не случайно у крещеного потомка тюрков Гавриила кто-то из предков получил фамилию Державин.

На Востоке и на Руси распространено выражение «две половинки одного яблока». Т.е. речь о символе равноценности и единстве двух частей. Целые яблоки могут храниться всю зиму, разрезанным жить недолго. Страны и народы как половинки яблок собравшись в одно целое, вместе радуются жизни, вместе отражают удары судьбы, создают династические связи, поддерживают побратимов. Со временем «половинки» взаимно перенимают слова, привычки, характеры и гармонично дополняют друг друга… Яблочная символика имеет величайшую смысловую глубину в нашей жизни. Когда много людей рядом, мы говорим, — яблоку негде упасть. Но почему именно яблоко, в природе много округлых плодов?

Нью-Йорк: несколько версий.

По одной из них каждое второе дерево мегаполиса — это яблоня,

город , где популярным развлечением являются скачки — а лошади любят яблоки,

Но еще одна интересная версия связана с появлением джаза. Одна из версий, что прозвище пришло из знаменитой джазовой композиции, где пелось дословно следующее «На древе успеха много яблок, но если тебе удалось завоевать НьюЙорк, тебе досталось большое яблоко»

Версии
Согласно самой распространенной из них, впервые термин «Большое яблоко» появился в 30-ых годах прошлого столетия в Гарлеме, который на тот момент снискал славу столицы музыкальной культуры под именем джаз. Однако дальше следуют непонятные моменты: одни историки говорят, что «Большим яблоком» называли ком в горле, который предшествовал здешнему выступлению музыкантов — он возникал от волнения. Точно также именовался танец и клуб, который, правда, находился не в самом Нью-Йорке, а в Южной Каролине. Кроме того, среди джазменов ходила поговорка: «На яблочном дереве много плодов, однако если ты смог завоевать Нью-Йорк, значит, смог сорвать самое большое яблоко». Также известен тот факт, что в годы Великой депрессии (мировой экономический кризис, продолжавшийся на протяжении десяти лет) во многих районах города бедным жителям раздавали бесплатные яблоки.
Есть и другое, тоже весьма популярное мнение, согласно которому это название Нью-Йорку дало первое дерево, которое было посажено переселенцами на материке — считается, что они высадили яблоню. Вот только загвоздка в том, что в городе на текущий момент обнаружить яблоню не намного легче, чем кем-нибудь оставленный на дороге золотой слиток. Зато голубей здесь предостаточно, вот только город почему-то не называют «Большим голубем»… Согласно третьей версии, название появилось в начале 20-ых годов прошлого столетия, незадолго до Великой депрессии. Его начал употреблять Джон Фитцджеральд, работавший на то время в газете «New York Morning Telegraph» спортивным обозревателем. Как известно, ипподромы тогда пользовались у местной публики большой популярностью, поэтому любые скачки обязательно описывались в новостной колонке. Считается, что выражение Фитцджеральд услышал в Новом Орлеане от жокеев, которые говорили следующее: «Наши лошади обожают яблоки, а скачки в Нью-Йорке — это большое яблоко». Впоследствии корреспондент регулярно начал употреблять данное словосочетание в своих статьях, пользовавшихся, кстати, большой популярностью у читателей.

Задание номер 2.  «Веришь — не веришь»

Цель: снятие психофизического — эмоционального напряжения

Верите ли вы, что

·         Яблоневые сады занимают на Земле почти 5 миллионов гектаров, чуть ли не каждое второе плодовое дерево – это яблоня — это правда!

·         Что яблоки тонизируют лучше, чем кофе, и одно яблоко способно заменить чашечку кофе — это правда!

·         Что для курильщиков яблоки предлагаются как средство, позволяющее избавиться от вредной привычки: на три дня надо перейти на яблочную диету, включая в рацион зеленый чай. На четвертый день тяга к сигаретам исчезнет. А это тоже, правда!

·         Что самая длинная необорвавшаяся яблочная кожура длиной более 50 м.

А это тоже правда! Рекорд на самую длинную необорвавшуюся яблочную кожуру занесен в Книгу рекордов Гиннеса и принадлежит американке Kathy Walfer, (Кети Волфер), которая чистила яблоко в течении 11 часов 30 минут и получила кожуру длиной 52 метра 51 сантиметр. Этот рекорд был установлен 16 октября 1976 года в Нью-Йорке.

Хотя яблоки лучше всего есть с кожурой, все полезные вещества содержатся сразу под ней. В кожуре содержится большое количество полезной клетчатки, которая улучшает пищеварение.

Задание номер 3 «Таинственная надпись»

Попробуйте расшифровать таинственную надпись.

Подсказка: Может быть, вычеркнуть повторяющиеся буквы? «Шарлот»

Как вы думаете, какое отношение это слово имеет к нашей игре?

— Именно так, в честь Шарлоты, супруги английского правителя Георга 3 сначала назывался яблочный десерт, а уже в наше время его называют «Шарлотка»

Задание номер 4  «ЯБЛОЧНЫЕ ЗАМОРОЧКИ «

Название, каких овощей и фруктов произошло от слова «яблоко»? Выберите из картинок, только те, которые имеют отношение к яблокам. Докажите.

Когда в средневековой Европе появлялся очередной заморский «фрукт», его первым делом сравнивали с яблоком:

помидор назвали «золотым яблоком»,

картошку – «чертовым яблоком»,

апельсины (или мандарины) – «китайскими яблоками»,

лимоны – «индейскими яблоками»

Информация «Памятник яблоку»   Знаете ли вы?….

Как вы думаете, есть ли памятник яблоку? Да! Во многих городах есть памятник яблоку. Слайд

Задание номер 5 «Легендарное яблоко»

Мифы и легенды, сказки,  пословицы,  афоризмы, фразеологизмы, связанные с яблоком.

 Криво дерево, да яблоки сладки.

Яблоко от яблони недалеко падает.

 Здоровое яблоко не падает с ветки.

 От яблони — яблоко, а от ели — шишки.

Какова яблоня, таковы и яблоки.

 Яблок на сосне не бывает. 

Яблоко и поговорки

Яблони цветущие — дни светлые длиннющие

 Яблоко от яблони недалеко падает

 Яблоку негде упасти

Месяц август яблоками пахнет 

Фразеологизмы о яблоке

Как печёное яблоко

Яблоко раздора

 Яблоку негде упасть

 Адамово яблоко

 Глазное яблоко 

Сказки «Иван-царевич и серый волк», Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» , « Сказка о молодце-уральце, молодильных яблоках и живой воде» и т.д.

Итак, попробуем подвести итоги нашего мастер-класса

*На уровень интеллектуального развития оказывают влияние два фактора: наследственность, а именно уровень интеллекта, доставшийся человеку от предков;

* социальная среда, окружающая человека и являющаяся мощнейшей силой развития личности. Здесь следует отметить важную роль в интеллектуальном развитии процесса научения, в том числе в форме учебной деятельности. Именно в процессе учебной деятельности происходит формирование интеллектуальных способностей. Каким должен быть успешный ученик?

Создание и защита проектов «Успешный  ученик» Групповая работа

На листе схематично изображен человек. Оживите его  (дайте имя, дополните портрет деталями).   Определите: какой он будет (запишите черты характера, которыми он будет обладать) 

Рефлексия. Если в этой игре вы для себя узнали что-то новое, вам было интересно, и вы захотите этими знаниями поделиться с другими — повесьте на дерево красное яблоко. А если вы считаете, что время было потрачено даром — зеленое яблоко.

Заключительное слово

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Говорят, что урок  без юмора, все равно, что щи без соли.

Будьте внимательны к своим ученикам, играйте с ними, играйте вместе с ними, учите их играть, учитесь у своих детей и радуйтесь их новым успехам! Благодарю за внимание!

Мастер-класс
PPTX / 6.49 Мб

Цель: представление наиболее результативных
элементов методического приема “Ролевая
маска”, обеспечивающего эффективное решение
учебно-воспитательных задач.

Ход мастер-класса

В руках у учителя две театральные маски, он
прикладывает к лицу маску с печальным выражением
и под музыку читает стихотворение:

Сказал Шекспир:


“Весь мир – театр, а люди в нем – актеры!
Кто плут, кто – шут, а кто простак, мудрец или
герой”.


А потому, давайте мы поспорим.

Поищем в жизни роль свою, и слепим образ свой!

Поищем в жизни роль свою. Довольно часто, чтобы
понять другого человека, разобраться в себе,
найти выход из сложившейся ситуации, нам
необходимо посмотреть на эту ситуацию со
стороны, стать на место другого человека. В этом
может помочь такой нестандартный прием, как
“Ролевая маска”. Прием относится к группе
коммуникативных форм работы. “Ролевая маска” –
прием активного обучения и воспитания, который
характеризуется основными признаками:

— наличие задачи, проблемы, распределение ролей
между участниками их решения;

— взаимодействие участников занятия обычно
происходит посредством проведения дискуссии,
каждый из участников может в процессе обсуждения
соглашаться или не соглашаться с мнением других
участников;

— ввод классным руководителем в процессе
обсуждения корректирующих условий (Так, классный
руководитель может прервать обсуждение и
сообщить некоторые новые сведения, которые нужно
учесть при решении поставленной задачи,
направить обсуждение в другое русло);

— оценка результатов обсуждения и подведение
итогов классным руководителем.

В своем мастер-классе мы хотим показать, как
практически действует прием “Ролевая маска” в
работе как с детьми, так и с родителями. Для
обыгрывания ситуаций мы берем случаи из жизни
ребят и их семей.

УС1. В классе, возможно, и у Вас была
подобная ситуация: один мальчик, физически
крепкий, постоянно обижал другого: обзывал,
толкал руками, забирал вещи. Это наблюдали все
ребята в классе. Беседы с обидчиком не приводили
к положительному результату. Поэтому на классном
часе я решила разыграть этот случай в виде
сценки. Попросила двух ребят примерить роли
обидчика и обижаемого ребенка. Потом я задала
вопрос:

— Что испытывает ребенок, который толкал?
Которого толкали?

Затем предложила поменяться ролями. После
этого я попросила определить свою роль сидящих в
классе детей, на глазах которых происходило
действие. Оказалось, что в данной ситуации было
не две, а три роли, три маски: обидчика, обиженного
и равнодушных людей. При обсуждении ситуации мы
выясняли, что страшнее: обижать или быть
равнодушным и способствовать несправедливости в
мире.

Преимущество этого приема в том, что
проигрывание ролей и последующее обсуждение
результатов позволяют лучше понять мотивы
поведения как участника, чья роль проигрывается,
так и мотивы противоположной стороны. Этот прием
наглядно помогает увидеть типичные ошибки,
допускаемые в жизненных ситуациях. Прием
“Ролевая маска” является универсальным и может
применяться во всех направлениях воспитательной
работы.

УС2. При воспитании здорового образа
жизни и нравственного облика человека можно
провести игру “Шприц”, используя прием
“Ролевая маска”.

Уважаемые коллеги, просим Вас помочь нам в этой
игре (помогает фокус-группа). Вы получите шприц.
Вам необходимо примерить на себе две маски: роль
человека, который хочет попробовать наркотик и
который категорически против этого. При этом вам
необходимо обосновывать свой ответ (Участники
мастер-класса, стоя в кругу, передают друг другу
шприц, придумывая варианты отказа от принятия
наркотика и варианты предложения его
попробовать).

В обычной жизни дети бывают скрытными, а когда
они надевают маску, то легко высказывают свои
мысли от чужого лица. Нам как классным
руководителям это помогает увидеть истинную
картину в классе и вовремя оказать помощь
ребятам. Кроме того, человеку необходимо
научиться принимать важные для него решения,
чтобы в ситуации выбора он смог сказать “нет”.

УС3. Эффективен прием “Ролевая маска”
и на родительских собраниях. Представьте, что у
нас собрание на тему “Как понять своего
ребенка?”.

Для показа приема нам нужен помощник.

– Вы (слушатель в аудитории) примерите на себе
маску ребенка.

А Вы, уважаемые коллеги, — маску родителей.

Игра — сценка “Ребенок-статуя”.

— Уважаемые родители! Говорите ли вы своему
ребенку: не ходи во двор, не гуляй с друзьями, стой
смирно?

Ответы слушателей в роли родителей.

— Что мы делаем с ребенком?

— Ограничиваем движение.

(лентой связываем ноги помощнику)

— Уважаемые родители! Говорите ли вы своему
ребенку: положи, не трогай, не лезь руками?

— Что мы делаем?

— Связываем руки.

(лентой связываем руки)

— Говорите ли вы своим детям: не слушай музыку,
не слушай советы друзей?

— Что мы делаем?

Лишаем информации.

(лентой завязываем уши)

— Скажите, говорите ли вы детям закрой рот,
молчи, не лезь в разговоры?

— Что мы делаем?

— Лишаем возможности высказаться.

(завязываем рот)

— Уважаемые родители, а говорите ли вы такое: не
смотри эти фильмы, не смотри по сторонам?

— Что мы делаем?

— Лишаем ориентации.

(завязываем глаза).

В результате ребенок оказывается весь
связанный, не может двигаться, говорить, слушать,
ничего не видит!

— Как Вы чувствуете себя в таком положении?

Ответы слушателей в роли родителей.

В данной ситуации мы применяем прием “Ролевая
маска”, для того чтобы родители прочувствовали
на себе состояние ребенка, которому все
запрещают.

Таким образом, прием “Ролевая маска” наиболее
эффективен при решении таких отдельных,
достаточно сложных воспитательных задач,
оптимальное решение которых не может быть
достигнуто формализованными методами. Решение
подобных задач является результатом компромисса
между несколькими участниками, интересы которых
не идентичны, и позволяет эффективно решить или
предотвратить различные проблемные ситуации в
классе и в семье.

В руках у учителя две театральные маски, он
прикладывает к лицу маску с веселым выражением и
под музыку читает стихотворение:

Наш мир – это зал! Наша жизнь – это сцена,
Где смешались смех и слезы, горе и любовь.
Но, хоть сотню жизней проживи одновременно,
Будь и оставайся ты всегда самим собой.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классное руководство советы
  • Одежда для кошек сфинксов выкройки своими руками пошаговая инструкция
  • Руководство по эксплуатации бмв х6 е71
  • Сплит система митсубиси инструкция по эксплуатации
  • Larypro таблетки египет инструкция по применению детям