[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция мастера производственного обучения вождению транспортных средств [наименование организации, предприятия и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Мастер производственного обучения вождению транспортных средств относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность мастера производственного обучения вождению транспортных средств принимается лицо, имеющее водительское удостоверение категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.
1.3. Мастер производственного обучения вождению транспортных средств должен знать:
— Конституцию РФ, нормативно-правовые акты по вопросам деятельности;
— правила дорожного движения;
— назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей;
— основные технико-эксплуатационные качества обслуживаемых автомобилей и их влияние на безопасность движения;
— признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей;
— объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля;
— способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;
— особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;
— способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей;
— порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;
— правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта;
— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
— порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях;
— правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля;
— сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;
— влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля;
— приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;
— педагогику, физиологию, психологию и методику обучения вождению;
— правила по технике безопасности;
— правила по охране труда;
— требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг);
— трудовое законодательство;
— требования по рациональной организации труда.
2. Должностные обязанности
На мастера производственного обучения вождению транспортных средств возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществление проверки готовности к работе транспортного средства.
2.2. Проведение практических занятий обучения вождению транспортных средств (разъяснение обучаемым принципов действия и управления транспортным средством, сопровождение в учебных поездках).
2.3. Оценка уровня знаний и навыков обучаемых и их готовности к сдаче практического экзамена.
2.4. Осуществление контроля за знанием обучающимися правил дорожного движения и их соблюдением в учебных поездках.
2.5. Оценка личных качеств кандидатов, влияющих на процесс обучения вождению транспортных средств.
2.6. Диагностика психологического и психофизического состояния обучаемых.
2.7. Выявление недостаточно или чрезмерно выраженных индивидуальных характеристик, затрудняющих усвоение программы обучения, и выдача рекомендаций по их коррекции.
2.8. Поддержание учебной дисциплины, контроль режима посещения практических занятий.
2.9. Осуществление технического обслуживания транспортного средства.
2.10. Обеспечение выполнения учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе.
2.11. Ведение установленной отчетной документации.
2.12. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию своей работы.
3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.6. На иные права, предусмотренные трудовым законодательством.
4. Ответственность
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Зарегистрировано в Минюсте России 16 октября 2018 г. N 52440
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 сентября 2018 г. N 603н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ»
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».
Министр
М.А. ТОПИЛИН
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 сентября 2018 г. N 603н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ
1215 | |
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Обучение вождению транспортных средств (далее — ТС) соответствующих категорий и подкатегорий | 01.006 | |
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Группа занятий:
2320 | Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций | — | — |
(код ОКЗ <1>) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.30 | Обучение профессиональное |
(код ОКВЭД <2>) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | 6 | Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | А/01.6 | 6 |
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий | А/02.6 | 6 | |||
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся | А/03.6 | 6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | Код | А | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Мастер производственного обучения |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или Среднее профессиональное образование (непрофильное) — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории |
Требования к опыту практической работы | — |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <3> Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <4> Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности <5> Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории <6> Прохождение инструктажа по охране труда <7> |
Другие характеристики | Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года Наличие стажа управления ТС не менее трех лет Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет |
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2320 | Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
ЕКС <8> | — | Мастер производственного обучения |
ОКПДТР <9> | 23962 | Мастер производственного обучения |
ОКСО <10> | 6.44.02.06 | Профессиональное обучение (по отраслям) |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | Код | А/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению практических занятий |
Проведение инструктажа по основным правилам безопасности ТС | |
Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации | |
Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии) | |
Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) | |
Практическое обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения | |
Проведение практических занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Контроль соблюдения обучающимися правил дорожного движения при обучении на специализированной площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения по дорогам общего пользования | |
Необходимые умения | Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации |
Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом | |
Измерять параметры электрической цепи автомобиля | |
Проводить инструктаж по основным правилам безопасности ТС с обучающимися | |
Безопасно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения | |
Проводить обучение, предусмотренное рабочей программой учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, разработанной в соответствии с примерной или типовой основной программой профессионального обучения водителей ТС | |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом: — специфики осваиваемой профессии; — задач занятия (цикла занятий); — возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья — также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей) |
|
Демонстрировать способы и приемы управления ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения | |
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнению ими практических заданий (упражнений) по управлению ТС | |
Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности обучающихся и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие) | |
Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие при практических занятиях с обучающимися в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения | |
Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и применять средства индивидуальной защиты | |
Оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения | |
Анализировать проведение занятий, вносить коррективы в процесс обучения | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса |
Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования) | |
Требования примерных или типовых основных программ профессионального обучения и рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Требования, предъявляемые профессией водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии | |
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей | |
Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей | |
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами | |
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях дорожного движения | |
Требования охраны труда на автотранспорте | |
Классификация и номенклатура опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, методы и средства защиты от них | |
Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Другие характеристики | — |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий | Код | А/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Оценка первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) |
Оценка навыков управления транспортным средством соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения | |
Необходимые умения | Применять современные оценочные средства, в том числе технические средства контроля, для проверки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) |
Проводить проверку в соответствии с процедурой, установленной оценочными средствами | |
Контролировать ход выполнения обучающимся (экзаменуемым) упражнений на закрытой площадке или автодроме, маневров и действий в условиях дорожного движения, подавать команды, фиксировать в экзаменационном листе ошибки и начислять штрафные баллы | |
Корректно интерпретировать результаты контроля, выставлять оценку | |
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися (экзаменуемыми) для обеспечения достоверного оценивания, соблюдать нормы педагогической этики | |
Анализировать организацию проверки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения при проведении квалификационного экзамена и представлять предложения по его совершенствованию | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования |
Содержание и методика оценки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения | |
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей допуск к управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений, включая: — требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов; — требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам, автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления ТС; — требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению ТС в условиях дорожного движения, и информацию об утвержденных маршрутах |
|
Этические нормы, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий | |
Другие характеристики | « |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся | Код | А/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории |
Планирование занятий по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся | |
Необходимые умения | Разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета в соответствии с примерной или типовой программой, планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) и (или) методистом) с учетом: — порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании; — требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, запросов работодателей; — образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; — возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья — также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); — роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и(или) образовательной программой; возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания; — современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Подбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, материалы, необходимые для обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося | |
Разрабатывать рабочую программу учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, обсуждать с преподавателями вопросы, возникающие по разрабатываемым документам | |
Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий» и успеваемости обучающихся | |
Необходимые знания | Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и(или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) | |
Основы законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения и меры ответственности за его нарушение | |
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |
Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования) | |
Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Требования профессиональных стандартов и квалификационные характеристики водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Требования к современным учебникам, учебным пособиям и методическим материалам в области практического обучения | |
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению | |
ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей | |
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами | |
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующих категорий и подкатегорий в различных условиях дорожного движения | |
Требования охраны труда на автотранспорте | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Другие характеристики | — |
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», город Москва | |
Проректор по научной работе | Жанказиев Султан Владимирович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
3 | АНО ДПО «Объединенный научно-методический центр», Московская область, поселок Красково |
1 | Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей «Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей», город Москва |
2 | ФАУ «Отраслевой научно-методический центр» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, поселок Красково |
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2018, N 32, ст. 5108).
<4> Статьи 69 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2018, N 32, ст. 5108); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5122); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970), от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848) и приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237).
<5> Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5122).
<6> Пункт 21.3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 36, ст. 5622).
<7> Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).
<8> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<9> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<10> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Должностная инструкция мастера производственного обучения
—
·
Опубликовано 15.10.2019
· Обновлено 10.12.2019
I. Общие положения
- На должность мастера производственного обучения назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по программе «Профессиональное обучение (по отраслям)» или среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории, без предъявления требований к опыту работы.
- Дополнительные требования:
- Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
- Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
- Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
- Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории
- Наличие стажа управления ТС не менее трех лет
- Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет
- Назначение на должность мастера производственного обучения, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
- Мастер производственного обучения должен знать:
- Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования
- Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования)
- Требования примерных или типовых основных программ профессионального обучения и рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
- Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Требования, предъявляемые профессией водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии
- Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
- Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей
- Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
- Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
- Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях дорожного движения
- Требования охраны труда на автотранспорте
- Классификацию и номенклатуру опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, методы и средства защиты от них
- Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения
- Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
- Содержание и методику оценки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
- Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей допуск к управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений, включая: — требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов; — требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам, автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления ТС; — требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению ТС в условиях дорожного движения, и информацию об утвержденных маршрутах
- Этические нормы, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий
- _____________________________________________________________________
- Мастер производственного обучения подчиняется непосредственно ______________________________
- На время отсутствия мастера производственного обучения (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
- ________________________________________________________________
II. Должностные обязанности
В обязанности мастера производственного обучения входит:
- Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий:
- Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению практических занятий
- Проведение инструктажа по основным правилам безопасности ТС
- Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации
- Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии)
- Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
- Практическое обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
- Проведение практических занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории
- Контроль соблюдения обучающимися правил дорожного движения при обучении на специализированной площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения по дорогам общего пользования
- Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий:
- Оценка первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
- Оценка навыков управления транспортным средством соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
- Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся:
- Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
- Планирование занятий по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
- Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся
III. Права
Мастер производственного обучения имеет право:
- Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
- Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
- Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
- Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
- Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
- ___________________________________________________________
IV. Ответственность
Мастер производственного
обучения несет ответственность:
- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
- За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
- ____________________________________________________________________
Настоящая должностная
инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового
кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и
дополнениями), профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств
соответствующих категорий и подкатегорий» утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 сентября 2018
г. № 603н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Поделиться ссылкой:
Читайте также: