Маз руководство для поставщиков

Руководство по менеджменту качества поставщиков МАЗ

Главная » Открытое акционерное общество «Минский автомобильный завод»-управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» (ОАО «МАЗ»-управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ»)

Открытое акционерное общество «Минский автомобильный завод»-управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» (ОАО «МАЗ»-управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ»)

-Производственное объединение «БелавтоМАЗ» Открытое Акционерное Общество «Минский автомобильный завод» ( ОАО «МАЗ»)
Вы можете связаться с нами по телефону. Воспользуйтесь, пожалуйста, номерами телефонов, представленными ниже.

Адрес предприятия: Республика Беларусь, г. Минск, ул.Социалистическая, 2

(+375 17) 217-98-09
(Внимание! Справочная служба работает с 8.00 до 16.30)

Управление продаж грузовой техники:
Продажа и консультирование.

2. Реализация грузовой техники в РФ:
тел.: (+375 17) 217-99-22, 296-12-01, 217-96-87
факс (+375 17) 285-56-74.

14 Принципов Деминга

4. Реализация спецтехники:
тел.: (+375 17) 217-20-06
факс 217-25-29.

Управление продаж пассажирской техники:

факс.(+375 17) 217-22-40

Отдел реализации и технического сопровождения договоров в РФ и Украину:

тел.(+375 17) 217-97-31, 217-99-31, 217-25-70, 217-22-90

Отдел реализации в Республику Беларусь

тел.(+375 17) 217-93-95, 217-92-36

Фирменные магазины ОАО «МАЗ»:

1. «ТД МАЗ «Зубрёнок».
Адрес магазина: г. Минск, ул. Кабушкина 52 тел. 296-17-83 (нал. и безнал. расчёт)

3. Фирменный магазин запасных частей в г. Могилёве.
Адрес магазина: г. Могилёв, ул. Крупской, 232.
Тел.: (8 0222) 24-07-36, 24-04-36, 24-09-35 (нал. и безнал. расчёт)

(+375 17) 217-98-09
(Внимание! Справочная служба работает с 8.00 до 16.30)

Страница в Интернет:www.maz.by

«МАЗ» — это брэнд, завоевавший признание своей продукции не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами.

Продукция Минского автомобильного завода – это техника, соответствующая экологическим стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5.

Под маркой «МАЗ» с конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования. Всего боле 500 моделей и модификаций.

С 1995 года Минский автомобильный завод выпускает пассажирскую технику. Городские, междугородние, туристические и специальные автобусы успешно работают на различных маршрутах по всему миру. За свой дизайн, функциональность, качество и надежность они неоднократно были удостоены высоких наград на международных автомобильных салонах и специализированных выставках. Сегодня пассажирская техника МАЗ представлена 15 моделями в более чем ста исполнениях.

Источник

Руководство по менеджменту качества поставщиков МАЗ

Главная › Сервис › Документация › Руководства по эксплуатации автомобилей МАЗ

Система менеджмента качества. ISO 9001

    Модели: 642205, 642208, 6422А5, 6422А8, 630303, 630305, 630308, 6303А3, 6303А5, 6303А8, 651705, 6517А5, 543203, 543205, 543208, 5432А3, 5432А5, 5432А8, 533603, 533605, 533608, 5336А3, 5336А5, 5336А8, 551605, 551608, 5516А5, 5516А8 Модели: 555102, 5551А2, 5551А3, 555142, 555145, 555147, 533702, 5337А2, 5337А3, 533742, 533745, 533747, 543302, 5433А2, 543403 Модели: 631705, 631708, 642505, 642508, 531605 Модели: 643009, 6430A9, 643008, 6430A8, 643005, 6430A5, 6430A4, 631208, 6312A8, 544009, 5440A9, 544008, 5440A8, 544005, 5440A5, 544004, 5440A4, 544003, 5440A3, 534005, 5340A5, 544004, 5440A4, 544003, 5440A3
    Модели: 437040, 437041, 437043, 437141, 437143 Модели: 437030, 437130 Модели: 650105, 650108, 6501A5, 6501A8, 6501A9 Модели: 651608, 6516A8, 6516A9, 6516B9,651669, 6516V8 Модели: 457041, 457043 Модели: 438041, 438043 Модели: 4371P2 Модели: 4371W1, 4371W2 Модели: 856100, 856101, 856102, 857100, 857101 Модели: 4371N2 Модели: 534019, 5340E9, 544018, 544019, 5440E9, 631018, 631019, 6310E9, 643018, 643019, 631218, 631219, 650118, 650119, 6501E9, 6513E8, 651618, 6516E8, 5340M4, 6312M4, 5550M4 Модели: 5340B2, 5340B3, 5340B5, 5340B7, 5340B9, 5440B3, 5440B5, 5440B7, 5440B9, 5550B2, 5550B3, 5550B5, 6312B3, 6312B5, 6312B7, 6312B9, 6430B7, 6430B9, 6501B5, 6501B7, 6501B9, 6516B9, 5340H2, 5340H3, 5340H5, 5340H9, 6312H3, 6312H5, 6312H9, 6501H5, 6501H9, 6516H9, 5340C2, 5340С3, 5340C5, 5440C5, 5440C9, 5550C3, 5550C5, 6312C3, 6312C5, 6430C9, 6501C5, 6501C9, 6516C9 Модели: 5550N5 Модели: 534025, 534026, 544028, 544029, 555025, 631226, 643028, 643029, 650126, 650128, 650129, 5550S5, 6312S6, 6501S6 Модели: 281, 365 Модели: 541М95, 651М71, 751М96

Обратная связь Карта сайта Поиск

143441 , Московская область, Красногорский р-н ,
п/о Путилково, 69 км МКАД, МТВК «Гринвуд»,
строение 31, этаж 3

Источник

Система менеджмента качества: как разобраться в стандартах и запустить процесс их внедрения в компании

Положительные моменты использования стандартов ISO и системы менеджмента качества доказаны опытом многих компаний, в том числе и в сфере информационных технологий. Об этом уже много написано, поэтому пропагандировать ISO и систему менеджмента качества я не берусь. Задача моей статьи — показать, что с помощью двух не очень сложных схем можно понять смысл процесса внедрения системы менеджмента качества и получить конкретные, четкие рекомендации, какие документы для этого требуются. Таких схем, которые приведены в статье, вы не найдете ни в одном руководстве. Именно поэтому я решил поделиться ими с читателями Хабра.

Источник

Схемы помогут сориентироваться в многочисленных регламентных документах. Первая – детально сравнивает стандарты ISO 9001-2015, ISO 9001-2001, стадии жизненного цикла программного обеспечения по разным ГОСТам, описывает этапы внедрения системы менеджмента качества и необходимые для этого документы.

Вторая схема посвящена документированию бизнес-процессов при разработке автоматизированных систем. В конце статьи я привожу пошаговую инструкцию для тех, кто внедряет систему менеджмента качества. В статье даны ссылки на источники информации. Причем приведенный минимум достаточен для первичного ознакомления с темой.

Стандартизация по ту сторону добра и зла

В 2015 году вышел международный стандарт, регламентирующий управление качеством, – ISO 9001-2015, а в 2016 году на его основе выпустили отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [1]. Сертификация по этим стандартам даёт много бонусов. Свидетельство соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) подтверждает клиентам, партнерам, инвесторам, что бизнес управляет качеством. Сертификат ISO 9001 помогает выйти на международный рынок. Кроме того, наличие сертификата ISO обязательно для участия в некоторых государственных тендерах и конкурсах.

Промышленность и бизнес в нашей стране всегда стремились к полному соответствию стандартам, что автоматически трактовалось как синоним качества. Вот пример ориентации на ГОСТ, а не на потребителя. На упаковке плавленого сыра мы увидим номер ГОСТа, что вроде бы подтверждает его высокое качество. Но рядом мельчайшим шрифтом написано о содержании в составе пальмового масла (это ГОСТу не противоречит). Однако производитель умалчивает, что пальмовое масло может быть и техническим (ведь оно раза в два дешевле), а как оно воздействует на здоровье потребителя, производителю безразлично.

Много букв, не осилил

Согласно системе стандартов ИСО главное — не слепое соблюдение стандартов, а ориентация на конкурентоспособное качество. Последнее включает не только контрактные отношения поставщика и заказчика, но и полное удовлетворение потребностей клиента (потребителя). Стремление угодить клиенту, непрерывное отслеживание качества и постоянное его «улучшение» создают культуру качества, значительно отличающуюся от той, в основе которой – система простого соблюдения стандартов.

Для разработчиков программного обеспечения (ПО) и автоматизированных систем (АС) работа в рамках системы менеджмента качества (СМК) непонятна и затруднительна. Правила и требования СМК действительно громоздки. Они насчитывают полтора десятка международных стандартов серии ИСО 9000 и ИСО 10000.

Количество отечественных стандартов с учетом отраслевых и сосчитать трудно – их точно не менее сотни. Плюс существуют еще и десятки руководств и учебных пособий [6, 7]. Даже просто прочитать эти тысячи страниц затруднительно, а осмыслить их и сформировать программу конкретных действий для внедрения системы менеджмента качества у себя на предприятии (или даже просто в рамках рабочей проектной группы) еще сложнее.

Источник

Чтобы получить сертификат о внедренной системе менеджмента качества для участия в тендерах и конкурсах, компания часто обращается в консалтинговую фирму, оплачивает заказ, а фирма оформляет необходимые документы, выдает сертификат. Компания предъявляет сертификат заказчику и продолжает работать так, как и работала ранее, ничего не меняя в своей деятельности. К системе качества это имеет очень отдаленное отношение.

О жизненном цикле в деталях

Организация, которая принимает стратегическое решение следовать требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, должна учитывать следующие основные моменты и документально их задекларировать.

    Все, что происходит в организации в процессе ее деятельности, должно следовать положениям ГОСТ Р ИСО 9001, о чем конкретно должно быть прописано в «Руководстве по качеству», в инструкциях и регламентах, описывающих процессы проектирования (производства). Так, внутренние документы должны отражать изменения размеров, структуры организации, изменения целей производства товаров и услуг, меняющиеся процессы производства.

Чтобы сопоставить и проанализировать большое количество стандартов и нормативных документов, рассмотрим приведенную ниже схему (Рисунок 1). Это попытка классифицировать различные формулировки жизненного цикла (ЖЦ) применительно к разработке программного обеспечения и автоматизированных систем.

Рисунок 1. Стадии жизненного цикла при разработке автоматизированных систем в трактовках различных действующих стандартов. Рисунок кликабелен.

Два верхних ряда представляют перечень стадий жизненного цикла в рамках нового ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (первый ряд) и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (второй ряд). Несмотря на некоторые различия в формулировках, стадии жизненного цикла в указанных стандартах почти идентичны.

Отличия между стандартами проявляются только в подробных разъяснениях к каждому этапу цикла. Отметим, что в новом стандарте появилось понятие «Контекст организации». Его смысл – в изучении того, как внешняя или внутренняя среда влияет на перспективы предприятия. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в пунктах 4.1 и 4.2 требует выявить внешние и внутренние факторы и связанные с ними риски и возможности.

Таким образом, смысл глубокого анализа или изучения «контекста» заключается в сборе и анализе данных о внешней среде и текущем состоянии бизнеса, о ключевых факторах успеха (что определяет победу и проигрыш), о состоянии сектора рынка, его структуре, динамике и т.д. Для расшифровки этого понятия и конкретизации деятельности в соответствии с этим требованием нужно тщательно проанализировать все возможные риски, возникающие в процессе. Подробнее о понятии «контекста» можно прочитать в статье Ибрагимова Р. [3].

Третий ряд схемы показывает стадии жизненного цикла при разработке программных средств в трактовке ГОСТ 12207, который создан специально для процессов разработки ПО [4]. Здесь также нет принципиальных отличий трактовок жизненного цикла по сравнению с предыдущими стандартами.

ГОСТ 12207 – действительно, довольно жесткий стандарт. Выполнить все его требования при разработке ПО – задача непростая. Но нам важно отметить, что пугающее число стандартов по системе менеджмента качества и требований в них сводятся к тщательному документированию всего процесса проектирования, разработки и сопровождения.

Посмотрим на четвертый ряд схемы. Здесь представлены процессы жизненного цикла в трактовке ГОСТов 34-й серии [5], опубликованных в далеком 1990 году. Эта серия стандартов была разработана так конкретно и тщательно, что ею пользуются практически без всяких изменений до сих пор. Многие заказчики при формулировке требований к документации на автоматизированные системы ссылаются в основном на ГОСТы именно этой серии. Поскольку этапы жизненного цикла в трактовках ИСО 9001, ГОСТ 12207 и ГОСТов 34-й серии совпадают, это означает, что, выполняя требования последнего из перечисленных ГОСТов, то есть предъявив заказчику перечисленные документы, мы автоматически работаем в соответствии с системой качества по ИСО 9001.

Последний ряд в схеме – примерный перечень документов, который необходим для организации системы качества в компании.

Очень надеюсь, что приведенная схема значительно упростила вам жизнь. Поскольку теперь у вас уже есть полный перечень стадий жизненного цикла, есть перечень работ, который необходимо выполнить на каждой стадии, и перечень документов, которые должны завершить каждую стадию. Разумеется, этот перечень по требованию заказчика может быть откорректирован в сторону сокращения или добавления новых документов, не указанных в ГОСТе. Но это право заказчика, и исполнитель обязан выполнить его рекомендации.

К сожалению, это далеко не все. Пока мы разобрались лишь с производственной составляющей, т. е. с процессом разработки ПО или АС.

Бизнес-процессы — основа основ

За кадром остались следующие процессы: контрактная работа, организация и управление проектом и собственно обеспечение качества. Это тоже самостоятельный организационный процесс. Описывать эти процессы в текстовом формате — дело неблагодарное, все описания уже есть в многочисленных руководствах [6, 7]. Поэтому попытаемся отобразить перечисленные бизнес-процессы в виде еще одной схемы (Рисунок 2).

Каждый из этих процессов (по вертикали) отмечен на рисунке своим цветом. Отдельно выделены позиции, завершающие отдельные этапы или весь процесс в целом. Бесцветными остались промежуточные шаги процесса или документы. Все процессы идут параллельно. Они неразрывны, на что указывают стрелки-связи между отдельными элементами.

В схеме я пытался отобразить некий обобщенный вариант процесса. В каждом конкретном случае, конечно, могут быть свои нюансы и отличия.

Исполнителю, пользуясь приведенной схемой, необходимо проанализировать свои конкретные бизнес-процессы и выявить те элементы, которые требуют регламентирования. Например, продукция любой ИТ-компании, очевидно, проходит тестирование.

Есть ли в вашей компании регламент, в котором прописано, что относится к критическим багам, а что к некритическим и в какие сроки их требуется устранять? Наверняка, определенные инструкции на этот счет есть. Утвержденный регламент по этой позиции — это и есть система менеджмента качества. Причем тестирование затрагивает одновременно производственное направление и администрирование, так как руководство должно отслеживать своевременное исправление ошибок.

Проделав подобную работу по всем процессам, вы можете доказать заказчику, какие вы «СМКашные» и «ИСОшные». Еще лучше будет, если компания с самого начала очередного проекта составит подобную схему для своих конкретных условий и использует ее в работе и для контроля.

Рисунок 2. Бизнес-процессы при разработке автоматизированных систем: документирование по системе качества. Рисунок кликабелен.

Движемся к цели

Итак, вот шаги, которые необходимо сделать для внедрения (а не просто оформления) системы менеджмента качества в организации.

1. Создать подразделение, группу или назначить отдельного исполнителя, чтобы он занимался вопросами СМК.

2. Разработать и оформить Программу качества, в том числе «Руководство по качеству» для организации (департамента, группы разработчиков конкретного проекта). Программа и Руководство должны содержать разделы, перечисленные в ГОСТ Р ИСО 9001-2015, и расшифровку этих разделов. В них должна декларироваться готовность организации выполнить требования стандарта в конкретных условиях этой организации или в рамках проекта.

3. Регламентировать процессы разработки и создания программного обеспечения или автоматизированных систем. Для этого нужно составить стандарты организации (или инструкции), в которых прописать все действия, связанные с проектированием, разработкой, тестированием и реализацией проекта, организацией и управлением проектом, обеспечением качества и контрактной работой.

4. Регламентировать отчетность и ответственность исполнителей и руководства по каждому этапу жизненного цикла проекта.

5. Представить пакет разработанных документов в консалтинговую фирму, имеющую соответствующую лицензию, для инспектирования документации и выдачи заключения о соответствии работы по СМК в рамках стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Исправить замечания и получить сертификат.

6. Продолжать проектную работу, строго следуя разработанным регламентирующим документам.

Мы еще не затронули вопросы ежегодного подтверждения сертификации по ИСО, внешнего аудита, подтверждающего работу по СМК. К сожалению, результат освоения системы менеджмента качества редко поддается денежной оценке. Он, как правило, проявляется в стабильности работы коллектива, надежности получаемых результатов. И эта работа стоит того.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. — М.: Стандартинформ, 2016.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. — М., Стандартинформ, 2001.
3. Ибрагимов Р., ISO 9001:2015 и практический анализ «контекста» и построение стратегий. — Management, № 2 (34), 2015. — С. 13-18.
4. ГОСТ Р ИСО МЭК 12207 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств. — М.: Госстандарт России, 1999.
5. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. — М.: Издательство стандартов, 1991.
6. Глудкин О.П., Горбунов Н.М. и др. Всеобщее управление качеством. Учебник для вузов. Под ред. О. П. Глудкина. — М.: Горячая линия — Телеком, 2001. — 600 с.
7. Круглов М.Г. Инновационный проект. Управление качеством и эффективностью. — М.: РАНХиГС, 2011. — 350 с.

Источник

Источник

Руководство по менеджменту качества поставщиков МАЗ

ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУКОВОДСТВО ПО ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Organization management. Guidelines for quality management system documentation

Дата введения 2008-06-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (ОАО «НИЦ КД») и Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Перспективные производственные технологии, менеджмент и оценка рисков» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/ТО 10013:2001* «Руководство по документированию системы менеджмента качества» (ISO/TR 10013:2001 «Guidelines for quality management system documentation», IDT).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Обязательным требованием стандартов ИСО серии 9000 является документирование системы менеджмента качества организации.

Настоящий стандарт направлен на обеспечение процессного подхода при разработке и внедрении системы менеджмента качества и улучшении ее результативности.

Для результативного функционирования организация должна идентифицировать многочисленные взаимосвязанные виды деятельности и управлять ими. Любая деятельность организации, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Входами одного процесса обычно являются выходы других процессов.

Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, обеспечение их взаимодействия может рассматриваться как процессный подход.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывном управлении как на стыке отдельных процессов в рамках системы, так и при их комбинации и взаимодействии.

При документировании системы менеджмента качества организация может определить любое число и состав документов, необходимых для демонстрации результативного планирования, функционирования, управления и постоянного улучшения системы менеджмента качества и ее процессов.

Характер и степень документирования системы менеджмента качества зависят от особенностей организации. Документирование может охватывать всю деятельность организации или отдельные ее аспекты. Например, требования, устанавливаемые в документации, зависят от вида и характера продукции и процессов, условий контракта, установленных законодательных и обязательных требований и т.п.

Содержание документов системы менеджмента качества и установленные в ней требования должны соответствовать стандартам в области качества.

Руководящие указания настоящего стандарта по документированию системы менеджмента качества предназначены для применения организациями и не могут быть использованы в контрактах или для целей сертификации.

Планирование качества является одним из основных видов деятельности при внедрении системы менеджмента качества. Документы по планированию качества могут регламентировать планирование, подготовку к внедрению системы менеджмента качества, включая организационные мероприятия, графики выполнения работ и ресурсы, необходимые для достижения целей в области качества.

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит руководящие указания по разработке, внедрению и поддержанию в рабочем состоянии документации, необходимой для обеспечения результативности системы менеджмента качества и соответствующей потребностям организации.

Руководящие указания могут помочь организациям при создании системы, документации, соответствующей требованиям стандартов по системе менеджмента качества.

Настоящий стандарт может использоваться при документировании не только систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, но и при документировании других систем менеджмента, например системы экологического менеджмента, менеджмента безопасности и охраны труда.

Примечание — Если процедура документирована, то часто используют термин «документированная процедура».

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных — последнее издание (включая все изменения).

ISO 9000:2000, Quality management systems — Fundamentals and vocabulary (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте используются термины и определения по ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями. Для отдельных видов документации системы менеджмента качества допускается использование других общепринятых терминов.

3.1 рабочие инструкции (work instructions): Подробное описание порядка выполнения поставленных заданий и ведение записей по ним.

1 Документирование рабочих инструкций не обязательно.

2 К рабочим инструкциям могут быть отнесены, например, пояснительные записки, карты технологического процесса, планы, модели, технические записки к чертежам, технические условия, инструкции по эксплуатации оборудования, плакаты, видеоматериалы и т.д. Рабочие инструкции должны содержать сведения об используемых материалах, оборудовании и документах. В случае необходимости в них могут быть включены критерии приемки.

3.2 форма (form): Документ, в который вносятся данные, необходимые для системы менеджмента качества.

Примечание — После заполнения форма становится записью.

4 Документация системы менеджмента качества

4.1 Общие положения

Классификация документации системы менеджмента качества может быть построена на основе структуры процессов организации, структуры внедряемого стандарта качества или их комбинации. Организация может использовать другие виды классификаций в соответствии со своими потребностями.

Структура взаимодействия документов системы менеджмента качества может быть иерархической. Подобная структура способствует внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и лучшему пониманию персоналом требований к документации системы менеджмента качества. В приложении А представлена типовая структура взаимодействия документов системы менеджмента качества. Разработка уровней иерархической структуры документов зависит от особенностей организации.

Степень документирования системы менеджмента качества организации может различаться в зависимости от следующих факторов:

a) размера и видов деятельности организации;

b) сложности процессов и форм их взаимодействия;

c) компетентности персонала.

Определения системы менеджмента качества должны соответствовать терминам и определениям по ИСО 9000 со ссылкой на этот стандарт или общепринятые термины и определения.

Система менеджмента качества обычно включает в себя следующие документы:

a) политику и цели в области качества;

b) руководство по качеству;

c) документированные процедуры;

d) рабочие инструкции;

f) планы качества;

g) технические условия;

h) внешние документы;

Документы системы менеджмента качества могут быть представлены в любой форме и на любом носителе.

Примечание — Преимуществами документирования на электронных носителях являются следующие:

a) обеспечение постоянного доступа уполномоченного персонала к актуализированной информации;

b) легкость предоставления доступа к документам, внесения в них изменений и управления ими;

c) возможность распространения документов и управления ими путем распечатки копий (при необходимости);

d) обеспечение доступа к документам отдаленных подразделений;

e) обеспечение простоты и результативности аннулирования устаревших документов.

4.2 Цели и полезность документирования

Документирование системы менеджмента качества позволяет осуществлять (при необходимости список может быть дополнен):

a) описание системы менеджмента качества организации;

b) обеспечение необходимой информацией взаимодействующих подразделений с целью лучшего понимания взаимосвязей между ними;

c) доведение до сведения персонала обязательств со стороны руководства в области качества;

d) содействие в обеспечении осведомленности персонала об актуальности и важности его деятельности;

e) обеспечение взаимопонимания между персоналом и руководством организации;

f) обеспечение базы для выполнения поставленных целей;

g) установление порядка выполнения работ для достижения установленных требований;

h) обеспечение объективных свидетельств выполнения установленных требований;

i) обеспечение четкой и результативной структуры выполняемых действий;

j) обеспечение базы для подготовки вновь нанимаемого персонала и необходимой переподготовки всего персонала организации через запланированные интервалы времени;

k) обеспечение мер по установлению порядка и сбалансированной деятельности организации;

I) обеспечение последовательности выполнения операций на основе документов по процессам;

Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю .

Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».

Источник

Что такое СМК

Прорыв

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями.

Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и получите книгу в подарок!

Система менеджмента качества (СМК) — это такой стиль управления предприятием, при котором руководители, инженерно-технические работники и рабочие стремятся к улучшению качества продукции и самой системы управления предприятием. Требования к СМК изложены в международном стандарте ISO 9001:2008, который так и называется «Системы менеджмента качества. Требования». Стандарт разработан международной организацией по стандартизации (ISO, г. Женева, Швейцария) и обобщает лучший мировой опыт управленческих практик.

При внедрении СМК на любом предприятии происходят изменения, которые направлены на установление технологической прозрачности всех видов деятельности. Иначе говоря, вводимые правила позволяют проследить весь путь изделия внутри предприятия: прием заказа от клиента, закупку сырья, изготовление продукции на каждом этапе, проверку, хранение и отгрузку продукции клиенту.

При такой технологической прозрачности легко выявляются дефекты изделий и недостатки технологий, а также и причины их возникновения. А это не всем нравится. Особенности истории нашей страны и несовершенство человеческой природы привели к тому, что иногда работники стараются скрыть брак, выполнять технологические операции с отступлениями от требований.

Для них внедрение системы управления качеством связано с отрицательными переживаниями, «борьбой» с нововведениями, вплоть до скрытого или явного саботажа. Для других работников, кто привык трудиться «по совести» внедрение СМК — это давно ожидаемое и желанное наведение порядка, возможность для самореализации в труде, возможность получить удовлетворение от труда, что, к тому же, обычно материально поощряется руководством предприятия. Управление качеством несет многие плюсы использования компаниям любого масштаба.

Часто задают вопрос: «Расскажите «в двух словах», что такое СМК».

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо внимательно прочитать Стандарт ISO 9001. Однако, надо честно признаться, что Стандарт написан сложным языком, и понять его содержимое без дополнительного обучения непросто. Поэтому мы возьмем на себя смелость пересказать основные требования Стандарта доступным языком. Перечень требований к деятельности предприятия и каждого работника будет пронумерован не обычным порядком 1,2,3, а по пунктам Стандарта, содержащим соответствующие требования.

4.1. Необходимо представить всю деятельность предприятия как цепочку процессов или подпроцессов.

В зависимости от того, что мы ожидаем в конце каждого процесса (составление плана производства, изготовление партии готовой продукции и т.п.) мы должны научиться численно измерять, в каком состоянии находится процесс, установить разграничительную метку между понятиями «что такое хорошо» и «что такое плохо». Например, качество процесса изготовления фанеры решили измерять с помощью индикатора (показателя) «Доля высоких сортов в общем объёме производства».

Границей между «хорошо» и «плохо» является критерий результативности процесса, равный 52% (эта цифра взята для примера). Если получается 52% и более высоких сортов фанеры, то мы говорим о том, что процесс результативен. Если получается 51% и менее, то это значит, что процесс идет плохо и нуждается в улучшении. Таким образом, необходимо измерять все виды деятельности, которые определяют качество продукции. Постоянное улучшение процессов — это и есть управление качеством продукции.

4.2. Необходимо управлять информацией, которая содержит требования к продукции и к процессам и данные о состоянии производства.

Носителями такой информации являются документы на бумажных и электронных носителях и записи, , также на бумажных и электронных носителях.

4.2.3. Требования к продукции, полуфабрикатам, а также к процессам (технологическим режимам) содержатся в ДОКУМЕНТАХ.

Необходимо пользоваться только актуальными документами. На нашем предприятии установлены жесткие правила использования документов внешнего происхождения (например, ГОСТы) и внутреннего происхождения (инструкции, процедуры, чертежи). Вводится новое понятие «Процедура». Это документ, в котором приводится последовательность и описание действий с указанием должностей, ответственных за каждое действие.

4.2.4. Свидетельства выполнения или невыполнения требований содержатся в ЗАПИСЯХ (журналы, наряд-заказы, накладные, акты, отчеты).

Если выполняется запись, то обязательно указывают дату и того, кто выполнил запись. Все записи ведутся аккуратно и хранятся в установленных местах, чтобы их потом можно было найти повторно с ними ознакомиться.

5.3. Руководство предприятия написало короткий, но важный документ «Политика в области качества».

КАЖДЫЙ работник предприятия должен хотя бы раз прочитать эту Политику до конца и понять, что в этой Политике касается его лично. В Политике изложены долгосрочные (стратегические) цели предприятия. Не все предприятия имеют такой документ. Наличие внятной Политики говорит о том, что владельцы и руководство верят в успешное будущее своего предприятия, стараются обеспечить его стабильность, для чего вкладывают средства в развитие предприятия и в подбор лучших кадров. Читая Политику, каждый работник должен понять, какой вклад лично он может сделать для достижения стратегических целей предприятия.

5.4.1. Руководство предприятия установило «Цели предприятия», которые должны быть достигнуты предприятием в целом в краткосрочной (1 год) перспективе, а также цели для каждого руководителя отделов и служб.

Руководство предприятия ценит своих работников, в первую очередь, за то, что они умеют находить способы достигать цели. Для одних — это введение в строй нового оборудования в запланированные сроки, для других — своевременное выполнение плана по разработке технологической документации на изделия, для рабочих — это способность выпускать качественные изделия.

5.5.1. Руководство предприятия должно принять решение о том, каким образом до работников будет доводиться то, за что они отвечают (ответственности и полномочия).

Это могут быть: трудовой договор, процедуры, положения о службах и отделах, должностные инструкции, приказы, устные распоряжения. Каждый работник должен знать, за что он отвечает, и какие имеет полномочия (права).

5.6. Руководство предприятия должно периодически анализировать, насколько хорошо функционирует система управления предприятием.

Для этого собирается обширная информация — как положительная, так и отрицательная — о различных аспектах деятельности предприятия. Такой анализ проводится на совещаниях, посвященных качеству продукции и взаимодействию служб.

6.2.2. Для каждого работника, деятельность которого влияет на качество продукции, должны быть установлены требования к его компетентности: базовому образованию, дополнительному обучению, навыкам и опыту.

Предприятие должно заботится о том, чтобы компетентность работников постоянно повышалась. Необходимо письменно фиксировать результаты оценки компетентности работников. Такую оценку должны периодически проводить руководители в отношении своих подчиненных.

6.3. Руководство предприятия должно заботиться об исправности оборудования для того, чтобы оно не простаивало во внеплановых ремонтах, и было безопасным.

Необходимо выполнять запланированные ремонты, соблюдать правила работы на оборудовании. Показателем качественной работы механиков является малое число простоев оборудования.

Вальчук Виктор Васильевич

Источник

Вы здесь


8

МАЗ-256. Гарантии завода и порядок предъявления, рассмотрения и удовлетворения претензий по качеству автобусов

8.1 гарантийные обязательства

Открытое акционерное общество «Минский автомобильный завод» (ОАО «МАЗ») гарантирует исправную работу реализованных автобусов в течение гарантийного срока при выполнении правил их эксплуатации, транспортировки, хранения и технического обслуживания, указанных в Руководстве по эксплуатации и Сервисной книжке.

Гарантийные обязательства распространяются на автобус в целом, включая комплектующие изделия. Сроки гарантии оговариваются в контракте на поставку.

Для покупателей — не резидентов Республики Беларусь гарантийный срок эксплуатации автобуса составляет 12 календарных месяцев со дня ввода в эксплуатацию без ограничения по пробегу (50 тыс. км для автобусов с двигателем ММЗ).

Для покупателей — резидентов Республики Беларусь гарантийный срок эксплуатации автобуса составляет 24 календарных месяца со дня ввода в эксплуатацию при условии, что его пробег за этот период не превысил 65 тыс. км.

Гарантийный срок и пробег исчисляются со дня регистрации автобуса, но не позднее 6 месяцев со дня отгрузки с ОАО «МАЗ». При получении потребителем автобуса непосредственно у изготовителя гарантийный срок эксплуатации исчисляется с момента передачи автобуса потребителю.

8.2 ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ, РАССМОТРЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

претензий по качеству автобусов

При выходе из строя автобуса или обнаружении в нем дефектов «Потребитель», не разбирая агрегата или механизма, направляет письменное сообщение на ОАО «МАЗ» и СТО дилера. В сообщении (Приложение A) указываются:

— модель автобуса, номер шасси, номер двигателя, дата выпуска, дата покупки или ввода в эксплуатацию, пробег, наименование предприятия (организации), в которой приобретен автобус;

— характер и признаки неисправности;

— реквизиты своего предприятия (организации): почтовый и телеграфный адрес, название ближайшей железнодорожной станции (аэропорта, речного или морского порта), принимающей грузы и их реквизиты согласно Приложения A.

Сообщение следует направлять на ОАО «МАЗ» по адресу:

220075, г. Минск, переулок Промышленный 7, Сервисный центр МАЗ,

тел. факс: 299-66-03, 299-66-58, 344-92-83.

Если автобус приобретен через дилерскую сеть ОАО «МАЗ», то первоначальное сообщение направляется продавцу (поставщику) автобусной техники.

При предъявлении претензии по силовому агрегату необходимо выполнять указания, изложенные в Инструкциях по эксплуатации двигателей.

Сообщение в этих случаях следует направлять на завод-изготовитель двигателя, а также на ОАО «МАЗ» (для контроля за ходом рассмотрения и удовлетворения претензий).

При получении сообщения ОАО «МАЗ» рассматривает его и принимает решение о порядке удовлетворения или о причинах отклонения, о чем сообщает на СТО и «Потребителю».

Претензии не подлежат рассмотрению и удовлетворению в следующих случаях:

— нарушения «Потребителем» видов, периодичности и объемов технического обслуживания, определенных в Руководстве по эксплуатации автобуса;

— непредставления данных на ОАО «МАЗ» и на СТО;

— демонтажа с автобуса отдельных деталей, сборочных единиц и их разборки без разрешения ОАО «МАЗ»;

— предъявления претензий по деталям, сборочным единицам, ранее подвергавшимся «Потребителем» ремонту;

— непредставления «Потребителем» затребованных ОАО «МАЗ» или СТО деталей, сборочных единиц для исследования и проверки, а также непредставление паспортов на применяемые дизельное топливо и масла;

— использования автобуса не по прямому назначению, эксплуатации с нарушением требований Руководства по эксплуатации;

— внесения каких-либо конструктивных изменений, переоборудования автобуса или замены агрегатов без оформленного согласования с ОАО «МАЗ»;

— в случае нарушения заводского пломбирования тахографа и его привода;

— утери Сервисных книжек, или отсутствии отметок в них о проведении обслу-живаний;

— отсутствия договора о гарантийном техническом обслуживании с ближайшим к потребителю пунктом гарантийного и сервисного обслуживания автобусов Минского автомобильного завода, который имеет сертификат МАЗ;

— в других случаях, когда отсутствует вина завода-изготовителя, например, авария, дорожно-транспортное происшествие и т.д.

Комиссия в составе работников СЦ МАЗ или СТО, продавца (поставщика) и «Потребителя» рассматривает причину выхода из строя автобуса или выявленного в нем дефекта и устанавливает виновную сторону, определяет затраты и порядок восстановления автобуса.

По результатам рассмотрения претензии и при обоюдном согласии ОАО «МАЗ» (или СТО) и «Потребителя» составляется акт-рекламация (Приложение «Б»).

В случае возникновения разногласий между представителями ОАО «МАЗ» (или СТО) и «Потребителем» в акте-рекламации отражается особое мнение несогласной стороны, акт подписывается обеими сторонами и любая из них приглашает в состав комиссии представителя Государственного технического надзора, который проводит техническую экспертизу, и по ее результатам принимается окончательное решение.

Если комиссией или технической экспертизой установлено, что дефект произошел по вине «Потребителя», он обязан возместить ОАО «МАЗ», продавцу (поставщику) затраты, связанные с приездом представителя ОАО «МАЗ», продавца (поставщика) по вызову (сообщению) «Потребителя».

При отсутствии вины «Потребителя» в причине выхода из строя автобуса или появления дефекта, автобус восстанавливается на гарантийном пункте ОАО «МАЗ» (или СТО) продавцом (поставщиком) за счет собственных сил и средств.

После устранения выявленных дефектов, руководитель гарантийного пункта ОАО «МАЗ» или СТО совместно с «Потребителем» делает записи в акте-рекламации о выполненном ремонте, о продлении срока гарантии на время, в течение которого автобус находился в ремонте и заверяет их своей подписью и печатью организации.

Восстановленный автобус должен соответствовать нормативно-технической документации или дополнительным условиям, определенным в договоре между ОАО «МАЗ», продавцом (поставщиком) и «Потребителем».

Запасные части взамен нормально износившихся или вышедших из строя после истечения гарантийных обязательств приобретаются «Потребителем» самостоятельно.

Комментарии

Регион обслуживания: РФ

Страна:
Беларусь, Россия, Украина.

Адрес:
220075, г. Минск, промзона Шабаны, пер. Промышленный 7

Сайт: http://maz.by/products/td-maz

Контакты:

Для покупателей из РБ:

Телефон +375 17 374-97-08

e-mail: td_sbit@maz.by

Для покупателей из РФ и Украины:

Телефон +375 17 374-66-58

e-mail: td_razvitie@maz.by

Договор:

договор 112/1004ДЛ от 22 января 2020г.
действителен до 31 января 2022г.

Как МАЗ и МТЗ работают в условиях санкций?

17 июня 2022

«Белорусы и рынок»

Из-за санкций усложнилась и подорожала логистика, отмечены случаи задержки платежей за поставленную технику, а также появились сложности в поставке отдельных комплектующих. Но есть и положительные моменты.

О работе Минского автомобильного завода (МАЗ) и Минского тракторного завода (МТЗ) в условиях санкций в четверг, 16 июня, рассказал заместитель министра промышленности Беларуси Дмитрий Харитончик во время Петербургского международного экономического форума.

По словам Дмитрия Харитончика, флагманы промышленности – МАЗ и МТЗ – по сути, не остановились ни на минуту и продолжают работу.

«Конечно, есть сложности в поставке тех или иных комплектующих, но эти сложности не носят критического характера. МАЗ добавляет к уровню прошлого года в темпах и производства, и экспорта, причем добавляет достаточно существенно. По итогам 5-6 месяцев ожидаем порядка 140%», – рассказал Харитончик.

Ранее сообщалось, что Минский автомобильный завод заключил договор на поставку автотехники в Республику Казахстан. Также было принято решение о создании собственного сервисного центра в Нур-Султане.

Несколько дней назад вопрос поставок техники МАЗ в Республику Куба обсуждали руководство Минского автомобильного завода и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в РБ Сантьяго Перес Бенитес.

По словам Харитончика, на МТЗ нет такого значительного роста, как у Минского автозавода, но, тем не менее, предприятие показывает результат выше уровня аналогичного периода прошлого года.

«Те меры, которые нами принимались ранее по локализации, дали свой результат, и санкции не сказались так критично», – подчеркнул заместитель министра промышленности.

В конце мая нынешнего года о работе Минского тракторного завода в условиях санкций рассказал генеральный директор предприятия Виталий Вовк.

Он отметил, что по итогам первого квартала 2022 года темп роста производства составил 127,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а главная цель предприятия на краткосрочную перспективу — экспорт продукции на 1 миллиард долларов.

ОАО «МТЗ» в январе-мае 2022 года увеличил экспорт на 10% к уровню 2021 года. В текущем году за рубеж продано тракторов и машин почти на 300 миллионов долларов.

Гендиректор МТЗ заверил, что на предприятии готовы сделать все необходимое, чтобы минимизировать последствия санкций, но в то же время отметил, что проблемные моменты есть.

«Конечно, усложнилась и подорожала логистика, отмечаем случаи задержки платежей за поставленную технику, есть вопросы, связанные с модернизацией производства», – сказал Виталий Вовк.

В условиях санкций происходит перенаправление поставок техники на рынки стран, не имеющих проблем с логистикой и расчетами. В первую очередь это РФ, Казахстан, Узбекистан. Продолжается сотрудничество с Азербайджаном, подписан контракт с Гянджинским автомобильным заводом на поставку 950 тракторов BELARUS в несобранном виде на сумму 15,5 миллиона долларов.

«При этом продолжаем оптимизировать логистические схемы для наращивания поставок на традиционные рынки Африки, а также занимаемся поиском новых возможностей на Африканском континенте. Также рассматриваем варианты возобновления в 2022 году работы совместного сборочного производства техники BELARUS в Венесуэле для увеличения объемов экспорта продукции на рынки стран Латинской Америки», – поделился планами на будущее генеральный директор МТЗ.

Ряд экспертов считает, что уход с рынка зарубежных компаний, отказ от экономического сотрудничества с РБ, а также «технологические санкции» Запада нанесут серьезный удар по промышленному производству в Беларуси и затронут таких гигантов как МАЗ и МТЗ. Под «технологическими санкциями» имеются в виду ограничения на поставку технологий, установленные Соединенными Штатами для России, а в марте и для Беларуси. Кроме того, ограничения на поставки в Беларусь технологий включают в себя санкции Евросоюза, принятые 3 марта 2022 года.

Портал dev.by поговорил с экспертом в области технологий, который рассказал, что в Беларуси санкции сильный удар нанесут по таким предприятиям как МАЗ, МТЗ, БелАЗ, МЗКТ.

Любые автокомпоненты (включая подшипники, помпы, шпильки) — будет невозможно ввезти. Процесс импортозамещения возможен, но, во-первых, уйдет 3-5 лет на разработку (реверс-инжиниринг) с нуля и запуск производства таких компонент, а во-вторых, все это будет стоить дороже (на единицу продукции из-за эффекта масштаба), чем импорт.

В новых условиях альтернативным поставщиком комплектующих может стать Китай, который, вероятно, быстро сориентируется и начнет производить различные компоненты для РФ и РБ. Однако их качество будет заметно хуже, чем продукция западных компаний.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты «Белорусы и рынок»

Читайте нас в:


Бренд «МАЗ» широко известен не только в нашей стране, но и далеко за пределами Беларуси. На Минском автомобильном заводе производят грузовую, прицепную, пассажирскую технику и широкий ассортимент запчастей к предлагаемым видам транспортных средств. Несмотря на то, что крупный белорусский автопроизводитель столкнулся с санкционным давлением, МАЗ продолжает развиваться и осваивать новые рынки сбыта.

Широкий модельный ряд

О трудовых буднях промышленного гиганта поговорили с ведущими инженерами-конструкторами предприятия и председателем цехового комитета профсоюза управления главного конструктора ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Андреем Калининым.

Линейка продукции МАЗа довольно большая: с конвейера выходит порядка 1 тыс. различных моделей автотехники. «МАЗы» ежедневно окружают нас, хотя мы и не предаем этому значения. А ведь сколько труда вложено в изготовление одной такой машины!

Например, пассажирские перевозки по транспортным артериями столицы взяли на себя автобусы «МАЗ». В сфере торговли этот бренд тоже незаменим: доставку продуктов в торговые сети осуществляют многосекционные фургоны с климат-контролем, перевозку хлебобулочных изделий от производителя к магазину осуществляет специальная «хлебная» машина, сельчан обслужит удобная автолавка.

На строительных площадках работают автовышки, подъемники, автокраны, автобетоносмесители. Поддерживать чистоту и порядок в городе помогают коммунальные машины бренда «МАЗ»: мусоровозы, дорожно-уборочная техника, ассенизаторы, поливомоечные и снегоуборочные машины, пескоразбрасыватели.  И даже РУП «Белпочта» доставляет периодику и корреспондецию во все уголки страны с помощью «МАЗов».

На хлебных полях в горячую уборочную страду незаменимым помощником для белорусских аграриев являются «МАЗы»-самосвалы. Доставить заготовленную на лесной делянке древесину поможет лесовоз на мазовском шасси. Ценятся и тягачи «МАЗ», и ломовозы, и автоцистерны.

Как ни удивительно, но пожарная и спасательная техника тоже производится на базе «МАЗа». В медицине используется передвижной кабинет компьютерной рентгенографии, известный всем, как «Пульмоэкспресс». А в прошлом году МАЗ и «Купава» освоили выпуск машин скорой помощи.

 – МАЗ – уникальный завод, – подмечает с первых минут разговора заместитель главного конструктора Николай Лакотко. – Мы делаем грузовую, пассажирскую и грузоподъемную технику, прицепы и полуприцепы, автобусы и микроавтобусы. Причем Минский автомобильный завод предлагает своим потребителям комплексное решение. Нет такого, что мы сделали грузовик, и на этом точка. Например, для международных перевозок мы предлагаем грузовик и полуприцеп для работы в составе автопоезда. Если это строительная техника, то выбор тоже велик: от самосвалов до кранов. Плюс в том, что упрощается обслуживание техники.

Новейшие разработки

Как рассказал заместитель главного конструктора Николай Лакотко, на Минском автозаводе реализуется много проектов, связанных с новыми требованиями Таможенного регламента, требованиями по экологическим нормам, различным системам безопасности, разработке электромобилей, разработке новых моделей с улучшенными технико-экономическими показателями и др.

– Одно из направлений, например, разработка автомобилей с дизельными двигателями, отвечающими 5-му экологическому классу. В наших автомобилях и автобусах в основном мы используем двух поставщиков двигателей, один из них – российского производства ЯМЗ (Ярославский моторный завод), – поделился Николай Лакотко. – Второй – китайско-белорусский двигатель Weichai. Причем двигатели Weichai собирают недалеко от Минска в индустриальном парке «Великий камень». Таким образом, «сердце» белорусского «МАЗа» производят в нашей стране.

Второе направление – автотранспорт, работающий на альтернативных источниках энергии. Так как проблема экологии особенно остро стоит в крупный городах для ее решения в ближайшей перспективе предлагается использование, газомоторной автотехники, рассказывает о наработках Николай Лакотко.

Так в Российской Федерации на одном из наших ключевых рынков активно развивается рынок газомоторной техники. Минский автомобильный завод предлагает свои автомобили и автобусы оснащенные газовыми моторами с газобаллонным оборудованием.  

Отдельного внимания заслуживает разработка и изготовление электротранспорта. Один из примеров – изготовление электрогрузовика МАЗ-4381ЕЕ совместно с НАН Республики Беларусь на компонентной базе белорусских предприятий. Достаточно востребованным и успешным можно считать и проект электробуса МАЗ-303, более десятка которых уже эксплуатируются автобусными парками Республики Беларусь.

По словам заместителя главного конструктора, отдельное внимание заслуживает разработка агрегатов трансмиссии – передние и задние ведущие мосты, раздаточные коробки. Также одним  из перспективных и направлений являются разработки различных электронных и мехатронных систем (АБС, ПБС, систем курсовой устойчивости) над которыми МАЗ работает совместно с белорусскими заводами.

– Кроме того МАЗ постоянно расширяет номенклатуру выпускаемой автотехники. Так в производственной линейке появились микрогрузовики и микроавтобусы – МАЗ-365022 с полной массой 3,5 и 7 т для городских перевозок и микроавтобус МАЗ-281040. Таким образом бренд МАЗ представлен во всех классах грузовой техники категории N1, N2 и N3 полной массой от 3,5 тонн, до, 40 тонн, а также особо тяжелой техники 50 тонн. В строительном сегменте – ставка на тяжелые машины полной массой 50 тонн с колесной формулой 8х8 и 8х4 МАЗ-65262L и МАЗ-651628. Проекты достаточно амбициозные, но мы уже показывали их на различных международных выставках. Наша техника вызвала достаточно большой интерес, – прокомментировал заместитель главного конструктора.

Новые рынки сбыта

Кроме поставок автомобилей и автобусов Минского автомобильного завода на рынки стран Таможенного союза предприятие стремиться осваивать и новые рынке в странах АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – прим. автора), КОМЕСА. Партнерские отношения связывают белорусских автопроизводителей с Вьетнамом, Египтом. В Сербии и Вьетнаме есть сборочные заводы по производству автобусов и грузовиков. Появились абсолютно новые рынки – Индия, Пакистан, Сирия и т.д. 

Грузовой парк МАЗ на 90% из отечественного сырья

Сегодня нельзя однозначно утверждать, что техника под брендом «МАЗ» создается полностью из белорусских комплектующих. Металлический швеллер и полосу, например, МАЗ закупает в России – поставки идут из Северстали и Магнитогорска, радиаторы и топливные баки производства РФ и РБ, охладители поставляет белорусский НПО «ТАСПО», ОАО «Белшина» поставляет колеса, АБС поставляет ОАО «ЭКРАН». Если приводить цифры, то грузовой автомобиль МАЗ на 90% состоит из комплектующих РФ и РБ.

Как рассказал Николай Лакотно, согласно стратегии поставки комплектующих для ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» на предприятии никогда не ограничивались только одним поставщиком. Всегда прорабатываются альтернативные варианты. Так по отдельным позициям у нас присутствуют 5-7 производителей. В приоритете, конечно же, находятся белорусские и российские поставщики, узлы и агрегаты, а также комплектующие, которые выпускаются в странах Таможенного союза. Это нужно для того, чтобы предложить клиенту выбор, исходя из его покупательской способности по паритету цена – качество, а также способствовать конкуренции для отечественного производителя.

– Импортные комплектующие появились в силу того, что география поставок нашей автотехники достаточно велика:  страны Африки, Латинской Америки, центральной и восточной Азии, а также  европейские страны ближнего и дальнего зарубежья. Ряд всемирно известных производителей автокомпонентов имеет достаточно широкую дилерскую сеть по обслуживанию и продаже своей продукции. Так, к примеру, двигатели Mercedes обслуживаются не только в Европе, но и Африке и Южной Америке, что делает этот двигатель достаточно востребованным у потребителя.

Сейчас в Европу «МАЗы» не поставляются, поэтому по программе импортозамещения на смену двигателям «мерседес» пришли белорусско-китайские моторы Weichai рассказывает Николай Лакотко.

Смена поставщиков

В условиях санкционного давления Минский автозавод поменял основных  поставщиков и перешел на альтернативных производителей. В качестве примера Николай Лакотно привел белорусское предприятие ОАО «Экран», продукция которого заменила тормозную систему АБС немецкого производителя Wabco. На смену коробке передач производства ZF AG  пришла коробка передач Fast.

К сказанному коллегой начальник отдела кабин Игорь Пузырный добавил:

– Чтобы создать белорусские аналоги зарубежным продуктам, последние 10 лет мы вели работу с белорусскими производителями, Например, по освоению необходимых типоразмеров шин для наших грузовых автомобилей и автобусов, мы работали с «Белшиной». Когда по заводу «ударили» санкции, у нас уже была своя продукция. Начинали с самых востребованных для «мазовской» техники шин. Выпуск освоили за 2-3 года, теперь работаем точечно по эксклюзивным моделям.

Аналогично замещение импортных аналогов проходит по любому узлу. Он не разрабатывается в один день. Чтобы появилась альтернатива, надо работать иногда год, а то и все два. Начинают инженеры-конструкторы эту работу с технических требований и заданий, потом создаются опытные образцы, проводятся опытные испытания, изготавливается опытная партия и при положительных результатах поставщик вносится в конструкторскую документацию. Иногда испытания требуют значительных временных и денежных затрат. Но главное в этой технологической цепочке – повышается безопасность и качество автотехники.

– Что касается электрооборудования, то в этом направлении импортозамещение началось раньше, чем появился сам термин. Чаще всего возникает какое-то требование, и есть определенное устройство на рынке, которое удовлетворяет это требование, но в большинстве случаев оно не всегда подходит под наш автомобиль или автобус по причине специфических требований заказчика или эксплуатирующей организации – делится секретами начальник отдела электроники Павел Боганёв. – Поэтому первоначально берется устройство и на его основе формируются технические требования, а затем на проработку направляются отечественным изготовителям. Они прорабатывают техническое задание и готовят свои предложения по изготовлению данного устройства. Механизм отлажен, поэтому сейчас для нас нет больших проблем, если отсутствует отечественный или российский аналог электрических или электронных устройств.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото автора и Валерия КАРТУЛЯ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция дежурного по парку железнодорожной станции
  • Ибуклин инструкция для детей таблетки с какого возраста дозировка
  • Телефонный аппарат фаэтон 212 инструкция по применению
  • Инструкция по эксплуатации мазда 3 2014 года
  • Elsys mb pro4 2a 00 тп инструкция