Механизм руководства экономикой

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Методы ГРЭ:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Оцените страницу:

Уточните, почему:

не нашёл то, что искал

содержание не соответствует заголовку

информация сложно подана

другая причина

Расскажите, что вам не понравилось на странице:

Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!

Действующие механизмы управления экономикой

   Структура механизмов
управления
. Помимо общих принципов
управления и организационной структуры,
система управления включает: цель и
задачи управления, систему методов,
исполнительные экономические и
организационные механизмы, законодательно
оформленные правила и условия управления.
Функции управления делятся на основные
и обеспечивающие. К основным функциям
можно отнести задающую, координирующую,
регулирующую и контрольную. К обеспечивающим
— информационную, экспертно-аналитическую,
нормативно-методическую.
   Для
характеристики механизма управления
экономикой важным элементом является
соотношение между государственным
регулированием и саморегулирующей
возможностью рыночной экономики.
Очевидно, что каждому этапу переходного
периода должно быть свойственно свое
соотношение.
   Государственное
регулирование экономикой осуществляется
в двух взаимосвязанных формах, а именно
в форме законодательства и в форме
программ. Законодательство, с одной
стороны, устанавливает нужные государству
«правила игры» для всех участников
управления, с учетом политики в той или
иной области, а с другой — отражает
льготные условия для участников
конкретных программ по приоритетным
проблемам. Программы и проекты позволяют
реализовывать все функции управления
применительно к важнейшим задачам
развития, как на стадии разработки, так
и в процессе выполнения. Являясь основными
регуляторами, законы и программы занимают
разные места в системе управления.
   Особенности
механизма управления в настоящее время
определяются переходным периодом к
рыночным отношениям, который, в свою
очередь, требует необходимости
использования методов и механизмов,
характерных как для рыночной системы,
основанной на частной собственности и
относительно свободных ценах, так и, во
все меньшей степени, для
планово-распределительной экономики,
основанной на общественной собственности.
С этой точки зрения можно говорить, что
работающий в настоящее время механизм
управления находится в стадии формирования
и объективно еще не может давать
ожидаемого эффекта.
   Концепция
развития в переходный период и состав
решаемых задач позволяют говорить о
двух основных подходах к механизму
управления. Первый подход предполагает
максимально возможное устранение
государства от регулирования экономики
и предельную децентрализацию системы
управления. Второй подход ориентирован
на активное влияние государства на
экономические процессы, включая процесс
формирования рыночных отношений.
Постепенно складывается механизм
управления, сочетающий эти два подхода
в соответствии с требованиями каждого
периода развития.   Бюджетная
политика
. Бюджетная политика
представляет собой основной механизм
государственного регулирования
экономики, поскольку использование
большинства экономических рычагов так
или иначе связано с бюджетом.
   На
данной фазе развития общества бюджетная
политика является наиболее действенным
методом воздействия государства на
производителей. Однако, в условиях
дефицитности бюджета возможности этого
механизма ограничены. Не имея возможности
вкладывать достаточно средств в развитие
приоритетных, но капиталоемких отраслей
и производств, помимо программного,
предполагается осуществлять т.н.
«точечное» финансирование, т.е.
финансирование конкретных объектов/проектов
и предприятий, имеющих особо важное
значение.
   Основные элементы
макрорегулирования оформляются в виде
законов и проходят рассмотрение на
Федеральном собрании. Предметом
рассмотрения Федерального собрания
являются такие направления
макрорегулирования, как финансовая,
кредитная, налоговая, валютная, таможенная
политика, а также денежная
эмиссия. Налоговая
политика
. В условиях товарно-денежных
отношений механизмы налоговой политики
являются важнейшим инструментом политики
бюджетной, реализуя как распределительную,
так и стимулирующую стратегию государства.
   Между этими двумя функциями
налоговой системы существуют серьезные
противоречия.    На разных фазах
развития государство отдает предпочтение
той или иной функции, в зависимости от
решаемых задач.
   Например, в
настоящее время основной акцент сделан
на распределительную функцию, что во
многом определяется реальным состоянием
экономики.
   Налоговая политика
является основным источником аккумуляции
денежных средств в
государстве.Финансово-кредитная
политика
. Финансово-кредитная
политика государства включает методы
финансового маневрирования ЦБ РФ,
который в настоящее время занимает
ключевое место в реализации экономической
политики государства. Сейчас узаконены
такие операции ЦБ РФ на открытом рынке,
как купля-продажа коммерческих и
казначейских векселей, государственных
облигаций, валютные интервенции, право
предоставлять кредиты под обеспечение
ценными бумагами и другими активами,
оперировать с государственными бумагами
на вторичном рынке. Место ЦБ РФ в
управлении экономикой в настоящее время
определяется отводимой ему ролью по
подавлению инфляции.
   Банковская
система, помимо ЦБ и его структур,
включает сеть коммерческих банков,
основная масса которых является
государственной собственностью. Выполняя
функции расчетов и аккумулируя денежные
средства, банки являются институтом,
определяющим стратегию и тактику
кредитной политики, которая, в свою
очередь, выступает в нормально
функционирующей рыночной экономике
основным регулятором.Таможенная
политика
. Система лицензирования
импорта-экспорта является в настоящее
время одним из наиболее действенных
рычагов воздействия государства на
производителей; вместе с тем, основное
препятствие проведения последовательной
таможенной политики — отсутствие четких
подходов к цели и задачам развития. В
результате таможенная политика
используется в интересах лишь определенных
заинтересованных групп.Ценовая
политика
. Возможности воздействия
на экономические процессы с помощью
ценовой политики в настоящее время
достаточно велики, т. к. в сфере
государственного регулирования находятся
цены на энергоносители, транспортные
тарифы, а также цены продукции, закупаемой
для федеральных нужд. Политика в области
цен тесно переплетается с налоговым
механизмом.Денежно-эмиссионная
политика
. Политика в данной области
— одно из проявлений бюджетной политики
и финансовый метод макрорегулирования.
К
финансовым методам макрорегулирования
часто относят и валютную политику.
Особого
внимания заслуживает управление
субъектами жизнеобеспечения экономики
(газ, нефть, уголь, энергетика). Сейчас
использование этих ресурсов осуществляется
в форме своеобразных корпораций и
акционерных обществ, взаимоотношения
которых с местными органами не
отрегулированы.Программный
метод управления
. Переход на
программный метод управления, в основу
которого положена система программ и
проектов, имеет целью совершенствование
действующей системой управления
экономикой. Программы являются основой
проводимой государством бюджетной
политики, ориентированной на реализацию
важнейших задач развития. По степени
важности в соответствии с присвоенным
статусом выделяют программы федеральные,
президентские, региональные, отраслевые,
объектные целевые программы и проекты.
Региональным и отраслевым программам,
в зависимости от важности задач, может
присваиваться статус федеральных.
Федеральные целевые программы (ФЦП) —
важнейшее средство реализации структурной
политики государства, активного
воздействия на экономические процессы
для достижения конечных социально-экономических
целей.
   Методология управления
целевыми комплексными программами,
включая их инвестиционную часть для
условий переходного периода, отработана
достаточно слабо. Важным направлением
ее совершенствования является
использование и развитие опыта,
накопленного в процессе работы с методами
управления инвестиционными проектами.
   С
этой точки зрения программы могут
рассматриваться как совокупность
проектов, образующих единый мультипроект.

1.5. ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

   Опыт ФРГ, Японии, Кореи, США и
других развитых стран свидетельствует
о том, что система управления проектами
— мощное средство выхода из экономического
кризиса и метод решения крупных научных,
производственных и социальных проблем.
Именно этот метод является средством
управления в изменяющихся условиях и
развивающихся системах, в условиях
нестабильности и неопределенности,
когда недостаточно проработаны вопросы
законодательства, в условиях слабо
контролируемого роста цен и дефицита
ресурсов, отказа государства от
непосредственного руководства
производственно-хозяйственной
деятельностью предприятий, в условиях
появления собственников и частных
инвесторов, нестабильной налоговой
системы и др. В странах с традиционно
рыночной экономикой к началу XXI в.
управление проектами (УП) перестало
быть только средством управления
последовательностью и темпом выполнения
работ с целью их своевременного
завершения. УП стало чем-то вроде
корпоративного голоса заказчика/клиента,
побуждающего оптимизировать все усилия
по проекту/продукту, предпринимаемые
командами, интегрируясь с производителями,
поставщиками, системой послепродажного
обслуживания. Такой подход, помимо
прочего, позволяет теперь с высокой
степенью точности определять (и,
соответственно, снижать) предстоящие
затраты по проекту.
   Компании
и эксперты, работающие в этой области,
образовали необходимые профессиональные
структуры и создали «Мир управления
проектами», куда входят национальные
и международные организации —
инвестиционные, промышленные, строительные,
консалтинговые и инжиниринговые фирмы,
где проводятся конгрессы и симпозиумы,
где издаются журналы, книги и учебники,
где имеется свой рынок программного
обеспечения. Крупнейшей международной
организацией в области управления
проектами является ИПМА (IPMA — International
Project Management Association) — Международная
ассоциация управления проектами,
объединяющая более 20 национальных
обществ Европы, а также других стран.

1.6. ТЕХНОЛОГИЯ
УПРАВЛЕНИЯ

   Процесс управления проектами
должен быть надлежащим образом
информатизирован поддерживаться
современными технологиями, для чего
необходимо:
— создать и поддерживать
в актуальном состоянии базы и банки
данных по всем фазам и этапам жизненного
цикла проектов;
— внедрить современные
автоматизированные системы планирования
и контроля, а также средства обработки
и передачи данных. Следует помнить, что
степень сложности (а, значит, и цена)
используемой информационной технологии
должны соответствовать сложности и
размеру проекта. Если это правило
нарушить, заказчик понесет необоснованные
потери — как в случае неоправданной
сложности используемой технологии, так
и при недооценке важности этого весьма
существенного фактора.
   Наиболее
сложным для современного Российского
проект-менеджера является не автоматизация
процесса управления (это — лишь функция
способности заказчика оплатить
современные технические и программные
средства), а информационный «вакуум»,
образовавшийся в инвестиционной сфере
в результате распада старой системы
технического нормирования и практической
невозможности создания «в одиночку»
новой, адекватной современным условиям
информационной системы поддержки
информационной деятельности. В этих
условиях крайне важно организовать
процесс накопления опыта — разумеется,
в машинно-ориентированной форме.
   Решение
перечисленных задач в рамках вышеупомянутого
проекта (программы) позволит получить
эффективный инструмент для решения
любых задач, возникающих перед современным
деловым человеком.

2.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

2.1.
КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТАМИ

   Принципиальная модель
управления проектами, дающая исчерпывающее
представление о совокупности и
взаимосвязях базовых понятий, приведена
на рис.
2.1.1
. Взаимосвязь
фаз, функций и подсистем управления
проектами показана нарис.
2.1.2
. Дадим краткое
пояснение графической интерпретации
системы базовых понятий. Приводятся
основные (базовые) термины дисциплины
«Управление проектами».
   Проект
функционирует в определенномокружении,
включающем внутренние и внешние
компоненты, учитывающие экономические,
политические, социальные, технологические,
нормативные, культурные и иные
факторы.
   Проект всегда
нацелен нарезультат, на достижение
определенныхцелей, на определенную
предметную область. Реализация проекта
осуществляется полномочным руководством
проекта,менеджером проектаикомандой проекта, работающей под
этим руководством, другимиучастниками
проекта
, выполняющими отдельные
специфические виды деятельности,
процессы по проекту. В работах по проекту
— как правило, на условиях частичной
занятости — могут участвовать представители
линейных и функциональных подразделений
компаний, ответственных за выполнение
возложенных на нихзаданий,видов
деятельности
,функций, включаяпланирование,руководство,контроль,организацию,администрированиеи другие
общесистемные функции.

   Управление проектомпредставляет собой методологиюорганизации,планирования,руководства,координации человеческихиматериальных ресурсовна протяжениижизненного цикла проекта(говорят
такжепроектного цикла), направленную
на эффективное достижение егоцелейпутем применения системы современных
методов, техники и технологий управления
для достижения определенных в проекте
результатов по составу и объему работ,
стоимости, времени, качеству.
   Для
эффективного управления проектами
система должна быть хорошо структурирована.
Сутьструктуризации(говорят такжедекомпозиции) сводится к разбивке
проекта и системы его управления на
подсистемы и компоненты, которыми можно
управлять.
   Основной структурной
единицей участников проекта является
команда проекта— специальная
группа, которая становится самостоятельнымучастником проекта(или входит в
состав одного из этих участников) и
осуществляет управление инвестиционным
процессом в рамках проекта.
   Реализация
проекта происходит в рамкахорганизационной
формы
, структура которой в значительной
степени влияет на сам проект.

   Жизненный цикл проекта(промежуток времени между моментом
появления, зарождения проекта и моментом
его ликвидации, завершения) является
исходным понятием для исследования
проблем финансирования работ по проекту
и принятия соответствующих решений.
Укрупненно жизненный цикл проекта можно
разделить на три основные смысловые
фазы:прединвестиционную,инвестиционнуюиэксплуатационную.
   Дальнейшее
разбиение существенно зависит от
специфики проекта. Так, жизненный цикл
может делиться на 5 фаз, в том числе:
   —концептуальная фаза, включающая
формулирование целей, анализ инвестиционных
возможностей, обоснование осуществимости
(технико-экономическое обоснование) и
планирование проекта;
   —фаза
разработки проекта
, включающая
определение структуры работ и исполнителей,
построение календарных графиков работ,
бюджета проекта, разработку проектно-сметной
документации, переговоры и заключение
контрактов с подрядчиками и
поставщиками;
   —фаза
выполнения проекта
, включающая работы
по его реализации (строительство,
маркетинг, обучение персонала);
   —фаза завершения проекта, включающая
в общем случае приемочные испытания,
опытную эксплуатацию и сдачу проекта
в эксплуатацию;
   —эксплуатационная
фаза
, включающая: приемку и запуск,
замену оборудования, расширение,
модернизацию, инновацию.

   Функции управления проектомвключают: планирование, контроль, анализ,
принятие решений, составление и
сопровождение бюджета проекта, организацию
осуществления, мониторинг,оценку,
отчетность, экспертизу, проверку и
приемку, бухгалтерский учет,
администрирование.

   Подсистемы управления
проектом
включают: управление
содержанием и объемами работ, управление
временем, продолжительностью, управление
стоимостью, управление качеством,
управление закупками и поставками,
управление распределением ресурсов,
управление человеческими ресурсами,
управление | рисками, управление запасами
ресурсов, интеграционное управление,
управление информацией и коммуникациями.

Рис. 2.1.1. Принципиальная модель
управления проектом

Рис. 2.1.2. Взаимосвязь фаз,
функций и подсистем управления проектом

2.2.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ПРОЕКТОВ

   В связи с тем, что методы
управления проектами в значительной
степени зависят от масштаба (размера)
проекта, сроков реализации, качества,
ограниченности ресурсов, места и условий
реализации, рассмотрим основные виды
т. н. специальных проектов, в которых
один из перечисленных факторов играет
доминирующую роль и требует к себе
особого внимания, а влияние остальных
факторов нейтрализуется с помощью
стандартных процедур контроля (рис.
2.2.1
). Ниже рассмотрены
«классические» типы «нормальных»
проектов, классифицированные по
масштабам, срокам реализации, качеству
исполнения, ограниченности ресурсов,
конструктивному исполнению, участникам.

   Малые проектыневелики
по масштабу, просты и ограничены объемами.
Так, в американской практике:
   —
капиталовложения: до $10-15 млн.;
   —
трудозатраты: до 40-50 тыс.
человеко-часов.
   Примеры
типичныхмалых проектов:
опытно-промышленные установки, небольшие
(часто в блочно-модульном исполнении)
промышленные предприятия, модернизация
действующих производств.
   Малые
проекты допускают ряд упрощений в
процедуре проектирования и реализации,
формировании команды проекта (можно
просто кратковременно перераспределить
интеллектуальные, трудовые и материальные
ресурсы). Вместе с тем затруднительность
исправления допущенных ошибок в связи
с дефицитом времени на их устранение
требует весьма тщательного определения
объемных характеристик проекта,
участников проекта и методов их работы,
графика проекта и форм отчета, а также
условии контракта.

Рис. 2.2.1. Классификация типов
проектов

   Мегапроекты— это
целевые программы, содержащие множество
взаимосвязных проектов, объединенных
общей целью, выделенными ресурсами и
отпущенным на их выполнение временем.
Такие программы могут быть международными,
государственными, национальными,
региональными (например, развитие
свободных экономических зон, республик,
малых народностей Севера и т. д.),
межотраслевые (затрагивать интересы
нескольких отраслей экономики), отраслевые
и смешанные. Как правил: программы
формируются, поддерживаются и
координируются га верхних уровнях
управления: государственном
(межгосударственном), республиканском,
областном, муниципальном и т.д.Мегапроектыобладают рядом отличительных черт:
   —
высокой стоимостью (порядка $1 млрд. и
более);
   — капиталоемкостью
— потребность в финансовых средствах в
таких проектах, как правило, требует
нетрадиционных (акционерных, смешанных)
форм финансирования, обычно силами
консорциума фирм;
   — трудоемкостью
— 2 млн. человеко-часов на проектирование,
15-20 млн. человеко-часов на строительство;
   —
длительностью реализации: 5-7 и более
лет;
   — необходимостью участия
других стран;
   — отдаленностью
районов реализации, а следовательно,
дополнительными затратами на
инфраструктуру;
   — влиянием
на социальную и экономическую среды
региона и даже страны в целом.
   Наиболее
характерные примеры отраслевыхмегапроектов— проекты, выполняемые
в топливно-энергетическом комплексе —
и, в частности, нефтегазовой отрасли.
   Так, системы магистральных
трубопроводов, связавших нефтегазоносные
районы Крайнего    Севера с
центром страны, западными границами и
крупными промышленными районами,
сооружались очередями («нитками»)
в течение 2-3 лет каждая. При этом
продолжительность такого проекта
составляла в среднем 5-7 лет, а стоимость
— более $10-15 млрд.

   Сложные проектыподразумевают наличие технических,
организационных или ресурсных задач,
решение которых предполагает нетривиальные
подходы и повышенные затраты на их
решение. Естественно, на практике
встречаются «скошенные» варианты
сложных проектов с преобладающим
влиянием какого-либо из перечисленных
видов сложности — например, использование
нетрадиционных технологий строительства,
значительное число участников проекта,
сложные схемы финансирования и др. — все
это суть проявления сложности проектов.

   Краткосрочные проектыобычно реализуются на предприятиях по
производству новинок различного рода,
опытных установках, восстановительных
работах. На таких объектах заказчик
обычно идет на увеличение окончательной
(фактической) стоимости проекта, против
первоначальной, поскольку более всего
он заинтересован в скорейшем его
завершении.

   Бездефектные проектыв качестве доминирующего фактора
используют повышенное качество.
   Обычно
стоимостьбездефектных проектоввесьма высока и измеряется сотнями
миллионов и даже миллиардами долларов
(например, атомные электростанции).

   Международные проектыобычно выделяются значительной сложностью
и стоимостью. Их отличает также важная
роль в экономике и политике тех стран,
для которых они разрабатываются.
   Эти
проекты обычно основаны на взаимодополняющих
отношениях и возможностях партнеров.
Нередко для решения задач таких проектов
создаются совместные предприятия,
объединяющие двух или более участников
для достижения некоторых коммерческих
целей под определенным совместным
контролем. При этом каждый партнер
вносит свой вклад и определенным образом
участвует в прибылях.

2.3. ЦЕЛЬ И
СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА

   Различают генеральную цель
(говорят также — миссию) проекта от целей
первого (и, возможно, последующих)
уровней, а также подцелей/задач, действий
и результатов (рис.
2.3.1
).

   Миссия— это генеральная
цель проекта, четко выраженная причина
его существования. Она детализирует
статус проекта, обеспечивает ориентиры
для определения целей следующих уровней,
а также стратегий на различных
организационных уровнях. Говорят также,
что миссия — это главная задача проекта,
с точки зрения его будущих основных
услуг или изделий, его важнейших рынков
и преимущественных технологий.

   Стратегия проекта
центральное звено в выработке направлений
действий с целью получения обозначенных
миссией и системой целей результатов
проекта. Подготовку стратегии проекта
можно условно разделить на 3 последовательных
процедуры:
   — стратегический
анализ;
   — разработка и выбор
стратегии;
   — реализация
стратегии.

Рис. 2.3.1. Взаимосвязь миссий,
целей, сценариев и стратегий развития
проектного комплекса (ПК)

   Стратегический анализначинается с анализа внешней и внутренней
среды. Со стороны внешней среды можно
ожидать либо угрозы, либо возможности
для реализации проекта (т. н.
SWOT-анализ).
   К числу фактороввнешней средыотносят:
   —
технологические (уровень существующих,
наличие новых технологий);
   —
ресурсообеспеченность (наличие,
доступ);
   — экономические
(инфляция, процентные ставки, курсы
валют, налоги);
   — ограничения
государственного сектора (лицензирование
законотворчество);
   — социальные
(уровень безработицы, традиции, вкусы,
пол возраст);
   — политические
(внешняя, внутренняя, экономическая);
   —
экологические (уровень загрязнения,
мероприятия);
   — конкуренты
(количество, размеры, сила).

   Внутренняя средавключает:
   — целевые рынки
(ниша, в которой работает фирма, круг ее
потребителей);
   — маркетинговые
исследования (наличие специалистов,
бюджет маркетинга);
   — сбыт
(объем продаж, скидки);
   —
каналы распределения (как, через кого
продается);
   — производство
(оборудование, технология, площади);
   —
персонал (квалификация, численность,
мотивация, корпоративная культура);
   —
снабжение (поставщики, условия и системы
поставки);
   — исследование и
разработка НИОКР (уровень, бюджет);
   —
финансы (структура капитала, оборачиваемость,
ликвидность, финансовое состояние);
   —
номенклатура продукции (степень
диверсификации);
   — исходя из
миссии, целей организации, на основе
результатов SWOT-анализа разрабатывается
стратегия.

   Разработка и выбор стратегии
осуществляются на трех различных
организационных уровнях:
   —корпоративная стратегия(общее
направление развития, т.е. стратегия
роста, сохранения или сокращения);
   —деловая стратегия (стратегия
конкуренции конкретного товара на
конкретном рынке). Стратегия проекта
разрабатывается в рамках деловой
стратегии, т. е. отвечает на вопрос, каким
образом продукция проекта будет
конкурировать на рынке. Очевидно, что
выбор стратегии проекта должен
существовать в рамках уже выбранного
общего направления развития организации.
При разработкеделовой стратегиииспользуют 3 основных подхода:
      1)
стратегию лидерства в издержках;
      2)
стратегию дифференциации (уникальности
по какому-либо направлению);
      3)
стратегию концентрации на определенных
направлениях (группе покупателей,
номенклатуре изделий и географии их
сбыта);
   —функциональная
стратегия
(разрабатывается для каждого
функционального подразделения с целью
конкретизации выбранной стратегии
проекта).
   Таким образом, при
определении стратегии проекта необходимо
обратить внимание на основные аспекты:
   —
географическое месторасположение, в
котором будет действовать проект;
   —
выбор корпоративной стратегии;
   —
выбор позиции на рынке (доли рынка) и
расчет времени, требуемого для достижения
данной цели;
   — установка
основного соотношения «продукт-рынок»
для разработки концепции маркетинга;
   —
функциональное назначение и область
применения планируемой к выпуску
продукции;
   — выбор оптимальной
группы клиентов;
   — основные
качества продукции, способствующие
успеху, с учетом фактических или
потенциальных конкурентов;
   —
использование исключительно собственных
средств для обеспечения усиления
положения на рынке либо объединение
усилий с другими компаниями.

   Реализация стратегииподразумевает, в первую очередь,
необходимость определенных изменений,
необходимых в организационной структуре
и организационной культуре. Поэтому
часто необходимо создать специальные
координационные механизмы в дополнение
к организационной структуре управления:
проектные, межпроектные (программные),
венчурные (для проектов с высокими
уровнями рисков) группы.
   Существенным
элементом стратегии является фактор
т.н. организационной культуры, включающий:

   — видение (философию)
организации;
   — господствующие
ценности;
   — нормы и правила
поведения;
   — ожидания
предстоящих изменений;
   —
процедуры и поведенческие ритуалы.

2.4. РЕЗУЛЬТАТ
ПРОЕКТА

   Под результатом проекта
понимают продукцию, результаты, полезный
эффект проекта. В качестве результата,
в зависимости от типа/цели проекта,
могут выступать: научная разработка,
новый технологический, процесс,
программное средство, строительный
объект, реализованная учебная программа,
реструктурированная компания,
сертифицированная система качества и
т.д. Об успешности проекта (результата)
судят по тому, насколько он (результат)
соответствует по своим затратным/доходным,
инновационным, качественным, временным,
социальным, экологическим и другим
характеристикам запланированному
уровню (см., например, рис.
2.3.1
).

2.5. УПРАВЛЯЕМЫЕ
ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА

   Управляемые параметры
проекта:
   — объемы и виды работ
по проекту;
   — стоимость,
издержки, расходы по проекту;
   —
временные параметры, включающие сроки,
продолжительности и резервы выполнения
работ, этапов, фаз проекта, а также
взаимосвязи работ;
   — ресурсы,
требуемые для осуществления проекта,
в том числе: человеческие или трудовые,
финансовые, материально-технические,
разделяемые на строительные материалы,
машины, оборудование, комплектующие
изделия и детали, а также ограничения
по ресурсам ;
   — качество
проектных решений, применяемых ресурсов,
компонентов проекта и пр.
   Проект
и процесс его реализации, осуществления
— сложная система, в которой сам проект
выступает как управляемая подсистема,
а управление проектом — управляющая.


2.6.
ОКРУЖЕНИЕ ПРОЕКТОВ

   Проект имеет ряд свойств, о
которых целесообразно помнить, так как
это помогает методически правильно
организовать работу по его реализации:

проект возникает, существует и развивается
в определенном окружении, называемом
внешней средой;
— состав проекта не
остается неизменным в процессе его
реализации и развития: в нем могут
появляться новые элементы (объекты), из
его состава могут удаляться некоторые
его элементы;
— проект, как и всякая
система, может быть разделен на элементы,
при этом между выделяемыми элементами
должны определяться и поддерживаться
определенные связи.

   Разделение всей сферы
деятельности, в которой появляется и
развивается проект, на собственно
«проект» и «внешнюю среду» в
определенной степени условно. Причины
этого заключаются в следующем:
   1.
Проект не является жестким стабильным
образованием: ряд его элементов в
процессе реализации проекта могут
менять местоположение, переходя в состав
проекта из внешней среды и обратно.
   2.
Некоторые элементы проекта могут
использоваться как в его составе, так
и вне его. Типичным примером этому могут
служить специалисты, одновременно
работающие как над реализацией конкретного
проекта, так и над решением некоторых
других проблем (в частности, над
выполнением другого проекта).
   Схематичное
изображение проекта и его окружения
приведена рис. 2.6.1.
   Следует
обратить внимание на переходную зону,
через которую между ними осуществляется
связь и перемещение элементов, тем или
иным способом участвующих в работе по
его реализации.
   В практике
бизнес-планирования обычно подлежат
изучению три аспекта окружения проекта:

политический, а именно — отношение
федеральных и местных властей к проекту;

территориальный, включающий изучение
конкурента предложений на рынке
аналогичной продукции;
— экологический,
связанный с необходимостью обеспечения
экологической безопасности проекта.

2.7. ПРОЕКТНЫЙ
ЦИКЛ

   Промежуток времени между
моментом появления проекта и моментом
его ликвидации называется проектным
циклом
(говорят также«жизненным
циклом проекта»
).Жизненный
цикл проекта
— исходное понятие для
исследования проблем финансирования
работ по проекту и принятия соответствующих
решений.
   Каждый проект,
независимо от сложности и объема работ,
необходимых для его выполнения, проходит
в своем развитии определенные состояния:
от состояния, когда «проекта еще нет
до состояния, когда «проекта уже нет».
Принципиальная структура проектного
цикла показана нарис.
2.7.1
.
   Для
деловых людей начало проекта связано
с началом его реализации и началом
вложения денежных средств в его
выполнение.
   Окончанием
существования проекта может быть:
   —
ввод в действие объектов, начало их
эксплуатации и использования результатов
выполнения проекта;
   — перевод
персонала, выполнявшего проект, на
другую работу;
   — достижение
проектом заданных результатов;
   —
прекращение финансирования проекта;
   —
начало работ по внесению в проект
серьезных изменений, не предусмотренных
первоначальным замыслом (модернизация);
   —
вывод объектов проекта из эксплуатации.

Рис.
2.6.1
. Проект и его окружение

Рис. 2.7.1. Принципиальная
структура жизненного цикла традиционного
инвестиционного проекта. Примечание:
Диапазон потребности в ресурсах
обусловлен типом и сложностью проекта

   Обычно как факт начала работ
над проектом, так и факт его ликвидации
оформляются официальными
документами.
   Состояния,
через которые проходит проект, называют
фазами(этапами, стадиями).
   Универсального
подхода к разделению процесса реализации
проекта на фазы не существует. Решая
для себя такую задачу участники проекта
должны руководствоваться своей ролью
в проекте, своим опытом и конкретными
условиями выполнения проекта (рис.
2.7.2
и2.7.3).
Поэтому на практике деление проекта на
фазы может быть самым разнообразным —
лишь бы такое деление выявляло некоторые
важные контрольные точки («вехи»),
во время прохождения которых просматривается
дополнительная информация и оцениваются
возможные направления развития проекта.

Рис. 2.7.2. Цикл проекта Всемирного
банка (По Waren С. Baum «Project Cycle», издание
Всемирного банка, 1993 г.)

   В свою очередь, каждая выделенная
фаза (этап) может делиться на фазы (этапы)
следующего уровня (подфазы, подэтапы)
и т.д.
   Применительно к очень
крупным проектам, например, строительству
метрополитена, освоению нефтегазового
месторождения и т.п., количество фаз и
этапов их реализации может быть увеличено.
Выделение дополнительных этапов в
крупных проектах связано не только с
большой продолжительностью строительства
этих обьектов (10 -15 лет), но и необходимостью
более тщательного согласования действий
организаций — участниц проекта. Вся
деятельность по проекту протекает
взаимозависимо во времени и пространстве.
Однако обеспечить однозначное
распределение фаз и этапов выполнения
проекта в логической и временной
последовательности практически
невозможно. Связанные с этим проблемы
решаются с помощью опыта, знаний и
искусства специалистов, работающих над
проектом.
   Примерное содержание
фаз жизненного цикла проекта, применительно
к действующим в РФ нормативным документам
приведено в табл.
2.7.1
(cодержание фаз
проектного цикла — примерное и может
быть изменено соответствии с условиями
конкретного региона отрасли, так, в
Москве действует «Положение о едином
порядке предпроектной и проектной
подготовки строительства в Москве»,
утвержденное Правительством Москвы в
1999 г).

Содержание фаз жизненного цикла
проекта

Табл. 2.7.1

Начальная

(предынвестиционная)

Инвестиционная
(строительная)

Эксплуатационная

   Предынвестиционные

исследования

   Разработка
проектно-сметной документации,
планирование проекта и подготовка к
строительству

   Проведение
торгов и заключение контрактов;
организация закупок и поставок,
подготовительные работы

   Строительно-монтажные
работы

   Завершение
строительной фазы проекта

1. Изучение прогнозов
и направлений развития страны (региона,
города)

1. Разработка плана
проектно-изыскательских работ

1. Тендеры на
проектно-изыскательские работы и
заключение контрактов

1. Разработка
оперативного плана строительства

1. Пуско-наладочные
работы

1. Эксплуатация

2. Формирование
инвестиционного замысла

2. Задание на разработку
ТЭО (проекта) строительства и разработка

2. Тендеры на поставку
оборудования и заключение контрактов

2. Разработка графиков
работы машин

2. Сдача-приемка
объекта

2. Ремонт

3. Подготовка
ходатайства (Декларации) о намерениях

3. Согласование,
экспертиза и утверждение ТЭО (проекта)
строительства

3. Тендеры на подрядные
работы и заключение контрактов

3. Выполнение
строительно-монтажных работ

3. Закрытие контракта

3. Развитие производства

4. Предварительное
согласование инвестиционного замысла

4. Выдача задания на
проектирование

4. Тендеры на услуги
консультантов и заключение контрактов

4. Мониторинг и
контроль

4. Демобилизация
ресурсов

4. Закрытие проекта
   —
вывод из эксплуатации
   —
демонтаж оборудования
   —
модернизация (начало нового проекта)

5. Составление и
регистрация оферт

5. Разработка,
согласование и утверждение рабочей
документации

5. Разработка планов
(графиков) поставки ресурсов

5. Корректировка
плана проекта и оперативного плана
строительства (управление изменениями)

5. Анализ результатов

6. Разработка
обоснования инвестиций, оценка
жизнеспособности проекта

6. Принятие
окончательного решения об инвестировании

6. Подготовительные
работы к строительству

6. Оплата выполненных
работ и поставок

7. Выбор и предварительное
согласование места размещения объекта

7. Отвод земли под
строительство

8. Экологическое
обоснование

8. Разрешение на
строительство

9. Экспертиза

9. Задание на разработку
проекта производства работ

10. Предварительное
инвестиционное решение

10. Разработка плана
проекта

11. Разработка
предварительного

 Пример.      Организационно-структурная
схема разработки предпроектной и
проектной документации

   Предынвестиционный процесс

   I. Формирование инвестиционного
замысла (идей), поиск перспективных
объектов инвестирования, определение
цели инвестирования.
   Техническая
характеристика будущего объекта
инвестирования.
   Постановка
задачи по формированию инвестиционного
замысла.
   Выдача исходных
данных «проектной организации».
   Формирование
инвестиционного замысла:
   1.
Анализ конъюнктуры рынка, характеристика
товарной продукции, текущих цен.
   2.
Определение основных технических
характеристик будущего объекта
инвестирования.
   3. Выявление
наличия и источников получения необходимых
ресурсов.
   4. Анализ налогового,
кредитного, финансового и др.
законодательств.
   5. Анализ
существующей документации, экологических
условий и социальной обстановки.

   II. Разработка декларации о
намерениях:
   1. Исходные
данные, общие сведения о Заказчике
(инвесторе).
   2. Желательное
местонахождение объекта.
   3.
Намерения Заказчика по основным
техническим характеристикам будущего
предприятия, объекта проектирования
(технология, виды и объем продукции,
производительность).
   4.
Транспортное обеспечение.
   5.
Потребность в земельных, материальных,
природных, водных, энергетических,
трудовых и др. ресурсах.
   6.
Возможное влияние на окружающую среду
(прогнозируемые объемы выбросов, сбросов,
захоронения отходов, меры по обеспечению
экологических норм, ОВОС) приказ №372 от
16.05.2002 г.
   7. Расчетные
прогнозируемые сроки реализации
инвестиционного проекта.

    III. Рассмотрение декларации
о намерениях, согласование в органах
местного самоуправления и государственных
инспектирующих органах.
   Участие
в рассмотрении Декларации о намерениях.

   IV. Коммерческое предложение
по разработке обоснования инвестиций
в строительство (Документация на
конкурс).
   Состав и содержание
документации в соответствии с
Законодательством о торгах и требованиями
Заказчика:
   1. Сведения о
проектной организации.
   2.
Ориентировочная стоимость
проектирования.
   3. Сроки
проектирования.
   4. Условия
оплаты проектных работ.
   5.
Ориентировочная стоимость
строительства.
   6. Общие
сведения о Заказчике (инвесторе).
   7.
Основные данные о проекте (цель, краткое
описание, характеристика продукции).
   8.
Реализация продукции.
   9.
Маркетинговая характеристика рынка,
текущие и прогнозируемые цены,
конкурентноспособность продукции).
   10.
Мощность предприятия (планируемые
объемы производства, технология,
ожидаемые Т.Э.П.).
   11. Обеспечение
предприятия ресурсами (водными,
энергетическими и др., источники их
получения, технические условия на их
получение и подключение).
   12.
Экологическая характеристика производства
(прогнозируемые объемы выбросов, сбросов,
их состав, способы их утилизации и
нейтрализации).
   13. Требования
инспектирующих органов с оформленными
документами:
      a)
Водных ресурсов, рыбоохраны;
      b)
Флоры и фауны;
      c)
Земельного комитета;
      d)
ГО и ЧС;
      e)
Промышленной.
   14. Размещение
объекта.
   15. Материалы
инженерных изысканий.

   V. Рассмотрение коммерческого
предложения конкурсной комиссией по
разработке обоснования инвестиций.

   VI. Подготовка и составление
Технического задания на обоснование
инвестиций со всеми исходными данными
и техническими условиями.

   VII. Заключение договора:
составление и подписание.

   VIII. Разработка обоснований
инвестиций в установленном порядке, в
том числе разделов ОВОС, в соответствии
с требованиями нормативных документов,
в частности в приложении «А» СП
11-101-95.
   1. Исходные данные
   2.
Рынок и мощность предприятия
   3.
Основные технологические решения
   4.
Обеспечение предприятия ресурсами
   5.
Место размещения объекта
   6.
Основные строительные решения
   7.
Оценка воздействия объекта на окружающую
среду (ОВОС) (Экологическая характеристика
объекта инвестирования)
   8.
ИТМ ГО и ЧС (СП-11-113-2002)
   9.
Структура предприятия, кадры
   10.
График осуществления инвестиционного
проекта
   11. Эффективность
инвестиций
   12. Выводы и
предложения.
   Исходные данные,
рекомендуемые по приложению «А№ СП
11-101-95.

   IX. Согласование обоснований
инвестиций и экспертиза обоснования
инвестиций в установленном порядке
инспектирующими органами.
   Защита
обоснований в экспертных организациях:
   —
Промышленная безопасность;
   —
ИТМ ГО и ЧС;
   — Экологическая
экспертиза;
   — Госсанэпидемнадзор;
   —
Вневедомственная экспертиза.

   X. Утверждение обоснований
инвестиций.
   Распорядительный
документ об утверждении обоснований
инвестиций.

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Сущность командной экономики

Командная (административная) система представляет собой экономическую систему (способ организации в сфере общественных отношений), для которой характерны:

  1. Жёсткая централизация хозяйственной жизни на основе государственной собственности;
  2. Применение идеологических и внешнеэкономических методов управления;
  3. Партийно-государственная бюрократия с отсутствующей реальной свободой и подлинной демократией.

Командная экономика является системой с доминирующей общественной (государственной) собственностью на средства производства, коллективным принятием экономических решений, централизованным руководством экономикой методами государственного планирования.

Основные решения при возникновении экономических проблем принимаются на уровне государства, при этом вся совокупность ресурсов составляет государственную собственность.

Централизованным планированием охвачены все уровни, начиная от домашних хозяйств до уровня государства.

Механизм распределения ресурсов

Ресурсы распределяются на основании долговременных приоритетов, по причине чего производство товаров находится в постоянном отрыве от потребностей общества.

На практике происходит полное огосударствление экономики с наличием монополизма в производстве, который затормаживает научно-технический прогресс.

Замечание 1

Дефицит и черный рынок порождается государственным регулированием, при этом воплощение вертикальной формы распределения происходит на номенклатурных уровнях распределения в государстве, которое представляет интересы всего общества.

Доход любого члена общества в данной экономической системе зависит от статуса и должности, поэтому проявляется неравномерное распределение доходов (не только номинальных, но и реальных).

Предприятия любой хозяйственной системы пытаются смягчить жесткое бюджетное ограничение, что частично возможно при функционировании рыночной экономики. Рыночная монопольная власть дает возможность компании производить диктат цен в той или иной степени, при этом обращение к кредиту смягчает эти действия. Однако при этих обстоятельствах бюджетное ограничение рыночного предприятия остается практически жестким, поскольку кредиты чаще всего предоставляются на жестких условиях и только тогда, когда существуют гарантии по его возврату. Также монополизм в сфере ценообразования зачастую ограничен платежеспособным покупательским спросом.

«Механизмы командной экономики» 👇

При выполнении планов предприятия стремятся к исполнению директив, при этом они сталкиваются с бюджетным ограничением. Понятие бюджетного ограничения означает, что денежные доходы предприятия и его денежные фонды потенциально должны приравниваться к расходам предприятия за соответствующий период.

Командная экономика и механизмы ее осуществления

Определение 1

Командная экономика — альтернатива свободной рыночной экономике, поскольку при функционировании классического капитализма хозяйственное развитие регулируется рыночным механизмом с соответствующей ему конкуренцией и свободным ценообразованием.

При командной экономике производственный объем, структура и размеры потребления установлены централизованно, что осуществляется посредством государственного планирования и контроля.

Господство общественной собственности дает возможность общегосударственного планирования процесса распределения ресурсов и контроля исполнения планов.
Планы в такой экономике доводились до национальной экономики в целом, так и в региональные структуры и отдельно взятые предприятия.

Замечание 2

Механизм планирования осуществлялся посредством первичных звеньев экономики, в основу которых были заложены механизмы и достижения функционирования производства прошлых лет. Далее происходит их передача в вышестоящие структуры, где происходит их объединение.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Социально-экономическая статистика — важный инструмент механизма управления экономикой, ее реформирования. Она представляет экономику страны на мировом уровне, используется для международных сопоставлений, служит инструментом государственного управления, разработки и реализации экономической политики страны и регионов, оценки экономической деятельности. Информация СЭС используется при принятии решений о целесообразности и направлениях инвестирования экономики, является важной составной частью национальных информационных ресурсов.  [c.146]

В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Постепенно создаются реальные условия, при которых экономика перестает быть заложницей политики, а идеологические догмы — руководством к действию.  [c.2]

Без радикальной финансово-кредитной реформы, как и без реформы ценообразования, направленных на всестороннее финансовое оздоровление народного хозяйства, нельзя было создать новый хозяйственный механизм управления экономикой.  [c.461]

Однако реальная действительность внесла серьезные коррективы как в процессе изменения механизма управления экономикой, так и в оценку исторического опыта формирования и функционирования советской финансовой системы.  [c.461]

Следовательно, экономический анализ является необходимым звеном механизма управления экономикой он служит целям научного обоснования управленческих решений. Предшествуя принятию решений, он выступает  [c.7]

Основные принципы определяют стратегию руководства народным хозяйством и его звеньями — отраслями и предприятиями. Реализуются принципы с помощью различных методик, инструкций, положений, нормативов, образующих основу механизма управления экономикой. Этими инструкциями, методиками и прочими директивными материалами пользуются в своей практической деятельности все работники предприятий. Однако хозяйственный механизм не может строиться как набор разрозненных методик и распоряжений. Управление социалистическим производством требует согласованных действий управляющих органов, а для этого необходима единая система методов и форм организации управ-  [c.26]

Внедрение хозяйственного расчета должно сопровождаться переоснащением всего механизма управления экономикой предприятия, созданием реальных условий для соблюдения режима экономии нужно пересмотреть и вновь разработать технически обоснованные нормы по всем видам материальных и трудовых затрат, а также использованию оборудования упорядочить хранение и выдачу материалов, инструмента установить весоизмерительную технику и приборы выбрать и внедрить наиболее рациональные формы организации труда и системы его оплаты разработать ценники и установить лимиты на ремонтные, транспортные и другие внутризаводские работы и услуги создать условия для точного и оперативного планирования, учета и экономического анализа производственной деятельности хозрасчетных подразделений. Однако такой подход к внедрению внутреннего хозрасчета, единственно способный обеспечить эффективность его функционирования, длителен и трудоемок. Вот почему он в первую очередь под силу круп-  [c.83]

При помощи меры как выражения диалектического единства качества и количества экономическая статистика характеризует проявление закономерностей массовых процессов и явлений в социально-экономической жизни страны во взаимосвязи и взаимообусловленности. Количественно характеризуя проявление того или иного массового процесса на уровне всего народного хозяйства, экономическая статистика помогает совершенствовать научное познание экономических явлений жизни общества, законов его развития и тем самым оказывает глубокое влияние на улучшение планирования и действие хозяйственного механизма управления экономикой страны как сложным народнохозяйственным комплексом.  [c.16]

Действующие механизмы управления экономикой  [c.28]

Для характеристики механизма управления экономикой важным элементом является соотношение между государственным регулированием и саморегулирующей возможностью рыночной экономики. Очевидно, что каждому этапу переходного периода должно быть свойственно свое соотношение.  [c.28]

Проблемы совершенствования механизмов управления экономикой. В настоящее время есть достаточно много вопросов управления, на которые невозможно дать однозначный ответ из-за отсутствия целостной концепции развития. Наиболее остро стоит вопрос о федеральных отношениях и распределении функций управления между федеральным и региональным уровнями, не имеющими пока однозначного законодательного решения. Практически не отлажено государственное управление федеральными предприятиями. В этом плане большое значение могут иметь Постановления Правительства О делегировании полномочий предприятий по распоряжению объектами федеральной собственности органами Госкомимущества , О Типовом уставе федерального госпредприятия, контракте с его руководителем . Крайне плохо отрегулирован в законодательстве механизм доверительного управления — основа существования трастовых компаний. Не имеют четкого законодательного решения вопросы, связанные с участием государства в уставном капитале акционерных обществ.  [c.31]

Основным инструментом механизма управления экономикой страны и отдельного предприятия является информация. Сегодня категория информация стала товаром. Уровень развития рынка информации можно полагать важной определяющей характеристикой любой национальной экономики. Поэтому столь важны состояние и развитие рынка информации, происходящие на нем структурные изменения.  [c.226]

Теоретические и прикладные исследования по экологизации хозяйственного механизма управления экономикой в нашей стране и за рубежом проводятся на протяжении уже многих лет. В настоящее время наиболее известны два направления таких исследований. Первое направление отдает предпочтение прямому экономическому регулированию, предусматривающему сочетание методов императивного, административно-распорядительного управления с инструментами экономического и чисто рыночного регулирования, при решающей роли централизованного, государственного вмешательства в экономику. Второе направление отдает предпочтение косвенному регулированию с широким применением экономических методов управления при минимально возможном прямом вмешательстве со стороны государства.  [c.282]

Лицензирование природопользования является важнейшей частью хозяйственного механизма управления экономикой в условиях перехода к устойчивому развитию. Хозяйственная или иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, должна допускаться только при наличии соответствующей лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца на пользование конкретным видом природных ресурсов в определенных границах при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.  [c.447]

Данные принципы получили свое отражение в постановлении СМ РСФСР Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения от 9 января 1991 г. № 13, в котором отражен порядок определения нормативов платы за загрязнение на всей территории России. Отличительной особенностью данного документа является то, что для учета влияния экологического фактора на уровень платы введены коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха и почвы территорий, а также водных объектов по бассейнам основных рек. Принципиальной особенностью данного этапа было то, что нормативы платы рассматривались как часть величины годового удельного экономического ущерба, которая возмещает затраты на предотвращение воздействия выбросов загрязняющих веществ на реципиенты и достижение их допустимого уровня. Для того чтобы экономический механизм взимания платы за загрязнение имел достаточную гибкость, предусматривалось зачисление в счет платежей сумм, затраченных предприятием на выполнение природоохранных работ. Такой подход позволяет природоохранным органам стимулировать выделение предприятиями средств на экологические цели. Главной трудностью введения в практику указанных платежей явилась неподготовленность к этому действующего в то время хозяйственного механизма управления экономикой. Так, например, источник платежей за загрязнения — прибыль — к моменту проведения эксперимента был уже распределен между предприятием, министерством и госбюджетом.  [c.492]

Основным направлением экономических реформ в России является переход к рыночным механизмам координации всей хозяйственной деятельности. В долгосрочной перспективе целями и задачами такого перехода является формирование институтов, обеспечивающих эффективное функционирование отечественной экономики, создание адекватной рынку системы управления, которая способна обеспечить производительность, эффективность, динамичность, адаптивность производства к разнообразным требованиям потребителей и поставщиков. Рыночные отношения, предусматривающие плюрализм форм собственности, право предприятий на полную хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, создают объективные экономические условия и вызывают необходимость применения рыночных методов управления. В этой связи актуальной становится задача замены прежнего механизма управления экономикой рыночными методами хозяйствования.  [c.5]

Итак, монетаристы отрицают положительное влияние фискальной политики на экономическое развитие. Их основным аргументом являются вытеснение государством частных инвесторов с денежного рынка и связанное с этим, а также с ростом общего уровня цен замедление темпов роста реального дохода. Это приводит, по мнению представителей монетаризма, к обеднению будущих поколений. Более того, раз возникнув, бюджетный дефицит требует принятия мер по его покрытию, а это чаще всего приводит к еще большей «раз-балансировке» механизма управления экономикой.  [c.628]

Механизмы управления экономикой  [c.15]

Решения XXV съезда КПСС, Конституция СССР, идеи о путях дальнейшего совершенствования управления экономикой развитого социализма, изложенные в трудах Л. И. Брежнева, нашли комплексное воплощение в системе мер, предусмотренных в постановлении ЦК КПСС О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов и в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качество работы от 12 июля 1979 г.  [c.129]

В решении стратегических задач партии огромное значение имеет Закон Союза Советских Социалистических Республик о социалистическом предприятии, а также система мер по совершенствованию хозяйственного механизма в стране. Исключительно велика роль июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, сформулировавшего основные положения коренной перестройки управления экономикой.  [c.6]

Начало нового хозяйственного механизма, охватившего в настоящее время все сферы народного хозяйства, было заложено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС и получило дальнейшее развитие на июньском (1987 г.) Пленуме, на котором были выработаны основные положения коренной перестройки управления экономикой.  [c.7]

Суть коренной перестройки управления экономикой страны — переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к широкой демократизации,, управления. Реализация новых условий хозяйствования осуществляется через управление интересами с использованием всех экономических рычагов и стимулов финансово-кредитного механизма, системы цен, материально-технического обеспечения в их органическом сочетании и единстве.  [c.7]

К сожалению, специальной и учебной литературы, способной вооружить современных руководителей и специалистов необходимыми знаниями по работе с людьми и организации эффективной системы управления персоналом, нет в достаточном количестве. Это относится и к справочной литературе. Отдельные издания словарей и справочников по управлению персоналом, как правило, охватывают только отдельные стороны этой деятельности и не раскрывают в полной мере вопросы управления кадрами. Авторы поставили перед собой задачу создать словарь комплексно охватывающий все вопросы работы с персоналом и управления им, включая механизм управления персоналом в условиях формирования рыночной экономики.  [c.458]

В условиях радикальной реформы значительно усиливается роль кредита и денежного обращения. Кредит должен стать одним из важнейших инструментов, обеспечивающих органическое включение товарно-денежных отношений в механизм планового управления экономикой. Кредитные ресурсы банков страны должны быть сосредоточены, прежде всего, на развитии наукоемких отраслей и хозяйственных комплексов, определяющих научно-технический прогресс, стимулировании обновления производственных фондов и осуществлении крупных народнохозяйственных программ.  [c.283]

Первый тип господствовал во всех досоциалистических формациях и получил наиболее яркое выражение в рыночной стихии капиталистического общества. Закон стоимости, внутри- и межотраслевая конкуренция регулируют общественное разделение труда в капиталистическом хозяйстве, определяют пропорции в экономике, которые постоянно нарушаются и стихийно устанавливаются вновь. Однако уже в недрах капиталистического общества зреет необходимость перехода ко второму типу механизма управления. Крупное машинное производство, дальнейшая специализация, разделение и кооперирование труда обусловливают всевозрастающую потребность в централизованном управлении. По образному выражению Ф. Энгельса, массовые производительные силы… ждут того, что их возьмет в свое владение организованное для совместной планомерной работы общество… 2 Но даже на его высшей, империалистической, стадии развития капитализм в силу своей объективной природы не в состоянии обеспечить сознательного управления хозяйством в целом. В области частичного управления буржуазное общество, как неоднократно отмечали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, способно достичь больших высот, используя научно обоснованные методы и новейшие технические средства (классическими примерами этого стали системы Г. Форда, Ф. Тейлора, а в современных условиях — применение ЭВМ во внутрифирменном управлении). Однако даже самые совершенные методы управления в условиях капиталистических производственных отношений не только не ослабляют, но и усиливают антагонистическое противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов. В силу господства частной собственности стихия законов остается главной управляющей силой капиталистического производства, ставящей непреодолимый барьер на пути тенденций к сознательному, научному управлению экономикой.  [c.7]

Главными направлениями в области лесной политики России в настоящее время признаны, во-первых, усиление государственного управления лесами, в первую очередь их сохранение, повышение продуктивности и экологической значимости, и, во-вторых, вовлечение лесосырьевого потенциала в промышленное производство через механизмы рыночной экономики.  [c.66]

Переход к рыночным отношениям сопровождается изменениями в механизме управления всеми хозяйственными процессами, в том числе, и процессами в финансовой сфере. Смещение акцентов от распределения централизованно выделяемых средств в плановой экономике к поиску наиболее эффективных вариантов использования финансовых ресурсов в рыночной экономике привело к необходимости создания структуры финансового планирования в рамках системы финансового управления.  [c.159]

Создание адекватного экономике развитого социализма хозяйственного механизма управления нефтеснабжением требует ряда этапов, что связано с известной продолжительностью решения необходимых для этого проблем. По мере их решения хозяйственный механизм управления нефтеснабжением будет усиливаться, реализовываться в наиболее гармоничном виде, приведет к созданию устойчивой эффективной системы нефтеснабжения народного хозяйства. На современном этапе это осуществляется в результате оптимизации народнохозяйственных пропорций, преодоления дефицитности в отдельных видах нефтепродуктов. Действенность хозяйственного механизма управления нефтеснабжением находится в прямой зависимости также от достижения оптимальных размеров резервов, фондов экономического стимулирования, совершенства цен на нефтепродукты, дифференцированных внутрисистемных скидок, научной разработки ряда экономических проблем.  [c.141]

Вместе с тем демонтаж административных механизмов управления народным хозяйством в центре не должен приводить к их возрождению на местах и превращению отдельных регионов в замкнутые территории с натуральным хозяйством. Сила нашей экономики заключается в едином общероссийском рынке, сочетающем конкурентные преимущества и возможности разных территорий. Его огромные размеры и разнообразие создают благоприятные возможности для эффективного развития предпринимательской деятельности в каждом из субъектов России.  [c.214]

Становление инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах сложных инновационных проектов. И здесь без государственной поддержки инновационных процессов не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельно-  [c.19]

Благоприятные условия для вступления бывших республик СССР в бреттонвудские организации были созданы двумя процессами. Речь идет, во-первых, о деидеологизации, оздоровлении международных отношений, ослаблении недоверия Запада к названным странам во-вторых, о переходе этих стран к формированию рыночных отношений, многообразии форм собственности, включая частную, децентрализации управления экономикой. В результате возникла возможность интеграции хозяйственного механизма с рыночной экономикой Запада, на которую ориентирована деятельность МВФ и группы Всемирного банка.  [c.554]

В экономической литературе понятие механизм управления до сих пор не имеет четкого определения. Одни считают, что механизмы управления — это те практические рычаги, стимулы, посредством которых органы управления воздействуют на общество, производство, любую социальную систему с целью достижения стоящих перед ними целей, решения поставленных задач. Другие, рассматривая социальный механизм развития экономики, понимают под ним устойчивую систему экономического поведения социальных групп, а также взаимодействие этих групп друг с другом и с государством по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг систему, регулируемую, с одной стороны, социальными институтами данного общества, с другой стороны — социально-экономическим положением и сознанием самих этих групп.  [c.115]

Модель децентрализованной экономики Эрроу — Деб-ре — Мак-Кснзи. Общая модель децентрализованной экономики описывает производство, потребление и децентрализованный механизм управления экономикой. Модель производства и потребления включает в себя конечное число элементов, которые потребляют или производят конечное число видов продукции. Для каждого потребителя задается множество возможных потребительских благ и начальная собственность, а для каждого производителя — производственно-технологическое множество. В качестве глобального ограничения выступает условие непревышения совокупного потребления над совокупным производством. Задачей организационного механизма управления является достижение в экономике состояния равновесия, т. е. достижение таких цен на производственные товары, при которых предложения на эти товары уравнивают спрос на них.  [c.197]

Время является уникальной категорией, единственным в своем роде ресурсом, специфическая особенность которого заключается в его абсолютной нехранимости. Поэтому закон экономии времени приобретает чрезвычайно важное общественное значение, становясь законом всех законов, в соответствии с которым и должен строиться (наряду с другими) механизм управления экономикой через соответствующий механизм управления людьми («человеческим капиталом»). Передовые страны Запада, Япония и другие потому и достигли высшей по сравнению с централизованно-плановой экономикой СССР производительности труда, что сумели «встроить» закон экономии времени в социальный механизм управления производством.  [c.42]

Формы и методы управления постоянно развиваются. Дальнейшие пути совершенствования управления общественнным производством определены июньским (1987 г.) Пленумом ЦК КПСС. Они сводятся к следующему переход к новому экономическому механизму деятельности предприятий (объединений) повышение эффективности централизованного руководства народным хозяйством на основе экономических методов управления перестройка организационной структуры управления — от основного звена до отраслей, регионов и народного хозяйства обеспечение оптимального сочетания отраслевого и территориального управления экономикой усиление социальной направленности управления.  [c.109]

В Основных положениях коренной перестройки управления экономикой» указано, что «исходным пунктом радикальных преобразований хозяйственного механизма является основное звено экономики — предприятие (объединение). Для него должна быть создана наиболее благоприятная экономическая среда, закреплены его права, повышена ответст-  [c.114]

Сейчас важно выбрать теоретически обоснованную и взвешенную государственную линию в вопросах национализации и приватизации. Последние представляют собой типичные противоположно направленные, но взаимодополняющие и диалектически неразрывно связанные процессы в экономическом развитии большинства передовых стран, которые, умело используя их в качестве механизмов регулирования, на различных этапах своей истории получали несомненную пользу от каждых из них. При этом национализация эффективна как механизм выхода из кризисных состояний, когда можно пойти на определенное упрощение и объединение экономических взаимосвязей, выигрывая в простоте управления экономикой и ясности проведения государственной промышленной политики. Приватизация же, напротив, используется для преодоления застойных явлений в экономике и раскрытия потенциала частного предпринимательства в относительно благоприятных макроэкономических условиях. Важно правильно использовать приватизацию и национализацию как инструменты государственной политики. Как было отмечено выше, по части приватизации мы имеем негативный опыт. Как это ни странно, у этих внешне противоположных и разрозненных в истории России более чем на полвека процессах имеется много общего — в обоих случаях законность приносилась в жертву политической целесообразности и революционной необходимости.  [c.63]

ЗО.Дудкил В., Петров Ю. Индикативное планирование-механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал.— 1998.— № 6, 7.  [c.290]

Транспортное управление представляет отрасль промышленности в органах государственного управления (Совет Министров СССР, Госплан и др.), защищает интересы отрасли по вопросам повышения надежности транспортно-технологического обслуживания нефтегазо-промысловых районов, обеспечивая последовательное воплощение в жизнь решений партии и правительства по совершенствованию организации управления экономикой, хозяйственного механизма социалистических предприятий, повышению эффективности их функционирования.  [c.41]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Периндоприл инструкция по применению цена в уфе
  • Инструкция для автосигнализации томагавк 90 10
  • Vestel lcd tv 32884 fhd инструкция
  • Магнитола car vision pajero sport 3 инструкция
  • Таблетки лизиноприл инструкция по применению от чего помогает взрослым