Менджерицкая руководство игрой

Вклад Эльконина Д.Б.  и Менджерицкой в теорию развития игровой деятельности дошкольника.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Как говорил сам Данил Борисович: «интерес к психологии детской игры возник у меня в самом начале 1930-х годов в ходе наблюдений над игрой дочурок и в связи с чтением лекций по детской психологии», но к сожалению записи этих наблюдений затерялись во время войны в блокированном Ленинграде. Именно наблюдения за своими дочерьми дали Эльконину повод предположить, что главным в игре детей-дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок. В ходе осуществления роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Так родилась гипотеза, что мнимая ситуация, в которой ребенок берет на себя роли других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры. Существенным моментом создания такой игровой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой. С глубиной и тщательностью Эльконин изучает в своих исследованиях зарубежные теории игры К. Грооса, Ф. Бойтендайка, З. Фрейда, В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже и др. Перенимая этот опыт Эльконин отмечал, что уже Дж. Селли писал: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли» и «здесь мы встречаемся с тем, что составляет, может быть, самую интересную черту детской игры, — с превращением самых ничтожных и малообещающих вещей в настоящие живые существа». Но так, же необходимо сказать, что, например взгляды на игру как на проявление уже развитого воображения (см.: К. Гроос, В. Штерн, К. Бюлер и др.) казались Эльконину не соответствующими действительной природе игры. Он считал странным, что функция воображения, являющаяся одной из наиболее сложных способностей, возникает так рано, и предполагал, что, может быть, наоборот, игра и есть та деятельность, в которой воображение впервые только и возникает.

В начале 1936 г. Эльконин изложил на кафедре психологии Харьковского педагогического института первые экспериментальные факты и теоретические взгляды на игру. Основное внимание было сосредоточено, во-первых, на выяснении исторического происхождения детской игры; во-вторых, на раскрытии социального содержания игры как ведущего типа деятельности детей дошкольного возраста; в-третьих, на проблеме символизма и соотношения предмета, слова и действия в игре; наконец, на общетеоретических вопросах и критическом рассмотрении существующих теорий игры. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка.

Как считал Д.Б. Эльконин — сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

В соответствии с концепцией изучения дошкольной игры представленной Элькониным выделяются насколько наиболее важных аспектов:

— во-первых, по уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, ибо, основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры;

— во-вторых, чтобы понять младшего школьника, нужно знать особенности психической жизни дошкольника;

— в-третьих, игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так называемой игры с правилами появляются в сюжетно-ролевой игре.

Д.Б. Эльконин проводит в своей работе мысль о внутреннем родстве всех видов игр, идею о социальном происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры ребенка. К числу важных научных достижений можно отнести выявление условий возникновения сюжетно-ролевой игры в онтогенезе, выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в психическом развитии ребенка и др.

Можно в нескольких положениях перечислить то новое, что внесла работа Эльконина Д.Б. в психологию детской игры:

1) разработка гипотезы об историческом возникновении той формы игры, которая является типичной для современных дошкольников, и теоретическое доказательство, что ролевая игра является социальной по своему происхождению и именно поэтому по своему содержанию;

2) раскрытие условий возникновения этой формы игры в онтогенезе и доказательство, что игра на границе дошкольного возраста возникает не спонтанно, а формируется под влиянием воспитания;

3) выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры и прослеживание ее развития и распада;

4) выяснение того, что игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек — его деятельность и от ношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности;

5) установлено, что игровая техника — перенос значений с одного предмета на другой, сокращенность и обобщенность игровых действий — является важнейшим условием проникновения ребенка в сферу социальных отношений, их своеобразного моделирования в игровой деятельности;

6) выделение в игре реальных отношений детей друг с другом, являющихся практикой их коллективных действий;

7) выяснение функций игры в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Как говорил сам Эльконин, проводимые им исследования в этой области не были закончены, это было обусловлено, прежде всего, его занятостью решением других вопросов детской психологии но данные разработки несомненно (как и в случае с системой «Развивающего обучения») дали большой толчок в раскрытии психологическую природы игры, внесли посильный вклад в разработку проблем психологии игры, интерес к которым все более возрастает.

Диапазон научных интересов Д.В. Менджерицкой чрезвычайно широк, но главный их них — детская игра. «Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.»- считала Д.В. Менджерицкая.

В работах Д.В. Менджерицкая раскрывает сущность детской игры, значение сюжетно-ролевой игры для всестороннего воспитания дошкольника, отстаивается правомерность понятия «творческая игра», подчеркивается связь между обучением детей на занятиях и развитием содержания игры. Д.В. Менджерицкая создала направление, основой которого была идея развития творчества в игре уже в дошкольном возрасте, доказала, что в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются интеллектуальная, нравственная, эстетическая, физическая сферы личности ребенка.

Д.В. Менджерицкая, определяя игру как социальную практику ребенка, его реальную жизнь в обществе сверстников, подчеркивала актуальность проблемы использования игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности. При этом она отмечает, что в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, и это позволяет им лучше понять и глубже пережить эту действительность, а также является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств. Так же, Менджерицкая Д.В., занималась изучением игрушки и считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей. Один из них представлен в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и включает следующие компоненты:

  • обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
  • обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
  • своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
  • умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

В исследованиях Д. Менджерицкой подчеркивается положительное влияние разных видов игр на развитие самостоятельности ребенка. Игры с правилами нуждаются в мобилизации знаний детей и направляют их на самостоятельное разрешение игровой задачи. Творческие игры стимулируют их проявления самостоятельности: самим разыгрывать роли и события, размышлять над ними, устанавливать связи между разными событиями, по собственному усмотрению избирать наилучший образ реализации замысла, применять на практике уже полученные прежде знания, выражать их словом. Обусловленность поведения любым типом игры приучает детей к дисциплинированности и развивает у них целеустремленность, ответственность, самостоятельность. Менджерицкая Д. Б. расширяет перечень особенностей детской игры, указывая ряд новых:

Во-первых, развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства;

 во-вторых, сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации;

в-третьих, развитие сюжета, которое идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла;

в-четвертых, появление в старшем возрасте плана хотя схематичного и неточного, но дающего перспективу и уточняющего действия каждого участника игры;

в-пятых, усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к старшему возрасту.

Научные идеи Д.В. Менджерицкой получили развитие в исследованиях ее учеников: Т.А. Марковой (1950), З.В. Лиштван (1954), И.Д. Власовой (1969), А.К. Бондаренко (1974), В.А. Гелло (1977), Т.М. Бабуновой (1979), Л.П. Бочкаревой (1982), О.К. Васильевой (1983). Исследования проблем дидактической игры, ее влияния на всестороннее развитие ребенка продолжено доцентом кафедры дошкольной педагогики А.К. Бондаренко, результаты которых отражены в пособиях «Дидактические игры в детском саду», «Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду».

Тезисы:

  1.  Д. Б. Эльконину принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.
  2. Разработана гипотеза об историческом возникновении той формы игры, которая является типичной для современных дошкольников, и теоретическое доказательство, что ролевая игра является социальной по своему происхождению и именно поэтому по своему содержанию.
  3. Главным в игре детей-дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок.
  4. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.
  5. Исследования Эльконина Д.Б. дали большой толчок в раскрытии психологической природы игры, внесли посильный вклад в разработку проблем психологии игры.
  6. В работах Д.В. Менджерицкой раскрывается сущность детской игры, значение сюжетно-ролевой игры для всестороннего воспитания дошкольника, отстаивается правомерность понятия «творческая игра», подчеркивается связь между обучением детей на занятиях и развитием содержания игры.
  7. Д.В. Менджерицкая создала направление, основой которого была идея развития творчества в игре уже в дошкольном возрасте.
  8. В исследованиях Д. Менджерицкой подчеркивается положительное влияние разных видов игр на развитие самостоятельности ребенка.

Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение

«НОРИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

сообщение

По
дисциплине:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: Д. В. Менджерицкая о роли
дидактических игр в обучении дошкольников

                                                                                             Выполнила:

               
Баранова Е.А.

Норильск, 2020

ВВЕДЕНИЕ

Игра — один из тех видов
деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников,
обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В
игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики,
от которых будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной
деятельности. Это обусловлено тем, что игра в дошкольном возрасте является
ведущей деятельностью и основным средством воспитания и обучения детей. Среди
всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической
игре, как одной из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения. Многие
ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять
практический опыт детей, закреплять их знания об окружающем мире.

Дидактические игры как
своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во
все системы дошкольного воспитания.

Система дидактических игр
для детского сада впервые была создана       Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру,
считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка.
Он подчеркивал, что задача
первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого
слова, а в организации игры. Ф. Фребель впервые в истории педагогики выделил
игру, как особое средство, необходимое для развития детей дошкольного возраста.

М. Монтессори так же
огромное значение придавала игре. Она утверждала, что игра должна быть
обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая
влияние на развитие ребенка. Автор одной из первых отечественных педагогических
систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к
дидактическим играм. По ее мнению, они являются лишь одним из компонентов
воспитательно — образовательной работы с детьми. Но эффективность дидактических
игр в воспитании и обучении детей педагог ставила в зависимость от того,
насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют
проявить свою активность, самостоятельность.

Дебора Владимировна
Менджерицкая считала, что следует видеть цель дидактической игры не только в
закреплении полученных на занятиях знаний, но и в овладении детьми навыками
умственной работы, развитии самостоятельности мышления.
Самостоятельные дидактические игры –
это игры, которые проводятся в свободное время. Ведущая роль в них принадлежит
воспитателю, если дети не проявляют инициативы или требуется закрепить
какие-либо знания и умения. Если игры возникают по желанию детей, то
воспитателю принадлежит роль наблюдателя и советчика и, возможно, участника
игры.

Как утверждала Д. В.
Менджерицкая, дидактические игры служат подготовительной ступенью к развитию
интеллектуальной деятельности, оказывают благотворное влияние в первую очередь
на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, мелкой моторики. В игре
задействованы все внешние чувства, поэтому она носит развивающий характер.

Менджерицкая обращала внимание
на то, что игра является наиболее доступным видом деятельности детей, способом
переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Она отмечала, что
именно в игре проявляются особенности воображения и мышления ребёнка, его
активность, эмоциональность и потребность в общении.

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сущность дидактической
игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в
занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом
определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как
практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

В дидактической игре
формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой
деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов,
создаются интеллектуальные.

Очень велико значение
дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх с игрушками,
разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного
опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится
различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Сенсорное развитие
ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него
логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую
задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и
различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к
суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это
может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и
явлениях, которые составляют содержание игры.

Увлекательные
дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач:
успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей, приносят им
удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию,
обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это
делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Умственное воспитание в
игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и
воспитанием воли.

Выполнение правил игры,
всегда требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности.
Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости.
Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и
понятий.

Из понимания значения
дидактических игр, вытекают следующие требования к ним:

1. Каждая дидактическая игра должна
давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно
наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия,
преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой,
относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилий, игра без активной
деятельности – всегда плохая игра».

3. Дидактизм в игре должен сочетаться
с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную
деятельность, облегчает выполнение задачи.

Каждая дидактическая игра
содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной
работы, хотя и воспринимается им, как игровая. Задачи дидактических игр
разнообразны, и каждой отведена определенная роль. Наиболее важны для
умственного развития детей следующие: сравнение предметов, отгадывание и
загадывание загадок, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное
определение. Независимо от характера задачи, все дидактические игры развивают у
детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели.

Сравнение – один из
важнейших приемов познания окружающего мира. Знакомство с предметом начинается
с того, что ребенок отличает его от всех других предметов и замечает его
сходство с родственными предметами. Проводить сравнение требуется и в играх,
где основной задачей является обобщение.

Когда у детей накоплено
достаточно представлений о предметах и их признаках, можно проводить игры, в
которых требуется обобщение. В старших группах проводят словесные игры на
обобщение: назвать трех домашних или диких животных, три породы деревьев, три
вида цветов, вспомнить, что растет в поле, на огороде, в лесу.

Большая роль в
дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен
делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила
помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем
дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять
своим поведением.

Детям младшего
дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым
вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т.
д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к
умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в
дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это
проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары,
разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы
по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными
на столе и т. д.

Если проанализировать
дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то
окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует
детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая
задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так
как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и
выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет
дидактическую задачу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование
дидактических игр как метода обучения, повышает интерес детей к занятиям,
развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного
материала. Таким образом проводя дидактические игры, педагог целенаправленно
воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается,
чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя
материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры
сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует
психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.) Правильно используемые
дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить
свои чувства и желания, подчиняться правилам. Систематически используя в работе
с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности
детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучать
детей к более быстрому темпу умственной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание
в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Подъякова, — М., 1969.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду — / А.К.
Бондаренко – М., 2005.

3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду.
Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. М. -2008.

4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1986.

5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М., 1998.

Скачано с www.znanio.ru

Консультационно-методический центр по вопросам дошкольного образования

Искать…

pdf




Д В Менджерицкая Воспитателю о детской игре 1982

Популярные




Дата публикации 16 Январь 2016


Владелец Super User


Число скачиваний: 3210

Скачать
(pdf, 28.38 MB)

Д.В. Менджерицкая — Воспитателю о детской игре 1982.pdf

СПИСОК УЧЕБНОЙ, УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Социализация

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада /Под ред. Т.А. Марковой.- М.: Просвещение, 1982.- 128 с..
Вообрази себе. Поиграем – помечтаем./М.: Издательство «Эйдос», 1991 г
Маханева М.Д, Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: методическое пособие для педагогов и родителей.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005 .-96 с
Н.Ф. Комарова. Диагностика игры детей. Методические рекомендации/Нижегородский государственный педагогический институт им. М. Горького, 1992. – 23 с.
Медведева И. Я Улыбка судьбы. Роли и характеры / Медведева И.Я, Шишова Т.Л..- М.: «ЛИНКА- ПРЕСС», 2002.- 240 с
Буре Р.С., Островская Л.Ф Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада.-2-е издание., исправленное и дополненное.- М.: Просвещение, 1985.- 143 с
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1988.- 96 с
Газман О.С, Харитонова Н.Е В школу – с игрой: Книга для учителя.- М.: Просвещение. 1991.-96 с
Щербакова Е.И Формирование взаимоотношений детей 3-5 лети в игре: Учебное пособие

по спецкурсу для студентов пединститутов.- М.: Просвещение, 1984.-80 с
Михайлова Н.Н Ориентационно – ролевая игра «Семья»: Методические рекомендации к курсу «Этика и психология семейной жизни»/М.: 1991
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Л.А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1978.-96 стр.
Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: «Просвещение», 1980.- 64 с
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение , 1991.- 127 с
Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения дл детей 2-3 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 192 с
Михайленко Н.Я, Короткова Н.А Игра с правилами в дошкольном возрасте.- 2-е издание.- Екатеринбург: Деловая книга , 1999.- 176 с
Михайленко Н.Я, Короткова Н.А Организация сюжетной игры в детском саду/ Международный образовательный и психологический колледж, 1997
Виноградова Н.А Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова.- 3-е издание.- М.: Айрис- пресс, 2011.- 128с
Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей.- СПб.: М.: Сфера,2010.- 176с
Насонкина С.А Уроки этикета.: СПб.: Издательство «Акцидент», 1997.- 40 с
Шалаева Г.П. Новые правила поведения для воспитанных детей.- М.: «Слово» , 2003.- 159
Нравственно – патриотическое воспитание

Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие .- М.: ТЦ Сфера, 2014.- 96.
Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие .- М.: ТЦ Сфера, 2014.- 96.
Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий.- М.:УЦ «перспектива», 2011 г. – 296 с
Мулько И.Ф Социальном – нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 96 с.
Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н.А. Ветлугина, Т.Г Казакова.- М.: Просвещение, 1989.- 79 с
Воспитание нравственных чувству старших дошкольников: Книга для воспитателей детских садов/ Р.С. Буре, Г.Н Година, .- 2-е издание., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1989.- 96 с
Новицкая М.Ю Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003.- 200с.
Жуковская Р.И. Родной край / Р.И. Жуковская ,Н.Ф. Виноградова. – 3-е издание. –М.: Просвещение, 1990.- 176 с.
Патриотическое воспитание в сельских дошкольных образовательных учреждениях и семье: Методическое пособие для воспитателей и методистов детских дошкольных образовательных учреждений/ Сост. И отв. Ред. Н.М. Белянкова.- Арзамас: АГПИ, 2004.- 203 с.
Дошкольникам о защитниках Отечества . Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л.А. Кондрыкинской.-М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ В. Г. Нечаев.- М.: Просвещение. 1984.- 272 с.
Жуковская Р.И Родной край/ Р.И. Жуковская.- М.: Просвещение, 1981.- 208с
Черенкова Е.Ф. Уроки этикета и вежливости для детей.- М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2006.- 188 с.

Труд

Трудовое воспитание. Разработка занятий. Старшая группа./Автор составитель Р.А. Жукова.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 96 с.
Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду/А.М. Виноградова.-М.: Просвещение, 1987.- 122 с.
Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. Для работников дошкольных учреждений.-М.: Просвещение, 1987.- 224 с.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста:/Сост. Л.В. Русскова.-М.: Просвещение, 1984.- 95 с.
Воспитание дошкольника в труде/В. Г. Нечаева.- М.: Просвещение, 1983.- 207 с.
Л. Васильева – Гангнус Азбука вежливости/ М.: Педагогика, 1988.- 144 с.
Мама сделай мне игрушку.- Издательский дом «Нева», 2001

Здоровье

Береги здоровье(беседы с ребенком)/Изд. Дом «Карапуз»
Н. А. Александров. Валеология. О том, как беречь свое здоровье. Учебник для 1 – х классов.-Йошкар – Ола: Марийский полиграфическо – издательский комбинат, 1997.-64 с.
Уроки здоровья. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.- Йошкар – Ола: Педагогическая инициатива, 2004.- 68 с.
Губанихина Е.В Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Учебно – методическое пособие для студентов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Арзамас: АГПИ.2006.- 137 с.
Семенова И.И. Неболейка.- 3-е издание.- М.: АДП, 1997.- 197 с.
Игра «Забавы в картинках» Валеология или здоровый малыш. Часть1 (зубы, зрение, слух)
Игра «Забавы в картинках» Валеология или здоровый малыш. Часть2 (кожа, питание, сон)
«Если малыш поранился» Учимся оказывать первую медицинскую помощь (демонстрационный материал)
Беседы по картинкам «Здоровье ребенка» (демонстрационный материал)
«Нехворайка» (методическое пособие для занятий) для детей средней группы.- Самара, 2005

Безопасность

Культура безопасности (Методические материалы для занятий с детьми и взрослыми (главное управление МЧС России по РМЭ)
«Дорожная безопасность» Методическое пособие с дидактическим материалом к программам детского сада/ Издательство «Страна фантазий»
«1-е сентября или безопасный путь в школу»/Новиков С..- «Коловри ЛДТ»,1996
«Школа пешехода» /М.Кривич.- Издательство «Малыш».- М.- 1989
«Внимание! Знаки на дороге» для детей в возрасте от 3-7 лет
«Новые дорожные приключения» Альбом для раскрашивания
«Безопасность вашего малыша» Популярное пособие для детей и родителей
«Как избежать неприятностей» Игровой дидактический материал по основам безопасности жизнедеятельности
С. Афонькин Когда, зачем и почему? .- СПб.: Лань, 1996.- 63 с.
Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «Детство – Пресс», 2011.- 144 с.
«Машина с секретом» Памятка юному велосипедисту/ М.: Издательство ДОСААФ СССР

1987
Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (региональный стандарт)/Казань, 1995
Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Кню для воспитателей детского сада: Из опыта работы/ В.А. Добрякова.- М.: Просвещение, 1989.- 62 с.
Пожарная безопасность. Разработка занятий. Подготовительная группа/ Автор составитель Т.В. Иванова.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 96 с
Дорожная азбука для юного пешехода: Учебно – методическое пособие для родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности/ Йошкар – Ола, 2004
Добрые советы от МЧС( 4 экземпляра)
Методические рекомендации по проведению в школах «минуток» по профилактике несчастных случаев с детьми на улице/ Йошкар – Ола, 2000
Правила дорожного движения: Учебное пособие для 2 класса (5-е издание) М.: Просвещение, 1980
Как уберечь себя от неприятностей. Памятка школьнику/Йошкар – Ола, 1993
Степаненкова Э.Я Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателей детских садов.- 3-е издание.- М.: Просвещение, 1979
Серяков И. Законы улиц и дорог/ Издательство ДОСААФ.- М., 1971
«Дорога – наш друг2 игровая программа по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста

(информация для детей и родителей)
ОБЖ безопасное общение (информация для детей и родителей)

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Литвинова М.Ф Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада/ Под редакцией Л.В. Руссковой.- М.: Просвещение , 1986.- 79 с
Тимофеева Е.А Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада .- М.: Просвещение, 1979.- 96 с
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр.- М.: ВАКО, 2006.- 176 с
Аверина И.Е Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях : практ. пособие/ И.Е Аверина.- Изд.2-е.- М.: Айрисс – Пресс, 2006.- 144 с
Яковлев В.Г «Игры для детей» М.: ПО «Сфера», 1992.- 80 с
Прищепа С.С Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с
Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений.- М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2005.- 92 с
Лайзане С.Я Физическая культура для малышей: Книга для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1987.- 160 с
Шишкина В.А Движение + движения: Книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1992.- 96 с
Пензулаева Л.И Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1983.- 95 с
Подвижные игры для детей: Опыт поколений / А Симонович.- М.: Сфера, 2009.- 128 с
Лескова Г.П Общеразвивающие упражнения в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1981.- 160 с
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991.- 207 с
Вавилова В.Е Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1981.- 96 с
Г.П Лескова Общеразвивающие упражнения В детском саду : Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1981.-160 с
Осокина Т.И Игры и развлечения на воздухе. –М.: Просвещение, 1981.- 192 с
Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991.- 63 с

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Чтение художественной литературы

«Все обо всем» Популярная энциклопедия для детей/ «Белорусский дом печати».- Минск, 446 с (7 томов)
Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова.- М.: ОНИКС 21 век, 2005.- 272 с

Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова.- М.: ОНИКС 21 век, 2005.- 336 с

Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова.- М.: ОНИКС 21 век, 2005.- 352 с
Гриценко З.А «Пришли мне чтения доброго..»: Пособие для чтения т рассказывания детям 4-6 лет ( с методическими рекомендациями)/З.А. Гриценко.- М.: Просвещение, 2001.- 144с
Гриценко З.А «Ты детям сказку расскажи..»: Методика приобщения детей.- М.: Линка – Пресс, 2003.- 176 с
Горбушина Л.А Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста:Учебное пособие для учащихся пед. Училищ.- М.: Просвещение, 1983.- 144 с
Все наоборот: небылицы и нелепицы в стихах/ Сост. Г.М. Кружков.- М.: Просвещение, 1993.- 191 с
Г-Х Андерсен Сказки и истории:/Сборник переводов.- М.: Гендальф, 1992.- 416 с
Писатели мира детям: Хрестоматия по зарубежной литературе.- М.: Просвещение, 1991 .- 383 с
Русские пословицы и поговорки/Под ред. В.П Аникина.- М.: «Художественная литература», 1988.- 431 с
Живое чудо сказки: сборник.- М.: Издательство «Книжный сад», 1992.- 432 с
С. Черный Детский остров.- «Стрекоза – пресс», 2004
Хрестоматия по литературе для 1-4 классов средней школы.- Чебоксары,1994.- 528 с
К. Чуковский Стихи и сказки. От двух до пяти.- М.: Детская литература, 1986.- 607 с
Большая хрестоматия для самых маленьких.- М.: «Планета детства», 2000.- 768 с
Елисеева Л.Н Хрестоматия для маленьких: пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение , 1982.- 431 с
С. Аксаков Аленький цветочек.- М.: «Издательство «Малыш», 1986.- 78 с
Сказки русских писателей.- М.: детская литература, 1986.- 687 с
Маршак С. Я Стихи для детей.- М.: Современная Россия, 1986.- 192 с
Яковлев Ю.А Последний фейерверк: Повесть и рассказы.- М.: Детская литература, 1985.- 158 с
Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких.- М.: Педагогик – пресс, 1993.- 256 с
Д. Родари Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывать истории( перевод с итальянского Ю.А. Добровольской).- М.: «Прогресс», 1978
Барбовер зеленая борода. Французские и бельгийские сказки. Серия «Сказки со всего света».- М.: Знание, 1993.- 288 с
Жар – птица/Текст, составление, пересказ В. Соколовского.- Пермь: «Урал – пресс»
Ступеньки. Выпуск 1 Ладушки. Хрестоматия для детей от 2-4 лет.- М.: ОЛМА – ПРЕСС Экслибрис, 2003.- 239 с
Ступеньки. Выпуск 2 Ладушки. Хрестоматия для детей от 4-5 лет.- М.: ОЛМА – ПРЕСС Экслибрис, 2003.- 239 с
Ступеньки. Выпуск 3 Ладушки. Хрестоматия для детей от 5-6 лет.- М.: ОЛМА – ПРЕСС Экслибрис, 2003.- 239 с
Ступеньки. Выпуск 4 Ладушки. Хрестоматия для детей от 6-7 лет.- М.: ОЛМА – ПРЕСС Экслибрис, 2003.- 239 с
А. П. Рогов Тарарушки- тарарушки – это русские игрушки.- «Издательство «Малыш», 1986
Грибачев Н.М Волшебные очки: Лесные истории. Сказки. – М.: Детская литература, 1986
Я расту! Сборник для младшего школьного возраста .- Издательство «Малыш», 1986
Вот когда я взрослым стану В.А. Приходько.- Издательство «Малыш», 1986
В.В. Бианки Красная горка.- Издательство «Малыш», 1986
Коношенко О.Л Домашний психолог. Сказкотерапия.- М.: Издательство Эксмо, 2002.- 72с
С.Г. Козлов Как львенок и черепаха пели песню.- «Детская литература» 1986
Школьник Ю.К Учимся читать: Пособие для дошкольного обучения/М.: Издательство Эксмо – пресс, 2001.- 128 с
К. Чуковский Сказки.- Издательство «Скорпион», 1991
Золотые сказки(для чтения взрослыми детям).- М.: ООО Пресс – верк, 2001.- 224 с
День за днем: Хрестоматия для детей 3-5 лет (к программе «Развитие»).- М.: Новая школа, 1996.- 240 с
Художественные произведения для чтения детям от 5-7 лет ( 3 части)
1000 загадок скороговорок считалок для самых умных малышей.- М.: Астрель, 2007.- 255с
В.Г. Сутеев Сказки – мультфильмы В. Сутеева .- Издательство «Астрель», 2006
Д. Харрис Сказки дядюшки Римуса.- Издательство «Малыш», 1993
Д.Родари Сказки.- Йошкар – Ола, 1992
Устами младенца.- Издательство «СИРИНГА», 1994
Золотая музыка: Книга стихов словацких поэтов.- М.: Детская литература, 1986.- 143 с
Умные сказки.- Издательство «Махаон- СПб» , 2001
Д. Хармс Что это было?.- М.: Дрофа – Плюс, 2005.- 64 с
В. Туманов Путешествие в мир сказок.- Москва «Гном – пресс», 1998
Н.А. Зайцев Программа развития и обучения дошкольника. Методика Зайцева. Загадкию Для детей 4-6 лет.- СПб.: Издательсикй дом «Нева»; М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2003.- 64 с
В. Сутеев Кто сказал мяу?.- М.: РОСМЭН», 2001
М. Телегин «Сказка о том, как Машенька хороших людей от плохих отличать училась и что из этого получилось».- М., 1998
М. Телегин «Сказка о том, как Машенька хороших людей от плохих отличать училась и что из этого получилось».- М., 1998
Иван- Царевич и Серый Волк (русская народная сказка) 2006
Дурова Н.В. Читаем сами.- М.: Школа – пресс, 1998.- 40 с
В. Флинт Птицы в нашем лесу (фотокнижка).- М.: Детская литература, 1976
С. Михалков «Дядя Степа».- Издательство «Детская литература» , 1971
Русские сказки.- М.: ЗАО Издательство ЭКСМО – Пресс, 2001.- 192 с
В. Бианки Рассказы и сказки.- Детская литература, 1981
Хрестоматия для средней группы .- Издательство «Высшая школа», 2013

В современной дошкольной педагогике можно выделить несколько подходов к руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

Традиционный подход (Д.В. Менджерицкая, Р.С. Жуковская и др.), суть которого заключается в том, что его разработчики считают — игра, как самостоятельная деятельность, не требует вмешательства педагога, взрослому важно дать знания об окружающей ребенка действительности и актуализировать их в личном опыте ребенка.

Комплексный подход (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова), в котором руководство игрой сводится к использованию педагогом комплекса методов и приемов. Эти методы и приемы направлены на предварительную подготовку детей к игре посредством ознакомления с окружающим, организации конкретных игр детей с целью овладения ими игровыми умениями.
Структура комплексного метода представлена следующими компонентами:
— ознакомление с окружающей действительностью в активной деятельности;
— совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на обогащение игрового опыта;
— создание развивающей игру предметно-игровой среды;
— проблемное общение взрослого с детьми в процессе игры.

«Партнерский» подход к руководству игрой (обучающий метод) (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова). Авторы этого подхода считают, что цель педагогического воздействия на игру заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание.
Основной принцип этого подхода: взрослый — играющий партнер. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе разворачивать совместную игру так, чтобы воспитанниками осваивался более сложный способ ее построения.

Все эти подходы не противоречат положениям и требованиям ФГОС ДО, поэтому могут быть применены в практике работы педагога.

В целях педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры и для организации совместной обучающей (партнерской) игры взрослого и детей необходимо разработать примерный конспект-сценарий, который имеет следующую структуру:
1. Тема игры, возраст воспитанников.
2. Цель, задачи игрового взаимодействия.
3. Необходимое оборудование.
4. Игровые роли и ролевые действия, которые с ними связаны.
5. Возможные ролевые диалоги по поводу разворачивания сюжета.
6. Примерный ход игры.

Например, выдержка из примерного конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе» (средняя группа).

Игровые роли и ролевые действия, которые с ними связаны
(можно вставить в таблицу)

Водитель: ведёт машину, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их, помогает пассажирам, заправляет машину, моет машину.
Пассажир: покупает билет, выходит на остановке, общается с другими пассажирами, кондуктором.
Работник заправки: заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек.
Полицейский: регулирует движение, проверяет документы у водителя, делает замечания или помогает водителю, пассажиру.
Автослесарь: меняет колесо, устраняет неполадки.
Кондуктор: продает билеты, помогает пассажирам.

Возможные ролевые диалоги по поводу разворачивания сюжета
(можно вставить в таблицу)

При общении с водителем
Полицейский с водителем: выясняет маршрут движения. Делает замечания по поводу скорости движения.
Кондуктор с водителем: напоминает водителю об остановках, дает сигнал об остановках по требованию.
Заправщик с водителем: спрашивает, сколько бензина необходимо залить, общаются по поводу оплаты.
Пассажир с водителем: спрашивает у водителя том, на какой остановке выйти. Просит остановить автобус. Спрашивает о том, сколько стоит проезд, когда будет остановка.

При общении с заправщиком
— Заправщик с автослесарем: общаются по поводу поломки бензобака, количества бензина.
— Заправщик с пассажирами: советует пассажирам покинуть автобус во время заправки.

При общении с полицейским
— Полицейский с автослесарем: общаются по поводу других поломок. Выясняет, насколько сложная поломка.
— Полицейский с пассажирами: общаются по поводу правил дорожного движения, поведения в общественном транспорте.
— Полицейский с другим полицейским: общаются по рации по поводу ситуации на дороге.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гадание на маятнике инструкция да нет
  • Руководство пользователя по microsoft excel
  • Холитилин 400 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Инструкция по эксплуатации столешницы из искусственного камня
  • Что такое ситуационный подход к руководству