Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 15 декабря 2009 г. N 998-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕНЕДЖМЕНТ НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕСА
ЧАСТЬ 1
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Business continuity management. Part 1. Code of practice
(BS 25999-1:2006, IDT)
ГОСТ Р 53647.1-2009
ОКС 03.100.01
Дата введения
1 декабря 2010 года
- Предисловие
- Введение
- 1 Область применения
- 2 Термины и определения
- 3 Краткий обзор менеджмента непрерывности бизнеса
- 4 Политика в области непрерывности бизнеса
- 5 Управление программой МНБ
- 6 Анализ непрерывности бизнеса организации
- 7 Определение стратегии МНБ
- 8 Разработка и внедрение ответных мер МНБ
- 9 Применение, поддержка и анализ МНБ
- 10 Внедрение МНБ в культуру организации
- БИБЛИОГРАФИЯ
Найти: | |
Где: | |
Тип документа: | |
Отображать: | |
Упорядочить: |
Дата актуализации: 01.01.2021
ГОСТ Р 53647.1-2009
Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство
Обозначение: | ГОСТ Р 53647.1-2009 |
Обозначение англ: | GOST R 53647.1-2009 |
Статус: | Введен впервые |
Название рус.: | Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство |
Название англ.: | Business continuity management. Part 1. Code of practice |
Дата добавления в базу: | 01.09.2013 |
Дата актуализации: | 01.01.2021 |
Дата введения: | 01.12.2010 |
Область применения: | Стандарт устанавливает процессы, принципы и терминологию менеджмента непрерывности бизнеса (МНБ). Целью стандарта является установление основных положений для понимания, разработки и внедрения менеджмента непрерывности бизнеса в организации и обеспечения доверия к продукции или услугам организации со стороны потребителей и партнеров. Стандарт может помочь организации последовательно измерять и оценивать свою способность к обеспечению непрерывности бизнеса. Стандарт предназначен для использования специалистами, ответственными за коммерческие операции и/или предоставление услуг, начиная от высшего руководства организации до сотрудников всех уровней; от организаций, работающих на национальных рынках, до транснациональных корпораций; от индивидуальных предпринимателей, организаций малого и среднего бизнеса, до организаций, в которых трудятся тысячи человек. Таким образом, стандарт может быть применен любым лицом, ответственным в организации за любую операцию и обеспечение ее непрерывности. Стандарт не может быть использован для планирования действий в чрезвычайной ситуации, поскольку этот вопрос регламентируется соответствующими нормами и правилам МЧС и законодательством РФ в целом. |
Оглавление: | 1 Область применения 2 Термины и определения 3 Краткий обзор менеджмента непрерывности бизнеса 4 Политика в области непрерывности бизнеса 5 Управление программой МНБ 6 Анализ непрерывности бизнеса организации 7 Определение стратегии МНБ 8 Разработка и внедрение ответных мер МНБ 9 Применение, поддержка и анализ МНБ 10 Внедрение МНБ в культуру организации Библиография |
Разработан: | АНО НИЦ КД |
Утверждён: | 15.12.2009 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (998-ст) |
Издан: | Стандартинформ (2011 г. ) |
Расположен в: | Техническая документация Электроэнергия СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ Организация фирм и управление ими Организация фирм и управление ими в целом Экология СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ Организация фирм и управление ими Организация фирм и управление ими в целом |
Нормативные ссылки: |
|
Несколько лет назад я сетовал на то, что в России мало нормативных документов, посвященных теме непрерывности бизнеса. Точнее, я знал о существовании национальных стандартов семейства ГОСТ Р 53647.1–2009 «Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство» и ГОСТ Р 53647.2–2009 «Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 2. Требования». Но время идет, и оказалось, что семейство пополнилось большим количеством документов. Их рассмотрению я хочу посвятить несколько статей.
Итак, предметом рассмотрения в этот раз станет ГОСТ Р 53647.3–2010 «Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 3. Руководство по внедрению». Как и в случае с предыдущими документами, в его основу положен национальный документ Великобритании – BIP 2142:2007 «The Route Map to Business Continuity Management. Meeting the Requirements of BS 25999».
Наверное, как и в любой области, где возможна специализация, рекомендации этого документа будут более понятны и полезны тем, кто уже имеет практический опыт реализации процесса менеджмента непрерывности бизнеса.
Раздел 4.1
- частные и корпоративные клиенты,
- партнеры,
- поставщики товаров и услуг, в т.ч. предоставляющие услуги аутсорсинга и арендодатели,
- подрядные организации,
- финансовые организации и страховые компании,
- контролирующие органы,
- муниципальные органы власти,
- экстренные аварийные службы,
- природоохранные организации,
- общественные организации,
- СМИ.
Раздел 4.2
Раздел 4.4
Раздел 5.1
- ущерб репутации или угроза оказаться включенными в список недобросовестных поставщиков – например, при взаимодействии с бюджетными организациями;
- снижение производительности, т.е. скорости обработки поступающих заявок/заказов/претензий;
- нарушение сроков подачи отчетности (при том, что аварии случаются в самое неподходящее время);
- нарушение требований законодательства;
- расходы на оплату сверхурочных работ по устранению последствий, причем последствия часового простоя могут устраняться неделями.
До руководства следует донести полное описание того, что может потерять организация, если решит сэкономить на превентивных действиях.
Раздел 6
- идентификация и защита основных продуктов и услуг, обеспечение непрерывности их предоставления;
- способность управлять инцидентами, применять эффективные меры реагирования;
- понимание организацией связей с другими организациями, регулирующими органами, государственными ведомствами, местными властями, аварийно-спасательными службами;
- наличие обученного персонала, способного эффективно реагировать на инциденты или нарушения нормального хода деятельности, благодаря проведению необходимых учений;
- понимание и удовлетворение требований причастных сторон;
- заблаговременная организация получения персоналом необходимой поддержки в случае нарушения нормального хода деятельности;
- защита цепочки поставок организации;
- защита репутации организации;
- соблюдение требований законодательства и нормативной базы.
Раздел 7.1
«+» | «-» | |
---|---|---|
ПО | — настройка шаблонов, процессов, форм для печати в полном соответствии со своими желаниями | — изучение дополнительного ПО; — самостоятельное администрирование |
SaaS | — нужен только интернет; — доступность данных и их сохранность в специализированной организации может быть выше |
— данные остаются вне организации; — при ЧС может быть затруднен доступ |
Выбор инструмента зависит от конкретной ситуации и предпочтений покупателя, но использовать его лучше с самого начала работы в области МНБ.
Подход «снизу вверх» – когда определяется ценность одного ресурса, например, конкретного сервера. Для совокупности ресурсов, поддерживающих предоставление одной услуги или создание одного продукта, выбираются самые строгие требования среди всех ресурсов, входящих в эту совокупность. Аналогичная процедура повторяется для всех продуктов или услуг.
Второй подход «сверху вниз» встречается чаще и заключается в анализе и сравнении информации, получаемой от руководителей.
При этом не стоит спрашивать, насколько важны функции этого подразделения. Вы себе можете представить, чтобы руководитель назвал свое подразделение не очень важным?
Конечно, каждый скажет, что выполняет не просто важные, а критически важные для существования организации задачи. Поэтому лучше просто попросить описать нарастание негативных последствий в случае прерывания каждой конкретной функции. Это позволит перейти от качественных и эмоциональных оценок к количественным (на столько звонков не ответили бы, столько транзакций не обработали бы, столько клиентов не обслужили бы, столько неучтенных ресурсов потратили бы).
- Поломка – событие, наносящее минимальный ущерб, т.е. ущерб пренебрежимо малый по сравнению, например, с годовой выручкой или оказывающий незначительное воздействие на способность организации достигать поставленных целей. Такая проблема решается в рамках штатного процесса управления инцидентами, а не процесса обеспечения непрерывности.
- Авария – событие, нарушающее штатное функционирование процессов организации. Ущерб в этом случае может быть неприемлемо большим (по сравнению с объемом годовой выручки), само событие делает невозможным соблюдение внутренних SLA и/или договорных обязательств перед клиентами. Авария не может быть устранена в рамках процесса управления инцидентами, а требует привлечения других людей и активации процесса управления непрерывностью.
- Кризисная ситуация – ситуация, которая не может быть преодолена в рамках штатных процессов. Вдобавок к процессу управления непрерывностью требует инициации процесса кризисного управления. Часто она может быть преодолена силами самой организации, хотя ее причинами иногда служат внешние события, непосредственно не затрагивающие бизнес-процессы (экономический кризис, похищение или гибель руководителей, кража персональных данных и т.д.).
- Широкомасштабная катастрофа – событие, которое невозможно предотвратить и которое оказывает огромное влияние на жизни и здоровье людей и имущество организации. Под угрозу могут быть поставлены как само существование компании, так и посторонние люди. Широкомасштабную катастрофу нельзя устранить силами только самой организации. Помимо внутренних команд управления непрерывностью деятельности и кризисного управления в устранении последствий катастрофы главную роль играют внешние аварийные службы и компетентные органы.
Таким образом, рациональнее в самом начале внедрения процесса непрерывности деятельности ограничить круг рассматриваемых рисков и не пытаться все неприятности подстричь под одну гребенку.
В условиях наступления чрезвычайной ситуации компания для продолжения функционирования должна предусмотреть, каким образом будут удовлетворяться потребности в таких помещениях, как склад для оборудования, переносимого из пострадавших/ставших недоступными помещений; склад для продукции, которая продолжает выпускаться; штаб кризисного управления; запасные офисные помещения для работы сотрудников, покинувших штатное рабочее место. В отдельных случаях у конкретной организации могут возникнуть потребности и в других помещениях, например, приемной или гараже.
Для удовлетворения всех этих нужд можно воспользоваться несколькими путями, например, временно использовать по другому назначению собственные помещения, переместить сотрудников в филиалы, арендовать площади в коммерческом дата-центре, временно переместить часть или все бизнес-процессы в помещения дружественных компаний или организовать работу сотрудников на дому.
Любое из принятых стратегических решений или их комбинация имеет свои плюсы и минусы и требует заблаговременной подготовки, выделения ресурсов, технической и организационной модернизации, изучения рынка предложений, проведения переговоров и заключения договоров с третьими сторонами, на что в момент наступления ЧС просто не будет времени.
- В плане стоит указать способы, каналы, регулярность, ответственных за информационный обмен с сотрудниками и их родственниками, основными заинтересованными сторонами и аварийными службами при чрезвычайных ситуациях. Следует учитывать, что беспокойство о своих родственниках, в случае невозможности сообщить им о себе, помешает сотруднику выполнять свои обязанности, а волнующиеся родственники своими настойчивыми звонками способны блокировать работу каналов связи.
- В плане полезно описать минимальный уровень компетенций, который требуется для его выполнения. В условиях ЧС к выполнению плана могут быть привлечены люди, незнакомые с описанными в нем действиями, приложениями или инструментами. Ситуация с восстановлением вряд ли улучшится, если на очередном шаге человек растерянно разведет руками со словами «я не знаю, как это сделать».
- В самом плане полезно указать, кто, каким образом, с какой периодичностью обновляет документ, чтобы в нужный момент он был в актуальном состоянии. Во многих случаях сам план с небольшими модификациями может использоваться и для проведения тестов и учений по восстановлению деятельности.
Библиография
Обозначение ГОСТ | ГОСТ Р 53647.1-2009 |
Наименование на русском языке | Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство |
Наименование на английском языке | Business continuity management. Part 1. Code of practice |
Дата введения в действие | 01.12.2010 |
Код ОКС | 03.100.01 |
Количество страниц | 40 |
Статус | Действует |
Страницы и текст этой инструкции
Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство
Информация отображена на картинке
Информация отображена на картинке
Информация отображена на картинке
Информация отображена на картинке
Как использовать наш сайт инструкций OnlineManuals.ru
Наша цель состоит в том, чтобы предоставить вам быстрый доступ к содержанию документа Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство.
Для Вашего удобства
Если листать документ прямо на сайте, не очень удобно для Вас, есть два возможных решения:
• Просмотр в полноэкранном режиме — легко просмотреть документ Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство (без загрузки его на свой компьютер).
Вы можете использовать режим полноэкранного просмотра, используйте кнопку «Открыть в Pdf-viewer».
• Загрузка на компьютер — Вы можете также скачать Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство на свой компьютер и сохранить его в файлах.
Многие люди предпочитают читать документы не на экране, а в печатной версии.
Возможность печати руководства пользователя также была предусмотрена на нашем сайте,
и вы можете использовать ее, нажав на иконку «печать» в Pdf-viewer.
Нет необходимости печатать все страницы, можно выбрать только нужные страницы документа.