Менеджмент отношение в руководстве человека к человеку

  1. Главная

  2. >
  3. Статьи

  4. >
  5. Правила общения руководителя и подчинённых

Правила общения руководителя и подчинённых

Учитывая демократизацию общества, понимание ценности каждой личности понадобились новые методы, принципы и стили управления коллективом. Руководитель нового типа должен быть не просто хорошим организатором, аналитиком и психологом, но и обладать такими личностными качествами, чтобы заслужить авторитет у подчиненных.

Как управлять коллективом, и какими качествами должен обладать руководитель, вы узнаете в этой статье. Современный руководитель должен иметь высокую нравственную культуру, чтобы заслужить признание и уважение коллег. Необходимы такие качества, как честность, справедливость, порядочность, умение понимать и слушать. Не менее важно для руководителя знание этикета и правил поведения.

Общение руководителя с подчиненными должно происходить в деловом стиле, но при этом необходимо соблюдать взаимную вежливость, внимательность и доброжелательность. Это залог здоровой атмосферы в коллективе и расположение к сотрудничеству. Управление коллективом предполагает, что руководителю нужно отдавать распоряжения, обращаться с просьбами, проводить собеседования, увольнять, мотивировать и наказывать. Как это делать правильно?

<<Оглавление>>

Начальник и подчинённые: деловое общение руководителя

методы управления персоналом

  1. Отдавая распоряжение, руководитель должен опираться на собственный авторитет. В приказном тоне отдавать распоряжение можно лишь в экстренных ситуациях, когда необходимо решить проблему незамедлительно. При этом инициатива исполнителя подавляется и он, по сути, освобождается от ответственности. Он просто выполняет приказ.
    Эффективность труда снижается, если отдать приказ с угрозой наказания. Эффективным методом управления сотрудника является распоряжение в форме просьбы. Тогда сотрудник чувствует, что ему доверяют, хотят с ним сотрудничать и верят в его способности. Особенно, если поручение касается того, что ни входит в его обязанности. Эффективное управление сводится к тому, что сотрудников необходимо стимулировать, развивать их активность и давать возможность проявлять инициативу. Только в этом случае эффективность труда будет наиболее высокой.
  2. В обязанности руководителя входит как наказание, так и поощрение, и мотивация сотрудников. Законодательством определены возможные санкции по отношению к сотрудникам, но сам руководитель не должен забывать об этикете. Даже наказывая, нужно постараться сохранить нормальные отношения в коллективе. 
  3. Психологическое управление коллективом подразумевает способность руководителя правильно вести разговор с подчиненными. Прежде, чем начать говорить о проступке, необходимо успокоиться и начать беседу с достижений и успехов сотрудника. Разговор нужно вести в приватной обстановке, чтобы не создать внутригрупповой конфликт в коллективе. Желательно, чтобы руководитель объяснил подчиненному, чем он недоволен, привел факты нарушения и внимательно выслушал объяснения подчиненного. Закончить разговор нужно тем, что руководитель должен подчеркнуть сильные стороны сотрудника и вселить в него веру, что в дальнейшем у него все получится.
  4. Система мотивации сотрудников в вопросе, как управлять коллективом, имеет огромное значение. Но даже поощрять сотрудников нужно уметь правильно. Материальная мотивация персонала должна выражаться в поощрении за успешно проделанную работу сразу после ее окончания. Эффективность конкретного незамедлительного поощрения намного выше, чем ожидание премии к концу месяца. Нематериальная мотивация сотрудников может нести большую ценность, чем материальная. К примеру, если руководитель публично похвалит сотрудника в присутствии коллег, уважение которых для него важно. Признание успеха подчиненного вовремя с правильно подобранными словами – отличная мотивация. Раньше часто практиковались в организациях вручение грамот, доски почета. Сейчас в некоторых государственных организациях такие методы управления коллективом остались, но новое поколение их уже не воспринимает всерьез.
  5. В обязанности руководителя входит и увольнение сотрудников. Это достаточно болезненная процедура. Руководитель не должен извиняться, чтобы не давать лишнюю надежду подчиненному. Не стоит увольнять перед выходными или праздниками. Беседа должна занимать не более 20 минут, так как сотрудник, находясь в стрессовом состоянии, просто не сможет услышать подробные объяснения и причины его увольнения.

Отношение руководителя к подчиненным должно быть уважительным в любой ситуации. Лучше всего обращаться к сотрудникам на «Вы». Во время разговора с подчиненным, руководитель должен больше слушать, чем говорить. Задавать вопросы по поводу того, что думает сотрудник о качестве своей работы, что бы он улучшил, что он считает своими сильными сторонами. В процессе диалога с подчиненными, руководитель, умеющий слушать, может извлечь много полезной информации. В частности, как улучшить менеджмент персонала организации.

До недавнего времени функции менеджеров по персоналу выполняли линейные руководители. Достаточно было просто оформлять приказы об увольнении, зачислении на работу и повышении. Сейчас этого недостаточно. Менеджеры по персоналу должны заниматься:

  • подбором кадров
  • развитием сотрудников
  • мотивацией
  • стимулированием труда

Менеджмент персонала помогает использовать все потенциальные возможности сотрудников для достижения целей организации. Но при этом обеспечивать нормальную психологически здоровую атмосферу в коллективе, следить за условиями труда.

Правила наказания или как правильно наказывать?

  • Ни в коем случае не наказывать или критиковать человека без наличия подтвержденных данных нарушения.
  • Если работа была выполнена плохо, нужно узнать, кто поручил ее сотруднику, как проводился контроль и определить степень ответственности сотрудника за некачественную работу. Ведь часто бывают ситуации, когда у человека просто не было нужных материалов, знаний или поддержки для выполнения работы.
  • Руководитель должен уметь признавать свои ошибки.
  • Необходимо поговорить с сотрудником и выяснить его мотивацию и причины нарушения.
  • Никогда не критиковать сотрудника публично.
  • Наказание должно зависеть от тяжести проступка. Причем, требования ко всем членам коллектива должны быть одинаковыми.

Основные задачи менеджмента персонала

методы управления

  1. Определять потребности сотрудников.
  2. Помогать адаптироваться в новом коллективе.
  3. Подбирать кадры.
  4. Стимулировать заинтересованность в карьерном росте.
  5. Разрабатывать правильную систему мотивации.
  6. Способствовать развитию, как личностному, так и профессиональному.
  7. Улаживать конфликты.

Принципы эффективного управления

Руководитель должен анализировать ситуацию, прогнозировать стратегию и управлять ее реализацией. Подчиненный должен реализовывать решение руководителя. Поэтому, основными принципами эффективного управления являются определенные качества руководителя — профессионализм, организованность и порядочность. Так как ему приходится решать проблемы из любой сферы организации.

Подчиненный, в свою очередь, должен быть исполнительным, инициативным, честным, порядочным и стремящийся к продвижению по службе.

Стили управления коллективом

Можно выделить 6 основных стилей управления персоналом, каждый из которых имеет как свои плюсы, так и минусы:

  1. Командный стиль — незамедлительное подчинение сотрудников в основном в приказном тоне. Этот стиль помогает держать сотрудников под контролем, мотивировать их дисциплиной и санкциями. Он целесообразен в критических ситуациях, когда риски очень велики при малейшей ошибке. Но при этом сотрудники не развиваются, ничему не учатся, в коллективе царит недовольство, что приведет к фрустации.
  2. Авторитарный стиль подразумевает выстраивание стратегии развития и создание перспектив для подчиненных. Руководитель ведет себя строго, но справедливо и четко направляет сотрудников, в каком направлении развиваться, показывая на своем примере чего можно достичь. Минусом такого стиля является то, если сотрудники не доверяют руководителю, они просто не пойдут за ним. Кроме того, подчиненные работают только по пошаговым инструкциям, поэтому имеют низкую квалификацию.
  3. Партнёрский стиль управления работой сотрудников подразумевает создание гармоничных отношений, отсутствие конфликтов и мотивация хорошего настроения. Такой стиль отлично работает, если его комбинировать с другими стилями. Так как партнерство не повышает производительность труда. Этот стиль хорош только в тех случаях, когда нужна помощь или совет, при разрешении конфликтов.
  4. Демократический стиль призван вовлекать сотрудников в процесс работы и поддерживать взаимопонимание в коллективе. Этот стиль эффективен, когда сотрудники работают в команде, стремятся вместе к одной цели и имеют достаточно опыта, чтобы каждому можно было доверить определенную задачу. Единственный минус такой организации управления персоналом заключается в том, что подчиненных постоянно нужно организовывать, направлять, курировать и проводить достаточно часто совещания.
  5. Стиль руководства под названием «задающий ритм» — выполнение работы так же хорошо, как ее выполняет сам руководитель. Этот стиль подразумевает самоорганизацию сотрудников и желание выполнять работу на высочайшем уровне по примеру руководителя. Неэффективен в тех случаях, если нужна помощь третьей стороны или дополнительное обучение и координация.
  6. Стиль «коуча» — постоянное профессиональное развитие сотрудников, вдохновение, поиск и развитие сильных сторон. Это мотивирует сотрудников, но в то же время такой стиль управления будет бесполезен, если подчиненные ленивы. Не каждый имеет желание и силы работать над собой ежедневно.

Как управлять коллективом и какой стиль выбрать? Скорее всего, эффективность управления персоналом зависит не только от стиля и методов управления, но и от личных качеств подчиненных. Поэтому, в зависимости от разных ситуаций, нужно комбинировать разные стили управления.

Система управления сотрудниками включает в себя не только стили, но и методы управления.

Методы управления коллективом

Методы управления персоналом — способы воздействия на коллектив. Они бывают административные, экономические и социально-психологические.

управление коллективом

  • Административные методы влияют на осознанность коллектива, понимание того, что необходимо соблюдать дисциплину, иметь чувство долга, стремиться работать в этой организации, соблюдать правила и нормы, установленные в организации.
  • Экономические методы — материальное стимулирование сотрудников. Социально-психологические – учет социальных потребностей сотрудников, поддержание здоровой атмосферы в коллективе.

Все методы взаимосвязаны между собой и осуществление их в управлении коллективом понятно. Но есть и инновационные методы управления персоналом. К примеру, постановка целей сотрудника и руководителя на ближайшие полгода или год. Сотрудник ставит перед собой конкретную цель на благо организации. В случае ее достижения, руководитель, к примеру, повышает его в должности или повышает зарплату.

  • Эффективно работает метод квартальных отчетов. Так сотрудник сам устанавливает цели, учится правильно распоряжаться временем. В итоге, работает более плодотворно и проявляет инициативу. К тому же, необходимость отчета перед начальником каждый квартал мотивирует показать себя с наилучшей стороны. Никто из сотрудников не остается незамеченным. Каждый получает вознаграждение за свои труды.
  • Чудесным методом управления персоналом является структурированное планирование. Каждый отдел ставит перед собой определенную цель, которая дополняет цели других отделов на благо развитию организации. Чтобы организовать работу в отделах, применяют «командный менеджмент». В группы объединяются те сотрудники, которые имеют похожий взгляд на достижение цели организации.
  • Метод ситуационного управления применяется лишь по мере возникновения проблем. Функциональное управление – каждый руководитель своего отдела несет ответственность за определенные функции.
  • Отлично работает метод сравнений, когда система управления данной организации сравнивается с более передовой организацией и по ее примеру воссоздается система управления.
  • Экспертно-аналитический метод подразумевает привлечение специалистов по управлению персоналом. Эксперт изучают проблемы организации и дают заключение, какими методами лучше всего управлять в этой организации.
  • На практике часто применяется метод функционально-стоимостного анализа. Когда экспертами определяется, какие функции не выполняются и почему, убираются лишние функции управления, степень централизации управления персоналом.
  • Отличный результат дает метод творческих совещаний. Специалисты и руководители высказывают свои предположения, как улучшить систему управления персоналом, что порождает множество креативных идей.

Каждый руководитель задается вопросом, как эффективно управлять персоналом? Для этого необходимо применять все методы и стили управления комплексно. Кроме того, не забывать о том, что нужно четко соблюдать правила этика при общении с сотрудниками.

Правильная система управления, мотивации, наказания и поощрения поможет создать процветающую компанию. Сам руководитель не сможет ничего достичь, если его сотрудники не будут подходить к работе творчески и с инициативой. Руководителю главное уметь заинтересовать, замотивировать и поддержать сотрудников.

Тематика: Для руководителя, Управление персоналом, Лидерство, Ораторское искусство

В нашем мире процветает общество потребления. Всё быстро меняется, один интерес сменяется другим потом третьим. Множество организаций строятся и начинают бизнес, но далеко не все избегают банкротства.

Для успешного продвижения компании нужно приложить немало усилий, где большую роль играет деловая коммуникация между руководителем и исполнителями.

Деловая коммуникация представляет собой обмен информацией интеллектуального и эмоционального содержания, значимой для участников общения для достижения целей совместной деятельности [2, с.20].

Правильная коммуникация с исполнителями – ключ к успеху. Не многие руководители могут ответственно выполнять необходимые функции, управлять персоналом и поддерживать связь, обеспечивая эффективность компании.

Руководитель не только направляет и координирует, но и контролирует деятельность подчинённых.

Существуют основные функции менеджмента:

  • Планирование – это одна из функций, с помощью подфункции прогнозирования руководство составляет стратегическое направление компании и усилие всех членов к достижению общих целей. Административная. В неё входит: стимулирование сотрудников, налаживание внутренних связей компании, проведение совещаний, распределение полномочий, координация работы подчинённых и многое другое.
  • Организация. Организовать – значит создать некую структуру. Организация как функция менеджмента представляет собой координацию задач и взаимоотношения людей, а также процесс создания структуры предприятия (департаментализация).
  • Мотивация – механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей к деятельности
  • Контроль – это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация.
  • Принятие управленческого решения – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели управления.

В управлении организацией принятие решения – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки и знания современных технологий и методов управления. Для выполнения управленческого решения необходима коммуникация, т.е с помощью проведения совещаний и переговоров, распространения информации доводится до исполнителей суть принятого решения. Большое значение имеет создание благоприятного морально- психологического климата в коллективе, поддержание традиций и норм поведения, оказание помощи подчиненным и т.д. [1].

Таким образом, можно сказать, что от руководителя зависит жизнеспособность компании. Подчинённые такая же неотъемлемая часть организации.

Однако на любом предприятии возникают конфликты. Они являются неотъемлемой частью жизни любого коллектива, ведь все люди разные и имеют свои взгляды, интересы и характеры.

Причины конфликтных отношений между подчиненными и руководителем могут быть субъективные и объективные. Объективные причины содержат в себе субординационный характер отношений, не сбалансированное рабочее место, интенсивность взаимодействия выше положенного, не обоснованная близость рабочих мест при которых они не согласованы, если нет достаточного обеспечения всем необходимым для выполнения поставленных задач. Личностные и управленческие предпосылки как раз являются субъективными причинами конфликтов «по вертикали». Часто случатся причины управленческого характера. Это неоптимальные, необоснованные и ошибочные решения, излишняя контролируемость подчиненных со стороны руководителя, или руководитель непрофессионал неравномерное распределение служебных обязанностей среди рабочего персонала, а также необоснованные лишения персонала премиальных. Если говорить о личностных причинах, то это, прежде всего, грубость и низкая культура общения [3].

Руководитель должен уметь решать возникшие конфликты, т.к. эффективные взаимоотношения начальника и подчинённого зависят от:

  • взглядов и позиции по отношению к реализации задач, поставленных перед компанией или отдельным человеком (отделом);
  • подхода к методам выполнения этих задач;
  • симпатии или антипатии подчиненных к руководству и наоборот;
  • отношения персонала к стилю управления начальника, его поведения в целом.

Существует несколько стилей управления персоналом:

  1. Авторитарный. Власть основанная на принуждении. Всем управляет один руководитель. Решает вопросы, распределяет обязанности. Подчинённые не проявляют инициативу в какой-либо сфере, делают все точно по плану начальника.
  2. Демократический. Взаимосвязь управляющего с подчинённым. Руководитель-демократ прислушиваться к сотрудникам, принимает во внимание их идеи, поощряет, помогает развитию профессионального и личностного роста. Однако при этом не забывает о своей роли руководителя и контролирует всю выполняемую работу как полагается. Власть основана на поощрении.
  3. Либеральный. Руководитель по минимуму влияет на подчиненных. Его управление сводится только к постановке задачи и обеспечением необходимыми ресурсами. В этой системе управления сотрудникам предоставляется полная свобода действий.

Из трёх стилей управления самым эффективным способом является демократический. В нем, как никогда, важно правильное взаимоотношение в отношении руководитель — подчинённый.

На данное время коммуникации между начальством и сотрудниками занимают значительную часть нашей жизни. Всё ходят на работу, где непосредственно все и происходит. От взаимоотношений начальника и подчинённого зависит сама компания, ее прибыльность и дальнейшее процветание. Однако сейчас действительно мало организаций с благоприятными взаимоотношениями руководителя и подчиненных.

Частая проблема в нашем обществе – это проблема с начальством. Многие называют начальника «тираном» и с негативом выполняют свои обязанности. Однако отношение к работе напрямую влияет на качество продукции, которую предоставляет компания.

Долг любого руководителя не только раздавать поручения, но и уметь вовремя увидеть проблему, решить её и предотвратить её повторное возникновение.

С точки зрения эффективного управления руководитель должен понимать, насколько важным является формирование необходимого образа у подчиненных.

Таким образом, эффективность управленческого общения нельзя рассматривать в отрыве от управленческой деятельности в целом. Коммуникация является условием и элементом деятельности менеджера, поэтому эффективным следует считать такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение целей компании посредством оперативной передачи необходимой информации, оптимального психологического воздействия, взаимопонимания между руководителем и подчинённым, а также их оптимального взаимодействия.

Пять функций руководства с точки зрения взаимоотношений с подчиненными

Фото Василия Смирного, Кублог

Повседневная деятельность руководящего лица подразделяется на множество относительно небольших актов общения, управленческих воздействий, взаимодействий с внешними и вышестоящими инстанциями и т.п. Каждый такой аспект деятельности руководителя способен порождать психологические трудности. Умение их видеть и справляться с ними — обязательный компонент квалификации любого руководителя. Поэтому имеет смысл проанализировать его работу в функциональном разрезе, с точки зрения взаимоотношений с подчиненными. Ведь именно конкретные дела, поручения, применяемые санкции и наполняют реальным содержанием понятие «стиль руководства».

Управленческий процесс традиционно принято расчленять на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация и контроль. В соответствии с этим делением можно определить и основные функции руководящей деятельности:

  1. Стратегическая (планирование);
  2. Администраторская (организация);
  3. Коммуникативно-регулирующая;
  4. Мотивационная;
  5. Контролирующая и т.д.

Конечно, функций руководства много больше. Но поскольку мы пытаемся разобраться только в психологической стороне руководства, то берем лишь основные, которые могут порождать психологические трудности.

1. Стратегическая функция и руководитель

Стратегическое планирование и формирование целей и ценностей организации принято считать главной функцией руководителя. Допустим, руководитель опытен, компетентен, обладает широким кругозором, навыками стратегического мышления и т.д. Но даже при таких благоприятных предпосылках успешное выполнение им стратегической функции, как правило, упирается в три проблемы, имеющие явный психологический подтекст:

  1. проблему принятия решений (единолично — коллективно);
  2. проблему ограниченности времени (нет времени подумать на перспективу, «текучка заедает»);
  3. проблему инновационной активности (помните: лучшее — враг хорошего).

Проблема принятия решений. Какое решение лучше — коллективное или единоличное? Здравый смысл подсказывает: «Одна голова хорошо, а две — лучше». Но всегда ли? Еще 2,5 тысячи лет назад философ Гераклит заметил: «Для меня один стоит тысяч, если он — лучший». Поскольку эта проблема, как и все на свете, внутренне противоречива, приходится применять ситуативный подход, помня об общих принципах:

  • коллективные решения надежнее индивидуальных, поскольку субъективные заблуждения и личные пристрастия не устранимы принципиально;
  • в группах обычно возникает больше решений и лучшего качества (правда, если нет ярко выраженного «генератора идей»; впрочем, такие люди редко бывают начальниками);
  • групповые решения, позволяя участвовать в обсуждении проблемы всем, усиливают атмосферу сотрудничества, хорошего рабочего контакта, снижают сопротивление несогласных с принятым решением;
  • групповые решения отличаются большей продуманностью возможных последствий реализации принятых решений.

Но при этом:

  • коллективные решения обычно требуют большего времени для их принятия, чем единоличные;
  • решения, принятые в группах, оказываются более рискованными (феномен «сдвига к риску», возникающий скорее всего из-за распределения ответственности на всех);
  • коллективный способ принятия решений не имеет смысла, если руководитель или лидер группы много компетентнее рядовых ее членов и последние с этим согласны;
  • привычка к групповым решениям может повышать степень конформизма поведения членов группы, которая имеет тенденцию «давить» разнообразие мнений (всеобщий «одобрямс», например).

Таким образом, постулат здравого смысла о предпочтении двух голов одной срабатывает далеко не всегда. Можно назвать много ситуаций, когда предпочтительным окажется как раз единоличное решение руководителя, например в условиях дефицита времени или низкой квалификации сотрудников, наличия конфликтной ситуации и т.д. Однако в целом в современном менеджменте и управленческой психологии отдается предпочтение коллегиальности по крайней мере на стадии подготовки принимаемых решений.

Проблема высвобождения времени для решения стратегических задач. Преодолеть дефицит времени руководителю позволяют многие средства. Одни из них носят чисто технический характер: четкое планирование рабочего дня, стандартизация временных затрат на каждый вид деятельности (работа с документами, телефонные переговоры, совещания и пр.), резервирование времени на непредвиденные дела и т.д.

Но есть и весьма распространенное с 70-х годов организационное средство, получившее название делегирования полномочий. Суть его проста: руководителю не надо делать ту работу, с которой успешно справятся его подчиненные. Выгода несомненна: освобождается время для собственно руководящих дел у начальника и возрастают самостоятельность и уверенность в себе у подчиненных. Однако широкое применение этого управленческого приема наталкивается на ряд трудностей, большинство из которых исходят, как ни странно, от самих руководителей.

Во-первых, любой начальник обязательно хочет, чтобы «в нем нуждались». Принимая решения за подчиненных, он психологически подпитывает представление о собственной нужности, незаменимости (ведь даже в отпуск частенько по нескольку лет не уходят). Во-вторых, любой начальник небезосновательно полагает, что делать что-либо самому — непременно надежнее, с «меньшими нервами», подчиненный же обязательно наделает ошибок, да его еще и контролировать надо неусыпно. В-третьих, многие руководители не в состоянии смириться с мыслью, что в их организациях или подразделениях происходит что-то, о чем они не знают. «Не владеет обстановкой» — это же смертельный приговор для руководителя.

Все эти мотивы нам хорошо знакомы и понятны, несмотря на весь их анахронизм. Конечно, если ваши дела делают другие, то чисто арифметически должна уменьшаться и ваша важность. Оно так и происходит, но только при том непременном условии, что руководитель либо не может, либо просто боится или не привык заниматься вопросами организационной стратегии.

Современная управленческая мысль полагает, что вышеперечисленные опасения руководителей по большей части неосновательны. Никто ведь не призывает раздавать подчиненным все руководящие полномочия. Само собой разумеется, что установление целей, принятие стратегических решений, контроль результатов работы, задачи особой важности и высокой степени риска и т.д. — делегировать никак нельзя. А вот рутинную работу, подготовительные операции, частные вопросы, задачи, способствующие профессиональному росту сотрудников, — можно и нужно, если руководитель хочет высвободить время и силы для всего вышеперечисленного.

Как именно осуществлять делегирование полномочий?

  • Учитывайте способности и возможности своих сотрудников, желательно привлекать тех, кто хочет взять на себя трудные задачи и приобрести опыт.
  • Продумайте мотивацию сотрудников и их стимулирование.
  • Если полномочия сложны, не жалейте времени на подготовку, объясните смысл и цель задачи, покажите, как выполнять, обеспечьте личное наблюдение и в случае необходимости корректируйте исполнение.
  • Предупреждайте сотрудников, что это — отдельный случай или постоянное поручение.
  • Избегайте вмешательства без веских причин в рабочий процесс.
  • Обязательно контролируйте исполнение.
  • Позволяйте сотрудникам представлять в высших инстанциях делегированные полномочия и т.д.

Рекомендации, как видно, несложные, но пренебрежение такими с виду «мелочами» может свести на нет весь эффект делегирования. Кроме того, следует принимать во внимание и то, что делегированию имеют обыкновение сопротивляться не только руководители, но и подчиненные. Причины такого сопротивления могут быть различными: привычка полагаться на мнение и ответственность руководителя; боязнь ошибок; перегруженность работой и т.д. Но если причина диагностирована, то в принципе сопротивление подчиненного нейтрализовать несложно.

Отличить руководителя, слабо владеющего делегированием, можно по следующим характерным признакам:

  • работает после официального окончания рабочего дня;
  • остается на работе дольше своих сотрудников;
  • сам пишет большую часть инструкций, писем, отчетов и т.п.;
  • не находит себе замены на период отпуска;
  • возвратись из командировки, находит свой стол заваленным корреспонденцией и т.д.

Проблема инновационной активности. Развитие, инновации, прогресс — замечательные в сущности явления. Открытых их противников просто нет. Но как только перемены доходят до каждого конкретно, тут же находятся причины, по которым новации вообще-то, конечно, желательны, но вот в данном конкретном случае, при таких-то конкретные обстоятельствах — скорее неуместны.

Существует великое множество причин нашего молчаливого сопротивления инновациям. К. Девис даже разделил их на три вида: экономические, личностные и социальные.

  1. Экономические — боязнь безработицы; боязнь сокращения продолжительности рабочего дня и, как следствие этого, заработка; боязнь снижения социального статуса; боязнь интенсификации труда и сокращения прогрессивной его оплаты.
  2. Личностные — восприятие критики современных методов работы как личной обиды; боязнь того, что приобретенные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость; уверенность в том, что нововведения всегда приводят к усилению специализации, повышению монотонности труда и уменьшению чувства собственной значимости как участника трудового процесса; нежелание расходовать силы на обучение; страх перед неопределенностью, обусловленной непониманием сути и последствий нововведения.
  3. Социальные — нежелание приспосабливаться к новому социально-психологическому климату в коллективе; стремление сохранить привычные социальные связи; боязнь, что новая социальная обстановка приведет к меньшему удовлетворению работой; неприязнь к внешнему вмешательству в личные дела и к лицам, внедряющим нововведения; недовольство слабостью личного участия и незначительностью личной роли по внедрению нововведений; уверенность в том, что любые новшества выгодны компании, а не работнику, его товарищам по работе или обществу.

Как руководителю нейтрализовать сопротивление инновациям?

  • Привлекайте своих подчиненных к разработке и планированию инноваций, что поможет им понять и возможно принять цели и средства реформ.
  • Обеспечьте полноту и точность информации обо всех шагах реформы, не создавайте почву для появления слухов и недоверия.
  • Не сглаживайте «острые углы» нововведений, не прячьте их возможные неприятные последствия — только правдой можно добиться доверия подчиненных.
  • Всемерно демонстрируйте свою поддержку и заинтересованность в переменах, показывайте на практике их полезность.
  • Предусматривайте уменьшение нагрузки работникам, которым предстоит иметь дело с нововведениями.
  • Доказывайте, что новации не отразятся на зарплате или статусе подчиненных в худшую сторону.
  • Ищите энтузиастов нового дела и создавайте им режим наибольшего благоприятствования.
  • Проявляйте терпимость к неудачам.
  • Наконец, почаще вспоминайте о том, что вообще-то люди любят новшества, хотя и опасаются обычно, что перемены уменьшат их личное благополучие. Поэтому, если будет найден вариант, при котором не только фирма, но и отдельный сотрудник сможет извлечь из новации личную выгоду, считайте, что дело практически сделано.

2. Администраторская функция и руководитель

В обязанности руководителя входят не только вопросы стратегического плана, но и чистое администрирование, обозначающее директивные способы общения руководителя с подчиненными. Особое место занимают разного рода наказания и поощрения. Этот вид воздействия с давних времен известен под названием универсального метода «кнута и пряника». Причем вся психология второй половины XX в. твердо стоит на том, что «пряник» гораздо предпочтительнее «кнута» и много эффективнее в деле управления людьми.

Общее правило, выведенное многочисленными исследованиями, состоит в том, что «положительные подкрепления» (поощрения, вознаграждения) действуют эффективнее, чем «отрицательные». Они много лучше «обучают» подчиненных, психологически закрепляют образцы требуемого поведения, способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, повышают самооценку людей, успешно «мотивируют» их на производительный труд и т.д.

Применение столь привлекательных мер управленческого воздействия, как поощрение и вознаграждение, также требует соблюдения определенных правил:

  • Вознаграждение должно быть конкретным, то есть за исполнение поручения, задания, за действие или поступок, а не за достижение всей компанией благополучных показателей.
  • Вознаграждение должно быть безотлагательным.
  • Вознаграждение должно быть достижимым, то есть поощрения заслуживают любые, в том числе и самые малые успехи, а не только «выдающиеся достижения в труде».
  • Вознаграждения по возможности лучше делать нерегулярными и непредсказуемыми.
  • Малые награды иногда оказываются эффективнее больших.

Очевидно, что чем больше руководитель поощряет подчиненных, тем меньше ему приходится прибегать к наказаниям. Если уж все-таки пришлось, то следует иметь в виду, что реакция на проступок подчиненного должна быть немедленной:

  • Наказывают за нежелательное поведение всех провинившихся, а не только «зачинщиков».
  • Постепенное нарастание меры наказания нецелесообразно; лучше сделать первое же наказание таким, чтобы вторичного его применения уже не потребовалось.
  • Наказывая, не следует забывать внятно растолковывать подчиненному желательный образец поведения.

3. Коммуникативно-регулирующая функция и руководитель

Эффективность коммуникаций зависит от множества факторов. Один из самых значимых среди них — установление благоприятных отношений руководителя с подчиненными. Сами собой такие отношения возникают редко. Их надо строить, то есть прикладывать осознанные усилия к тому, чтобы эти отношения развивались в нужном направлении. От руководителя в данном случае зависит и соответственно требуется много больше, чем от подчиненного.

Однако нередко, даже прилагая немалые усилия, руководитель не может найти нужного контакта с подчиненными. Они «не понимают» друг друга. Природа этого взаимонепонимания часто лежит в области психологии, точнее в нарушениях межличностного общения. И чем «дальше» руководитель от подчиненного, тем больше вероятность совершения ошибок, прежде всего, в оценке как качеств людей, так и их действий.

Учитывая, что руководитель по большей части находится по отношению к подчиненному в позиции наблюдателя, нетрудно догадаться, сколь часто возникает соблазн объяснить неуспех леностью, тупостью, недостатком усердия и прочими деловыми грехами подчиненных. В то же время некоторые источники утверждают, что 86% всех отклонений от нормальной работы происходит по вине обстоятельств и только 14% относятся к людям.

Даже если это и преувеличение, все равно порядок величин подсказывает: не усердствуйте в поиске виновных, переключитесь на обстоятельства. Подумайте, была ли возможность выполнить задание, достаточно ли было времени, средств, материалов, информации и пр.? А если виноваты все же люди, то тем ли сотрудникам вы дали задание, располагали ли они нужной квалификацией, была ли заранее определена мера и форма ответственности?

Очень неприятны также и ошибки, связанные с неравными возможностями ролевого поведения, когда в некоторых ролях легче проявить позитивные качества, а интерпретация события привязывается именно к ним. Например, руководитель распекает подчиненного за то, что он не смог организовать своих коллег на выполнение задания. Коллеги эти тут же вызываются, озадачиваются — и проблема решена. Вот, дескать, как надо работать. Но при этом почему-то теряется из виду, что руководитель-то может приказывать, а подчиненный — только уговаривать. Могут возникать ошибки и из-за легкости построения ложных корреляций, суть которых сводится к стремлению использовать для объяснения событий причины наиболее простые, легкие, те, что всегда под рукой.

Общие принципы взаимоотношений с подчиненными:

  • Старайтесь управлять людьми по их «положительным отклонениям». Замечайте любые позитивные детали и приветствуйте их публично.
  • Создавайте атмосферу доверия, показывайте подчиненным, что вы верите в их способности и возможности.
  • Оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которые угодил подчиненный, а не его личность.
  • Больше просите, чем приказывайте.
  • Будьте терпимы к инакомыслию и индивидуальным особенностям подчиненных.
  • Не пренебрегайте компромиссами, уступками и т.п.
  • Не забывайте о приемах оптимизации коммуникативного общения, работая с подчиненными. Старайтесь чаще обращаться к своим подчиненным: даже незначительный знак внимания руководителя, как правило, наполняет сердце подчиненного благодарностью.

Любому руководителю наверняка приходилось сталкиваться с так называемыми «трудными служащими». Такие работники, как правило, плохо управляемы. Но не пытайтесь изменить таких людей. Без специальных психологических методик коррекции поведения ничего не получится, а на производстве заниматься этим, конечно же, некогда. Но и не льстите себя надеждой, что, уволив подобных работников, вы решите проблему. Новые, скорее всего, будут такими же.

Когда-то даже всесильный вождь советского народа так отреагировал на жалобу секретаря Союза писателей на своих подопечных: «У меня других писателей нет. Работайте с этими». Лучше не посоветуешь. «Работайте с этими», ищите в них положительные качества, которые можно использовать на благо, стремитесь к всемерной открытости отношений, не навешивайте ярлыки на людей, не применяйте принцип «око за око» и т.д. И самое важное: работая с «трудными служащими», следите за тем, чтобы самим не превратиться в «трудного босса».

4. Мотивационная функция и руководитель

Вряд ли необходимо убеждать кого-либо в том, что одной из главных задач любого руководителя является мотивация подчиненных, т.е. создание заинтересованности в результатах и качестве труда. Теоретические основы просчета этой функции руководства достаточно просты. В основе человеческого поведения лежат, как известно, многочисленные потребности. Их иерархия представлена в классической схеме Абрахама Маслоу (без которой не обходится, кажется, ни один труд по психологии управления):

  1. Физиологические потребности.
  2. Потребности безопасности и защищенности.
  3. Социальные потребности.
  4. Потребности в уважении.
  5. Потребности самореализации.

К физиологическим относятся потребности, обеспечивающие простое выживание человека: в еде, питье, жилище, отдыхе. Потребность в безопасности и защищенности — это необходимость чувствовать уверенность в себе, в том, что физиологические потребности будут непременно удовлетворены, физические и психологические опасности нас минуют и т.п.

Социальные потребности включают чувства сопричастности чему-либо, принятия человека другими, привязанности и поддержки. Следующая ступень иерархии — потребности в уважении личных достижений, компетенции, в признании других, а также самоуважении. И наконец, на вершине пирамиды — потребность в самовыражении, в реализации своего потенциала и росте как личности.

Потребности порождают мотивы поведения, то есть некие побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Для иерархической структуры мотивов по А. Маслоу существует правило: «следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы».

В первую очередь руководителю необходимо стремиться к удовлетворению тех потребностей, которые находятся в нижней части «пирамиды Маслоу». Это — приемлемый уровень оплаты труда, стабильность занятости, безопасность труда и т.д. И лишь после того, как эти потребности можно будет счесть достаточно удовлетворенными, руководитель может подключать более «высокие» стимулы.

Приведем методы удовлетворения потребностей высших уровней.

Социальные потребности:

  1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
  2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
  3. Проводите с подчиненными периодические совещания.
  4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.
  5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

Потребности в уважении:

  1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
  2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
  3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
  4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
  5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.
  6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
  7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.

Потребности в самореализации:

  1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
  2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
  3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Выводы же другого исследователя — Фредерика Герцберга, автора так называемой «двухфакторной модели» трудовой мотивации несколько неожиданны. Все факторы, влияющие на удовлетворенность человека трудом, Ф. Герцберг разбил на две группы. К первой из них были отнесены те факторы, которые являются «внешними» по отношению к собственно труду: гарантии сохранения работы, социальный статус, условия труда, отношение непосредственного начальника, личные склонности работника, зарплата и т.д.

Если эти факторы негативны (низкая зарплата, плохие условия труда), то неудовлетворенность работника растет, а мотивация естественно падает. Но если те же факторы позитивны, то роста удовлетворенности собственно трудом и соответственно трудовой мотивации все равно не наблюдается, состояние работника носит устойчивый, но нейтральный характер.

По мнению Герцберга, сами по себе указанные факторы работника не мотивируют, а лишь создают благоприятный (или неблагоприятный) фон, на котором и развертывается действие собственно мотивационных факторов (вторая группа), непосредственно связанных с процессом труда. К ним были отнесены: трудовые успехи, признание заслуг, сам процесс труда, степень ответственности, служебный и профессиональный рост. Именно эти факторы вызывают усиление трудовой мотивации, и именно на них поэтому следует делать акцент в мотивационной практике руководителя.

На основе двухфакторной модели Ф. Герцберга были развернуты многочисленные программы «обогащения труда», которые во многих случаях приводили к позитивным переменам. Опыт их применения позволяет сформулировать некоторые практические рекомендации руководителю:

  • Сотрудники должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы.
  • Сотрудникам необходимо создать условия для роста собственной самооценки и уважения (психологического роста).
  • Следует предоставить возможность персоналу самостоятельно составлять расписание своей работы.
  • Сотрудники должны нести определенную материальную ответственность.
  • Сотрудники должны иметь возможность открытого и приятного общения с руководителями всех уровней управления.
  • Сотрудники должны отчитываться за работу на доверенном им участке.

Описанные выше мотивационные концепции были сформулированы несколько десятилетий назад. Однако и по сей день они остаются вполне надежным рабочим инструментом в психологии управления. Более же поздние психологические теории мотивации сместили акцент с анализа структуры потребностей и мотиваций на сам механизм их действия, за что получили название процессуальных. Одна из таких теорий, к примеру, выделяет три фактора, влияющих на мотивацию и, следовательно, на результаты труда:

  • ожидание того, что затраченные усилия дадут желаемые результаты;
  • ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое награждение;
  • ожидаемая ценность награждения.

Считается, что если значение этих трех факторов невелико, то и мотивация будет слабой. Поэтому «теория ожиданий» предписывает руководителю отслеживать три параметра: взаимосвязи затрат труда и его результатов, результатов и вознаграждений, а также удовлетворенности вознаграждениями. Для эффективной мотивации эти параметры должны быть ясными и устойчивыми.

5. Контролирующая функция и руководитель

Проблемы с осуществлением этой функции руководства порождены простым противоречием: всем ясно, что бесконтрольность вредна, но мало кто любит, чтобы его контролировали. Это противоречие можно частично обойти, если соблюдать следующие требования:

  1. Контроль должен быть: постоянным, объективным, оперативным, открытым.
  2. Контроль не должен быть: тотальным, бессистемным, формальным, не доведенным по результатам до исполнителя.

Попробуйте, так сказать, превратить порок в добродетель: контроль — не карательная акция, а проявление внимания к работнику. Ведь если вас никто не контролирует, значит вами просто никто не интересуется. А подчиненные, как известно, высоко ценят знаки внимания со стороны руководства.

Помните:

  • Стиль руководства — характеристика строго индивидуальная.
  • Направленность стиля руководства определяется в основном тремя параметрами: личностью руководителя, зрелостью коллектива и производственной ситуацией.
  • Наилучшего стиля нет, его оптимальность зависит от сочетания трех указанных параметров.
  • Стиль руководства складывается по большей части объективно, но его можно корректировать (и существенно) в требуемом направлении.
  • Корректируя свой собственный стиль руководства, помните, что вы не первый(ая) пытаетесь это делать. Уже накоплен и обобщен большой опыт разрешения психологических проблем, связанных с руководством. Желание и умение им пользоваться — тоже стилевая черта руководителя. И притом уместная во всех возможных стилях.

Менеджеры знают, насколько влияет социально-психологический климат организации на производительность труда работников. Поэтому важное значение имеет управление отношениями в трудовом коллективе. Если правильно управлять отношениями среди коллег, то это позитивно повлияет на общие результаты бизнеса.

Характеристики коллектива и связей в нем

Управление отношениями в трудовом коллективеУспешность бизнеса имеет прямую зависимость от качества и эффективности использования всех трудовых ресурсов. Это означает, что чем лучше осуществляется руководство персоналом, тем выше доход организации.

У каждого трудового коллектива есть определенные внутренние свойства:

  1. общая цель, которая объединяет всех членов компании}
  2. оформление организационных вопросов должно работать на основе социальных институтов}
  3. должна быть выделенная общественная и политическая значимость вашего коллектива}
  4. очень важное место занимают уровень сотрудничества между коллегами и качество взаимопомощи}
  5. коллектив должен быть объединен по социальным и психологическим признакам.

Могут наблюдаться разные стадии сплоченности коллег:

  • Ориентационная стадия. Имеет характерную особенность объединения разных людей общей целью и идеей, а также задачами. На такой стадии каждый из коллег старается в коллективе найти себя.
  • Взаимноадаптационная – это этап, во время которого у всех членов коллектива сформированы общие установки поведения в трудовом круге благодаря организованной работе руководства или при помощи самоориентации в коллективе каждого работника.
  • Сплоченность и консолидации в коллективе. Это самый зрелый уровень взаимоотношений среди коллег. В таких трудовых коллективах формируются определенные группы по общим целям и интересам. Благодаря слаженной работе достигается высокий уровень трудоспособности команды в целом.

Перед формированием трудового коллектива руководители должны помочь созданию социальных кругов в этом трудовом социуме. Основной особенностью руководителя является непредвзятое отношение к каждому подчиненному и помощь в адаптации новичкам в трудовом коллективе. Коллеги будут относиться к такому руководству с пониманием и уважением.

Социально-психологический климат в коллективе

Благоприятная атмосфера, с доверием, почтением, проинформированностью по поводу важных проблем, отзывчивостью и взаимопониманием – когда в наличии такие трудовые отношения в организации, у работника развита потребность в добросовестном труде и качественном выполнении задания.

Неблагоприятный климат характеризуется пассивным отношением коллег друг к другу, высоким уровнем возникновения конфликтов в коллективе, сухостью общения. Непостоянный – риском возникновения конфликтов между сотрудниками.

На управление социально-трудовыми отношениями влияет множество факторов, таких как вид и методы руководства. Поэтому опытный руководитель должен результативно действовать на подчиненных, уметь управлять организационными и экономическими процессами, происходящими в коллективе.

Главные проблемы при управлении отношениями в коллективе:

  • Неквалифицированные сотрудники. Результативный коллектив – это только такая группа людей, где каждый наилучшим образом делает свое дело, при этом решая общую задачу.
  • Неблагоприятный микроклимат. В коллективе люди имеют разные предпочтения, характеры, взгляды. Их объединяют не только общее дело, но и эмоции. Один из признаков хорошего микроклимата в группе – это преданность делу, высокая степень взаимной помощи, а также натуральное состояние результативно функционирующего коллектива. Недоверие друг к другу разъедает коллектив.
  • Нечеткость целей. Если нет понятного видения общей цели, то некоторые члены команды не смогут внести свой вклад в общее дело. Так, исследование компаний из экономических великанов – США и Японии – показало, что их успех во многом определен присутствием деловой мотивации, то есть совокупности главных целей и задач. Эти цели конкретно выражают для трудящихся подразделений в виде взглядов занятия, правил или даже призывов, а затем неизменно и умело приводятся до разума и эмоций всех сотрудников.
  • Неудовлетворительные итоги труда. Бывает, что неплохой микроклимат, значительная осведомленность сотрудников не дают нужных результатов. Невезение, как правило, оказывает демотивирующее влияние на членов коллектива. Задача начальника в таком случае – помочь моральному духу сотрудников, предлагать надлежащие стимулы для активизации труда рабочих.
  • Неэффективность методов подготовки и принятия решений.

Виды управленческих отношений

В зависимости от того, насколько в организации развит тот или иной вид управленческих отношений, можно судить об эффективности производства.

Отношения централизма и самостоятельности

При централизме вышестоящие органы управления определяют деятельность нижестоящих, как, например, в отношения государства и отраслей, отраслей и предприятий, предприятий и отделов.

Самостоятельность предполагает, что субъекты деятельности могут сами определять свои задачи, но такая работа должна быть направлена на достижение общих целей.

Отношения координации и субординации

Субординация предполагает подчинение вышестоящим структурам нижестоящих, спускание директив «сверху». Координация дает больше возможностей для того, чтобы отстаивать свои интересы во время выполнения общей деятельности. Главным показателем координации является адаптация субъектов к потребностям друг друга.

Отношения ответственности

Подразумевают выполнение прав и обязанностей субъектов в полной мере. Реализуются отношения ответственности, например, через зависимость результатов работы от правильности принятых управленческих решений. Появляются они в итоге требований, которые стороны (сотрудники и руководитель) выдвигают друг к другу. Закрепляются такие отношения через нормативные документы, инструкции, неформальные правила, системы поощрений и санкций.

Управление отношениями в трудовом коллективе: принципы

На результаты плодотворной работы каждой организации оказывает огромное влияние управление отношениями между коллегами.

Взаимоотношения работодателя и трудового коллектива по социальным вопросам, по вопросам коллективного участия работников в управлении организацией, по вопросам охраны труда и многим другим регулируется такими нормативно-правовыми актами, как устав организации, коллективный договор, Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты.

Полномочия, которые устанавливаются этими документами, абсолютно не зависят от формы собственности предприятия и его организационно-правовой формы.

При успешном управлении трудовым коллективом необходимым условием является делать определенный выбор. Существует традиционный подход к процессу управления трудовыми отношениями и подход tqm. Их различия состоят в следующем.

Традиционный подход

В этом подходе коллектив работников должен характеризоваться преданностью компании, поддержкой ее ценностей, удовлетворенностью работой, а также высокими результатами труда. Компания – это заказчик, а сотрудники – исполнители.

Подход TQM

С точки зрения такого подхода, поставщиком выступает сама компания, а работники, наоборот, – это заказчики. Главной целью менеджера в этом случае будет узнать потребности работников и предоставить им возможность реализовать эти потребности.

Мотивация

От того, какой мотивацией работник руководствуется при выполнении работы на предприятии, будет зависеть его трудовое поведение.

Мотивация у каждого разная и зависит от того, в чем человек нуждается, какие у него ценности, приоритеты, желания, мотивы. Интересы формируются на базе определенных потребностей. Мотивы и ценности образуются под влиянием разнообразных интересов, на формирование которых непосредственное влияние оказывают психологическая обстановка в коллективе, самооценка и оценка руководства к сотруднику, разнообразные стимулы и поощрения в работе. Мотивы и ценности имеют воздействие друг на друга. Именно от них зависит, каким будет формирование трудового поведения.

От того, какое вознаграждение получит работник за выполненную работу, зависит количество вложенных в нее усилий. Чтобы достичь максимального результата в работе, человеку нужно получить как моральное удовлетворение от работы (самореализация, устная похвала руководства, уважение в коллективе), так и материальное (должный уровень оплаты, премия, возможность продвинуться по карьерной лестнице).

Качества руководителя

Многие люди, становясь на руководящие должности, склонны забывать тот факт, как после их назначения будут складываться отношения в подчиненном коллективе. Этот вопрос является довольно важным в настоящее время, так как спокойствие в коллективе – это и успех фирмы, и ее прибыльность в дальнейшем. Также не следует игнорировать момент взаимопонимания в группе людей, потому что этот аспект может повлиять и на приятие коллективом нового начальника, и на многие другие негативные факторы, которые напрямую будут отражаться на работе компании. Ведь настроение человека зависит от психологической атмосферы в коллективе, отношения работников и руководства друг к другу.

По своему социальному статусу руководитель, конечно же, находится выше, чем подчиненные, но те имеют преимущество – численность. Как показывает практика, таким группам противостоять и адекватно управлять ими довольно сложно. Ученые такое соотношение рассматривают как принцип индивидуальности и принцип коллективности. По всем показателям коллективность всегда выигрывает у индивидуальности, потому что при таком системном подходе из коллектива выпадают различные так называемые «выскочки» и акцент делается на усреднении человеческого потенциала, более тщательно развивается работа в команде.

Традиционный подход к процессу управления трудовыми отношениямиТенденция такого формата является довольно вредной и опасной для общества в целом, так как изначально творческое развитие у человека останавливают, не дают ему развиваться как личности и показывать результаты своей работы. Многие из нас знают тот факт, что чем ярче и богаче индивидуальность в коллективе, тем развитее сам коллектив. Поэтому основным вопросом для опытного молодого руководителя является качественная способность умело проникнуть в коллектив между противоборствующими личностями «я» и «мы» и наладить между ними тесные, взаимовыгодные отношения на долгое время.

Лидерство является основной составляющей руководительства. Чтобы обеспечить организации успешный карьерный рост, необходимо иметь надежного руководителя, обладающего всеми качествами лидера. Эффективность управления отношениями трудового коллектива зависит от функций, выполняемых руководителем. И. Ансофф перечислил основные функции, которые должен выполнять руководитель организации:

  1. лидер, имеющий уважение со стороны коллег и умеющий оказать нужное влияние на подчиненных}
  2. функция администратора подразумевает умение следить за выполнением работы, ставить цели и контролировать их достижение, соблюдение порядка и установленных норм}
  3. как планировщик лидер должен следить за изменением тенденций, думать о развитии организации, планах на будущее, концентрировать силы и ресурсы на основные направления работы, а также иметь способность анализировать положение организации и принимать необходимые решения для устранения проблем с развитием организации}
  4. в роли предпринимателя лидер должен уметь находить нестандартные и оригинальные решения, брать на себя ответственность за состояние организации и здраво оценивать риск, стараясь при этом избегать его.

Также лидеру придется раскрывать себя в следующих ролях:

  • мыслитель – поиск альтернативных решений проблем, слежение за работой подразделений}
  • организатор – контроль за сотрудниками и выполняемой ими работой}
  • штабной работник – обработка и составление необходимой документации}
  • кадровик – ответственный за подбор персонала}
  • воспитатель – мотивация и поддержка сотрудников}
  • снабженец – поставка всего необходимого для работы персонала}
  • общественник – ведет совещания и заседания, налаживает контакты с другими организациями}
  • инноватор – отвечает за поставку свежих идей и методов работы}
  • контролер – следит за соблюдением порядка в коллективе}
  • дипломат – коммуникация с другими организациями и их руководителями.

Социальные функции раскрываются в руководителе во время выполнения различных ролей. Функции руководителя можно разделить на две основные группы:

  1. Достижение командной цели.
  2. Забота о команде и поддержка взаимоотношений между сотрудниками. Эта функция имеет более глубокую психологическую подоплеку, оценка которой поможет повысить авторитет руководителя в глазах своих коллег.

Одной из ключевых задач организации эффективной работы любого предприятия становится выбор руководителя. Залог успеха менеджмента лежит в личностных качествах потенциального претендента, специальных знаниях и опыте. Только комплекс всех этих составляющих позволит «вырастить» эффективного руководителя.

Немаловажное значение имеет навык умело пользоваться психологическими методами и приемами. Не секрет, что среди менеджеров самого высокого уровня немало людей с явно недостаточным образованием. Компенсируется это лидерскими качествами и умением управлять коллективом. Но это не освобождает основной контингент руководителей среднего и малого уровня от постоянного совершенствования квалификации путем прохождения разнообразных образовательных программ.

В любом случае эффективность руководства определяется результатами предприятия и экономической целесообразности принятия решений. Механизм управления не всегда лежит на поверхности. Напротив, чаще всего баланс интересов работодателя и исполнителя при правильном руководстве материя чрезвычайно тонкая и неприметная. Хороший руководитель – это, прежде всего, творческая личность, преданная делу, которым занимается.

Давно замечено, что, добившись хороших результатов на одном месте, а затем поменяв его, успешный руководитель и на новой должности с большой долей вероятности сможет организовать процесс в нужном направлении. Это позволяет подтвердить факт, что руководитель – это профессия, а не должность. Имеющиеся природные задатки, развитые образованием и укрепленные опытом, позволяют особо целеустремленным людям решать поставленные задачи на руководящем посту.

Советник Олег Тет

Олег Тет

Советник персональный, корпоративный и общественный

по психологическим и личностным, организационным и управленческим вопросам, информационной среде и развитию

Взаимоотношения руководителя c подчинёнными: как выстроить эффективные отношения?

Многие занимают руководящие посты или будут однажды их занимать. В положении руководителя неизбежно встаёт вопрос о выстраивании эффективных и доброжелательных взаимоотношений со своими подчинёнными и подчинённым коллективом. Что является главным в этом вопросе и как добиться успеха в этой области? Давайте поговорим об этом!

  1. Роль взаимоотношений с подчинёнными для руководителя
  2. Руководитель – ведущий и ответственный во взаимоотношениях
  3. Забота о подчинённых и коллективе
  4. Отношение руководителя к подчинённым определяет их отношение к нему
    1. Отношение руководителя к ошибкам подчинённых
  5. Роль характера руководителя в коллективе
    1. Слабые места руководителя, на которые нужно обратить внимание
  6. Распределение обязанностей между руководителями
  7. Итог и заключение

Роль взаимоотношений с подчинёнными для руководителя

Роль, которую играют взаимоотношения с подчинёнными и коллективом для руководителя, сложно переоценить. От слаженных, выстроенных и взаимокомфортных отношений руководства и подчинённых зависит успешность всего коллектива в целом и каждого его участника в частности, в том числе и самого руководителя.

Что дают сбалансированные и гармоничные взаимоотношения с подчинёнными?

  1. Повышенную работоспособность коллектива. Сотрудники, у которых с руководством сложились доверительные и доброжелательные отношения более склоны вкладываться в работу и выполнять её качественно и усердно.
  2. Уменьшение сознательного вредительства. Если сотрудник находится в напряженных отношениях с руководителем, то вероятность того, что он либо прямо будет участвовать во вредительстве руководителю, либо сделает вид, что не заметит какой-то момент, который руководителю дорого обойдётся, существенно возрастает.
  3. Слаженная работа коллектива. Работа коллектива, который имеет уважительное и положительное отношение к руководителю, более слажена и эффективна по многим причинам и показателям.
  4. Повышение эффективности руководителя. Сам руководитель, работая в среде доброжелательно относящегося к нему коллектива, существенно повышает свою эффективность в работе.
  5. Положительный эмоциональный фон. Эмоциональный климат в коллективе напрямую зависит также и от взаимоотношений между подчинёнными и руководителем. В свою очередь эмоциональный климат оказывает существенное влияние в целом на эффективность труда всего коллектива, текучести кадров, уменьшение расходов.
  6. Уменьшение непреднамеренных ошибок. Положительная эмоциональная среда в коллективе приводит к уменьшению ошибок, совершаемых сотрудниками, а также более быстрому и качественному исправлению ошибок. Под влиянием стресса, в том числе возникшего вследствие плохих отношений с руководством, количество ошибок возрастает, а также возрастает желание срыть совершённые ошибки, что усложняет их обнаружение и своевременное исправление.
  7. Уменьшение расходов, которые возникают вследствие сознательного вредительства на почве негативного отношения к руководству со стороны подчинённых, повышенного количества ошибок и усложнения их исправления со стороны подчинённых, повышенной текучести кадров в силу неблагоприятного эмоционального климата в коллективе, и многих других.

Руководитель – ведущий и ответственный во взаимоотношениях

Во взаимоотношениях между руководителем и подчинённым ведущим всегда является руководитель. Но это не значит, что он должен никого не слушать и командовать не прислушиваться ни к мнению, ни к оценкам подчинённых. Это означает, что конечное решение остаётся всегда за ним, он не может и не должен пытаться переложить эту ответственность на подчинённых.

Если руководитель не может брать на себя ответственность в рамках своих полномочий или склонен её перекладывать на подчинённых, то ни о каких положительных отношениях с подчинёнными говорить в такой ситуации не приходится.

Наиболее верной стратегией поведения руководителя является сбор всей необходимой информации и всех компетентных мнений своих подчинённых по вопросу, по которому ему необходимо принять решение, и после взятого времени на размышление (если ситуация не требует немедленного реагирования, а таких ситуаций единицы из тысяч) принятие решения, за которое он будет нести ответственность.

Также именно руководитель несёт ответственность как за выстраивание своих личных отношений с подчинёнными, так и за взаимоотношения, которые складываются внутри коллектива.

Конечно, невозможно подружиться со всеми. Всегда будет кто-то, с кем это сделать будет невозможно по тем или иным причинам. Но здесь важна статистика успешно выстроенных отношений. Важно, чтобы руководитель понимал, что именно от него в первую очередь зависят его взаимоотношения с подчинёнными и чтобы он сознательно проводил работу по их гармонизации.

Забота о подчинённых и коллективе

Одной из главных обязанностей руководителя любого коллектива является забота о своих подчинённых. Без осознания своей управляющей роли и всей полноты ответственности в связи с этим, забота о коллективе невозможна.

Забота о людях, которые доверены руководителю, является главным фактором, обеспечивающим доброжелательные отношения в коллективе, уверенность коллектива в своём руководителе, доверие и уважение к нему.

Именно искреннее желание руководителя помочь своим подчинённым в решении их проблем, в первую очередь рабочих, является ключом к выстраиванию взаимоотношений с ними. Ведь люди приходят работать в организацию для решения своих жизненных проблем, в том числе и финансовых, хотят заработать денег, решить иные проблемы, соответственно эффективность их труда, минимизация стресса на работе, моральная и иная поддержка помогает им выживать в этом сложном мире.

Руководитель, который помнит о том, что ему доверены не сколько сотрудники, сколько люди, у которых множество задач и проблем, которые они стараются решить, такой руководитель всегда найдёт взаимопонимание, уважение и доверие к себе со стороны подчинённых.

Всё вышесказанное не означает, что нужно идти на поводу у любой слабости и капризов сотрудников – это как раз дорога в противоположную сторону от доброжелательных и эффективных взаимоотношений. Задача состоит в том, чтобы выстроить разумные и взвешенные взаимоотношения, где здоровая экономическая и иная целесообразность будет гармонично сочетаться с душевным и человеческим подходом.

Наиболее близким примером может выступать отцовские отношения к сыну, когда с одной стороны есть любовь, а с другой – строгость, но направленная на благо самого сына. Где, с одной стороны, присутствует желание научить своего сына тому, что будет ему полезно, как делать лучше и правильнее поступать, а с другой стороны, желание, чтобы сын, если совершит ошибку, сам умел её исправить, нёс за неё ответственность и не боялся в ней признаться.

Отношение руководителя к подчинённым определяет их отношение к нему

Как уже было сказано выше, забота о подчинённых является краеугольным камнем выстраивания доверительных и глубоко положительных отношений между подчинёнными и руководителем.

Данная забота проистекает из отношения руководителя к своему коллективу и своим подчинённым. Если руководитель относится к своим подчинённым как к предмету, задача которого просто выполнять свою функцию, то на такой базе никаких эффективных взаимоотношений выстроить не получится. И в таком случае все вышеописанные негативные явления в коллективе, связанные негативным эмоциональным фоном в коллективе и с плохими отношениями с руководителем, будут проявляться.

К подчинённым необходимо относиться в первую очередь как к людям, с которыми установлены добровольные трудовые взаимоотношения, и с которыми судьба свела провести часть своей не столь уж и длинной жизни.

Здесь имеет смысл также усмотреть здоровый эгоистический интерес. Ведь жизнь коротка и однажды она закончится, так зачем проводить своё время среди людей, с которыми по собственной воле установились плохие взаимоотношения, когда как можно выстроить их совсем в другом, положительном ключе. И это есть в возможностях руководителя. И начать стоит со своего отношения к подчинённым.

Отношение руководителя к ошибкам подчинённых

Все совершают ошибки. Разница между опытным специалистом и новичком не в том, что опытный не совершает ошибок, а новичок совершает, а в том, что опытный специалист просто совершает ошибки реже, чем новичок, но тем не менее всё равно их совершает. Ошибка – это самое естественное, что может быть в человеческой жизни. Отношение руководителя к ошибкам своих подчинённых мы разберём в отдельной публикации, поскольку это довольно объёмная тема, связная со множеством смежных тем, например, с влиянием подобного отношения на обучаемость коллектива и скорость роста его компетенций, а также ряда других важных сторон жизни коллектива.

Роль характера руководителя в коллективе

Характер руководителя играет ключевую роль во взаимоотношениях с подчинёнными. Характер руководителя – эта та программа, на основании которой он взаимодействует с окружающим миром, в том числе и с подчинёнными. Именно от характера руководителя зависит упомянутое выше отношение руководителя к своим подчинённым, и все его реакции на любые их поступки и действия. Реакция руководителя в свою очередь является определяющей в формировании привычек мышления и реагирования его подчинённых. И эти привычки со временем начинают жить своей жизнью.

Например, подчинённый совершил какую-то ошибку и доложил об этом руководителю, а руководитель в качестве своей реакции наорал на подчинённого, унизил его или отреагировал иным деструктивным образом. После такой реакции как данный подчинённый будет поступать в случае, если совершит ошибку? Он постарается её замять, скрыть, чтобы руководитель об этом по возможности ничего не узнал, что в свою очередь приведёт к тому, что ошибка исправлена не будет и начнёт оказывать, может быть, и незаметное, но всё же деструктивное влияние на различные рабочие процессы. Кроме того, данный сотрудник, если увидит, что его коллега совершил ошибку, ему тоже порекомендует начальству ничего об этом не рассказывать, поскольку знает, что ничего хорошего из этого не выйдет. И вот уже в коллективе существует устоявшаяся привычка и понимание всех сотрудников, передающееся от сотрудника к сотруднику, в том числе и всем прибывающим новичкам, что об ошибках рассказывать не стоит, что их лучше замести под ковёр и скрыть.

Таким образом один поступок, одна реакция руководителя могут предопределить атмосферу и привычки поведения во всём коллективе. И даже когда такой руководитель уйдёт, привычка скрывать ошибки в коллективе может жить ещё очень долго, внося существенный деструктивный вклад в разные рабочие процессы, снижая эффективность всей организации в целом, уменьшая доходы, увеличивая расходы, и плодя повышенный стресс у сотрудников. И это только один маленький и крайне локальный пример подобного механизма.

Слабые места руководителя, на которые нужно обратить внимание

Давайте коротко пройдёмся по слабым местам в характере руководителя, которые мешают ему выстраивать конструктивные и положительные взаимоотношения с подчинёнными.

  1. Эгоизм. Эгоизм и обеспечение решения только своих проблем и нужд, забывая при этом о проблемах и сложностях подчинённых, очень пагубное явление в характере руководителя. Эгоизм проистекает из ряда подсознательных страхов и провялятся в разных формах, в том числе и в виде жадности.
  2. Гордыня. Гордыня является одним из тяжелейших проявлений характера руководителя. От неё страдают не только вновь назначенные или повышенные в должности руководители, но могут страдать и опытные, давно занимающие свои посты руководители. Гордыня проистекает из внутренней неуверенности человека в себе и проявляется в попытке самоутверждения за счёт унижения подчинённых, которые для этого являются лёгкой мишенью. Унижение подчинённых никак не может соседствовать с хорошими отношениями с ними. Узнать больше о гордыне, причинах её появления и видах проявлений можно в других публикациях на сайте.
  3. Жадность. Руководитель может проявлять жадность в разных формах начиная с финансовой, заканчивая, например, жадность к славе и почестям. Во всех случаях жадность крайне губительна для взаимоотношений. Сама жадность проистекает из страха и проявляется в неадекватной оценке ситуации, сопряжённой с соответствующими действиями. Узнать больше о причинах появления жадности можно в других публикациях на сайте.
  4. Низкая стрессоустойчивость. Высокий уровень стресса руководителя, в силу его низкой стрессоустойчивости приводит к различным гипертрофированным реакциям, например таким как гнев, злость, раздражение, а также к ровно противоположным реакциям: апатии, безразличию, лени, отстранённости. Все подобные реакции губительны как для взаимоотношений с коллективом, так и для общей эффективности руководителя.
  5. Низкий интеллект. Высокий интеллект не является обязательным для эффективности руководителя, и он не играет ключевой в роли в выстраивании положительных отношений с подчинёнными. В этой части добрый по натуре человек будет более эффективен в управлении людьми, чем умный, но склонный к отрицательным эмоциям. И тем не менее, интеллект позволяет более эффективно решать встающие перед коллективом задачи наилучшим образом, что способствует росту производительности труда, слаженности работы, уменьшению стресса в работе подчинённых, и в конечном счёте это положительно сказывать на взаимоотношениях с подчинёнными.
  6. Низкая нравственность. Если руководитель не имеет высокой нравственности и моральности, то с одной стороны, его действия в отношении подчинённых не будут честными и нравственными, а значит и взаимоотношения будут сложные, а с другой стороны, руководитель плохо понимающий, что такое справедливость, не сможет справедливо разрешать складывающиеся в коллективе конфликтные ситуации, что будет приводить к усложнению взаимоотношений в коллективе и потери им эффективности.
  7. Недостаточная смелость. Руководитель должен обладать определённой смелостью, поскольку он занимает пост, на котором должен проявлять не только лидерские качества, но брать на себя ответственность. Если руководитель недостаточно смел, то он будет избегать ответственности и будет склонен перекладывать её на подчинённых, что крайне негативно скажется на его взаимоотношениях с коллективом.
  8. Недостаточные лидерские качества. Развитые лидерские качества важны для руководителя и для его взаимоотношений с подчинёнными, поскольку подчинённые рассчитывают на руководителя и доверяют ему в его направляющей роли. Если руководитель не обладает необходимыми для своей должности лидерскими качествами, то это будет плохо оценено подчинёнными и скажется на их взаимоотношениях с ним.
  9. Недостаточные коммуникативные способности. Развитые коммуникативные способности руководителя не играют решающей роли в его взаимоотношениях с коллективом, но тем не менее умение выстраивать стройный диалог с подчинёнными и способность грамотно излагать свои мысли всегда руководителю будут полезны. Руководитель ответственный, умный и добрый, но косноязычный, всегда будет более любим и уважаем коллективом, чем руководитель, умеющий хорошо говорить, но кроме этого никакими иными достоинствами не наделённый. 

Здесь перечислены только определённые элементы и свойства характера, речь о профессиональной грамотности руководителя в области, в которой он поставлен руководить в расчёт не берётся. Высокая компетентность в своей области и подробные знания руководителя всегда вызывают у его подчинённых дополнительное уважение, поскольку такой руководитель может легко им помочь в решении сложностей и задач, которые встают в рамках их работы, и которые без внешней помощи они решить не смогут. Компетентный руководитель вызывает у подчинённых ощущение опоры, на которую они могут опереться в сложной ситуации, что существенно улучшает их отношение к такому руководителю.

Распределение обязанностей между руководителями

Данный вопрос также имеет отношение к взаимоотношениям между руководителем и подчинёнными, но его решение уже зависит не от самого руководителя, а от организации его работы вышестоящим руководством. В зависимости от своих обязанностей и полномочий руководителю приходиться решать задачи в разных областях, нередко конкурирующих друг другом.

Например, руководителю может быть поручено, с одной стороны, обеспечивать экономию на сотрудниках и для этих целей управлять размером оплаты труда подчинённых, а с другой стороны, обеспечивать высокий моральный дух, пониженную текучесть кадров и эффективность их труда. Как правило, совмещение в одной должности противоречивых полномочий целесообразным не является и, как правило, приводит к тому, что руководитель не сможет выдержать здоровый баланс и будет уделять внимание только одной из крайностей.

Чтобы этого не происходило, обязанности стоит разделять таким образом, чтобы один руководитель отвечал за одну область, например за размер оплаты и экономию финансов организации, а другой руководитель – за уменьшение текучести кадров, эффективность труда и защиту интересов сотрудников. В таком случае между ними будет происходить естественная конкуренция, как между адвокатом и прокурором во время судебного процесса, что позволит обеспечивать золотую середину во взаимоотношениях внутри организации и самих руководителей с подчинёнными.

Итог и заключение

Взаимоотношения руководителя со своими подчинёнными являются важным элементом эффективности работы как самого руководителя, так и доверенного ему коллектива. На взаимоотношения между руководителем и подчинённым влияет множество факторов, но основным фактором является характера руководители и формирующееся на его основании отношения руководителя к своим подчинённым.

Руководитель для того, чтобы установить доверительные и уважительные отношения со своими подчинёнными должен быть ответственным, смелым, компетентным, должен уважать своих подчинённых и заботиться о них, отстаивать их интересы, помогать в решении их задач и проблем, должен уметь слушать своих подчинённых и слышать их, должен принимать решения на основании всей доступной информации и компетентных мнений своих подчинённых, но самостоятельно нести ответственность за принятое решение, должен уметь разрешать конфликты и различные спорные ситуации справедливо и не ангажировано, и, конечно, должен относится к подчинённым в первую очередь как к людям, которые добровольно вступили в трудовые взаимоотношения и добровольно согласились поступить к нему в подчинение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство прокуратуры республики коми
  • Руководство владельца тойота прадо
  • Ацетилсалициловая кислота для чего применяют таблетки взрослым инструкция по применению
  • Тонометр cigii b26 инструкция на русском
  • Приложение карта тройка для андроид как пользоваться инструкция по применению