Местное руководство это

Понятие органов местного самоуправления 

Под органами местного самоуправления, чаще всего, понимают другие и выборные органы, которые наделены полномочиями для решения вопросов местного значения и которые не входят в систему органов государственной власти. Это такие органы муниципальных образований, местных саморегулируемых территориальных сообществ, которыми они образовываются и перед которыми в обязательном порядке несут ответственность за плохое исполнение своих полномочий и обязанностей.

Органы местного самоуправления имеют следующие особенности:

  • — Они не входят в компанию органов власти государства (этот пункт имеет полное соответствие 12 страницы Конституции);
  • — В случае, когда они наделены иными государственными полномочиями и также могут принимать участие в реализации функций государства, и их функционировании в этом случае будет все под государственным контролем (этот пункт имеет полное соответствие статье 132 Конституции).

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее— Закон о местном самоуправлении 2003 года) подробно дает определение составу органов местного самоуправления, которые включают в нее основные элементы: 
— глава муниципального образования; 
— орган представителей муниципального образования; 
— орган контроля муниципального образования; 
— местная администрация; 
— другие органы местного самоуправления, которые предусмотрены уставом. 
И при этом наличие представительного органа, главы, местной администрации в системе органов местного самоуправления очень важно и является обязательным.

В данной системе особенное место занято представительным органом местного самоуправления в роли выборного органа, который обладает правом представлять все интересы населения и от его имени принимать решения, которые действуют на всей территории муниципального образования. Названия представительного органа местного самоуправления разнообразны.

Это все зависит от, национальных, исторических и иных традиций, также представительный орган можно называть: 

  • совет, 
  • дума, 
  • сход, 
  • муниципальный совет, 
  • собрание представителей, 
  • собрание, 
  • рада, 
  • джирге, 
  • курултай,
  • круге и т.п.

Основные вопросы органа самоуправления

Представительный орган решает вопросы только ведения — это такие вопросы, которые не требуют проведения опросов общественного мнения, референдумов, публичных обсуждений, решаемых только при помощи представительных органов местного самоуправления и никаких других органов. Принимая во внимание Закон о местном самоуправлении 2003 года (35 статья), в редком ведении представительного органа местного самоуправления существуют такие вопросы как: 

  •  утверждение устава муниципального образования и занесение в него дополнений и изменений; 
  •  утверждается местный бюджет и отчет о его реализации;
  •  отмена, изменение и установление местных сборов и налогов в полном соответствии с российским законодательством по налогам и сборам; 
  •  принимают планы и программы по развитию муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  •  определение поочередности распоряжения и управления имуществом, которое находится в муниципальной собственности; 
  •  определение поочередности принятия решений об создании, ликвидации и реорганизации муниципальных учреждений и предприятий, а также об принятии тарифов на определенные услуги муниципальных учреждений и предприятий; 
  •  определение правил участия муниципального образования в проведении межмуниципального сотрудничества; 
  •  определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы органов местного самоуправления; 
  •  контроль за выполнением должностными лицами местного самоуправления и органами местного самоуправления обязанностей по исполнению вопросов местного назначения, 
  •  утверждение решений о определении главы муниципального образования в отставку.
Определение 1

Все перечисленные возможности представительных органов представляют собой минимальный, но в то же время не окончательный список их обязанностей и прав. Компетенция представительных органов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований, в которых в соответствии с законодательством субъектов России они имеют возможность быть расширены (но никоем случае не сужены).

В других ситуациях, когда перечень полномочий весьма обширен, обязанности представительных органов во всей системе органов местного самоуправления существенно увеличивается.

Состав и структура органов самоуправления

Определение 2

Состав представительного органа местного самоуправления представляет собой внутреннее построение органа, определяющее населением по законодательству муниципального образования без чьей-либо помощи. 

Структурными элементами представительного органа местного самоуправления, в большинстве случаев, относят: 

  •  председатель или руководящее звено;
  •  депутатские группы либо территориальные структуры; 
  •  постоянные и временные комиссии либо подразделение функционально-отраслевые; 
  •  политические фракции; 
  •  рабочий аппарат.

Председатель руководит работой представительного органа муниципального образования: созывает и ведет собрания представительного органа; в то же время контролирует и обеспечивает выполнение основных правил представительного органа; ставит подписи на протоколах собраний, заседаний, а так же решений, другие различные документы представительного органа; строго следит за исполнением указов представительного органа; регулирует работу постоянных и иных комиссий; при его помощи решаются и другие вопросы, которые поручены представительным органом или возложены существующим законодательством.

Постоянные комиссии в роли функционально-отраслевых структурных подразделений представительного органа местного самоуправления имеют важное место в составе органа. К основным задачам неизменных комиссий органа представления местного самоуправления относятся данные вопросы: 

  •  разрабатывание предложений, которые будут представлены к рассмотрению на заседании; 
  •  создание проектов, а также заключений решений по вопросам управления представительного органа; 
  •  помощь депутатам и органам самоуправления в их непростой работе по выполнению решений и приказов представительного органа; 
  •  осуществление контроля в рамках возможностей представительного органа по деятельности городской администрации, а также ее структурных и территориальных подразделений, и за действием предприятий, организаций и учреждений по исполнению решений и приказов представительного органа.
Определение 3

Органы местного самоуправления исполнительного назначения — ни что иное, как органы, которые осуществляют исполнительно-распорядительные и организационно-управленческие функции, а также направленные на исполнение законов субъекта России, федеральных законов и местных нормативных актов, которые наделены уставом муниципального образования своей направленности. 

Местная администрации и ее функции

Исполнительный орган местного самоуправления выступает местная администрация или мэрия.

Определение 4

 Местная администрация (в переводе с латинского означает руководство или управление) — это исполнительный орган в составе местного самоуправления, который возглавляется главой администрации или главой муниципального образования

Местная администрация осуществляет представленные организационно-распорядительные функции: 

  •  выполнение законов субъекта России, федеральных законов, а также местных нормативных актов; 
  •  осуществляется создание проекта бюджета и его выполнения; 
  •  происходит управление собственностью, которая принадлежит муниципальной структуре; 
  •  разрабатываются программы социально-экономического развития муниципального образования и их выполнение и т.п.

К составным элементам местной администрации, в большинстве случаев, относятся: 

  •  глава местной администрации, а также его заместители, то есть руководящее звено; 
  •  управления, департаменты, комитеты;
  •  административный аппарат; 
  •  территориальные либо районные структурные организации местной администрации.

Человек, который занимает главенствующую роль в местной администрации контролирует деятельность исполнительных органов муниципального образования по принципу единоначалия. Абсолютно все исполнительные службы местного самоуправления обязаны отчитываться только ему и несут ответственность перед ним. Руководитель местной администрации персонально несет ответственность за эффективную работу исполнительных органов городского самоуправления. 

Основные функции руководителей

Отталкиваясь от устава муниципального образования, руководитель местной администрации исполняет данные функции: 

  • следит за организацией формирования и исполнения бюджета муниципального образования; 
  •  осуществляет руководство напрямую или через органы предприятия, которые находятся в непосредственном подчинении, организациями и учреждениями, которые находятся в муниципальной собственности; 
  •  несет ответственность за обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан и законности;
  •  при его непосредственном участии отменяются правовые акты подотчетных органов управления администрации; 
  •  следит за организацией и разработкой проектов и планов, правовых актов, программ и вносит их на общее рассмотрение представительного органа муниципального образования; 
  •  с его помощью заключают договора, соглашения; 
  •  осуществляет применение мер поощрения, призывает к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих, которых сам же и назначает.

Исходя из статьи 37 Закона о местном самоуправлении 2003 года, руководителем местной администрации могут являться: 

  •  руководитель муниципального образования; 
  •  человек, который назначается по контракту, который заключат в результате конкурса на занимание данной должности.

При исполнении конкурса представительный орган муниципального образования отвечает за следующие вопросы: 

  • осуществляет определение порядка проведения конкурса (принимает положение об конкурсе на замещение места руководителя местной администрации); 
  •  определяет состав, а также число членов конкурсной комиссии; 
  • осуществляет подбор членов конкурсной комиссии (к примеру, в муниципальных районах или городских округах могут назначать всего 2/3, а остальная часть назначается только законодательным органом государственной власти субъекта РФ по предъявлению высшего руководящего лица субъекта России); 
  • только он может выбирать лицо, которое претендует на должность руководителя местной администрации исходя из числа соискателей, которые представлены конкурсной комиссией полагаясь на результаты конкурса; 
  •  при его непосредственном участии утверждаются условия контракта либо договора руководителя администрации (определяя примерный контракт, который заключается с руководителем местной администрации); 
  •  определяет состав местной администрации по непосредственному преставлению руководителя местной администрации; 
  •  может выступать основоположником разрыва контракта с руководителем местной администрации.

Высшее должностное лицо в системе органов местного самоуправления выступает глава муниципального образования. 

Согласно статье 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года, руководитель муниципального образования: 

  • может избираться только на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования только из своей структуры; 
  •  в том случае, когда избрания на муниципальных выборах он или входит в состав представительного органа муниципального образования с соответствующим правом основного голоса и выступает его председателем, или возглавляет местную администрацию; 
  •  в то время, когда избирание представительным органом муниципального образования является главным участником представительного органа муниципального образования; 
  • в то же время нельзя чтобы одновременно быть председателем представительного органа муниципального образования и руководителем местной администрации; 
  •  в случае, когда создание представительного органа муниципального района, взятое из списка представителей выборных органов поселений, является председателем представительного органа муниципального района.

Вот таким образом на местном уровне осуществляется принцип разделения властей. Исходя из статьи 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года, как правило в малочисленных сельских поселениях можно совмещать полномочия председателей представительного органа местного самоуправления и глав местной администрации.

Исходя из статьи 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года, руководитель муниципального образования имеет следующие возможности:

  •  он представляет муниципальное образование во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и других муниципальных образований, гражданами и организациями, органами государственной власти, без наличия доверенности работает от имени муниципального образования (в то время, когда представительские возможности представляют из себя перечисленные субъекты руководителей муниципального образования имеют право подписывать соглашения, требовать позицию от имени целого муниципального образования, только за исключением предварительно, специально прописанных в уставе муниципального образования либо законодательстве случаях);
  •  может подписывать и обнародовать в порядке, который установлен нормативно правовыми актами, уставом муниципального образования, принятыми представительным органом муниципального образования;
  •  издает в определенных рамках своих возможностей правовые акты;
  •  имеет право требовать организации внеочередных заседаний представительного органа муниципального образования;
  •  обеспечивает разрешение вопросов местного значения.

Все приведенные возможности принадлежат руководителю муниципального образования в независимости от способа, при помощи которого его избрали или от того органа, который он возглавляет. Уставы муниципальных образований увеличивают настоящий список полномочий руководителя муниципального образования, только при учете того, каким органом он руководит — представительным или исполнительным. Руководитель муниципального образования подотчетен и подконтролен всему населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.

Органы самоуправления напрямую взаимосвязаны один с другим и также являются единой системой, в которой согласно Закону в полной мере реализован обязательный принцип разделения власти.
 

КонсультантПлюс: примечание.

Положения ст. 34, касающиеся избирательных комиссий муниципальных образований, применяются в части, не противоречащей ФЗ от 14.03.2022 N 60-ФЗ.

1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2010 N 315-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.02.2015 N 8-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек — на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через один год со дня его создания.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

5.1. Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов первого созыва, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, наделенного статусом городского округа с внутригородским делением, срок принятия уставов таких внутригородских районов, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, преобразованного в городской округ с внутригородским делением, срок формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их создания.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением выборы главы такого городского округа не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа статусом городского округа с внутригородским делением до формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа и внутригородских районов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа с внутригородским делением, преобразованного из городского округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа с внутригородским делением.

Срок упразднения внутригородских районов, срок прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления данных внутригородских районов, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, срок формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Упразднение внутригородских районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа с внутригородским делением статусом городского округа до формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа и внутригородских районов, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа с внутригородским делением в городской округ. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

6. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;

2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования — в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.

7. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

8. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Что такое местное самоуправление в Российской федерации

 Местное самоуправление в Российской Федерации

Местное самоуправление — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом, гарантированная Конституцией Российской Федерации.

Местное самоуправление осуществляется в  муниципальных образованиях — городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район); городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах), в том числе в городах федерального значения.

Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Вопросы, обычно относящиеся к ведению местного самоуправления:

  • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;
  • организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально-технических училищ; организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка; профилактика и предупреждение терроризма и экстремизма; межнациональное и межконфессиональное взаимодействие; участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах муниципальных образований;
  • организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования); благоустройство и озеленение территории муниципального образования; другие вопросы (всего их более 30).

Муниципальное образование должно обладать собственностью.

Важнейшие объекты его собственности должны являться — земли, жилой фонд, прежде всего в городах: это не приватизированные жильцами дома и квартиры, а также помещения муниципальных учреждений образования, здравоохранения, предприятия культуры, торговли, бытового обслуживания и местной промышленности.

Для решения местных вопросов, муниципальное образование должно иметь денежные средства: составляется местный бюджет, то есть роспись доходов и расходов муниципального образования. Источники доходов должны образовывать:

  • местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от государственных налогов, установленные законом (транспортный налог, дорожный налог, сбор на нужды жилищного коммунального фонда);
  • поступления от сдачи имущества в аренду или от его приватизации;
  • отчисления от прибыли муниципальных предприятий (торговых, бытовых, промышленных); различные дотации.

 Органы местного самоуправления в системе публичной власти Российской Федерации

Публичная власть в Российской Федерации (далее – РФ) имеет двухуровневую структуру:

  1. Государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти);
  2. Местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация).

На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления — не входят в систему государственных органов исполнительной власти.

Законодатель устанавливает виды организаций, которые относятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.

 Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения иных местных вопросов жизнедеятельности населения.

Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ, не противоречащим федеральному законодательству,  с учётом исторических и иных местных традиций.

Представительный орган муниципального образования:

 Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке. В исключительную компетенцию этого выборного органа должно входить:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.

 Глава муниципального образования:

 Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Законодательство РФ устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями и т.д.).

 Местная администрация:

 Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Местной администрацией руководит Глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации может быть Глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации по представлению её Главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия Главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта и т.д.

 Контрольный орган муниципального образования:

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.).

Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 Для объективности и беспристрастности контроля,  функции контрольного органа муниципального образования могут быть делегированы (переданы) представительным органом муниципального образования – государственным контрольно-ревизионным структурам того-либо иного  субъекта РФ.

Одним из важнейших элементом компетенции органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения (НПА местного значения).

Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего Суда в случае  —  нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях:

  1. Издания должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего российскому законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а данное должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
  2. Совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют  — надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Уполномоченные органы государственной власти осуществляют  — контроль за реализацией органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Права органов местного самоуправления

Муниципальное самоуправление не относится к государственной власти. Но государственная власть передает (делегирует) муниципальным органам некоторые властные функции.

Важнейшее проявление функций власти, полученной от государства, — полномочие муниципальных органов издавать обязательные к исполнению нормативные акты, то есть решения, положения и постановления, которые содержат общеобязательные правила поведения (нормы). За нарушение или неисполнение таких нормативных актов предусмотрены меры ответственности, главным образом в виде штрафов. Конечно, подобные акты действуют только на территории данного муниципального образования и касаются только местных дел (вопросов местного значения).

Акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, нарушающие права местного самоуправления, могут быть оспорены как недействительные в суде путем подачи иска гражданами, проживающими на территории муниципального образования, а также органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Нормы Закона города Севастополя 102-ЗС от 30.12.2014 г.

«О местном самоуправлении в городе Севастополе»:

Статья 1. Местное самоуправление.

  1. 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации признается, гарантируется и осуществляется на территории города Севастополя в пределах внутригородских муниципальных образований.
  2. Местное самоуправление в городе Севастополе (далее — местное самоуправление) — форма осуществления жителями города Севастополя своей власти, обеспечивающая в пределах, установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами города Севастополя, самостоятельное и под свою ответственность решение населением города Севастополя непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения города Севастополя с учётом исторических и иных местных традиций.

     ВОПРОСЫ  МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ:

                        (исчерпывающий перечень)

Статья 9. Вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований города Севастополя

  1. К вопросам местного значения внутригородским муниципальных образованийотносятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета внутригородского района и контроль за исполнением данного бюджета;

2) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

3) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории внутригородских муниципальных образований, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

4) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах внутригородского муниципального образования;

5) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах внутригородского муниципального образования;

6) организация охраны общественного порядка на территории внутригородского муниципального образования;

7) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

8) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;

9) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей внутригородского района услугами организаций культуры;

10) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью;

11) создание условий для массового отдыха жителей внутригородского муниципального образования и организация обустройства мест массового отдыха населения.

12) обеспечение условий для развития на территории внутригородского муниципального образования физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

  1. Установленный настоящей статьёй перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований является исчерпывающим и не может быть изменён иначе как путём внесения изменений и (или) дополнений в настоящий Закон города Севастополя.
  2. Предусмотренные федеральным законодательством полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в том случае, если вопросы местного значения определены настоящей статьёй.

Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города  Севастополя.

  1. К полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя относятся:

1) принятие устава внутригородского муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов внутригородского муниципального образования;

3) внесение инициативы по изменению границ территории внутригородского муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством;

4) утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении;

5) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчётов об их исполнении;

6) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и осуществление от имени внутригородского муниципального образования правомочий по владению, пользованию и распоряжению таким имуществом;

7) определение порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения;

8) определение порядка участия внутригородского муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

9) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

10) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

11) принятие решения об удалении главы внутригородского муниципального образования в отставку;

12) установление структуры органов местного самоуправления;

13) учреждение печатного и электронного средств массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей внутригородского муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии внутригородского муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

14) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

15) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ внутригородского муниципального образования, преобразования внутригородского муниципального образования;

16) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

17) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством;

18) создание условий для развития туризма;

19) организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий;

20) организация мероприятий по сохранению и развитию местных традиций и обрядов;

21) осуществление военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации на территории внутригородского муниципального образования;

22) организация и проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, проживающих на территории внутригородского муниципального образования;

23) выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.

Ленинский муниципальный округ города Севастополя

Местное самоуправление — что это, функции, права и обязанности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Всякое государство для выполнения возложенных на него функций создает определенную структуру власти (это как?).

Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).

Местное самоуправление

Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это …

Разберем термин «местное самоуправление» дословно:

  1. «самоуправление» – это управление чем-либо собственными силами, без привлечения каких-либо органов и структур со стороны;
  2. «местное» – значит, что самоуправление осуществляется «на месте», т.е. там, где проживают граждане.

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.

Человечки

В чем заключается суть местного самоуправления:

  1. решение вопросов местного значения;
  2. управление муниципальным имуществом.

При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.

Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.

А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.

Власть
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:

Типы

Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.

В данном документе прописаны следующие моменты:

  1. право граждан на МСУ;
  2. полномочия МСУ;
  3. принципы организации органов МСУ;
  4. что относится к вопросам местного значения;
  5. правовое регулирование деятельности МСУ;
  6. формы МСУ;
  7. органы МСУ и их ответственность за свою деятельность;
  8. муниципальные законодательные акты;
  9. экономическая платформа деятельности МСУ.

Органы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется посредством специальных органов, которые выбираются населением МО. Органы подразделяются на представительные и управленческие.

Возглавляет их глава МО. Наименование главы утверждается Уставом МО. Это может быть: «мэр», «глава», «староста» и т.д.

Представительный орган (Дума, Совет, Собрание) избирается населением МО.

  1. Если население МО ≤ 100 человек (имеются ввиду люди, обладающие избирательным правом), то представительным органом становится сход (собрание) граждан.
  2. Если население ≥ 100 человек, но ≤ 300 человек, то граждане вправе сами определить, создавать ли им представительный орган или осуществлять МСУ посредством схода жителей МО.

Органы

Глава МСУ избирается населением или представительным органом.

Органы МСУ не являются органами государственной власти. Как уже говорилось в статье ранее, они могут лишь быть наделены некоторыми полномочиями гос.органов.

Какие вопросы решает местное самоуправление

Основные функции местного самоуправления закреплены ст. 132 Конституции РФ, а уточнены в ФЗ № 131-ФЗ (ст. 14 — 16):

  1. управление муниципальной собственностью;
  2. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  3. установление, корректировка или отмена местных налогов и сборов;
  4. выполнение функций нотариуса (это как?), если в МО нет нотариуса;
  5. охрана правопорядка;
  6. организация обеспечения населения коммунальными услугами;
  7. создание генерального плана МО;
  8. участие в выполнении кадастровых работ на территории МО;
  9. утверждение местных нормативов на проектирование кап.строений;
  10. осуществление контроля за использованием земель МО, в том числе – принятие решений об изъятии земельных участков у физических или юридических лиц, если они используются не по целевому назначению;
  11. контроль за использованием и сбережением лесных массивов и особо охраняемых природных зон на территории МО;
  12. выдача разрешений и документов на строительство в пределах конкретного МО, разрешений на ввод в эксплуатацию капитальных строений;
  13. присвоение и аннулирование адресов капитальных строений, наименований улиц, переулков и т.д.;
  14. принятие решений о сносах самовольных построек;
  15. обустройство и ремонт автодорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения;
  16. строительство объектов муниципального жилого фонда;
  17. обеспечение малоимущих граждан МО жильем из муниципального фонда;
  18. обеспечение условий для развития сельского хозяйства и развития малого и среднего предпринимательства (это что?);
  19. организация транспортного обслуживания на территории МО;
  20. профилактика терроризма и экстремизма (это как?) на территории МО;
  21. участие в предотвращении ЧС (чрезвычайных ситуаций) и в ликвидации их последствий;
  22. организация мероприятий для предотвращения пожаров на территории МО, участие в ликвидации пожаров и их последствий;
  23. организация и функционирование аварийно-спасательных служб на территории МО;
  24. организация обеспечения населения услугами общественного питания, торговли, проведения досуга, почтовой связи;
  25. создание библиотек и организация их работы;
  26. создание условий для занятия физкультурой и спортом (в том числе – инвалидам), условий для развития народного творчества, условий для развития туризма;
  27. отлов бездомных животных;
  28. организация и содержание кладбищ;
  29. решение других вопросов МО.

Формы местного самоуправления

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

  1. Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.

    Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).

    Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.

  2. Муниципальные выборы. Проводятся для того, чтобы жители конкретного МО смогли выбрать членов представительного органа, который будут действовать в интересах жителей МО.

    Выборы

  3. Голосование по отзыву ранее выбранного представителя (депутата) представительного органа, по изменению территориальных границ МО, по преобразованию МО. Голосование проводится по инициативе жителей МО. Процедура отзыва прописывается при создании МО в его уставе.
  4. Сход граждан. Проще говоря, это общее собрание жителей МО. Сход проводится, если кол-во жителей МО ≤ 100 (нет представительного органа), или же по желанию жителей МО, численность которого от 100 до 300 человек.

    Сход правомочен решать какие-либо вопросы, если половина людей на сходе имеет избирательное право. Инициатором схода может выступать глава МО или его жители (не меньше 10 человек).

    Решение схода считается принятым, если за него проголосовало больше 50 % человек, присутствующих на сходе. Принятое решение схода обязательно к исполнению.

  5. Общественное самоуправление. Такая форма МСУ подразумевает, что инициативная группа жителей МО выдвигает какие-либо задачи, затем предлагает их для обсуждения на собраниях или конференциях жителей МО. При этом выдвигаемые для решения проблемы могут быть актуальны только для ограниченного числа жителей МО.

    Поясню на примере: допустим, гр.Иванов, проживающий в вашем подъезде, решил, что пора навести образцовый порядок на лестничных клетках. Он приглашает всех жителей вашего подъезда на собрание, посвященное этому вопросу.

    Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры для наведения порядка, а потом, может быть, даже его наводят. Этот процесс и называется общественным самоуправлением.

  6. Публичные слушания, обсуждения, собрания, конференции. Инициируются либо жителями МО, либо представительным органом, либо главой администрации. На публичных слушаниях заслушиваются важные для МО документы, например, проект устава МО, бюджет МО (проект и последующее исполнение).
  7. Опросы жителей МО. Могут проводиться либо представительным органом и (или) главой МО, либо органами государственной власти. Результаты опроса не обязательны к исполнению, они носят только рекомендательный характер.
  8. Обращения жителей МО в органы МСУ (коллективные и индивидуальные). Обязательны к рассмотрению органами местной власти и вынесению какого-либо решения по теме обращения.
  9. Другие формы самоуправления, не противоречащие законодательству РФ.

    Праздник

Краткое резюме

Местное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих.

Читайте наш блог, получайте новую информацию!

Автор статьи: Елена Копейкина

Уставом муниципального
образования может быть предусмотрена
должность главы муниципального
образования—выборного
должностного лица, возглавляющего
деятельность по осуществлению местного
самоуправления на территории муниципального
образования. Термин «глава муниципального
образования» введён в научный оборот
Федеральным законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ». До вступления в силу этого Закона
последовательно применялись понятия
«глава местной администрации» и «глава
местного самоуправления», хотя чёткого
толкования их не было. Наименования
главы муниципального образования
определяются уставами муниципальных
образований в соответствии с законами
субъектов Федерации. Обычно в городских
муниципальных образованиях глава
именуется мэром, а в сельских районах—главой
района.

Исполнительный
орган местного самоуправления—правоприменительный,
исполнительный и распорядительный
орган общей компетенции, создаваемый
специально для повседневного
функционирования в системе местного
самоуправления с целью проведения в
жизнь (исполнения) принимаемых населением
и представительным органом решений и
общеобязательных правил в процессе
управления и регулирования экономической,
социально-культурной и
административно-политической сфер
жизни местных сообществ.

Новый Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. внёс необходимую
определённость в систему исполнительных
органов муниципальных образований,
включив в неё главу муниципального
образования и местную администрацию,
наличие которых в муниципальном
образовании является обязательным. Он
предоставляет муниципальным образованиям
возможность выбора разных организационных
схем построения органов, осуществляющих
исполнительно-распорядительную
деятельность на местном уровне:

  1. Исполнительная
    деятельность—реализация мероприятий,
    связанных с обеспечением исполнения
    требований закона, других актов (это
    лежит в основе названия данных органов);

  2. Распорядительная
    деятельность—юридически властные
    действия, направленные на обеспечение
    исполнения объектами управления
    требований нормативных актов, принятых
    управленческих решений.

Глава муниципального
образования избирается (непосредственно
этот вопрос решается в уставах
муниципальных образований):

  1. Либо гражданами,
    проживающими на территории муниципального
    образования, на основе всеобщего,
    равного и прямого избирательного права
    при тайном голосовании;

  2. Либо представительным
    органом местного самоуправления из
    своего состава в порядке, установленном
    Федеральными законами и законами
    субъектов Федерации.

Он наделяется
собственной компетенцией по решению
вопросов местного значения в соответствии
с уставом муниципального образования.
В случае избрания его на муниципальных
выборах он входит в состав представительного
органа муниципального образования с
правом решающего голоса и является его
председателем либо возглавляет местную
администрацию. Глава муниципального
образования не может быть одновременно
председателем представительного органа
и главой местной администрации.
Наименование главы и сроки его полномочий
определяются уставом муниципального
образования.

Варианты статуса
главы муниципального образования:

  1. Председатель
    представительного органа местного
    самоуправления, не являясь депутатом
    и главой местной администрации;

  2. Будучи избранным
    депутатом, является председателем
    представительного органа местного
    самоуправления и возглавляет местную
    администрацию;

  3. Глава местной
    администрации, представляя муниципальное
    образование, может в отдельных случаях
    председательствовать на заседаниях
    представительного органа.

Особенности
правового положения:

  1. Является выборным
    должностным лицом;

  2. Возглавляет
    деятельность по осуществлению местного
    самоуправления;

  3. Наделяется уставом
    муниципального образования собственной
    компетенцией по решению вопросов
    местного значения;

  4. Согласно уставу
    может входить в состав представительного
    органа местного самоуправления и
    председательствовать на его заседаниях;

  5. Занимая муниципальную
    должность, вместе с тем не относится к
    категории муниципальных служащих.

Полномочия главы
муниципального образования:

  1. Представление
    муниципального образования в отношениях
    с другими муниципальными образованиями,
    органами государственной власти,
    гражданами и организациями (без
    доверенности действует от имени
    муниципального образования, официально
    представляя его внутри страны и за её
    пределами);

  2. Руководство
    исполнительными органами местного
    самоуправления (организация работы с
    кадрами муниципальных служащих и
    аппаратом местной администрации);

  3. Взаимоотношения
    с представительным органом местного
    самоуправления;

  4. Подписание и
    обнародование нормативных правовых
    актов, принятых представительным
    органом муниципального образования;

  5. Издание в пределах
    своих полномочий правовых актов;

  6. Представление
    программ и планов социально-экономического
    развития муниципального образования;

  7. Требование созыва
    внеочередного заседания представительного
    органа муниципального образования;

  8. Отчётность о своей
    деятельности.

Он подконтролен
и подотчётен населению и представительному
органу местного самоуправления.

Полномочия главы
муниципального образования прекращаются
досрочно в случае:

  1. Смерти;

  2. Отставки по
    собственному желанию;

  3. Отрешения от
    должности в соответствии со ст. 74
    Федерального закона № 131-ФЗ высшим
    должностным лицом субъекта Российской
    Федерации;

  4. Признания судом
    недееспособным или ограниченно
    дееспособным;

  5. Признания судом
    безвестно отсутствующим или объявления
    умершим;

  6. Вступления в
    отношении его в законную силу
    обвинительного приговора суда;

  7. Выезда за пределы
    Российской Федерации на постоянное
    место жительства;

  8. Прекращения
    гражданства Российской Федерации,
    прекращения гражданства иностранного
    государства—участника международного
    договора Российской Федерации, в
    соответствии с которым иностранный
    гражданин имеет право быть избранным
    в органы местного самоуправления;

  9. Отзыва избирателями;

  10. Установления в
    судебном порядке стойкой неспособности
    по состоянию здоровья осуществлять
    полномочия главы муниципального
    образования;

  11. Досрочного
    прекращения полномочий представительного
    органа муниципального образования,
    если глава муниципального образования
    был избран из состава данного органа.

Конституционный
Суд РФ подтвердил, что создание
исполнительных органов местного
самоуправления относится к усмотрению
местных сообществ и не может устанавливаться
в качестве обязательного требования
законом субъекта РФ. Дело в том, что
согласно ст. 10 Конституции РФ принцип
разделения властей является обязательным
только для государственной власти, но
не для местного самоуправления.

Местная
администрация—исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования,
наделяемый в соответствии с уставом
муниципального образования полномочиями
по решению вопросов местного значения
и полномочиями по осуществлению отдельных
государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления
федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.

Местная администрация
обладает правами юридического лица.
Структура местной администрации
утверждается представительным органом
муниципального образования по
представлению главы местной администрации.
В неё могут входить отраслевые
(функциональные) и территориальные
органы местной администрации. Главой
местной администрации является глава
муниципального образования либо лицо,
назначаемое на должность главы местной
администрации по контракту, заключаемому
по результатам конкурса на замещение
указанной должности на срок полномочий,
определяемый уставом муниципального
образования. Таким образом, глава
администрации муниципального образования
не является выборным лицом. Порядок
проведения конкурса на замещение
должности главы местной администрации
устанавливается представительным
органом муниципального образования.
Лицо назначается на должность главы
местной администрации представительным
органом муниципального образования из
числа кандидатов, представленных
конкурсной комиссией по результатам
конкурса. Глава местной администрации
руководит деятельностью аппарата
администрации и органов местной
администрации на принципах единоначалия
и несёт ответственность за надлежащее
осуществление ими своих полномочий. Он
не вправе заниматься предпринимательской,
а также иной оплачиваемой деятельностью,
за исключением педагогической, научной
и другой творческой деятельности.

Местная администрация
(варианты):

  1. Формируется
    представительным органом местного
    самоуправления;

  2. Создаётся главой
    местного самоуправления самостоятельно;

  3. Формируется главой
    местного самоуправления с согласия
    представительного органа местного
    самоуправления;

  4. Главные должностные
    лица назначаются с согласия
    представительного органа местного
    самоуправления, а остальные—главой
    местного самоуправления самостоятельно.

Полномочия главы
местной администрации, осуществляемые
на основе контракта, прекращаются
досрочно в случае:

  1. Смерти;

  2. Отставки по
    собственному желанию;

  3. Расторжения
    контракта по соглашению сторон или в
    судебном порядке;

  4. Отрешения от
    должности в соответствии со ст. 74
    Федерального закона № 131-ФЗ высшим
    должностным лицом субъекта Российской
    Федерации;

  5. Признания судом
    недееспособным или ограниченно
    дееспособным;

  6. Признания судом
    безвестно отсутствующим или объявления
    умершим;

  7. Вступления в
    отношении его в законную силу
    обвинительного приговора суда;

  8. Выезда за пределы
    Российской Федерации на постоянное
    место жительства;

  9. Прекращения
    гражданства Российской Федерации
    прекращения гражданства иностранного
    государства—участника международного
    договора Российской Федерации, в
    соответствии с которым иностранный
    гражданин имеет право быть избранным
    в органы местного самоуправления.

Контракт с главой
местной администрации может быть
расторгнут по соглашению сторон или в
судебном порядке на основании заявления:

  1. Представительного
    органа муниципального образования или
    главы муниципального образования;

  2. Высшего должностного
    лица субъекта РФ в связи с нарушением
    условий контракта в части, касающейся
    осуществления отдельных государственных
    полномочий;

  3. Главы местной
    администрации в связи с нарушениями
    условий контракта органами местного
    самоуправления и (или) органами
    государственной власти субъекта РФ.

Возможные модели
взаимодействия между главой местного
самоуправления и местной администрацией:

  1. Глава местного
    самоуправления лично руководит
    деятельностью местной администрации;

  2. Глава местного
    самоуправления осуществляет общее
    руководство муниципальным образованием,
    обладает незначительным объёмом
    полномочий исполнительно-распорядительного
    характера; оперативное руководство
    принадлежит руководителю местной
    администрации;

  3. Глава местного
    самоуправления практически не участвует
    в осуществлении исполнительных
    полномочий.

Как правило, к
ведению исполнительных органов
муниципальных образований отнесены:

  1. Владение,
    пользование, распоряжение и управление
    муниципальной собственностью;

  2. Комплексное
    социально-экономическое развитие на
    своей территории;

  3. Жилищно­-коммунальный
    комплекс;

  4. Муниципальное
    здравоохранение;

  5. Муниципальное
    образование;

  6. Пожарная
    безопасность.

Структура
исполнительного органа местного
самоуправления включает различные
подразделения отраслевого и функционального
назначения: отделы, управления, комитеты.
Вертикальность системы—особенность
организационного построения исполнительных
органов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    09.02.201616.14 Mб64Немцов и Светлакова. Электротехника.2007.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Rovus handy heater инструкция по применению
  • Технологическая инструкция по упрочнению накатыванием роликами осей колесных пар локомотивов
  • Зеленоград руководство прокуратуры
  • Омник инструкция по применению цена в омске
  • Кемира комби удобрение инструкция по применению