(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 119-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
а) на федеральном и межрегиональном уровнях — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;
в) на муниципальном уровне — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;
г) на объектовом уровне — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности возглавляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций возглавляют руководители федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций или их заместители. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации возглавляют высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований возглавляют главы местных администраций. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, возглавляют руководители организаций или их заместители.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
2.2. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи), комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, осуществляют координацию деятельности органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответственно на федеральном и межрегиональном, региональном, муниципальном, объектовом уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.3. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи) организует разработку федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям федерального или межрегионального характера.
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.4. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи), комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций соответственно федерального и межрегионального, регионального и межмуниципального, муниципального характера.
(п. 2.4 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 459-ФЗ)
2.5. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций могут принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (независимо от характера чрезвычайных ситуаций) в отношении работников указанных органов и корпораций, а также подведомственных им организаций.
(п. 2.5 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 459-ФЗ)
3. Постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
а) на федеральном уровне — подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения), обеспечивающие деятельность федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
(в ред. Федерального закона от 23.06.2020 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) на межрегиональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти межрегионального уровня, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях на межрегиональном уровне;
в) на региональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по субъектам Российской Федерации и организации (подразделения) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
г) на муниципальном уровне — единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
д) на объектовом уровне — подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны осуществляют:
а) на федеральном уровне — подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 159-ФЗ, от 23.06.2020 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) на межрегиональном и региональном уровнях — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) на муниципальном уровне — единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(пп. «в» введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
6. Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
7. Порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования — решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;
б) местный уровень реагирования:
решением главы местной администрации городского поселения при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского поселения;
решением главы местной администрации муниципального района при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района;
решением главы местной администрации муниципального округа или решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа;
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера на внутригородской территории города федерального значения;
в) региональный уровень реагирования — решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) федеральный уровень реагирования — решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (решением Правительства Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи) при возникновении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций и (или) сил и средств органов исполнительной власти двух и более субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Решением Президента Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, устанавливается особый уровень реагирования.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи) или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 159-ФЗ, от 30.12.2021 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
11. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, а также привлеченными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(п. 11 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 448-ФЗ)
Постоянно действующие органы управления системой чрезвычайных ситуаций
Каждый
уровень РСЧС имеет: координирующие
органы; постоянно действующие органы
управления, специально уполномоченные
на решение задач в области защиты
населения и территорий от ЧС, органы
повседневного управления, силы и
средства, резервы финансовых и материальных
ресурсов, системы связи, оповещения,
информационного обеспечения.
Координирующие
органы РСЧС:
-
на федеральном
уровне – Межведомственная комиссия
по предупреждению и ликвидации ЧС
и ведомственные комиссии по ЧС в
федеральных органах исполнительной
власти; -
на региональном,
охватывающем территории нескольких
субъектов РФ, – региональные
центры по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий МЧС
России. -
на территориальном
уровне, охватывающем территорию субъекта
РФ, комиссии по ЧС органов исполнительной
власти субъектов РФ (КЧС); -
на местном уровне,
охватывающем территорию района, города
(района в городе), – комиссии по ЧС
органов местного самоуправления (КЧС); -
на объектовом
уровне, охватывающем территорию
организации или объекта – объектовые
комиссии по ЧС (КЧС);
Положения
о КЧС утверждаются руководителями
соответствующих органов исполнительной
власти и организаций. Органы управления
по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям (ОУ ГОЧС);
-
на федеральном
уровне — МЧС России; -
на региональном
уровне — региональные центры: -
на территориальном
уровне — органы управления по делам ГО
и ЧС, создаваемые при органах исполнительной
власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС); -
на местном уровне
— органы управления по делам ГО и ЧС,
создаваемые при органах местного
самоуправления (ОУ ГОЧС); -
на объектовом —
отделы (секторы, специально назначенные
лица) по делам ГО и ЧС.
Органы повседневного
управления РСЧС:
-
пункты управления
(центры управления в кризисных ситуациях), -
оперативно-дежурные
службы органов управления по делам ГО
и ЧС (ОУ ГОЧС)всех уровней; -
дежурно-диспетчерские
службы и специализированные подразделения
федеральных органов исполнительной
власти;
Мчс России – федеральный орган управления в области предупреждения и ликвидации чс
Став
независимой, Россия указом Президента
РФ от 19 ноября 1991 г. на базе Госкомитета
РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба
ГО РСФСР образовала Государственный
комитет по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий. Через
два года— 10 января 1994 г. этот госкомитет
был преобразован в Министерство по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.
В
Положении о министерстве, утвержденном
постановлением правительства, указывалось,
что оно является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющем
руководство и координацию работ в
области гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
вызванных авариями, катастрофами, в том
числе радиационными, стихийными
бедствиями и применением возможным
противником средств поражения, проведения
подводных работ особого назначения.
МЧС
России осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также органами
местного самоуправления.
Основными
задачами МЧС России являются:
-
разработка
предложений по проведению государственной
политики в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, в том числе преодоления
последствий радиационных аварий и
катастроф, проведения подводных работ
особого назначения, мобилизационной
подготовки народного хозяйства; -
руководство
гражданской обороной Российской
Федерации, Войсками гражданской обороны
РФ и Поисково-спасательной службой
(ПСС) МЧС России; -
обеспечение
функционирования и дальнейшего развития
Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных -
ситуаций
(РСЧС); -
организация
и осуществление государственного
надзора за готовностью к действиям при
возникновении ЧС и выполнением
мероприятий по их предупреждению; -
руководство
работами по ликвидации крупных аварий,
катастроф и других чрезвычайных
ситуаций; -
проведение
подводных работ особого назначения; -
создание
и обеспечение готовности сил и средств,
необходимых для ликвидации ЧС; -
организация
разработки и реализации федеральных
целевых и научно-технических программ,
направленных на проведение и ликвидацию
ЧС; -
защиту
населения, территории страны, а также
на повышение устойчивости функционирования
объектов народного хозяйства при
возникновении ЧС; -
координация
работ по созданию и использованию
системы чрезвычайных резервных фондов
для проведения первоочередных работ
по ликвидации ЧС, контроль за целевым
расходованием средств, выделяемых
Правительством РФ на проведение
мероприятий по ликвидации ЧС; -
организация
обучения населения, подготовки
должностных лиц органов управления и
формирований гражданской обороны,
подразделений РСЧС к действиям в
чрезвычайных ситуациях; -
организация
международного сотрудничества по
вопросам, входящим в компетенцию
министерства.
Основными
подразделениями министерства являются
департаменты: управления; предупреждения
и ликвидации ЧС; мероприятий защиты
населения и территорий от ЧС; международного
сотрудничества; материально-технического
обеспечения и вооружения; инвестиций
и эксплуатации основных фондов, а также
управления: научно-техническое, связи
и оповещения; авиации; медицинское и
др.
Свои
задачи МЧС России решает непосредственно
силами центрального аппарата и через
подведомственные ему учреждения,
предприятия и организации.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Руководители ликвидации чрезвычайной ситуации (РЛЧС) – это руководители аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ), прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия РЛЧС и исполняют их до прибытия РЛЧС, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Руководители ликвидации чрезвычайной ситуации
Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
Полномочия
Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о проведении аварийно-спасательных работ (АСР) на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
Права
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители АСС, АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации.
В случае технологической невозможности проведения всего объема АСР руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
РЛЧС в пожарной охране
В пожарной охране руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации является старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, аттестованное на право ведения АСР, прибывшее первым на место ЧС в составе подразделения пожарной охраны и принявшего на себя полномочия РЛЧС.
Принятие старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны на себя руководства ликвидацией ЧС обязательно, если не обеспечивается управление силами и средствами на месте ликвидации ЧС.
Первое указание прибывшего к месту ЧС старшего оперативного должностного лица пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства ликвидацией ЧС, о чем делается запись в журнале пункта связи гарнизона (подразделения пожарной охраны) и документах оперативного штаба на месте ЧС (при его создании).
РЛЧС при передаче руководства ликвидацией ЧС старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны должен доложить об оперативно-тактической обстановке, сложившейся на месте ЧС, а также проведении АСР и других неотложных работ.
При прибытии к месту ЧС РЛЧС осуществляется руководство ликвидацией ЧС до прибытия РЛЧС, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенного органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС.
При прибытии подразделения пожарной охраны к месту ЧС РЛЧС проводятся следующие мероприятия:
- сообщение диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информации о прибытии к месту ЧС;
- оценка обстановки на месте ЧС по внешним признакам (общая обстановка на месте ЧС, место и размеры зоны ЧС по информации на момент прибытия, наличие людей в зоне ЧС, вид ЧС);
- оценка информации, полученной от руководителя и должностных лиц организаций, осуществляющих встречу подразделения пожарной охраны, очевидцев и других лиц на месте ЧС;
- уточнение сведений о завершении эвакуации людей из зоны ЧС, а также о возможных местах нахождения оставшихся в зоне ЧС людей, в том числе об их состоянии;
- сообщение информации диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) о достаточности сил и средств на месте ЧС, о необходимости вызова на место ЧС дополнительных подразделений и служб жизнеобеспечения.
РЛЧС, исходя из основных условий определения решающего направления при проведении АСР на месте ЧС, отдает личному составу подразделения пожарной охраны следующие команды:
- на подготовку имущества, оборудования и снаряжения, необходимого для проведения АСР и других неотложных работ;
- на проведение разведки ЧС.
После выполнения личным составом указанных команд РЛЧС должен сообщить диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информацию о начале проведения разведки ЧС и составе группы разведки ЧС.
Подробнее о том, кто такой руководитель тушения пожара
читайте в материале по ссылке >>>
Аттестация (сдача) на РЛЧС
Аттестация на право осуществления руководства ликвидацией чрезвычайных ситуаций проходит в соответствии с установленным Порядком (приказ МЧС России № 450 от 20.10.2017).
Для проведения аттестации создаются следующие аттестационные комиссии:
- аттестационная комиссия МЧС России, которую возглавляет Министр МЧС России или один из его заместителей;
- аттестационная комиссия территориального пожарно-спасательного гарнизона, которую может возглавлять начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации или один из его заместителей;
- аттестационная комиссия местного пожарно-спасательного гарнизона (далее – МПСГ), ее возглавляет начальник соответствующего МПСГ (должностное лицо федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Для подготовки к аттестации на право осуществления руководства ликвидацией чрезвычайных ситуаций или разработки билетов (тестов)
скачивайте типовые вопросы и задачами с ответами на них по ссылке >>
Источники: приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; Федеральный закон РФ № 151-ФЗ от 22.08.1995 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Общие положения
Структура и организация деятельности муниципального звена системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) определяются соответствующим Положением, согласованным с Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации (РФ) и утверждаемым Постановлением администрации муниципального образования. Документ определяет порядок организации деятельности муниципального звена системы по предупреждению и ликвидации ЧС[1] (далее – муниципальное звено СЧС).
Муниципальное звено СЧС является составной частью территориальной СЧС субъекта РФ, входящей в свою очередь в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (далее – РСЧС).
Законодательную и нормативно-правовую основу организации деятельности муниципального звена СЧС составляют:
— Федеральный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;
— Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера»;
— Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
— Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»;
— постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера»;
— закон субъекта РФ «О защите населения и территории субъекта РФ от ЧС природного и техногенного характера»;
— постановление Правительства субъекта РФ «О системе предупреждения и ликвидации ЧС»;
— иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
— положение о муниципальном звене системы предупреждения и ликвидации ЧС конкретного муниципального образования, утверждаемое Постановлением администрации муниципального образования.
Основными целями муниципального звена СЧС являются:
— предупреждение возникновения и развития ЧС[2] на территории муниципального образования;
— снижение размеров ущерба и потерь от ЧС на территории муниципального образования;
— ликвидация последствий ЧС[3] на территории муниципального образования.
Основными задачами муниципального звена СЧС являются:
— планирование, организация и контроль проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на муниципальном уровне;
— разработка и актуализация нормативно-правовых актов и иных документов по обеспечению защиты населения и территории муниципального образования от ЧС;
— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств муниципального звена СЧС;
— организация взаимодействия с вышестоящими органами управления РСЧС;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории муниципального образования от ЧС;
— подготовка населения муниципального образования к действиям в ЧС (в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения);
— организация оповещения населения муниципального образования о ЧС;
— прогнозирование ЧС на территории муниципального образования, оценка их социально-экономических последствий;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
— непосредственное участие в ликвидации ЧС на территории муниципального образования.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление таких мероприятий проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территории муниципального образования определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая при необходимости силы и средства гражданской обороны.
Руководство функционированием и совершенствованием деятельности муниципального звена системы предупреждения и ликвидации ЧС осуществляется Главой администрации муниципального образования – председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования.
Организация, состав сил и средств муниципального звена СЧС
Муниципальное звено СЧС осуществляет свою деятельность на муниципальном и объектовом уровнях. В ее организационную структуру входят:
— органы управления муниципального звена СЧС;
— силы и средства муниципального звена СЧС;
— силы и средства объектового уровня.
Муниципальное звено СЧС включает в себя:
— координационный орган муниципального звена СЧС – Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования;
— постоянно действующий орган управления муниципального звена СЧС – отдел (управление, департамент) по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования;
— орган повседневного управления муниципального звена СЧС – единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) муниципального образования[4];
— силы и средства муниципального звена СЧС;
— резервы финансовых и материальных ресурсов муниципального звена СЧС;
— систему связи, оповещения и информационного обеспечения муниципального звена СЧС;
— органы управления, силы и средства организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в функции которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ликвидации их последствий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования.
На объектовом уровне организациями создаются органы управления, силы и средства, которые входят в состав муниципального звена СЧС и включают в себя:
— координационный орган организации – Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ) организации;
— постоянно действующий орган управления организации – структурное подразделение или специально назначенный работник организации, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны;
— орган повседневного управления организации – дежурно-диспетчерская служба (далее – ДДС) организаций;
— силы и средства организации;
— резервы финансовых и материальных ресурсов организации;
— систему связи, оповещения и информационного обеспечения организации.
Задачи, организация, состав органов управления, сил и средств, порядок функционирования органов управления и сил объектового уровня определяются положениями о них, которые согласовываются с отделом по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования.
Органы управления муниципального звена СЧС и их основные задачи
Координационными органами муниципального звена СЧС являются:
— на муниципальном уровне – Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ) муниципального образования, действующая в соответствии с Положением о КЧС и ОПБ муниципального образования, утверждаемым администрацией муниципального образования;
— на объектовом уровне (в пределах территории, занимаемой организацией) – КЧС и ОПБ организации, действующая в соответствии с Положением о КЧС и ОПБ организации, утверждаемым руководителем организации.
Основные задачи КЧС и ОПБ муниципального образования и организаций определяются законодательством Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальными правовыми актами и локальными нормативными актами организации. Компетенция КЧС и ОПБ, а также порядок принятия ими решений определяются в положениях или решениях об их образовании. КЧС и ОПБ муниципального образования возглавляет глава муниципального образования. КЧС и ОПБ организаций возглавляют руководители этих организаций.
Постоянно действующим органом управления муниципального звена СЧС является отдел (управление, департамент) по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования.
Постоянно действующими органами управления на объектовом уровне являются структурные подразделения или специально назначенные работники организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты от ЧС и гражданской обороны.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления муниципального звена СЧС определяются соответствующими положениями.
Органами повседневного управления муниципального звена СЧС являются:
— на муниципальном уровне – единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС), которая осуществляет свою деятельность на основе Положения о ЕДДС муниципального образования;
— на объектовом уровне – дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций, которые осуществляют свою деятельность на основе соответствующих Положений, утверждаемых руководителями организаций.
Размещение органов управления муниципального звена СЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения.
Силы и средства муниципального звена СЧС
К силам и средствам муниципального звена СЧС относятся специально подготовленные силы и средства организаций, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Указанные силы и средства привлекаются для защиты населения и территории муниципального образования от ЧС локального, муниципального и межмуниципального характера и ликвидации их последствий. В их состав входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации (далее – силы постоянной готовности)[5].
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами, с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток. Перечень сил и средств постоянной готовности муниципального звена СЧС согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ и утверждается постановлением администрации муниципального образования.
Привлечение сил постоянной готовности к ликвидации ЧС на территории муниципального образования осуществляется:
— в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС муниципального образования;
— по распоряжению главы муниципального образования – председателя КЧС и ОПБ муниципального образования.
Привлечение сил и средств функциональных подсистем РСЧС осуществляется в соответствии с соглашениями о взаимодействии при ликвидации происшествий и ЧС.
Привлечение сил постоянной готовности объектового уровня к ликвидации ЧС на территории организации осуществляется руководителем организации в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации.
Резервы финансовых и материальных ресурсов муниципального звена СЧС, системы связи, оповещения и информационного обеспечения муниципального звена СЧС
Для ликвидации ЧС на каждом уровне муниципального звена СЧС создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов. Резервы размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны ЧС.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также их номенклатура и объем определяются:
— на территории муниципального образования – постановлением администрации муниципального образования;
— в организациях (в учреждениях, на предприятиях) – приказами руководителей организаций.
Управление муниципальным звеном СЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил муниципального звена СЧС и населения.
Информационное обеспечение в муниципальном звене СЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, обработку, анализ, передачу и хранение информации.
Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях муниципального образования устанавливается единый номер – 112.
Сбор и обмен информацией в сфере защиты населения и территории муниципального образования от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется администрацией муниципального образования и организациями в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации ЧС, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших ЧС.
Предупреждение и ликвидация ЧС
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках муниципального звена СЧС осуществляется на основе:
— плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС муниципального образования;
— планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций.
Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий осуществляет отдел по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования.
Ликвидация ЧС, за исключением локальных, осуществляется силами и средствами муниципального звена СЧС и организаций, оказавшихся в зоне ЧС. Ликвидация локальных ЧС осуществляется силами и средствами организаций.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства СЧС субъекта РФ.
Режимы функционирования муниципального звена СЧС
При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах и территории муниципального образования органы управления и силы муниципального звена СЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями главы муниципального образования и руководителей организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
— режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;
— режим ЧС – при возникновении и ликвидации ЧС.
Решениями для введения режимов повышенной готовности или ЧС соответствующим органам управления и силам определяются:
— обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;
— границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;
— силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению или ликвидации ЧС;
— перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;
— должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ликвидации ЧС.
Глава муниципального образования и руководители организаций информируют население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории муниципального образования соответствующих режимов функционирования органов управления и сил муниципального звена СЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, глава муниципального образования и руководители организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил муниципального звена СЧС.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами муниципального звена СЧС, являются:
В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
— изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
— сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
— разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
— планирование действий органов управления и сил муниципального звена СЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
— подготовка населения в области защиты от ЧС, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения;
— пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
— руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
— осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
— проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
— ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
В РЕЖИМЕ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ:
— усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
— введение, при необходимости, круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил муниципального звена СЧС на стационарных пунктах управления;
— непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам муниципального звена СЧС данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
— принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
— уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
— приведение при необходимости сил и средств муниципального звена СЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
— восполнение, при необходимости, резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
— проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
В РЕЖИМЕ ЧС:
— непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
— оповещение главы муниципального образования, членов КЧС и ОПБ муниципального образования, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, центральных исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, руководителей организаций и населения о возникших ЧС;
— проведение мероприятий по защите населения и территорий муниципального образования от ЧС;
— организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств муниципального звена СЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения;
— непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
— организация и поддержание непрерывного взаимодействия администрации муниципального образования с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, центральными исполнительными органами государственной власти субъекта РФ и организациями муниципального образования по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
— проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС;
— информирование населения о ЧС, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне ЧС, о правах граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате ЧС документов.
При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», для органов управления и сил муниципального звена СЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «б» указанной статьи, – режим чрезвычайной ситуации.
При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой системы, классификации ЧС и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» устанавливается один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее – уровень реагирования):
— объектовый уровень реагирования;
— местный уровень реагирования;
— региональный (межмуниципальный) уровень реагирования;
— федеральный уровень реагирования;
— особый уровень реагирования.
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой системы орган государственной власти или должностное лицо, определенные пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», могут определять руководителя работ по ликвидации ЧС и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от ЧС в соответствии с пунктом 10 указанной статьи.
При отмене режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования, органом государственной власти или должностным лицом, определенными пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», отменяются установленные уровни реагирования.
Финансирование деятельности муниципального звена СЧС
Финансовое обеспечение функционирования муниципального звена СЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. При недостаточности указанных средств главой муниципального образования направляется ходатайство о выделении средств из резервного фонда Правительства субъекта РФ на предупреждение и ликвидацию ЧС и последствий стихийных бедствий в установленном порядке.
Организация работы по обеспечению пожарной безопасности
Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведению аварийно-спасательных работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ в области пожарной безопасности, в том числе техническими регламентами.
Тушение пожаров в лесах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗВЕНА СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС, ИХ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ЧС И ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
1. Комитет по строительству и архитектуре администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— осуществляет расчет ущерба, причиненного недвижимому имуществу граждан вследствие чрезвычайной ситуации, расчет потребностей в материальных ресурсах, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для восстановления объектов, которым нанесен ущерб;
— осуществляет инженерное обеспечение в ходе выполнения мероприятий по защите населения и территорий муниципального образования от ЧС природного и техногенного характера (далее – ЧС);
— организует выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в организациях и на объектах, подведомственных Комитету по строительству и архитектуре администрации муниципального образования.
2. Комитет по благоустройству, дорожному хозяйству и транспорту администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— участвует в организации транспортного обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе эвакуации населения из зоны ЧС;
— организует выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на подведомственных объектах транспортной инфраструктуры;
— участвует в организации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на автомобильных дорогах общего пользования местного, регионального и межмуниципального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.
3. Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— осуществляет мероприятия по повышению устойчивости работы сооружений и сетей жилищно-коммунального хозяйства, ликвидации аварий на них, по обеспечению мероприятий по защите населения и территорий муниципального образования от ЧС природного и техногенного характера;
— организует предупреждение и ликвидацию ЧС, а также ликвидацию их последствий в организациях и на объектах жилищно-коммунального хозяйства, подведомственных Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования.
4. Комитет по образованию администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— организует подготовку сотрудников образовательных учреждений в области защиты от ЧС и ликвидации их последствий;
— организует обучение основам безопасности жизнедеятельности учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования;
— участвует в организации предупреждения и ликвидации ЧС, а также ликвидации их последствий в подведомственных организациях.
5. Управление потребительского рынка администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— организует и осуществляет санитарную обработку населения в ходе выполнения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
— организует предупреждение и ликвидацию ЧС, а также ликвидацию их последствий в организациях, подведомственных Комитету потребительского рынка администрации муниципального образования;
— организует обеспечение питанием пострадавшего населения и сил муниципального звена системы предупреждения и ликвидации ЧС, осуществляющих проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
— организует снабжение товарами первой необходимости населения, пострадавшего в результате возникновения ЧС и их последствий.
6. Управление по экономике и конкурентной политике администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— организует предупреждение и ликвидацию ЧС, а также ликвидацию их последствий в подведомственных организациях.
7. Комитет по финансам и налоговой политике администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— при составлении проекта решения о бюджете муниципального образования субъекта РФ на очередной финансовый год предусматривает средства на формирование резервного фонда и создание резервов материальных ресурсов администрации муниципального образования на предупреждение и ликвидацию ЧС и последствий стихийных бедствий;
— обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта РФ финансирование работ по предупреждению и ликвидации ЧС на территории муниципального образования, оказанию помощи населению, пострадавшему в результате ЧС.
8. Управление по инвестиционной деятельности, поддержке производства и предпринимательства:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— организует предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных.
9. Комитет по культуре и туризму администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— организует предупреждение и ликвидацию ЧС, а также ликвидацию их последствий в организациях, подведомственных Комитету по культуре и туризму администрации муниципального образования.
10. Комитет по физической культуре и спорту администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— организует предупреждение и ликвидацию ЧС, а также ликвидацию их последствий в организациях, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту администрации муниципального образования.
11. Комитет по делам молодежи администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— организует предупреждение и ликвидацию ЧС, а также ликвидацию их последствий в организациях, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту администрации муниципального образования.
12. Управление по обеспечению общественной безопасности администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— создает условия по противодействию терроризму и экстремизму на территории муниципального образования;
— организует взаимодействие органов местного самоуправления с организациями независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы в целях обеспечения антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, расположенных на территории муниципального образования и оперативного реагирования на кризисные ситуации.
13. Информационно-аналитическое управление администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— организует пропаганду и распространение знаний в области защиты населения и территорий муниципального образования от ЧС, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;
— на основании обращения уполномоченных органов информирует население об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, о мерах необходимой безопасности.
14. Отдел по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования:
— разрабатывает план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— осуществляет организацию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС муниципального характера;
— осуществляет организацию проведения аварийно-спасательных работ на водных объектах, связанных с поиском, спасением людей и материальных ценностей;
— способствует развитию интегрированных информационных систем и технологий электросвязи, в том числе систем телевизионного вещания и радиовещания, с целью информирования населения при возникновении ЧС;
— организует и осуществляет мероприятия, направленные на поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, а также ликвидации их последствий;
— осуществляет проведение противопожарной пропаганды и участие в обучении населения муниципального образования мерам пожарной безопасности, способам защиты и действиям в ЧС;
— осуществляет сбор и обмен информацией в области защиты населения и территории муниципального образования от ЧС муниципального характера.
15. Отдел экологии и охраны здоровья граждан администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— организует обеспечение экологической безопасности на территории муниципального образования.
16. Отдел развития связи и коммуникационных технологий Управления информационных технологий и связи администрации муниципального образования:
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— содействует развитию интегрированных информационных систем и технологий, электросвязи и почтовой связи, с целью информирования населения при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
— организует и осуществляет мероприятия, направленные на поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, а также ликвидации их последствий;
— организует обеспечение органов управления муниципального звена СЧС связью с подчиненными и взаимодействующими силами по существующим каналам и системам связи, ведение аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи.
17. Муниципальное казенное учреждение «Служба ГОЧС муниципального образования» (название условное):
— участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
— участвует в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах муниципального образования;
— осуществляет сбор и обработку информации в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
— осуществляет информационное обеспечение Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и постоянно действующего органа управления муниципального звена СЧС;
— осуществляет анализ и оценку достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и организаций (объектов) (далее – ДДС), в компетенцию которых входит реагирование на принятые сообщения;
— осуществляет обработку и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение их масштабов и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествия), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
— осуществляет сбор, оценку и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествий), подготовку и коррекцию заранее разработанных и согласованных со спасательными службами муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий;
— осуществляет обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования системы управления, средств автоматизации, муниципальной системы оповещения и информирования населения муниципального образования о ЧС;
— осуществляет доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее – РСЧС), до соответствующих ДДС, контроль за их исполнением и организацию взаимодействия между вышеуказанными организациями (объектами);
— осуществляет организацию взаимодействия между ДДС;
— осуществляет представление докладов об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий);
— осуществляет мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения на территории муниципального образования;
— осуществляет прием вызовов (сообщений) о ЧС (происшествиях);
— осуществляет организацию взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия) с органами управления муниципального звена СЧС, администрацией муниципального образования и ДДС муниципального образования;
— осуществляет информирование ДДС, сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке на территории муниципального образования, принятых и рекомендуемых мерах;
— осуществляет организацию реагирования соответствующих дежурных служб на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие на единый номер «112», и контроль за результатами соответствующих реагирований;
— осуществляет организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС муниципального и объектового характера;
— осуществляет организацию и проведение аварийно-спасательных работ на водных объектах, связанных с поиском, спасением людей и материальных ценностей;
— осуществляет сбор, транспортировку опасных отходов в специализированные учреждения в рамках действующего законодательства.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 1/2021.
[1] Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
[2] Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
[3] Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
[4] ЕДДС может входить в состав муниципального казенного учреждения (МКУ) «Служба ГОЧС муниципального образования» (название условное).
[5] К силам постоянной готовности относят аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, создаваемые на базе: МКУ «Служба ГОЧС», МУПов «Водоканал», «Муниципальная теплосеть», «Муниципальный комбинат благоустройства», «Служба единого заказчика», «Управляющая компания», «Комбинат питания и оптово-розничной торговли», «Комбинат коммунальных предприятий», «Лифтремонт», муниципальных унитарных жилищно-ремонтных предприятий и т.д. (названия условные и могут различаться в зависимости от региона).
Другие статьи по теме
Захаров Германович Владислав
Эксперт по предмету «История России»
Задать вопрос автору статьи
Совет Рабочей и Крестьянской Обороны
В период Гражданской войны одновременно с конституционными органами формировались высшие и местные чрезвычайные органы власти.
30 ноября 1918 года Постановлением ВЦИК был учрежден Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.
Определение 1
Совет Рабочей и Крестьянской Обороны — это чрезвычайный высший орган РСФСР, действовавший в 1918—1920 годах, основной военно-хозяйственный управленческий центр страны, обладавший полнотой власти в вопросе мобилизации сил и средств для защиты республики.
Совет Обороны был главным чрезвычайным планирующим и военно-хозяйственным центром Советской Республики в годы войны. Под его контролем была деятельность Реввоенсовета и остальных военных органов страны.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Председателем Совета Обороны стал председатель СНК РСФСР В.И. Ленин. Кроме него в составе Совета были:
- Председатель Реввоенсовета Л.Д. Троцкий;
- нарком путей сообщения В.И. Невский;
- Председатель Чрезвычайной комиссии по производству предметов снабжения Л.Б. Красин;
- заместитель наркома продовольствия Н.П. Брюханов;
- представитель ВЦИК И.В. Сталин;
- секретарь СНК Л.А. Фотиева.
Важной особенностью чрезвычайных органов Гражданской войны было то, что они не подменяли собой правительственные, партийные или военные органы, а в первую очередь выполняли координирующие функции. В частности, отношения Совета Обороны и СНК были определены общим председательством и участием членов первого в составе второго. В результате Совет фактически стал военно-хозяйственным комитетом правительства.
Совет в своей работе опирался на чрезвычайных уполномоченных. Его Постановления были обязательны для выполнения всеми центральными и местными ведомствами и учреждениями, всеми гражданами.
Деятельность Совета касалась связанных с войной тем: борьба с дезертирством в армии, организация мобилизации и Всевобуча. Перед Советом стояли задачи повышения производительности труда, обеспечения продовольствием обеих столиц и промышленных городов, армии, флота, бесперебойной работы транспортных и продовольственных органов, установления жесткой дисциплины в армии, на флоте, транспортной и продовольственной сферах. Важнейшим направлением было законодательное обеспечение функционирования государственного аппарата, своевременное и полное выполнение всеми местными органами государственной власти директив руководства. Для решения этих задач при Совете действовали соответствующие комиссии и комитеты.
«Чрезвычайные органы советского государства в период гражданской войны» 👇
Органы военного управления
В декабре 1918 года с целью осуществления мер по борьбе с явлением дезертирства была учреждена Центральная временная комиссия. В ее состав вошли представители Всероссийского Главного Штаба, Народного Комиссариата Внутренних Дел, Всероссийского Бюро военных комиссаров. В принятых постановлениях «О мерах борьбы с дезертирством», «О дезертирстве», «О мерах к искоренению дезертирства» дезертирство приравнивалось к предательству и стало квалифицироваться как одно из наиболее позорных и тяжких преступлений.
Замечание 1
Ключевым в условиях войны являлся вопрос пополнения численности войск.
Попытка основать на добровольных началах многомиллионную РККА оказалась безуспешной, необходим был быстрый переход к общей мобилизации. 29 мая 1918 года на основании Постановления ВЦИК «О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую армию» начался призыв в Красную Армию. Тем же целям служили и другие Постановления Совета Обороны. Все уклонившиеся лица, как и их укрывающие, подлежали ответственности.
К середине 1918 года Красная Армия насчитывала 378 тысяч человек, к концу 1918 года – 1700 тысяч, к концу 1919 года – 4400 тысяч человек, а в 1920 году – уже 5300 тысяч.
Необходимой в условиях массового призыва являлся Всевобуч – система обязательной военной подготовки. Она была создана в марте 1918 года решением VII съезда РКП (б) и IV Чрезвычайного съезда Советов. Юридическим оформлением был Декрет ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству».
Органы снабжения и управления
Комиссия по снабжению под руководством Л.Б. Красина во второй половине 1918 года передала Красной Армии из запасов старой армии и за счет нового производства 2 тысячи орудий, 4,5 млн. снарядов, 8 тысяч пулемётов, 900 тысяч винтовок, 75,5 тысяч револьверов, 500 млн винтовочных патронов, 1,5 млн револьверных патронов, 1 млн гранат.
При Совете Обороны также действовали Центральная комиссия по приисканию и распределению помещений для Красной Армии и Особый комитет по проведению военного положения на железных дорогах республики.
Для обеспечения эффективности в функционировании государственного аппарата, выполнения местными органами власти указаний высшего руководства в декабре 1918 года Советом было принято Постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». Местным советским учреждениям было вменено точно и беспрекословно исполнять постановления центральной власти. Разросшуюся ведомственную переписку и канцелярскую волокиту было предписано в корне пресечь. Распоряжения, отданные центральной властью, следовало выполнять быстро, заменяя переписку телефонными переговорами, деловые бумаги телефонограммами, проверяя исполнение всех предписаний и распоряжений. Нарушители привлекались к ответственности в соответствии с суровыми революционными законами.
Через Совет решались проблемы арестов на местах, областничества и т.п. 14 декабря 1918 года было принято Постановление «О производимых Всероссийской Чрезвычайной Комиссией арестах ответственных служащих и специалистов». ВЧК и её местные органы получили предписание извещать предварительно соответствующие ведомства относительно арестов ответственных работников учреждений, а также специалистов, техников и инженеров, занятых на железных дорогах и в промышленных предприятиях. Не позднее двух суток после ареста надлежало известить соответствующее учреждение, сообщая о сути предъявленного обвинения. Освобождение было возможно в случае письменного поручительства губернскими и городскими комитетами РКП (б), народными комиссариатами, губернскими и городскими Советами депутатов и профсоюзами.
С начала 1920 года после улучшения военной обстановки на первый план выдвинулась проблема восстановления экономики и перевод её на мирные рельсы, что отразилось в наименовании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны. Он стал Советом Обороны и Труда, а затем – Советом Труда и Обороны. После VIII Всероссийского съезда Советов в декабре 1920 года Совет Труда и Обороны был юридически оформлен как комиссия Совнаркома РСФСР.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме