Методические рекомендации для классного руководства

Методические рекомендации

для классного руководителя общеобразовательных учреждений

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении этих задач принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее – классный руководитель).

Класс – как правило, группа обучающихся одного возраста, осваивающих единую образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

Цели и задачи деятельности классного руководителя

Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачами классного руководителя являются:

  • формирование и развитие классного коллектива;

  • создание ситуации защищенности, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, психического здоровья обучающихся;

  • организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;

  • создание условий для самопознания, саморазвития, самоутверждения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования здорового образа жизни;

  • защита прав и интересов обучающихся;

  • организация системной работы с коллективом класса;

  • гуманизация отношений между обучающимися в коллективе, между обучающимися и педагогами;

  • содействие формированию у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

  • организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников через развитие ученического самоуправления.

Функции и должностные обязанности классного руководителя

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения и ситуации в классном коллективе, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Классный руководитель в своей деятельности учитывает уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Функции классного руководителя

1. Организационно-координирующая :

  • установление связи общеобразовательного учреждения и семьи;

  • взаимодействие с учителями-предметниками и другими субъектами образовательного процесса, а также обслуживающим персоналом общеобразовательного учреждения;

  • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

  • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;

  • ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативная :

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;

  • установление субъект — субъектных отношений между учителем и обучающимся;

  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностическая :

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

  • определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

Права и обязанности классного руководителя определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно. При разработке нормативной базы деятельности классного руководителя рекомендуется руководствоваться следующим.

Классный руководитель имеет право:

  • получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

  • контролировать успеваемость каждого обучающегося;

  • контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися;

  • координировать работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

  • организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

  • вносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;

  • приглашать для беседы родителей (лиц, их заменяющих);

  • по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам детей, в психолого–медико– педагогическую комиссию;

  • получать помощь в организации своей деятельности от педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;

  • определять индивидуальный режим работы с обучающимися исходя из конкретной ситуации;

  • вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.

Обязанности классного руководителя заключаются в:

  • организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

  • оказании помощи обучающемуся в решении возникающих проблем;

  • установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

  • групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.);

  • коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

  • определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

  • учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

Режим работы классного руководителя

Режим работы классного руководителя определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно и фиксируется в его уставе, правилах внутреннего распорядка, расписаниях, планах мероприятий и других локальных актах.

Критерии оценки деятельности классного руководителя

Эффективность работы классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: критерии результативности и критерии деятельности.

Первая группа критериев позволяет оценить, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии (уровень социальных компетенций, общей культуры и дисциплины обучающихся класса, их гражданской зрелости).

Вторая группа критериев позволяет оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие классного руководителя с учителями, работающими в классе; родителями и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев

Памятка классному руководителю

1. Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельности

Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми.

1.1. Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья школьников

Если вы хотите, чтобы ребенок был физически здоровым, то вам необходимо самому овладеть физической культурой, знать свой организм, уметь поддерживать его в здоровом состоянии. Кроме того, педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах возникновения отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Классный руководитель в течение всех лет работы с классом должен изучать состояние здоровья и особенности развития каждого ребенка. Для этого необходимо регулярно знакомиться с медицинскими картами учеников, «листками здоровья», в которых врачи указывают патологические, хронические заболевания учащихся, а также консультации врача. Совместно с психологом классный руководитель проводит тестирования, позволяющие выявить черты характера ученика, определить темперамент и другие особенности его личности, а также ведет наблюдение за поведением каждого учащегося. Все это позволяет классному руководителю и учителям определить для каждого ученика посильные требования, которые соответствуют состоянию его здоровья и личностным особенностям.

 Совместно со школьным врачом (медицинским работником) и родителями классный руководитель помогает ученику самостоятельно организовать свой режим жизни.

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель помогает врачам и непосредственно участвует в проведении диспансеризации учеников своего класса.

Ведет работу по профилактике различных заболеваний, проводит с учащимися беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной гигиене человека, учит методикам релаксации (расслабления), проводит физкультминутки на уроках и переменах.

Разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом).

Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев.

Организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.

1.2. Общение классного руководителя

Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.

Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей — вот основа творчества учителя.

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Прежде всего классный руководитель должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребенок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково положение ребенка в семье, каковы наследственные черты характера.

Классный руководитель проводит тестирование и социометрические исследования, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, в частности отношения мальчиков (юношей) и девочек (девушек), «лидеров» и «изгоев» класса. Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, классный руководитель стремится понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребенка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.

Изучив особенности общения ребенка, классный руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.

Б) Работа с классным коллективом

Деятельность классного руководителя в сфере общения с классом имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат в классе. Для этого целесообразно разработать Программу общения, в которую можно включить:

коллективные творческие дела: «Огоньки», «КВНы», походы, дискуссии, вечера отдыха и т.д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;

практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль общения, изучили правила поведения в обществе;

беседы и дискуссии;

тренинги общения с привлечением школьного психолога;

В) Участие в общешкольных делах и работа в микрорайоне

Классный руководитель не должен ограничивать общение ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.

1.3. Деятельность классного руководителя в сфере обучения

А) Индивидуальная работа классного руководителя.

Чтобы помочь ребенку в обучении, классному руководителю необходимо выяснить его учебные возможности, а именно:

— особенности мышления, умение выделять главное;

— самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную деятельность;

— интересы, склонности;

— уровень работоспособности;

— знание пройденного ранее учебного материала;

— а также особенности его учебной мотивации, в частности:

— осознание необходимости учебной деятельности;

— мотивы улучшения качества обучения.

Необходимо выявить причины отставания в учебе, в числе которых могут быть:

— состояние здоровья;

— отсутствие бытовых условий, способствующих качественному выполнению домашних заданий;

— пробелы в знаниях и умениях, отсутствие определенных учебных навыков;

— недостатки преподавания;

— отсутствие интереса к предмету;

— проблемы, связанные с волевой сферой;

— невнимательность.

Некоторые из перечисленных причин классному руководителю может помочь выявить педагог-психолог. Также он способен оказать помощь в проведении тестирований на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания и воли.

Беседы с родителями также способствуют объяснению некоторых особенностей развития ребенка. Важно понять, каким образом ученику помогают его родители; заставляют ли его делать домашние задания или он выполняет их сам, каким образом стимулируется успешная учеба дома, какая помощь семье необходима от учителя. Совместно с родителями классный руководитель способствует развитию у ребенка познавательных интересов. С этой целью проводятся обсуждения фильмов, телепередач, книг, сочинение сказок и рассказов, наблюдения за природой.

Немаловажное значение имеет и то, в какой степени ребенку помогают учиться его одноклассники, товарищи; в какой степени он сам способен оказать помощь в учебе другим.

В результате сбора информации классный руководитель имеет значительный материал, характеризующий индивидуальные учебные возможности ребенка, особенности его учебной мотивации, что дает ему возможность целенаправленно строить свою индивидуальную работу с учеником. Такая информация необходима и для организации совместной работы классного руководителя с учителями-предметниками по оказанию помощи учащемуся. С этой целью рекомендуется проводить педагогические консилиумы учителей, работающих в данном классе, организовывать консультационную помощь по предметам для нуждающихся в ней ребят.

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель организует с учащимися класса познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т.д.), экскурсии — в библиотеки, музеи, театры с последующим обсуждением увиденного и услышанного. Он проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, мыслить с самим собой, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами.

В) Участие в общешкольных делах

Классный руководитель оказывает помощь в проведении общешкольных предметных олимпиад, конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и других внеклассных мероприятий по изучаемым дисциплинам.

 1.4. Организация досуга

Досуг — это время отдыха учащихся и одновременно время развития их многообразных способностей и интересов, время общения с различными людьми. При организации досуга классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:

— формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;

— досуговая деятельность строится на основе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;

— разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (например, от шумной дискотеки — к спокойному общению школьников в кругу).

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:

изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);

выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.

Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности, классный руководитель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель строит совместно с детьми деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:

— расширения познавательного и культурного кругозора учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);

— участия в общественно значимой деятельности (экологической, охране памятников и т.п.);

— организации активного отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);

— укрепления связей семьи и школы (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);

— изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т.д.);

— участия в государственных и национальных праздниках, в поисковой работе;

— организация коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);

— организация добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т.п.

Досуг — важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Классный руководитель создает условия для развития самоуправления, принимая участие в работе органов самоуправления своего класса, тактично направляя работу лидеров, не ущемляя их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в классе.

Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности и нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новую информацию о них в своей работе.

В) Участие в общешкольных и городских делах

Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый конкретный класс, как и другие классы, участвует:

— в общешкольных праздниках, трудовых акциях, городских мероприятиях;

— в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы.

Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.

Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого — всей воспитательной работы школы.

2. Документация классного руководителя

2.1. Рабочий дневник

Форму рабочего дневника Вы можете выбрать произвольно. Имеет смысл разделить его на три части (раздела).

В первый раздел рекомендуется включить понедельные планы работы с классом и корректировать их в течение недели, кратко излагая выполнение запланированных дел или причин их невыполнения с указанием выявленных проблем.

Во втором разделе — выписать в алфавитном порядке фамилии учеников класса, оставляя на каждого ученика не менее шести страниц: на первом листе дать характеристику ученика и его анкетные данные, сведения о родителях. На втором листе можно записывать все, что касается здоровья ребенка; на третьем — сделать заметки об особенностях его учебной деятельности (достижениях, проблемах, необходимых рекомендациях для педагогов, родителей и самого ученика), на четвертом — разместить информацию о проведении им досуга, на пятом — описать круг и особенности общения школьника, на последнем, шестом — дать характеристику участия семьи в воспитании ребенка.

На каждом из этих листов следует записать:

— каким образом изучался ребенок;

— какие проблемы наиболее актуальны для него;

— способы решения выявленных проблем и эффективность их применения.

В третьем разделе сделайте записи о работе с классом:

1. Способы изучения коллектива класса.

2. Вскрытые проблемы развития классного коллектива.

3. Планы разрешения этих проблем.

2.2. Материалы исследования

Исследовательские материалы (тесты, опросники, анкеты) обрабатываются классным руководителем и представляются в виде схем, таблиц, графиков. Они хранятся в картотеке в разделе «Класс». В картотеку для учащихся (на каждого ребенка) вносятся материалы диагностических исследований (сочинения, рисунки, анкеты, записи бесед с учеником и прочие материалы).

3. Советы вразброс

3.1. Рекомендации данной памятки не охватывают всего объема деятельности классного руководителя. Надеемся, что вы не забудете:

— проводить педагогические консилиумы, индивидуальные беседы с учителями и родителями по проблемам воспитания и развития личности школьника;

— проводить классные родительские собрания с целью пропаганды педагогических знаний среди родительской общественности;

— взаимодействовать с заместителем директора школы по воспитательной работе, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы (организатором детского творчества).

3.2. Напоминаем, что взаимоотношения с коллегами прямо сказываются на результатах вашей работы с детьми.

Эти отношения следует строить таким образом, чтобы товарищи по работе увидели в вас союзника, человека, способного разобраться в сложных психологических и педагогических ситуациях на уроке и вне его, лучше понять личность ребенка. Чтобы избежать неконструктивных конфликтов с коллегами, нужно не жалеть времени на общение с учителями, совместно выработать принципы отношений с детьми, обсуждать методы работы с каждым учеником. Это позволяет учителям, работающим с классом, сформировать адекватное представление о личности каждого ученика, построить взаимоотношения с детьми на основе справедливости.

3.3. Помните, что работа классного руководителя направлена на качественное улучшение состояния дел в воспитании и развитии личности, а не на увеличение количества мероприятий.

3.4. Психологи напоминают, что «учитель умирает в авторитарном монологе и возрождается в диалоге — сотрудничестве с учениками». Поэтому необходимо учитывать следующие условия успешного воспитания:

— включать ребенка в значимую для него деятельность;

— демонстрировать последствия поступка для референтной (значимой) для ученика товарищеской группы;

— предоставить возможность ребенку сменить роль своей личности в группе;

— учитывать мотивы активности личности (чего добивается школьник, так или иначе проявляя себя).

Учет этих условий особенно поможет вам в работе с «трудными» учащимися, детьми-«карьеристами», инфантильными учащимися.

Вот, что советует в связи со сказанным выше Януш Корчак в книге «Как любить ребенка»:

«Детские годы — долгие важные годы жизни ребенка… Уважайте труд познания… Уважайте собственность ребенка и его бюджет… Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста в подростковом периоде… Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?»

«Хороший воспитатель от плохого отличается только количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда.

Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель свои ошибки сваливает на детей.

Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над пустяшным эпизодом (за ним может стоять целая проблема), не пренебрегает ничем.

Хороший воспитатель знает, что он делает по требованию торжествующих властей, … под диктатом существующих условий. И он знает, что диктат имеет в виду добро детей лишь постольку, поскольку учит гнуть спины, подчиняться, рассчитывать, приучает к будущим компромиссам.

Плохой воспитатель полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические правила.

Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно, было б желание научиться!»

«Ты вспыльчив, — говорю я мальчику. — Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день». Если хотите, в этой фразе я изложил весь педагогический метод, которым я пользуюсь».

4. Памятка родителям

С целью воспитания у детей доброты во всех ее проявлениях — любви к людям, доброжелательности, сострадания, добросердечной услужливости рекомендуем:

1. Общение родителей с детьми должно составлять не менее 3-4 часов в сутки, в том числе до одного часа — совместный общественно-полезный труд взрослых и детей; организация совместных игр и занятия спортом — не менее одного часа.

2. Не кричать на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.

3. Не злоупотреблять алкоголем, курением, не приносить домой чужое. Помнить, что дети копируют вас, они — отражение вашей семьи.

4. Прибегать к эмоции страха только в крайнем случае, но доводить начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.

5. Помнить, что воспитание — это передача детям вашего жизненного опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужой беде и радости. Будьте милосердны.

6. Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу.

Методические рекомендации классным руководителям: разбираем письмо Минпросвещения

Письмо Минпросвещения России «О методических рекомендациях» классным руководителям было принято в мае 2020 года, но в поле нашего зрения попало только сейчас. В документе сказано, что классный руководитель должен оформлять только два документа, и это хорошая новость. Много красивых слов про академические свободы педагога. «Ложкой дегтя в бочке меда» является неконкретность формулировок и рекомендательный характер письма.

Отчетность классного руководителя

Относительно ведения классными руководителями документации в Письме Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» приводится исчерпывающий перечень форм отчетности:

1) классный журнал (в бумажной форме), внесение и актуализация в нем списка обучающихся (если используется электронный журнал, то данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся);

2) план работы, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Не раскрывая, чем должен ограничиваться план работы, авторы документа относительно расширения видов отчетной документации отсылают к письму Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. N 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной отчётности». Так, если следовать логике обоих документов, от классного руководителя нельзя требовать:

1) формирование социальных паспортов, психолого-педагогических характеристик классов и т.п. Это функции других педагогических работников («педагогов-организаторов», «социальных педагогов», «педагогов-психологов»);

2) функции органов, осуществляющих общественное управление в сфере образования (например, составления протоколов родительских собраний, относящихся к компетенции родительских комитетов);

3) составления отчетов и (или) представления информации в связи с выполнением работы правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, органов опеки и попечительства и т.д. (например, актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их законных представителей, состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и т.п.).

Последнее не может не радовать. Таким образом, например, отчет по мониторингу социальных сетей учеников на предмет “материалов экстремистской направленности”, который Комитет по образованию Санкт-Петербурга разослал в сентябре 2020 года по школам, в данных рекомендациях не относится к обязанностям классного руководителя

Запрет на принуждение к работе классным руководителем

“Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей”, — отмечается в документе. Это еще одно напоминание о том, что принуждать к классному руководству учителя нельзя. Классное руководство рассматривается как отдельный вид педагогической деятельности, оплата которого состоит из федеральной и региональной (муниципальной, школьной) надбавки.

Подтверждение добровольности классного руководства есть в письме Минпросвещения, направленном профсоюзу «Учитель» в декабре 2020 года: «Деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации» (страница 4).

Задачи классного руководства и «академические свободы»

Помимо общих слов о задаче классного руководителя создания “благоприятных психолого-педагогических условий в классе” и  “формирования у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития” в текст включены те положения, которые следовало ожидать после президентских “патриотических” поправок в Закон об образовании.

Так, от классного руководителя ожидается работа по “формированию у обучающихся… чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны”. При этом в пункте “Обеспечение академических прав и свобод” классных руководителей значится, что педагог имеет право самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы — с учетом локальных нормативных актов общеобразовательной организации.

Обычно в школе заместитель по воспитательной работе сразу намечает направления работы, а классный руководитель должен лишь включить свою деятельность в них. В этом смысле об академических свободах раньше речи не было. На педагога «сыплются» различного рода административные «просьбы»:  организация участия в конкурсах детей, опросы родителей, тематические классные часы и отчетность по всем этим мероприятиям. Как правило, такого рода “просьбы” не подкрепляются никакими локальными актами, поэтому содержание письма Минпросвещения даёт возможность оспорить подобные требования. Правда этого будет непросто добиться без профсоюза. В одиночку «трансформировать» данные рекомендации в локальные акты школы вряд ли удастся.

Оценка деятельности классного руководителя

К нововведениям можно отнести попытку измерить эффективность деятельности классного руководителя. Приводится перечень критериев, которые не самым простым и прозрачным образом обозначают признаки «эффективного классного руководителя»:

“1 — сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;

2 — сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;

3 — наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.

Эффективность деятельности по классному руководству повышается по мере продвижения к результатам более высокого уровня.”

Эффективность предлагается подвергать “экспертному оцениванию”. Возможно, в документе имеется в виду психолого-педагогическое тестирование, которое показывает изменения в личностном развитии ребенка, адекватность применения воспитательных методов в образовательном процессе. Последнее могло бы реализоваться через сотрудничество с социально-психологической службой школы, чтобы выстроить систему отслеживания указанных критериев. Специалистам же надлежит подобрать перечень методик, которые бы позволили эти критерии отследить. Но на практике скорее всего «оценивание» будет пустой формальностью.

О проблеме

Учителя Санкт-Петербурга посчитали, что после введения федеральной надбавки число их обязанностей только возросло. Так, они обязаны оформлять как минимум 11 документов:

— социальный паспорт класса;
— личные дела обучающихся в «Параграфе» (электронный журнал в Санкт-Петербурге);
— личные дела обучающихся в канцелярии;
— контроль и учет прививок;
— информация о кружках и секциях;
— сведения о питании;
— сведения об отсутствующих;
— сведения о выборе профилей, о делении на группы по иностранному языку, технологии и информатике;
— сведения о выборе экзаменов, сбор подписей родителей и учащихся;
— план воспитательной работы, отчеты;
— листки здоровья, ПДД.

Материалы по теме:

Минпросвещения опубликовало новые разъяснения по доплате за классное руководство

Доплата за классное руководство: разъяснения Минпросвещения

Рабочее время учителя

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Препарат дексалгин уколы инструкция по применению цена
  • Руководство для принтера epson l222
  • Sketchup pro руководство пользователя
  • Инструкция по сборке сифона для раковины orio
  • Nissei ws 1000 инструкция по применению