Методические рекомендации по руководству развитием речи детей в процессе общение детей

1.             При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

2.      Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

—         Регламентированной;

—         Совместной педагога с детьми;

—         Самостоятельной деятельности детей.

3.   Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов
работы, особое внимание уделять:

—         В регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;

—         В совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению           сказок-перевертышей,   вежливых      сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм- драматизациям;

—         В самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям.

4.   Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном
учреждении по формированию культуры речевого общения старших
дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда
находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно
привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм,
как:

—         Индивидуальные беседы;

—         Консультации;

—         Круглый стол;

—         Родительские собрания;

—         Анкетирование;

—         Приглашение в группу на День открытых дверей.

5.             Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.

6.      Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

—         Обращайтесь по имени;

—         Занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

—         Используйте тактильное прикосновение,

7.             Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.

8.             Следите за собственной речью. Помните, что она — отражение вашей личности.

—     Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые
негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.

—         Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.

—         Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.

—         Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.

—         Постарайтесь избавиться от слов-«паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т. д.)

—         Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

9. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

10.Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.

11 .Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.

12.Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.

13.Умейте анализировать процесс общения.

14.Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

Рекомендации воспитателям  по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ

Чепикова Наталья Вячеславовна

Учитель-логопед МАДОУ дс№46 СОП№1

Г.Ревда

В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию
принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между
работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и
устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения
последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве
требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений
речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя- логопеда и
воспитателей ДОО
.

1.      Основные требования к созданию условий для развития речевой деятельности и
речевого общения детей.

Функции воспитателя:

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой
ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением
поставленных звуков,
дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя
речевой материал, рекомендуемый логопедом.

2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во
всех режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию
естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи
детей в течение всего времени общения с ними.

4. Формирование связной речи

5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на
бездефектном речевом материале.

Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы,
возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников,
понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи
и учитывать речевые
возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Воспитатели должны
создавать условия
 для развития речевой
деятельности и речевого общения детей:

·        
организовывать и поддерживать
речевое общение детей на занятиях, вне занятий,

·        
побуждать внимательно слушать
других детей и вслушиваться в содержание высказываний,

·        
создавать ситуацию общения,

·        
формировать навыки
самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на
развитие звуковой
культуры речи
,

·        
привлекать внимание к
длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове,

·        
проводить работу по развитию
слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной
памяти,

·        
привлекать внимание к
интонационной стороне речи.

Воспитатели не должны:

·        
торопить ребенка с
ответом,перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец
правильной речи,

·        
заставлять ребенка произносить
фразу насыщенную еще не поставленными звуками;

·        
давать заучивать текст и
стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков,
в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования
правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.

Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а
проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.

2.Требования
к речи воспитателей

Основной социальной
потребностью, возникающей уже на первом году жизни ребенка, является
потребность в общении. Условием своевременного формирования правильной речи у
маленьких детей, а так же профилактики у них речевых нарушений является речь
взрослых.  Поэтому, высоки требования к речи современного
воспитателя , начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь
ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального
комфорта
, т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен. 

Речь воспитателя
должна быть:

  • Эмоциональная положительная окраска
    голоса, т.к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту
    сторону речи
  • Темп речи не
    должен быть слишком быстрым или слишком медленным.
  • Средняя громкость речи
    взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.
  • Артикуляция правильнее
    формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный
    аппарат взрослого.
  • Артикуляцию и слоговую структуру слова
    правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в
    слове.
  • Слова и фразы воспитателя
    должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными
    особенностями).
  • Звукопроизношение четким
    и правильным.
  • Грамматическая правильность речи
    педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.

 Требования к речи
воспитателя детского сада

Среди требований к речи
педагога
 ДОУ выделяют:

·        
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо
знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка:
орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы
образования и изменения слов.

·        
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации,
которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на
семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей
навыков точности словоупотребления.

·        
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений
между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в
дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах
связного высказывания, формируются навыки использования различных способов
внутритекстовой связи.

·        
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей
дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий
механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо
заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование
слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

·        
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая
атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является
мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами
выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.)
способствует не только формированию произвольности выразительности речи
ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию
умения выражать свое отношение к предмету разговора.

·        
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью
оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном
возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый
лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса
ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления,
выразительности и образности речи.

·        
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и
условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего,
обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает
педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения,
умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться
на ситуацию общения, собеседника и др.).

К
вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование
педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с
ребенком, но и слышать его.

Безусловно,
знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований,
их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог
успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

  Некоторые
недочеты речи педагогов:

  Торопливость речи
(ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше
если речь протекает в слегка замедленном темпе;

  Невнятность
произношения;

  Монотонность речи
(она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

  Повышенная
громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует
несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом
темп; 

  Неточность
произнесения отдельных звуков или слов;

  Нарушения в
лексико – грамматическом оформлении;

  Употребление в
речи слов – паразитов;

  Небрежное,
неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются
отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

  Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье)
и т.д.;

  Речь с характерными
особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;

  Произнесение слов
с неправильным ударением;

  Неблагозвучность
голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

  Частое употребеление
слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька,
убери чашечку со столика и т.п.);

  Засоренность речи
лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

  В общении с более
старшими детьми подлаживание под речь детей;

  Использование,
употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

3.Использование
в работе игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.

Одним из 5 направлений ФГОС, в соответствии с которыми мы сейчас
строим свою работу, является речевое развитие.

Развитие речи самым
тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Дорогие воспитатели! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них, но
конечно, задания подобраны соответственно вашему возрастуучитывая словарный запас взрослых людей.

Игра «Я знаю пять названий…»

В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям
предлагается подобрать слова, относящиеся к данному обобщающему слову.
Игру «По
цепочке»
 мы предлагаем детям 4-5 лет (усложнение игры «Я знаю пять названий…»).
Задача игры – подобрать как можно больше слов на заданную тему.

Давайте все встанем в круг, возьмем мяч и будем передавать его из
рук в руки, подбирая слова на темы:

-Художественные произведения с участием богатырей;

-насекомые

-певцы и певицы России.

Усложнение: оперные исполнители России (Галина Вишневская, Любовь
Казарновская, Дмитрий Хворостовский, Елена Образцова, Федор Шаляпин, Сергей
Лемишев, Анна Нетребко, Николай Басков).

Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в игре? Правда, непросто? Не
такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время,
коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего
слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не
все справляются. Не торопитесь с выводами!

Для детей 4-5
лет мы предлагаем игру «Назови одним словом».

Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.

И для вас, коллеги, я подготовила такие задания:

-Часы, которые помогают проснуться;

-утренняя еда;

-большая ложка, помощью которой наливают суп;

-Это — настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное
для ума. (книга)

-Назовите, одним словом самые древние на Земле подарки? (украшения).

-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и
царя? (петушок).

-Здесь акулы и гориллы, и большие крокодилы… (Африка).

-Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

-Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)

-Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)

-Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный
богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)

-Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин).

-Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации.

В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий
(предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими,
со знакомыми.

Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:

Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?

…сладкий ли чай?

. крепко ли завязана веревка? и т. д.

А вас, коллеги, я попрошу разделиться на две команды, и придумать
по 3 варианта разрешения проблемных ситуаций:

1. Если мне заведующая не подпишет заявления на отпуск;

2. Если бы я нашла в кармане у мужа чек на покупку женского
парфюма.

Дети 6-7 лет
разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они
ознакомлены, что в речи есть
слова-предметы (существительные, слова-признаки (прилагательные,
слова-действия (глаголы).
Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи.

И я вам предлагаю, снова поделиться на 2 команды. Предположим, что
Вы сегодня работаете во вторую смену. Опишите свой день до конкретного момента:

Одна команда – только существительными;Вторая команда – только
глаголами.

На сайте нашего ДОУ размещены
варианты игр для развития речи детей с учетом возраста, которые вы можете использовать
в работе и рекомендовать родителям.

07.02.2017

Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ

Чепикова НатальяВячеславовна

рекомендации логопеда для воспитателей ДОУ

Оценить




1003

Содержимое разработки

Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ

Чепикова Наталья Вячеславовна

Учитель-логопед МАДОУ дс№46 СОП№1

Г.Ревда

В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя- логопеда и воспитателей ДОО.

Основные требования к созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей.

Функции воспитателя:

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.

4. Формирование связной речи

5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитыватьречевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,

побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,

создавать ситуацию общения,

формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи,

привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове,

проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,

привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатели не должны:

торопить ребенка с ответом,перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи,

заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками;

давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.

Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.

2.Требования к речи воспитателей

Основной социальной потребностью, возникающей уже на первом году жизни ребенка, является потребность в общении. Условием своевременного формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у них речевых нарушений является речь взрослых.  Поэтому, высоки требования к речи современного воспитателя , начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального комфорта, т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен. 

Речь воспитателя должна быть:

Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи

Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.

Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.

Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.

Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.

Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).

Звукопроизношение четким и правильным.

Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.

 Требования к речи воспитателя детского сада

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

  Некоторые недочеты речи педагогов:

  Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

  Невнятность произношения;

  Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

  Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп; 

  Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

  Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

  Употребление в речи слов – паразитов;

  Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

  Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;

  Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;

  Произнесение слов с неправильным ударением;

  Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

  Частое употребеление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);

  Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

  В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

  Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

3.Использование в работе игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.

Одним из 5 направлений ФГОС, в соответствии с которыми мы сейчас строим свою работу, является речевое развитие.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Дорогие воспитатели! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрастуучитывая словарный запас взрослых людей.

Игра «Я знаю пять названий…»

В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящиеся к данному обобщающему слову. Игру «По цепочке» мы предлагаем детям 4-5 лет (усложнение игры «Я знаю пять названий…»). Задача игры – подобрать как можно больше слов на заданную тему.

Давайте все встанем в круг, возьмем мяч и будем передавать его из рук в руки, подбирая слова на темы:

-Художественные произведения с участием богатырей;

-насекомые

-певцы и певицы России.

Усложнение: оперные исполнители России (Галина Вишневская, Любовь Казарновская, Дмитрий Хворостовский, Елена Образцова, Федор Шаляпин, Сергей Лемишев, Анна Нетребко, Николай Басков).

Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в игре? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!

Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом».

Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.

И для вас, коллеги, я подготовила такие задания:

-Часы, которые помогают проснуться;

-утренняя еда;

-большая ложка, помощью которой наливают суп;

-Это — настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума. (книга)

-Назовите, одним словом самые древние на Земле подарки? (украшения).

-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок).

-Здесь акулы и гориллы, и большие крокодилы… (Африка).

-Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

-Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)

-Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)

-Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)

-Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин).

-Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации.

В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми.

Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:

Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?

…сладкий ли чай?

. крепко ли завязана веревка? и т. д.

А вас, коллеги, я попрошу разделиться на две команды, и придумать по 3 варианта разрешения проблемных ситуаций:

1. Если мне заведующая не подпишет заявления на отпуск;

2. Если бы я нашла в кармане у мужа чек на покупку женского парфюма.

Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы (существительные, слова-признаки (прилагательные, слова-действия (глаголы). Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи.

И я вам предлагаю, снова поделиться на 2 команды. Предположим, что Вы сегодня работаете во вторую смену. Опишите свой день до конкретного момента:

Одна команда – только существительными;Вторая команда – только глаголами.

На сайте нашего ДОУ размещены варианты игр для развития речи детей с учетом возраста, которые вы можете использовать в работе и рекомендовать родителям.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/243491-rekomendacii-vospitateljam-po-sozdaniju-uslov

Также вас может заинтересовать

  • Управление здоровьесберегающей деятельностью в специализированном дошкольном образовательном учреждении для детей с туберкулёзной инфекцией
  • Доклад на педсовете «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • Доклад «Создание ситуации успеха для каждого воспитанника»
  • ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Организация оздоровительной работы с детьми ЗПР в условиях детского сада.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Учитывая результаты проведенной диагностики и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, были разработаны методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации включают описание деятельности педагога в работе с тремя субъектами воспитательно-образовательного процесса: детьми старшего дошкольного возраста, их родителями и педагогическим сообществом.

Методические рекомендации для педагога.

Для нормального речевого развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. Опыт общения со сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие опыта общения с ровесниками, испытывают значительные трудности в разговоре с ними, несмотря на желание вступить в контакт.

В целях развития умения дошкольника начинать общение (с разными людьми в разных обстоятельствах) можно использовать беседы на бытовые темы, о событиях общественной жизни, о жизни природы, о деятельности дошкольников в детском саду.

Эффективным приемом формирования умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста является рассказывание с опорой на наглядно воспринимаемую ситуацию; рассказывание на основе жизненного опыта; рассказывание на заданную тему.

В своих рассказах дети сообщают: с кем они живут, как зовут членов семьи, где они работают, что они делают дома, с кем дружат, рассказывают о своих играх и увлечениях.

Например, можно провести беседу с детьми на близкую им тему: «На нашем участке». Ребёнку предварительно даётся план рассказа, состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагается рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой. После этого ребёнок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторяется.

Приведем примеры игр, направленных на формирование умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

1. Игра «Да и нет». Цель – знакомство дошкольников с вопросами как формой получения информации; побуждение детей к речевой поисковой активности.

Для реализации игры рекомендуется следующая система вопросов:

  • Этот предмет нужен папе, маме или всем?
  • Он съедобен?
  • Его можно надеть?
  • Им можно писать?
  • Он лежит на столе, в холодильнике, на кровати?
  • Он овальный? Он красный? И т.п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета – к его расположению – к выяснению внешних признаков, лишь затем назвать отгадку.

2. Игра «Почта». Цель – учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

В детском коллективе определяется роль ведущего. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог:

  • Динь-дилинь.
  • Кто звонит?
  • Почта.
  • Чего Вы желаете?
  • Высылаем посылки для детей на Новый год?
  • А что в посылках?
  • Не знаем, но думаем новогодние подарки и угощения.
  • Дети будут рады, они будут петь, танцевать, прыгать, смеяться

Все играющие должны изобразить названные действия.

3. Игровое упражнение «Вот так». Цель – совершенствовать умение детей отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами.

Дети стоят в кругу. Педагог задает детям вопросы, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями.

  • Как дела?
  • Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим пальцем).
  • А смеешься?
  • Вот так (улыбаются).

Далее на все вопросы дети отвечают соответствующим жестом.

Вопросы предлагаются разнообразные: как рисуешь? как поешь? как спишь? как бежишь? как плывешь?

Далее роль ведущего берет на себя любой дошкольник, он учится придумывать и формулировать разные вопросы.

4. Игра «Будь внимателен!». Цель – учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Воспитатель объясняет детям, что иногда люди хотят поделиться своими радостями, или неприятностями. При таком общении, на радостное сообщение вежливо ответить: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно» и т.п. Если у человека неприятность/беда, то уместно такое высказывание: «Мне очень жаль».

Чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поучимся быть внимательными, поиграем. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

  • Я еду в гости.
  • Мне наконец-то сделали в комнате ремонт.
  • Я потеряла ключи от квартиры и т.д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим

5. Игра «Найди ошибку». Цель – развивать внимание к речевым сообщениям и умение доброжелательно относится к ошибкам партнеров по общению, исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Педагог: «Сейчас я вам буду сообщать о чем-либо. Если вы заметите в моих суждениях ошибку, постарайтесь ее исправить и объяснить мне, почему так считаете. Например, «Да, Вы правы»; «Нет, не согласна с Вами».

Примеры суждений:

  • Баба-Яга жила в огромной трехкомнатной квартире, в центре города;
  • Заниматься спортом вредно.
  • Слушаться взрослых нельзя, потому что они не понимают, что хочет ребенок.
  • Если на улице лежит снег, значит скоро придет зима.

6. Игра «Учимся говорить НЕТ». Цель – учить детей вежливо отклонять предложение, мотивируя свой отказ:

Например,

  • Давай возьмем коньки, и поедем на каток. – Извините, но нет. Мама попросила убрать игрушки в комнате.
  • Помоги мне разукрасить стены в квартире красками. – Простите, я не могу этого сделать: на стенках красивые обои; и они не предназначены для рисования.

В аналогичных играх важно учитывать текущий уровень сформированности умений диалогической речи детей, работающих в парах. В диалог важно включать детей с одинаковым уровнем сформированности умений диалогической речи, поскольку, когда уровни более близки, для одного члена пары открывается возможность роста и для другого, более продвинутого, будет интересно. Поэтому они будут взаимодействовать продуктивно. Если же уровни сильно отличаются, то более «высокий» ребенок быстро потеряет интерес к такой игре, и продуктивности во взаимодействии не будет.

Методические рекомендации для педагога – комплекс игр, направленный на формирование умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предложенные в комплексе игры можно использовать как в свободное время, так и на занятиях, в течение дня, постепенно усложняя речевую задачу игр.

Комплекс игр направлен на формирование выделенных в теоретической части исследования диалогических умений, включает два блока игр. Содержание комплекса игр представлено в таблице 4.

Таблица 4

Содержание комплекса игр по формированию умений диалогической речи у старших дошкольников

Этапы Мероприятия Используемые методы и приемы
I блок: Подготовительный Беседа «Собака в жизни человека» Беседа
II блок: Развивающий

Игры с телефоном:

  • вызови такси;
  • звонок на работу родителям;
  • звонок в поликлинику

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин»;
  • «Почта»;
  • «Семья»
  • «День рождения»
  • «Театр»
  • «Поликлиника»
Беседа
Инсценировка

Инсценировка

Первый блок – подготовительный – включал в себя мероприятия по подготовке детей к вступлению в диалоговое взаимодействие с партнером; устанавливать контакт со сверстниками.

Данный блок направлен на решение следующих задач:

  • развивать умение слушать и слышать партнёра, реагировать на его высказывания;
  • совершенствовать умение использовать слова, придающие эмоциональную окраску предметам, явлениям, ситуациям, состояниям.

Первый блок предложенного комплекса предусматривал серию бесед, игр, направленных на установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Воспитатель посредством непринужденной беседы выяснял способы дошкольников вступать в разговор, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы. Беседа предполагала комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи. Беседа представляла собой серию вопросов.

Проиллюстрируем реализацию беседы по подготовительном этапе с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Собака в жизни человека».

Оборудование: плакаты и открытки с изображением собак разных пород.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о домашних животных – наших собаках.

Давайте посмотрим на плакат, какие они разные (инициация беседы): большие и … (маленькие), гладкошерстные и … (пушистые, лохматые), белые, черные и … (серые, разноцветные и т.п.).

Собаку называют другом человека. Почему?

Как собака помогает человеку?

Собаку, которая сторожит дом, называют… (сторожевой). Охотнику помогает собака… (охотничья). Пасет овец собака… (пастух). Спасает человека, заблудившегося в горах, собака… (спасатель); собака, которая ведет слепого человека, это… (поводырь); которая ищет по следу… (ищейка).

— Ребята, у кого дома живёт собака?

— Какие интересные свои наблюдения хотите нам поведать?

В ходе беседы педагог выясняет, как дети ухаживают за своими животными, как они к ним относятся. А также отношение семьи к домашнему животному.

Воспитатель читает стихотворение о бездомной собаке.

Действительно, на улицах появляется много бездомных животных. Вы наверно часто видели на улице кошек и собак.

— Как они появляются на улице? — Кто в этом виноват?

— Почему люди бросают своих четвероногих друзей?

— Что можно сделать, что бы на улице не было бездомных животных?

— Ребята, как узнать, что собака бездомная?

— Что надо сделать, если вам повстречалась бездомная собака?

— Что надо сделать, если тебя укусила собака?

— Ребята, надо ли бережно относиться к бездомным животным? 

Педагог с помощью интонации и жестов побуждает детей включиться в разговор, закончить предложенные фразы. Если есть соответствующая иллюстрация, показывает ее детям.

Второй блок – развивающий – основан на умении детей поддерживать диалог, завершать его. В данном блоке были предусмотрены задания и игры по формированию и совершенствованию умений высказываться на любые темы из личного опыта; проявлять инициативу в общении, отвечать на поставленные вопросы, пользоваться речевым этикетом. Содержание игр представлено в Приложении 1.

Этот блок направлен на решение следующих задач:

  • развивать умения прямо адресовать свое обращение;
  • -побуждать детей к диалогу, учить анализировать свои и чужие высказывания;
  • способствовать формированию умения обмениваться чувствами, представлениями, переживаниями, высказывать собственное мнение;
  • способствовать формированию умения обращаться с просьбой, вопросом к сверстнику/взрослому.

Мы выявили, что работа по формированию умений диалогической речи будет плодотворной, если использовать сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре дети придумывают свой сюжет, разыгрывают диалоги и в ходе всего процесса взаимодействуют друг с другом, вступая в реальные отношения. Для того, чтобы в такой игре диалогическое общение развивалось, необходимо обогащать знания детей об окружающих социальных отношениях, т.е. взрослый должен принимать активное участие в детских играх и выступать в качестве партнера

В содержание комплекса включены игры с телефоном. Данные игры направлены на формирование умений диалогической речи у дошкольников. Так, в ходе этих игр дошкольники учатся задавать вопросы, вести диалог.

Оборудование: два телефона (желательно игрушечных).

Инструкция. Дети садятся друг от друга на небольшом расстоянии и звонят друг другу. Тему для телефонного разговора определял воспитатель. Игры организуются парами, при этом воспитатель имеет удобную возможность оценить, насколько ребенок овладел способами диалогического общения. Для этого воспитатель наблюдает, как дети выполняют задание.

Пример реализации игр с телефоном представлен в Приложении 2.

В содержание комплекса включены сюжетно-ролевые игры «Театр», «Магазин», «Почта», «Семья», «День Рождения», которые предполагают инсценировку сюжета; инсценировку диалогов: продавец – покупатель; парикмахер – клиент; врач – пациент и др.

Эти игры более продолжительны по времени и разнообразнее по содержанию. В сюжетно-ролевых игра дети принимают на себя разные социальные роли, в обыгрывании которых включаются в прямое, направленное друг на друга общение. В ходе этих игр дети совершают различные действия, диктуемые логикой роли, и тормозят другие действия, противоречащие характеру взятой роли. Детям старшего дошкольного возраста свойственна подражательность, поэтому роль воспитателя заключается в показе действий, эмоций, объяснении правил игры.

Перед каждой игрой с детьми дошкольного возраста в группе должен быть организован разговор: кто какую роль играет, как он действует, чьи приказы выполняет.

Организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь дошкольников, поскольку такая деятельность (игровая) интересна и значима для детей, а ее успешность достигается с помощью речевых действий. Целенаправленная работа по развитию диалогической речи и формированию диалогических умений обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

Особое внимание на всех этапах уделялось формированию культуры общения – навыков речевого этикета.

Методические рекомендации для педагога по работе с родителями.

В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Поэтому в рамках нашей работы были даны рекомендации по работе с родителями в целях развития и совершенствования умений диалогической речи у старших дошкольников. В работе с родителями главная цель – сделать их партнерами воспитательно-образовательного процесса.

Для этого мы предлагаем следующие направления:

  • мотивирование родителей для участия их в процессе формирования культуры диалогического общения у детей: семинар-практикум для родителей «Общение с ребенком в семье как диалог» с предоставлением вниманию родителей презентации «Развитие диалогической речи детей с использованием игр»;
  • знакомство родителей с деятельностью дошкольной организации по развитию связной речи дошкольников: проведение открытого занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
  • информирование родителей по вопросам игровых приемов формирования умений диалогической речи у ребенка дома: групповые и индивидуальные консультации, выпуск для родителей информированных листков «Мы играем с дочкой/ сыночком»;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с дошкольниками, например, с помощью создания семейных стенгазет. Дети вместе с родителями отбирают фото, где отображено значимое событие в жизни ребенка, которое вызвало положительные эмоции ребенка (чаще всего это дни рождения, или походы в интересные для ребенка места: зоопарк, кинотеатр; а также поездки на море и др).

Стенгазету вывешивают в раздевалке в доступном для детей месте, обсуждение газеты идет в удобное время: во время утреннего приема, сбора детей на прогулку, ухода домой. Родители в данном случае будут активными участниками диалогов.

Важно, чтобы в результате совместно деятельности родители совместно с детьми выступали с концертными номерами, включались в детские театрализации, участвовали в конкурсах. Особое место среди праздников занимают детские дни рождения, которые каждая семья может провести по-своему, в соответствие с идеями и желаниями родителей и именинника.

Необходимо, чтобы во время совместной работы педагог поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращал их внимание на то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими.

Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений и такие диалогические отношения должны включаться как в общение ребенка с взрослым, так и во взаимодействие со сверстниками, как подлинной детской коммуникативной самодеятельности.

Только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе.

Таким образом, создавая условия для формирования умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, педагог помогает ребенку овладеть умениями вступать в диалог, поддерживать и завершать диалог для успешного обучения в школе, комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Консультация для педагогов

«Как развивать диалогическую речь у детей в процессе общения»

Подготовила учитель-логопед

Пешкова Е.А.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

Воспитатель занимает особое место в жизни ребенка. При доверительных отношениях с воспитателем дети даже чаще, чем родителям, рассказывают ему о своих переживаниях.

Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений.

Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи.

Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными.

В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа.

Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные разговоры воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.

Для диалогов с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выходной день с папой и мамой? что видел интересного?).

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

Последние исследования физиологов показали большое значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.

Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др.

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2–3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка, а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески».

Таким образом, игровые упражнения в диалоге разнообразны. Их связь с литературными произведениями дает детям «лучшие образцы» родной речи, а упражнения, предполагающие свободные импровизированные диалоги без опоры на литературный образец, приближают их к реальному общению. Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения. Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.

В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают; с игрушками, транспортом, улицей, семьей.

В средней и старших группах тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений (попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в соседнюю группу за книгой и т. п.). Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к таким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и менее активных. Педагог дает образец словесной просьбы, который дети могут повторить. «Ира, пожалуйста, пойди к Анне Ивановне и скажи: «Анна Ивановна, если вам не трудно, поменяйте нам воду в тазу, мы моем кубики». По мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает и ребенок сам выбирает подходящую формулу.

Для развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность. При этом главными условиями для развития диалогической речи являются инициативность и активность самого ребенка, которые должны всемерно побуждаться и поощряться. Установлено, что влияние совместной деятельности детей на диалогическую речь значительно повышается, если им показать, что ее успех зависит от умения общаться, договариваться. Совместная деятельность способствует осознанию детьми необходимости владения диалогическими умениями, а следовательно, и развивает их.

Подлинной социальной практикой ребенка является игра (А. В. Запорожец). Известно, что в игре развиваются два типа отношений:

а) реальные детские взаимоотношения

б) игровые отношения. Оба типа отношений включают диалогическое общение, причем уже в средней группе в играх наблюдаются диалоги с монологическими вставками.

Для обучения детей способам общения в игре можно применять

  • беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем;

  • беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей;

  • игры-драматизации и беседы по ним, вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.

Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.

Методические приёмы обучения детей диалогической речи

Беседа – организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. Беседы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение. Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).

В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают, содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.

Чтобы добиться правильного ответа, нужно поставить вопрос четко и спрашивать детей надо о конкретных фактах и явлениях, которые им известны, по поводу которых они могут высказать какие-либо суждения.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос.

Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же, простой ответ (например, «были», «ходили»), то дети могут ответить хором.

Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.

В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что воспитатель разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

Развитие диалогического общения детей со сверстниками

Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды. У дошкольников (4-5 лет) общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие. Возникает большое разнообразие коллективных задач:

  • совместная игра;

  • навязывание собственных образцов;

  • управление действиями партнера и контроль, за их выполнением;

  • постоянное сравнение с собой и оценка конкретных поведенческих актов.

Общение со сверстниками очень эмоционально насыщено. Действия, адресованные сверстнику, аффективно направлены (в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, чем при общении со взрослым).

Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения.

Контакты детей нестандартны и не регламентированы. Дошкольники в своих взаимоотношениях используют самые неожиданные действия. Их движения раскованны, не нормированы: они прыгают, кривляются, принимают разные позы, передразнивают друг друга, придумывают разные слова, сочиняют небылицы и т. д.

В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные особенности.

Изменение характера общения в дошкольный период

В 2-3 года малышу гораздо важнее общаться со взрослыми и играть с игрушками.

В 4 года резко возрастает значимость других детей в жизни ребенка в сравнении со значимостью взрослого. Иногда ребенок предпочитает одиночные игры.

В 6 лет у ребенка появляются избирательные привязанности, возникает дружба и более устойчивые, глубокие отношения между детьми.

Таким образом, содержание общения существенно изменяется в период от 3 до 6-7 лет.

Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Таблетки от кашля на основе трав инструкция по применению цена
  • Кандид мазь инструкция по применению для детей
  • Полидекса инструкция по применению цена фото
  • Невообразимый гараж hot wheels с акулой инструкция по сборке
  • Параллельный упор для ручной циркулярной пилы своими руками пошаговая инструкция