Методический план методическое руководство

Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Красногорская средняя                  
общеобразовательная школа»

BOOK

Методическое
руководство

Методическая
работа и её роль в профессиональном росте учителя

Авторы:
Афонина Р.Ф., учитель химии,

Шевнина
Е.А., заместитель директора школы по

учебно-
воспитательной работе

Красногорское

2014г

Содержание

1.Аннотация_____________________________________________________3

2.Пояснительная
записка______________________________________________4-5

2.1. Актуальность
темы____________________________________________4

2.2. Адресная
направленность_______________________________________4

2.3.  Основные направления
работы__________________________________4

2.4. Функции методической
работы___________________________________5

2.5. Функции руководителя
МО______________________________________5

2.6. Принцип работы_______________________________________________5

3.Концептуальная
часть___________________________________________  6-10

3.1. Методическая тема
школы_______________________________________6

3.2. Методическая тема
МО__________________________________________6

3.3. Решаемая проблема,
цель_________________________________________6

3.4.
Подготовительный этап (2011 – 2012 гг.)_______________________________7

3.4.1.
Задачи теоретического плана________________________________________7

3.4.2.
Научно – методические
ресурсы_____________________________________7

3.5.
Операционально – исполнительский этап (2012-2013 гг.)__________________7

3.5.1.
Задачи практического плана________________________________________7

3.6.
Экспертно
– аналитический этап (2013-2014 гг.)_________________________8

3.7.
Рефлексивно — обобщающий этап (2014-2015гг.)_________________________9

4.
Заключение________________________________________________________11

5.
Приложение___________________________________________________12-17

5.1.
Анкета участника МО______________________________________________12

5.2. Рефлексивно-ролевая игра
__________________________________________14

Аннотация

В руководстве  описана нетрадиционная
форма организации работы методического объединения «Лаборатория нерешенных
проблем» на основе педагогического исследования коллег – единомышленников.
Работа на основе исследования направлена на решение общих проблем
дидактического, психологического характера. Определены функции методической
работы и руководителя методического объединения. Предлагается  подробное
планирование работы на подготовительном, экспертно-аналитическом,
рефлексивно-обобщающем этапах. Представлено приложение. Руководство адресовано:

·        
руководителям школ для построения системы
управления профессиональным ростом учителя;

·        
руководителям методического объединения
для организации системной, согласованной методической работы как средства
обеспечения профессионально – личностного роста педагога;

·        
 учителям как главным субъектом
самоуправления своим профессиональным ростом.

Ключевые слова: цикловое
методическое объединение «Лаборатория нерешённых проблем», исследовательская
работа.

Key words: cycle
methodical association “Laboratory of unsolved problems”, research.

Пояснительная
записка

                
В деле обучения и воспитании, во всём школьном

деле
ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. 

                                                 
Учитель живёт до тех пор, пока он учится.

                                            
Как только он  прекращает  учиться, в нём умирает

                                             
учитель.  

К.Д.Ушинский

Актуальность. Тема
«Методическая
работа и её роль в профессиональном росте учителя» актуальна, так как
в
настоящее время динамические процессы в системе образования требуют
непрекращающегося самосовершенствования, широкого общения учителя с коллегами,
преподающими разные дисциплины, психологами, социологами и т.д. В работе
циклового методического объединения «Лаборатория нерешённых проблем» принимают
участие учителя химии, биологии, физики, информатики, географии, психолог.
Работа объединения направлена на решение общих проблем дидактического,
психологического характера.
В период внедрения
профессионального стандарта педагога, который призван повысить мотивацию
педагогических работников к труду и качеству образования, методическая работа
одно из важных средств обеспечения профессионально-личностного роста учителя.

Адресная
направленность
. Системная,
согласованная методическая работа как средство обеспечения
профессионально-личностного роста учителя поможет руководителям школы в
построении системы управления профессиональным ростом учителя.

Основные направления работы

1.Повышение профессиональной
компетенции учителей. Работа проводится согласно плану методического
объединения.

2. Индивидуализация методической
помощи учителям при выполнении ими учебных программ (индивидуальные
консультации, посещение уроков, выявление затруднений, разработка
индивидуальных рекомендаций по решению проблем в работе, семинары, практикумы
по составлению рабочих программ и т.д.)

3. Создание мотивационной среды для
учителей (работа по программе «Путь к мастерству», цель которой – создание
условий для преодоления молодым специалистом противоречий между готовностью к
работе в школе, ожиданием радости творчества и проблемами педагогического
общения в период адаптации в новой социально – педагогической среде; содействие
внедрению новых педагогических технологий; методическая помощь учителям –
участникам конкурсов разного уровня),

4. Обобщение педагогического опыта
(посещение уроков, собеседование с педагогами, чей опыт работы изучается,
оказание помощи в его распространении).

Функции методической работы

  • Обогащение
    профессиональных знаний учителя на основе решения проблем дидактического,
    психологического характера.
  • Развитие мотивов
    творчества в педагогической деятельности с помощью создания мотивационной
    среды..
  • Формирование
    мировоззрения, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений учителя.

Функции руководителя МО:

·        
собеседник(функция моральной,
эмоциональной поддержки);

·        
фасилитатор (создание условий для
творческого развития учителя);

·        
психотерапевт (функция педагогической,
методической  поддержки);

·        
эксперт (информативная, консультативная,
рекомендательная функции).

Принцип работы

Работающему, творчески настроенному
учителю полезно следовать принципу «изюм – в булочку»; узнал о новом,
интересном приёме обучения, обнаружил интересную задачу – используй на
практике; получилось неудачно – «вынь эту изюминку из булочки» (всю булочку
печь заново не нужно).

Ю.М.Колягин, заслуженный учитель школы РФ

   
Основные формы работы
циклового методического объединения
преподавателей естественно-научных дисциплин «Лаборатория нерешённых проблем» —
работа по индивидуальной программе, парная работа «Наставник – молодой
специалист», работа микрогрупп и коллективная работа. План методического
объединения составляется, учитывая основную проблему, выявленную при  анализе
работы методического объединения за прошедший год, индивидуальные программы
профессионального самообразования учителей, результаты анкетирования коллег
(см. приложение 1).

Приведём пример планирования работы
МО.

Концептуальная часть

План работы на 2011 – 2015 гг.

   Методическая тема школы: индивидуализация
обучения и воспитания, основанная на создании оптимальных условий для
формирования творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

   Методическая тема МО: формирование
потребности учащихся в самообразовании и саморазвитии при изучении естественных
наук как компонентов культуры, базы для формирования естественно-научной
картины мира.

Решаемая проблема: возможности
социализации учащихся в учебном процессе.

  Цель: создание условий
для функционирования образовательного пространства, способствующего
самореализации и социализации личности.

   
Внимание современного учителя направлено на решение проблемы социализации
учащихся. Эта проблема актуальна и не всегда успешно решается в школе. Для
достижения поставленной цели работа методического объединения включает
несколько органично связанных этапов.

Подготовительный этап (2011 – 2012 гг.)

Задачи теоретического
плана

Изучить:

1.Затруднения учителей в организации
образовательного процесса на уроке (индивидуальная работа с учителем,
анкетирование, анализ результатов анкетирования).

2.Психологические
основы индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании,
педагогической оценки как основной формы взаимодействия учителя и учащихся
(публичная презентация на тематическом педсовете).

3.Что
такое социализация? Позитивная и негативная роль школы в развитии и
самоизменении обучающихся (мини-лекция (10 мин) с обсуждением (20 мин).

4.
Способы социализации обучающихся  в учебном процессе (мини-лекция (10 мин) с
обсуждением (20 мин).

Научно – методические ресурсы

Андреева
Г.М Социальная психология.- М., 2008.

Лийметс
Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. – М., 1982.

Мудрик
А.В. Социальная педагогика. — М., 2007.

Поташник
М.М. Требования к современному уроку. — М., 2007.

Поташник
М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. — М.,
2010.

Операционально – исполнительский этап
(2012-2013 гг.)

Задачи практического
плана

   Провести педагогическое исследование по
теме «Социализация учащихся в учебном процессе».

Цель: выявление возможности
социализации учащихся в учебном процессе.

Объект исследования: возможности
социализации учащихся в учебном процессе.

  Предмет исследования:
уровень сформированности признаков социализации.

 Гипотеза: учебный процесс
является сферой социализации учащихся.

 Задачи: с помощью
педагогического мини-исследования выявить уровень сформированности  признаков
социализации по блокам: психологическому, коммуникативному, социальному,
инструментальному; провести анализ полученных результатов.

Приёмы проведения данного исследования

1.
Наблюдение на уроке (самоанализ, анализ урока коллегами). Цель:
выявление сформированности признаков социализации (психологические,
коммуникативные, социальные, инструментальные).

2.
Портфолио ученика. Цель: интеграция текущих результатов индивидуальной
учебно-познавательной деятельности учащихся.

3.
Анкетирование учащихся. Цель: определение эффективности способов,
средств, форм организации индивидуальной учебно-познавательной деятельности
учащихся.

4.Тестирование
учащихся. Цель: выявление эффективности реализации возможностей учащихся
в различных учебных ситуациях.

5.
Опрос учащихся. Цель: выявление уровня социальной адаптации, активности,
самостоятельности и нравственной воспитанности учащихся.

6.
Индивидуальная работа с родителями. Цель: выявление проблем в домашнем
учебном труде ребёнка, оказание адресной методической помощи родителям.

7.
Контрольно-методические срезы (промежуточный контроль). Цель: определение 
взаимосвязи между педагогической деятельность учителя и образовательными
результатами учащихся.

8.
Обработка результатов. Цель: определение особенностей учащихся в
классных коллективах, выбор приоритетных направлений педагогической поддержки
успешности учащихся в учебном процессе.

Экспертно
– аналитический этап (2013-2014 гг.)

Рефлексивно-ролевая
игра с приглашением учителей  других школ «Учебный

процесс
как сфера социализации учащихся»
(см. приложение 2.)

Рефлексивно-обобщающий этап (2014-2015гг.)

Рефлексия:
«Я», «МЫ», «ДЕЛО»

  1. Подведение итогов: удовлетворённость учителя
    работой с коллегами

единомышленниками
в МО, осознание значимости результатов педагогического исследования для
организации успешной учебно-познавательной деятельности учащихся и
профессионально-личностной мотивации как определяющего компонента опыта
педагогического творчества, создание  методического пакета «Опорные точки для
учителя», содержащего арсенал педагогических

приёмов,
способов, средств из опыта работы коллег – единомышленников.

  1. Обобщение опыта. Диссеминация
    передового опыта педагогов.

Федеральный уровень. Богданова
С.А. (учитель физики) участник  проекта «Школа – лаборатория инноваций»
издательства «Эффектико — пресс», редакция научно – методического журнала
«Управление качеством образования: теория и практика эффективного
администрирования» — представление на техническую экспертизу разработки «Приёмы
преодоления отчуждённости предметного содержания при работе с интеллектуально
пассивными детьми на основе деятельностного подхода» (май – июнь 2014 г.).
Проект признан победителем, школе присвоено звание «Школа – лаборатория
инноваций».

Краевой уровень.
Авторские педагогические разработки Афониной Р.Ф.(учитель химии), Логиновой
Е.И.(учитель географии) по теме: «Хозяйство Западно-Сибирского экономического
района», «Неметаллы и их соединения (Экологические проблемы малой Родины)»
успешно прошли общественно-профессиональную экспертизу и внесены в банк
передового педагогического опыта краевого профессионального объединения
учителей естественно-научных дисциплин(
URL:
bttp://www.akipkro.ru/kpopmail/pedagogicbeskijopyt.btml)/

Богданова
С.А., Петкау А.В., Тупикина Ю.П., Афонина Р.Ф. участвовали в экспертизе
методических материалов на странице «Общественно – профессиональная экспертиза»
краевого профессионального объединения учителей ЕНД сайта КГБОУ АКИПКРО
www.akipkro.ru (апрель 2014 г.)

   
Богданова С.А. Окружная методическая неделя «Переход на новые стандарты
образования: опыт, результаты, проблемы» секция «Организация  внеурочной
деятельности в рамках ФГОС». Тема «Приёмы преодоления отчужденности предметного
содержания при работе с интеллектуально — пассивными детьми на основе
деятельностного подхода»22.04.2014 г. – Диплом, приказ № 2 филиала АКИПКРО г.
Бийска от 24.04.2014 г.

      Реализация данного плана на практике
показывает, что такая форма работы эффективна для организации совместной работы
коллег-единомышленников (сотрудничество и сотворчество). Она позволяет учителю
почувствовать себя лично ответственным за уровень своего профессионализма, 
добиться оптимальных результатов в саморазвитии. Члены методического
объединения коллективно творчески исследуют сложившую в школе ситуацию,
выделяют проблемы, требующие особого внимания, и находят пути решения.

      Методическая работа – это система,
которая имеет цель, задачи, функции, содержание, формы организации, структуру и
критерии оценки её эффективности. Критерий – это то, что позволяет увидеть
соответствие между целью и результатом. Наиболее эффективны следующие критерии:
критерий стимулирующей роли методической работы, критерий рациональности
расходования времени, критерий результативности. Использование критериев оценки
эффективности методической работы проводится в два этапа:

  • на первом
    этапе используются критерии промежуточного результата работы с педагогами;
  • на
    втором этапе через определённое время используются показатели качества
    образования обучающихся
    (взаимосвязь между
    педагогической деятельностью учителя и результатами его труда)

Критерии
оценки эффективности методической работы

Критерий
стимулирующей роли методической работы

Методические
мероприятия должны быть добровольными для педагога и побуждающими к работе
над собой. Это главное условие обеспечения профессионально — личностного
роста учителя.

Критерий
рациональности расходования времени

Предполагает
индивидуальный, дифференцированно – групповой подходы на обеспечение
личностно-профессионального роста учителя.

Критерий
результативности

Определяется
по уменьшению затруднений учителя после проведения с ним методической работы
по сравнению с тем уровнем, что был у него до начала работы с ним.

Заключение

В методическом  пособии мы остановились на
четырёх инновационных идеях в организации работы по управлению 
личностно-профессиональным ростом педагога:

1. Самообразование – это путь
профессионально-личностного роста учителя. Оно должно произвольным,
самопроектируемым процессом.

2. Построение системы обеспечения
профессионального роста учителя должно строиться на основе изучения затруднений
педагогов в проектировании и осуществлении образовательного процесса.

3. Методическая
работа должна быть направлена на решение общих проблем дидактического,
психологического характера.

4. Оценка эффективности работы с
педагогическими кадрами должна осуществляться  на основе критерий
промежуточного и конечного результатов, а не по числу и номенклатуре
проведенных мероприятий.

Приложение  1.

Анкета

участника
МО учителей естественнонаучных дисциплин «Лаборатория нерешенных проблем» на
основе исследовательской работы

Уважаемый коллега!

В целях обеспечения успешности совместной работы
коллег-единомышленников просим Вас заполнить эту анкету.

1.
Сообщаю о себе:

Фамилия,
имя, отчество

Образование____________ 
ВУЗ _______________________     Год его окончания_______

Категория:
имею_______________ планирую аттестоваться на_______________.

Последние
курсы повышения квалификации пройдены в_________ г. на базе АКИПКРО, района,
дистанционно (нужное подчеркнуть), другое____________

Работаю
по учебникам (укажите авторов и классы) ________________________

Е
mail:_____________________________________________________________ 

2.
Участвую в работе МО, потому что…..(
выберите
из списка и отметьте три наиболее значимые для Вас позиции
):

1.
□ это необходимо мне для того, чтобы пройти аттестацию                     
2. □ рассчитываю повысить уровень теоретической подготовки

3.
□ хочу узнать о возможностях социализации учащихся в процессе преподавания
своего предмета

4.
□ надеюсь получить конкретные рекомендации по выбору УМК  по предмету

5.
□ вижу противоречия, проблемы в собственной деятельности и рассчитываю найти
пути их разрешения               

6.
□ стремлюсь освоить новую для меня методику, технологию

7.
□ вижу возможность расширить круг профессионального 
общения                          

8.
□ рассчитываю на профессиональное сотрудничество  (совместную деятельность) в
разрешении определённых  проблем

 9.
□ хочу увидеть перспективы и способы  профессионально-личностного роста как
объекта самоуправления_____________________________________________

10.
□ другое (укажите, что именно)  ______________________________________

3.
Продолжите предложения:

Основные
цели, которые  ставлю как учитель, преподавая предмет ____________

 Тема
по самообразованию ______________________________________________

В
своей профессиональной деятельности успешно осуществляю_______________

4.
Оцените по 10-бальной шкале уровень своих профессиональных компетенций
относительно следующих умений
:

  • владение
    умением организации работы по самоуправлению профессиональным ростом —  12
    3 4 5 6 7 8 9 10
  • осуществлять
    самоанализ своей педагогической деятельности – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • работать
    с информацией — 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • осуществлять
    опытно-экспериментальную работу – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • сотрудничать
    с коллегами в команде – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • вступать
    в диалог с коллегами по проблемам образования – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • обеспечивать
    оптимальные эстетические условия обучения – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • оценивать
    целесообразность и обоснованность использования тех или иных средств
    обучения – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • выстраивать
    систему оценки качества образования по предмету – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.
Хочу получить ответы по теме МО ___________________________________

6.
Хочу получить другие тематические консультации _____________________

Благодарю за сотрудничество!

Приложение  2.

Рефлексивно-ролевая
игра с приглашением учителей  других школ или через сетевое взаимодействие

«Учебный
процесс как сфера социализации учащихся»

Участники
делятся на три группы-лаборатории, пресс-центр, группа экспертов, группа
социологов.

  
1-3-я группы-лаборатории, где участники «младшие научные сотрудники».
Руководитель «лаборатории» выбирается научными сотрудниками. Он организует
работу сотрудников по вопросам, которые ставит ведущий – руководитель
методического объединения. На обсуждение каждого вопроса отводится от 3 до 5
минут.

  
4-я-группа – пресс-центр, состоит из главного редактора,  который возглавляет и
организует работу администратора сайта «Содружество учителей Красногорского
района» и специальных корреспондентов. Задача пресс-центра систематизировать и
обобщить результаты работ «лабораторий», создать с помощью персонального
компьютера презентацию и поместить её на сайте. Как можно больше творчества и
фантазии! Когда объявляется вопрос для обсуждения,  пресс-центр командирует
своих корреспондентов в «лаборатории», где они записывают ход дискуссии и
возвращаются с рабочим материалом, который обрабатывается и оформляется за
короткое время.

5-я-группа
– эксперты (3 чел.). Их выступление должно быть коротким, чётким, отвечающим на
вопросы:

  1. Достаточно ли полно и глубоко освещена проблема?
  2. Какие дополнения и замечания, по мнению
    экспертов, следует сделать?

Пресс-центр
учитывает мнение экспертов.

Функции
ведущего:

  • задаёт вопросы, проецируя их с помощью
    интерактивной доски;
  • делает обобщение или замечания, не отнимая
    инициативы у пресс-центра и экспертов;
  • следит, чтобы не нарушались временные границы.

 При
обсуждении вопросов, которые задаёт ведущий, высказать мнение в «лаборатории»
может каждый, не повторяя уже сказанного. В конце работы ведущий предлагает
подвести итоги и сделать анализ проведённой работы. При этом просит высказаться
всех, кто принимал участие в работе.

Ведущий
с помощью интерактивной доски предлагает вопросы:

1.
Нужно ли учитывать в педагогическом  процессе индивидуально-типологические
особенности нервной системы ребёнка? Кратко обоснуйте свой ответ. (Эксперты
обрабатывают результаты, пресс-центр оформляет характерные и часто
встречающиеся ответы).

2.
Среди основных свойств нервной системы выделите свойства, заметно влияющие на
обучение учеников. (Эксперты обрабатывают результаты, кратко подводят итоги,
которые поступают в пресс-центр).

3.
Какие виды учебных ситуаций затрудняют индивидуальную познавательную деятельность
учащихся со слабой и инертной нервной системой? Какие приёмы делают её
успешной? Результаты Вашего исследования. (Эксперты обрабатывают результаты,
выделяютвиды учебных ситуаций, затрудняющие индивидуальную познавательную
деятельность учащихся со слабой и инертной нервной системой и делающие её
успешной.  Пресс-центр оформляет итог работы ).

4. Какие признаки социализированности
можно формировать  в процессе преподавания и как с учётом генотипической
природы нервной системы учащихся? Результаты индивидуальной работы «Анализ
блоков признаков социализированности.  Слайд. Признаки
социализированности.
(Эксперты подводят итоги обсуждения, пресс-центр
оформляет результаты).

   
Ведущий предлагает подвести итоги в ходе созданной пресс- центром презентации:

1.      Что
«наработали»?

2.      Каков
продукт «на выходе»?

То, что «наработали» по 1-3 вопросу
легли в основу концептуальной модели «Учитель – субъект социализации», которая
состоит из шести компонентов:

координатор
образовательного процесса, методический компонент, психологический компонент,
содержательный компонент, результирующий компонент, рефлексия.

    
Координатором образовательного процесса является учитель как субъект
социализации учащихся в учебном процессе.

    
Методический компонент опирается на единство психологического и содержательного
компонентов. Включает в себя основные элементы исследования, системную,
согласованную работу коллег-единомышленников, участие в инновационной  и
экспериментальной педагогической деятельности. Его теоретической основой
является теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я.Гальперина
и Н.Ф.Талызиной.

   
Психологический компонент обеспечивает в образовательном процессе
психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся, их эмоциональную
удовлетворенность познавательной деятельностью и её результатами.

   
Содержательный компонент. Его цель —  создание благоприятных
психолого-педагогических условий для формирования потребности учащихся в
самообразовании и саморазвитии при изучении естественных наук как компонентов
культуры, базы для формирования естественно-научной картины мира.

   
Результирующий компонент включает критерий результативности. Использование
этого критерия позволяет  проследить взаимосвязь между педагогической
деятельностью учителя и результатами его труда.

   
Рефлексивный компонент включает в себя средства:

·        
определения уровня удовлетворённости
учителя своим педагогическим

трудом,
уровня удовлетворённости учеников и родителей образовательным процессом;

·        
осознание коллегами – единомышленниками
значимости результатов

 педагогического
исследования для организации  успешной учебно-познавательной деятельности
учащихся.

 
То, что «наработали» по 4 вопросу позволило внести учителям, как субъектам,
социализации в процесс обучения продуктивные коррективы по преподаваемым в
школе предметам; разработать методическую систему, содержащую собственный
арсенал педагогических приёмов, способов, средств педагогической поддержки
успешности индивидуальной учебно-познавательной деятельности учащихся

моск

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Техникум сервиса и туризма № 29»

(ГБПОУ ТСиТ № 29)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЯ  МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ

Москва

2015

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего,  на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся.

Данные методические рекомендации помогут преподавателям техникума разобраться в видах методической продукции и выбрать для себя нужный алгоритм создания своей методической работы.

Автор: Королева Л.В., преподаватель,  методист ГБПОУ ТСиТ №29

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………….4

Алгоритм написания методической записки……………………………………………………………………5

Алгоритм написания памятки……………………………………………………………………………………..5

Алгоритм написания методической рекомендации………………………………………………6

Алгоритм написания методической разработки………………………………………………….7 

Алгоритм написания методического пособия……………………………………………………………8 

Алгоритм написания методического проекта……………………………………………………………………..9

Глоссарий…………………………………………………………………………………………………..11

Список рекомендованной литературы………………………………………………………………………..13

Список  информационно-электронных ресурсов………………….…………………………………….14

Образец оформления памятки…………………………………………………………………………..15

Образец оформления титульного листа методической рекомендации…………………………16

Образец оформления титульного листа методической разработки…………………………………….17

Образец оформления титульного листа методического пособия………………………………………18

Образец оформления титульного листа методического проекта………………………………19

Основные требования к оформлению текстовых документов…………………………………………20

Правила оформления приложений……………………………………………………………….22

Правила оформления списка литературы………………………………………………………..23

Список сайтов, на которых можно опубликовать свою работу…………………………………24

Пояснительная записка

Профессиональное  образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства в современном российском обществе. В наше время современному педагогу уже невозможно обойтись без использования в своей педагогической практике различных методик, а также создания собственных методических материалов. Педагогам необходима активизация методической деятельности для более рациональной организации образовательного процесса, передачи своего положительного опыта коллегам, для развития и повышения профессионализма. 

В данной работе представлены рекомендации написания и оформления лишь некоторых видов методической продукции, наиболее востребованных преподавателями профессионального образования.

Изучив предложенный материал,  преподаватели получат представление о формах изложения методик, в соответствии с современными требованиями[1], им проще будет структурировать содержание методической работы, а значит, они смогут более эффективно делиться своими методиками с другими педагогами. 

Цель: помощь преподавателям техникума в структуризации собственного методического материала для  последующей публикации.

Целевая аудитория: преподаватели общеобразовательного и профессионального  образования.

С дополнительным материалом, таким как: образцы оформления титульных листов, нормативные стандарты[2] шрифтов и программ, которые принято использовать в процессе подготовки документов к публикации можно познакомиться в приложениях. Там же приводится список сайтов[3], на которых можно разместить свою методическую работу, а также пообщаться с коллегами.

Основная часть

Методическое обеспечение педагогической системы обучения направлено на раскрытие, систематизацию и  распространение профессионального опыта. Как правило, педагоги со стажем с удовольствием передают свой опыт коллегам.

Процесс распространения методик происходит на открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах и школах педагогического мастерства, конференциях, семинарах и круглых столах, а также в интернет-сообществах педагогов.

Методические находки педагогов в печатном виде можно найти в тематических сборниках методических работ и на страницах различных периодических изданий, а также на сайтах Интернета. 

Наличие методических работ повышает профессиональный статус преподавателя и статус учреждения, в котором он преподает.

Всю создаваемую преподавателями методическую продукцию можно условно разделить на два блока:

Учебно-методический блок состоит из нормативной и тематической литературы, используемой при составлении рабочей программы, а также материалов, используемых в образовательном процессе: журналов, тематических подборок дидактического и наглядного материалов (карточки, тестовые задания,  графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, модели, иллюстрации и т.п.), видео и аудиоматериалов, тематической информации на электронных носителях, презентаций и т.д.

Научно-методический блок включает в себя методические записки, методические рекомендации, методические пособия и методические проекты, основанные на педагогической практике в образовательном процессе.  Материалы из научно методического блока, в зависимости от содержания, могут иметь различную адресность: обучающимся, обучающимся и коллегам-педагогам, и  только педагогам.  И соответственно этому регламентируется терминология, стиль и  объем методических работ.

 Как правило, педагоги не испытывают затруднений в составлении лаконичной информации о своей деятельности в рамках программы для информационного блока и блока учебно-методического комплекса. Трудности чаще всего возникают при написании научно-методических работ.

Поэтому остановимся подробнее на алгоритмах написания методических работ, относящихся к указанному блоку. 

1. Методическая записка 

Методические записки используются для разъяснения применяемых педагогом методик в процессе осуществления образовательной деятельности по определенной программе, а именно, в них разъясняется адресность аудитории, цель, задачи, ожидаемые результаты проведения различных мероприятий. Методическая записка в сжатом виде может пояснять эффективность применения инновационных технологий на занятиях или мероприятиях, также, кратко пояснить систему изложения методического материала, разъяснить обоснованность документов и фактов, составляющих методическую работу. Методическая записка иногда используется для пояснения содержания таблиц, схем, диаграмм и т.п.

Методические записки оформляются в произвольном виде и могут быть частью методического пособия.

2. Методическая рекомендация 

Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).

Памятки составляются[4] без титульного листа по следующей схеме:

Памятка

«Название»

Основной текст (Основной текст начинается с краткого описания сути вопроса,  затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием).

Автор(ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

Дата создания.

Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации. Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:

1. Титульный лист[5]:

Полное название учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методические рекомендации)

Автор(ы) ( ФИО полностью)

Должность  

Место написания

Год написания

2. Второй лист:

Аннотация (Краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории).

Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон).

3. Третий лист:

Пояснительная записка

(Вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций,  обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта;  целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.).

 Содержание (Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов;   дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с обучающимися  могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя).

Заключение (выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием). 

Список использованной литературы (при необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме; список  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления[6] литературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы).

 Приложение[7]  (приложения включаются, если содержат материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.).

3. Методическая разработка 

Методическая разработка — это комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению мероприятий; методические советы по составлению сценариев, планов выступления, выставок; методики проведения одного или нескольких занятий,   мастер-классов; методического описания творческого задания, схемы и т.п.

Методические разработки помогают лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала, раскрывают формы, средства, методы и технологии обучения, дают возможность другим педагогам  использовать предлагаемые материалы в своей практике. Методические разработки используются педагогами-авторами для подробного описания проведения мероприятий, представляющих интерес для других педагогов.

Методические разработки можно условно разделить на два варианта, в зависимости от целеполагания.  

Методическая  разработка, претендующая на авторскую (авторские исследования или применение авторских инновационных методик) оформляется в виде брошюры по следующей схеме:

1. Титульный лист[8]:

Полное название учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методическая разработка)

Автор(ы) (ФИО полностью), должность

Место написания

Дата написания

2. Описание методики:

Название разработки, сведения об авторе.

Введение (Во введении указывается цель методической разработки (цель должна быть одна); актуальность предлагаемой работы; обосновывается, при необходимости, особенности и новизна предлагаемой разработки; указывается целевая аудитория, если разработка предназначена для проведения занятия или другого мероприятия с обучающимися, то уточняется их возраст; целесообразно указать условия осуществления мероприятия и перечень используемого оборудования и материалов).

Основная часть (Основная часть содержит методические советы по подготовке мероприятий, занятий, мастер-классов, выставок, составлению сценариев, выступления. Методическое описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность  действий, с указанием средств достижения обозначенной цели. Методические советы по подведению итогов и закреплению полученного результата).

Заключение (Подведение итогов, выводы; в заключительной части важно проследить соответствие выводов тезисам  водной части методической разработки.  При необходимости, можно обратить внимание коллег на особо важные моменты, и предостеречь от возможных ошибок).

Список использованной литературы (список  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления[9] литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов).            

 Приложение (при необходимости к работе прилагаются: схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Второй вариант методической разработки предполагает описание мероприятия с использованием знакомых методик, но со своей «изюминкой», которая может заключаться в новой форме, или в использовании нового оборудования, или в интеграции с другим мероприятием и т.п.

Обязательными в этом случае являются три раздела:  введение, основная часть и заключение.

Титульный лист оформляется, как и в предыдущем варианте.

Рекомендуется перед написанием составить план, чтобы самое главное  — описание  методики оказалось в разделе «Основная часть». Необходимо проследить, чтобы в основной части была раскрыта цель, а заключительная часть подтверждала основные тезисы введения.

4. Методическое пособие 

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги, способные систематизировать практический материал собственной практики и деятельности коллег по профессии, а также учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Методическое пособие, помимо теоретического,  содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, также, здесь могут быть представлены образцы документов, разработанные в соответствии с заявленной тематикой.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера. 

Методические пособия, в зависимости от целеполагания, могут рассматривать содержание, формы работы и методики и возможности их применения на практике по  отдельной направленности, или по отдельной предметной области (именно к этому типу методической продукции наиболее часто обращаются педагоги).       

Методическое пособие оформляется по следующей схеме:

1. Титульный лист[10]

Полное наименование учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методическое пособие)

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования)

Дата написания

Место написания (Москва)

2. Основной раздел

Введение (формулируются цель (одна) и задачи (несколько задач, помогающих достижению цели) данного пособия, указывается адресность, и какие конкретные результаты может дать преподавателям использование данного пособия).

Теоретическая часть (здесь в краткой форме излагается (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе профессионального образования).

Практическая часть (систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся примеры форм и методик работы).

Дидактическая часть (здесь размещаются  дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал).

 Список литературы (оформляется[11] по тематическим рубрикам, в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии и, по возможности, с краткими аннотациями;  кроме того, сюда могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями; в список включаются электронные ресурсы).

5. Методический проект

Методический проект — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко определенных, оригинальных целей в течение заданного периода времени. Преподаватель может поделиться со своими коллегами удачно реализованным проектом, или проектом, прошедшим первые этапы пути к достижению цели.

Работа над проектом подразумевает   деятельность, направленную на выполнение мероприятий, составляющих проект, с максимально возможной эффективностью. Цель проекта должна быть реально достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Задачи проекта формулируются с учетом будущих мероприятий и действий, необходимых для достижения цели. В проекте обязательно продумывается схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом.

Методический проект оформляется по следующей схеме:

1. Титульный лист[12]

Полное наименование учреждения

Проект

«Название»

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования)

Дата написания

Место написания (Москва)

2. Основной раздел

Введение (Обосновывается тема проекта,  формулируются цель и задачи, указывается адресность, перечисляется оборудование, необходимое для реализации проекта и кадровые ресурсы, задействованные в реализации проекта).

Основная часть  (В основной части обозначается календарный план реализации этапов проекта, схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом).

Заключение (Выводы о правильной поставки цели проекта, об удачных моментах прохождения этапов проекта и о трудностях, с которыми, возможно, столкнулись при реализации проекта).

 Список литературы (список[13]  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов, рекомендованных или используемых при реализации проекта).            

Заключение

Результативность передачи профессионального педагогического опыта в значительной степени зависит от  умения создавать собственную методическую продукцию.

Предложенные здесь алгоритмы написания методических работ должны помочь преподавателям в выработке этого умения. Понимание преподавателями правил структуризации материала, поможет им более рационально оформить свою работу в полноценный методический продукт и опубликовать его в сборнике или на страницах журнала.

Важно, также, не забывать о возможности обмена опытом в педагогических интернет-сообществах и о публикациях на сайтах. В наш век развития информационных технологий преподаватели часто обращаются к интернету, за поисками новых методик, и, поэтому, опубликованные работы на интернет-сайтах намного быстрее находят своих читателей.

Глоссарий

Адресность – понятие, в контексте данной работы,  означает рациональное ограничение круга предполагаемых читателей.

Алгоритм — набор рекомендаций, описывающих порядок действий для достижения результата за конечное число действий, от которых они зависят.

Аннотация — краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга.

Аннотированный каталог – систематизированный перечень предметов, услуг, продукции и др., содержащий краткие пояснения.

Буклет — вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, сложной конструкции и проработанного дизайна.  

Бюллетень — регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.

Задачи – это измеряемые возможные изменения ситуации, это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.

Информационно-методический справочник — сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.

Инструктивно-методическое письмо — указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.

Инструкция — пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр. 

Картотека — систематизированное в алфавитном порядке (как правило — по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.

Листовка — вид  информационной литературы, лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями.

Методика  — наука о методах преподавания, совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.

Методический — строго последовательный, систематичный, точно следующий плану.

Методическая тема — это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом.

Методическая записка — пояснения к последующим методическим материалам.

Методические рекомендации — структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Памятка —  книжка или листок с краткими наставлениями на какой-либо  случай, с краткими сведениями о ком-либо, чем-либо.

План — это фиксация системы целей, задач и средств, предусматривающих изменение ситуации.

Программа — это запланированный комплекс образовательных мероприятий, направленных на достижение цели или реализацию определенного направления развития.

Проект — замысел, идея, воплощённые в форму описания, обоснования, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Сценарий — самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий — это конспективная, подробная запись праздника, любого мероприятия. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен.

Тематическая подборка материала — подбор текстового и наглядно иллюстративного материала по определенной теме (подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.) для написания рекомендаций, сценариев.

Целевая аудитория — это совокупность людей, однородная по каким-либо параметрам.

Цель — это то, к чему стремятся, это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого хотят достичь.

Рекомендуемая литература

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М.: Ось, 2002.

Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

Виды   методической продукции. Справочник. — Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»·

Драхлер А.Б.  Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Гайнуллина И.В. Правила и требования оформления методической разработки. —  Югорск: МБУ. Городской методический центр, 2014.

Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев, — М: АРКТИ, 2002.

Дополнительное образование и воспитание. № 1, 2008 с.26-30.

Корлякова С.В. , Деникаева  О.В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. — Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2001.

Кленова Н.В. Основные понятия сферы методической деятельности УДОД. – М.: ГПМЦ, ГЦДЮ, 2014. 

Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. –Мн.: ООО «Сэр –Вит», 2000.

Кульневич С. В. Иванченко В. Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования. – М.: Учитель, 2005г.

Методическая деятельность. Словарь-справочник. — Л., 1991.

Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие /Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др. —  М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.

Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины: сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005.

Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. — 2001 — №2.

Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л.Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. — М: ЦРСДОД, 2002.

Уваров А.А. Методика написания и защиты дипломных и курсовых работ: Практическое пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательство «ИКФ «ЭКМОС», 2003.  

Информационно-электронные ресурсы.

Википедия 

ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001 

http://dic.academic.ru

Мой словарь

http://my-dictionary.ru/word/

TOLKSLOVAR.RU

http://tolkslovar.ru

Словарь — Аудитория целевая 

glossostav.ru/word/

Русский язык. Справочно-информационный портал. грамота.ру.

Гин А.А. Традиции урока //Интернет-журнал «Эйдос». — 2000. — 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm.

Тематические сайты сети Internet.

Приложение № 1  

Образец оформления памятки

ПАМЯТКА

«Правила пользования ножницами для дошкольников»

Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими пользуются родители. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка пользоваться ножницами и уберечь от травм.              

1.     Брать ножницы только с закругленными концами.

Рис. №1

2.     Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями.

Рис. №2

3.     Передавать и переносить ножницы только колечками вперед и сомкнутыми лезвиями.

Рис. № 3

4.     Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, та как их можно уронить и поранить себя или рядом работающего человека.

Рис. №4

5.     Во время работы не подходить к работающему ножницами, так как он может не заметить подошедшего и поранить себя или другого человека.

Рис. №5

6.     По окончании работы привести рабочее место в порядок.

Рис. №6

                 Смирнова Марина Сергеевна,

педагог дополнительного образования, ЦДЮТТ «Охта». 01.09.14.

Приложение № 2

Образец оформления титульного листа методических рекомендаций

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

методические рекомендации для обучающихся

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 3

Образец оформления титульного листа методической  разработки

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

«ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ»

методическая разработка

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 4

Образец оформления титульного листа методического  пособия

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

«ИСОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ»

методическое пособие

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 5

Образец оформления титульного листа методического проекта

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

ПРОЕКТ

«НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение №  6

Основные требования к оформлению текстовых документов:

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

1.Текст работы выполняется на ПК.

2.Все страницы текста должны соответствовать формату единому формату А4 или (А5).

3.Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей для формата А4: левое -30 мм, правое -10 мм, верхнее-15мм, нижнее -20мм-

4. Нумерация страниц:

 — Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту;

— Титульный лист, так же, как и оглавление, включаются в общую нумерацию страниц текста. Однако номер страницы не проставляется ни на титульном листе, ни на оглавлении, ни на аннотации; нумерацию страниц проставляют, начиная с «Введения», которое располагается на третьей (четвертой) странице;

— Иллюстрации и таблицы, включенные в содержание,  учитываются как и страницы текста начиная с 1.

5. Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.

6. Введение, главы основной части, заключение, список литературы,

вспомогательные указатели и приложения должны иметь заголовок, напечатанный прописными буквами.

7. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

8. Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

9. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов.

10.  Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, подглавы, …) должны быть однотипными.

11. После надписи «Таблица…», как и после названия таблицы, точка не ставится;

 таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;

 слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;

 если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово «Таблица» не пишут.

Таблицы в зависимости от их размера размещают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице; при необходимости — в приложении.

12. Оформление библиографических ссылок

Поскольку для написания текста методической разработки мы используем различные источники литературы, как правило, часто приходится прибегать к цитированию работ других авторов.

Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать случайные фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо заключать в кавычки и т.п.), следует обратить внимание на точное указание источников цитат, а также на способ их оформления в тексте.

Существуют различные способы указания цитат (подстрочные, внутри-текстовые и др.).

Для цитирования в чаще используются затекстовые ссылки. Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце того листа, на котором приводилась цитата.

Например:

Основной идеей в воспитании того времени, была идея создания ведущей роли общественного воспитания в формировании личности ребенка. В этой идее А.С Макаренко подчеркивал «единство цели общества и семьи, зависимость семейного воспитания от «заказа общества»1.

1. Идеи А.С. Макаренко повторяются и в работах В.А. Сухомлинского, М.И. Калинина, в которых многогранно рассматривается сочетание общественного и семейного воспитания.

13. В документах рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, кегль -12,     междустрочный интервал – 1,5.

 Допускается использование 14 кегля с одинарным междустрочным интервалом.

14. Для оформления текста и несложных таблиц используется программа – Microsoft Word;

  для таблиц и графиков — Microsoft Excel;

  для оформления текста в буклет, брошюру — Microsoft Publisher; 

  для презентации и демонстрации — Power Point, Movie Maker.

Приложение № 7

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

Правила оформления приложений

В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком объёмны, а также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую информацию, их необходимо разместить в приложениях.

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать: материалы, дополняющие текст; иллюстрации вспомогательного характера; характеристики материалов и инструментов применяемых при выполнении работы; анкеты и методики (в том числе инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и интерпретационные материалы); протоколы испытаний, заполненные испытуемыми ответные листы и бланки, заключения анализа, экспертизы, и т.д.; таблицы вспомогательных данных;  промежуточные формулы и расчеты.

Правила представления приложений:

приложения помещают в конце методической разработки;  каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией;

номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» после этой надписи точка не ставится;

приложения должны иметь общую с остальной частью методической разработки сквозную нумерацию страниц;

 на все приложения в основной части методической разработки должны быть однотипные ссылки;

в приложениях, представляющих собой стимульный материал, разрешается использование цветной печати и применение различных шрифтов.

Приложение № 8

Правила оформления списка литературы

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

1.Фамилия и инициалы автора.

2.Основное заглавие.

3.Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.).

4. Сведения об ответственности (содержат информацию о составителях, редакторах, художниках и т.д., об организациях, от имени которых опубликован документ).

5.Место издания.

6.Издательство или издающая организация.

7. Дата издания.

Каждому элементу областей библиографического описания предшествует условный разделительный знак, который указан в примере ниже.

Например:

1. Дошкольная педагогика в 2х ч., ч. 2 / Под ред. В.И. Логиновой — М.:-1988. – С. 208-210.

2. Дронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА–ПРЕСС, 2001. – 224 с.

3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч. – М.: — 1984. – С.62.

Количество страниц обязательно указывается в научных исследованиях, в методической литературе объем страниц  указывать необязательно.

Приложение №  9  

 Список сайтов, на которых можно разместить свою методическую работу, обменятся опытом с коллегами и узнать их мнение на форуме педагогического интернет-сообщества.

1. Портал Министерства образования   http://www.minobr.org/

2. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру»   http://metodisty.ru/

3. Социальная сеть работников образования.

http://sportal.ru/npo-spo/obrazovanie

4.Образование.   http://www.kakprosto.ru

5. Умная Школа: Национальный образовательный проект  http://умная-школа.рф 

6. Педсовет http://pedsovet.org/

7. Сетевое образовательное сообщество  http://rusedu.net/

8. Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/

9. Профессиональное сообщество учителей и педагогов России. http://www.zavuch.info/ 

10. Сетевое социально-педагогическое сообщество. http://wiki.iot.ru/index.php/

11. Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество.   http://www.schoolexpert.ru/main

12. Учебно-методический кабинет. http://ped-kopilka.ru/

13. Издательская группа «Основа»   http://www.e-osnova.ru


[1] ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

[2] ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

[3] Список сайтов см. в приложении № 9

[4] См. образец  в приложении № 1

[5] См. образец в приложении № 2

[6] ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». См. образец  в приложении № 8

[7] См. приложение № 7

[8] См. образец в приложении № 3

[9] См. образец в приложении № 8

[10] См. образец в приложении № 4

[11] См. приложение № 8

[12] См. образец в приложении № 5

[13] См. приложение № 8

Содержание

  1. методическое руководство
  2. Тематики
  3. Смотреть что такое «методическое руководство» в других словарях:
  4. Методическая деятельность: основные принципы, назначение, функции, методы и рекомендации по организации
  5. Понятие и сущность методической работы
  6. Принципы методической деятельности
  7. Методики работы
  8. Назначение и задачи методической работы
  9. Функции методической работы
  10. Виды методической деятельности
  11. Рекомендации по организации методической работы
  12. Направления методической работы
  13. Направления работы: содержание
  14. Заключение

методическое руководство

методическое руководство

[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]

Тематики

Справочник технического переводчика. – Интент . 2009-2013 .

Смотреть что такое «методическое руководство» в других словарях:

методическое руководство работами по стандартизации — 8 методическое руководство работами по стандартизации: Деятельность головной и базовых организаций по стандартизации по установлению порядка и принципов разработки нормативных документов, их проверки, обновления и отмены, регистрации, учета,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах — Терминология Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах: Авария разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или)… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

МД 3.02-2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство — Терминология МД 3.02 2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство: Инвестиционный строительный проект Совокупность организационно технических мероприятий по реализации инвестиций в объекты капитального строительства в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Временное методическое руководство: Временное методическое руководство по оценке экологического риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций — Терминология Временное методическое руководство: Временное методическое руководство по оценке экологического риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций: авария опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Научно-методическое руководство разработкой научно-проектной документации — Научно методическое руководство разработкой научно проектной документации: научно методическая организация и координация работы членов авторского коллектива при разработке научно проектной документации, осуществляемая научным руководителем… … Официальная терминология

Методическое обеспечение технологического процесса проектирования — 1. Комплекс работ по выбору (разработке) методов (методик) выполнения проектных операций, действий, входящих в технологический процесс проектирования, и обоснованию выбранных методов для применения в конкретном технологическом процессе 2… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Методическое — 39. Методическое пособие по изучению структур напластования при инженерно геологических изысканиях для гидротехнического строительства. М.: Энергия, 1979. Источник: 55 90: Методика составления геоструктурных схем (моделей) скальных массивов в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

руководство — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? руководства, чему? руководству, (вижу) что? руководство, чем? руководством, о чём? о руководстве; мн. что? руководства, (нет) чего? руководств, чему? руководствам, (вижу) что? руководства,… … Толковый словарь Дмитриева

Научное руководство — 2.1. Научное руководство при производстве работ является продолжением научно методического и проектного обеспечения ремонтно реставрационных работ на основе утвержденных проектных решений и осуществляется в целях выявления в процессе работ всех… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

717-80: Руководство по определению коэффициента фильтрации водоносных пород методом опытной откачки — Терминология 717 80: Руководство по определению коэффициента фильтрации водоносных пород методом опытной откачки: 6. Гидродинамические и физико химические свойства горных пород/Н.Н. Веригин и др. М.: Недра, 1977. 272 с. Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Методическая деятельность: основные принципы, назначение, функции, методы и рекомендации по организации

Методическая деятельность полноценным образом не исследовалась в качестве самостоятельного вида профессиональной работы педагога. В литературе педагогического типа существует три мнения касательно методических активностей. В любом случае основной их целью выступает обслуживание практики обучения. В данной статье разберем понятие, назначение, основные принципы, функции и методы методической деятельности. Помимо этого, отметим наиболее важные рекомендации, связанные с ее организацией.

Понятие и сущность методической работы

Вам будет интересно: Сумасбродство — это черта характера

Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях. Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:

  • Освоение наиболее рациональных приемов и методик касательно воспитания и обучения детей и подростков.
  • Повышение уровня собственной подготовленности к организации и последующему проведению работы учебно-воспитательной направленности.
  • Обмен опытом между участниками педагогического коллектива, а также определение и пропаганда лучшего опыта в области образования.

Вам будет интересно: Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конуса

Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа. Методическая работа органичным образом соединяется с повседневной практикой воспитателя или преподавателя.

Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование учебно-воспитательной работы, а также на развитие некоторых школьников.

Принципы методической деятельности

Вам будет интересно: Чат «Тет-а-Тет» — что это такое?

Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:

  • Методические принципы, которые включают в себя правило социальной обусловленности развития педагогических качеств в профессиональном плане, системности, научности, целостности единства, а также непрерывности.
  • Педагогические принципы, куда входит единство воспитания, развития и обучения; перспективность и целенаправленность развития в профессиональном ключе; сбалансированность практики и теории; наглядность методической деятельности преподавателей и воспитателей; оптимизация; активность коллектива, осуществляющего свою деятельность в рассматриваемой сфере; единство индивидуальных и коллективных методик работы.
  • Организационным принципам соответствуют следующие правила: всеобщность и обязательность, преемственность, комплексность, плановость, управляемость, координация и регулируемость, контроль и мониторинг, рациональность применения материальных средств, а также стимулирование методической работы.

Методики работы

Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:

  • Теоретический семинар.
  • Научно-практическая конференция.
  • Семинар-практикум.
  • Методическая декада.
  • Дни науки.
  • Методический мост.
  • Методический фестиваль.
  • Деловая игра.
  • Методический ринг.
  • Дискуссия.
  • Мозговой Штурм.
  • Педагогический клуб.
  • Тренинг и видеотренинг.
  • Лекторий.
  • Педагогические чтения.
  • Защита проекта.
  • Профессиональная выставка.
  • Открытый урок.
  • Педагогический совет на определенную тему.

Стоит отметить, что к новейшим методикам организации методической деятельности относят деловые, инновационные, организационно-активные и иные игры, способствующие созданию культуры саморазвития и интеллектуальной культуры воспитателей и учителей.

Назначение и задачи методической работы

Как выяснилось, основным направлением методических активностей выступает формирование инновационной образовательной среды, а также грамотное создание планов, связанных с методической работой. Среди приоритетных задач методической работы современных образовательных учреждений важно отметить следующие:

  • Повышение общей степени профессионально-педагогической культуры воспитателей и преподавателей.
  • Повышение уровня предметно-методической, психолого-педагогической, философской и методологической подготовки воспитателей и учителей.
  • Создание инновационной направленности в методической деятельности учителей, которая проявляется в систематическом рассмотрении, обобщении и дальнейшем распространении передового опыта в педагогической сфере, а также в работе, связанной с внедрением достижений соответствующей науки.
  • Обогащение принципиально новыми технологиями воспитания и обучения в педагогической сфере.
  • Организация деятельности, относящейся к изучению новых программ в области образования, других вариантов учебных планов, а также изменений в соответствующих государственных стандартах.
  • Методическое сопровождение формирования учебных программ авторского типа, учебно-методических рекомендаций и комплексов.
  • Организация работы, связанной с изучением инструктивно-методических материалов, новых нормативных актов.
  • Предметно-методическая подготовка учителей к деятельности в условиях школы профильного типа, иными словами, на уровне преподавания непрофильных и профильных предметов.
  • Оказание помощи воспитателям и преподавателям в их профессиональном развитии. Важно дополнить, что в данном случае уместны диагностическая индивидуализированная и дифференцированная основы для реализации задачи, а также консультативная помощь в организации самообразования педагогов.
  • Проведение работы экспериментально-исследовательского плана.

Функции методической работы

Вам будет интересно: «Чикос», «ниньос» и «мучачос» — это слова для обозначения детей

Ключевыми относительно методической работы и деятельности воспитателей и учителей выступают следующие функции:

  • Аналитическая предполагает анализ существующих разработок методического плана, опыта коллег, а также актуальных материалов.
  • Проектировочная, относящаяся к перспективному планированию и разработке содержательной составляющей обучения, подготовке и планированию обучающей работы.
  • Конструктивная, в которую входит система действий по планированию предстоящего занятия (посредством отбора и композиционного планирования учебных сведений), а также представление форм предъявления материала учебного плана. Все это ведет к взаимодействию учителя и учеников в процессе создания профессиональных навыков, умений, а также новых знаний.
  • Нормативная, которая в полной мере способствует исполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, а также условий реализации образовательного процесса в конкретном типа учреждений.
  • Исследовательская, связанная с поиском новых методик и форм работы.

Виды методической деятельности

Стоит отметить, что в основе определения разновидности деятельности лежит содержание функциональной составляющей педагогической работы. В нашем случае речь идет об устойчивых процедурах реализации конструирования, планирования, выбора и применения обучающих средств к конкретному предмету. Все это приводит к развитию и совершенствованию непосредственно системы обучения. К видам методической педагогической деятельности целесообразно отнести следующие пункты:

  • Анализ документов учебно-программного типа, а также методических комплексов.
  • Планирование системы уроков практического и теоретического обучения.
  • Методический анализ материала, который используется в процессе обучения.
  • Моделирование и последующее конструирование методик предъявления учебных сведений на уроках.
  • Конструирование работы учащихся, связанной с формированием практических умений и технических понятий.
  • Формирование методики обучения по тому или иному предмету.
  • Конструирование работы учащихся, связанной с созданием практических умений и технических понятий.
  • Разработка методов контроля профессиональных навыков, знаний и умений.
  • Управление и оценка работы учеников.
  • Рефлексия собственной деятельности в процессе подготовки к уроку, а также при анализе его итогов.

Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане. При методической подготовке студенты вузов овладевают определенными базовыми видами, которые обеспечивают полноценную подготовку к занятиям.

Рекомендации по организации методической работы

Далее целесообразно рассмотреть актуальные на сегодняшний день рекомендации по организации образования, методической деятельности. Так, методическая работа фиксируется (оформляется) документальным образом в форме:

  • Протоколов методических советов.
  • Разработок и конспектов наиболее успешных методических мероприятий конкретного учреждения.
  • Планов деятельности МО, лабораторий «мастер-класса», проблемных групп учащихся.
  • Письменных материалов, которые отражают работу преподавателя, проблемных групп учащихся, МО, лабораторий «мастер-класса», по самоанализу и анализу педагогической деятельности.
  • Аналитических справок, связанных с вопросом степени знаний учащихся. В данном случае целесообразно предоставление диаграмм и графиков.
  • Текстов докладов, рефератов, текстов, сообщений.
  • Обобщенных материалов касательно системы работы преподавателей конкретной школы, а также материалов печати по образовательным проблемам.
  • Сформированных адаптированных и модифицированных методов, индивидуальных программ и технологий.
  • Сведений с городских (районных) методических семинаров.
  • Наград, дипломов, которые служат общественным признанием эффективности и результативности деятельности отдельных преподавателей, группировок, МО или лабораторий «мастер-класс».

Направления методической работы

Вам будет интересно: Милосердный — это что за слово? Разбираем сообща

Основными направлениями урочной и внеурочной методической деятельности являются следующие:

  • Учебно-методическая.
  • Организационно-методическая.
  • Научно-методическая.
  • Инновационно-методическая.

Целесообразно разобрать представленные направления методической деятельности в отдельной главе.

Направления работы: содержание

Необходимо знать, что организационно-методическая деятельность, главным образом, направлена на реализацию непрерывного взаимодействия руководства образовательного учреждения с участниками педагогического коллектива для формирования оптимальных условия для развития и совершенствования их профессиональной подготовки, раскрытия способностей, интересов и возможностей каждого преподавателя. В организационно-методическую работу входят следующие составляющие:

  • Организация системы методической работы для развития педагогического творчества и мастерства, а также для самореализации инициативы учителей.
  • Обеспечение процесса, связанного с повышением квалификации, в плане материально-технического обеспечения.
  • Планирование и дальнейшая организация методической работы с сотрудниками на основе диагностики.
  • Вовлечение участников коллектива в рабочий процесс научно-педагогических объединений, а также в деятельность экспериментально-исследовательского характера.
  • Организация обеспечения коллективной и индивидуальной работы в методическом плане.
  • Организация рефлексивных активностей преподавателей, а также выявление способов решения проблем педагогической природы.
  • Формирование в образовательном учреждении системы профессионального развития педагогов и, таким образом, совершенствование воспитательного и учебного процессов.

Научно-методическая работа подразумевает полноценное обеспечение научно-исследовательского подхода к вопросу организации процесса образования, повышения профессионального уровня и совершенствования учителей на базе достижений психолого-педагогической науки, а также прямого научно-практического опыта. Среди основных направлений данного вида деятельности важно отметить постоянное изучение достижений рассматриваемой науки, практики обучения и теории; усвоение научных методик, связанных с диагностикой учебно-воспитательного процесса и созданием у преподавателей умения производить анализ собственной работы на базе научно-исследовательских методов; совершенствование планирования и анализа методической работы, используя при этом современные научные подходы и приоритеты в развитии образовательных структур; совершенствование разновидностей и форм контроля и диагностики уровня развития коллектива педагогов и так далее.

Заключение

Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, определение, ключевые особенности, назначение, основные принципы, разновидности, функции и методики, формирующие основу методической деятельности. Помимо этого, указали некоторые рекомендации, связанные с ее организацией. Мы разобрали ключевые направления методической работы. Важно отметить, что среди них особую роль занимает инновационно-методическая деятельность. Дело в том, что именно она позволяет двигать вперед прогресс и процессы, разражающиеся в сфере воспитания и образования как на территории Российской Федерации, так и в других не менее развитых странах.

Таким образом, под инновационно-методической работой необходимо понимать в первую очередь одно из самых актуальных направлений деятельности современных учреждений образовательного плана. В соответствии с многочисленными мнениями экспертов, ей необходимо придать большую степень самостоятельности. Ключевыми направлениями названного вида деятельности являются следующие: введение в практику прогрессивных образовательных и управленческих технологий; разработка и последующая защита инновационных проектов педагогического плана, формирование индивидуальной траектории развития коллектива педагогов в профессиональной плане; формирование собственных традиций в коллективе; организация деятельности в качественно новых структурах методического типа, среди которых лаборатория, кафедра, педагогическая мастерская и так далее; защита методик авторского характера; формирование инновационного педагогического поля, а также инновационных карт учебного заведения; разработка программ комплексно-целевого характера, связанных с управлением инновационными процессами; формирование банка педагогических инноваций и прочее.

Источник

Как составить методический план

Методический план – это некий алгоритм, схема, пошаговые действия, выполнение последовательных задач для достижения цели. Это один из этапов управления каким-либо процессом, например, учебным или воспитательным. Разновидностей методических планов довольно много. Но схема примерно одинаковая. Один из самых востребованных — план методической работы школы на учебный год.

Как составить методический план

Инструкция

Помните, что методическая деятельность школы – это система мер, основанная на современных достижениях образовательной науки и практики. Методическая работа должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся и педагогов.

В учебном заведении необходимо организовать соответствующее методическое объединение учителей и через него осуществлять работу. Например, методическое объединение учителей начальных классов. Как правило, в школе 6-8 МО.

Составьте план методической работы на учебный год в соответствии с направлениями учебного заведения. Исходя из этого годового плана, МО должны составить свои планы методической работы.

Используйте при составлении методического плана нормативные документы: закон о правах ребенка, закон об образовании, Положение об образовательном учреждении, Федеральный государственный стандарт второго поколения, устав вашего учебного заведения, перспективный план развития школы и локальные акты.

Определите основные направления методической работы. Например, работа с молодыми специалистами, повышение квалификации и аттестация учителей, участие учеников в различных конкурсах, внеурочная и внеклассная деятельность, олимпиадах, разработка методических пособий и материалов и т.п.

Сформулируйте основные цели методической работы школы. Это может быть и одна наиболее важная цель. Помните, что цели должны быть реальными, достижимыми и важными конкретно для вашей школы. Например, цель: создать условия для личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

Продумайте и сформулируйте задачи методической работы. Они должны быть направлены на достижение поставленной цели или целей. Например, задача: повысить заинтересованность учащихся в изучении предметов, предоставить возможность участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.

Представьте годовой методический план в виде таблицы, состоящей, например, из 5 колонок: номер по порядку, мероприятие, направления работы, срок, ответственный.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методический план методическое руководство
  • Band in a box руководство скачать
  • Как начать торговать акциями с нуля пошаговые инструкции
  • Кепроцерил инструкция по применению для птиц отзывы форум
  • Палач от клопов инструкция по применению отзывы цена отзывы