Методическое руководство дошкольной организации

 «Организация и содержание методической работы в   дошкольном учреждении»

 Выполнила: Вахитова А.Г.,

воспитатель 1квалификационной категории

Кутерем, 2016г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3                                                                                                                      1. Организация методической работы в ДОУ………………………………….4                                                             2. Содержание методической работы в ДОУ…………………………………..7                                                            3. Формы      организации     методической      работы    с   педагогическим коллективом………………………………………………………………………13                                                                                                Заключение………………………………………………………………………24                                                                                                     Литература……………………………………………………………………….25

Введение

           Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

            Основной целью методической работы в учреждении является повышении профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации современных программ, технологий. В соответствии с этим в детском саду идет сложный процесс обновления содержания, форм, методов, структуры методической работы.

            Методическая работа в дошкольном учреждении дает возможность педагогическому коллективу не только участвовать в реализации готовых программ, но и принимать активное участие в апробации инноваций и создавать свои собственные программы. Она стимулирует развитие творческого потенциала педагогов, помогает найти педагога — новатора.

             Методическая работа в дошкольном учреждении — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

             Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т.д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса — содействовать его обновлению.

1. Организация методической работы в ДОУ

             Содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении определяется в соответствии с целями и задачами развития системы образования. Опираясь на взгляды исследователей, ученых, на публикации современников, создается своя система методической работы, при этом, необходимо руководствоваться государственными документами о дошкольном образовательном учреждении; учитывать качественный состав педагогического коллектива; результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, их затруднения; качественный анализ текущих, конечных и отдаленных результатов работы детского сада.

               Обновление методической работы рассматривается с таких позиций:

  • изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого, изжившего себя на основе системного осмысления практики;
  • творческая переработка старого опыта;
  • совершенствование сложившегося опыта на основе введения инноваций.

Ключевыми направлениями методической работы выступают:

  • научно-методическое обеспечение процессов внедрения обновленного содержания образования;
  • оказание методической помощи при решении профессиональных проблем;
  • развитие и саморазвитие профессионального мастерства.

         Основным принципом совершенствования методической работы в детском саду является индивидуальный подход и дифференциация ее форм и содержания, поэтому методическая работа должна быть, логически обоснованная, формы соответствовать содержанию, а содержание вытекать из проблем, решаемых в детском саду.

          Организовывать методическую работу необходимо с учетом жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма педагогов, так же учитывать особенности мотивации воспитателей, т.е. отношение к своему профессиональному росту.

Для оказания реальной методической помощи воспитателям методическая работа проводиться с целью выявления затруднений педагогов и проектирует действия по определению первоначальных мер создания режима развития, изменяя подход к самоанализу деятельности педагога.

             Проблемно-ориентированный анализ методической работы позволяет выявить как проблемы отдельных педагогов, так и образовательного учреждения в целом.

              Входная диагностика позволяет скорректировать выбор форм работы с учетом потребностей и интересов воспитателей, что в итоге позволяет провести самодиагностику уровня профессиональной компетентности педагогов.

             Планирование методической деятельности учреждения помогает решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей.

             На первый план организации методической работы выступают формы, связанные с совершенствованием самостоятельной деятельности педагога. Каждый воспитатель выбирает методическую тему, составляет программу саморазвития на несколько лет.

              Поскольку решающую роль в обучении играет непосредственный опыт педагога, используют активные методы, учитывающие индивидуальные различия участников и их стиль познания. Для этого надо проводить различные консультации, различные варианты деловых игр, проектирование собственного педагогического развития.

               Распространение инновационного опыта должно проходить через мастер — классы, педагогические игротеки, методические выставки, творческие лаборатории, творческие отчеты, творческие гостиные, открытые мероприятия, фестивали, конкурсы, самопрезентации.

              Работа учреждения в режиме инновационной деятельности позволит выявить высокий исследовательский, креативный потенциал сотрудников; освоить и реализовать в учреждении технологии диалогового, информационного обучения, технологию проблемного обучения, которая несет исследовательский характер познания.

              Внедрение в практику работы метода проектов, как одной из инновационных технологий, позволяет сказать о высоком уровне квалификации и профессиональном мастерстве педагогов детского сада. Содержание проектной детско-взрослой деятельности обогатит воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализовываются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности. Организация различных форм учебно-воспитательной работы повысит не только компетентность воспитателей, но их интерес к проектной деятельности, что побудит найти новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, которые помогут воспитательно-образовательный процесс сделать более целенаправленным и продуктивным.

               Педагоги дошкольного учреждения должны участвовать в городских, районных мероприятиях, т.к. эти мероприятия поддерживают исследовательский интерес.

                Работа, направленная на обучение педагогов современным подходам к воспитательной деятельности, способствует повышению качества образования, выбору перспективных форм и содержания работы с детьми, но главное — актуализирует их потребность в профессиональном росте и саморазвитии.

2. Содержание методической работы в ДОУ

              Методическая работа направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно — целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно — коррекционной.

               В каждом детском саду ежегодно планируется методическая работа с кадрами. Систему методической работы можно разделить на три группы:

              1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства.

               2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В настоящее время важно приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

                3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно строится система повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.

                Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДУ: результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. Для руководителя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта методической работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

                Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее общие нужно учитывать всегда.

                Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей.

                Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

              Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.

             Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

             Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является заместитель заведующей по основной деятельности.

              Вместе с заведующей ДОУ он осуществляет руководство дошкольным учреждением.

Заместитель заведующей участвует в:

  • подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
  • создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
  • формулировке социального заказа своему ДУ, выработке философии, определении цели ДОУ;
  • стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
  • создании имиджа ДОУ среди населения;
  • выборе (разработке) образовательных программ для детей;
  • организации образовательной, воспитательной работы с детьми;
  • организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;
  • развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;
  • развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

          Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:

  • предложения в план работы ДОУ;
  • повышение квалификации воспитателей;
  • помощь воспитателям в самообразовании;
  • аттестацию воспитателей;
  • составление сетки занятий по возрастным группам;
  • методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
  • обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
  • ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
  • развитие преемственности ДОУ и школы;
  • совершенствование работы с родителями;
  • комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
  • постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную, методическую работу:

  • готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;
  • проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;
  • организует работу творческих групп;
  • своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;
  • ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;
  • комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;
  • организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
  • проводит совместные мероприятия со школой;
  • готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;
  • своевременно оформляет педагогическую документацию;
  • формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Осуществляет контроль за работой воспитателей:

  • систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
  • по графику посещает занятия в группах;
  • следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

         Заместитель заведующей организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов.

          Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

          Изучает планы воспитателей по самообразованию.

          Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

          Профессиональная компетентность заместителя складывается из нескольких компонентов, в том числе:

  • наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности;
  • наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога;
  • готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;
  • стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;
  • освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
  • наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.

3. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

         Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

  • групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);
  • индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

         Формы методической работы с педагогическими кадрами могут быть систематическими и эпизодическими, групповыми и индивидуальными. Все они проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и дополняют друг друга.

          Эффективной технологией, которая может быть использована в методической работе,  является технология  групповой творческой                    деятельности, построенная на взаимодействии педагогов в малых группах.      Приводим ее краткое описание.

            1. Постановка общей цели, для достижения которой участники разбиваются на группы (от 3 до 7-9 человек). Каждая группа предлагает свой вариант, проект достижения цели. На данном этапе происходит объединение педагогов на основе общей цели деятельности, и создаются условия для ее мотивации у каждого участника.

             2. В ходе обсуждения всех проектов выбирается методический совет из представителей каждой группы. Этот орган коллективного управления призван распределить обязанности между всеми участниками. Педагоги учатся понимать друг друга, договариваться.

             3. Методический совет осуществляет подготовку и проведение намеченного проекта через распределение поручений между группами, а также контроль их действий с целью оказания необходимой помощи. Каждая группа вносит свой вклад и реализацию общего проекта. Причем от успеха одной группы зависит деятельность других. Поэтому работа групп строится не на соперничестве, а на сотрудничестве. Участники приобретают опыт групповой деятельности, учатся понимать друг друга, оказывать взаимопомощь, получают различные практические умения и навыки, развивают свои способности.

             4. Обсуждение удач и недостатков проведенного мероприятия. Каждая группа анализирует свои действия, высказывает предложения на будущее. Данный этап способствует формированию у педагогов умений анализировать деятельность свою и других, вносить в нее коррективы, а также развитию объективной положительной самооценки, так как на обсуждениях никогда не затрагиваются личные качества участников [3, с.6].

                Мозговой штурм (брейнстроминг) как метод по рождению идей активно используется в работе с педагогическим коллективом (на этапе выработки решения по сложным образовательным задачам, например, в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума). Путем обсуждения необходимо найти решение какой-либо проблемы и группа должна высказать максимальное количество идей.

                 Групповая дискуссия. Дискуссия — целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями ради поиска истины, причем все участники — каждый по-своему — участвуют в организации этого обмена.

                На первых порах вовлечения группы, в дискуссию усилия заместителя заведующего по основной деятельности сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. В дальнейшем в центре внимания оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов.

                В методической деятельности получили распространение следующие формы дискуссии:

                «Круглый стол» — беседа, в которой на равных участвует большая группа (обычно около пятнадцати человек). Обмен мнениями происходит как между ними, так и с аудиторией (остальной частью группы).

                «Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») предполагает выделение экспертной группы в составе 4-6 участников с заранее назначенным председателем. Вначале обсуждается намеченная проблема всеми экспертами, а затем они излагают свои позиции присутствующим. При этом каждый участник выступает с коротким сообщением.

               «Форум» — обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого группа участников вступает в обмен мнениями с аудиторией.

              «Симпозиум» — более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после мига отвечают на вопросы аудитории.

              «Дебаты» Явно формализованное обсуждение, построенное  на основе заранее фиксированных выступлений участником — представителей двух противостоящих, соперничающих групп. Участники «дебатов» обсуждают вопросы, как в британском парламенте: обсуждение начинается с выступления представителей сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участникам поочередно от каждой стороны.

              «Судебное заседание» — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

             «Техника аквариума» — особый вариант организации группового взаимодействия, применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.

Заместитель заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности не должен допускать, какого бы то ни было открытого или косвенного давления на участников группы; ему следует приучать их к самостоятельности суждений, дать им возможность самим прийти к решению проблемы.

                 Деловые игры — более сложный вид активных методов обучения, с успехом применяющийся в деятельности дошкольного учреждения.

                Под деловой игрой рекомендуется понимать моделирование в условной обстановке объектов реального процесса. Она имитирует выработку и принятие решения на основе анализа объективной информации о состоянии дел конкретного дошкольного учреждения.

                Каждый участник деловой игры должен иметь свою роль. При выполнении функциональных обязанностей, обусловленных этой ролью, рекомендуется не выходить за рамки правил, установленных в деловой игре. Разыгрывание ролей происходит в конфликтной ситуации, сопровождающейся возникновением реакции у каждого участника игры и требующей от него мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психофизических способностей. Таким образом, каждая роль в деловой игре приобретает определенную личностную окраску.

Педагогический совет является одной из форм методической работы        в ДОУ.

                 Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения:

                1.Вопросы, связанные с анализом и совершенствованием состояния воспитательно-образовательной работы в детском саду.

                2.Организационно-педагогические мероприятия: обсуждение вопросов материально-технического и санитарно-гигиенического обеспечения детского сада.

                  В состав педагогического совета входят: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, врач, обслуживающий дошкольное учреждение, старшая медицинская сестра, секретарь партийной организации, председатель профсоюзного комитета, председатель родительского комитета. На заседание педагогического совета могут быть приглашены представители общественных организаций, учителя школ, родители воспитанников дошкольного учреждения.

               Заседания педагогического совета, если они проходят активно, творчески, способствуют повышению идейно-политического и профессионального уровня воспитателей, развивают педагогическое мышление, интерес к методической работе.

              Подобные отчеты воспитателей способствуют повышению их ответственности за качество воспитательно-образовательной работы в группах. А когда отчитывается воспитатель — мастер своего дела, то это приносит большую пользу всем педагогам, принимающим участие в данном совещании.

             Продуктивность работы педагогического совета во многом зависит от умения руководителей вести совещание. Краткое вступительное слово заведующего детским садом или старшего воспитателя направляет внимание коллектива на важность, актуальность обсуждаемой проблемы.

             Семинары и семинары-практикумы.

             Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

             В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

             Различают несколько типов семинаров.

             Семинар-педагогический анализ. Эта форма семинара направлена на развитие творческого мышления педагога, его аналитических и синтетических способностей. С методической стороны это означает осмысление достижений науки и результатов педагогической деятельности. Данная форма семинара предполагает анализ педагогической ситуации, явления, процесса.

            Семинар-диспут — это живой, горячий спор, вызванный желанием присутствующих глубоко и обстоятельно разобраться обсуждаемых вопросах. Преимущество диспута перед другими формами семинара состоит в том, что он помогает его участникам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, позволяет аргументировать свою позицию, отстаивать свои убеждения.

             Диспуты развивают самостоятельность суждений, мнений педагогов, обогащают их духовно. Для руководителя диспуты являются важным средством изучения уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения.

            Они сами должны определить тему диспута, однако примерный перечень тем им можно рекомендовать.

            Теоретический семинар — особая форма занятий, которая, как правило, посвящена детальному изучению отдельной темы. Отличительной особенностью этого семинара является активное участие в нем самих педагогов в обсуждении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов. Руководитель занятия, давая участникам возможность свободно высказываться, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая цель семинара требует, чтобы педагоги были хорошо подготовлены к нему. В противном случае семинар не будет действенным и может превратиться в скучный обмен вопросами и ответами между руководителем и воспитателями.

             Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших сообщений (докладов). Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, стремиться к истине — а это и есть главное назначение семинара, готовиться к нему должны все.

              Семинар-диалог — это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

             Цель семинарского занятия такого типа — обеспечить проявление гуманистических установок на ребенка, на выбор адекватных педагогических воздействий и одновременно научить находить общие позиции с детьми, родителями, педагогами, точки соприкосновения интересов, учить умению выслушивать другого, понять духовный мир собеседника.

Темами семинарского занятия являются сложные, проблемные вопросы теории и методики воспитания и развития личности ребенка [3, с.49].

              Открытый показ

              У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».

             Передовой педагогический опыт — это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

            Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

             В рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

             Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.

             Таким образом, планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

             Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов.

              Литературная или педагогическая газета

              В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, — сочинительство, владение речевыми навыками — образность высказываний и т.д.

            Творческие микрогруппы. Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

            Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

            Самообразование

            Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

             Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

              Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

              Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

              Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог — это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

              На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

               Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

  • работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;
  • участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;
  • получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;
  • работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

          Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта.

          Консультирование.

          Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

         Любая консультация требует подготовки и профессиональной компетентности.

           Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

           Используя разные методы при проведении консультаций, руководитель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности [1, с.97].

           Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

           При использовании частично-поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

В заключительном слове кратко анализируются выступления участников, и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.

            Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Заключение

             Совершенствование работы дошкольного учреждения связано с обновлением ее содержания, форм и методов, повышением уровня профессионального мастерства педагогов, которое выражается в индивидуальном творческом стиле их деятельности. В процессе этого обновления методическая работа совершенствуется за счет сокращения ее малоэффективных форм (лекций, консультаций); изменяются технологии проведения разных видов семинарских занятий.

            Известно, что профессиональный рост педагога осуществляется лишь в том случае, когда он имеет возможность:

  • занимать позицию активного субъекта деятельности, в которой реализуются его творческие силы и способности;
  • включаться в качестве свободного, равноправного и ответственного участника в систему межличностных отношений;
  • сочетать свой индивидуальный практический опыт с широким социальным и профессиональным опытом;
  • ощущать постоянную социальную заботу и справедливость в оценке качества своего труда.

          Поэтому организация работы с педагогами дошкольных учреждений и их практическая реализация в конкретных технологиях обучения особенно важны.

          Методическая деятельность превращается в пустую формальность, если она не вооружает педагога необходимыми ему научными знаниями. В организации этой работы следует исходить из конкретного анализа деятельности педагогического коллектива, учитывая его достижения и затруднения.

          Вместе с тем, очень важно определить реальные показатели конечного результата методической работы, сформулировать критерии ее оценки. Количество их может быть разным и зависит от конкретного дошкольного учреждения.

Литература

1.Багаутдинова С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ.- 2004. — №3. – С. 82-85.

2. Васильева А.И. и др. Воспитатель-методист детского сада. — Мн., 1975.

3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дош. учреждений. — 3-е изд., дораб. — М., 1990.

4.Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ.- 2006. — №6. – С. 70-78.

5. Котко А.Н. Технологии методической деятельности в дошкольном учреждении: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования. — Мн., 2007.

6. Липчанская И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. – М.: 2005.

8. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград, 2007.

9. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.- М.: АРКТИ, 2009.

10. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПО
ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ДОО

Аннотация: В данной статье рассматриваются
результаты изучения теоретической сущности понятия «методическое руководство» и
выявление

основных его особенностей в сфере
познавательного развития воспитанников ДОО. Автором дается определение термина
«методическое руководство». В статье даны характеристики субъектов
методического руководства, его объект и предмет. В статье выделяются
направления методического руководства познавательным развитием дошкольников,
формулируется ключевой принцип методического руководства в данной области.

Ключевые слова: методическое руководство,
познавательное развитие, дошкольное образование, дошкольная образовательная
организация.

Ведущей тенденцией современного образования
являются процессы модернизации, в основе которых лежат инновационные процессы,
выражающиеся в перестройке образовательных структур, реализующих задачи
непрерывности и преемственности различных ступеней образования. Происходящие
изменения обусловлены, прежде всего, введением Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, в соответствии с которыми
основной целью образования и воспитания становится формирование
самостоятельной, независимой личности, способной успешно действовать в условиях
быстроизменяющейся действительности.

Вместе с тем, процессы модернизации в
образовании не могут быть успешными без системного методического руководства
осуществляющейся работой, включающей не только уточнение понятий, характеризующих
его содержание и структуру, но и выявление требований к его планированию и
реализации как системного целого. В связи с этим, различные аспекты
методического руководства образовательным процессом приобретают сегодня особую
значимость и актуальность, в том числе и на ступени дошкольного образования.

Познавательное развитие является одной из
основных образовательных областей дошкольного образования, в результате
освоения которой происходит формирование у ребенка-дошкольника целостной
картины мира,

развитие речи и ознакомление с художественной
литературой, знакомство с природным окружением, формирование элементарных
математических представлений [2, с. 813]. Тем самым осуществляется подготовка
ребенка к школе, то есть решается одна из ключевых задач дошкольного
образования. В связи с этим, именно методическое руководство осуществляющейся в
дошкольной образовательной организации (ДОО) работой по познавательному
развитию воспитанников во многом влияет на качество данной ступени образования,
соответствие ее результатов требованиям современных ФГОС, реализации
преемственности дошкольного и начального общего образования.

В соответствии со сказанным, целью данной
статьи является изучение теоретической сущности понятия «методическое
руководство» и выявление основных его особенностей в сфере познавательного
развития воспитанников ДОО. Современное состояние проблемы в
психолого-педагогической науке характеризуется повышенным интересом со стороны
отечественных ученых к различным вопросам методического руководства работой по
познавательному развитию дошкольников. Изучению научно-теоретической сущности
методической работы в ДОО и посвящены исследования таких авторов как А.В.
Белошистая, В.П. Беспалько, Н.А. Виноградова, В.В. Краевский, В.В. Шадриков,
Н.Ф. Шаров; факторы необходимости совершенствования методического руководства
образовательным процессом в ДОО в условиях модернизации российского образования
выявлены в исследованиях М.В. Кларина, Н.А. Кочетовой, А.М. Новикова, Н.В.
Редковой; анализ особенностей методической работы в учреждениях дошкольного
образования производится в работах Т.В. Забельской, В.А. Новицкой, Н.В.
Плисенко, Д.А. Соколовой и других авторов.

На основе анализа психолого-педагогической
литературы термин

«методическое руководство» в наиболее общем
виде может быть определен как организация любого вида методической
деятельности, осуществляемой на базе ДОО. В соответствии с этим, методическое
руководство работой по познавательному развитию дошкольников включает
определение целей, содержания, методов и форм такой работы, а также выявление
критериев отбора, способов накопления и средств передачи информации,
необходимой для развития системы методического обеспечения в образовательной
организации. В качестве субъектов методического руководства выступают методисты
и педагоги ОО, основными функциями которых является прием методической
информации, а также ее закрепление и воспроизведение в своей деятельности.
Объектом методического руководства является смысл, содержащийся в методической
информации, качественно преобразуемый в познающем сознании методистов и
педагогов. Предметом же методического руководства работой по познавательному
развитию в ДОО является методика, правила, требования и приемы
психолого-педагогического воздействия на познавательную сферу личности
воспитанников.

Методическое руководство работой по
познавательному развитию осуществляется в ДОО по трем основным направлениям:
организационно-

методическое, целью которого является
внедрение и реализация инновационных технологий познавательного развития
дошкольников; информационно-методическое, направленное на обеспечение
профессиональной деятельности педагогов по внедрению и реализации в
соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательной области

«познавательное развитие»; мониторинговое,
цель которого – обеспечение текущего и промежуточного контроля с целью
отслеживания состояния и результативности процесса реализации соответствующей
образовательной области [3, с. 156].

Главным принципом осуществляющегося в условиях
ДОО методического руководства познавательным развитием дошкольников является
системный подход к организации психолого-педагогической деятельности в данном
направлении. При этом, ключевыми ориентирами в развитии методической системы
становятся доступность, качество, эффективность работы по познавательному
развитию детей, в связи с чем в настоящее время во многих образовательных
организациях изменяются требования к предоставлению образовательных услуг с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников [1]. Эти изменения
направлены на удовлетворение потребностей родителей в новых формах обслуживания
детей, оказание своевременной психолого-педагогической помощи воспитанникам
ДОО, проведение коррекционной и развивающей работы в образовательной области
«познавательное развитие».

Таким образом, методическое руководство
работой по познавательному развитию в ДОО способствует реализации ФГОС
дошкольного образования, созданию условий осуществления образовательного
процесса; адаптации, модификации, разработке новых форм, методов, приемов
работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста, работы с их
родителями, педагогами внутри коллектива сотрудников образовательной
организации; участию в системе мониторинга качества образовательной
деятельности ДОО; осуществлению самоконтроля профессиональной деятельности
педагогов, определению индивидуальной стратегии и разработке маршрута
профессионального самообразования. Тем самым, эффективное методическое
руководство работой по познавательному развитию способствует общему повышению
качества дошкольного образования.

Использованные источники:

1.            Ковтун, О.А. Организация
методической работы в ДОУ на современном этапе развития образования / О.А.
Ковтун // Развитие образования. – 2018. — № 1. – С. 38 – 40.

2.            Колесниченко, А.С.
Проектирование содержания образовательной области «познавательное развитие» /
А.С. Колесниченко, В.А. Зебзеева // Аллея науки. – 2019. — № 1. – С. 810 – 820.

3.            Редкова, Н.В. Современные
подходы к организации методической работы в ДОУ / Н.В. Редкова, Н.Л. Соколова
// Наука и образование: новое время. – 2015. — № 4. – С. 155 – 159.Информация о
себе: телефон, e-mail

Задачи методической работы
Основными задачами методического руководства работой по формированию элементарных математических представлений являются:
— организация работы по повышению профессиональной квалификации воспитателей;
— оказание своевременной квалифицированной помощи по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском саду»;
— организация контроля за работой воспитателей по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском саду» и усвоением детьми предусмотренных программой знаний, умений и навыков;
— изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей.
Организация методической работы с воспитателями
Эффективность методического руководства работой педагогов по формированию элементарных математических представлений зависит от реализации следующих условий.
1. Плановость. Содержание методической работы вытекает из конкретных задач дошкольного учреждения и предусматривается в годовом и месячных планах. В комплексе всех мероприятий методическое руководство работой по формированию элементарных математических представлений будет составлять какую-то определенную часть. Ее объем зависит от уровня квалификации педагогических кадров и состояния работы по данному разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду», от умения руководителя понимать перспективу дальнейшего совершенствования работы по обучению детей математике и подготовке их к школе.
Вместе с тем плановость предполагает возможность комплексного решения задач повышения методического уровня педагогов с целью улучшения качества воспитательно-образовательной работы в целом.
2. Целенаправленность. Цели и задачи методического руководства должны быть неразрывно связаны с целями и задачами воспитательно-образовательного процесса. Постановка цели — первоначальный и важнейший этап осуществления любого мероприятия. Известно, что одни и те же формы методической работы могут проводиться с разной целью. Цель определяет содержание работы, предусматривает конечный результат. Руководству дошкольного учреждения необходимо не только ставить перед коллективом конкретные цели, но и выступать в роли организатора, направляя действия сотрудников, объединяя индивидуальные усилия всех работников на решение поставленных задач.
3. Систематичность. Методическое руководство будет по-настоящему эффективным, если намеченные в плане мероприятия будут составлять единую, связанную с общей целью систему воздействия на коллектив воспитателей.
4. Дифференцированный подход. Мастерство педагога, его отношение к делу, конкретные успехи или недостатки в работе составляют основные показатели, которые помогают руководителю определять конкретные цели и выбирать наиболее рациональные формы и приемы методической помощи воспитателю.
5. Проверка исполнения. Эффективность конкретных видов и форм методической работы должна проявляться в деятельности каждого педагога и как конечный результат в знаниях и умениях детей. Необходимо систематически проверять, как воспитатели реализуют в своей работе рекомендации руководителя. Контроль и проверка исполнения способствуют оперативному устранению имеющихся и возникающих недостатков и порождающих их причин.
6. Координированное. Согласованность в работе заведующего, старшего воспитателя и общественных организаций особенно необходима в организации контроля за учебно-воспитательным процессом. Обеспечение координационных действий в работе определяется правильным планированием.
7. Непрерывность повышения квалификации. Непрерывное повышение квалификации и переподготовки руководства дошкольного учреждения и воспитателей происходит путем самообразования и участия в разных формах методической работы в масштабах района, города; в рамках факультетов повышения квалификации и др.
Формы методической работы в дошкольном учреждении
Реализация задач методического руководства осуществляется через коллективные и индивидуальные формы работы с кадрами. К коллективным формам относят .педагогические совещания.
В соответствии с п. 3 «Положения о педагогическом совете детского дошкольного учреждения» на рассмотрение можно выносить следующие вопросы: отчеты воспитателей о выполнении «Программы воспитания и обучения в детском саду», обмен опытом работы по какой-либо конкретной теме, оценка результатов сравнительной или тематической проверки, внедрение в практику новейших достижений науки и передового педагогического опыта, выполнение инструктивно-нормативных документов и др. Конкретная тематика обсуждаемых на педсоветах вопросов зависит от состояния работы в данном дошкольном учреждении и предусмотренных годовым планом задач ее совершенствования. Приведем примеры таких тем:
1. Активизация мыслительной деятельности детей на занятиях по математике (обмен опытом работы);
2. Использование игровых приемов и занимательных упражнений при формировании элементарных математических представлений (обмен опытом работы);
3. Индивидуальные особенности усвоения математических знаний детьми (по материалам сравнительной проверки);
4. Индивидуальный подход к детям на занятиях по формированию элементарных математических представлений (обмен опытом работы);
5. Состояние готовности детей к изучению математики в школе (по материалам тематической проверки).
Семинары. Это групповые занятия педагогов, проводимые с целью глубокого и всестороннего изучения той или иной проблемы. Тематика семинаров определяется потребностью педагогов в повышении теоретического уровня по какому-либо конкретному вопросу. Проведение семинаров особенно необходимо в коллективах, состоящих из преобладающего большинства начинающих педагогов, а также в случаях серьезных затруднений воспитателей в реализации какой-либо конкретной программной задачи.
На семинаре должны рассматриваться как общетеоретические, так и практические вопросы. Целесообразно проводить и анализ работы воспитателей.
Так, например, семинар на тему «Индивидуальный подход к детям на занятиях по математике» можно провести по следующему плану:
1) проблема индивидуального подхода в дошкольной педагогике;
2) возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста;
3) индивидуальные особенности усвоения дошкольниками математических знаний;
4) задачи индивидуальной работы с детьми на занятиях по математике;
5) приемы индивидуального подхода к детям при обучении их математике;
6) планирование индивидуальной работы на занятиях по математике;
7) практические занятия:
а) анализ планов занятий за 3 месяца с целью определения системы в реализации конкретных задач индивидуальной работы;
б) наблюдение и анализ 2—3 занятий с целью установления разнообразия приемов индивидуальной работы с детьми.
Семинары  практикумы. Цель их — научить воспитателей определенным практическим умениям. В совершенствовании практических умений и навыков педагогов эта форма работы наиболее эффективна, так как здесь рассматриваются важнейшие вопросы конкретной работы с детьми: разработка системы занятий по осуществлению определенной программной задачи; отбор системы дидактических игр, изготовление их, разработка вариантов и правил; изготовление наглядных пособий; использование наиболее эффективных приемов и методов работы по реализации конкретных программных задач (обучение измерительной деятельности, обучение решению задач, обучение порядковому счету и т. п.).
Как семинары, так и семинары-практикумы проводятся в течение определенного периода или на протяжении всего учебного года. Вопрос о том, как часто их проводить, решает руководство дошкольного учреждения в соответствии с содержанием и планом семинаров.
На последнем занятии нужно подвести итог, отметить результаты работы каждого участника семинара, наметить задачи на будущее.
Коллективные просмотры занятий. Такой вид работы организуется с целью изучения наиболее эффективных приемов и методов работы лучших педагогов. Открытые занятия должны проводить опытные воспитатели, хорошо владеющие методикой воспитания и обучения детей. Они проводятся один раз в квартал. Воспитатели могут принимать в них участие только в свое нерабочее время. В коллективном просмотре участие всех воспитателей не обязательно. В зависимости от цели просмотра руководство определяет его участников. Тематика и содержание открытых занятий определяются вопросами, выносимыми на обсуждение
— изучение состояния работы дошкольных учреждений по разделу программы — «Развитие элементарных математических представлений»;
— повышение квалификации педагогических кадров;
— организация работы по внедрению передового опыта (его поиск, обобщение, распространение);
— оказание конкретной методической помощи воспитателям в повышении качества работы по данному разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду».
В реализации этих задач методист опирается на актив дошкольных работников, внештатных инспекторов и методистов.
Для систематического изучения состояния работы дошкольных учреждений используются разные методы: эпизодические наблюдения, анализ документации, тематические проверки. Методисту следует хорошо знать уровень работы не только каждого детского учреждения, но и каждого воспитателя. Это поможет определить конкретные меры по повышению качества обучения и воспитания детей, а также влиять соответствующим образом на работу методических объединений.
Целесообразно в первую очередь изучить работу тех дошкольных учреждений, где воспитатели добиваются высоких результатов. Их знания, мастерство могут затем использоваться в работе с другими педагогами.
По мере необходимости, но не реже одного раза в год, проводится тематическая проверка работы дошкольных учреждений по разным разделам «Программы воспитания и обучения в детском саду», в том числе и по разделу «Развитие элементарных математических представлений». Как часто проводить такие проверки, сколько и какие детские учреждения охватить ими, решается в зависимости от конкретного положения дел.
Тематическая проверка организуется в соответствии с общими рекомендациями по инспектированию. Прежде всего нужно ознакомиться с материалами предыдущих проверок, чтобы установить, какие произошли изменения в работе детского сада по данному разделу.
В содержание проверки входят: беседа с руководством дошкольного учреждения, изучение документации (годовой и календарный планы работы детского сада, протоколы педагогических совещаний, тетради наблюдений педагогического процесса и др.).
Методист отмечает, какие задачи по развитию элементарных математических представлений наметил коллектив, чем обусловлен их выбор, как реализуются поставленные задачи, какова эффективность проведенных мероприятий, анализирует учебно-воспитательную работу по данному разделу в разных возрастных группах, уровень знаний и умений детей, их соответствие требованиям «Программы воспитания и обучения в детском саду». Нужно дать оценку имеющегося оборудования педагогического процесса, ознакомиться с планом и учетом работы. Важно изучить также состояние работы по обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта. В ходе проверки методист должен получить и объективное представление о положении дел в проверяемом учреждении. Внимание нужно сосредоточить не только на выявлении недостатков, но и на анализе и исследовании их причин, определении способов их устранения. Только при этом можно компетентно, с перспективой определять и решать задачи дальнейшего повышения качества обучения детей.
По итогам проверки составляется справка, основное содержание которой сообщается на педагогическом совещании. Тематическая проверка длится не более 3—4 дней, к ее проведению привлекаются общественные методисты или инспектора.
Примерный план тематической проверки работы дошкольного учреждения по развитию элементарных математических представлений у детей
1. Дата проверки, кем она проводилась:
а) общие сведения о дошкольном учреждении: его номер, адрес, ведомственная направленность, режим работы;
б) комплектование: количество групп, из них круглосуточных, специализированных, санаторных; количество детей по плану, по списку, в период проверки. Причины отсутствия детей.
2. Кадры дошкольного учреждения:
а) заведующий, старший воспитатель — образование, стаж педагогической и административной работы, партийность;
б) количество воспитателей, их образование, стаж, партийность;
в) повышение квалификации педагогических кадров (формы, сроки). Формы повышения квалификации по теме проверки, применяемые в детском саду.
3. Цели и методы проверки. Основные данные предыдущих проверок, их выполнение.
4. Анализ условий работы воспитателей по развитию элементарных математических представлений:
а) оборудование педагогического процесса: наличие и состояние наглядных пособий, технических средств обучения, их применение на занятиях;
б) оборудование для самостоятельной деятельности детей вне занятий;
в) оборудование методического кабинета по теме проверки: наличие и уровень методических материалов, литературы по развитию математических представлений у детей, использование их воспитателями. Стенды, выставки; периодичность их обновления, актуальность материалов;
г) общие выводы. Соответствие условий работы современным требованиям организации учебно-воспитательного процесса.
5. Планирование и учет работы. Оценка календарных планов не менее чем за 1—3 месяца.
6. Оценка методики работы воспитателей на занятиях (см. схему анализа занятий на с. 294). Организация работы с детьми вне занятий. Применение полученных знаний и умений в других видах деятельности.
7. Анализ уровня знаний и умений детей в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» (по материалам индивидуального обследования детей).
8. Методическая работа с коллективом:
а) место вопросов развития математических представлений детей в годовом плане работы детского сада;
б) формы методической работы с воспитателями, их отражение в педагогической документации (протоколы педагогических совещаний, обсуждений открытых занятий, тетради наблюдений педагогического процесса в разных возрастных группах и др.); принятые решения и рекомендации, их конкретность, сроки, проверка исполнения. Состояние анализа планов воспитательной работы;
в) влияние методической работы на качество педагогического процесса;
г) состояние работы по обобщению и распространению педагогического опыта.
9. Общие  выводы.   Предложения  по устранению  выявленных недостатков.
Работа по повышению квалификации кадров проводится дифференцированно, т. е. с учетом образования, стажа, должности, уровня педагогического мастерства. С этой целью организуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К коллективным формам относятся семинары. Семинар может быть посвящен рассмотрению как всех вопросов методики развития элементарных математических представлений, так и отдельных тем, например: обучение измерительной деятельности; формирование количественных представлений; развитие представлений о времени и др. Задача методиста — провести необходимую подготовительную работу к семинару. Нужно подобрать преподавателей, подготовить базу для проведения открытых занятий, организовать выставку с целью пропаганды передового опыта и др.
Определенное количество часов по вопросам методики развития элементарных математических представлений предусматривается учебным планом в рамках систематического повышения квалификации. Здесь можно рассмотреть отдельные вопросы методики. Поэтому на подготовительном этапе нужно хорошо продумать наиболее актуальные проблемы и соответствующим образом нацелить преподавателей. Обычно преподавателями на курсах и семинарах являются самые квалифицированные заведующие, старшие воспитатели дошкольных учреждений, педагоги училищ, методисты отделов народного образования. Для руководства их работой хорошо создать предметную комиссию, на заседаниях которой обсуждают сложные разделы программы, согласуют распределение часов по темам, обмениваются опытом преподавания.

В дальнейшем методист с помощью внештатных методистов и инспекторов проверяет качество работы педагогов, участвовавших в семинарах и курсах.
Вопросы методики развития элементарных математических представлений рассматриваются также на семинарах-практикумах, кружках. Заслуживает одобрения организация проблемных кружков. Членами такого кружка, как правило, являются воспитатели, проявляющие повышенный интерес к работе по данному разделу программы. Они обсуждают новейшие достижения науки и практики и пути их реализации в своей работе.
Большое место в работе методиста занимают консультации, как групповые, так и индивидуальные. Тематика групповых консультаций предусматривается годовым планом работы методического кабинета, индивидуальные консультации проводятся в зависимости от поступающих запросов.
При посещении детских садов, в личных беседах с педагогами методист выявляет их знания, умения, отношение к делу, в доброжелательной форме советует, что и как нужно улучшить в работе.
Открытые занятия — наиболее эффективная форма овладения приемами и методами обучения и воспитания. Они организуются только в тех детских садах, где вся воспитательная работа ведется на высоком уровне. Провести открытое занятие не просто даже опытному педагогу. Задача методиста — заблаговременно оповестить коллектив детского сада о проведении открытых занятий, оказать помощь в подготовке к ним.
Большое внимание уделяет методист обобщению и распространению передового опыта. Методист не должен забывать, что его задача не только выявлять и распространять передовой опыт, но и содействовать его появлению. Для этого нужно целенаправленно воспитывать у педагогов глубокий и устойчивый интерес к работе по развитию у детей элементарных математических представлений, способствовать совершенствованию их педагогического мастерства. Информацию о передовом опыте методист получает в результате личных наблюдений, сообщений руководителей дошкольных учреждений, а также по материалам педагогических совещаний и методических объединений.
Методист всемерно помогает обобщать лучший опыт. С этой целью проводятся групповые и индивидуальные консультации, помогающие воспитателям оформить опыт работы в виде доклада, выступления, статьи.
В практике работы районных, городских отделов народного образования применяются как постоянно действующие, так и эпизодические формы распространения передового опыта. К постоянно действующим следует отнести методические объединения, школы передового опыта и базовые детские сады. Эпизодически проводятся педагогические чтения, научно-практические конференции, тематические совещания .
В методическом кабинете следует иметь все необходимые материалы по пропаганде передового опыта. Методист осуществляет контроль за внедрением передового опыта в детских садах. Проверяя и направляя работу дошкольных учреждений по развитию элементарных математических представлений, методист (инспектор) оказывает непосредственное влияние на повышение ее качества

 

Библиографическое описание:


Шушарина, Н. В. Организация методической работы в дошкольной образовательной организации / Н. В. Шушарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1078-1080. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17256/ (дата обращения: 20.05.2023).

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Методическая работа в ДОО — это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса. Так, К. Ю. Белая, Ю. А. Конаржевский, А. А. Орлов, П. И. Третьяков, П. Т. Фролов, Т. И. Шамова и другие в своих исследованиях специально рассматривают соотношение понятии «методическая работа» и «обучение педагогов» через выделение субъекта (управляющей подсистемы) и объекта (управляемой подсистемы) методической работы в процессе организации обучения педагогов, направленного на углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по разностороннему развитию и обучению детей [3]. Методическую работу в ДОО можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации [1].

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки. Однако сегодня, существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОО. Основная причина — формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования [2].

Ответственность за организацию методической работы лежит на методисте. Он, определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОО, влияет на конкретизацию целей, задач и содержание методической работы

В качестве принципов организации методической работы, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности — выступают следующие: принципы актуальности, единства теории и практики; принцип научности; принцип системности и комплексности; принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости; принцип создания благоприятных условии работы; принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода; принцип постоянного самообразования педагогов; принцип креативности [5].

Между тем анализ литературы показывает, что ученые по — разному определяют задачи методической работы в образовательном учреждении.

Так например, Симонов В. П., выделял следующие задачи методической работы:

—        повышение профессионального и культурного уровня педагога;

—        совершенствование методов и стиля взаимодействия с детьми на принципах демократизации, гуманизации и гласности;

—        совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей как в образовательной деятельности так и вне её;

—        формирование умений, навыков анализа педагогом образовательного процесса в целом и самоанализа своего труда;

—        приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик [7].

Наиболее типичными недостатками в организации методической работы в ДОО являются:

1.      Бессистемность.

2.      Однообразие организационных форм методической работы.

3.      Отсутствие преемственности в развитии содержания методической работы.

4.      Отсутствие системы перспективного планирования в целях повышения квалификации педагогов.

5.      Формализация деятельности организации ДОО.

6.      Отсутствие инициативы педагогов, коллективного поиска новых форм работы.

На сегодняшний день, большинство педагогов имеют ситуативный интерес к своей деятельности. Педагоги обладают знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области, хорошо осведомлены о психолого-педагогических способах решения возникших проблем в педагогической деятельности, но, не смотря на это, владеют недостаточно точными знаниями о современных требованиях к педагогу и имеют недостаточную потребность в саморазвитии и самосовершенствовании как специалистов. Стремление в постоянном пополнении знаний выражено недостаточно. Коммуникативные качества требуют доработки и совершенствования, также следует обратить внимание на развитие профессиональной и проектной деятельности. Большинство педагогов имеют трудности при организации работы с родителями воспитанников.

Устранению названных недостатков способствует, как показывает практика, использование как инновационных, так и традиционных форм индивидуальной, групповой и коллективной работы с педагогами ДОО.

Оптимальная система методической работы должна быть наилучшей именно для конкретной дошкольной образовательной организации.

При выборе конкретного варианта методической работы для своего коллектива (содержания, структуры, формы и пр.) необходимо учитывать следующее:

1)      количественный и качественный состав данного педагогического коллектива;

2)      результат диагностического изучения личности и деятельности воспитателей, особенно затруднений в их деятельности;

3)      особенности содержания методической работы (уровень развития дидактического, психологического или других основных ее направлений и связь между ними);

4)      сравнительную эффективность различных форм методической работы;

5)      традиции, накопленный опыт методической работы (что сохранить, от чего отказаться);

6)      материальные, морально-психологические условия в ДОО;

7)      передовой опыт и научные рекомендации по организации и управлению методической работой.

Чтобы эффективно организовать работу тактического уровня необходимо грамотно оценить профессиональную компетентность педагогов ДОО. Объектом изучения при оценке профессиональной компетентности педагогов ДОО является процесс развития профессиональной компетентности педагогов. Для определения показателей компонентов профессиональной компетентности педагогов ДОО следует использовать требования государственного образовательного стандарта высшего профессионально-педагогического образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» [4].

Результаты диагностирования дают возможность определить индивидуальные маршруты для каждого педагога и дифференцированно спланировать работу со всем коллективом.

Наиболее эффективными формами организации методической работы в ДОО [6], способствующие повышению уровня профессиональной компетентности представлены в таблице

Уровень профессиональной компетентности

Ценностно-смысловой компонент

Гностический компонент

Деятельностный компонент

Высокий

— участие в работе педагогических и методических объединениях района;

— Организация и проведение «Образовательного салона»

— курсы повышения квалификации;

— совет педагогов;

— мастер-классы;

— открытые показы педагогической деятельности;

— Выступление в роли наставника;

Средний

— деловые игры

— социально- психологические тренинги

— семинары;

— педагогические советы;

— консультирование;

— курсы повышения квалификации;

— работа в творческой группе;

— круглый стол;

Низкий

— психологические тренинги;

— работа в творческой группе;

— социально- психологические тренинги;

— индивидуальные и групповые консультации;

— педагогические советы;

— консультирование;

— курсы повышения квалификации;

— семинары-практикумы;

— открытые просмотры педагогической деятельности;

— круглый стол;

Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т. к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строиться дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.

Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность.

Подбор наставников для молодых специалистов должен основываться на желании педагогов детского сада, оказаться в данной роли (это можно выяснить, наблюдая за реакцией педагогов на результаты тестирования и его педагогическую направленность).

В качестве стимулов, поддерживающих активность педагогов с не сложившейся позицией саморазвития, оправданы «внешние» мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров и методических объединений, знакомство с опытом работы других педагогов и т. д. Возможность участия в новой, экспериментальной деятельности (например, работа в творческой группе) помогает стимулировать интерес к работе. Для педагогов с активной позицией саморазвития большой стимул- работа на доверии, возможность обмена опытом с коллегами, предложение работать углублённо по тому или иному направлению образовательной деятельности в рамках детского сада.

Только система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду — семинары- практикумы, тренинги, консультации, беседы позволяет минимизировать такие препятствующие факторы, как собственная инертность и неумение распределять своё время.

Таким образом, часть педагогов во время учебного года посещает все формы работы по повышению профессиональной компетентности, а другая часть организует, творческие мастерские или работает в творческой группе.

Методист организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

Следует помнить, что успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами.

Повышение педагогической компетенции воспитателей процесс непрерывный, его важнейшей составной частью является методическая работа. Совершенствование же самой методической работы невозможно без правильного понимания ее сущности и ее основного назначения, круга решаемых ею задач, требований к ее организации и осуществлению, без проведения хотя бы элементарных исследований. Главное в методической работе — оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива. Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа педагога в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.

Литература:

1.      Aрутюнов Ю. С. Методика разработки конкретных ситуаций: Метод. Рекомендации. — М.: Винити, 1980. — 44с.

2.      Бaзaров Т. Ю., Еремин Б. Л. (ред.) Управление персоналом. Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 423 с.

3.      Белaя К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. — М., Сферa. 2010–96с.

4.      Белкин A. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A. С. Белкин. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. — 176 с.

5.      Болотов В. A., Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования / В. A. Болотов, В. И. Слободчиков и др. // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66–72.

6.      Волобуевa Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. — 2006. № 6. — с. 70 -78.

7.      Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Междунaр. педаг. академия, 1995. -192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность педагогов, творческая группа, детский сад, курс повышения квалификации, педагогический коллектив, профессиональная компетентность, круглый стол, образовательная деятельность.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ветро влагоизоляция axton a инструкция по применению
  • Инструкция по охране труда для кладовщика учетчика
  • Эсцилотопран препарат инструкция по применению отзывы пациентов
  • Дробеструйная камера инструкция по охране труда
  • Подача заявления на замену паспорта через госуслуги пошаговая инструкция