Методическое руководство к дидактическому материалу филичева каше

Т.
Б. Филичева Г. А. Каше

МЕТОДИЧЕСКОЕ
РУКОВОДСТВО К ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ
ПО ИСПРАВЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

пособие
для воспитателей и логопедов

Издание
четвертое

Рецензенты:
доцент кафедры логопедии МГПИ им. В. И.
Ленин», кандидат педагогических наук
С. Н.
Шаховская;
логопед
детского комбината № 82 г.Люберцы,
кандидат педагогических наук В.П.
Глухов

Предисловие

Перед дошкольными учреждениями
как общего типа, так и специального
назначения стоит задача всестороннего
развития детей и подготовки их к
поступлению в школу. Необходимым условием
для реализации этой задачи является
формирование и совершенствование речи
детей в различных ее формах.

Значение правильной речи
в формировании личности ребенка
переоценить трудно. Общеизвестно, что
дети с нарушением речи, посещающие
массовый детский сад, нередко не в
состоянии усво­ить в полном объеме
программный материал по различным видам
учебной деятельности (в первую очередь,
по развитию речи, элементарных
представлений и т. д.). Это, прежде всего,
тормозит их общее развитие, нередко
способствует появлению негативных
характерологических отклонений, что в
дальнейшем создает трудности при
обучении их в школе. Известно, что к
концу дошкольного периода развития при
отсутствии патологических изменений
центральной нервной системы, периферического
речевого аппарата, неблагоприятных
социальных условий и речевой среды у
детей формируется речь как полноценное
средство обучения.

В настоящее время достаточно
большой процент детей, не получивших
современной логопедической помощи, к
моменту поступления в школу имеют
выраженные отклонения в речевом развитии.
У одних детей несформированной является
звуковая сторона речи. Это проявляется
в неправильном произношении одной или
нескольких групп звуков, в заменах и
смешении их, искажении слогового состава
слов. Нередко несформированность
звукопроизношения сочетается с
неудовлетворительным различением фонем
на слух и затруднениями в звуковом
анализе и синтезе.

Другие дети имеют пробелы
в лексико-грамматическом раз­витии
речи. Нередко в их словарном запасе
отсутствуют слова, обозначающие названия
отдельных животных, растений, людей
различных профессий, орудий труда,
частей тела и т. д.

Кроме того, наблюдаются
смешение названий предметов, сход­ных
по ситуации, описание предмета вместо
его названия и т. д. Большие трудности
испытывают дети при употреблении родовых
не сформированных словообразований и
видовых понятий. В само­стоятельной
речи этих детей встречаются ошибки в
употреблении грамматических конструкций:
падежных форм имен существительных, в
согласовании числительных с существительными
и т. д. Бедность синтаксических конструкций
выражается в пропуске, многократности
повторения отдельных слов, незаконченности
предложений, нарушении порядка слов в
предложении. Такие дети, не получившие
своевременной помощи со стороны
воспитателя или логопеда, не готовы к
обучению в школе и’ становятся, таким
образом, потенциальными неуспевающими.

Данный дидактический
материал может быть использован для
индивидуальной и групповой работы как
в специальных детских садах, так и в
дошкольных учреждениях общего типа. Он
приме­няется при обследовании речи
детей и формировании:

а) звукопроизношения,
фонематического слуха, навыка звуко­вого
анализа и синтеза;

б) словарного запаса;

в) грамматической правильности
речи;

г) связной речи.

Активизация умственной
деятельности детей, развитие внима­ния
и памяти являются существенно необходимыми
условиями, обеспечивающими высокое
качество учебно-воспитательной работы.
Предлагаемый материал помогает решить
и эти задами.

При подборе картинок
учитывается насыщенность лексическо­го
материала изучаемым звуком, место звука
в слове (в начале, середине, конце),
отсутствие смешиваемых или дефектно
произ­носимых звуков.

Пособие состоит из 8 серий
и включает 516 предметных, ситуативных
и сюжетных разрезных картинок на
определенные звуки:

а, о, у, и, п, к, х, м, н, ф, в
в твердом и мягком звучании и звука т —
I серия (картинки 1—24);

ль, йот,
ы
— II серия (картинки
1—36);

с, сь, з, зь, ц, ть
— III серия (картинки 1—74);

б, бь, д, дь, г, гь
— IV серия (картинки 1—20);

ш, ж
V серия (картинки 1—32);

р, рь, л
—VI серия (картинки 1 — 125);

ч, щ —VII
серия (картинки 1—65);

все пройденные звуки —VIII
серия (картинки 1 — 140).

В словарный, фразовый и
текстовой материал каждой из серий
входят только те звуки, которые уже
отработаны с детьми. Так, например, из
материала I серии исключены все звуки
последую­щих серий; из материала V
серии исключены звуки VI и VII серий и т.
д.

.Для удобства пользования
пособием рекомендуется разрезать все
листы, а полученные картинки подобрать
по сериям и помес­тить в отдельные
конверты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ…

Взаимосвязь недоразвития грамматического строя речи и пространственного восприятия у детей с дизартрией

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [8]. Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляцион…

Рабочая программа «По профилактике и преодолению фонетических нарушений речи» (Петрова Т.Н.)

В основе создания  программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ.Данная программа предст…

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи…

«Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи»

Вашему вниманию представлен опыт работы учителя-логопеда Е.В. Валабугиной по проблеме  «Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи».«Использовани…

Сравнительная характеристика перспективности обучения детей с недоразвитием интелекта и задержкой психического развития

Основная цель системы образования для детей с нарушением интеллекта — максимально возможная социализация: При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благо…

Методическая разработка для педагогов и родителей:»Игры и упражнения по формированию у детей дошкольного возраста грамматического строя речи»

Методическая разработка учителя-логопеда на тему: «Игры и упражнения по формированию у детей  дошкольного возраста грамматического строя речи»Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 …

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Каше, Галина Амосовна — Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста [Текст] : (Предм. и сюжетные карт. и метод. указ. для воспитателей и логопедов) : Наглядное пособие для дет. сада

Карточка

Каше, Галина Амосовна.

Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста [Текст] : (Предм. и сюжетные карт. и метод. указ. для воспитателей и логопедов) : Наглядное пособие для дет. сада / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. — Москва : Просвещение, 1971. — 26 с., 144 л. ил. в папке; 30 см.

Шифр хранения:

FB Б фол 24/10

Описание

Автор
Заглавие Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста [Текст] : (Предм. и сюжетные карт. и метод. указ. для воспитателей и логопедов) : Наглядное пособие для дет. сада
Дата поступления в ЭК 19.03.2013
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственности Г. А. Каше, Т. Б. Филичева
Выходные данные Москва : Просвещение, 1971
Физическое описание 26 с., 144 л. ил. в папке; 30 см
BBK-код Ч437.41
Язык Русский
Места хранения FB Б фол 24/10

Научные труды

Основные научные труды и публикации

  1. Каше, Г.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы и опыт их преодоления [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Каше Галина Амосовна — М.: 1956.
  2. Каше, Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы [Текст] / Г.А. Каше. — М.: АПН РСФСР, 1957.
  3. Каше, Г.А. Система обучения произношению и грамоте детей с общим недоразвитием речи [Текст]: тезисы докладов 3-й научной сессии по вопросам дефектологии. — М.: АПН РСФСР, 1960.
  4. Каше, Г.А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся [Текст] / Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Р.И. Шуйфер, Э.А. Евлохова. – Выпуск I. ; Выпуск II. — М.: Учпедгиз, 1960.
  5. Каше, Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Г.А. Каше. — М.: АПН РСФСР, 1962.
  6. Каше, Г.А. Формирование произношения у учащихся 1-х классов [Текст] / Г.А. Каше // Сборник «Совещание — семинар по вопросам специального обучения в школах для детей с тяжелым нарушением речи». — М.: Просвещение, 1964.
  7. Каше, Г.А. Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Каше // Сборник «Специальная школа». – Выпуск 4 (116). — М.: Просвещение, 1965.
  8. Каше, Г.А. Логопедическая работа в специальных группах для детей с недостатками произношения [Текст]: методические указания / Г.А. Каше. — М.: НИИД АПН РСФСР, 1966.
  9. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под. ред. Р.Е. Левиной. – М., 1967.
  10. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г.А. Каше. — М.:Просвещение, 1971.
  11. Каше, Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста / Г.А. Каше. — М.: Просвещение, 1971.
  12. Каше, Г.А. Начальное обучение грамоте учащихся приготовительных классов школ для детей с тяжелым нарушением речи [Текст] / Г.А. Каше // Дефектология. – 1973. – № 6.
  13. Каше, Г.А. Начальное обучение грамоте учащихся приготовительных классов школ для детей с тяжелым нарушением речи [Текст] / Г.А. Каше // Дефектология. – 1974. – № 1.
  14. Каше, Г.А. Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте детей с недоразвитием речи [Текст] / Г.А. Каше // Дефектология. – 1976. – № 6.
  15. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст] / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. — М., 1978.
  16. Каше, Г.А. Нарушение чтения и письма как проявления системного недоразвития звуковой стороны речи [Текст] / Г.А. Каше, Р.И. Шустфер // Методы коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей. — М.: АПН СССР, 1979.
  17. Каше, Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] / Г.А. Каше // Дефектология. – 1985. – № 1.
  18. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: пособие для логопеда / Г.А. Каше. — М.: Просвещение, 1985.
  19. Каше, Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1989.
  20. Каше, Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей и логопедов / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 1989. – 3-е изд., перераб.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Открытие тоо в казахстане пошаговая инструкция 2022
  • Инструкция по охране труда тепловая завеса
  • Амоксикар плюс 875 125 инструкция по применению отзывы
  • Инструкция по приготовлению микроскопа к работе
  • Амбробене для ингаляций инструкция по применению взрослым дозировка как разводить