Т.
Б. Филичева Г. А. Каше
МЕТОДИЧЕСКОЕ
РУКОВОДСТВО К ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ
ПО ИСПРАВЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
пособие
для воспитателей и логопедов
Издание
четвертое
Рецензенты:
доцент кафедры логопедии МГПИ им. В. И.
Ленин», кандидат педагогических наук
С. Н.
Шаховская; логопед
детского комбината № 82 г.Люберцы,
кандидат педагогических наук В.П.
Глухов
Предисловие
Перед дошкольными учреждениями
как общего типа, так и специального
назначения стоит задача всестороннего
развития детей и подготовки их к
поступлению в школу. Необходимым условием
для реализации этой задачи является
формирование и совершенствование речи
детей в различных ее формах.
Значение правильной речи
в формировании личности ребенка
переоценить трудно. Общеизвестно, что
дети с нарушением речи, посещающие
массовый детский сад, нередко не в
состоянии усвоить в полном объеме
программный материал по различным видам
учебной деятельности (в первую очередь,
по развитию речи, элементарных
представлений и т. д.). Это, прежде всего,
тормозит их общее развитие, нередко
способствует появлению негативных
характерологических отклонений, что в
дальнейшем создает трудности при
обучении их в школе. Известно, что к
концу дошкольного периода развития при
отсутствии патологических изменений
центральной нервной системы, периферического
речевого аппарата, неблагоприятных
социальных условий и речевой среды у
детей формируется речь как полноценное
средство обучения.
В настоящее время достаточно
большой процент детей, не получивших
современной логопедической помощи, к
моменту поступления в школу имеют
выраженные отклонения в речевом развитии.
У одних детей несформированной является
звуковая сторона речи. Это проявляется
в неправильном произношении одной или
нескольких групп звуков, в заменах и
смешении их, искажении слогового состава
слов. Нередко несформированность
звукопроизношения сочетается с
неудовлетворительным различением фонем
на слух и затруднениями в звуковом
анализе и синтезе.
Другие дети имеют пробелы
в лексико-грамматическом развитии
речи. Нередко в их словарном запасе
отсутствуют слова, обозначающие названия
отдельных животных, растений, людей
различных профессий, орудий труда,
частей тела и т. д.
Кроме того, наблюдаются
смешение названий предметов, сходных
по ситуации, описание предмета вместо
его названия и т. д. Большие трудности
испытывают дети при употреблении родовых
не сформированных словообразований и
видовых понятий. В самостоятельной
речи этих детей встречаются ошибки в
употреблении грамматических конструкций:
падежных форм имен существительных, в
согласовании числительных с существительными
и т. д. Бедность синтаксических конструкций
выражается в пропуске, многократности
повторения отдельных слов, незаконченности
предложений, нарушении порядка слов в
предложении. Такие дети, не получившие
своевременной помощи со стороны
воспитателя или логопеда, не готовы к
обучению в школе и’ становятся, таким
образом, потенциальными неуспевающими.
Данный дидактический
материал может быть использован для
индивидуальной и групповой работы как
в специальных детских садах, так и в
дошкольных учреждениях общего типа. Он
применяется при обследовании речи
детей и формировании:
а) звукопроизношения,
фонематического слуха, навыка звукового
анализа и синтеза;
б) словарного запаса;
в) грамматической правильности
речи;
г) связной речи.
Активизация умственной
деятельности детей, развитие внимания
и памяти являются существенно необходимыми
условиями, обеспечивающими высокое
качество учебно-воспитательной работы.
Предлагаемый материал помогает решить
и эти задами.
При подборе картинок
учитывается насыщенность лексического
материала изучаемым звуком, место звука
в слове (в начале, середине, конце),
отсутствие смешиваемых или дефектно
произносимых звуков.
Пособие состоит из 8 серий
и включает 516 предметных, ситуативных
и сюжетных разрезных картинок на
определенные звуки:
а, о, у, и, п, к, х, м, н, ф, в
в твердом и мягком звучании и звука т —
I серия (картинки 1—24);
ль, йот,
ы — II серия (картинки
1—36);
с, сь, з, зь, ц, ть
— III серия (картинки 1—74);
б, бь, д, дь, г, гь
— IV серия (картинки 1—20);
ш, ж —
V серия (картинки 1—32);
р, рь, л
—VI серия (картинки 1 — 125);
ч, щ —VII
серия (картинки 1—65);
все пройденные звуки —VIII
серия (картинки 1 — 140).
В словарный, фразовый и
текстовой материал каждой из серий
входят только те звуки, которые уже
отработаны с детьми. Так, например, из
материала I серии исключены все звуки
последующих серий; из материала V
серии исключены звуки VI и VII серий и т.
д.
.Для удобства пользования
пособием рекомендуется разрезать все
листы, а полученные картинки подобрать
по сериям и поместить в отдельные
конверты.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ…
Взаимосвязь недоразвития грамматического строя речи и пространственного восприятия у детей с дизартрией
Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [8]. Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляцион…
Рабочая программа «По профилактике и преодолению фонетических нарушений речи» (Петрова Т.Н.)
В основе создания программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ.Данная программа предст…
Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи
Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи…
«Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи»
Вашему вниманию представлен опыт работы учителя-логопеда Е.В. Валабугиной по проблеме «Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи».«Использовани…
Сравнительная характеристика перспективности обучения детей с недоразвитием интелекта и задержкой психического развития
Основная цель системы образования для детей с нарушением интеллекта — максимально возможная социализация: При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благо…
Методическая разработка для педагогов и родителей:»Игры и упражнения по формированию у детей дошкольного возраста грамматического строя речи»
Методическая разработка учителя-логопеда на тему: «Игры и упражнения по формированию у детей дошкольного возраста грамматического строя речи»Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 …
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
Каше, Галина Амосовна — Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста [Текст] : (Предм. и сюжетные карт. и метод. указ. для воспитателей и логопедов) : Наглядное пособие для дет. сада
Карточка
Каше, Галина Амосовна.
Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста [Текст] : (Предм. и сюжетные карт. и метод. указ. для воспитателей и логопедов) : Наглядное пособие для дет. сада / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. — Москва : Просвещение, 1971. — 26 с., 144 л. ил. в папке; 30 см.
Шифр хранения:
FB Б фол 24/10
Описание
Автор | |
---|---|
Заглавие | Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста [Текст] : (Предм. и сюжетные карт. и метод. указ. для воспитателей и логопедов) : Наглядное пособие для дет. сада |
Дата поступления в ЭК | 19.03.2013 |
Каталоги | Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) |
Сведения об ответственности | Г. А. Каше, Т. Б. Филичева |
Выходные данные | Москва : Просвещение, 1971 |
Физическое описание | 26 с., 144 л. ил. в папке; 30 см |
BBK-код | Ч437.41 |
Язык | Русский |
Места хранения | FB Б фол 24/10 |
Основные научные труды и публикации
- Каше, Г.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы и опыт их преодоления [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Каше Галина Амосовна — М.: 1956.
- Каше, Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы [Текст] / Г.А. Каше. — М.: АПН РСФСР, 1957.
- Каше, Г.А. Система обучения произношению и грамоте детей с общим недоразвитием речи [Текст]: тезисы докладов 3-й научной сессии по вопросам дефектологии. — М.: АПН РСФСР, 1960.
- Каше, Г.А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся [Текст] / Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Р.И. Шуйфер, Э.А. Евлохова. – Выпуск I. ; Выпуск II. — М.: Учпедгиз, 1960.
- Каше, Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Г.А. Каше. — М.: АПН РСФСР, 1962.
- Каше, Г.А. Формирование произношения у учащихся 1-х классов [Текст] / Г.А. Каше // Сборник «Совещание — семинар по вопросам специального обучения в школах для детей с тяжелым нарушением речи». — М.: Просвещение, 1964.
- Каше, Г.А. Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Каше // Сборник «Специальная школа». – Выпуск 4 (116). — М.: Просвещение, 1965.
- Каше, Г.А. Логопедическая работа в специальных группах для детей с недостатками произношения [Текст]: методические указания / Г.А. Каше. — М.: НИИД АПН РСФСР, 1966.
- Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под. ред. Р.Е. Левиной. – М., 1967.
- Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г.А. Каше. — М.:Просвещение, 1971.
- Каше, Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста / Г.А. Каше. — М.: Просвещение, 1971.
- Каше, Г.А. Начальное обучение грамоте учащихся приготовительных классов школ для детей с тяжелым нарушением речи [Текст] / Г.А. Каше // Дефектология. – 1973. – № 6.
- Каше, Г.А. Начальное обучение грамоте учащихся приготовительных классов школ для детей с тяжелым нарушением речи [Текст] / Г.А. Каше // Дефектология. – 1974. – № 1.
- Каше, Г.А. Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте детей с недоразвитием речи [Текст] / Г.А. Каше // Дефектология. – 1976. – № 6.
- Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст] / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. — М., 1978.
- Каше, Г.А. Нарушение чтения и письма как проявления системного недоразвития звуковой стороны речи [Текст] / Г.А. Каше, Р.И. Шустфер // Методы коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей. — М.: АПН СССР, 1979.
- Каше, Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] / Г.А. Каше // Дефектология. – 1985. – № 1.
- Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: пособие для логопеда / Г.А. Каше. — М.: Просвещение, 1985.
- Каше, Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1989.
- Каше, Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей и логопедов / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 1989. – 3-е изд., перераб.