Методическое руководство по биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

(полного дня художественно-эстетического направления)

Методическое руководство

по выполнению и оформлению

проектно-исследовательских работ учащимися школ

на уроках биологии

depositphotos_57877981-stock-illustration-owl-birdn-head-symbol-for.jpg

Сарапул

2018 г

          Данное методическое пособие позволит оказать помощь школьникам в подготовке и оформлению проектно исследовательских работ по биологии и является обобщением требований различных руководств и методических пособий по выполнению работ исследовательского характера.

               Методическое пособие по выполнению и оформлению проектных работ школьниками на уроках биологии/ сост. Зарипова С.В. г.Сарапул: изд-во МБОУ «СОШ № 2», 2018. 28с

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3

2.СТРУКТУРА   РАБОТЫ…………………………………………………..……4

3.ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ……………………………..…..6

4.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ…………………………….……9

    4.1  ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА…………………9

    4.2  ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ТАБЛИЦ……………………….10

     4.3 СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ……………………………11

5. ЗАЩИТА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ……………………..…………….………13

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….…………………….15

ПРИЛОЖЕНИЕ……………….……………………………………..……….….16

  1. ВВЕДЕНИЕ

             Проектная работа является важнейшей  формой самостоятельной  проектно-исследовательской работы учащихся и может послужить своеобразным подведением итогов за год, либо за весь период обучения по предмету .

             Перед началом проектного исследования учащийся совместно с научным руководителем должен составить подробную программу работы.  Выбрать  тему  проектно-исследовательской работы. Это необходимо для того, чтобы определиться с конкретной областью исследования. Четко сформулированная тема поможет определить нужный аспект и поможет остаться в рамках исследовательского поля.  Какой материал, как часто и какими методами будет собираться. Учащийся должен иметь четкое представление о том, каков круг изучаемых им вопросов и каким образом он в дальнейшем будет обрабатывать полученный материал.  В соответствии с поставленными задачами к моменту начала исследования  нужно подготовить все необходимое оборудование. Особенно важно при сборе первичного материала завести дневник экспериментов и наблюдений в природе. Главным правилом здесь будет запись полученных в ходе эксперимента результатов и подробное описание наблюдений в природе. Необходимо заранее продумать как оформить записи в дневнике с тем, чтобы при обработке материала исследования не тратить на это дополнительное время, чтобы весь материал был зафиксирован в виде записи. Нужно помнить, что правильное оформление  и ведение дневника в полевых условиях является залогом выполнения качественной практической части  проектно -исследовательской работы.

             Темы для проектно – исследовательских работ  определяются кругом интересов учащихся, с учетом возможности сбора материала по той или иной проблеме. Область исследования учащийся определяет сам, исходя из своих предпочтений, а предметнее сформулировать тему поможет руководитель проектно-исследовательской работы (учитель). Он также поможет выстроить логику исследования.                              

           Объем проектно-исследовательской работы должен составлять 20 страниц  печатного текста (приложение в  этот объем не включается), набранного через 1,5 (полтора) межстрочных интервала при высоте шрифта 14 пт, формат листа А-4.

           Проектно-исследовательская работа должна продемонстрировать степень освоения учащимся школы методики проведения наблюдений в природе и экспериментов, показать уровень общебиологической подготовки, умение работать с литературой, анализировать и обобщать результаты собственных исследований.

  1. СТРУКТУРА РАБОТЫ

           Первым обязательным элементом проектно-исследовательской работы, строго регламентированным в оформлении является титульный лист. С него начинается нумерация страниц, однако номер на этой странице не ставится.

1.Титульный лист 

Оформление титульного листа проектно-исследовательской работы должно включать в себя:

—  полное наименование учебного учреждения. Печатается заглавными буквами, Times New Roman 14 размер, междустрочный интервал 1,5 строки, выравнивание по центру, перенос по слогам не допускается;

— указывается вид  работы (проектно-исследовательская работа).  Печатается ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, полужирным шрифтом, Times New Roman 14 размер, междустрочный интервал 1,5 строки, выравнивание по центру , перенос по слогам не допускается;

— название темы проектно-исследовательской  работы. Печатается полужирным шрифтом, Times New Roman 14 размер, межстрочный интервал 1,5 строки, выравнивание по центру, перенос по слогам не допускается;

— сведение об авторе проектно-исследовательской работы (класс, фамилия автора и его инициалы).  Печатается обычным шрифтом, Times New Roman 14 размер, межстрочный интервал 1 строка, выравнивание по правому краю, перенос по слогам не допускается;

— сведение о руководителе работы (квалификационная категория, фамилия и инициалы руководителя). Печатается обычным шрифтом, Times New Roman 14 размер, межстрочный интервал 1 строка, выравнивание по правому краю, перенос по слогам не допускается;

— город и год, где и когда выполнена работа. Печатается через запятую, ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ Times New Roman 14 размер, межстрочный интервал 1,5 строки, выравнивание по центру, перенос по слогам не допускается. (см . Приложение, с. 24).

Другой   обязательной составной частью проектно-исследовательской работы является Оглавление. Оно располагается на следующем титульном листе и включает все рубрики работы, находящиеся в точном соответствии с тем, как они названы в тексте. Для придания работе жесткой структуры и облегчения ее

восприятия желательна высокая  степень рубрикации. Отдельные рубрики должны располагаться логично и быть взаимосвязаны друг с другом.

      Взаиморасположение рубрик в оглавлении должно правильно отражать их соподчиненность друг другу. Это достигается строгой нумерацией страниц (введение и выводы не являются главами работы и поэтому не нумеруются). Главы работы имеют общую порядковую нумерацию, которая обозначается арабскими цифрами с точкой, например:

Глава 4. Результаты исследований и их обсуждение

      Подглавы нумеруют в пределах каждой главы арабскими цифрами. Номера подглав состоят из номеров главы и подглавы, разделенных точкой, например:

2.3. Биотопическое описание рабочих участков

        В случае выделения в пределах подглав отдельных, логических обособленных параграфов, их нумеруют аналогично подглавам, например:

1.2.3. Степень консервативности популяции

В конце каждой графы оглавления проставляют номер страницы, на которой начинается данная рубрика в тексте.

Образец оглавления  работы приведен в Приложении, на с. 16-19.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ

           Во Введении дается краткая характеристика исследуемой проблемы, определяется ее актуальность, подчеркивается теоретическая и практическая значимость ее решения, определяются цели и задачи исследований. Объем раздела обычно составляет 1-2 страницы.

          Во введении нежелательны цитаты и ссылки на конкретные работы, подробная характеристика объекта исследования, использованной методики и вообще всего того, что отражено в последующих главах.

           Формулирование актуальности. Тема актуальна: по времени – годовщина какого-то события; проведенные исследования, эксперименты, которые открыли новые аспекты в ранее изученных вопросах; развитие науки, техники, открытие новых неисследованных областей знания или тема актуальна конкретно для учащегося (услышал в СМИ, узнал на уроке и т.д.).

             Выдвижение гипотезы. Гипотеза – это предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство. Она может определяться как форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих ее наблюдений (примеров). Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая ее в установленный факт, или же  опровергают (например, указывают контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

           Недоказанная и не опровергнутая проблема называется открытой проблемой.

           Цель, задачи (формулировка целей и задач). Тема – цель, задачи – содержание работы. Ошибки — несоответствие цели работы теме; несоответствие пунктов плана задачам и цели исследования.

          Определение предмета и объекта. Предмет должен быть определен уже в названии работы. Это понятие узкое. Объект – это понятие более широкое.

           Глава Анализ литературы по теме исследования представляет собой обзор литературы. Этот раздел не должен представлять собой свод цитат. Текст главы должен быть логически цельным построением, отражающим логику основной главы. Поэтому в ней желательно выделение разделов, отражающих

содержание основной части, где описываются результаты собственного исследования.  Необходимо продемонстрировать степень изученности проблемы и отдельных ее разделов.

         Глава Описание района исследований является обязательной для работ экологической или фаунистической направленности, проводившихся в природных условиях. В ней приводятся сведения из литературных источников и результаты собственных наблюдений учащегося относительно географического положения и рельефа района исследования, о климате и погодных особенностях сезонов наблюдений, о почвах, растительности и животном мире. Если работа проводилась в различных районах или на различных биотопически различных площадках, необходимо провести их подробное геоботаническое описание.

            Содержание главы должно давать представление об экологической обстановке, в которой обитают объекты исследования, и поэтому должны приводиться сведения о наиболее значимых факторах их среды обитания.

           В главе Методы исследований и полученные материалы описывается использованная учащимися методика полевых или лабораторных исследований, способы математической обработки, перечисляются применявшиеся учащимися приборы и инструменты, указывается точность с которой проводились измерения тех или иных параметров, приводятся данные об объеме собранного и обработанного материала (обосновать причину выбора именно этой методики).  Если в работе был использован первичный материал, собранный или обработанный другим учащимся, то это отмечается отдельно, с выражением признательности за помощь и содействии в выполненной работы.

           Глава Результаты исследований и их обсуждение является основным разделом проектно-исследовательской работы, демонстрирующим личный вклад учащегося в решении выбранной проблемы. Необходима четкая логическая структура основной части, вплоть до выделения самостоятельных глав, разделов и параграфов, каждый из которых является решением отдельного вопроса поставленной проблемы.

          Полученные учащимся результаты должны быть проиллюстрированы таблицами, графиками, диаграммами, рисунками и фотографиями.

           Раздел Выводы – лаконичное изложение наиболее важных результатов работы. Выводы должны быть пронумерованы арабскими цифрами и размещены в отдельных абзацах, количество которых не должно быть большим (не более пяти).

           Иногда после этого раздела в работе имеется раздел Заключение, в котором, на основе полученных результатов, формулируются практические рекомендации по решению проблемы, обозначаются перспективы дальнейших исследований в этом направлении.

           Список литературы включает все упоминаемые или цитируемые в работе литературные источники. Работы, на которые нет ссылок в тексте, включаться в  список не должны. Все источники в списке должны быть пронумерованы.

        При оформлении списка необходимо строго соблюдать требования действующего государственного стандарта на библиографическое описание документа (подробная характеристика приводится ниже).

       Материал в библиографическом списке может располагаться в алфавитно- хронологическом порядке (по годам издания),тематическом порядке или в порядке первого упоминания произведений в тексте.

      При алфавитно-нумерационном порядке записи располагают по алфавиту фамилий первых авторов или первых слогов заглавий публикаций (произведений). Авторов однофамильцев записывают в алфавитном порядке их инициалов. Труды одного автора помещают в хронологическом порядке. Литературу на других языках размещают после русской- сначала на основе кириллицы, затем латиницы, далее на языках с иной графикой.

  1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

             При оценке проектно-исследовательской работы учитывают не только качество самой работы, характер ее изложения при защите, но также и ее оформление, поэтому техническая сторона оформления работы очень важна.

4.1 Общие требования к оформлению текста

           Работа должна быть напечатана на белой бумаге формата А4  через полтора межстрочных интервала. Текст должен располагаться лишь с одной стороны листа. Оформление работы с использованием текстовых редакторов Microsoft Word.

           При размещении текста на листе должны быть соблюдены следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое —  10 мм, верхнее и нижнее по 25 мм.

           Основной размер шрифта 14 пт., гарнитура Times New Roman. Печать текста должна быть одинаково четкой. Вписывать от руки отдельные слова, формулы, условные знаки допускается  только черной пастой; при этом плотность внесенного вручную текста должна быть приближена к плотности основного текста.

         Фамилии авторов цитируемых источников, названия учреждений, организаций и другие собственные имена в тексте желательно приводить на языке оригинала.

        «….. Этот вопрос был подробно проанализирован в работе В.Винн-Эдвардса (Wynne-Edwards, 1965)…».

        Название животных, растений, микроорганизмов при первом упоминании в тексте сопровождаются дефинициями, помещенными в круглые скобки. Помимо латинского названия вида здесь же, с соблюдением принятых в номенклатуре сокращений, приводится фамилия автора, описавшего вид, например:

«… В качестве объекта исследования использовались меченосцы (Xiphophourus helferi Heck.)…»

           При изложении материала текст разбивают на абзацы, каждый из которых должен представлять собой логически завершенный отрывок. Новый абзац начинают печатать, отступя 5 знаков от общей линии начала строк. Наиболее часто встречающимся недостатком работ  этом плане является неумение выделить в абзац цельные смысловые части текста (отсутствие абзацев или, наоборот злоупотребление их выделением).

              Название глав печатают прописными (заглавными) буквами. Заголовки частей и параграфов печатают строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно трем межстрочным интервалам. Подчеркивания заголовков не допускаются, однако они должны быть выделены более жирным шрифтом. Каждая глава должна начинаться с нового листа. На листе не должно быть менее двух строк текста.

         Нумерацию страниц осуществляют арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию листов работы, но номер на нем  не ставят. На последующих страницах номер ставят в верхнем правом углу.

4.2 Оформление иллюстраций и таблиц

           Иллюстрации обогащают работу, помогают лучше понять ее содержание. К иллюстрациям относятся фотографии, рисунки, чертежи, схемы, картосхемы, графики и диаграммы. Иллюстрации должны быть выполнены аккуратно черной пастой и быть расположенными так, чтобы их было удобно рассмотреть без разворота работы или с разворотом ее по часовой стрелке. Детали рисунка при необходимости обозначаются цифрами, расшифровка которых приводиться под названием рисунка после фразы  «Условные обозначения:». Для того чтобы работа выглядела аккуратнее, лучше использовать ксерокопии иллюстраций или графические редакторы компьютера.

             Нумерация иллюстраций. Все иллюстрации, независимо от их конкретного вида (диаграммы, график, картосхемы и др.), обозначаются сокращением Рис. и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах главы, с указанием вначале ее порядкового номера. Например: сокращение Рис. 1.2 означает второй рисунок в первой главе работы. Номер иллюстрации помещают под самой иллюстрацией после отступа равно 5 знакам (с «красной» строки). При оформлении иллюстраций следует помнить что они должны быть полностью понятны читающему даже без обращения к тексту работы.

            Таблицы представляют собой результат систематизации материала работы. Они не должны быть громоздкими и многочисленными. Следует помнить, что иллюстрации гораздо легче для восприятия слушателем и читателем, чем

обильный цифровой материал, сведенный в таблицу. Большие таблицы лучше помещать в Приложение к работе.

          Каждая таблица должна иметь порядковый номер и заголовок, которые пишут над таблицей, начиная с прописной буквы. Нумеруют таблицы арабскими цифрами последовательно в пределах главы. Нумерация таблиц не зависит от нумерации иллюстраций. В правом верхнем углу, над заголовком таблицы, помещают надпись Таблица с указанием ее порядкового номера. Номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой (знак № и точка в конце не ставятся), например

Таблица 1.2

Успешность стадий гнездового цикла воробьиных птиц

          При переносе части таблицы на другой лист работы слово Таблица и ее номер указывается только один раз справа над первой ее частью; над другими частями пишут фразу Продолжение табл. и указывают ее порядковый номер. Колонки таблицы, имеющей продолжение на следующем листе, должны быть пронумерованы отдельной строкой под их названиями. Продолжение таблицы в этом случае начинается с шапки, в которой указывают только эти порядковые номера колонок, а сами названия колонок отсутствуют.

Пример оформления таблицы приведен в Приложении на с. 16-19 .

      Ссылка на таблицу в тексте обязательна. При анализе таблицы не следует повторять ее заголовок и пересказывать ее содержание. Важно сформулировать основную идею таблицы, сделать обобщающий вывод, обратить внимание на отдельные цифровые данные, сопоставить их. В тексте при ссылке на таблицу указывают ее сокращенный нумерационный заголовок, например:

«… данные, приведенные в табл. 2.3 демонстрируют. что…»

или

«… разница этих величин статистически достоверна (табл. 3.1)…»  

4.3 Составление списка литературы

       Библиографическое описание документа при составлении списка литературы производится в строгом соответствии с действующим ГОСТом и имеет следующие

особенности, связанные с видом документа (обратите особое внимание на разделительные знаки между элементами описания):

1.При описании однотомных изданий, написанных одним – тремя авторами, в списке литературе приводятся следующие сведения: 

      Порядковый номер источника в списке. Фамилия и инициалы автора (авторов). Название работы. Место издания: издательство, год издания. …. с. (количество страниц).

            Пример:

6.Воронцов Е.М. Птицы Камского Приуралья (Молотовской области). Горький: Изд-во Горьков. ун-та, 1949. 256 с.

13. Павлинов И.Я., Россолимо О.Л. Систематика млекопитающих СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 285 с.

  1. ЗАЩИТА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

          Отпечатанный текст работы необходимо тщательно выверить, исправить все имеющиеся опечатки.

           После написания проектно-исследовательской работы учащийся готовится к ее защите. Время, выделяемое для защиты очень ограничено и составляет обычно около 10 (7 ) минут. Поэтому очень важно выбрать из работы самый важный материал, который составляет основу доклада.

           Доклад состоит из тех же разделов, что и сама работа. В начале доклада учащийся должен обратиться к слушателям и привести полное название своей работы, например:

       «Уважаемые члены  приемной комиссии! Моя проектно-исследовательская работа носит название «Особенности экологии воробьиных птиц в условиях городской среды».

или:

        «Уважаемые члены приемной комиссии! Позвольте представить Вашему вниманию результаты моей проектно- исследовательской работы, посвященной изучению особенностей экологии воробьиных птиц в условиях городской среды».

          Далее следует вводная часть работы с указанием цели и задач проектного исследования (если не все, то большинство из них должно найти свое решение в выводах работы). Затем приводятся краткие сведения о географическом положении места проведения исследования, его биотопических особенностях, использованной методики сбора первичного материала, называются цифры, характеризующие его объем.

           Основное внимание уделяется изложению полученных результатов и их анализу. Для наглядности доклад сопровождается демонстрацией таблиц, рисунков и диаграмм приведенных в виде презентации с соблюдением общих правил оформления. При необходимости внимаю слушателей предоставляются также натуральные объекты. Для демонстрации во время доклада отбирают наиболее информативные и важные иллюстрации, подтверждающие основные выводы работы. Они должны представлять собой понятные без дополнительных объяснений, не перегруженные излишним количеством информации иллюстраций, преимущественно в форме диаграмм и графиков. Количество слайдов должно быть

 не очень большим (оптимально 10-15), поскольку к каждой из них учащийся при защите должен обязательно обратиться и прокомментировать необходимой информацией. Особое внимание следует уделить заголовкам и подписям к иллюстрациям. Они должны быть на каждом рисунке (таблице, графике) и легко читаться. Оси на графиках и диаграммах должны быть подписаны. Изображение на рисунках и таблицах должно быть четким и ясно различимым с расстояния 5-7 метров. При оформлении рисунков, диаграмм и графиков кроме стандартного черного можно пользоваться тремя — четырьмя цветами.  

          В заключение выступления учащийся должен поблагодарить за внимание слушающих и пригласить их к обсуждению работы, например такой фразой:

     «Благодарю за внимание. Если моя работа вызвала у Вас интерес и у кого- то возникли  вопросы, я с удовольствием отвечу на них».

      При ответе на вопросы необходимо вести себя корректно, поблагодарить интересующихся за заданные вопросы, а также выразить благодарность всем, кто оказывал помощь в сборе и обработке материала.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курсовая и дипломная работа: требования к оформлению и защите: метод. рек. для студентов бакалавриата.-Ижевск: Изд-во «Удмуртский Университет», 2013.-76 с.

2. Калиниченко И.М. Оформление курсовых и дипломных работ. Биологические науки: Учеб.-мотод. Пособие.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.-133 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Образец титульного листа проектно- исследовательской работы

МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 »

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

БИОИНДИКАЦИЯ АТМОСФЕРНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПО

КОМПЛЕКСУ ПРИЗНАКОВ ПИХТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ

Выполнил(а):

учащаяся 11 «Б» класса

Никандрова А.А.

Проверил (а)

учитель биологии, 1 кв.категории

Зарипова С.В.

Сарапул 2017

Приложение 2

Пример оформления таблицы

Таблица 1

Численность птиц Ленинского парка в 2015 году

№ п/п

Вид

Признак обнаружения

Число особей

Относительная численность на (N) (особей/км)

Баллы обилия

1

2

3

4

5

6

1

Обыкновенный козодой

с

2

0,4

1

2

Большой пестрый дятел

с

1

0,2

1

3

Малый пёстрый дятел

с

1

0,2

1

4

Белоспинный дятел

с

1

0,2

1

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

5

Ворон

л

2

0,02

1

6

Черноголовый чекан

с

1

0,2

1

7

Рябинник

с

3

0,6

2

8

Обыкновенная зеленушка

с

7

1,4

3

9

Садовая овсянка

2

0,4

1

Итого:

20

2,62

12

Приложение 3

Пример оформления иллюстрации

Рис. 5.1 Плотность населения дроздов на рабочих площадках

авторы: Мишакова Валентина Николаевна, К.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ (г. Оренбург), Агафонова Инна Борисовна, Сивоглазов Владислав Иванович, Кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ, лауреат премии президента РФ в области образования, автор УМК по биологии Издательства «Просвещение»

Методическое пособие подготовлено к учебнику И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова «Биология. 10 класс. Базовый и углублённый уровни». Учебник соответствует ФГОС ООО и включен в Федеральный перечень.
Пособие содержит подробные разработки уроков, включающие цели, основное содержание темы урока, планируемые результаты урока (личностные, метапредметные, предметные), необходимое для урока оборудование, а также изложение хода урока и дополнительную методическую информацию для учителя.

Содержание

Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания

Урок 3. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы как предмет изучения биологии. Методы биологии

Глава 2. Клетка

Урок 4. История изучения клетки.Клеточная теория

Урок 5. Химический состав клетки

Урок 6. Неорганические вещества клетки

Урок 7. Органические вещества: общая характеристика. Липиды

Урок 8. Органические вещества. Углеводы. Белки

Урок 9. Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

Урок 10. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды

Урок 11. Клеточное ядро. Хромосомы

Урок 12. Прокариотическая клетка

Урок 13. Реализация наследственной информации в клетке

Урок 14. Неклеточная форма жизни: вирусы

Урок 15. Промежуточный контроль по теме «Клетка»

Глава 3. Организм

Урок 16. Организм — единое целое. Жизнедеятельность и регуляция функций организма. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен

Урок 17. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез

Урок 18. Деление клетки. Митоз

Урок 19. Размножение: бесполое и половое

Урок 20. Образование половых клеток у животных. Мейоз

Урок 21. Оплодотворение

Урок 22. Индивидуальное развитие организмов

Урок 23. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье

Урок 24. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики

Урок 25. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

Урок 26. Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание

Урок 27. Хромосомная теория наследственности

Урок 28. Современные представления о гене и геноме

Урок 29. Генетика пола

Урок 30. Изменчивость: наследственная и ненаследственная

Урок 31. Генетика и здоровье человека

Урок 32. Доместикация и селекция: основные методы и достижения

Урок 33. Итоговый контроль

Урок 34. Биотехнология: достижения и перспективы развития

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕРЕЩАГИНСКИЙ
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАССМОТРЕНО:

на
заседании предметной цикловой комиссии преподавателей общеобразовательного,

естественнонаучного 
и социально-экономического циклов

Протокол
№ 1, дата «31» августа  2020 г.

Председатель
ПЦК ____________________

Романова Е.И.

МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ

К
ПРАКТИЧЕСКИМ, ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по профессии 23.01.09. машинист локомотива

по
дисциплине

 ОБД.8.
Биология Общеобразовательного цикла

Верещагино,
2020

ПЕРЕЧЕНЬ

практических
работ

ОБД.8.
Биология Общеобразовательного цикла

профессии
 
23.01.09. машинист
локомотива

№ п/п

Тема
практической работы

Количество часов

1

Практическая
работа № 1:

Проведение
биологических исследований
:

1.наблюдение
клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их
описание;

2.сравнение
строения клеток растений и животных; 3.приготовление и описание микропрепаратов
клеток растений

6

2

Практическая
работа № 2:

Проведение
биологических исследований
:

1.выявление
признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как
доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)
и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм;

2.составление
простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач;

3.анализ и
оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

8

3

Практическая работа
№ 3:

Проведение
биологических исследований
:

1.описание
особей вида по морфологическому критерию; 2.выявление приспособлений
организмов к среде обитания; 3.анализ и оценка различных гипотез
происхождения жизни и человека.

6

4

Практическая
работа № 4:

Проведение
биологических исследований
:

1.выявление
антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем
передачи веществ и энергии (цепей питания);

2.сравнительная
характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование
изменений в экосистемах на биологических моделях; решение экологических
задач;

3. анализ и
оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных
экологических проблем и путей их решения

6

Составил преподаватель Романова Елена Ивановна

Дата  31.08.2020                 

Подпись            

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие
методические указания разработаны по

общеобразовательной учебной дисциплине ОБД.8 Биология.
 Практические
работы предназначены для студентов

профессии 23.01.09. Машинист локомотива

Практические работы направлены на формирование
профессиональных и общих компетенций:

через усвоение
учебных действий:

Код
ОК

Характеристика
общих компетенций

ОК
1.

Понимать
сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.

ОК 2. 

Организовывать
собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.

ОК 3. 

Анализировать
рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и
коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.

ОК 4.

Осуществлять
поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач.

ОК 5.

Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. 

Работать в
команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК
7.

Исполнять
воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных
знаний (для юношей).

Содержание обучения

Код УД

Характеристика основных видов учебной деятельности
cтудентов

(на уровне учебных действий)

Введение

ОДБ.8УД1

Ознакомление с
биологическими системами разного

уровня: клеткой,
организмом, популяцией, экосистемой, биосферой.

ОДБ.8УД2

Определение роли биологии
в формировании современной естественно-научной картины

мира и практической
деятельности людей.

ОДБ.8УД3

Обучение
соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим
объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране

УЧЕНИЕ
О КЛЕТКЕ

Химическая
организация клетки

ОДБ.8УД4

Умение проводить
сравнение химической организации живых и неживых объектов.

ОДБ.8УД5

Получение представления о
роли органических

и неорганических веществ
в клетке

Строение
и функции клетки

ОДБ.8УД6

Изучение строения клеток
эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью
микропрепаратов.

ОДБ.8УД7

Наблюдение клеток
растений и животных под микро-

скопом на готовых
микропрепаратах, их описание.

ОДБ.8УД8

Приготовление и описание
микропрепаратов клеток растений.

ОДБ.8УД9

Сравнение строения клеток
растений и животных по

готовым микропрепаратам

Обмен
веществ и превращение

энергии
в клетке

ОДБ.8УД10

Умение строить схемы
энергетического обмена и биосинтеза белка

ОДБ.8УД11

Получение представления о
пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК

Жизненный
цикл клетки

ОДБ.8УД12

Ознакомление с клеточной
теорией строения организмов.

ОДБ.8УД13

Умение самостоятельно
искать доказательства того,

что клетка — элементарная
живая система и основная

структурно-функциональная
единица всех живых организмов

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗМОВ

Размножение
организмов

ОДБ.8УД14

Овладение знаниями о
размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.

ОДБ.8УД15

Умение самостоятельно
находить отличия митоза от

мейоза, определяя
эволюционную роль этих видов деления клетки

Индивидуальное
развитие

организма

ОДБ.8УД16

Ознакомление с основными
стадиями онтогенеза на

примере развития позвоночных
животных.

ОДБ.8УД17

Умение характеризовать
стадии постэмбрионального

развития на примере
человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов.

ОДБ.8УД18

Развитие умения правильно
формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира

Индивидуальное
развитие человека

ОДБ.8УД19

Выявление и описание
признаков сходства зародышей

человека и других
позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

ОДБ.8УД20

Получение представления о
последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения

среды на развитие и
репродуктивное здоровье человека

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5»

¾     выполнены
все задания в работе правильно

¾       правильность
хода решения и вычислений не менее 90-100%

¾     аккуратное   оформление   согласно   установленным требованиям

¾     обоснованные     выводы,    правильная    и     полная интерпретация выводов

¾     обучающийся
аргументированно обосновывает свою точку зрения, обобщает материал

¾     уверенно    и     правильно    отвечает    на     вопросы преподавателя в ходе защиты работы.

Оценка «4»

¾      выполнено
не менее 80-89%

¾      задания
и ход решения правильный

¾      незначительные
погрешности в оформлении работы

¾      правильная,
но неполная интерпретация выводов.

¾      во время
защиты работы обучающийся дает правильные, но неполные ответы на вопросы
преподавателя

¾      испытывает
затруднения в интерпретации полученных выводов

¾       
обобщающие
выводы обучающегося недостаточно четко выражены

Оценка «3»

¾      выполнено
не менее 65-79% всех заданий

¾       
подход
к решению правильный, но есть ошибки

¾      значительные
погрешности в оформлении работы

¾      неполная
интерпретация выводов

¾      во время
защиты работы обучающийся не всегда дает

правильные
ответы

¾       
неспособен
интерпретировать полученные выводы

Оценка «2»

¾      выполнено
менее 65% всех заданий

¾      решение
содержит грубые ошибки

¾     
неаккуратное     оформление     работы,     нарушение установленных тебований

¾     
неправильная      интерпретация      выводов,      либо отсутствие выводов

¾     
во
время защиты работы обучающийся неспособен прокомментировать ход решения задачи

¾       
дает
неправильные ответы

¾       
неспособен
сформировать выводы по работе.

ЗАЧЁТ /НЕЗАЧЁТ

Максимальное
количество баллов, которое студент может набрать за практическую/ лабораторную
работу, по которой предусмотрено оценивание в форме «зачет»/ «незачет», равно
100 баллам. Данные 100 баллов распределяются по видам контрольных точек,
определяемых преподавателем. При этом должны быть определены минимальные
пороговые баллы по каждому разделу работы.

ЗАЧЁТ
-баллы
складываются из баллов, полученных во время сдачи студентами контрольных точек
при выполнении практической/ лабораторной работы. Зачет без оценки ставится при
наборе не менее 65 баллов.

НЕЗАЧЁТ
-если
студент не набрал 65 баллов, необходимых для получения зачета. Он должен
получить у преподавателя дополнительные задания с указанием конкретных баллов
за данную работу и сроков ее сдачи

МЕТОДИКА
ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ТЕМА 2 УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

НАЗНАЧЕНИЕ:

Отработка УД 1-13

ОЖИДАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ:

Освоение УУД
13,15,16,19,21,22,24,25,26,27,28,29,30,32,35,36

Формирование
ОК1,ОК3,ОК6,ОК7,ОК2,ОК5

Тема:
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Цель:
закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток
различных организмов, сравнивать их между собой.

Время
выполнения:

6 часов

Методическое
руководство:

Практическая работа проводится в кабинете
одновременно со всеми учащимися группы

Количество вариантов задания
количество вариантов заданий один

Уровень усвоения знаний: — репродуктивный
(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)

Форма оценки: оценивается заполненный бланк
ответов (таблица)

Методы:  сопоставление с эталоном
ответов

Требования к процедуре оценки:

Помещение: особых требований нет

Оборудование: тесты, бланки для ответов, ручки

Инструменты: особых требований нет

Расходные материалы: особых требований нет

Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам:
студенты снабжаются тестами, пользоваться учебниками, справочниками или
интернетом запрещено.

Оценщик: преподаватель биологии

            Инструкция
по выполнению:

1.
Вам необходимо проработать  теоретический (справочный материал) материал.

2.
Разобрать образцы решения задач.

3
Решить предложенные задачи, записав решения по образцу в тетради.

4.
Ответить письменно на контрольные вопросы для закрепления теоретического
материала по теме.

5.
Сдать работу с выполненными заданиями преподавателю на проверку.

.

Ход
работы:

I. Теоретический
(справочный) материал

Клетки растений, животных, грибов и бактерий

Для всех организмов существует два вида
клеток. Это прокариотические и эукариотические клетки. Они имеют существенные
различия. Строение эукариотической клетки имеет ряд отличий от
прокариотической. Поэтому в животном мире выделили два надцарства, которые назвали
прокариотами и эукариотами.

https://storage.yandexcloud.net/ege/public/images/4fa3c48bad0c6f32dd3e6558af069084-filename.jpg

Основное отличие

Строение эукариотической клетки отличается
тем, что она имеет ядро, в котором находятся хромосомы, состоящие из ДНК. ДНК
прокариотической клетки не организованы в хромосомы и не имеют ядра. Поэтому
прокариотические организмы назвали доядерными, а эукариотические ― ядерными.
Отличаются клетки и размерами. Эукариотические клетки намного больше, чем
прокариотические. Доядерными организмами являются бактерии. К эукариотам
принадлежат растения, грибы и животные. Следовательно, особенности строения
эукариотической клетки состоят в наличии ядра. Конечно, есть и другие отличия
между клетками, но они несущественны.

https://storage.yandexcloud.net/ege/public/images/48a5e8d0d25c0f2fc3bc79b337fcdb07-filename.jpg

Строение и функции эукариотической клетки

Клетка ядерных организмов имеет множество
органелл, отсутствующих у прокариотов. Клетка растений, грибов и животных
состоит из цитоплазматической мембраны, защищающей клетку и придающей ей форму,
и цитоплазмы. Цитоплазма объединяет все компоненты клетки, участвует во всех
обменных процессах и служит скелетом клетки, благодаря наличию миротрубочек. В
цитоплазме располагаются одномембранные, двумембранные и немембранные
органеллы.

Одномембранные органоиды

Одномембранными органоидами называют
эндоплазматическую сеть, аппарат Гольджи, лизосомы и вакуоли из-за того, что
они покрыты одной мембраной. Эндоплазматическая сеть бывает гладкой и
шероховатой, или гранулярной. Гладкая эндоплазматическая сетка образовывает
углеводы и липиды. Шероховатая сетка синтезирует белки. Этим занимаются
рибосомы, находящиеся на ней. Аппарат Гольджи сохраняет и транспортирует
питательные вещества. Лизосомы обеспечивают расщепление белков, жиров и
углеводов.

https://storage.yandexcloud.net/ege/public/images/21cca64b13eee6efabc50a0d1119d80c-filename.jpg

Двумембранные органоиды

Двумембранные органоиды имеют две
мембраны: наружную и внутреннюю. К ним относят митохондрии и пластиды. Митохондрии
участвуют в дыхании клетки и снабжают клетку энергией. Благодаря пластидам
происходит фотосинтез.

Немембранные органоиды

Немембранными органеллами являются
рибосомы, клеточный центр, реснички и жгутики. Рибосомы осуществляют синтез
белка. Клеточный центр участвует в делении клеток. Реснички и жгутики ―
органеллы, служащие для движения.

Отличия клеток растений, грибов и животных

Несмотря на единство общего плана,
строение эукариотической клетки разных царств организмов имеет некоторые
отличия. Растительные клетки не содержат лизосом и клеточного центра. Клетки
животных и грибов характеризуются отсутствием пластид и вакуолей. Клеточная
стенка грибов содержит хинин, а растений ― целлюлозу. В животных клеточной
стенки нет, а в состав мембраны входит гликокаликс. Строение эукариотической
клетки имеет отличие и в резервных питательных углеводах. В растительных
клетках запасается крахмал, а в клетках грибов и животных ― гликоген.

https://storage.yandexcloud.net/ege/public/images/e0cc1ce63e3b85ae938c1c519663f206-filename.jpg

Дополнительные отличия

Различается не только строение
эукариотической клетки и прокариотической, но и способы их размножения.
Количество бактерий увеличивается в результате образования перетяжки или
почкования. Размножение эукариотических клеток происходит путем митоза. Многие
процессы, свойственные эукариотической клетке (фагоцитоз, пиноцитоз и циклоз),
у прокариотов не наблюдаются. Для нормальной работы клеткам грибов, растений и
животных необходима аскорбиновая кислота. Бактерии в ней не нуждаются.

II.
Выполнение письменной практической работы

1.     
Рассмотрите под
микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов и клеток животных.

2.     
Рассмотрите рисунок
«Различные формы клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

3.     
Сопоставьте увиденное с
изображением объектов на рисунках. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте
видимее в световой микроскоп органоиды.

4.     
Сравните между собой эти
клетки.

Название клеток

Рисунок клетки

Особенность строения клетки

5.      Ответьте на вопросы; в чем заключается
сходство и различие клеток? Каковы причины различия и сходства разных
организмов?

  1. Сделайте
    вывод по работе.

Контрольные
вопросы для закрепления теоретического материала:

  1. В чем заключается сходство и
    различие клеток растений, животных, грибов ( эукариот) и прокариот-
    бактерий?
  2. Каковы причины сходства и
    различия клеток разных организмов ?
  3. Попытайтесь объяснить как шла эволюция
    бактерий, животных, растений, грибов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

ТЕМА 3 УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗМЕ. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И
СЕЛЕКЦИИ

НАЗНАЧЕНИЕ:

Отработка УД 14-30

ОЖИДАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ:

Освоение УУД
6,7,8,9,10,11,12,13,15,16,19,21,22,24,25,26,27,28,29,30,32,35,36

Формирование
ОК1,ОК3,ОК6,ОК7,ОК2,ОК5

Тема: Решение генетических задач и составление
родословных.

Цель
работы.
Закрепить умение решать различные
генетические задачи, понятий генетики; на практике разобрать генеалогический
метод изучения генетики человека, по образцу учить составлять личную
родословную.

Время
выполнения:

8 часов

Методическое
руководство:

Практическая работа проводится в кабинете
одновременно со всеми учащимися группы

Количество вариантов задания
количество вариантов заданий один

Уровень усвоения знаний: — репродуктивный
(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)

Форма оценки: оценивается заполненный бланк
ответов (таблица)

Методы:  сопоставление с эталоном
ответов

Требования к процедуре оценки:

Помещение: особых требований нет

Оборудование: тесты, бланки для ответов, ручки

Инструменты: особых требований нет

Расходные материалы: особых требований нет

Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам:
студенты снабжаются тестами, пользоваться учебниками, справочниками или
интернетом запрещено.

Оценщик: преподаватель биологии

            Инструкция
по выполнению:

1.
Вам необходимо проработать  теоретический (справочный материал) материал.

2.
Разобрать образцы решения задач.

3
Решить предложенные задачи, записав решения по образцу в тетради.

4.
Ответить письменно на контрольные вопросы для закрепления теоретического
материала по теме.

5.
Сдать работу с выполненными заданиями преподавателю на проверку.

.

Ход
работы:

I. Теоретический
(справочный) материал

Правила
наследования генов

  • В гаметы попадают все гены, но каждая гамета получает только
    по одному аллелю каждого гена. 
  • Ребенок получает 23 пары гомологичных хромосом: одну из
    каждой пары ребенок получает от отца, а другую — от матери.
  • Гомологичные хромосомы несут аллельные гены: в результате
    ребенок получает по 2 аллеля каждого гена: один — от отца, другой — от
    матери.
  • Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда
    проявляют доминантный признак. 
  • Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.

Оформление
задач

  • В схеме скрещивания первым указывается генотип матери; 
  • Аллели одного гена указываются вместе, сначала пишется
     доминантный аллель гена, затем рецессивный: например, АаВb;
  • Родители обозначаются буквой (Р)
  • Скрещивание (х)
  • Гаметы (G): указываются варианты гамет, не стоит дублировать
    гаметы у гомозиготного организма; гаметы обводятся в кружок;
  • Гибриды первого поколения (F1);
  • Гибриды второго поколения (F2);
  • Под генотипом записывается фенотип особей;
  • Обязательна запись ответа с указанием ответов на все вопросы,
    поставленные в задаче. 

Методика
решения задач

У томатов красная
окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над
опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и
гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными
плодами. Определите генотип и фенотип потомства.

Условие задачи

Обозначим ген, отвечающий за красную
окраску плодов – А

за желтую окраску плодов – а

за гладкие плоды                  
– В

за опушенные
плоды             –
в

F2 – ?

Родительские организмы
гомозиготные и имеют генотипы ААВВ и аавв (Рис.
1), они продуцируют гаметы одного типа.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272129/2e07fca0_648a_0133_f7bf_12313c0dade2.jpg

Рис. 1. Схема скрещивания (Источник)

Растение с красными
плодами образует гаметы, несущие доминантные аллели АВ, а растение
с желтыми плодами образует гаметы, несущие рецессивные аллели ав.
Сочетание этих гамет приводит к образованию дигетерозиготы АаВв,
поскольку гены А и В доминантные, то все
гибриды первого поколения будут иметь красные и гладкие плоды.

Скрестим растения с
красными и гладкими плодами из поколения F1c растением,
имеющим желтые и опушенные плоды (Рис. 2). Определим генотип и фенотип
потомства.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272130/2ed0ec10_648a_0133_f7c0_12313c0dade2.jpg

Рис. 2. Схема скрещивания (Источник)

Один из родителей
является дигетерозиготой, его генотип АаВв, второй родитель
гомозиготен по рецессивным аллелям, его генотип – аавв.
Дигетерозиготный организм продуцирует следующие типы гамет: АВАваВав;
гомозиготный организм – гаметы одного типа: ав. В результате
получается четыре генотипических класса: АаВвАаввааВваавв и
четыре фенотипических класса: красные гладкие, красные опушенные, желтые
гладкие, желтые опушенные.

Расщепление по каждому
из признаков: по окраске плодов 1:1, по кожице плодов 1:1.

Это типичное
анализирующее скрещивание, которое позволяет определять генотип особи с
доминантным фенотипом. Дигибридное скрещивание представляет собой два
независимо идущих моногибридных скрещивания, результаты которых накладываются
друг на друга. Описанный механизм наследования при дигибридном скрещивании
относится к признакам, гены которых расположены в разных парах негомологичных
хромосом, то есть в одной паре хромосом располагаются гены, отвечающие за
окраску плодов томата, а в другой паре хромосом располагаются гены, отвечающие
за гладкость или опушенность кожицы плодов.

II. Выполнение письменной практической работы

Задача № 1У дедушки Егора были сестры: Ульяна, Маруся,
Таня, Надя, Галя и брат Иван. У Ульяны есть дети — Саша и Надя. У Саши — дочка
Лена и сын Андрей. У Нади сыновья Вова и Саша. У Маруси есть сын Миша, а у него
две дочки — Света и Рита. У Тани — сын Коля, а у него — дочки Оля и Рита. У
Нади — дочки Валя и Люся. У Вали — сын Виталик, у Люси -сын Саша. Составьте
родословную.

Задача № 2 У Анны Петровны и Александра Ивановича есть два
сына и пять внуков. На серебряную свадьбу к юбилярам пришли все сыновья, зятья
и внуки. В доме имеется только 9 стульев. Всем ли хватит стульев?

Задача № 3. На моногибридное скрещивание.У крупного рогатого
скота КК — красная масть.гг — белаяДг — чалая. Имеется чалый бык, а коровы
-всех трех окрасок. Какова вероятность появления чалого теленка в каждом из
трех возможных скрещиваний?

Задача № 4. На дигибридное скрещивание.У плодов арбуза корка
может быть зеленая или полосатая, форма плода — длинная или круглая.
Гомозиготное растение с длинными зелеными плодами скрещено с гомозиготным же,
имеющим круглые полосатые плоды. В Р1 плоды круглые зеленые. Какие будут Р2?

Решение
генетических задач

Вариант №1

  1. Гладкая
    окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство
    получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми
    плодами?
  2. полидактилия
    (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова
    вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя
    страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготными по обоим
    признакам?
  3. От
    родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось
    несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить?
    Каковы генотипы родителей и детей?
  4. У
    матери 1 группа крови, у отца 4. Могут ли дети унаследовать группу крови
    одного из родителей?

5.      Черная кошка принесла котят, у двух из них
черепаховая окраска шерсти у двух других – чёрная. Что можно сказать о генотипе
котят и о том, каков их пол?

Вариант 2.

  1. У
    человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Определите генотипы и
    фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.
  2. Нормальный
    рост у растений овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над
    позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом.
    Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания
    гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских
    особей?
  3. Гипертрихоз
    (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак,
    сцепленный с У-хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой
    аномалией в семье, где отец страдает гипертрихозом?
  4. Мать
    гомозиготна, имеет  А группу крови, отец гомозиготен, имеет В группу
    крови. Какие группы крови возможны у их детей?
  5. Какие
    котята получатся от скрещивания черепаховой кошки и чёрного кота?
    Определите их пол.

Контрольные
вопросы для закрепления теоретического материала:

1.
Предмет генетики. Место генетики среди биологических наук. Значение генетики
для решения задач селекции, медицины, биотехнологии, экологии.

2.
История генетики в России.

3.
Типы отбора: индивидуальный и массовый . Отбор по фенотипу и генотипу (оценка
по родословной и качеству потомства). Влияние условий внешней среды на
эффективность отбора.

4.
Понятие о наследственной и ненаследственной (модификационной) изменчивости.

Формирование
признаков как результат взаимодействия генотипа и факторов среды. Норма
реакции. Адаптивный характер модификаций.

5.
Комбинативная изменчивость, механизм ее возникновения, роль в эволюции и
селекции.

6.
Генетика определения пола у человека и у дрозофилы.

7.
Основные закономерности наследования. Цели и принципы генетического анализа.
Методы: гибридологический и мутационный.

9.
Основные закономерности наследования. Цели и принципы генетического анализа.
Методы: цитогенетический и биохимический.

12.Классификация
генных мутаций, причина их возникновения.

13.Закономерности
наследования, открытые Г. Менделем. Представление Г. Менделя

о
дискретной наследственности. Представление об аллелях и их взаимодействиях.

Анализирующее
скрещивание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА № 3

ТЕМА 4 УЧЕНИЕ О ВИДАХ

НАЗНАЧЕНИЕ:

Отработка УД 31-48

ОЖИДАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ:

Освоение УУД
1,2,3,4,5,6,7,8,9,13,15,16,19,21,22,24,25,26,27,28,29,30,32,35,36

Формирование
ОК1,ОК3,ОК6,ОК4,ОК2,ОК5

Тема: Изменчивость, построение вариационного ряда
и вариационной кривой

Цель: познакомить учащихся со статистическими
закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить
вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Время
выполнения:

6 часов

Методическое
руководство:

Практическая работа проводится в кабинете
одновременно со всеми учащимися группы

Количество вариантов задания
количество вариантов заданий один

Уровень усвоения знаний: — репродуктивный
(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)

Форма оценки: оценивается заполненный бланк
ответов (таблица)

Методы:  сопоставление с эталоном
ответов

Требования к процедуре оценки:

Помещение: особых требований нет

Оборудование: тесты, бланки для ответов, ручки

Инструменты: особых требований нет

Расходные материалы: особых требований нет

Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам:
студенты снабжаются тестами, пользоваться учебниками, справочниками или
интернетом запрещено.

Оценщик: преподаватель биологии

            Инструкция
по выполнению:

1.
Вам необходимо проработать  теоретический (справочный материал) материал.

2.
Разобрать образцы решения задач.

3
Решить предложенные задачи, записав решения по образцу в тетради.

4.
Ответить письменно на контрольные вопросы для закрепления теоретического
материала по теме.

5.
Сдать работу с выполненными заданиями преподавателю на проверку.

.

Ход
работы:

I.
Теоретический (справочный) материал

Модификации образуют вариационный ряд изменчивости признака
в пределах нормы реакции от наименьшей до наибольшей величины. Причина вариаций
связана с воздействием различных условий на развитие признака.

Для
определения предела изменчивости признака рассчитывают частоту встречаемости
каждой варианты и строят вариационную кривую — графическое выражение характера
изменчивости признака. Средние члены вариационного ряда встречаются чаще, что
соответствует среднему значению признака.

Средняя
величина выраженности признака высчитывается по формуле:

        
сумма

М
=(
P×V)P – частота
встречаемости

nV
варианта     

n – общее
число особей;  
M– среднее
значение модификации

II. Выполнение
письменной практической работы

Вариант I

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля,
листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).

Ход работы

1.    Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного
вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у
листьев) или другие параметры. Данные запишите.

2.    Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали
сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение
признака-
V
(например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки),
ниже — частоту встречаемости каждого признака (
P). Определите, какие признаки встреча­ются наиболее часто, какие —
редко.

V

P

3.    Отобразите на графике зависимость между изменением признака и
частотой его встречаемости.

4.    Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости
вами обнаружена.

Вариант II

Оборудование: линейка или сантиметр.

Ход работы

1.  
Измерьте рост каждого
школьника в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если
рост составляет 165,7 см, запишите, что рост — 166 см.

2.  
Сгруппируйте полученные цифры,
которые отличаются друг от друга на 5 см (150—155 см, 156—160 см и т. д.) и
подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные
запишите:

Количество учащихся … 2
Рост, в см   145—150

3. 
Постройте вариационный ряд
изменчивости роста учеников, а также вариационную кривую, откладывая по
горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси
количество учащихся определенного роста.

4.  
Вычислите средний рост
учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число
измерений.

5.   
Вычислите и отметьте на
графике средний рост девочек и мальчиков.

Ответьте на
вопросы: какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто, какой —
наиболее редко? Какие откло­нения встречаются в росте учеников? Каков средний
рост девочек и мальчиков в вашем классе? Каковы причины отклонений в росте?

Вариант №3

Тема:
изучение фенотипов растений.

Цель:сформировать
знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и
сравнивать их между собой.

Оборудование:гербарные
экземпляры растений одного сорта (пшеницы, ржи, ячменя и др.).

Ход работы

1.Рассмотрите два экземпляра растений
пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта. Сравните эти растения.

2. Опишите фенотип каждого растения
(особенности строения листьев, стеблей, цветков).

Наблюдаемые
признаки

              
Название сорта растения

1-е
растение

2-е
растение

1.Вид
стебля

2.Длина
стебля

3.
Длина междоузлей

4.
количество листьев

5.
Форма листьев

6.
Колос:

А)
наличие остей

Б)
длина колоса

В)
количество колосков

Г)
количество зерновок

7.
Тип корневой системы

3.Выявите признаки, возникшие в результате
модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.

4.Сделайте вывод о причинах
модификационной изменчивости, ее значении.

Контрольные
вопросы для закрепления теоретического материала:

  1. Есть
    ли пределы проявления признаков?
  2. Какие
    значения признака встречаются чаще, а какие реже?
  3. Какое
    количество данных необходимо обработать для того, чтобы выявить
    закономерность?
  4. Сделайте
    вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами
    обнаружена.

ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА № 4

ТЕМА
5 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. БИОНИКА

НАЗНАЧЕНИЕ:

Отработка УД 49-68

ОЖИДАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ:

Освоение УУД
1,2,3,4,5,6,7,8,13,15,16,19,21,22,24,25,26,27,28,29,30,32,35,36

Формирование
ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,ОК6,ОК7,ОК2,ОК5

Тема:
«Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей
местности»

Цель: выявить
антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Время
выполнения:

6 часов

Методическое
руководство:

Практическая работа проводится в кабинете
одновременно со всеми учащимися группы

Количество вариантов задания
количество вариантов заданий один

Уровень усвоения знаний: — репродуктивный
(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)

Форма оценки: оценивается заполненный бланк
ответов (таблица)

Требования к процедуре оценки:

Помещение: особых требований нет

Оборудование: красная книга растений

Инструменты: особых требований нет

Расходные материалы: особых требований нет

Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам:
студенты снабжаются тестами, пользоваться учебниками, справочниками или
интернетом запрещено.

Оценщик: преподаватель биологии

            Инструкция
по выполнению:

1.
Вам необходимо проработать  теоретический (справочный материал) материал.

2.
Разобрать образцы решения задач.

3
Решить предложенные задачи, записав решения по образцу в тетради.

4.
Ответить письменно на контрольные вопросы для закрепления теоретического
материала по теме.

5.
Сдать работу с выполненными заданиями преподавателю на проверку.

Ход работы:

I.
Теоретический (справочный) материал

Влияние человека на окружающую среду

Воздействие
человека на животных выражается как в прямом преследовании и нарушении
структуры популяции, так и в перемене мест их обитания. В последнее
время
 к общим изменениям условий обитания добавился такой
мощный фактор, как загрязнение природной среды. Очень часто прямое
преследование (охота) сопровождалось изменением ландшафта. Человек своей
деятельностью сильно влияет на животный мир,
вызывая увеличение численности одних видов, сокращение других и гибель третьих.
Это воздействие может быть прямым и косвенным. Прямое воздействие испытывают
промысловые животные, которых добывают ради меха, мяса, жира и т.д. В
результате численность их снижается, отдельные виды исчезают. Так же к прямым
воздействиям человека на животных относят их гибель от ядохимикатов, и
отравления выбросами промышленных предприятий.

Косвенное влияние
человека на животных проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке
лесов (черный аист), распашке степей (степной орел, дрофа и стрепет), осушении
болот (дальневосточный аист), сооружении плотин (рыба), строительство городов,
применении пестицидов (красноногий аист) и т.д. В XX в прямое преследование
стало причиной гибели видов в 28 % случаев, а косвенное в 72 % случаев. Полное
или почти полное истребление животных в результате неумеренной и
нерегламентированной добычи было довольно широко распространено в прошлом.
Первой документально засвидетельствованной жертвой преследования человеком был
гигантский голубь — дронт.

Испокон веков роль человека в экосистеме
предполагала его активное вмешательство в естественную природную цепь с целью
её тщательного изучения. При этом интерес постоянно подогревала постоянная
эволюция экосистемы, протекавшая вне зависимости от человеческой деятельности,
что порой приводило к необратимым последствиям как для окружающей
среды
, так и для людей.

Человек
и природа

На сегодняшний
день влияние человека на экосистему стало практически абсолютным. За последние
несколько веков, благодаря существенному развитию технологического прогресса,
достигло критической отметки и начало представлять серьёзную опасность.

Существенное влияние
на атмосферные изменения оказывает в природе, поскольку он в существенных
количествах содержится в составе большинства минералов на земле. При сжигании
минерального топлива на предприятиях из него выделяется диоксид (углекислый
газ), имеющий свойство к накапливанию в воздухе, ведь в результате масштабной
вырубки лесов оставшиеся растения не успевают справляться с его очисткой.

В результате
неуклонного повышения концентрации углекислого
газа
 на Земле наблюдается усиление глобального парникового
эффекта, заключающегося в том, что диоксид удерживает тепло на поверхности,
вызывая чрезмерное нагревание, эффект которого усиливается с каждым днём.

Анализ и оценка деятельности
человека в экосистеме позволяют должным образом судить о том, что если не
принять решительные меры по нормализации экологической обстановки, иммунная
система не сможет должным образом справляться с загрязнениями, оказывающими
губительное влияние на человеческий организм, что в дальнейшем может привести к
необратимым последствиям. Всё дело в том, что загрязнитель может воздействовать
на организм как прямо, так и косвенно, с лёгкостью перемещаясь по различным
элементам экосистемы.

Пустыни

Все наземные
экосистемы можно условно разделить по климатическим и растительным признакам,
при этом каждой экосистеме присущи индивидуальные особенности, связанные
главным образом не с редкими животными и растениями, которые там обитают, а с
климатическими факторами. В первую очередь к данной категории экосистем можно
отнести пустыни.

Главной
особенностью данной местности является то, что сила испарений в ней гораздо
выше, чем уровень выпадающих осадков. В результате таких условий растительность
в пустыне весьма скудная. Для этой местности характерна ясная погода и
преобладание низкорослых растений, в результате чего в ночное время почва
начинает усиленно терять тепло, накопленное в течение дня. При этом стоит
учитывать, что пустыни занимают более 15% поверхности суши и размещаются
практически во всех земных широтах.

Экосистемы — это одно из ключевых понятий экологии,
которое представляет собой систему, включающую в себя несколько компонентов:
сообщество животных, растений и микроорганизмов, характерную среду обитания,
целую систему взаимосвязей, благодаря которым осуществляется взаимообмен
веществами и энергиями.

В науке существует несколько классификаций экосистем.
Одна из них разделяет все известные экосистемы на два больших класса:
естественные, созданные природой, и искусственные — те, что создал человек.
Рассмотрим каждый из этих классов подробнее.

Естественные экосистемы

Как уже отмечалось выше, естественные, природные
экосистемы образовались в результате действия сил природы.

Полный,
замкнутый круг круговорота веществ: начиная от появления органического вещества
и заканчивая его распадом и разложением на неорганические компоненты.

Устойчивость и способность к самовосстановлению.

Видовая структура: численность каждого вида животного
или растения регулируется природными условиями.

Пространственная структура: все организмы
располагаются в строгой горизонтальной или вертикальной иерархии. Например, в
лесной экосистеме четко выделяются ярусы, в водной — размещение организмов
зависит от глубины воды.

Биотические и абиотические вещества. Организмы,
составляющие экосистему, делятся на неорганические (абиотические: свет, воздух,
почва, ветер, влажность, давление) и органические (биотические — животные,
растения).

В свою очередь биотический компонент делится на
производителей, потребителей и разрушителей. К производителям относят растения
и бактерии, которые с помощью солнечного света и энергии создают из
неорганических веществ органику. Потребители — это животные и плотоядные
растения, которые питаются этой органикой. Разрушители (грибы, бактерии,
некоторые микроорганизмы) являются венцом пищевой цепочки, так как производят
обратный процесс: органику превращают в неорганические вещества.

Естественные экосистемы

Пространственные границы каждой природной экосистемы
весьма условны. В науке принято определять эти границы естественными
очертаниями рельефа: например, болото, озеро, горы, реки. Но в совокупности,
все экосистемы, слагающие биооболочку нашей планеты, считаются открытыми, так
как они взаимодействуют с окружающей средой и с космосом. В самом общем
представлении картина выглядит так: живые организмы получают из окружающей
среды энергию, космические и земные вещества, а на выходе — осадочные породы и
газы, уходящие в итоге в космос.

Все компоненты природной экосистемы находятся в тесной
взаимосвязи. Принципы этой связи складываются годами, иногда столетиями. Но
именно поэтому они и становятся настолько устойчивы, так как эти связи и
климатические условия и определяют виды животных и растений, которые обитают в
данном ареале. Любое нарушение равновесия в природной экосистеме может привести
к ее исчезновению или затуханию. Таким нарушением может стать, например,
вырубка леса, истребление популяции того или иного вида животных. В этом случае
сразу нарушается пищевая цепочка, и экосистема начинает «сбоить».

К слову, привнесение дополнительных элементов в
экосистемы также способно нарушить ее. Например, если человек начнет разводить
в выбранной экосистеме животных, которых там изначально не было. Яркое
подтверждение тому — разведение кроликов в Австралии. Сначала это было выгодно,
так как в такой благодатной среде и прекрасных для разведения климатических
условиях, кролики стали размножаться с невероятной быстротой. Но в итоге все
свелось к краху. Несметные полчища кроликов опустошали пастбища, где раньше
паслись овцы. Численность овец стала снижаться. А продуктов от одной овцы
человек получает гораздо больше, чем от 10 кроликов. Этот случай вошел даже в
поговорку: «Кролики съели Австралию». Понадобилось неимоверное усилие
ученых и большие затраты, прежде чем удалось избавиться от поголовья кроликов.
Полностью их популяцию в Австралии истребить не удалось, но их численность
сократилась и уже не угрожала экосистеме.

Искусственные экосистемы

Искусственными экосистемами называют сообщества
животных и растений, обитающих в условиях, которые создал для них человек. Их
еще называют нообиогеоценозами или социоэкосистемами. Примеры: поле, пастбище,
город, общество, космический корабль, зоосад, сад, искусственный пруд,
водохранилище.

Самым простым примером искусственной экосистемы
является аквариум. Здесь ареал обитания ограничен стенками аквариума, приток
энергии, света и питательных веществ осуществляется человеком, он же регулирует
температуру и состав воды. Численность обитателей также изначальна определена.

Первая особенность: все искусственные экосистемы
являются гетеротрофными, т.е потребляющими готовую пищу. Возьмем для примера
город — одну из самых больших искусственных экосистем. Здесь огромную роль
играет приток искусственно созданной энергии (газопровод, электричество,
продукты питания). В то же время, такие экосистемы характеризуются большим
выходом ядовитых веществ. То есть, те вещества, которые в природной экосистеме
в дальнейшем служат для производства органики, в искусственных зачастую
становятся непригодными.

Еще одна отличительная особенность искусственных
экосистем — незамкнутый цикл обмена веществ. Возьмем для примера агроэкосистемы
— наиболее важные для человека. К ним относятся поля, сады, огороды, пастбища,
фермы и прочие сельскохозяйственные угодья, на которых человек создает условия
для выведения продуктов потребления. Часть пищевой цепочки в таких экосистемах
человек вынимает (в виде урожая), а потому пищевая цепочка становится
разрушенной.

Третьим отличием искусственных экосистем от природных
является их видовая малочисленность. Действительно, человек создает экосистему
ради выведения одного (реже нескольких) видов растений или животных. Например,
на пшеничном поле уничтожаются все вредители и сорняки, культивируется лишь
пшеница. Это дает возможность получить лучший урожай. Но в то же время,
уничтожение «невыгодных» для человека организмов делает экосистему
неустойчивой.

II. Выполнение письменной практической работы

1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную
книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по вашему региону.

2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей
местности.

3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие
численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой
деятельности, пользуясь знаниями по биологии.

4. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к
изменению в экосистемах.

Вывод:

Тема: Сравнительное описание одной из
естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы
(например, пшеничного поля).

Цель: выявит
черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

Оборудование: учебник ,
таблицы

Ход
работы.

1.
Прочитать текст «Агроценозы» на стр. 334-335.

2.
Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»

Признаки
сравнения

Природная
экосистема

Агроценоз

Способы
регуляции

Видовое
разнообразие

Плотность
видовых популяций

Источники
энергии и их использование

Продуктивность

Круговорот
веществ и энергии

Способность
выдерживать изменения среды

3.
Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных
экосистем.

Контрольные вопросы для закрепления
теоретического материала:

1. При аварии часть нефтепродуктов попало
в водоем, они покрыли тонкой пленкой всю поверхность водного зеркала. Какие
животные погибнут в водоеме, какие выживут?

2. Вам необходимо предотвратить зарастание
водного зеркала ряской. Ваши действия?

3. При каких погодных условиях
отрицательное воздействие смога на живые организмы наибольшее?

3.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной
литературы

1.                 
Биология        Константинов
В.М.  Под редакцией Константинова В. М.  (8-е изд. стер.)     2019

2.       
Электронно-библиотечная система «Лань»

3.                 
Батуев
А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для 
школьников и поступающих в вузы. — М: Дрофа, 2004

4.                 
Болгова
И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», — 2005

5.                 
Дымшиц
Г.М., Саблина О.В., и др. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл.
общеобразовательных учреждений; профильный уровень

6.                 
Гигани
О.Б. Общая биология, 9 – 11.  таблицы, схемы. – М.; — Владос, — 2007

7.                 
Жеребцова
Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов — СПб:
Тригон,  2005. — 128 с. М: Дрофа, 2005. — 240 с

8.                 
Общая
биология. 10-11 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А.А.

9.                 
Каменский,
А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с

10.             
Каменский
А.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы:Учебное пособие
для школьников и  абитуриентов — М: Экзамен, 2002. — 448 с

11.             
Спрыгин
С.Ф. Биология: Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие — Саратов:

12.             
Лицей,
2005. — 128 с

13.             
Петросова
Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1.      http://www.eidos.ru
Эйдос-центр дистанционного образования

2.      http://www.km.ru/education
— Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

3.      http://school-collection.edu.ru/catalog/search 
— Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4.      http://window.edu.ru/window/
— единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии

5.      http://www.5ballov.ru/test
— тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии

6.      http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm
— Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского
университета

7.      http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm
— Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу «Биология»

8.      http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html
-тесты по биологии

9.      http://www.kokch.kts.ru/cdo/
— тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов

10.  Другие
интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

РЕСУРСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

  1. http://www.informika.ru/— обучающих программ
    по биологии и химии
  2. http://www.ballov.net/login.php
    — тесты на странице электронного дневника ballov.net(авторские
    ресурсы).

МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА БОТАНИКИ И
ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

Методическое пособие

К ПРАКТИЧЕСКИМ
ЗАНЯТИЯМ

ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

для
студентов очного факультета

Пермь

2004

Методическое
пособие составили, дополнили и переработали
сотрудники

кафедры
ботаники и общей биологии Пермской
фармацевтической академии:

доценты
Марценюк В.Б. и Петриченко В.М.,

ст. преподаватели
Разумовская Т.А. и Анисимова А.Г.,

ассистенты
Агафонцева А.В. и Шестакова Т.С.

Заведующий
кафедрой ботаники и общей биологии:
доцент Петриченко В.М.

Ответственный
за выпуск методического пособия:

проректор по
учебной работе, профессор Потемкин К.Д.

Рецензент:
заведующая кафедрой микробиологии

Пермской
фармацевтической академии, доцент
Одегова Т.Ф.

Методическое
пособие по общей биологии

для студентов
очного факультета

рекомендовано
к изданию советом Пермской фармацевтической
академии

(протокол
заседания № от )

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….

4

Рекомендуемая
литература…………………………………………………………………………

4

Занятие 1

Устройство световых микроскопов и
техника микроскопирования……………

5

Занятие 2

Свойства эукариотической
клетки……………………………………………….

7

Занятие 3

Биология клетки……………………………………………………………………

9

Занятие 4

Организация потока энергии и информации
в клетке…………………………..

11

Занятие 5

Клеточный цикл. Хромосомы.
Митоз……………………………………………

15

Занятие 6

Гаметогенез. Мейоз………………………………………………………………..

17

Занятие 7

Размножение организмов………………………………………………………….

19

Занятие 8

Закономерность индивидуального
развития……………………………………..

22

Занятие 9

Закономерности наследования,
установленные Менделем…………………….

23

Занятие 10

Взаимодействие генов……………………………………………………………..

26

Занятие 11

Хромосомная теория
наследственности………………………………………….

34

Занятие 12

Изменчивость и наследственность……………………………………………….

37

Занятие 13

Модификационная изменчивость…………………………………………………

40

Занятие 14

Контрольная работа………………………………………………………………..

44

Занятие 15

Эволюционные учения.
Антропогенез……………………………………………

47

Занятие 16

Медицинская паразитология. Тип
Простейшие…………………………………

52

Занятие 17

Тип Плоские черви. Тип Круглые
черви…………………………………………

55

Занятие 18

Организм и среда. Биосфера………………………………………………………

58

Занятие 19

Зачетное занятие по курсу
биологии……………………………………………..

62

Приложения:

Приложение
1

Типовые задачи по генетике и способы
их решения…………………………

62

Приложение
2

Сборник таблиц по курсу
биологии…………………………………………..

76

Введение

БИОЛОГИЯ– наука о жизни. Она раскрывает
закономерности возникновения и развития
жизни. И представляет собой комплекс,
систему наук, состоящую из ботаники,
микробиологии, вирусологии, физиологии
и многих других наук. Наиболее универсальные
свойства, закономерности развития и
существования организмов и их сообществ
изучаетобщая биология.

Фармацевтические
науки также возникли в результате
накопления биологических знаний о
лекарственных средствах, их применении
и действии на живой организм. Поэтому
изучение биологии в фармацевтических
учебных заведениях способствует
формированию знаний, необходимых для
изучения таких дисциплин как фармакология,
технология лекарственных средств,
фармакогнозия, биологическая,
фармацевтическая и токсикологическая
химии. Современное производство и
применение лекарств связано с
использованием новейших достижений
биологической науки. Широкое распространение
получили новейшие биотехнологии в
производстве антибиотиков, гормонов,
иммунобиологических препаратов, а также
растительных препаратов (метод культуры
тканей).

Развитие
промышленности, транспорта, сельского
хозяйства, рост народонаселения породили
серьезные экологические проблемы:
опасное для здоровья загрязнение
окружающей среды, уничтожение лесов,
разрушение сообществ растительных и
животных организмов. Поиск эффективных
путей преодоления указанных проблем
невозможен без понимания биологических
закономерностей взаимодействия
организмов, включая человека, и среды
их обитания.

Данное
пособие является руководством к
выполнению практических занятий по
курсу общей биологии и включает следующие
разделы: биологические основы жизни,
размножение, генетика, онтогенез, основы
эволюции, антропогенез, экология и
паразитология.

Соседние файлы в папке 09.Всякое

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Характеристика на работника руководству организации
  • Элеовит для животных инструкция по применению для коз дозировка
  • Уронефрил инструкция по применению цена таблетки как принимать взрослым
  • Офтальмоферон глазные капли инструкция по применению цена отзывы аналоги взрослым
  • Руководство череповецкого района