Методика автопортрет для младших школьников инструкция

Ученые Е.С.Романова и С.Ф. Потемкина предложили несколько измененный вариант методики Р.Бернса «Автопортрет», который они рекомендуют использовать для диагностирования личности учащихся старших классов школы. Рассмотрим оригинальную и модифицированную интерпретации.

Автопортрет – это портрет самого себя. Бывают автопортреты живописные, литературные, скульптурные, как видим, существует автопортрет в психологии. Психодиагноста интересует степень выраженности индивидуальных психологических черт личности в изображении, по каким признакам можно различать автопортреты.

Автопортрет развивается сразу по нескольким линиям и имеет несколько вершин его художественного воплощения. В живописи, например можно выделить:

  • изображение лица;
  • изображение фигуры в интерьере;
  • изображение нескольких автопортретов, относящихся к разным возрастным отрезкам и этапам жизненного пути;
  • автопортрет – метафора, своего рода психологический эксперимент, рассчитанные на развитое воображение;
  • сюжетный автопортрет, когда автор представлен в реалистичной обстановке;
  • участие автора в важном, значимом событии, действующего в исключительной обстановке;
  • изображение автора в фантастических условиях, участие в вымышленной ситуации.

Целью методики «Автопортрет» является выявление индивидуально-типологических особенностей человека. Чтобы выполнить тест необходимо следующее оборудование: карандаш, лист бумаги 10х15, памятка для испытуемого «Нарисуй свой портрет».

Методика Р. Бернса

Р. Бернс предлагал испытуемому сделать рисунок самого себя. Он мог быть разнообразным: один человек, в окружении близких и т.д. Р. Бернс дает объяснение элементам, обнаруженным в автопортрете так:

  • Голова. Если нарисована голова большого размера, это говорит о чрезмерных интеллектуальных претензиях или недовольстве своим интеллектом. Изображение головы маленького размера свидетельствует о чувстве интеллектуальной или социальной неадекватности.
  • Глаза. Когда человек рисует большие глаза, он подозрителен или чем-то озабочен, а также зависим от общественного мнения. Изображение маленьких или закрытых глаз говорит о самопоглощенности, интроверсии.
  • Уши и нос. Изображение больших ушей трактуется как чувствительность к критике. Если рисунок акцентирован на области носа, человек имеет проблемы сексуального характера. Выделенные ноздри говорят об агрессивности.
  • Рот. Акцент на области рта предполагает наличие проблем с речью. Отсутствие рта, скорее всего, говорит о депрессивном состоянии или вялости в общении.
  • Руки. Изображение рук отражает степень и характер контактов человека с окружающей средой. Скованные руки – жесткая, обязательная, замкнутая личность. Опущенные руки означают неэффективность. Хрупкие, тонкие руки говорят о психологической или физической слабости. Длинные руки указывают на амбициозность автора портрета, короткие, напротив, предполагают отсутствие амбициозности.
  • Ноги. Изображение длинных ног говорит о независимости или потребности в ней. Большие ноги говорят об имеющейся потребности в безопасности. Рисунок без ног трактуется как отсутствие стабильности, основы.

Методика Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной

Тест разрабатывался учеными для определения индивидуально-психологических особенностей человека, его представлений о себе самом, внешности, внутреннем мире, характере.

Когда происходит анализ рисунков, выделяются признаки изображения, служащие основой классификации следующего типа:

  • Эстетическое изображение. Такие рисунки делают люди, обладающие художественными способностями. Присутствие легких и гибких линий, выразительные черты, лаконичность образа характеризуют рисунок.
  • Схематическое изображение. Это схема лица и тела, изображенная в профиль и анфас. Такой вид изображения говорит об авторе то, что он имеет интеллектуальный склад ума, для него важно получить информацию общего плана, деталями и подробностями он интересуется по мере необходимости. Ученые называют этот стиль синтетическим когнитивным с тенденцией к обобщению.
  • Реалистическое изображение. Выполняется тщательно, со всеми частностями, прорисовкой лица, волос, ушей, деталей одежды. Такие рисунки выдают больших педантов, склонных к детализации, аналитическому когнитивному стилю.
  • Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде предмета, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такие изображения делают люди творческие, с большой фантазией, чувством юмора.
  • Автопортрет в интерьере. Человек изображает себя в окружении предметов, на фоне природы, в комнате, в кабинете. Такие рисунки делают люди, имеющие способности к сюжетному описанию, важным для себя они считают внешнее предметное окружение.
  • Эмоциональный автопортрет. Когда человек изображает себя в определенном эмоциональном состоянии. Такой автопортрет напоминает шарж. Его делают люди эмоциональные, рефлексирующие собственное состояние. Причем эмоция может изображаться противоположная переживаемой. Например, часто злящийся человек рисует улыбающийся автопортрет.
  • Изображение позы или движения. Человек изображает себя при выполнении действия, с большой долей вероятности он увлечен спортом, танцами.
  • Автопортрет со спины. Это характеристика противоречивых людей или просто отражает нежелание человека участвовать в эксперименте.

Обработка теста

После объединения рисунков в группы, выполняется первый этап обработки. Способы обработки могут быть разными от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сравнения с фотографией. Для того, чтобы разработать тест можно воспользоваться схемой, при помощи которой выявляются показатели качества и количества изображения. По схеме сравнивают индивидуальные и групповые данные выполнения теста, сопоставляют эти данные с показателями других методик.

Обработка теста

Рисунок 1. Схема обработки теста «Автопортрет»

Вот как описывается изображение с использованием выделенных признаков.

Рисунок относится к группе реалистических изображений. Отмечены все элементы лица, волосы, одежда. Портрет выполнен в полный рост, заключен в фигурную рамку. Можно сделать вывод о хорошем физическом состоянии человека. Об этом говорит румянец на щеках, улыбка. Человек общителен, моментами демонстративен. Об этом говорит изображенная рамка. Нажим и штриховка указывают на небольшое внутреннее напряжение.

В следующей таблице приведено соотношение признаков по группе в 500 человек в процентах. Наибольший процент приходится на реалистические изображения лица анфас и реалистическое изображение в виде бюста. Наименьший процент приходится на сюжетные рисунки и портрет в интерьере.

Обработка теста

Рисунок 2. Соотношение выделяемых признаков изображения по тесту «Автопортрет» (в группе из 500 человек)

Методика Г. Рида

Обработку результатов можно осуществить при помощи схемы Г.Рида, которая разработана по типологии К.Г.Юнга экстраверсии, интроверсии и доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства. Юнг определил восемь личностных типов. Ученый Рид проанализировал тысячи детских рисунков и сделал вывод, что все разнообразие форм художественного выражения детей можно распределить по типам классификации Юнга. Рид опирался на многообразие форм творчества детей и выделил восемь видов рисунков:

  • Перечисляющий. Когда ребенок рисует сразу несколько автопортретов при просьбе нарисовать только один. Это мыслительный экстраверт;
  • Органический. Когда ребенок изображает себя на фоне природы, с животными. Это мыслительный интроверт;
  • Гаптический. Изображение себя в состоянии болезни (болит нога, болит рука). Это сенсорный интроверт;
  • Эмфатический. Когда ребенок изображает себя в эмоциональной среде. Это не внутреннее состояние, эмоции идут извне. Это сенсорный экстраверт;
  • Декоративный. Приукрашенное изображение себя (красивая рамочка, цветочки, сердечки). Это эмоциональный экстраверт;
  • Имажинарный. Представление себя в виде героя сказки, другого литературного произведения. Это эмоциональный интроверт;
  • Ритмический. Автопортрет в движении (идущий, бегущий, танцующий). Это интуитивный экстраверт;
  • Структурный. Изображение себя как есть. Это интуитивный интроверт.

В таблице ниже представлены обобщенные данные о доминировании одного из перечисленных типов изображения:

Методика Г. Рида

Рисунок 3. Соотношение индивидуально-типологических особенностей по тесту «Автопортрет» (в группе из 500 человек)

Чтобы более подробно интерпретировать тест, нужно сопоставить показатели, полученные при обработке рисунков с результатами других методик. Однако уже на предварительном этапе можно сделать некоторые выводы, используя типологию Юнга.

Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Автор: Р. Бернс

Цель: анализ самосознание личности.

Описание:

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самоотношение, самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности). Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).
По определению автопортрет — это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздаёт основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.
Испытуемым предлагается нарисовать на листе бумаги свой портрет. Способности к рисованию при этом не имеют никакого значения.
Оборудование: листы А4, цветные карандаши, простой карандаш.

Интерпретация результатов (Р. Бернс)

Голова:
Большая голова обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.
Маленькая голова обычно отражает трудности с усвоением информации или проблемы с оценкой окружающей действительности.

Глаза:
Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и сверхчувствительности по отношению к общественному мнению.
Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают, что человек углублен в свой внутренний мир и имеет склонность к самокопанию.

Уши и нос:
Большие уши предполагают чувствительность к критике.
Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем.
Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот:
Крупный или очень чётко прорисованный рот предполагает чувственность или возможные проблемы с речью.
Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки:
Символизируют контакт личности с окружающим миром.
Скованные руки предполагают жёсткую, обязательную, замкнутую личность.
Вяло опущенные руки предполагают неэффективность.
Хрупкие, слабые руки означают физическую или психологическую слабость.
Длинные, сильные руки говорят об амбициозности и интересе к событиям внешнего мира.
Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги:
Длинные ноги означают потребность в независимости.
Большие ноги подразумевают потребность в безопасности.
Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие опоры.

Кроме того, все рисунки можно объединить следующим образом:

1. Эстетическое изображение. Как правило, такой рисунок выполняют люди, обладающие художественными способностями: имеют место лёгкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа.

2. Схематическое изображение. Лицо и тело, схематично изображённые в профиль и анфас. Такие рисунки характерны для людей интеллектуального склада
(мыслителей), для которых важно получить общее представление о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, такое изображение нарисовано мыслителем со склонностью к обобщению.

3. Реалистическое изображение выполнено с более тщательными подробностями, т. Е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные замечать детали и тщательно обдумывать ситуацию.

4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. Д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и чувством юмора.

5. Автопортрет в интерьере. Человек изображает себя в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. Д. По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также повышенным вниманием к своему предметному окружению.

6. Эмоциональный автопортрет. Человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии. Часто такой портрет является шаржем или напоминает его. По- видимому, лица, обладающие повышенной эмоциональностью, замечающие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причём изображаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая переживается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо.

7. Изображение позы или движения. Человек рисует себя в период совершения какого-либо действия. Возможно, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями, увлечённостью спортом, танцами и т. п.

8. Автопортрет со спины. Вместо лица нарисован затылок. Обычно такое изображение свойственно людям, не желающим поступать в соответствии с инструкцией, делающим все всегда наоборот и таким образом привлекающим к себе внимание либо не желающим рисовать лицо.

Интерпретация результатов (К. Маховер)

К. Маховер предложил иную интерпретацию результатов диагностики:
В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определённый смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

методика автопортрет

методика автопортрет 2

14 — демонстративность

14. 1 длинные ресницы
14. 2 волосам уделено много внимания
14. 3 выделенные крупные губы
14. 4 одежда тщательно прорисованная, украшенная
14. 5 макияж и украшения

Методика «Автопортрет»

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности  (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).

По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и  психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

Интерпретация  результатов  данного  теста

Признак

Критерии признака

1 – самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре – адекватная

1.2 в верхней части листа – завышенная

1.3 в нижней части листа – пониженная

2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность

2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания

2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность

3 – контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями

3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле

3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям

3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля

4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений

4.2 маленькое туловище — отрицание потребностей и влечений

4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями

4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений

5 – чувствительность к критике, общественному мнению

5.1 большие уши – повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику

5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике

6 – тревожность

6.1 сильный нажим

6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность)

6.3 перерисовка и стирание

6.4 заштрихованные волосы (беспокойство)

6.5 руки прижаты к телу

7 – страхи

7.1 интенсивная штриховка

7.2 обведение контура

7.3 затушеванные зрачки

8 – агрессивность

8.1 сильный нажим

8.2 жирный контур рисунка

8.3 ноги расставлены

8.4 видны зубы (вербальная агрессия)

8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность)

8.6 подбородок увеличен и акцентирован

8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия — самозащита)

8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости

8.9 оружие

9 – выраженная защита

9.1 улыбка

9.2 руки за спиной или в карманах

9.3 человек изображен в профиль (замкнутость)

10 – эгоизм, нарциссизм

10.1 пишет свое имя

10.2 крупный рисунок

10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе)

11 – депрессия

11.1 рисунок в нижней части листа

11.2 слабый нажим и контур

11.3 скованная, статичная поза

11.4 эскизный контур

12 – зависимость

(в том числе и от матери)

12.1 крупный (красный) рот

12.2 пуговицы по центральной оси

12.3 маленькие ступни и ладони

12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины

12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины  

13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм

13.1 глаза без зрачков

13.2 опускание шеи

13.3 детские черты лица

13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда

14 – демонстративность

14.1 длинные ресницы

14.2 волосам уделено много внимания

14.3 выделенные крупные губы

14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная

14.5 макияж и украшения

Методика «Автопортрет»

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).

По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

Интерпретация результатов данного теста

Признак

Критерии признака

1 – самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре – адекватная

1.2 в верхней части листа – завышенная

1.3 в нижней части листа – пониженная

2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность

2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания

2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность

3 – контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями

3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле

3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям

3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля

4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений

4.2 маленькое туловище — отрицание потребностей и влечений

4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями

4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений

5 – чувствительность к критике, общественному мнению

5.1 большие уши – повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику

5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике

6 – тревожность

6.1 сильный нажим

6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность)

6.3 перерисовка и стирание

6.4 заштрихованные волосы (беспокойство)

6.5 руки прижаты к телу

7 – страхи

7.1 интенсивная штриховка

7.2 обведение контура

7.3 затушеванные зрачки

8 – агрессивность

8.1 сильный нажим

8.2 жирный контур рисунка

8.3 ноги расставлены

8.4 видны зубы (вербальная агрессия)

8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность)

8.6 подбородок увеличен и акцентирован

8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия — самозащита)

8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости

8.9 оружие

9 – выраженная защита

9.1 улыбка

9.2 руки за спиной или в карманах

9.3 человек изображен в профиль (замкнутость)

10 – эгоизм, нарциссизм

10.1 пишет свое имя

10.2 крупный рисунок

10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе)

11 – депрессия

11.1 рисунок в нижней части листа

11.2 слабый нажим и контур

11.3 скованная, статичная поза

11.4 эскизный контур

12 – зависимость

(в том числе и от матери)

12.1 крупный (красный) рот

12.2 пуговицы по центральной оси

12.3 маленькие ступни и ладони

12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины

12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины

13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм

13.1 глаза без зрачков

13.2 опускание шеи

13.3 детские черты лица

13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда

14 – демонстративность

14.1 длинные ресницы

14.2 волосам уделено много внимания

14.3 выделенные крупные губы

14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная

14.5 макияж и украшения

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы по психологической диагностике. – М.: Изд. «Дидакт», 1991. – С. С. 145-163.

Полезно для диагностики самооценки вместе с другими методиками одновременно использовать тест «Автопортрет». По определению, автопортрет — это изображение-человека, созданное им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать.

Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:

— изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;

— изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;

— изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;

— автопортрет-метафора — становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;

— сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т.е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т.д.;

— исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходящем в действительности;

— изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него.

Интерпретация I.Тест «Автопортрет» адаптирован Р.Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл. 1972), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р.Бернс, — но вы не можете это сделать на работе. Все это отразится в вашем рисунке». Р.Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом.

Голова.Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интел­лектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза.Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к кри­тике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот.Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки.Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффек­тивность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозное и чувство неадекватности.

Ноги.Длинные ноги означают потребность в независимости. Крупные ступни подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

ИнтерпретацияII (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе; своей внешности, личности и отношения к ней.

Цель методики,выявление ивдивидуально-типологических особенностей человека.

Материал,карандаш или ручка, лист бумаги размером 10х15 см.

Инструкция: «Нарисуй свой портрет».

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, т.е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д.

По-видимому, к такого рода изображению склонны лица обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.

7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. Возможно, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т.д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного теста могут быть самые различные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.

Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количе­ственные показатели изображения.

Обработка результатов теста«Автопортрет»

Выделенный показатель:

  1. Изображение в виде одного лица

  2. » — в виде бюста

  3. » — в полный рост

  4. » — профиля

  5. » — анфас

  6. Схематическое изображение

  7. Реалистическое изображение

  8. Метаморфозное изображение

  9. Автопортрет в интерьере

  10. Более одного изображения — 2, 3 и т д.

  11. Автопортрет на фоне пейзажа

  12. » — в декоративной рамке

  13. » — в эмоциональном состоянии

  14. » — в виде литературного персонажа

  15. » — выполненный в виде движущегося изображения

  16. » — с предметом в руках

  17. Размер изображения в кв. см.

  18. Высота изображения

  19. Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1, 2, 3.

  20. Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3

  21. Наличие штриховки 1,2, 3.

  22. Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3

  23. Степень прорисовки лица

  24. -наличие глаз

  25. -наличие носа

  26. -наличие рта

  27. -наличие бровей

  28. -наличие ресниц1

Методика «Автопортрет»

(диагностика бессознательных эмоциональных компонентов личности: самооценки, актуального состояния, невротических состояний, страхов, агрессивных состояний детей 5 – 18 лет)

Методика «Автопортрет»

Проективный рисуночный тест «Автопортрет»
применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов
личности  (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности,
страха, агрессивности).

Проективные рисуночные тесты
человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального
развития детей и подростков (
F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики
были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека,
его социальных взаимодействий и адаптации (
K. Machover, 1949).

По определению автопортрет – это
изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает
основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция
личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность
анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно
судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим
и  психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный
смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его
конфликты, компенсации и социальные установки.

Интерпретация
 результатов  данного  теста

Признак

Критерии признака

1 – самооценка (расположение
рисунка на листе)

1.1 в центре –
адекватная

1.2 в верхней части
листа – завышенная

1.3 в нижней части
листа – пониженная

2 – интеллектуальная
и социальная адекватность
(голова)

2.1
пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и
социальная адекватность

2.2 большая голова
– высокие интеллектуальные и социальные притязания

2.3 маленькая
голова – интеллектуальная и социальная неадекватность

3 – контроль над
телесными влечениями
(шея)

3.1 нормальная шея
– адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями

3.2 длинная шея –
потребность в защитном контроле

3.3 короткая шея –
поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки
слабостям

3.4 отсутствие шеи
– отсутствие контроля

4 – местонахождение
базовых потребностей и влечений
(туловище)

4.1 нормальное,
пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений

4.2 маленькое
туловище — отрицание потребностей и влечений

4.3 большое,
крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями

4.4 отсутствие
туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений

5 – чувствительность
к критике, общественному мнению

5.1 большие уши –
повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику

5.2 большие глаза –
повышенная чувствительность к критике

6 – тревожность

6.1 сильный нажим

6.2 помещение рисунка
в левой части листа (интравертированность)

6.3 перерисовка и
стирание

6.4 заштрихованные
волосы (беспокойство)

6.5 руки прижаты к
телу

7 – страхи

7.1 интенсивная
штриховка

7.2 обведение
контура

7.3 затушеванные
зрачки

8
агрессивность

8.1 сильный нажим

8.2 жирный контур
рисунка

8.3 ноги
расставлены

8.4 видны зубы
(вербальная агрессия)

8.5 выделены «уши-ноздри-рот»
(выраженная агрессивность)

8.6 подбородок
увеличен и акцентирован

8.7 ноздри выделены
(примитивная агрессия — самозащита)

8.8 руки большие,
подчеркнутые – компенсация слабости

8.9 оружие

9 – выраженная
защита

9.1 улыбка

9.2 руки за спиной
или в карманах

9.3 человек
изображен в профиль (замкнутость)

10 – эгоизм,
нарциссизм

10.1 пишет свое имя

10.2 крупный
рисунок

10.3 глаза без
зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе)

11 – депрессия

11.1 рисунок в
нижней части листа

11.2 слабый нажим и
контур

11.3 скованная,
статичная поза

11.4 эскизный
контур

12 – зависимость

(в том числе и от
матери)

12.1 крупный
(красный) рот

12.2 пуговицы по
центральной оси

12.3 маленькие
ступни и ладони

12.4 наличие
карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины

12.5 груди
подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины 

13 – эмоциональная
незрелость, инфантилизм

13.1 глаза без
зрачков

13.2 опускание шеи

13.3 детские черты
лица

13.4 пальцы как
листочки или гроздья винограда

14 – демонстративность

14.1 длинные
ресницы

14.2 волосам
уделено много внимания

14.3 выделенные
крупные губы

14.4 одежда,
тщательно прорисованная, украшенная

14.5 макияж и
украшения

Инструкция:
«Нарисуйте
себя
одного
или
с
членами
семьи».

Анализ
рисунка:
Р.
Бернс
трактует
элементы,
которые
могут
быть
обнаружены
в
автопортрете,
следующим
образом.

Голова.
Рисунок
большой
головы
обычно
предполагает
большие
интеллектуальные
претензии
или
недовольство
своим
интеллектом.
Рисунок
маленькой
головы
отражает
чувство
интеллектуальной
или
социальной
неадекватности.

Глаза.
Большие
глаза
на
рисунке
предполагают
подозрительность,
а
также
проявле­ние
озабоченности
и
гиперчувствительности
по
отношению
к
общественному
мнению.
Маленькие
или
закрытые
глаза
обычно
характеризуют
самопоглощенность
и
тенденцию
к
интроверсии.

Уши
и
нос.
Большие
уши
предполагают
чувствительность
к
критике.
Акцент,
сме­щенный
на
нос,
предполагает
наличие
сексуальных
проблем.
Выделенные
ноздри
свиде­тельствуют
о
склонности
к
агрессии.

Рот.
Выделенный
рот
предполагает
примитивные
оральные
тенденции
или
возмож­ные
трудности
в
сфере
речевой
активности.
Отсутствие
рта
означает
либо
депрессию,
либо
вялость
в
общении.

Руки.
Символизируют
контакт
личности
с
окружающим
миром.
Скованные
руки
предполагают
жесткую,
обязательную,
замкнутую
личность.
Вяло
опущенные
руки
не­редко
отражают
неэффективность.
Хрупкие,
слабые
руки
предполагают
физическую
или
психологическую
слабость.
Длинные,
сильные
руки

амбициозность
и
сильную
вовлеченность
в
события
внешнего
мира.
Очень
короткие
руки
свидетельствуют
об
от­сутствии
амбициозности
и
чувстве
неадекватности.

Ноги.
Длинные
ноги
означают
потребность
в
независимости.
Большие
ноги
подра­зумевают
потребность
в
безопасности.
Рисунок
без
ног
предполагает
нестабильность
и
отсутствие
основы.
Дезертиры,
например,
часто
рисуют
людей
без
ног.

2. Оценка отношений подростка с классом (Головей л.А., Рыбалко о.Р., 2002).

Социальное
здоровье
человека,
тем
более
в
подростковый
период,
во
многом
опре­деляется
социальными
установками
индивида,
характером
межличностных
отношений,
признанием
микрогруппы,
прошлым
опытом
и
особенностями
самовосприятия.
Та­ким
образом,
восприятие
индивидом
группы
влияет
на
протекание
межличностных
кон­тактов.
Данная
методика
позволя­ет
выявить
три
возможных
типа
восприятия
индивидом
группы.
При
этом
в
качестве
показателя
типа
восприятия
выступает
роль
группы
в
индивидуальной
деятельности
вос­принимающего.

Тип
1.
Индивид
воспринимает
группу
как
помеху
своей
деятельности
или
относится
к
ней
нейтрально.
Группа
не
представляет
собой
самостоятельной
ценности
для
индиви­да.
Это
проявляется
в
уклонении
от
совместных
форм
деятельности,
в
предпочтении
индивидуальной
работы,
в
ограничении
контактов.
Этот
тип
восприятия
индивидом
груп­пы
можно
назвать
«индивидуалистическим».

Тип
2.
Индивид
воспринимает
группу
как
средство,
способствующее
достижению
тех
или
иных
индивидуальных
целей.
При
этом
группа
воспринимается
и
оценивается
с
точки
зрения
ее
полезности
для
индивида.
Отдается
предпочтение
более
компетентным
членам
группы,
способным
оказать
помощь,
взять
на
себя
решение
сложной
проблемы
или
послужить
источником
необходимой
информации.
Данный
тип
восприятия
индиви­дом
группы
можно
назвать
«прагматическим».

Тип
3.
Индивид
воспринимает
группу
как
самостоятельную
ценность.
На
первый
план
для
него
выступают
проблемы
группы
и
отдельных
ее
членов,
наблюдается
заинте­ресованность
как
в
успехах
каждого
члена
группы,
так
и
группы
в
целом,
стремление
внести
свой
вклад
в
групповую
деятельность.
Проявляется
потребность
в
коллективных
формах
работы.
Этот
тип
восприятия
индивидом
своей
группы
может
быть
назван
«кол­лективистическим».

На
основании
трех
описанных
гипотетических
типов
восприятия
индивидом
группы
разработана
специальная
анкета,
выявляющая
преобладание
того
или
иного
типа
восприятия
группы
у
исследуемого
индивида
(см.
ниже).

Процедура
проведения:

Анкета
состоит
из
14 пунктов-суждений,
содержащих
3 альтернативных
выбора.
В
каждом
пункте
альтернативы
расположены
в
случайном
порядке.
Каждая
альтерна­тива
соответствует
определенному
типу
восприятия
индивидом
группы.
Анкета
создана
с
учетом
специфики
учебных
групп
и
применялась
для
исследования
перцептивных
процессов
в
группах
интенсивного
обучения
иностранным
языкам,
но
при
соответству­ющей
модификации
может
быть
применена
и
в
других
группах.

По
каждому
пункту
анкеты
испытуемые
должны
выбрать
наиболее
подходящую
им
альтернативу
в
соответствии
с
предлагаемой
инструкцией.

Инструкция:

«Мы
проводим
специальное
исследование
с
целью
улучшения
организации
учеб­ного
процесса.
Ваши
ответы
на
вопросы
анкеты
помогают
нам
в
этом.
На
каждый
пункт
анкеты
возможны
3 ответа,
обозначенные
буквами
«а»,
«б»
или
«в».
Из
ответов
на
каж­дый
пункт
выберите
тот,
который
наиболее
точно
выражает
вашу
точку
зрения.
Помни­те,
что
«плохих»
или
«хороших»
ответов
в
данной
анкете
нет.
На
каждый
вопрос
может
быть
выбран
только
один
ответ».

АНКЕТА

1.
Лучшими
партнерами
в
группе
я
считаю
тех,
кто:

а

знает
больше,
чем
я;

б

все
вопросы
стремится
решать
сообща;

в

не
отвлекает
внимание
преподавателя.

2.
Лучшими
преподавателями
являются
те,
которые:

а—
используют
индивидуальный
подход;

б

создают
условия
для
помощи
со
стороны
других;

в

создают
в
коллективе
атмосферу,
в
которой
никто
не
боится
высказываться.

3. Я
рад,
когда
мои
друзья:

а

знают
больше,
чем
я,
и
могут
мне
помочь;

б

умеют
самостоятельно,
не
мешая
другим,
добиваться
успехов;

в

помогают
другим,
когда
представится
случай.

4.
Больше
всего
мне
нравится,
когда
в
группе:

а

некому
помогать;

б

не
мешают
при
выполнении
задачи;

в

остальные
слабее
подготовлены,
чем
я.

5.
Мне
кажется,
что
я
способен
на
максимальное,
когда:

а

я
могу
получить
помощь
и
поддержку
со
стороны
других;

б

мои
усилия
достаточно
вознаграждены;

в

есть
возможность
проявить
инициативу,
полезную
для
всех.

6.
Мне
нравятся
коллективы,
в
которых:

а

каждый
заинтересован
в
улучшении
результатов
всех;

б

каждый
занят
своим
делом
и
не
мешает
другим;

в

каждый
человек
может
использовать
других
для
решения
своих
задач.

7.
Учащиеся
оценивают
как
самых
плохих
таких
преподавателей,
которые:

а

создают
дух
соперничества
между
учениками;

б

не
уделяют
им
достаточного
внимания;

в

не
создают
условия
для
того,
чтобы
группа
помогала
им.

8. Больше
всего
удовлетворение
в
жизни
дает:

а

возможность
работы,
когда
тебе
никто
не
мешает;

б

возможность
получения
новой
информации
от
других
людей;

в

возможность
сделать
полезное
другим
людям.

9. Основная
роль
преподавателя
должна
заключаться:

а

в
воспитании
людей
с
развитым
чувством
долга
перед
другими;

б—
в
подготовке
приспособленных
к
самостоятельной
жизни
людей;

в

в
подготовке
людей,
умеющих
извлекать
пользу
от
общения
с
другими
людь­ми.

10. Если
перед
группой
стоит
какая-то
проблема,
то
я:

а

предпочитаю,
чтобы
другие
решали
эту
проблему;

б

предпочитаю
работать
самостоятельно,
не
полагаясь
на
других;

в

стремлюсь
внести
свой
вклад
в
общее
решение
проблемы.

11.
Лучше
всего
я
бы
учился,
если
бы
преподаватель:

а

имел
ко
мне
индивидуальный
подход;

б

создавал
условия
для
получения
мной
помощи
со
стороны
других;

в

поощрял
инициативу
учащихся,
направленную
на
достижение
общего
успе­ха.

12.
Нет
ничего
хуже
того
случая,
когда:

а

ты
не
в
состоянии
самостоятельно
добиться
успеха;

б

чувствуешь
себя
ненужным
в
группе;

в

тебе
не
помогают
окружающие.

13.
Больше
всего
я
ценю:

а

личный
успех,
в
котором
есть
доля
заслуги
моих
друзей;

б

общий
успех,
в
котором
есть
и
моя
заслуга;

в

успех,
достигнутый
ценой
собственных
усилий.

14. Я
хотел
бы:

а

работать
в
коллективе,
в
котором
применяются
основные
приемы
и
методы

совместной
работы;

б

работать
индивидуально
с
преподавателем;

в

работать
со
сведущими
в
данной
области
людьми.

Обработка
и
анализ
результатов:

На
основании
ответов
испытуемых
с
помощью
ключа
производится
подсчет
баллов
по
каждому
типу
восприятия
индивидом
группы.
Каждому
выбранному
ответу
припи­сывается
1 балл.
Баллы,
набранные
испытуемым
по
всем
14 пунктам
анкеты,
суммиру­ются
для
каждого
типа
восприятия
отдельно.
При
этом
общая
сумма
баллов
по
всем
трем
типам
восприятия
для
каждого
испытуемого
должна
быть
равна
14. При
обработке
данных
«индивидуалистический»
тип
восприятия
индивидом
группы
обозначается
бук­вой
«И»,
«прагматический»

«П»,
«коллективистический»

«К».
Результаты
каждого
испытуемого
записываются
в
виде
многочлена:

IИ
+
тп
+
пК,

где
I
— количество
баллов,
полученное
испытуемым
по
«индивидуалистическому»
типу
восприятия;
т

«прагматическому»;
п

«коллективистическому»,
например:


+ 6П
+ 4К.

Ключ

Тип
восприятия
индивидом
группы

Индивидуалистический

Коллективистический

Прагматический

10Б

11А

12А

13В

14В

10В

11В

12Б

13Б

14А

10А

11Б

12В

13А

14В

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В рамках марафона тестов «Познакомься с собой» был еще один интересный тест – Автопортрет.
Тест очень глубокий, в нем затрагиваются суждения, эталоны, образы по которым человек формирует то или иное представление о себе.

По тесту Автопортрет в первую очередь можно дать оценку человеку с точки зрения когнитивных качеств: способности, внешности, социальной значимости, и эмоциональной сферы (самоотношение, самооценка).
Как и другие проективные тесты, данный тест позволяет оценить личностные особенности человека, его отношение к социальным взаимодействиям, а также эмоциональный компонент.

Задание

Нарисовать себя в полный рост.

Интерпретация по элементам

Интерпретацию давала @marina_gribova_psycholog.
Сразу отмечу, что структуры расшифровки не было, просто рассматривался каждый рисунок отдельно и давалась характеристика.
Я попыталась систематизировать всю информацию и обозначу основные моменты, на которые нужно обращать внимание при оценке теста.

Начнем снизу вверх.

1. Ноги.
Обратим внимание, присутствуют ли на рисунке ноги и какое положение занимают.

Если ноги есть и человек «твердо стоит на ногах и на земле» — это означает уверенность в себе и наличие хорошей опоры в жизни, устойчивости. Человек уверен в завтрашнем дне.

Если ноги как бы подвисли в воздухе – человек слишком увлечен духовными поисками, витает в облаках, предается мечтам и не слишком привязан к бытовой составляющей жизни. Уверенность в себе при этом вполне может присутствовать, но нет опоры.
Длинные ноги означают потребность человека в независимости.

Если ноги еле видны и человек не опирается всей ступней на землю – можно говорить о плавающей, неустойчивой,
нестабильной самооценке.

Если ноги отсутствуют – значит, внутренней опоры нет, и человек ищет ее вовне (в других людях или идеях).

2. Руки — означают отношения личности с окружающим миром.
Их положение позволяет сделать вывод об открытости или, напротив, замкнутости человека.
Открытые ладони и руки, обращенные вовне, говорят о вовлеченности в события окружающей социальной жизни, открытости миру.

Если руки спрятаны за спину – то можно говорить, что и человек готов спрятаться и не выходить наружу.
Руки к себе могут свидетельствовать о физической и психической слабости.
Руки в намасте – сосредоточенность на себе.

Спрятанные руки могут свидетельствовать о стеснительности, боязни заявить о себе.
Странное положение рук или их схематичное изображение говорят о том, что человек считает себя недостаточно эффективным в жизни; думает, что чего-то не умеет. Либо не чувствует своей востребованности в жизни. Либо понимает, что может больше, чем делает в реальности.

Если руки вяло опущены – человек хочет чего-то достичь, но не получается.
Если руки подняты вверх – это замашки лидера, человек любит командовать и поучать других.
Если одна рука обращена к себе, а другая открыта – это означает настороженность.

3. Голова.
Пропорциональный размер головы отражает нормальный уровень интеллекта.
Если голова слишком большая – это может говорить о высоком интеллекте; человек считает себя слишком умным, либо наоборот, недоволен своим умом. В любом случае, умственные способности имеют большое значение в его жизни.

4. Глаза и ресницы – характеристика эмоциональной составляющей.
Чем четче и ярче они прорисованы – тем важнее эмоции и эмоциональные связи для данного человека.
Если глаза прикрыты – значит, человек склонен к интраверсии, уединению, самопоглощению.
Огромные глаза означают гиперчувствительность к общественному мнению, подозрительность к другим, озабоченность собой и своим внешним видом, чувствительность к критике

5. Рот — характеризует способы выражения эмоций.

Яркие красные губы могут говорить о повышенной агрессивности и в целом склонности к бурному выражению эмоций.
Большой рот может свидетельствовать о несдержанности. Также это показатель проблем в выражении своих чувств через речь.

Большие губы также могут говорить о каких-то неудовлетворенных потребностях, как будто человек сдерживает крик, потому что бессилен в чем-то.

Слишком маленький рот говорит о вялости в общении, не склонности к вербальному выражению эмоций.

Если рта нет – это может означать депрессивные наклонности.

6. Уши показывают то, как человек прислушивается к другим, слышит ли собеседника.
Если ушей нет совсем – это скорее подтверждает то, что человек привык ориентироваться на себя, а к чужому мнению не прислушивается. Человек «всегда прав» и сконцентрирован на своем мнении.

7. Нос.
Наличие прорисованных ноздрей говорит об агрессивности.
Если носа нет – это может говорить о наличии сексуальных проблем.

8. Одежда.
Яркие детали, множественность их говорит важности выглядеть хорошо в глазах окружающих, желание быть в центре внимания.
Наличие украшений говорит о большой роли внешней красоты, к которой стремится человек.
Заштрихованные части рисунка отражают неуверенность и тревогу, внутреннее беспокойство.
Если женщина нарисовала себя в купальнике – она хочет продемонстрировать свою уверенность в себе, но на самом деле ее недостаточно.

9. Прочие элементы

Если рисунок прорисован нечетко – это может свидетельствовать об усталости, апатии.

Если на рисунке присутствуют море, солнце, песок, вода или другие атрибуты отпуска – значит, человек нуждается в отдыхе, испытывает усталость и нехватку ресурса.

Если человек рисует себя с кем-то и держится за руки – ему очень важна поддержка.

Если на рисунке присутствуют животные — возможно, человеку не хватает близкого общения, он испытывает одиночество.

Много извилистых линий на одежде показывают ранимость и зависимость человека.

Нужно обращать внимание на очень четко прорисованные элементы – это критерий высокой значимости данной сферы для человека.

Пример

А вот пример моего рисунка:
тест автопортрет
Интерпретация Марины была следующая:

  • Для меня важна внешность, придаю ей большое значение и уделяю внимание. Это правда, для меня характерно «встречать по одежке», я и сама интересуюсь модой и красотой
  • К миру открыта, но есть какая-то неуверенность, и присутствует чувство неэффективности в себе. Это тоже верно, мне свойственно сомневаться в себе, и еще я постоянно чувствую, что ничего не успеваю. Тут мне в помощь марафон Ксении Шалак
  • С ногами все хорошо 😊. Имеется хорошая опора и уверенность в завтрашнем дне.
  • Большая голова означает неудовлетворенность интеллектуальной сферой. Тут ничего сказать не могу, сомнения в своем высоком интеллекте у меня, конечно, имеются, но сказать, что это меня очень беспокоит и озадачивает – нельзя.

Конечно, данная интерпретация неполная, она не учитывает вид одежды, цвет; но и по этим элементам можно достаточно много сказать о структуре личности.

Интерпретация по контексту изображения

Данная трактовка характеризует в целом некие свойства характера человека. Можно выделить следующие виды изображений:

1. Схема человека.
Здесь человек нарисован не детально, а как бы в виде схемы (в профиль или анфас), где отдельные черты угадываются, но не прорисованы детально. Такие рисунки характерны для интеллектуалов, склонных к обобщению. Они и в жизни редко обращают внимание на детали.

2. Реалистичный рисунок.
В противоположность первому типу, здесь очень тщательно и подробно прорисованы все элементы, причем художественная составляющая может и страдать. Важно в целом отразить все необходимые части тела. Такие рисунки характерны для аналитических типов людей, склонных к точности, четкости и педантичности. Именно они поправят вас, если вы неточно выразились или недосконально обосновали свою точку зрения.

3. Человек в интерьере.
Картинка представляет собой некий сюжет, где человек представлен в какой-то обстановке – помещения или на улице, помимо портрета имеется пейзаж или натюрморт. К таким рисункам склонны люди, чье состояние зависит от внешнего окружения.

4. Фигура в движении или застывшая в определенной позе.
Такой тип изображений характерен для активных личностей, постоянно находящихся в каком-то процессе, выполняющих много видов деятельности, возможна увлеченность спортом и прочими двигательными активностями.

5. Ярко выраженное красивое эстетичное изображение.
Характерны для творческих личностей – по отдельным выразительным элементами можно многое сказать и о самом человеке. Штриховки выдают мнительность и тревожность, плавные извилистые линии – чувствительность и ранимость.

6. Метафорический автопортрет.
Встречается достаточно редко, когда человек изображает себя в виде какого-либо предмета, животного и даже литературного персонажа. Здесь очевидно, что нужно сопоставить свойства и назначение предмета с характером и типом личности. Также понятно, что автор рисунка обладает воображением, фантазией и чувством юмора.

7. Человек на автопортрете в каком-либо эмоциональном состоянии.
Такие рисунки характерны для людей с повышенной эмоциональностью, склонностью к рефлексии. Причем изображаемая на портрете эмоция часто может быть противоположна реально испытываемой.

8. Изображение со спины.
Может выражать нежелание проходить данный тест или антипатию к инициатору тестирования.

А вот еще интерпретация теста «Автопортрет» от канала Проглот Инфо:

Итак, подведем итог. Данный тест вполне способен многое рассказать о человеке, но для более полной картины необходимо дополнять его и другими методиками, например, следующими:
Проективный рисуночный тест «Дом»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Акватерм руководство участника
  • Витамин д 2000ме инструкция по применению для женщин
  • Ресулид таб инструкция по применению отзывы
  • Амоксициллин 500 мг для животных инструкция по применению цена
  • Руководство коллективом стиль руководства реферат