Методика руководства игрой драматизацией

 Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №85»

Консультация для педагогов.

Тема: « Руководство игрой-драматизацией»

         Подготовила :

                                                                                                                  Чижова Н.И

 2019г


Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п.

Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества.

Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр — драматизаций являются сказки.

В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их.

Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря

которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр — драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек.

Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка.

Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка,хвост лисы, уши зайчика и т.п.

К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия — всё это способствует быстрому её усвоению.

При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В игре — драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.

При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.

Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки, как «Лиса, заяц и петух»«Лисичка со скалочкой»«Волк и семерок озлят»«Теремок» и др.

Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»«Мышонок и карандаш»,.

Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения, требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потекши, например, «Кисонька-мурысенька»«Где мой пальчик?» и др. Переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.

Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.

Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).

Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.

Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают его внешние признаки. В исполнении же дети не могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.

Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.

Речевые и двигательные умения у детей развиваются на разных занятиях и направлены на выполнение «Программы воспитания в детском саду». В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляются и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.

Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.

Формирование выразительных средств, для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.

Учим детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо,

передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, детям можно дать такие задания: передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалков «Три поросенка», исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят».

Помогает и следующие упражнение: одни ребенок произносит слова разных персонажей.

Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.

Детям можно предложить игры-упражнения такого типа: представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь, после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.

В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.

Практика показала, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников, при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать, я маленький неуклюжий (показать, люблю, есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.

Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.

Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста, когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.

Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают

сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.

Игра- драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует

делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.

Чтобы повысить интерес к качеству исполнения роли, перед детьми следует поставить цель — подготовительную драматизацию показать родителям или детям другой группы. Это вызывает у дошкольников желание поделиться с другими результатами своих усилий, своими достижениями.

Как уже было отмечено выше, знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов — все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности: на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности вне занятий.

При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольникипод руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.

В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры-драматизации, и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они

начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.

Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.

Таким образом, игра- драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития их художественных способностей.

Система работы
по развитию театрализованной деятельности
делится на три этапа:

  • художественное
    восприятие литературных и фольклорных
    произведений;

  • освоение специальных
    умений для становления основных
    («актер», «режиссер») и дополнительных
    позиций («сценарист», «оформитель»,
    «костюмер»);

  • самостоятельная
    творческая деятельность.

Педагогическая
задача усложняется синтетической
природой театрализованной деятельности,
в которой восприятие, мышление,
воображение, речь выступают в тесной
взаимосвязи друг с другом и проявляются
в разных видах детской активности
(речевая, двигательная, музыкальная и
пр.).

Значит,
театрализованная деятельность
интегративна, причем активность и
творчество проявляются в трех аспектах.

Во-первых,
в создании драматического содержания,
т.е. в интерпретации, переосмыслении
заданного литературным текстом сюжета
или сочинении вариативного либо
собственного сюжета.

Во-вторых,
в исполнении собственного замысла, т.е.
в умении адекватно воплощать художественный
образ с помощью разных средств
выразительности: интонации, мимики,
пантомимики, движения, напева.

В-третьих,
в оформлении спектакля – в создании
(подбор, изготовление, нестандартное
использование) декораций, костюмов,
музыкального сопровождения, афиш,
программок.

Из-за этих
особенностей театрализованной
деятельности по отношению к ней чаще
используется термин «театрально-игровая
деятельность». В программе «Радуга»
театрально-игровая деятельность детей
рассматривается в двух взаимосвязанных
аспектах:

как разновидность
художественной деятельности она входит
в раздел «Ребенок в мире художественной
литературы, изобразительного искусства
и музыки», где интегрируется со следующими
видами деятельности: литературная,
музыкальная и изобразительная;

как творческая
сюжетная игра, бытующая в самостоятельном
игровом опыте ребенка, она представлена
в разделе «Как играть с детьми».

Если детям создать
условия для самостоятельных театрализованных
игр, они смогут подражать игровым
образам, общаясь друг с другом. Во время
подготовки и разыгрывания спектакля
разговаривать с детьми нужно всегда
вежливо и ласково. Следите, чтобы и они
так же обращались друг с другом, помогали,
проявляли настойчивость, терпение в
реальной действительности.

Таковы исходные
теоретические положения. Раскроем
теперь специфику целей, задач и содержания
работы воспитателя с детьми младшего
дошкольного возраста.

Цели, задачи
и содержание работы с детьми младшего
дошкольного возраста.

Основные
направления развития театрализованной
игры состоят в постепенном переходе
ребенка:

  • от наблюдения
    театрализованной постановки взрослого
    к самостоятельной игровой деятельности;

  • от индивидуальной
    игры и «игры рядом» к игре в группе из
    трех-пяти сверстников, исполняющих
    роли;

  • от имитации
    действий фольклорных и литературных
    персонажей к имитации действий в
    сочетании с передачей основных эмоций
    героя и освоению роли как созданию
    простого «типичного» образа в
    игре-драматизации.

Задачи и содержание
работы:

Прежде всего
необходимо формировать интерес к
театрализованным играм, складывающийся
в процессе просмотра небольших кукольных
спектаклей, которые показывает
воспитатель, взяв за основу содержание
знакомых ребенку потешек, стихов и
сказок.

В дальнейшем
важно стимулировать его желание
включиться в спектакль, дополняя
отдельные фразы в диалогах героев,
устойчивые обороты зачина и концовки
сказки. Внимание детей фиксируется на
том, что в конце куклы кланяются и просят
поблагодарить их, похлопать в ладоши.
Перчаточные и другие театральные куклы
используются на занятиях, в повседневном
общении. От их лица взрослый благодарит
и хвалит детей, здоровается и прощается.
Реализация данной задачи достигается
последовательным усложнением игровых
заданий и игр-драматизаций, в которые
включается ребенок.

Ступени работы
следующие:

  • Игра-имитация
    отдельных действий человека, животных
    и птиц (дети проснулись-потянулись,
    воробышки машут крыльями) и имитация
    основных эмоций человека (выглянуло
    солнышко – дети обрадовались: улыбнулись,
    захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

  • Игра-имитация
    цепочки последовательных действий в
    сочетании с передачей основных эмоций
    героя (веселые матрешки захлопали в
    ладошки и стали танцевать; зайчик увидел
    лису, испугался и прыгнул на дерево).

  • Игра-имитация
    образов хорошо знакомых сказочных
    персонажей (неуклюжий медведь идет к
    домику, храбрый петушок шагает по
    дорожке).

  • Игра-импровизация
    под музыку («Веселый дождик», «Листочки
    летят по ветру и падают на дорожку»,
    «Хоровод вокруг елки»).

  • Бессловесная
    uгpa-импровизация с одним персонажем но
    текстам стихов и прибауток, которые
    читает воспитатель («Катя, Катя
    маленькая…», «Заинька, попляши…», В.
    Берестов «Больная кукла», А. Барто
    «Снег, снег»).

  • Игра-импровизация
    по текстам коротких сказок, рассказов
    и стихов, которые рассказывает воспитатель
    (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский
    «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова
    «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин
    «Утка с утятами»).

  • Ролевой диалог
    героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина
    избушка», «Три .медведя»).

  • Инсценирование
    фрагментов сказок о животных («Теремок»,
    «Кот, петух и лиса»).

  • Игра-драматизация
    с несколькими персонажами по народным
    сказкам («Колобок», «Репка») и авторским
    текстам (В. Сутеев «Под грибом», К.
    Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого
возраста отмечается первичное освоение
режиссерской театрализованной игры –
настольного театра игрушек, настольного
плоскостного театра, плоскостного
театра на фланелеграфе, пальчикового
театра. Процесс освоения включает
мини-постановки по текстам народных и
авторских стихов, сказок, рассказов
(«Этот пальчик – дедушка…», «Тили-бом»,
К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто
«Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».)
Фигурки пальчикового театра ребенок
начинает использовать в совместных с
взрослым импровизациях на заданные
темы.

Обогащение
игрового опыта возможно только при
условии развития специальных
игровых умений
:

Первая группа
умений связана с освоением позиции
«зритель» (умение
быть доброжелательным зрителем,
досмотреть и дослушать до конца, похлопать
в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая грyппa
умений обеспечивает первичное становление
позиции «артист», включающей умение
использовать некоторые средства
выразительности (мимика, жесты, движения,
сила и тембр голоса, темп речи) для
передачи образа героя, его эмоций и
переживаний и правильно держать и
«вести» куклу или фигурку героя в
режиссерской театрализованной игре.

Третья группа
умений – это умение взаимодействовать
с другими участниками игры: играть
дружно, не ссориться, исполнять
привлекательные роли по очереди и т.д.

В
играх-драматизациях
решаются
следующие
задачи:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Курочкина Галина Александровна,

воспитатель детей дошкольного возраста,

МАДОУ НТГО Детский сад «Чебурашка»,

Нижняя Тура

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Педагогическая технология  – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев) [1, с35].

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко) [1, с.37].

Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор опе­рационного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.

Педагогические технологии, помимо этапности, отличают также конкретность и чет­кость цели и задач деятельности педагога; система способов, приемов, шагов, последовательность вы­полнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама дея­тельность представлена процедурно, то есть как определен­ная система действий; разработка и процедурное воплоще­ние компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат [2, с.6].

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей

педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [1, с.130].

Каждую педагогическую технологию характеризуют:

  • концептуальность (в основе каждой технологии лежит ее научная концепция, включающая философское, психоло­гическое, социально-педагогическое обоснование дости­жения образовательных целей);

  • системность (логика процесса, взаимосвязь всех его час­тей, целостность);

  • содержательность (набор определенных действий обязате­лен в рамках данной технологии);

  • алгоритмизированность (определенная организация и самоорганизация деятельности педагога, направленная на вы­полнение им проективной и конструктивной функции);

  • процессуальность (развертывается процесс учебной дея­тельности);

  • управляемость (возможность диагностического планирова­ния, проектирования образовательного процесса, варьиро­вание средствами и методами для коррекции результатов, опора на структуру деятельности);

  • ситуативность (теоретические основы технологии пред­ставляют собой общую схему, которая не может быть ре­ализована в чистом виде, она должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу; в резуль­тате педагог создает собственную интерпретацию изначального теоретического конструкта, на основе идеальной модели возникают различные варианты, разрабатываемые отдельными педагогами);

  • воспроизводимость педагогического процесса и педагогиче­ских результатов (возможность применения технологии в других условиях и другими субъектами);

  • эффективность (обязательное достижение запланирован­ного результата; отношение результата к количеству израс­ходованных ресурсов);

  • гибкость (возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия детей); динамичность (возможность развития или преобразования технологии);

  • диагностичность описания цели [3, с.3].

Этапы проектирования технологии:

  1. Постановка диагностических целей, выраженных в конкретных действиях ученика (знать, уметь и т. д.);

  2. Теоретическое обоснование (концепция – описание педагогического процесса, гипотеза его осуществления, версия возможного достижения замысла и вариант окончательного результата).

  3. Этапы осуществления педагогического процесса (разделение учебного материала на элементы с закреплёнными результатами на каждом из них и установленными преемственными связями);

  4. Средства, методы, инструменты для осуществления педагогического процесса;

  5. Критерии и методы определения результатов технологического замысла.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни [1, с.130].

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности — дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности. В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры [4, с.48].

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: от­вечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Игры-инсценировки доступны младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений [4, с.64].

Игра‑драматизация является одним из видов театрализованной игры. Игра‑драматизация [греч. drama – действие] игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого‑либо литературного произведения или сказки. Сюжет игры‑драматизации в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения; роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения. К. П. Поливанова [5].

В играх‑драматизациях ребенок – артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре‑драматизации ребенок исполняет какой‑либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия [6, с.54].

Игры‑драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок) [6, с.55].

Таким образом, игра‑драматизация, имея в основе знакомый для ребёнка сюжет, позволяет ему реализовать себя в роли актёра, используя весь творческий и речевой потенциал на данном этапе развития. Непринуждённость и свободный выбор средств выразительности, общение посредством ролей создают психологический комфорт в игре, что является важным условием для развития речи.

В игре‑драматизации основой игрового действия является литературный сюжет (потешки, песенки, небольшие сказки, небольшие литературные тексты), в котором дети принимают на себя роли и разыгрывают предложенный сюжет, при этом можно использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои сред­ства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму [7, 4с.].

Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр‑драматизаций дошкольников:

  1. Игры‑драматизации с пальчиками.

Ат­рибуты ребенок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, про­говаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда в сюжете надо одновременно показать несколько персонажей. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам [8, с.5].

  1. Игры‑драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее го­ловы, рук, туловища осуществляются с помощью движений паль­цев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скры­вается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выхо­дить к зрителям, общаться с ними, подавать им что‑то, брать кого‑либо за руку, вовлекать в игру и т. д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. Увидев, игру взрослого с куклами бибабо, дети тоже захотят научиться сами водить их. Важно, показать ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме [8, с.6].

  1. Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. И все же существует последовательность обучения к импровизации:

  • совместное придумывание темы, обсуждение, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды;

  • каждый участник игры изображает тему по своему;

  • ребенок выбирает тему и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И наконец, с помощью мимики, интонации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается [8, с.7].

Итак, игры‑драматизации имеют несколько видов, позволяя детям выбрать понравившийся вариант. Эти игры особенно интересны детям: они любят изображать и играть роль сказочного героя, героев мультфильмов. Именно эти игры увеличивают словарный запас детей, учат диалогической речи, умению последовательно пе­редавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа. Очень важно внимательно подбирать произведения для театрализованных игр, учитывая наличие интересных диалогов, число героев, динами­ку действий, т. е. все то, что можно воспроизвести и ярко представить.

И.Зимина выдвигает основные требования к организации театрализованных игр в дошкольном образовательном учреждении:

  • содержание и разнообразие тематики;

  • постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все

формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно‑ролевые игры;

  • максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;

  • сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры [6, с. 42].

Организация соответствующей развивающей предметно‑пространственной среды для игр‑драматизаций включает в себя:

  • различные виды театров (бибабо, пальчиковый театр);

  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);

  • атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).

В среднем дошкольном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Задачи и содержание работы по развитию игры‑драматизации включают в себя:

  • Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным  содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.  Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:

  • многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);

  • игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

  • постановка спектакля по произведению [6, с.63].

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).  Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь  несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин») [6, с.63].

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

  • Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников « артистов»).

  • Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу — испугалась, увидела избушку — удивилась, придумала, как обмануть медведя, — обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие [6, с.63].

  • Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

  • Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

  • Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры [6, с.64].

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных Средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста [7, с. 10, 11].

Таким образом, каждый этап развития игры‑драматизации, способствует формированию различных социально‑коммуникативных умений и навыков, важными из которых является умение вступать и поддерживать диалог.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к

театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

  • с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

  • воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

  • заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек–самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

  • уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками [6, с.49].

Итак, игра‑драматизация, развивается по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру и здесь важно, чтобы педагог правильно спланировал свою деятельность для развития игры‑драматизации и реализации её развивающих возможностей.

Список литературы:

1. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2-х т. / Г.К.Селевко; — М.: Народное образование, 2005. Т. 1./ – Г.К.Селевко. — 2005 — 556 с

2. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова, Т.А. Овчинникова, Л.Н. Симонова, Н. С. Шлыкова, Н.А. Шелковкина. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В.Хабарова. — СПб.: Детство-пресс, 2011.- 80 с.

4. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов / Н. А. Стародубова. — М. : Изд. центр «Академия», 2008. — 256 с.

5. Поливанова К.П. Психология развития. Словарь / под. Ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. А.В. Петровского. — М.: пер с., 20 [Электронный ресурс]: (дата обращения: 23.01. 2005).

6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [текст]: Учеб.–метод. пособие; /Е.И.Мигунова.// – НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

7. Акулова О. Театрализованные игры [Текст] /О.Акулова// Дошкольное воспитание -2005. -№4. — с. 24.

8. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [текст]: Кн. для воспи­тателя дет. сада. /Л.В.Артёмова. –М.: Просвещение, 1991.– 127 с.

Алгоритм организации игр-драматизаций с дошкольниками в разных возрастных группах

Младшая группа

  1. Знакомство со сказкой: чтение с показом иллюстраций или с помощью театра.

  2. Совместное пересказывание сказки по вопросам воспитателя.

  3. Д.игра «Покажи сказочного героя».

  4. Игры-имитации движений героев сказки.

  5. Разучивание ролей, диалогов.

  6. Подготовка костюмов (элементов костюмов)

  7. Драматизация сказки.

Средняя группа

  1. Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание).

  2. Беседа по содержанию сказки (пересказ по вопросам воспитателя, «по цепочке», друг за другом)

  3. Этюды на мимику.

  4. Д.игра «Покажи героя сказки»

  5. Распределение ролей.

  6. Разучивание ролей.

  7. Работа над интонационной выразительностью.

  8. Совместное создание атрибутов к сказке.

  9. Подбор муз. сопровождения.

  10. Драматизация сказки.

  11. Раскрашивание сказочных героев.

Старшая группа

  1. Чтение или рассказывание сказки, рассказа или показ сказки с помощью театра.

  2. Беседа по содержанию. Пересказ (по вопросам воспитателя, по плану, мнемотаблице).

  3. Этюды на выразительность движений («Хитрая лиса», «Трусливый зайка», «Храбрый петушок»).

  4. Д. игры «Покажи эмоцию», «Передай эмоцию». Работа с зеркалами.

  5. Распределение ролей в игре «Кто лучше покажет героя сказки».

  6. Работа над интонационной выразительностью речи.

  7. Совместное создание атрибутов, костюмов к сказке.

  8. Подбор муз.сопровождения. Импровизация под музыку.

  9. Репетиция театрализованной сказки.

  10. Театрализация сказки.

  11. Рисование сказочных героев.

-Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
83»
города Бийска

гороно

Методическая
разработка

«Игра – драматизация 
как способ развития творческого воображения у детей старшего дошкольного
возраста»

Разработчик:
Леденева Ж.В.

воспитатель
МБДОУ «Детский сад
83»

 города
Бийска

Бийск
2021

Оглавление

1.

Теоретическая база опыта

3

1.1

Название опыта

3

1.2

Актуальность

3

1.3

Условия возникновения опыта

4

2.

Технология опыта

4

2.1

Цели и задачи

4

2.2

Принципы работы

5

2.3

Методы и приемы

5

Список литературы

16

Приложение

17

1.Теоретическая база опыта

1.1           
Название опыта

«Игра –
драматизация  как способ развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста»

1.2 Актуальность

В жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение,
являясь основным творческим процессом и основной познавательной сферой ребенка.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что
многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность.
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, у дошкольников
знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано
с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как
не бывает. Отсутствие такого знания — недостаток и достоинство детского воображения.
Воображение дошкольника остается в основном
непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало,
увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Таким образом,
актуальность темы данной работы обусловлена тем, что развитие воображения
происходит наиболее плодотворно в детском дошкольном возрасте, через игры.

Самый
короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения
чувствованию и художественному воображению – это путь через игру,
фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная игра.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый
интерес к литературе, театру, музыке, совершенствует навык воплощать в игре
определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, будит воображение
ребенка.

1.3
Условия возникновения опыта

Опыт
работы по теме
«Игра – драматизация, как способ развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста»
формировался
на базе МБДОУ «Детский сад
83»
города Бийска, в течение одного года.  Были задействованы дети подготовительной
к школе группы
2.

Игра –
драматизация разнообразна и представлена различными по своему содержанию
целями, задачами и формами: настольный театр, кукольный театр, творческие игры,
проза, инсценировка произведений.

На данный момент существует множество
разработок, посвященных использованию различных средств для развития
воображения у детей.

В своей работе я использую атрибут
для игры-драматизации — шляпы, которые дети в процессе изучения сказки,
оформляют соответственно выбранному персонажу. Для оформления шляп детям
предлагается разный материал, который ребенок использует в изображение своего
героя. Такой прием «Дело в шляпе»

Новизна
методической разработки
в том, что используя
прием (атрибут) шляпа, помогает детям раскрыть свои творческие способности,
развивать мышление и  творческое  воображение.

1.   Технология
опыта

Цель:
Создать условия    для 
организации  педагогического  процесса с детьми  старшего дошкольного 
возраста  таким  образом,  чтобы  способствовать  развитию творческого  воображения
дошкольников в играх–драматизациях.

Задачи:

— формировать у детей старшего
дошкольного возраста творческое воображение  через игры — драматизации.

— развивать у ребенка познавательный
интерес, желание и потребность узнавать новое.

— развивать у детей умение создавать
игровой образ персонажа и принимать его на себя.

— воспитывать творческие способности,
уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

2.2
Принципы работы

Организация 
игр – драматизаций строилась с учетом принципов 

— 
принцип  от  простого  к  сложному,  где  предусмотрен  переход от простых
творческих заданий к более сложным;


принцип  развития  ребенка  в  деятельности,  в  результате  чего обогащается
его практический опыт фантазирования и придумывания;

— 
принцип  личностно-ориентированного  подхода  в  развитии творческих 
способностей,  позволяющий  учитывать  уровни  развития творческого воображения
каждого ребенка;

— 
принцип  систематичности  и  последовательности,  позволяющий определить и
продумать содержание каждой темы, выделить взаимосвязь.

2.3
Методы и приемы

Эффективность формирования творческого
воображения ребенка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Общепедагогические
методы включают в себя:

— Наглядный – создание и использование
атрибутов к постановке игровых сюжетов.

— Словесный – описание, объяснение,  вопросы
к детям, рассказ, беседа, чтение сказок, в ходе совместной игровой
деятельности.

— Практический – проигрывание разных
игровых сюжетов, использование сюрпризных моментов, проблемных ситуаций.

Этапы работы

Подготовительный этап

1. Аналитическая работа с литературой

2. Мониторинг

3. Подбор материала для работы с детьми.

4. Создание предметно – пространственной среды в группе.

Практический этап

1.    
Работа с детьми
(индивидуальная и групповая)

2.    
Разучивание ролей

3.    
Инсценировка (показ)  сказки

Аналитический этап

1. Оценка результативности

Важным условием
при проведении игры драматизации  является детальный разбор выбранного
произведения, который придерживается определенному алгоритму.

Алгоритм подготовки
игры драматизации:

№ п/п

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Выбор произведения,
сценария

— Доступность
содержания пониманию детей;

  — соответствие
возрасту;

  — оптимальность объёма;

  — динамичность сюжета
произведения;

— содержательность
сюжета

— «Погружение в
сказку», при помощи «волшебных вещей»;

— создание воображаемой
ситуации

2.

Чтение и совместный
анализ

 — Выразительное чтение
текста – вызвать эмоции детей;

 — вопросы к детям по
содержанию текста, его основной идеи, определение характера героев;

—  работа  над  текстом;

   —  распределение 
между  детьми  ролей
 

— Составление
словесного портрета героя,

—  распределение  ролей; 

–  разучивание  текста 
по  ролям;

— пересказ  текста по
ролям.

3.

Проигрывание отрывков
из сказки

Работа над выразительностью речи;

Работа над движениями и
мимикой.

—  Театральные этюды на
имитационные звуки, чёткость дикции,   тембр, темп речи;

— скороговорки, чистоговорки;

—  театральные этюды на
передачу характерных движений героев, на   развитие мимики, пантомимики,
жестов, пластики

4.

Изготовление  декораций

Помощь и сопровождение
в изготовление декораций и шляп – героев

— Изготовление шляп –
героев из сказок с речевым комментированием собственного видения героев.

5.

Репетиции  и  генеральная 
репетиция
 

Размещение героев на
площадке, корректировка движений и действий героев.

Проработка перемещений
по площадке. Проговаривание диалогов, отработка жестов и мимики.

6.

Показ сказки для
зрителей

Наблюдение за эмоциональным
состоянием детей и нагрузкой.

Представление
игры-драматизации зрителям.

Для
работы над продолжительным действием выбираю произведения, которые от начала
обращения к произведению до показа игры-драматизации занимает несколько недель.
В этот период произведение легко запоминается детьми, не требует специального
разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам.

Диагностическое исследование   уровня развития

творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста на

констатирующем
этапе и контрольном этапе  работы.

На основании цели и задач
работы мной было проведено изучение уровня развития воображения детей старшего
дошкольного возраста.  Основным способом получения данных об эффективности    развития 
творческого воображения  в  ходе   игр -драматизаций  у  детей  старшего 
дошкольного возраста  являлся  сравнительный  анализ  полученных  результатов исследования.
Были  разработаны  критерии  оценки уровней умений и навыков дошкольников по
театрализованной деятельности
 

Первый
критерий — умение  использовать  сценические  средства

                                      выразительности. (Речевые интонации)

Характеристика критерия:

3  балла. 
Пользуется  в  передаче  образа  и  игровой  ситуации выразительными  речевыми 
интонациями  (говорит  радостно,  испуганно,

грозно, жалобно и т.д.)    Находит
собственные  интонации,     для  передачи  образа  и игровой ситуации.  

2  балла. 
Пользуется  в  передаче  образа  и  игровой  ситуации

выразительными  речевыми  интонациями 
(говорит  радостно,  испуганно,

грозно, жалобно и т.д).  Не может находить  собственные 
интонации,    для  передачи  образа  и игровой ситуации.

1  балл. 
Не  всегда  правильно  применять  выразительные  речевые

интонации,     в  передаче  образа  и 
игровой ситуации.  

Второй критерий- 
умение  использовать  сценические  средства

выразительности. (Мимика,
пантомимика, движения)

Характеристика критерия:

3  балла. Пользуется 
в  передаче  образа  и  игровой  ситуации

  мимикой, жестами и телодвижениями.
Передает темп и  ритмический  рисунок  в  соответствии  с  произведением. 
Находит собственные     мимику,  жесты  и  движения  для  передачи  образа.    Самостоятельно
находит способ передачи темпоритма.  Проявляет творческое  воображение  в 
подборе  собственных  мимических  и пантомимических движений.

2 балла.  
Пользуется  в  передаче  образа    мимикой, жестами и телодвижениями. Передает
темп и ритмический рисунок в соответствии с произведением. Не может находить собственные 
интонации,  мимику,  жесты  и  движения  для  передачи  образа,   самостоятельно
находит способ передачи темпоритма.

1 балл.
Не  всегда  правильно  применять  выразительные  речевые

интонации,  мимику,  жесты,  телодвижения 
в  передаче  образа  и  игровой

ситуации. Передает темп и ритмический
рисунок произведения с ошибками.

Третий критерий — наличие навыков
сценической речи.

Характеристика критерия:

3 балла.
Произносит правильно слова в потоке речи. Произносит слова

в потоке речи связно (плавно), без
запинок, хорошо проговаривая все слова.

Легко  меняет  высоту,  силу  голоса  и 
темп  речи  (проговаривает  фразы

медленно,  с  ускорением,  в  быстром 
темпе). 

Правильно  применяет  при произнесении 
фраз  логические  ударения  и  паузы.  Самостоятельно  строит грамотные  фразы.

2 балла. 
Произносит правильно слова в потоке речи. Произносит слова

 в потоке речи связно (плавно), без
запинок, хорошо проговаривая все слова.

Легко  меняет  высоту,  силу  голоса  и 
темп  речи  (проговаривает  фразы

медленно,  с  ускорением,  в  быстром 
темпе).  Самостоятельно  строить

грамотные  фразы затрудняется.     

1 балл. 
Произносит слова в потоке речи с ошибками. Произносит слова

в потоке речи с нарушением связности, с
запинками, не всегда проговаривает

слова.  Меняет  высоту,  силу  голоса  и 
темп  речи  с  трудом.  Не  всегда

правильно применяет при произнесении фраз
логические ударения и паузы.
Четвертый
критерий
  –  умение импровизировать 
(развитость         

                                          
творческого воображения).

Характеристика критерия:

3  балла.
Самостоятельно передает образ и игровую ситуацию (игровой

сюжет) и  их  описание.  Вносят 
изменения  в образ  или  игровую  ситуацию  и изображают  ее.  Придумывает  и 
изображает  с  помощью  выразительных

средств  новый  персонаж  или  игровую 
ситуацию.  Самостоятельно  меняет

поведение  в  соответствии  с  изменяемой 
игровой  ситуацией  (изменение

реплики, введение нового персонажа,
изменение действия)

2 балла. 
Передает образ и игровую ситуацию (сюжет) по их описанию,

вносит  изменения  в 
образ  или  игровую  ситуацию  и  изображает  ее,

придумывает  и 
изображает  с  помощью  выразительных  средств  новый

персонаж  или  игровую 
ситуацию  с  помощью  педагога. 

Не  может самостоятельно 
изменить  поведение  в  соответствии  с  изменяемой игровой ситуацией 
(изменение  реплики,  введение  нового  персонажа,  изменение действия).

1  балл. 
Не  может  передать  образ  и  игровую  ситуацию  (сюжет)  по  их

описанию, внести
изменения в образ или игровую ситуацию  и изобразить ее,

придумать и изобразить с
помощью выразительных средств новый персонаж

или  игровую  ситуацию. 
Не  может  самостоятельно  изменить  поведение  в

соответствии с изменяемой
игровой ситуацией.

Количественная  оценка 
общего  уровня  развития  сценических

способностей  выводилась 
из  суммы  оценок  по  каждому  из  критериев.  В

зависимости от суммы 
набранных баллов дети были разделены на 3 уровня

по качественным
показателям развития сценических способностей.

1 уровень — низкий — от 7
до 10 баллов;

2 уровень — средний — от
11 до 16 баллов;

3 уровень — высокий -от
17 до 21 баллов.

Диагностика
уровней  умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности
проводилась на основе творческих заданий.
 
 В
работе приняли участие 20 воспитанников  группы.

                
 1. Констатирующий этап (определение исходных данных)

Задача: Выявление  исходного 
уровня  развития  творческого  воображения  в ходе театрализованных игр у детей
старшего дошкольного возраста.

Методы исследования на данном этапе:

1.Беседа
с детьми;

2.Наблюдение
и анализ театрализованной деятельности;

3.Экспериментальные
задания;

4.Описание
и анализ результатов констатирующего этапа.

             
Диагностика изучения игровых позиций дошкольников

в играх-драматизациях

Первая
часть

Наблюдение проводится в естественных
условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Фиксируются умения,
которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой
деятельности. Далее можно определить, какую позицию занимает ребенок в
играх-драматизациях.

Вторая
часть

Вторая часть диагностики связана с
изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием
этюдов и упражнений.

Первый критерий — умение  использовать  сценические 
средства

                                      выразительности.
(Речевые интонации)

 Детям
предлагается повторить из текста фразу   с разными интонациями (удивленно,
радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка,
щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

 Второй
критерий-  умение  использовать  сценические  средства

                                
выразительности. (Мимика, пантомимика, движения)

 Пантомимические этюды.

Котята:


сладко спят;


просыпаются, лапкой умываются;


зовут маму;


пытаются утащить сосиску;


боятся собаки;


охотятся.

Покажи:


как танцует добрая фея на балу у Золушки;


как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;


как удивляется черепашка-ниндзя;


как здоровается Снежная Королева;


как обижается Винни-Пух;


как радуется Карлсон.

 Третий критерий — наличие навыков сценической речи.

Детям
предлагается   за педагогом проговорить  фразы из произведения

медленно, 
с  ускорением,  в  быстром  темпе. 

 Четвертый критерий  –  умение импровизировать 
(развитость        

                                           творческого
воображения).

Детям
предлагается  придумать  и  изобразить  с  помощью  выразительных средств 
новый  персонаж  или  игровую  ситуацию.

Анализ результатов констатирующего этапа

 В творческих заданиях дети легче
справлялись с заданиями на пантомиму «Покажи». Тяжелее детям дались задания,
связанные с интонацией, тембром речи, скороговорками.

Дети несколько пассивны, зажаты, не
могут полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступают
одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение развито не в
достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить
сюжетную линию.   Большинство детей с радостью принимают роль, но не умеют активно
пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют.
При
проведении обследования по развитию творческого воображения  на начало учебного
года было выявлено:  низкий уровень – 47%, средний уровень – 33%, высокий
уровень -20%.

2. Формирующий этап  (изменения в процессе активного
воздействия)

На формирующем этапе работы в
экспериментальной группе реализовывались  условия  и  методика  развития 
творческого  воображения  в ходе игр-драматизаций у детей старшего дошкольного
возраста.
Была 
подготовлена развивающая среда (материальная, интеллектуальная), установлена
системность занятий по развитию творческого  воображения  в  ходе
театрализованных игр.

Театрализованные игры и задания, 
составленные в соответствии с разработанным в начале учебного года  
перспективным планом  «Дело в шляпе» по определенным произведениям.  Серии
заданий использовались комплексно с учетом их логического усложнения. Особую
роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводились игры
“Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие
звери», “Игры с воображаемыми предметами”. В ходе работы применялось чтение
художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в
развивающие игры “Мое настроение”, игры-драматизации: «Теремок на новый лад»,
«Зимовье зверей», «Морозко», «Кот, петух и лиса», и др., проигрывали
мини-этюды, пантомимы. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, магнитофонные
записи. При формировании занятий учитывались нормы умственной и физической
нагрузки для старшего дошкольного возраста.

3.Контрольный
этап (проверочный, повторный)

На этом этапе используются те же
диагностические методики, что и в констатирующем этапе, чтобы сопоставить
результаты обследования детей  или условий их развития. На основе сопоставления
данных констатирующего и контрольного этапов можно судить об эффективности
применяемых методик.
На конец учебного года  выявлено:  низкий
уровень – 8%, средний уровень – 45%, высокий уровень – 47 %.

                                                                                                         
 
   Таблица 1.1

Анализ
результатов констатирующей диагностики

Уровень

Критерий   1

Критерий 2

Критерий 3

Критерий 4

Итоговый
показатель

Высокий

10%

30%

10%

30%

20%

Средний

30%

30%

30%

40%

33%

Низкий

60%

40%

60%

30%

47%

В  процессе  обследования  обнаружилось,  что 
дети  в  основном  имеют необходимые  задатки  к  развитию  творческого 
воображения  в играх -драматизациях.  Тем  не  менее,  47 %  испытуемых 
показали  низкий уровень.

                                                                                                           
     Таблица 1.2

               Анализ результатов контрольный   диагностики

Уровень

Критерий 1

Критерий 2

Критерий 3

Критерий 4

Итоговый
показатель

Высокий

30%

60%

45%

55%

47%

Средний

60%

35%

45%

40%

45%

Низкий

10%

5%

10%

5%

8%

Анализ уровней  развития  творческого 
воображения  на контрольном   этапе    показал,  что  в  основном  дети 
показали  уровень развития данных навыков – средний и высокий.

                Показатели уровня развития творческого воображения
в

театрализованных играх у детей старшего
дошкольного возраста на

констатирующем
и  контрольном этапе работы
.

Вывод: Использование театрализованных игр-драматизаций
способствует формированию творческого воображения личности: дает возможность
понять себя, окружающий мир, развивать навыки взаимодействия с другими людьми,
совершенствоваться эмоционально, интеллектуально. Как средство развития
творческого воображения театрализованная игра позволяет детям решать проблемные
ситуации как опосредованно, от имени определенного персонажа, так и проявляя
творчество вовремя создания и решения ситуаций, меняя события в спектакле.

Организованная
таким образом работа способствовала тому, что игра-драматизация стала средством
самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, средством
самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития воображения
детей.

Список
литературы:

 1.Антипина 
А.Е.  Театрализованная  деятельность  в  детском  саду [Текст] / А.Е. Антипина.
– М., ТЦ «Сфера», 2006. – 134 с.

2.Артемова
Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада 
[Текст]  / Л.В. Артемова.  —  М.: Просвещение, 1991. — 127 с.

3.
Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] /
Под ред. А.А. Борзова. ‒ Самара, 2010. – 314 с.

4.Бочкарева
Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое  пособие  для 
специалистов  по  дошкольному  образованию

[Текст]
/ Л.П. Бочкарева. — Ульяновск, ИПКПРО, 1993. — 48 с.

5.Брызгалова 
А.Н.  Театрально-игровая  деятельность  дошкольников [Текст]  пособие для
педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования
/ А.Н.  Брызгалова,  М.А.  Калиновская, Р.А. Туфкрео. — Минск: Юнипресс, 2006.
— 175 с.

6.Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. ‒
СПб.: Союз, 1997.‒ 96 с.

7.Играем
в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое  пособие 
для  воспитателей  дошкольных  образовательных учреждений [Текст]  / Т.Н.
Доронова.  — 2-е изд. — М.: Просвещение,  2005. – 63 с.

8.Субботина
Л.Ю. Развитие воображения у детей  [Текст] / Л.Ю. Субботина.- Ярославль, 2006.
– 138 с.

9.Щеткин 
А.Ф.  Театральная  деятельность  в  детском  саду  [Текст]  / Под ред. О.Ф.
Горбуновой. – М., Мозаика-Синтез, 2007. – 89 с.

10.Фотографии (иллюстрации) из личного архива педагога

Приложение 1

Количественная
характеристика уровней развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста

№ п/п

Фамилия,
имя ребёнка

Критерий 
1

Критерий
2

Критерий
3

Критерий
4

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

                                                                              
                          Приложение 2

Перспективный план «Дело в шляпе» в
подготовительной группе.

           Дата

(недели месяца)

Название игры

Задачи

Сентябрь

1-2

«Теремок на новый лад»

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к
действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.
Развивать   внимание, память, творческие
способности.

3-4

«Гуси-лебеди»

Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки
«Гуси-лебеди»; развивать воображение, память, фантазию, внимание детей.
Продолжать воспитывать
отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки;

Октябрь

1-2

«Кот, петух и лиса».

Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

  Развивать коммуникативные навыки и самостоятельность.
Развивать воображение, память, речь у детей.

3-4

«Красная Шапочка»

Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.
Развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре. Учить
эмоционально воспринимать художественное произведение, выразительно и с
юмором исполнять роли.

Ноябрь

1-2

«Три поросенка»

Учить детей исполнять средства выразительности мимикой и
интонацией, формировать умение входить в роль.

  Развивать коммуникативные умения и воображение. Развивать
умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

3-4

«У страха глаза велики»

Развивать творческие способности детей средствами театрального
искусства. Развивать  и поддерживать интерес детей к театрализованной игре.
Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, выразительно и с
юмором исполнять роли.

Декабрь

1-2

«Морозко»

Совершенствовать память, внимание, общение детей.
Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с
воображаемыми предметами; развивать дикцию.

3-4

«Зимовье зверей»

Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

Продолжать развивать воображение, фантазию детей; развивать
умение оправдывать свое поведение.
Развивать память, речь у детей.

Январь

1-2

«Три медведя»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности. Помочь
детям изобразить своего героя.
Развивать коммуникативные умения и воображение.

3-4

«Заяц — Хваста»

Развивать пантомимические навыки, развивать мимику и
пластические способности детей; развивать творческое мышление детей,
воображение, фантазию.

Февраль

1-2

«Двенадцать месяцев»

Способствовать развитию воображения, фантазии, мышления, памяти
у детей.
Развивать
умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

3-4

«Кот в сапогах»

Развивать волевые черты характера в игре- драматизации.
Развивать выразительность речи у детей. Способствовать раскрытию творческого
потенциала у детей.

Март

1-2

«Заюшкина избушка»

Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;

учить детей исполнять средства выразительности мимикой и
интонацией,  формировать умение разыгрывать знакомую сказку   формировать
умение входить в роль.

Развивать творческое воображение и самостоятельность. Развивать
умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

3-4

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Учить с интонацией, выразительно воспроизводить слова и фразы из
сказки в процессе обыгрывания.

 Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать
и понимать героев сказки

Развивать воображение, внимание, память, творческие способности.

Апрель

1-2

«Кот в сапогах»

Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Развивать
творческую самостоятельность, воображение. Формировать интонационную
выразительность речи.

3-4

«Дюймовочка»

Совершенствовать развитие творческих способностей у детей.
Закреплять импровизационные навык.  Совершенствовать память, внимание,
мышление.

Май

1-2

«Гадкий утёнок»

Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
Развивать творческую самостоятельность в игре. Формировать нравственные
качества и самооценку.

3-4

«Кошкин дом»

Развивать  и поддерживать  интерес детей к театрализованной
игре. Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и
понимать героев сказки.

Развивать воображение, внимание, память, творческие способности.

                                                                                                     
Приложение 3

                                     Атрибут- шляпа,

            для создания образа персонажей игр –
драматизаций

                        

           

                  

                  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синекод сироп от кашля для детей инструкция по применению отзывы
  • Как начать продавать на алиэкспресс из россии пошаговая инструкция
  • Appa 39mr руководство
  • Каркам атлас 2 инструкция по применению
  • Вымпел 27 зарядное устройство инструкция пошаговая инструкция