Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах
Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.
Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре.
Цели и задачи педагога в процессе проведения подвижной игры (ПИ):
В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:
Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Выбор игры
- Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
- Принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
- Выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д.). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
- Нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Сбор детей на игру
Собрать детей на игру можно разными приемами:
- В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
- С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
- Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Создание интереса к игре
Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»
План объяснения игры
- название игры ,
- цель игры ,
- ход игры,
- роль играющих и расположение их на площадке,
- правила игры,
- объяснение игры нужно сопровождать показом.
Организация играющих, объяснение игры
- Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
- В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.
Выбор водящих
Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.
Выделить водящих можно разными способами:
- по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
- способ выбора по жребию (считалка)
- по выбору играющих (коллективное желание детей, обычно выбирают наиболее достойных.)
- по результатам предыдущих игр
Распределение на команды:
- по усмотрению воспитателя,
- путем расчета на 1-2,
- путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
- по назначению капитанов.
Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.
Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.
Проведение игры и руководство ею
Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).
Воспитатель:
- подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры;
- делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей;
- подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко;
- следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз;
- регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно..
Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.
Окончание игры
Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»
В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры.
Подведение итогов п/игры
• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.
• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).
• Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.
• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.
• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).
• Необходимо разобрать ход игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.
Методика
руководства подвижными играми.
Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть
успешно осуществлены только при умелом руководстве, которое предусматривает
управление двигательным и нравственным поведением детей. Дети, действуя
совместно со взрослым, запоминают последовательность операций, знакомятся с
сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к
их выполнен. При проведении знакомых игр напоминать правила игры могут сами
дети, отвечая на поставленные вопросы. В старшей группе не только в известной,
но и в новой игре роль водящего поручают ребенку, лучше с помощью считалки.
Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества
повторений игры. Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших
дошкольников большой интерес, увлекают их возможностью померяться силами,
умениями, способностями. Дух коллективизма мобилизует детей. В командной игре
победа определяется по сумме очков, полученных членами команд. Можно за
попадание в корзину мячом давать флажок, складывая флажки в корзину.
Тогда отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они наглядно
оформлены. Команды должны составляться равными, по силам. Это можно
поручить и капитанам. В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка,
а победа всей команды. Это игры — эстафеты, комбинированные эстафеты.
Необходимо подбирать игры, руководствуясь принципами подбора физических
упражнений и возрастных особенностей детей. Помнить, что детей надо готовить к
школе, укрепляя его здоровье, вырабатывая спортивные навыки и качества:
быстроту, выносливость, силу, гибкость. Прежде чем играть в такую игру,
как «Лягушка и цапля», надо научить детей прыгать в высоту с разбега. Такие
игры не только помогут закреплению навыка прыжка, но и будут способствовать
развитию ловкости, смелости. Игры с бегом, перебежками воспитывают в
детях быстроту и ловкость.
Приобретенные умения позволяют детям достичь успеха в игре. Удачные
действия вызывают у них радость, чувство уверенности в своих силах. Дети
начинают действовать смелее и решительнее.
В играх «Кот и мыши», «Наседка и цыплята» при выполнении подлезания
дети впервые встречаются с необходимостью совместных движений с действиями
товарищей и сигналами игры, распределении внимания не только на процесс выполнения
основных движений, но и восприятия создавшейся ситуации. Чтобы дети подлезали
быстрее, нужно разбросать «корм» для мышей и скорость подлезания
увеличится. Также нужно сочетать подлезание с бегом,(в эстафетах)
бег, подлезание под дугу, снова бег.
Решение большинства поставленных задач может с успехом осуществляться при
проведении игр на прогулках.
Для совершенствования навыков метания, как и подлезания, прежде всего,
целесообразно подбирать и соответствующие игры. Во многих сюжетных играх навыки
метания совершенствуют один два ребенка – водящие.
В несюжетных играх дети метают по очереди. Примером таких игр являются
«Лови, бросай – упасть не давай», «Мяч по кругу», «Чье звено самое
меткое», «Сбей кеглю».
Для детей старшей группы подвижные игры усложняются по
содержанию, правилам, количеству ролей применяемых в коллективном
соревновании. При соревновании небольших групп учитывается
физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Таким
образом, важно не только правильно выбрать игру, но и провести ее так, чтобы
она дала наибольший эффект. Объяснение несюжетной игры должно быть
кратким, точным и интонационно – выразительным.
При проведении игр с элементами соревнования при объяснении уточняются
правила, игровые приемы, условия игры.
В таких играх рекомендуется предлагать задания не только на скорость, но
и на качество выполнения движений. Команды формируются равные по силам в целях
активизации неуверенных, застенчивых детей, их соединяют со смелыми и ловкими.
Распределение ролей в играх происходит по-разному. Можно и на примере
активного ребенка показать, как важно быть смелым, можно самому быть водящим
или игроком к общему удовольствию детей. Можно выбирать водящего по считалке. В
процессе игры необходимо следить за движениями, действиями и взаимоотношениями
детей, выполнением ими правил игры, делая краткие указания. Заканчивается
подвижная игра ходьбой или малоподвижной игрой, например «Угадай по голосу» и
т.д.
При оценке игры необходимо отметить ее положительные стороны, назвать детей
удачно выполнивших свои роли, тех кто проявил выдержку, товарищескую
взаимопомощь, и наоборот, порицать нарушение правил, и связанные с этим
действия детей.
В задачи инструктора при руководстве играми входит наблюдение за
состоянием играющих и регулирование нагрузки общепринятыми приемами:
-увеличивать
или уменьшать общее время игры, а также изменять количество повторений всей
игры или отдельных ее частей;
— регулировать
длительность перерывов в игре или проводить совсем без перерывов;
-проводить
игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством
Препятствий;
-изменять
сложность препятствий преодолеваемых в игре;
-удлинять или
сокращать дистанцию для пробежек, проползания;
-варьировать
количество основных движений.
Игра
только тогда будет проходить слаженно, когда детям понятны действия и правила,
которые они должны выполнять.
Таким
образом, оздоровительное, воспитательное и образовательное значение
вышеуказанных игр многообразно, но большое значение имеет творческое отношение
и педагогическое мастерство инструктора.
Элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке прочных
осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, чтобы применять их в новых
условиях, самостоятельно придумывать и проводить их со сверстниками, подводят к
самостоятельной деятельности, что необходимо для подготовки ребенка к школе.
Методика
проведения подвижных игр описана Аркиным,
Гориневским, Метловой, Осокиной,
Тимофеевой и др.
Основные задачи
подвижных игр:
-
укреплять здоровье
играющих; -
способствовать
их правильному физическому развитию; -
содействовать
овладению жизненно необходимыми
двигательными навыками, умениями и
совершенствованию в них; -
воспитывать
необходимые морально-волевые и физические
качества; -
прививать
организаторские навыки и привычку
систематически самостоятельно заниматься
играми.
Методика
ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ:
-
Название игры.
-
Программные задачи
(закреплять, совершенствовать, управлять). -
Цель игры (воспитание
общей выносливости, силы воли; ловкости,
дружелюбия, ориентировка в пространстве
и т. д.). -
Оборудование
(например, скамьи, канаты, обручи и т.д.) -
Сюжет игры (младший
и средний возраст), содержание игры
(старший дошкольный возраст). -
Правила игры
(знание правил игры, начинаем игру после
сигнала). -
Ход
игры (выбор водящего, считалка, речевка,
сигнал) -
Руководство игрой
(отслеживаем развитие сюжета, успокаиваем
гиперактивных детей, стимулируем к
действиям медлительных детей). -
Варианты игры
(усложнения). -
Анализ проведенной
игры (подводить итоги игры нужно только
на положительных эмоциях, похвалить
лучших, успокоить проигравших, обнадежить,
что в следующий раз все получится)
Роль
подвижных игр в системе физического и
спортивного воспитания огромна. Подвижная
игра, как и любая другая сопровождает
человека все его детские годы, подвижные
игры не только укрепляют здоровье и
развивают организм, но они также являются
средством культурно — нравственного
воспитания и приобщения человека к
обществу.
Образовательные
и воспитательные функции подвижной
игры могут быть успешно осуществлены
только при умелом руководстве ею, которое
предусматривает управление двигательным
и нравственным поведением детей.
В
процессе игры воспитатель должен следить
за правильностью выполнения движений,
соблюдением правил игры, нагрузкой и
взаимоотношениями детей.
Разрешение
конфликтов во взаимоотношениях между
детьми в младших группах легче
осуществляется через игровые образы.
В средней и старшей группах для этого
можно использовать разъяснение, удаление
из игры, извинение.
На
успешность действий в игре оказывает
влияние расположение играющих в самом
ее начале. Поэтому важно создать в начале
игры благоприятные условия для последующих
действий.
Приобретенные
умения дают
возможность ребятам достичь
успеха в игре. Удачные действия вызывают
у них радость, чувство удовлетворения
и уверенность в собственных
силах.
Ребята
начинают
работать
смелее и
решительнее. Такие действия играющих
предъявляют повышенные требования к
водящему. Поэтому дети даже с хорошо
развитыми двигательными способностями
при
выполнении роли водящего обязаны
содействовать
собранно, показывать
максимум
усилий для достижения своей
цели.
Развитие
самостоятельности и осознанности при
решении двигательных задач в подвижных
играх ведет к самостоятельному выбору
способа выполнения двигательного
действия с проверкой рациональности
его применения в игре.
В
несюжетных играх внимание переключается
на способ выполнения и результат, а сам
процесс выполнения подвергается только
частичному контролю.
Примером
таких игр являются: «Лови, бросай –
упасть не давай», «Школа мяча», «Мяч по
кругу», «Успей поймать», «Перебрось
через веревку», «Чье звено самое меткое»,
«Сбей кеглю».
Постепенность
в усложнении критерий
разрешает выработать
у детей точность и автоматизм метания,
добиться
действенного
использования
всевозможных
методик.
Довольно
принципиально,
чтобы дети, знакомясь с игрой, сразу
привыкали к четкому
выполнению
движений, включенных в нее. По
-другому они,
владея в достаточной степени основными
движениями, начинают действовать в игре
небрежно, что в силу частого повторения
приобретает большую устойчивость.
В
соответствии с требованиями «Программы
воспитания в детском саду» подвижные
игры постепенно усложняются, варьируются
с учетом возрастающей сознательности
детей, накопления ими двигательного
опыта, постепенной, целенаправленной
подготовки к школе.
Таким
образом, важно не только правильно
выбрать игру, но и провести ее так, чтобы
она дала наибольший эффект.
Ознакомление
детей с новой игрой, объяснение ее
содержания и правил требуют от воспитателя
тщательной подготовки. Содержание
некоторых игр необходимо раскрыть в
предварительной беседе. В результате
бесед, рассматривание картин выясняются
знания детей, уточняются их представления,
создается отношение к игровым образам.
Распределение
ролей в играх происходит по-разному.
Иногда воспитатель назначает водящего,
руководствуясь определенными
педагогическими задачами (поощрить
новенького ребенка, или, наоборот,
показать на примере активного, как важно
быть смелым, или отклонить просьбу
самоуверенного ребенка и поручить эту
роль робкому, застенчивому), или включается
сам в игру к общему удовольствию детей,
беря на себя роль водящего или рядового
участника.
В
ином
случае
педагог
пользуется считалками или предлагает
самим детям выбрать водящего и объяснить,
почему они именно данному ребенку
поручают роль.
В
процессе игры педагог
наблюдает за
движениями, действиями и взаимоотношениями
детей, выполнением ими правил, за дозой
нагрузки,
делает краткие указания.
Завершается
подвижная игра совместной
ходьбой постепенно снижающей физическую
нагрузку и приводящей пульс в норму.
Заместо
ходьбы
может быть проведена аналогичная по
значению малоподвижная игра («Найди и
промолчи», «Принеси, что тебе понравится»,
«Кого не стало», «Угадай по голосу» и
т.д.)
Не
следует подводить итоги игры сразу
после ее окончания; активная
двигательная
деятельность детей в игре без постепенного
перехода к отдыху не благоприятно
воздействует на работу сердца и всего
организма ребенка.
При
оценке игры воспитатель отмечает ее
положительные стороны, называет детей,
удачно выполнивших свои роли, проявивших
смелость, выдержку, товарищескую
взаимопомощь, и наоборот, порицает
нарушение правил, и связанные с этим
действия детей.
В
задачи педагога
при
руководстве играми входит наблюдение
за состоянием играющих и регулирование
нагрузки. Дозировать ее в играх
возможно,
воспользовавшись общепринятыми
способами:
—
увеличивать или уменьшать общее время
игры, а также изменять количество
повторений всей игры или отдельных ее
эпизодов;
—
регулировать длительность перерывов
в игре или проводить игры совсем без
перерывов;
-проводить
игру на большем или меньшем участке, с
большим или меньшим количеством
препятствий;
—
изменять сложность препятствий
преодолеваемых в игре;
—
удлинять или сокращать дистанции для
перебежек, проползания;
—
варьировать количество основных
движений.
Таким
образом, оздоровительное, воспитательное
и образовательное значение выше указанных
игр многообразно, но для реализации
этого необходимы творческое отношение
воспитателя и педагогическое мастерство.
Элементы
соревнования и творческие задания
способствуют выработке прочных,
осознанных, достаточно гибких двигательных
навыков, умения применять их в новых
условиях, самостоятельно придумывать
и проводить игры со сверстниками,
подводят к самостоятельной организации
досуга, что необходимо для подготовки
ребенка к школе.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
10.11.2018143.87 Кб3БЖ.doc
- #
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Подвижная игра является разновидностью игровой деятельности, в которой наиболее ярко проявляется функциональная значимость движений. Содержание таких игр основывается на конкретной сюжетной линии, соответствующих игровых действиях, включающих двигательную активность, и правилах прохождения игрового процесса. Сюжетная линия подвижных игр определяет их целевое назначение и характер развития игрового конфликта.
Применение подвижных игр в воспитательном процессе ориентировано на обеспечение физического развития ребенка, его моторных функций, формирование навыков коллективного взаимодействия, устранение проблем с коммуникацией, развитие координации и пространственной ориентации. Это обуславливает необходимость рациональной организации игровой деятельности. От руководства педагога игровым процессом зависит успех развития игрового действия и развития ребенка в целом.
Планирование организации подвижных игр дошкольников
Организация игровой деятельности в детском саду целесообразно начинать с составления планов. Планы могут включать организацию нескольких игр, разнообразных по содержанию и целевому назначению, либо ориентироваться на организацию игрового процесса по отдельной подвижной игре, с описанием ее сложности, функциональной роли, расписывания каждого движения игры и упражнения.
Схема плана организации подвижной игры имеет следующую структуру:
- Название игры или комплекса подвижных игр, используемых на занятии;
- Возрастная группа, в которой планируется осуществлять игровой процесс;
- Целевое назначение игры;
- Стадии обучения детей различным играм и игровым действиям;
- Применяемое в игре оборудование, предметы, игрушки;
- Порядок проведения игрового действия. Здесь предполагается разработать схему проведения игры, определить ее краткое содержание, сюжетную линию, указать количество повторений игровых действий, определить правила игры и сформировать организационно-методические указания по ее прохождению.
«Руководство подвижными играми дошкольников» 👇
Планирование игры обязательно должно ориентироваться на время года, в которое игра будет реализована, погодные и температурные условия игрового пространства, одежды детей, возможности применения того или иного игрового оборудования.
Подвижные игры различаются по своему характеру и направленности. Их можно сочетать с различными занятиями, упражнениями и иными играми, применяемые в организации режима дня дошкольников. Кроме того, при планировании игровой деятельности, следует учитывать временной период, в котором она будет реализована. Например, если игра планируется осуществляться в конце дня или в той его части, которая близка ко времени сна, то следует выбирать более спокойные и менее подвижные игры.
Замечание 1
При выборе той или иной подвижной игры, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и наличие того материала, оборудования, который может быть применен в игре.
Чтобы подвижные игры приносили больший воспитательный и обучающий эффект необходимо планировать и проведение таким образом, чтобы они повторялись и постепенно усложнялись. Чтобы усложнить игровое действие можно поменять правила игры, добавить новые движения, изменить их темп. Кроме того, новые элементы игры позволяют развить заинтересованность детей, сформировать их активность, стремление к проявлению инициативы, креативности, что в итоги развивает навыки самостоятельности. Главное, при планировании организации подвижных игр, учитывать включение творческого компонента.
Правила руководства подвижными детскими играми
Чтобы руководство подвижной игрой имело положительный результат и не представляло трудностей для педагога, разработаны специальные правила его реализации. К ним относятся:
- При организации подвижной игры и ее отдельных действий, можно применять только те движения, которые ребенок может выполнить, причем технически правильно и без особых трудностей. Если ребенок не умеет выполнять движения, составляющие основу той или иной подвижной игры, то прежде чем ввести ее в практику, необходимо провести занятия по обучению требуемому движению.
- Организация игрового процесса требует тщательной предварительной подготовки. Должно быть подготовлено содержание игры, определена его сюжетная линия. В некоторых ситуациях требуется предварительное заучивание стихотворного текста, сопровождаемое игровое действие. На предварительном этапе, педагогу необходимо ознакомиться со знаниями детей, их двигательными навыками, способностями и возможностями.
- Стимулирование игрового интереса детей. Педагогу необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию желания ребенка принять участие в игре и поддерживать это желание. Детей нужно увлечь игровым процессом различными методами и средствами.
- Пояснение смыслового значения игры зависит от возрастных особенностей детской группы. В младшем дошкольном возрасте, правила игры и ее значение объясняется по ходу игрового действия. Как правило, педагог начинает повествование, предысторию, которая постепенно завлекает детей, и они вступают в игровое действие. В более старшем возрасте, в средней дошкольной группе, педагог рассказывает заранее о смысле игры, ее правилах и знакомит детей с игровыми действиями.
- Не допускается предварительное распределение игровых ролей. Игра не должна иметь форму принуждения и содержать инструкции по применению. Ребенка нужно грамотно привлечь к игре, направить и сформировать желание выбора необходимой игровой роли.
Замечание 2
При этом, роли не должны распределяться так, чтобы ребенок ощущал принуждение и был не согласен с выбором. Для этого, распределять роли можно случайным образом – считалочкой, вытягиванием жребия или же мотивировать детей к выбору определенной роли.
Проведение подвижных игр требует учета основных учебно-воспитательных задач. Игры ориентированы на развитие и совершенствование двигательных навыков детей, приучению их коллективному взаимодействию и соблюдению основных игровых правил. Это помогает воспитывать дисциплинированность детей, их организованность, развивает сдержанность и терпение.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.
Организатор конкурса «Педагогика XXI век. Инновации в действии» Всероссийское СМИ » Педагогика XXI век. Инновации в действии «.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3
E-mail: info@pedagogcentr.ru Телефон: 8 (912) 089-87-43.
Возрастная категория 0+