Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах
Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.
Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре.
Цели и задачи педагога в процессе проведения подвижной игры (ПИ):
В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:
Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Выбор игры
- Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
- Принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
- Выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д.). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
- Нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Сбор детей на игру
Собрать детей на игру можно разными приемами:
- В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
- С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
- Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Создание интереса к игре
Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»
План объяснения игры
- название игры ,
- цель игры ,
- ход игры,
- роль играющих и расположение их на площадке,
- правила игры,
- объяснение игры нужно сопровождать показом.
Организация играющих, объяснение игры
- Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
- В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.
Выбор водящих
Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.
Выделить водящих можно разными способами:
- по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
- способ выбора по жребию (считалка)
- по выбору играющих (коллективное желание детей, обычно выбирают наиболее достойных.)
- по результатам предыдущих игр
Распределение на команды:
- по усмотрению воспитателя,
- путем расчета на 1-2,
- путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
- по назначению капитанов.
Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.
Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.
Проведение игры и руководство ею
Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).
Воспитатель:
- подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры;
- делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей;
- подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко;
- следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз;
- регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно..
Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.
Окончание игры
Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»
В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры.
Подведение итогов п/игры
• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.
• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).
• Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.
• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.
• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).
• Необходимо разобрать ход игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.
Методика проведения подвижных игр в
разных возрастных группах
Подготовила:
воспитатель-методист
Дегтярёва Ю.В.
Методика
проведения подвижных игр в раннем возрасте
Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
С детьми первого года жизни проводятся
игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали»,
«Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость,
удовольствие.
На втором году жизни используются
бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч»,
«Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до
погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля
бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети
выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но
постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.
В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений
увеличивается.
Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры
для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются
домой, автомобили едут и останавливаются).
Количество ролей в играх детей младшего
возраста незначительно (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши
изображают одинаковые персонажи, например педагог — кот, все дети — мыши («Кот
и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается
(до 3-4).
Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси
(«Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.
Постепенно увеличивается количество правил,
усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень
просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1—2), они
связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к
действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой —
возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать
в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.
В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто
раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная
ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего
коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся
соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу
не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).
Подвижные игры
детей младшего возраста часто сопровождаются словами — стихами, песнями, речитативом,
которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и
как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм
и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся
текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором
(«Мы — веселые ребята» и др.)
Текст задает ритм движению. Окончание текста
служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с
тем произнесение слов — это отдых после интенсивных движений.
Методика проведения подвижных игр
в младших, средних группах ДОУ
Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе
воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются
остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку
(зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
Создание интереса к
игре. Прежде всего, нужно создать у детей интерес к
игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения,
испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню
на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в
игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В
частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят:
«Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит воспитатель. — Сегодня мы будем
играть в игру «Перелет птиц». Детям младшей группы можно показать флажок,
зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»
Хороший результат дает и короткий рассказ,
прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.
Организация
играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно
правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит
так, как это нужно для игры (в круг). В младшей группе все объяснения делаются,
как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и
перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах
педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до
начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать
подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а
потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном
проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать
их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким,
точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя,
особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе
игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его
выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как
прыгает зайчик.
Успешное проведение игры во многом зависит
от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей:
застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но
подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные
роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти
роли.
В играх с детьми младшего возраста
воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в
игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой,
поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и
ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть
использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе
заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и
размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а
потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо
группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть
элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).
Разметить площадку для игры можно заранее
либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты
раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и
дети берут их по ходу игры.
Проведение игры и
руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит
воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и
возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей,
тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует
наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой.
Методика проведения подвижных игр в старших, подготовительных
группах ДОУ
Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Сбор детей на игру. С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок,
договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу
ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей
группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям
собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям,
предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее
(отметить, какое звено скорее собралось).
Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому
что всякая задержка снижает интерес к игре.
Создание интереса к
игре. Прежде всего, нужно
создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко
будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например,
прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы,
игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем
вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня
рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит
воспитатель. — Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц».
Организация
играющих, объяснение игры. Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать
около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом
к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в
круг).
Проведение игры и
руководство ею.
В средней и старшей группах воспитатель
вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он
участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).
Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее
эмоциональнее.
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры:
удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах
цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими:
сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.
Воспитатель делает указания, как в ходе
игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако
не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений:
замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе
игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение,
поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у
детей желание точно выполнять правила игры.
Педагог подсказывает, как целесообразнее
выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно
проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что
читать стихи надо выразительно и не слишком громко.
Воспитатель следит за действиями детей и не
допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной
ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и
нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого
ребенка.
Воспитатель регулирует физическую нагрузку,
которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении
игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают
нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на
пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения
движений.
Игры большой подвижности повторяются 3-4
раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время
паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая
продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших
группах до 15 мин в старших.
Окончание игры и подведение итогов. В
младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо
другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах
подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял
ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал
товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам.
Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро
поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно
проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий
раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо
привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает
более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Использованная литература:
- Литвинова М.Ф., Подвижные игры и
упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для
работников дошкольных образовательных учреждений — М.: Линка — Пресс,
2005. - Прищепа С.С., Физическое развитие и
здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ
Сфера, 2009 - Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического
воспитания и развития дошкольников./ М.: 2001
1.
История создания и основные направления
развития «Теории и методики физического
воспитания детей дошкольного возраста».
Предмет
теория и методика физического воспитания
детей разработан российским учёным
Кенеман А.В., издан первый учебник. Первые
исследования проведены А. И. Быковой в
1994 г. Она выделила круг задач, которые
должны определять содержание физ.
воспитания детей: оздоровительная и
воспитательная.
Е.Леви
– Гориневская –
разработала методику «обучения детей
движениям», исследовала особенности
движений мальчиков и девочек, показала
возможность дифференцированного
обучения дошкольников движениям,
обращалось внимание на создание
гигиенических условий.
Т.И.
Осокина
в 1977г. Разработана программа физ.
воспитания ребёнка дошк-го возраста,
дополнила содержание задач физ-го
воспитания детей; доработана и сделана
более совершенной методика обучения
детей основным видам движений (ходьба,
метание, лазанье, бег, прыжки). Предложена
новая методика обучения детей спортивным
играм и упражнениям. Зимние виды: катание
на санках, лыжах, скольжение; летние
виды: езда на двухколёсном велосипеде,
плавание.
Тимофеева
– внесла вклад в методику организации
и проведения с детьми подвижных игр. Ею
разработана методика проведения
подвижных игр с детьми младшего дошк.
возраста (1988).
В
разработку содержания и методов
физического воспитания детей дошкольного
возраста большой вклад внесли крупные
советские ученые: Е. А. Аркин, Л. И.
Чулицкая, Е. Г. Леви-Гориневская, А. И.
Быкова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина и
др.
Многочисленные
исследования по закаливанию — Е. Г.
Леви-Гориневской, В. П. Спириной, Н. М.
Аксариной, З. С. Уваровой и др.
Белорусские
исследователи – З. И. Ермакова первая
защитила диссертацию в Белоруссии —
проблема: «Двигательная активность
детей дошкольного возраста». Л. В.
Карманова ввела в систему физ. воспитания
детей ежедневные физические занятия.
В. А. Шишкина раскрыв вопросы двигательной
активности детей – создала ряд
методических пособий: «За здоровьем в
детский сад», «Система физического
воспитания дошкольников», «Азбука
движения малыша».
1.
Выбор игры:
—
фактор: возраст, сезон, погодные условия,
тематика, содержание, температурный
режим.
—
место проведения: помещение, на свежем
воздухе.
– двигательная
задача: Прыжки с разбега («Волк во рву»).
2
компонент – подготовка к игре:
а)
подготовка педагога – сделать разметку,
выбрать цель, собрать детей на том месте,
где начинается игра, способ сбора детей,
выделить правила игры.
б)
подготовка детей –познакомить с новыми
понятиями; использовать чтение сказок,
худ.литер-ры.
в)
подготовка места – игрушки, атрибуты,
предметы – подбор.
г)
условия проведения – соблюдение
санитарно – гигиенических норм,
проветривание.
Сбор
детей на игру
– он занимает 1-2 мин.
В
младшем возрасте педагог сам собирает
детей;
В
среднем – «зазывалка»;
В
старшем – использование зазывалок
лидером группы.
Способ
создания интереса к игре.
В
мл.в. – худ. слово, чтение четверостишия,
потешки, песенки, показать игрушку
соответствующую содержанию игры,
атрибуты, сюжетный рассказ, наблюдение.
Средний
– те-же приёмы, можно включить загадку
по сюжету игры, краткая беседа по сюжету
игры.
Старший
– худ.слово, загадка, краткая беседа с
опорой на опыт детей (например, серый
кот –завелись мышки, что мне делать).
Объяснение
игры:
Мл.в.-
поэтапно, осуществляется по ходу игры.
Ср.
в.- частичное объяснение сути через
образный рассказ, остальное по ходу
игры.
Ст.
в.- предварительное объяснение от начала
до конца- а) кратко, чётко сформулировать
суть игры; б) последовательно объяснить
действия и все правила.
Руководство
игрой:
Мл.в.-
прямое, педагог участвует в игре от
начала до конца.
Ср.
в. – как прямое, так и косвенное – в
знакомых играх – играть учат самостоятельно,
новая подвижная игра-прямое руководство.
Ст.
в. – преобладает косвенное, исключение,
если новая, разучивание текста, нехватка
пары. Текст разучивается по ходу игры,
новые игры разучиваются на первой
прогулке.
Анализ
подвижной игры:
Мл.в.
— Только поощряем, в анализе подчеркнуть
движение, рефлексия – закрепление
названия.
Ср.
в. – звучит общая положительная оценка,
все молодцы, выделяем тех детей, кто
правильно выполнял движения и поддерживаем
тех, кто не очень выполнял движения.
Рефлексия – обязательна элемент
математики – присутствует.
Ст.в.
– элемент математики входит точно дать
характеристику выполнению правил,
двигательным действиям. Дать возможность
высказаться детям.
3. Система физического воспитания детей дошкольного возраста.
Система
физического воспитания представляет
собой единство цели, задач, средств,
форм и методов работы, направленных на
укрепление здоровья и всестороннее
физическое развитие детей. Система
физического воспитания с учетом
возрастных и психологических
особенностей детей.
Целью физического
воспитания является формирование у
детей основ ЗОЖ.
В
процессе физического воспитания
осуществляются оздоровительные,
образовательные и воспитательные
задачи.
Среди оздоровительных
задач особое
место занимает охрана жизни и укрепление
здоровья детей, их всестороннее
физическое развитие, совершенствование
функций организма, повышение активности
и общей работоспособности.
Учитывая
специфику возраста, оздоровительные
задачи определяются в более конкретной
форме: помогать формированию изгиба
позвоночника, развитию сводов стопы;
способность развитию всех групп мышц;
совершенствованию деятельности
сердечнососудистой и дыхательной
систем, правильному функционированию
внутренних органов, развитию центральной
нервной системы, органов чувств.
Образовательные
задачи предусматривают
формирование у детей двигательных
умений и навыков, развитие физических
качеств; получение элементарных знаний
о своем организме;
роли физических упражнений в его
жизнедеятельности, способах укрепления
собственного здоровья.
Воспитательные
задачи направлены
на разностороннее развитие детей
(умственное, нравственное, эстетическое,
трудовое), формирование у них интереса
и потребности к систематическим занятиям
физическими упражнениями.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #