Методика руководства трудом детей в природе в разных возрастных группах

Разнообразный
труд в природе доставляет детям много
радости и содействует их всестороннему
развитию. В процессе труда воспитываются
любовь

к природе, бережное и заботливое отношение
к ней. У детей развиваются интерес к
трудовой деятельности, сознательное,
ответственное отношение к природе. В
коллективе дети приучаются трудиться
сообща, помогать друг другу.

Труд
в природе имеет большое образовательное
значение
.
В процессе труда в природе у детей
формируются знания
о растениях. В процессе труда формируются
практические
навыки
ухода

за растениями, развиваются интеллектуальные
умения.
Ребенка младшего
дошкольного

возраста приучают к выполнению простейших
поручений взрослых; с помощью воспитателя
кормить рыб, птиц, кроликов, поливать
комнатные растения, вытирать большие
листья, сеять крупные семена цветов,
сажать лук, поливать растения на грядках,
собирать овощи *

Дошкольники
средней
группы

выполняют трудовые поручения
самостоятельно, заботятся о растениях
и животных. У них нужно воспитывать
настойчивость и привычку прилагать
трудовые усилия для достижения цели,
навыки несложной коллективной работы.
Детей этого возраста необходимо
постепенно готовить к пониманию того,
что для жизни и роста растений нужно
создавать благоприятные условия. У
старших
дошкольников

(5―7 лет) необходимо воспитывать привычку
работать по собственному почину, а не
только по предложению воспитателя,
выполнять работу старательно, аккуратно,
беречь материалы и предметы труда,
убирать их на место после работы,
воспитывать готовность участвовать в
совместной трудовой деятельности
наравне со всеми, не избегая неприятной
работы, умение сговариваться, распределять
обязанности для выполнения работы,
дружно работать, помогая друг другу,
добиваться качественного выполнения
работы.

9.Методика проведения экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой.

Под
словом «эксперимент»
понимается совместная работа воспита­
теля
и детей, направленная на решение
познавательных задач,
возникающих
в учебной деятельности, в повседневной
жизни,
в
игре и труде, в процессе познания мира
.
Эксперимент
предполагает высокую активность и
самостоятельность детей,
открытие новых знаний и способов
познания.

Эксперимент
начинается с постановки
воспитате­
лем
и принятия детьми познавательной задачи
.
Затем осуществля­ется
ее первичный анализ и выдвигаются
предположения
,
отбира­ются
способы проверки предположений
,
выдвинутых детьми, осуществляется
их проверка
.
Завершается поисковая деятель­ность
анализом
полученных в ходе проверки результатов
и
формулированием
выводов.

Важным
условием постанов­
ки
познавательных задач является создание
проблемных ситуа­
ций
на природоведческих занятиях или в
разнообразной деятель­
ности,
связанной с природой (труд, наблюдения,
игры).

Проблемная
ситуация возникает, когда задача
поставлена,
но
сразу решить ее дети не могут
,
Возникший у детей в ходе анализа ситуаций
и выдвиже­ния
предположений интерес к решению задачи
следует использовать
для
отбора способов проверки предполо­жений
.

Дети
могут предложить разные способы проверки.
Предла­гает
их и воспитатель. Ими могут быть
кратковременные
рас­познающие наблюдения, длительные
сравнительные наблюде­
ния,
элементарные опыты, демонстрация
моделей, эвристи­
ческие
беседы
.
Для установления причин явлений, связей
и отношений
между
предметами и явлениями используются
опыты
.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.3 «Труд детей на природе. Виды и содержание труда в разных возрастных группах», в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.

Результат изучения темы: раскрывает роль видов труда в формировании навыков природоохранной деятельности детей; называет виды труда и характеризует содержание труда в природе в разных возрастных группах; раскрывает педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе; характеризует формы организации труда в природе, раскрывает методику руководство трудом в разных возрастных группах.

Ключевые вопросы: значение труда в природе в формировании природоохранной деятельности; виды и содержание труда в природе в разных возрастных группах; требования к организации труда; формы организации труда детей в природе; методика руководство трудом в природе в разных возрастных группах.

ТЕМА 3. 3 «ТРУД ДЕТЕЙ НА ПРИРОДЕ. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»

ПЛАН:

  1. Воспитательно-образовательное значение труда в природе.

  2. Виды усложнения содержания труда в природе в разных возрастных группах.

  3. Педагогические и гигиенические требования к организации труда.

  4. Формы организации труда.

  5. Методические рекомендации по организации труда детей в природе.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ

  • Образовательное значение:

  1. Получают знания об окружающей природе: растениях, их строении, росте, требованиях к экофакторам, способе выращивания; и о животных: внешнем виде, особенностях питания, размножения, способах перемещения, приспособлениях к условиям жизни и сезонным изменениям.

  2. Учат устанавливать причинно-следственные связи и зависимости: между живой и неживой природой.

  3. В труде создаются условия для сенсорного развития детей.

  4. Формируются трудовые умения и навыки по выращиванию растений, уходу за животными.

  • Развивающее значение:

  1. Развивается наблюдательность, любознательность, другие психологические процессы.

  • Воспитательное значение:

  1. Заботливое отношение к животным, доброта, сочувствие.

  2. Ответственное отношение к труду, инициативность, самостоятельность, коллективизм.

  3. Физическое и эстетическое воспитание.

  1. ВИДЫ УСЛОЖНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДА В ПРИРОДЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

  1. По месту проведения:

  • Внутренняя экологическая зона (уголок природы)

  • Внешняя экологическая зона (земельный участок: огород и цветник)

2.По содержанию:

  • По выращиванию растений

  • По уходу за животными

  • Некоторые виды хозяйственно – бытового труда (уборка снега)

3.По форме организации детей:

  • Поручения

  • Дежурства

  • Коллективный труд

Возрастная группа

Труд в уголке природы

Труд на земельном участке

Выращивание растений

Уход за животными

Хозяйственно- бытовой труд

На огороде, клумбе, в саду.

младшая группа

Вызвать интерес к действиям по уходу за растениями, с помощью взрослых:

— полить комнатные растения,

— протиреть крупные листья

Вызвать у детей интерес к животным, к действиям по уходу за ними, с помощью взрослых:

— покормить рыб и птиц.

Вызвать у детей желание

— ставить и класть на место предметы быта,

— убирать игрушки,

— поддерживать одежду в порядке.

— поливать растения на грядках,

— собирать овощи.

средняя группа

— мыть горшки,

— рыхлить почву,

— опрыскивать и протирать листья кисточкой.

— мыть стенки аквариума,

— давать корм и воду.

— собирать листья и мусор с участка,

— расчищать дорожки от снега,

— мыть выносные игрушки.

— рыхлить почву на грядках,

— собирать урожай,

— сажать луковицы лука,

— сеять крупные семена.

старшая группа

— переваливать растения,

— пересаживать растения,

— подвязывать по необходимости, — черенковать растения.

-самостоятельно кормить рыб и животных в уголке природы,

— убирать остатки корма, -самостоятельно готовить корм, — заготавливать корм на зиму,

-чистить клетки,

— менять воду в аквариуме.

— убирать участок соответственно сезону,

— подметать дорожки, веранду,

— расчищать снег,

— перекапывать песок в песочнице,

— помогать выносить игровой материал.

— прополка огорода,

— перекопка почвы,

— пересадка растений,

— подкормка растений,

— окучивать картофель.

3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Педагогические требования:

  1. Труд должен быть разнообразным по содержанию;

  2. Должен сочетаться с наблюдением, а не быть самоцелью (в процессе труда необходимо формировать практические умения, навыки в единстве со знаниями);

  3. Необходимо добиваться осознанного отношения к труду, дети должны понимать общественную значимость труда. Для этого необходимо раскрывать перед детьми цель, результат и способы их достижения.

  4. Труд должен быть систематический и только тогда он будет педагогически ценен. Воспитатель должен присоединяться к труду каждого ребёнка.

  5. Трудовая деятельность в природе должна постепенно усложняться.

Гигиенические требования: (направлены на охрану здоровья детей, связаны с дозировкой физической нагрузки, подбором орудий труда).

  1. Труд должен выполняться в гигиенически созданных условиях — предыдущая уборка, столы закрыты пленкой, свет.

  2. Орудия труда должны соответствовать росту и возрасту детей, быть яркими.

  3. Продолжительность труда (от характера труда, возраста детей)

Трудоёмкие операции: уборка снега, вскапывание земли, прополка:

Младшая группа — 5-7 мин.

Средняя группа — 10-15 мин. (с отдыхом).

Старшая группа — 15-25 мин.

Летом, когда жарко и зимой, когда холодно дети не трудятся.

4. Поза детей правильная;

5.Чередование видов работ (дети меньше устают, воздействует на разные группы мышц, разные анализаторы)

6. После труда вымыть руки.

4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПРИРОДЕ

  1. Поручения;

  2. Дежурство;

  3. Коллективный труд.

Поручения – возложение на детей определённого задания, которое он должен выполнить сам или с помощью взрослого (во всех возрастных группах).

Поручения необходимо связывать с интересными наблюдениями.

  • По продолжительности:

— кратковременные (младшая группа)

— продолжительные (старшая группа)

  • По степени самостоятельности:

— с помощью воспитателя (младшая группа)

— под словесным руководством (средняя группа)

— самостоятельно под контролем (старшая группа)

  • По объёму:

— простые (1-3 операции)

— сложные (множество последовательных операций).

Коллективный труд – наиболее сложная форма организации работы. Чаще на занятиях, когда трудовые операции вводятся впервые или во 2-й половине дня.

Виды коллективного труда:

— труд рядом (младшая группа) – одинаковые действия выполняются одновременно. Связаны местом работы. Не зависят один от одного. Каждый трудится в своём темпе (посадка лука).

— общий труд – дети выполняют общую работу, но задания у всех разные (уборка уголка природы).

— совместный труд (труд по конвейеру) – делиться на ряд операций, дети зависят друг от друга. Характерно неодновременное включение в процесс труда. Последнему ребёнку нужно дать промежуточное, дополнительное задание (уборка снега на участке).

Дежурство — требует от ребенка большой степени самостоятельности. Имеет большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Вводится в старшем дошкольном возрасте.

5.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ

Особенности труда детей в природе обусловлены:

  1. Возрастными особенностями (физические, психические);

  2. Спецификой труда в природе.

Особенности труда в природе:

  1. Продолжительное время действия детей проходят в игровом плане, работа проходит в игре (младшая и средняя группы).

  2. Детей младшей и средней группы интересует и забавляет не результат действия, а сам процесс трудовых действий.

  3. В среднем и старшем возрасте интересует не только процесс действий, но и сам результат.

  4. Действия детей сначала поспешные, недостаточно уточнённые, часто не заканчиваются, переходят в игру. Дети не стремятся к высокому качеству труда, так как недостаточно понимают значение работы.

  5. Детей может заинтересовать общий темп (тогда они не чувствуют усталости).

Учитывая эти особенности, воспитатель должен соответственно выстраивать свою работу:

— строго дозировать физическую нагрузку и время работы;

— своевременно использовать интерес и стремление к трудовым процессам, помочь усвоить роль каждой трудовой операции;

— сделать труд интересным.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями, развиваются интеллектуальные умения. Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых; с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, кроликов, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Дети средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия.

У детей старшего дошкольного возраста (5―7 лет) необходимо воспитывать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы, умение сговариваться, распределять обязанности для выполнения работы, дружно работать, помогая друг другу, добиваться качественного выполнения работы.

Методы трудового воспитания:

Игровой метод

Метод наглядный

Метод словесный

Практический

Приемы

Приемы

Приемы

Приемы

— игровая ситуация

наблюдение за трудом взрослого

объяснение предстоящей деятельности

Совместное выполнение действии с ребенком

сюжетно-ролевые игры «Научим Хрюшу умываться»

демонстрация наиболее сложных моментов в работе;

Оценка трудовой деятельности детей

Самостоятельная трудовая деятельность (выполнение трудового действия по этапам)

игровое упражнение «Помоги Незнайке …»

Рассматривание сюжетных картинок, тематических альбомов о труде взрослых в природе

Чтение художественных произведений о труде взрослых

дидактические игры: «Накроем стол для кукол» ,

«Кому это нужно», «Угадайте, что я делаю

Детальный показ действий

Схемы –модели, пооперационные карты

ВАЖНО:

  • В начале работы необходимо создавать эмоциональное отношение к труду (художественно слово)

  • Труд связать с интересными опытами

  • Показать наглядно результат действий (выставка огородных культур)

  • Давать больше самостоятельности в выполнении работы

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка.

Таким образом, в процессе руководства трудом в природе используем наглядный, словесный и практический методы.

ВИДЫ РАБОТЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2019 г.):

УХОД ЗА РАСТЕНИЯМИ

Младшая группа (2-3 года): совместно со взрослым ухаживать за растениями

Младшая группа (3-4 года): выполнять элементарные трудовые операции в уголке природы (вытирать пыль с крупных кожистых листьев комнатных растений, поливать комнатные растения)

Выполнять трудовые действия на огороде (поливать растения на грядках, сажать лук, собирать овощи).

Средняя группа: сеять семена крупной и средней величины (бобы, фасоль, настурцию, тыкву, горох, редис, свеклу) сажать луковицы репчатого лука тюльпанов, нарциссов; самостоятельно поливать, рыхлить почву между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем; собирать урожай:

Старшая группа: свёкла, огурцы и горох, укроп, салат (семена смешивают с песком)

Старшая группа: пересаживать комнатные растения, выращивать рассаду капусты, томатов, цветов, сеять семена в ящик, пикировать и высаживать рассаду в грунт, перекапывать почву в огороде и цветнике, пересаживать растения из грунта в уголок природы, сажать и пересаживать многолетние растения цветника, поливать растения в зависимости от условий и потребностей.

УХОД ЗА ЖИВОТНЫМИ

Младшая группа (2-3 года): совместно со взрослым ухаживать за животными.

Младшая группа (3-4 года): выполнять элементарные трудовые операции в уголке природы (кормить рыбок, птиц).

Средняя группа: совместно со взрослым осуществлять уход за животными уголка природы: кормить и поить животных, класть готовый корм в кормушки, мыть поилки, поддоны, чистить клетки, кормушки, подкармливать зимующих птиц. Совместно со взрослым менять воду в аквариуме, приводить в порядок инвентарь, который использовался в процессе труда.

Старшая группа: выполнять различные поручения, связанные с животными уголка природы (самостоятельно кормить животных, систематически менять воду и убирать остатки корма, готовить корм для животных, совместно со взрослым заготавливать корм для животных на зиму); самостоятельно добросовестно выполнять обязанности дежурного в уголке природы (кормить животных)

Приложение 1

Приложение 2

Литература:

  1. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с

  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.

  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 184 с.

  4. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде. — М., Просвещение, 1990.

Труд в природе. Его определение и значение в решении вопросов воспитания ребенка дошкольного возраста.

В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей. Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества. В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих Связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, Подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Методика руководства трудом в природе в разных возрастных группах.

Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей:

в младшей группе — в пределах 5—7 мин.

в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда.

в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда

Младшие группы. Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.

Вовторой младшей группе возможно организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» — дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду. Во второй младшей группе возможно организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу. При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции ( но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями. Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения. Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть. В средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства труда в природе.

Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения — ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д. В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость. Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового и интересного заметили в развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную дежурными, высказывают суждения о её качестве. Значительно усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания. Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно — образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их (астра, 1;2;3 георгина и т. д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды, лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию. Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет детей, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу. По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа. Каждый ребенок при этом получает отдельное задание. Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Например, каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений. В результате все вместе сделали растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей. Процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляют один из участников или группа детей. Каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше. Например, одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третЗьи делают грядки). Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

8

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/298371-trud-v-prirode-ego-opredelenie-i-znachenie-v-

Труд в природе.

Труд в уголке природы.

1. Значение труда в природе.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся:

  1. со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
  2. усваивают способы установки этих свойств.

 Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.  

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

1.Труд в природе способствует развитию у детей:

  • наблюдательности;
  • любознательности;
  • пытливости;
  • вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека;
  • уважение к людям труда.

 2.В процессе труда формируются:

  • практические навыки ухода за растениями и животными;
  • развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты;
  • намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда;
  • оценивать результаты и т. д.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем трудиться, устойчивого интереса  к труду.

  2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе.

 Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.

2.1. Педагогические требования к организации труда в природе.

  • Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда:

а) уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями;

б) выращивание растений в уголке природы,

в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).

 Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

  • В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно  называть их   (астра, георгина и т. д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке
    цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их
    рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку.
    При такой организации труда ребенок приобретает не только
    навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.
  • Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
  • Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
  • Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

2.1. Гигиенические требования к организации труда в природе.

  • Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5-7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15-25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.
  • Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды, лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (Например, рыхление почвы с подноской воды).
  •  Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

  3.Формы организации труда в природе.

 Труд детей в природе организуют в форме:

  1. индивидуальных поручений;
  2. коллективного труда;
  3. дежурства.

3.1. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При
индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам.

Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым
действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение, трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

3.2. Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые Навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как:

 а) труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа. Каждый ребенок при этом получает отдельное задание. Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Например, каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений. В результате все вместе сделали растения чистыми) и

 б) труд совместный (в труде участвуют несколько детей. Процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляют один из участников или группа детей. Каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше. Например, одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки).

3.3. Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда и т. д.

4. Содержание труда и методика руководства им в разных возрастных группах.

4.1. Содержание труда и методика руководства им в младших группах.

 1-ая младшая группа. Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.

Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), Поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу.

Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы. Корм и его дозировку определяет воспитатель.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Например,  посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. Труд этот будет организован как труд рядом.

Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания.

Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. 

Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

4.2. Содержание труда и методика руководства им в средней группе.

Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с опушенными листьями, с листьями, имеющими зазубрины, с мелкими листьями (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой),  рыхлить землю в цветочных горшках.  Дети овладевают первоначальными умениями выращивать растения: помогают взрослым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю), сажают крупные семена и луковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, прогадывают грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (салат, лук).

Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.

Они приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки).

В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2-3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2-3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей, с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.

Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать
необходимость проведения того иди иного трудового процесса.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом.

 При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа.

 Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям.

 Меняется, и характер оценки труда. 

Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.

Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить и т. д.

4.3. Содержание труда и методика руководства им в старшей и подготовительной к школе группах.

Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Дети продолжают ухаживать за животными — обитателями уголка природы, за мелкими домашними животными, живущими на участке детского сада; подготавливают корм и кормят рыбок, птиц, зверьков, моют поилки и кормушки, чистят клетки для птиц. Воспитанники подготовительной к школе группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости того или иного способа ухода, умение устанавливать связь между теми условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.

Овладение трудовой деятельностью в старшей и подготовительной к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо:

  • сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу;
  • представлять результат ее выполнения;
  • определять последовательность трудовых операций;
  • отбирать необходимый материал;
  • самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых.

 Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств — до двух дней, возможно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитости, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируются на доске дежурных.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование у них необходимых навыков и умений по уходу за животными и растениями, организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том, кто что будет делать и в какой последовательности.

 Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т. д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.

 Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств.

 К оценке привлекаются все дети. 

При оценке дежурств следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные  проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

 При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и поведении животных.

По сравнению с предыдущим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда. Здесь имеет место общий труд и труд совместный:

1) При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий. Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т. д.

2) Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение:  что   необходимо   выполнить  и   как.   Показ   способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.        

В связи с общим развитием детей становится возможным показывать трудовой процесс, который надлежит выполнить. Дети повторяют наиболее сложные операции.

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы
прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения
выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группах является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Город филиппинского руководства
  • Мелирование волос с фольгой в домашних условиях видео пошаговая инструкция
  • Слабительные свечи бисакодил инструкция по применению взрослым
  • Холодильник индезит инструкция по эксплуатации разморозка двухкамерный на русском
  • Меновазин инструкция по применению мазь от чего помогает взрослым цена