Методика руководства трудом дошкольников в природе

Труд в природе
организуется в форме поручений,
коллективного труда и дежурств. Выбор
форм зависит от

— объема работы.
При небольшом объеме работы выбирают
индивидуальные поручения, дежурства,
при большом – коллективный труд,
групповые поручения.

— возраста детей.
В младшем возрасте предпочтение отдается
индивидуальным поручениям, в среднем
– групповым поручениям и коллективному
труду, в старшем – дежурствам и
коллективному труду.

* подробную
информацию о формах организации труда
в природе смотри в контрольных работах
студентов

а) трудовые
поручения

  • Используются во
    всех группах

  • Особое значение
    имеет в младшем дошкольном возрасте,
    когда деятельность только осваивается

  • У педагога есть
    возможность научить ребенка трудовым
    действиям, оказать ему помощь,
    проконтролировать выполнение трудовой
    операции, оценить деятельность, учесть
    индивидуальные особенности ребенка

  • Весь процесс
    выполнения поручения ребенок выполняет
    сам.

Все это способствует
формированию трудовых умений, воспитанию
ответственности за порученное дело,
настойчивости, аккуратности, привычки
к трудовому усилию.

б) коллективный
труд

  • Используется в
    работе с детьми среднего дошкольного
    возраста

  • Дает возможность
    формировать трудовых навыки у всех
    детей группы

  • Объединяет детей

  • Формирует умение
    принимать общую цель труда, договариваться,
    планировать, согласовывать действия

  • Помогать друг
    другу

  • Оценивать работу.

По своей структуре
коллективный труд может быть организован
как общий и совместный.

Общий труд

  • Участвует вся
    группа детей

  • Каждый получает
    свое задание

  • Результаты труда
    всех детей объединяются в один общий
    результат.

Например, каждый
ребенок удаляет пыль с листовой
поверхности растений — результат –все
растения уголка природы стали чистыми.

Совместный
труд

  • Участвует группа
    детей

  • Процесс труда
    разделен на операции, каждая из которых
    осуществляется одним из участников
    или группой детей

  • Каждый ребенок
    выполняет свою операцию и передает
    объект труда дальше.

Например, одни
дети перекапывают землю, другие
разравнивают, третьи делают грядки и
т.д.

в) дежурства в
уголке природы

  • Используется в
    работе с детьми старшего дошкольного
    возраста

  • Предполагает
    поочередное выполнение дежурными
    постоянного и определенного круга
    обязанностей

  • Совершенствуются
    навыки труда в природе

  • Формируются
    общественные мотивы труда.

Вопрос 5. Методика руководства трудом детей в природе

В процессе
организации труда в природе, используются
3 группы методов

1 группа – методы,
направленные на воспитание положительного
отношения к труду в природе.

Эмоционально-положительное
состояние в процессе труда позволяет
мобилизовать усилия для решения
поставленных задач, для достижения
цели.

Эмоционально-положительного
состояния можно добиться

— физической
нагрузкой

— ожиданием
предстоящего результата

— сознанием
собственных умений и своего значения,
как члена работающего коллектива

— форма организации
руда (кол. труд)

— внешний вид орудий
труда (красивая леечка, лопатка, грабли).

Методы:

— внесение во время
труда элементов игры

— применение
потешек, считалок, песенок, коротких
стихов, загадок

— ориентация на
промежуточный результат с напоминанием
конечной цели. Четко определенный объем
работы является залогом ее успешного
выполнения

— совместная
деятельность взрослого и ребенка

— сравнение
результатов. Педагог показывает объем
выполненной работы и сравнивает время,
необходимое для выполнения этого объема
одним человеком и работающим коллективом.

— метод эмоциональных
сопереживаний. Этот метод позволяет
вызвать радость от полученного результата.
Ребенок испытывает чувство благополучия
от того, что потребности растений или
животных, как живого существа удовлетворены.

— дифференцированная
оценка результатов труда. Для детей с
низким уровнем сформированности
положительного отношения к труду
похвальным является даже сам факт
участия в работе. Для детей с повышенным
уровнем педагог отмечает достижение
результата, а затем и качества выполнения
задания.

— прием предвосхищения
результатов труда. Это создает у детей
яркие представления о предполагаемом
результате и будущей радости, связанной
с ее получением.

2 группа – методы,
направленные на развитие структурных
компонентов трудовой деятельности.

— разъяснение
того, что вначале труда надо тщательно
приготовить рабочее место. В практике
работы нередко педагог сам заранее
готовит все необходимое. Тем самым
лишает возможности формировать у детей
умения планировать , организовывать
свою деятельность

— Показ

— Вопросы

— Упражнение

— совместное
выполнениедействий со взрослым

Обсуждение
результатов

соревнование

3 группа – методы,
направленные на развитие личности
ребенка в процессе труда в природе:

— оказание помощи

— разъяснение
нравственных правил в процессе труда
в природе

— обсуждение
результатов труда. Наряду с обсуждением
положительных примеров необходимо
привлекать внимание детей к отдельным
недостаткам. Однако делат замечания
мягко, доброжелательно, выражая
уверенность, что дети постараются
работать лучше. Например, «Света тщательно
промыла растения, быстро работала, не
отвлекалась, но делала все небрежно: то
на себя пролила, то на пол. Надо быть
аккуратнее»

— объяснение
необходимости работать качественно

— показ преимуществ
коллективного труда

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема 2. Труд детей в природе: его организация и экологический подход.

План

  1. Экологический подход к организации труда в природе……………..2
  2. Виды труда в природе…………………………………………………..7
  3. Руководство воспитателя трудом старших дошкольников…………..9
  4. Провести самоанализ (анализ) организации труда детей в природе..11
  1. Экологический подход к организации труда в природе.

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой являются живые существа ― мир растений и животных, человек.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.

Непосредственно, с помощью органов чувств ребенок воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Так, в процессе ухода за растениями и животными живого уголка:

— дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

— учатся сравнительному анализу: сравнивая животных, они учатся находить сходство и различие между ними; общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения.

Полученные знания и умения дошкольники используют на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней, проявлять добрые дела и поступки, когда это необходимо, а этому способствуют знания детей о том как ухаживать за растениями и животными, как создать им условия для благоприятного роста и развития. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. При знакомстве с природой дети учатся чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Дети восторгаются красотой комнатных растений, находящихся в группе, замечают красоту цветов и листьев; с восторгом относятся к красивым рыбкам, помещенным в аквариуме и т.д.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (один любит поливать растения, другой – кормить животных), Реально же в учреждениях дошкольного образования дети независимо от настроения, желания обязаны под руководством педагога все вместе в данный конкретный момент поливать растения или вскапывать грядки. В то же время сами взрослые люди далеко неоднозначно относятся к выращиванию комнатных растений и содержанию животных. У взрослого человека есть право выбора разных видов трудовой деятельности, ребенок же в учреждении дошкольного образования такого права лишен, что резко снижает его интерес к самому процессу ухода за объектами живой природы.

Перед началом трудовой деятельности выработать у ребенка эмоционально положительное отношение к объекту, показать, что этот объект живой, что он нуждается в бережном отношении именно этого ребенка («без твоей помощи растение может засохнуть, а морская свинка погибнет, если ей не давать воды и пищи»). Объяснить детям необходимость именно таких действий по отношению к объектам природы (почему животных нужно регулярно кормить, а растения – поливать и т.д.). В результате дети ощущают значимости своих действий, у них формируется чувство ответственности за состояние природных объектов.

Специалистами доказано, что у девочек и мальчиков существуют значительные отличия в восприятии окружающего мира, мотивации поведения и т.п. Эти отличия ярко проявляются и в отношении к труду в природе. В процессе опроса педагогов дошкольных учреждений было выявлено, что они замечают значительные отличия в восприятии окружающего мира, мотивации поведения и т.п. у девочек и мальчиков. Девочки больше склонны к длительному ухаживанию за растениями, с удовольствием протирают листья, пересаживают, поливают растения, тогда как мальчики предпочитают более динамичные виды деятельности и чаще выбирают уход за животными, а не растениями. Учитывая это, педагог должен подходить к организации трудовой деятельности ребенка с позиции вариативности, предлагая детям разные ее виды.

Следует изменить содержание труда в природе и отношение к нему. В основу организации труда в природе следует положить биоцентрический подход, при котором в центре внимания оказывается природа, а человек рассматривается как ее часть.

Самый распространенный объект в детском саду — аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и заселенный аквариум — это модель природного водоема, миниэкосистема, в которой все компоненты (вода, освещение, растения, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие.

Птицы, так же как и рыбы, — частые обитатели уголков природы в детском саду. Их содержат в больших клетках (или вольерах): им нужно воздушное пространство для полета или порхания. Клетка должна быть установлена в светлом, спокойном месте. Птицы бодрствуют в световой день, поэтому они активны при ярком свете. Птицы очень пугливы и осторожны — в неудачно расположенной клетке (например, на проходе или в игровом уголке) у них постоянно тревожное состояние (в отдельных случаях испуг может вызвать шок и гибель).

Также в живом уголке могут присутствовать рептилии (черепахи) и млекопитающие (морские свинки, хомячки).

Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость — листья испаряют влагу, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очищают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Это особенно значимо для детского сада. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом — именно днем (на свету), когда присутствуют дети, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.

Совместная организационно-хозяйственная,трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота и взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.

Дошкольники могут стать участниками деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых; посредством своего практического участия.

В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности — создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малышей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможной дежурство детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу.

Таким образом, в процессе экологического воспитания, у детей воспитывается любовь к природе и бережное к ней отношение.

2. Виды труда в природе.

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся:

  1. со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
  2. усваивают способы установки этих свойств.

 Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.  

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.

В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями и животными; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. д.

Требования к организации труда в природе.

 Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.

Педагогические требования к организации труда в природе.

  • Организация разнообразного по содержанию труда:

а) уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями;

б) выращивание растений в уголке природы,

в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).

  • В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.
  • Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
  • Трудовая деятельность детей в природе должна систематически  усложняться.
  • Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

  • Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.
  • Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде.  С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.
  •  Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

Формы организации труда в природе.

 Труд детей в природе организуют в следующих формах:

Индивидуальные поручения  — применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.

Коллективный труд в природе — дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться и т.д..

По своей структуре коллективный труд может быть организован как:

 а) труд общий;   б) труд совместный.

Дежурства — предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.

3. Руководство воспитателя трудом старших дошкольников.

Воспитанники старшего дошкольного возраста под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Воспитанники подготовительной группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости способа ухода, умение устанавливать связь между условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.

Овладение трудовой деятельностью в старших и подготовительных к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных. Одновременно дежурят 2- 4 человека.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы . Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь инвентарь.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное — и окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.

В зависимости от отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его нравственных качеств, т. е. отношении ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. п.), к своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. п.), что является показателем становления и развития его нравственных качеств.

4. Самоанализ организации труда детей в природе.

Организацию труда детей в природе проводила с детьми старшей группы, возраст 5.10-6.0 лет. Присутствовало 13 детей.

Подготовила методическую разработку  на тему «Поможем растениям в уголке природы»; конверт с письмом; растения уголка природы; инвентарь для работы; схемы обозначающие вид инвентаря; схемы — карточки с уловными обозначениями необходимых условий для роста растений; лейки, распылитель, ванночки, фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки. Расставила столы, так чтобы детям было удобно.

В предварительной работе с детьми проводились: наблюдение за растением уголка природы (особенности внешнего вида, строение, наблюдение в благоприятном и неблагоприятном состояниях (эксперементирование) наблюдение за трудом воспитателя, знакомство с моделью трудового процесса). Беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.

Перед трудом детей в уголке природы были соблюдены санитарно – гигиенические условия: сделана помощником воспитателя влажная уборка в групповой комнате; угловое проветривание (в это время дети находились в музыкальном зале). Мебель расставлена так, чтобы во время труда ребёнку было комфортно на протяжении всей деятельности.

Материал, наглядное пособие, оборудование для деятельности было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.

Интеграция образовательных областей: познавательная, социально –коммуникативная, речевая.

Программное содержание:

Цель: Развивать интерес у детей к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

В вводной части решалась задача познавательного развития: воспитывать у детей интерес к растениям.

В основной части решались задачи: познавательного развития:  уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы. Упражнять детей в умении определять растения нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий; воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними. Социально-коммуникативного развития: закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками; закреплять знания о действиях с инвентарем, развивать культуру трудовой деятельности, любознательность. Речевого развития: развивать диалогическую речь.

В заключительной части решалась задача речевого развития: развивать диалогическую речь.

Цель, задачи организации труда детей соответствует программным требованиям возрастной группы («Программа воспитания и обучения в детском саду» под. редакцией М. А. Васильевой) .

Длительность деятельности – 25 минут. Вводная часть – 3 мин. ; основная часть – 18мин. ; заключительная часть – 4 мин.

Длительность составила требованиям программы.

В вводной части для создания интереса к теме, использовала приём — сюрпризный момент (письмо) .

В основной части НОД использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение. Присутствовала индивидуальная работа с детьми в основной части – давала указания словом.

В заключительной части анализ детских работ проходил с помощью рассматривания, вопросов.

Все части были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.

Применяла методы:

словесный (для вопросов детям, поощрения) ;

— наглядный (съемы) ;

— практический (в выполнении задания) ;

— метод контроля (в анализе выполненных работ – одобрение и похвалы) .

Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей. Речь была выразительная, спокойная, рассудительная. Использовала здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.

Считаю, что выбранная мною форма организации труда детей была достаточно эффективной. В течении всей деятельности формировались УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС).

Анализируя деятельность детей во время труда, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

Анализируя, проведенный труд в природе, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.

Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всего труда в природе.

01.09.2016г.

Лазарева О.С.

Используемая литература:

1. Как знакомить дошкольников с природой./Под ред. П.Г. Саморуковой – М., 1983.

2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.

3. Мир природы и ребенок./Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой – Санкт-Петербург, издательство «Акцидент», 1998.

4. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений – М., 1993.

5. С.Н. Николаева. Эколог в детском саду. – М., Издательство «Мозаика-Синтез», 2004.

6. Формирование экологической культуры дошкольников. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград, 2008.

Консультация на
тему:

«Трудовое
воспитание дошкольников в природе»

Меликян
Наталья Александровна

Воспитатель МБДОУ ШСОШ
№ 10

Воспитание должно
развить в человеке 
привычку и любовь к труду; оно должно 
дать ему возможность отыскать 
для себя труд в жизни. 

К. Д. Ушинский


         Трудовое воспитание – это совместная
деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых
умений и способностей, психологической способности к труду, формирование
ответственного отношения к труду и его продуктам.

Условия и формы организации
труда дошкольников в природе:

Разнообразный труд в природе
доставляет детям много радости и соответствует их всестороннему развитию. В
процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение
к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное
отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать
друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет
кругозор детей, создает благоприятные условия. Воспитатель учит детей
ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия.
Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его
состояние (упругость, плотность листа и стебля). В результате у детей
складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояния объектов
природы.

В процессе труда в природе у
детей формируются знания:

о растениях — свойства и
качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы
выращивания;

о животных — внешний вид,
потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения.
Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в
природе и способами ухода за ними в уголке природы.

Труд в природе способствует
развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у
них интерес к объектам природы, к труду человека, уважению к людям труда.

Труд в природе создает
благоприятные условия для физического развития детей , так как в большинстве
случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это
способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

Педагогические требования к
организации труда в природеТруд в природе лишь в том случае имеет
воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание
отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

В процессе труда необходимо
формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например,
при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель
закрепляет умение различать и правильно называть их (астра, георгина и т. д.).
Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между
похолоданием и состоянием растения, формирует навыки пересадки растения
(выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить
корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке
цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть,
выделить цвет, величину, форму и т. д. соотнести изображение цветущего
растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а
за тем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не
только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Трудовая деятельность детей в
природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за
растениями животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность,
планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна
быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

1. Самообслуживание (труд, направленный на
удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и
раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка
рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи, убирать свою постель).
Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе
строится по-разному. Во второй младшей группе она проводится часто – 1 раз в
неделю, а по мере приобретения детьми навыков объем плановой рабаты уменьшается
в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение
поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение
поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет
самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать песок, убирать песок вокруг
песочницы, заниматься стиркой, помощь малышам.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на
огороде и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена,
поливать грядки, собирать урожай овощей, пересаживать комнатный растения,
выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки;
5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать грядки,
окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать,
опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать корнеплоды,
выращивать и высаживать рассаду, заниматься черенкованием растений, пересадка
из грунта в горшки).

5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве
группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц,
петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала;
тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством
воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и
сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).


Отношение
детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы
педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а
можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с
работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных
основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.
Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд
перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится,
привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей
увлекает игра, соревнования, секреты.
В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно
необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт,
необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах,
готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года
жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в
состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Труд
воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с
раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать
старшим в семье. Все действия так называемого самообслуживания (кормления,
одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в
домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье.
Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада,
особенно школы) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с
разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно
важным средством воспитания подрастающих поколений.
Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен
без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том
числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами,
привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим
требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только
разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В
процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве
со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки,
но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным
педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает
раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются
навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие
умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно
приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические
усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном
случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.
Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей
группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в
зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с
перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную
позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той
же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда
должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но
вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Анализ
педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста
является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в
детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать
пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с
любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества
личности, ее талантов. Важно так организовать трудовую деятельность детей,
чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников
непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные
картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем
добиться наилучшего результата в будущем.

Формы организации труда в природе. Труд
детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного
труда и дежурства.

Индивидуальные поручения применяются
во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших
группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме
весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю
научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь проконтролировать
выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные
особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения,
способствует воспитанию ответственность за порученное дело, настойчивость,
аккуратность, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд в
природе дает возможность формировать трудовые навыки и умение всех детей
группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умение принимать общую
цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их,
помогать друг другу, оценивать работу.

По своей структуре коллективный труд может
быть организован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся
группа, каждый ребенок при этом получает отдельное задание; результаты труда
всех детей объединяются в один общий результат, например: каждый ребенок в
уголке природы протирает листья у растений, в результате все вместе сделали
растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей; процесс
труда разделен на насколько операций, каждую из которых осуществляет один из
участников или группа детей; каждый участник труда делает свою операцию и
передает объект дальше, например: одни дети перекапывают землю, другие ее
разравнивают, третьи делают грядки).

Методика руководства трудовой
деятельностью детей в природе. 
Определив, с
учетом возрастных особенностей, основные средства воспитания положительного
отношения к труду, к которым относится игровая мотивация, используемая с целью
освоения последовательности выполнения трудового действия, интерес к достижению
результата, в данном параграфе мы рассмотрим наиболее эффективные методы и
приемы реализации средств воспитания.

А именно способность детей ставить себя на
место другого человека, литературного героя, игровой персонажа, видеть вещи с
его позиции, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Все это весьма
важно для воспитания доброты, отзывчивости, терпимости – тех личностных качеств
гуманистической направленности, без которых невозможен демократический путь
развития современного общества. Формирование положительной « Я — концепции»
дошкольника связывается с воспитанием самостоятельности, как интегративного
личностного качества, определяющего успешность взросления личности ребенка.

Развитие моральных представлений о труде
тесно связано с развитием у детей, умения оценивать работу другого и свою
собственную. Правильная оценка свидетельствует о наличии у ребенка моральных
представлений, связанных с трудом.

Одно из главных знаний – знание о взаимопомощи.
Оно связано с рядом понятий, характеризующих нравственность человека, таких,
как товарищество, дружба, доброта, уважение и сострадание. Умение прийти на
помощь другому, отзывчивость, чувство коллективизма связаны с уровнем развития
самосознания личности. Простейшие формы взаимопомощи у дошкольников выражаются
в сочувствии сверстнику, заботе друг о друге, в четкости, в проявлении желания
помочь чем-либо товарищу.

Представление о добросовестном отношении к
труду у детей дошкольного возраста сводится к следующему: при выполнении
трудовых заданий надо уметь отказаться от своих желаний, делать не только то,
что хочется в данный момент, а то, что надо (необходимо) для других, для
сверстников группы (имеется в виду воспитание у детей способности к
самоограничению); надо честно относиться к труду, справедливо оценивать свои
поступки, свое отношение к труду.

Воспитание добросовестного отношения к
труду тесно связано с воспитанием у детей чувства долга, совести, что может
выражаться в эмоциональной реакции, переживании ребенком оценки его поступков
со стороны взрослых. В зависимости от оценки, положительной или отрицательной,
у ребенка возникают чувства радости, гордости или, наоборот, не ловкости,
стыда.

В зависимости от отношения дошкольника к
труду можно судить о становлении его нравственных качеств, т. е. отношении
ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. п.), к
своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. п.), что
является показателем становления и развития его нравственных качеств.

Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам
деятельности, сделайте его трудолюбивым.

Труд в природе. Его определение и значение в решении вопросов воспитания ребенка дошкольного возраста.

В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей. Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества. В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих Связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, Подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Методика руководства трудом в природе в разных возрастных группах.

Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей:

в младшей группе — в пределах 5—7 мин.

в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда.

в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда

Младшие группы. Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.

Вовторой младшей группе возможно организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» — дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду. Во второй младшей группе возможно организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу. При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции ( но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями. Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения. Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть. В средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства труда в природе.

Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения — ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д. В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость. Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового и интересного заметили в развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную дежурными, высказывают суждения о её качестве. Значительно усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания. Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно — образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их (астра, 1;2;3 георгина и т. д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды, лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию. Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет детей, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу. По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа. Каждый ребенок при этом получает отдельное задание. Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Например, каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений. В результате все вместе сделали растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей. Процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляют один из участников или группа детей. Каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше. Например, одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третЗьи делают грядки). Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

8

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/298371-trud-v-prirode-ego-opredelenie-i-znachenie-v-

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дюфалак инструкция по применению в ветеринарии
  • Эскудо гербицид инструкция по применению по картофелю
  • Twinrey аппарат для ухода за лицом инструкция цена
  • Глобал дез инструкция по применению скачать
  • Мануалы на русском аккорды