Методика руководства трудовой деятельности в старшей группе

               Методы и приемы трудового воспитания   дошкольников

       Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей методы и приемы. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.                                                    

   Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека. Специфика детского труда заключается в следующем:

 ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;

 труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

 трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

 труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

 особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

 дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

 действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;

 дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;

 детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

 результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы  довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

 В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. О н ш и р о ко и с п о л ь з у е т с я в с т а р ш е й и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Организация труда с детьми, воспитатель должен помнить:

1. Любой труд должен быть  целесообразным, необходимым, понятным, интересным, выполняться детьми с удовольствием.

2. В процессе труда должно быть не только физические но и умственные (условия) усилия.

3. Труд должен способствовать познанию окружающего мира,

открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.

4. Труд должен быть посильным, доступным, хорошо организованным, дозированным по объему и во времени.

5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей.

6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудится вместе с детьми.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых ( ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказать о создании разных продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых),таким образом, дети будут уважать труд взрослых. Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду. В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.

Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда или профессиональной деятельности.

В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Методы трудового воспитания:

Метод создания эмоционально-положительной атмосферы

Прием:                                                                                                                                               — использование музыки;                                                                                                                  — участие взрослых;                                                                                                                          — обсуждение результатов

Метод наглядности

Прием:                                                                                                                                               — демонстрация наиболее сложных моментов в работе

Метод словесности

Прием:                                                                                                                                               — объяснение предстоящей деятельности;                                                                                       — оценка деятельности

Метод практический

Прием:                                                                                                                                               — многократный показ;                                                                                                                     — детальный показ действий.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами,  привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. Хотелось бы отметить  , что в работе воспитателя  необходимо использовать   более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством  рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа, чтение литературных произведений)  ведь  своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

                                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.-  3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание  нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой.  М.: Просвещение, 1998.

5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ.  высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и  др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

«Особенности
организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Кондрашова Т.В.,
воспитатель

МБДОУ «Детский сад
№1 п.Верховье»

     
«Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных
элементов»
                                                                                                                                   А.С.Макаренко

      
Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности
дошкольника.

      
Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

     
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового
воспитания детей:

-ознакомление
с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;

-обучение
простейшим трудовым умениям и навыкам;

-воспитание
интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

-воспитание
общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для
коллектива.

      В
детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок
сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание
детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение
механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в
ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать
у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на
конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.
Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он
трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться,
заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко,
эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к
трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них
бережное отношение к результатам труда.

     
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на
формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться
формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом
самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают
его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие
включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не
отступая перед трудностями.

     
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание
выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз,
когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали
огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом,
так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание
трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность
помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной
умелости, воспитывает начала трудолюбия.

       Необходимо
помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых
результатов, от своей полезности другим. В детском саду решается задача
формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно,
путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием
(если у них уже есть опыт работы вдвоем — втроем, то общее задание может
выполнять группа из 6—7 участников). В процессе такого труда воспитатель
формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело,
умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой
работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь
результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает
им положительный характер.

       В
труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в
повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и
т. д. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок
начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются самостоятельность,
умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет
ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

     В
процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за
ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их
обитания, и т. д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти
ответ на бесконечные «почему». У них развиваются любознательность,
познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития
детей.

   В
трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей
формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам
красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон,
осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

    Труд
закаляет детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе
(вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.). Дети становятся
способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

  Особое
значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств.
Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая
готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других.
Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается,
охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное
отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

   Труд
детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к
деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

   Различают
четыре основных вида детского труда:

— самообслуживание;


хозяйственно-бытовой труд;

— труд в
природе;

— ручной
труд.

        Самообслуживание
направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели,
подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой
деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу
ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются
детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

       В
старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания, уборка
постели, уход за волосами, обувью. Решаются более сложные воспитательные
задачи: формирование у детей привычки к опрятности и чистоте, закрепляются
умения замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде,
развивается чувство взаимопомощи. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с
другими, в связи с чем, он должен понимать нужды и затруднения окружающих.
Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая
нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже
разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее,
чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все
умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства
кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность,
уважительное отношение к окружающим.

         Хозяйственно-бытовой
труд
дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его
результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь
заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на
участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся
замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и, по
собственной инициативе, устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на
обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для
воспитания заботливого отношения к сверстникам.

В старших
группах детского сада хозяйственно-бытовой труд  обогащается по содержанию,
становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности
дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют
игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового
труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его:
подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок
после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к
хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

        Труд
в природе
предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными,
выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение
этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного
отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать
задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения
выносливости, развития способности к физическому усилию.

      Для
группы 5-6 лет в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более
сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным
сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается
и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора,
сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя
дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде
и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для
подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за
ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать
растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их
представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

      В
возрастной группе 6-7 лет в процессе труда в природе у детей воспитывается
 трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.
Они учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать
закономерности.  Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они
без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки
растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где
постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения
растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в
грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой,
кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).

     
У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и
цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы
родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета
(моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

        Ручной
труд
— изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги,
дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных
початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с
использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших
группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для
игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут
стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в
нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим,
потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

        Ручной
труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.
Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала,
ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или
шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники
с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму,
соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы,
из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами
различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться
различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с
приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение,
аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.
Закрепляются умения детей аккуратно, экономно и рационально расходовать
материалы.

        Все
это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их
эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Труд детей
дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в
форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

      Поручения — это
задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям,
учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также
воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными,
индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное
конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных
действий. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей
интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен
сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и
сообщить воспитателю о выполнении поручения. Содержание поручений определяется
в соответствии с видами труда, рекомендованными «Программой воспитания в
детском саду»; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых
находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в комнате
и т. п.).

В старшей
группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у
детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям.
Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном
обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто
отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми,
объединяющими от 2 до 5—6 участников, т. е. принимают коллективный характер.
Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки
для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее
для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно
распределить работу между участниками, совместно ее выполнить, убрать после
работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в
процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.
Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще
недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов
расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками.
В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны
проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более
требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

      Дежурства — форма
организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком
работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в
разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде.
Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое
воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения
определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей
ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание
необходимости своей работы для всех. Дежурства вводятся постепенно. В старших
группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются,
каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило,
дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи
между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников.
Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным
к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать
свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей
согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий
товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять,
приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.

Большое
внимание в организации трудовой деятельности дошкольников уделяется решению
задач нравственного воспитания. Педагог формирует у детей представление о
важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание
вовремя справиться со своей работой, проявляя заботливость об окружающих. Он
обращается к дежурным как к своим помощникам, благодарит за своевременное
выполнение обязанностей, учит всех детей относиться с уважением к их труду.
Растут требования и к качеству работы дежурных, своевременному ее выполнению,
уровню самоорганизации. Дети должны проявлять достаточную деловитость,
сноровку, сознательно выполнять предъявляемые требования. В старшей группе появляется
больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой
комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформление
зала к празднику и т. д. Обычно коллективный труд на участке организуется во
время прогулки, в групповой комнате — во вторую половину дня. Воспитатель
разъясняет детям значение предлагаемой работы, необходимость разделения их на
несколько групп и дает каждой из них определенное задание. Намечая содержание
коллективного труда, он учитывает, какие виды работ детям уже знакомы, а какие
нет, как распределить их, и поясняет детям: «Эта группа будет мыть строительный
материал. В прошлый раз она протирала стеллажи, поэтому сегодня, поменяется
заданиями со второй группой. Так будет справедливо: все поработают и там, где
им особенно интересно, и там, где надо поучиться другому делу». Необходимо
позаботиться и о том, чтобы распределить работу между детьми в каждой из групп.
С этой целью воспитатель разъясняет: «Дети, вы должны и кукол переодеть, и
белье постирать. Договоритесь, кто будет снимать с кукол платья и надевать
чистые, а кто — стирать. Тогда вам удобно будет работать, не будете мешать друг
другу, и дело выполните скорее». При необходимости он помогает дошкольникам
договориться, учит уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликтов
между ними. Распределив работу, педагог руководит организацией детьми мест для
нее: подсказывает, что к стеллажу надо придвинуть стол, чтобы складывать на
него игрушки, что на другой стол следует постелить клеенку, так как здесь
будут, стирать, проверяет, все ли оборудование налицо и удобно ли оно
расположено, обращает внимание на внешний вид детей (завернуты ли рукава,
надеты ли фартучки). В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большое
внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует
проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надо поступить, учитывая
складывающиеся ситуации («Посмотри, как Коле неудобно одному нести стол,
предложи свою помощь», «Наташа очень хорошо стирает, но у нее оказалось больше
дела, чем у других. Пойди помоги ей», «Посоветуй Грише, как удобнее сгребать
мусор из-под кустов, покажи» и т, п.). По окончании работы педагог подчеркивает
преимущество коллективного труда («Каждый потрудился немножко, а вместе весь
участок убрали»), хвалит тех, кто трудился добросовестно. Систематическое
участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно
трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь
товарищам. Для того чтобы дети могли выполнять трудовые поручения, нести
обязанности дежурных, включаться в коллективный труд, они должны овладеть
необходимыми умениями.

       Обучая
старших дошкольников, воспитатель опирается на имеющийся у них опыт, на их
способность воспринимать словесную инструкцию без прямого показа. Он не спешит
со своей помощью, побуждает ребенка припомнить, попробовать самостоятельно
найти способ действия, быть более решительным, активным.

   Важно
с самого начала поддерживать старания детей, не дать им почувствовать свою
неумелость, создавать положительное отношение к труду. Для того чтобы обучение
трудовым умениям шло успешно, надо сформировать у детей интерес к работе. Этому
способствует доброжелательный тон предложений и советов, готовность прийти на
помощь, умение убедить нерешительных затрудняющихся детей в том, что они
обязательно смогут выполнить предложенное дело. Не следует упрекать ребенка за
его неумелость, за оплошность. Необходимо глубоко вникать в причины отказа от
участия в труде, всякий раз находя способы побуждения детей к включению в
выполнение разнообразных заданий.

     Педагог
формирует у детей умение проявлять усилия, быть аккуратными, выполнять задание
до конца. Важно воспитать у них положительное отношение к любой работе. Этому
способствует умение воспитателя найти в каждом деле что-либо привлекательное.
Особую роль играет разъяснение его значимости (вымыть игрушки, чтобы они были
чистыми; вырастить растения, чтобы украсить группу; изготовить сувениры в
подарок мамам и т. п.).

    Контроль
и оценка педагогом работы детей повышает у них чувство ответственности за
порученное дело, желание выполнить его хорошо. Надо всегда отмечать проявление
ребенком старательности, умения работать без отвлечений, желания довести дело
до конца. Давая оценку работы дошкольников, следует учитывать их силы и
возможности. Так, одобряя малыша, воспитатель поощряет всякую его попытку
принять участие в труде, снисходительно относится к возможной оплошности,
медлительности, к низкому качеству результата. С ростом умений детей возрастают
и требования, поэтому, оценивая работу старшего дошкольника, воспитатель
подчеркивает его умение действовать в хорошем темпе, ловко, уверенно,
поддерживает инициативу, смекалку, организационные навыки.

     В
процессе обучения дети изготавливают много различных предметов, которые могут
быть использованы ими в играх и на занятиях. Так, они мастерят из коробок и
катушек вагончики для игры в железную дорогу; из природного материала готовят
пособия для занятий по формированию математических представлений или фигурки
животных для игры в зоопарк; распиливая и сколачивая бруски дерева, могут
изготовить ящики для рассады, мостики и лесенки для построек из песка и т. д.
Все это помогает воспитывать у них бережное отношение к результатам труда,
понимание его необходимости и значения в жизни людей.

        Каждая
группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации
труда детей. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щетки,
тазики, подносы; для труда в природе — лопаты, грабли, лейки; в ручном труде
дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и
различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек,
желудей, брусков дерева и т. д. Все оборудование должно быть в достаточном
количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь
привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения
природного материала, нарядные фартучки и др. — все это радует детей,
способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.

     Оборудование
в групповой комнате и на участке размещается таким образом, чтобы им было
удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда:
в природном уголке — лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте,
отведенном для ручного труда,— пилы, молотки; принадлежности для
хозяйственно-бытового труда — щеточки и совки для уборки мусора можно
разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по
столовой — ближе к буфетной и пр.

       Труд
всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому
необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические
особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его
длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих
утомление. Дети данного возраста могут выполнять работу в течение 20—30 мин.
Наиболее трудоемкие виды труда — сгребание снега, вскапывание земли — требуют
особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними,
воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления:
учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких
случаях он переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не
допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10—15 мин.: одни
— вскапывают землю, другие — рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие
грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

     
Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает
возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа,
требующая напряжения зрения (пришивание пуговиц, подклеивание книг), должна
проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не
работали длительное время в одной позе (согнутыми, на корточках и т. п.).
Следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является
труд на воздухе. Воспитательный эффект труда повышается, когда дети проявляют
интерес к нему. Это во многом определяется трудовой атмосферой дошкольного
учреждения и семьи.

       В
этой связи большое значение имеет организация совместной деятельности взрослых
и детей. Работая рядом с воспитателем, няней, с кем-либо из близких, дети
чувствуют себя помощниками в нужном и полезном деле. Хорошо, если взрослый в
процессе совместного труда разъясняет значение трудовых действий, выражает свое
положительное отношение к делу, работает ловко, в хорошем темпе.

       Семья
и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка
необходимо их взаимодействие.

      Дошкольное
учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает
образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,
организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок
будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному
учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его
родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

      Роль
семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной
особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат,
благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его
чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на
ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных
сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные
качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

      Важность
семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд
факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг
от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и
обучения детей.

Цели воспитания
детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят
видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с
уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к
результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

     Работа
с семьями дошкольников организуется на основе принципов:

— параллельности
воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;

— взаимодополнение
воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;

— организации
совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.

    На
основе принципа параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи
решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот
принцип следует понимать как единство требований, приёмов обучения трудовым
действиям, содержания труда детей.

    С
первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения
малышей элементарным навыкам самообслуживания. В детском саду дети постепенно
овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игры и др. Но
успешное приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии
единства в работе с семьёй. Педагог разъясняет родителям, как важно
поддерживать у малышей стремление к самостоятельности, опираясь при этом на
детское “я сам!”, не дать угаснуть этому проявлению растущей потребности
проявить независимость от взрослого. Родителям следует объяснить, что
воспитание происходит в деятельности, в постоянных упражнениях в доступных
ребёнку действиях. Первые трудовые действия являются доступными дошкольнику, и
именно в них может быть реализована потребность в самостоятельности.

    Чем
старше становится ребёнок, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания
самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы
хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно
избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении
результата, оценить его, а в случае ошибки – приложить усилия, заставить себя
исправить её.

     
Принцип взаимодополнения — жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в
себе большие возможности для включения его в труд, направленный на
удовлетворение потребностей коллектива. Но содержание труда различно, и это
сказывается на формировании различных трудовых навыков у дошкольника. В детском
саду ребёнок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть
поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно
ребёнку. Исходя из условий семьи, в каждой можно найти трудовые поручения,
которые будут выполняться дошкольниками: поливать домашние растения,
заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т.д. Казалось бы,
все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать
свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного
коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому.
Формирующие представления об обязанностях переносятся ребёнком на детский сад.
Он уже понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе как проявление
заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи взрослым, и тем самым
достигается единство семьи и детского сада в воспитании у дошкольников
ответственности.

     Принцип
организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье — важно
добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом
работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома.
Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех же требований при
организации труда детей, что и в дошкольном учреждении. Учитывая возраст и
возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что
он должен и может сделать сам. Педагог раскрывает полезность включения ребенка
в труд взрослых (при уборке помещения, уходе за растениями и животными,
приготовлении пищи и т. д.), разъясняет, что старший дошкольник должен
выполнять определенные постоянные обязанности: накрывать на стол, поливать
растения, помогать в уходе за младшими братьями и сестрами, приводить в порядок
свои игрушки, приносить газеты из почтового ящика, открывать дверь, подходить к
телефону и т. д. Педагог убеждает родителей в том, что труд по самообслуживанию
имеет большое воспитательное значение, и объясняет им методы формирования
необходимых навыков, умений и привычек. Он рекомендует давать детям
разнообразные поручения: отнести на кухню посуду после обеда, подать нужный
предмет, постирать мелкие вещи, поиграть с младшим братишкой, пока мама
приготовит ужин, сходить за хлебом (если булочная находится неподалеку) и т. д.

      Таким
образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов
приближает семью к детскому саду.

      Воспитатель
использует разные формы работы с родителями: фотовыставки, отражающие труд
детей в детском саду, с краткими текстами, раскрывающими значение труда и
методы руководства им; выставки детских поделок; стенды на темы «Трудовое
воспитание надо начинать с первых лет жизни», «Труд — средство всестороннего
развития», «Единство детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольника» и
др. Для родителей подбирается также научно-популярная литература с краткими
аннотациями, статьи воспитателей о лучшем опыте трудового воспитания в семьях.

Педагог
организует для родителей показ трудовой деятельности в дошкольном учреждении.
Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его
отношение к труду, познакомиться с приемами руководства трудом детей.

      Содержание
детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и
отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством
воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все
дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть
дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо
планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные
задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и
оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Курсы повышения квалификации

Проектная деятельность учащихся

Продолжительность 72 часа

Этапы руководства

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.Постановка задачи

Цель не имеет для маленького ребенка смысла. Формируется умение принять трудовую задачу. Цель должна быть посильна детям данного возраста.

Формировать умение принять трудовую задачу и самостоятельно ставить цель.

Необходимо формировать умение поставить трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операции.

Самостоятельно формируют цель своей деятельности и удерживают цель на протяжении всего процесса до получения результата.

2.Показ и объяснение способов выполнения трудовых действий

Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним.  Используется поэтапный (ступенчатый) инструктаж.

Обучая новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы. Следит за выполнением каждого этапа. В ходе работы напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, объяснение.

Ведущий прием обучения – объяснение. Обучение трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Показ способов применяется в основном при ознакомлении детей с новой трудовой операцией.

Обучение более сложным трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Показ сразу всего трудового процесса, всего задания, которое надо выполнить.

3.Технология руководства самостоятельной работой ребят

Воспитатель дает трудовые поручения (индивидуальные), которые дети выполняют под руководством взрослого или вместе с ним. Учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

Используются поручения, которые носят длительный характер. Дети приучаются к разнообразной самостоятельной работе. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе. Во второй половине года может быть организован общий труд.

Вводится новая форма работы – дежурства. Усложняется организация коллективного труда. Формируются отдельные трудовые умения, которые дети свободно, без помощи (или при небольшой помощи) взрослых могут выполнить. Ведение календаря природы.

Используется совместный труд.
Могут выполнять более сложные трудовые умения под наблюдением взрослых. Самостоятельно дежурят в уголке природы.

4.Анализ и оценка детского труда

Всегда положительная оценка труда несет воспитательную нагрузку. Результат своего труда ребенок видит уже по завершении трудового процесса, когда воспитатель предлагает сравнить полученный им результат с результатами труда других детей, владеющих аналогичными навыками. Это сравнение нередко вызывает у него желание переделать работу, выполнить ее лучше.

Оценивается качество выполнения работы. Воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества выполненной работы. К оценке привлекаются дети.

Овладевают оценкой результата, самооценкой, позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия. Результат деятельности начинает интересовать детей с практической стороны.

5.Планирование продолжения трудовой деятельности

На основе элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность перехода к более сложным формам планирования.

Осуществляется с помощью взрослого.

Обсуждение с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу.

Приучать детей не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

6.Использование (закрепление) сформированных на занятии знаний, умений и навыков в повседневной жизни

Интересен сам процесс выполнения трудовых действий

Привлекать к выполнению поручений с целью закрепить имеющиеся трудовые навыки. Полученные на занятиях знания и умения закрепляют в уголке природы (уход за растениями, животными).

В повседневной жизни закрепляют полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Систематизация, обобщение и использование в уголке природы и на участке сформированных
знаний, умений и навыков.

Содержание работы воспитателя по трудовому воспитанию старших дошкольников в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед нами встала необходимость в разработке методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Содержание образовательной области «Труд» в подготовительной группе направлено на реализацию цели формирования готовности детей к обучению в школе в процессе обогащения опыта трудовой деятельности, воспитания у детей разумных потребностей, основ культуры потребления и бережного, ценностного отношения к труду. Основной путь приобщения детей седьмого года жизни к труду состоит в создании педагогически целесообразных условий для соответствующей возрасту социализации, развития у детей чувства сопричастности миру взрослых через формирование представления о труде как социальном явлении и дальнейшее расширение диапазона включения ребенка в реальные трудовые связи в условиях детского сада и семьи.           

Для приобщения детей к труду необходимо создать педагогически целесообразные условия для развития познавательного интереса к миру взрослых, желания войти в реальные трудовые связи через оказание действенной помощи, соответствующей детскому возрасту. Позиция воспитателя должна быть направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде.

Проектируя образовательный процесс, воспитатель должен поддерживать характерное для детей этого возраста стремление к взрослению, потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Чутко реагируя на эти стремления, педагог должен постоянно расширяет спектр посильных трудовых обязанностей, и поощрять желание ребенка починить разорванную книгу, пришить пуговицу, проявить внимание, заботу, помочь.

Методика обучения детей целостным трудовым процессам предполагает формирование умений ставить и мотивировать цель труда, планировать работу, самостоятельно отбирать материалы и предметы труда, организовывать рабочее место, а также формирование рационального способа осуществления трудовых действий и способов оценки качества результата труда, уборки рабочего места, включающей простейшие способы утилизации отходов. При этом обучение новым трудовым процессам базируется на предварительном ознакомлении с соответствующими трудовыми процессами взрослых. Так, например, обучение старших дошкольников приготовлению пищи неразрывно связано с экскурсиями на кухню. Наиболее эффективна такая последовательность обучения: приготовление бутербродов из нарезанных взрослыми продуктов, винегрета (салата) из отваренных овощей, варка яиц, приготовление сока с помощью соковыжималки.

Более высокие требования предъявляет педагог к качеству выполнения работы детьми. Не следует чрезмерно опекать детей, необходимо предоставлять им возможность проявлять смекалку, трудовые и волевые усилия, стимулировать проявления трудолюбия, хозяйственности, самостоятельности, ответственности, добросовестности, заботы. Старшие дошкольники дорожат мнением взрослого, поэтому справедливая оценка, похвала, выражение уверенности, что все получится, стимулируют детей к выполнению следующего задания с большим старанием. В этом плане особо значимы постоянные трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

Советы педагогам

1.В подготовительной группе реализация содержания образовательной области «Труд» должна быть подчинена перспективе поступления детей в школу, вхождению в мир социальных отношений через познание своеобразия трудовой деятельности взрослых и осознание детьми роста самостоятельности, своих успехов и достижений, что постоянно подчеркивается взрослыми при организации вариативных видов детской трудовой деятельности.

2.Основными методами ориентации и формирования опыта детей в образовательной области являются: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых, рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях; дидактические игры, детские проекты, сюжетно-ролевые игры по методу «игра-труд», дежурства, трудовые поручения, продуктивные виды досуга.

3.Содержание образовательной области «Труд» интегрируется со всеми подразделами программы для формирования у будущего первоклассника реальной картины современного мира и способности выстраивать отношения с людьми на основе осознания осваиваемых представлений о труде как социальном явлении и приобретаемого в самостоятельной трудовой деятельности жизненного опыта.

4.Повседневная жизнь в группах старшего дошкольного возраста должна быть разумно насыщена разнообразной трудовой деятельностью: трудовые поручения, дежурства по столовой, занятиям, уголку природы, коллективный труд в групповой комнате и на участке, продуктивные виды детского досуга.

5.Важным условием реализации программного содержания подготовительной группы является создание модульной организации развивающей среды.

6.Формирование основ культуры потребления как многокомпонентного личностного образования становится возможным при последовательной реализации поэтапной педагогической технологии, обеспечивающей нарастание самостоятельности и творческой инициативы детей.

«Коммуникация» — развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

«Познание» — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей.

«Безопасность» — формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

«Социализация» — формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых.

«Физическая культура» — развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда.

«Чтение художественной литературы»  — использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей.

«Музыка», «Художественное творчество» — использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд».

Методические рекомендации по формированию трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

           Осуществление обозначенных выше цели и задач в образовательной области «Труд», реализуемых в деятельности дошкольников, возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей.

Важной задачей является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дежурства – сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Она требует от ребенка большей самостоятельности. Привлекая ребенка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого-либо дела на ряд последовательных заданий, дежурные же приучаются выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знании, последовательности работы, представлений о её полном объеме, о требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другим, более интересным для него занятием или отвлечься от дела, переключаясь на игру, которую затевают сверстники.

Дежурства как вид повседневного труда детей вводятся после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы и их поведение достигло определенного уровня произвольности.

Во время дежурств совершенствуется самостоятельная трудовая деятельность детей, формируются ее общественная направленность и мотивация, так как работа дежурных направлена на удовлетворение потребностей детей группы, помощь взрослому. Общественная направленность труда дежурных отчетливо видна всем детям: дежурные накрыли столы к обеду для всех детей, помогли няне; детям удобно и приятно сесть за красиво накрытые столы. Установление связей между целью, результатом и его значением для детей и взрослых вносит в трудовую деятельность детей планомерность и целеустремленность.

В процессе дежурств формируются социально ценные качества личности — ответственность перед коллективом за порученное дело, заботливость по отношению к детям и взрослым, привычка к выполнению трудовых обязанностей и др.
Содержание и последовательность введения дежурств определены в «Программе воспитания в детском саду».

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами).

В старшей группе дежурные по столовой самостоятельно накрывают столы, учатся делить процесс труда и договариваться о распределении обязанностей. В подготовительной к школе группе усложняются требования к дежурным: дежурные должны быстро, самостоятельно и организованно выполнять свои обязанности. Более широк и круг их обязанностей: дежурные по столовой убирают посуду, подметают пол у столов, принимают участие в мытье посуды после полдника.

Дежурства по занятиям включают не только раскладывание подготовленных воспитателем пособий и уборку их после занятия, но и подготовку пособий и материалов к занятию (проверка комплектов карандашей, отбор тех, которые нужно очинить, раскладывание клея по розеткам и т. п.).

Вводятся дежурства в уголке природы: дежурные поливают растения, обрызгивают или обтирают листья в зависимости от условий, рыхлят почву, кормят животных, чистят клетки и т. д.

Методика руководства работой дежурных направлена на формирование у детей необходимых знаний, трудовых умений и навыков, на формирование организационных умений, на развитие взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. Только под руководством воспитателя ребенок осмысливает значение своих действий, их направленность, требования к их выполнению. Дежурствам предшествуют наблюдения труда взрослых и трудовые занятия. В процессе работы воспитатель контролирует деятельность дежурных, так как ребенок поначалу не видит своих ошибок и не может их исправить самостоятельно. Важно добиться, чтобы ребенок все выполнил аккуратно: тарелки на столе расставил против стульчиков, на которых будут сидеть дети, ложки положил справа от тарелки ровно, черенком к себе и выпуклой стороной вниз, тарелку с хлебом поставил на середину стола и т. д. Контроль воспитателя, показ, как исправить ошибку, способствуют закреплению у дежурных трудовых умений.

В оценке работы дежурных подчеркивается, что дети сделали верно. Это вселяет в них уверенность, вызывает стремление к самостоятельности. Организация деятельности дежурных осуществляется сначала по типу труда рядом. Воспитатель назначает дежурных, подбирая детей с учетом их умений, инициативности и т. п. Он распределяет обязанности, указывая, кто какой стол должен накрыть; напоминает последовательность трудовых действий: сначала расставить тарелки с хлебом, затем тарелки и чашки, а потом разложить ложки. По мере освоения детьми трудового процесса воспитатель ограничивается советом, напоминанием. Контроль постепенно перемещается с процесса работы на результат и связывается с оценкой. Воспитатель направляет внимание ребенка на результат, на соответствие его требованиям, не торопится указать на ошибку, побуждая найти ее самостоятельно (проверь, правильно ли разложены вилки, на всех ли столах расставлены краски и т. п.).

Закрепление трудовых умений обеспечивается и постепенным увеличением срока дежурства до двух-трех дней. Последовательно выполняя трудовые процессы под наблюдением воспитателя, ребенок осваивает их, и трудовые умения становятся прочными. Усвоение трудовых умений и понимание направленности труда меняет отношение ребенка к себе и товарищам: дети становятся более самостоятельными; появляется осознанный интерес к труду и стремление к выполнению обязанностей дежурного.

Основное внимание воспитателя направляется на решение комплекса воспитательных задач: с одной стороны, на формирование отношений между дежурными, отношений между дежурными и детьми всей группы; с другой стороны, на формирование навыков организации труда, его подготовки, рационального планирования, на воспитание ответственности, трудолюбия и других качеств личности ребенка.

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. От эмоционального настроя ребенка, развития его социальных чувств во многом зависит устойчивость привычки трудиться формирование мотива – интереса к данному виду деятельности. Тогда любое действие, даже требующее сравнительно большого напряжения, связанное с преодолением трудностей, будет им охотно выполнятся; важно также, чтобы сам процесс труда и его результаты сопровождались положительными эмоциями. Для этого педагог ведет большую работу по воспитанию уважения к дежурным и их труду, к требованиям дежурных. Хорошую эмоциональную атмосферу создают обсуждение результатов дежурства. В итоге дежурных характеризуется детьми с позиции общественно полезного труда. Положительный эмоциональный настрой ребенка поддерживается тем, что взрослые привлекают его внимание к «промежуточным» результатам выполняемой работы, стараются пробудить у ребенка любознательность и самостоятельность. Привлечение ребенка к работе только ради развития трудовых навыков не позволит воспитать в нем трудолюбия, без которого труд теряет свое воспитательное, а в дальнейшем и общественное значение.

Условием, позволяющим формировать самостоятельность дежурных, является учет индивидуальных особенностей детей. Тонкость воспитательных воздействий заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых ребёнок хочет работать и делает это хорошо. В практике бывает так, что один ребенок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных умений, забывания последовательность операций, трудоемкости работы, отвлечений. Не исключено, что отставание отдельных детей вызывается из нежеланием трудиться, невнимательным отношением к делу. Определяющая позиция педагога при этом – помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении опыта, развить желание и потребность ребенка в получении определенных трудовых умений (доступных возрасту ребенка).

Нужно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок выполняя обязанности дежурного. В дежурстве ребенок сталкивается с нагрузкой, так как труд как деятельность всегда сопряжен с приложением с приложением усилий, и формирование самостоятельности возможно только при условии развития волевые качеств, т.е  если предлагаемая детям работа будет связана с преодолением усилий. Вместе с тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки, так как это не только вызывает у детей быстрое утомление, в связи с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, но и вредит здоровью детей. Следовательно, нагрузка непосредственно связанна с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать такое распределение обязанностей по дежурству, с которым бы дети справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись.

Важным условием организации дежурства является развитие адекватных взаимоотношений детей в данной деятельности. В своевременном, правильном выполнении задания проявляется самостоятельность ребенка, однако в старшей группе недостаточно заботиться о развитии и упрочении самостоятельности как процесса овладения каким-либо способами действий. Развитие взаимоотношений детей, большая осознанность детских контактов создает предпосылки и возможность развития нравственной направленности самостоятельности, которая проявляется в готовности и желании детей вступать в контакты со сверстниками, самим выбирать работу, быть постоянно занятыми, уметь поделить работу, завершить общее дело. Заботой воспитателя должно быть воспитание общественной направленности, что во многом определяет и обусловливает формирование организаторских умений детей.

Немаловажное значение имеет и наличие удобного оборудования для труда, соответствующего задачам дежурства  и возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребёнку выполнить задание аккуратно, достичь результата, располагает его к деятельности, вызывает желание трудится. Так, раскладывая ложки, кисточки, карандаши, дети часто роняют из на пол, если воспитатель не приобретёт для них подносы, стаканчики, не научит ими  пользоваться. Нужно проявить заботу и о размещении оборудования. Надо  расположить его так, чтобы детям было удобно его взять, использовать и положить на место. Важно, чтобы дети знали, где что лежит.

Необходимо иметь в группе уголок дежурных, оформленный самыми разнообразными способами: с помощью фотографий, символов, знаков и др.  Уголок дежурных не является средством украшения интерьера, а применяется по назначению, удобна для использования взрослыми и детьми, нужно что бы дети могли сами разобраться в информации на ней.

Особое значение дежурства имеют для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрывание на стол , помогая готовить всё необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование – важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнения, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результат в целом.

В старшем дошкольном возрасте  планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда, и намечают  лишь основные этапы, но не способы исполнения. Не предусматриваются контроль  и оценка работы. Словесное планирование отстает от практического – ребенок не может составить план работы, но действует последовательно.

Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

При самостоятельном планировании трудовой деятельности, воспитатель должен развивать:

  • умение подобрать необходимые инструменты и материалы для работы;
  • умение подготовить удобное рабочее место;
  • умение наметить логическую последовательность действий и способы их осуществления, приводящие  к лучшему результату;
  • умение выразить намеченное  в слове;
  • умение  анализировать, оперировать понятиями, высказывать суждения, делать выводы и т.п., чтобы предвидеть процесс выполнения задания;
  • умение действовать по примеру воспитателя. Образец плана, который он дает, должен включать все этапы работы;
      • умение планировать с помощью вопросов. Важно что бы их система последовательности, заставляла детей продумывать все этапы плана;
  • умение планировать по более сложному способу плану-рассказу. Получив задание, ребенок по просьбе воспитателя подробно описывает, что и как будет делать;
  • умение планировать с использованием разнообразных картинок;
  • умение организовывать свою деятельность, соблюдая правила: сначала внимательно выслушать задание, а потом начинай его выполнять, приготовь все, что нужно для работы; если работа закончена, скажи об этом взрослому;
  • умение  организовывать свою деятельность, соблюдая правила: нельзя отвлекаться (убегать, играть, заниматься посторонним, когда трудишься); любое задание старайся выполнять хорошо аккуратно; наливай в лейку воды только до черты; вытирай пыль влажной тряпочкой, при загрязнении прополаскивай её;
  • умение распределять работу между собой. Вначале воспитатель распределяет обязанности, мотивируя свои решения. Педагог разъясняет, что, когда работают вместе, всегда заранее договариваются, кто какое дело будет выполнять; распределяют работу справедливо, поровну; уступают друг другу что бы самое интересное выполнять по очереди, тогда никому не будет обидно.

Следовательно, планирование способствует развитию логического мышления и речи. Чем выше умение детей планировать свою работу, тем осознаннее, целенаправленнее, рациональнее, точнее и результативнее они действуют, тем больше возможностей для проявления творчества и инициативы. При отсутствии планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, бесцельно затрачивает силы, полученный результат его часто не удовлетворяет. Чем выше уровень планирования ,тем успешнее решаются разнообразные воспитательные задачи.

Наиболее высокой степенью  самостоятельности характеризуется деятельность  по собственной инициативе. Дети сами ставят цель, планируют организацию и исполнение работы, достигают результата, оценивают его качества и значимость, а также  поведение товарища и свое собственное в трудовом процессе (отношение к труду и к сверстникам).

Трудовая деятельность  по собственной инициативе возникает при определенных условиях, только тогда, когда:

Дети знают основные компоненты труда. Для этого их знакомят с трудом взрослых. Ребята наблюдают за изготовлением различных предметов, их преобразованием.

Дети знают структуру трудового процесса (цель, выбор материала, инструментов, трудовые действия, запланированный результат). Цель и результат труда для осознания их детьми мотивируются практическими потребностями детей или взрослых;

Дети знают правила организации трудового процесса (отбор нужного материала, его удобное расположение, уборка рабочего места по окончании труда).

Дети знают, как выбрать материал с определенными свойствами назначениями результата труда;

Дети знают, как предварительно подготовить инструменты, оборудования, выбрать набор орудий с учетом цели труда и особенностей конкретного материала;

Трудовой процесс  демонстрируется детям поэтапно. Воспитатель обращает их внимание на полученный промежуточный результат, подчеркивая его отличие от конечного. Тем самым достигается расчлененное восприятие трудового процесса.

Полученный результат используется только по назначению. Устанавливается связь между результатом, целью и трудовыми действиями работавшего человека.

Дошкольник должен овладеть трудовыми навыками, научиться ставить цель, мотивировать, планировать работу, контролировать ее ход и результат, оценивать его.

Необходимо целенаправленно включать каждого ребенка сначала в простые, а затем в более сложные формы организации труда, так как каждая форма (совместная деятельность со взрослыми, поручение, обязанность) предъявляет всё большие и большие требования к самостоятельной организации и осуществлению трудового процесса.

Таким образом, в процессе организации трудовой деятельности под руководством воспитателя старшие дошкольники овладевают рядом трудовых умений. Организация трудовой деятельности детей не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность, самостоятельность и наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. В трудовой деятельности даже самые неуверенные дети становятся целеустремленными и активными.

Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознавать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Для поддерживания интереса у трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как отключить услугу мегафон тв на телефоне пошаговая инструкция
  • Как решать кенкен инструкция для чайников
  • Nissan rogue 2019 инструкция на русском
  • Communigate pro руководство
  • Флоровит для орхидей инструкция по применению