Методологическое руководство бухгалтерским учетом в рф на государственном уровне осуществляет

1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

(пп. «г» введен Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. 

О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета). 

Перечень ПБУ 2022-2023 годов смотрите здесь.

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
    К настоящему времени приняты такие ФСБУ: с 2021 года — ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), с 2022 года — ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям, ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».

    Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.

  4. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

  1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

Система
нормативного регулирования бухгалтерского
учета законодательно устанавливает
единые правовые и методологические
основы организации и ведения бухгалтерского
учета в Российской Федерации.

Действующие
нормы основаны на единообразии ведения
бухгалтерского учета имущества,
обязательств и хозяйственных операций,
составлении и представлении сопоставимой
и достоверной информации об имущественном
положении, доходах и расходах организации,
необходимой пользователям бухгалтерской
информации.

Общее
методологическое руководство бухгалтерским
учетом на государственном уровне
осуществляется Правительством Российской
Федерации. Приоритетное право регулирования
бухгалтерского учета предоставлено
Министерству финансов, которое
осуществляет разработку и утверждение
положений по бухгалтерскому учету
(национальных стандартов), методических
указаний по бухгалтерскому учету
отдельных операций, имущества,
обязательств, доходов, расходов и
капитала. Нормативные акты, утвержденные
Министерством финансов, составляют
основу системы нормативно- правового
регулирования бухгалтерского учета и
являются обязательными к применению
на территории Российской Федерации.
Другие органы, которые наделены правом
нормативного регулирования бухгалтерского
учета в пределах своей компетенции
(отраслевые министерства и ведомства),
не имеют права издавать нормативные
акты, противоречащие нормативным актам
и методическим указаниям Министерства
финансов РФ.

Одни
из утверждаемых нормативных актов
обязательны к применению (законы,
положения по бухгалтерскому учету),
другие носят рекомендательный характер
(План счетов, методические указания,
комментарии).

В
настоящее время в отечественной практике
учета сложилась четырехуровневая
система регулирования бухгалтерского
учета и отчетности:

1-й
уровень — законодательные акты, указы
Президента РФ и постановления
правительства, регламентирующие прямо
или косвенно организацию и ведение
бухгалтерского учета в организации;

2-й
уровень — стандарты (положения) по
бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й
уровень — методические рекомендации
(указания), инструкции, комментарии,
письма Министерства финансов РФ и других
ведомств;

4-й
уровень — рабочие документы по
бухгалтерскому учету самой организации. 

  1. Документация как элемент метода бухгалтерского учета.

Наиболее
существенная особенность бухгалтерского
учёта — это сплошное и непрерывное
отражение хозяйственных операций. Это
достигается при помощи документации. 

Документ
(с лат. — доказательство, свидетельство),
а документация — это совокупность
документов, с помощью которых оформляют
хозяйственные операции в
организациях. 

Значение
документации в бухгалтерском
учёте. 

Основными
законами, стоящими перед бухгалтерской
службой любой организации, являются: 

·
Формирование полной и достоверной
информации о хозяйственных процессах
и финансовых результатах деятельности
организации, необходимой для оперативного
управления, а также для её использования
инвесторами, кредиторами, налоговыми
и финансовыми органами, банками и иными
заинтересованными лицами;

·
Обеспечение контроля за наличием и
движением имущества, использования
материальных, трудовых и финансовых
ресурсов в соответствии с утверждёнными
нормами, нормативами и сметами;

·
Своевременное предупреждение негативных
явлений в финансово-хозяйственной
деятельности, выявление и мобилизация
внутрихозяйственных резервов.

Выполнение
этих задач напрямую зависит от полноты
и своевременности отражения на счетах
бухгалтерского учёта хозяйственных
операций, осуществляемых организацией
в процессе своей деятельности, что в
свою очередь является следствием
документального оформления совершённых
операций. От правильности его выполнения
зависит достоверность учётной информации,
предоставляемой бухгалтерией организации
её пользователям. 

Что
касается документирования хозяйственных
операций с точки зрения действующего
законодательства, то согласно статье
6 Федерального Закона РФ от 21.11.96 №129-ФЗ
«О бухгалтерском учёте» все
хозяйственные операции должны отражаться
в учёте на основании оправдательных
документов. При этом первичные учётные
документы могут быть приняты к учёту
только в том случае, если они составлены
по формам, содержащимся в альбомах
унифицированных форм первичной
документации. Таким образом, очевиден
один из основных принципов ведения
бухгалтерского учёта — хозяйственная
операция, не оформленная надлежащим
образом, как правовое экономическое
событие места не имеет (нет объекта
бухгалтерского учёта). 

Кроме
того, следует обратить внимание на то
обстоятельство, что налоговые органы
вправе привлекать к административной
ответственности должностных лиц
организации, виновных в ведении
бухгалтерского учёта с нарушением
установленного законом порядка. 

Каждый
документ должен содержать общие
показатели. Эти показатели называют
реквизитами, и они обязательны при
составлении любого документа. 

Реквизиты,
обязательные для составления любого
документа:

Название
документа; 

Дата
составления документа; 

Номер; 

Содержание
хозяйственной операции; 

Основание
для её совершения; 

Измерители; 

Подписи
ответственных лиц. 

Установленный
перечень и порядок расположения
реквизитов в документе образуют его
форму. Формы документов стандартны по
размерам. 

Кроме
обязательных реквизитов принимаются
и дополнительные. Дополнительные —
уточняют или дополняют содержание
операции 

Требования,
предъявляемые к первичным учётным
документам 

Основанием
для отражения информации о совершаемых
хозяйственных операциях в регистрах
бухгалтерского учёта являются первичные
документы. Они фиксируют факт совершения
хозяйственной операции. К основным
требованиям, предъявляемым к первичной
учётной документации, относятся:

·
К учёту принимаются только те документы,
которые составлены по форме, содержащейся
в альбомах унифицированных форм первичной
документации. В процессе осуществления
финансово-хозяйственной деятельности
для оформления совершённых хозяйственных
операций организациям необходимо
применять типовые межведомственные
формы первичных документов, утверждённые
государственным комитетом Российской
Федерации по статистике в установленном
порядке. При необходимости организациям
дано право самостоятельно разрабатывать
отдельные формы первичных документов
и учётных регистров. Кроме того,
допускается внесение в действующие
формы изменений, детализирующих и
уточняющих их, а также дополняющих
реквизиты форм при условии сохранения
основных реквизитов без изменений; 

·
Первичные документы должны быть
составлены в момент совершения операции,
в исключительных случаях — непосредственно
после её окончания; 

·
Исправления, имеющиеся в первичной
документации, должны быть подтверждены
подписями лиц, подписавших этот документ,
с указанием даты внесения исправления.
Все записи в документах производятся
чётко, разборчиво, чернилами или с
применением оргтехники (принтеров и
т.д.) В банковских и кассовых книгах
никакие исправления не допускаются.
Ошибочные записи в других документах
зачёркивают аккуратно, чтобы было видно
зачёркнутое, а сверху надписывается
правильный текст или сумма.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить в «Нужное»

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2020 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2020: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Сюда же можно отнести Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету: уровень 2

Ко 2-ому уровню системы нормативного регулирования бухучета относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н), План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), МСФО (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105), иные приказы Минфина, указы Президента, постановления Правительства и др.

Нормативная база бухгалтерского учета: уровень 3

К нормативным документам по бухгалтерскому учету 3-го уровня относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень.

Сюда можно отнести Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559) и т.д.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, хотя они и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету – учетная политика организации. Цель этого уровня регулирования бухучета – определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.

Какие применяются основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ?

Понятие и особенности системы регулирования

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Какой статус и порядок применения положений и отраслевых стандартов бухгалтерского учета?

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

  • Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
  • Основание адекватных стандартов.
  • Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
  • Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
  • Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Как формируется учетная политика организации, если ведение учета объектов по стандартам бухгалтерского учета приводит к недостоверному представлению сведений в отчетности?

Существующие уровни

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

  1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
  2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
  3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
  4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.

Что регулируют федеральные стандарты?

Образцы федерального уровня устанавливают следующие положения:

  • Признаки предмета бухучета, особенности их классификации, порядок списания.
  • Методы вычисления объекта бухучета.
  • Порядок перерасчета размера предмета учета в валюте в рубли.
  • Требования к учетной политике предприятия, движению документации, применяемых электронных подписей.
  • План счетов и порядок его использования.
  • Содержание сведений, которые указываются в бухгалтерских документах.
  • Перечень приложений к балансу.
  • Условия признания достоверности отчетности.
  • Состав первой и завершающей отчетности при реорганизации ЮЛ.
  • Состав завершающей отчетности при ликвидации ЮЛ.
  • Упрощенные методы формирования бухучета.

Вся документация предприятия должна соответствовать принятым стандартам. Основная цель существования стандартов – упорядочивание организации и ведения бухучета. Они должны применяться всеми филиалами компании.

Организация с дочерними предприятиями имеет право на установление собственных стандартов. Они не должны вступать в противоречие с федеральными нормами.

Что представляют собой рекомендации по ведению бухучета?

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.

Локальные документы предприятия

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Основные принципы регулирования бухучета

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Функции органов, регулирующих учет

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

Функции ЦБ РФ:

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гинкго билоба жидкий экстракт инструкция по применению
  • Blackmagic hyperdeck shuttle 2 инструкция на русском
  • Атровент аэрозоль для ингаляций дозированный инструкция по применению
  • Усилитель wifi tp link n300 инструкция
  • Ренгалин раствор инструкция по применению цена детям