Методы руководства детской художественной деятельности

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И МЕТОДЫ ИХ РУКОВОДСТВА.

Кушмуратова Г.И.

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 63 «Весняночка», г.о. Тольятти

В настоящее время в обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности.

Изучая, результаты исследований уровня художественно-эстетического развития детей выявилась  актуальная проблема на сегодняшний момент  развития  современного дошкольного  образования:  как воспитание самостоятельности в художественной деятельности детей, так и педагогические руководства этой деятельностью.  

Одним из направлений развития детей в дошкольном образовательном учреждении является художественно — эстетическое, которое направлено  на развитие творческих способностей, активизацию детей, развития воображения и фантазии  детей. Мы попробуем на базе нашего детского сада рассмотреть эту проблему и найти пути ее решения, учитывая новые Федеральные Государственные Требования, индивидуальные особенности детей, гендерный подход и принципы построения предметно-развивающей среды.

Художественная деятельность – деятельность, в процессе которой развиваются творческие способности детей, включая в себя различные вид человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную,  оценочную, воспитательную, коммуникативную и игровую.

По своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.
         Самостоятельная художественная деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и произносить вслух известные им стихи или потешки, показывать сценки из кукольного спектакля и петь песенки или танцевать.
         Содержание самостоятельной художественной деятельности во многом зависит от тематики заданий, содержания непосредственной образовательной деятельности.
         Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений: от праздников, развлечений, от знакомства с произведениями изобразительного искусства, музыки, художественной литературы.
         Произведения искусства не только обогащают видение мира, расширяют кругозор детей, но и вызывают у них стремление к собственному творчеству. Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.
        Особенности руководства воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?
Прежде всего, обучение художественной деятельностью строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если у ребенка сформирован навык самостоятельности в художественной деятельности , то он сумеет действовать и организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.
         Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова.
         Следующее условие — предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной игровой деятельности детей.
         И последнее — тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
         В семье и в детском саду дети приобщаются к художественной деятельности по-разному. Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными формами организации детской деятельности.
         Методические приемы, которые применяются при организации всех видов деятельности, многообразны. Они характеризуют не только деятельность взрослого, приобщающего ребенка к художественному опыту, обучающего его знаниям, умениям. Необходимо учитывать и активность ребенка, который также должен овладеть соответствующими способами этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, действуют методы обучения, используемые воспитателем, и с другой — способы познания, которыми овладевает ребенок.
В более раннем возрасте или при ознакомлении с новым материалом воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог использует объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробные объяснения применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца, певческой интонации, произнесению слов, звуков и т. д.
        Метод формирования способов самостоятельных действий применяется тогда, когда ребенок сам находит необходимый прием исполнения, создает новый, свой вариант исполнения. Действуя самостоятельно, он творчески использует то, что ранее было в его опыте; следуя примеру, ищет наиболее подходящие приемы, в какой-то степени анализируя свои действия.
Чтобы непосредственная образовательная деятельность оказывала наиболее сильное влияние на развитие самостоятельной детской деятельности, воспитатель должен: — подобрать литературный и музыкальный репертуар, легко усваиваемый детьми, доступный им по тематике;
— продумать возможность использования детьми в часы досуга пособий, музыкальных инструментов, материалов для изобразительной практики, кукол для театрализованных игр, которые ранее использовались на занятиях;
— применять разнообразные приемы, побуждающие детей самостоятельно заниматься разными видами художественной деятельности («расскажи сказку и слепи из глины какой-либо ее персонаж», «наклей картинки музыкальных инструментов на картон — это будут карточки музыкального лото» и т. п.);
— научить детей способам самостоятельных действий, которые они смогут затем применить в своей практике;
— применять приемы, способствующие «самообучению» («выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам»), развивающие детскую взаимопомощь («когда будете играть, покажи Тане, как лучше действовать куклами в кукольном театре» и т. д.).
        Как уже отмечалось, праздники оказывают большое влияние на развитие самостоятельной деятельности детей, что отражается в сюжетно-ролевых играх. А также воспитатель же должен наблюдать за детьми, изучать их художественные интересы и развивать их. Осуществляя руководство, педагог создает доброжелательную атмосферу, побуждает детей к непринужденному общению друг с другом.
        Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются.
        Важным условием, обеспечивающим развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с семьей.
        В семье легко найти подход к ребенку, который стремится утвердиться в своей художественной практике. Важно, чтобы эти попытки были связаны со всем семейным укладом, чтобы ребенок чувствовал себя активным членом маленького, близкого ему коллектива.
        В семье необходимо позаботиться о создании благоприятной эстетической обстановки. Прежде всего, не должно быть антихудожественных предметов, будь то различные картины, вазы, настенные декоративные изделия.
        Если не только в детском саду, но и дома взрослые поощряют и поддерживают творческие наклонности ребенка, то они будут успешно развиваться.
        Методы руководства самостоятельной художественной деятельности требуют гибкого и чуткого подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальности. Поэтому воспитатель должен повседневно совершенствовать свое мастерство, увлекать детей любимым делом, устанавливать контакт с каждым из них, влиять своим примером, владеть в меру своих возможностей способами художественной практики. Все это входит в арсенал педагогических средств.

Литература:

1.Рыжова Н.В. Развитие творчества детей  в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.

2. Михайлова М.А. Развитие творческих способностей у детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.

3. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1980. 208с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. г.Москва, 1978г.

Методы
руководства самостоятельной художественной деятельностью детей

Художественная
самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и
проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако
нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.
Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка
побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные
педагогические условия
.

Каковы же эти условия?

Прежде всего, обучение на
художественных занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по
прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок
научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же
действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному
желанию петь, рисовать.

Другое педагогическое условие —
влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на
праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления
помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он
приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме,
и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои
впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце.

Следующее условие — предоставление
детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей,
красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек,
музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный
момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной
игровой деятельности детей.

И последнее — тесный контакт
воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития
творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
В своей самостоятельной деятельности каждый отражает впечатления от праздников,
следовательно, ее содержание в известной степени зависит от праздничного
литературно-музыкального репертуара, оформления помещения, костюмов и т. д. На
занятиях, праздниках, во время развлечений дети пользуются одними и теми же
художественными материалами. Но если на занятиях им показывают, как
пользоваться этими материалами, то в своих играх они выбирают их по
собственному желанию, применяя при этом уже освоенные приемы.

В семье и в детском саду дети
приобщаются к художественной деятельности по-разному. Родители должны учитывать
рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об
интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными
формами организации детской деятельности.
Методические приемы, которые применяются при обучении, многообразны. Они
характеризуют не только деятельность взрослого, приобщающего ребенка к
художественному опыту, обучающего его знаниям, умениям. Необходимо учитывать и
активность ребенка, который также должен овладеть соответствующими способами
этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с
одной стороны, действуют методы обучения, используемые воспитателем, и с другой
— способы учения, которыми овладевает ребенок.

В более раннем возрасте или при
ознакомлении с новым материалом воспитателю лучше применять метод
объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). В свою
очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог использует
объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным
поисковым способам действий. Метод показа и подробные объяснения применяются
при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца, певческой интонации,
произнесению слов, звуков и т. д.

Метод формирования способов
самостоятельных действий применяется тогда, когда ребенок сам находит
необходимый прием исполнения, создает новый, свой вариант исполнения. Действуя
самостоятельно, он творчески использует то, что ранее было в его опыте; следуя
примеру, ищет наиболее подходящие приемы, в какой-то степени анализируя свои
действия.

На занятиях можно показать, как
по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом
смотрят картинки и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном
театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на
фланелеграфе. Таким образом, дети убеждаются в вариативности приемов воплощения
одного замысла, начинают понимать преемственные связи между занятиями по
развитию художественной речи и рисованием. Впоследствии они применяют эти
приемы совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время рассматривают
иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Иногда ребятам предлагают
придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это может послужить
толчком для развертывания игры в магазин, в котором дети «покупают» эти ткани.

Итак, чтобы занятия оказывали
наиболее сильное влияние на развитие самостоятельной детской деятельности,
воспитатель должен:

·        
подобрать литературный и музыкальный
репертуар, легко усваиваемый детьми, доступный им по тематике;

·        
продумать возможность использования детьми
в часы досуга пособий, музыкальных инструментов, материалов для изобразительной
практики, кукол для театрализованных игр, которые ранее использовались на
занятиях;

·        
применять разнообразные приемы,
побуждающие детей самостоятельно заниматься разными видами художественной
деятельности;

·        
научить детей способам самостоятельных
действий, которые они смогут затем применить в своей практике;

·       
 применять приемы, способствующие
«самообучению» («выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам»),
развивающие детскую взаимопомощь.
           Как уже отмечалось, праздники оказывают большое влияние на развитие
самостоятельной деятельности детей, что отражается в сюжетно-ролевых играх. Это
значение праздников может быть усилено, если использовать некоторые
организационные формы. Прежде всего непосредственно после праздника можно
создать ситуацию, напоминающую обстановку недавнего торжества: внести детали
праздничного оформления помещения, раздать детям элементы костюмов литературных
героев, животных, сказочных персонажей и т. п. Как правило, дети тут же
стараются вспомнить отдельные выступления, игры, пытаются их воспроизвести.
Появляются и организаторы, которые объединяют вокруг себя своих сверстников,
увлекают их игрой. Однако в этих условиях самостоятельная деятельность
проявляется все же односторонне и чаще всего связана с обыгрыванием
предложенных детям атрибутов.

Более эффективна другая форма: на
самих праздниках и во время развлечений детям дают возможность действовать
совершенно самостоятельно. Например, можно неожиданно предложить
аккомпанировать на ударных инструментах во время плясок других. Или же,
разделив ребят на небольшие подгруппы, предложить им поочередно танцевать,
придумывая свои движения. Подобные самостоятельные проявления в процессе
развлечений и праздников позволяют детям уже по собственной инициативе
организовать такие действия. Поэтому так важно при составлении сценариев праздников,
зрелищ, вечеров досуга находить способы, помогающие каждому ребенку действовать
самостоятельно.

И наконец, воспитатель может
предложить поиграть в праздник. Как известно, праздники и развлечения
представляют собой своеобразную композицию различных художественных
выступлений, игр, зрелищ. Они подчиняются общей идее, объединены
театрализованным замыслом, динамичны, в них есть кульминационный момент.
Праздник частично оформляется в виде концерта, на котором поочередно
исполняются песни, танцы, стихи.

При организации художественной
самостоятельной деятельности необходимо продумать, где дети смогут этим
заняться, где они разложат нужные им предметы, материалы, музыкальные
инструменты. Уже сложилась известная традиция организовывать так называемый
«книжный уголок». Но как быть, если ребенок захочет что-либо нарисовать,
изготовить декоративные предметы, поплясать, помузицировать? Вот почему
возникает вопрос о зонировании, т. е. о выделении какого-то небольшого
пространства в групповой комнате. Разумеется, это не маленькие «комнатушки»,
разделенные перегородками. Это даже не «уголки». Просто дети должны хорошо
знать, где лежат материалы для кукольного театра, для изобразительной и
музыкальной деятельности. Когда воспитатель увидит, что дети захотели, например,
поиграть на музыкальных инструментах или заняться изготовлением декоративных
изделий, он может создать и более уютную обстановку, поставив невысокие
передвижные ширмы, складывающийся мольберт или облегченную конструкцию для
кукольного театра. Все это должно быть не только красивым, но и портативным,
доступным для самостоятельного детского пользования.

Важным условием, обеспечивающим
развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с
семьей. Все, что ребенок видит и слышит дома, не остается без его внимания.
Взрослые поют, танцуют, рисуют, украшают помещения, ходят в театр, кино,
смотрят телевизор. Ребенок, наблюдая, принимая в этом участие, получает
художественные впечатления. Придя в детский сад, он делится ими со сверстниками,
воспитателем, выражает свое отношение к виденному в играх. Кроме того,
художественный опыт, который ребенок получает в детском саду, побуждает его и
дома заниматься любимым делом. Поэтому родители должны создать ребенку все
условия для проявления самостоятельной творческой деятельности, всячески
поощрять его желание заняться, например, рисованием, помочь организовать
кукольное представление (подготовить предметы, заменяющие занавес, сцену,
выбрать игрушки, учитывая их выразительность для исполнения той или иной роли),
принять в этом участие.
В семье легко найти подход к ребенку, который стремится утвердиться в своей
художественной практике. Важно, чтобы эти попытки были связаны со всем семейным
укладом, чтобы ребенок чувствовал себя активным членом маленького, близкого ему
коллектива.

Знакомясь с методами воспитания в
детском саду, родители должны следить за содержанием телепередач и тем, сколько
времени проводит малыш у телевизора, так как порой он смотрит почти все
передачи. Возникает опасность перегрузки впечатлениями, вредной для здоровья
детей и, конечно, для их художественного развития. Ребенок часто проявляет
большой интерес к какому-либо одному виду деятельности. Однако даже специальные
способности лучше развиваются в условиях самых разнообразных занятий, требующих
и физических, и художественных, и умственных действий.
Часто родители спрашивают, нужно ли заниматься их ребенку музыкой, рисованием,
если у него нет природных данных. Ответ может быть только положительным.
Несомненно, одни дети, более одаренные, станут художниками, музыкантами. Другие
(а таких, наверное, большинство), если даже не станут профессионалами в том или
ином виде искусства, навсегда подружатся с ним и свою любовь к нему пронесут
через всю жизнь.
В семье необходимо позаботиться о создании благоприятной эстетической
обстановки. Прежде всего не должно быть антихудожественных предметов, будь то
различные картины, вазы, настенные декоративные изделия. В соответствии с
условиями в квартире необходимо выделить место, где расположить интересующие
малыша книжки, картинки, бумагу, карандаши, музыкальные инструменты. Причем
ребенок должен сам участвовать в оборудовании своего уголка и, продолжая
традиции детского сада, располагать эти предметы в определенном порядке. По
совету воспитателей родители приобретают грампластинки, книжки с иллюстрациями,
разные материалы для изобразительной деятельности, детские музыкальные
инструменты.

Если не только в детском саду, но и
дома взрослые поощряют и поддерживают творческие наклонности ребенка, то они будут
успешно развиваться. Итак, мы видим, что способы косвенного влияния на развитие
детской художественной самостоятельной деятельности тесно связаны между собой.

Методы косвенного руководства требуют
гибкого и чуткого подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальности.
Поэтому воспитатель должен повседневно совершенствовать свое мастерство,
увлекать детей любимым делом, устанавливать контакт с каждым из них, влиять
своим примером, владеть в меру своих возможностей способами художественной
практики. Все это входит в арсенал педагогических средств.

З.Особенности педагогического руководства самостоятельной изобразительной деятельностью

В
процессе непосредственного общения с
детьми педагог выбирает главным
образом позицию сотрудничества, партнера.
Выбор позиции подчиняется
цели руководства самостоятельной
деятельностью. Цель: развитие
личности ребенка и в первую очередь
развитие инициативы, творческой
сущности личности. Поэтому в руководстве
деятельностью надо идти от интересов
ребенка, его инициативы.

Любая
деятельность, возникающая по инициативе
ребенка, требует особенно
внимательного отношения и тонкого
руководства, так как инициативу
ребенка легко нейтрализовать, более
того, можно невольно разрушить
замыслы детей и даже разрушить
деятельность. Дети не всегда принимают
взрослого в свою игру, часто не позволяют
вмешиваться в изобразительный
замысел. Поэтому в целях сохранения
самостоятельности и активизации
творчества детей руководство такой
деятельностью должно быть
косвенным.

Наблюдая
за деятельностью, возникающей по
инициативе дошкольников,
педагог очень осторожно может
«подключиться» к детским замыслам:
сначала в роли благодарного зрителя,
умеющего удивляться, радоваться,
сопереживать. На фоне такого эмоционального
соучастия, обыгрывания
образа, его эстетического восприятия
возможны вопросы, побуждающие
ребенка к развитию замысла, поиску
способов действия; советы,
если ребенок нуждается в них.

Педагог,
ежедневно общаясь с детьми, может
формировать у них позицию
активного отражения впечатлений. Так,
наблюдая, отмечая с детьми яркие
события, явления и т.п., он может подсказать
им идею: рассказать об увиденном
в рисунке. «Какой чудесный закат сегодня..
.давайте посмотрим… Как
необычны краски неба… Сейчас все
исчезнет, а как хочется, чтобы другие
люди заметили, увидели эту красоту. А
что, если нам попробовать
нарисовать такой закат?»

Наблюдая
с детьми необычные явления, переписывая
яркие чувства, воспитатель
безотносительно к занятию может спросить:
«Дети, в как это можно
нарисовать?» так дети приучаются к мысли
о том, что волнующие события
могут быть отражены в стихах, танцах,
музыке, рисунках, придуманных
ими самими. В нужный момент такие
подсказки, идеи могут актуализироваться
в деятельности детей. Очень часть педагог
ведет беседы с детьми
о том, что они видели в воскресные дни,
куда ходили, как провели отпуск
с родителями и т.п. А ведь можно предложить
дошкольникам рассказать
об интересных событиях в рисунке, а
потом вместе с другими детьми
посмотреть их.

Рисунки,
поделки, выполненные детьми вне занятий,
дают богатую информацию воспитателю
об интересах ребенка, о том, что его
волнует, о способах изображения, которыми
он владеет. Такая информация позволяет
педагогу
более точно планировать работу на
специальных занятиях: отбирать любимые
темы, более точно определять задачи,
характер методов обучения и т.
п.

Анализ
содержания самостоятельной изобразительной
деятельности существенным
образом помогает воспитателю определить
характер познавательной
деятельности детей на занятиях,
проявляемый в самостоятельной
деятельности индивидуальный опыт детей
может быть таким,
что позволит организовать изобразительную
деятельность на занятии на
репродуктивно вариативном и даже
творческом уровне, минуя этап сообщения
детям готовых знаний и способов
деятельности. Возможно, наоборот,
в самостоятельной деятельности
обнаружится полная беспомощность детей
в изображении каких-то явлений при
одновременно ярко выраженной потребности
воплотить эти впечатления в рисунке
(лепке). Это послужит основой
постановки соответствующих учебных
задач на занятии.

Особого
подхода требует самостоятельная
коллективная дея
тельность.
В
этом случае руководство выражается:

во-первых,
в
наблюдении, выяснении, а то и в предложении
мотивов деятельности;

во-вторых,
в
наблюдении за процессом коллективного
замысливания, распределения
и планирования последовательности
работы, помощи в случае необходимости;

в-третъих,
в
наблюдении за процессом реализации
замысла, корректировке,
согласовании действий на правах участника
или заинтересованного
зрителя;

в-четвертых,
в
положительном принятии результата
деятельности и его
применении.

Самостоятельной
деятельности детей должно быть отведено
место
и
время в режиме дня.
Специфика
руководства самостоятельной деятельностью
такова:

1. Обучение
на занятиях и развитие при этом
самостоятельных способов
действий.

  1. Ознакомление
    детей с окружающим миром и формирование
    ярких впечатлений,
    в том числе и художественных, от
    восприятия произведений искусства,
    предметов народного творчества,
    праздников и развлечений.

  1. Работа
    с семьей с целью создания благоприятных
    условий для этой деятельности
    в домашнем кругу.

  1. Создание
    материальной среды, стимулирующей и
    обеспечивающей

    самостоятельную
    художественную деятельность.

Таким
образом, зная цель, задачи, принципы,
примерное со
держание,
формы и методы руководства самостоятельной
худо
жественной
деятельностью, педагог творчески их
использует в
конкретном
педагогическом процессе.

Главное
— сохранять и развивать индивидуальность
ребенка. Безусловно,
что одаренные дети потребуют особого
внимания не в плане выделения
их перед другими, а чуткого наблюдения
за их индивидуальностью,
понимания взрослыми их особого видения
и отражения
мира. Полезнее идти за ребенком, не
разрушать то, чем наделила его природа.
В то же время нужно чувствовать, в чем
он нуждается, в чем его слабости. Развитие
наблюдательности, стимулирование
творчества, более широкое введение
ребенка в мир изобразительного искусства
(посещение выставок,
музеев и пр.) обогащает детей, не разрушая
их индивидуальности.

В
настоящее время широко распространены
такие формы
работы
с
детьми, как кружковая, студийная и пр.
Как правило, в кружках, изостудиях
занимаются дети, имеющие склонность,
особый интерес к данному виду деятельности,
сочетающиеся нередко с ярко выраженными
способностями. Однако
посещение студий, кружков должно быть
доступно любому ребенку независимо от
его способностей.

Принципиальных
отличий в методике работы с детьми при
таких формах
ее организации нет. Главное требование
— это создать все условия, чтобы ребенку
хотелось посещать студию (кружок), чтобы
он испытывал радость от процесса и
результатов деятельности, чтобы он
глубже и полнее открывал
для себя мир людей, природы, искусства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Осознание мотивов и цели, что побуждают человека к овладению изобразительной деятельностью, определению основных психических процессов и образованиям, которые в своей совокупности обеспечивают ее готовность к овладению отмеченной, деятельностью обусловливают выбор методов и приемов учебно-воспитательного процесса.

Если образовательную деятельность понимать как целеустремленный процесс, целью которого является формирование готовности дошкольника к овладению изобразительной деятельностью, то методы следует определять как систему средств организации деятельности педагога и дошкольника, направленных на формирование тех процессов и образований, которые обеспечивают эту готовность, то есть — способностей, знаний, умений и навыков.

В современной практике дошкольных заведений наиболее эффективными методами учебы детей изобразительной деятельности определялись: исследовательский метод; метод усвоения слов-понятий, которые означают эталонные свойства предметов и явлений; метод демонстрирования рациональных способов и средств выполнения предложенного задания; вправление; устная инструкция; беседа; рассказ.

Исследовательский метод направлен на формирование способностей ребенка к изобразительной деятельности, поскольку для нее создается ситуация, в которой формируются новые представления о внешних признаках предметов и явлений, или закрепляются усвоенные ранее представления в новых для нее условиях. Кроме того, ребенок овладевает логической последовательностью и средствами восприятия объектов или явлений. Суть целеустремленного поэтапного обследования объекта заключается в таком:

– восприятие общего внешнего вида объекта;

– выделение основных элементов объекта и определение их признаков (форма, цвет);

– определение пространственного положения этих элементов (сверху, снизу, слева, дело, посередине) и их пропорциональных соотнесений (больше, меньше, одинаковые);

– выделение второстепенных (деталей, которые входят в состав главных) элементов, если в этом есть необходимость, и определение их признаков (положение в пространстве, пропорционального соотношения);

– повторное общее восприятие объекта.

Овладение системами сенсорных эталонов связано с усвоением слов, которые фиксируют признаки предметов и явлений, их связки и отношение. Для того, чтобы слово усваивалось как полноценное отображение общественного опыта, средство выделения и систематизации, чувственно воспринимаемых признаков и приобретало функцию орудий для индивидуальной исследовательской деятельности ребенка, — оно должно органично включаться в формирование восприятия [2, c. 166].

Ввиду этого, перед воспитателем стоит задание определить в процессе организации обследование объекта или явления наиболее рациональное условие введения слов, которые фиксируют эталонные признаки. Метод наблюдения, как и предыдущий метод, направленный на развитие способностей ребенка к изобразительной деятельности. Он заключается в целеустремленном, систематическом восприятии внешних признаков поведения людей, зверел, птиц, характерных признаков, тех или других явлений природы и тому подобное.

Но в отличие от исследовательского метода, который, по большей части, используется для определения и фиксации внешних признаков конкретного объекта в определенном состоянии и положении в пространстве, — наблюдение направлено на определение типичных признаков определенного вида предметов или явлений с целью их обобщения.

Наблюдение должно отвечать ряду требований. Оно должно быть выборочным, то есть выходить из четко поставленной цели, определять определенные признаки предметов или явлений. Наблюдение должно быть плановым и систематизированным, то есть проводиться последовательно и на протяжении определенного времени [5,c.208].

Метод демонстрирования рациональных способов и средств выполнения предложенного задания направлен на овладение детьми специальных знаний, то есть основ изобразительного языка (рисунок, линия, цвет, композиция); многообразие красящих материалов, их изображает — выразительных возможностей; приемов работы в разных видах изображающей техники; подходов к последовательности осуществления изображающего процесса.

Поэтому он предусматривает: ознакомление детей с последовательностью выполнения предложенного задания; материалом и техническими приемами работы; выразительными средствами, Которые должны предоставить конечному результату содержательную завершенность.

В основе использование этого метода положено наследование, которое рассматривается как особенный психический процесс, который содержит в себе усвоение новых форм поведения или выполнения старых ее форм в новых, необычных условиях путем приведения собственных действий соответственно с действиями имитируемого лица.

Вместе с тем, как считает А. В. Запорожец, в наследовании оказывается кардинальное противоречие. С одной стороны, интенсивное руководство, которое дает ребенку готовое средство решения задания, лишает его от ошибок и прямо ведет к необходимому результату, чрезвычайно облегчает усвоения новых знаний и умений. Но из другого — лишь известная самостоятельность выполнения задания может обеспечить определенным образом полноценность и глубину этого усвоения [3, c.320].

Следовательно, воспитатель, ориентируясь на предыдущий опыт детей в исполнении заданий аналогичной сложности, принимает решение, в каком объеме необходимо осуществлять демонстрирование способов и средств выполнения того или другого задания [1, c.272].

Поскольку этот метод направлен на овладение детьми специальных знаний, его использования, нуждается от воспитателя в необходимой полноценной информации и высоком мастерстве выполнения способов и средств решения будущего задания.

Развитие языковой регуляции проворных функций имеет большое значение в формировании произвольных движений человека, лишь благодаря слову эти движения могут приобрести тот произвольный и сознательный характер, который качественно отличает их от так называемых произвольных движений животных. Словесная система действует как в виде указаний и требований окружающих людей, так и в виде намерений самого ребенка, сформулированных с помощью внешнего или внутреннего языка.

Ввиду этого, метод устной инструкции используется вместе с обследованием объекта и демонстрированием средств его изображения. Но в некоторых случаях, когда, сформировалось другое действие уже или воспроизводится в относительно постоянных условий, устная инструкция используется в качестве самостоятельный метод. Каждое задание, которое предлагается детям на том или другом этапе учебы, включает элементы вправления. Их направленность обусловлена необходимостью формирования и закрепления не только способностей, знаний, но и умений, навыков — координирования действий глазастая руки, развитой руки, владения средствами работы, предложенных или избранных случаях техники.

Анализ детских работ как метод в практике дошкольного заведения имеет разное значение. И в совокупности с другими методами исследования он может быть использован действие изучения особенностей психического развития ребенка. Кроме того, сравнительная характеристика детской продукции в определенной последовательности дает возможность определить качество осуществляемого образовательно-воспитательного процесса и внесения при необходимости соответствующих корректив. В образовательно-воспитательном процессе анализ детских работ используется как средство поощрения детей к изобразительной деятельности и стимулированию последующего усовершенствования достигнутых результатов.

Наконец, этот метод дает возможность познакомить ребенка с критериями оценивания удачно выполненного задания, необходимыми для характеристики, как собственных работ, так и работ своих одногодков.

Особенное значение имеют приемы, связанные с предоставлением ребенку помощь в исправлении допущенных ею ошибок — указание воспитателя на наличие и характер ошибок; условные обозначения, которые ориентируют ребенка на последующее их исправление: точка, штрих, отпечаток, оставленный обратной стороной карандаша или кисти, пунктирная линия и т. п., которые направлены на координирование действий ребенка относительно уточнения формы объекта. Специфика этих приемов заключается в том, что их использование нуждается от воспитателя в необходимости учета индивидуальных особенностей развития психики ребенка и приобретенного им опыта овладения изобразительной деятельностью.

Сущностная характеристика творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с точки зрения педагогического подхода предусматривает понимание ее как особенного вида учебной деятельности, которая содержит в себе широкие возможности приобщения детей к миру прекрасному в действительности и искусстве, развитии творческих сил и способностей, связанных с восприятием, осмыслением и творением, прекрасного в повседневной жизни и искусстве, предоставление детям педагогической помощи на основе взаимопонимания и сотрудничества в эстетическом освоении окружающего мира.

Цель организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности заключается в эффективном использовании ее возможностей в актуализации, выявлении и отображении эстетического отношения дошкольников, к окружающей действительности и искусству.

Заданиями организации творческой работы в процессе изобразительной деятельности является: стимулирование эстетического отношения дошкольников к действительности и искусству, которое выражается в пробуждении интереса к прекрасному, художественно-эстетической ориентации дошкольников, формировании потребности дошкольников, в общении с прекрасным; обогащение эстетического опыта дошкольников через восприятие прекрасного, эстетическую оценку и осмысление художественно-эстетических явлений; овладение дошкольниками необходимыми умениями творческой работы в процессе изобразительной деятельности, которое характеризуется передачей художественно-эстетических чувств, воплощением художественно-эстетического воображения и созданием художественно-эстетического образа.

Выделение закономерностей детского творчества позволило подчеркнуть важность участия таких психических процессов как воображение, представление, фантазия, восприятие, мышление, в становлении творческой личности, развития, эмоционально чувственной сферы в получении знаний детьми предшкольного возраста.

Теоретический анализ предоставил возможность прийти к выводам, что эффективность организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительного деятельности зависит от создания определенных дидактических условий. Ими является:

– готовность педагогов к организации творческой работы дошкольников в процессе изобразительной деятельности, которое характеризуется пониманием сущности творческой работы, осознанием цели и основных заданий, определением средств ее организации;

– обеспечение содержания творческой работы дошкольников;

– поэтапное привлечение младших школьников к творческой работе на уроках изобразительного искусства, которое содержит в себе эмоционально ценностный, информационно-аналитический, интегративно-образный, исполнительско-действенный и итогово-оценочный этап;

– системное использование средств эстетического влияния естественного материала, предметной среды и разных видов искусства, на творческую работу дошкольников [4, c.344].

Литература:

  1. Горская Г. И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. — М.: Просвещение, 1977. — 272с.
  2. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии.—1975.- № 5.— С.166–175.
  3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 320с.
  4. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза, 1994.—344с.
  5. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.—208с.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, исследовательский метод, предложенное задание, ребенок, средство выполнения, творческая работа дошкольников, устная инструкция, анализ детских работ, творческая работа, творческая работа детей.

Консультация

На тему: «Основные методы и приемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Лаврушко В.А.

Содержание

1. Введение

2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей

2.2 Задачи и методы эстетического воспитания

3. Развитие художественно-творческих способностей детей

4. Формирование основ эстетического вкуса

5. Условия и средства эстетического воспитания

6. Формы организации эстетического воспитания

7. Заключение

8. Литература

  1. Введение

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Важно, чтобы работа педагога строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей
Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от взрослого умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.
2.2 Задачи и методы эстетического воспитания
Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Ведущими методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Педагогу важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтения стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.
3. Развитие художественно-творческих способностей детей

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов. Придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого изображения в их осуществлении. «Пусть поезд, – писала Н.К.Крупская,- на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребёнок учится преодолевать трудности, познаёт окружающее, ищет выходы из положения».

Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое.

Так же как в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребёнка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыками художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Осваивая те или иные навыки, ребёнок использует их, внося свою, пусть маленькую, лепту в украшении жизни семьи, детского сада, своих сверстников.

В развитии художественно — творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.
4. Формирование основ эстетического вкуса
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, слушая произведения П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

5. Условия и средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей осуществляется, путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить не эстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты.

Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Мощным средством эстетического воспитания является природа.

Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Педагог раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

Поэтому педагог основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом был убежден В.А.Сухомлинский.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная педагогом, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение также вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину

6Формы организации эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.

Педагог управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Педагог заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Он развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру и т.д.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит педагог. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Педагог организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т.д. Его задача – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, — театрализованные игры и игры – драматизации. Эти игры проходят под руководством педагога.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера.

Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему.

Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью (23 февраля, 9 Мая, 12 июня и т.д.), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и т.д.). При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию.

 7. Заключение

В современных условиях в дошкольном учреждении выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Педагог помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие диски для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Установление преемственности в эстетическом воспитании дошкольного учреждения и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать маленький человек.

8. Литература

1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду»

2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика»

3. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»

4. М.В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

5. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Расчет материалов на бытовку 6х3 своими руками пошаговая инструкция
  • Цераксон детям инструкция по применению цена отзывы
  • Вакуумный упаковщик инструкция по охране труда
  • Пенициллиновая мазь инструкция по применению цена отзывы
  • Руководство по исследованию в действии